Как бороться с грехами? — богослов

Проповедь протоиерея Ярослава Иванова

Сотворив человека по Своему образу и подобию, Бог дал ему разум, дал способность творить и право владычествовать над миром. Но прежде чем стать господином всего творения, необходимо было научиться управлять самим собой.

А это предполагает, что зная о замысле Господа — уподобление человека Творцу,  тот должен был не просто жить на земле в свое удовольствие но и воплотить в своей жизни и делах волю Бога. Трудиться не только в Эдемском саду, а весь мир превратить в рай. Преодолеть все разделения: между мужчиной и женщиной, между телом и душой, между собой и окружающим миром.

Такая задача стояла перед человеком. Но человек, как мы помним, согрешил: не исполнил волю Божью, более того, нарушил ее.

Как бороться с грехами? - Богослов

Адам нарекает имена животным. Фреска храма монастыря св. Николая Апанавсаса в Метеорах (Греция). XVI век, мастер Феофан Критский.

После этого грех стал для человека побуждающим началом, более сильным, чем стремление угодить Богу. Человек через грех начинает творить волю дьявола и уподобляется ему.  И вот происходит так, что любимое творение Господа превращается не в образ Божий, а в образ дьявола, богопротивника, становясь слугой своих страстей.

Господь Иисус Христос, воплотившись, не просто указал на Царствие Божие, как на место, куда необходимо устремляться человеку. Но и обратил внимание людей на то, что на этом пути стоит преградой, делая невозможным наследование рая — на грех. Поэтому и призывал Господь к покаянию, как к необходимому условию освобождения от греха.

Только тогда человек становится способным принять Бога в сердце свое и наследовать Царствие Небесное. Это трудный процесс, ибо человек после грехопадения стал удобопреклонен ко злу. То есть, совершить нехороший поступок ему легче, нежели хороший. И для того, чтобы сделать что-то доброе, необходимо преодолевать себя.

Более того, сил для этой борьбы в человеке по природе нет. Поэтому мы нуждается в Боге, поэтому обращаемся к Нему, чтобы Тот сообщил Свою благодать, которая одна лишь способна помочь преодолеть грех.

Без помощи Господа невозможно изменить себя, исполнить волю Божью, которая единственная спасительна и желанна для человека, не только в земной жизни, но и прежде всего, в жизни вечной.

Конечно, труд, направленный на борьбу с грехом — это не разовый поступок, а постоянный процесс. До самой смерти не прекращается эта работа.

 Недаром Господь однажды приводит притчу  о семи злейших: «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и, не находя, говорит: возвращусь в дом мой, откуда вышел; и, придя, находит его выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там, — и бывает для человека того последнее хуже первого».(Лк. 11, 23 – 26)

Сатана очень ухищряется в том, чтобы соблазнить человека, и порой Бог попускает ему это сделать. Происходит это тогда, когда человек не обращается к Богу за помощью, тем самым делая себя неспособным противостоять дьяволу и греху.

Процесс этой борьбы связан прежде всего с молитвой, с призыванием Господа Бога, с покаянием и постоянным осознанием греха своего. Если человек перестает видеть свои грехи, или начинает считать себя праведным, это опасный признак.

Ведь грех всегда выжидает освободившегося места в доме человеческой души.

Как бороться с грехами? - Богослов

И более того! Как известно, молитва подобна матери — если стяжать ее, она приведет за собой и чад своих  — остальные добродетели.

Так и с грехами — если не прогоним страсть и не будем постоянно с ней бороться, то вслед за одной страстью приходят все остальные. Священное Писание говорит: человек, нарушающий одну заповедь, нарушил весь закон.

Так и в нашем законодательстве: человек и после одного злодеяния считается преступником и подлежит наказанию.

Грех, совершенный первыми людьми, был судьбоносным. Даже если вроде и хочется жить по воле Божьей, зачастую человек не может этого, потому что грех в его душе силен и управляет им. Вспомним историю про Авеля и Каина.

Каин пожелал из зависти убить своего брата Авеля, и страсть настолько завладела его душой, что когда Господь обратился к нему, Он не мог его даже образумить, а только сказал: «Грех в тебе живет, и над ним необходимо господствовать. Нужно его преодолеть».

А Каин лгал пред Лицем Божиим, скрывая страсть, и впоследствии совершил братоубийство.

Мы сегодня слышали евангельскую историю о том, как Господь на берегу озера близ Гаддары изгнал из бесноватого демонов. Этот человек был настолько одержим, что жил не в доме а в пещере — в гробах. Он был без одежды, когда его сковывали цепями, чтобы он не причинил себе вреда, он рвал цепи.

Этот несчастный вредил всему и вся, и себе прежде всего. В нем был целый сонм бесов: «Легион имя мне, потому что нас много». И когда Господь взялся ему помочь, он бросился Ему в ноги со словами: «Что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас».

 Бесы молили Господа о том, чтобы Он позволил им войти в свиное стадо, которое паслось неподалеку. И когда Господь разрешил им, стадо тут же принялось бесноваться и бросилось с обрыва в море. Освобожденный человек пожелал быть со Христом, и Господь позволил ему идти и рассказывать о том, что было совершено.

А народ, который видел происшедшее — пастухи, пасущие стало свиней, жители окрестных городов, были в таком страхе, что просили Его уйти от их местности далеко.

Как бороться с грехами? - БогословО чем здесь рассказывает нам Евангелие? Прежде всего эта история повествует о том, что мир злых духов, попросту- бесов, реально существует. И эти духи действительно способны управлять человеком, когда он сам не управляет собой. Укоренясь в грехе, человек становится беспомощным перед его властью, уподобляется сатане, и по сути выступает в роли противника Бога. Это уже ступень одержимости. Такой человек делается неспособным к исполнению того, что нужно, но легко склоняется к тому, что не нужно. Всем знакомы такие примеры зависимости: алкоголь, наркотики, либо какие-то другие страсти. Тот, кто подвержен им, даже когда понимает, что это разрушает его, не в силах освободиться от этого. И новые дозы принимаются уже не ради удовольствия, но ради того, чтобы снять напряжение и даже боль.

Человек — существо гибкое. Подстраивается под грех и тело, и душа, и образ жизни. Потакание страсти входит в привычку, (посеешь привычку — пожнешь характер…).

И для того, чтобы избавиться от греха, необходимо действительно переродиться! Перестроить себя: по-другому вставать с утра, по-другому ложиться. Другие книги читать, другую пищу есть, другие слова произносить, по-другому общаться с другими людьми.

Одно дело, когда человек видит мир через призму греха, который в нем живет. И другое — когда человек учится жить через призму исполнения воли Божьей. А это нередко и пот, и кровь, и слезы. Сам Господь говорит: только труждающиеся достигают Царствия Божия.

Не приходит Царствие Божие видимым образом, легко и доступно — это труд. «Терпением вашим стяжите души ваши» — говорит  также Господь Иисус Христос.

Мы не знаем, почему  евангельский бесноватый стал одержим. По грехам своим, либо, может быть, для славы Божьей, которую и явил Господь, исцеляя этого человека. Бог показал здесь, насколько Он управляет бесами, являясь Владыкой всего тварного мира.

А силу бесов Он показал в том, насколько они способны овладевать живыми существами. Их управление свиным стадом привело к тому, что свиньи не смогли жить и бросились в море. Такой силой обладает сонм бесов, способных одержать одного человека и направлять его к погибели.

Столько сил сатана тратит на то чтобы нас совратить!

Как Бог попустил человеку так страдать? Но Бог если допускает, то только чтобы человек смог это преодолеть с Его помощью. Нередко человек становится одержимым по причине своих грехов, становясь неспособным получать благодатную помощь Божью.

Ведь жизнь во грехе — безблагодатная. А живя в правде, в исполнении заповедей Божьих, мы получаем возможность стать приемниками благодати. Это связано с трудом.

Но прежде всего, благодать дается даром, только лишь по причине Крестной Жертвы Господа за наши грехи.

Спросим: а зачем тогда трудиться? Дело в том, что труд и терпение в духовной жизни — это естественное выражение нашей веры. Христос говорит: «Любящий Меня заповеди Мои соблюдет». А исполнение — это, опять же, труд. С благодатной помощью Божьей или без, мы должны трудиться.

В конце концов, спасение дается не от труда, а от со-трудничества человека и Бога. Только когда он добровольно соглашается с исполнением воли Божьей и идет этим путем. А на пути у нас препятствие — грех. Как привычка, как удобопреклонность.

Хотя Господь Своим Крестом ограничил силу дьявола, тот все же не дремлет.

Как бороться с грехами? - Богослов

У нас есть все те средства, которые позволяют противостать лукавому силой Господа Иисуса Христа. Молитва, участие в церковных таинствах, пост, святая вода и крест, иконы. По слову апостола, дьявол ходит как рыкающий лев, ища кого поглотить. И Господь позволяет ему, потому что именно в борьбе с искушениями человек становится наследником благодати Божьей.

Начинает больше ценить молитву, хранить церковную жизнь, обращаться к Господу и просить его помощи, защиты. Искушения делают нас искусными. О Христе сказано: Он искушен был, и может искушаемым помочь. Нередко греховные страсти есть признаки одержания бесами (еще не беснования, но уже одержания). И мы должны хранить трезвость ума и трезвость жизни. Аминь.

Подготовила Татьяна Колодяжная.

Иллюстрации из открытых источников.

все новости

Грех и борьба с ним / Православие.Ru

Как бороться с грехами? - Богослов Грехопадение Адама и Евы     

Что такое грех? Грех есть беззаконие, — говорит апостол Иоанн Богослов (1 Ин 3, 4). То есть — нарушение законов духовной жизни. А нарушение как физических, так и духовных законов ведет к беде, к саморазрушению.

Человек — духовно-телесное существо, он состоит из души и тела. Для жизни и здоровья тела по законам физического мира нужны белки, жиры, углеводы, витамины и так далее.

Что случится, если человек будет пренебрегать законами физического бытия, грубо нарушать нормы питания и питаться тем, что вредно организму? Например, вместо воды пить бензин или керосин? Такие действия являются противоестественными для организма человека и приводят к болезням или даже к смерти. Еще пример. Чтобы тело было защищено, люди с глубокой древности зимой носят теплую одежду. Если пренебрегать этими вековыми правилами и ходить в мороз раздетым, то болезнь неизбежна. Точно так же действует грех — он причиняет вред, действует разрушительно, но не на тело, а на душу, что гораздо хуже: ведь тело временно, тленно, а душа бессмертна.

Грех — это духовная болезнь. Человек нарушает данные Богом духовные законы, а душа его (а иногда и тело) страждет, болеет. От греха мучается не только сам согрешивший, но и окружающие его люди.

Человек совершает грехи и заставляет страдать других, особенно своих близких. Постепенно он теряет мир с ближними и мир в душе. Поэтому грехи — причина очень многих наших скорбей и несчастий.

Но самое главное, грех отдаляет человека от Бога, создает преграду, средостение, через которое все тяжелей и тяжелей бывает пробиться.

Слово грех по-гречески звучит как амартиа, то есть промах, мимо цели. И действительно, большинство грехов люди совершают неосознанно, не ведая что творят. Если бы люди знали, какие тяжелые последствия имеют грехи, многих грехов удалось бы избежать. Но даже несознательный грех наносит травму душе и приносит горькие плоды. Есть такая поговорка: «Благими намерениями вымощена дорога в ад».

С грехопадением первых людей в этот мир вошел грех, он очень сильно повредил, исказил природу человека. Но для того и сошел на нашу землю Христос Спаситель, чтобы спасти нас от греха, исцелить нашу природу.

Он сказал: Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию (Мф 9, 13).

Читайте также:  О женах мироносицах - богослов

Господь разрушил власть диавола, власть греха, указал путь христианской жизни, установил Таинство покаяния и даровал возможность исцелиться от грехов в Церкви.

Как бороться с грехами? - Богослов     

Как победить грех? Об этом сказано в Евангелии. И Господь наш Иисус Христос, и проповедник покаяния Иоанн Креститель начали свою проповедь словами: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф 3, 2). Первое: чтобы победить грех, нужно сначала очиститься от него, смыть его со своей души.

Недаром Иоанн Креститель призывал людей покаяться и омыться в водах реки Иордан. Это было еще не новозаветное крещение, а крещение покаяния. В Таинстве исповеди мы, как в некой духовной бане, омываем свою душу от грехов, мы приходим к Богу и просим у Него прощения, каемся в наших дурных поступках и получаем прощение и разрешение от прегрешений.

Грехи как грязь, как скверна лежат на нашей душе, и от этой нечистоты болеет, страдает наша душа.

Второе, что нужно помнить: недостаточно просто попросить прощения, поисповедовать грех. По-гречески покаяние будет метанойя, то есть изменение ума. Покаяние — это глубокое осознание греха, это перемена жизни. После покаяния нужно приложить все силы, чтобы больше не повторять исповеданное.   

И, наконец, третье условие избавления от греха — это плоды покаяния. Иоанн Предтеча учил приходящих к нему: Сотворите же достойный плод покаяния (Мф 3, 8).

Что это значит? Чтобы победить грех и его разрушительные последствия, нужно после покаяния принести плоды христианской жизни, исправить ошибки, исцелить язвы, нанесенные грехом. Недаром говорят: «Свято место пусто не бывает».

Если грех изгнан из души, но его место не занято добродетелями, он очень скоро вернется. Об этом Господь говорит в притче. Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел.

И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого (Мф 12, 43-45).

Чтобы победить грех и склонность к нему, необходимо обращаться к Богу, просить Его о помощи. Своими немощными силами мы с грехами не справимся.

Как справиться с «привычными» грехами?

Приблизительное время чтения: меньше минуты.

На сайте журнала «Фома» уже долгое время существует постоянная рубрика «Вопрос священнику». Каждый читатель может задать свой вопрос, чтобы получить личный ответ священника.

Но на некоторые из вопросов нельзя ответить одним письмом — они требуют обстоятельной беседы.

  Какое-то время назад  к нам пришел непростой вопрос о борьбе с грехом: «Как спастись заядлому грешнику?» (читать письмо).

Мы попросили ответить на это письмо священников Павла Островского,  Андрея Лоргуса, Игоря Фомина, Александра Авдюгина, Константина Пархоменко и  постоянного автора «Фомы» Аллександра Ткаченко.

Есть очень больная для верующих людей тема. Причем больная в большей степени даже не для тех, кто делает в Церкви только первые шаги, но для уже воцерковленных людей.

Это — невозможность обуздать свои «привычные», постоянные грехи. Вроде бы человек и не совершает чего-то чудовищного, но неспособость отвязаться от «привычного» греха порой доводит его до депрессии.

Существуют ли способы как-то справиться со своими греховными привязанностями?

Отвечает священник Константин Пархоменко:

 О стремлении к идеальности

Как бороться с грехами? - Богослов

Фото Православие. ру

Желание быть идеальным, а также болезненное отношение к собственному несовершенству практически всегда говорят о невротической природе такого настроения.

Таких людей знают священники (они приходят на исповедь с мелко исписанными длинными списками грехов), это завсегдатаи кабинетов психотерапевтов.

Я не хочу сказать, что это – болезнь, но это ненормальное, не совсем здоровое отношение к вопросу.

Английский психоаналитик Дональд Винникотт изучил и описал это состояние на примере матерей, у которых появляется навязчивая идея, что они должны быть «идеальной матерью». Такая мать не получает от жизни радости сама, она мучает и ребенка. Виннекотт говорил, что мы должны стремиться быть «достаточно хорошей матерью», но, не «идеальной».

Примерно тоже можно сказать о христианине, стремящемся стать совершенным. Такой человек, по правде говоря, мучает себя и от него страдают окружающие.

Жесткие требования к себе идут рука об руку с жесткими требованиями и нетерпимостью к близким.

Какова же взвешенная христианская позиция?

  • Для начала нужно вспомнить те прописные истины, которую мы, часто забываем:
  • 1) Бог любит меня;
  • 2) Он пришел, чтобы меня привести к Вечной Жизни;
  • 3) Вечная Жизнь это не что-то, что наступит после смерти, а то, что начинается уже сейчас, здесь и теперь. И состоит эта жизнь в познании Истинного Бога и в раскрытии богоподобного потенциала нашей уникальной личности;

4)Все, что Бог делает для меня (стучится в сердце, возится, воспитывая, заботится как Мать и Отец и проч.

), это не потому, что Он бьется за мои высокие показатели (духовные, или какие-то иные), а потому, что Он любит меня. Начнет любить не завтра, не «когда я стану таким-то», а вот сейчас любит.

Как мы любим наших детей, желая им роста, радуясь их успехам, но принимая их такими какие они есть; мы не занимаемся селекцией, не выводим новую породу совершенных людей.

Как принять себя?

После того, как мы усвоили эти прописные, но важные истины, мы идем дальше:

Нужно спокойно и внимательно посмотреть на себя. На психологическом языке это называется «Принять себя». Принять себя, то есть увидеть и то хорошее, что в тебе есть и плохое. А потом подумать и проанализировать «плохое». Отчего мы ведем себя так? Что побуждает нас совершать тот, или иной грех?

В чем причина нашей лени, трусости? Откуда склонность к зависимостям (алкоголизм, наркомания, интернет-зависимость и проч.)?

Мы сможем «первично продиагностировать» себя, то есть увидеть то, что на поверхности. Но этот процесс самоанализа, на самом деле, должен продолжаться всю жизнь. Это серьезная работа.

О книжках со списками грехов

Вред разных книжек с перечнем сотен грехов в том, что он состояние души, динамику и пластику душевных процессов переводит в разряд поступков. В результате, человек, следящий за своей душой по книжке с перечнем грехов, видит следствие, а не причину.

А в таком случае, как справиться с проблемой? Такой человек будет на исповеди раз за разом повторять одни и те же грехи, потому, что грехи-то он, вроде смыл (сорняки скосил), но душа не находится на пути исцеления (корни сорняков остались не выполотыми).

И эта борьба будет бесконечной.

Например: женщина не может отказать подруге в мелких, но несогласующихся с ее представлениями просьбах. Только когда женщина поняла, что таким образом она боится не оправдать ожидание, боится в глазах подруги выглядеть хуже, только после этого она смогла быть самой собой и делать, что ей кажется правильным.

Единственный вариант, на мой взгляд, это, наблюдая за своей душой, пытаться анализировать причины того или иного желания, поступка. И бороться с причиной.

Как можно бороться с мухами в комнате? Один вариант – взять тряпку и бить и бить их. Второй вариант уничтожить рассадник мух? Может быть, мы на подоконнике оставили недоеденное яблоко и огрызок привлекает мух?

Нужен ли верующему личностный рост?

Христианская жизнь это прекрасная возможность наблюдать за собой и каждый день совершать поступательное движение вверх и вперед.

По-моему, очень увлекательно, каждый день открывать что-то новое о себе, видеть какие-то новые грани своей личности.

Этим путем с удовольствием идут даже неверующие люди, что же говорить о нас, верующих? Для нас такие вещи как рост души, личностный рост вообще не пустой звук, ибо эта личность и душа войдут в Жизнь Вечную.

Путь этот каждый совершает в своем темпе. Я никогда никого не тороплю. Я уважаю позицию каждого человека, который задает себе свой темп этого духовного пути.

Я знаю, что неизбежны падения на этом пути, порой мы соскальзываем куда-то далеко назад по сравнению с той точкой, в которой находились еще вчера. Но главное – идти.

И на пути все время держать в голове, что: А) Бог любит тебя и Б) Верит в тебя.

Осознавая и переживая это, мы открываем для себя возможность роста. Не мучительного, как попытки бегства от себя, а интересного и увлекательного пути, который начавшись, больше никогда не закончится.

другие ответы:

Александр Ткаченко. Упал. Отжался?

Иерей Павел Островский. Организовать себя

Протоиерей Андрей Лоргус.  Начать с самого легкого

Протоиерей Игорь Фомин. Не судить себя

Протоиерей Александр Авдюгин. Радоваться, что видим свои прегрешения

На заставке фрагмент фото CheaTeing

Как бороться с грехом?

Просмотров: 7775     Комментариев: 2

Как бороться с грехами? - Богослов

— Отец Максимилиан, что значит: бороться с грехом? Остановиться за несколько секунд до его совершения?

— После грехопадения человека враг рода человеческого получил доступ к его мыслям. Поэтому основной принцип борьбы с грехом — это борьба с теми внушениями, которые всеваются в нас врагом. Все греховные деяния начинаются с помыслов — поэтому святые отцы в первую очередь советуют быть внимательными ко всем мыслям, которые приходят к нам.

— Но для этого надо распознать, какая мысль является греховной, а какая — нет. Одно дело, когда в голову приходит мысль явно греховная,— тут все ясно. Но ведь множество наших мыслей вроде бы напрямую к греху отношения не имеют. Или, скорее всего, кажутся нам не имеющими отношения к греху, ведь человек, как правило, лоялен к себе. Каков критерий?

— Грех — это нарушение заповедей Божиих. И не надо думать, что наше время внесло какие-то коррективы в их перечень. Если приходит помысел о том, что хорошо бы, скажем, подкрутить электросчетчик,— то надо гнать его не размышляя, потому что это нарушение заповеди «не укради».

— Ну если человек начал думать про счетчик, то он в уме уже подсчитывает «сэкономленные» киловатт-часы и тому подобное…

— Надо не подсчитывать киловатт-часы, а сказать себе: если я сделаю так, я больше потеряю, чем приобрету! Но вы применили совершенно правильную формулировку: «начал думать».

Потому что принятие помысла происходит в несколько этапов. Начинается греховный помысел с прилога — начальной степени появления мысли, словно включается лампочка.

Если мы сразу эту мысль отсечем, то Господь нам ее в грех не вменит.

— Но эту «лампочку» выключить не так-то просто. Как помочь себе?

— Святые отцы советуют развить в себе состояние гнева, раздражения на эту мысль — то, о чем говорил псалмопевец Давид: гневайтесь, и не согрешайте…(Пс. 4) Состояние гнева присуще человеку, но гнев надо обращать не на ближнего своего, а на борьбу со своими грешными помыслами. Пришел помысел оскорбить человека — подумайте с гневом о том, что эта мысль — от врага рода человеческого.

Читайте также:  Об исцелении 10 прокаженных - богослов

— То есть в данном случае мы этот «вектор гнева» как бы разворачиваем в обратную сторону, чтобы погасить мысль?

— Именно так. Если же мы не отсекаем греховный помысел на этапе прилога, следует внимание к пришедшей к нам мысли: человек начинает как бы рассматривать ее. Внимание переходит в услаждение греховной мыслью, после услаждения следует желание совершить грех, затем решимость, пленение и уже само греховное действие.

Подробно об этом вы можете прочитать, скажем, в книге святителя Феофана Затворника «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться». В ней — письма к духовной дочери: ответы на вопросы, советы, как разрешить ту или иную духовную проблему.

Для мирянина, который стремится жить по евангельским заповедям, эта книга будет большим подспорьем в духовном возрастании.

— Мысли приходят к нам непрерывно — следовательно, так же непрерывно нужно нам быть готовыми к борьбе с греховными помыслами. На что следует опираться в этой борьбе?

— Святой Иоанн Колов, говоря о своей борьбе с греховными мыслями, сравнивает себя с человеком, сидящим около дерева: видя, что подходят дикие звери, готовые пожрать его, человек взбирается на дерево — и хищники, покрутившись и не найдя его, уходят.

Точно так же, когда появляются греховные помыслы, мы должны «взбираться» ко Господу в молитве — и мысли эти, не встретив в нас готовность для собеседования с ними, уйдут. Поэтому главный принцип борьбы с грехом — молитва. И всегда надо помнить, что спасение человека — это результат его усилий и Божией благодати.

Усилия христианина — это его решимость жить благочестивой жизнью, решимость бороться с грехом. А силы для того, чтобы идти по этому пути, мы черпаем в Таинствах. И здесь надо отметить, насколько важны для нашего духовного роста обе эти составляющие.

Неправильно полагаться только на свои усилия: например, читать много духовной литературы, в повседневной своей жизни стараться руководствоваться советами святых отцов — и считать, что этого достаточно.

Также нельзя сказать, что правильным будет рассчитывать только на помощь Божию, подаваемую нам в Таинствах, — и не прилагать никакого собственного труда.

Как для того чтобы идти, нам необходимо опираться на обе ноги — так же и здесь: духовное продвижение возможно только в том случае, если человек и предпринимает собственные усилия, и уповает на благодать Божию. Только тогда у нас будут силы бороться с грехом — встать воскресным утром и пойти на службу (хотя очень хочется дать себе послабление и остаться в постели); не включать телевизор, когда есть желание посмотреть недушеполезный сериал. И, поверьте, с каждым разом делать это будет легче.

— То есть это как тренировка в спорте — чем больше делаешь что-то, тем лучше получается?

— Конечно! Повторение формирует навык. Вот сейчас идет Успенский пост, а пост — это не что иное, как духовная тренировка, когда человек учится сказать себе «нет». Раз за разом ограничивая себя, мы приобретаем навык противостоять желанию нарушить запрет, нарушить закон.

А грех, как мы с вами в начале говорили, это и есть нарушение заповедей Божиих. Поэтому, когда на пути прошедшего школу поста человека возникает соблазн, будет легче противостоять ему.

А соблазнов на нашем пути сегодня как никогда много — отдельное «спасибо» за это надо сказать рекламе, телевидению, журналам…

— Отец Максимилиан, вот мы говорим, что тренировка, повторение действий укрепляют навык. Но этот принцип может работать и «в минус», потому что с каждым повторенным неправедным действием нам все труднее бороться с грехом!

— Преподобный Антоний Великий подвел своих учеников к маленькому дереву и повелел выдернуть его — те легко вытащили его из земли. Тогда он попросил их выдернуть дерево побольше — с трудом, но они задачу выполнили.

Но когда он попросил их выдернуть раскидистую пальму — они не смогли это сделать. Так же и грехи человеческие.

Укорененный грех, который овладел человеком и приобрел форму страсти, «выдернуть» из души столь же сложно, как ту пальму.

— Получается, что мы, как тот человек у дерева, должны 24 часа в сутки, не теряя бдительности ни на минуту, «сторожить» свою душу от нападения «диких зверей» — даже не грехов, а греховных помыслов.

И каждое выключение из этого режима приводит не к временной передышке, отдыху, как мы думаем.

Послабление оборачивается нашим ослаблением в борьбе против греха! Отец Максимилиан, допускаю, что вот на этом месте кто-то из читателей может подумать: «Мне такой режим не по силам, я обычный человек — не монах, не священник, у меня не получится…»

— Любой христианин должен жить в постоянном внимании к себе и трезвении: Священное Писание говорит о том, что духовно бодрствовать надо непрестанно. И человек, который стремится к этому, восходит от меры к мере, несмотря на сложность пути. Господь не раз давал мне радость узреть преображение человеческой души, увидеть результаты борьбы человека с грехом.

Я знаю случаи, когда человек не просто каялся, а в корне менял свою жизнь, отходя от греха. Когда видишь это чудо, понимаешь, что Господь всегда рядом, и он помогает тем людям, которые хотят исправиться. И это один из самых утешительных моментов в пастырской деятельности.

А что касается «не получится»… Я вспоминаю архимандрита Трифона (Новиков) из Троице-Сергиевой Лавры. Он — один из первых священников Русской Православной Церкви, который в самом начале девяностых, когда стало возможным открыть храм в следственном изоляторе в Сергиевом Посаде, начал работать с заключенными.

Он рассказывал потом, что проповедовать там было очень трудно, но самым трудным оказалось — не видеть результатов этой проповеди. Он общался с заключенными, дарил им книги — а в ответ ни проблеска хоть какого-то отклика, хоть какого-то встречного движения души. И так прошло пять лет. Все усилия казались ему бесплодными.

И вот когда он уже начал задумываться о том, чтобы оставить эту работу, ему стали приходить письма от бывших заключенных. Они писали, как изменилась их жизнь. То есть то, что он говорил им, может быть, пять лет назад, не забылось, а проросло в их душе впоследствии и помогло отойти от греха.

И писем было такое количество, что все сомнения, стоит ли ему продолжать эту работу, развеялись. Так что в борьбе с грехом, которую мы должны вести постоянно, не надо ставить каких-то сроков и ждать результата «через неделю, через месяц». Мы должны идти по этому пути, и Господь нам будет помогать.

Маргарита Крючкова Газета «Православная вера» № 16 (420) 2010 г.

Как победить свои грехи и страсти? – Великопостное интервью Предстоятеля

Настойчиво борясь со своими грехами, при содействии Божией благодати, человек изменяет свой злой нрав на добрый. Этому духовному деланию способствует время Великого поста. Практические рекомендации как победить греховные склонности души дает Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий.

– Ваше Блаженство, время Великого поста – время покаяния, духовного очищения. Что наиболее важно для христианина в этом духовном делании?

– Господь наш Иисус Христос пришел на землю для того, чтобы призвать нас к покаянию (Мф. 4:17), изменению нашей жизни и приведению ее в согласие с Заповедями Божиими. Покаяние в соделанных грехах христианин приносит в Таинстве Исповеди, в присутствии священнослужителя, который имеет от Бога власть «вязать и разрешать» грехи человека (см. Мф. 18:18).

Но, прежде чем подойти к Исповеди, христианин должен подготовить свою душу постом, посещением храма и внимательным самокритичным анализом своей жизни и своих поступков. И, конечно, пред Исповедью христианин должен попросить прощения у тех, кого он чем-то опечалил или обидел.

– В каком случае покаяние можно считать свершившимся?

– Когда человек после Исповеди ощущает умиротворение и желание не возвращаться к прежним грехам. Это есть признак того, что наше покаяние Господь принял. Очень важно, чтобы мы далее продолжали удерживать себя от прежних грехов.

– А что делать, если человек сожалеет о содеянном грехе, кается в нем на Исповеди, но не имеет достаточных сил перебороть его и после вновь совершает исповеданный грех?

– Не отчаиваться. Сколько бы раз человек не падал, он должен тут же посредством Таинства Исповеди встать и вновь решительно изо всех сил бороться с грехом.

В результате такой духовной борьбы обязательно придeт время, когда человек с помощью Божией победит грех. Многократно повторяемый грех – это «кровоточащая рана» души человека.

Благодать Таинства Исповеди – это духовный пластырь, помогающий заживить и исцелить душу от греха.

– Но ведь часто бывает, что человек не видит своих грехов и не знает в чем каяться…

– Такое состояние души происходит вследствие удаления человека от Бога, погружения в суетные занятия, чрезмерного увлечения мирскими заботами. Чем ближе к Богу – Источнику Света, тем более видны греховные пятна в душе человека.

Поэтому, когда сердце духовно черствеет, необходимо пересмотреть свою жизнь, отказаться от того, что мешает нам идти к Богу. Нужно усилить молитву. Также следует обращать внимание на критику наших недругов: иногда их обвинения помогают нам увидеть свои греховные язвы, которые мы раньше не замечали.

– Грех – это зло. Почему тогда он имеет такую привлекательность и власть над человеком?

– Грех «паразитирует» на добрых и необходимых потребностях человеческой природы: чревоугодие – на естественной потребности в пище, гнев – на необходимости неприятия, отвержения зла, и т. д.

Таким образом, грех по своей сути – это искажение естественных сил человеческой природы, это болезнь души человека, которая помрачает человеческий разум, отравляет его чувства и поражает волю.

В результате этой болезни нарушается Богом данная гармония душевных и телесных сил в человеке. Грех удаляет человека от Бога и омрачает в человеке понимание того, что для него является добром, а что – злом.

Отравленные грехом, силы души увлекаются злом и попадают под власть диавола. Человек, совершающий грех – есть раб греха. Вот эта рабская зависимость от греха и диавола воспринимается болезненными силами души как некая привлекательность и сладость от греха.

Услаждаясь грехом, человек в глубине своей души ощущает, что грехом он разрушает и уничтожает себя, и блажен тот человек, который сможет заставить себя мужественно встать, покаяться и положить начало терпеливой борьбе против власти греха.

– Как надо бороться с грехами? С чего необходимо начать?

– Для борьбы со страстями христианин должен иметь решимость: решимость встать и уйти от греха. Это делается с помощью поста и молитвы.

Решимость дает человеку необходимый толчок, а пост и молитва помогают ему продолжать свое шествие от страны греха к Отчему дому. Но сначала должна быть решимость.

Можно изучить Священное Писание, труды святых Отцов, но если нет решимости жить строго по Заповедям Божиим, то пользы от таких духовных знаний будет мало.

Читайте также:  Праздник воздвижение честного и животворящего креста господня - богослов

Христианин, решившийся бороться со своими грехами, должен воспитывать в себе покаянное чувство и смирение. Господь Иисус Христос говорит: приходящего ко Мне не изгоню вон (Ин. 6: 37). Мы можем приблизиться к Богу только в покаянном и смиренном расположении духа. И тогда Он примет нас и поможет одержать победу над грехом.

Важно также помнить, что грех зарождается в мыслях человека. Поэтому христианину нужно учить себя отличать добрые мысли от злых.

Научившись отличать греховные помыслы, мы должны их отвергать и отвращаться от них через смиренную, покаянную молитву.

Надо также учиться хранить свой язык от слов неподобных, а также зрение, чувство осязания и слух, через которые в душу человека очень часто входят греховные образы и желания.

Настойчиво борясь со своими грехами, при содействии Божией благодати, человек изменяет свой злой нрав и приобретает доброе внутреннее духовное устроение. Этому духовному деланию способствует время Великого поста.

– Что можно сказать человеку, который медлит подойти к Таинству Покаяния, хотя на словах понимает необходимость этого?

– Человек медлит с покаянием из-за нежелания или нерешительности сейчас же изменить свою жизнь и отказаться от греха. Нужно постараться донести до сознания такого человека, что грех – это путь к саморазрушению, к вечной смерти.

Если сегодня еще есть время и возможность покаяться и все изменить и исправить, то завтра такой возможности уже может и не быть. Ведь грех – это болезнь души.

Чем дольше оттягивать время обращения к духовному врачу и начала лечения, тем сложнее будет потом справиться со своими духовными болезнями.

Есть люди, которые не решаются приступить к Покаянию из-за мнимого страха, что Бог их не простит за совершенные грехи. Нужно постараться донести таким людям истину о том, что Господь пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию (Мф. 9: 13), и что нет греха непрощенного, только нераскаянный грех препятствует человеку вернуться к Богу.

– Что происходит с грехом в Таинстве Покаяния?

– Если христианин искренне раскаивается и принимает решимость мужественно бороться с грехом, тогда грех прощается Богом. Вынимая на исповеди «занозу» греха, мы избавляемся от жала смерти. А дальнейший труд поста и молитвы нужен для того, чтобы излечиться от последствий воздействия греха на душу грешника.

– В чем заключается этот духовный труд?

– Духовный труд должен быть направлен на искоренение навыков греха и приучениe себя к добродетелям, которые противоположны прежним грехам. Например: чревоугоднику надо особо следить за воздержанием в пище, жадному полезно раздавать милостыню, маловеру – больше молиться и т. д. С целью помочь грешнику избавиться от власти греха духовник может наложить епитимию на некоторое время.

– Есть люди, воспринимающие епитимию как наказание за грех…

– Для того чтобы епитимия принесла пользу грешнику, он должен осознавать, что епитимия назначается духовником не как наказание за грех, а как напоминание о содеянном грехе, которое помогает человеку в его борьбе с грехом.

Назначая епитимию, духовник сообразуется с индивидуальными особенностями человека, его возможностью и готовностью исполнить епитимию.

Поэтому христианину следует воспринимать епитимию не как наказание, а как благо и постараться как можно лучше ее исполнить.

– Как правильно готовиться к Исповеди? Ежедневно записывать свои грехи и потом по бумажке прочитывать? Или каяться лишь в том, что камнем лежит на сердце?

– На такие вопросы нельзя отвечать однозначно. Как целесообразнее исповедоваться, должен решать духовник: он хорошо знает особенности характера человека, его образа жизни. Конечно же, нельзя относиться к Исповеди как к формальному отчету в своих грехах за прошедший период.

Исповедь – это, прежде всего, сокрушенное раскаяние в содеянных грехах. Пример правильного раскаяния показывает Господь Иисус Христос в притче о блудном сыне, который решил с покаянием вернуться в родной дом.

Сердечное покаяние является первым шагом возвращения грешника – блудного сына – в Отчий дом.

– А что делать, если сердце черствое, «окамененное»? Бывает, что умом осознаешь, в чем каяться, но в душе покаяния нет. Стоит ли идти на Исповедь? Может, лучше подождать, когда придет покаянное чувство?

– Духовную борьбу нельзя откладывать. Если умом осознаешь свои грехи, не надо затягивать с исповедью. Ведь Царствие Божие, как сказал Господь, «нудится», то есть, силою берется.

Необходимо понуждать себя и молиться Богу о даровании искреннего, сокрушенного покаяния. Христос может коснуться нашего сердца и во время самой Исповеди.

Стяжанию сердечного покаяния способствуют духовные беседы, чтение Священного Писания и творений святых Отцов.

– Говорят, что аскетический труд – удел монахов. Стоит ли обычному человеку, мирянину, стремиться к достижению бесстрастия? Или такие духовные высоты доступны лишь тем, кто отрекся от мира сего?

– Страсть в аскетическом понимании означает страдание, грех. Стремление к бесстрастию означает борьбу христианина со своими страстями. К этому Святая Церковь призывает каждого человека, а не только тех, кто принял монашеский подвиг.

Конечно, одна мера духовного делания у тех, кто живет в миру, другая – у тех, кто отрекся от мира. Однако каждый христианин должен стремиться к очищению ума, чувств и воли от греховного влияния и с чистой душой служению Богу и людям.

В этом смысл достижения христианского бесстрастия.

– Чтобы получить победу над грехом, нужно иметь опытного наставника. Многие спрашивают: как найти такого духовника?

– Исповедоваться в Церкви можно у любого священника. С этого и нужно начинать. Тот священник, который ближе по духу, который более располагает своим смиренным духовным руководством к духовному труду и духовной пользе, скорее всего, и станет духовным наставником. Исповедоваться можно у разных священников, а вот по важнейшим вопросам лучше обращаться к своему духовнику.

  • Записал протоиерей Владислав Софийчук
  • «Церковная православная газета»
  • Информационно-просветительский отдел УПЦ

Как победить грех? (евр. 12:1-5) конспект проповеди

toshalebВсякий человек, в том числе и верующий, грешен – это видно из Писания и из практической жизни. Известный богослов 19 века Джон Чарльз Райл предлагает нам следующую занимательную арифметику:

Сядьте, возьмите ручку и лист бумаги, а затем подсчитайте грехи, которые вы совершили с того времени, как вообще стали способны отличить добро от зла. О, говорю вам — сядьте и выясните число их. Представим на мгновение, что в среднем вы бодрствуете пятнадцать из двадцати четырех часов, и это время вы активны и несете ответственность. Предположим также, что за каждый час из этих пятнадцати вы совершили всего два греха. И вы не можете сказать, что сие предположение несправедливо. Помните, мы можем грешить против Бога в мыслях, словах или делах. Повторюсь, не стоит удивляться, что в каждый час бодрствования вы согрешаете в мыслях, слове или деле хотя бы два раза. А теперь сложите все грехи в жизни вашей и посмотрите на общую сумму.

В течение пятнадцати часов бодрствования вы совершаете тридцать грехов в день! За семь дней в неделе вы соделали двести десять грехов! В течение четырех недель месяца вы совершили восемьсот сорок грехов! За двенадцать месяцев каждый год вы согрешили десять тысяч восемьдесят раз! Короче говоря, если не углубляться в дальнейшие расчеты, каждые десять лет жизни, при самых благоприятных для вас вычислениях, вы совершаете СОТНЮ ТЫСЯЧ ГРЕХОВ!

Прошу вас спокойно взглянуть на это число. Не рекомендую вам опровергнуть его правильность.

Наоборот, спросите себя, не приуменьшил ли я состояние ваше? Обращаюсь к вам как к честному человеку — разве это неправда, что в многие часы и дни жизни вашей вы грешили непрестанно? С уверенностью спрашиваю вас, не будет ли общая сумма более правильной, если общее количество ваших грехов умножить в десять раз?

В Писании грех определяется как:

«Беззаконие» (1 Ин. 3:4) – нарушение Божьих стандартов в мотивах, мыслях, желаниях, словах, поступках, привычках;

«кто разумеет делать добро и не делает…» (Иак. 4:17) – отсутствие должных мыслей и действий, бездействие разума и тела (пример с оставлением в опасности как преступлением);«делал бы добро и не грешил бы…» (Еккл. 7:20, Иов 15:15; Рим. 8:26) – грехом поражено все естество человека, соответственно, даже добрые и праведные дела святых содержат в себе несовершенство и неполноту.

Тем не менее, Бог призывает человека не оставаться в таком состоянии, но спешить к совершенству, жить свято, стремиться бороться с грехом и побеждать – таков признак рожденного от Бога (1 Ин. 5:4-5). Но как это сделать? Очевидно, что борьба с грехом может идти и ложными путями:

Поверхностные перемены (Рим. 12:2) – человек меняет привычки, делает добрые дела, но не меняется внутренне;

Религиозная активность (Пс. 50:18-19) – человек служит в церкви, исполняет обряды, но при этом не решает проблему греха в своей жизни;Развлечения (1 Цар. 16) – подобно Саулу, который искал облегчения в музыке, человек ищет облегчения в различных развлечениях.

Автор Послания Евреям предлагает, по крайней мере, шесть практических советов по борьбе и победе над грехом:

1) Следуйте благочестивым примерам (ст. 1 а); «облако свидетелей» — речь идет не просто о зрителях, а о тех, кто прошел этот путь до нас. Очень важно также брать пример с верующих прошлого и христиан в своей церкви (Фил. 3:17), видеть в других верующих прежде всего положительные Божьи качества;

2) Осознайте свое предназначение (ст. 1 б); Автор приводит образ «поприща» — спортивного соревнования по бегу. Чтобы пробежать дистанцию, верующему нужно убрать «бремя» — лишний вес греха и «запинающий грех» — то есть то, что мешает на пути, заставляет спотыкаться и падать;

3) Смотрите больше на Христа, чем на себя (ст. 2 а); чтобы бороться с грехом, нужно смотреть больше не под ноги, а на финишную прямую. Христос – «Начальник» веры (букв. источник, первопричина, первопроходец) веры и ее «Совершитель» — то есть Тот, кто прошел этим путем и ведет нас по нему;

4) Вспомните о цене, уплаченной за ваш грех (ст. 2 б — 4); Иисус Христос претерпел вместо славы – казнь и позор; вместо признания – отвержение, вместо мира – борьбу. Он сражался с грехом нашим «до крови», претерпел все искушения, верующим надо уподобляться в этом Ему – мы же еще «не до крови сражались, подвизаясь против греха»;

5) Подумайте о небесной награде (ст. 2 б); Христос «воссел одесную престола Божьего». Как и Моисей, он «взирал на воздаяние» (Евр.

11:26), то есть смотрел не на обстоятельства и не на свою слабость, но на ожидающую Его небесную награду.

В Псалме 72 Асаф тоже сокрушается сначала, не напрасно ли он лишал себя многого в борьбе с грехом, а потом увидел все в свете вечности – нечестивых ждет вечное осуждение;

6) Примите Божье наказание (ст. 5). Цитируется Прит. 3:11-12. Наказание для верующих названо «утешением» — Бог наказывает не во гневе (Пс. 6:2), не для осуждения, но для исправления пути человека – как малые дети, мы часто не понимаем, что есть благо или зло. Поэтому верующим необходимо принять Божье наказание, последствия греха, впредь быть осторожными и бодрствовать.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *