Колокольный звон в тюльгане — это ритмическая исцеляющая музыка — богослов

Согласно древним Сакральным Знаниям болезнь может быть предотвращена или успешно вылечена семью путями, один из них – звук. Лечебное воздействие звука голоса и слова известно издавна у многих народов мира.

 Каждая здоровая клетка, каждый орган человеческого тела осциллирует с определённой частотой, и любое отклонение от нормы отражается на изменении этой частоты. Древнегреческие рукописи гласят: “Музыкальное воспитание – самое мощное оружие, поскольку ритм и гармония проникают в самые сокровенные глубины человеческой души”.

Звук, издаваемый человеком, является по своей сути сложнейшим образованием, отражающим не только физическое и эмоциональное, но и ментальное состояние, а если этот звук выражен в виде слова, то он несёт определённую мыслеформу.

Таким образом, сила, плотность звука, тембр голоса – это суть самого человека, его генетики, жизненного опыта, болезней, радостей и страданий.Большую смысловую нагрузку несёт слово – символ, мыслеформа – связывающее людей между собой, а также с Космосом, с единым семантическим лингвистическим полем. Словом можно вылечить или покалечить.

Колокольный звон в Тюльгане — это ритмическая исцеляющая музыка - Богослов Колокольный звон в Тюльгане — это ритмическая исцеляющая музыка - Богослов Колокольный звон в Тюльгане — это ритмическая исцеляющая музыка - Богослов Колокольный звон в Тюльгане — это ритмическая исцеляющая музыка - Богослов Колокольный звон в Тюльгане — это ритмическая исцеляющая музыка - Богослов Колокольный звон в Тюльгане — это ритмическая исцеляющая музыка - Богослов Колокольный звон в Тюльгане — это ритмическая исцеляющая музыка - Богослов Колокольный звон в Тюльгане — это ритмическая исцеляющая музыка - Богослов

Звуковые системы лечения оказывают положительное воздействие на энергоструктуру человека, коррелируя с парадигмой пяти первоэлементов (земля, вода, огонь, воздух, эфир), либо двенадцати меридианов человеческого организма.Песнетерапия оказывает эффективное целебное воздействие на все функциональные сферы индивидуума. Наибольший эффект достигается при непосредственном исполнении песен, когда мыслеформы рождаются здесь и сейчас.

Первая попытка массово изменить волны произошла в 1884, но усилиями Дж.Верди сохранили прежний строй, после чего и стали настройку “Ля”=432 герц именовать «Вердиевским строем».

Незадолго до Второй мировой войны, в 1936 году, министр нацистского движения и тайный лидер в управлении массами П.Й.Геббельс пересмотрел стандарт на 440 Герц — частоту, которая сильнее всего воздействует на мозг человека и может быть использована для управления большим количеством людей и пропагандой нацизма.

Это объяснялось тем, что если лишить человеческий организм естественной настройки, и поднять натуральный тон немного выше, то мозг будет регулярно получать раздражение. Кроме того, люди перестанут развиваться, появится множество психических отклонений, человек начнет закрываться в себе, и им станет гораздо легче руководить.

Это явилось основной причиной, по которой нацисты приняли новую частоту ноты «Ля».

Колокольный звон в Тюльгане — это ритмическая исцеляющая музыка - Богослов

Но перед войной понадобилась иная музыка, музыка, которая будет внушать воевать, музыка, которая будет указывать, что делать, что потреблять и так далее.Несмотря на протест многих музыкантов, нас буквально заставили слушать музыку на частоте 440 Гц. Что мы и продолжаем делать до сих пор.

Естественно возникает вопрос: чем руководствовалась организация ISO, приняв строй 440 герц как основной? Даже после принятия стандарта, в 1953 году, 23000 музыкантов из Франции провели референдум в поддержку “Вердиевского” строя 432 герц, но были вежливо проигнорированы.

В первой половине 20 века встречались и использовались на практике три камертона.

Стандартный камертон, распространенный в России издаёт звук «ля» 1-й октавы частотой 440 Гц. В нацистской Германии камертон был настроен на частоту 449 Гц. В некоторых европейских странах камертоны имеют частоту 432 Гц.

Строй 432 Герца существовал еще в древней Греции, начиная от Платона, Гиппократа, Аристотеля, Пифагора и др.

великих мыслителей и философов античности, которые, как известно, обладали бесценными знаниями о целебном воздействии музыки на человека и исцеляли людей именно силой музыки! Величайший скрипичный мастер всех времен — Антонио Страдивари (секрет мастерства создания инструментов которого не раскрыт до сих пор), создавал свои шедевры именно в настройке 432 герц!

  • Колокольный звон в Тюльгане — это ритмическая исцеляющая музыка - Богослов
  1. Полные названия нот. Названия нот были изобретены итальянцем Гвидо д’Ареццо, вот их полные имена:
  • Do – Dominus – Господь;
  • Re – rerum – материя;
  • Mi – miraculum – чудо;
  • Fa – familias рlanetarium – семья планет, т.е. солнечная система;
  • Sol – solis – Солнце;
  • La – lactea via – Млечный путь;
  • Si – siderae – небесa

Музыка — это вибрация — это энергия. Голос каждого человека имеет свою звуковую частоту, и наши мысли — это тоже волны, которые либо полны гармонии, либо — диссонанса.  Каждый человек желает обладать внутренней гармонией. И важным шагом является осознание того, какую музыку мы слушаем и какое воздействие она оказывает на наш организм.

–  Пункт первый. Что такое человеческий организм? Это природный механизм аккумулирования внешних вибраций, который воспринимает звуковые волны любого происхождения.

Пункт второй. Что такое головной мозг? Это своеобразное передающе-принимающее устройство, работающее на различных частотах, как приёмник.

Пункт третий.

Что представляет собой само строение человеческого тела? Это три большие акустические зоны – купол черепной коробки, камера грудной клетки и брюшная полость, которые идеально соединены гибким позвоночником.

Кстати, такой своеобразной конструкцией человеческий скелет напоминает нечто вроде лютневого музыкального инструмента, – Сэнсэй выжидающе посмотрел на Вано и слегка насмешливо спросил: – Ну как, дошло?

– С образами особенно, – в шутку многозначительно подчеркнул тот.

– Прекрасно. Едем дальше. Человеческий организм, как в музыкальном оркестре, каждую секунду исполняет собственную мелодию. В нём есть определённый ритм дыхания, сердечных сокращений, пульсаций при ходьбе, беге, сне и так далее. Всё это порождение «мелодии» связано с шумами мозга – биотоками альфа-, бета-, тета- и дельта-ритмами, а также с собственной частотой работы различных органов.

Причём каждому свойственно определённое число колебаний в секунду. Периодически чередуется доминирующий ритм. Организм в основном работает в автономном режиме. Но любую его «симфонию» может откорректировать и задать соответствующий тон («потухший» или «живой») главный аранжировщик, музыкант и композитор – сам человек, точнее сила его веры.

Во что человек поверит, то и отразится в симфонии организма.

– А вот ты говорил, что слабые резонансные колебания стимулируют мозговую активность. Почему именно слабые?

– Потому что организм воспринимает слабые колебания как информацию, как руководство к действию.

При сильных он как бы блокируется, а от акустических ударов – «болеет»… Вот в Китае и Японии хорошо развито искусство музыкотерапии, которое заключается в умении вызвать нужный резонансный эффект в конкретном органе с помощью определённых отдельных звуков или же специально подобранной мелодии. В результате происходит оздоровление органа.

– Надо же! – восхищённо произнёс отец Иоанн.

– Более того, при помощи гармоничной музыки можно не только оздоровить какой-то конкретный орган, но и улучшить общее самочувствие, поднять настроение, работоспособность или же, наоборот, расслабиться, снизить болевую чувствительность, нормализовать сон и многое другое. Кстати, подобными оздоровительными свойствами наделена народная, а также классическая музыка, которая в совокупности своей позволяет обогатить внутренний мир человека и помогает задуматься о его духовной сущности.

– По поводу народной музыки… Недавно прочитал исследования, кажется болгарских учёных, что если в стране национальная музыка звучит меньше шестидесяти пяти процентов общего эфирного времени, происходит размывание национального менталитета. Так даже во Франции, цивилизованном государстве, которое на сегодняшний день рьяно отстаивает в мире свою национальную самобытность, и то национальная музыка звучит в эфире не более сорока процентов времени. А что тогда говорить о нас!

– Всё правильно. Опять же в китайской натурфилософии – книге «Люйши чуньцю», написанной ещё в III веке до нашей эры, музыка рассматривается как символ цивилизации и порядка, привносимого в хаотичную среду для гармонизации общественной и внутренней жизни социума.

По воззрению автора, дисбаланс в общественной жизни и природе вызывается различными аномалиями в двух видах жизненной энергии: «инь» и «ян». Их гармония достигается с помощью той же музыки, способной устранить хаос и установить космический порядок.

А, например, у ученика Сократа, древнегреческого философа Платона, та же идея рассматривается немного под другим углом: от того, какая, в каких ладах и ритмах звучит музыка в государстве, напрямую зависит его сила и мощь.

Немного о рaзных народных инструментах:

Гусли

Инструмент гармонизации вселенной. Древние трехструнные крыловидные гусли, это предельно приближенный к идеальному музыкальный инструмент – божественный инструмент.

Дудук

В переводе с армянского означает «душа абрикосового дерева». Неповторимый звук и неподражаемое звучание этнического инструмента словно открывает двери в душе и показывает путь к сокровенным тайнам бытия. Звук дудука — самый одушевлённый звук в мире, игра на дудуке сродни молитве… Поющая чаша… Неминуемая искренность… Душа поет и плачет…

Барабанные ритмы

Объединяют людей, дарят радость, наполняют энергией, помогает отвлечься от серых будней, вырваться из бесконечного потока информации, выплеснуть эмоции и по настоящему расслабиться.

Горловое пение

Уникальный вид искусства, присущий лишь некоторым народам Саяно-Алтайского региона – тувинцам, алтайцам, монголам, а также проживающим в европейской части России башкирам. Уникальность этого искусства заключается в том, что исполнитель извлекает сразу две ноты одновременно, образуя, таким образом, своеобразное двухголосное соло.

Колокольный звон

Колокольный звон в своей силе, мощи и красоте необычайно целителен для любого человека. Он лечит душу и тело. Он возвышает духовно, восстанавливает и укрепляет физическое здоровье. Благотворному влиянию колокольного звона на человека посвящено много работ.

Геофизик П.Кириенко много лет трудилась в лаборатории объединения «Кировгеология», исследовала не только колебания разных участков земли, но изучала свойства вибрации церковных колоколов.

Читайте также:  Проповедь о нашей грешной жизни от иерея сергия голубева - богослов

И она выяснила, что колокольный звон — генератор энергии. Он излучает большое количество резонансных ультразвуковых волн, проникающих во внутреннюю структуру организма человека, улучшающих формулу крови и работу сосудов.

В результате у людей вырабатывается гормон, укрепляющий иммунную систему.

Также замечено, что вибрация, которую рождает колокол, очищает окружающее пространство от болезнетворных микробов. Молекулярные структуры вирусов гриппа, чумы, скарлатины, кори, тифа, холеры сворачиваются и превращаются в кристаллики. Происходит настоящая стерилизация воздуха.

Японцы проводили неоднократно исследования влияния колокольного звона на вирусы. Они помещали в стакан с водой различные типы вирусов и ставили стакан под колокол. По результатам этих исследований 90% вирусов после звона погибало. Оставались только самые стойкие.

Тогда неугомонные исследователи попробовали проделать то же самое с записью на компакт-диске. Оказалось, что и перед динамиками магнитофона, воспроизводящего русский колокольный звон, погибло до 50% вирусов.

Ну а поскольку мы с вами по большей части состоим из воды – ничего удивительного, что после прохождения этих бесподобных вибраций через организм, большая часть вирусов в нем погибает.

Поэтому звонари крайне редко страдают именно простудными заболеваниями, хотя постоянно находятся на сквозняках и ветрах, и в повседневной жизни с вирусами сталкиваются не менее других.

Удивительное свойство колокольного звона доказали российские медики: эти звуки способны снять боль даже при самых запущенных стадиях рака. Доктор медицинских наук Андрей Гнездилов, основатель первого в России хосписа, провел серию уникальных экспериментов. В палату к онкологическим больным он принес металлические пластины.

Такими же по форме были била, которые в древности использовали в монастырях. Они были различного размера, чтобы каждый пациент мог подобрать тональность под себя. Результат получился потрясающий – у трети людей прошел болевой синдром, который не могли снять даже обезболивающие препараты, еще у трети боль стихла настолько, что они легко заснули.

Андрей Владимирович считает, что возможно низкий звук входит в резонанс с организмом. Неслучайно колокола в старину использовали как лечебное средство, тогда считалось, что их звон спасает даже от эпидемий.Скорее всего, колокол, словно камертон, дает возможность человеку настроиться на здоровье, тем самым повышая сопротивляемость хворям.

Возможно, поймав нужную эталонную частоту, организм сам начинает вытаскивать себя из болезни.

Есть у 72-летнего профессора Гнездилова кроме этой гипотезы и другое объяснение целебной силы колоколов. Оно заключается в следующем: в христианской традиции свойственно считать, что колокольный звон изменяет сознание человека настолько, что открывает для его души дорогу к Богу.

И Господь, слыша сердечную молитву, посылает облегчение!В реабилитации людей после тяжелых стрессовых ситуаций Андрей Владимирович также использует звучание колокола. Например, он предлагает человеку подойти к звоннице и, выбрав один из колокольчиков, «поиграть». Людям на душу ложатся самые разные звоны и ритмы — тут каждый выбор индивидуален.

Вне зависимости от выбранного звона у человека через короткое время исчезает стрессовое состояние, нормализуется давление, улучшается самочувствие.

Известны и следующие факты, что низкие звуки колокольного звона успокаивающе действуют на нервную систему человека, а высокие, напротив, взбадривают. Но масштабного «изучения» влияния колокольного звона на организм всё же нет. Все выводы построены только на наблюдениях.

А в пользу того, что колокольный звон пробуждает скрытые резервы организма и помогает настроиться на молитвенный лад, свидетельствуют опыты, проведенные в Калифорнийском университете.

Там выяснили, что при низких ритмических звуках частотой в 110 герц активность мозга временно смещалась из левой в правую долю, которая отвечает за творчество.

Замечено, что среди церковного причта звонари живут дольше всех.

Колокольный звон

Звуки, которые издают подвешенные колокола при ударе языка по их краям — образуют ритмичный, специфический тембр, господствующих тонов. Различные сочетания разных по звучанию колоколов создают ритмично-тембровую музыку. Колокольный звон зависит от размеров, веса, формы и других факторов колоколов, собранных в группу. 

Православный колокольный звон

Колокольный звон в Тюльгане — это ритмическая исцеляющая музыка - БогословНа звоннице нашего храма висят 8 различных колоколов, с помощью которых можно исполнять все церковные колокольные звоны

Колокольный звон Церковью используется для призыва верующих людей на богослужение, извещения об окончания службы, сообщения о других важных событиях церковной жизни. Православный звон колоколов — это особый вид молитвы в звуке. Он врывается неожиданно, взрывая тишину. Красота звучания колокольного ликования даёт человеку исцеление, излечивает не только тело, но и душу. Перемежающиеся мелодии возрождают в сердце любовь, создают гармонию, умиротворяют спокойствием. В храмах, монастырях удары в колокола бывают двух видов:

  • благовест — равномерные одиночные удары в один большой колокол, которым прихожане созываются на службу);
  • колокольный звон (перезвон, перебор) — это одновременное звучание нескольких колоколов.

Благовест бывает двух видов:

  • праздничный (одинокие удары совершаются в самый большой колокол);
  • постный (звучит меньший по величине колокол в седмичные дни Великого Поста).

Виды колокольных звонов

Звучание колоколов подразделяется на такие виды:

  1. Трезвон — ритмичные удары во все колокола, повторяющиеся трижды после непродолжительных пауз (звон в три приема). Его испльзуют перед Всенощным бдением и во чтения часов на литургии.
  2. Двузвон — звонят во все колокола в два приёма (дважды). Применяется на Всенощном бдении.
  3. Перезвон — поочередные удары в каждый колокол, сначала в большой и до самого маленького, повторяющиеся несколько раз. Этот приём используют на литургии и в особо торжественных службах: в Неделю Крестопоклонную; во время вечерни Великой Пятницы перед выносом Плащаницы; во время утрени Великой Субботы; в день Воздвижения Креста; когда свершается таинство Рукоположения.
  4. Перебор — сначала редкие удары в каждый колокол начиная с самого маленького до самого большого, затем одновременно бьют во все колокола сразу. Перебор повторяется много раз в дни отпеваний, поэтому его называют похоронным (погребальным) звоном. Этот звон подчеркивает грусть и скорбь об усопшем. Но в конце используют трезвон, как символ радостной вести о воскресении мёртвых.

Имена колоколов

Колокольный звон связан со статусом службы, поэтому названия колоколов согласуются с названиями дней церковного календаря.

  1. Праздничный колокол — самый большой по размерам и весу. В него звонят в дни Великих Церковных праздников и в особо торжественных случаях.
  2. Воскресный колокол немного меньший по величине, звучит в воскресные службы.
  3. Полиелейный колокол используют в вечерних богослужениях с полиелеем.
  4. Будничный колокол звонит в обычные, будничные дни.
  5. Постный колокол применяют в Великий Пост.
  6. Часовой колокол задействуют перед чтением великопостных часов.

Колокольный звон исцеляющий и очищающий Давно замечено благотворное влияние колокольного звона на верующих людей. Ожидаемый эффект зависит от веры христианина в силу звона, способности человека прислушиваться к голосу Господа, потому что именно колокольный звон определяет назначение церковной православной музыки.

Колокольный звон исцеляет, очищает, даёт благость. Он создаёт мелодию духовности православных людей, в основе которой лежит непоколебимая Вера и Божья благодать. Именно они ведут по жизненному пути к спасению Души. Слушать колокольный звон очищающий и исцеляющий нужно как можно чаще.

Замечено, что когда звонят колокола, люди останавливаются, вслушиваются, крестятся, произносят молитвы.

Видео: благодатный колокольный звон.Очистка и благодать для души…

Узнал у знакомого священника, в чем сила звона церковных колоколов

Посещая храм, особенно по большим церковным праздникам, мы слышим звон колоколов. Кто-то утверждает, что этот перезвон призван очистить душу человека от грехов, а тело – от различных недугов.

Звон церковных колоколов (я уверен, что и вы это заметили) проникает в самое сердце тех, чья вера крепка. Некоторые особо верующие христиане сравнивают его с голосом ангелов, который пронизывает времена.

Церковь и звонница при нейЦерковь и звонница при ней

Так зачем нужен колокольный звон в церкви и в чем его сила, я решил узнать у своего знакомого священника.

Предназначение церковного колокола

Как сказал мне отец Роман, каждая присутствующая в церкви вещь имеет свое предназначение.

Души прихожан, когда они слушают церковные переливы, наполняет:

  • свет;
  • счастье;
  • уверенность в своих силах;
  • умиротворение;
  • спокойствие.

Если же звон колоколов на церквях звучит как набат, то люди знают, что пришла беда.

Церковные колокола

В церковном перезвоне православные христиане давно научились различать по определенным звукам:

  • торжественность момента;
  • призыв;
  • тревожность.

Удивительным считается тот факт, что при звучании храмовых колоколов, голуби, которые являют собой прообраз Духа Святого, слетаются на него, а не улетают прочь.

Колокольный звон созывает людей на Богослужение.

Разновидности звона церковных колоколов

Звон церковных колоколов можно считать бессловесной молитвой. Возможно, не все из вас замечали, что существуют разные виды этого «ангельского пения».

Различают:

  • обычный перезвон;
  • благовест.

Причем благовест бывает:

  • обычный;
  • частый;
  • постный;
  • редкий.

Колокольный звон бывает разныйКолокольный звон бывает разный

Да и обычный разнообразен.

Он бывает:

  • трезвоном (ликующим, торжественным);
  • двузвоном;
  • перезвоном (на особо важных богослужениях);
  • перебором (траурным).

В чем сила звона церковных колоколов?

В православии считается, что звон церковных колоколов способен:

  • Очистить дом от разного негатива, наполнить его благодатью. Для этого достаточно включать дома перезвон в записи. Перед тем, как включить дома звучание церковных колоколов, со слов моего знакомого священника, следует провести в комнатах уборку, зажечь церковные свечи и читать молитву во время звона.
Читайте также:  Толкование шестопсалмие почему выбраны именно эти псалмы - богослов

Прежде чем включить аудиозапись с перезвоном церковных колоколов не забудьте помолитьсяПрежде чем включить аудиозапись с перезвоном церковных колоколов не забудьте помолиться

  • Исцелить тело. Причем исцеляющий эффект этого звона доказали ученые.

Так, ультразвук, который образуется при каждом ударе колокола, помогает болеющему скорее выздороветь, снимает практически любую боль.Многие идут в храм, чтобы помолиться и послушать колокольный звон ради исцеления тела и душиМногие идут в храм, чтобы помолиться и послушать колокольный звон ради исцеления тела и души

  • Излечить душу. По той же причине, что и выше, применима звукозапись церковных переливов при лечении душевнобольных и тех, кого мучают постоянные депрессии. Это так называемая колоколотерапия.

Вот и я после прослушивания этого «ангельского пения» чувствую настоящий прилив сил и позитива. На душе становится радостно, будто все беды и тревоги уходят в сторону.

А вы любите звон церковных колоколов? Рассказывайте в х, как вам помогли церковные переливы. Если статья вам понравилась, то отблагодарите меня лайком, репостом или подпиской на мой канал. Мне будет очень приятно.

Методическая разработка урока музыки "Великий колокольный звон"

«Великий колокольный звон».

Цель:

  • Закрепление и обобщение знаний о “трех китах”, о различных музыкальных жанрах.
  • Знакомство с колоколами, колокольным звоном, тембрами колоколов. Научить определять на слух разные виды колокольных звонов (в данном случае – благовест).
  • Воспитание эмоциональной отзывчивости, художественно – эстетического вкуса, слухового восприятия.

Основные понятия:

1.“Три кита” – марш, танец (полька, вальс), песня. 2. Колокола, колокольные звоны, тембр, благовест.

Оборудование:

1.С.В. Рахманинов “Итальянская полька” 2. Иллюстрации “Три кита” 3. Портрет М.П. Мусоргского

4.М.П. Мусоргский, опера “Борис Годунов”, пролог 2 картина, оркестровое вступление.

  • Ход урока
  • I. Вход в класс

С.В. Рахманинов “Итальянская полька”

  1. II. Организационный момент (музыкальное приветствие)
  2. Колокольчик нам поет.
  3. Всех на музыку зовет
  4. Слышишь тонкий голосок
  5. Нам пора начать урок
  6. Динь-дон, динь-дон

Здравствуйте! Здравствуйте!

III. Беседа с учащимися:

а) Ребята, давайте вспомним, о чем мы с вами говорили на прошлом уроке музыки? (о китах) б) Что это за киты? (на них держится музыка) в) Сколько китов мы знаем? (три) г) Назовите их. (Кит марш, Кит песня, Кит танец)

2. Сейчас проведем небольшую “Угадай – ку” “Какой кит звучит”.

а) “Маленькая полька” – Д. Кабалевского б) “Вальс” – Д. Кабалевского в) “Марш” – Д. Кабалевского г) “Полька” – М. Глинки

д) “Веселый музыкант” – В. Филиппенко – исполнение песни. Какая в ней особенность? (киты встретились)

IV. Новая тема.

Сегодня мы с вами начинаем изучать новый раздел нашего предмета “Музыка” – называется он “О России петь, что стремиться в храм”.

— Попробуйте угадать, о чем сегодня пойдет речь. А я вам чуть-чуть подскажу.

Четыреста лет тому назад иностранцы, путешествовавшие по России, дивясь этому русскому чуду восклицали: «Ничего подобного этой редкости, великой, удивительной и единственной в мире нет, не было и не будет! Она превосходит силы человеческие! А вернувшись домой из странствий и вспоминая в своих заметках, что им довелось увидеть, писали: «Подобной величины и такой красоты нельзя найти в другом царстве во всем мире».

  • Ну а в народе об этом национальном чуде говорили проще:
  • — За уши повесят, да за язык подергают – станешь петь.
  • — Лезу, лезу по железу
  • Вылезу на мостик
  • Дерну быка за хвост
  • Бык заревет – весь народ соберет.
  • Ну, конечно же, это колокол.

И тема нашего урока – “Великий колокольный звон”. Мы с вами познакомимся с колоколами, их звучанием, узнаем, как называются некоторые виды колокольных звонов.

Символом единства на Руси были колокольные звоны. Народный герой Егорий Храбрый, совершая воинские подвиги, ехал на Русскую землю и мечтал увидеть там «свету белого, солнца красного», и, конечно, услышать «звону колокольного».

Сейчас я предлагаю вам послушать колокольный звон из оперы русского композитора М.П. Мусоргского, и сразу же даю задание – определить характер у этого музыкального отрывка. Но прежде вспомним правила слушания музыки: до конца слушаем музыкальный отрывок, хором не отвечаем, с места не выкрикиваем.

Слушание музыки и анализ: М.П. Мусоргский, опера “Борис Годунов”, пролог, 2 картина оркестровое вступление.

– Как вы думаете, какие по размеру колокола прозвучали в этом музыкальном отрывке? (большие и маленькие).

– А как вы догадались? (низкие звуки – большие колокола, высокие звуки – маленькие колокола).

– Про колокола и колокольные звоны в старину говорили много добрых, красивых слов. Так, например, колокола называли русским чудом, а про колокольный звон говорили, что это голос Родины. О чем нам может говорить голос Родины? (о добре, о любви, иногда о горе, печали).

Когда нам может говорить колокол о печали, о горе? (когда война или пожар, или другое какое – нибудь несчастье). Каким голосом будет с нами разговаривать колокол о печали, о горе? (может низким, тихим или же, наоборот, громким)

– А когда колокол может говорить нам о радости, о любви? (победа, родился кто-то). А каким голосом с нами колокол будет говорить о добре, о любви? (нежным, тихим, ласковым, добрым).

– Вы, ребята, сейчас дали характеристику каждому голосу. Вы сказали сейчас о том, какой он, голос – низкий, высокий, громкий, тихий и т.д. другими словами вы назвали ТЕМБР голоса. Тембр – окраска звука. У большого колокола тембр будет низким, а у маленького колокола тембр будет высоким.

-А где можно еще услышать звон колоколов? (на улице, в церкви, по телевизору)

Звон в Московском Кремле был необыкновенно художественным. Особенно, когда производился во все колокола, в самые большие праздники и при торжественных случаях; он назывался «красным звоном» и имел особую мелодию. В ночь под Светлое Христово воскресение красный звон совершался по особому обычаю.

Призывной звон начинался с колокольни Ивана Великого в Кремле.(7 слайд колокольня Ивана Великова). Все московские церкви должны были ждать, пока ударит громадный Успенский колокол Ивана Великого.

На первый его удар, подобно эху, вдали отзывался колокол Страстного монастыря, а затем сразу начинали гудеть колокола всех московских храмов.

Как появились колокола. (слайд)

Слово колокол произошло от старинного русского «коло»-круг, окружность-так считают одни исследователи, другие, что оно составилось следующим образом: «кол о кол», то есть от удара одного кола о другой, что напоминает древние била и клепала.

— Колокола находились в специальном помещении. Посмотрите на картинку, найдите это помещение и вспомните, как оно называется?

-Почему называется колокольня-это понятно. А почему звонница? (потому что оттуда лился колокольный звон)

  1. — А как называли человека, который звонил в колокола? (звонарь)
  2. — Как вы думаете, это легкое или трудное дело?
  3. Чтобы попробовать в роли звонарей, я предлагаю вам ритмическую игру «Праздничные звоны» (первые две строчки прохлопывает первый ряд, вторые две второй ряд, третьи две строчки третий, затем все вместе, но каждый свой ритм)
  4. -Сложно? (Да)
  5. Как вы думаете, есть ли какие — нибудь легенды, связанные с колоколом?

Да, и их много. Когда Наполеон вступил в Москву, он решил взорвать колокольню Ивана Великого. По его приказу под нее положили большое количество пороха и подожгли. Раздался взрыв, колокольня взлетела на вверх, а затем… опустилась на прежнее место, целая и невредимая.

Ученые установили вполне реальный факт, что в волнах колокольного звона гибнут вредные для человека микробы. Говорят, когда звонишь в колокол, словно душа светлее становится.

  • Стих (слайд)
  • Многим колоколам давали имена, а вы сможете назвать имя самого большого колокола в мире?
  • Колокол «Сысой» слайд.

В 1735 году в Московском Кремле русский колокольный мастер Михаил Моторин отлил самый большой в мире колокол весом 12000 пудов, то есть около 200 тонн, известный под названием «Царь – колокол». Колокол находился в земляной яме, в которой проходил весь процесс отлития.

Над ямой был сооружен деревянный сарай для прикрытия колокола, но начался большой пожар, который охватил кремлевские здания. Загорелась и деревянная постройка над ямой, куда начали падать горящие бревна. Колокол от высокой температуры накалился и лопнул.

Сейчас он находится в Москве.

— Сейчас мы послушаем еще один колокольный звон из вступления к хору С.С.Прокофьева «Александр Невский» «Вставайте, люди русские».

Прослушивание Прокофьева «Александр Невский» «Вставайте, люди русские».

Что необычного в звучании оркестра вы услышали? (звон колокола)

Как он звучал? (тревожно, призывно. Так созывали на войну или на пожар)

Каждый звон имеет свое название: «Благовест. Трезвон. Набат»

Как вы думаете, как называется такой звон? (Набат)

Да, это набат, он собирает людей на войну. Это вступление к хору. С каких слов будет начинаться хор людей, зовущих на войну? «Приходите! Собирайтесь! Вставайте!»

  1. – Каждый колокольный звон имеет свое название.
  2. Знакомство с колокольными звонами:
  3. Перезвон, перебор— это перебор колоколов от самого большого колокола до самого маленького или наоборот с различным количеством ударов в каждый колокол. (Слушаем перезвон)
Читайте также:  Преподобный серафим саровский, чудотворец (†1833) - богослов

Собственно звон — это характерный ритмический звон с использованием всех основных групп колоколов. К звонам данной группы относятся: праздничный звон, будничный звон, а также звоны составленные самим звонарем. (Слушаем звон – трезвон)

Благовест— это размеренные удары в один большой колокол. Этим звоном верующим возвещается благая весть о начале богослужения в храме. Благовест бывает праздничный, будничный и постный. (Слушаем благовест)

Называется он БЛАГОВЕСТ = БЛАГО = добро, радость, праздник + ВЕСТ= весть = ДОБРАЯ ВЕСТЬ. Давайте еще раз послушаем благовест.

Слушание музыки «Благовест».

Благовест — созывал верующих к началу богослужения, возвещал благую, радостную весть. Это равномерный звон в один самый большой колокол храма. Совершался благовест так: сначала производится 3 редких, медленных, протяжных удара, а затем уже следуют первые удары.

— К 1917 году в России было 20 крупных колокольных заводов, которыми за год отливалось 100 тысяч пудов церковных колоколов.

(К началу 20 века) Российская держава стала поистине колокольным государством, превосходящим по количеству колоколов все страны. После Октябрьской революции 1917 года новая власть не нуждалась в церковных колоколах, и вскоре все колокола замолчали.

Большинство было уничтожено. Небольшая часть колоколов, представляющих художественную ценность, была продана за границу

  • (наравне с другими предметами роскоши).
  • Викторина.
  • Вокально – ритмическая игра «Дружные колокола»

А давайте у нас в классе устроим звонницу! Может быть, кто-то захочет попробовать стать звонарем? Тогда давайте играть в «Дружные колокола».

  1. Класс делиться на три группы: большие колокола, средние колокола и малые колокола. Сначала колокольный звон изображается пением, а затем при помощи колокольчиков (разных размеров)
  2. 1 группа: маленькие – «зазвонные» — колокола поют: тили-бом, тили-бом, тили-бом.
  3. 2 группа: средние колокола поют: бим- бом,
  4. 3 группа: большие колокола поют: бом, бом, бом.

По указанию «звонаря» (дирижера) колокола начинают звучать: отдельными группами, несколько групп вместе, всем хором и т.д.

Сопоставление образов колокольной музыки с образами изобразительного искусства:

– В нашем учебнике на стр. 40 – 41 есть иллюстрации картин русского художника Исаака Левитана. Давайте внимательно рассмотрим, что же изображено на этих картинах.

(РАЗБОР – во время разбора картин необходимо заострить внимание не только на то, что изображено на картинах, но и на то, какие цвета использовал художник.

Дети должны постараться объяснить значение этой цветовой гаммы).

– Взглянув еще раз на картины Исаака Левитана, попробуем услышать колокольные звоны. А помогут нам в этом слова – подсказки, которые даны у вас в учебниках на цветных плашках. (на картине “Вечерний звон” колокольный звон будет задушевным, нежным, радостным, задумчивым; а на картине “Над вечным покоем” – печальным, грустным, скорбным, задумчивым.

Музыка над городом плывёт

Радостно, торжественно, красиво…

Колокольный звон…. Какая сила!

  • Чистый звук, что за душу берёт.
  • Звон плывёт, взмывая в облака,
  • Он, как свет: прозрачный и хрустальный.
  • И парит над миром чудо, тайна,
  • Возродившись к жизни на века.
  • V. Итог урока

– Ребята, давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили на уроке? (о колоколах, колокольном звоне, о том, что каждый колокол имеет свой тембр).

– Что такое тембр? (окраска звука).

– С каким колокольным звоном мы с вами познакомились? (с благовестом).

– Что означает слово благовест? (добрая, радостная весть).

  1. – Оценки за урок:
  2. О чем рассказывает колокольный звон?
  3. При каких обстоятельствах используется колокольный звон в церкви?
  4. Какие существуют звучание у колоколов?
  5. Назовите русских композиторов (и названия произведений), которые в своем творчестве использовали колокольный звон?
  6. Домашнее задание:
  • Подготовьте выразительное чтение стихов о колоколах.
  • Рисунок колокольни или звонницы

Разучивание песни. «Осень золотая» Кап, кап, капают дождинки.

Имитация колокольного звона

Имитация колокольного звона как способ приближения к традиции.

                                                                   В. В. Курова, преподаватель музыки, г. Сургут

   История колокольного звона рассказывает о том, что колокола не являются исключительной принадлежностью России и появились в глубокой древности на Востоке, затем в Европе.

Они имели разную форму и различное звучание, приводились в движение разными способами, имели разное назначение.

  В России колокола обрели особый голос, связанный с православной  культурой, заняли огромное место в жизни народа.

  Колокол уникален и незаменим по своим свойствам. Но существует в практике вторичный способ «колокольного звона»- удары в металлический предмет- рельсу, дугу  или какую-то другую подвеску. Такой способ, как правило, применялся в тех места, где не было возможности приобретения колокола.

Металлический источник звука назывался «клепало», но в современном языке он чаще заменяется словом «било», хотя само слово «било» означало раньше длинную деревянную доску,  в которую били особым символическим образом.

Возможности звучания «бил» можно использовать для работы с детьми, дополняя их треугольниками и валдайскими колокольчиками.

   С таким набором «музыкальных инструментов» автор статьи познакомился в поселке Белый Яр  Сургутского района. Житель поселка  Алексей Иванович Чупин коллекционировал старинные предметы и обыкновенные трубы, пытаясь найти среди них необыкновенно звучащие, соответствующим образом их выпилить и подвесить.

Для детей Алексей Иванович изготовил коллекцию звучащих предметов из металлических и стеклянных  частей светильников, плафонов, различного подручного материала. Эти предметы можно было держать в руках и использовать их в концертном варианте, в звуковом оформлении праздников. Извлекать звук из таких предметов можно или деревянным молотком или металлическими палочками.

Ребята с удовольствием восприняли новый вид музицирования. Первое выступления состоялось на фестивале, посвященном празднику Пасхи. Эффект был неожиданным и ярким, хотя имитации церковного звона еще не было, игра на инструментах сопровождала пение.

   Впоследствии ребята ежегодно участвовали в праздниках Рождества и Пасхи, представляя свои фантазии для ансамбля колокольчиков и бил. Постепенно композиция  все больше приближалась к образу  церковного звона. Это проявилось в том, что инструменты разделялись на три функциональных группы, играющие роль больших, малых и средних колоколов.

Роль больших колоколов играли одна или две больших трубы с разным соотношеием звуков. Средние колокола были предствлены звучанием треугольников разного размера, обычно трех. Малые – валдайскими колокольчиками разной высоты, различными предметами-билами /5-7/.

  Сначала ребята учились извлекать красивый, протяжный звук, вслушиваться в него до полного угасания. Каждому предоставлялась возможность попробовать разные  «инструменты». Исполнялись такие виды звона,  как «благовест» -редкие, одиночные удары, «перезвон» — поочередное ударение в каждый колокол от самого низкого до самого высокого по звучанию.

Затем шла работа над исполнением «трезвона».  Осваивали различные ритмические рисунки на треугольниках. Здесь использовались стихотворные формы- традиционный прием для лучшего запоминания. Их придумывали сами или брали из знакомых стихотворений: «Ти-ли-бом, ти-ли-бом, за-го-рел-ся кош-кин- дом» , «сол-нышко, сол-ныш ко, золотое ведрышко», «Рож-дест-во, Рождество» и.т.д.

  • Самые известные слова, которые рекомендовали раньше звонари  для обучения колокольному звону в сочетании разнообразных ритмов, следующие:
  • «По —  чем  -бли  —  ны,  по  —  чем  —  бли  —  ны ?» ( в оригинале- треска)
  • «Две копейки с половиной, две копейки с половиной»

«Врешь, врешь, полторы, врешь, врешь, полторы!».

Ритмические рисунки первой, второй и третьей строчки распределялись между исполнителями на треугольниках разного размера и  исполнялись поочередно, а затем одновременно.

Отрабатывали умение повторять ритм многократно,  не сбиваясь, слышать метрическую основу; уделяли внимание исполнению длительного звона с постепенным наращиванием динамики за счет прибавления к нему малых колокольчиков.

Усвоив навык ритмического звона  на речевой основе, впоследствии ребята начинали  сами импровизировать, создавать свои варианты.

  1.   Естественным образом переходили к выстраиванию формы: зачин, основная, развивающаяся часть звона, кульминация, окончание.
  2. Зачин исполнялся как равномерная  « раскачка» двух больших бил-труб, другой вариант-перезвон маленьких колокольчиков.
  3. Основная часть — ритмическая перекличка треугольников, к которой постепенно присоединялись малые колокольчики.
  4. Кульминация – более интенсивное динамическое звучание с включением приема «тремоло» для треугольников, более частой раскачки больших бил.
  5. Окончание – три удара «во вся» / одновременное звучание всех бил и колокольчиков/ с последующим дослушиванием звука :инструменты держать неподвижно, не приглушая вибрации, заставляя тем самым и зрителей дослушивать звон.
  6.    Какую цель преследует такая работа?
  7. Она создает у ребенка устойчивый музыкальный образ, символизирующий историю и культуру родной страны.
  8. — активизирует уже бывшие у ребенка впечатления от колокольного звона;
  9. — -развивает чувство ритма;
  10. -развивает образную сферу восприятия;
  11. -влияет на самосознание детей, укрепляет патриотические чувства.
  12.     В нашей практике звучания бил использовались и для оформления спектаклей, и для освоения различных ритмических формул с записью ритмических партитур, для музыкально-речевых импровизаций.
  13.    При всех возможных творческих вариантах необходимо помнить, что била-это вторичное средство, которое оправдано в той мере, в которой приближает ребенка к классической традиции колокольного звона.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *