Неделя о мытаре и фарисее — этап подготовки к великому посту — богослов

Начать поститься – это не сиюминутное решение. Перед Великим постом необходима подготовка для организма и ума. За несколько недель христианин постепенно готовится к воздержанию и смирению.

Каждые семь дней новая притча, новый совет для переосмысления жизни и поступков своих. Каждую неделю новые ограничения в пище.

Все это для одного – нужно понять, что мы равны перед Богом и всегда можно исправить свои ошибки, чему Господь будет истинно рад.

Что такое подготовительные недели перед Великим постом

Каждое значительное дело начинается с предварительной подготовки: большая спортивная победа – это годы тренировок, научное открытие – это месяцы опытов, открытие компании – это труд многих людей. Соблюдение моральных и физических ограничений во время Великого поста – для кого-то тоже «подвиг». Подготовиться к предстоящему месяцу помогают специальные дни перед Великим постом.

Великий пост – необходим для очищения своих тела, мыслей и души перед Пасхой. Это кропотливая работа над собой, самая сложная, ведь осознание своих ошибок и грехов, дальнейшее воздержание от них – большой труд.

Настроиться на правильный лад, понять смысл предстоящих испытаний и глубину духовного совершенствования и покаяния – вот главная цель подготовительных недель.

Организму так же нужно привыкнуть к меню перед Пасхой, поэтому постные дни чередуются с обычными, постепенно изменяя рацион на постный.

Сразу нужно определиться с понятиями и правилами будущего периода. «Неделя» в церковнославянской речи означает последний день недели, воскресенье, когда народ не занят ежедневными делами и может посвятить весь день мыслям о Господе, общении с ним и самосовершенствованию. А привычная в нашей речи «неделя», временной промежуток в семь дней, называется «седмица».

Так вот, подготовка к Великому посту длится 22 дня – три «седмицы» и четыре «недели» (воскресенья). Каждое воскресенье имеет свое название, а последующая неделя напоминает христианину о том или ином грехе, в церкви исполняются определенные стихиры и вводятся разные ограничения на пищу.

Неделя о мытаре и фарисее

Неделя о Мытаре и Фарисее — этап подготовки к Великому посту - Богослов

Первое подготовительное воскресенье носит название «О мытаре и фарисее», на литургии в этот день читается соответствующая притча. Это небольшая история о том, как молились в церкви два человека разных сословий – фарисей и мытарь.

Обращения к Богу этих двух людей были различны: фарисей просил благодарности у Господа за свою смиренность, он отдает десятину, постится и не берет чужого, в отличие от других; мытарь же просил прощения, не поднимая глаз, он раскаивался в своих проступках и хотел милости.

Первая неделя задает тон всему посту – каждый должен быть смиренным.

Не сравнение своих положительных поступков с чужими оплошностями дарит нам милосердие, а только определение собственных ошибок и истинное раскаяние в них помогут исправиться в лучшую сторону.

Гордость своими достижениями мешает духовному очищению и росту, а истинное покаяние – это способность хладно оценивать свои поступки, глядя на них со стороны.

Последующие семь дней «всеядны», можно кушать все, не соблюдая поста.

Неделя о блудном сыне

Неделя о Мытаре и Фарисее — этап подготовки к Великому посту - Богослов

В следующее воскресенье на богослужении вспоминается история о блудном сыне и к обычным псалмам добавляют «На реках Вавилонских».

Главная притча недели гласит об отце двух сыновей, разделившем свое имущество поровну. Один из потомков, забрав свою половину, начал жить распутно.

Конечно, в скором времени он испытал нужду и пытался заработать, но понял, что достойнее, чем собственный отец, ему никто не заплатит. А сам он не достоин теперь называться его сыном. Вернувшись в отчий дом, он признал свою ошибку.

Отец же устроил в честь его возвращения большой праздник, одев блудного сына в лучшие одежды и перстни.

Идея данной притчи в том, что когда бы ни пришло осознание своего греха, отец (Господь) всегда примет христианина и будет рад его покаянию (возвращению). Всегда есть тот, кто примет человека со всеми его изъянами, подаст руку и поможет в любой сложной ситуации. Нужно только переступить через гордость и страх, собраться с духом и прийти в церковь.

Следующие семь дней вводятся дни соблюдения поста – среда и пятница, а седмица называется Пестрой из-за чередования обычных и постных дней. Суббота, выпадающая в эти семь дней, считается родительской. Вспоминают ушедших в мир иной родственников, а в церкви проходит обряд Вселенской панихиды.

Неделя о страшном суде

Неделя о Мытаре и Фарисее — этап подготовки к Великому посту - Богослов

Третье подготовительное воскресенье носит название «недели о страшном суде». В храме упоминается притча о дне, когда всем воздастся по заслугам.

Во время службы делается акцент на том, что за все свои поступки придется отвечать и не нужно надеяться только на Господа, а уже сейчас начинать анализировать свою жизнь, исправляя ее в правильном русле.

Покаяние – это хорошо, но его недостаточно, должны быть действия, которыми можно будет подкрепить свою защиту на Страшном суде.

Это воскресенье последнее перед постом, когда можно кушать мясо, его еще называют мясопустной неделей. Следующие семь дней можно кушать молочные продукты и рыбу, а вот мясные блюда уже под запретом. Церковные литургии уже становятся длиннее и торжественнее, в преддверии духовных трудов.

Масленичная неделя

Неделя о Мытаре и Фарисее — этап подготовки к Великому посту - Богослов

Седмица после недели о страшном суде Масленичная, каждый день имеет свои особенности и праздничные традиции. Уже с понедельника начинают печь блины, готовясь к предстоящим гуляньям, самый первый блин отдавался нищему, чтобы он «помянул» усопших родственников.

Во вторник начинаются гулянья, игры в снежки, катания в санях на лошадях и с горок. Среда – день блинов в гостях у тещи, в этот день отменен пост, как и в пятницу, когда теща приходит с ответным визитом. Тести приходили в гости не только проведать молодых, но и дать им житейский совет, поделившись с ними своей мудростью и опытом в ведении хозяйства.

Четверг – «официальный» день открытия увеселительных мероприятий. Разгул начинался с самого утра и все стремились поучаствовать в спортивных мероприятиях, танцах и снежных боях. В субботу масленичное веселье продолжалось, кроме того, молодая жена звала золовку в гости на чай и домашнюю выпечку.

Воскресенье перед Великим постом

Неделя о Мытаре и Фарисее — этап подготовки к Великому посту - Богослов

Последний день подготовительных дней — неделя Сыропустная или Прощеное воскресенье. После длительных гуляний люди собираются в церкви. Во время богослужения вспоминают изгнание Евы и Адама из Рая, как бы напоминают, хоть человек отошел от Бога, но всегда у каждого есть своя уникальная возможность вернуться к Отцу, пересмотрев свои поступки, слова и мысли.

В конце литургии священнослужитель просит прощения. Следуя его примеру, все христиане просят прощения друг у друга. В ответ нужно простить и отпустить все обиды, которые не дают покоя голове. Прощение – важный шаг к облегчению души от тяжелых помыслов, нужно войти в пост без всех обид.

Это последний день, когда можно кушать масло и рыбу, уже завтра начинается Великий пост.

Неделя о мытаре и фарисее. Постная триодь

Неделя о Мытаре и Фарисее — этап подготовки к Великому посту - Богослов

Неделя о мытаре и фарисее — это первое из четырёх воскресений, с которого начинается подготовка к Великому посту. Впереди неделя о блудном сыне, неделя Мясопустная, неделя Сыропустная (Масленица). Именно в неделю о мытаре и фарисее в Богослужении начинается использование Постной Триоди. Также эта неделя посвящена известной евангельской притче о мытаре и фарисее.

***

Подготавливая нас духовно к Великому посту, церковные песнопения, прежде всего, обращают мысли молящихся к смиренномудрию, без которого ни одно, даже самое благое по виду дело, не может быть воистину Богоугодным.

Так, Триодь Постная начинается с воспоминания хорошо известной Евангельской притчи «О мытаре и фарисее», когда смиренный грешник и мытарь выходит из храма более оправданным, чем гордый и самодовольный фарисейский праведник.

Ибо «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (1-е Петр. 5, 5).

«Фарисеями» (от евр. «фаруш» — особенные, отделенные) являлись последователи одной из иудейских сект, появившихся во II и III в. до Р. Х. Свое наименование фарисеи получили оттого, что старались отличиться особенною ревностью к закону.

С течением времени в качестве дополнений и разъяснений к закону образовалось множество древних преданий, которые относились преимущественно к его внешней, обрядовой стороне.

Придавая всем отеческим преданиям и обычаям Божественную важность наравне с законом Моисея, фарисеи составили из себя особый класс или общину и стали чуждаться общения с остальным народом, который относился к ним с глубоким уважением, как к строгим ревнителям закона.

Но под внешнею праведностью и обрядовою ревностию фарисеев скрывалось самое возмутительное лицемерие, самое холодное бездушие и самые безнравственные деяния, что и находило себе достойное обличение в речах Исуса Христа [1].

«Мытарями» назывались лица, назначаемые римлянами для сбора податей с иудеев. Они обыкновенно брали на откуп собирание этих пошлин и употребляли всевозможные меры, чтобы извлечь для себя наибольшие выгоды.

Как корыстолюбивые и наглые агенты языческой державы, мытари считались в народе предателями и изменниками своей страны и Господа Бога.

Говорить с ними почиталось грехом, общаться с ними — осквернением, хотя и среди них были добрые и богобоязненные люди [2].

«Сказал (Господь) также к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны и уничижали других, следующую притчу: Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь.

Читайте также:  О 10 девах - богослов

Пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаза на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! Милостив будь ко мне грешнику! Сказываю вам, что сей пошел в дом свой оправданным более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк.

18, 9–14).

Неделя о Мытаре и Фарисее — этап подготовки к Великому посту - БогословПритча о мытаре и фарисее. Балканы

Толкование св. Иоанна Златоуста («Златоуст», сл. 1-е):

Пріиди1те ќбw брaтіе, послyшайте хrт0ва глaса, да бодрёйши бyдемъ на послушaніе. сію2 бо при1тчу сп7съ речE нaшегw рaди сп7сeніz: не сни1де бо прaведны< рaди, но грёшныхъ рaди, да спасyтсz.

Чlка, речE, двA внид0ста в8 цRковь помоли1тисz, є3ди1нъ фарисeй, ґ другjи мытaрь. T начaтка сл0ва познaемъ, к0ждо бо нaсъ въ себЁ џба и4мамы.

цRковь, разумёемъ, люби1мицы, составлeніе тэлесE своегw2, ћкоже ґпcлъ гlетъ: брaтіе, вы2 є3стE цRкви бGа жи1ва.

ДвA, речE, кHнника, мытaрь и3 фарисeй: и3 впрzжE фарисeй двA кwнS, да пости1гнетъ в8 вёчную жи1знь, є3ди1нъ к0нь добродётельныи, п0стъ и3 млcтынz: ґ другjи к0нь, г0рдость, и3 величaніе, и3 њсуждeніе.

и3 запS г0рдость добродётели, и3 разби1сz к0ннаz колесни1ца, и3 поги1бе самомни1мый всaдникъ. никт0же бо, речE, њ себЁ пріeмлетъ чcть, но звaнныи t бGа.

речE бо апcлъ: не хвали1сz на вётвіи седS, не ты2 бо к0рень н0сиши, но к0рень тебE.

ВпрzжE же и3 мытaрь двA кwнS, є3ди1нъ ѕлaz дёла, лихои1мство, нечистотY, несhтство: ґ другjи к0нь, смирeніе, неtчazніе, и3 спасE всaдника смирeннаz надeжда, є3ди1нэмъ бо сл0вомъ њбрёте њправдaніе, речE: б9е њчи1сти мz грёшнаго. д0брэ речE прbркъ. бли1зъ гDь всёмъ с®цемъ призывaющихъ є3го2 и4стинною.

Тропарь, глас 6.

Ангельския силы на гробе Твоем, стрегущия омертвиша. И стояше Мария при гробе, ищущи пречистаго Тела Твоего. Испроверже ада не искушься от Него. Срете Деву, даруяи живот, воскрес из мертвых, Господи слава Тебе.

  • Кондак, глас 2.
  • Мытаря иногда щедре оправда Спасе благии, очисти возопивша, и мене окаяннаго презрев безмерная прегрешения спаси, Долготерпеливе, иже Един сыи Благопременитель.
  • Библиотека Русской веры Канон в неделю о мытаре и фарисее →
  • Читать онлайн

На протяжении всего Евангельского повествования часто можно встретить противопоставление между мытарями и фарисеями. Так, фарисеи постоянно укоряли Господа за то, что Он «ест и пьет с мытарями и грешниками», ибо считали подобные дела вовсе недостойными для вождя народа и пророка.

По своему высокоумию они смотрели на себя как наизбранных от всех прочих людей и были уверенны, что Царство долгожданного Мессии принадлежит только им, исключительно по праву рождения от «семени Авраамова».

На суетность этого ложного их мудрования указывал еще Иоанн Креститель в самом начале проповеди покаяния и Нового Завета:

«Увидев же Иоанн многих фарисеев и садукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехиднины! Кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же плод достойный покаяния.

И не думайте говорить в себе: «отец у нас Авраам»; ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму (т. е.

обратить язычников); уже и секира при корене дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» (Мф. 3, 7–10).

Благодаря таким убеждениям, фарисеи не видели для себя нужды точно заботиться и о внутренней стороне Закона. Внешнюю же они соблюдали очень тщательно, ибо это делало их праведными в глазах простого народа и позволяло занимать выгодные и доходные должности.

Невиданные доселе чудеса и всеобщая любовь вызывали у них черную зависть к Христу Спасителю, они постоянно укоряли Его и не могли спокойно слушать истины Евангельского учения.

Господь также неоднократно указывал на их лукавство и лицемерие, незадолго до крестных Своих страданий Он говорил с ними особенно открыто и убедительно, о чем подробно можно прочитать у св. евангелиста Матфея:

Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам; ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете (Мф. 23, 13).

«Мало того, — говорит Господь, — что вы сами не веруете и порочны, но отклоняете и других от веры в Меня и своим примером губите. Народ обычно подражает начальникам, особенно когда видит их склонными ко злу. Посему всякий наставник и учитель должен наблюдать, какая от него польза. Горе ему, если он своей жизнью препятствует другим преуспевать в добре» [3].

Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго молитесь: за то примете тем большее осуждение (Мф. 23, 14).

«Называет фарисеев лицемерами, так как они показывали благочестие, а между тем не делали ничего соответственного благочестию; напротив, совершая продолжительные молитвы, они в то же время поедают домы вдов. Они были обманщики, которые издевались над простецами и обирали их.

Тягчайшее осуждение они примут за то, что поедают домы вдовиц, которых, напротив, следовало бы поддерживать и помогать в их бедности.

Или иначе: они примут тягчайшее осуждение за то, что они творят зло, поедают имущество вдовиц под предлогом доброго дела — молитвы; наибольшего осуждения достоин именно тот, кто под видом добра обманывает» [4].

Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас (Мф. 23, 15).

«Не только иудеев развращаете вы, но и тех, кто от идолослужения обращается к иудейской вере, — так называемых прозелитов. Вы стараетесь кого-нибудь обратить к иудейскому образу жизни и обрезанию, а когда кто станет иудеем, он гибнет, заражаясь вашей порочностью. Сын геенны — это человек, достойный сожжения в геенне, имеющий с геенной какое-то духовное сродство» [5].

«Господь называет фарисеев «слепыми» за то, что они не хотят учить тому, чему должно; предпочитая второстепенное, оставляют наиболее главное. Порицает их, как «безумных», потому что они, пренебрегая важнейшим в законе, старались о точности в мелочах, не упуская даже пожертвовать десятину от растения тмина.

«Слепыми вождями» зовет их, так как они, хвалясь ученостью и знанием всего, для всех были бесполезны, даже губили людей, повергая в ров неверия.

Ибо они, по словам Господа, «оцеживали комара», то есть замечали малые погрешности, и в то же время «поглощали верблюда», то есть упускали из виду великие преступления» [6].

Неделя о Мытаре и Фарисее — этап подготовки к Великому посту - БогословПритча о мытаре и фарисее. XIV в. Сербия, монастырь Грачаница

Таким образом, вся внешняя праведность фарисеев оказывалась подобной «украшенному гробу», который с виду был богато убран, внутри же полон мертвых костей.

Гордые фарисеи, поистине мертвые душою, не внимали призывам к покаянию, так как Господь, обличая их, желал их обращения, но только исполнялись все большей ненавистью к Нему Самому.

В конце Своей проповеди Он уже ясно говорит им о том, что они добровольно лишают себя вышней благодати, тогда как мытари и грешники обретают ее:

«А как вам кажется? У одного человека было два сына; и он, подойдя к первому, сказал: «сын! пойди сегодня работай в винограднике моем». Но он сказал в ответ: «не хочу»; а после, раскаявшись, пошел. И, подойдя к другому, он сказал то же. Этот сказал в ответ: «иду, государь», и не пошел.

Который из двух исполнил волю отца? Говорят Ему: первый.

Исус говорит им: истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие, ибо пришел к вам Иоанн путем праведности, и вы не поверили ему, а мытари и блудницы поверили ему; вы же и видев это не раскаялись после, чтобы поверить ему» (Мф. 21, 28–32).

«Господь приводит здесь два рода людей, из которых одни сначала дали обещание, — таковы были иудеи, говорившие некогда: «все, что сказал Бог, сделаем и будем послушны», а другие — люди, первоначально не покорявшиеся, каковы блудницы и мытари, равно и язычники; все эти люди сначала не слушались воли Божией, а в конце концов покаялись и послушались. Заметь здесь премудрость Христа: Он не сказал фарисеям сначала: «мытари и грешники лучше всех вас», нет, Он сперва уловил их. Они сами признали, что из двух сыновей более покорный тот, который на деле исполнил волю отца. Когда же они признали это, Господь прибавил: пришел Иоанн путем праведности, то есть жил безупречно; вы не можете сказать, что его жизнь в чем-нибудь была предосудительна. Однако же в то время как блудницы послушали его, вы —нет; потому они и предваряют вас, то есть вперед входят в Царство Божие. Постарайтесь же и вы, уверовав, войти хотя бы после них. Если же не уверуете, то и вовсе не войдете. И ныне многие дают обет Богу и Отцу стать иноками или священниками, но после обета не хранят усердия, а другие не давали обета об иноческой или иерейской жизни, но проводят жизнь, как иноки или иереи; так что послушными чадами оказываются они, так как исполняют волю Отца, хотя и ничего не обещали» [7].

Неделя о Мытаре и Фарисее — этап подготовки к Великому посту - БогословПритча о мытаре и фарисее. Мозаика из Равенны, часовня архиепископа. Около 480 года

Настоящая притча, без сомнения, относится непосредственно и ко всем нам. Прп. Антоний Великий пишет, что к каждому человеку, приступающему к доброму начинанию и стремящемуся к подвигу, обязательно подходит и лукавый дух тщеславия, чтобы погубить труды его и сделать их неугодными перед Господом.

Читайте также:  О молитвах, используемых в богослужениях - богослов

Ведь в притче фарисей порицается не за соблюдение внешних правил добродетели, как таковых (читаем и в каноне: «фарисея добродетелем, потщимся уподобитися»), но за гордость и отсутствие любви к другим людям, которые отлучают душу от Бога и делают бесполезными упражнения в подвигах телесных.

Многократно называют фарисея и «безумным» не потому, что он постился или отдавал десятину от своего прибытка на нужды священнослужителей, но потому, что всю свою мнимую праведность приписывал только самому себе, а не Божественному дарованию.

Особенно же тяжко здесь осуждение к ближнему: «не таков, как этот мытарь», когда, говоря подобным  образом, человек осмеливается предвосхищать и Суд Божий, и последнее определение.

Так же и мытарь имеет похвалу не за тот образ жизни, который он проводил: ведь и на самом деле он был предосудителен, но за слезы, смирение и покаяние, потому что в этом обретается залог для духовного возрождения.

Ибо Господь пришел, чтобы «грешников спасти», но грешников кающихся, и необходимо уметь сочетать как и внешнее, так и внутренне исправление. При том никогда не забывать, что если не будем иметь в сердце своем самого главного — любви и смирения, то в конечном итоге можем оказаться подобными книжникам и фарисеям, т. е., «отлученным», к страшному и вечному отлучению от Бога и радости в Царстве святых.

Прaвда же ќбо высокоyміемъ низпaдаетъ, грёхъ же смирeніем8 потреблsетсz. речE бо дв7дъ д¦омъ с™hмъ, ћкw не њправди1тсz преd тоб0ю всsкъ живhи. И# пaки речE: смири1хсz и3 спасе мz. («Златоуст», сл. 1-е).

Литература:

[1]. Пояснение к «Толкованию» Бл. Феофилакта на Евангелие от Матфея. [2]. Пояснение к «Толкованию» Бл. Феофилакта на Евангелие от Матфея. [3]. Бл.

Феофилакт Болгарский, Толкование на Евангелие от Матфея. [4]. Бл. Феофилакт Болгарский, Толкование на Евангелие от Матфея. [5]. Бл. Феофилакт Болгарский, Толкование на Евангелие от Матфея. [6]. Бл.

Феофилакт Болгарский, Толкование на Евангелие от Матфея.

[7]. Бл. Феофилакт Болгарский, Толкование на Евангелие от Матфея.

Подготовка к великому посту: неделя о мытаре и фарисее

Неделя о Мытаре и Фарисее — этап подготовки к Великому посту - Богослов

Дорогие братья и сестры! Совсем недавно закончились святки, а уже с минувшего воскресенья началась подготовка к Великому посту! Вечером 27 января мы услышали в храме «ПОКАЯНИЯ ОТВЕРЗИ МИ ДВЕРИ…».

Потрясающее по глубине и силе воздействия, одно из самых ярких и самых важных песнопений Постной Триоди, объединяющее период подготовки к Великому Посту и сам Пост, будет пропето сегодня вечером на Всенощном Бдении.

Это песнопение будет пропеваться на каждой воскресной всенощной (вечернее богослужение в субботу вечером) вплоть до пятого воскресения Великого поста, посвященного преподобной Марии Египетской…

Дорогие братья и сестры! Совсем недавно закончились святки, а уже с минувшего воскресенья началась подготовка к Великому посту! Вечером 27 января мы услышали в храме «ПОКАЯНИЯ ОТВЕРЗИ МИ ДВЕРИ…».

Потрясающее по глубине и силе воздействия, одно из самых ярких и самых важных песнопений Постной Триоди, объединяющее период подготовки к Великому Посту и сам Пост, это песнопение будет пропеваться на каждой воскресной всенощной (вечернее богослужение в субботу вечером) вплоть до пятого воскресения Великого поста, посвященного преподобной Марии Египетской.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу: Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче, утренюет бо дух мой ко храму святому Твоему, храм носяй телесный весь осквернен; но яко Щедр очисти благоутробною Твоею милостию. И ныне и присно и во веки веков, аминь: На спасения стези настави мя, Богородице, студными бо окалях душу грехми и в лености все житие мое иждих; но Твоими молитвами избави мя от всякия нечистоты. Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое! Множества содеянных мною лютых помышляя окаянный, трепещу страшнаго дне суднаго, но надеяся на милость благоутробия Твоего, яко Давид вопию Ти:

помилуй мя, Боже, по велицей Твоей милости.

В основу первой стихиры – «Покаяния отверзи ми двери» — положена притча о мытаре: из нее взяты сравнения для изображения покаянного чувства. В основе второй песни – «На спасения стези» — лежит притча о блудном сыне. В основе третьей – «Множество содеянных мною лютых» — предсказание Спасителя о Страшном суде.

Важность текста дополнительно подчеркивается разными выразительными средствами. Например, в некоторых храмах на время пения «Покаяния отверзи» выключают свет, люди зажигают свечи и становятся на колени. Конечно же, наиболее важным и ярким из этих средств является музыка.

Во многих храмах «Покаяния отверзи» исполняется на музыку композитора XVIII века Артемия Веделя. Его композиция очень яркая и запоминающаяся. Она гарантированно выделяется на фоне любых других произведений, которые исполняются церковным хором во время всенощного бдения.

Великий пост предваряют четыре подготовительные Недели:

28 января — НЕДЕЛЯ О МЫТАРЕ И ФАРИСЕЕ. Седмица с 29 января по 3 февраля — сплошная, ПОСТА В СРЕДУ И ПЯТНИЦУ НЕТ.

4 февраля — НЕДЕЛЯ О БЛУДНОМ СЫНЕ. В этот день также вспоминается Собор новомучеников и исповедников Русской Церкви.

С 5 по 10 февраля седмица мясопустная, возобновляется ПОСТ В СРЕДУ И ПЯТНИЦУ, на трапезе разрешается рыба. Это последняя седмица перед Великим постом когда вкушается мясо.

10 февраля — ВСЕЛЕНСКАЯ РОДИТЕЛЬСКАЯ (мясопустная) СУББОТА. Совершается поминовение усопших, в храмах вечером в пятницу, 9 февраля совершается парастас, в субботу,10 февраля, утром, после Литургии, служится панихида.

11 февраля, НЕДЕЛЯ МЯСОПУСТНАЯ (мясо-отпустная) О СТРАШНЕМ СУДЕ. Заговенье на мясо (заговенье на мясо, т.е. это воскресенье — последний день, когда вкушается мясо).

Последующая седмица с 12 по 17 февраля — сырная, (масленица), СПЛОШНАЯ, ПОСТА В СРЕДУ И ПЯТНИЦУ НЕТ. Из трапезы исключается мясо, разрешается вкушение молочных продуктов, сыра, яиц, рыбы. ЛИТУРГИИ В СРЕДУ И ПЯТНИЦУ на этой седмице НЕ ПОЛОЖЕНО. С вечера вторника начинается чтение покаянной молитвы Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего…».

18 февраля НЕДЕЛЯ СЫРОПУСТНАЯ (сыро-отпустная). ВОСПОМИНАНИЕ АДАМОВА ИЗГНАНИЯ. ПРОЩЕННОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ. Заговенье на Великий пост — последний день когда вкушаются скоромные продукты — молоко, сыр, яйца, рыба.

19 февраля — НАЧАЛО ВЕЛИКОГО ПОСТА. По монастырскому уставу — полное воздержание от пищи.

8 апреля — ПАСХА ХРИСТОВА. Помоги нам всем Господи дожить до этого дня, подготовиться и с радостью встретить Светлое Христово Воскресение!

Неделя о Мытаре и Фарисее — этап подготовки к Великому посту - Богослов

Подготовка к Великому посту. Неделя о мытаре и фарисее

Великий пост в 2019 году начнется 11 марта, но ему предшествует несколько подготовительных недель. В чем смысл их названий? Какие особенности богослужений и постовые предписания в эти дни?

Великий пост предваряют подготовительные Недели (воскресенья) и Седмицы. (Слово «неделя» в богослужебном языке обозначает воскресный день, неделя же в нашем сегодняшнем понимании называется «седмицей»).

Порядок служб подготовительных недель и самого Великого поста изложен в Триоди постной. Она начинается с Недели о мытаре и фарисее и заканчивается в Великую субботу, охватывая 70-дневный период.

  • Предваряют Великий пост – святую Четыредесятницу:
  • – Неделя о мытаре и фарисее,
  • – Неделя и седмица о блудном сыне,
  • — Неделя и седмица мясопустная,
  • — Неделя и седмица сыропустная (Масленица).
  • В приготовительные седмицы Церковь подготавливает верующих к посту постепенным введением воздержания*:
  • — после сплошной седмицы (Неделя о мытаре и фарисее) восстанавливаются посты среды и пятницы (на Неделе о блудном сыне);
  • — затем следует высшая степень приготовительного воздержания – запрещение вкушать мясную пищу (Неделя сыропустная или Масленица).
  • (*Все постовые предписания относятся в первую очередь к монашеской жизни; в приходской практике они не всегда применимы и требуют благословения духовника.)
  • В приготовительных службах Церковь располагает верующих к посту, покаянию и духовному подвигу.
  • НЕДЕЛЯ О МЫТАРЕ И ФАРИСЕЕ
    17 февраля 2019 года
  • Смысл названия

Неделя о Мытаре и Фарисее — этап подготовки к Великому посту - Богослов

Богослужебные особенности

В привычный порядок служб постепенно вплетаются песнопения из Постной Триоди — сборника великопостных гимнов и молитв.

В песнопениях Недели о мытаре и фарисее Церковь призывает отвергнуть – «отринуть» высокохвальную гордыню, возношение лютое, пагубное, «великохвальное кичение» и «дмение (надмевание) мерзкое».

Для пробуждения чувств покаяния и сокрушения о грехах Церковь на воскресных утренях начинает петь стихиры (тропари) «Покаяния отверзи ми двери». В её основу положена притча о мытаре: из нее взяты сравнения для изображения покаянного чувства.

  1. 18 — 23 февраля – Сплошная седмица
  2. Постовые предписания
    Отменяются любые виды поста.
  3. По материалам православных сайтов Фома и Православие.ру
  4. Подготовка к Великому посту. Неделя о мытаре и фарисее

Неделя о Мытаре и Фарисее — 9-15 февраля 2020 года

Великий Пост перед праздником Пасхи — это одно из важнейших мероприятий в духовной жизни православного христианина. Но, чтобы провести пост по всем правилам и принести пользу духовную человеку, следует правильно к нему подготовиться, а для этого надо правильно проводить каждую подготовительную неделю, первой из которых является седмица мытаря и фарисея.

Содержание притчи о мытаре и фарисее

Притча, изложенная Иисусом Христом в Евангелии от Луки, стала главной идеей первой подготовительной недели, обозначенной в православном календаре как седмица мытаря и фарисея.

Эта история (а притча — не что иное как короткая назидательная история) не теряет своей актуальности, несмотря на изменения в политике, истории и науке. Она понятна всем и сегодня, и крайне важна для того, чтобы подготовить свое сердце к Пасхе.

В 2020 году эта неделя начнется 9 февраля и закончится 15 февраля.

Притчу можно прочитать в евангелии от Луки в 18 главе. Евангелист отвел на нее всего 4 коротких стиха: с 10 по 14. Но даже в столь незначительном отрывке можно найти пищу для подкрепления духовного человека.

Читайте также:  Проповедь о расслабленном - богослов

Притча рассказывает о двух людях, пришедших в храм для совершения молитвы. Они стояли недалеко друг от друга и молились про себя. Иисус рассказывает своим ученикам их мысли и содержания их молитв.

Мытарь, рукой ударяя себя в грудь, молился Богу и просил помилования, называя себя самым последним грешником на свете.

Его сердце было полно покаяния, и он не смел даже глаза поднять к небу, осознавая, насколько он ничтожен и греховен перед Господом Вседержителем.

Второй же был фарисеем и, одетый в богатые одежды, молился так же Господу Богу. Но его молитва была совсем другая. Он, смотря на мытаря, молился Господу и говорил: «Боже, благодарю Тебя, что я не таков, как этот мытарь». Он благодарил Господа, что не является грабителем или мытарем, что он благочестив и соблюдает Закон Божий.

Важно! Иисус, рассказывая эту притчу, говорит ученикам, что мытарь уйдет из храма более оправданный, чем фарисей, несмотря на то, что мытарь не ведет такой правильный образ жизни и не исполняет и половины Торы, в отличие от фарисея.Неделя о Мытаре и Фарисее — этап подготовки к Великому посту - БогословМытарь и фарисей

Экскурс в историю

Для того чтобы правильно толковать притчи, следует быть знакомым с историей иудаизма и тем временем, ведь Иисус всегда говори притчи, которые были понятны людям и построены на их повседневной жизни.

Так, например, притча о пастухе и овцах (Мф. 18:12-14) рассказывает о поисках потерянной овцы, а поскольку в то время выпас овец составлял важную часть экономики Израиля, то ее смысл был понятен всем.

Так и притча о двух молящихся в храме была доступна для понимания даже необразованным людям того времени.

В те времена, мытари были ставленниками Римской империи, которая покорила Израиль. Она назначила налоги, которые каждый еврей обязан был уплачивать. А мытари были своеобразными налоговыми инспекторами и собирали со своего народа деньги, чтобы отдать их в казну Рима. За это они крайне презирались евреями и считались последними павшими людьми.

Даже сегодня налоговые инспектора не вызывают приятных чувств, а в то время они отдавали деньги Римской империи, стране, которая покорила свободолюбивый Израиль и считала себя его господином.

Фарисеи же были учителями веры. Они составляли правящую партию и были верхушкой того общества и в целом Израиля. Они были очень почитаемыми людьми и всегда занимали крупные правящие посты в обществе. Поэтому, говоря простым языком, притча, рассказанная Иисусом, была о представителе верхушки общества и представители самого последнего слоя населения.

Толкование

На первый взгляд кажется, что все понятно и однозначно: мытари, т.е. последние люди мира сего — грешники и должны просить Господа о покаянии, а фарисеи, живущие праведной жизнью, благодарят за это Господа.

Но не все так однозначно.

Если присмотреться к молитве фарисея, то станет видно, что на самом деле он не благодарит Господа, но превозносится за счет других людей, стараясь обелить себя «Благодарю, что я не разбойник и не мытарь» — опуская других людей, фарисей надеется возвысить себя в глазах Господа.

Важно! Фарисей в притче — это человек, полный самодовольства, гордости и греха, несмотря на видимую сторону его жизни — исполнение закона, доскональное знание Торы, регулярные пожертвования.

Иисус не говорит ничего о его жизни, вполне возможно он на самом деле был хорошим праведным человеком, но Христос обращает внимание учеников на его поведение в молитве. Это не покаянная молитва и не молитва благодарения, это полные гордости и хваления самого себя слова.

Самодовольство доминирует в словах и совершенно затмевает все его прочие добродетели. Он думает, что уже является праведником и святым, таковым не являясь. Пламя по Господу в его душе уже погасло.

С другой стороны, стоит мытарь — презренный человек, предавший родину и соотечественников, служащий тирану и поработителю Риму. Скорее всего, мытарь вовсе не исполняет закон, но ощущая свое падшее положение, бьёт себя в грудь и просит Господа быть к нему милостивым. Он даже не смел поднять глаза к нему, осознавая, что его дела не способны его оправдать и только Господь может это сделать.

Важно! Таким образом, данная притча о двух разных состояниях человеческой души. Одна молитва, которая, казалось, о благодарении, но на самом деле полная восхваления человеческих дел, а с другой — молитва покаяния, плача и стенания, с полным признанием того, что человек является грешником и без Господа не способен ни на что.

Иисус Христос на примере этих двух молящихся, показывает ученикам, что дела человека не важны, состояние его души перед Господом — вот что важно. Можно быть праведником, соблюдать все правила и посты, но в душе презирать людей и самого Господа, а можно стараться исполнить хоть что-то, быть падшим человеком, но в смирении приходить к Богу, прося Его о милости.

И, Иисус указывает на это, смиренное сердце для Вседержителя важнее, нежели праведная жизнь.

Духовный смысл

Пример мытаря и фарисея показывает верующим людям, что главное условие для добродетели — это смирение и покаяние, а препятствие этому — гордость.

Готовясь к посту, Церковь говорит людям о том, что хвалиться своими делами не следует, что молитва и пост являются спасительными только тогда, когда сердце не захвачено самолюбованием и гордостью.

Хваление своими делами приведет к падению человека.

Совет! Перед Великим Постом очень важно заглянуть в собственное сердце и понять, что движет им — покаяние и смирение перед Творцом или желание оправдать и заслужить себе награду своими делами?

Значение и особенности

Отцы Церкви приравнивают 3 недели перед Великим Постом к последним дням перед войной, когда воины приводят в порядок свою амуницию и оружие, чтобы быть готовыми.

Раньше перед боями воины вспоминали былые подвиги и тем самым подбодряли друг друга.

Для христиан притчи и рассказы о святых и их подвигах являются такими же способами подбодрить себя перед долгой дорогой Великого Поста.

О Великом Посте:

Самое важное оружие христианина — это смирение. Оно противостоит по своей природе главному оружию дьявола — гордости. Именно поэтому христианин всегда должен упражняться в смирении и быть готовым склониться перед несправедливостью в его сторону и обидой.

Важно! Великий Пост прекрасно помогает научиться смирять плоть и желания перед Божьей волей, а история мытаря и фарисея в первую же подготовительную седмицу иллюстрирует, к какому духовному смирению необходимо стремится верующему человеку.

Данная седмица среди прочих подготовительных недель имеет свою особенность: в ее среду и пятницу пост отменяется.

Почему так? Таким образом, отменяя церковное правило, отцы Церкви стремились показать, что соблюдение правил Церкви не дают спасение и освобождения душе.

Посмотрите видео о мытаре и фарисее

Неделя о мытаре и фарисее — значение, особенности седмицы

С Недели о мытаре и фарисее, которая выпадает в 2020 году на 9 февраля — 15 февраля, начинается четырёх недельный подготовительный период к Великому посту, включающий также недели и седмицы о блудном сыне, мясопустную и сыропустную.

Почему же евангельская притча о сборщике налогов и влиятельном представителе одного из религиозных течений открывает этот период? Почему так важно каждому из нас сказать: «Боже! Милостив буди мне, грешнику!»? А ведь только эти слова, не поднимая глаз, смог произнести в храме мытарь.

Самые важные для живущего на земле слова. Самые трудные. Слова искреннего покаяния.

Мытарь и фарисей

Итак, самая обычная
ситуация: два человека пришли в храм помолиться.  

Фарисей – образованный, начитанный, безукоризненно исполняющий Закон и следующий всем религиозным традициям человек. Хороший человек. Никому не делающий зла.

Мытарь – сборщик податей, презираемый всеми, поскольку служил римскому прокуратору и считался предателем среди иудеев. Хороший человек. Просто работа такая.

Молитва первого – благодарение Богу за то, что он не грешник. Но в этом благодарении не Бог важен, а собственное «я», достигшее, по мнению гордеца, совершенства. Совершенства, которое можно измерить количественно: «два раза пощусь…» Формального совершенства. А где же сердце этого фарисея? Чем оно наполнено?

Молитва второго – раскаяние. Нет никаких дел, оправдывающих его перед Богом, но есть сердце, исполненное осознания собственного несовершенства и греховности. Есть сердце, нуждающееся в Боге.

В конце притчи сказано,
что мытарь пошёл домой более оправданным, чем фарисей, ибо сердце его было
наполнено сокрушением о грехах, а не бахвальством.

Значение Недели о мытаре и фарисее

Мытарь и фарисей – две
крайности. Истина в том, что настоящая духовная жизнь – это баланс между
внутренним состоянием и внешней религиозностью. Добрые поступки христианина
должны отражать его смирение, его желание угодить Богу, а не прославиться.

На этом примере Христос учит нас, что главным условием для доброделания является смирение и покаяние, а  основным препятствием – непомерная гордость.

Можно прилежно исполнять всё, изложенное в Уставе: молиться, поститься, делать добрые дела, соблюдать заповеди, – но это не приближает нас к святости и спасению, если продиктовано самолюбованием, если цель всех этих действий – превознести себя, а не стать светочем Божиим.

Что такое по сути и пост, и молитва, и доброделание? Это не плюсики мне, прилежному христианину, не мои заслуги, а мой долг – обязательства перед Богом, свидетельствующие о понимании того, что «вера без дел мертва».

И мытарь, и фарисей показаны нам молящимися. Молитва – разговор с Богом, и главное в этом разговоре – услышать Бога. А услышать Бога я смогу, только смирившись.

Именно это чувство, без которого нет ни покаяния, ни милосердия, ни любви, ни духовности, лежит в основе молитвы мытаря. И именно к этому чувству, как главному молитвенному состоянию, приучает нас Церковь.

Не случайно, каждое утро христианин начинает со слов «Боже, милостив буди мне грешному».

Там же, где человек
гордится собой, он не только сам не слышит Божьего гласа, но и непременно
осуждает ближнего и наполняет окружающих не Христовой любовью, а своими
«добродетелями» и мнениями.

Особенности седмицы

Неделя о Мытаре и Фарисее – это Сплошная Седмица: ни в среду, ни в пятницу поста нет, что напрямую свидетельствует нам о том, что одного внешнего соблюдения правил вовсе не достаточно.

Две следующие за этой недели дарованы нам, чтобы приготовить душу к сорокадневному посту. Евангельские отрывки, читаемые в это время за Литургией, говорят о необходимости осознать свою греховность и искренне покаяться.

Только так можно избавиться от фарисейской гордыни и обрести истинный путь.

Слово в Неделю о мытаре и фарисее (игумен Никон Воробьев)

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *