День святой троицы 15 и 16 июня праздновался в тюльгане — богослов

Этот праздник переходит по датам, в 2019 году он приходится на 16 июня. В эту дату православные христиане торжественно справляют День Святой Троицы (или Пятидесятницу).

Он входит в 12 двунадесятых церковных праздника. Предшествующая суббота носит название: Вселенская, Троицкая, родительская.

Вечером в пятницу 14 июня и утром 15 июня проводились поминальные службы, на которых поминали всех усопших.

День Святой Троицы 15 и 16 июня праздновался в Тюльгане - БогословРодительская суббота в Тюльгане —праздничная икона

Поскольку эта родительская суббота является вселенской, на ней поминали не только родственников, но и всех христиан, когда-либо живущих на земле. Поэтому Троицкая Вселенская суббота — это главный день, когда поминаются все усопшие люди православной веры.

В храме Николая Чудотворца на Божественную литургию 15 июня собралось около 60 жителей поселка Тюльган и Тюльганского благочиния. Приехали верующие из села Разномойка, Ташла, Городки. После причащения настоятель храма иерей Сергий Оксаныч произнёс проповедь о том, как нужно правильно вести себя в этот день.

Видео: проповедь в Троицкую вселенскую субботу 15 июня

  • День Святой Троицы 15 и 16 июня праздновался в Тюльгане - Богослов
  • День Святой Троицы 15 и 16 июня праздновался в Тюльгане - Богослов
  • День Святой Троицы 15 и 16 июня праздновался в Тюльгане - Богослов
  • День Святой Троицы 15 и 16 июня праздновался в Тюльгане - Богослов

Этот день празднуется на 50 день после Пасхи — Воскресения Христова и на 10-й день после Вознесения Господня. Праздник всегда выпадает на воскресенье и строго привязан к дате празднования Пасхи.

День Святой Троицы 15 и 16 июня праздновался в Тюльгане - БогословДень Святой Троицы Праздничная Икона

В храме Николая Чудотворца к Всенощному бдению в субботу 15 мая внутреннее убранство алтаря, амвона и средней части раскрасились в зелёный цвет.

По всему храму расставлены зеленые ветви березы с распустившими листочками.

Завеса в алтаре, облачение престола, аналоев для праздничной иконы и Креста с Евангелием для исповеди, накидки на подставках — тоже зелёного цвета. Вечернее богослужение возглавил настоятель храма иерей Сергий Оксаныч.

Ему сослужили клирик благочиния иерей Александр Квасов и диакон Сергий Полиданов. Все священнослужители были облачены в одежды зелёного цвета.

Вечернее богослужение состояло из Всенощного бдения с литией и полиелеем. После чтения Евангелия, настоятель храма совершил помазание 42 человек, которые приняли участие в богослужении. По окончании службы иерей Сергий Оксаныч произнёс проповедь о Святом Духе.

Видео: проповедь после Всенощного бдения 15 июня

  • День Святой Троицы 15 и 16 июня праздновался в Тюльгане - Богослов
  • День Святой Троицы 15 и 16 июня праздновался в Тюльгане - Богослов
  • День Святой Троицы 15 и 16 июня праздновался в Тюльгане - Богослов
  • День Святой Троицы 15 и 16 июня праздновался в Тюльгане - Богослов

Учение Церкви о триединстве

День Святой Троицы посвящён схождению Святого Духа на апостолов — учеников Спасителя. Об этом событии рассказано в Евангелии, в Деяниях святых Апостолов.

Праздник посвящен схождению Святого Духа на учеников Христа. Это событие описано в Новом Завете, в Деяниях святых апостолов. Связано оно с одним из основных положений христианской веры – учением о Святой Троице. Согласно ему, Бог един и неотделим, однако существует в трех ипостасях: Отца – начала всего, творца мира и человека, Сына – логоса, Бога-Слова, Святого Духа – божественной энергии.

День Святой Троицы в Тюльгане

В храме Николая Чудотворца, как и во всех православных храмах 16 июня прошла одна из самых красивых и торжественных служб в году. Церковь украшена зелёными ветками берёзы, как символ обновления.

В храме царила праздничная атмосфера. На литургию пришли и приехали из сел района больше 100 человек. Исповедовалось и причастилось около 40 прихожан вместе с детьми.

По окончании литургии иерей Сергий Оксаныч произнес проповедь о сошедствии Святого Духа на Апостолов.

Видео: проповедь о Святой Троице 16 июня 2019

После литургии служилась вечерня, во время которой настоятель храма читал три молитвы, обращенные к Триединому Богу — Святой Троице. Священнослужители и прихожане во время их совершили коленопреклонение, в первый раз после Пасхи. По окончании вечерни иерей Сергий Оксаныч произнёс новую проповедь о понятии Бога. После этого в храме прошло праздничное чаепитие с тортами, на котором батюшка Сергий рассказал о том, как он пришёл к Богу.

Видео: проповедь после вечерни о разъяснении понятия Бога

День Святой Троицы. Пятидесятница. Православный календарь на 16 июня

Главные церковные праздники, дни памяти святых и православные святыни сегодняшнего дня

16 июня (3 июня по «старому стилю» – церковному юлианскому календарю). День Святой Троицы.

Пятидесятница (великий двунадесятый праздник, всегда приходящийся на восьмое воскресенье – пятидесятый день после Пасхи Господней). Поста нет.

Также сегодня в Русской Православной Церкви совершается память 15 святых и празднование в честь трёх святынь. Далее коротко расскажем о них и о сегодняшнем великом празднике.

День рождения Церкви: 16 июня – праздник Святой Троицы, Пятидесятница

* * *

День Святой Троицы. Пятидесятница. В церковном календаре есть праздник, когда русские храмы и монастыри особенно нарядны.

Это – День Святой Троицы, который православные христиане совершают на 50-й день после Пасхи, а потому этот праздник также именуется Пятидесятницей. По старой русской традиции церкви на Троицу украшают травой, зелёными ветвями и даже маленькими деревцами.

Но это лишь добрый обычай, богословский же смысл этого праздника очень глубок. И связан он с сошествием Святого Духа на учеников Христа – апостолов.

ИЗ ИСТОРИИ ДНЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ, ПЯТИДЕСЯТНИЦЫ

Сошествие Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы описано в Деяниях святых апостолов.

Так, в пятидесятый день после Христова Воскресения (на десятый день после Его Вознесения), когда апостолы находились в Сионской горнице в Иерусалиме, «внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились.

И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать»…

Согласно толкованиям богословов, именно в день Пятидесятницы родилась Христианская Апостольская Церковь.

А потому церковные богослужения на Троицу особенно торжественны и завершаются особым молебном, когда все верующие, включая Патриарха, впервые после Пасхи молятся коленопреклонённо.

Так, в своём Первосвятительском слове в день Святой Троицы 2015 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, в частности, подчеркнул:

Молитва наша сегодня была особой, коленопреклонённой. Мы молились о себе, о Церкви, о роде человеческом, о живых и о мертвых. И верим, что в ответ на эту молитву сила Божия благодатью Святого Духа прикасается ко всем нам и спасает души наши.

А потому в праздник Святой Пятидесятницы всем верующим людям очень важно оставить летние заботы и направить свои стопы в православный храм. Чтобы молитвенно восславить Триединого Бога – Пресвятую Троицу, даровавшую жизнь всему сущему.

* * *

Перенесение святых мощей благоверного царевича Димитрия Угличского.

Этот святой отрок, сын царя Иоанна IV Васильевича Грозного, погиб в Угличе в 1591 году от Рождества Христова в 8-летнем возрасте.

Историки спорят об обстоятельствах случившейся трагедии, но в житийном предании вина однозначно возложена на обезумевших от своего властолюбия бояр, пытавшихся захватить власть в стране.

Детский святой: 16 июня – перенесение мощей благоверного царевича Димитрия из Углича в Москву

В Русской Православной Церкви день гибели царевича Димитрия, 28 (15) мая, совершается как память Небесного заступника всех страждущих детей, а потому постепенно становится своего рода православным детским днем.

А сегодня, 16 июня, совершается другой церковный праздник его памяти. День перенесения честных мощей этого святого отрока из Углича в Москву в 1606 году.

Носилки, на которых было совершено это перенесение, вернулись в Углич и сегодня бережно хранятся как великая святыня.

День Святой Троицы 15 и 16 июня праздновался в Тюльгане - Богослов

* * *

Мученики Лукиллиан, отроки Клавдий, Ипатий, Павел и Дионисий и Павла дева. Эти святые пострадали за Христа в III веке от Рождества Христова в годы правления императора-язычника Аврелиана (270-275).

Эта история особенно интересна тем, что сам Лукиллиан был никомедийским языческим жрецом, в преклонных годах убедившийся в истинности христианства. Обладая безусловным авторитетом, старец привёл ко Христу многих язычников.

Это ожесточило против Лукиллиана местных иудеев, которые донесли на старца правителю Никомедии Сильвану.

Лукиллиана пытали, но он отказался отречься от христианской веры. В заключении он встретил юных отроков Клавдия, Ипатия, Павла и Дионисия, также исповедавших Христа. Пятерых страдальцев бросили в огненную печь, но внезапно сильный дождь погасил пламя.

Только когда отрокам усекли мечом головы, а старца Лукиллиана многочисленными гвоздями приколотили ко кресту, святые страдальцы отдали души Господу. Свидетельницей гибели была святая дева Павла, помогавшая узникам-христианам.

Эту мученицу также казнили мечом.

День Святой Троицы 15 и 16 июня праздновался в Тюльгане - Богослов

* * *

Преподобный Варлаам Хутынский, Новгородский чудотворец.

Этот русский святой XII столетия прославился своим даром прозорливости и прижизненных чудотворений, строгой аскетической монашеской жизнью, проповедью среди жителей Новгородской Руси, где в те времена было ещё немало язычников.

А также тем, что близ Великого Новгорода, в так называемых хутынских местах, основал Спасо-Преображенский монастырь, после кончины святого Варлаама также получивший наименование Варлаамо-Хутынского.

Читайте также:  Родители иоанна предтечи — пророк захария и праведная елисавета - богослов

Преподобный Варлаам совершал непрестанные молитвы, соблюдал строжайший пост, лично пахал землю и рубил лес, исполняя слова Священного Писания: «Аще кто не хощет делати, ниже да яст». Известно поучение преподобного, которое он оставил в качестве завещания своим ученикам и духовным чадам в 1192 году от Рождества Христова, незадолго до своей блаженной кончины:

Чада, блюдитесь от всякой неправды, не завидуйте, не клевещите. Воздерживайтесь от гнева, не отдавайте денег в рост. Берегитесь судить неправо. Не клянитесь лживо, давши клятву, исполняйте её. Не предавайтесь телесным страстям. Будьте всегда кротки и ко всем относитесь с любовью. Сия добродетель – начало и корень всякого добра…

***

Священномученик Лукиан, епископ Бельгийский, и вместе с ним пострадавшие мученики Максиан пресвитер, Иулиан диакон, Маркеллин и Сатурнин.

Эти святые жили и пострадали за Христа на территории современной Бельгии в I (апостольском) веке.

Епископ Лукиан был римлянином, просвещённым самим первоверховным апостолом Петром, который и благословил святого Лукиана проповедовать в Европе. Благодаря его трудам практически всё население Бельгии приняло христианство.

Во времена правления римского императора-язычника Домициана (81-96 годы от Рождества Христова) епископ Лукиан, а вместе с ним священник Максиан, диакон Иулиан, а также два других ученика апостола Павла святые Маркеллин и Сатурнин были подвергнуты мучениям, после чего казнены за отказ отречься от Христа и принести языческие жертвы. На месте, где был обезглавлен епископ Лукиан, просиял Небесный свет и был услышан Глас Господень. После этого чуда сотни язычников обратились в христианство.

***

Преподобномученик Киприан (Нелидов). Отец Киприан принял священнический сан в первые советские годы, когда этот выбор был равнозначен приговору. До этого четыре года будущий батюшка отдал службе в Красной армии.

Около 7 лет иеромонах Киприан служил простым священником в казахской Кызыл-Орде. А в 1932-м был приглашён в Москву для работы в канцелярии Священного Синода.

Лично митрополитом Сергием (Страгородским), будущим Патриархом.

«Прерванный полет»: Жизнь и страдания иеромонаха Киприана

Иеромонаха Киприана назначили настоятелем храма апостола Иоанна Богослова в центре Москвы.

Его учителем и духовным наставником был знаменитый подвижник епископ Варнава (Беляев), по делу которого отец Киприан уже в марте 1933 года и был арестован и отправлен в Бутырскую тюрьму, а затем – в Сиблаг.

В лагере сердце отца Киприана не выдержало: 16 июня 1934 года, не дожив месяц до своего 33-летия, он скончался. Даже уголовники увидели в батюшке образ Христа и плакали, узнав о его кончине.

Священномученик Михаил Марков. Этот святой из числа новомучеников и исповедников Церкви Русской пострадал за Христа в годы Большого террора, отойдя ко Господу 16 июня 1938 года в Мариинском лагере.

Четверть века будущий священномученик совершал священническое служение в Троицком храме родного подмосковном селе Горетово, где в XIX столетии служил его отец.

Батюшка всеми силами старался препятствовать закрытию храма, за что и пострадал, будучи обвинён в «антисоветской и антиколхозной агитации, противодействии закрытию церкви, участии в контрреволюционных и антиколхозных целях в совещаниях церковного совета, недовольстве советской властью».

Сегодня же празднуется день Югской иконы Божией Матери, явленной в 1615 году от Рождества Христова преподобному Дорофею, схимонаху Псково-Печерского монастыря.

* * *

Поздравляем православных христиан с высокоторжественным Днём Святой Троицы – Пятидесятницей и памятью сегодняшних святых! Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас! Тех же, кто в Таинстве Святого Крещения или в чине монашеского пострига получили имена в их честь, рады поздравить с именинами! Как говорили на Руси в старину: «Ангелам Хранителям – злат венец, а вам – доброго здоровья!»

Троицын день — древо

Статья из энциклопедии «Древо»: drevo-info.ru

День Святой Троицы 15 и 16 июня праздновался в Тюльгане - Богослов
«Сошествие Святого Духа на апостолов». Архиепископская мастерская в Великом Новгороде. Рубеж XV—XVI веков

Пятидеся́тница (греч. Κυριακη τυς Πεντηκοστης; лат. Pentecoste) — церковной праздник, принадлежит к двунадесятым. Празднуется в пятидесятый день после Пасхи (в воскресенье). Иначе называется Днем Святой Троицы.

Праздник Пятидесятницы посвящен Сошествию Святого Духа на апостолов: на пятидесятый день после Воскресения Иисуса Христа (и на десятый день после Вознесения), когда апостолы собрались вместе, «внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещавать» (Деян. 2, 2-4; см. также далее).

Также Пятидесятницей называют пятьдесят дней от дня Пасхи до праздника Святой Троицы. В первое воскресенье после Пасхи (второе воскресенье Пятидесятницы) воспоминается явление воскресшего Иисуса Христа апостолам и уверение ап. Фомы (см. Ин. 20, 24–29). Во вторник второй недели в Русской Православной Церкви совершается всецерковное поминовение умерших – Радоница.

Третье воскресенье Пятидесятницы посвящено свв. женам мироносицам (см. Мк. 15, 40-41; Мк. 16, 1-8). В четвертое воскресенье вспоминается исцеление Иисусом Христом расслабленного при Овчей купели (Ин. 5, 1-15). В пятое – встреча Иисуса Христа и самарянки (Ин. 4, 5-42). Шестое посвящено воспоминанию исцеления слепого (Ин.9:1-38).

В сороковой день по Пасхе (в четверг шестой недели) празднуется Вознесение Господне. В седьмое воскресенье вспоминаются свв. отцы Первого Вселенского собора. Суббота седьмой недели является Троицкой родительской субботой.

В пятидесятый день, в воскресенье седьмой недели празднуется день Святой Троицы и Сошествие Святого Духа на апостолов, этот день также называется праздником Пятидесятницы. Понедельник после дня Святой Троицы – день Святого Духа. В первое воскресенье после Пятидесятницы совершается память Всех святых. С понедельника второй недели после Пятидесятницы начинается Петров пост.

В Русской Православной Церкви во второе воскресенье совершается память Всех святых, в земле Российской просиявших. Богослужения Пятидесятницы, дня Святого Духа и дня Всех святых содержатся в Цветной триоди.

История праздника

Кроме Пасхи только еще праздник Пятидесятницы имеет свои корни в Ветхом Завете. Там на 50-й день после Пасхи падал «праздник средмиц», названный так потому, что приходился чрез 7 недель после Пасхи и служивший «праздником начатков жатвы пшеницы» (Исх. 34, 22; Втор. 16, 10).

Странно, что нигде нет упоминания, чтобы этот праздник, падавший как раз на день Синайского законодательства, посвящен был этому столь важному событию, положившему основание ветхозаветной Церкви, теократии, и заключавшему столько параллелизма с воспоминаниями христианской Пятидесятницы [1].

Еще в дохристианское время этот еврейский праздник получил имя Пятидесятницы (2 Мак. 12, 32. Иосиф Флавий, Древности III. 10, 6). Выражение cв. Луки: «Егда скончавашася дние Пятидесятницы» (Деян.

2, 1) производит впечатление, как будто и у евреев так назывался весь период от Пасхи до этого праздника.

Замечание апостола Павла: «в Ефесе же я пробуду до Пятидесятницы» и замечание Дееписателя, что тот же апостол спешил на Пятидесятницу в Иерусалим (1 Кор. 16, 8; Деян. 20, 16), свидетельствующие о том, насколько чтил апостол этот праздник, едва ли могут говорить, как того хотели св. Епифаний и бл.

Августин [2], о праздновании уже в то время христианской Пятидесятницы: здесь может иметься в виду и еврейский праздник. И от II в. нет достоверных известий о существовании этого праздника.

Это может быть потому, что, падая всегда на воскресенье, Пятидесятница не составляла заметного праздника и что стояла в тесной связи с Пасхой, подразумевалась при ней.

Но в III в. Пятидесятница уже окружена обрядами и обычаями, требовавшими немалого предварительного развития, и вообще представляет общераспространенный праздник.

День Святой Троицы 15 и 16 июня праздновался в Тюльгане - Богослов
Сошествие Святого Духа. Евангелие Рабулы, VI век

Тертуллиан с чувством торжества над язычниками говорит: «Языческие праздники совершаются только один раз в год, а у тебя воскресение возобновляется через каждые 7 дней; собери все языческие праздники, расположи их подряд, и они не в состоянии будут наполнить Пятидесятницу» [3]. В другом месте Тертуллиан говорит: «Пасха составляет более торжественный праздник, чем Крещение; почему она обнимает промежуток времени, гораздо больший времени подготовительного ко Крещению (40 дней), в который Воскресение Господне многократно удостоверялось для учеников и обещана благодать Духа Св.» [4]. Наконец, в одном месте Тертуллиан говорит о недозволительности во дни Пятидесятницы поста и коленопреклонения» [5]. Если во всех этих местах Пятидесятница у Тертуллиана выступает как период в 50 дней, то в одном месте он говорит о Пятидесятнице как об определенном празднике: «Пятидесятница, которая есть собственно день праздничный» [6]. 0 Пятидесятнице, как отдельном празднике, ясно говорит Ориген: «Если кто-нибудь сошлется на наши воскресения, или пятницы, Пасху или Пятидесятницу, то…» [7]. В «Постановлениях Апостольских», — памятнике, относимом учеными исследователями в разных его частях к периоду III-V веков, — говорится от лица апостолов: «Спустя десять дней по Вознесении бывает пятидесятый день от первого дня Господня (Пасхи); сей день да будет великим праздником; ибо в третий час сего дня Господь Иисус послал дар Святаго Духа. Пятидесятницу празднуйте одну седмицу» [8]. В другом меcте Апостольских Постановлений в числе дней, в которые рабы должны быть свободны от работ, после Пасхи и Вознесения упоминается и Пятидесятница: «в Пятидесятницу рабы должны быть свободны от работ ради пришествия Духа Св., данного уверовавшим во Христа» [9].

Читайте также:  Толкование воскресного евангелия. неделя 28-я по пятидесятнице - богослов

С IV века свидетельства о Пятидесятнице, и как о священном периоде в 50 дней, и как об особом празднике, становятся частыми, если не сказать — общими, у церковных писателей. Бл. Августин упоминает о ночном богослужении (бдении), видимо соединявшемся с литургией, на Пятидесятницу; «вы видели ночью, говорит он к новокрещенным, таинство, совершаемое на алтаре Господнем» [10].

Закон Феодосия Младшего запрещает публичные зрелища во время праздников Пасхи и Пятидесятницы, причем указываются две следующие особенности этих праздников: 1) что неофиты снимают свои белые одежды, служащие знаком нового светорождения во св. и небесной бане, и 2) что в это время читаются «апостольские страдания», т.е.

Деяния Апостольские в воспоминание и подтверждение христианского учения о Христовом Воскресении [11]. У св. Иоанна Златоуста есть беседа на вопрос, почему в Пятидесятницу читаются Деяния Апостольские, хотя описанное в них произошло после Пятидесятницы: потому что они заключают много подтверждений воскресения Христова.

У Иоанна Златоуста и Григория Богослова есть беседы и слова на день Пятидесятницы. Последний называет ее днем Духа Святаго: «почти день Духа» [12].

Епифаний Кипрский говорит о недозволительности поста и коленопреклонения во все дни от Пасхи до Пятидесятницы [13]. То же правило, в виду не соблюдающих его, утверждено 20-м правилом Никейского Собора. Но не все церкви вполне подчинились этому правилу и не так строго соблюдали его в Пятидесятницу, как в день воскресный. Бл.

Августин говорит: «Не знаю, всюду ли соблюдается то, чтобы молиться стоя в эти дни (Пятидесятницы) и во все воскресения» [14]. Иоанн Кассиан говорит, что в монастырях Сирии это правило — об оставлении поста и коленопреклонений в Пятидесятницу — не очень соблюдается, зато в Египте кое-где то и другое строго соблюдается [15].

Иоанн Златоуст упоминает об обычае украшать в день Пятидесятницы дома зеленью [16], Григорий Богослов — об обычае крещения в этот день [17].

О судьбе праздника Пятидесятницы на Востоке с IV до VII в. не сохранилось известий. Что праздник не забыт был здесь в это время, показывает составление в честь его кондака и икосов св. Романом Сладкопевцем (VI в.).

Богослужение

От IV века до нас дошло подробное описание богослужения в день Пятидесятницы в Иерусалимской церкви, даваемое одной западной паломницей (Сильвией или Эгерией).

По этому описанию в ночь под Пятидесятницу бывало обычное воскресное бдение в церкви Воскресения, причем епископ читал Евангелие о воскресении, как и в каждое воскресенье. С рассветом весь народ шел в главную церковь (Мартириум), где была проповедь и совершалась обычная литургия, которую старались окончить к третьему часу дня.

После отпуста весь народ вел епископа с песнями на Сион; там при конце 3 (9) часа читалось место из Деяний о сошествии Св. Духа, бывала проповедь об этом и совершалась другая литургия, по окончании которой архидиакон приглашал народ собраться на Елеоне в 6 часу. До этого часа народ расходился по домам подкрепиться.

Собравшись на Елеоне, народ (весь до одного) шел на Елеонскую гору, где совершалась лития на самое место вознесения (Имвомон). Там предлагались чтения, пелись песни и антифоны, соответствующие дню и месту, с такого же содержания вставочными молитвами, читалось Евангелие о вознесении, благословлялись оглашенные и верные. Затем уже в 9 ч.

бывала лития в церковь Пещеры, где Христос учил апостолов; там в 10 ч. совершалась вечерня с обычной молитвою, благословением оглашенных и верных. Оттуда шли литией в Мартириум; в городские ворота входили уже ночью и там литию встречали со множеством светильников; в Мартириум приходили около 2 ч. н. (=7 ч. в.

); там пелись песни и читалась молитва с благословением оглашенных и верных. Совершалась лития в храме Воскресения, где делалось тоже. Наконец совершалась лития на Сион, где бывали чтения, пелись псалмы и антифоны и тоже произносилась молитва с благословением оглашенных и верных. Все оканчивалось около полуночи; т.о.

богослужение продолжалось почти непрерывно в течение суток; нечто подобное, такое же множество литий, бывало еще только в ночь на великую пятницу [18].

От VII в. мы имеем древнейший чин богослужения Пятидесятницы. Это в недавно открытом Иерусалимском канонаре (уставе) на грузинском языке. Этот чин имеет такие же литии, какие описаны у Сильвии – Эгерии. Памятник, кроме глубокой древности даваемого им чина, особенно важен тем, что дает зародыши нынешних 3 молитв и на той же вечерне Пятидесятницы в своих 8 литиях в этот день.

В праздничном Евангелии VIII в., написанном золотыми буквами и найденном в Синайском монастыре, положено Евангелие в ряду всех дванадесятых праздников (исключая недели Ваий) и на Пятидесятницу. В VIII веке на Пятидесятницу составлены каноны свв. Иоанном Дамаскиным и Космою Маюмским.

От IX века мы имеем уже для Восточной Церкви полный чин богослужения на день Пятидесятницы в уставе Великой Константинопольской Церкви.

Об украшении храма на праздник Пятидесятницы

Как уже упоминалось выше, об обычае украшать в день Пятидесятницы дома зеленью писал еще свт. Иоанн Златоуст, этот обычай распространился и в Русской Церкви. Стоит, однако, понимать, что «украшение молодыми деревцами берез и других пород установлено не церковными правилами, а народным обычаем. Святейший Синод запретил (Указ 1875 г.

23 мая) употреблять для этого украшения молодые деревца березы, а дозволил употребление цветов, кустарных и полукустарных растений и ветвей дерев. Новгородская Духовная Консистория разъяснила местному духовенству, что древний обычай украшения в день Святыя Троицы церквей и домов зеленью необходимо поддерживать, а не заботиться о совершенном его прекращении.

Распоряжение Святейшего Синода «о сохранении молодняков древесной породы от употребления на украшение в некоторые праздничные дни храмов, жилых помещений и пр.

» имело целию не уничтожить этот обычай, а только предотвратить ненужное истребление молодых берез, в виду общественной же пользы, при чем, конечно, не имелись в виду такие местности, где самая густота леснаго произрастания требует вырубки излишних дерев для свободы роста других дерев» [19].

Молитвословия

  • Тропарь, глас 8-й
  • Благослове́н еси́, Христе́ Бо́же наш, И́же прему́дры ловцы́ явле́й, низпосла́в им Ду́ха Свята́го, и те́ми уловле́й вселе́нную, Человеколю́бче, сла́ва Тебе́.
  • Кондак, глас 8-й
  • Егда́ снизше́д язы́ки слия́, разделя́ше язы́ки Вы́шний, егда́ же о́гненныя язы́ки раздая́ше, в соедине́ние вся призва́, и согла́сно сла́вим Всесвята́го Ду́ха.
  • Величание
  • Велича́ем Тя, Живода́вче Христе́, и чтим Всесвята́го Ду́ха Твоего́, Его́же от Отца́ посла́л еси Боже́ственным ученико́м Твои́м.

Литература

Использованные материалы

[1]  Бл. Иероним: «Оба откровения Божественного закона происходили в 50-й день после Пасхи, то на Синае, это на Сионе; там колебалась гора, здесь дом апостолов; там шумел между пламенем огня и сверкающими молниями вихрь, здесь раздавался гул грома.

Здесь с явлением огненных языков с неба, пронесся шум, как от сильного дуновения. Там звук труб покрывал слова закона; здесь звучала евангельская труба чрез апостольские уста» (к Фабиоле 7). Бл. Августин: «Мы празднуем Пятидесятницу, т.е.

50-й день от страдания и воскресения Господня, в который Он послал вам обещанного Св. Духа, Параклита, что было предобразованно и иудейской Пасхой, так как на 50-й день после празднования закланного агнца Моисей получил на горе написанный перстом Божиим закон.

Читайте Евангелие и обратите внимание, что там Дух Св. назван перстом Божиим» (прот. Фавст. XXXII, 12).

[2]  Епифаний, Прот. ерес. III. Августин, 0 граде Бож. XVIII, 54.

[3]  Тертуллиан, Об идолопокл., гл. 20

[4]  Тертуллиан, 0 крещении, гл. 19

[5]  Тертуллиан, О венце, гл. 3

[6]  Тертуллиан, 0 крещ., гл. 19

[7]  Ориген, Прот. Цельса, VIII. 22

[8]  Кн. V, гл. 20

[9]  Кн. VIII, гл. 20

[10]  Августин, Слово 372

[11]  Соd.Theodos. lib. XV tit. V Dе spectac. leg. V.

[12]  Григорий Богослов, Слово 4-ое.

[13]  Епифаний Кипр., Излож. веры, 22

  1. [14]  Августин, Пнсьмо 119 гл. 17
  2. [15]  Кассиан, Собесед. XXI, 11
  3. [16]  Златоуст, 2 бес. на Патид
  4. [17]  Григорий Богослов, 40 слово, о крещении
Читайте также:  Великая пятница страстной седмицы страшный день в истории людей - богослов

[18]  Паломничество Сильвии, § 43. Правосл. Палестинский Сборник, VII, 2 164—166

[19]  Руководство для сельских пастырей, 1889, 19

16 июня — День Святой Троицы. Пятидесятница

День Святой Троицы 15 и 16 июня праздновался в Тюльгане - Богослов В этот двунадесятый праздник воспоминается и прославляется сошествие Святого Духа на апостолов в виде огненных языков (Деян. 2, 1-4).

Название Пятидесятницы этот праздник получил, во-первых, потому, что он праздновался еще в ветхозаветной Церкви, во-вторых, потому, что этот праздник приходится на 50-й день после Воскресения Христова. Сошествие Святого Духа на апостолов есть «свершение» нового, вечного Завета Бога с человеком.

Дух Святой в день Пятидесятницы явился в мир видимым образом и ощутительно для человеческой души — с дарами спасающей благодати.

В день Пятидесятницы на общество учеников, как начало Церкви Христовой, сошел Святой Дух, и оно стало как бы единым телом, оживленным душой. С этого времени Церковь Христова стала расти через усвоение и присоединение к себе других душ.

Чрезвычайное благодатное действие произвел Дух Святой на учеников Христовых и апостолов: они совершенно переменились, стали как бы другими людьми; они почувствовали в себе такую любовь к Богу и людям, о какой раньше представления не имели1. Это было излияние любви Христа в их сердца Духом Святым. Они почувствовали в себе силу и дерзновение все делать, всю жизнь отдать для славы Божией и спасения людей.

Святой Дух приводит в бытие («осуществляет») и оживотворяет всю тварь; в Нем все живет и движется: «вся бо созданная яко Бог Сый укрепляет, соблюдает во Отце Сыном же».

Святым Духом подаются глубина дарований, богатство славы, боговедения и премудрости. Им подается всем источник Божественных сокровищ, святость, обновление, обожение, разум, мир, благословение и блаженство, ибо Он есть Жизнь, Свет, Ум, Радость, Любовь и Благость.

«Вся подает Дух Святый, точит пророчествия, священники совершает, некнижныя мудрости научи, рыбари богословцы показа, весь собирает собор церковный…».

В день Пятидесятницы впервые явственно открылась тайна Божественного Существа, тайна Святой Троицы. Догмат о Святой Троице является основным в христианстве. Он объясняет все дело искупления грешного человечества. На вере в Триединого Бога зиждется все христианское вероучение.

Все наше богослужение — общественное и частное – начинается с прославления Пресвятой Троицы. Молитвы ко Святой Троице сопровождают человека от появления его на свет до смерти. Первые слова, которые Церковь обращает к только что родившемуся младенцу, — «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа».

В таинстве Крещения Церковь возрождает младенца «во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа». В таинстве Миропомазания полагается на него «печать дара Духа Святаго». С отроческого возраста кающемуся отпускаются на исповеди грехи его «во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа». Во имя Святой Троицы совершается таинство Брака.

Наконец, молитва иерея при погребении усопшего: «Яко Ты еси Воскресение…» заканчивается обращением ко Святой Троице.

Праздник Пятидесятницы, по словам церковных песнопений, есть праздник «попразднственный», конечный.

Он есть завершение всех великих праздников — от Благовещения Пресвятой Богородицы, до Пасхи и Вознесения Господа Иисуса Христа.

Праздник Пятидесятницы есть славный конец долгого, крестного, тернистого пути спасения мира Богочеловеком Христом, день рождения Церкви Христовой, в ограде которой совершается спасение людей благодатью Святого Духа.

 История праздника

Праздник Пятидесятницы установлен самими апостолами. По сошествии Святого Духа апостолы ежегодно праздновали день Пятидесятницы и заповедали воспоминать его всем христианам (1 Кор. 16,8; Деян. 20,16). Уже в Постановлениях Апостольских (кн. 5, гл. 20) есть прямая заповедь праздновать Св.

Пятидесятницу: «Спустя десять дней по Вознесении бывает пятидесятый день от первого дня Господня (Пасхи), сей день да будет великим праздником. Ибо в третий час сего дня Господь Иисус послал дар Святого Духа». Праздник Пятидесятницы под названием дня Святого Духа от самых первых времен праздновался Церковью торжественно.

Особенную торжественность ему придавал обычай Древней Церкви совершать в этот день крещение оглашенных (отсюда — песнопение литургии: «Елицы во Христа крестистеся…»). В IV веке были составлены св. Василием Великим читаемые на вечерне до сих пор коленопреклонные молитвы. В VIII веке св. Иоанн Дамаскин и св.

Косма Маиумский составили в честь праздника многие песнопения, которые и теперь поет Церковь.

This slideshow requires JavaScript.

Просмоотры(79)

День Святой Троицы. Празднование и народные традиции

ТАСС-ДОСЬЕ. 16 июня 2019 года православные верующие в России отмечают День Святой Троицы (или Пятидесятницу) — один из 12 важнейших церковных праздников (двунадесятых). Суббота накануне праздника носит название Вселенской, Троицкой или родительской (день поминовения всех усопших).

Троица относится к числу так называемых переходящих праздников, поскольку ее дата зависит от празднования Пасхи.

Православные церкви отмечают Святую Троицу на 50-й день после Воскресения Христова и на десятый после Вознесения Господня. Праздник всегда приходится на воскресенье.

Западно-христианские церкви на 50-й день после Пасхи празднуют Сошествие Святого Духа (Пятидесятницу), а Святую Троицу отмечают спустя семь дней.

Учение о триединстве

Праздник посвящен схождению Святого Духа на учеников Христа. Это событие описано в Новом Завете, в Деяниях святых апостолов.

Связано оно с одним из основных положений христианской веры — учением о Святой Троице.

Согласно ему, Бог един и неделим, однако существует в трех ипостасях: Отца — начала всего, творца мира и человека, Сына — логоса, Бога-Слова, Святого Духа — божественной энергии.

Пятидесятница

Сошествие Святого Духа, согласно Евангелию, произошло в день Пятидесятницы — один из основных иудейских праздников.

В соответствии с библейским преданием, на 50-й день после Исхода израильтян из Египта ветхозаветный пророк Моисей получил от Бога на горе Синай десять заповедей, легших в основу Пятикнижия или письменной Торы. Это событие стало началом возникновения церкви Ветхого Завета.

Пятидесятница у иудеев совпадала также с окончанием жатвы, многие паломники старались в этот день прибыть в Иерусалим, чтобы встретить там праздник.

Евангельские события

Согласно Евангелию, на Пятидесятницу апостолы находились в Иерусалиме, как им велел Христос перед своим Вознесением. Вместе с Девой Марией и верующими они собрались в одном из верхних помещений дома на холме Сион (Сионская горница).

Именно там, по преданию, прошла последняя пасхальная трапеза Иисуса Христа с учениками, известная как Тайная Вечеря. Внезапно раздался шум, словно от сильного ветра, и над апостолами появились языки пламени — яркие, но не обжигающие (их часто сравнивают с Божественным огнем).

Огонь опустился на головы учеников Христа, и они «исполнились Духа Святаго». Апостолы получили дар, обещанный им ранее: способность говорить на языках, которых не знали прежде, чтобы проповедовать учение Божие по всему миру.

Согласно православным канонам, в этом явлении Святого Духа, который исходил от Бога Отца по обещанию Бога Сына, раскрывается единство Святой Троицы.

В христианской истории событие, произошедшее в день Пятидесятницы, символизирует обретение апостолами их предназначения — быть миссионерами и создателями новой церкви. Так, после первой же проповеди апостола Петра крещение в Иерусалиме приняли около трех тысяч человек.

Празднование Дня Святой Троицы

Праздник Святой Троицы был установлен в конце IV века, после того как в 381 году на втором Вселенском соборе в Константинополе был окончательно принят догмат о трех ипостасях Бога. На Руси Троицу начали широко отмечать только в XIV веке, при преподобном Сергии Радонежском, основателе Свято-Троицкого монастыря (ныне — Троице-Сергиева лавра; Сергиев Посад, Московская область).

В церковном календаре Святая Троица завершает 50-дневный пасхальный период. Суббота накануне праздника носит название Вселенской, Троицкой или родительской (день поминовения всех усопших), понедельник после Пятидесятницы — День Святого Духа (в народной традиции — Духов день).

В православных храмах на Троицу проходит одна из наиболее торжественных и красивых служб в году. Церкви украшают зелеными ветками, цветами и травой как символами обновления.

Зеленый цвет используют также в одеждах церковно- и священнослужителей. После литургии проходит вечерня, во время которой читают три молитвы, обращенные к триединому Богу.

С этого дня, впервые после Пасхи, и служители церкви, и прихожане вновь совершают коленопреклонение во время службы.

Народные традиции

У восточных славян Троица входила в праздничный цикл (Семик), который начинался за три дня до Пятидесятницы и завершался обычно Духовым днем. Этот период в народной традиции известен также как Зеленые святки или Русальная неделя. Его основные ритуалы связаны с культом растительности, девичьими гуляньями и гаданиями, поминанием усопших. Символом праздника была береза. 

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *