Неделя о страшном суде (мясопустная) 23 февраля 2020 года — богослов

Главные церковные праздники, дни памяти святых и православные святыни сегодняшнего дня.

23 февраля (10 февраля по «старому стилю» — церковному юлианскому календарю).

 Неделя мясопустная, о Страшнем суде (предпоследний воскресный день перед Великим постом, заговение на мясо — с завтрашнего дня начинается сырная седмица, более известная как Масленица, когда вкушение мясных блюд уже возбраняется). В Русской Церкви сегодня совершается память 12 известных по именам святых и празднуется день одной почитаемой святыни. Далее коротко расскажем о них.

* * *

Название «Неделя о Страшном суде» к этому воскресному дню относится потому, что на литургии в этот день читается следующее очень важное для каждого христианина «зачало» (фрагмент) Евангелия от Матфея (из 25 главы), посвящённое грядущему Страшному суду надо всеми людьми:

Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую.

Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне.

Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.

Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня.

Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную.

* * *

Священномученик Харалампий, епископ Магнезийский, мученики Порфирий и Ваптос и три жены-мученицы. Раннехристианские страдальцы, принявшие мученические венцы в 202 году от Рождества Христова.

Святой Харалампий, 113-летний епископ восточно-греческой Магнезии, успешно проповедовал Слово Божие в этих землях, приведя ко Христу множество язычников. Несмотря на старческий возраст святителя, его схватили и подвергли страшным истязаниям.

Со святого практически содрали всю кожу, но он радостно восклицал:

Благодарю вас, братия, вы обновили дух мой!

Двое из мучителей святителя, воины Порфирий и Ваптос, а также три женщины, которые были свидетельницами мучений, уверовали во Христа и публично исповедали эту веру.

Все пятеро были тут же казнены, а святителя Харалампия ещё долго истязали, но Силой Божией он оставался живым. Много чудес и обращений к Истинной вере произошло во время этих пыток.

Ко Христу обратилась даже дочь императора-язычника Септимия Севера Галина, которая и похоронила святого, когда он наконец был усечён мечом.

* * *

Девы-мученицы Еннафа, Валентина и Павла.

Палестинские святые страдалицы начала IV столетия, принявшие мученические венцы во время антихристианских гонений императора-язычника Максимиана II Галерия в 308 году от Рождества Христова. Все трое мужественно исповедали свою христианскую веру и отказались принести жертву языческим идолам. За это они были подвергнуты пыткам и казнены.

Неделя о Страшном суде (мясопустная) 23 февраля 2020 года - Богослов

Святая Галина. Угодница Божия III столетия от Рождества Христова, житийные сведения о которой отсутствуют, известно только её имя, а также время её христианского подвига.

Благоверная княгиня Анна Новгородская. Супруга великого князя Ярослава Мудрого. Прославилась своей глубокой набожностью, молитвенностью и благочестием. В последние годы своей земной жизни святая Анна оставила мир, приняла монашеский постриг и мирно упокоилась в 1056 году от Рождества Христова.

Неделя о Страшном суде (мясопустная) 23 февраля 2020 года - Богослов

Преподобный Прохор Печерский, Лебедник. Святой XI-XII столетий, монах первой русской обители — Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры.

Прославился сугубым постничеством, вместо хлеба питался лебедой, за что был прозван «лебедником». Во время голода он кормил своим «хлебом» нуждающихся, и эта пища была вкуснее настоящего хлеба. По молитвам святого Прохора также произошло немало и других чудес.

Святой старец отошёл ко Господу в 1107 году от Рождества Христова и был погребён в лаврских Ближних пещерах.

Преподобный Лонгин Коряжемский.

Русский святой XVI столетия, сначала совершавший монашеские духовные подвиги в обители преподобного Павла Обнорского, а затем — в Борисоглебском Сольвычегодском монастыре, откуда удалился к устью реки Коряжемки, где в глухой местности, в 10 верстах от Сольвычегодска, вместе с другом Симоном возвёл келью и часовню. Позднее вокруг сомолитвенников собрались и другие монахи и в 1535 году от Рождества Христова обустроили обитель, в которой отец Лонгин стал игуменом. Спустя пять лет, в 1540 году, преподобный мирно отошёл ко Господу.

Священномученики Петр Грудинский и Валериан Новицкий, пресвитеры (1930). Православные священники, пострадавшие за веру в период советских богоборческих гонений. Оба батюшки были прославлены в многотысячном сонме новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Икона Божией Матери «Огневидная». Чудотворный образ Пресвятой Богородицы, впервые явленный в IX столетии. Отличается тем, что Царица Небесная изображена без Богомладенца Христа, а также тем, что одежда Богородицы — ярко-красного цвета.

* * *

Поздравляем православных христиан с памятью всех сегодняшних святых! Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас! Тех же, кто в Таинстве Святого Крещения или монашеского пострига получили имена в их честь, рады поздравить с именинами! Как говорили на Руси в старину: «Ангелам Хранителям — злат венец, а вам — доброго здоровья!» Нашим же усопшим родным и близким — вечная память!

Проповедь в Неделю о Страшном Суде. Архимандрит Илия (Рейзмир)

Неделя о Страшном суде (мясопустная) 23 февраля 2020 года - Богослов

23 февраля 2020 года в храмах совершаются богослужения Недели мясопустной, посвященной напоминанию о всеобщем последнем и Страшном Суде живых и мертвых (Мф. 25:31-46). Это напоминание необходимо для того, чтобы мы не предались беспечности и нерадению о своем спасении в надежде на неизреченное милосердие Божие к согрешающим, оставляя заботу о своем скором исправлении.

В этот день предлагаем вниманию наших читателей проповедь насельника Троице-Сергиевой Лавры архимандрита Илии (Рейзмира).

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа! 

Остается одна неделя до Великого поста.

В следующее, Прощеное, воскресенье Святая Церковь будет призывать нас к примирению друг с другом и прощению взаимных обид, указывая, что Бог нас прощает тогда, когда мы сами прощаем друг друга.

Готовя нас к Великому посту и к этому примирению друг с другом, Святая Церковь сегодняшним евангельским чтением вразумляет нас картиной будущего Суда при Втором Пришествии Сына Божия.

Два Суда ожидают нас, дорогие братия и сестры, по окончании земной жизни. Один – непосредственно после смерти. Это предварительный частный суд. Его испытывает каждый умерший, особенно в первые 40 дней, проходя так называемые мытарства.

После разлучения с телом душа осознает свою причастность духовному миру и несоответствие своего внутреннего греховного состояния этому миру, что вызывает тяжкие мучения и обличение совести в неправильно прожитой жизни. Вражья, демонская, сила усиливает эти обличения, напоминая один за другим грехи прожитой жизни.

Ангел-хранитель противостоит этой силе в защите умершего. В этой борьбе за его душу и за смягчение ее тяжкого состояния много помогают молитва Церкви, милосердие, любовь и молитвенная связь с нею всех родных и близких.

Все это поддерживает душу умершего и вселяет надежду на милосердие Божие на следующем Суде – при Втором Пришествии.

Поистине горе всем тем, о ком некому помолиться после смерти и подать милостыню. А это часто бывает с теми, кто сам при жизни не молился и не творил милостыни за умерших.

После предварительного суда умершие ждут определения своей окончательной участи при Втором Пришествии Христовом. Об этом втором Суде и сообщалось в нынешнем евангельском чтении.

Христос придет во всей Своей небесной славе, и перед Ним соберутся все воскресшие, все народы, все праведники и грешники, никто не спрячется, не останется в стороне, не укроется за спиной других.

Когда все народы предстанут пред страшным судилищем, тогда в сонме людей где-нибудь будем стоять в трепете и мы, чтобы отдать последний отчет в своих делах, словах, тайных помышлениях и чувствованиях. Все человечество будет поставлено посреди Царства и осуждения, жизни и смерти.

И откроются страшные книги совестные, где написаны наши дела и слова, и что сказали и сделали мы в этой жизни, и что думали скрыть от Бога и людей.

Тогда потребуется от каждого из нас исповедание православной веры, исполнение обетов Крещения, несокрушенная печать его, неоскверненный хитон тела и души, доброе исповедание, какое дали мы при многих свидетелях в святом крещении, где мы отреклись сатаны и всех дел греховных, диавольских. Таким образом, наши слова и дела или осудят, или оправдают нас в тот час. Каким же образом будут все допрашиваемы? У пастырей Церкви потребуют ответ за собственную жизнь и за вверенную им паству, у начальников – за подчиненных, а всякий верующий даст ответ за дом свой, за жену, а жена за мужа, за детей своих, воспитывали ли они их в учении и наставлении Господнем, как заповедал апостол.

Когда исследованы будут и объявлены дела всех людей пред ангелами и всем человечеством, тогда отделит Господь одних людей от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую.

Не знаем, кто из нас будет стоять тогда по правую сторону, а кто – по левую, но знаем, что всякий человек должен дать отчет во всем, что он совершил в продолжение земной жизни.

Читайте также:  Житие иллариона великого - богослов

И знаем, что у кого есть добрые дела, тот будет отделен от грешных, бесплодных и воссияет он, как солнце.

Горе всем, кому в тот страшный день выпадет жребий стоять по левую сторону! Ибо они покроются тьмою и горько восплачут, когда услышат этот печальный приговор. Тогда пойдут они в муку вечную, а праведники в жизнь вечную.

И разлучены будут друг с другом, и каждый пойдет в свое место, туда, откуда нет возврата.

Разлучены будут родители с детьми, друзья с друзьями, печально разлучатся супруги, которые не сохранили в чистоте свое супружество.

Еще ужаснее то, что каждый грешник сам почувствует, что на правой стороне, между праведниками, ему не место! И наконец пойдет каждый в уготованное ему место, какое сам себе приготовил, не захотев покаяться.

Дорогие братия и сестры! «Смотрите же за собою, – призывает Спаситель, – чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно, ибо он, как сеть, найдет на всех живущих по всему лицу земному.

Бодрствуйте, молитесь и будьте готовы, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет. Подвизайтесь войти сквозь тесные врата», чтобы наследовать нам жизнь вечную. Ибо кто (тесным путем) идет, тот несомненно наследует вечную жизнь.

Путь этот – покаяние, пост, молитва, смиренномудрие, духовная нищета, милостыня, слезы.

Идти узким путем – значит терпеливо переносить укоризны, бесчестья, «злострадать и воздавать за сие добром, прощать долги должникам, полагать душу за друзей и, наконец, пролить кровь за Христа, когда потребуют того обстоятельства».

Итак, дорогие братия и сестры, не будем отчаиваться в своем спасении. Согрешили мы – покаемся, тысячекратно согрешили – тысячекратно принесем покаяние. Истинное же покаяние состоит в том, чтобы удалиться от греха и возненавидеть его. Аминь.

Источник: Илия (Рейзмир), архим. Проповеди. – СТСЛ, 2010. С. 78-82.

24 февраля 2020

23 февраля-Неделя Мясопустная о Страшном Суде

Мы с вами уже стоим в преддверии Великого поста, времени приготовления к вечности, к новой жизни в Царстве Божием. Приближается время покаяния и прощения. Как изра́ильтяне, ведомые Господом, прошли путь из плена египетского в землю обетованную, так и Великий пост — это путь в землю обетованную нашего спасения, к Пасхе Христовой, к Воскресению, победившему смерть. Будем на этом пути поддерживать друг друга, в терпении укреплять немощных, опираться на помощь крепких. Будем идти так от недели к неделе к великой пасхальной радости, полагаясь на силу Божию, которая в немощи совершается и всё невозможное делает возможным, преображая нас, земных и грешных, в новых людей — детей Царства Божия!

В прошлую Неделю в Притче о блудном сыне Господь открыл нам Свое неизреченное милосердие и человеколюбие к согрешающим и кающимся. Сегодня перед нашими душевными очами Евангелие открывает образ Страшного Суда Божия.

Милость и суд воспою Тебе, Господи (Пс. 100), — говорит псалмопевец Давыд, указывая на милосердие и долготерпение Божие, которое предшествует Суду, на котором будет воздаяние за дела нашей земной жизни. На этом Суде мы все предстанем пред грозным Судией как подсудимые, в страхе и трепете за свои дела и помыслы.

Господь в евангельских откровениях говорит нам о тех непостижимых нашим умом вещах, которые должны будут совершиться при втором Его пришествии. Об этом говорит нам и апостол Петр: Небеса убо с шумом мимо идут, стихии же сжигаемы загорятся и опаляемы растаются, земля же и яже на ней дела сгорят (2 Петр. 3, 10).

По слову Божию, после смерти человека над ним совершается суд Божий. Надлежит человеком единою умрети, потом же суд (Евр. 9, 27), — говорит апостол. Но этот суд не окончательный.

Он только временно определяет участь души после смерти до второго Христова пришествия. Окончательное решение нашей участи последует на Суде всеобщем, всемирном, на котором предстанут все народы земные.

Последний всеобщий Суд, грозный и окончательный, именуется Судом Страшным.

Но прежде, нежели совершится этот Суд, последует всеобщее воскресение мертвых, почивших от сотворения мира. Все умершие восстанут по мановению Вседержителя в преображенном виде и предстанут на Суд.

Приидет час и ныне есть, егда мертвии услышат глас Сына Божия и услышавше оживут (Ин. 5, 25).

Пророк Иезеки́иль, прорицая Духом Святым, говорил о воскресении мертвых: Так глаголет Господь костям сим: вот я введу в вас дух жизни и дам дух Мой вам, и оживете…

Вместе с нами будут с волнением ожидать себе приговора и наши близкие. Трепет за собственную участь безчисленного множества подсудимых наполнит всех невообразимым страхом и смятением. Последний Суд будет страшным обличением безчисленного множества грехов, которые откроются во всей своей наготе, во всем безобразии и преступности.

Последний Суд будет страшен множеством свидетелей и обвинителей наших грехов и беззаконий. Все греховные дела и помыслы, которые мы пытались скрыть при жизни, будут открыты свидетелям Суда.

Какое отчаяние и ужас, какой стыд и позор ожидает нас на Суде, если мы не покаемся! Перед глазами всего мира, пред ангелами, пред родителями и знакомыми – пред всеми  откроются наши грехи.

Множество содеянных ми зол помышляю, окаянный, и трепещу страшного дне суднаго, — пелось вчера за службой в храме.

Последний Суд будет страшен и своими последствиями, так как его приговор будет решительный и окончательный.

Для нераскаявшихся грешников он навсегда закроет двери Царства Небеснаго и положит непроходимую пропасть между ними и праведниками. Ужасна участь грешников — претерпевать вечную, безконечную муку.

Мы порой привыкаем слушать и говорить о Суде Божием с каким-то спокойствием и равнодушием, как будто это вовсе не относится к нам.

Кто-то из закостеневающих в грехе, может, утешает себя мыслию о милосердии Божием, продолжая грешить: «Господь все простит, не предаст меня погибели».

Нет, сколь Господь был милостив, заботясь о нашем спасении, столь Он будет строг и правосуден, так как Царство Божие закрыто для греховной нечистоты, туда не войдет ничто скверное, не войдет туда не имеющий светлой и чистой брачной одежды.

Братие и сестры, вообразим сейчас, что этот страшный миг уже настал и мы стоим перед судилищем Божиим, обличённые во всех содеянных грехах. Куда денем мы свой взор? Подымем ли со страхом и трепетом вверх — там нас обличают тысячи тысяч ангелов и архангелов.

Опустим вниз — там ужас огненной бурлящей реки, готовой нас поглотить. Посмотрим одесную и ошуюю — там стоит безчисленное множество праведников и грешников, в трепете и смирении ожидающих последнего грозного решения Судии.

Направим свой взор вперед — там встретим взор грозного Судии. Подумаем об этом!

В «Откровении» святой Иоанн Богослов говорит, что на Суде несчастные нераскаявшиеся грешники, чтобы только не видеть Божьего гнева, будут умолять горы и скалы, чтобы те упали на них и покрыли их. И глаголаша горам и камению: падите на ны и покрыйте ны от лица Седящего на престоле и от гнева Агньча (Откр. 6, 16).

На Суде мы увидим Лик Господа, Которого за Его любовь, великие дары и милосердие мы оскорбляли своими грехами, ранили своими страстями и похотями, оплевали непотребными словами и мыслями.

Мы увидим и содрогнемся — Кого мы раздражали и оскорбляли, Кому причиняли раны. В Евангелии говорится: воззрят Нань, Его же прободоша (Ин. 19, 37). Каким ужасным покажется нам это зрелище! И не могоша отвещати Ему (Быт.

45, 3), — говорит Святое Писание.

Подумаем, будет ли у нас на Суде какое-нибудь оправдание? В этой жизни Бог дал нам легчайший способ получить прощение всех наших беззаконий и грехов. Стоит только чистосердечно исповедоваться и покаяться. Если мы этого не делаем, то нет нам оправдания перед Богом.

Какого мы ждём окончательного решения? С ужасом можем услышать: Идите от Мене, проклятии, во огнь вечный, уготованный диаволу и аггелом его (Мф. 25, 41).

О страшный Божий Суд! Несчастный и жалкий нераскаявшийся грешник — откуда и куда ты идешь? От уготованного рая в ад, от света славы — во тьму и вечный огонь и мучения, от Бога к диаволу! Страшно услышать: Идите от Мене!

Кто не забывает о муках, тот не подвергается им, говорят праведники. «Памятование геенны не дает впасть в геенну», — подтверждает святой Иоанн Златоуст.

В «Патерике» есть притча: «Один подвижник был сильно искушаем блудом, но Бог, захотевший избавить инока от искушения, внушил ему следующую мысль — прежде чем впасть в грех, приблизить руку к огню.

Он не вынес боли и тотчас отнял руку, и тогда помыслил в себе: я не в силах вынести пламень свечи, а ведь, если впаду в грех, буду вечно гореть в геенском пламени мучений — уйди от меня, сатана! Таким образом он победил плоть, посрамил диавола, избежал греха, спас душу». Кто помнит о мучениях, тот может их избежать!

Множество содеянных ми зол помышляю, окаянныи, — поем мы во дни Великого поста.

Что сотворим, братие, будучи повинны безчисленному множеству грехов? Как убежим от лютых мук, тьмы кромешной, уз неразрешимых, скорбей и воздыханий? Что сотворим, будучи влекомы в муки геенские, где нет уже ни милосердия, ни покаяния, ни прощения? Ибо пророк Давыд рече: Кто устоит пред лицем гнева Твоего? (Пс. 75) Посему исправим себя, братие, прежде часа страшного – устремимся здесь на подвиги поста и покаяния, чтобы там не плакаться вечно. Наша жизнь, которую дает Господь для спасения души, с каждой минутой тает, и мы приближаемся неумолимо к Страшному Суду и воздаянию за все наши дела. Посему, прежде чем постигнет нас кончина, которой мы не знаем ни дня, ни часа, — принесем слезы и покаяние в наших грехах.

Читайте также:  2-я неделя великого поста святителя григория паламы - богослов

В канун Мясопустной (Сырной) седмицы уместно сказать, что по уставу церковному в это время заповедуется умеренность в пище и питии: преддверием покаяния, предпразднеством воздержания, предочистительною седмицею названо это время в службе Сырной недели, в это время да не осквернимся зле невоздержанием и пиянством. Эта седмица установлена Святой Церковью, чтобы мы приготовили себя к посту и покаянию, вспомнили с сокрушением о своих грехах. Выполняем ли мы это благое установление Святой Церкви? Сырная седмица в миру именуется «масленицей», которая ныне превращена в какой-то языческий праздник. О воздержании в это время нет и помина — только угощения и развлечения. Как часто в эти дни творится греховная вакханалия и дела тьмы: песни, пляски, пьянство, буйство и разгул, языческие обычаи, за которые предстоит дать ответ перед Богом. Все это порой творят и христиане-старообрядцы, забывая свое высокое звание.

Оставим, братие, эти нехристианские обычаи и в воздержании проведём дни приготовления ко Святому Посту. Будем проводить Сырную седмицу, как учит Святая Церковь: «Отложим всякие непристойные забавы и злые обычаи, памятуя Страшный Суд и праотеческое предание» (из поучения в Сырную неделю).

Итак, егда прии́дет Сын Человеческий в славе Своей, и вси святии ангели с Ним, тогда сядет на престоле славы Своея́. Так говорит святое Евангелие о начале Страшного Суда: Он сядет на престоле славы Своея сотворити Суд и всех изобличити грешников во всех делах нечестия их (Мф. 25, 31).

И соберутся перед Ним все народы, и отделит Он одних от других, как пастырь отделяет овец от козлищ. Праведных (овец) Господь поставит по правую сторону, а нечестивых (козлищ) — по левую.

И скажет тем, которые по правую сторону Его: Придите, благословении Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира, а тем, что слева, скажет: Идите от Мене, проклятии, в огнь вечный, уготованный диаволу и аггелом его.

Господь, сравнивая праведников с овцами, показывает их кротость и смирение, а сравнивая грешников с козлищами — показывает их наглость и безпутство.

Как козлы ходят по скалам и стремнинам, так и грешники ходят над обрывами и пропастями греха путями беззакония, подвергая постоянной опасности свою душу и пренебрегая путями спасения, указанными в Законе Божии.

Кротость овец и строптивость козлищ даны им по естеству, то есть в этом они не свободны, а праведники и грешники самовластно избирают свой путь, свободно выбирают добро или зло, потому и дадут ответ на Суде о своих делах Богу.

Поэтому тот, кто творит дела милосердия, пусть задаст себе вопрос, от сердца ли он поступает или потому, что чувствует это обязанностью, за которую получит воздаяние. И если только по долгу и по закону, то далеко это от милосердия Господа!

Но обратим внимание и на тех, кто не совершал дел человеческой любви.

Когда Христос говорит им об этом, то они Его даже не понимают: «Где мы Тебя, Господи, видели? Когда мы Тебя не посетили в больнице или тюрьме? Когда Тебя не накормили, не одели, не утешили в горе?» Они просто не замечали никого вокруг себя, потому что имели холодное равнодушное сердце. Они прожили всю жизнь только для себя, расчетливо и разумно, но, в конечном счете, напрасно и безумно!

Зададим себе вопрос — как мы поступаем по отношению к ближнему? Умеем ли мы любить Господа через человека, проявляя любовь к ближним? Апостол Иоанн сказал: Если кто говорит, что любит Бога, но не любит ближнего своего, тот лжёт (1 Ин. 4, 20), потому что не можем мы любить невидимого Бога, если не научимся любить живого человека.

И если наше сердце закрыто, каменно, замкнуто, если оно пугается при одной мысли, что ближний может потребовать от нас слишком многого, а порой и самую жизнь, то как нам говорить о любви к Богу? Надо сначала учиться иметь сердце теплое, внимательное, соучастное к ближнему, тогда оно откроется как сердце чистое и увидит Бога.

Блаже́ни чи́стии се́рдцем, я́ко ти́и Бо́га у́зрят! — говорит Господь (Мф. 5, 8).

Братие и сестры! Услышав как и за что будет судить нас Господь, совершим дела милосердия и сострадания к нашим во Христе братиям, чтобы на Страшнем Суде они ходатайствовали о нас перед Христом, чтобы по делам милосердия Он узнал нас и мы услышали от Него радостные слова: Придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира (Мф. 25, 34), в чем да поможет нам Бог, Ему же слава во́ веки, аминь!

(40)

23 февраля 2020. Неделя о Страшном суде. Евангельское чтение: Мф 25, 31-46

Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодняшний воскресный день называется «Неделя о Страшном суде». Через семь дней начнется Великий пост. Побуждая нас к покаянию, Церковь напоминает о грядущем Страшном суде на котором решится участь каждого человека. Или это будет начало вечной жизни с Богом, или вечных мучений.

Господь, говоря о спасающихся, показывает, что спасены они будут за дела любви: «Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне». Дела любви, совершенные нами в отношении ближних, Господь усваивает Себе: «истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне».

Архимандрит Павел (Груздев) рассказывал о самом счастливом дне в своей жизни. Удивительно, что этот день был тогда, когда он жил в тяжелейших условиях, в исправительном лагере, в который был отправлен богоборческой властью. «Родные мои, был у меня в жизни самый счастливый день. Вот послушайте.

Пригнали как-то к нам в лагеря девчонок. Все они молодые-молодые, наверное, и двадцати им не было. Их «бендеровками» называли. Среди них одна красавица — коса у ней до пят и лет ей от силы шестнадцать. И вот она-то так ревит, так плачет… «Как же горько ей, — думаю, — девочке этой, что так убивается она, так плачет».

Подошел ближе, спрашиваю… А собралось тут заключенных человек двести, и наших лагерных, и тех, что вместе с этапом. «А отчего девушка-то так ревит?» Кто-то мне отвечает, из ихних же, вновь прибывших: «Трое суток ехали, нам хлеба дорогой не давали, какой-то у них перерасход был.

Вот приехали, нам за все сразу и уплатили, хлеб выдали. А она поберегла, не ела — день, что ли, какой постный был у нее. А паек-то этот, который за три дня — и украли, выхватили как-то у нее.

Вот трое суток она и не ела, теперь поделились бы с нею, но и у нас хлеба нету, уже все съели».

А у меня в бараке была заначка — не заначка, а паек на сегодняшний день — буханка хлеба! Бегом я в барак… А получал восемьсот граммов хлеба как рабочий. Какой хлеб, сами понимаете, но все же хлеб.

Этот хлеб беру и бегом назад. Несу этот хлеб девочке … сунул я этот кусок ей под мышку и бегом за зону, в лес! В кусты забрался, встал на коленки… и такие были слезы у меня радостные, нет, не горькие.

А думаю, Господь и скажет:

— Голоден был, а ты, Павлуха, накормил Меня.

— Когда, Господи?

— Да вот тую девку-то бендеровку. То ты Меня накормил! Вот это был и есть самый счастливый день в моей жизни, а прожил я уж немало».

Дела совершаются от избытка сердца. Если сердце доброе, оно приносит добрые плоды.

Злое сердце живет самолюбием: «Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня».

Не заботясь о ближних, не желая терпеть их недостатки, живя эгоизмом, мы отказываемся от Господа: «истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне». На то Господь и дал нам людей, окружающих нас, чтобы через них мы спасались, учились любви, которая, как говорит апостол Павел, «не раздражается, не мыслит зла».

Во время земной жизни каждый из нас часто сталкивается со скорбями. Но, по мысли святых отцов, здешние муки, какими бы сильными они порой ни были, это только слабый образ будущих вечный мучений. Страданий души, навсегда потерявшей Бога. Следует заметить, что муки нам противоестественны.

Господь говорит праведникам: «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира». Итак, воля Божия о каждом из нас состоит в том, чтобы мы царствовали в нашем небесном отечестве.

Игнатий Брянчанинов прямо говорит, что человек создан для счастья, как птица для полета.

Напротив, грешникам говорится так: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его». Каково будет тем, кто так и не обратился к Господу с покаянием и решимостью исправить свою жизнь. Тем, чьи злые дела обнажились перед всеми. Чье нечистое сердце не может наследовать Небесного Царства. Они пойдут туда, где совсем не их место.

Это место мучений для дьявола. Но человек, поработивший себя ему, привыкший делать его похоти — не молиться, раздражаться, мысли которого полны зла, нечистоты, эгоизма…, человек, привыкший исполнять похоти дьявола, наследует ту вечность, которая уготована падшим духам. Поздно будет сокрушаться, видя Небесное Царство, которого мы лишились.

Покаяние тогда будет бесполезно.

Жива ли наша душа? Есть ли у нас покаяние? Ведь только кающееся, смиренное сердце, Господь очистит и не уничижит. Если мы, находясь в доме, услышим крики: «пожар!», то все будут стараться искать выход.

Читайте также:  Икона божией матери «споручница грешных» значение, молитва - богослов

Так ли мы реагируем на слова о страшном суде? Ищем ли в страхе выход из нашего греховного состояния, забывая обо всем остальном? Как правило, душа человека на весть о Страшном суде или никак не реагирует, или откликается очень слабо.

Мы думаем, что нас это как то минует, что как нибудь все обойдется. Между тем, избежать смерти не удавалось никому.

Вот по этой причине, поскольку мы духовно очень нечуткие, нам необходим пост. Частое посещение постовых богослужений, участие в церковных таинствах, духовное чтение, коленопреклоненные молитвы, воздержание в пище, — все это средства, способные нашу душу утончить, привести ее к видению своей греховности. А тогда придет и Божья помощь.

Мясопустная неделя: в чем смысл праздника

В 2020 году 23 февраля выпадает на воскресенье, когда верующие отмечают праздник под названием Неделя о Страшном Суде или Мясопустная неделя. В чем духовный и прикладной смысл праздника, читайте на «Дни.ру».

Название этого дня состоит из двух частей. Слово «неделя» — всего лишь старинное название воскресенья. Первая часть названия связана с подготовкой верующих к Великому посту. В этот день, по Уставу, еще можно употреблять в пищу мясо.

Вскоре однако от него придется отказаться – «отпустить» его. И хотя на следующей седмице (неделе) поста еще не будет, в соответствии со строгими правилами верующих, необходимо исключить из своей трапезы мясо. Таким образом православные подготавливают себя к периоду Великого поста, когда им долгое время придется соблюдать различные ограничения.

Страшный суд

О том, что после смерти человека ждет суд, на котором будет решаться судьба его бессмертной души, говорили еще за несколько тысячелетий до рождения Иисуса. Египтяне верили, что умерший встречается со стражем загробного мира Осирисом, который и решает, что делать с ним дальше.

Представление о том, что готовиться надо и к Страшному Суду, во время которого из мертвых воскреснут все когда-либо жившие люди, появилось уже у древних иудеев. В христианстве это событие тесно связано со Вторым пришествием Христа. Именно он возьмет на себя роль Судии.

«Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну», – Ин. 5:22

В этот момент все люди предстанут перед Господом и ответят за все дела, которые совершали в жизни. Святые отцы напоминают, что просто не совершать зла для того, чтобы избежать попадания в ад, недостаточно. Необходимо не забывать совершать и добрые поступки.

Иисус говорил своим ученикам: то, что люди делали и не делали по отношению к «сим меньшим», то они делали или не делали и по отношению к нему. Вспоминая об этих словах, верующие стремятся помочь ближним, накормить голодных и согреть замерзающих.

Празднование

В православном богослужении неделя о Страшном суде начинается в предыдущий день с вечерни, на которую поют стихири. Следом, на утрени, поют канон и хвалительные стихири, связанные с евангельскими отрывками об этом событи.

Великий пост в 2020 году

В 2020 году начало Великого поста выпадает на 2 марта. Заканчивается он 18 апреля. Уточнить даты других постов и Великих православных праздников можно в церковном календаре. В сюжете «Дни.ру» можно узнать интересные детали о каждом конкретном дне.

ЧИТАЙТЕ «ДНИ.РУ» В ЯНДЕКС.НОВОСТЯХ

Родительская Мясопустная суббота. Неделя мясопустная. О Страшном суде

Вселенская родительская Мясопустная суббота Молитвы за усопших Неделя мясопустная Неделя о Страшном Суде

Вселенская родительская мясопустная суббота

Первая, в году, Вселенская родительская суббота приходится на Мясопустную седмицу. В этот день Церковь вспоминает усопших и поминает всех умерших от времен Адама. Служба в эту субботу так и называется:

«Память совершаемая всех от века усопших православных христиан, отец и братии наших».

Всецерковное поминовение во вселенскую родительскую субботу (и в другие поминальные дни) напоминает нам о необходимости спасения всех людей — живые молятся за умерших братий и сестер.  Мы своей заботой о них служим во спасение их душ, этим же поминовением мы помогаем и самим себе. Ведь мы все – братья и сестры, живем в одном мире, в одной Церкви, у нас один Отец.

Почившие люди, за которых мы молимся – мертвы, но мертвы только их тела, а не души. Души живые, а значит, время для покаяния у них еще есть. И у всех нас, живых и мертвых, есть еще время до Страшного Суда, но правда никто не знает, хватит ли его для покаяния.  Своими усердными молитвами мы можем помочь усопшим разбудить себя и успеть покаяться. Чудеса случаются и с нами, ведь молитвы потихоньку действуют на нас, мы сами незаметно очищаемся от зла и начинаем любить людей.

На поминальной трапезе существует одно обязательное блюдо – кутия. Кутия или коливо — это сваренная пшеница, смешанная с мёдом. Это блюдо символизирует Воскресение умершего.

Для того, чтобы зерно дало колос, оно сначала должно истлеть. Также и тело человека сначала истлевает, чтобы потом восстать для Будущей жизни. (1 Кор. 15, 36-38; Ин. 12, 24). Мёд означает сладость благ в будущей жизни.

Приготовление кутии: необходимо замочить зерно пшеницы (можно рис или не дробленую перловую крупу), а потом  сварить из него кашу, чтобы каждое зернышко было по отдельности.  В кашу следует добавить наполнитель, обычно это мед и изюм.

Также можно добавлять сухофрукты, но сначала их надо распарить и измельчить, а еще орехи, семечки, мак, фрукты, все зависит от вашего вкуса. Вместо меда можно добавить сахарный сироп.

Все ингредиенты надо перемешать, положить в миску и отнести в Церковь на панихиду и там кутию освятить.

Молитвы за усопших

Неделя мясопустная

Неделя – это старинное название воскресения. Произошло оно от соединения слов “не” и “делать”, в этот день люди отдыхали и ничего не делали. Последний день мясопустной седмицы – мясопустная неделя (воскресенье).

В этот день перед Великим постом, еще можно по Уставу употреблять в пищу мясные продукты. Мы последний раз едим мясо и «отпускаем» его. Отсюда и название —  «мясопустная».

Но на следующий день строгий пост еще не начинается, всю следующую седмицу в пищу можно употреблять сыры и молочные продукты  —  начинается Сыропустная седмица, Масленица.

Таким образом, осуществляется постепенная подготовка человека к самому строгому Великому посту, даже в мясопустную седмицу, по средам и пятницам мясо есть уже нельзя, поэтому эту седмицу в народе раньше называли «пестрой». По приметам,  в «пеструю» седмицу нельзя было играть свадьбы, в это время начинают готовиться к Масленице, делают уборки в домах, приглашают гостей.

Неделя о страшном суде

В мясопустную неделю (воскресенье) вспоминается Страшный суд (Мф. 25:31-46). Церковь напоминает людям об их грехах, о том, что для спасения наших душ нельзя быть беспечными, нельзя забывать, что в деле спасения нужно уповать на милость Божию. Неотвратимость наступления Страшного Суда подтвердил и Сам Спаситель:

«Наступит время, в которое все находящиеся в гробах услышат глас Сына Божия и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делающие зло в воскресение осуждения» (Ин 5:28-29).

Первое пришествие Господа на Землю прошло очень скромно. Он Своим примером показал нам то, какими должны быть люди – смиренными, кроткими и добрыми.

Именно поэтому, Спаситель позволил Себя распять, чтобы никто во время Второго Пришествия, на Страшном Суде, не смог упрекнуть Господа в несправедливости и предвзятом к нему отношении. Для каждого из людей этот день и на самом деле страшный, нет людей без грехов.

Все тайные, невидимые поступки и желания станут явными, и нам не на кого будет надеяться, все получат по делам своим.

Во время Страшного Суда никто не спросит о том, как мы молились, как постились, какие книги духовные читали, как часто и искренне исповедовались и т.д. Все это будет совершенно неважно, по сравнению с тем, какими мы были людьми по отношению к окружающим нас людям.

Евангелие от Матфея, гл. 25, 31-46

Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую.

Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня.

Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *