Крестопоклонная неделя с выносом честного и животворящего креста — богослов

 КРЕСТУ ТВОЕМУ ПОКЛОНЯЕМСЯ, ВЛАДЫКО

Крестопоклонная неделя с выносом Честного и Животворящего Креста - Богослов

2 апреля, в канун Недели Крестопоклонной Великого поста, Всенощное бдение  в Свято-Троицком храме г.Балаково совершил священник Александр Кузьменко.

В субботу третьей седмицы Великого поста, во всех православных храмах во время Всенощного бдения из алтаря на середину храма выносится Крест, которому поклоняются священнослужители и прихожане.

Поклонение Кресту Господню призвано напомнить верующим о том, что путь к Воскресению лежит именно через крест и спасение души невозможно без борьбы с грехами и страстями, без скорбей и страданий.

Обратно в алтарь Крест уносится  в пятницу четвертой седмицы Великого поста. Именно поэтому вся седмица именуется Крестопоклонной.

После Великого славословия священник совершил чин выноса Честного и Животворящего Креста Господня для поклонения.

«Крест – хранитель всей вселенной, Крест – красота церкви, Крест – царей держава, Крест – укрепление верующих, Крест – ангелов слава и демонов язва».

Так объясняет одно из церковных песнопений значение Креста для всего мира.

«Тростию Креста, обмакнув ее в красные чернила Твоей крови, Ты, Господи, по-царски подписал нам прощение грехов» – говорится в одной из стихир праздника.

ВЕЛИКОПОСТНАЯ ПРОПОВЕДЬ

Сегодня, изнеся Честной Крест на середину храма, мы с благоговением и молитвой вспоминаем крестный подвиг Спасителя. Не случайно именно в середине Великого поста Святая Церковь направляет наш взор ко Кресту Господню — чтобы памятование о страданиях Спасителя давало нам мужество и силу.

Каждый человек в своей жизни сталкивается с испытаниями, несправедливостью. Каждый человек страдает, один — больше, другой — меньше. И очень многие в момент страданий ропщут на Бога, спрашивая: «Ну почему же, Господи, мне выпала такая тяжкая доля?».

Памятование о Кресте должно помочь нам понять, что если Сам Бог претерпел человеческую неправду, зависть, клевету, побои, истязания, смерть, если Он испытал такие жестокие страдания, будучи абсолютно неповинным и безгрешным, испил самую горькую чашу, какую только можно испить на этой земле, то это значит, что в страданиях есть великий смысл.

Смысл страданий Спасителя состоит в том, что ими были искуплены человеческие грехи, Его крестными муками для нас открыты двери в вечность.

А потому нельзя роптать на Бога, когда и нам приходится пострадать. Нельзя роптать на Того, Кто испил чашу самых тяжких страданий. Мы ведь не ропщем на людей, которые в этой жизни страдают больше, чем мы, — у нас, что называется, язык не повернется.

Тем более не должна восставать наша мысль против Бога, дабы мы своим ропотом не оскорбили Его. Но напротив, как говорил святитель Тихон Задонский: «Надо от сердца признать, что великую милость совершает с нами Бог, когда наказывает нас отеческим жезлом, хотя немощной нашей плоти это и горестно.

Ибо Господь, кого любит, того наказывает (Евр. 12, 6). Поэтому не роптать, а благодарить Его нужно за это».

Крест Христов учит нас со смирением принимать страдания. Конечно, невозможно делать вид, что ничего не происходит, когда жизнь наносит болезненные удары, но они не должны надламывать нашу волю, разрушать личность и жизнь.

Мы должны все обращать ко благу: и неудачи в жизни, и болезни, и скорби, которые Бог нам посылает, помня, что если Господь изволил пострадать ради спасения людей, то и наши скорби имеют спасительное значение для нас.

Сила христианина заключается прежде всего в том, что, уповая на волю Божию, доверяя Господу, он способен стойко и без ропота преодолевать боль и страдания, а значит, быть внутренне сильным и непобедимым.

Спаситель, взирая на нас с Креста, призывает каждого, следуя Его примеру, не отвращаться собственного креста, но нести его так, чтобы это крестоношение открывало нам двери спасения, делало сильнее, мудрее, духовно возвышеннее.

Все это возможно через христианское отношение ко кресту, своим скорбям и страданиям. Господь дает нам не только пример, но и силы.

Когда из глубины постигшего несчастья мы обращаем к Нему наш взор, нашу горячую молитву, то в ответ на нее Бог дает силы преодолевать испытания, останавливая наше крестоношение тогда, когда оно превосходит наши силы и возможности.

Да поможет всем нам Господь в умении нести свой жизненный крест, становиться сильнее под его тяжестью, духовно возвышаться, возрастать в вере, тем самым открывая двери спасения, которые ни для кого не на замке, ибо ради того, чтобы мы смогли войти в эти двери. Господь и принял на Себя крестные страдания и жестокую смерть. Силой Божией да обретем мы силы в несении своего жизненного креста.

Аминь.

Тайна покаяния. Великопостные проповеди (2001-2011) — Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Крестопоклонная неделя с выносом Честного и Животворящего Креста - Богослов

Фото Н.Зарочинцевой

Крестопоклонная неделя с выносом Честного и Животворящего Креста - Богослов
Крестопоклонная неделя с выносом Честного и Животворящего Креста - Богослов
Крестопоклонная неделя с выносом Честного и Животворящего Креста - Богослов

Крестопоклонная неделя

[греч. κυριακὴ τῆς Σταυροπροσκυνήσεως; слав.  Крестопоклонная неделя с выносом Честного и Животворящего Креста - Богослов ], 3-е воскресенье Великого поста в правосл. традиции, в которое совершается торжественное изнесение Креста из алтаря и поклонение ему верующих. Изнесение Креста и поклонение ему совершается по тому же чину, что и в другие дни особенного чествования Креста Господня — в праздники Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня (14 сент.) и Происхождения Древ Честного и Животворящего Креста Господня (1 авг.). После К. н. Крест остается в храме на протяжении всей седмицы (до пятницы).

Название «Крестопоклонная неделя» и чин поклонения Кресту указывают на основную тематику богослужения в эти дни — Крест Господень и страдания Спасителя.

Однако в некоторых песнопениях прослеживается и др. литургическая тема, связанная с притчей о мытаре и фарисее (Лк 18. 10-14). Это обусловлено влиянием древнего (до X в.

) богослужения Иерусалима: согласно иерусалимскому Лекционарию (который отличался от к-польского), притча о мытаре и фарисее читалась не в мытаря и фарисея неделю, а в 3-е (или 4-е — по счету недель в иерусалимском Лекционарии) воскресенье Великого поста (Tarchnischvili. Grand Lectionnaire. T. 1. P. 62-63).

Евангельское чтение, посвященное Кресту (Мк 8. 34b — 9. 1), назначается в 3-е воскресенье поста в Типиконе Великой ц. IX-XI вв., отражающем послеиконоборческое соборное богослужение К-поля (Mateos. Typicon. T. 2. P. 38-44).

Согласно заметке, содержащейся в рукописи XIII в. из Иерусалимской б-ки (Παπαδόπουλος-Κεραμέυς. ῾Ιεροσολυμιτική βιβλιοθήκη. Τ. 2. Σ. 483), празднование в честь Креста в середине Великого поста связано с перенесением части Креста (подножия) в К-поль из Апамеи при имп.

Юстине (неясно, при каком именно: Юстине I (518-527) или Юстине II (565-578)). Весьма вероятно, что изначально это событие отмечалось в конкретный день неподвижного богослужебного цикла, но впосл.

, поскольку в будние дни Великого поста торжественные богослужения и полная литургия не совершаются, эта память была перенесена на 3-е воскресенье (см.: Карабинов. Постная Триодь. С. 31, 33). Гипотеза подтверждается наличием в Типиконе Великой ц.

6 марта указания на обретение Честного Креста (Mateos. Typicon. T. 1. P. 244; также см.: SynCP. Col. 513. 23).

С К. н. в К-поле начинался период интенсивной катехизации перед таинством Крещения, к-рое совершалось в Великую субботу. Вынос части Животворящего Древа Креста Господня и поклонение ей как одной из важнейших христ. реликвий играли в этом процессе важную роль (Mateos. Typicon. T. 1. P. 38).

К. н. в соборном богослужении Константинополя, IX-XI вв.

Согласно Типикону Великой ц., в 3-е воскресенье Великого поста помимо Евангелия (Мк 8. 34b — 9. 1) читается Апостол (Евр 4. 14 — 5. 6). После прочтения Евангелия объявляется, что в будние дни совершается поклонение Кресту: во вторник и в среду приходят мужчины, в четверг и пятницу — женщины.

Со вторника по пятницу поются особые крестные песнопения: на утрене указан тропарь плагального 2-го (т. е. 6-го) гласа Σήμερον τὸ προφητικὸν πεπλήρωται λόγιον̇ (     этот же тропарь поется и на Воздвижение Креста (14 сент.), см.: Mateos. Typicon. T. 1. P. 28-30); на Пс 50 на утрене, по окончании утрени и на тритекти («третье-шестой час») назначается иной тропарь: Τὸν Σταυρόν σου προσκυνοῦμεν̇ (  Крестопоклонная неделя с выносом Честного и Животворящего Креста - Богослов ); на тритекти вместе с этим тропарем на «Слава, и ныне» поются следующие тропари: во вторник — тропарь 1-го гласа Σῶσον, Κύριε, τὸν λαόν σου̇ (    ), в среду — 2-го гласа Τὸν ζωοποιὸν Σταυρὸν τῆς ἀγαθότητος̇ (     — в совр. Минее помещен 13 сент.), в четверг — 2-го гласа Σωτηρίαν εἰργάσω ἐν μέσῳ τῆς γῆς̇ (     ), в пятницу — 1-го гласа ᾿Απὸ ὕψους ἀοράτως̇ (С высоты незримо…) (Mateos. Typicon. T. 2. P. 40-44).

В студийскую эпоху.

Согласно Студийско-Алексиевскому Типикону 1034 г., отражающему самую раннюю сохранившуюся редакцию студийского Синаксаря, в К. н. (в этом источнике она также называется «средокрестной» — Пентковский. Типикон. С. 243) соединяются последования Октоиха (воскресное) и Триоди (Креста) (Там же. С. 242-243).

Отмечены такие песнопения в честь Креста, как самогласная стихира на вечерне, кондак 7-го гласа и канон 1-го гласа на утрене.

В конце каждой песни канона утрени на катавасию поются пасхальные ирмосы    На утрене по 2-й кафизме из сосудохранилища приносится Крест и помещается на престоле; в конце утрени Крест выносится из алтаря и полагается на специально приготовленный для него стол перед алтарем, затем поется тропарь    и совершается поклонение Кресту с пением особых стихир. По отпусте утрени духовенство и братия обходят с Крестом весь мон-рь, после чего Крест возвращают на свое место в сосудохранилище. На литургии на блаженнах поются тропари 3-й и 6-й песней канона Триоди, Трисвятое заменяется тропарем    следуют прокимен из Пс 98, аллилуиарий со стихом из Пс 73, чтения те же, что и в Типиконе Великой ц. С понедельника по пятницу после 9-го часа на изобразительных совершается поклонение Кресту, для чего его всякий раз приносят в храм из сосудохранилища. В среду указано особое последование в честь Креста, включающее стихиры и канон 8-го гласа (Там же. С. 243).

Читайте также:  О 10 девах - богослов

В Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в. (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 527-534) также соединяются последования Октоиха и Триоди, в конце утрени совершается поклонение Кресту. Эта редакция Студийского устава содержит больше песнопений Кресту по сравнению со Студийско-Алексиевским Типиконом.

В последование Креста входят отпустительный тропарь плагального 1-го гласа Σῶσον, Κύριε, τὸν λαόν σου̇ (    ), те же кондак и канон на утрене, что и в Студийско-Алексиевском Типиконе (однако на катавасию указывается пение не пасхальных ирмосов, а заменяющих их подобных ирмосов — τὰ πρόσειρμα); 2 цикла стихир-подобнов и неск.

самогласнов; на паннихис поется иной канон Кресту — 4-го гласа. Во время поклонения Кресту в конце утрени многократно поется тропарь Τὸν Σταυρόν σου προσκυνοῦμεν̇ (   ), перемежаемый пением седальнов и стихир.

На литургии поются воскресные блаженны, Трисвятое заменяется тропарем Τὸν Σταυρόν σου̇ (  ), прокимен из Пс 27, аллилуиарий и чтения из Апостола и Евангелия те же, что и в Студийско-Алексиевском Типиконе, причастен Пс 148. 1 и 4. 7b. В будние дни седмицы после К. н.

указывается поклонение Кресту в среду (в конце утрени) и пятницу (после изобразительных); во все дни седмицы за богослужением исполняются песнопения (каноны, стихиры, седальны), посвященные Кресту.

В среду служба совершается по особому уставу, называется «бдением» (ἀγρυπνία) и состоит из повечерия и утрени; на утрене после «Аллилуия» вместо троичнов гласа поются тропарь Τοῦ Σταυροῦ σου τὸ ξύλον προσκυνοῦμεν̇ (    ), непорочны с аллилуиариями, полиелей, канон Богородице из Октоиха и канон Кресту из Триоди (Там же. С. 531-532).

В афонской редакции Студийского устава — Георгия Мтацминдели Типиконе сер. XI в. (Кекелидзе. Литургические грузинские памятники. С. 279-280) и Мессинском Типиконе 1131 г. (Arranz. Typicon. P.

218-221), одной из древнейших южноиталийских редакций Студийского устава, богослужение К. н. имеет в целом те же особенности, что и в Евергетидском Типиконе.

По этим источникам чин поклонения Кресту также совершается в среду 4-й седмицы.

В Иерусалимском уставе

начиная с самых ранних известных его редакций, в К. н., так же как и в Студийском уставе, последование Триоди соединяется с воскресной службой Октоиха.

Отмечается большое количество песнопений в честь Креста, что свидетельствует о высоком праздничном статусе службы: отпустительный тропарь Σῶσον, Κύριε, τὸν λαόν σου̇ (    ), кондак, канон, 2 или 3 цикла стихир-подобнов, стихиры-самогласны и др.

Песни канона покрываются катавасией ῾Ο θειότατος προετύπωσε̇ (  ), в некоторых ранних Типиконах указываются ирмосы Крестовоздвижения    в качестве дополнительной катавасии, напр. в серб. Типиконе архиеп. Никодима 1319 г. (Миркович. Типикон. С. 140б), в рус. Типиконе 3-й четв. XIV в. (ГИМ. Син. № 329 Л. 221). В греч. Типиконах и Триодях к XVI в., а в славянских — после сер.

XVII в. расширяется состав последования Креста в службе К. н.: появляются стихиры на малой вечерне, количество стихир на «Господи, воззвах» на великой вечерне увеличивается до 4, появляется указание на полиелей и седален Креста после полиелея (однако в рус. Типиконе 1682 г. и последующих это указание было переосмыслено как относящееся к храму, названному в честь Креста).

После малой вечерни предписывается перенести Крест из сосудохранилища в алтарь с пением тропаря Σῶσον, Κύριε, τὸν λαόν σου̇ (    ); в самых ранних редакциях, где малая вечерня еще не указывается (напр., в Sinait. gr. 1094, XII в.- см.: Lossky. Typicon. P. 254), этот чин не описан.

В конце утрени (после великого славословия и пения воскресного тропаря) — поклонение Кресту, как и в студийских Типиконах. Перед поклонением трижды поется тропарь Τὸν Σταυρόν σου̇ (  ), во время поклонения — стихиры-самогласны Кресту.

На литургии на блаженнах поются тропари воскресные и тропари 6-й песни канона Кресту из Триоди (в нек-рых Типиконах, включая печатное московское издание 1633 г.,- 3-й песни), Трисвятое заменяется тропарем    прокимен, Апостол, аллилуиарий и Евангелие те же, что и в студийских Типиконах, причастен только Креста — Пс 4. 7b. На следующей за К. н.

седмице поклонение Кресту совершается в понедельник, среду и пятницу (в ранних редакциях Иерусалимского устава, напр. Sinait. gr. 1094, поклонение указано только в среду и пятницу), причем в понедельник и среду поклонение бывает на 1-м часе, а в пятницу — после изобразительных; в некоторых Типиконах в пятницу указывается поклонение на 6-м часе или допускаются оба варианта (см., напр., первопечатный московский Типикон 1610 г.). Песнопения Кресту поются всю седмицу до пятницы, с особенными последованиями в среду и пятницу, когда на утрене добавляется полный канон Кресту, а рядовое последование из Минеи переносится на повечерие.

В совр. греч. изданиях, отражающих приходскую греч. практику (Типикон Константина протопсалта, 1-е изд. в 1838, Виолакиса Типикон, 1-е изд. в 1888), устав службы в целом тот же, что в традиц. иерусалимских Типиконах, но с рядом отличий. Вечерня и утреня совершаются отдельно, на утрене отмечается полиелей; как и в поздних греч.

Типиконах, канон поется только из Триоди (на 8), с запевами: к 1-му тропарю песней канона — воскресный Δόξα τῇ ῾Αγίᾳ ᾿Αναστάσει σου (    ), к др. тропарям — Δόξα σοι ὁ Θεὸς ἡμῶν δόξα σοι (      ), перед песнями канона и в качестве катавасии поются ирмосы ῾Ο θειότατος προετύπου (  ).

После славословия в конце утрени выносится Крест и совершается поклонение. На литургии, согласно 1-му изд. Типикона Константина, поются изобразительны, на блаженнах — тропари 3-й и 6-й песней канона Кресту; согласно следующим изданиям Типикона Константина и Виолакиса, поются особые праздничные антифоны (1-й — Пс 4. 7b, 59. 6, 67.

19a, 60. 6b; 2-й — Пс 97. 3b, 132. 7b, 73. 12, 45. 11b: 3-й — Пс 98. 5, 27. 9a, 27. 9b), после входа — тропари воскресный, Кресту, святому Минеи (вместо последнего у Виолакиса — святого храма) и богородичный кондак Τῇ ὑπερμάχῳ Στρατηγῷ̇ (  ).

Трисвятое заменяется тропарем Τὸν Σταυρόν σου̇ (  ); в конце литургии вместо Εἴδομεν τὸ φῶς̇ (  ) поется тропарь Σῶσον, Κύριε̇ (  ).

Гимнография

В совр. богослужебных книгах последование Креста включает такие элементы, как отпустительный тропарь 1-го гласа Σῶσον, Κύριε, τὸν λαόν σου̇ (    ); кондак «тяжкого» (т. е. 7-го) гласа Οὐκέτι φλογίνη ῥομφαία̇ (    ) с икосом, творение прп. Романа Сладкопевца; канон без акростиха, творение прп. Феодора Студита, 1-го гласа, ирмос: ᾿Αναστάσεως ἡμέρα̇ (  ), нач.

: Πανηγύρεως ἡμέρα (  ); 4 самогласна, 4 цикла стихир-подобнов, 4 седальна, светилен; к числу крестных песнопений можно отнести имеющиеся в книгах крестобогородичны. Кроме того, песнопения в честь Креста присутствуют в будние дни 4-й седмицы Великого поста, следующей за К. н.

: 3 стихиры-подобна — на вечернях с воскресенья по четверг, седальны по 2-м и 3-м стихословиях Псалтири и 2 трипеснца — на утренях с понедельника по пятницу. В среду и пятницу отменяются рядовые службы Минеи, вместо них поются дополнительные стихиры и канон Кресту; со вторника по пятницу на 6-м часе вместо тропаря пророчества поется тропарь    Песнопения К. н.

и следующей за ней седмицы частично совпадают с гимнографией праздников Воздвижения Креста Господня (14 сент.) и Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня (1 авг.).

В каноне К. н. 1-го гласа, составленном на пасхальные ирмосы    соединяются литургические темы Воскресения Христова и прославления Креста; как правило, 1-й тропарь каждой песни посвящен Воскресению:         (1-й тропарь 1-й песни), остальные тропари — Кресту.

Для того чтобы уменьшить радостный характер этого канона при его исполнении в середине Великого поста, ирмосы этого канона не поются, даже вопреки обычной практике исполнения ирмосов канона Триоди в качестве катавасии — здесь вместо них поются «подобные» (имеющие такую же ритмико-акцентную структуру) ирмосы ῾Ο θειότατος προετύπωσε̇ (  ); указание на пение пасхальных ирмосов в К. н. имеется только в Студийско-Алексиевском Типиконе. По этой же причине первые (воскресные) тропари песней данного канона часто отсутствуют в древних рукописных Триодях (Карабинов. Постная Триодь. С. 134-135). В XIX-XX вв. мысль о возможности исполнения пасхальных ирмосов в К. н. озвучивается в лит-ре, однако не встречает отклика как противоречащая прямым указаниям Устава (Талин В. О пении на утрени Недели крестопоклонной ирмосов Пасхального канона // ЖМП. 1968. № 3. С. 74-76; Успенский Н. Д. Еще несколько слов «о пении на утрени Недели Крестопоклонной ирмосов Пасхального канона» // ЖМП. 1969. № 2. С. 75-79; То же // Успенский Н. Д. Православная литургия: Ист.-литург. исслед. М., 2007. С. 302-312).

В песнопениях К. н. и следующих за ней дней Крест связывается с постным подвигом и представляется серединой Великого поста:          (1-я стихира на «Господи, воззвах» на вечерне понедельника);        (1-й тропарь 2-й песни 1-го трипеснца вторника 4-й седмицы).

Крест предваряет Воскресение Христово, подготавливает его:           (2-й тропарь 1-й песни 2-го трипеснца понедельника);          (светилен по 9-й песни в К. н.).

Благодаря подвигу очищения во время Великого поста верующие получают возможность поклониться Кресту:               (2-й тропарь 9-й песни 1-го трипеснца понедельника 4-й седмицы);         (седален по 2-м стихословии на утрене вторника 4-й седмицы).

Литургическая тема притчи о мытаре и фарисее звучит в самогласнах дня (один самогласен на утрене, другой — на вечерне) на протяжении всей седмицы, начиная с самогласна на хвалитех на утрене в К. н. Τὴν ὑψηλόφρονα γνώμην̇ (  ).

В рукописях встречаются песнопения К. н., не вошедшие в совр. богослужебные книги: кондак 2-го гласа «Древо райское умертви мя…» с икосом (Битольская Триодь XI-XII вв. // София. БАН. 38. Л. 48); кондак плагального 2-го (т. е. 6-го) гласа, нач.: Χαίροις, ὁ σταυρὸς, τὸ κράτος τῶν βασιλέων (Радуйся, Крест, держава царей) с икосом (Амфилохий. Кондакарий. С. 60).

Читайте также:  О молитвах, используемых в богослужениях - богослов

Лит.: Дебольский Г. С., прот. Дни богослужения правосл. кафолической восточной Церкви. СПб., 1846 3, 1996р; Лебедев П. Наука о богослужении правосл. Церкви. М., 1895. Ч. 2. С. 96; Никольский. Устав. С. 590-592; Карабинов. Постная Триодь; Богослужения Триоди Постной. М., 2010.

Литургика. Основные понятия Богослужение Православной Церкви

Неделя Крестопоклонная

Просмотров: 5221     Комментариев: 1

…Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мк. 8, 34).

 

Подходит к середине Великий пост. Третье воскресенье Святой Четыредесятницы называется Неделей Крестопоклонной. Особенностью богослужения в этот церковный день является Чин выноса Креста

«Крест Господень песньми почтим»

Крестопоклонная неделя с выносом Честного и Животворящего Креста - Богослов

Кланяющимся же братиям поем самогласны сия:

«Приидите вернии, животворящему Древу поклонимся, на немже Христос Царь славы волею руце распростер, вознесе нас на первое блаженство, ихже прежде сластию украд враг, изгнаны от Бога сотвори. Приидите вернии, Древу поклонимся, имже сподобихомся невидимых враг сокрушити главы.

Приидите вся отечествия язык, Крест Господень песньми почтим: радуйся Кресте, падшаго Адама совершенное избавление! О тебе вернии хвалятся, яко твоею силою исмаильтеския люди державно покаряющии.

Тебе ныне со страхом христиане целуем: на тебе пригвоздившагося Бога славим, глаголюще: Господи на том пригвоздивыйся помилуй нас, яко Благ и Человеколюбец».

Обычно во время целования Креста совершается помазание освященным елеем.

За третьим воскресеньем Великого поста следует четвертая (Крестопоклонная) седмица. Крест находится на середине храма до пятницы этой седмицы, когда на изобразительных при пении стихир совершается последнее поклонение и Крест через Царские врата заносится в алтарь.

Древо жизни

Значение Креста Христова для постящихся образно объясняется Церковью в богослужебных текстах. Какие духовные сокровища мы можем открыть, сосредоточенно внимая богослужению!

«Что Ти принесем Христе, яко честному Кресту дал еси нам поклонитися? На немже всесвятая кровь Твоя излияся, идеже и плоть Твоя гвоздьми водрузися, егоже облобызающе ныне благодарим Тя…» — слышим мы на утрене во время чтения канона.

  • «Приступим очищеннии воздержанием, тепле облобызающе во хвалении Древо всесвятое, на немже Христос распинаемь, спасе мир, яко благоутробен».
  • «Ликуют в веселии ангельстии чини, днесь Креста Твоего поклонением: тем бо низложил еси бесовския полки, спасый Христе человечество».
  • Как «сеннолиственное» (то есть имеющее густую тень) дерево, дающее усталому путнику прохладу и укрытие от палящего солнца, Крест Господень доставляет постящемуся отдых и благодатную сень на поприще Святой Четыредесятницы.

«Понеже бо четыредесятодневным постом, образом неким и мы распинаемся, умерщвляеми от страстей, горести же чувство имамы, унывающе и низпадающе: предлагается честный и животворящий Крест, яко убо прохлаждая и утверждая нас, и воспоминая нам страсти Господа нашего Иисуса Христа, и утешая»,— находим мы в синаксаре.

Там же Крест Христов сравнивается с древом жизни, насажденным среди рая: «Или понеже Крест древо живота глаголется и есть, оно же древо посреде рая Едема насаждено бяше: прилично и божественнии отцы крестное Древо посреде Святыя Четыредесятницы насадиша, вкупе убо и Адамово лакомство поминающе, вкупе же и онаго отъятия прописующе настоящим Древом, сего бо вкушающе не ктому умираем, но паче и оживляемся».

Пост и Крест

Во времена земной жизни Иисуса Христа смерть на кресте считалась позорной. Такой страшной казни подвергали беглых рабов. …Мы проповедуем Христа распятого. Для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие (1 Кор. 1, 23),— пишет апостол Павел.

Иудеи ждали Мессию, который явится во славе и силе и поведет их к мировому господству, и никак не хотели принимать Спасителем Того, Кто ел с мытарями и грешниками и был распят вместе с разбойниками. Греки же (еллины), привыкшие полагаться на разум и логику, не могли понять, как можно проповедовать Богом умершего такой позорной смертью Человека.

И те и другие не понимали Крестной Жертвы Спасителя. Не понимает и не принимает Крестной Жертвы и современный мир. И действительно, не соблазн ли с безумием проповедовать жертвенность, когда в сознании людей царствует лозунг: «Бери от жизни все. Окружай себя комфортом! Ничего не делай бесплатно!».

Но Церковь, как и две тысячи лет назад, проповедует Христа Распятого, Его жертвенный путь. «Верую во Единого Господа Иисуса Христа, распятого же за ны при Понтийстем Пилате»,— неустанно повторяем мы в Символе веры.

В противовес безраздельно господствующей «религии потребительства» Церковь в числе прочих спасительных установлений предлагает нам пост, а пост, если вникнуть в саму его суть, есть не что иное, как жертва человека Богу. И ограничения в пище, и молитвенные труды должны быть, прежде всего, жертвой Богу.

Пусть малой, не идущей ни в какое сравнение с Его Крестными страданиями, но все-таки жертвой. Многие люди, только начинающие входить в церковную жизнь, понимают пост как возможность похудеть или посредством диеты поправить свое здоровье. Но это не пост, здесь нет жертвы, это услаждение своего «я». Напоминая об истинном смысле поста, Церковь в Неделю Крестопоклонную и поставляет на середине храма святой Крест, чтобы мы, видя перед собой образ великой Крестной Жертвы, понесли ради Бога свои малые труды.

Под знаменем Христа

Итак, когда половина поста уже позади, когда в духовной брани получены первые раны и кажется, что силы начали убывать, Церковь и воздвигает Крест, будто созывая под свой боевой стяг рассеянное в предыдущих боях воинство, будто показывая нам, что знамя не досталось врагу и отчаиваться нет причины.

Тем самым верующим говорится о том, что настало время собраться и приступить с удвоенной силой к новым духовным трудам. Знамя воздвигнуто. Вперед, воинство Христово! Уврачуй раны, подыми щит веры, возьми в руки оброненный меч, который есть глагол Божий.

А если станет совсем невмоготу, если враг будет теснить отовсюду и брать измором, подыми глаза и посмотри, под каким знаменем ты стоишь. Посмотри и поклонись с молитвой! Не отчаивайся, воинство Христово, когда на тебя из засады нежданно-негаданно нагрянут неприятности, когда ты по самые стремена увязнешь в трясине ежедневных дел.

Снова подыми глаза на Крест и поклонись с молитвой. Вспомни слова Того, Кто добровольно взошел на Крест за грехи мира: Не бойся, только веруй (Мк. 5, 36).

Так что — вперед, плечом к плечу, спина к спине, к победе, через скорби и искушения навстречу Пасхе Христовой!

До полной победы

Однако будем помнить, что мудрый воин умеет ждать, умеет рассчитать свои силы. Он использует навыки предыдущих поколений, знает правила боя и его стратегию. У нас, христиан, есть Священное Писание, есть творения святых отцов, есть церковные Таинства.

Мы помним жития таких искуснейших воинов духовной брани, как преподобные Сергий Радонежский и Серафим Саровский, знаем удивительные примеры стойкости в вере новомучеников и исповедников Российских. Возобновим духовный труд с удвоенным упорством и осмотрительностью.

Будем, по завету Спасителя, мудры, как змии, и просты, как голуби (Мф. 10, 16). А когда истечет Великий пост и мы окажемся на пороге Страстной седмицы, тогда придет время решающей битвы. Духи злобы поднебесной ринут в бой лучшие силы.

Церковь поведет нас путем Страстей Христовых, путем страданий и лишений, вперед, к победе над грехом и смертью. В конце этого сражения настанет Суббота — день великой тишины, когда будет еще не понятно — кто кого. Потом на землю опустится та долгожданная ночь, в которую мы снова восстанем на молитву.

И тогда, после долгих и изнурительных трудов и искушений, во всех храмах ликующим возгласом «Христос воскресе!» протрубят, наконец, победу!

Фото из архива редакции

Газета «Православная вера» № 06 (434)

Особенности богослужения и история Крестопоклонной недели

Богослужение Крестопоклонной Недели (3-я Неделя Великого поста) аналогично богослужению на праздник Крестовоздвижения и Происхождения (изнесения) честных древ Животворящего Креста Господня (14 августа). По традиции в этот день в храмах принято надевать облачения фиолетового цвета. Накануне вечером совершается всенощное бдение.

Целование Евангелия и помазание елеем после чтения Евангелия не совершаются. Перед Великим славословием настоятель надевает полное облачение.

Во время Великого славословия при пении Трисвятого священнослужитель трижды кадит вокруг престола с возложенным на него крестом, после чего держа Крест на голове в предшествии диакона со свечой, постоянно кадящего Крест, совершает вынос Креста через северную дверь.

Остановившись на амвоне священнослужитель произносит «Премудрость, прости», затем при пении тропаря «Спаси Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы православным христианом на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство» переносит Крест на середину храма и кладёт на аналой.

При общем поклонении Кресту поется другой тропарь: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим», во время которого трижды совершаются земные поклоны и поются особые стихиры, во время которых священник совершает помазание елеем. Затем следует сугубая ектения и обычное окончание всенощного бдения с первым часом.

Читайте также:  Изгнание адама из рая — воспоминание перед великим постом - богослов

Радость и ликование — основной тон богослужения Крестопоклонной. Здесь ярко показана вся парадоксальность Креста. Крест воссоединяет нас с Богом.Примечательно, что в Крестопоклонную неделю на утрени при каноне Кресту находятся ирмосы Пасхального канона.

Вот что пишет по этому поводу митрополит Вениамин (Федченков): «…в крестопоклонное воскресенье полагается петь канон святого Феодора Студита, составленный и поемый по образцу пасхального канона.

Теперь у нас каноны читают, а если бы запели по-пасхальному, то мы бы сразу услышали в неделю креста как бы прорыв Пасхи»

В службе Недели Крестопоклонной можно выделить особенности двух типов. Первый вид – изменяемые песнопения Октоиха и Триоди, которые поются так же, как в Неделю Торжества Православия (лишь схема канона отличается).

Сходство между уставным чином Недель 1-й и 3-й Великого поста так велико, что они даже имеют общие уставные главы в случаях совпадения с праздниками Минеи[36]. Второй вид – молитвословия и действия, связанные с поклонением Кресту.

Особенности этой категории встречаются только в трех местах богослужения: перенос Креста с жертвенника на престол по окончании малой вечерни, вынос Креста и поклонение ему после великого славословия и пение «Кресту Твоему …» на литургии вместо Трисвятого.

Четвертой особенностью такого рода можно считать совершение в алтаре полиелея, однако эта особенность — из области практики, а не Устава.

История

Весеннее празднование в честь Креста Господня появилось почти четырнадцать веков назад. В ходе ирано-византийской войны в 614 году персидский царь Хосрой II осадил и взял Иерусалим, забрав в плен иерусалимского патриарха Захарию и захватив Древо Животворящего Креста, найденное когда-то равноапостольной Еленой.

В 626 году Хосрой в союзе с аварами и славянами едва не захватил Константинополь. Чудесным заступничеством Матери Божией столичный город был избавлен от нашествия, а потом ход войны переменился, и в конце концов византийский император Ираклий I праздновал победное окончание 26-летней войны.

Предположительно 6 марта 631 года Животворящий Крест вернулся в Иерусалим. Император собственноручно внес его в город, а вызволенный из плена патриарх Захария радостно шел рядом. С тех пор в Иерусалиме стали праздновать годовщину возвращения Животворящего Креста.

Надобно сказать, что в ту пору продолжительность и строгость Великого поста еще обсуждались, а порядок великопостных служб только формировался.

Когда появился обычай переносить праздники, случающиеся в Великом посту, с будних дней на субботы и воскресенья (чтобы не нарушать строгий настрой будних дней), тогда праздник в честь Креста также сместился и постепенно закрепился за третьим воскресеньем поста.

Как раз с середины поста начиналась интенсивная подготовка тех оглашенных, которые собирались креститься уже на Пасху этого года. И оказалось очень уместным начинать такую подготовку с поклонения Кресту.

Начиная со следующей среды на каждой Преждеосвященной Литургии после ектении об оглашенных будет еще одна ектения – о «готовящихся к просвещению» – как раз в память о тех, кто усердно готовился и собирался в скором времени креститься.

Со временем чисто иерусалимский праздник возвращения Креста стал не таким уж актуальным для всего христианского мира, и праздник в честь Креста приобрел более глобальное звучание и более прикладное значение: как воспоминание и помощь в середине самого строгого и трудного из постов.

Как известно, этот Крест, как и многие другие христианские святыни, пропал во времена крестоносцев, в ХIII в., хотя его частицы до сих пор можно видеть во многих ковчежцах.

Но утерянным оказался и изначальный смысл великопостного поклонения Кресту, ведь сейчас даже детское крещение у нас, к сожалению, редко связывается с оглашением и с личным исповеданием веры. Поэтому постепенно в церкви стали переосмыслять традиционный порядок проведения Великого поста в более “спиритуализированном” ключе.

И при этом стали, впрочем, не без основания, часто думать о том, что Крестопоклонная – это именно преполовение, середина поста, когда пост усиливается и каждый хочет получить утешение и укрепление в вере через поклонение святому Древу или его образу, любой его иконе.

По материалам интернета Крестопоклонная неделя с выносом Честного и Животворящего Креста - Богослов

Особенности четвёртой седмицы Великого поста, именуемой Крестопоклонная

«Церковь явилась раем, имеющим посреди себя древо жизни – древо Креста!»

(Преподобный Феодор Студит)

     Крестопоклонной неделей, о которой мы говорили накануне, начинается 4-я седмица Великого поста, также именуемая Св. Церковью Крестопоклонной.

Крестопоклонная неделя возвещает нам о приближении «преполовения» (половины, середины) Великого поста, которое выпадает на ночь со среды на четверг последующей ей седмицы (4-й седмицы Великого поста) и в народе называется «средопостие» или «средокрестье» (сама же 4-я великопостная седмица в народе называется «Крестовая», «Поклонная», «Средокрестная или Середокрестная», и т.д.).

     Вот слова из проповеди на преполовение Св. Четыредесятницы, произнесённые одним из четырёх величайших латинских отцов и учителей Церкви IV века, святителем Амвросием Медиоланским: «Возблагодарите, братии, божественное милосердие за то, что оно дало вам благополучно достигнуть половины Четыредесятницы.

Но за этот дар достойно возблагодарить Господа могут только те, которые доселе старались жить так, как они научены в начале Четыредесятницы, т. е. те, которые старались испросить себе отпущение грехов ежедневными постом, милостынею и посещением Церкви.

А что касается до тех, кои небрегли о всем этом, то есть, не постились ежедневно, не творили милостыни, не прилежали к молитве или молились без сокрушения сердечного: то эти должны не радоваться, а скорбеть и плакать».

     В богослужении Крестопоклонной недели (3-го воскресенья Великого поста) Св. Церковью прославляется Честной и Животворящий Крест Господень, а также благодатные плоды Святых Страстей и Крестной смерти Господа нашего Иисуса Христа.

Особенности богослужения этого воскресного дня связаны с чином выноса Святого Креста в центральную часть храма, где святыня ставится на аналой для поклонения священнослужителей и прихожан – тем же самым чином, который служится в празднование 1/14 августа Происхождения (изнесения) честных древ Животворящего Креста Господня и в празднование Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Тем же чином, что и в праздник Воздвижения, служится и конец утрени (по окончании Великого Славословия). Во время Божественной литургии пение «Святый Боже» заменено на пение «Кресту Твоему покланяемся, Владыко». Также на Литургии прочитываются специально установленные для этого дня Евангелие и Апостол. В Крестопоклонную неделю вынос в храмах Святого Креста для поклонения верующих установлен с целью напоминания нам о Святых Страстях Христовых и Его Крестной смерти, а также для укрепления нас на дальнейшее несение великопостного подвига. В богослужения Крестопоклонной седмицы внесены песнопения, переданные в своё время Св. Церкви составившими «Триодь постную» песнотворцами преп. Феодором Студитом (память – 11/24 ноября) и его братом, свт. Иосифом Студитом (Иосифом Исповедником, память – 26 января / 8 февраля), а также преп. Феофаном Исповедником (память 12/25 марта).

     Прославление Честного и Животворящего Креста Господня является также содержанием молитвословий и песнопений следующей за Крестопоклонной неделей и также именуемой Крестопоклонной 4-й седмицы, вплоть до субботнего дня. Святой Крест при этом пребывает на аналое посреди храма до пятницы 4-й седмицы.

В понедельник и среду 4-й седмицы верующие поклоняются Святому Кресту во время чтения 1-го часа (сразу после величания: «Что Тя наречем»). В пятницу четвёртой седмицы поклонение Св. Кресту совершается после прочтения часов (после Трисвятого), во время пения самогласных стихир.

Когда поклонение завершается, во время пения тропаря «Спаси, Господи, люди твоя» и кондака «Вознесыйся на Крест волею», священнослужитель благоговейно снимает Св. Крест с аналоя и торжественно уносит его в алтарную часть храма Царскими вратами. В субботу Крестопоклонной седмицы Св.

Церковью по обыкновению читается Апостол, наставляющий верующих в любви и благотворении ближним и в ревностном стоянии в добродетели, а Евангельское чтение повествует о чудесном исцелении Спасителем глухонемого (Мк.7:31-51). В 2019г.

общецерковное поминовение усопших в эту субботу отменяется, так как в этом году она является днём предпразднества великого церковного торжества – Благовещения Пресвятой Богородицы.

     Помимо прославления Святого Креста Христова, на котором Господь «смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Послание св. апостола Павла к филиппийцам, 2:8), богослужения 4-ой седмицы Великого поста многократно обличают фарисейские гордыню и превозношение и восхваляют смирение мытаря (см.

Евангельскую Притчу о мытаре и фарисее). Также со среды 4-ой (Крестопоклонной) седмицы на Литургии Преждеосвященных Даров до самой Великой среды начинает совершаться катехизация (оглашение) желающих принять Святое Крещение и начинают произноситься особые ектении об оглашенных, приуготовляемых Св. Церковью «ко Просвещению» (т.е.

, ко Святому Крещению).

     Православные верующие, поклоняясь Честному и Животворящему Древу – Святому Кресту Господню – и целуя его с благоговейным страхом и любовью, получают от этой великой святыни Божественную благодать, очищающую их от греха, освящающую и духовно обновляющую их внутреннего человека, силой Святого Креста защищая и укрепляя их души в борьбе с грехом и отцом греха – дьяволом.

Благая весть о святых плодах Крестных страданий и Крестной смерти Спасителя утешительно напоминает всем верующим, пребывающим в великопостном подвиге воздержания и молитвы, о близящемся великом празднике Светлого Воскресения Христова и грядущем всеобщем воскресении из мертвых, дарованном Сыном Божиим, Богочеловеком Иисусом Христом, по Своей воле взошедшим на Крест и взявшим на Себя грехи мира, всему человечеству.

Величание

Величаем Тя,  Живодавче Христе,  и чтим Крест Твой Святый,  имже нас спасл еси от работы вражия.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *