Вселенская родительская суббота — богослов

Вселенская родительская суббота - Богослов

Православная Церковь в определенные дни года поминает всех усопших христиан. Называются они родительскими субботами. В Мясопустную неделю, которая подготавливает христиан к Великому посту, выпадает вселенская родительская мясопустная суббота, которая отмечается в 2021 году 2 марта. И это не случайно, ведь в воскресенье перед масленицей вспоминают Страшный Суд и постепенно готовятся к покаянию и очищению, поэтому этот период не должен быть временем безудержного веселья, но радостного общения с близкими.

Почему субботу называют родительской

Вселенская родительская суббота - Богослов

Люди, живущие на земле, продлевают человеческий род в своих потомках. Ради будущего детей, их надо воспитывать так, чтобы они почитали родителей и относились к ним с должным уважением. Нарушение заповедей – грех, который ведет не только к физической смерти, за него придется держать ответ на Страшном Суде.

Согласно учению святых отцов, после смерти душа человека встречается с миром ангельским и начинается борьба между демонами и ангелами. Душа проходит мытарства, на которых вспоминаются все хорошие и плохие прижизненные деяния человека.

Частный суд – это предварительное определение человека, так как впереди всех нас ждет Страшный Суд и Второе Пришествие Христа.

Господь дает время душе человека исправиться, но проблема в том, что умерший самостоятельно это сделать уже не может. Помочь ему могут родственники и друзья, которые будут молиться о душе покойного.

Кроме молитвы, за упокой можно подавать милостыню и помогать нуждающимся.

История установления Вселенской родительской субботы

Вселенская родительская суббота - БогословВ воскресенье седмицы мясопустной Церковь вспоминает второе пришествие Христа – это и стало основанием к установлению родительской субботы. Это день, который как бы предшествует страшному суду Христову, поэтом важно войти в тесный союз любви со всеми христианами, живыми и покойными.

Почему важно молиться за умерших

Святые отцы утверждают, что после смерти душа встречается с Вечностью, но это не конец, дальше ее ждет Страшный Суд, когда Христос придет во второй раз, а пока она проходит только малый суд.

Человек может исправить свои грехи при жизни через молитву, пост и укрощение своего тела. Умершие имеют только душу и повлиять на свою судьбу уже не могут.

Поэтому люди, оставшиеся на земле, могут вымолить для них прощение грехов.

В поминальную субботу совершают вселенскую молитву за прощение душ усопших, тем самым помогая им получить милость Божию.  В определенный момент службы перед Царскими вратами, что ведут в алтарь, ставят стол, на котором располагают Распятие, а перед ним – свечу и кутью.

Умирая, человек не может знать, куда пойдет его душа. Попадая в мир иной, она обретает бессмертие. Покойный не может покаяться или что-то изменить в своей жизни. Время невозможно повернуть вспять. Их участь на Небесах могут облегчить родственники или друзья, молясь о почивших.

Вселенская родительская суббота – один и даров Господа, когда можно просить Его о даровании прощения своим близким. В этот день поминают всех умерших праотцев, начиная с Адама, поэтому он и называется вселенским.

Как правильно вести себя во Вселенскую поминальную субботу

Начинается поминальная суббота с Проскомидии, заупокойной литургии. Затем служат общую панихиду. Придя утром в храм, верующие подают записки с именами усопших, крещенных по православной традиции. За них будут молиться во время всех служб, называя поименно.

За некрещеных родственников и друзей верующие могут молиться самостоятельно дома.

Вселенская родительская суббота - Богослов

  • еретиков;
  • покончивших жизнь самоубийством;
  • неверующих и атеистов (если человек не крещеный);
  • женщин, умерших во время аборта.

Свечи ставят на поминальном столе возле распятия. Помянуть умерших можно, раздавая милостыню и прося нищих помянуть родных в своих молитвах.

Как поминать во Вселенскую родительскую субботу

К сожалению, современные поминки больше напоминают застолье, на котором люди ведут светские беседы на разные темы и наслаждаются угощением. Православие учит, что за поминальным столом нужно соблюдать тишину и возносить молитвы о душе покойного.

Перед тем, как сесть за стол, совершают литию, либо читают молитвы «Отче наш» и «Живые помощи». Вселенская родительская суббота – время для посещения службы в церкви и молитвы о наших ушедших близких. Категорически запрещено поминать спиртными напитками.

Что можно кушать в мясопустную субботу?

Вселенская родительская суббота - Богослов

Готовят кутью из пшеницы, но если ее под рукой не оказалось, подойдет рисовая или перловая крупа. Предварительно ее замачивают на несколько часов, а затем отваривают до состояния, чтобы зерна были не слишком разваренные. Готовую крупу смешивают с медом или сахарным сиропом. Для разнообразия добавляют сухофрукты, орехи, мак, семечки. Все ингредиенты соединяют, перемешивают и помещают в подходящую посуду.

Что не рекомендуют делать в мясопустную субботу?

Большинство запретов, которые касаются этого дня, являются предрассудками. Главное, в этот день посетить храм и помолиться о душах усопших. Остальное время можно проводить на свое усмотрение.

Запреты, которые касаются этого дня:

Во Вселенскую родительскую субботу принято обязательно посещать храм. Там многие начинают устраивать перекусы и употреблять алкоголь, поминая родственников. Церковь категорически против этого, считая эту традицию языческой.

На могиле родственников многие оставляют продукты питания и алкоголь. Это делать нельзя, особенно если покойный при жизни злоупотреблял спиртными напитками. Так вы только усугубите положение его души. Продукты питания лучше раздать людям, чтобы те, скушав их, помянули ваших родных.

В этот день желательно воздержаться от ссор, сквернословия, выяснения отношений. Также нельзя говорить о покойном плохо.

На столе должны быть только постные блюда и никакого алкоголя. Пышные банкеты с обилием спиртного и разнообразных блюд будут в этот день не уместны.

Вселенская родительская мясопустная суббота – время, когда мы, живущие на земле, должны вспомнить и помолиться об умерших, которые нам были дороги и любимы. Желательно делать это не только в субботу, но и ежедневно во время чтения вечернего правила. Каждый раз, посещая храм, ставьте свечи не только о здравии живых, но и за упокой умерших.

Вселенская родительская (мясопустная) суббота

Души усопших от благочестия ближних живущих получают отраду, когда за оную приносится жертва Ходатая,

или творима бывает милостыня в Церкви.

 Блаженный Августин  Вселенская родительская суббота - Богослов

В православном календаре есть особые дни для всецерковного поминовения усопших. Эти дни называются родительскими субботами, они были установлены в первом тысячелетии. 6 марта, за неделю до начала Великого поста,отмечается Вселенская родительская мясопустная суббота.

Первоначально название Родительская суббота произошло оттого, что в этот день дети поминали своих покойных родителей. Мясопустной она называется, потому что приходится на Мясопустную неделю (неделя перед Масленицей).

Основанием для установления этого поминовения послужило то, что в воскресный день сырной седмицы (Масленицы) Святая Церковь совершает воспоминание Второго пришествия Христова, и потому накануне этого дня, как бы в день, предшествующий Страшному суду Христову, и притом приближаясь к духовным подвигам Святой Четыредесятницы, предстательствует обо всех от Адама до наших дней усопших в православной вере праотцах, отцах и братиях наших, умоляя Праведного Судию явить им Свою милость в день нелицеприятного всем воздаяния. Торжественное всецерковное поминовение усопших в эту субботу приносит великую пользу и помощь умершим отцам и братиям нашим и вместе с тем служит выражением полноты церковной жизни, которой мы живем.

Почему суббота? Потому что именно в субботы с древности было заведено поминать усопших. День воскресный, по самому названию, говорит о жизни, о жизни, вливающейся в нашу душу, о жизни преизбыточествующей и торжествующей. Поэтому поминание усопших в воскресенье сокращается, минимализируется.

Суббота же – день, в который Сам Спаситель наш был во Гробе; суббота – день покоя, в который Бог Творец «почил от всех дел Своих» (Быт. 2:3). Так что, кажется, самой историей своей суббота назначена к тому, чтобы мы вспомнили отшедших от сей привременной жизни любимых наших и молились о упокоении их со святыми.

Установление вселенской родительской субботы перед неделей (седмицей) мясопустной восходит к преданию апостольскому, что подтверждается Уставом Святой Церкви, изложенным в V веке преподобным Саввой Освященным на основании древнейшего предания, и обычаем древних христиан собираться в определенные дни на кладбище для поминовения умерших, о чем сохранилось письменное свидетельство IV века (святой Иоанн Златоуст в Словах 62-м и 18-м).

ВСЕЛЕНСКАЯ ПАНИХИДА

Вселенская родительская суббота - Богослов

Богослужение, на котором верующие молятся об умерших, испрашивают у Господа для них милосердия и прощения грехов называется панихидой. А два раза в году на Вселенские родительские субботы (Мясопустную и Троицкую) совершаются особые богослужения — вселенские панихиды.

В пятницу вечером, накануне родительской субботы, служится великая панихида, которую также называют греческим словом «парастас» (что значит «всенощный»), а всаму субботу, утром, служат заупокойную Божественную литургию, после нее — общую панихиду.

Все тропари, стихиры, песнопения и чтения парастаса посвящены молитве за умерших.

На парастас или на заупокойную Божественную литургию можно подать записки об упокоении с именами близких вашему сердцу умерших.

В записке крупным разборчивым почерком пишутся имена поминаемых в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?»), причем первыми упоминаются священнослужители и монашествующие с указанием сана и степени монашества (например, митрополита Иоанна, схиигумена Саввы, протоиерея Александра, монахини Рахили, Андрея, Нины). Все имена должны быть даны в церковном написании (например, Татианы, Алексия) и полностью (Михаила, Любови, а не Миши, Любы).

Кроме того, по старой церковной традиции, в качестве пожертвования в храм принято приносить продукты на специальный столик — «на канун».

Как правило, на канун кладут постные продукты: хлеб, сладости, фрукты, овощи или вино (кагор) для совершения литургии. Можно приносить муку для просфор, свечи и масло для лампад.

Не положено приносить мясные продукты или крепкие спиртные напитки.

Вселенская родительская суббота - Богослов

Молитва за усопших — это наша главная и неоценимая помощь отшедшим в мир иной.

Покойник не нуждается, по большому счету, ни в гробе, ни в могильном памятнике, ни тем более в поминальном столе — все это есть лишь дань традициям, пусть и весьма благочестивым.

Читайте также:  Рождество иоанна крестителя - богослов

Но вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в постоянной молитве, ибо не может сама творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Господа.

Видео-справка «Вселенская родительская суббота»:

Назад к списку

Вселенская родительская суббота: история, смысл, содержание (+Видео)

Вселенская родительская суббота — на какое число она выпадает в 2021 году? Какова история её установления и смысл в жизни Православной Церкви? Ответы здесь!

Вселенская родительская суббота в 2021 году — 6 марта

В определенные дни года Церковь творит поминовение всех усопших отцов и братий по вере.

Совершаемые при этом панихиды, указанные уставом, называются вселенскими, а дни, в которые совершается поминовение,— вселенскими родительскими субботами.

 Первая вселенская родительская суббота бывает на Мясопустной седмице, перед началом масленицы, подготовляющей верующих к Великому посту.

Почему вселенская родительская суббота празднуется за неделю до Великого поста? Воскресенье перед масленицей посвящено воспоминанию Страшного суда: хотя все только еще готовятся к праздничному веселью масленицы,   к этому радостному веселью уже понемногу присоединяется торжественное и покаянное настроение начала Великого поста. «Поминай час смертный и вовеки не согрешишь», говорили в древности, поэтому и веселье масленицы не должно быть безумной оргией, но должно быть временем радостного общения с ближними.

История установления Вселенской родительской субботы

Установление мясопустной родительской субботы восходит к преданию апостольскому, что подтверждается уставом св. Церкви, изложенным в V веке преподобным Саввою Освященным на основании древнейшего предания, и обыкновением древних христиан стекаться в определенные дни на кладбище для поминовения умерших, о чем сохранилось письменное свидетельство из IV века.

Основанием к установлению этого поминовения послужило то, что в воскресный день седмицы мясопустной св.

Церковь совершает воспоминание второго пришествия Христова, и, потому — накануне этого дня, как бы в день, предшествующий страшному суду Христову, и — притом — приближая к духовным подвигам св.

Четыредесятницы, когда нам должно войти в теснейший союз любви со всеми членами царства Христова — и Святыми, и живущими, и умершими, Церковь предстательствует о всех, от Адама до днесь, усопших во благочестия я правой вере праотцах, отцах и братиях наших от всякого рода: от рода царей, князей, монашествующих, мирян, юношей и старцев, и всех… — внезапно умерших и оставшихся без узаконенного погребения, — предстательствует, умоляя, Праведного Судию явить им Свою милость в день нелицеприятного всем воздаяния.

Усопшим нужна наша молитва: о родительской субботе

Смысл Вселенской родительской субботы

Почему «родительская»? Ведь мы поминаем не только родителей, но и других людей, зачастую никакими родственными узами с нами не связанных? По разным причинам.

В первую очередь даже не потому, что родители, как правило, вперед своих детей покидают этот мир (и поэтому тоже, но не это главное), а потому, что вообще первоочередной долг наш молитвенный – за наших родителей: из всех людей, чья временная земная жизнь окончена, мы в первую очередь должны тем, через кого мы этот дар жизни получили – родителям и прародителям нашим.

В синаксаре на этот день написано «Святые отцы узаконили совершать поминовение по всех умерших по следующей причине. Многие весьма не редко умирают неестественною смертию, например, во время странствования в морях, в непроходимых горах, в ущельях и пропастях; случается, гибнут от голода, в пожарах, на войнах, замерзают.

И кто перечтет все роды и виды нечаянной и никем не ожидаемой смерти? И все таковые лишаются узаконенного псалмопения и заупокойных молитв.

Вот почему святые отцы, движимые человеколюбием, и установили, основываясь на учении апостольском, совершать это общее, вселенское поминовение, чтобы никто, когда бы, где бы и как бы ни кончил земную жизнь, не лишился молитв Церкви».

Нечасто, но приходится слышать от людей: «зачем молиться об умерших, ведь Сам Господь сказал нам: «В чем застану, в том и сужу», какой же смысл такой молитвы?».

Действительно, если эти Христовы слова отнести к моменту человеческой смерти, тогда заупокойная молитва не имеет никого смысла. Но правильно ли мы понимаем эти слова?

Данная фраза относится не к Писанию, а к аграфе, записанной мучеником Иустином Философом. Она созвучна слову Писания: «Итак, бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет» (Мф. 24: 42).

Значит, речь идет не о том, что Господь смертью нашей застанет нас в тот или иной момент, а в совсем другом, в том, что нельзя предаваться беспечности.

Понятно, что почивший вряд ли может быть беспечен перед лицом Вечности.

Вселенская родительская суббота - Богослов

Тёмный…, photosight.ru

По смерти, согласно словам святых отцов (святителей Иоанна Златоуста, Кирилла Александрийского, Игнатия Брянчанинова и многих других) душа встречается с миром ангельским (здесь и Божии ангелы, и демоны начинают борьбу за душу). Это момент соприкосновения души с Вечностью, но еще не конец.

Душа проходит мытарства, это занимает некоторое время. Наступает для души частный суд, но и это не окончательное определение для человека, иначе не было бы Страшного Суда во Второе Христово Пришествие.

Господь дает время душе человеческой для исправления, но в том вся скорбь, что душа – не весь человек. Без тела, может, сложнее грешить, но и исправляться без тела тоже сложнее.

Но выход из этого есть!

Апостол Иаков заповедует нам: «молитесь друг за друга, чтобы исцелиться» (Иак. 5, 16).

Но ведь в исцелении нуждается не столько тело, сколько душа, потому как в ней сосредоточен источник всех наших болезней – грех. Потому то и действенна молитва Церкви о почивших, что это молитва об избавлении от первопричины страданий – греха.

Почившие наши сродники еще не совсем люди, потому как человек – существо троечастное. Только тогда человек – человек, когда дух, душа и тело живы. Мертвые же мертвы телом, хотя и живы душой, а значит, есть у них время на покаяние.

И помочь им можем мы, еще живые их сродники, близкие, соседи, просто собратья во Христе. Усердная молитва, щедрая милостыня могут совершить, воистину, чудеса. И главное чудо – прощение грехов и спасение души происходит незаметно для нас, но от этого оно не теряет своей важности.

Ведь и нам в скором времени очень и очень важны будут молитвы об упокоении наших душ.

Поминовение усопших. Ответы на вопросы читателей

Особенности богослужения во Вселенскую родительскую субботу

В заупокойной ектении в субботу мясопустную взывается (возглашается): «Еще молимся о упокоении душ рабов Божиих, праотец, отец и братий, зде лежащих и повсюду, православных христиан». В иных храмах при этом ставится перед Царскими дверями стол, на столе Распятие и перед ним — свеча, а иногда и кутия. В других храмах ставится перед Царскими дверями только свеча на большом подсвечнике.

Из службы в субботу мясопустную.

Стихиры на «Господи, воззвах»: «Верные! Воспоминая всех усопших от начала мира, которые провели жизнь благочестиво, будем воспевать Спасителя и Господа, усердно прося, чтобы они могли дать ответ в час суда Ему, Самому Богу нашему, Судий всех живущих на земле, чтобы они, радостные, удостоились стать одесную (по правую руку) Его, на стороне угодивших Ему, получили участие (участь) со святыми, в светлом и вечно блаженном Его Царстве Небесном».

«Спаситель! Ты, искупивший людей Своей Кровию, избавивший нас Своей смертию от горькой смерти и Воскресением Своим дарующий нам жизнь Вечную, — упокой, Господи, всех усопших в благочестии, где бы кто ни окончил жизнь: в пустынях или городах, в море или на суше, всех — царей, священников, архиереев, монахов и мирских, всякого возраста, и удостой их Небесного Твоего Царства».

«Христе! Через Твое Воскресение смерть уже не владеет скончавшимися в благочестии. Поэтому и молимся Тебе прилежно: упокой рабов Твоих в Твоем блаженном обиталище, там, где пребывает Авраам, — всех, от Адама и до сего дня послуживших Тебе верно, отцев и братьев наших и друзей, и родных, переселившихся к Тебе различным образом. Боже! Удостой их всех Небесного Твоего Царства».

«Плачу и рыдаю, когда размышляю о смерти и вижу, как в гробах лежит созданная по образу Божию наша красота — безобразная, бесславная, не имеющая уже вида. О, чудо! Что это за таинство совершается над нами? Как это мы предаемся тлению? Как подчинились смерти? Истинно повелением Бога, как писано, дарующего упокоение скончавшимся».

Тропарь. «Единый Создатель, глубиною мудрости человеколюбиво все устрояющий и всем дарующий полезное, Господи, упокой души рабов Твоих, потому что они возложили свои надежды на Тебя, Творца, Промыслителя, и Бога нашего».

  • (Стихиры и тропарь даны автором на русском языке.)
  • Из канона, певаемого в субботу мясопустную: «Яже покры вода, и брань пожат, трус же яже объят, и убийцы убиша, и огнь, яже попали верныя, Милостиво, в части учини праведных» (песнь 1, тропарь 4).
  • «Яже уби меч, и конь восхити, град, снег и туча умноженная, яже удави плинфа или персть посыпа, Христе Спасе наш, упокой» (песнь 4, тропарь 4).

«Умершим напрасно (внезапно) от случаев, от клича же зельнаго (крика сильного), скораго течения и заушения, удавления же от искренняго (искренний — всякий человек. — Ред.), и лягания (здесь — ото сна), Господи славы, верою усопшим ослаби (прости) во веки» (песнь 8, тропарь 4).

«Умершия Божиим прощением (здесь — наказанием): смертных громов всяких с небесе изнесенных, земли разседшейся, морю восшумевшуся, вся верныя, Христе, упокой» (песнь 9, тропарь 3).

Приготовление кутии на Вселенскую родительскую субботу

Кутия, иначе — коливо (т. е. вареная пщеница, смешанная с мёдом), поставляемая как при совершении заупокойной литии, так и панихиды, служит напоминанием о Воскресении умершего.

Читайте также:  «божница», как устроить в доме? - богослов

Как зерно, чтобы образовать колос и дать плод, должно быть положено в землю и там истлеть, так и тело умершего должно быть предано земле и испытать истление, чтобы потом восстать для Будущей жизни (1 Кор. 15, 36-38; Ин. 12, 24).

Мёд знаменует сладость благ будущей жизни.

Кутия, пожалуй, единственное обязательное блюдо поминальной трапезы. Готовим ее, вспоминая слова Спасителя: Иоан.12:24 «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода».

Зерном можно назвать наших сродников усопших, а плод их — в нас многогрешных, в нашей памяти о них, в наших делах, совершаемых благодаря их добро прожитой жизни. С этой мыслью и будем приготовлять.

Вселенская родительская суббота - Богослов

Кутия

Замочим на несколько часов зерно, предпочтительно пшеницу, но так как она не всегда есть под рукой, подойдет недробленая перловая крупа или рис. Сварим из него умеренной разваренности кашу, чтобы зернышки были отдельные, но не жесткие.

Готовим ингредиенты наполнители, здесь простор для вашей фантазии: традиционно добавляют изюм и мед, но любые сухофрукты, орехи всех видов, чищеные семечки, мак, фрукты, мармелад вполне подойдут, это уже дело вкуса хозяйки.

Если меда нет, заправим сахаром, предпочтительно в виде сиропа.

Сухофрукты, изюм, курагу распарим (крупные можно измельчить). Орехи тоже можно измельчить, но не в категоричную пудру, пусть будут и кусочки, и более мелкая масса. Все приготовленные продукты перемешаем. Помещаем в удобную посуду – и в церковь, на панихиду, освятить, помолившись за усопших.

Вы прочитали статью Вселенская родительская суббота в 2021 году.

Родительские субботы. Вселенская Троицкая Суббота

Святые отцы говорят, что вся эта жизнь — как долгая дорога. Несет по ней человек то, что собирает: грехи и страсти — в свое место, добродетели и стремление к совершенству — в свое. Кто бы куда ни стремился, все приходят к одному своему могильному холмику.

Никогда нельзя забывать об этом, но следует в благочестивом размышлении вспоминать и думать о непостоянстве нынешнего века, в котором и самый премудрый человек не может точно знать за себя самого, что готовит ему нынешний день или ночь, и не ждет ли его нынче же вечность.

Посему и узаконили для нас учителя церковные поминальные субботние дни, чтобы мы глядели на них душою, как на зеркало, в котором отражается наша вечная духовная сущность, и, памятуя об этом, отступали от всякого греха.

По обычаю особая молитва об усопшем совершается в третий, девятый и сороковой день после кончины. Затем поминовение совершается ежегодно в день смерти (година) и ангельской памяти, т.е. в тот день, когда покойный праздновал свои именины. Обычно в эти дни родственники подают записки для поминовения на Литургии, просят также помолиться панихиду и устраивают поминальный обед.

В церковном календаре установлено несколько дней особенного поминовения «о́т века преставльшихся праотец, отец и братии наших, и всех православных христиан»:

  • суббота Мясопустная, перед Масленицей;
  • субботы 2, 3 и 4 недель Великого поста;
  • Радоница — вторник (в некоторых местностях — понедельник) второй недели после Пасхи;
  • суббота накануне Троицы;
  • Дмитровская суббота (между 19 и 26 октября по старому стилю).

Поминовение родных и близких в эти дни как бы отодвигается, уступая место поминовению вообще всех умерших в Православной вере, чьи имена даже неизвестны.

Общецерковное поминовение всех православных христиан совершается при ежедневной службе и каждую субботу, кроме праздников или памяти великого святого.

Но в субботы Мясопустную и Троицкую заупокойная служба совершается непременно, по обычаю Греческой церкви, принятому и нашими благочестивыми предками после крещения Руси. Эти дни называются Вселенскими родительскими субботами.

Вселенская родительская суббота - БогословCтаринные кресты на Преображенском кладбище

В этот день творим мы память всем человеком, скончавшимся от века в вере и благочестии, того ради, что многие безгодную подъяли смерть: в море, и непроходимых горах, стремнинах и пропастях, от глада и запаления, от брани и студения, и иным образом смерть претерпели.

Посему, человеколюбия ради, святые отцы память сим творить от Соборной Церкви узаконили, апостольское предание приемлюще.

В субботу же память душам творим, потому что суббота – день покоищный, на покой от житейских соблазнов приходят усопшие (Постная Триодь, синоксарь на Мясопустную субботу).

Обычай совершать поминовение усопших на Радоницу и Дмитровскую субботу установился уже в Русской церкви. Поскольку заупокойные службы в конце Великого поста и на Светлой неделе не совершаются, они как бы переносятся на первый будний день после Фомина воскресения — Радоницу.

Дмитровская суббота (перед празднованием великомученику Дмитрию Солунскому) установлена в Русской церкви в XIV веке, после Куликовской битвы. Этот обычай связывают с именем великого князя Дмитрия Донского, который 26 октября праздновал свои именины.

Народное предание говорит, что Дмитрий Донской совершил в 1380 году в обители преподобного Сергия Радонежского первое торжественное поминовение воинов, погибших в Куликовской битве. Поэтому ежегодное поминовение усопших воинов и вообще всех православных христиан приурочено ко дню ангельской памяти князя.

Но в некоторых северных областях Руси заупокойная суббота была приурочена к празднику Покрова Пресвятой Богородицы.

По Уставу во время заупокойной службы после Вечерни совершается Панихида: особый порядок чтения 17 кафизмы и пения избранных ее стихов, потом заупокойный канон, перемежающиеся с перечислением имен усопших.

Обычно в записках, подаваемых в этот день, пишут имена всех родных «до седьмого колена» и знакомых, так что Панихида получается весьма продолжительной.

Затем совершается обычная служба: павечерница и утреня вечером, часы и Литургия утром.

Повелели святые отцы за усопших творить поминание, глаголя, что милостыни и службы великую тем подают ослабу и пользу. Повесть о том святого Макария Великого. Спрашивал святой Макарий, обретши на своем пути сухой череп нечестивого елина: имеют ли когда во аде некоторую ослабу.

Тот же отвечал ему, многую ослабу имеем и мы, когда христиане за усопших своих творят молитвы. И Григорий многословый молитвою царя Траяна из ада избавил. И богомерзского Феофила Феодора царица святых ради исповедник мужей от муки исхитила.

Глаголет же Великий Афанасий, аще и святой жизни человек скончается, не отрицайтесь милостыни и свечи на гробе, Христа Бога призывая, запалить, приятно то есть Богу и многое приносит воздаяние.

Если грешен человек — разрешаются прегрешения, если праведен — большую мзду приемлет (Постная Триодь, синоксарь на Мясопустную субботу).

Назначение родительских суббот — объединение Церкви. Родительские субботы дают нам возможность ощутить реальность объединения всех ее членов: и ее святых, и живущих ныне, и умерших. 

Вселенская родительская суббота — Троицкое благочиние г. Москвы

Вселенская родительская суббота - Богослов

В этот день божественные отцы установили совершать память всех от века во благочестии скончавшихся людей по таковой причине. Поскольку многие умерли внезапно во время странствия, в море или непроходимых горах, в бурных потоках, пропастях, от болезней и голода, от пожара, во льдах, на войне, от холода или претерпев какую-либо другую смерть, они, так же как нищие и убогие, не были отпеты.

Божественные отцы, движимые человеколюбием, постановили Соборной Церкви совершать общую память всех усопших, приняв это от святых апостолов, чтобы ныне помолиться и о тех, кто по какой-либо причине не получил установленного поминовения, являя, что это церковное поминовение приносит им великую пользу. Так Божия Церковь совершает память одновременно всех душ усопших.

Во-вторых, поскольку в завтрашний день будет вспоминаться Второе Христово Пришествие, то уместно сотворить и память душам всех некогда живших, умоляя Страшного и нелицеприятного Судию явить им обычную милость и сподобить их обетованного блаженства. 

С другой стороны, святые отцы, желая в следующую неделю изложить историю Адамова изгнания, прежде помышляют о неком упокоении, чтобы, закончив сегодня этим завершающим историю, окончательным упокоением, начать потом как бы с начала от Адама, а тем последним испытанием от неподкупного Судии, которое будет в конце веков, устрашив людей, побуждать их к подвигам поста. 

В субботу же мы всегда поминаем души (усопших), потому что суббота означает у евреев покой. И за умерших, как упокоившихся от житейских и всех прочих забот, мы творим молитвы в день покоя. Сложилась традиция творить это каждую субботу, а в нынешнюю, вселенскую, — молиться соборно, поминая всех православных. 

Божественные отцы, зная, какое великое облегчение и пользу приносит усопшим поминовение, то есть милостыня и молитвы, поучают Церковь совершать его и за некоторых особо, и за всех вместе, что приняли от святых апостолов, как говорилось выше. 

И Дионисий Ареопагит говорит, как полезно душам умерших поминовение.

Это подтверждено и многими другими, и повестью о святом Макарии Великом, который, найдя череп язычника, вопросил его: «Имеют ли хоть иногда какое-нибудь утешение находящиеся во аде?» И тот отвечал: «Великое облегчение имеют они, когда ты, отче, молишься за усопших».

(Макарий) Великий долгое время делал так — молился Господу — и желал узнать, бывает ли от этого какая польза прежде усопшим. И Григорий Двоеслов своей молитвой спас царя Траяна, хотя и услышал от Бога повеление никогда больше не молиться за нечестивого.

Даже богомерзкого Феофила царица Феодора избавила от мучений и спасла молитвами святых мужей и исповедников, как об этом повествуется. И Григорий Богослов в надгробном слове брату Кесарию представляет милостыню за усопших как благое дело. 

Великий Иоанн Златоуст говорит (в беседе на Послание) к Филиппийцам: «Помыслим о пользе усопших, дадим им приличествующую помощь, то есть милостыню и приношения, ибо это приносит им великую отраду и наибольшее приобретение и пользу.

Ведь не случайно так установлено и предано Божией Церкви от премудрых апостолов Христовых, чтобы священники при совершении Страшных Таин поминали усопших в вере».

И еще: «В завещании твоем вместе с детьми и родственниками в списке твоих наследников да будет и имя судьи; не оставляй без части наследства и нищих, — и я за них ручаюсь».

И Афанасий Великий говорит: «Если и богат был скончавшийся во благочестии, то не пренебрегай елеем и свечами, чтобы возжечь на гробе, молясь Христу Богу, потому что это приятно Богу и приносит большое воздаяние.

Читайте также:  Архиерейская служба в репьевке - богослов

Если умерший грешен — разреши его прегрешения; если же праведен — пусть его награда умножится; а если кто, может быть, странник или нищий, о котором некому позаботиться, — то Праведный и Человеколюбивый Бог, по всеведению Своему, за нищету воздаст и этому равную с другими милость».

Кроме того, и делающий приношения за усопших получает награду от Бога, ибо являет любовь к ближнему, как и повелено, и заповедано об этом. Как помазывающий кого-то миром, он и сам испускает благоухание. Не исполняющие же (этой заповеди) будут осуждены до Второго Пришествия Христова.

Бывающее за усопших (приношение) доставляет им пользу, как говорят божественные отцы, и особенно сделавшим хоть какое-нибудь малое добро при своей жизни. Если даже и есть у них много грехов против целомудрия, говорит Божественное Писание, то Божие человеколюбие намного побеждает.

Если окажется равный вес добра и мерзости, — побеждает человеколюбие. Если же и слегка перевешивает зло, — снова превозмогает благо. 

Да будет же известно, что там все узнают друг друга: те, кто знали уже, и те, кто никогда друг друга не видели [так говорит святой Златоуст, показывая это из притчи о богатом и Лазаре], но только не телесным каким-нибудь образом, а созерцательным духовным оком.

Ибо все примут один возраст и приобретут познание бытия, как говорит и (Григорий) Богослов в надгробном слове Кесарию: «Тогда увижу Кесария светлого, славного, каковым он, из братий любезнейший, мне многократно являлся во сне».

Афанасий Великий, если и не говорит так в словах к правителю Антиохии, то в слове об усопших говорит, что даже до общего воскресения почившим святым дано общаться друг с другом и сорадоваться, а грешные этого лишены. Святым же мученикам дано и наблюдать за нашими делами, и посещать нас. 

Тогда же (в конце веков) все узнают всё о всех, и всё тайное станет явным. 

Да будет же известно, что души праведных ныне пребывают в неких особых местах, отдельно от душ грешных: первые — радуются в надежде блаженства, другие — скорбят в ожидании вечных мук. Ибо святые еще не получили обещанного блаженства, как говорит божественный апостол, ибо Бог предопределил нечто лучшее для нас, дабы они не без нас достигли совершенства (Евр. 11: 39—40). 

Следует также знать, что не всякий, кто погиб в пропастях земли, в огне, в море, от упомянутых бедствий, от стужи, от голода, — претерпел это по повелению Божию.

Ибо это судьбы Божии, которые бывают или по Его благоволению, или по попущению; иные же для вразумления, или устрашения, или для обращения других. Предвидящим умом Бог ведает всё и знает, и по воле Его это всё бывает, как и о птицах говорит Святое Евангелие (Лк. 12, 6—7).

Не предопределяет же будущего, за некоторыми исключениями, сразу для всех случаев: что один удавится, другой умрет, и один старым, другой — молодым; но один раз определил общее время человеческой (жизни) и многие виды смертей; и в определенные сроки приходят разные виды смертей.

Итак, не изначально повелевает Бог, но, смотря по жизни каждого в отдельности, Промысел Божий изменяет время и образ смерти его. 

Василий Великий говорит: хотя и было предопределение к жизни (бессмертию), но предсказывается: прах ты, и в прах возвратишься (Быт. 3, 19). Апостол же в Послании к Коринфянам пишет: поскольку недостойно причащаетесь, то из-за этого многие из вас немощны и больны, и спят довольно, то есть умирают многие (ср.: 1 Кор.

11: 27—30). И Давид говорит: Не восхити меня в половине дней моих (Пс. 101, 25), и: Ты отмерил дни мои (Пс. 38, 6). И Соломон:  Сын, чти отца своего и мать, и долголетен будешь. И еще: Да не умрешь не вовремя. А в книге Иова Господь говорит Елифазу: «Истребил бы вас всех, если бы не Иов, раб мой» (ср.: Иов.

42, 8). Все это показывает, что не существует предела жизни. Если же кто так и говорит, то подразумевается предел Божий — воля Его: ибо кому хочет, тому Он прибавляет дней, другому же дни убавляет, устраивая все к пользе, и определяет образ и время (смерти) тогда, когда Ему угодно.

Итак, предел жизни каждого есть, как пишет Афанасий Великий, воля и смотрение Божие, — Своим словом и премудростью судеб Твоих, Христе, Ты изменяешь его. И у Василия Великого, говорящего, что когда кончаются пределы жизни, то приходит смерть, — под пределами жизни понимаем волю Божию.

Ведь если есть предел жизни, то зачем мы просим Бога о продлении ее, обращаемся к врачам и молимся за детей? 

Поистине, отходящая от тела душа вовсе не помышляет о здешнем, но только о тамошнем печется. 

В третий день мы совершаем поминовение, потому что в третий день вид человека изменяется. В девятый день поминаем, ибо тогда разрушается телесное здание сохраняется только одно сердце.

В сороковой же день поминаем, ибо разлагается и самое сердце. И рождение человека происходит следующим образом: в третий день обозначается сердце, в девятый — образуется плоть, а в сороковой день человек преображается в совершенный вид.

Посему мы и совершаем память усопших в эти дни. 

В селениях святых Твоих всели их, Владыка Христе, и помилуй нас, ибо Ты один бессмертен. Аминь.

  • Не помяни грехов умерших, Слове, 
  • Не мертвыми яви Твои щедроты.
  • Синаксарь в Субботу Мясопустную

Дата последнего изменения: 23.02.2019

Вселенская родительская суббота — священномученик Сергий Мечёв — читать, скачать

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Святая Церковь верит, что мы через богослужение в возможной для нас, живущих еще здесь, на земле, мере не только вспоминаем те или иные события, но принимаем в них и участие.

Св. Церковь верует и в то, что воскресный день, который предстоит нам пережить, есть день памяти Страшного Суда, и она верует, что мы в возможной для нас степени и возможном для нас виде, через приобщение в богослужении к вечности, предстанем пред Страшным Престолом Господа Славы.

А потому с великой последовательностью она вспоминает и о тех, кто предстанет вместе с нами, кто жил на земле и уже отошел, кто был здесь членом Церкви, частью Тела Христова.

Она творит память всех почивших отцев и братьев наших по особому чину и особенно молится о тех, кто умер внезапною смертью от тех или иных несчастий или явлений природы, или злых действий людей.

Есть еще один такой момент, когда Церковь по тому же чину творит память всех отшедших, это бывает перед днем Св. Пятидесятницы. И опять с великою последовательностью веря, что мы не только вспоминаем те или иные события, но духовно участвуем в них, она перед днем Сошествия Св.

Духа на Апостолов и образования Церкви, веруя, что и ныне в этот день совершается обновление Духа Святаго в Церкви, молится о тех, кто, когда-то на земле, а теперь на небе составляет часть Тела Христова. Это есть воспоминание и молитва перед тем великим днем, когда мы ожидаем обновления даров Духа Святаго.

Это и есть две великие памяти почивших праотцев, отцев и братьев наших.

И вот сегодня, когда мы духовно приуготовляемся к великому дню предстояния Страшному Престолу Господа Славы, наши умершие просят нас о том, чтобы мы помолились о них. Это будет молитва всей Церкви, ибо мы молимся, как часть Тела Христова, и только такая молитва и может принести им облегчение и успокоение.

Давайте в этот день молиться о тех, кто с нами жил и молился и кто ждет от нас помощи, о тех, с кем мы вместе проходили путь духовного делания. Вспомним и тех, с кем мы встречались и сталкивались в жизни, ибо мы знаем, что всем нужна наша память и молитва.

А затем помолимся и о тех, кого мы не знаем, но за которых пришли помолиться другие, которые дороги им.

Не отягчайтесь именами, которые будут здесь поминаться. Помните, что каждое имя кому-нибудь дорого, каждое имя является сущностью, каждое имя есть замена того, за кого молятся. Нам бесконечно дороги имена тех, за кого мы молимся, так давайте же в кротости и смирении помолимся и за них и за тех, кто дорог другим.

Помните, что когда-нибудь и мы отойдем в иную жизнь, и будет эта служба совершаться без нашего участия, и мы были бы тогда в радости, если бы о нас вспомнили и помолились бы о нас и те, кто нас знает и кто не знает, но пришел и молится здесь о всех прежде почивших праотцах, отцах и братьях наших, здесь лежащих и повсюду православных.

Аминь.

Источник: «Друг друга тяготы носите…» : жизнь и пастырский подвиг священномученика Сергия Мечёва : в 2 кн. – Сост. Грушина А. — Москва : Православный Свято-Тихоновский гуманитарный ун-т, 2017. / Кн. 2. «Войдите во внутреннюю клеть…». Проповеди и беседы. — 522 с. / Вселенская родительская суббота. 82-83 с. ISBN 978-5-7429-0500-4

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *