История храма николая чудотворца в тюльгане этапы становления — богослов

Любовь к Николаю Чудотворцу и почитание его на Руси общеизвестно. Рассказами о чудесных исцелениях, избавлениях, спасениях, полученных и по молитвам ко Святителю, и при его непосредственном участии полна русская церковная историография. А по названиям николинских церквей и храмов можно изучать и географию, и историю нашей страны.

История храма Николая Чудотворца в Тюльгане этапы становления - Богослов

Совершим же с вами небольшое путешествие во времени и в пространстве…

Начальный период русской истории носит полулегендарный характер. Времена Рюрика, Вещего Олега, Аскольда и Дира даже в различных летописях отражены по-разному, как по-разному описаны происхождение и деяния первый русских князей.

По некоторым версиям Аскольд и Дир — дети законного киевского князя Кия, по другим – высокопоставленные бояре и военачальники новгородских князей Рюрика и его приемника Вещего Олега.

Отправленные походом на Царьград, они были приглашены киевлянами – полянами, тогдашними жителями современной центральной Украины, на княжение, т.к. своих князей у полян не было.

Авторитетный академик Б.А. Рыбаков выдвигал версию, что Дир не имя соправителя Аскольда, а титул самого киевского князя; кто-то с мнением главного советского специалиста по нашей древнейшей истории не согласен, но периоды их правления разносит во времени, и т.д.

Достоверными (для верующего человека) из этой «тьмы веков» можно признать два эпизода – первый, связанный с походом Аскольда на Царьград в 866 г. (по византийским источникам – год 860-ый) и убийство Аскольда Вещим Олегом в 882-ом.

Первый эпизод широко освещён в византийских источниках. В период правления Императора Михаила III (840-867) и при Патриархе Фотии (ок.

820 – 896), приемнике на Константинопольской кафедре вселенских учителей Григория Богослова и Иоанна Златоуста, войско русов на 200 – 350(?) кораблях и численностью около 8 тысяч человек (по свидетельству «Повести временных лет» порядка 30 – 40 человек на корабле) осадило Константинополь с моря.

Патриарх своими знаменитыми проповедями пытался вселить в горожан уверенность в победе, но жители хорошо осознавали нависшую над ними смертельную опасность.

После усердной молитвы в Соборе Святой Софии – Премудрости Божией в море Патриархом с сонмом сослужащих ему архиереев и при огромном стечении народа был опущен хранящийся в храме омофор Пресвятой Богородицы – и произошло чудо.

Спокойная на тот момент стихия разбушевалась, поднялась страшная буря, разметала корабли русов (Фотий называл наших предков «ругами»), да так, что почти все корабли были потоплены и мало кто смог спастись из числа нападавших.

Парадоксально – но факт, что праздник, установленный греками в честь этого славного избавления от неприятеля, в самой Греции почти забыт, и в православном мире широко празднуется только нами – потомками так чудесно и внезапно разгромленных самою Богородицею русов!

У этой истории, опять же по византийским источникам, есть продолжение. По преданию поражённый происшедшими событиями, киевский князь Аскольд попросил Патриарха Фотия крестить его, его дом и всех желающих в греческую веру, и сам был крещён с именем… Да-да-да – с именем Николай в честь великого Чудотворца и Угодника Божия!

Что послужило причиной убийства Вещим Олегом киевского князя до сих пор не совсем ясно. Толи Аскольд превысил свои полномочия, воссев на Киевском престоле, толи принятие им Православия вызвало у язычника Олега прилив ярости – но, вызванный на берег Днепра Новгородским князем, Аскольд был им убит, а Вещий Олег сам себя провозгласил князем киевским.

Над могилой Аскольда была возведена церковь во имя Святителя Николая, по одной из версий — сделано это было по инициативе княгини-христианки Ольги, но в 971 году храм был разрушен по приказу её сына-язычника князя Святополка.

Через двадцать лет храм был восстановлен при равноапостольном Великом князе Владимире, а в 1036 году здесь возник женский монастырь.

При князе Мстиславе Владимировиче Мономахе в 1155 году на этом месте основали уже мужскую обитель – будущий Пустынно-Николаевский монастырь.

Сегодня на Аскольдовой могиле красуется выстроенный в стиле барокко в 1810 году по проекту архитектора А.И. Меленского храм-ротонда во имя Св. Николая. Храм принадлежит Украинской греко-католической церкви.

В заключение следует сказать, что князь Аскольд в 2013 г. Украинской православной церковью Киевского патриархата был причислен к лику святых.

Не смог найти подробных сведений по этой канонизации, но полагаю, что князь Аскольд был прославлен как страстотерпец…

И вновь возвращаемся в Древнюю Русь…

В 1380 году войско Великого князя Московского двигалось к Куликову полю на вселенскую сечу с татаро-монголами. Решено было устроить привал. Рать расположилась на отдых в том месте, где ныне стоит городок Дзержинский Московской области. И тут Великий князь Димитрий увидел на ветвях дерева икону святого Николая Угодника.

Восприняв это явление как благоприятственный знак, он воскликнул: «Видение это угреша сердце мое». Угреша – согрело. Отсюда и название – Николо-Угрешская обитель. Сегодня – это десятки отреставрированных и отстроенных из руин практически заново храмов и часовен, большое хозяйство, Николо-Угрешская духовная семинария. Монастырю придан статус ставропигии, т.е.

подчиняется он не главе епархии, а непосредственно Патриарху…

История храма Николая Чудотворца в Тюльгане этапы становления - Богослов

двойной клик — редактировать изображение

Расположенная в Замоскворечье церковь Николы в Пыжах получила своё название в память стольника, командира стрелецкого полка Потапа (прозвище – Богдан) Клементьевича Пыжова (1639-1703), тогда и вся округа носила это наименование – Пыжи.

Деревянный храм на этом месте возник ещё в конце XVI века, а каменный был отстроен уже во второй половине следующего – XVII-го столетия. Храм этот ныне полюбился многим москвичам, благодаря ярким антисергианским проповедям его настоятеля – митрофорного протоиерея о. Александра (в миру – Александра Ивановича Шаргунова, род 1940 г.). О.

Александр является главой Комитета «За нравственное возрождение Отечества», стоящего на строго консервативных позициях.

История храма Николая Чудотворца в Тюльгане этапы становления - Богослов

двойной клик — редактировать изображение

Ныне действующий Николо-Бабаевский монастырь, расположенный в Ярославской области у слияния реки Солоницы и Волги, получил своё название от наименования большого рулевого весла для сплава плотов – «бабайки», на котором по преданию к месту будущего монастыря приплыла икона св. Николая Угодника. Монастырь был основан в XV веке. Здесь с 1861-го по 1867-ой провёл свои последние годы в молитвенном уединении известный богослов и проповедник Епископ Игнатий (Брянчанинов).

История храма Николая Чудотворца в Тюльгане этапы становления - Богослов

двойной клик — редактировать изображение

Храм Николы на Болвановке в центре бывшей Таганской слободы получил своё название от слова «болванка» — так назывались металлические полусферы для изготовления шапок. Деревянная церковь ремесленников – шляпных дел мастеров – стояла на этом месте с 1506 года. Ныне существующий храм в стиле «московского барокко», построенный зодчим Осипом Старцовым, завершён был в 1712 году.

Правды ради, следует сказать, что на сайте соседнего храма – Спаса Преображения на Болвановке, происхождение этого наименования объясняется более «благородно». По преданию на этом месте в XV веке располагалось золотоордынское подворье, куда баскаки привозили на поклонение своего идола – «болвана».

И вот якобы на этом самом месте Царь Иоанн III в 1465 году разорвал ханскую грамоту и втоптал в землю ханскую басму, и с того момента Русь прекратила выплату дани Золотой Орде. Интересно, что по поводу «басмы» до сих пор ходят споры – что под этой басмой понимать.

Версий очень много – например, басма – это тот же идол, истукан, по другой версии – это чуть ли не статуэтка самого хана, есть версия, что это портрет золотоордынского владыки, наконец, что басма – это отпечаток босой ноги татарского повелителя. Мне, кстати, почему-то ближе именно последний вариант.

Может быть, в силу своей «натуральности», что ли… Следует напомнить, что официальный конец татарскому игу был положен несколько позже – в 1480 году, после знаменитого «Стояния на Угре»…

История храма Николая Чудотворца в Тюльгане этапы становления - Богослов

двойной клик — редактировать изображение

А вот разноголосые истории о происхождении названия храма Николы в Подкопаях, находящегося в историческом районе Москвы – на Кулишках, там, где Яуза впадает в Москву-реку. Первое упоминание о нём появляется за 1493 год.

В храме после разрушительного кремлёвского пожара, уничтожившего царский дворец, временно обосновался Царь и Великий князь Иван III Васильевич. Наименование «Подкопаи» объясняется, по крайней мере, тремя версиями.

Первая – самая простая и «материальная» — на этом месте в старину добывали прекрасную красную глину, почему и вся местность была изрыта «подкопами» — горными выработками. Следы этих «подкопов» находят здесь до сих пор во время археологических раскопок.

Вторая версия такова – воры ночною порой устроили под церковь подкоп и украли драгоценную ризу с иконы Николая Чудотворца. Ризу удалось вынести, но под обрушившимся подкопом один из похитителей погиб.

Самая удивительная, но и самая ярко характеризующая отношение русского народа к Угоднику Божию Николаю — это история, приводимая знаменитым церковным писателем С.А. Нилусом. Она такова.

Одному московскому купцу, особо чтившему Мир Ликийских Архиепископа, но разорившемуся и находящемуся под угрозой долговой ямы, во сне явился Николай Чудотворец и сам предложил купцу сделать подкоп под церковь и похитить с его иконы серебряную ризу. А, продав её, возобновить дела и снова встать на ноги.

(Кстати, официальная отмена долгового рабства в России произошла лишь в 1879 году по Указу Императора Александра Второго Освободителя. Как мы видим, титул Освободителя Государь Александр Николаевич заслужил за время своего правления не единожды…)

Изумлённый купец, разумеется, воспротивился – как можно совершить такое святотатство – украсть ризу с иконы! Но Святитель невозмутимо ответил, что никакой кражи нет – и икона его, Николая, стало быть, и риза с неё – тоже его. И он просто отдаёт её купцу в долг, а когда тот снова разбогатеет, то сделает точно такую же ризу и возвратит её на икону.

Купец не сразу согласился на такое предприятие, но являвшийся ему Архиепископ был настойчив, и, в конце концов, купец поступил так, как велел ему Божий Угодник.

Когда же все события развернулись по слову Николая Чудотворца, и купец, действительно, восполнил утраченное, то он – как и уговорился со Святителем — изготовил точно такую же ризу и украсил ею икону.

Читайте также:  Святитель иоанн златоуст — автор божественной литургии - богослов

Прихожане храма не могли надивиться тому, что новая риза была точь в точь как старая похищенная, и тогда виновник торжества поведал им почти невероятную историю похищения и возвращения своих богатств…

История храма Николая Чудотворца в Тюльгане этапы становления - Богослов

двойной клик — редактировать изображение

В районе Якиманки находится храм Николая Чудотворца на Берсеневке. На этом месте уже в XIV веке существовал Никольский на Болоте монастырь. В 1625 году храм упоминается уже как «Великий Чудотворец Николай за Берсеневскою решёткою». Что ж это за «решётка» такая?

В царствование уже не раз упомянутого нами Ивана III Васильевича в 1504 году в Москве началась борьба с бедственными пожарами и преступностью, для чего город был поделён на участки, закреплённые за богатыми и власть имущими великокняжескими слугами.

Так Якиманка оказалась в ведении видного дипломата и государственного деятеля времён Иоанна III и Василия III Ивана Никитича Беклемишева.

Около сорока лет Иван Никитич верой и правдой служил Августейшим отцу и сыну, но за осуждение развода Василия III с Соломонией Сабуровой, да и за приверженность Царя греческим обычаям, по государеву указу в 1525 году он был обезглавлен. Но вернёмся на несколько десятилетий назад…

У Беклемишева было прозвище – Берсень, то есть «крыжовник».

Откуда оно могло пойти? Может быть, свои владения Иван Никитич огородил именно этим колючим кустарником — «берсеневою решёткою»? Кто знает… Скажу лишь, что в современной топонимике Москвы мало кто из государственных людей XVI века остался и в названии набережной – Берсеневская, и в названии башни Кремля – Беклемишевская, чаще, правда, именуемой Москворецкая…

Я хорошо знаю Настоятеля этого храма — игумена Кирилла (в миру – Александр Сергеевич Сахаров, род. 1957 г.), который управляет приходом уже четверть века.

Игумен Кирилл с 1991 по 1997 год возглавлял Союз православных братств, и именно на этот период пришлась активная деятельность Православного братства во имя Преподобного Серафима Саровского, где я являлся Товарищем (заместителем) Председателя Братства.

Братство провело с десяток имевших большую популярность Серафимо-Дивеевских чтений, в которых принимали участие академик И.Р. Шафаревич, философ и социолог А.Г. Дугин, писатель и публицист И.В. Дьяков, философ и математик, развивающий современную теодицею, В.Н.

Тростников, председатель «Союза офицеров» С.Н. Терехов, Председатель Президиума Международного геополитического общества С.А. Шатохин, Глава Союза «Христианское Возрождение» В.Н. Осипов и многие, многие другие известные политики и общественные деятели.

Их неизменным участником являлся и игумен Кирилл.

Первым Председателем нашего Братства (ныне – Старейшина) был писатель, библиограф и монархический деятель Александр Николаевич Стрижёв (род. 1934 г.), больше известный по его книге «Календарь русской природы» и по многочисленным публикациям в журнале «Наука и жизнь» за период с 1966 по 1982 гг.

Нынешним Председателем Братства является монархист-легитимист, православный публицист – Сергей Фёдорович Крюков (род. в 1961 г.); и игумен Кирилл, и А.Н. Стрижёв, и С.Ф. Крюков – авторы нашего сайта.

Причём, и Председатель Союза православных братств, и первый Председатель Серафимовского братства – члены Союза писателей России.

В своём храме игумен ведёт службы по древнерусскому (дониконианскому) чину, практикует древнее знаменное пение, раздельное стояние мужчин и женщин. Игумен Кирилл – ярый противник экуменизма, его приход не принял ИНН и ОГРН, сам гражданин Сахаров не имеет российского паспорта…

В последнее время мы встречались с игуменом Кириллом лишь несколько раз на заседаниях возрождённого скульптором Вячеславом Михайловичем Клыковым «Союза русского народа»…

История храма Николая Чудотворца в Тюльгане этапы становления - Богослов

двойной клик — редактировать изображение

(Продолжение следует)

История становления церкви Николая Чудотворца в селе Козыри Невельского уезда (ныне Пустошкинский район Псковской области)

История храма Николая Чудотворца в Тюльгане этапы становления - Богослов

Начало существования храма в селении Козыри было положено бывшей хозяйкой фамильного имения госпожой Дюран-де-Фрезаль, построившей его над могилой своего мужа — француза (участника похода 1812 года). Точный год постройки этой церкви неизвестен, но его освящение в честь святителя и чудотворца Николая, как видно из записи на кресте, водруженном под священным престолом, было совершено 3-го июля 1833 г., по благословению преосвященного Гавриила, епископа Могилевского и Витебского, протоиереем Невельской Успенской церкви Александром Чичкевичем.

История храма Николая Чудотворца в Тюльгане этапы становления - Богослов

Храм изначально предназначался для личного пользования владельцев имения, а поэтому его размер был крайне мал. Он имел в длину и ширину по 3 сажени, и разделялся иконостасом на две равные части. Внутри он был весь оштукатурен, но не имел окон. Поэтому свет проникал внутрь только через входные двери.

В нём был двухъярусный иконостас из отполированного ясеня. Со стороны храм был очень прост, имел вид обыкновенной крестьянской избы и украшался лишь крыльцом, служившим продолжением церковной крыши, с передней части — на четырёх больших столбах. Купола на храме не было, только крест утверждался непосредственно на самой его крыше.

Помещица Дюран-де-Фрезаль, строя этот храм, желала иметь здесь отдельный причт, и для этого у неё уже были построены причтовые постройки. Она также отвела для группы священнослужителей солидный участок земли. Оставалось только обеспечить их денежным содержанием.

А так как из своих личных средств она это делать не пожелала, то возбудила ходатайство перед епархиальным начальством о денежном обеспечении группы священнослужителей предполагаемого причта. Но её просьба не была удовлетворена, вследствие совершенной ненадобности обращения этой церкви в приходскую.

Дело в том, что селение Козыри от погоста Язно-Пятницкого прихода располагалось всего в двух верстах, и разделялось озером Язно, через которое была устроена паромная переправа. Язновский приход в то время был невелик. В нём насчитывалось около 500 человек.

Поэтому с открытием нового прихода Язно–Пятницкая церковь утратила бы почти половину своих прихожан. С тех пор Николаевская церковь была обращена в кладбищенскую, с припиской к Язно-Пятницкому приходу.

Долгое время, благодаря заботам и попечению строительницы и последующих владельцев имения, храм содержался в чистоте и порядке. Время от времени в нём совершались богослужения. Но когда имение начало переходить из рук в руки людей которые в нём не проживали, а сдавали его только в аренду, тогда и храм остался без хозяйского присмотра.

На его крыше образовалась течь, прогноившая напрочь весь потолок. Заботами бывшего здесь когда-то священника о. Каллиника Савицкого весь храм был перекрыт, но внутри, по-прежнему, оставался прогнивший потолок. Со временем на нём начала сильно портиться и отпадать кусками штукатурка, так что служить в храме было очень рискованно.

К этому примешалась еще чрезмерная теснота, очень часто препятствовавшая внеалтарным действиям священника. С осени 1898 года местный причт решил приступить к капитальному ремонту Николаевской церкви. По просьбе священника владельцы бывшего имения Козыри (крестьяне) Стефан Васильев и Филипп Либик отпустили 50 пней соснового леса, который вывезли крестьяне к месту работ.

Общим советом было решено, во избежание тесноты в храме, пристроить к нему алтарь в полторы сажени длиной и две сажени шириной, чтобы таким образом, все остальное здание было обращено на среднюю часть храма. Потолок обшили досками, а в стенах и алтаре прорезали по два окна. На крыше устроили купол и всё окрасили.

Внутренний ремонт, вместе с материалами, взял на себя священник Николай Савицкий, все остальное было решено сделать на частные пожертвования. Обо всем этом было направлено прошение на имя его преосвященства, покойного епископа Полоцкого и Витебского Александра, на что и последовало разрешение.

После сделанного ремонта, церковь стала неузнаваема, как внутри, так и снаружи. В ней всё было чисто и изящно.

Приёмку церковных работ произвёл местный благочинный отец еще в конце июля месяца, но разрешение на освящение затянулось до осени 1899 года, вследствие смерти преосвященного Александра и лишь 22 сентября последовала одобрительная резолюция Преосвященного Тихона, Епископа Полоцкого и Витебского. В ней поручалось совершить освящение храма местному благочинному.

О дне освящения церкви люди из окрестных сёл были оповещены за неделю до события. Поэтому еще накануне к всенощной службе собралось большое количество прихожан. А так как и накануне и в самый день освящения погода была очень благоприятная, то большая часть народа находилась вокруг храма. Вся церковная служба была хорошо слышна через открытые окна и двери.

Всенощное бдение совершал священник Гультяевской церкви Дмитрий Квятковский с диаконом Неведровской церкви Митрофаном Ляшкевичем, а на литию и полиелей выходили: благочинный — Георгий Завилейский, священник Неведровской церкви Иоанн Завилейский, священник Малаховской церкви Авксентий Латышевский, священник Кубецкой церкви Митрофан Ширкевич. Во время всенощной, а равно как и на чине освящения церкви, и литургии с молебном пел местный хор под управлением священника Николая Савицкого.

Утром 17 октября 1899 года в Язновской церкви была совершена ранняя литургия священником Митрофаном Ширкевичем. Во время причастного звучало поучение о любви к врагам своим. В 8 часов утра все священники отправились на лодках в Козыри.

После облачения, священниками было совершено освящение воды и святейшего престола, а затем совершен крестный ход вокруг храма со священным антиминсом на главе благочинного, причём присутствующий народ и стены храма окроплялись святою водой.

Обратное возвращение в храм, равно как и весь чин освящения был совершен по указанному в большом требнике порядку положения антиминса, по благословению епископа, архимандритом, игуменом или священником.

В конце чина освящения было возглашено многолетие Его Императорскому Величеству, Государю Императору Николаю Александровичу, Государыне Императрице Александре Федоровне, Государыне Императрице Марии Федоровне, Благоверному Государю-Наследнику Великому Князю Михаилу Александровичу и всему Царствующему Дому, Святейшему Правительствующему Синоду и Господину Преосвященному Тихону, Епископу Полоцкому и Витебскому, Христолюбивому Российскому воинству, настоятелю, прихожанам и всем православным христианам. Литургию совершал отец благочинный в служении священников: Иоанна Завилейского, Авксентия Латышевского, Николая Савицкого и Дмитрия Квятковского. В конце причастного (после причащения), священником Николаем Савицким было сказано поучение о важности храма, как места общественной молитвы. Вслед за литургией всем присутствовавшим духовенством был совершен благодарственный, с коленопреклонением молебен за спасение Августейшего Семейства от смертной опасности 17 октября 1888 г. Причём, среди многолетий была возглашена вечная память Миротворцу-Царю Александру Александровичу, пропетая дружным хором священников. После молебна, все служившие в нём отправились обратно на лодках в дом местного священника, где была предложена скромная трапеза.

В настоящее время от Николаевской церкви остались еле заметные элементы фундамента. Она тихо умерла, как умирает и сама деревня Козыри Пустошкинского района Псковской области в которой постоянно проживает один единственный человек.

Читайте также:  Родители иоанна предтечи — пророк захария и праведная елисавета - богослов

Гробница Николая Чудотворца: шокирующая правда или грандиозная пиар-акция

Турецкие археологи выступили с сенсационным заявлением: они полагают, что мощи Николая Чудотворца — самого известного христианского святого — никогда не покидали место его захоронения в городе Мира (ныне — Демре), хотя принято считать, что в 1087 году они были перенесены в итальянский город Бари. Новость прозвучала через несколько месяцев после исторического события — принесения мощей Николая Чудотворца из Италии в Россию, где с 22 мая по 28 июля им поклонились более двух миллионов человек.

Впрочем, заявление археологов было неоднозначно воспринято даже коллегами, не говоря уж о верующих. О том, чем обернется это открытие и в чем ученые могут заблуждаться, разбиралось РИА Новости.

Оплошность тысячелетия

«В рамках реставрационных работ, начатых в церкви Святого Николая, было произведено сканирование при помощи георадара и томографа, которое продолжается до сих пор.

В той части, которую мы называем апсидой, в параллельной северной и восточной частям зоне была обнаружено нетронутое  помещение, предположительно, относящееся к IV веку. Стены  этой конструкции кажутся  весьма прочными. Мы продолжаем вести работы.

Я полагаю, что, если удастся проникнуть внутрь этого помещения, мы сможем получить больше сведений о святом Николае», — рассказал в интервью Sputnik-Турция глава Департамента охраны памятников администрации провинции Анталья Джемиль Карабайрам.

Вероятность того, что найденная гробница принадлежит именно святителю Николаю, подчеркивает он, весьма велика. Святой был захоронен в церкви, которую затем заново отстроили в VI веке при императоре Юстиниане.

«Весьма вероятно, что при этом строительстве были сохранены нижние части  здания. Если это так, то при землетрясении 529 года нижняя часть могла почти не пострадать. Если бы она пострадала, то на снимках мы не увидели бы настолько целых стен», — допускает археолог.

Но подлинность гробницы, по его словам, может быть установлена «только в том случае, если в найденном помещении окажутся  плита с надписями и какие-либо артефакты, относящиеся к тому периоду».

Согласно принятой в христианстве версии, около 85% мощей Николая Чудотворца хранится в Бари и около 10% — в Венеции. В XX веке было проведено два исследования, в ходе которых подтверждено, что мощи в Венеции и Бари принадлежат одному человеку.

В 2017 году перед отправлением части мощей из Бари в Россию ученые провели очередное исследование святыни, подтвердив, что кость принадлежит малоазийскому греку, жившему в IV веке нашей эры.

«Косточка минерализированная. Несмотря на то что она достаточно хрупкая и, в отличие от костей живого человека, не такая эластичная, ее прочность в целом сохранена», — рассказывает профессор Франко Интроне, который руководил исследованием.

Однако турецкие ученые сомневаются в правоте своих коллег. «Они (итальянские ученые. — Прим. ред.) провели ДНК-тест, но не обнародовали его результаты. Здесь требовалось проведение более точного сверления и более точных работ.

В данном случае важен тот факт, что было  обнаружено помещение, относящееся к IV веку.

Если там не было произведено никакого вмешательства, это указывает на то, что принадлежность останков, найденных в XI веке, не доказана», — парирует Джемиль Карабайрам.

Вместе с тем турецкие археологи не сомневаются, что хранящиеся в Италии останки относятся к IV веку. Вот только не принадлежат ли они Николаю Чудотворцу? По словам турецких ученых, барийские купцы в XI веке похитили не те кости — поистине великая оплошность. Возможно, жители Миры просто ввели их в заблуждение.

В пользу этой версии говорит сама история о прибывших за мощами венецианцах. Они, войдя в храм, обыскали гробницу святителя, но ничего там не обнаружили.

Тогда они начали пытать стражей храма и выяснили, что в там находятся мощи еще двух человек — дяди Николая Чудотворца и мученика Федора.

Именно их останки венецианцы сперва и взяли, но затем, согласно хронике, вернулись и нашли мощи святителя Николая под храмовым алтарем.

«Один из десятка Николаев»

История храма Николая Чудотворца в Тюльгане этапы становления - Богослов

21 мая 2017, 02:05

Николай ЧудотворецИменно из-за наличия в храме еще двух гробниц доводы турецких ученых сразу подверглись критике: возможно, они обнаружили как раз могилу дяди святителя либо мученика Федора.

А вот историк Александр Бугаевский и вовсе утверждает, что никакого дяди у святителя не было. Дело в том, что у Николая Чудотворца есть тезка, живший в том же регионе примерно в ту же эпоху.

Речь идет о святителе Николае Пинарском, которого тоже называли Чудотворцем.

«В описании его жития вообще упоминаются 17 разных Николаев в одном месте, в одно время (при императоре Юстиниане). То есть это было очень распространенное имя — как у нас Иван, например. Конечно, там в разное время были разные святители. Могли среди них быть и Николаи. Это все бесконечная путаница», — отмечает он.

Проблема еще и в том, поясняет историк, что до VIII века житие Николая Чудотворца существовало в небольших отрывках. Лишь около 810 года греческий архимандрит Михаил собрал фрагменты в единый текст.

  Однако даже представители Церкви обращали внимание на то, что он изобилует несоответствиями, в том числе и хронологическими.

Исследователи объясняют это тем, что в жизнеописание Николая Чудотворца добавили куски из жития Николая Пинарского.

«Поэтому и возник такой винегрет», — поясняет Бугаевский.

Вместе с тем историк сомневается в правоте турецких ученых. Во-первых, мощи святителя не были изначально погребены в храме, поскольку его построили на месте захоронения спустя двести лет после смерти святого. Во-вторых, история почитания гробницы Николая Чудотворца, как полагает ученый, не прерывается вплоть до XII века.

«Нахождение мощей именно на том месте в храме (которому сейчас поклоняются верующие. — Прим. ред.) несомненно. В хрониках описывается, какая трагедия была для мирян, когда мощи увезли», — заявляет Бугаевский.

«А может, это один из десятка других Николаев», — добавляет он о найденной теперь под храмом гробнице.

Историк Александр Бугаевский отметил, что после похищения мощей итальянцами Греческая церковь так на них обиделась, что в ней до сих пор нет праздника перенесения мощей святителя, который отмечается 22 мая (Никола Вешний в русской православной традиции. — Прим. ред.). Кроме того, сенсационное заявление властей Антальи может быть просто попыткой привлечь туристов.

Кстати, они уже хлынули в город, что подтвердили в администрации Антальи. А если окажется, что турецкие археологи правы, то он может стать одним из мировых центров паломничества.

«К счастью, мы располагаем всеми необходимыми для этого ресурсами. Ранее число туристов, приезжающих в Демре, доходило до 700 тысяч. Теперь мы вновь можем достичь подобных показателей. Инфраструктура города позволит принять всех туристов», — отмечает мэр города Демре Сулейман Топчу.

Возможно, это станет ощутимым ударом по экономике итальянского Бари: только из России в этот город приезжают более 70 тысяч паломников в год.

Впрочем, в Русской православной церкви уверены, что подлинность мощей в Бари подтверждается многочисленными случаями исцелений.

«Очень часто люди, которые получили помощь от святителя, свидетельствуют об этом.

Я регулярно совершаю здесь богослужения в течение шести лет и даже за этот относительно недолгий период ко мне обращалось много людей, которые засвидетельствовали факты исцеления от таких недугов, как, например, онкология на последних стадиях, — заверяет настоятель патриаршего подворья святителя Николая Чудотворца в городе Бари протоиерей Андрей Бойцов.

В России зря стояли?

Уже в первый день пребывания в России, 22 мая, к мощам Николая Чудотворца выстроилась очередь на полтора километра. И тут же многие, в том числе и церковные люди, стали задавать вопросы о целесообразности многочасового ожидания в очереди. Казалось бы, зачем это нужно, если только в Москве и Московской области частицы мощей святителя есть в 26 храмах.

А если окажется, что мощи Николая Чудотворца никогда не покидали Турции? Выходит, зря стояли?

В Церкви уверяют, что не зря. Главным является то, подчеркивают представители православного духовенства, что люди совершили полезное для души дело — небольшое паломничество. «Здесь может быть что хорошо: люди, которые никогда бы в храм не пришли или нескоро это сделали бы, в данном случае переступили его порог. Пусть даже мы потом будем обсуждать, сколько там искренней веры было и так далее. Но они пришли, и, я думаю, это важно само по себе. А что касается почитания святых, то им можно помолиться в любом месте, в том числе около мощей», — полагает протоиерей Павел Хондзинский.

Конечно, для христианства, объясняет он, «важно историческое измерение». Но в случае со святынями Церковь опирается не на данные археологии, а «на проявлении благодати Божьей» в виде многочисленных чудес. В православии мощи являются не просто историческим артефактом, а «живым соприкосновением» верующего с таким же живым святым.

«Где находятся его мощи, наверное, не самое главное. Главное, что они есть и мы можем около них помолиться», — заключает богослов.

Воспоминания о старце Николае Гурьянове (ч. 1)

Родился Николай Алексеевич в самом начале XX века — 24 мая 1909 года. Родина мальчика — небольшое село Чудские Заходы. Сегодня в этой небольшой деревеньке Псковской области проживает не более трёх десятков жителей.

Семья и детство

Мальчик родился в крестьянской семье, был вторым по старшинству сыном из четырёх братьев. Его отец хорошо пел в церковном хоре и руководил одним из них. Мама была обычной крестьянкой. Всю жизнь, до кончины в 1969 году, она активно помогала своему второму сыну в благих трудах.

Все братья приобрели таланты от отца и обладали хорошими музыкальными способностями. Они погибли во время Великой Отечественной войны.

Семья рано осталась без отца, который скончался через 5 лет после рождения Николая, в год начала Первой мировой войны.

С детства мальчик прислуживал в храме, приобщаясь к церковной службе.

После окончания школы и техникума юноша поступил в Ленинградский педагогический институт, но на первом курсе попал в неприятную историю, связанную с публичными высказываниями против политики в отношении церкви. За этот демарш он был исключён и занесён в списки неблагонадёжных.

Осуждение

После исключения в двадцатилетнем возрасте 3 года служил в одной из церквей города Тосно. Юноша отвечал за правильное пение и чтение молитв, соблюдение правил богослужения. В это время он подрабатывает преподаванием, обучая детей по нескольким школьным предметам.

Из Тосно перешёл служить в храм деревни Редма. Здесь он был арестован за религиозную пропаганду и осуждён.

Наказание отбывал в ленинградских тюрьмах. После неудачного побега и поимки осужденный был переведён в лагерь под Сыктывкаром. Во время пребывания в лагере, выполняя работы по строительству железной дороги, серьёзно покалечил ноги. После освобождения в 1936 году не смог получить прописку в Ленинграде и работал в областных школах.

Прибалтика

В 1941 году Николай был признан негодным к несению службы из-за плохого состояния травмированных ног. Попал на оккупированную территорию, где продолжал церковную службу в сане диакона. Позже перебрался в Ригу, окончил богословские курсы и служил священником в женском монастыре.

Читайте также:  Великая суббота перед пасхой - богослов

Старец Николай Гурьянов и протоиерей Валериан Кречетов

После освобождения оккупированных территорий Красной Армией и до 1958 года священник, позже протоиерей, Гурьянов проживает в одном из литовских сёл, являясь настоятелем небольшого храма с приходом в 150 человек. В 50-е годы окончил духовную семинарию, заочно обучался в духовной академии.

Служение в Талабске

С 1958 до самой смерти Николай Гурьянов неизменно служил настоятелем храма Николая Чудотворца. Эта церковь, возведённая ещё в XVI веке, располагалась в деревне Остров-Залит на небольшом островке Талабск Псковского озера.

Прибыв на остров, старец поселился в небольшой избушке рядом с кладбищем. Вокруг было пусто, не было ни деревца, а ограда кладбища покосилась.

Отец Николай со временем великолепно обустроил и обжил место своего пребывания. Собрал множество растений, кустарников и цветов. Аккуратно высадил их. Привёл в порядок небольшой домик, подправил ограду кладбища.

Старец любил не только красоту растений, он обожал животных, был добр к ним и ласков.

Старец Гурьянов с гостями

В первые годы у отца Николая не было прихожан. Но со временем за добрые дела, помощь, любовь к порядку и природе к нему потянулись люди.

В 70-е годы у батюшки открылись способности старца. Он лечил болезни, помогал советом, давал полезные наставления, говорил о будущем.

На остров стали тянуться паломники. Слава о наставлениях старца разлетелась по всей стране, была она известна и за пределами СССР. К дому Николая Гурьянова ежегодно приезжали тысячи людей, чтобы получить ответы на важные вопросы, услышать совет или наставление. Старец охотно принимал каждого, сердечно и открыто общаясь с людьми, благословлял их.

Посмертное почитание

Скончался старец 24 августа 2002 года, на девяносто четвёртом году жизни. Он похоронен рядом с родной церковью. Сегодня место погребения, его небольшой домик и церковь являются местами массового паломничества почитателей и верующих.

  Сильные молитвы об исцелении от рака Нектарию Эгинскому

Что такое старчество?

В российском православии издревле укоренилась особая форма служения Богу, именуемая старчеством. Это вид деятельности, включающий в себя духовное руководство верующими, осуществляемое богоизбранными людьми – старцами.

Ими, как правило, бывают лица духовного звания, но история церкви знает примеры, когда в этой роли выступали и миряне.

Причём само понятие старец предполагает не возрастную характеристику, а духовную Благодать, ниспосланную Богом для несения этого подвига.

Люди, избранные Господом для столь высокого служения, часто бывают наделены способностью внутренним взором созерцать будущее мира, и видеть душевный склад каждого отдельного человека. Это даёт им возможность с удивительной точностью дать всем, кто обращается к ним за помощью и духовным наставлением, единственно верный совет.

Наставления и советы старца

Знаменитый служитель церкви известен как Талабский старец или праведный Николай Псковоезерский. Современники, знакомые с батюшкой, отмечали в нём следующие черты:

  • открытость и приветливость;
  • естественную доброту;
  • искренность, красоту и воодушевлённость ведения службы;
  • хорошие управленческие и организаторские способности, умение вовлечь в деятельность других людей;
  • приверженность к строгому порядку во всём;
  • сдержанность в питании, общении, служении, отношениях с людьми;
  • беззаветное служение Господу.

Талабский старец великолепно разбирался в людях. Он отлично видел их душевное состояние, предвидел будущее. Паломники и прихожане ценили в нём умение давать чёткие и верные советы, формулировать пророчества.

Батюшка не был многословным человеком, но не отказывал людям в кратких и точных наставлениях:

«Положитесь, дорогие мои, на волю Божию, и всё будет так, как вам нужно».

«Ходи в храм и веруй в Господа. Кому Церковь ни мать, тому Бог не отец. Смирение и молитва — главное. Одна чёрная одежда — ещё не смирение».

10 главных моментов из многочисленных наставлений старца просты, но их соблюдение требует духовной силы.

  1. Берегите душу в этом временном мире.
  2. Будьте чисты в помыслах и общении. Не слушайте и не говорите плохого о других людях. Всегда говорите правду и не бойтесь этого.
  3. Живите не только для себя.
  4. Мысли человека влияют на окружающий мир, они имеют большую силу. Думайте о других людях, страдающих и нуждающихся. Молитва поможет им.
  5. Откажитесь от излишней строгости, она вредна. Будьте не учителем, а подсказчиком. Ведите себя проще и искреннее.
  6. Придерживайтесь послушания с раннего детства.
  7. Прощайте и не обижайтесь.
  8. Не ищите Бога, он в нас. Верьте в него.
  9. Держите в порядке духовный мир, тогда в полном порядке будет и материальный.
  10. Будьте радостны. Посещайте церковь, молитесь утром и вечером. Ведите мирную жизнь.

Репутация чудотворца пришла к Николаю Гурьянову после затопления атомной подводной лодки Комсомолец в Норвежском море. Трагедия произошла в 1989 году.

Через некоторое время после аварии один из выживших моряков нашёл старца на его острове, указывая, что образ батюшки спас ему жизнь. Моряк заявил, что, теряя сознание, он увидел седого старца, который спокойно сказал: «Плыви. Я молюсь за тебя.

Ты спасёшься!» Это был отец Николай. В открытом море моряку попалось бревно, за которое он держался до появления спасателей.

Как к старцу Николаю Гурьянову пришла репутация чудотворца

Для Николая Гурьянова жизнь означала служение Господу. Приняв безбрачие, он ушёл на службу в монастырь. Прихожане церкви брали с него пример того, каким должен быть истинный христианин. Однажды Гурьянов повстречался с неизвестным старцем, и тот сказал ему, что есть место на Земле, где Господь хотел бы, чтобы он стал жить.

Местом этим оказалось Псковское озеро, вернее, остров на нём. Называется остров Табаск. Гурьянов по мере своих сил и возможностей стал помогать местному населению, объяснял им, как нужно праведно жить, сам же он пошёл на службу в церковь.

ЧИТАЙТЕ ТОЖЕ: Финансовый гороскоп на неделю с 7 по 13 декабря 2021 года сулит удачу в делах Овнам, Тельцам и Львам

Предсказания и пророчества

Отец Николай Гурьянов после случая с моряком стал знаменит своими пророчествами. Их он излагал короткими фразами паломникам, отвечая на вопросы, которые касались будущего страны, народа и церкви.

О России

В 1997 году старец Николай Гурьянов дал предсказания одному из своих посетителей о будущем России. Что же сказал чудотворец? В воспоминаниях паломник указывает, что на вопрос о будущем после Ельцина батюшка сказал следующее:

  1. У власти будет военный.
  2. Власть его будет погонная.
  3. Время правления его будет мало, как и он сам.
  4. Церковь и верующие подвергнутся гонениям.
  5. В государстве порядки снова будут похожи на времена при коммунистах и Политбюро.
  6. После неблагоприятного правления военного придёт истинный Царь Православный.
  7. До этого светлого времени доживут ныне живущие люди (на период 1997 года).

Пророчества отца Николая Гурьянова в 1999 году были восприняты как указания в адрес президента, сменившего Ельцина. Но сегодня многие люди отмечают, что Путин не отвечает описаниям старца. Он не военный и находится у власти более 20 лет. Искренне привержен православию, выступает защитником верующих и церкви.

Батюшка в своём пророчестве скорее говорил о преемнике нынешнего президента. Ситуация в стране свидетельствует об усилении гонений и «закручивании гаек». Время благоприятное для прихода к власти военных, которые смогут защитить действующий режим.

Существуют и иные трактовки этого пророчества старца:

  • военный — нынешний президент, выходец из КГБ;
  • погонная власть — это не поганая, а опирающаяся на людей в погонах;
  • период правления небольшой по значимости в глазах Божьих, а не по времени;
  • гонения на церковь и верующих — перепись и налоговое закабаление населения, присвоение церквям номеров;
  • коммунизм и Политбюро — командный стиль правления, однопартийный строй, расстановка во власти приближённых.

Исходя из таких трактовок, старец пророчествовал о нынешних временах. Его слова о положении вещей в стране соответствуют реалиям. Осталось только дождаться Царя Православного.

В разговорах о прошлом и будущем России старец отмечал царя Николая II. Он указывал, что Россия не воспрянет до того момента, пока не осознает истинной роли последнего российского императора.

Батюшка рассказывал, что в день убийства царя ему было видение. В нём он увидел все страдания Николая и его семьи. Об этом он рассказал матери, хотя о смерти царской семьи ещё ничего не было известно.

Русский народ в ответе за гибель своего царя, должен покаяться за это. А пока не произойдёт покаяние, Россию будут преследовать беды. Нужно молиться Николаю II, т. к. он оберегает страну от новых мировых войн и потрясений.

О последних временах

Разговоры о последних временах и конце света батюшка не одобрял, говорить об этом сам не любил. Отец Николай отмечал, что об этом всё сказано в Священном Писании. Сам он ничего придумывать не хотел.

Не стоит думать о плохом, стоит сосредоточить мысли о добре, Боге. Он добавлял, что нужно быть смиренным, всегда благодарить Бога и своих родителей. Всё это поможет человеку спастись в последние времена.

На вопросы о знаках антихриста перед концом света, старец отвечал, что это никакие не ИНН и не штрих-коды на продуктах. От этих цифр вреда нет, на них не нужно обращать внимания. Знаки антихриста будут носить другой характер. Об этом сказано в Священном Писании.

Чудо, явленное по молитве праведника

В тот период, а это были шестидесятые годы, гонения на церковь особенно усилились, под давлением властей одна из жительниц села написала на батюшку донос. Приехавший уполномоченный грубил и хамил священнику, а под конец заявил, что на следующий день заберёт его. Отец Николай Гурьянов (старец) собрал вещи и всю ночь провёл в молитве.

То, что произошло потом, одни считают чудом, другие — стечением обстоятельств, но только утром на тихом в это время года озере поднялась настоящая буря, и в продолжение трёх суток остров был отрезан от материка. Когда же стихия унялась, власти о священнике как-то забыли и впредь не трогали.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *