Антипасха — это вместо пасхи праздник. вот что это означает — богослов

Антипасха – это первое воскресенье после Пасхи, в 2021 году оно выпадает на 9 мая (а сама Пасха – соответственно на 2 мая). Название дословно можно перевести как «вместо» или «напротив» пасхи. Поэтому Антипасха – это вместо Пасхи или вторая Пасха.

Здесь нет ничего отрицательного или тем более негативного по отношению к главному христианскому празднику. Просто Антипасха завершает светлую седмицу (пасхальную неделю), что дает повод в очередной раз вспомнить Светлое Христово Воскресенье и как бы опять погрузиться в атмосферу пасхальной ночи.

Что такое Антипасха

Антипа́сха (от греч. ἀντιπασχα — вместо Пасхи) — первое воскресенье после Пасхи, служащее обновлением Праздника Пасхи в восьмой день (в воспоминание того, как Господь Иисус Христос, явившись одиннадцати ученикам в восьмой день по Воскресении, обновил Своё явление, случившееся в первый день, а также в воспоминание того, что это воскресенье стало Новым после первого Воскресного дня).

Крестная смерть Христа произвела на апостола Фому невероятно удручающее впечатление: он словно утвердился в убеждении, что утрата Его невозвратна. На уверения учеников о воскресении Христа он отвечает: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин. 20, 25).

Антипасха — это вместо Пасхи праздник. Вот что это означает - Богослов

На восьмой день после Воскресения Господь явился апостолу Фоме и, свидетельствуя о том, что был с учениками все время по воскресении, не стал ждать вопросов Фомы, показав ему Свои раны, ответив на его невысказанную просьбу.

В Евангелии не говорится, осязал ли действительно Фома язвы Господа, но так вера возгорелась в нем ярким пламенем, и он воскликнул: «Господь мой и Бог мой!».

Этими словами Фома исповедал не только веру в Воскресение Христово, но и веру в Его Божество.

По Церковному Преданию, святой апостол Фома основал христианские Церкви в Палестине, Месопотамии, Парфии, Эфиопии и Индии, запечатлев проповедь Евангелия мученической смертью. За обращение ко Христу сына и супруги правителя индийского города Мелиапора (Мелипура) он был заключен в темницу, претерпел пытки и, наконец, пронзенный пятью копьями, отошел ко Господу.

Этот день имеет и несколько других названий:

  1. «Неделя о Фоме».
  2. «Фомино воскресенье».
  3. «Красная горка» (народное название, связанное с тем, что с этого дня возобновляются свадьбы и венчания).

Антипасха — это вместо Пасхи праздник. Вот что это означает - Богослов

Что можно и что нельзя делать на Антипасху

На Антипасху принято делать все то же самое, что и на Пасху: радоваться Воскресению Спасителя, славить Христа и поздравлять друг друга с Пасхой. Также на нее официально снимается запрет на венчания, действовавший весь Великий пост и Светлую неделю.

  • Под запрет попадает все то же самое, что и на Пасху: в Антипасху нельзя сквернословить, ругаться, грустить и скорбеть — так как это радостный праздник, — давать и брать деньги в долг, заниматься физическим трудом, работать и хлопотать по хозяйству.
  • На Красную горку, по традиции, наряжались в самые красивые наряды, посему к празднику готовились заранее.
  • Красная горка считалась девичьим праздником, поэтому девушки старались всячески привлечь к себе внимание – вплетали яркие ленты в косы и надевали красочные платки.

Почему на Антипасху часто женятся

Начиная с Фоминого воскресенья в Православной Церкви после длительного великопостного перерыва возобновляется совершение таинства венчания. На Руси именно на этот день, Красную горку, приходилось больше всего свадеб, устраивались гуляния, сватовства. Хотя, конечно, сочетаться браком можно в любое время, но в первую неделю после Пасхи делать это нежелательно.

Антипасха — это вместо Пасхи праздник. Вот что это означает - Богослов

Приметы на Красную горку

На Красную горку проводились массовые гуляния, хороводы, песнопения, игры и, конечно же, сватовство. Кстати, для молодых людей считалось плохой приметой в праздник сидеть дома, поскольку поговаривали, что те, кто не вышел на гуляния в Красную горку, найти себе пару не сможет.

Обряды, призванные защитить село от невзгод и привлечь хороший урожай, проводились также в этот день. Обряд, по традиции, проводили только женщины – для этого они собирались затемно на краю села, впрягались в плуг и, читая молитвы, делали вокруг всего селения борозду.

Хорошей приметой считалось, если при замыкании круга образовывался крест, а глубокая борозда указывала на защиту поселения от неурожая, засухи, болезней и других напастей.

Гуляния начинались после проведения обряда — активное участие в них принимала молодежь со всего села. Девушки и юноши старалась показать свои умения и таланты с наилучшей стороны — девицы пели и танцевали, а юноши — демонстрировали в состязаниях свою ловкость и силу.

Антипасха — это вместо Пасхи праздник. Вот что это означает - Богослов

Обряд на счастье также проводили на Красную горку – крашеные яйца люди скатывали с небольших пригорков. Если яйцо ровно скатывалось и не разбивалось – владельца ожидало счастье. Для привлечения счастья люди на Антипасху загадывали желание на монетку и бросали ее в водоем или колодец. В старину верили, что данный обряд принесет счастье, а загаданное желание обязательно сбудется.

Для того чтобы водились деньги в праздник, по приметам, необходимо умыться перед иконой, вдобавок самый старший в семье должен умыть тех, кто помоложе. На Антипасху, по приметам, чтобы получить крепкое здоровье и долголетие, принято было молиться Господу. Люди верили, что в праздник не только Бог слышит их молитвы, но и усопшие родственники, которые будут также помогать молящимся.

Материальное благополучие и счастливое супружество год сулит тем, кто на Красную горку приметы соблюдает. Но не забывайте, что эти суеверия, как и любые другие, Церковь не одобряет.

Как и на Антипаску, на Красную горку нельзя работать. Считается, что любое начатое дело непременно пойдет наперекосяк, а посаженное в землю семя не даст плодов.

Чтобы привлечь счастье и благополучие, нужно накормить семь бездомных животных.

Услышать колокольный звон на Антипасху — добрый знак, сулящий здоровье всей семье.

Что думает церковь об Антипасхе: ответ священника

Андрей П., 14 лет

– Недавно я услышал, что после Пасхи будет еще праздник Антипасха. Почему этот праздник так странно называется? Чем отличается Антипасха от Пасхи?

  1. Отвечает священник Евгений Аленин, клирик Лазаревского храма г. Рязани
  2. Антипасха — это вместо Пасхи праздник. Вот что это означает - Богослов
  3. – Действительно, следующее после Пасхи воскресенье имеет в церковном календаре наименование «Антипасха».

Приставку «анти» мы привыкли употреблять для противопоставления чего-то (например, антивирус, антициклон). Но в переводе с греческого она может еще означать «вместо». В данном случае получается, что название праздника означает: «вместо Пасхи».

Речь идет, скорее, о повторении Пасхи: «вместо дня Пасхи… празднуем Пасху снова и снова». Праздник Пасхи настолько велик, что одного дня для его празднования явно мало. Поэтому празднование Пасхи совершается аж 40 дней. Особенно же торжественно Пасха празднуется в течение первой недели, имеющей название «Светлая седмица».

А ее окончание – это и есть «Антипасха».

Повод отпраздновать Воскресение Христово нам дает и то, что через 8 дней после Своего Воскресения Спаситель снова явился ученикам в горнице. Об этом читается Евангелие в день Антипасхи на Литургии. При этом явлении Господь уверил в Своем Воскресении апостола Фому, показав ему Свои раны.

Упадок духа апостола Фомы после Крестной смерти Спасителя был настолько велик, что он даже не был с прочими учениками в день Воскресения, а их словам о явлении воскресшего Учителя не поверил.

Имя апостола Фомы из-за этого стало нарицательным: «Фома неверующий». Но справедливости ради стоит добавить, что св.

апостол Фома впоследствии основал христианские Церкви в Палестине, Месопотамии, Парфии, Эфиопии и в Индии, где претерпел мученическую кончину за Христа.

Богослужение на Антипасху

Богослужение этого дня посвящено воспоминанию явления воскресшего Иисуса Христа ученикам в «первый день недели вечером» и уверение апостола Фомы на восьмой день после Пасхи и основано на евангельском чтении праздника (Ин. 20:19–31). Число «восемь» имеет символическое значение, восьмой день обозначает жизнь мира грядущего (см. Евр.4).

Антипасха — это вместо Пасхи праздник. Вот что это означает - Богослов

Антипасха словно завершает круг пасхальных богослужений. На Всенощном бдении Антипасхи, которое совершается в субботу на Светлой седмице, двери алтаря, распахнутые настежь всю пасхальную неделю, закрываются. Церковь продолжает богослужения в привычном режиме. При этом попразднство пасхи длится целых 38 дней, вплоть до Вознесения, которое в 2021 году приходится на 10 июня.

Антипасха

05.05.2019

Оренбург Православный
, иерей Вадим Татусь

На исходе Светлой седмицы Церковь празднует Антипасху.  В этом странном, на первый взгляд, многих смущающем названии нет никакого противопоставления Пасхе. Так что же такое Антипасха? Антипáсха (от греч.

«анти» — вместо, напротив – Пасхи) – первое воскресенье после Пасхи, иначе называемая Неделя о Фоме, или Фомино воскресенье.

Полное название на церковнославянском языке – «Неделя антипасхи, еже есть осязание святаго славнаго апостола Фомы», и по-русски переводится как: «Воскресенье подобное Пасхе, которое есть осязание святого славного апостола Фомы».

Антипасха — это вместо Пасхи праздник. Вот что это означает - Богослов

Антипасха в древней Церкви

Первое упоминание об Антипасхе содержится в «Апостольских постановлениях», написанных ориентировочно в Сирии около 380 года. Впервые описание иерусалимского богослужения в этот день можно найти в известном источнике – «Паломничестве Эгерии*» (около 400 года).

Древнейшие источники упоминают о дне Антипасхи, связывая его, с одной стороны, с Воскресением Христовым, так как с IV века он служил завершением восьмидневных пасхальных торжеств, с другой стороны – с Таинством Крещения, так как в этот день или накануне неофиты, крещенные на Пасху или в Великую Субботу, снимали белые крещальные ризы.

Читайте также:  Что нужно сделать, чтобы достигнуть царство небесное - богослов

В древней Церкви крещение неофитов осуществлялось на литургии Великой Субботы или собственно Пасхи. Первые восемь дней после крещения неофиты ходили в белых одеждах и снимали их в восьмой день, то есть в Антипасху. Отсюда происходит одно из традиционных латинских названий праздника в римском и амвросианском обрядах – «День Господень в белых одеждах».

Из этих же соображений первая пасхальная седмица в православном богослужении называется Светлая седмица. Снятие белых крещальных одежд имеет символическое значение.

Блаженный Августин Иппонский в V веке в слове, посвященном «октаве Пасхи», другими словами Антипасхи говорит: «Сегодняшней радостью завершаются пасхальные торжества, потому что сегодня переменяются одежды неофитов, но таким образом, что белизна, слагаемая с одеждой, навсегда остается в сердце».

Идейный смысл праздника

Антипасха — это вместо Пасхи праздник. Вот что это означает - Богослов

Важнейшим основанием для объединения Антипасхи с Пасхой является читаемое в этот день евангельское зачало Ин.20: 19-31. Это евангельское повествование связывает два явления Воскресшего Спасителя апостолам: в «первый день недели вечером» (ст.

19), то есть в сам день Воскресения, когда Господь Иисус Христос показал им Свои раны, послал их на проповедь и, сообщив им дар Святого Духа, дал им власть прощать и удерживать грехи… и «после восьми дней» (ст. 26), когда Спаситель, вторично явившись ученикам, призванием к осязанию Своих ран уверил апостола Фому.

Апостол Фома не видел первое явление Воскресшего Христа и отказывался верить рассказам других апостолов, и тот немедленно исповедовал свою веру в Богочеловечество Воскресшего Христа, воскликнув: «Господь мой и Бог мой!» Истолкованию евангельского отрывка Ин.

20: 19-31 посвящено «Слово на Неделю Новую», приписываемое святителю Иоанну Златоусту, по византийским Типиконам одно из уставных чтений праздника Антипасхи.

Повторное явление Господа Иисуса Христа ученикам здесь объясняется необходимостью уверения апостола Фомы, чье «неверие» в данном случае – стремление к достоверному, подтвержденному опытом знанию, оправдывается и даже восхваляется, ибо результатом его стало исповедание апостола Фомы.

Церковь посвящает этот день также размышлению над обновлением всего творения через Воскресение Христово, о чем говорится в слове святителя Григория Богослова «На Неделю Новую», которое в византийских Типиконах стало одним из главных уставных чтений праздника.

По мысли святителя Григория, подобно первому творению (сотворению мира), начавшемуся днем недельным (воскресным), так и новый, обновленный Воскресением Христовым мир начинается днем недельным.

Этот день, 8-й по Пасхе, и празднуется как День обновления, так как в отличие от дня Пасхи, самого дня спасения, который является «пограничным между погребением и Воскресением», этот день есть день «воспоминания спасения», день «чисто нового рождения».

Содержанием же празднования для каждого, его приношением Богу должно стать внутреннее обновление: «Обновитесь, отбросьте древнего человека, только ради того вспоминая древнее, чтобы его избегать». Совпадающее по времени с Антипасхой обычное весеннее обновление природы поэтому приобретает новое значение как видимое проявление и свидетельство внутреннего обновления всей твари: «Царица времен года триумфально шествует в честь царицы дней и преподносит ей дары от всего, что есть у нее самого прекрасного и радостного». Величие праздника подчеркивается согласием обновления видимого и невидимого мира, которое предваряет будущие «новое небо и новую землю» (Откр.21: 1): «Ныне весна земная, весна духовная, весна душам, весна телам, весна видимая, весна невидимая; о, если бы мы приняли участие в ней там, прекрасно изменившись здесь, и обновленные переправились к обновленной жизни во Христе Иисусе Господе нашем!»

Богослужение праздника

В древнем иерусалимском богослужении в день Антипасхи совершалось торжественное последование. Согласно описанию Эгерии, в этот день, кроме обычных богослужений (литургии и проч.), после 6-го часа (ок. 12.00) совершалась особая процессия, так называемое стациональное богослужение, аналогичная процессии в 1-й день Пасхи.

Ее порядок такой: епископ вместе с народом совершал сопровождавшееся песнопениями торжественное шествие, с остановками на Елеонской горе и на Имвомоне (место Вознесения Господня), завершавшееся в храме Воскресения, где служили вечерню, после которой было шествие на Сион, где также пелись гимны, читался евангельский рассказ о явлении Спасителя ученикам в 8-й день по Воскресении и уверении святого апостола Фомы: все завершалось молитвой и благословением оглашенных и верных во 2-м часу ночи (ок. 20.00). Иерусалимский лекционарий V-VI веков содержит следующие указания о службе Антипасхи: на литургии поется тропарь «Славное пришествие», прокимен из Пс. 9, вместо чтения из Ветхого Завета читается Деяния 5 глава, 34-42 стихи, далее Апостол – 1 Ин.1: 1-7, Евангелие – Ин.1: 1-17 (читаемое ныне на литургии 1-го дня Пасхи); в 9-м часу (ок. 15.00) совершается вечерня, на которой в основном повторялся чин вечерни на Пасху (отличается пением тропаря Антипасхи «Славное пришествие» и прокимном из Пс. 32) и читалось Евангелие об уверении Фомы (Ин.20: 26-31).

Антипасха — это вместо Пасхи праздник. Вот что это означает - Богослов

Что такое антипасха и как ее праздновать правильно

Слышали про антипасху, но не знаете, что это за праздник? Так, вот ежегодно после Пасхи в следующее воскресенье  православные празднуют  праздник Антипасха , или как его всегда называют Красной  горкой и Фоминым воскресеньем. Ниже вы узнаете о том, что такое антипасха и о том, как правильно праздновать этот православный праздник.

Что такое Антипасха?

Проще говоря, антипасха это та же самая Пасха. С самих древних времен  восьмой день Пасхи, как окончание Светлой Седмидцы, отмечается  широко, как бы замена Пасхи. Антипасха  это как восполнение некое, как еще одна Пасха , еще большая радость встреч.

Антипасха — это вместо Пасхи праздник. Вот что это означает - Богослов

Итак, обратиться к церковному календарю и увидим, что именно первое воскресенье после Пасхи  имеет название Антипасхи или Фоминого воскресенья.К слову, этот день также называют Красной горкой, о чем, вы скорее всего, точно слышали.  Красная горка наиболее расространенное название этого праздника.

Но почему этот православный праздник получил такое странное название? Так вот, «антипасха» значит будто «вместо Пасхи» или просто противоположность.Этот праздник является символом прошедшего великого праздника. Он считается продолжением праздника  на 8 день после Пасхи.

Издавна  окончание Светлой Седмицы принято хорошо отмечать. Еще этот день называют Фоминой неделей, в честь памяти о чуде уверения апостола Фомы.

В Православной Церкви начиная с Фоминого воскресенья ,после продолжительного великого поста наконец возобновляются  таинства венчания.  В древнее время в этот день отмечали огромное количество свадеб , устраивались  праздники.

Как отмечают

Издавна в этот праздник все устраивали больше гуляния. Иногда начинали с посещения покойников на кладбище, а затем устраивали веселый и большой праздник.

На Руси это день праздновали с широко, с размахом – устраивали шумные и веселые гулянья, играли свадьбы.  Полагали, кто заключил брак в этот день, проживут долгую и счастливую жизнь.  Большинство людей  считают своим долгом посетить кладбище в это день.  Но по православным канонам кладбище  надо  посещать  на девятый  день после Пасхи – на Радоницу.

Антипасха празднуется   в воскресенье – с утра желательно  посетить Божественную Литургию. В этот день в храмах  совершается последняя в этом году пасхальная служба, читаются Пасхальные часы. В завершение,  как правило, проводится крестный ход.

Алкоголь в этот день строго воспрещается. Работать нежелательно, посвятите это время своим родным .

Антипасха: смысл и содержание праздника

     19.04.2015 20:10

Антипасха — это вместо Пасхи праздник. Вот что это означает - БогословСтатья из т. II «Православной Энциклопедии», Москва. 2001 г.

В переводе греческого «то, что вместо Пасхи», 2-я неделя (т. е. воскресенье) после недели Пасхи; др. названия: Новая неделя, Фомина неделя. Одно из наиболее ранних употреблений термина «Антипасха» в значении недели, следующей за неделей (воскресеньем) Пасхи, содержится в приписываемых Патриарху Константинопольскому Иоанну Постнику канонических правилах.

Содержание праздника.

Древнейшие источники упоминают о дне Антипасхи, связывая его, с одной стороны, с Воскресением Христовым, т. к. с IV в. он служил завершением 8-дневных пасхальных торжеств, с другой стороны — с таинством Крещения, т. к.

в этот день или накануне неофиты, крещенные на Пасху или в Великую субботу, снимали белые крещальные ризы. С этим обычаем связано древнее латинское название дня Антипасхи — Dominica in Albis. Блж.

Августин Иппонский († 430) в слове, посвященном «октаве Пасхи» (т. е. Антипасхи), говорит:

«Сегодняшней радостью завершаются пасхальные торжества, потому что сегодня переменяются одежды неофитов, но таким образом, что белизна, слагаемая с одеждой, навсегда остается в сердце».

Важнейшим основанием для объединения Антипасхи с Пасхой является читаемое в этот день (по крайней мере с IV в.) как в восточном, так и в западном обрядах Ин 20. 19-31. Это евангельское повествование связывает два явления Воскресшего Спасителя апостолам: в «первый день недели вечером» (Ст. 19), т. е.

в сам день Воскресения, когда Господь Иисус Христос показал им Свои раны, послал их на проповедь и, сообщив им дар Св. Духа, дал им власть прощать и удерживать грехи, … и «после восьми дней» (Ст. 26), когда Спаситель, вторично явившись ученикам, призванием к осязанию Своих ран уверил ап.

Фому (он не видел первое явление Воскресшего Христа и отказывался верить рассказам др. апостолов), и тот немедленно исповедал свою веру в Богочеловечество Воскресшего Христа, воскликнув: «Господь мой и Бог мой!» Истолкованию Ин 20. 19-31 посвящено «Слово на Неделю Новую», приписываемое свт.

Иоанну Златоусту, по византийским Типиконам одно из уставных чтений праздника Антипасхи. Повторное явление Господа Иисуса Христа ученикам здесь объясняется необходимостью уверения ап.

Фомы, чье «неверие» (в данном случае — стремление к достоверному, подтвержденному опытом знанию) оправдывается и даже восхваляется, ибо результатом его стало исповедание ап. Фомы.

Читайте также:  О любви к распятому на кресте христу - богослов

Церковь посвящает этот день также размышлению над обновлением всего творения через Воскресение Христово, о чем говорится в слове свт. Григория Богослова († 390) «На Неделю Новую», которое в византийских Типиконах стало одним из главных уставных чтений праздника. По мысли свт.

Григория, подобно первому творению (сотворению мира), начавшемуся днем недельным (воскрес¬ным), так и новый, обновленный Воскресением Христовым мир начинается днем недельным. Этот день, 8-й по Пасхе, и празднуется как День обновления, т. к.

в отличие от дня Пасхи, самого дня спасения, который является «пограничным между погребением и Воскресением», этот день есть день «воспоминания спасения», день «чисто нового рождения». Содержанием же празднования для каждого, его приношением Богу должно стать внутреннее обновление: «Обновитесь, отбросьте древнего человека..

. только ради того вспоминая древнее, чтобы его избегать».

Совпадающее по времени с Антипасхой обычное весеннее обновление природы поэтому приобретает новое значение как видимое проявление и свидетельство внутреннего обновления всей твари: «Царица времен года триумфально шествует в честь царицы дней и преподносит ей дары от всего, что есть у нее самого прекрасного и радостного».

Величие праздника подчеркивается согласием обновления видимого и невидимого мира, которое предваряет будущие «новое небо и новую землю» (Откр 21. 1): «Ныне весна земная, весна духовная, весна душам, весна телам, весна видимая, весна невидимая; о, если бы мы приняли участие в ней там, прекрасно изменившись здесь, и обновленные переправились к обновленной жизни во Христе Иисусе Господе нашем!».

В русском разговорном языке Антипасха часто называется «Красной горкой», т. к. это — первый день после многодневных Великого поста и Пасхи, когда позволяется совершать Таинство Брака.

Богослужение праздника в Православной Церкви. Праздник уверения Фомы зафиксирован уже в «Апостольских постановлениях» (предположительно ок. 380, Антиохия), где повествование об его установлении ведется от лица самого ап. Фомы (чтимый праздник восьмого дня, в который меня, не веровавшего Фому, [верой] в Воскресение исполнил).

Антипасха

Антипасха — это вместо Пасхи праздник. Вот что это означает - БогословСедьмой день Светлой седмицы, второе воскресение после Пасхи по календарю Русской Православной Церкви имеет и другое название Антипасха (с греч. вместо Пасхи) или вторая Пасха, и означает конец Пасхальной недели.

В эту неделю Святая Церковь воспоминает явление Воскресшего Господа Апостолу Фоме, который отличался в вере особой требовательностью, и отказывался верить в Воскресение Христа по уверениям очевидцев — Апостолов.

В первый день Светлой седмицы Господь пришел к своим ученикам, Фомы в доме не было. На восьмой день по Воскресении, когда двери были заперты, Господь явился Апостолам второй раз и разговаривал с Фомой.

«Пасха продолжается семь дней, с воскресения до субботы празднуется Светлая Седмица — Пасхальная неделя, и Богослужения в эти дни одинаковые, как ночью на Пасху.

Один день Пасхи — длится семь дней, и двери Царских Врат в храмах не закрываются всю Светлую Седмицу.

Двери отверсты, и раз в год на Пасху, в течение каждого дня Светлой Седмицы можно увидеть Святая Святых — алтарь, символ Царства Божия, увидеть Небо на земле. Они открыты еще и в духовном смысле — после Воскресения Христова Врата Рая открыты, для всех открыто Царство Божие.

Наступила Пасха, люди ее встретили и семь дней пребывают в этом Торжестве, утром и вечером православные на Богослужениях, христосуются, участвуют в Крестных ходах после Литургии, несут пасхальную радость в мир. Все ликует и торжествует. На небесах Торжество Воскресения продолжается уже две тысячи лет, на земле Светлое Христово Воскресение длится семь дней.

По своей греховности человек устает, пересыщается, не может понести пасхальную радость полностью, пасхальное Торжество превыше земных, человеческих сил. И поэтому эту Пасху, которая должна была бы идти вечно, Церковь мощь Пасхального Праздника укорачивает тем, что дает взамен настоящей Пасхи — воспоминание о Пасхе, и это называется Воскресный день.

В сущности, в течении всего года каждый воскресный день — это Пасха, воспоминание о Пасхе, о Воскресении Христовом. Мы в течение всего года каждое воскресение вспоминаем Воскресение нашего Господа Иисуса Христа из Гроба. И поэтому название седьмого дня недели — Воскресение. Антипасхой можно назвать каждое воскресение, но так называется только первое воскресение после Пасхи.

Антипасха — это первый воскресный день после Пасхи, если дословно, замена Пасхи.

В само событие Антипасхи произошла встреча Господа с учеником Его Фомой. Когда Господь Воскрес и явился Апостолам, рядом Фомы не было. Потом Апостолы сказали Фоме, что Иисус Христос Господь наш Воскрес, и Фома ответил: не поверю, пока не увижу собственными глазами, пока не дотронусь до его язв, пока не увижу его ран, прободенные ребра.

И Господь в Воскресный день, в Антипасху является Апостолам и говорит: Фома, иди ко мне, дотронься до моих язв, посмотри на мои раны, и не будь неверен, но верен. И когда Фома дотронулся, он припал к ногам Спасителя и вскричал: „Господь мой и Бог мой!“ Фома первый исповедовал Христа Богом: „Бог мой“ — до него этого никто не произносил.

И когда говорят „Фома неверующий“ — это не совсем верно. Фома был глубоко верующий, но он был так потрясен уничижением Христа, что эту веру в себе никому не давал на растерзание.

Он боялся доверится Апостолам, рассказывающим о Воскресении Христа: вдруг это им пригрезилось, и Господь не воскрес, и тогда моя вера будет разбита. Фома не хотел даже колебания своей веры в Господа, хотел услышать о Воскресении Господа от Него Самого, увидеть Его.

Свою веру Фома считал очень личной: увидев Христа, он сразу стал Его исповедовать как Бога.

Есть предание в Церкви, что Фома единственный, кто дотрагивался до Воскресшего Христа. Господь Воскрес в новой плоти, обновленной, в той плоти, в которой были созданы Адам и Ева до грехопадения — это природа, созданная Богом.

Мы ходим в природе, которой Господь не создавал, мы ходим в кожаных ризах, в которые он одел Адама и Еву после грехопадения. А та плоть, дарованная нам Господом Богом в раю — она таинственная.

Тайное прикрывается, когда Господь является Апостолам „дверем затворенным“: при закрытых дверях, как бы мы сейчас сказали, материализуется.

Новая плоть имеет способность переноситься на расстояние, но Господь после Воскресения ел с Апостолами, то есть он был не Дух, а в плоти, новой плоти. И все это было явлено при встрече Иисуса Христа с Фомой».

  • Явление Христа Апостолам утверждает веру в истинность Воскресения и напоминает завет Самого Спасителя: «блаженны не видевшие и уверовавшие».
  • Антипасха или «Фомино воскресение» — праздник Пасхи для тех, кто по какой-то причине опоздал встретить Воскресшего Христа.
  • Протоиерей Андрей Таскаев

Что такое Антипасха, или Зачем нужно Пасхи обновление

26 апреля Православная Церковь празднует неделю Антипасхи. Греческая приставка ἀντί, обозначающая противодействие или противопоставление, изначально меня немного смущала.

Если Пасха – это победа жизни над смертью, то Антипасха – смерти над жизнью? Получается, тогда практически весь Ветхий Завет, от грехопадения до пришествия Спасителя, это одна сплошная Антипасха? В какой-то мере и так, но есть еще и другие соображения по этому поводу. Но обо всем по порядку.

Сразу отметим, что в контексте календарного цикла этимологически термин «Антипасха» нужно понимать в значении «вместо Пасхи». С IV столетия, этот восьмой день празднования, служил завершением пасхальных торжеств.

Если рассмотреть формальную сторону воскресенья Антипасхи, то мы увидим, что богослужение здесь совершается полностью по Триоди Цветной, по чину двунадесятых праздников, хотя сам день таковым праздником не является.

Символика восьмого дня мысленно отсылает нас к жизни мира грядущего и тут же звучит предупреждающий «звоночек» от апостола Павла: «Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим» (Евр. 4,1). Нельзя не упомянуть о мысли блаж. Феофилакта Болгарского, который утверждает, что здесь апостол проявляет снисходительность к читающим его послание и смягчает свою речь.

В духовной жизни православных христиан часто приходится наблюдать явление, которое можно было бы назвать «послепасхальным расслаблением».

Но давайте отнесемся к себе все-таки построже. Воскресенье Антипасхи – это еще и время, чтоб подвести некоторые итоги. В духовной жизни православных христиан (и, конечно же, в себе самом) часто приходится наблюдать явление, которое можно было бы назвать «послепасхальным расслаблением».

Если взор своей памяти обратить вспять и посмотреть, как были проведены Страстная и Светлая седмицы то, что-то мне подсказывает, мы увидим весьма существенную разницу между ними. И дело здесь не в связанных с ними событиях, а в степени наших духовных усилий.

А карантин (куда ж без него) только обострил это явление.

Вспомним, как каждый из нас переживал относительно возможности попасть в храм на Страстные Евангелия и погребение Плащаницы? Как мы беспокоились из-за возможности/невозможности присутствовать на богослужении в Пасхальную ночь и стать причастниками Тела и Крови Господних? Как настоятели храмов не могли ничего спрогнозировать далее, чем на день-два? Всем известные страшные и величественные Евангельские события, «притравленные» событиями в стране и мире, заставляли каждого из нас тревожиться, а от того и употреблять больше, чем обычно, духовных усилий. Но вот уже и Светлая седмица подходит к своему завершению.

Читайте также:  Молитвы на все случаи жизни - богослов

Всем известные страшные и величественные Евангельские события, «притравленные» событиями в стране и мире, заставляли каждого из нас тревожиться, а от того и употреблять больше, чем обычно, духовных усилий.

Каков итог? Пусть каждый даст себе ответ: не получилось ли так, что встретив благополучно Пасху, мы после этого расслабились пуще прежнего? Не получилось ли так, что высвободившееся в условиях карантина время мы потратили не на благодарность Воскресшему Христу, а на «залипание» в соцсетях, играх, фильмах и прочей чепухи?

И здесь негативную роль играет еще один, вроде бы незначительный, фактор, а точнее наше отношение к нему. Всю Светлую седмицу, вместо вечернего и утреннего правила, положено чтение Пасхальных Часов.

Как часто это предписание мы воспринимаем в качестве легализации своей молитвенной лени? Молитвенное послабление Церковью введено не для того, чтоб мы «законно» расслаблялись, не утруждая себя усилиями в духовной жизни, а для того, чтоб Светлую седмицу провести вместе с Христом Воскресшим, в Таинстве Причастия Его Тела и Крови.

И пусть в храме, прихожанами которого мы являемся, не служат каждый день, это не может быть для нас оправданием, ведь, например, стихиры Пасхи и Пасхальный канон есть в каждом молитвослове. К тому же пение канона не прекращается и будет происходить каждое воскресенье вплоть до отдания Праздника.

Антипасху еще называют обновлением Пасхи. Причину такого именования мы можем найти в двадцатой главе Евангелия от Иоанна.

О грехах говорю не только я, но и блаженный Августин, который наставляет в восьмой день Пасхи новокрещеных.

Отнесем его слова мы, «опытные» христиане, к себе, ведь мы вкусили в день Светлого Христова Воскресения столь сладкой пищи, что, восприняв образ святого младенчества, должны со всем усердием оберегать его: «Такое младенчество свойственно великим. Гордость есть ложное величие пустых людей.

Если она овладевает мыслию, то поднимая, вместе и низвергает, надмевая, делает суетным, делая напыщенным, доводит до унижения. Смиренный не может быть вредным, гордый не может быть невредным». В общем, «нагнетать» и «морализаторствовать» я дальше не стану, выводы здесь напрашиваются сами собой.

Антипасху еще называют обновлением Пасхи. Причину такого именования мы можем найти в двадцатой главе Евангелия от Иоанна. Здесь мы читаем о явлении Христа своим ученикам в первый день Воскресения (Ин.

20,19), когда с ними не было апостола Фомы и в восьмой день (Ин. 20,26), когда произошел известный диалог с апостолом Фомой. Таким образом, этот воскресный день стал Новым после первого дня Воскресного.

Вот здесь нам стоит снова обозреть и весь Ветхий Завет, и саму Пасху, и Антипасху.

В какой-то мере можно сказать, что день Антипасхи – это момент вступления воскресного дня в свое «царствование».

У святителя Кирилла Туровского есть в этом плане для нас замечательные слова: «В минувшую неделю Святыя Пасхи было удивление для неба и устрашение для преисподней, и обновление твари, и избавление мира, разрушение ада и попрание смерти, воскресение мертвых и погубление обманчивой власти диавола, спасение же человеческому роду Христовым воскресением; в минувшую неделю обнищал ветхий закон и поработилась суббота, – обогатилась Церковь Христова и воцарился день воскресный».

И далее он добавляет, что не будут более называть богами стихии, ад уже не примет в жертву младенцев, прекратилось идолослужение, а человеческий род не только спасен, но и освящен Кровью Спасителя мира.

Обнищал и ветхозаветный Закон, ведь отвержены теперь кровавые жертвы козлов и тельцов, а воскресный день теперь царствует среди всех остальных дней недели.

В какой-то мере можно сказать, что день Антипасхи – это момент вступления воскресного дня в свое «царствование».

Антипасха – это возможность снова прикоснуться к пасхальной радости, еще раз услышать пение пасхального канона.

Если Пасха Господня – это обновление мира, избавление от смерти, освобождения от адских уз, то Антипасха – это обновление Воскресения.

Именно поэтому на протяжении всей седмицы артос стоял в храме, а в восьмой день преломляется и раздается верным.

Само понятие «обновления» не должно нас смущать, так как в нем нет намека на некое увядание или утрату того, что было дано человечеству в Воскресении Христа. Наоборот – это возвращение к Празднику праздников и Торжеству из торжеств.

Вот, что говорит здесь святитель Григорий Богослов: «Древен и с доброй целью установлен закон чтить день Обновления, лучше же сказать, с днем Обновления чтить новые благодеяния и чтить не однажды, но многократно, всякий раз как с новым обращением года возвращается тот же день, дабы дарованное благо со временем не изгладилось из памяти и не исчезло, потерявшись в глубине забвения».

Антипасха – это возможность снова прикоснуться к пасхальной радости, еще раз услышать пение пасхального канона, а ведь мы имеем повеление от царя Давида «петь Господу песнь новую» (Пс. 149,1).

И даже если потрачены впустую предшествующие дни, то еще не потрачены впустую дни последующие.

Празднование Светлого Христова Воскресения продолжается, а день Антипасхи пусть станет для каждого из нас еще и обновлением усилий, чтоб  удержать радость о Воскресшем Спасителе.

Христос Воскресе!

Что такое антипасха, или зачем нужна вторая пасха

«Вы хорошо делаете, что ищете успокоения в Евангелии,
ибо оно есть неиссякаемый источник всех истин,
которых нигде нельзя найти в другом месте»
  …

Читать далее

Летний медосбор – самый обильный: из разноцветья и разнотравья получаются богатые вкусом сорта меда. На Руси начинался медосбор в июне и …

Читать далее

«Во всем ищите великого смысла» — мне нравятся эти слова преп. Нектария Оптинского по причине их простоты и всегдашней актуальности. …

Читать далее

День святых первоверховных апостолов Петра и Павла — праздник, который отмечается 12 июля по новому стилю. Он назван в честь …

Читать далее

— Ба, а почему у тебя до сих пор света в хате нет? — Так его и в деревне нет. Не …

Читать далее

8 июля (25 июня по старому стилю) в Русской православной церкви празднуется день двух великих святых — благоверного князя Петра …

Читать далее

Дорогие друзья, номер газеты Луганской епархии «Православная Луганщина» за Май-Июнь 2021г., теперь целиком находится в общем доступе. Кому нужно посмотреть …

Читать далее

В свет вышла вторая книга из «Зеленой серии надежды» (изданная Сретенским монастырем) известного писателя, публициста и блогера, клирика Ровеньковской епархии …

Читать далее

Об истории и жизни главной православной газеты Республики ЛИЦ рассказывает редактор издания, руководитель информационно-просветительского отдела Луганской епархии, автор и руководитель …

Читать далее

  Эксклюзивное интервью с настоятелем Луганского храма святой блаженной Ксении Петербургской протоиереем Сергием Викторовичем Гутенко. «Храм, как в русских былинах»
Наверное, Господь …

Читать далее

Антипасха, иначе, Фомина неделя, по народной традиции называется Красной горкой. Название Антипасха означает «вместо Пасхи»: не противопоставление, а обращение к прошедшему празднику, повторение его.

В 2020г. Фомино воскресенье Православная Церковь празднует 26 апреля.

Антипасхой называется следующая после Светлой неделя, по Уставу она еще именуется Новой неделей. Упоминание о праздновании Антипасхи имеется уже в христианских источниках IV-V веков.

В этот день Церковь вспоминает два явления воскресшего Иисуса Христа апостолам. Первое из них произошло в день Светлого Воскресения Спасителя, когда Он явился десяти апостолам без святого Фомы. Спустя 8 дней воскресший Господь снова явился Своим апостолам, среди которых был уже и святой Фома.

Во время второго явления сомневавшийся до этого апостол Фома смог лично убедиться в воскресении из мертвых Иисуса Христа. Это событие описывается в 20-й главе Евангелия от Иоанна.

Название «Антипасха» означает не какое-либо противопоставление празднику Пасхи, а в переводе с греческого значит «вместо Пасхи», т.к. в каком-то смысле для апостола Фомы Пасха наступила на неделю позже других апостолов.

Греческая приставка «анти» обозначает «вместо» или «напротив». То есть неделя напротив или после Светлого Воскресения Христова. Также здесь уместно значение «вместо».

Потому что в этот день, завершающий Светлую седмицу, после Литургии которого закрываются Царские врата, а с вечера уже возобновляется чтение Псалтири, мы снова с полной силой вспоминаем Светлое Христово Воскресенье и будто бы вновь погружаемся в атмосферу пасхальной ночи. Поэтому Антипасха – это вместо Пасхи или вторая Пасха.

Примечателен также тот факт, что иногда это воскресенье называют восьмым днем Пасхи. Цифра восемь символична. Она обозначает восьмой день существования мира. Перед ним будет Страшный суд, грешники навсегда отправятся в ад, а праведники навсегда – в рай. И будет обновление мира.

Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов пишет в Апокалипсисе: «И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет.

И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего» (Откр. 21:1, 2).

Все эти символы нам говорят о том, что Пасха не прекращается! Она вечна. Как вечна будет пасхальная радость праведников в новом горнем граде Иерусалиме.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *