Великий четверток страстной седмицы. воспоминание тайной вечери. — богослов

Главные церковные праздники, дни памяти святых и православные святыни сегодняшнего дня.

29 апреля (16 апреля по «старому стилю» – церковному юлианскому календарю).

Великий Четверг (в церковной традиции также часто именуемый Великим Четвертком), Воспоминание Тайной Вечери, четвёртый день Страстной седмицы.

Согласно церковному Уставу, сегодня на трапезе благословляется постная пища с растительным маслом. Далее коротко расскажем о сегодняшнем дне, а также упомянем святых, чья память совершается 29 апреля.

* * *

Великий Четверг (Великий Четверток)Воспоминание Тайной Вечери.

Те, кто за последние годы молился за Патриаршим богослужением этого дня Страстной седмицы, мог наблюдать уникальный богослужебный чин: омовение Предстоятелем ног двенадцати священнослужителям.

Это совершается по древней традиции, восходящей к евангельскому примеру Самого Христа, омывшего ноги Своим ученикам и давшего им завет исполнять это и далее в знак смирения и служения народу Божию.

ИЗ ЕВАНГЕЛИЯ ОТ ИОАННА

Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам. Истинно, истинно говорю вам: раб не больше господина своего, и посланник не больше пославшего его. Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете…

Омовение ног апостолам Спаситель совершил в самом начале Тайной вечери, одного из центральных событий Страстной седмицы и всей евангельской истории. Последней трапезы Христа с учениками, во время которой Он установил Таинство Евхаристии и предсказал предательство Иуды.

Великий четверток Страстной седмицы. Воспоминание Тайной вечери. - Богослов

www.pravoslavie.ru

ИЗ ЕВАНГЕЛИЯ ОТ МАТФЕЯ

И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из неё все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов…

В одном из своих Первосвятительских слова Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл следующим образом объяснил важность это величайшего Таинства для всех христиан:

Только Бог в ответ на наш небольшой подвиг молитвы, покаяния, доброделания, способен нам дать Свою силу, протянуть Свою спасающую десницу. И Он нам протягивает её тогда, когда мы соединяемся с Ним, становимся реальным соучастником Его земной жизни, Его страданий и Воскресения в Таинстве Святой Евхаристии…»

Именно поэтому для христиан Евхаристия является Таинством, священнейшим из всех Таинств, вершиной единения человека с Богом.

А потому в день Великого Четверга в православных храмах впервые за дни Страстной седмицы совершается полная Литургия (с понедельника по среду – Литургия Преждеосвященных Даров), за которой молится особенно много людей.

Верующих, которые после исповеди и благословения священника стремятся причаститься Святых Христовых Таин.

* * *

Мученицы Агапия, Ирина и Хиония Аквилейские. Раннехристианские святые страдалицы, сестры-христианки из Северной Италии, принявшие мученические венцы в период трагически известных диоклетиановских антихристианских гонений в 304 году от Рождества Христова.

Осиротев ещё в юном возрасте, святые сестры решили не выходить замуж и вели благочестивый образ жизни.

Когда император Диоклетиан посетил Аквилею, он воздвигнул жестокое гонение против христиан, так что в скором времени здесь все тюрьмы оказались переполненными. Тогда и были схвачены эти три девушки и преданы различным истязаниям.

В богослужении святым мученицам сказано, что они не устрашились ни нападения диких зверей, ни отсечения частей тела, ни других пыток.

Во время их истязаний произошло несколько чудес, но мучители не вразумились. Наконец Агапию и Хионию сожгли на костре, а Ирину пронзили стрелами.

Тела святых мучениц были похоронены святой Анастасией, прозванной Узорешительницей за то, что она облегчала «узы» – трудности христиан, заключённых в тюрьмы.

Эти три сестры имели такую крепкую веру в Бога, что не устрашились угроз мучителей, не пожалели своей юности и пострадали за Христа. Они отдали тленную жизнь, чтобы на Небе воспринять нетленную. Теперь они блаженствуют в Царстве вечного света. Их молитвами Господь да укрепит нас в христианском подвиге.

* * *

Праведная Тавифа Иоппийская. Святая I (апостольского) века, известная своей праведностью и чудом, описанным в Апостольских деяниях.

Когда святая Тавифа скончалась, близ Иоппии проповедовал первоверховный апостол Петр.

Он приехал к месту кончины святой Тавифы, помолился, преклонив колена, подошёл к одру почившей и воззвал: «Тавифа, встань!», после чего праведница чудесным образом воскресла (Деян. 9, 36).

Великий четверток Страстной седмицы. Воспоминание Тайной вечери. - Богослов

Праведная Тавифа Иоппийская. pravoslavie.ru

Мученик Леонид и святые мученицы Хариесса, Ника, Галина, Калиса (Калида), Нунехия, Василисса и Феодора.

Раннехристианские страдальцы, погибшие от рук язычников в Коринфе в 258 году от Рождества Христова.

Святых бросили в море, однако чудесным образом они не утонули, но пошли по воде, словно по суше, распевая духовные гимны. Мучители на корабле догнали их и утопили, повесив на шеи святых мучеников тяжёлые камни.

Великий четверток Страстной седмицы. Воспоминание Тайной вечери. - Богослов

Мученик Леонид. pravoslavie.ru

Перенесение мощей мученика Авраамия Болгарского. Честные останки этого Владимирского чудотворца, погибшего от рук безбожных волжских болгар в 1229 году от Рождества Христова, были обретены и перенесены в Успенский собор владимирского Княгинина монастыря на следующий год после мученической кончины святого.

Великий четверток Страстной седмицы. Воспоминание Тайной вечери. - Богослов

Авраамий Болгарский. pravoslavie.ru

Иконы Божией Матери Ильинско-Черниговская (1658) и Тамбовская (1692). Чудотворные образы Пресвятой Богородицы, явленные в этот день в разные годы XVII столетия.

Поздравляем православных христиан с днём этих святынь, Великим Четвергом и памятью всех сегодняшних святых! 

Слово в Великий Четверг о Тайной Вечери

Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ин.6, 53

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие во Христе братья и сестры!

Накануне иудейской пасхи Спаситель собрал учеников в простой чисто убранной горнице для совместной трапезы, исполненной величия и печали. Простая пища, простое питье на столе — хлеб и красное виноградное вино. Но этот скромный стол словно бы распространился на всю вселенную, и на нем распростерся заклаемый за грехи человечества Агнец Божий.

Великий четверток Страстной седмицы. Воспоминание Тайной вечери. - Богослов Тайной Вечерей Господней началась непрекращающаяся с той поры таинственная трапеза рода христианского — Божественная Евхаристия. Ветхозаветные люди насыщали тела свои земной пищей, а души их, лишенные общения с Богом, оставались вечно голодны. На выжженных песках пустыни растет только саксаул да мечется бесприютное перекати-поле — вот на такую же духовную ущербность обрек себя падший род человеческий в безблагодатном мире. Силы и крепость для духовного роста и расцвета даровал обездоленным людям только Христос Искупитель, в Самом Себе заключающий Небесную Пищу, по слову Его: Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда (Ин. 6, 35). Первыми таинственного этого Хлеба вкусили Апостолы на Тайной Вечере.

Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу (Ин. 13, 13-14).

Всемогущий Господь, вочеловечившийся Сын Божий, стоял на коленях перед Апостолами, очищая грязь с их подошв. Охваченные растерянностью и стыдом, принимали ученики эту поразительную услугу Господню. Пылкий Петр начал было спорить и противиться: не умоешь ног моих вовек, — но Иисус Христос строго отвечал ученику: если не умою тебя, не имеешь части со Мною (Ин. 13, 8). Разлучиться со Спасителем — для святого Петра это было самым страшным, и он тут же с тою же горячностью воскликнул: Господи! не только ноги мои, но и руки, и голову (Ин. 13, 9). Милосердный Господь продолжает незримо омывать душевную скверну тех, кто стремится к Нему, — омовение ног Апостолам перед Тайной Вечерей прообразовало Таинство исповеди, подготавливающее верных к восприятию Страшных и Животворящих Тайн Христовых. Как неохотно, словно отбывая тяжкую обязанность, обычно идем мы исповедоваться, а ведь это Сам кроткий Спаситель стоит перед нами, желая очистить наши души от скверны, чтобы приблизить нас к Себе. Исповедь — не унылая повинность христианина, а дарованное Богом счастье освобождения от греховных уз, и к этому счастью нам надо стремиться столь же ревностно, как некогда устремился испугавшийся разлучения с Господом святой апостол Петр. Богочеловек Иисус Христос явился в мир не только послужить людям, сделать их чище, лучше — Он принес нам в дар Самого Себя, Пречистую Плоть и Святейшую Кровь Свою. На Тайной Вечери впервые прозвучали слова Господни, призывающие верных к вкушению этой Божественной Пищи.

Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов (Мф. 26, 26-28).

Еще впереди была Крестная Жертва Голгофская, но в этот миг уже преломлялось на Кресте за наши грехи Тело Сына Человеческого, ради нас лилась Кровь Единого Безгрешного. Превечный Бог неизмеримо выше наших представлений о прошлом и будущем: и так, в сгустке времени и вечности на Тайной Вечере заклан был Агнец Господень, хлеб и вино превратились в Плоть и Кровь Его.

Как совершается Таинство Пресуществления, как земной хлеб и земное вино становятся Телом и Кровью Спасителя? Человеческий ум, этого понять не способен, но неподвластная даже и гениальному уму тайна легко и свободно открывается простоте веры.

Кто свидетельствует нам о величайшем чуде Пресуществления? Не какие-то случайные люди, даже не пророки и Апостолы, нет — Сам Сын Божий ясно возвещает: сие есть Тело Мое… сие есть Кровь Моя…

Чему и кому мы сможем веровать, если не поверим Единому Безгрешному?

Невиданно, чудесно, непостижимо? Так и должно быть. Таинства потому так и называются, что они есть тайны Божии. А Пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы есть Таинство Таинств, тайна тайн. Нам остается только благоговеть перед Премудростью Божией, славословить Милосердие Создателя, вкушая дарованный Им таинственный Небесный Хлеб бессмертия. Может ли быть что трудное для Всемогущего Творца, Единым словом сотворившего миры видимый и невидимый, возжегшего мириады солнц, вдохнувшего в персть земную дыхание жизни? Бесчисленное множество загадок остается для человечества в материальной природе, так не удивительно, что наш ум становится в тупик перед великими проявлениями Духа Божия. Но воистину изумления достойны Щедрость и Благость Творца! Спаситель не просто утоляет голод и жажду душ человеческих, питая нас Животворящими Тайнами, — достойных причастников Господь соединяет с Собой кровным родством, делает их христоносцами.

Читайте также:  Житие мученика кли́мента, папы римского - богослов

Это чудо из чудес неизмеримо выше земных даров, подобных дождям и манны и перепелов, которыми Бог издревле питал израильтян в пустыне. Но никакое чудо Господне не просветит маловерных.

Всемогущество Сына Божия было явлено в насыщении тысяч людей пятью хлебами и двумя рыбками, уже после этого Он возвестил: хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира (Ин. 6, 51), а духовно слепые иудеи не замечали Его Всесилия и роптали: как Он может дать нам есть Плоть Свою? (Ин.

6, 52). Этим лукаво умствующим «сынам погибели» уподобляются те, кто поныне дерзает сомневаться в Таинстве Пресуществления.

Животворящие Тайны Христовы страшны, как страдания Распятого Спаси-теля. То, что совершается на Божественной Литургии, — отнюдь не туманный «образ» или «символ», вовсе не «простой благочестивый обычай». Приносимая в наших храмах Бескровная жертва сопряжена со всей вещественностью Кровавой Жертвы Голгофской, только ради человеческой немощи Иисус Христос питает людей Телом Своим и Кровью Своею не явно, но под видом хлеба и вина. В церковном предании немало свидетельств о том, как для убеждения маловер-ных или устрашения неверных во Святой Чаше открывалось видимо для всех Окровавленное Тело Спасителя. Подобные же примеры есть и в книгах историков: так, в «Хрониках» Гель Мольда рассказано, что, когда умножилось нечестие одного из западнославянских племен, во всех тамошних храмах за Литургией вместо хлеба и вина явились кровавые куски Человеческого Тела.

«Когда приступаешь к Святой Чаше, приступай так, как бы ты пил от самого ребра Христова», — говорит Святитель Иоанн Златоуст.

Да, страшно причащаться Пречистого Тела и Святейшей Крови Христовых, но несравненно ужаснее не вкушать этого величайшего дара Господня, ибо избегающие причастия пренебрегают Самим Спасителем, Крестными Его муками, плодом которых явился этот дар.

Отказ от причастия означает гибель человеческой души — по непреложному слову Господа нашего Иисуса Христа: Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни.

Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною (Ин. 6, 53-57).

Со страхом Божиим и верою следует приступать к Животворящим Тайнам Христовым. Во Святой Чаше — пламя Божественных Страстей Голгофских, раскаленный угль Пречистого света Господня.

Горе тому, кто подходит к причастию с душой, не очищенной покаянием, в гордыне или лукавстве. На Тайной Вечере одиннадцать Апостолов приобщились Святых Даров в Вечную жизнь. Иуда-предатель, замышлявший измену, причастился в вечную гибель.

Кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе (1 Кор. 11, 29), — говорит святой апостол Павел.

Порою ленивые и слабодушные люди, избегая причастия, пытаются лукаво оправдаться: «Я, мол, недостоин». Но в этом мире нет и не может быть человека, достойного вкусить Пречистое Тело и Святейшую Кровь Господа! Божественные Дары ниспосылаются нам даром, не за наши ничтожные заслуги, а по Благости Божней, и нам ли оскорблять Всевышнего Дародателя, отвергая предлагаемый Им для нашего же спасения Хлеб Жизни. Не в лжесмирении отступника, а в истинном сознании своего недостоинства перед Страшными и Животворящими Тайнами — долг христианина, ибо Господь призывает и приемлет грешников кающихся, как некогда принял покаяние блудницы и разбойника. Ясна и недвусмысленна заповедь Спасителя об обязательности причащения Тела и Крови Его для всех верных. Однако отступники лукавыми и лживыми мудрованиями силятся извратить прямой завет Господень. Так, высокомерный римо-католический клир обкрадывает свою паству: по их обычаю миряне приобщаются лишь Тела Христова, не Крови Его, а полнота причащения предназначена только для священников. Но ведь Иисус Христос заповедовал вкушать и Плоть, и Кровь Его! Кто не совершает этого, тот не спасется. Или гордый римский клир надеется проникнуть сквозь райские врата сам по себе без вверенной ему паствы? Нет, перед Всевышним Судией назвавшиеся служителями Божиими дадут ответ за погубленные души всех своих прихожан.

По слову Святителя Иоанна Златоуста, «такое великое Таинство презирать и не употреблять может только человек, лишенный разума и чувств». Вот так «волки в овечьих шкурах» из протестантских сект оставляют своих последователей без благодатных Святых Даров.

Руководствуясь низменным земным рассудком, они пытаются придать Страшному Таинству причащения Плоти и Крови Христовых лишь «фигуральный» обрядовый смысл.

Эти «фигуральные» лже-христиане не слышат ни зова Самого Господа, ни слова апостольского: Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова?(I Кор. 10, 16). Так, отрицаясь Христа Спасителя, гибнут сектанты в суемудрии и грехах своих.

Об избегающих Святой Чаши и недостойно причащающихся говорит святой апостол Павел: Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает (1 Кор. 11, 30).

Зато какие силы духовные и телесные приносят Божествен-ные Дары вкушающим их в послушании и смирении! В истории Церкви не счесть случаев чудесных исцелений от самых тяжких болезней после причащения Животворящих Тайн Господних — однако телесное здоровье есть лишь следствие величайшего духовного врачевства, коего удостаиваются верующие.

О духовном возрождении, даруемом Таинством Таинств, свидетельствует святой праведный Иоанн Кронштадтский: «Ощущал я тысячекратно в сердце моем, что после причастия Святых Тайн Господь подавал мне как бы новую природу духа, чистую, добрую, величественную, светлую, мудрую, благостную, — вместо нечистой, унылой и вялой, мрачной, тупой, злой.

Я много раз изменялся чудным, великим изменением на удивление самому себе, а часто и другим». И свидетельства такого же чуда перерождения есть в духовном опыте каждого христианина, хоть вмале достойного этого высокого имени, хотя бы единожды сумевшего достойно подготовиться и воспринять Пречистую Плоть и Святейшую Кровь Христовы.

Возлюбленные о Господе братья и сестры! Если мы хотим выстоять в наше трудное время, нам следует постоянно прибегать к благодатной помощи Божией, как можно чаще приобщаться Животворящих Христовых Тайн. А Четверг Страстной седмицы — особый день, когда Церковь вспоминает апостольскую Тайную Вечерю, где Господь положил начало Таинству Тела и Крови Своих. В Великий Четверг никакие житейские дела и заботы не могли удержать благочестивых предков наших, стремившихся во храм ко Святой Чаше. По числу причастников Великого Четверга определялась даже численность христиан, живущих в том или ином краю. Да сподобит Господь и нас, недостойных, стать причастниками Святых Тайн Его не во осуждение, но во здравие души и тела и в жизнь Вечную. Приступим же со страхом и трепетом, со слезами покаяния и надеждою на прощение, сознавая всю греховность и все непотребство свое, к священному пиршеству веры христианской, воспевая с преподобным Иоанном Дамаскиным; «Пред дверьми храма Твоего предстою, и лютых помышлений не отступаю; но Ты, Христе Боже, мытаря оправдивый, и хананею помиловавый, и разбойнику рая двери отверзый, отверзи ми утробы человеколюбия Твоего и приими мя…» Аминь.

Издание Сретенского монастыря, 1998

25 апреля — Великий Четверток. Воспоминание Тайной Вечери

Тайная вечеря. (Глава из «Закона Божия» протоиерея Серафима Слободского).

 

Тайная вечеря

В пятый день после входа Господа в Иерусалим, значит, по нашему в четверг, (а в пятницу вечером надлежало заклать пасхального агнца), ученики спросили Иисуса Христа: «где велишь нам приготовить Тебе Пасху?» Иисус Христос сказал им: «пойдите в город Иерусалим; там вы встретите человека, несущего кувшин воды; последуйте за ним в дом и скажите хозяину: Учитель говорит: где горница (комната), в которой бы Мне совершить Пасху с учениками Моими? Он покажет вам большую убранную горницу; там приготовьте пасху». Сказав это, Спаситель послал двух учеников своих Петра и Иоанна. Они пошли, и все исполнилось так, как сказал Спаситель; и приготовили Пасху. Вечером того дня Иисус Христос, зная, что Он будет предан в эту ночь, пришел с двенадцатью апостолами Своими в приготовленную горницу. Когда все возлегли за стол, Иисус Христос сказал: «очень желал Я есть с вами эту Пасху прежде Моего страдания, потому что, говорю вам, уже не буду есть ее, пока она не совершится в Царствии Божием». Потом встал, снял с Себя верхнюю одежду, препоясался полотенцем, налил в умывальницу воды и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан.

Умыв ноги ученикам, Иисус Христос надел одежду Свою и, возлегши опять, сказал им: «знаете ли, что Я сделал вам? Вот, вы зовете меня Учителем и Господом и правильно зовете. Итак, если Я, Господь и Учитель ваш, умыл ноги вам, то и вы должны поступать так же. Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам».

Этим примером Господь показал не только Свою любовь к ученикам Своим, но и научил их смирению, т. е. не считать за унижение для себя служить кому бы то ни было, хотя бы низшему себя человеку. После вкушения ветхозаветной Пасхи еврейской, Иисус Христос установил на этой вечери таинство Святого Причащения.

Потому и называется она «тайною вечерею».

Иисус Христос взял хлеб, благословил его, переломил на части и, подавая ученикам, сказал: Приимите, ядите; сие есть Тело Мое, за вас ломимое во оставление грехов», (т.е. за вас предается на страдание и смерть, для прощения грехов).

Потом взял чашу с виноградным вином, благословил, возблагодарив Бога Отца за все Его милости к роду человеческому, и, подавая ученикам, сказал: «пейте из нее все, это Моя Кровь Новаго Завета, за вас Проливаемая во оставление грехов».

Слова эти означают, что под видом хлеба и вина Спаситель преподал Своим ученикам то самое Тело и ту самую Кровь, которые на другой день после этого Он предал на страдания и смерть за наши грехи.

Читайте также:  Память апостолов петра и павла - богослов

Как хлеб и вино стали Телом и Кровью Господа, это тайна, непостижимая даже для ангелов, почему и называется таинством. Причастив апостолов, Господь дал заповедь всегда совершать это таинство, Он сказал: «сие творите в Мое воспоминание».

Таинство это совершается у нас и теперь и будет совершаться до скончания века за богослужением, называемым Литургией или Обедней.

Во время тайной вечери Спаситель объявил апостолам, что один из них предаст Его. Они этим очень опечалились и в недоумении, смотря друг на друга в страхе стали спрашивать один за другим: «не я ли Господи?» Спросил и Иуда: «не я ли, Равви?» Спаситель тихо сказал ему: «ты», но никто этого не слышал.

Иоанн же возлежал рядом со Спасителем, Петр сделал знак ему, чтобы он спросил, о ком говорил Господь. Иоанн, припадши к груди Спасителя, тихо сказал: «Господи! кто это?» Иисус Христос так же тихо ответил : «тот, кому я, обмакнув кусок хлеба, подам».

И, обмакнув кусок хлеба в солило (в блюдо с солью), Он подал его Иуде Искариотскому, сказав: «что делаешь, делаей скорее». Но никто не понял, для чего это Спаситель сказал ему.

А так как у Иуды был ящик с деньгами, то ученики подумали, что Иисус Христос посылает его купить что-либо к празднику, или раздать милостыню нищим. Иуда приняв кусок, тотчас вышел. Была уже ночь.

Иисус Христос, продолжая беседовать с учениками Своими, сказал: «Дети! уже не долго Мне быть с вами. Заповедь новую даю вам, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою. И нет больше той любви, как если кто положит душу свою (отдаст жизнь свою) за друзей своих.

Вы — друзья Мои, если исполните то, что я заповедую вам». Во время этой беседы Иисус Христос предсказал ученикам, что все они соблазнятся о Нем в эту ночь, — все разбегутся, оставив Его одного. Апостол же Петр сказал: «если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь».

Тогда Спаситель сказал ему: «истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде чем пропоет петух, ты трижды отречешься от Меня и скажешь, что не знаешь Меня». Но Петр еще больше стал уверять, говоря: «хотя бы мне надлежало и умереть с Тобой, не отрекусь от Тебя». То же говорили и все другие апостолы. Но все же слова Спасителя опечалили их.

Утешая их, Господь сказал: «да не смущается сердце ваше (т.е. не скорбите), веруйте в Бога (Отца) и в Меня (Сына Божия) веруйте». Спаситель обещал ученикам Своим послать от Отца Своего другого Утешителя и Учителя, вместо Себя — Святаго Духа.

Он сказал: «Я умолю Отца, и Он даст вам другого Утешителя, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, потому что Он с вами пребывает и в вас будет (это значит, что Дух Святый пребудет со всеми истинно верующими в Иисуса Христа — в Церкви Христовой). Еще немного и мир уже не увидит Меня; а вы увидите Меня; потому что Я живу (т.

е. Я есть жизнь; и смерть не может победить Меня), и вы будете жить. Утешитель же Дух Святой, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что я говорил вам». Дух Святой — Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне; а также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною» (Иоан. 15, 26-27).

Иисус Христос предсказал также ученикам Своим, что много зла и бед придется им вытерпеть от людей за то, что они веруют в Него. «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь (крепитесь)», сказал Спаситель, «Я победил мир» (т.е. победил зло в мире).

Беседу Свою Иисус Христос окончил молитвой об учениках своих и обо всех, кто будет веровать в Него, чтобы Отец Небесный сохранил их всех в твердой вере, в любви и в единодушии (в единстве) между собой.

Когда Господь окончил вечерю, еще во время беседы встал с одиннадцатью учениками Своими и, воспев псалмы, пошел за поток Кедрон, на гору Елеонскую, в Гефсиманский сад.

Молитвы

Тропарь на Великий Четверг, глас 8

Егда́ сла́внии ученицы́/ на умове́нии ве́чери просвеща́хуся,/ тогда́ Иу́да злочести́вый/ сребролю́бием неду́говав омрача́шеся,/ и беззако́нным судия́м Тебе́, Пра́веднаго Судию́, предае́т./ Виждь, име́ний рачи́телю,/ сих ра́ди удавле́ние употреби́вша!/ Бежи́, несы́тыя души́,/ Учи́телю такова́я дерзну́вшия;// И́же о всех Благи́й, Го́споди, сла́ва Тебе́.

Кондак на Великий Четверг, глас 2

Хлеб прие́м в ру́це преда́тель,/ сокрове́нно ты́я простира́ет,/ и прие́млет це́ну Созда́вшаго Свои́ма рука́ма челове́ка,// и неиспра́влен пребы́сть Иу́да раб и льстец.

Проповедь Преосвященнейшего епископа Усманского Евфимия в четверг Страстной седмицы, день Воспоминания Тайной Вечери

Дорогие братья и сестры! Сегодня мы воспоминали события Великого Четверга. В Евангельском чтении мы слышали, как Иуда из алчности укорил женщину, помазавшую миром ноги Христа, как затем он пошел к первосвященникам и предал Божественного Учителя за 30 сребреников.

Евангелие повествует нам сегодня также о двух великих событий, которые совершил в этот день Господь. Первое – когда он, умыв ноги своим ученикам, явил всем нам пример смирения, которое должно лежать в основе христианского образа жизни.

В те времена жители Палестины обувались в сандалии, ноги быстро пылились и входя в дом приходилось их омывать. Хозяевам ноги омывали рабы. Господь наш Иисус Христос, являясь господином трапезы, на которую Он собрал Своих учеников, смиряет Себя до образа раба, умывая ноги апостолам.

Второе событие, очень важное для нас – это установление главного Таинства Церкви, Таинства Евхаристии. «Евхаристия» в переводе значит «Благодарение». Это Таинство мы совершаем за каждой Литургией.

Господь преломил хлеб и дал Своим ученика со словами: «приимите, ядите: сие есть Тело Мое» (Мф 26:26). Поэтому в Таинстве Евхаристии под видом хлеба и вина мы принимаем Тело и Кровь Христову, без причастия Которыми не сможем наследовать жизнь вечную (см. Ин 6:53).

Это Таинство так важно для верующих, что в первые века христиане причащались каждый день. Но их высота жизни была не в пример нашей. Они, действительно, жили во Христе. Пребывая на земле, они помышляли лишь об Отечестве Небесном, каждый день готовясь предстать пред Богом. Ведь в те времена лишь за одно исповедание себя христианином человек подвергался истязанием и мучительной казни.

А нас иногда борют сомнения: как может хлеб и вино стать Телом и Кровью Христовой? В VIII веке в итальянском городе Ланчано произошел чудесный случай. Один священник, совершая Литургию усомнился, а действительно ли хлеб и вино прелагаются в Тело и Кровь Господню.

И когда он преломлял хлеб со словами тайной священнической молитвы, читаемой в алтаре: «Раздробляется и разделяется Агнец Божий, раздробляемый и не разделяемый, всегда ядомый и никогда же иждиваемый [уменьшаемый], но причащающияся освящаяй», то вдруг ощутил в своих руках живую Плоть, а в Чаше увидел Кровь.

На его невольный крик собрались сослужащии и тоже стали свидетелями чуда.

С тех времен эта Кровь хранится в хрустальной чаше. Она свернулась в пять шариков, разных по размеру. Удивительно то, что каждый шарик Крови весит столько же, сколько весят пять вместе взятых, что полностью противоречит законам физики. Творец мира может свободно нарушать закон естества.

Приступая к Евхаристической Чаше, мы слышим слова: «Со страхом и верою приступите». Приступая с верой, по вере нашей мы получаем благодать Божию.

Страх же должен заключаться в боязни оскорбить Бога, оскорбить Его любовь, которую Он проявил к человеку, претерпев Голгофские страдания, память которых мы будем совершать завтра, в Великую Пятницу.

 Будем же дорогие братья и сестры помнить, какой Ценой искуплен человек, освобожден от рабства греха.

Перед нашими глазами в эти дни предательство Иуды и отречение апостола Петра. Они оба были рядом со Христом, оба отказались от Него. Но разным был конец их жизни, потому что разным было их изначальное отношение к Спасителю.

Иуда думал только о личной выгоде.

Его ум помрачился настолько, что он не воспринимал возвышенных слов Христа о Царствии Божием, но видел в приближении к Учителю только лишь средство наживы, тем более, что именно ему был вверен общий ковчежец с деньгами.

Апостол Петр любил Христа и искренне желал быть с Ним до последнего часа и даже умереть за Него.

Но когда наступила минута испытаний и во дворе первосвященника его спросили: «и ты не из учеников ли Этого Человека?» (Ин 18:17), то Петр отрекся, сказав, что не знает Этого Человека. Но этот грех он совершил по немощи человеческой.

Это не был его жизненный выбор. Он не предал, а точнее не продал хладнокровно за деньги Учителя, улыбаясь Ему и лобзанием указывая на Него врагам.

Малодушие Петра явилось следствием его самоуверенности, когда в горячности он заверял: «если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь»(Мф 26:33).

Петр, действительно, так чувствовал, как говорил, но он еще не знал на опыте, как слаб и немощен человек, если не укрепит его благодать Божия.

И Господь попускает ему проявить малодушие, чтобы впредь он не надеялся на свои силы, но уповал на Господа.

Пусть пример покаяния апостола Петра станет назиданием для нас. Мы очень часто поддаемся в жизни малодушию, причем даже при незначительных поводах. Кто-то, как нам показалось, на нас не так посмотрел, и мы уже мучаемся от мысли, что о нас плохо подумали, сказали. А человек может даже и не думал о нас.

Постараемся, дорогие братья и сестры, внимательнее относится к своей жизни, особенно в священные дни воспоминаний Христовых страданий, побеждать малодушие покаянием и молитвой ко Господу.

Великий Четверг. Воспоминание Тайной Вечери. Страстная седмица

?

Он воскрес! (adam_a_nt) wrote, 2015-04-09 09:17:00 Он воскрес! adam_a_nt 2015-04-09 09:17:00 Category: Утреня: Лк., 108 зач., XXII, 1-39. Литургия: 1 Кор., 149 зач., XI, 23-32.   Мф., 107 зач., XXVI, 2-20; Ин., XIII, 3-17; Мф., XXVI, 21-39; Лк., XXII, 43-45; Мф., XXVI, 40 — XXVII, 2. На умовении ног: Ин., 44 зач., XIII, 1-11. По умовении ног: Ин., 45 зач., XIII, 12-17. Показать все чтения

Читайте также:  Рождественский пост, календарь питания на каждый день недели - богослов

Перед самым началом Своих страстей Господь собирает учеников на Тайную вечерю. Хотя Господь наш имел право сказать: «Я ничего не говорил втайне» (как Он сказал Своим врагам); хотя христианству чуждо настроение заговора и конспирации, а тем более пустая игра в мнимые тайны, в таинственность, в секреты, как это свойственно оккультистам, в сердце христианства — тайна.

Вечеря Христова — тайная. Во-первых, потому, что ученики собираются вокруг Учителя, ненавидимого миром, ненавидимого Князем мира сего, пребывающего в кольце злобы и смертельной опасности, которая являет великодушие Христа и требует верности от учеников.

Это требование, нарушенное страшным предательством со стороны Иуды и несовершенно исполняемое другими учениками, которые впадают в дрёму от уныния, от унылых предчувствий, когда им должно бодрствовать с Христом во время моления о Чаше.

Петр в оторопи страха с клятвами отрекается от своего Учителя. Все ученики разбегаются.

Но грань между верностью, хотя бы несовершенной, и полнотой предательства остается. Это страшная грань: непримиримое столкновение между Его великодушием и святостью, между Царством Божиим, которое Он возвещает и приносит людям, и царством Князя мира сего.

Это настолько непримиримо, что, приближаясь к тайне Христа, мы оказываемся перед последним выбором. Ведь мы приближаемся ко Христу так близко, как верующие других религий и вообразить не могут.

Они не могут вообразить, что можно так приблизиться к Богу, как мы, когда мы вкушаем Христову плоть и пьем Его кровь.

Это помыслить трудно, а каково выговорить! Каково было апостолам услышать впервые слова, которыми Господь устанавливал истину Евхаристии! И горе нам, если мы не испытываем хотя бы малой доли того трепета, который тогда должен был охватить апостолов.

Тайная вечеря является тайной и потому, что она должна быть укрыта от враждебного мира, и потому, что в ее существе — непроницаемая тайна последнего снисхождения Богочеловека к людям: Царь царствующих и Господь господствующих Своими руками омывает ученикам ноги и таким образом являет Свое смирение всем нам. Чем можно превзойти это? Только одним: предать Себя на смерть. И Господь делает это.

[Spoiler (click to open)]

Мы — слабые люди. И когда наши сердца мертвеют, нам хочется благополучия. Но пока у нас живое сердце, грешное, но живое, — о чем тоскует живое сердце? О том, чтобы был предмет любви, бесконечно достойный любви, чтобы можно было такой предмет любви найти и служить ему, не жалея себя. Все мечтания людей — неразумны, потому что это мечтания.

Но они живые, пока живое сердце стремится не к благополучию, а к жертвенной любви, к тому, чтобы нас обрадовали неизреченным великодушием к нам и чтобы нам какой-то долей великодушия ответить на это и верно послужить Царю царствующих и Господу господствующих, который так великодушен к Своим слугам. Господь наш в лице апостолов назвал нас своими друзьями.

Об этом более страшно подумать, чем подумать о том, что мы рабы Божьи. Раб может в поклоне спрятать глаза; друг не может уклониться от того, чтобы встретить взгляд своего друга — укоризненный, прощающий, видящий сердце.

Тайна христианства, в отличие от мнимых тайн, которыми ложные учения соблазняют людей, — это как непроницаемая для взгляда глубина прозрачнейшей воды, которая, однако, так велика, что дна мы не видим; да и нет его — дна.

Что можно сказать в этот вечер? Только одно: что Святые Дары, которые будут нам вынесены и поданы, — это те самые тело и кровь Христовы, которые в невообразимом потрясении сердца вкушали апостолы.

И это наше собрание — это та самая длящаяся Тайная вечеря.

Будем молиться, чтобы нам не выдать Божьей тайны — тайны, которая сплачивает нас со Христом, чтобы мы пережили эту теплоту тайны, не предали ее, чтобы мы ответили на нее хотя бы самой несовершенной верностью.

Блаженный Августин говорил о Евхаристии довольно трудные для нашего малодушного сердца слова. Он толковал Евхаристию, в частности, как призыв к мученическому подвигу: за тело и кровь, которые Христос предал за нас, мы должны быть готовы отдать наше тело и нашу кровь.

К подвигу мученичества в полном смысле призваны немногие, и не будем говорить о вещах, слишком для нас высоких.

Но если Господь наш предает нам, омыв наши ноги, Свое тело и Свою кровь, как же нам не терпеть великодушно хотя бы те малые невзгоды, которые нам приходится терпеть?!

Помолимся, чтобы нам никогда не забывать тайны, в которую мы взяты великой тайной — Тайной вечерью, чтобы нам никогда не выдать ее врагам видимым и невидимым, никогда не иметь окамененного нечувствия в отношении к ней. И чтобы наше сердце рвалось послужить Царю царствующих, который так милосерден, так близок — до последней близости, до близости вкушаемого нами Яства.

И еще одна мысль должна посетить каждого, кто слушает это Евангельское чтение. Мы видим, что Господь наш в земной Своей жизни соблюдал ветхозаветный Закон.

И в город Иерусалим Он пришел в связи с тем циклом празднеств, которые были у иудеев, — между иудейской Пасхой и иудейской Пятидесятницей. Он пришел не разрушить, но исполнить, и Его жизнь началась с того, что Он по Закону подвергся обрезанию.

Почему же в одном Господь наш так последовательно бросал вызов законничеству — в вопросе о полном бездействии, которого иудейские законники требовали от человека в субботу?

Конечно, это учит нас тому, что доброта важнее обряда, важнее обрядовой правильности, это избавляет нас от опасности обрядоверия. И всё-таки, кажется, дело не только в этом.

Что значило для верующего иудея особо строгое почитание субботы? — Что творящая деятельность Бога окончена к седьмому дню: в седьмой день Бог опочил от трудов Своих, и эта завершенность Божьего творения празднуется каждую субботу.

И бездействие верующего — свидетельство о его вере в то, что мир изменен не будет. (Хотя у иудеев во времена Христа было учение, не очень ясное, о будущем веке и о воскресении, в которое верили фарисеи; саддукеи, впрочем, отрицали его, так что это еще не было всеобщей верой.

) Если празднуется покой Бога, понимаемый как полное бездействие, как прекращение Его творчества, значит, мир стабилен. Это описано со скорбной красотой в книге Екклесиаста: что было, то и будет.

Этому Господь наш противопоставляет другое учение, не разрушающее смысл Ветхого Завета, но его дополняющее: покой Бога — это не прекращение Его творчества (хотя мир Божий завершен и совершенен в той мере, в какой он не испорчен действием падших духов и падших людей).

Мы и сейчас, видя каждое творение Божье — распускающиеся ветви весной и любое другое творение, — слышим слова Творца о том, что это весьма хорошо. И всё же замысел Бога еще не осуществлен — замысел о преображении мира.

Бог создал нас людьми, а мы сами себя сделали падшими людьми. Но Бог хочет нас возвести к такому достоинству, для которого апостол Иоанн в своем послании не находит и слов, говоря: мы сейчас дети Божии, но не знаем, чтo будем.

И слова Господа: Отец продолжает делать, продолжает творить, и Я продолжаю. Знамение этого — исцеление в субботу.

Милость Божия безгранична, щедра, она упреждает человека, его просьбы и мольбы, не говоря уже о его исправлении. Но милость Божия требовательна. Мы знаем, как мы себя ведем с чужими маленькими детьми и со своими детьми.

Чужих маленьких детей, за которых мы не несем ответственности, мы рады приласкать, если уж не вовсе злые люди, дать им что-нибудь сладкое, обрадоваться за них и ничего от них не требовать. Мы за них не отвечаем.

Это для них и для нас радость на мгновение, не имеющая продолжения и дальнейшего смысла. Но Бог добр к нам не как чужой дядюшка, который дарит нам конфетку и идет своим путем, ничего от нас не требуя.

Христос встречает исцеленного Им человека и напоминает ему о том, что великая милость, им полученная, — это одновременно и требование: не греши. Чем больше Бог нам дает, тем больше Он от нас и требует.

Еще лучше будет, если мы поймем, что Его требовательность к нам — это самое лучшее, что Он нам дает. Слова «не греши» были сказаны человеку, исцеленному от очень тяжелой, очень длительной болезни, вызволенному из горчайшей беды.

Но каждый из нас, даже живущий благополучной и как будто безопасной жизнью, не знает, над какими безднами проводит его, не зрящего, не видящего этих бездн, рука Божия. И эти слова обращены к каждому из нас: не греши, чтобы с тобой не сделалось чего худшего.

Ибо даже те из нас (а много ли таких среди нас?), у кого нет воспоминаний о прошедшей мимо, чудом миновавшей тяжелой беде или беде уже настигшей и потом отступившей, имеют все основания знать, что с нами каждое мгновение может быть много хуже.

Мы привели себя и Божий мир в такое состояние, когда беды должны с нами случаться. И благоразумно нам — не говоря о том, что это долг благодарности — не грешить, потому что не по грехам нашим поступает с нами Господь.

Помолимся о том, чтобы Бог воздвиг наши расслабленные души, расслабленные сердца и чтобы он совершил дело возрождения нашего Отечества. И мы сегодня должны ещё молиться о душах тех, кто своей кровью заплатил за победу нашего Отечества.

Мы должны также вспоминать людей, отдавших свою жизнь в русской диаспоре за спасение тех, кому угрожала бесчеловечность гитлеровского режима. Мы должны вспоминать таких людей, как мать Мария.

Помолимся о том, чтобы, как расслабленный, потерявший земную надежду, наше Отечество не по нашим грехам получило бы здравие. Аминь.

Аверинцев С.С. Духовные слова, М.: Свято-Филаретовский православно-христианский институт, 2007. С. 71-78

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *