Что нужно сделать, чтобы достигнуть царство небесное — богослов

На неделю Иоанна Лествичника

Эта неделя Великого поста посвящена Иоанну Лествичнику и связана с названием его книги, от которой игумен Синайской горы и получил […]

Что нужно сделать, чтобы достигнуть Царство Небесное - Богослов Просмотров публикации 2 816

Эта неделя Великого поста посвящена Иоанну Лествичнику и связана с названием его книги, от которой игумен Синайской горы и получил свою «фамилию». Суть того, что хочет сказать нам Церковь в эту неделю, – это то, что достигается Царство Небесное не в результате прыжка и что духовная жизнь – это не катапульта.

Тем способом, который предлагал Мюнхгаузен добраться до луны, в Царство Божие не попадешь. Вход в него – это также не дверь в шкафу, которую нужно отыскать. Это прежде всего поступательный, деятельный труд, имеющий свои законы восхождения, свои принципы и нормы.

Как невозможно управлять автомобилем без знания правил дорожного движения, так же невозможно попасть в рай, не изучая закономерности духовной жизни.

Никому и в голову не придёт сказать, что понимание знаков дорожной карты – это «мое личное дело», что разметка «у меня в душе», и я сам принимаю решение, использовать правостороннее или левостороннее движение.

Но почему-то то, что касается духовной жизни, мы считаем вправе понимать по-своему. Какие же базовые знания нам предложено изучить на эту тему?

Главное, на чем нужно строить духовную жизнь новоначальным, а токовыми являемся мы все, – это борьба со страстями.

Страсть – это устойчиво воспроизводящееся душевное состояние, целиком подчиняющее себе человека и таким образом лишающее его возможности стремиться к Богу, достигать общения с Ним.

Эта неестественность духовного устроения, свойственная страсти, – первая характерная черта, фиксируемая православной психологией.

«Христианин должен преодолеть в себе страстное состояние, чтобы возвратившись к бесстрастному, естественному состоянию, возвыситься далее до сверхъестественного»

Преподобный Исаак Сирин приходит к трёхуровневой модели душевной реальности: «Естественное состояние души есть ведение Божиих тварей, чувственных и мысленных. Сверхъестественное состояние есть возбуждение к созерцанию пресущественного Божества. Противоестественное состояние есть движение души в мятущихся страстях».

Страсть, укрепившись в человеке, делает из него пленника и раба и неизбежно влечет ко греху. Страсть напрямую связана со злом и ведет к разрушению личности человека. Таким образом, она гибельна для бытийной участи человека, и с этим связано христианское отношение к страстям.

По схеме преподобного Исаака Сирина, христианин должен преодолеть в себе страстное состояние, чтобы возвратившись к бесстрастному, естественному состоянию, возвыситься далее до сверхъестественного.

Духовная брань имеет своей целью устранение и искоренение страстей. Но чтобы достичь этой цели, необходимо прежде всего изучить их. Этому и посвящено сочинение преподобного Иоанна.

Невозможно победить страсть, если не понять, как она развивается, от чего берет начало, чем усиливается, от чего слабеет. Кроме того, страсти перетекают одна в другую, порождают друг друга и даже борются одна с одной.

Детерминизм этой борьбы, ее тактика и стратегия и составляют науку о духовной жизни.

Начальным заданием служит прослеживание генезиса страстей, процесса их зарождения и развития. Для любой страсти выделяют пять стадий ее внедрения.

  • 1) Прилог, когда брошенная мысль ударяет в то, на что она брошена.
  • 2) Сочетание, когда наше внимание сковано этой мыслью.
  • 3) Сосложение – на этом этапе помысел уже вызывает желание, и душа соглашается на это.
  • 4) Пленение – душа полностью во власти помысла.
  • 5) Собственно страсть, уже как болезнь души.

Через частое повторение страсть укореняется в душе и становиться ее неотъемлемым свойством. Страсти способны внедряться в человека по трем каналам: через чувство, тело и память.

Классическую классификацию страстей дает нам Евагрий Понтийский. Он перечисляет следующие, от самых грубых до самых тонких: чревоугодие, блуд, сребролюбие, печаль, гнев, уныние, тщеславие и гордыню.

Все они распределяются по разновидности на мыслительные, желательные и раздражительные душевные энергии.

Главная задача в учении о страстях – это поиск стратегий и средств для их уничтожения. Победив страсти, человек входит в область бесстрастной жизни, но на этом его борьба не заканчивается. С одной стороны, она становится более тонкой и сложной, с другой – человек переживает уже такие духовные переживания и созерцания, которые не могут быть описаны с помощью нашего повседневного языка.

В данной маленькой публикации мы не может дать даже основу знаний о православной аскетике. Наша цель – побудить вас вдумчиво изучать закономерности духовной жизни. Нам важно, чтобы наши читатели поняли: чтение святых отцов и учителей Церкви, обучающих законам духовной брани, для нас не менее необходимо, чем изучение Слова Божия и участие в церковных таинствах.

Вы можете поаплодировать автору (хоть 10 раз)0

5.4.2. Необходимые приготовления, чтобы попасть в Царство Небесное

5.4.2.1. Оплот Царства Небесного

По мере того, как мы приближаемся к истине и упиваемся ею, истина становится нашим центром, который никто не может у нас отнять. Пусть землю миллионы раз охватит хаос, пусть неожиданно рухнет Вселенная, человек, утвердивший истину как центр своей души, останется неизменным и даже не поколеблется.

Но если вы не сделаете приготовлений, необходимых, чтобы обрести в душе такой центр, то, появись перед вами самая истинная истина, истинная жизнь и истинная любовь, вы их не узнаете.

Стало быть, если современные христиане желают найти подлинную истину, истинную жизнь и истинную любовь, им следует полностью отречься от себя и создать у себя в душе центр, который никто не сможет отнять.

Раньше, когда люди открывали новые континенты, казалось, будто земля расширяется, но по прошествии времени стало казаться, что она, наоборот, уменьшается в размерах.

Иначе говоря, когда цивилизация еще не была развита, мир казался обширным, но по мере ее роста в потоке истории, мир как будто стал сужаться.

Наблюдая это, можно понять, что, когда по прошествии истории истины осуществится идеальный мир, наступит вселенская эпоха, и все на свете будет иметь прямую связь с каждым человеком.

Эталон обитателя Царства Небесного, а именно, эталон жизни и любви Царства Небесного, непременно должен принести плоды в нас самих.

Истина, жизнь и любовь подобны членам одной семьи, поэтому любовь и жизнь должны обязательно следовать за истиной, а жизнь и истина – за любовью. То же самое можно сказать и о жизни, за ней должны следовать любовь и истина.

Почему истина, любовь и жизнь взаимосвязаны? Существование любого предмета предполагает наличие верха и низа, переда и тыла, а также левой и правой сторон. Ничто не может существовать вне сферы числа три. Такова основополагающая форма любой сущности.

Итак, три составляющих встречаются и образуют единую форму, но если сила начинает действовать в обратном порядке, ее действие будет отличаться от того, каким оно должно было быть первоначально.

Итак, хотя началом всего был Бог любви, жизни и истины, после грехопадения люди не смогли построить сбалансированный треугольник любви, жизни и истины, и из-за этого Бог лишился возможности осуществить Свою волю. (2–133, 1957.3.17)

***

Ученики Иисуса полагали, что их учитель станет Царем Израиля и властелином в Римской империи, благодаря чему им также удастся занять высокие посты. Однако не это важно.

Прежде всего, человек должен создать фундамент для Царства Небесного у себя в душе и основание, необходимое для того, чтобы тело, следуя за душой, стало едино с Богом. Это самая большая проблема.

Царство Небесное начинается внутри отдельного человека.

Итак, оплотом Царства Небесного является человеческая душа. (47–272, 1971.8.29)

***

   Где находится оплот Царства Небесного? Множество христиан верят, что они могут войти в Царство Небесное благодаря своей вере в Иисуса. Где же, в таком случае, находится оплот Царства Небесного? Когда Петр спросил: «Где Царство Божье?», Иисус ответил: «Оно не на небе, а в твоей душе».

Но где основа такого Царства? Может ли Царство Небесное возникнуть в печальной душе, в душе человека, стремящегося поставить себя на первое место, в душе того, кто отвергает общество? Нет, такие души не могут стать основой для того, к чему мы стремимся, оплотом Царства Небесного, который Бог сможет    одобрить.

Человек, ищущий основу Царства Божьего, должен столкнуться с таким одиночеством, какого не испытал никто на земле. Почему это так? Раз одинок Бог, одиноким должен быть и этот человек. Поскольку исторически Бог преодолел многочисленные трудности, этот человек должен пройти по такому же историческому пути.

Небеса и земля полны печали, но если человек, чувствуя эту печаль, только раскаивается и рыдает, может ли это стать основанием для Царства Небесного? Только этого не достаточно.

Вместо того чтобы просто служить Церкви, ожидая, когда можно будет обрести новую радость, нужно ощутить в душе готовность разрешить проблему мирового зла.

Оплот Небес не может возникнуть, если у человека нет твердого стремления выполнить такую задачу.

Некоторые с уверенностью утверждают, что они живут по совести, занимают достойное положение в обществе и пользуются уважением людей, а значит, Царство Небесное начинается именно с них. Подобная мысль понятна, если эти люди считают, что добро и зло имеют общее начало.

Однако добро и зло не могут начинаться в одной точке. Если зло идет на восток, добро должно устремиться на запад. Если зло приходит в движение, добро должно стоять на месте. Более того, если зло испытывает какое-либо желание, добру следует отказаться от всех желаний.

Добро и зло – диаметрально противоположны.

Царство Небесное начинается там, где утрачены все надежды, связанные с миром людей. Вот почему люди, удовлетворенные такой жизнью, какая она есть в нынешней реальности, не могут быть истинными верующими.

Если судьба ставит вас на грань жизни и смерти, если вы погружаетесь такое в горе и отчаяние, что не можете осознать собственного бытия, направление вашей жизни естественным образом меняется.

В этом случае вам нужно сойти с привычной жизненной стези, по которой вы механически шли к завтрашнему дню, и искать новые ценности с готовностью отдать даже собственную жизнь.

Отправная точка истинного добра находится именно на таком пути.

С учетом этого, найдется ли человек, уверенный в том, что его личность является оплотом Царства Небесного? Нет. Точно так же как нет и семьи, глава которой может с уверенностью утверждать, что она является таким оплотом, и что Бог не может не признать ее, если только Он существует.

Найдется ли в мире род, представители которого могли бы с уверенностью сказать: «Учитывая исторические заслуги и благие деяния нашего рода, Бог не вправе притворяться, будто не знает его»? Когда задумываешься над тем, существует ли такой народ, такая страна или такая идеология, становится горько на душе.

Вот почему говорится, что желающий умереть будет жить, а желающий жить – умрет. Что означают эти слова? Человек, который старается сохранить себя в этом мире зла более тысячи лет, может мечтать о том, чтобы жить тысячу лет. А человек, который готов с благодарностью в душе жертвовать собой десять тысяч лет, найдет оплот надежды, которая позволит ему прожить десять тысяч лет.

Аналогично, тот, кто восторженно говорит о вечной жизни, вечном счастье и вечном Царстве Небесном, должен ради вечной цели победить текущий момент, пожертвовать собой в настоящее мгновение, все вытерпеть и все преодолеть. Только так создается основание для вечности. (47–247, 1971.8.29)

***

5.4.2.2. Критерий для вхождения в Царство Небесное

Человек не сможет покинуть сатанинскую сферу, если он не полюбит Бога сильнее, чем своего сына. Итак, невозможно войти в Царство Небесное, если не любишь Бога больше, чем своего мужа или свою жену.

Выбираясь из ловушки любви в сатанинской сфере, падшее человечество достигло ее края, но полностью освободиться из нее не смогло. Стало быть, не следует любить своих отца или мать сильнее, чем Бога. (41–299, 1971.

2.17)

***

Какой человек может войти в Царство Небесное? Во-первых, человек, подходящий для Божьей души. Насколько он должен ей подходить? Если Бог руководствуется вечной целью и стремится к вечному идеалу, значит, человек должен соответствовать Божьей душе навеки.

Недопустимо, чтобы он подстраивался под Бога лет десять, а потом перестал это делать. Свою душу нужно вечно настраивать на вечного Бога. Что для этого необходимо? Человек должен стать таким сыном, какой может нравиться Отцу и чтобы Отец мог нравиться сыну вечно.

Недопустимо, чтобы сын становился объектом Божьей печали.

Далее, необходимо подстроиться под тело Бога. Тело устремляется в определенном направлении. Если мысль является центром всех четырех направлений, то тело проявляет себя лишь в одном направлении.

Если тело Бога движется на восток, человек тоже должен идти на восток, вместе с Ним, чтобы стать Божьим сыном, настроенным созвучно Его душе.

Разве это правильно, если Бог любит теплое, а Иисус предпочитает холодное? Если Бог желает смеяться и разговаривать, возможно ли, чтобы в это время Иисуса одолел сон? Во всех внешних аспектах, связанных с телом, человек должен быть един с Богом.

 Но достаточно ли этого? Нет. Богу по нраву дружелюбие, так что человек не должен быть вспыльчивым. Если Бог настроен дружелюбно, человек тоже должен проявлять дружелюбие. Внутреннее и внешнее должно быть в согласии. Но достаточно ли этого? Следующим шагом будет единство в действиях с Богом.

Если человек хочет этого добиться, может ли быть такое, что противно его душе, или то, что не нравится его телу? Он должен делать то, что нравится и душе, и телу. Если Бог существует, должны быть дела, которые Ему нравятся. И если Иисус – сын Божий, то эти дела должны быть по душе и ему. (47–255, 1971.

Читайте также:  Праздник воздвижение честного и животворящего креста господня - богослов

8.29)

***

Вы никогда не попадете в Царство Небесное, не пожертвовав своей жизнью. Сходите туда и убедитесь сами, есть ли там люди, не жертвовавшие своей жизнью. Такова суть веры. (37–248, 1970.12.27)

***

5.4.2.3. Отправная точка Царства Небесного

Откуда может начаться Царство Небесное? Чтобы войти в него, нужно сначала освободить Бога от Его скорби. Со времени грехопадения человека и до сих пор история была сплетена из скорби, стало быть, мы непосредственно должны раскрыть все обстоятельства этой печальной истории. Нам нужно пережить заново все события, случившиеся за шесть тысяч лет истории со времен Адама и Евы.

«Принцип» Церкви Объединения учит о печальном Боге. В миру людям не нравится печаль. Они бегут от нее. Но «Принцип» Церкви Объединения говорит о том, что трагичнее любых печальных ситуаций, – о скорби Бога. Если в миру люди уклоняются от печальных событий и избегают их, то «Принцип» Церкви Объединения, напротив, будит желание пройти местами скорби.

Мирские люди стараются избежать всего печального, но первозданный человек не может так поступать. Чем глубже мы постигаем Божью скорбь, тем больше реальных сил появляется у Церкви Объединения. По мере того, как мы все больше осознаем трагизм положения Бога, желание избавить Его от скорби становится источником безграничной силы, которая порождает действие взрывного характера.

В этом великая мощь Церкви Объединения. (21–112, 1968.11.17)

***

5.4.2.4. Суть Царства Небесного

Что за мир представляет собой Царство Небесное? Это подлинный мир, поэтому туда нет доступа людям, семьям и родам, подпадающим под обвинения сатаны, а потому членам Церкви Объединения, их семьям и родственникам, членам их рода, необходимо достичь единства.

Иными словами, нужно, чтобы объединились три поколения. В семье Адама три поколения должны были стать единым целым: Адам представлял первое поколение, Каин с Авелем – второе, а сыновья Каина и Авеля – третье.

Если рассматривать эту семью, начиная с Бога, то Сам Бог представляет первое поколение, Адам с Евой – второе, а Каин с Авелем – третье. (21–54, 1968.11.17)

***

Поскольку Царство Небесное – это мир без конфликтов, человек может избежать разрушения, лишь руководствуясь концепцией жизни на благо других. Если вы только и ждете, чтобы о вас все заботились, вы потерпите крах.

Царство Небесное – это мир, наполненный Божьей любовью. Сущность любви заключается не в том, чтобы ожидать хорошего отношения к себе, а в том, чтобы служить общему благу. Такие представления отличаются от ныне существующих в мире.

Религия учит жизни ради других людей, абсолютному послушанию, служению и самопожертвованию. В миру все иначе. Люди, живущие таким образом, кажутся группой нищих, которые ничего не понимают в этом мире.

Однако это – тайная стратегия, которую Бог использовал в отношении сатанинского мира, чтобы дать таким людям возможность получить благословения, несмотря на то, что они не знают высочайшей стези Небесного закона.

(46–40, 1971.7.18)

***

5.4.2.5. Структура Царства Небесного

Вы нашли свою изначальную родину? (Нет, не нашли.) Раз вы не смогли найти изначальную родину, стало быть, вы потеряли изначальное отечество. Наше изначальное отечество – это Царство Небесное на земле. Царство Небесное должно существовать одновременно на земле и на небе.

Для образования страны требуются три основных элемента: суверенитет, территория и народ. Есть ли у Бога власть над всемирной страной? (Нет.) Земля не стала таким местом, где Бог мог управлять. Не стало таким и человечество. Значит, у нас нет отечества. Этот мир не пригоден для жизни первозданного человека. (155–25, 1964.10.6)

Как получить Царствие Небесное

Царствие Небесное есть Рай, место на небесах, где обитает Сам Бог, ангелы и святые. Быть в Царствие Небесном значит пребывать с Богом, a потому это Царствие первоначально внутрь нас есть, как говорит Спаситель. Оно находится в душе каждого человека.

Тот, кто душою и сердцем своим прилепился к Богу и соединился с Ним, тот имеет в себе Царствие Небесное, потому что уже чувствует утехи райские.

Получить Царствие Небесное может всякий: бедный, и богатый, благородный и простой, должностной и без должности, старый и молодой, великого и слабого ума, мужчина и женщина.

Как можно получить Царствие Небесное? Многие думают, что в мире нельзя получить Царствия Небесного, надо удалиться в пустыню или монастырь. Многие святые были пустынники, это правда. Но не правда, чтобы только в монастырях можно было получить Царствие Небесное, потому что и в монастыре можно жить по-мирски, и наоборот, в мире можно жить по-монастырски.

Есть много примеров, что мирские люди, как то: земледельцы, купцы, солдаты, даже министры, и полководцы, при всех их мирских делах, получили Царствие Небесное. И правду сказать, эти люди гораздо знаменитее тех, которые живучи в монастырях, сделались святыми.

Итак, чтобы получить Царствие Небесное, не нужно без особенных причин удаляться от мира, а надобно только возыметь усердное желание, и тогда везде можно получить его.

Есть люди, которые думают, что можно получить Царствие Небесное одною милостынею или благотворением, и это очень справедливо.

Христос во время второго Своего пришествия призовет в Царство Небесное только тех, которые кормили голодных, которые поили жаждущих, одевали нагих, и которые посещали и утешали больных и заключенных в темницах, и которые принимали странных и бесприютных.

Так, то истинно, что милостыня может привести нас в Царствие Небесное. Но милостыня истинная, от чистого и доброго сердца, и бескорыстная. Как часто случается, что многие кормят голодных, посещают больных и проч.

или по обыкновению, или для того, чтобы похвалили за то, или, чтобы получить за то большую награду от Бога. Таковая милостыня не приведет в Царствие Небесное. Ап. Павел говорит, что хотя бы я все свое имение раздал нищим, но если не имею истинной любви в сердце своем, то все это напрасно (см.: 1 Кор. 13, 3).

Есть также люди, которые говорят, что исполняй закон Божий, и ты будешь в Царствии Небесном. И это правда.

Потому что Сам Спаситель сказал, что в Царствие Небесное войдут те, которые исполняют волю Отца Небесного.

Но кто из людей совершенно исполняет волю Божию? Кто не грешит и не преступает закон Божий? А кто хотя одну заповедь не сохранит, тот преступник всего закона, и, следовательно, не будет в Царствии Небесном.

Наконец, некоторые думают, что можно получить Царствие Небесное постом и молитвою. Правда, что все святые постились, и Сам Иисус Христос постился сорок дней и сорок ночей. Правда, что молитвою можно все сделать, можно даже воскрешать умерших. Но какою молитвою совершенною, которую могут иметь только святые.

Из сего вы видите, для того, чтобы получить Царствие Небесное, мало того, чтобы удалиться от мира, подавать милостыню, исполнять десять заповедей и поститься и молиться, всего этого недостаточно. Надобно иметь дар Божий, получить Духа Святого так, как получили его апостолы и все святые.

Итак, слышите и разумейте: чтобы получить Царствие Небесное, надобно получить Духа Святого в Таинствах Церкви и сделаться святым. А без этого никто не только не может быть в Царствии Небесном, но даже увидеть его. Христос сказал: «Аще кто не родится свыше» – в Таинстве Святого Крещения – «не может видети Царствия Небесного» (см.: Ин. 3, 5).

И это самое поясняет ученик Его так: «Без святыни никтоже узрит Бога» (см.: Евр. 12, 14). Тот, кто не сделался святым, не может быть с Богом в Царствии Небесном. А сделаться святым нельзя без помощи благодати, которая преподается в Таинствах Церкви. Эта истина вечна, непреложна и неизменна.

Скорее разрушится небо и земля, нежели хотя одна буква или одна черта переменится в сих словах.

Возможно ли это человеку быть святым? Многие говорят, что невозможно нам, слабым людям, быть святыми. Мы в грехах родились и не можем не грешить. Это правда. Но ужели те люди, коих считаем святыми, были не слабы и не грешны? Ужели они родились святыми? Нет, они не родились, а сами сделались святыми.

Они так же были сначала и слабы и грешны, как и мы, жили в мире. Они так же сначала любили мир и заботились о мирском счастье. Многие из них имели семейства и детей, занимались разными должностями. Но ничто это не помешало им сделаться святыми. Всякого состояния, звания, чина, возраста и пола были люди, которые сделались святыми.

Следовательно, всем и каждому человеку можно сделаться святым. «Да, – говорят многие, – положим, что возможно человеку быть святым, но это трудно». Правда, братия моя, точно, трудно сделаться святым и не только трудно, но даже скажем откровенно, очень трудно.

Но скажите, что нам достается без труда, что мы можем получить, так сказать, на боку лежа? Под лежачий камень и вода не течет, говорить простое присловие. Без труда мы не можем получить и самой безделицы. А чем дороже вещь, тем надобно более трудов, чтобы получить ее.

Но что на свете может быть для нас дороже Царствия Небесного? Что может быть нужнее и необходимее для нас Царствия Небесного? Кто знает и чувствует, что оно всего на свете дороже и нужнее, тот, не смотря ни на что, будет искать его.

Трудно сделаться святым. Но что для человека трудно, и что не трудно? Трудно и тяжко кажется все, чего он сам не захочет и к чему его принуждают, хотя бы это в самом деле было даже очень легко. Напротив, кажется легким и нетрудным все, чего он сам усердно пожелает.

Так кажется ему нетрудным и возможным переплывать моря, переходить земли и горы, бороться с трудностями и опасностями, потому что он этого хочет. Но ему кажется тяжким сделать несколько шагов до церкви и простоять хотя час на молитве, потому что он этого не хочет.

Итак, получить Царствие Небесное кажется невозможным тому только, кто не имеет еще усердного желания получить оное. Но тому, кто усердно желает, кто день и ночь заботится об Царствии Небесном, тому очень нетрудно и нетяжко.

И даже столь легко и сладостно сердцу его, что никакие обещания, угрозы, мучения не могут заставить отказаться от его искания.

Многие думают, что если мы будем думать и заботиться только о Царствии Небесном, тогда все наши мирские дела остановятся и разрушатся.

Ах, как это несправедливо, как даже оскорбительно для Бога думать таким образом! Христос не велит всем бросить житейские должности и дела, удаляться в пустыню, не возбраняет искать и земного счастья, но только так, чтобы Царствие Небесное было первым нашим делом и желанием.

Он говорит: «Ищите прежде (всего) Царствия Божия, (а) все прочее приложится вам» (см.: Мф. 6, 33). Надобно иметь главное попечение о Царствии Божием, а потом заботиться и о мирских обязанностях. Когда мы достигнем правды Царствия Небесного, то все прочее придет, так сказать, само собою, будет дано нам как бы в придачу.

«Благочестие на все полезно» (1 Тим. 4, 8), – говорит Священное Писание. Итак, должностной ли ты человек, не уклоняйся, исполняй ее, как требует долг и честь гражданина, и как можно усерднее, но в то же время не забывай и Царствия Божия.

Отец ли ты или мать семейства, не забывай своей должности, воспитывай детей своих, заботься о них, как можно усерднее, но в то же время не забывай и Царствия Небесного. Искать его не мешает никаким нашим обязанностям и должностям. Будем же, братие, искать его с усердием, постараемся получить Духа Святого и сделаться святыми. Аминь.

Свт. Иннокентий, митр. Московский

Источник: Вечное/«L'Éternel» // Правосл. журн.  – Аньер, 1949. – № 5(17). С. 1-5.

17 октября 2019

Как войти в Царство Божие, если грех неизбежен?

Святитель Иннокентий (Вениаминов) прежде всего известен в качестве миссионера и просветителя. Он находил главные идеи и мысли в религиозных текстах и передавал простым и конкретным языком.

Благодаря его таланту искры веры зажигались в сердцах людей далекой Аляски, суровой Сибири, холодного Крайнего Севера.

 И вот какой ответ он дает на главный вопрос христианина: «Как можно получить Царствие Небесное?»

Читайте также:  Молитвы на все случаи жизни - богослов

– Многие думают и говорят, что, живучи в мире, нельзя получить Царствия Небесного, а надобно удалиться от мира в пустыню или монастырь. Так! правда, почти все великие святые были пустынники. Но не правда, чтобы, только живучи в монастырях, можно получить Царствие Небесное, потому что и в монастыре можно жить по-мирски, и наоборот, живучи в мире, можно жить по-монастырски.

Есть много примеров, что мирские люди, как то: земледельцы, купцы, солдаты, даже министры и полководцы, при всех их мирских делах, получили Царствие Небесное, и правду сказать, сии люди гораздо знаменитее тех, которые, живучи в монастырях, сделались святыми, потому что они в жизни сей были полезны для ближних; они, спасая себя, спасли и других; а пустынник спасает почти только себя самого.

Успевший получить ценный опыт как семейной, так и монашеской жизни, святитель Иннокентий твердо уверен, что стяжать Царствие Небесное мирянину почетнее, нежели монаху.  Ведь он спасает не только себя, но и своих близких. Служение – непременная ступень на пути в Царствие Небесное.

– Есть люди, которые думают, что можно получить Царствие Небесное одною милостынею или благотворением, и это очень справедливо, потому что сам Иисус Христос, во время второго Своего пришествия, призовет в Царствие Небесное только тех, которые кормили голодных, которые поили жаждущих, одевали нагих, и которые посещали и утешали больных и заключенных в темницах, и которые принимали странных и бесприютных. Так, то истинно, что милостыня может привести нас в Царствие Небесное? Но какая милостыня? Милостыня истинная, от чистого и доброго сердца и милостыня бескорыстная. Но как часто случается, что многие творят милостыню, т.е. кормят голодных, посещают больных и проч. совсем не по любви, не от души и сердца, но просто так: или по обыкновению, или для того, чтобы похвалили за то люди, или именно потому, чтобы получить за то большую награду от Бога, и таковая милостыня не приведет в Царствие Небесное. Апостол Павел говорит, что хотя бы я все свое имение раздал нищим, но если я не имею истинной любви в сердце своем, то все это напрасно.

Страшно осмыслить: получается, что добро, которое мы распознаем сразу, не всегда является таковым в глазах Господа. Даже то, которое мы вроде бы совершаем для Него  («чтобы получить за то награду от Бога») Он тоже не сочтет добром. Любовь – вот главнейшее условие для добрых поступков. Именно через нее поступок станет служением Богу. Бескорыстия здесь недостаточно.

– Есть также люди, которые говорят, что исполняй закон Божий, и ты будешь в Царствии Небесном. Сам Спаситель сказал, что в Царствие Небесное войдут те, которые исполняют волю Отца Небесного.

Но кто из людей совершенно исполняет волю Божию? Кто не грешит и не преступает закон Божий? А кто хотя одну заповедь не сохранит, тот преступник всего закона и, следовательно, не будет в Царствии Небесном.

Выходит, что у нас совсем нет шанса на Царствие Небесное? В христианской аскетике этот момент оговаривается неоднократно: исполнять заповеди в совершенстве – невозможно. В какой-то момент все равно согрешишь.

– Наконец, некоторые думают, что можно получить Царствие Небесное постом и молитвою. Правда, что все святые и Сам Иисус Христос постился сорок дней и сорок ночей. Правда, что молитвою можно все сделать, можно даже воскрешать мертвых. Но какою молитвою? Молитвою совершенною, такою молитвою, которую могут иметь только святые.

То есть и в наших молитвах нет совершенства? Кому вообще, выходит, нужны эти старания?! И вот тут святитель Иннокентий делает такой акцент, который меняет всё:

– Итак, слышите и разумейте: чтобы получить Царствие Небесное, надобно получить Духа Святого и сделаться святым. Иисус Христос сказал: аще кто не родится свыше, не может видети Царствия Небесного.

И это самое поясняет ученик Его так: без святыни никтоже узрит Бога, т.е., кто не сделался святым, тот не может быть с Богом в Царствии Небесном. Пусть кто как хочет, так и толкует сии слова Спасителя.

Но никакие толкования, никакие умствования не изменят сии истины.

Быть святым! возможно ли это человеку? Да, правда, многие говорят, что невозможно нам, слабым людям, быть святыми. Мы в грехах родились и не можем жить без того, чтобы не грешить. Так! это правда, что мы слабы и грешны.

Но ужели те люди, коих считаем святыми, ужели они были не слабы и не грешны? Ужели они совсем другие были люди? Ужели они родились святыми? нет, они не родились, а сами сделались святыми, они также были сначала и слабы и грешны, как и мы.

Да! говорят многие, положим, что возможно человеку быть святым, но это трудно. Но скажите, что нам достается без труда, что мы можем получить, так сказать, на боку лежа? Под лежачий камень и вода не течет, говорит простое присловие.

Без труда и даром мы не можем получить и самой безделицы. А чем дороже вещь, тем надобно более трудов для того, чтобы получить ее; чем она выше и драгоценнее, тем более надобно усилия и старания, чтобы достать ее.

Но что на свете может быть для нас дороже Царствия Небесного?

«Стоп!» — воскликнете вы. – О какой святости вообще идет речь?! Мой руководитель — тиран/ работники лентяи, а по вечерам я возвращаюсь к непослушным детям и сердитому мужу/ недовольной жене. Как достигнуть святости. Если я еле сдерживаюсь от уныния, а иногда подумываю и о рукоприкладстве. Это я молчу о брани и осуждении».

Святитель отвечает и на это:

– Многие думают, что если мы будем думать и заботиться только о Царствии Небесном, тогда все наши мирские дела и должности остановятся и разрушатся.

Ах! как это несправедливо, как даже оскорбительно для Бога думать таким образом! Иисус Христос не велит бросить и совсем оставить все житейские должности и дела, не велит удаляться в пустыню, не возбраняет и искать земного счастия, но только так, чтобы Царствие Небесное было первым нашим делом и желанием.

Он говорит: ищите прежде всего Царствия Божия, а все прочее приложится вам, т.е. надобно иметь главное попечение о Царствии Божием, а потом заботиться и о мирских обязанностях, и когда мы получим и достигнем правды Царствия Небесного, то все прочее будет дано нам как бы в придачу.

Должностной ли ты человек в обществе, не уклоняйся от твоей должности, исполняй ее так, как требует долг и честь гражданина, и как можно усерднее, но в то же время не забывай и Царствия Божия.

Отец ли ты или мать семейства, не забывай своей должности, воспитывай детей твоих, заботься о них как можно усерднее, но в то же время не забывай и Царствия Небесного.

Словом сказать, искать Царствия Небесного не мешает никаким нашим обязанностям и должностям.

Так как же все это понять?

На самом деле, очень даже просто. Святость – это стремление, направление, вектор. Это значит ни на миг не забывать своего Господа. Пусть случаются грехи, пусть молитва не будет до конца совершенной, пусть усталость иногда берет свое. Но если сердце стремится к Богу, к любимому Творцу, то надежда на святость не иссякнет. Пусть это и звучит слишком самонадеянно.

А понимать очень просто. Святость – это вектор, направление, стремление. Жить перед лицом Божьим, ни на секунду о Нем не забывая. Да, будут и грехи, и падения, будет несовершенство в молитве, будет усталость. Но пока есть стремление – к Нему, Единственному Любимому и Желанному – есть и надежда на святость. Как бы смело и даже дерзко это ни звучало.

Жизнь как она есть

      Как было сказано ранее, цель и задачи Христианства — поднятие человека с колен раба, возведение его в ранг сына Бога и устремление к нравственному совершенству, соответственно своему рангу.

      Однако среди миллионов людей, исповедующих Христианство, не найдется, к сожалению, и нескольких сотен, которые понимали бы это.

     Причина одна: из века в век официальная религия внушает человеку, что он — раб Божий, уча «страху Божьему», и лишь в период празднования Воскресения Христова признает его (человека), согласно Иисусу, сыном Бога и запрещает бить поклоны, поскольку преклонение коленей, челобитье и просто поклон — атрибуты рабства.

Кроме того ортодоксальное Христианство, как и Иудаизм, плоть от плоти которого оно есть, требует не только любить Бога превыше себя и кого бы то ни было, но также беспрекословно подчиняться воле Божьей, основываясь и исходя из молитвы «Отче наш», данной людям непосредственно Иисусом Христом.

Однако при этом первые отцы церкви не посчитали нужным объяснить, а все последующие (кто из-за непонимания, кто — в силу сложившихся стереотипов) не могли говорить об этом, поэтому никто и никогда не растолковал прихожанам значение и содержание многих высказываний Христа, равно как и не сказал об истинном значении выражения: «Да будет воля Твоя». Обо всем этом мы уже говорили.       И тем не менее, даже в таком представлении Христианство, пропагандирующее несовершение зла в каком бы то ни было виде, призывающее любить ближнего как самого себя, учащее не мстить, но прощать и стремиться во всем к совершенству, вселяющее надежду в жизнь вечную и дающее рекомендации, как воплотить эту надежду в реальность, будучи религией любви, как никакая другая религия до нее, способствовало (и способствует) пробуждению этой всесильной, торжествующей над эгоизмом любви в подсознании верующих, не формальных, но тех, кто в большей или меньшей степени сознательно следует предписанию канонов, или, говоря попросту, исполняет завещанные Иисусом заповеди.

      Основой Христианства является Нагорная проповедь Христа. Именно в ней Иисусом сформулированы нравственные постулаты, которые должны быть основополагающими в поведении человека, вступившего на путь христианина, и являющиеся обязательными для всех стремящихся на Небеса.

      Все эти постулаты (кроме «блаженств») учат первоначальному исходному правилу: «Не причини вреда ни словом, ни делом…

», безошибочное усвоение которого обязательно для всех людей, ибо только оно дает возможность продвигаться по Пути Добра, а ненарушение данного правила в определенном ряде жизней тем, кто на Земле называется «человек», а в действительности, в который раз повторяем, есть Бессмертная сущность, временно пребывающая в теле человека, приводит к прекращению его воплощений на Земле и позволяет продолжить шлифование характера на других планетах.

      Блаженны нищие духом , ибо их есть Царство Небесное.
      Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
      Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
      Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
      Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
      Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

      Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
      Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
      Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать, и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.

      О «блаженствах», которыми начинается Нагорная проповедь, следует сказать отдельно. Их первоначальный смысл, подразумевающий духовные блага, то есть блаженство или счастливую жизнь, как результат изменения сознания (кротость, правдивость, миролюбие, милосердие, преданность…

), приобретя со временем противоположное значение, понимаем ныне как обещание Иисусом благ сугубо материальных в Царстве Небесном своим приверженцам.

      Однако, воспринимая Царство Небесное как материальную награду за что-либо, никто и никогда из прихожан, к сожалению, не задумывался и не задумывается над тем, что Царство Небесное, как и всякое государство, должно иметь законы, исполнение которых также обязательно для жителей этого Царства, как и любого другого; что все они, так же, как и в любом другом царстве-государстве, имеют обязанности, а значит хлопоты, заботы, а возможно, и проблемы, — антагонисты блаженства, потому что везде, где существует жизнь, существуют и правила, по которым функционируют как все живущие, так и жизнь в целом.       И эти правила едины для всех, поскольку в основе Мироздания лежит общий принцип и непреложный закон: «Единство в многообразии».
      Традиция толкования «блаженств» именно как награды за что-либо возникла не сегодня, но существует еще с времен зарождения Христианства. И этому есть объяснение.
      О том, что не только разум, но и Дух человека, словно пеленами, связан вирусами зла, которые, лишая жертву воли, властвуют над ней посредством диктата аналогичных своей природе желаний, основатели и первые проповедники Христианства знали не понаслышке. Подтверждением тому служат слова апостола Павла из его послания «К Римлянам»: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которое не хочу, делаю».       Именно исходя из своего опыта, священнослужители посчитали, что говорить человеку о зле как о психической болезни преждевременно. И, решив, что убедить кого-либо «принимать лекарство от зла», то есть исполнять Божьи заповеди, можно только активизируя его желание счастливой, беззаботной жизни методом «поощрений и угроз»: предрекая рай или ад, блаженство в Царстве Небесном или муки в преисподней, поступали, как поступали.       Такой подход, конечно, не самый эффективный, не самый быстрый, и не самый совершенный метод исцеления человека от зла, но, тем не менее, для очень многих он был и есть наиболее приемлемым, и об этом нужно всегда помнить, как и о тех, кто, не щадя сил, невзирая на преследования, пытки и угрозу мученической смерти, исполняя завет Иисуса Христа, самоотверженно несли сквозь века светоч Божьего слова людям.

Читайте также:  Проповедь о нашей грешной жизни от иерея сергия голубева - богослов

      …

объясняя некоему дотошному тщательно готовящемуся к службе на Земле лейтенанту смысл «блаженств» из Нагорной проповеди Христа и в том числе слов: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (не будет когда-то, но уже есть), Полководец сказал:
      — Блаженство есть состояние души.

Его невозможно заработать, купить за деньги, взять в долг, выиграть в карты, получить в наследство или подарок.
Поэтому блаженство, уже исходя из своего определения, никак не может быть наградой за что-либо.       Кто даже из сильнейших мира сего может утверждать, что его душа блаженна?

    Обрести блаженство, как и его олицетворение — Царство Небесное, в данном случае можно лишь обеспечив своей душе полное умиротворение — беззаботность и покой, радость и благодушие, то есть безмятежное счастье в самом широком его понимании, что единственно возможно при изменении желаний «получать», порождающих беспокойство, на стремление «отдавать», приносящее удовлетворение собой.

      Кто бы это ни был: богач или бедняк, нищий или уважаемый господин, независимо от того, в хижине или во дворце он живет, такой человек, еще пребывая на Земле, обретает Царство Небесное, ибо «Царство Небесное» всеми понимается как жизнь в блаженстве и фактически является синонимом этого выражения.       А потому Царство Небесное на Земле нужно искать и возможно найти только внутри себя, а стремясь к нему, помнить, что ничто в мире не совершается само по себе, кроме действий человека, ибо человек всегда волен решать: жить ли ему в умиротворении, либо погрязнуть в суете или пороках.

      Что же касается непосредственно тезиса: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное», толкование которого в течение многих веков вызывает даже у богословов определенные трудности, то он красноречиво говорит о следующем.
      Дух человека есть движитель его мыслей, устремлений и желаний
.

Совокупность этих трех компонентов определяет духовный уровень развития каждого отдельного индивидуума. Стремления и желания есть синонимами, и потому упрощенно можно сказать, что дух человека — это сосредоточение порожденных мыслью желаний, контролируемых волей — продуктом разума.

      Качество желаний, как известно, может быть различным — от самого низменного до самого возвышенного. Желания только физиологического порядка свидетельствуют о низкой духовности, и соответственно желания ментального порядка — о высокой.

Между высшим и низшим уровнями существует множество градаций, однако все они свидетельствуют лишь о наличии той или иной совокупности желаний.

      Любое желание — антагонист блаженства как синонима счастья. Ибо неудовлетворенное желание — это источник всевозможных страданий, а желание удовлетворенное, кроме сугубо физиологических, тут же порождает новое, и так до тех пор, пока не наступает пресыщение, потом скука, потом неудовлетворенность, причину которой понять испытывающему ее бывает трудно.

      И большое, и малое желание, направленное на удовлетворение самое себя, будучи удовлетворенным или неудовлетворенным, что еще хуже, сопровождается беспокойством или тревогой об его удовлетворении.       Именно желание, вышедшее из-под контроля воли, является причиной многих неблаговидных поступков, со всеми вытекающими отсюда последствиями.
      Именно желание, порабощая разум и подчиняя волю, ввергает человека в бездну страстей, отдаляет его тем самым от Царства Небесного, или жизни в блаженстве, ибо, как уже было сказано, блаженство — это состояние души: покой и умиротворение, радость и безмятежность, а главное — отсутствие испепеляющих душу желаний.

      Таким образом, нищета как синоним отсутствия чего-либо применительно к слову «дух» как совокупности желаний означает только одно: отсутствие этих желаний.

      В соответствии с этим слова «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное», говоря современным языком, имеют значение: «Счастливы не имеющие желаний, ибо душа их пребывает в блаженстве», и есть не что иное, как констатация великим Учителем известного психологического феномена.

      Однако, кроме вышеуказанной, нужно сказать еще об одной причине, следствием которой является обретение человеком счастливой жизни: это не отсутствие желаний, но изменение их знака на обратный.

      Как уже говорилось, достигшие такого состояния Духа, когда «отдавать» приятнее, чем «получать», воистину обрели Царство Небесное внутри себя.

      Слово «отдавать» в данном случае имеет не узко материальный смысл, но всеобъемлющее понимание совершения добра ради добра: труд во благо других, забота без ожидания благодарности, помощь, не жаждущая вознаграждения, — его главные вехи, а более мелкие:       — понимание чужих проблем;
      — сострадание чужому горю;
      — бескорыстие во всех поступках;
      — стремление доставить радость другим;
      — щедрость даже в ущерб себе, и многое другое, что сделанное для других, приносит радость и моральное удовлетворение его сделавшему.

      О первом условии достижения Царства Небесного, то есть об укрощении в себе желаний, давно известно на Земле, и многие из служащих там, кто в большей, кто в меньшей мере, пытаются искоренить желания путем медитации или отшельничества.

      Это — трудный путь, и лишь единицы проходят его до конца. Однако, даже достигнув огромных успехов в своем начинании, им все равно не удается избавиться от желаний, ибо пока жив человек — живы в нем и желания.       Следовательно, это дорога, ведущая в тупик, поскольку все действия при таком выборе также направлены на собственное благо, и только огромное желание его обрести питает силы стремящихся и целеустремляет их.       Нет и не может быть человека абсолютно без желаний: желание избавиться от желаний — тоже желание.       Как видишь, круг замкнулся.       О втором пути — Пути служения — на Земле практически ничего не известно. Его не пропагандируют в средствах массовой информации и ему не учат в духовных книгах, ибо те немногие, что слышали о нем, посчитали его слишком трудным, чтобы встать на него самим и позвать за собой других.       Но это очень большое заблуждение. Потому что Добро, есть не что иное, как результат усилий невидимой духовной мышцы, сила которой, как и мышцы физической, возрастает по мере тренировки.       Встав на Путь служения, Идущий очень скоро замечает, что идти с каждым днем все легче, а говоря языком обыденным, сделав над собою несколько сознательных волевых усилий, или попросту несколько добрых дел для блага других, когда их делать не хочется, ибо Нечто, называемое внутренним голосом, шепчет: «Подумай о себе», идущий по Пути служения вскоре обнаружит, что при совершении каждого последующего добра этот голос звучит все тише, а усилий над собой нужно делать все меньше. И вскоре наступит время, когда они вообще не понадобятся, потому что удовольствие от содеянного заглушит «голос», сделает несущественными усилия и подвигнет на новые свершения.       Это — второй этап.
    Через небольшой промежуток времени Идущий обнаружит, что удовольствие, как долговременное чувство, испытуемое в результате памяти о добром поступке, сменилось кратковременным удовлетворением от полезности содеянного в момент его совершения, поскольку после совершения поступок забывается.       Это — третий и последний этап пути.      Уже в самом его начале Идущий ощущает умиротворение, потому что душа его пребывает в покое. Ибо, трудясь во имя результатов труда, а не за его вознаграждение, он избавляет ее (свою душу) от тревог о размере и получении награды. И это относится к любому труду, поскольку добрый поступок — тоже труд.

      В конце же Пути Идущий обретает то, что называют «Царством Небесным», или жизнь в блаженстве, потому что за долгий путь избавился от всего, что превращает жизнь человека в страдание: жажды денег и почестей в семье или на службе, от обид на кого-либо и зависти кому-либо, от недовольства чем-либо или кем-либо.

      Безусловно, жизненные тяготы, как и чьи-либо неблаговидные поступки, огорчают его.
      Но в первом случае он, зная, что все, имеющее начало, обязательно имеет и конец, без эмоций и переживаний выполняет повседневные обязанности или, попав в неординарную бытовую ситуацию, без суеты и нервозности делает все от него зависящее (стараясь при этом делать хорошо) для стабилизации этой ситуации.

      А во втором случае, он говорит себе: «Недостойный поступок — это проблема совершившего его, моя же проблема — не поступать так». И эти слова, как магическая формула, охраняют его душу от беспокойства, не позволяя проникнуть в нее семенам злобы или обиды.

      Живя таким образом, он почти счастлив, или счастлив так, как может быть счастлив человек, ибо абсолютного счастья на Земле не существует ни для кого.
      Сын мой, — обратился Полководец к Лейтенанту, — я говорю все это тебе для того, чтобы ты, пребывая на Земле, где существует бесчисленное множество жизненных забот, проблем и всевозможных огорчительных ситуаций, воспользовался полученным знанием как руководством к действию и тем самым многократно облегчил себе службу.
Кроме того, я хочу, чтобы ты передал это знание другим, дабы все желающие иметь счастливую жизнь обрели ее.
      А в завершение скажу тебе следующее.

      С незапамятных времен существует полигон Земля. Снова и снова посылаю я вас на Землю, чтобы вы испробовали свои силы в борьбе со злом*.

      И каждый раз даже наиболее сильные из вас заболевают там этой болезнью, а потом многие годы изгоняют ее из себя, потому что зло — болезнь рецидивирующая, потому что при малейшем нарушении морально-этических норм, в том числе нравственных религиозных заповедей, иммунитет к ней сразу же начинает разрушаться и она возобновляется.

      Следовательно, будь бдителен. И, независимо от своих религиозных или каких-либо других мировоззрений, никогда не позволяй недовольству и раздражению перерасти в злобу и ненависть, не позволяй меркантильности восторжествовать над великодушием, а алчности над благородством, не позволяй обиде заглушить доброту, а возмущению — здравый смысл.


      Поскольку твой здравый смысл постоянно должен говорить тебе: ничто и никто в этом подлунном мире не сможет заставить меня забыть, что я — часть Бога, Отца моего Небесного, что я на Земле для того, чтобы еще и еще раз очистить себя от зла, которое, подобно коррозии, разъедающей металл, способно источить всю Вселенную, если ценой величайших усилий не будет само уничтожено в каждом индивидууме — потенциальном инкубаторе зла…

      Ибо такой путь — и к Богу, и к блаженству, и в Царство Небесное — самый верный, самый короткий, самый надежный, и его непременно осилит Идущий. ——————-

      *Тезисно напомним:

      1) КАЖДЫЙ человек — это Бессмертная Сущность, ВНЕЗЕМНОЙ РАЗУМ, временно, по воле Всевышнего Творца, пребывающий на Земле в теле человека, с целью приобретения иммунитета к вирусу себялюбия (эгоизма) — инфекции, порождающей тяжелейшее психическое заболевание ЗЛО.
      2) ЗЕМНОЕ ЗЛО (как всё на Земле и как сама Земля) создано Всевышним Творцом и Его Помощниками для профилактики эгоизма и является вакциной против него.
     Зло как явление существует на Земле с момента появления на ней живых существ и служит средством испытания их нравственности и обучения ей.
    Зло как совокупность пороков — это возникающее в результате вакцинации психическое заболевание, по мере выздоровления от которого к нему вырабатывается искомый иммунитет.
      Подробнее: «Природа и назначение зла»>>

Раздел: «ПУТЬ»>>

Наверх^

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *