Неделя 4-я по пасхе о расслабленном — богослов

Неделя 4-я по Пасхе о расслабленном - БогословВ Неделю (воскресенье) четвертую по Пасхе Церковь вспоминает Евангельское событие – исцеление расслабленного у Овчей купели В Иерусалиме, называемая по-еврейски Вифезда, при ней было пять крытых ходов. В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды, ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью. (Ин.5:2–4)

Драматичнее всего во всем этом Евангельском чтении одиночество больного. Вы слышали? Господи, у меня нет никого, кто опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня (Ин.5:7). Самое трагическое положение человека – это одиночество, его совершенная изоляция.

Святой Киприан Карфагенский говорит, что «каждый падает в одиночку, а спасаемся мы в сообществе Церкви». Быть одиноким значит падать, погибать.

Быть одиноким значит не думать ни о ком, кроме себя, потому что тебя захлестывает страдание, в котором ты задыхаешься. Тебя угнетает бесполезность жизни.

Потому что жизнь, проживаемая в одиночестве, если с тобой нет Бога, – это жизнь бесполезная, загубленная. Жизнь, смысл которой исчез еще в то самое мгновение, когда ты стал одиноким.

«Людей много, а человека нет; людей много вокруг, целая толпа, а нет чтобы нашелся человек, который посмотрел на меня по-человечески, отнесся с чутким почтением и сочувствием. И это одно из самых страшных свойств не только мира вообще, но и нашего христианского мира. Толпа — но нет человека…» (из проповеди митрополита Антония Сурожского В НЕДЕЛЮ О РАССЛАБЛЕННОМ)

У этого больного не было даже какого-нибудь родственника, друга, который взял бы его, когда зарябилась вода, и бросил в воду, чтобы ему исцелиться.

А сколько раз мы сами оказываемся в такой же ситуации! Сколько раз бываем одинокими и больными – и нет у нас никого, кто бы помог нам исцелиться, кто избавил бы нас от нашего страдания! Или же в одиночестве и страдании у нас не находится никого, с кем бы мы могли пообщаться, ведь, как гласит немецкая пословица, боль разделенная становится вдвое меньше, а неразделенная вдвое тяжелее.

Так было и с этим человеком. Но Христос с великим милосердием спросил его:
– Ты хочешь исцелиться?

Неделя 4-я по Пасхе о расслабленном - Богослов

Вопрос подобного рода, обращенный больному, может показаться бессмысленным. Он, конечно же, хочет исцелиться. Однако Спаситель намекал здесь на что-то другое. Этот человек болел по причине своих грехов, и когда Спаситель спросил его: «Ты хочешь исцелиться?» – Он, по сути, спросил: – Ты хочешь исцелиться от своих грехов?

Доказательство тому мы увидим позднее, когда Спаситель встретил его в храме и сказал:
– Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже (Ин. 5: 14).

Эти слова Спасителя, обращённые к исцелённому расслабленному, определённо указывают на причинно-следственную связь между болезнью и грехом. И не то, чтобы Бог непременно наказывал нас болезнью за каждый совершённый грех, если бы так было, едва ли каждый из нас дожил бы и до тридцати лет. Нет.

Бог не бухгалтер и не жандарм. Апостол из Семидесяти Иаков, ясно свидетельствует: “Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью; похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть” (Иак.1.13-15).

Очевидно, что, совершая грех, человек сам, по собственной воле вступает в область смерти. Выйдя из укрытия под дождь, каждый сам себя обрекает на то, что он вымокнет до нитки, и глупо говорить, что это Бог тебя под дождь толкнул. Стой себе под зонтиком, и оставайся сухим – вот и вся недолга.

 Конечно, и в этом повествовании о расслабленном, и в других местах Священного Писания, Бог предупреждает нас об опасности, а вовсе не грозит отмщением. Совершённый грех рождает смерть.

А то, что вслед за каждым грехом, мы всё-таки не умираем – просто чудо Божьего милосердия, Божьей любви к нам, таким грешным, таким расслабленным.

Что еще трогает, и нас и других, это то, что в ту минуту, когда Иисус исцелил болевшего целых 38 лет, видевшие это вместо того, чтобы обрадоваться, что к человеку вернулось здоровье, фарисеи и книжники огорчились и сказали:
— Почему ты ходишь, почему ты берешь свою постель в субботу?

Они не сказали: «Как здорово, что ты исцелился! Да, иди и возблагодари Бога!» Нет, их интересовал только формализм закона, утверждавшего, что в субботу работать нельзя. Они приносили в жертву человеческое существо ради соблюдения этого закона. И спросили его: – Кто тебя исцелил?

Сначала исцеленный не знал, что им сказать. Но когда Иисус встретил его в храме, то он пошел к иудеям и сказал: – Вот, это Иисус исцелил меня!

Это не было доносом, наводившим иудеев на след Иисуса, это было желанием объявить во всеуслышание: «Этот Человек мне помог! Он меня исцелил! Он был рядом со мной в беде!» Нам необходимо сказать, что кто-то помог нам. Нам необходимо свидетельствовать о чуде.

Не чтобы похвастать, а оттого, что мы избавились от одиночества, болезни и страдания! Мне необходимо сказать, кто мне помог, кто привел меня к вере, кто избавил меня от грехов и окаянства моего сердца – священник, верующий, друг… Мне необходимо сказать: «Он меня спас!» Так было и с этим больным.

Современное общество всё больше и больше изолирует нас… Коммунисты делали это насильно. Западники не делают этого насильно, они просто объявляют тебя уникальным, говорят, что у тебя есть все права, что ты независим.

И это для того, чтобы ты стал изолированным, не был привязан к родителям, не слушался их, если ты ребенок, чтобы не подчинялся никому, ведь ты – свободное существо. Свобода, ложно понятая, – это бунт против Бога, это нигилизм.

Потому и дошли до того, до чего дошли, до всех этих преступлений, буйствующих в мире. Есть столько городов, в которых 14-летние дети поубивали своих учителей, друзей, родителей. Прервалась человеческая связь с людьми, рядом с которыми мы живем.

Прервались душевные отношения между мной и братом, мной и родителями, между родителями и детьми, между друзьями. Мы становимся всё более одинокими в этой гипертрофированности личности, в основе которой лежит демонизирование общества.

Для исцеления от наших многочисленных недугов вовсе не обязательно ехать в далёкий Иерусалим и искать там давно обратившуюся в развалины купальню у Овечьих ворот. Для того чтобы с нами не случилось “чего хуже” нужно идти в храм Божий, и не край света, не в соседний район, а в тот, который ближе к дому.

Идти туда нужно за очень простой вещью – за лекарством от греха.

Это лекарство преподаётся любому желающему в неограниченном количестве, и при этом качество лечения вовсе не зависит от стен, в которых оно совершается и абсолютно не связано с личными достоинствами или недостатками того, кому Бог судил быть при этом лечении свидетелями, то есть от священников.

  • Источник
  • Иные материалы по теме:
  • Записи богослужений
  • Просмотров (116)

Толкование воскресного евангелия. неделя 4-я по пасхе, о расслабленном. ин., 5:1–15

Был праздник Иудейский, и пришел Иисус в Иерусалим. Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов.

В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды, ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью. 

Неделя 4-я по Пасхе о расслабленном - БогословТут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет. Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров? Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня. Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи. И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел. Было же это в день субботний.

Посему Иудеи говорили исцеленному: сегодня суббота; не должно тебе брать постели. Он отвечал им: Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи.

Его спросили: кто Тот Человек, Который сказал тебе: возьми постель твою и ходи? Исцеленный же не знал, кто Он, ибо Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте.

Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже. Человек сей пошел и объявил Иудеям, что исцеливший его есть Иисус.

Сегодняшнее Евангелие – об исцелении расслабленного, человека, который был болен в течение тридцати восьми лет. Нам показано, как велика сила и любовь Господня, которая воистину побеждает всякое зло, всякий грех и дает радость там, где безысходная скорбь. Слово Божие обращает наше внимание на время, когда совершилось исцеление. Это был праздник иудейский, то есть пасха ветхозаветная.

Христос приходит в Иерусалим на праздник. Праздник Божий – великий дар Божия добра. Множество людей со всех концов страны и обращенные из разных стран собирались на праздник, чтобы прославить Бога. Когда внутренне люди настроены так, устремлены к Богу, Бог открывает им ум для Божиего света и милосердия.Это было в Овчей купели, в Вифезде, что значит «дом милосердия».

Ибо здесь являлось милосердие Божие к больным и отчаявшимся людям. Не для того ли существуют на свете все Божии храмы? Что стало бы с миром, в котором столько несчастья, если бы не было в нем этих домов милосердия?!Что такое эта Овчая купель? Святая Церковь напоминает нам, что она была близ Овчих ворот в Иерусалимском храме, которыми проходили овцы, агнцы прежде принесения их в жертву.

Они принимали в этой купели омовение, и это был прообраз грядущего Великого Пастыря, приносящего Себя в жертву за словесных овец. Пять притворов в ней – напоминание о пяти ранах Его, которыми Он дарует нам исцеление. Ангел Господень время от времени сходил с небес и возмущал воду как вестник схождения к нам Спасителя.

Закипание воды от небесного прикосновения – прообразование великого освящения крещенских вод. И всякий раз, когда совершается освящение воды в храмах, священник с молитвой крестом касается воды, приводя ее в движение, и она становится целебной.Мы слышим, что первый входящий в эту воду получал исцеление, какая бы ни была у него болезнь.

Тот, кто первый сходил в купель, а не тот, кто медлил и приходил с опозданием. Время от времени Господь дает нам возможность коснуться чуда, которое никогда не повторится.Кого же Христос избирает для исцеления? Того, кто болел так долго, и чья болезнь была особенно тяжкой. Много было болящих в Вифезде, но Господь остановил Свой взор на одном, самом беспомощном.

Сколько раз отделял его один шаг от целебной воды, но всякий раз кто-нибудь опережал его. Невозможно никому преодолеть этот принцип жизни, вернее, смерти: «каждый за себя». Только Христос совершает победу над грехом и смертью и утверждает принцип новой нетленной жизни. И научает ему всякого верующего в Него.Представим, какой подвиг нес этот больной человек.

Нас не может не поражать его великое святое терпение, с которым он переносил свою болезнь. Тридцать восемь лет – это время условное. Мы знаем, что время относительно. Быстро или медленно идет время, зависит от того, в каком состоянии находится человек. Когда у человека радость, когда благодать – время летит на крыльях. Летит быстро, так что его как бы вообще не существует.

Когда же у человека горе или болезнь – время не то, что без крыльев, оно, как мы видим, и без ног и может только ползти. И вообще стоит на месте. Время не движется – ад уже на земле. И это в течение тридцати восьми лет, час за часом. тридцать восемь дней поболеть кому-нибудь тяжелой болезнью, представьте, каково нам будет?! А здесь – тридцать восемь лет день за днем и год за годом.

Читайте также:  О 10 девах - богослов

Мы говорим об этом не зря, потому что в наши малодушные дни случись с кем какая беда или несчастье – человек порой готов сам на себя наложить руки. Сколько мы слышали сообщений в прессе: стреляются офицеры, мать вместе с собою предает отчаянной смерти своих собственных детей, девочки-подростки лишают себя жизни, выбрасываясь сразу по несколько человек с балкона.

Мужество противостоять любому испытанию, любому страданию, обретается крестом Христовым, близостью ко Господу, Его даром, Его благодатью.Расслабленный человек год за годом продолжал лежать у воды, надеясь, что рано или поздно помощь придет к нему. И нам открывается, что первый – это не тот, кто первым подходит к святыне, оттесняя других.

А тот, кто исповедует себя первым из грешников, и по этой причине свое положение считает самым безнадежным. К нему-то первому и приходит Христос Бог. Хочешь ли быть здоров? – этот вопрос Господь задает каждому человеку. И нет, наверное, ни одного, кто поколебался бы в ответе.

Но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода, – отвечал Иисусу больной, – когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня.Нет человека.

У слепого есть поводырь, у хромого есть кто-нибудь из его родственников, у другого расслабленного – друзья, а у него в целом свете нет ни одного человека, который мог бы помочь, хотя тысячи людей вокруг, можно сказать, все человечество. Напротив – Иерусалимский храм, где священники без конца говорят о том, что надо творить дела милосердия.

И все слушают эти проповеди и, выходя из храма, идут мимо больного расслабленного человека. И нет ни одного человека. У него не было человека, говорит нам синаксарь сегодняшнего дня, и потому слово Божие, Бог Превечный стал Человеком, чтобы придти к этому больному, лежащему у Овчей купели, и спасти его.Встань, возьми постель твою и ходи, – говорит расслабленному Христос.

Тут же мы видим, как реагируют на это чудо иудеи – те, кому вручена истина и забота о духовном и нравственном просвещении народа. Они говорят исцелившемуся: Сегодня суббота; не должно тебе брать постели. Кто Тот Человек, Который сказал тебе: возьми постель твою и ходи? Они хотели узнать, что это за человек, который осквернил субботу.

Но узнать не для того, чтобы вместе со спасенным исцеленным человеком изумиться великому чуду, и не для того, чтобы собрать весь город, весь народ и сказать: «Посмотрите, что может делать Христос!» – а для того, чтобы, узнав, Кто сотворил это чудесное исцеление, убить Его.

За что они хотят убить Христа? За то, что Он был всего единственный человек среди всех, кто увидел расслабленного и пришел к нему на помощь. Он был единственный Человек, Который также не случайно переплыл Галилейское море и пришел к Геннисаретскому озеру, для того чтобы встретить двух бесноватых и исцелить их.

И не случайно Он подошел к вратам города Наина, чтобы встретить похоронную процессию, где неутешно плакала о своем единственном сыне мать.Не случайно пришел этот единственный Человек к Овчей купели. Он пришел потому, что для Него каждый человек – единственный. И Он хочет, чтобы каждый из нас стал единственным, ради которого Он воплотился и к которому Он идет.

И ради которого Он будет убит этими лжеправедниками, лжеблюстителями истины, которые создают идол из тайны Божией, из своего ложного благочестия.Нет ли среди нас сегодня такого «благочестия»? Нет ли среди нас таких людей, которые думают, что их лично не касаются страдания окружающего мира, если они все соблюдают: все посты и все церковные установления («субботу блюдут»)? То есть всё, что надо, они исполняют, но не видят человека, не видят народа, который, как тот расслабленный, не тридцать восемь лет, не семьдесят лет уже лежит – и нет ему исцеления.

Милосердный Господь, видя злобу книжников и фарисеев, учителей израильских, проходит свободно среди них, потому что не пришел еще Его час. Но наступит время, когда ради спасения всех людей Он предаст Себя в руки этих беззаконников, в руки людей грешных, с тем чтобы Своим непостижимым смирением, Своею любовью к каждому человеку победить зло, царствующее в мире, смертию смерть поправ, и открыв нам тайну нашего участия в Его Воскресении. 

Кто Этот Человек? – гневно спрашивают иудеи. Исцеленный был не в состоянии дать им ответ. Он знал, что его коснулось самое подлинное добро, какое только есть на свете, но у него не было ясного понятия об Исцелителе. Он не знал ничего о Христе, принимая Его дар.

Христос совершает много милостей и для тех, кто не знает Его. Он просвещает, укрепляет и утешает нас, избавляет от тысячи бед, а мы не знаем, Кто Он. И Господь удаляется от нас, как удалился Он на время от исцеленного расслабленного.

Где же тот человек снова находит Христа? Христос пошел в храм, и получивший исцеление пошел в храм. Он пошел в храм, потому что из-за своей болезни так долго не был в храме. Может быть, он не был в нем в течение всех тридцати восьми лет. Вот признак истинно глубокой души. Первое место, куда он идет, – храм, к Богу.

И встречает там живого Бога – Христа. Вот ты выздоровел, – говорит ему Христос, – иди и не греши, да не горше что тебе будет. Господь показывает, по какой причине он болел в течение столь долгого времени.

Так свойственно нам, когда мы в беде, в болезни, когда оставляет нас благодать, обещать много, смиряя свою душу молитвою и постом. А потом, получив милость от Бога, стараться какое-то время жить по слову Христову, а затем снова постепенно обо всем забывать.

Господь предупреждает об этой опасности: «Да не горше что тебе будет» – потому что кроме милосердия Божия есть правда Божия. Если ты отвергаешь милосердие Божие, если ты не хочешь строить свои отношения с Богом на таких условиях – есть правда Божия.

И это предупреждение не только евангельскому больному, но каждому из нас – когда Господь снова и снова принимает нас в покаянии, и снова и снова повторяет эти слова.

Его милосердие как будто бы снова побеждает, но кто из нас знает, где наступит тот предел, когда оно вдруг откроется правдою последнего Страшного суда, или того, что произойдет прежде Страшного суда здесь, на земле, с нами.

Мы получили большее, чем кто-либо, – избавление: в Пасху Господню мы вкусили вечную жизнь.

И мы знаем, какой дорогой ценой нам это дано: за исцеление расслабленного, за все добро, какое Он делал людям, иудеи приговорили нашего Господа к смерти как разорителя субботы. Но Его смерть открывает бесконечно большее чудо всему роду человеческому – воскресение из мертвых.

Христос Воскресе! Воистину Воскресе Христос!

«Ты пройди первым, а я подожду…»

Архимандрит Мелхиседек (Артюхин) Неделя 4-я по Пасхе о расслабленном - Богослов

Проповедь в Неделю 4-ю по Пасхе, о расслабленном 

…Не греши больше,  чтобы не случилось с тобою чего хуже (Ин. 5, 14) 

Сегодня Святая Церковь переносит нас к Овечьим вратам. Эти врата находились на северо-восточной стороне городской стены Иерусалима.

О них упоминается в книге  Неемии: И встал Елияшив, великий священник, и братья его священники и построили Овечьи ворота: они освятили их… (Неем. 3, 1).

Назывались они Овечьими, вероятно, потому, что близ них был рынок, на котором покупались овцы для жертвоприношений, или же потому, что через них пригонялись эти животные к храму.

Недалеко от этих городских врат находилась купальня, которая называлась по-еврейски Вифезда, что значит «Дом милосердия». Об этой купальне нигде не говорится в книгах Ветхого Завета.

Поэтому можно предполагать, что она стала известна сравнительно незадолго до пришествия Спасителя.

При этой купальне было пять крытых ходов, возможно, галерей, и, как говорится в Евангелии, «в них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды…»

Что же делали больные в этом месте? Что влекло их сюда, к этой купели? Ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью (Ин. 5, 4).

Все эти несчастные – слепые, хромые и иссохшие – ждали момента, который бывал здесь «по временам»: Ангел Господень возмущал воду, и тот счастливец, кто первым успевал войти в купель по возмущении воды, мгновенно получал исцеление, какою бы болезнью он ни был одержим.

Церковный историк Евсевий говорит, что вода становилась мутной или даже кроваво-красной в этот момент.

Можно представить себе ту атмосферу, которая царила при купальне: сгусток человеческого горя, предельная концентрация напряжения, множество сердец, ожидающих чуда… Но чудо, хотя и совершалось, попасть в его сферу было почти невозможно: чудо было недоступно, потому что только один, только первый, получал желаемое исцеление. На что же было надеяться расслабленному, который находился в болезни тридцать восемь лет? И тем не менее он год за годом не отходил от купели. Наверное, если бы его спросили, на что он рассчитывает, он не смог бы толком ответить. Он только видел, что здесь действует сила Божия, а если это так, то, значит, надо быть поближе к этому месту. Он надеялся сверх всякой надежды и много лет верил, что Бог не оставит его. «Ибо Хотящий всем спастись может оказать милость нашей немощи, только не будем удаляться от Него, но познаем: что у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день (см.: 2 Петр. 3, 8). Не будем слишком ретивы, не будем и ослабевать, но всегда полагать начало. Пал ли ты – восстань. И опять пал – восстань, только не оставляй Врача.., но пребывай при Нем, и Он окажет тебе милость или обращением, или искушениями, или другими действиями Промысла без твоего ведома», – так точно заметил сщмч. Петр Дамаскин.

Господь с сердечным состраданием говорит несчастному: «Хочешь ли быть здоров?» Расслабленный не знал, что перед ним стоит Мессия, Христос, и, полагая, что Незнакомец хочет помочь ему первым попасть в воду, когда она возмутится, начал объяснять как обычному человеку причину своих неудач, рассказав, что  среди окружающей его толпы не находится человека, который помог бы ему: Но не имею человека, который опустил бы меня в купальню… (Ин. 5, 7). И тогда вдруг происходит удивительное чудо: Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи (Ин. 5, 8).

Нам, конечно, очень трудно, почти невозможно представить радость и ликование исцелившегося. Евангельский расслабленный встретил наконец Того, Кто помог ему, правда, без чудодейственной купели. Господь пришел к нему по милосердию и любви особенным образом, минуя купель.

Мы испытываем облегчение,  радуемся, когда прекращается зубная боль, которая мучила нас несколько часов, или когда выходим на улицу после гриппа,  уложившего нас в постель на пять дней.

Читайте также:  Родители иоанна предтечи — пророк захария и праведная елисавета - богослов

А здесь тридцать восемь лет  тяжелой болезни,  тридцать восемь лет  человек лежал без движения, когда  не слушаются члены тела,  когда ты не можешь сделать простейшего движения, которое делает и младенец!

Евангелие повествует нам, что позже  Господь встретил этого человека в храме, и  это очень важная деталь: значит, человек пришел поблагодарить Бога за совершившееся над ним чудо; значит, не увлекли его пустые прелести мира; и, значит, понял он, с чего надо начинать новую жизнь – с благодарения Богу! И Господь говорит ему: Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже (Ин. 5, 14). Господь показывает и объясняет этому человеку, а вместе с ним и всем нам, что болезнь – это следствие грехов. «Причины болезни – грех, своя собственная воля, а не какая-либо необходимость», – считали и святые отцы (прп. Ефрем Сирин). Какими были грехи этого человека, мы не знаем, и Евангелие об этом не повествует, но есть один момент, который, как бы  приоткрывает пред нами завесу прошлой греховной жизни расслабленного: такое же напутствие, какое Господь дал исцеленному, чтобы он снова не впал в те же согрешения, дал Он и женщине,  взятой в прелюбодеянии, и ей Он тоже простил грехи.

«Иди, – сказал Господь, Спаситель мира, той, которая земными праведниками была осуждена на побитие камнями, – и впредь не греши» (см.: Ин. 8, 11). Грех жены был смертным.

Можно предположить, что и грех расслабленного принадлежал к разряду смертных.

А для погрязшего в смертных грехах нужна особенная помощь – Божия, которая и является часто в виде наказания человеку, чтобы призвать его к покаянию.

Покаяние – это протест против ненормального состояния, состояния без Бога; при покаянии встреча с Богом подобна землетрясению, которое рушит все, и тогда надо все изменить в своей жизни.

Человек призывается к покаянию, к примирению с Творцом  по-разному: или посылаемою болезнью, как это случилось с нашим расслабленным; или попускаемым гонением от людей, или еще какой-то «катастрофой, которая вдруг случается на одном из поворотов нашего жизненного пути», например смертью близких и т. д.

В «Цветнике духовном» читаем: «…Тело твое, изнуренное недугом, может быть спасительным врачевством для души твоей. Если ты подобен железу, то огонь страдания очистит тебя от ржавчины; если же ты золото, то сей огонь придаст более блеска твоей добродетели».

Святитель Николай Сербский наставляет так: «И твоя болезнь – чтобы радовался, а не жаловался. Ибо ты молился Богу, чтобы Он сделал из тебя лучшего человека. И Бог взял тебя в работу, начал закаливать и ковать». Когда же Господь отрезвит нас какой-либо закалкой, встряской, Он говорит: «Не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже».

Грех проявляется по-разному: и в мыслях, и в словах, и в действиях, ведь как необъятна палитра добра, так и необъятен диапазон зла и греха. Но всегда в своей основе  грех – это отход от Бога, отречение от Христа, это рассечение нашей души и разложение тела. Только Бог является источником нашей целостности.

И если мы от Господа отрываемся по причине своих грехов, то мы неизбежно теряем самую возможность быть здоровыми прежде всего – духовно.

Не зря  Господь спросил расслабленного: «Хочешь ли быть здоров?» Господь Иисус Христос показал нам, что значит быть человеком целомудренным, носящим в сердце своем Божественную тишину и Божественную славу.

Он показал нам путь, Он нас предупредил о том, что если мы не сделали добра кому-либо из наших ближних, то мы не сделали ничего и Ему, и, наоборот, если мы что-либо  доброе сделали ближнему, то мы сделали доброе и Ему. И это напоминание нам  всем – быть внимательными к себе, но при этом не быть равнодушными к другим.

Как в сегодняшнем Евангелии, где мы читаем о том, как расслабленный  тридцать восемь лет  лежал рядом с купелью в крайней нужде, разбитый, сломанный, пораженный, и не нашлось ни одного человека, который захотел бы ему помочь.

Целомудрие – это способность человека целиком отдать себя вере, любимому делу, семье, стране… Как только человек начинает себя отдавать полностью, все его силы собираются воедино…

И здесь важно уметь отказываться от своих греховных наклонностей, причем делать этот выбор надо сознательно, трезво на себя посмотреть и понять, что какие-то вещи в жизни не нужны, отделить от себя грех словно грязь, шелуху. Целомудрие – это целостность духовного существа человека, который проводит внимательную, трезвенную, христианскую жизнь.

Первый чудесный плод этой целостности или целомудрия – смирение.  Оно прежде всего – победа правды в нас самих, уничтожение всей той лжи, в которой мы обычно живем. Только смиренные способны жить по правде, видеть и принимать вещи такими, какие они есть, и благодаря этому видеть Божие величие,  чувствовать доброту и любовь ко всем.

Вот почему сказано, что Бог смиренным дает благодать, а гордым противится. Вне всякого сомнения настоящее целомудрие сегодня возможно, как и в любое время. В самые страшные времена всегда находились люди, про которых мы говорим, что у них есть стержень внутри.

Так вот то, что случилось с расслабленным человеком, – никто не проявил к нему участия, сострадания, –  в наше время случается с миллионами людей, из-за потери трезвости и бодрствования, пребывания в расслабленном состоянии духа. Мир  сейчас уже не стонет, но рыдает, страдая от недостатка, от острого дефицита любви, теплоты, участия, сострадания, от недостатка света и доброты.

Господь в беседе с иудеями сказал: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни (Ин. 8, 12). Начинается же свет Христов со святого Евангелия – этот свет просвещает всех. Если в нас нет света, то в наших сердцах нет и тепла.

Если нет тепла в наших сердцах, то мы не привносим тепла в этот холодный мир. Каждому духовно здоровому, нормальному  человеку должно быть свойственно радоваться вместе с тем, кого Господь исцелил,  кого коснулся,  кому явил  Свою милость.

  Но мы очень часто напоминаем окружавших расслабленного блюстителей закона именно своими мертвыми сердцами. Мы не хотим исцеления ближнего, а если оно случается, то не хотим замечать его выздоровления, не желаем приобщиться его радости, а как бы шепчем: «Сегодня суббота… Не должно тебе брать постели…

» И часто окружающие видят в нас только наблюдателей за омовением чаш, кружек, котлов и скамей, но не видят соучастия.

Пришли однажды к авве Зенону братия и спросили его, что значит написанное в Иове: Небо нечисто пред Ним (Иов.15, 15). Старец сказал на это: «Братия оставили исследование грехов своих и взялись за исследование  Небесного».

И кто из нас может сказать о себе,  что когда он чего-то желал, к чему-то стремился и неожиданно оказывался рядом с другим человеком, который был в нужде и к тому же стремился, но дольше и сильней, что он  пожертвовал собой, отступил в сторону  и  сказал другому: «Ты пройди первым, а я подожду?» Нет, мы вечно толкаемся, вечно хотим быть первыми, забывая, о чем говорили святые отцы: только уступчивость, любовь и смирение делают человека сосудом  Святого Духа.

Евангельский расслабленный «собрал себя» в надежде на милость Божию, проявил мужественное терпение, которое есть  плод целомудрия.

Но в нашей  реальности, особенно сегодняшней,  гораздо чаще бывает наоборот: человек бывает физически крепок, но оказывается полным паралитиком в духовном смысле. Расслабленность физическая видит свою немощь.

Человек же, расслабленный духовно, обычно не видит своего страшного состояния. Он уже не может ни верить, ни надеяться, ни ждать, ни просить, ни тем более каяться. …Нет в устах их истины: сердце их – пагуба, гортань их – открытый гроб, языком своим льстят (Пс.

5, 10), – так ярко говорит об этом Псалмопевец Давид. Святой Исаак Сирин так пишет о таком состоянии: «Душа, не движимая покаянием, – нечувствие окаменелого сердца, остановка на пути к Богу, духовная смерть».

Много расслабленных вокруг нас, расслабленных душевно, которые «не имеют человека», чтобы опустить их в исцеляющую купель. Купелью является для нас Церковь, где не «по временам», а постоянно, непрерывно возмущены воды таинств, дающих исцеление благодатью Святого Духа всем, входящим  в пространство этих таинств.

Каждый из нас, участвующий в таинствах Церкви, должен стать человеком, помогающим тому, кому так необходимо погрузиться в купель Божественного исцеления, чтобы не было вокруг нас людей, говорящих Господу: «Не имею человека».

Также всем нам надо крепко верить, как бы мы сами ни были расслаблены, мужественно  ждать, что наступит день и час, когда Господь коснется  и нас и скажет: «Встань и ходи». Аминь.

Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном | Храм святителя Григория Богослова и мученицы Зои

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие во Христе братия и сестры! Прочитанное ныне Евангелие повествует о великом чуде исцеления расслабленного, которое сотворил Господь наш Иисус Христос, и о Его милосердии к страждущему человечеству. Это Евангелие имеет ближайшее отношение к каждому из нас и может послужить нам величайшим назиданием и утешением.

Евангелие нам повествует о том, что недалеко от Храма в Иерусалиме была Овчая купель (нечто вроде бассейна).

Ангел Господень сходил по временам в эту купель, возмущал воду и сообщал ей чудодейственную силу, и кто первый входил в воду после возмущения ее Ангелом, тот получал исцеление от всякой болезни, какою бы ни был одержим.

Эта целебная сила привлекала к воде множество болящих. Среди них был один человек, который тридцать восемь лет страдал тяжким недугом, но все-таки не унывал в надежде на исцеление.

По случаю праздника Господь наш Иисус Христос пришел в Иерусалим и посетил Овчую купель.

Обратив внимание на терпеливо ожидавшего милости Божией расслабленного, Господь спросил его: Хочешь ли быть здоров? Так, Господи, – отвечал больной, – но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня. Тогда Господь говорит: Встань, возьми постель твою и ходи (Ин.

5:6–8). И о, чудо! Одним Своим Божественным словом Господь мгновенно исцелил больного. Страдавший тридцать восемь лет тяжким недугом тотчас выздоровел, взял постель свою и пошел. А было это в день субботний, и иудеи сказали, что в субботу не дозволено носить постель.

Тогда исцеленный промолвил: Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи (Ин.5:11). Иисуса Христа рядом уже не было. Он скрылся в народе. Но потом, когда Господь встретил исцеленного в храме, Он присовокупил следующие слова: Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже (Ин.5:14).

Первое, что заслуживает нашего внимания, – это твердая вера больного в милосердие Божие. Тридцать восемь лет он страдал от тяжкой болезни и не изнемогал в своем терпении и уповании. Он верил и надеялся получить просимое, и Господь вспомнил о нем и подал ему исцеление.

Научитесь, дорогие, на этом примере быть терпеливыми во время посещающих нас скорбей, которых бывает так много. Стремитесь уповать на Господа Бога и в надежде на Него черпать силу и мужество к безропотному перенесению разного рода скорбей и неудач житейских.

Какими бы тяжкими ни были скорби, сколько бы времени они ни продолжались, – верь, что Господь может тебе помочь и рано или поздно облегчит твои страдания, если только будешь иметь твердую, непоколебимую надежду на Его милосердие.

Господу все возможно, и Он может в одно мгновение переменить твою скорбь на радость.

Действительно, скорби и беды порой не под силу понести человеку, и мы, из-за своего малодушия и нетерпеливости, нередко теряем упование на милость Божию, плачем и ропщем, говоря: «терплю я и молюсь, но Господь не видит моих слез», – и уже начинаем впадать в отчаяние. Вот насколько мы порой малодушны! Пример терпеливого перенесения своей болезни расслабленным да послужит назиданием каждому из нас.

Читайте также:  Праздник крещения господня 2021 в тюльгане - богослов

Дорогие братия и сестры! Если мы веруем, что есть Бог, что Он за нас предал на смерть Своего Единородного Сына, если мы веруем, что всею нашей жизнью управляет не кто иной, а Тот же Отец Небесный – то поэтому мы и должны возложить на Него все наши упования. Возверзи на Господа печаль твою, и Той тя препитает… (Пс.54:23).

Мы иногда желаем, чтобы наши прошения и молитвы тотчас же исполнялись, не помышляя о том, что Бог лучше нас знает, что для нас полезнее и когда подать нам утешение.

Мы плачем, стонем, называя себя несчастными и как бы невинно страдающими всю жизнь, не вспоминая наставления Господня апостола: Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает (Евр.12:6).

Через перенесение скорбей и телесные страдания Господь врачует нашу душу, приготовляя ее к будущей жизни, научает нас смирению и нелицемерному упованию на Его милость. Посещение скорбей ясно свидетельствует о том, что Господь в это время обратил на тебя особенное внимание.

Он хочет умудрить тебя во спасение, дает тебе возможность показать Ему, насколько ты богат верою, надеждою и любовью, – этими существенными христианскими добродетелями, без которых человеку невозможно войти в Царствие Небесное.

И не напрасно святые и праведные считали себя позабытыми от Господа, когда их долго не посещали скорби.

Апостол Павел говорит: мы не только тем хвалимся, что через веру получили оправдание и надежду в будущем, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам (Рим.5:3–5). Скорби – это наши учителя, они научают нас терпению, опытности и искусности. А опыт – это великое дело в жизни. Опыт одушевляет человека уверенностью в успехе.

А мы вот этой-то чудной силы не хотим в себе воспитывать, и даже когда Господь Сам, по Своему человеколюбию, решается возрастить в нас ее, эту силу, то мы и тогда ропщем на Него, плачемся на судьбу: зачем она требует от нас напряжения, усилия, заботы и труда непосильного. Не зная того, что своим малодушием мы существенно мешаем благодати Божией помогать нам, – мы становимся ни на что не способными, не умеющими воспринять в себя эту благодать, которая требует от нас решимости в отдании себя в волю Господню.

Не могут не обратить на себя нашего внимания слова из прочитанного Евангелия, сказанные Господом исцеленному расслабленному: Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже (Ин.5:14).

Из этих слов видно, что между болезнью и грехом существует самая наитеснейшая связь. Пока первые люди не согрешили, до тех пор они были здоровы и телом и душой. А после того, как не смогли уберечь себя от греха, – вслед за грехом последовали и болезни.

Это явление повторяется и сейчас, и закон этой зависимости будет в силе до cкончания века. Всякое нарушение закона, как в области телесной, так и в области нравственной, влечет за собой расстройство природы нашей и непременно сопровождается болезнями.

А посему, зная эту истину, будем всемерно избегать греха как причины разрушения нашей душевной и телесной природы.

Между тем нет человека, который смог бы постоянно уберегать себя от согрешений. По слову Божию: несть человек иже жив будет и не согрешит, аще и един день жития его на земли. Но благодать Божия дает нам средство к постоянному очищению от грехов в Таинстве покаяния. Сколько бы человек ни падал – он всегда имеет возможность восстать.

Осознав свой грех, пожалей о том, что ты оскорбил всеблагого Господа, возымей твердое намерение исправления – и Господь по Своему милосердию простит тебе твой грех и сподобит Своей благодати.

А если же в постигших нас бедствиях и случится замедление в исполнении наших прошений, то пусть тогда пример страдавшего тридцать восемь лет расслабленного служит нам утешением в уповании на милость Божию.

Скажем словами святого апостола Иакова: долготерпите и вы, укрепите сердца ваши… (Иак.5:8). Жизнь свою предоставьте воле Божией. Верьте: Господу лучше нашего знать, когда Ему призреть на нас, а когда и отвратить от нас пречистое лице Свое. И что бы ни случилось в жизни – почаще взывайте: Упование мое – Отец, Прибежище мое – Сын, Покров мой – Дух Святый, Троице Святая, слава Тебе! Аминь.

19 мая. Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном

Христос воскресе, дорогие телезрители! Сегодня, в Неделю 4-ю по Пасхе, о расслабленном, Православная Церковь совершает память праведного Иова Многострадального.

Святой праведный Иов жил за 2000–1500 лет до Рождества Христова в Северной Аравии, в стране Авситидийской, в земле Уц. Жизнь и страдания его описаны в Библии (Книга Иова).

Иов был человеком богобоязненным и благочестивым. Всей душой он был предан Господу Богу и во всем поступал согласно Его воле, удаляясь от всего злого не только в делах, но и в мыслях. Господь благословил его земное существование и наделил праведного Иова большим богатством: у него было множество скота и всякого имения.

Семь сыновей праведного Иова и три дочери были дружны между собой и собирались на общую трапезу все вместе поочередно у каждого из них. Через каждые семь дней праведный Иов приносил за своих детей жертвы Богу, говоря: «Может быть, кто из них согрешил или похулил Бога в сердце своем».

За свою справедливость и честность святой Иов был в великом почете у сограждан и имел большое влияние на общественные дела.

Однажды, когда перед Престолом Божиим предстали святые ангелы, явился между ними и сатана. Господь Бог спросил сатану, не видел ли он раба Его Иова, мужа праведного и чуждого всякого порока.

Сатана дерзко отвечал, что недаром богобоязнен Иов – Бог бережет его и умножает его богатства, но если наслать на него несчастья, то он перестанет благословлять Бога.

Тогда Господь, желая показать терпение Иова и веру, сказал сатане: «Все, что есть у Иова, Я предаю в твои руки, только самого его не касайся».

После этого Иов внезапно лишился всех своих богатств, а потом и всех своих детей. Праведный Иов обратился к Богу и сказал: «Нагим вышел я из чрева матери моей, нагим и возвращусь к матери своей земле. Господь дал, Господь и взял. Да будет имя Господне благословенно!» И не согрешил Иов перед Господом Богом, и не произнес ни одного неразумного слова.

Когда ангелы Божии вновь предстали перед Господом и среди них сатана, то диавол сказал, что Иов праведен, пока сам невредим. Тогда Господь возвестил: «Я попускаю тебе сделать с ним, что хочешь, только душу его сбереги».

После этого сатана поразил праведного Иова лютой болезнью – проказой, которая покрыла его с ног до головы. Страдалец принужден был выселиться из общества людей, сел вне города на куче пепла и глиняным черепком скоблил свои гнойные раны. Все друзья и знакомые оставили его.

Жена его принуждена была добывать себе пропитание, трудясь и скитаясь из дома в дом. Она не только не поддерживала своего мужа в терпении, но думала, что Бог наказывает Иова за какие-либо тайные грехи, плакала, роптала на Бога, укоряла и мужа и наконец посоветовала праведному Иову похулить Бога и умереть.

Праведный Иов тяжко скорбел, но и в этих страданиях остался верен Богу. Он отвечал жене: «Ты говоришь, как одна из безумных. Неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?» И не согрешил праведный ни в чем перед Богом.

Услышав о несчастиях Иова, три его друга пришли издалека к нему разделить его скорбь. Они считали, что Иов наказан Богом за грехи, и убеждали неповинного ни в чем праведника покаяться.

Праведник отвечал, что он страдает не за грехи, но что эти испытания посланы ему от Господа по непостижимой для человека Божественной воле.

Друзья, однако, не верили и продолжали считать, что Господь поступает с Иовом по закону человеческого возмездия, наказывая его за совершенные грехи.

В тяжкой душевной скорби праведный Иов обратился с молитвой к Богу, прося Его Самого засвидетельствовать перед друзьями его невиновность. Тогда Бог явил Себя в бурном вихре и укорил Иова за то, что он пытался проникнуть своим разумом в тайны мироздания и судеб Божиих.

Праведник всем сердцем раскаялся в этих мыслях и сказал: «Я ничтожен, отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле». Тогда Господь повелел друзьям Иова обратиться к нему и просить его принести за них жертву, ибо, – сказал Господь, – только лице его Я приму, дабы не отвергнуть вас за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов (Иов 42, 8).

Иов принес жертву Богу и помолился за друзей, и Господь принял его ходатайство, а также возвратил праведному Иову здоровье и дал ему вдвое больше того, что он имел прежде.

Вместо умерших детей у Иова родилось семь сыновей и три дочери, прекраснее которых не было на земле.

После перенесенных страданий Иов прожил еще сто сорок лет (всего же он прожил двести сорок восемь лет) и видел потомство свое до четвертого рода.

Святой Иов прообразует Господа Иисуса Христа, сошедшего на землю, пострадавшего ради спасения людей, а потом прославившегося славным Своим Воскресением.

Я знаю, – говорил праведный Иов, пораженный проказой, – что Искупитель мой жив и Он восставит из праха в последний день распадающуюся кожу мою, и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам, мои глаза, не глаза другого увидят Его. Чаянием сего истаивает сердце мое в груди моей! (Иов 19, 25–27).

«Знайте, что есть суд, на котором оправдается только имеющий истинную премудрость – страх Господень и истинный разум – удаление от зла» (см. Иов 19, 29; 28, 28).

  • Святой Иоанн Златоуст говорит: «Нет несчастья человеческого, которого не перенес бы этот муж, твердейший всякого адаманта, испытавший вдруг и голод, и бедность, и болезни, и потерю детей, и лишение богатства, и затем, испытав коварство от жены, оскорбления от друзей, нападения от рабов, во всем оказался тверже всякого камня, и притом до Закона и Благодати».
  • * * *
  • Дорогие братья и сестры, сегодня также совершается память святых:
  • прп. Михея Радонежского (1385);
  • прп. Иова Почаевского (XVII);
  • мчч. Варвара воина, Вакха, Каллимаха и Дионисия (около 362);
  • мч. Варвара, бывшего разбойника;
  • прав. Тавифы (I);

мч. Авраамия Болгарского (перенесение мощей, 1230).

Всех, кто носит имена святых, прославляемых Церковью сегодня, я сердечно и тепло поздравляю с днем тезоименитства! Будьте Богом хранимы! Многая вам и благая лета! Воистину воскресе Христос!

Иеромонах Димитрий (Самойлов), насельник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *