Ветхозаветный святой пророк илия — богослов

2 августа — память святого пророка Божия Илии, обличителя нечестивых царей, повелителя огня и… покровителя российских воздушно-десантных войск.

Божий человек, жрецы и тельцы

В русском переводе Библии пророк называется «Илией». Еврейский аналог этого имени Элийягу (‏אֵלִיָּהוּ) означает «Мой Бог — Господь», точнее «Мой Бог — Яхве» (Яхве — «Господь» по-еврейски). При этом «Яхве» обозначало не простое, но собственное имя Бога, которое не произносили вслух.

По преданию, дошедшему до нас от святого Епифания Кипрского, при рождении пророка его отец видел, как «некие благообразные мужи пеленали его огнем и питали пламенем огненным». И младенец действительно стал ревностным, пламенным служителем единого Бога.

Пророк Илия жил в Северном Царстве Израиля во время правления нечестивого царя Ахава, который прогневал Бога тем, что в угоду жене- финикиянке насаждал культ языческих богов Ваала и Астарты.

За это Илия предрёк всему Израилю засуху: «И сказал Илия (…) Ахаву: жив Господь Бог Израилев, пред Которым я стою! В сии годы не будет ни росы, ни дождя, разве только по моему слову» (3 Цар. 17:1)

«Огненный» пророк

Ветхозаветный святой пророк Илия - БогословИлия в пустыне. Вашингтон Олстон, 1818. Музей изящных искусств, Бостон, США

Засуха продолжалась три с половиной года. Наконец, Бог велел Илии устроить «духовный поединок» со служителями Ваала. Илия хотел показать не только царю Ахаву, но и всему Израилю, кто истинный Бог. Пророк сказал жрецам Ваала: «Пусть дадут нам двух тельцов, и пусть они выберут себе одного тельца, и рассекут его, и положат на дрова, но огня пусть не подкладывают; а я приготовлю другого тельца и положу на дрова, а огня не подложу; призовите вы имя бога вашего, а я призову имя Господа Бога моего. Тот Бог, Который даст ответ посредством огня, есть Бог» (4 Цар. 18:23-24).

Служители Ваала молились первыми. Они часами выкрикивали его имя, скакали у жертвенника, кололи себя ножами, но финикийский бог не отзывался. «В полдень Илия стал смеяться над ними и говорил: кричите громким голосом, ибо он бог; может быть, он задумался, или занят чем-либо, или в дороге, а может быть, и спит, так он проснется» (3 Цар. 18:27).

Жрецы Ваала ничего не добились, и к жертвеннику вышел Илия. Он попросил облить жертвенного тельца, дрова и камни жертвенника водой, чтобы никто не усомнился в силе Единого Бога.

И вот, по молитве пророка произошло чудо: «Ниспал огонь Господень и пожрал всесожжение, и дрова, и камни, и прах, и поглотил воду, которая во рве. Увидев это, весь народ пал на лице свое и сказал: Господь есть Бог, Господь есть Бог!» (3 Цар.18:38-39).

Жрецы Ваала были казнены, а на землю пролился обильный дождь. Многолетняя засуха кончилась.

Огонь в Ветхом Завете часто сопутствовал проявлениям Истинного Бога — «Вид же славы Господней на вершине горы был пред глазами сынов Израилевых, как огонь поядающий» (Исх. 24:17).

Также в Ветхом Завете мы часто читаем, что Бог «попаляет» врагов избранного народа.

По толкованию епископа Виссариона (Нечаева), огонь — это «символ наказующей правды Божией, гнева Божия», но также «знамение милости Божией к Израильскому народу».

Пророк Илия стал живым образом Божественного суда над людьми, не желающими знать Истинного Бога.

Если Илия не умер, то где он сейчас?

Ветхозаветный святой пророк Илия - БогословИлия и огненная колесница (фрагмент). Джузеппе Анджели, 1740-55. Национальная галерея искусств, Вашингтон, США

Ко времени царствования Иорама (сына Ахава) Илия приобрел огромный духовный авторитет не только в Северном, но и в Южном царстве. Он действовал уже не один. Ему помогал верный пророк Елисей и множество учеников. По обычаю тех времен, члены пророческих школ («сыновья пророков») жили в городах отдельными общинами, ели полевые овощи (4 Цар. 4:38-40), проповедовали слово Божие (Суд. 6:8-10).

Незадолго до своего вознесения Илия в присутствии Елисея совершил великое чудо: «И взял Илия милоть (плащ — прим.ред.) свою, и свернул, и ударил ею по воде, и расступилась она туда и сюда, и перешли оба посуху» (4 Цар. 2:8).

Но кульминацией жизненного пути пророка стало другое событие: «Вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на небо» (4 Цар. 2:11).

Писание подчеркивает, что он вознесся в теле, а не в духе. При этом часто полагают, что пророк Илия был вознесен на огненной колеснице в Царство Небесное, к самому Престолу Божию. Однако в Церковнославянском переводе Библии сказано, что Илия был вознесен не на небо, а «как на небо»: «И взя́тъ бы́сть илiа́ ви́хромъ я́ко на не́бо».

В этом переводе сохраняется упущенная в наиболее распространенном сегодня Синодальном переводе частица «я́ко» («как»). Есть эта частица («ὡς» или «как») и в греческом переводе — Септуагинте. Исходя из этих переводов, Илия «как бы» возносится на небо.

У святых отцов нет единого мнения о местопребывании Илии после вознесения. Святой Беда Достопочтенный полагал, что пророк попадает в Рай. По мысли святого Беды, подъем Илии, конечно, «не есть восхищение на само Небо (как у Христа), но вознесение в воздух на высоту, с которой он уже невидимо перенесён был к радостям рая».

Так же думает святитель Димитрий Ростовский. Он полагает, что Илия «на огненной колеснице взятый вместе с плотию на небо, до сих пор жив во плоти, хранимый Богом в селениях райских».

Однако святитель Григорий Двоеслов учит, что пророк возносится в сокровенное земное место, где должен «обитать в телесном и душевном успокоении дотоле, пока при кончине мира паки явится на земле заплатить долг смерти».

В том же ключе рассуждает преподобный Роман Сладкопевец. В составленном им кондаке на Вознесение Господне говорится: «Илия же, восседающий на огненной колеснице, взошел, но не достигнул неба, как написано: яко до неба.

Бог же Еноха и Бог Илии вознесся на небеса, объявив нам: «Не отлучаюсь от вас, Я с вами, и никто на вас».

Местопребывание Илии по вознесении остается тайной. Очевидно одно: вознесение Илии — прообраз Вознесения Иисуса Христа и жизни праведников в Царствии Небесном.

Святитель Амвросий Медиоланский пишет: «Илия был восхищен огненной колесницей, вознесется и Церковь.

Не веришь мне? Поверь Павлу, в котором говорил Христос: «Мы восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем»».

Зачем Илия появляется в Новом Завете?

Ветхозаветный святой пророк Илия - БогословСвятой Пророк Илия в пустыне. Фреска монастыря Грачаница, Косово, Сербия. Около 1320 года. Изображение: https://diomedes2.livejournal.com/

На рубеже Ветхого и Нового Завета люди ожидали скорого возвращении Илии на землю, согласно предсказанию Малахии, последнего ветхозаветного пророка («Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного» (Мал. 4:5)).

Пламенность Илии израильтяне видели сначала в служении Иоанна Предтечи, затем — в проповеди Иисуса Христа. Некоторые думали, что кто-то из этих двоих и есть Илия (Ин. 1:21; Матф. 16:14).

Однако настоящий Илия явился Господу Иисусу Христу на горе Фавор. Свидетелями этого стали апостолы Петр, Иаков и Иоанн. Они увидели Илию и Моисея, беседующих со Христом в Его нетварном свете: «И просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие» (Матф.17:1-3).

Пророк Илия появился на горе Фавор по ряду причин. Во-первых, для того, чтобы выступить олицетворением пророческих писаний, подобно тому, как Моисей выступает олицетворением Закона (блаж. Иероним Стридонский).

Во-вторых, чтобы рассеять заблуждения людей, полагавших, что Илия — это Христос, и показать, что Христос — Бог (ибо излучает Свет), а пророки — Его рабы (такое толкование предложил святой Ефрем Сирин).

В-третьих, для того, чтобы люди знали, что Иисус — властелин жизни и смерти, поскольку Моисей умер, а Илия жив (толкование Евфимий Зигабена). Наконец, чтобы показать, что «день Господень», предсказанный Малахией, уже наступил.

Обличит Антихриста и превратит воду в кровь

Согласно Церковному Преданию, миссия пророка Илии еще не закончена. Он вместе с ветхозаветным праведником Енохом, также взятым живым «как бы на небо», дожидается наступления последних времен и воцарения «человека греха» — Антихриста, который будет выдавать себя за Бога.

Когда это произойдет, Илия и Енох обличат беззакония Антихриста. Иоанн Богослов в своем «Откровении» пишет: «они будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней, будучи облечены во вретище» (Откр. 11:3).

Преподобный Экумений Триккский поясняет: «После Илии Фесвитянина придет Енох, предваряя второе пришествие Христа, которое должно случиться после пришествия антихриста. Ибо говорят, что они придут прежде и будут свидетелями того, что творимые антихристом знамения являются ложными и что нет необходимости верить грешнику».

В «Откровении» также сказано, что пророки будут обличать Антихриста «со властью и силою»: они смогут затворять небо, чтобы не шел дождь, превращать воду в кровь и поражать землю язвою (Откр. 11:6).

Предсказано, что по попущению Божию они будут убиты, но по прошествии трех с половиной дней воскреснут, знаменуя начало второго Пришествия Христова.

Так при чем здесь ВДВ?

Покровителем ВДВ пророка «назначили» отчасти из-за календарного совпадения — первая высадка десанта в СССР («день рождения» ВДВ) произошла 2 августа 1930 года, в день памяти пророка Илии, отчасти из-за того, что образ пророка — ревностного, верного своему делу, — действительно может воодушевлять воинов.

Интересно, что в X веке, задолго до крещения Руси, некоторые дружинники князя Игоря (в некотором смысле первые «спецназовцы»), принимая крещение, говорили об особом почитании именно пророка Илии.

А в договоре князя Игоря с византийцами за 944 год можно найти строки о том, что княжеские дружинники «клялись церковью пророка Илии» — первым православным храмом Киевской Руси, построенным, по преданию, князьями Аскольдом и Диром.

Святой пророк Илия: житие кратко (читать, слушать, смотреть)

Илия – один из ветхозаветных пророков, известен более всего тем, что его Господь забрал живым на Небо. Он не узнал смерти в земном теле. Самый почитаемый древний пророк, его чтут не только в православии, но и в исламе, и иудаизме. Чем же он так прославился, что память о нем жива даже спустя три тысячи лет?!

Илия: житие святого пророка

Ветхозаветный святой пророк Илия - Богослов

Родился Илия в девятом веке до Рождества Христова. Он
появился на свет в Фисвах, за это получил прозвище «фесвитянин». Имя его
переводится как «мой Бог». Соответственно своему имени, святой всю жизнь был
верующим, борцом с язычеством. Он проводил время в молитве, живя в пустыни.

Читайте также:  Как правильно читать псалтырь дома в великий пост - богослов

История о жизни пророка содержится в книгах Ветхого Завета (3 и 4 Книга Царств). В это время правил нечестивый царь Ахав. Его жена Иезавель была не из еврейского рода и поклонялась языческим идолам. Этому она научила своего мужа, а затем весь израильский народ.

Пророк обличал их, но они не думали каяться. Пророк
предсказал голод стране, если царь не раскается. Но и тогда он не обратился от
своего беззакония. Илия помолился, и настала засуха три года. Народ стал
голодать.

Тогда Иезавель поклялась убить Илию. Он удалился в пустынное место, где молился Богу, и ворон каждый день приносил ему пищу. Когда источник, у которого жил пророк, иссох, Илия вернулся в город.

Он нашел бедную вдову и поселился у нее. Пока Илия был в ее
доме, у нее не кончалась мука и масло. Это было вознаграждение за милосердие и
гостеприимство этой женщины. Когда сын вдовы умер, пророк воскресил его
молитвой.

Сила молитвы пророка Божиего Илии

Тогда пророк решил устроить показательное состязание. На
горе он велел принести жрецам Ваала жертвы. И сам он тоже принес жертву Богу
Истинному. Свою жертву он даже полил водой. Затем пророк велел молиться жрецам
своему Ваалу. А сам он стал молиться Богу. Он сказал, чья жертва загорится,
значит тот и есть Бог Истинный.

Жрецы взывали к Ваалу, наносили себе раны ножом, чтобы громче кричать. Но жертвы их не были приняты. А жертва Илии загорелась сама после его молитвы, это значит, что Господь принял его жертву.

Тогда весь народ уверовал в Бога Истинного, а жрецов, уже
достаточно израненных своими же ударами, пророк приказал убить. По молитвам
Илии тут же пошел дождь, Господь прекратил засуху.

Восшествие на небо

У Илии был ученик, которого звали Елисей. Ему было открыто,
что скоро Илия уйдет от него необычным способом. Поэтому он везде стал преследовать
его, чтобы видеть это чудо. Однажды они шли вместе, но Илия велел Елисею
остаться и не идти с ним дальше. Тот отказался.

Пророк спросил, что он хочет больше всего. Елисей ответил:
такую же благодать, как у Илии. Пророк сказал, что он получит ее, если поймает
его верхнюю одежду (она называлась «милоть»).

Они пошли дальше, и вдруг с неба спустилась огненная
колесница и забрала Илию. Он успел сбросить сверху милоть Елисею. Тот поймал, и
благодать сошла на него. Он тоже стал творить чудеса.

Возвращение

Есть пророчество, что Илия должен вернуться на землю перед вторым пришествием Христа.

Когда антихрист вступит во власть, Илия с Енохом (который тоже не вкусил земной смерти, а был забран на небо живым), придёт обратно в земном теле. Они будут вдвоем обличать антихриста.

За это он убьет их, и тела будут лежать на площади. На третий день они воскреснут и вернутся на небо.

В Новом Завете говорится, что Илия должен прийти перед первым пришествием Христа. Под этим именем подразумевался Иоанн Креститель. Он пророчествовал о Христе и крестил Его в Иордане.

Также на горе Фавор, когда Христос преобразился перед
апостолами Иоанном, Иаковом и Петром, им явились Илия и Моисей. Они беседовали
с Ним о крестной смерти Христа.

О пророке илии в народном почитании

Не секрет, что день памяти пророка Илии – 2 августа, в язычестве назывался «днем Ярилы». Это – языческое божество Солнца. С приходом православия на Руси некоторые языческие праздники, для удобства народа, были превращены в православные. Так, например, день Ивана Купалы стал днем святого Иоанна Крестителя.

Пророку Илии молятся о прекращении засухи и, наоборот, дождя, поскольку он при жизни мог своей молитвой останавливать и то и другое. В день Илии всегда бывает гроза, по народным поверьям. Тогда говорят в народе: «Илия-пророк на колеснице едет». Но надо понимать, что это – всего лишь суеверие.

Протоиерей Андрей Ткачев: о пророке Божием Илии

Пророк Илия – герой веры Ветхого и Нового Заветов

  • Ветхозаветный святой пророк Илия - Богослов
  • (3 Цар.16:29-22:40)
  • Уильям Макдональд

В периоды греха и отступничества Бог обращался к Своему народу через пророков. Эти пророки были глашатаями Яхве. Они бесстрашно осуждали идолопоклонство, блуд и прочие беззакония. Они призывали народ покаяться и вернуться к Господу, предупреждая об ужасных последствиях, если они этого не сделают. Некоторые пророки несли служение в основном в Израиле, некоторые в Иудее, некоторые в обоих царствах. Так как Израиль был более нечестивым, Бог сопровождал послания пророков, обращенные к Израилю, знамениями и чудесами. Поэтому Израилю не было оправдания.

Илия упоминается в евангелиях в связи со служением Иоанна Крестителя. Иоанн пришел в духе и власти Илии (Лк. 1:17).

Илия был родом из Фесвы в Галааде, расположенной на восточном берегу реки Иордан, поэтому он назван Фесви тянином. Его история рассказывается только в книгах Царств.

Мы ничего не знаем о его происхождении, семье или о том, как он был призван к пророческому служению. Но никто не мог отрицать того, что он был Божьим посланником.

Он был избранным орудием Бога, чтобы поставить на колени прелюбодействующий и высокомерный Израиль и его нечестивого царя Ахава.

Ахав был чрезвычайно нечестивым царем древнего Израиля, не только потому, что шел по стопам идолопоклонника Иеровоама, но и потому, что женился на Иезавели, дочери царя Сидонского. Эта безнравственная женщина была поклонницей Ваала.

Она повлияла на Ахава, чтобы тот учредил поклонение Ваалу в Израиле, построив капище, жертвенник и создав дубраву. То, что грех процветал в то время, видно из дерзкой попытки Ахи ила Вефилянина восстановить Иерихон, несмотря на Божье проклятие (Ис.Нав. 6:26).

Когда он положил основание города, умер его первенец Авирам. Когда же были поставлены ворота, умер его младший сын Сегуб.

Его молитвы могли принести благословение (дождь) или гнев (засуху и огонь). Он был воплощением бесстрашной совести для своего поколения. Его первым действием, о котором мы знаем, было объявление Ахаву, что земля будет страдать от засухи.

Очевидно, это был Божий суд за идолопоклонство. Бог предпочел использовать жестокую засуху, чтобы привлечь внимание народа.

Они не обращали внимания на духовную засуху, которую идолопоклонство навлекло на страну, но не могли не обратить внимания на природную засуху.

Послушавшись Господа, Илия отправился из Самарии к потоку Хораф, к востоку от Иордана. Там он пил воду из потока, а вороны чудесным образом приносили ему пищу утром и вечером. Но по прошествии некоторого времени поток высох по причине засухи.

Илия и вдова из Сарепты (3 Цар.17:8-24)

Следуя слову Господа, Илия отправился в Сарепту, на побережье Средиземного моря между Тиром и Си доном. Там Бог устроил так, что его кормила вдоваязычница. Сначала она колебалась, потому что еды у нее было только для сына и нее самой. Но пророк велел ей сначала сделать небольшой опреснок для него.

Сделав это, она фактически поставила Бога на первое место в своей жизни. Послушавшись, она выучила драгоценный урок: те, кто ставят Бога на первое место, никогда ни в чем не нуждаются. Ее мука в кадке и масло в кувшине никогда не убывали.

Иисус заострил внимание на том факте, что Илия был послан к вдовеязычнице, а не к одной из многочисленных вдовизра ильтянок (Лк. 4:26).

Во время засухи Иегова заботился о Своем пророке самыми уничижающими его способами: сначала его кормили нечистые птицы, потом язычница, которая к тому же была бедной вдовой. Царю во дворце было трудно, но у Илии было все необходимое. Божий человек, слушающийся Бога, всегда имеет все необходимое, в какой ситуации он ни находился бы.

Позже сын этой женщины тяжело заболел и умер. Мать сразу же заподозрила, что Илия поразил его смертью за какойто грех, который она совершила.

Пророк отнес тело ее сына в горницу, простерся над отроком трижды и воззвал к Господу. Мальчик ожил и вернулся к своей матери в полном здравии.

Это убедило женщину в том, что Илия человек Божий и что слово Господне истинно. Язычница поверила в Бога Израиля.

Илия бросает вызов жрецам Ваала (3 Цар.18:1-19)

Через три года после того, как Илия оставил Израиль, и через три с половиной года после начала засухи (Лк. 4:25), пророку было велено явиться к Ахаву с человеческой точки зрения это было очень опасно.

Голод был такой сильный, что Ахав и его слуга Авдий (не пророк, написавший Книгу Авдия) ходили по земле в поисках травы для корма скота.

(Это был тот самый Авдий, который спас сто пророков Господа, когда Иезавель убила некоторых из них и хотела уничтожить остальных).

Авдий искал траву, и в это время Илия пошел ему навстречу и попросил сообщить Ахаву о его прибытии. Авдий побоялся, что это приведет к его смерти, ведь царь неустанно искал пророка, чтобы заставить его замолчать раз и навсегда.

Если бы Авдий сообщил царю о местонахождении Илии, царь сразу же перешел бы к действиям. Но Илию мог унести в безопасное место Дух Господень. Тогда Ахав в гневе мог бы убить Авдия за «ложное» сообщение. Кроме того, положение Авдия при дворе было и так шатким, ведь он защитил пророков Господних.

Илия обещал, что никуда не исчезнет и договорился о встрече с царем.

Царь Ахав вышел навстречу Илии и обвинил его в том, что тот смущает Израиль. Царь не понимал, что человек Божий был одним из лучших людей в истории Израиля. Илия, не опасаясь за свою собственную жизнь, бесстрашно ответил Ахаву обвинениями.

Он обвинил царя в поклонении Ваалу и призвал его собрать своих пророков идолопоклонников для состязания на горе Кармил, чтобы определить, чей Бог истинный. (Четыреста пятьдесят пророков Вааловых пришли на Кармил, а четыреста пророков Астарты не стали; см.

ст. 19, 22).

Победа Илии над жрецами Ваала (3 Цар.18:20-40)

Обращаясь к собравшимся представителям Израиля, Илия обвинил их в колебаниях между двумя богами; им следовало выбрать либо Господа, либо Ваала. Потом началось состязание. Были закланы два тельца и положены на дрова. Илия был представителем Господа, а четыреста пятьдесят пророков Ахава представляли Ваала. Тот Бог, Который даст ответ посредством огня, должен был быть признан истинным Богом.

18:2629 Пророки Ваала взывали к своему богу и прыгали вокруг жертвенника от утра до полудня. Илия стал смеяться над ними и давать «полезные» советы, объясняя неспособность Ваала ответить.

Читайте также:  «божница», как устроить в доме? - богослов

«Возможно, это такой маленький и слабый бог, что он не может делать два дела одновременно». В отчаянии, пророки кололи себя по своему обыкновению ножами и копьями, так что кровь лилась по ним.

Все это продолжалось до времени вечернего жертвоприношения. Но не было ни голоса, ни ответа, ни слуха.

18:3035 Тогда Илия построил жертвенник из двенадцати камней во имя Господа. Камни представляли двенадцать колен Израиля. Чтобы показать, что огонь на жертвеннике будет зажжен чудесным образом, он вылил на тельцов и дрова двенадцать ведер воды (три раза по четыре ведра).

Некоторые исследователи спрашивают, где Илия нашел столько воды во время засухи. Но на самом деле это нетрудно. Двенадцать ведер воды можно найти в любое время. Засуха поразила посевы, но питьевая вода была, иначе все просто умерли бы. Другое объяснение заключается в том, что воду могли взять из Средиземного моря, которое было на расстоянии нескольких километров от горы. Уильямс пишет:

«Воду, необходимую для того, чтобы наполнить ров, могли взять из Кис сона (ст. 40), моря (ст. 43) и колодца, который до сих пор существует (ст. 35), из всех источников вместе или поотдельности». Во время приношения вечерней жертвы Илия помолился о том, чтобы Бог послал огонь с небес.

И тут же ниспал огонь Господень, поглотивший не только всесожжение, но также дрова, и камни, и прах, и воду, которая во рве. Народ вынужден был признать, что Господь настоящий Бог. Они послушались приказа Илии перебить пророков Вааловых. Только после того, когда народ признал Иегову Богом и казнил пророков Ваала, мог пойти дождь.

Исповедание грехов и повиновение Слову Божьему путь к благословению.

Молитва Илии о дожде (3 Цар.18:41-46)

Пророк посоветовал Ахаву поесть, потому что скоро ему придется уйти с горы Кармил, спасаясь от приближающегося дождя. Ахав сел есть, а Илия встал и начал молиться. Он поднялся на верх горы Кармил, наклонился к земле, положил лице свое между коленами своими и ревностно стал просить Господа исполнить Свое слово, послав дождь.

Он продолжал молиться, пока слуга не указал ему на темное облако на горизонте. Илии этого было достаточно. Он немедленно передал Ахаву, чтобы тот спешил в Изреель, город на территории Иссахара, где иногда жила царская семья (21:1).

Как верный подданный и преданный слуга, пророк бежал перед колесницей Ахава под дождем 32 километра до Изрееля.

Бегство Илии к Хориву ((3 Цар. 19:1-18)

Когда Ахав пересказал Иезавели, что пророки Ваала потерпели поражение и были убиты на горе Кармил, она поклялась, что убьет Илию. И тогда пророк, чья вера позволила ему одержать в тот день такую великую победу, утратил смелость.

Он бежал от Иезавели, чтобы спасти жизнь свою. Бежал он на юг, к Вирсавии, на расстояние примерно 160 км, на южную границу Иудеи. Оставив своего слугу в Вирсавии, Илия отошел в пустыню на день пути.

Там он сел под можжевеловым кустом, уставший, поникший, в отчаянии.

Интересно обратить внимание на то, какими средствами Бог исцелил его от этой сильной депрессии: отдых; пища и питье; еще отдых; еще пища и питье. Подкрепленный этой пищей, пророк шел сорок дней и сорок ночей до горы Божией Хорива (Синая), на которой Бог дал Моисею закон.

Там, в пещере, с ним говорил Господь. Илия, в духе самоправедности, уверял в своей верности и осуждал сынов Израилевых. Он сказал, что единственный остался верен Господу. Тогда Бог велел ему стать на горе закона, но Илия не послушался. Мы узнаем об этом, потому что позже (ст. 13) он вышел и стал у входа в пещеру.

Тогда, одно за другим, на горы обрушился большой и сильный ветер, потом землетрясение, потом огонь. Эти силы напоминали Илии о его собственном, суровом и критическом отношении. Ничто из вышеперечисленного не побудило его выйти из пещеры. Наконец, после огня пророк почувствовал веяние тихого ветра. Это было дуновение Господней благодати, и пророк вышел.

Потом он снова начал хвалить себя, как единственного оставшегося свидетеля Бога. Джордж Уильямс так комментирует это:

«Если бы он не думал так много о себе, то понял бы: бури, землетрясения и огонь не совершат того, что способно совершить тихое дуновение любви. Он признал бы, что между его сердцем и сердцем народа нет никакой разницы; и что, как принуждение силой не способно заставить его выйти из пещеры, так и он не может заставить народ силой отказаться от греха».

По-видимому, из-за высокого самомнения Илии, его полезность как служителя Божьего уменьшилась. Бог велел ему вернуться на север, через пустыню в Дамаск, и совершить там три помазания: 1) Он должен был помазать Азаила в царя над Сириею. Этот царь должен был наказать непокорный народ Израиля. 2) Он должен был помазать Ииуя в царя над Израилем.

Ииуй должен был осуществить Божий суд над домом Ахава. 3) Он должен был помазать Елисея как своего собственного преемника. Это должно было научить его тому, что он не должен считать себя незаменимым. Эти три человека должны были осуществить Божий суд над идолопоклонниками Израиля (ст.

17), но Господь собирался пощадить семь тысяч мужей, которые колени не преклоняли пред Ваалом и не лобызали его.

Помазание Елисея Илией

Илия отправился на север, к Авел Мехоле, расположенной в долине реки Иордан недалеко от Вефсана. Там он встретил Елисея, который пахал поле. То, что у Елисея было двенадцать пар волов, означает, что он не был беден. Вероятно, сам он пахал на одной упряжке, а его слуги на остальных. Илия бросил на Елисея свой плащ, что означало: Елисей будет его преемником.

Елисей попросил разрешения вернуться домой и попрощаться с семьей. Илия согласился, но предупредил, чтобы Елисей не забыл о случившемся то есть о том, как Илия помазал его. После пышного прощального пира Елисей встал, пошел за Илиею и стал служить ему.

Просьба Елисея о прощании с родителями похожа на слова не сложившегося ученика, которого Иисус объявил неподходящим для царства (Лк. 9:61, 62). Разница заключается лишь в том, что в случае с Елисеем это было искреннее желание попрощаться, а в другом случае оправдание нерешительности.

Уильям Макдональд, Библейские комментарии для христиан: ВЕТХИЙ ЗАВЕТ

Газета Протестант,ру

Енох, Илия, Иоанн: смертные, не видевшие смерти?

Ветхозаветный святой пророк Илия - Богослов

9 октября — день преставления святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Впрочем, была ли эта смерть? Евангельское повествование ставит загадку уникального жизненного пути, повторить который невозможно, а следовательно, и любопытствовать не имеет смысла.

Как мы знаем из Евангелия, юный Иоанн, один из сыновей Зеведея, любимый ученик Господа при Его жизни, свидетель Преображения Господня на Фаворе и воскрешения Спасителем дочери Иаира, не расставался с Ним и у Креста и был особенно приближен к Спасителю за свою жертвенную любовь и девственную чистоту.

Именно его заботам Иисус Христос, предавая душу Отцу, поручил во дни земной жизни Свою Пречистую Матерь: «Жено, се сын Твой… се Матерь твоя» (Ин 19:26–27). После Успения Богородицы апостол Иоанн, по выпавшему ему жребию, направился в Ефес и другие малоазийские города для проповеди Евангелия, взяв с собой ученика Прохора.

Корабль, на котором они плыли, потонул во время сильной бури, и все путешественники были выброшены на сушу, святой же апостол пробыл в морской пучине 14 дней.

Не нашли тела

Казалось, смерть избегала его. Во время гонения на христиан императора Нерона (56–68 гг.) апостола Иоанна отвели на суд в Рим, где приговорили к казни.

Он выпил чашу со смертельным ядом и остался жив, затем вышел невредимым из котла с кипящим маслом. Смерть ему заменили заточением на остров Патмос, где он прожил много лет, став тайнозрителем судеб Церкви и конца мира.

Там же около 67 года написал Книгу Откровения (Апокалипсис).

Скончался святой апостол Иоанн в Ефесе. Ему к тому времени было более ста лет, и он намного пережил всех остальных очевидцев Господа.

Чувствуя время приближения встречи с Богом, он в сопровождении семи учеников удалился за пределы Ефеса и велел приготовить для себя в земле крестообразную могилу, в которую лег, сказав ученикам, чтобы они засыпали его землей.

Долго никто не решался этого сделать, ученики с плачем целовали своего любимого наставника, но в конце концов, верные послушанию, закрыли лицо святого платком и исполнили его повеление. Узнав об этом, остальные ученики апостола пришли к месту его погребения и раскопали могилу, но не нашли в ней тела. История, напоминающая Успение Пресвятой Богородицы…

Каждый год 8 мая из могилы Иоанна Богослова выступал тонкий прах, который верующие собирали и исцелялись им от болезней. Так была ли эта смерть? Или просто общепринятое представление о ней как о разделении души и тела и его тлении несколько упрощенно?

Как известно, седьмой патриарх от Адама, ветхозаветный праведный Енох, «ходивший пред Богом», то есть особо угодивший Ему, а также пророк Илия, вознесенный огненной колесницей «яко на небо» (4 Цар 2:11), не вкусили обычной смерти.

«Верою Енох переселен был так, что не видел смерти; и не стало его, потому что Бог переселил его» (Евр 11:5) — читаем в послании апостола Павла евреям.

Святитель Григорий Двоеслов место пребывания пророка Илии после его вознесения на огненной колеснице описывает так: «Илия был восхищен на небо, но на воздушное, которое отлично от эфирного… так что он был отведен в сокровенную область земную, где должен обитать в телесном и душевном успокоении дотоле, пока при кончине мира паки явится на земле заплатить долг смерти».

Что тебе до того?

Между тем речь о смертной участи апостола Иоанна зашла еще во время беседы Спасителя с апостолом Петром.

Той самой, в которой Воскресший Христос троекратно возвращает Петру апостольское достоинство после его троекратного отречения, а затем говорит: «По мне гряди», знаменуя грядущее мученичество Петра: «Петр же, обратившись, видит идущего за ним ученика, которого любил Иисус и который на вечери, приклонившись к груди Его, сказал: Господи! кто предаст Тебя? Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною. И пронеслось это слово между братиями, что ученик тот не умрет. Но Иисус не сказал ему, что не умрет, но: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того» (Ин 21:20–23).

Читайте также:  Рождество николая чудотворца 11 августа 2021 года в тюльгане - богослов

«На этом основании некоторые говорят, что Иоанн живет, и во времена антихриста вместе с Илией и Енохом будет убит за проповедь об Иисусе Христе, — добавляет толкователь Священного Писания Евфимий Зигабен.

— А если показывается его гробница, то что же из этого? Он живым вошел в нее и оттуда был взят подобно Илии и Еноху. Евангелист же опровергает ложное мнение тех, которые предполагают, что этот ученик Христов не умрет, так как действительно ложно такое предположение, что Иоанн бессмертен.

Енох и Илия, хотя не умерли, однако они смертны; так и этот ученик, хотя не умер, но умрет еще».

«Что тебе до того… Ты по Мне гряди» — этими словами Христос призывает каждого следовать своему пути, не оглядывясь на других. Жизненные пути, как и пути смертные, в действительности зависят лишь от глубины нашего единения с Творцом и Судией. Здесь подражать другим невозможно — нужно по образу, взятому из жития преподобного Антония Великого, «себе внимать».

И все же подражать апостолу Иоанну можно. В чем? В его любви. Церковь именует святого Иоанна апостолом любви.

Неужели только за его призывы к любви в посланиях? И какой именно? Как гласит предание, в глубокой старости, узнав о юноше, ставшем предводителем шайки разбойников, Иоанн пошел искать его в пустыню.

Увидев святого старца, виновный стал скрываться, но апостол бежал за ним и умолял остановиться, обещая взять на себя грех юноши, лишь бы тот покаялся и не губил своей души. Пораженный пламенной и искренней любовью святого старца, тот исправил свою жизнь.

Подготовила Лилия Шабловская

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.

Что нужно знать о пророке Илие и почему он так почитаем на Руси?

Тогда ему молились об избавлении от засухи, ведь в те времена это означало гибель урожая и голод. И до сих пор в русской церковной народной традиции сохранились эти молитвы о дожде, обращенные к пророку Илие. А заодно ему молятся и об урожае. Хотя нельзя сказать, что в Библии есть хоть какое-то указание на такую «сферу ответственности» святого. «Вот уж в чем Илия совсем не специалист, так это в выращивании урожая – он в жизни этим не занимался», – сказал в интервью корреспонденту «МИР 24» заведующий кафедрой богословия, научный сотрудник Свято-Филаретовского православно-христианского института Александр Копировский.

«А девушки молятся ему о том, чтобы выйти замуж, потому что речь идет о плодородии. Представляете, у пророка Илии просить удачного замужества! Да это был единственный ветхозаветный пророк-девственник, он не был женат. Все эти милые народные суеверия делают из святого Илии доброго дедушку, которым он никогда не был», – говорит Копировский.

Первооткрыватель духа любви Божией

Пророк Илия – одна из самых ярких фигур в ветхозаветной истории. Он родился в иудейском городе Фесвия (Фисвы) три тысячи лет назад, в IX веке до Рождества Христова, во времена царя Ахава, при котором Израиль, отринув истинного Бога, начал служить языческим богам Ваалу и Астарте.

Обличение ложных богов и нечестивых жрецов стало главным делом Ильи. На горе Кармил он призывает жрецов Ваала свести огонь на жертвенник, и когда им это не удается, то обращает свою молитву к Богу Яхве, вызывает небесный огонь и прямо у жертвенника казнит жрецов ложных богов.

«Илья – человек страстный, с буйным характером – вот уж кто не интроверт! И при этом он полностью открыт Богу, – говорит Александр Копировский. – Так он себя и являет, когда соревнуется с пророками Ваала.

Он издевается над ними, наслаждается: «Ну что же ваш бог спит? Он, наверное, заснул? Он может куда-то отлучился. Почему он не низводит огонь в ответ на ваши мольбы? Вы же так молитесь!».

Ведь эти пророки не просто молились, они входили в религиозный экстаз, кололи себя ножами, хлестала кровь – уж так они веровали в своего бога. И вдруг – пшик! Ничего нет. А Илья трижды поливает водой свою жертву и дрова, окапывает рвом с водой – и огонь ниспадает мгновенно.

Как это физически происходило, мы не будем говорить – как-то произошло, его вера в Бога исполнилась. И Илья, вполне возможно, как человек отождествил этот знак с откровением самого Бога, решив, что Бог именно таков: Он огонь, Он сила».

«Илья, возможно, так и остался бы в нашей памяти лишь огненным пророком, огненосцем. Но вот он получает более полное откровение о Боге – что на самом деле, в самой божественной глубине Он – нежный ветер, а не огонь. Огонь – это снаружи, это для тех, кто ничего не понимает».

«По-человечески Илья в какой-то момент изнемог и возопил. Библия это передает с невероятным драматизмом, откровенностью.

Этот мощный, могучий человек вдруг говорит: «Довольно уже, я умереть хочу! Я больше не могу! Пророков Твоих, Господи, убили, жертвенники Твои разрушили, я один остался, и за мной гонятся, моей души ищут».

Что говорит ему Господь? «Не спеши, у тебя еще все впереди, ты еще только начал, иди, дорога долгая пред тобою. Встань, ешь и пей», – рассказывает богослов.

Тем самым Господь открывает Илие величие своей Божественной любви. И пророк говорит, что не в стихии Бог, и не в землетрясении, а в «веяния тихого ветра». Так что Илия – первооткрыватель духа любви Божией. До этого Господь воспринимался народом исключительно как карающая сила, с помощью страха, заставляющего народ повиноваться.

Хорошо, если бы наши современники видели этот образ Ильи во всем его многообразии: и его человеческих качеств, и его открытости Богу, и его желания держаться Истины, быть с Богом полностью, а не просто быть мужественным человеком, последовательным в своих решениях, стойким и так далее, говорит Копировский. Здесь все глубже.

Чем пророк отличается от прорицателя

Для многих современных людей пророк отождествляется с прорицателем – спроси у него, как у цыганки, какой у меня дальше путь – и пророк тебе предскажет или скажет, что у тебя было в прошлом, чего он знать не мог.

«Это чрезвычайно суженное и искаженное понимание пророчества, низведенное до предсказания, – говорит профессор Копировский. – Священное писание неслучайно таковых называет лжепророками.

И не потому, что они всегда врут, а потому что они часть знания – неважно, о прошлом, настоящем или будущем – выдают за целое, полуправду за правду. Это привлекает внимание к ним или к тому, что им выгодно».

Александр Копировский: «Настоящий пророк – это тот, кто будит совесть человека и целого народа и говорит вещи, почти всегда для себя невыгодные и даже опасные, потому что хочет восстановить в людях связи любви и надежды, которые всегда разрушаются, когда люди отходят от Бога».

Таким и был пророк Илья. Имя Илия и само несет в себе Бога, по-еврейски оно звучит довольно жестко: Элийяху. И «Эль» значит «Бог», «божество», а слово «Яхве» отсылает к сакральному имени Бога, а буквально имя пророка переводится: «мой господин только Бог». Нам в славянской традиции трудно такие имена ощущать.

В чем состоит пророчество Ильи о Христе

По словам Александра Копировского, в новом откровении от Бога – о том, что в глубине Его огня – прохлада и тишина, и что в Боге – мир. Илия, сам не зная того, проповедует Христа, хотя и не говорит о Нем напрямую.

Например, пророк Исаия говорил о Христе пророчески, что это будет «муж скорбей, изведавший болезни», что все зло нашего мира обрушится на Него, что Он «не имеет ни вида, ни величия». Это почти предсказание о Христе. А Илия другой – он пророк, показывающий, как о Боге можно ревновать – не просто верить в Бога, приносить Ему жертвы, получать от Него дары, но именно о Боге радеть.

В этом радении Илия предшествует Христу. Сам Христос – не таков, как Илия. Лишь в одном эпизоде Своей жизни Христос чем-то напоминает Илию – когда он изгоняет торговцев из храма. Но все же главное в Иисусе Христе – это воплощенное в нем «дуновение тихого ветра», которое исцеляет, просвещает, вдохновляет, восстанавливает человека, воскрешает его.

Откуда взялась огненная колесница

В образе Илии есть еще одна интересная деталь: в народе бытовало поверье, что он разъезжает по небесам на какой-то огненной колеснице. Откуда оно взялось? Образ огненной колесницы, на которой Илия восходит на небо в конце своей жизни, отражен на многих иконах.

Вот что рассказывает профессор Копировский: «По легенде пророк Елисей, ученик Илии, в ответ на вопрос пророка, чего он желает, говорит: «Дух, который на тебе, пусть будет на мне вдвое».

Глупость! Наивность невероятная! Пророк Елисей слабее Илии.

Куда ему? А Илия видит вот эту его ревность, пламенность и говорит: «Это не от меня, это ты трудного просишь, но могу тебе сказать: если увидишь, как я восхожу на небо, получишь то, чего просишь».

И вот, Елисей видит, как Илия восходит на небо.

На некоторых иконах это прекрасно написано: как Елисей прыгает и в прыжке хватает его за плащ, а на других – как Илья просто сбрасывает этот плащ ему рукой, но это не так красиво, гораздо интереснее, как Елисей буквально повисает на этом плаще, и тот ему остается – он получает просимое. Елисей не становится вторым Ильей, он получил-то вдвое – но сколько он смог унести?

Это тоже замечательный образ – мы часто просим чего-то очень житейского, очень бытового. Как говорит Копировский, в нас нет открытости, а есть попытка все ввести в обыденную жизнь, ее чуть-чуть почистить, ее чуть-чуть украсить.

А она должна быть воспламенена огнем веры – не сгореть, а воспламениться, с тем чтобы получить благодать. В тропаре говорится: «свыше ниспослал Елисею благодать». Этот плащ – образ благодати.

Не удвоенного духа Ильи, потому что Елисей не может его вместить, а благодати, и это уже, конечно, предвестие Нового Завета.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *