История храма в репьевке — богослов

История храма в Репьевке - Богослов В митинге принимали участие: глава администрации района, благочинный, председатель общественной палаты, руководители и представители различных учреждений района. История храма в Репьевке - Богослов В мемориальном мероприятии приняли участие глава администрации Репьевского муниципального района Р. Ефименко, представители трудовых коллективов района, а также учащиеся Репьевской СОШ. История храма в Репьевке - Богослов В своих стихах, сценических постановках дети вспомнили историю Праздника. Прозвучали песни, прославляющие Воскресшего Христа. Учащиеся сердечно поздравили отца Алексия и всех присутствующих с великим праздником. История храма в Репьевке - Богослов

В Великий пост на Руси хозяйки пекли «жаворонков». Это булочки-птички из постного теста, иногда вылепленные вместе с гнездами и яичками. Жаворонков обычно пекли всей семьей в день памяти 40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся, который празднуется 22 марта. В православной традиции они символизируют летящие к Богу души мучеников. По другой…

История храма в Репьевке - Богослов

С 14 марта в образовательных учреждениях Репьевского района проводятся различные мероприятия, приуроченные к празднованию Дня православной книги. Это и книжные выставки, тематические уроки и классные часы, беседы.

В ходе мероприятий учащиеся пополнили знания об истории появления на Руси первой печатной книги «Апостол» и первопечатнике диаконе…

История храма в Репьевке - Богослов

22 июня, в День памяти и скорби, в селе Репьевка прошел митинг у братской могилы «Скорбящая мать».

В митинге, который проходил в условиях пандемии, приняли участие: глава администрации Репьевского муниципального района Р.Ефименко, благочинный Репьевского церковного округа протоиерей Алексий Чибисов, а также представители районной, сельской…

История храма в Репьевке - Богослов

В воскресенье 21 июня, в день памяти всех святых в земле Русской просиявших, на территории Димитриевского храма с. Платава, возле камня-памятника в честь новомучеников Платавских были высажены саженцы туи.

Мероприятие проходило в рамках всероссийской акции «Сад памяти».

В высадке саженцев участвовали три поколения: настоятель храма…

История храма в Репьевке - Богослов

14 мая в Михайло-Архангельском храме с. Новосолдатка Репьевского района состоялась присяга на верность Отечеству одного из молодых казаков.

В начале настоятелем храма иереем Николаем Волковым был отслужен молебен, после которого прошел обряд посвящения и зачитан текст присяги. В заключении к казакам со словом назидания обратились отец настоятель…

История храма в Репьевке - Богослов

9 мая у братской могилы «Скорбящая мать» прошел митинг памяти, посвященный 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. 

В митинге приняли участие: глава администрации Репьевского муниципального района Р. Ефименко, официальные лица района, благочинный Репьевского церковного округа, настоятель Петропавловского…

История храма в Репьевке - Богослов

В праздник Дня Победы в Репьевском благочинии был реализован проект «Вам родные» в рамках Всероссийской акции #МыВместе.

Духовенство благочиния поздравило ветеранов Великой Отечественной войны. Им были вручены подарочные наборы, в которые вошли продукты питания, цветы, государственный Российский флаг.

История храма в Репьевке

История храма в Репьевке - БогословХрам в честь Преподобного Алексея человека Божия в Репьевке

Необычная история храма в Репьевке привлекает исследователей старины. Интересно складывалась судьба величественного сооружения из камня. Жителей и гостей нашего района при въезде в село Репьевка встречает необычно красивый, каменный Православный храм, названный в честь Преподобного Алексея — человека Божия.

Расположенный на пригорке, он виден из любой точки села. А с территории церкви открывается красивая панорама Репьёвки и её окрестностей.

По форме и стилю архитектура храма относится к зрелому классицизму и состоит из четверика с боковыми портиками, над которыми возвышается купол с люкарнами.

Алтарь и притвор выполнены в виде правильных прямоугольников. Над пристройкой перед входом в храм возвышается колокольня.

История строительства храма в Репьевке

Первый камень в фундамент положили в 1835 году, а к 1840 году церковь была достроена за 6000 рублей серебром. Ее освятили в честь святого Алексея — человека Божия.

Храм был возведён на средства подполковницы Екатерины Васильевны Скрябиной, которой это село досталось по наследству от отца — Александра Репьёва.

В ревизских сказках начала 19 века это село значится сначала как Александровка, а потом как Репьёвка.

Храм освятили 30 марта 1840 году. С того времени звон колоколов, а всего их весело семь: 5 больших и 2 маленьких (вес самого большого колокола был равен 1,2 тонны — 75 пудов), был слышен по всей округе.

Внутри храм был также красив, как и снаружи. С самой высокой точки круглого свода спускалась цепь, на которой висело огромное паникадило. По окружности купола была выполнена лепнина белого цвета, на стенах развешаны старинные иконы.

Пол был устлан литыми чугунными узорными плитками.

Первые сведения о храме записаны в клировой ведомости 1840 года. «Здание каменное, с такой же колокольней, построено крепко, утвари достаточно. Духовенство по штату 1840 года положено: священник один, дьякон один, дьячок один, пономарь один. Земель при церкви не числится.

Деревянные дома для священника и дьякона были построены вблизи храма в 1884 году. Храмовый комплекс содержал и другие здания принадлежащие церкви, в том числе церковно-приходскую школу. Были при храме метрические книги, которые велись с 6 октября 1840года и до 1918 года.

Их копии находятся в Оренбургском областном государственном архиве и в Тюльганском районном загсе.

История прихода в царское время

В 1840 году первым священником служил Иоанн Колокольцев, а помогал ему диакон Иоанн Карфагенский. Приход включал жителей села Репьёвки (41 дом); деревни Козловки (16 домов); села Троицкое (85 домов).

Всего насчитывалось 1468 прихожан, а через 65 лет их число увеличилось до 1550 человек.

Село Репьёвка разрослась к 1905 году до 114 дворов, Козловка до 89 дворов, добавились хутора Бобринский (10 домов) и Новогеоргиевский (20 дворов).

К этому времени в селе Троицком образовался свой приход. Прихожанин Бычков Георгий на свои деньги вокруг церкви поставил металлическую ограду. Согласно страховым карточкам 1910 года было видно, что при храме числилось много хозяйственных построек, но земля за ним не закреплялась. Регулярные богослужения проходили до 1927 года.

История храма в советское время

Через 10 лет после установления Советской власти в 1927 году местные власти начали отбирать церковное имущество, но службы продолжались ещё 8 лет. В 1935 гуду храм закрыли.

Руководил работами по закрытию Бохолев Николай Ильич — председатель сельского совета. Колокола были сняты и сброшены в овраг посреди деревни, около моста. При их удалении была повреждена крыша храма и карниз колокольни.

9 сентября 1933 года Советской властью были изъяты приходские метрические записи и переданы в местный сельский совет.

Имеется протокол заседания сельского совета. В документе указывается пункт, в котором обозначены цели использования здания церкви. Одно из жилых помещений планировалось передать под амбулаторию села Репьевка.

Однако службы в храме продолжались до середины 30 годов 20 века.

По устным воспоминаниям старожилов (ныне покойных) их всех во главе со священником заставляли петь в сельском клубе в Великую Субботу революционные и советские песни, а также призывали отречься от Бога.

С 1935 по 1950 год отобранное здание храма приспособили под засыпку зерна. Позднее использование здания прекратилось, оно было закрыто. Местные жители стали снимать двери, унесли каменные ступени с 3-х крылец (западное, северное, и южное), которые использовали для фундаментов хозяйственных построек на личных подворьях.Стали растаскивать и литые узорные чугунные плиты.

В 80-х годах 20 века произошел поучительный случай. Средь бела дня без облаков, шаровой молнией был убит житель села Васильев Алексей, вместе с лошадью.

Очевидцы утверждали, что молния прошла через круглые окна пустующего храма и разорвалась над головой пострадавшего. Васильев находился в это время около восточной части церкви на улице.

После этого случая его родственники и многие жители села стали возвращать унесенные из храма чугунные плиты.

В нашем районе были стерты с лица земли 18 церквей, только сохранились здания храмов из камня в селах Тугустемир и Репьёвка.

История храма в Репьевке — наши дни

Вторую жизнь Алексеевскому православному приходу дал 1990г.

Здесь уместно привести цитату из документа исполнительного комитета Тюльганского района «Дать согласие гражданам-учредителям образовать в селе Репьевка Репьевского сельского совета общество Русской Православной Церкви и передать пустующее здание Алексеевской церкви, находящееся на территории данного совета, образованному обществу верующих» Подписались В.М. Калугин и В.Г. Павлышин.

Вот так первым в районе был возращен Русской Православной церкви храм в селе Репьевка. Он начал возрождаться при священнике Павле Иоановиче Рябинове, которого в мае 1997 году назначил Владыка Леонтий. Отец Павел занялся реставрацией храма совместно с жителями села.

Заново была покрыта крыша, отделан купол, возведены кресты, внутри храма проведены отделочные работы «вставлены окна, двери». После него был назначен настоятелем храма Алексея человека Божия Отец Карион.

Потом 12 лет в нашем храме прослужил настоятелем иерей Дмитрий Ларионов.

После него в 2016 году назначили настоятелем иерея Михаила Яковлева. При нем был отремонтирован алтарь храма, сделан новый престол. Через год в 2017 году Владыкой Вениамином был назначен настоятелем храма иерей Сергий Оксаныч. В настоящее время отец Сергий занимается восстановлением храма. Установлено новое отопление, обновлены иконы и облачение.

Староста прихода Талпикова Татьяна Николаевна свидельствует: храм существует за счет пожертвований. Поэтому, кому небезразлична история храма в Репьевке, судьба нашего прихода, внесите свою лепту в восстановление церкви. Она нуждается в дальнейшей реставрации. Ведь приходя в храм, мы молимся и каемся в наших грехах, чтобы Господь нас спас! За это мы должны отвечать всякой любовью к нему.

Читайте также:  О доверии богу - богослов

Репьевский район Воронежской области — край родников и старинных храмов январь 2015

Душевная и духовная прогулка получилась.Обсуждали маршрут узнали очень много нового от Виктора Панорамио (он же Tourist 36), даже о некоторых объектах, которых нет ни фото, ни информации в интернете. Спасибо ему за интересную поездку и информацию!Поездка началась снежной погодой.Вспомнился Пастернак:Мело, мело по всей землеВо все пределы.

Свеча горела на столе,Свеча горела.Мело в начале нашего пути, а свечи горели во всех храмах.Но выехав за городом нас ждала довольно прекрасная погода и чем дальше мы удалялись от Воронежа, тем больше снега было на обочинах, что доказывало мою теорию о заколдованности нашего города на отсутствие снега)))Послевкусие поездки таково.

Милые, уютные, без сверкающего «золота» и наделанной чопорности, «теплые» сельские храмы, с рушниками вокруг икон, как в детстве у родственников в деревне…Везде, где были закрыты храмы, проходящие мимо милые люди советовали сходить к батюшке или к матушке — они откроют храм.

На наши ответы о том, что мы не хотим беспокоить и посмотрим внутри тогда, когда будет открыто, настоятельно советовали это сделать.

Собаки, вообразившие священными индийскими коровами на дороге, совершенно недоуменно взирающие на тебя, зачем тебе именно туда надо )))) Видишь тут я стою? )))Неимоверное зрелище, которое так поразило, что проехали открыв рот и остались без фото! Маленький курган, на котором кладбище…

Как на картинках из мультиков в стиле детских коляк-моляк))) Горка, почти треугольная и из нее торчат кресты. И могилы на склоне не горизонтально, а прямо по склону… Такого точно нет нигде!Родники.Освященные — с теплыми, чистыми купелями. Не много бывала на таких родниках, но тут они какие-то особенные.

Немного наивные, объятые рушниками, но сказать можно однозначно — обустроены они с большой любовью, одной на все маленькие частички принимавших участие.Железный, оранжевого цвета. А еще один есть зеленого, но к нему зимой не проехать. Вернее я бы сказала, что проехать, если бы мы были не одной 4х4 машиной))) А так побоялись далеко за трактором ходить.И так как это места ожесточенных боев ВОВ, то встретилось много памятных этим трагическим событиям памятников.

Теперь фото. Вначале будут впечатления, а после краткая справка о объекте, если это интересно, если нет — листайте дальше.

1. Солдатское. Церковь Афанасия Великого.Год постройки:1913.

Это мы немножечко заехали в Острогожский р-н.

Афанасьевская церковь, как утверждают местные жите­ли, не закрывалась «ни при со­ветской, ни при немецкой влас­ти». Явление, согласитесь, до­вольно редкое.

Пытались, ко­нечно, храм взорвать в 30-е годы, но мудрый председатель колхоза, хоть человеком слыл и неверующим, однако, как он сам часто повторял, «Бога бояв­шийся», засыпал в трапезную церкви все зерновые запасы, за­явив при этом, что зерно ему хранить больше негде.

«Если хотите, взрывайте», – развел руками председатель. Вот так и спасли храм.Есть и еще одна интересная история.

С 1943 по 1971 гг. в церкви служил в чине иерея Калугин Нико­лай Васильевич. Трудные годы достались ему. Впрочем, а ког­да они были легкими для наше­го многострадального народа? Калугин-то и оказался свидете­лем того, что случилось в Афа­насьевской церкви в годы войны. В селе стояли венгерские части.

Не сказать, чтобы они уж очень сильно зверствовали, но и в бла­годеяниях их уж никак не запо­дозришь. К нашим храмам ма­дьяры относились скорее пре­небрежительно, а то и подчерк­нуто издевательски. Незадолго перед отступлением несколько подвыпивших оккупантов заяви­лись в храм Божий. А в Афана­сьевской церкви находилась старинная ростовская икона Ни­колая Чудотворца.

Венграм за­хотелось показать, как они презирают нашу веру и наши свя­тыни. Шаг, между прочим, от­нюдь на бездумный, а направ­ленная акция, ибо в последнюю страшную войну многие и мо­рально, и физически спасались благодаря вере. Так вот, один из венгерских солдат прикладом ударил по стеклу Святого обра­за. Удар получился сильным, од­нако стекло, на удивление, вы­держало.

Еще удар, еще. И тут задрожала земля, будто от зем­летрясения, а икона – целехонь­ка. Испуганные вояки удалились и рассказали о случившемся своим товарищам. Те подняли их на смех и предложили проде­монстрировать, как надо разби­вать иконы. Всей гурьбой ввали­лись в храм и попытались про­делать то же самое. Бесполезно.

Образ Николая Чудотворца ни­чуть не пострадал, лишь малый уголок стекла откололся, зато земля задрожала сильнее. Вско­ре в Солдатское пришли совет­ские войска, а у венгров при от­ступлении погибли только те, кто пытался надругаться над обра­зом Николы Угодника. Образ этот и сейчас находится в хра­ме, в иконостасе с правой сто­роны.

Впоследствии икона про­славилась как чудотворная. Не один болящий, впавший в скорбь или уныние, обрел исце­ление и утешение после посеще­ния Афанасьевского храма села Солдатского.

2. Колбино. Церковь Николая Чудотворца.Эта небольшая кирпичная церковь, построенная в 1786 году в формах барокко, является памятником архитектуры федерального значения.

Иконостас и настенная масляная живопись в интерьере относятся к рубежу XIX — XX вв. с последующими подновлениями.

Но в этот раз нам не удалось их посмотреть.

А вот и наша компания — Автотуристы «дикари» (палаточники) во главе с Виктором Панорамио и мы — Джипинг в Воронеже — экспедиция одного дня https://vk.com/jeeping_vrn.

3. Храм Рождества Христова с. Горки, Белгородская область

    Ну а рядом вот такой павлин )))В самом селе было замечено вот такое народное творчество)))А рядом вышка лесника — не полезли в этот раз на нее, так как могла быть наледь, да и зимний пейзаж в пасмурную погоду не представлял интереса. Но обязательно вернемся туда летом!

    4. Репьевка.

    На въезде.

    Церковь Петра и Павла.Год постройки:1877.

    Архитектор: В.В Стайновский

    Является одной из самых крупных церквей в Воронежской области. Мы попали в базарный день (пятница) и рынок подходил прямо к самому входу в церковь!Фото вышли больше похожие на графический рисунок. А все потому, что стены покрыты не однимстолетием истории и свечной копоти. И я счастлива, что видела это до того, как это не «отреставрировали» — не отштукатурили и не покрасили в идеально-белый цвет, не опошлили благородную патину, сверкающим обилием золота… Все это убивает Душу храма, атмосферу…РядомВокруг обнаружилось несколько памятников архитектуры.На этом доме не было обнаружено никакой таблички, но явно он так же того же времени, что и предыдущие постройки.Ну и просто порадовало )

    О Железном роднике мне рассказал Виктор, но информация о нем в интернете была только в реферате школьника Репьевского р-на, там же было и невнятное фото. Так что из первых рук.

      5. В числе самых крупных родников области — источник «Ключи», другое название — Сердюковский ключ. Родник находится на южной окраине хутора Сердюки около исчезающего хутора Ключи. Родник освящен во имя Святых великомучениц Матроны Московской и Ксении Петербургской.

      Вода выходит у подошвы мелового склона. Семь струй, вытекающих из меловой толщи, сливаются в один водоем, из которого и начинается Ольховатский ручей. Через 3,5 км он впадает в реку Потудань. Совокупный дебит Сердюковского родника составляет около 20 л/с.

      Поразительная кристально-чистая вода!!!Купальня и купель внутриВид с холмаПамятник на холмеВ нашу программу входил осмотр брошенного Дк в Бутырках с мозаичными панно, но… его снесли!Вот таким он был (фото Виктора из предыдущих поездок)Где-то в пути…

      6.

      Памятник двум малонаселенным хуторам.Ну а теперь полный эксклюзив — этого нет нигде в интернете. Но примерять лавры чужой славы я не буду. Нашла информацию об этом месте не я, а Виктор.

      А я нашла Виктора ))) и мы вместе нашли это в глуши и хуторе в 4-5 домов!

      1. Виктор знал только название хутора и только не правильное предположение названия памятника. Местные жители одного из тех самых 4-ёх домов подсказали нам где именно найти это нетипичное чудо малых архитектурных форм )))
      Читайте также:  Рождественнский пост 2020 — календарь, меню, - богослов

      И вот информация, которую мне предоставил Виктор:»Средства на памятный знак в честь основателей хуторов Родники и Красная поляна Россошанского сельского поселения собрали местные жители и их земляки, живущие сейчас в других населенных пунктах страны.

      Оба хутора – Родники и Красная поляна — были основаны в 1911 году.Проект памятного знака принадлежит художнику и скульптору из Репьевки Игорю Горяинову. Он же создал и сам знак.В основании памятника – изображение вольного землепашца.

      Конструкцию венчает православный крест с иконой Спаса Нерукотворного.»

      По данным Администрации Россошанского поселения в х.Красная поляна прописано 6 чел. а в Родники 35 человек но реально проживающих меньше.

      Но вот такая там красота»Я солдат, солдат забытой богом страны, я герой, герой скажите мне какого романа…»

      7. Россошь. Церковь Трех Святителей.Год постройки:1843.

      1. Образец архитектуры периода позднего классицизма.

      А вот так мне приоткрылся краешек иконостаса при заглядывании в окно…

      Первый деревянный храм, посвященный памяти Св. Василия Великого был построен в селе в нач.ХYIII века. В 1770-е годы была выстроена новая деревянная церковь “в то же наименование”. Когда и этот храм стал ветшать, местный священник о.

      Петр Быковский решил строить новую каменную церковь, пожертвовав для этого две делянки собственного леса и 2 тысячи рублей. Проект новой церкви был “составлен по образцу церкви в Матрене — Гезевой Бирючинского уезда” ( ныне Белгородская обл.). Строилась церковь в 1838-43 гг. В 1843 г.

      была освящена во имя Трех Святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. В 1846 г. был освящен придел во имя Московских трех святителей — Петра, Алексия и Ионы. В 1856 г. закончено строительство колокольни и устроена каменная ограда. Старое деревянное здание церкви было продано в дер. Солонцы.

      В 1930- е годы церковь была закрыта и использовалась как склад. Были разобраны верхние ярусы колокольни. В нач.1990-х гг храм вновь передан общине.

      По пути мы встретили не только спящего на стогу сена мужика на телеге. Жаль от лошади видны только копыта — картина была намного живописнее! Не все получается и успеваешь заснять на ходу. Не успели снять мужиков приехавших на санях за фунфыриком в единственный магазин в селе и распившим его в них же.

      Камаз, гружёный металлоломом у дома цыган. Всего колорита не сфотографируешь, его можно только увидеть!

      8. Осадчее. Церковь Казанской иконы Божией Матери.Год постройки:1916.Ну и куда же я без своих любимых живописных руин? ))) Руины — это живопись архитектуры. Вот истинная жемчужина коллекции.

      • При первом взгляде это напоминало скорее остов теплохода или паровоза )

      Вот так видим его мыА вот так видит мир этот умирающий великан…Ну а так это больше похоже на ступы поднебесного Непала )

      9. Источник в Никольском на Еманче.Источник и купель освещены в честь Николая Чудотворца.

        Так же кристально чистая водаПамятник неподалекуНу а мимо этого дома мы не могли пройти)))А этот памятник по дороге между источниками

        10. Хохольский Святой источник освящен в честь иконы Казанской Божъей матери.

        11. А это так же Хохольский Святой источник освящен в честь иконы Казанской Божъей матери.

          Тени заброшенного храма. Руины Иоанно-Богословской церкви села Богослово помнят многое..

          На окраине скопинского села Богослово чуть в стороне от дороги в Горлово можно увидеть заброшенное и разрушающееся церковное здание – бывший приходской храм святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. С этой церковью, построенной по типовому проекту в 1897–1901 годах, связаны несколько интересных судеб, достойных памяти потомков.

          Богослово в Епифанском уезде, лежавшее на большой дороге из Михайлова в Данков, издавна было разделенным помещичьим сельцом с двумя усадьбами. В конце XVIII века его жителями владели представители знатных родов Голицыных и Нарышкиных. В XIX столетии наследниками князей Голицыных стали дворяне Грушецкие, позднее – Яньковы и Варыпаевы.

          Принадлежавшая им часть села до сих пор зовется Яньковкой. Владения Нарышкиных в середине века унаследовала «жена гвардии ротмистра княгиня Зинаида Павловна Щербатова».

          После освобождения от крепостного права в 1861 году местные крестьяне образовали два сельских общества Петрушинской волости – «1-е Богословское бывших Щербатовой» и «2-е Богословское бывших Варыпаевой».

          В 1864 г. штабс-капитанша Елизавета Александровна Варыпаева продала свою усадьбу в Богослове епифанскому 2-й гильдии купцу Ивану Николаевичу Смирнову.

          Позднее ее владельцем стал другой купец из Епифани, Петр Леонтьевич Воронин. Здесь он развел большой сад на 3 тыс. плодовых деревьев.

          Другой сад, поменьше, существовал при второй усадьбе, принадлежавшей княжне Зинаиде Николаевне Щербатовой, дочери предыдущей помещицы.

          Своей церкви в Богослове никогда не было. С середины 1820-х годов сельцо входило в приход Вознесенского храма в соседнем селе Петрушино. В конце 1870-х годов в Богослове впервые упоминается часовня. С ростом числа прихожан встал вопрос о строительстве здесь приходского храма.

          Как сообщали «Тульские епархиальные ведомости», определением епархиального начальства от 4–21 апреля (16 апреля – 3 мая) 1897 года обществу крестьян сельца Богослово и деревни Васильевки (Суровцы) Епифанского уезда было дано разрешение «построить каменный храм с образованием самостоятельного прихода». В течение 1898 года шел сбор пожертвований на церковное строительство. 200 руб.

          прислал протоиерей Андреевского собора в Кронштадте Иван Ильич Сергиев, ныне почитаемый церковью как Св. Иоанн Кронштадтский. Княжна Зинаида Николаевна Щербатова пожертвовала 40 тыс. штук кирпича, 700 руб. и выделила из своих владений церковную землю площадью в 36 десятин (39,3 га). Ее сестра княжна Мария Николаевна прислала 500 руб.

          Епифанский купец Петр Воронин также приобрел для строительства 40 тыс. кирпичей. Пожертвования поступили также от княгини Александры Васильевны Голицыной, урожденной графини Гудович (250 руб.), известного благотворителя Юрия Степановича Нечаева-Мальцова (125 руб.), скопинских купцов Леоновых (200 руб.), московского купца Баева (50 руб.), петербургского купца Зайцевского (50 руб.

          ) и крестьянина села Богослово Тихона Ивановича Челнокова (40 руб.).

          Три года спустя однопрестольный храм с трехъярусной колокольней был готов.

          По благословению епископа Тульского и Белевского Питирима 2 (15) октября 1901 года его освятил священник Богоявленской церкви села Хитровщина Тимофей Данилович Чернавкин (1834–1911), благочинный 2-го Епифанского округа.

          Однако указ Святейшего Синода об открытии самостоятельного прихода с причтом из священника и псаломщика последовал только в январе 1903 года.

          Первым настоятелем Иоанно-Богословского храма стал священник Гавриил Иванович Богоявленский, служивший здесь с марта 1903 по июнь 1904 годов. Обязанности псаломщика при нем исполнял Яков Афанасьевич Жаров. Первым старостой храма был избран богатый крестьянин Моисей Наумович Рытов, владелец бакалейной лавки в Богослове.

          В октябре 1904 г. в Иоанно-Богословскую церковь получил назначение новый священник – Андрей Матвеевич Головин (1856–1914).

          Сын казенного крестьянина села Катино Скопинского уезда Рязанской губернии, он был представителем духовного сословия лишь в первом поколении: его дядья и братья продолжали крестьянствовать в родном селе.

          Окончив полный курс духовного училища, в 1897 году он был рукоположен в диаконы епископом Рязанским и Зарайским Мелетием и до 1904 года служил в Троицкой церкви села Гулынки Пронского уезда (ныне в Старожиловском районе). В Богослове отец Андрей впервые встал во главе прихода.

          Вместе со священническим местом Андрей Матвеевич Головин получил и должность заведующего и законоучителя одноклассной церковно-приходской школы в Богослове. Она действовала с начала 1890-х годов, ранее в ней преподавали священники Вознесенской церкви в Петрушине. Попечительницей этого учебного заведения была княжна Щербатова.

          Очевидно, в своих заботах об образовании детей крестьян из Богослова и Суровцов священник Головин весьма преуспел.

          В 1909 году он был награжден набедренником «за усердные и полезные труды по церковно-школьному образованию», а в 1913 году – скуфьей.

          Преждевременная смерть, последовавшая в январе 1914 года от воспаления легких, прервала труды Андрея Головина на ниве образования и духовного просвещения. Он был погребен в ограде храма, в котором служил.

          Еще 25 июля (7 августа) 1908 года богословский священник Андрей Головин венчал в своей церкви свою дочь Евдокию, 18-летнюю выпускницу Рязанского епархиального училища, и окончившего курс Рязанской духовной семинарии псаломщика Покровской церкви города Пронска Михаила Ивановича Абрамова (1885–1937).

          Читайте также:  Святитель спиридон тримифунтский житие, чудеса, служение богу - богослов

          Жених был уроженцем деревни Роговой Дурновской волости Пронского уезда Рязанской губернии. В 1897–1901 годах он учился в Скопинском духовном училище, а в Пронске служил с 1907 года.

          В августе 1908 года Михаил Абрамов был рукоположен в священники и определен к Введенской церкви села Чулково Пронского уезда (ныне в Пронском районе). В 1912 году его перевели в Николаевскую церковь села Мостье Ряжского уезда Рязанской епархии.

          За эти годы у супругов родились сыновья Владимир (1909) и Леонид (1913). А в феврале 1914 года священнику Михаилу Абрамову пришлось стать преемником умершего тестя во главе прихода села Богослово Тульской епархии.

          Служение отца Михаила в Богослове началось в условиях военного времени.

          В село прибывали беженцы из занятых врагом западных губерний России: Виленской, Волынской… В это время богословский священник пережил и личную трагедию: его третий сын Сергей, родившийся 31 июля (12 августа) 1915 года, прожил всего 4 месяца и 12 дней.

          Своего ребенка отец Михаил уберечь не смог, но о малолетних детях своих прихожан позаботился: для них в селе по его инициативе были организованы ясли. В мае 1916 года богословский священник был отмечен наградой епархиального начальства «за особые труды в обстоятельствах военного времени».

          После октября 1917 года в стране наступили новые времена, еще более суровые. Богослово превратилось в арену классовых баталий. Зажиточная сельская верхушка – семьи кулаков Челноковых, Шибановых, Федуловых, Рытовых – отчаянно боролась за свои привилегии против покушавшихся на них бедняцких активистов, которых поддерживали новые власти.

          Стоит ли удивляться тому, что атеистическая и антиклерикальная революционная риторика не встречала понимания у сельского священника? В 1928 году он был арестован и осужден по статье 72 УК («Изготовление, хранение и распространение агитационной литературы контрреволюционного характера»), по которой отбыл год лишения свободы в Тульском исправительном доме.

          После освобождения в 1930 году священник Михаил Абрамов продолжил свое служение в храме Похвалы Пресвятой Богородице в селе Городище (ныне в черте города Дубна).

          В 1934–1937 годах ему пришлось отбыть трехлетнюю ссылку по статье 58-10 УК («Пропаганда или агитация, содержащие призыв к свержению, подрыву или ослаблению советской власти»).

          В начале 1937 года отец Михаил вернулся к прежнему месту службы, но в ноябре того же года был вновь арестован Кимрским райотделом УНКВД по Калининской области.

          Его обвинили во враждебных настроениях по отношению к советской власти и ведении «контрреволюционной антисоветской агитации среди отсталой части населения колхозников и единоличников Александровского сельсовета», осудили и 29 ноября 1937 года расстреляли во внутренней тюрьме НКВД Калининской области.

          Посмертная реабилитация протоиерея Михаила Ивановича Абрамова состоялась 26 марта 1989 года по определению Тверской областной прокуратуры. В 2000 г. он был прославлен Русской православной церковью в лике святых новомучеников и исповедников Российских. Его память отмечается 16 (29) ноября.

          Дальнейшая история церкви в Богослове развивалась уже без отца Михаила. Официально храм был закрыт в ходе т. н. безбожной пятилетки 1932–1937 гг. Колокольню перед Великой Отечественной войной разрушили специально присланные рабочие Горловской МТС.

          В ноябре 1941 года мимо стен бывшей церкви по направлению на Михайлов прошли подразделения немецкой пехоты и бронетехника, чтобы неделю спустя той же дорогой откатиться обратно перед воинами советского 170‑го кавалерийского полка 41‑й Отдельной кавдивизии.

          В 1950-х годах в основном объеме здания был устроен сельский клуб, где проводились танцевальные вечера и демонстрировались кинофильмы. Для входа в него было растесано и переделано в дверь одно из алтарных окон. Начало XXI века храм встретил в полном запустении.

          В этом состоянии он остается и поныне.

          «Скопинский вестник» №30, 24 июля 2020 г.

          Под Воронежем возродили уникальную церковь Владимирской иконы Божией Матери

          Одна из уникальных жемчужин, сохранившийся до наших дней артефакт зодчества 19-го века, объект исторического и культурного наследия областного значения — церковь Владимирской иконы Божией Матери живет активной провославной жизнью в селе Карачун Рамонского района Воронежской области.

          Храм с многовековой и славной историей притягивает многих. В будние дни, а особенно по праздникам сюда едут из Воронежа, Рамони, близлежащих сел. Говорят, энергетика здесь особая. 

          Воронежский край, сформировавшийся некогда как южный форпост государства Российского, изобилует старинными поселениями. Одним из сокровищ в этой коллекции является село Карачун Рамонского района, которое в 2015 году отметило свой 400-летний юбилей. 

          Карачун является чуть ли не старейшим из сел Воронежского края. В начале XYII века на реке Воронеж был основан Богородецко-Карачунский Владимирский монастырь, при котором возникло селение Карачун.

            В монастырско–дозорной книге 1615 года мы находим упоминание о двух действующих деревянных церквях — Никольской и Сретенской, что свидетельствует о довольно активной духовной жизни в этом предместье.

          За свою долгую и непростую историю Владимирский монастырь реформировался и неоднократно менял статус.  

          В 1659 году он был разорен крымскими татарами, а в 1764 году упразднен. В 1881 году по проекту знаменитого архитектора Дмитрия Знобишина на месте Владимирской церкви деревянной постройки был возведен кирпичный храм во имя иконы Владимирской Божией Матери. Именно его мы видим сегодня при въезде в село Карачун.

          Храм иконы Владимирской Божьей матери построен из бурого кирпича в типичной для зодчества 70 — 80-х годов 19-го века кораблеобразной форме. Расписан прекрасными фресками, которые частично сохранились до наших дней. 

          В довореволюцинные годы жизнь храма была типичной для всей Российской империи. По заведенному распорядку проводились церковные богослужения. Храм являлся духовным центром села. Тревожные времена начались после великой октябрьской социалистической революции. Новое госудраство опиралось на собственную идеологию и дистанцировалось от православной христианской традиции. Храм был закрыт. 

          Со слов жителей села Карачун, его закрыли в 1932 году. Как только не использовалось с тех пор здание церкви, в том числе и в качестве склада под зернохранилище. Удивительно, но храм выстоял и не превратился в руины, и даже на фресках можно разглядеть былую красоту. 

          Первые подвижки к его возрождению начались в 1995 году, когда по специальному постановлению правительства Воронежской области храм стал историко-культурным объектом областного значения. Склад был убран усилиями местных жителей. А потом неожиданно появились первые волонтеры.

          Постепенно храм стал привлекать все больше людей, желающих поучаствовать в его восстановлении. На средства первого благотворителя – местного дачника, установили окна. В 2012 году создали приходскую общину, которая взяла на себя миссию по восстановлению памятника зодчеству.

           

          Усилиями местных жителей, объединившихся в церковно-приходскую общину, и найденных ими благотворителей, среди которых – Гражданское собрание «Лидер», объединяющее ведущих предпринимателей Воронежской области, храм обрел новое величие и вновь стал средоточием духовной жизни.

          К осени 2012 года уже начали проводить здесь службы. А крыша течет. Поэтому первым делом перекрыли крышу. И потихоньку пошло-поехало. Внутри храма выросли строительные леса, ремонт проводили очень бережно, старались сохранить фрески.  К концу 2013 года на купол поставили освященный крест.

          Деньги собирали всем миром – дачники, благотворители, неравнодушные люди, местные жители, бизнесмены. Существенную поддержку в восстановлении храма оказал «Лидер». Следующим важным этапом стала установка колоколов, которые были отлиты по специальному заказу на воронежском колокольном предприятии. В апреле 2015 года храм обрел свой голос.

          Параллельно с восстановительными работами в храме, пусть не в полном объеме, но регулярно проходили богослужения.  Первое по всем церковным канонам богослужение прошло здесь 4 марта 2017 года, когда состоялись и служба,и литургия, и исповедь, и причастие. В 2018 году чин великого освящения совершил митрополит Воронежский и Лискинский Сергий.

          В этот знаковый день в храме собралось более 100 человек – жителей села и окрестных поселений, приезжих гостей,  — рассказал глава приходского совета Николай Сусликов.

          Труды по поддержанию красоты и бережному уходу за старинным сооружением продолжаются по сей день. В этом году в планах законсервировать с последующей реставрацией фрески, изготовить киот с позолотой для храмовой иконы Владимирской Божией Матери, провести водопровод внутрь храма, изготовить внешние освещение для куполов и крестов и многое другое. 

          И если в самом начале восстановительных работ были сомнения, будут ли люди ходить в храм, то сегодня жизнь дала самый очевидный ответ.

          Фильм об истории церкви Владимирской иконы Божией Матери Дом Божий

          Leave a Comment

          Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *