О 10 девах — богослов

?

Натали Ладошка (ladoshka82) wrote, 2011-11-15 06:45:00 Натали Ладошка ladoshka82 2011-11-15 06:45:00 Category:

В этой притче Второе Пришествие Христово представляется под образом пришествия жениха в дом невесты. Жениха, приходившего в сопровождении друзей и «Сынов брачных» (Иоан. 3:29; Матф. 9:15), встречали очень торжественно, выходили к нему навстречу со светильниками в руках, а так как жених мог опоздать, то встречавшие должны были иметь в отдельных сосудах запасное масло, на случай, если налитое в светильники сгорит до прихода жениха. 

 

Употребляя этот понятный на Востоке образ, ожидание Пришествия сравнивается с ожиданием жениха, которого должны встретить 10 дев со светильниками в руках.

Из них пять были «мудрыми», то есть предусмотрительными, которые запаслись маслом, а другие пять — «юродивыми», то есть неразумными, которые не позаботились взять с собой запасного елея. Но жених медлил, и все девы заснули.

Неожиданно — в полночь — появился жених, и раздался громкий крик: «Жених идет!» Подошел час брачного пира.  Мудрые девы взяли светильники и приготовились присоединиться к процессии.

О 10 девах - Богослов

Неразумные стали просить их поделиться маслом, потому что у неразумных его не было. Мудрые сказали, что не могут поделиться, так как тогда не хватит и у них, и посоветовали неразумным пойти купить масла у торговцев. Неразумные девы поспешили за маслом, но, когда они вернулись, то обнаружили, что двери заперты. Радостный брачный пир был в разгаре, но они были лишены его. 

  •  
  • Эта притча особенно актуальна в наше время, и это мы видим наглядно.

Как и в случае с десятью девами, всех вас можно разделить на две группы. Некоторые из вас, я верю, — мудры, а некоторые, увы, — неразумны. Подобно десяти девам, вы все заявляете о своей вере.

Однако некоторые имеют дар Духа Святого, а у некоторых его пока нет. 

О 10 девах - Богослов

 

Изложение этой притчи следует сразу за утверждениями Иисуса о верности, которая должна быть свойственна христианину Здесь нас предупреждают о личной духовности и чистоте. 24 глава Евангелия от Матфея заканчивается рассказом Иисуса о двух категориях работников.

Одни из них — трудолюбивые, верные, благоразумные рабы, раздающие духовную пищу слугам своего господина вовремя. Другие — недобросовестные, небрежные рабы; они заблуждаются сами и других уводят в заблуждение относительно Пришествия Господа, бьют своих товарищей.

Если первых Иисус высоко оценил, назвав их «блаженными», потому что они угождают Ему и созидают Его Царство, то вторых Он сурово осудил. Тех, кто небрежно относится к служению, кто легкомыслен в серьёзных вопросах и творит неправые дела, Он квалифицирует как негодного раба, как человека со злым сердцем.

 Концовка 24 главы подготавливает читателя к мысли о скором и внезапном Пришествии Христа, о двух категориях верующих и о том, как Он поступит с ними. Ожидающих Его прихода, готовящихся ко встрече Он весьма обрадует; а не ожидающих, поступающих своевольно и своенравно — подвергнет наказанию.

В 25 главе эта мысль углубляется, расширяется и оттеняется ярче прекрасной иллюстрацией из быта древней восточной деревни. Иисус нарисовал картину, которая была понятна слушавшим Его ученикам, и только мы, верующие ХХ века, нуждаемся в её пояснении.

По обычаям того времени, отец невесты приготавливал пир для невесты и своих друзей в своем доме, сколько времени продолжался это пир – было неизвестно. Поэтому гости, ожидавшие в доме невесты и жениха, могли ждать неопределенное количество времени, пока жених вернется в этот дом уже со своей невестой.

Почему же светильники у девиц могли погаснуть? Нужно упомянуть, что лампы могли содержать только очень маленькое количество масла, так как сами были невелики, поэтому в обычае было носить дополнительный запас масла в специальных контейнерах, чтобы огонь мог постоянно гореть.

Когда наступила ночь, то гости решили, что жених будет дожидаться утра, чтобы прийти в свой дом из дома невесты. Но, в противоположность обычаю, жених отправился в свой дом уже с наступлением темноты.

Когда он приближался к дому, он выслал вперед себя вестников, которые должны были известить гостей о его скором прибытии, чтобы они могли встретить его и после проводить его на место пира. Было уже темно, поэтому встречающие не могли это сделать без ламп.

  Итак, в чем состояла «глупость» пяти из дев? Они решили, что жених не придет ночью, а по обычаю, явится днем, и поэтому не взяли дополнительного масла, и, как следствие, не смогли выйти навстречу. Жених пришел против их ожидания, ночью. Ложные ожидания привели к полной неготовности.

О 10 девах - Богослов

Что все это означает? Ни у кого не возникает сомнения, что жених – это Христос, а свадьба – брачный пир Агнца, то есть встреча Христа и Церкви. Отличия возникают при истолковании, что есть светильник и масло в светильнике. Здесь можно услышать разные мнения.

Можно услышать, к примеру, что «светильники — это заповеди Божьи, а масло — соблюдение этих заповедей или вера, явленная в делах». Другое распространенное мнение, что светильник – это дух человека, это поддерживается Писанием «Светильник Божий – дух человека, испытывающий глубины сердца». Тогда масло – это Дух Святой, живущий в человеческом духе.

Третье мнение: «Светильники символизируют Слово Божье, так как сказано: «Слово Твое — светильник ноге моей»». Четвертое: «Масло есть вера, а светильники — истина».

Итак, главная идея притчи – наша готовность к встрече с Иисусом Христом. Греческое слово «грегорео» редко когда означает «бодрствуй», но практически всегда употребляется как «будь готов». Об этом говорит и Иисус как вывод в конце притчи.

Проблема, которая была высвечена в притче, та, что ложные ожидания немудрых привели к их полной неготовности.

Что же такое масло в светильниках и что означает этот символ? Может ли оно означать, к примеру, веру или Дух Святой? Притча говорит о нашей готовности, может ли человек, имеющий веру, быть полностью готов к встрече со Христом? Или достаточно ли человеку только получить крещение, и этим самым полностью приготовиться к приходу Господа? Очевидно, что нет. Можно иметь веру, но не иметь любви, и быть подобным звучащему кимвалу. Становится ясно, что масло в лампадке не может означать какую-то одну определенную христианскую добродетель, потому что готовность Христианина к встрече с Господом подразумевает, что ученик имеет совокупность добродетелей, а не какую-то одну.

Что же на самом деле означает этот символ? Вся притча говорит о нашем бодрствовании нашей готовности. Масло в лампе не означает ничего конкретного, в притче оно просто иллюстрировало готовность мудрых дев к встрече с женихом. Поэтому и для нас оно просто иллюстрирует нашу готовность к встрече Господа.

О 10 девах - Богослов

В предыдущей, 24-й главе Иисус заповедал Своим служителям бодрствовать, наблюдать за домом Его, пока Он не придет, сколько бы ни пришлось ждать. В поучении о бодрствовании на первое место поставлена наша личная жизнь. Мы должны хранить личную чистоту, верность, честь и праведность перед Богом. Мы должны проявлять любовь.

Мы должны молиться, изучать Писание, мы должны родиться заново и преисполниться Святого Духа. Все это часть того, что нам надлежит делать, ожидая Его пришествия. Иисус говорит, что невозможно в ответственный момент позаимствовать откуда-то личную нравственность. Если вы бесчестны, вы не можете прийти к кому-то и сказать: дай мне взаймы немного благочестия.

У вас оно либо есть, либо его нет.

Никто не может разделить с кем-то честь или бесчестие; никто не может разделить свое спасение или крещение Духом Святым. Действительно, Господь говорит нам: бодрствуйте! Конечно, могут быть моменты расслабленности.

Мы не в состоянии бодрствовать двадцать четыре часа в сутки ни в физическом, ни в духовном смысле. Но благочестие, праведность и честь никогда не должны оставлять нас. Это не те вещи, которые можно надевать на себя и снимать, можно использовать, а можно отложить в сторону.

Они накапливаются благодаря личной инициативе, усилиям, усердию и должны сохраняться постоянно. Они должны стать частью вас самих.

Мы должны хранить чистоту. Мы должны быть нравственны и правдивы, верны и честны, должны любить и исполниться молитвенного духа. Тогда, когда наступят тяжкие испытания, наша индивидуальная жизнь предстанет незапятнанной. Будьте готовыми к встрече со своим грядущим Господом! Таков смысл притчи о десяти девах.

  1. О 10 девах - Богослов

В притче Иисус указал на то, что неразумные девы не имели в достатке масла, а мудрые запаслись им. Масло, которое быстро кончилось у неразумных дев, является символом веры. Это означает, что у одних достаточно было веры до пришествия Иисуса Христа, а другие её утратили. Почему это произошло с неразумными девами? Их вера была основана ни на личном опыте общения с Богом, ни на личном изучении слова Божьего под влиянием Духа Святого, а на доверии пасторам, проповедникам, тем самым они основали свою веру на доверии человекам. Ими не двигала благодарность Богу за ту любовь, которую Он проявил к ним, даровав им спасение, а потому и не было посвящения своей жизни Богу, но ими двигало стремление к попечению о своей плоти и благополучию в этом мире.  У мудрых дев был серьезный глубокий опыт отношений с Богом, они открыли свои благодарные сердца любви Божьей и посвятили свои жизни служению Богу, а поэтому имели глубокую веру. И когда пришла весть, что жених идет, то у разумных дев было в достатке веры, чтобы проснувшись, пойти и нести весть о пришествии жениха. Их светильники разгорелись. Неразумные тоже проснулись от этой вести, но поскольку их вера была слаба, то они обратились к мудрым с просьбой дать им своего масла, а это было невозможно. Почему? Ведь если человек прожил свою жизнь, не доверяя слову Божию, и не имел в служении глубоких и серьезных опытов в сложных и казалось бы безвыходных ситуациях, и не находил пути выхода из них через общение с Богом, то вера его не укреплялась, а постепенно угасала как светильник у неразумной девы.

 Как же можно поделиться верой, которая в служении Богу в христианской жизни прошла разного рода испытания, но и конечно же имела большие духовные радости и победы.  Истинная вера рождается в испытаниях на верность Богу. «А какие испытания?» — спросите вы. Разные.

Это потеря близости с друзьями и родственниками, могут быть даже гонения с их стороны, это и неправедный суд со стороны людей, это могут быть и длительные и тяжкие болезни. Конечно, этот тяжелый опыт идет во благо верному христианину. Этим Господь учит нас, что надеяться на плоть нельзя, а только — на Бога.

Вера, которая прошла многолетние испытания всегда стоит на твердом основании, такая вера становится непоколебимой.

Прит.13:9 Свет праведных весело горит, светильник же нечестивых угасает.

http://www.church.kiev.ua/Librery/T…010%20devah.htm http://www.blagovestnik.org/archives/sermons/b00136.htm

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

  • Телепередачи с участием Вай Ланы привлекают огромную аудиторию и способствуют стремительному росту популярности йоги. Вай Лана стала…
  • Семья в сборе (я — слева) И другие картинки Жени Нестеровой А это Женя))) Оригинал записи и комментарии на…

Десять дев

Среди чтений Великого вторника есть притча о десяти девах.

Лампады, масло, сон, ожидание Жениха. Одна из песен вседневной полуночницы взята по смыслу отсюда. «Се Жених грядет в полунощи, и блажен раб его же обрящет бдяща». Там еще говорится: «Блюди убо, душе, да не сном отяготишься» А вот те девы как раз «задремали и уснули». Уснули и мудрые, и не мудрые. Уснули потому, что «жених замедлил» (Мф. 25:5)

О 10 девах - Богослов

Как важно здесь каждое слово! «Жених замедлил». Полстраницы выше в притче о неверном управляющем Господь вкладывает в уста злого раба такие слова: «Не скоро придет господин мой» (Мф.

24:48) Эти слова произносятся злым рабом для того, чтобы дать себе вольную на пьянство и бесчинство.

И в послании апостола Петра говорится, что некие «наглые ругатели, поступающие по собственным своим похотям» будут говорить: «где обетование пришествия Его? Ибо с тех пор, как начали умирать отцы, от начала творения, все остается так же» (2 Пет. 3:3)

Читайте также:  Проповедь памяти иоанна златоуста «о пастыре и овцах» - богослов

То есть Господь часто говорит нам «бодрствуйте», а Сам намеренно медлит, закаляя веру одних и обличая неверие других.

Одни заслуживают венцы долготерпением, другие обнажают гнилое нутро нетерпеливостью и отказываются от веры.

Вместе с тем Божие замедление есть дело любви, поскольку нужно дать шанс спастись всем, кто хочет спастись, и эта задержка второго пришествия называется «благостью, которая на покаяние меня ведет».

Итак, девы уснули. Сначала «задремали», и начали, вероятно, зевать. И первый порыв радостного ожидания сменился ожиданием терпеливым. А потом пришла усталость, и стали слипаться глаза, причем – у всех, и затем – сон.

Это двоякий сон. Во-первых, смертный. Мы ведь не зря называем умерших — усопшими. И Христовы уста о мертвой дочери Иаира сказали: «Она не умерла, но спит» (Лук.

8:52) Множество христиан умерло, не дождавшись при жизни пришествия Христа на суд. Они уснули смертным сном в ожидании дня Воскресения, и когда Господь воззовет их из гробов их, они поправят свои светильники.

Горящий или потухший светильник есть тайна сердца, по которой мы будем судимы.

Погасший светильник есть подобие каменистой земли, на которой что-то выросло, но быстро увяло, не имея глубины. А заправленная маслом лампада есть подобие земли доброй, приносящей плод в сто, или шестьдесят, или тридцать раз.

Поскольку спали все, то скудость и полнота масла в лампадах проявляли прежние, ранее понесенные труды.

Вот в этом смысле и сказал некто из древних: «Умножай молитвы и труды, когда ты помнишь Господа, чтобы Он тебя не забыл, когда ты Его забудешь»

Второй смысл сна проще. Это просто сон. Просто, но и не просто. Человек спит не только потому что сильно устал. Иногда он спит от уныния. Иногда тяжелый сон смыкает ему очи как раз в то время, когда нужно быть особенно бодрым. Бывает, что человек непреодолимо зевает в храме, но бодренько носится по мирским делам.

Так, побежденные немощью, спали апостолы в Гефсимании, хотя Христос просил их бодрствовать с Ним и молиться. Даже от избытка благодати можно впасть в сон, потому что душа не выдерживает неземной силы и спасается сном в это время. Этим сном спали на Фаворе те же апостолы, что уснули в Гефсимании.

«Петр же и бывшие с ним отягчены были сном; но пробудившись, увидели славу Его и двух мужей, стоявших с Ним» (Лук. 9:32)

Итак, десять уснувших дев есть образ всей полноты уверовавших в Господа людей, которые спят или тяжким сном уныния, или от естественной усталости, или смертным сном. Все они будут пробуждены неким криком, который еще именуется «гласом Архангела и трубой Божией» (1 Фес. 4:16).

В это время мы уже не сможем разбогатеть милостыней. Всякий будет обеспокоен светом собственного светильника, и маслом делиться не сможет. Притча оканчивается Христовым повелением «Бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который придет Сын Человеческий» (Мф.

25:13)

Это бодрствование должно быть противоположностью и мирской расслабленности, которая овладела миллионами. А еще — противоположностью той псевдохристанской уверенности в своей, якобы, окончательной спасенности, характерной для людей, выдавливающих из себя счастливые улыбки по поводу и без повода.

Сказанное Господом, да закрепится в сознании словами апостола: «Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды. Все у вас да будет с любовью» (2 Кор. 16:13-14)

Страстная седмица. «Не цепляет»

Страстная седмица: Поверить!

Пасха страданий

Первые дни Страстной: не поддаваться желудку

Последняя молитва Великого поста

Страстная седмица: календарь

и другие материалы, посвященные Страстной седмице

Притча о десяти девах, толкование, проповедь

«А что, Дух Святой продается и покупается?»

О 10 девах - Богословпритча о десяти девах

Христос часто использовал язык притчи, чтобы через понятные всем
примеры донести до слушателей труднопонимаемые духовные истины.
Но их можно похоронить под многословием буквального толкования.
Следует помнить, что ни одна деталь или земная сценка, положенные
в основу притчи, не могут быть полной аналогией для духовного вывода.

Например, притча о десяти девах.

  • Начинаются вопросы:
  • а)   А почему 10 дев, а не одна или две, как у наших невест?

б)    Кто эти девы у Церкви? Переберут и родственные религиозные
течения, и философские направления, и ничего из этого не выйдет.

в)   Кто кричал «Вот, жених идёт!?»

г)    Чей крик возвестит о 2-м Пришествии Христа? Переберут всех воз-
можных кандидатов, но опять ни к чему не придут.

д)   Почему девы, а не невеста встречают жениха?

Так можно похоронить под многословием главную мысль притчи
«Бодрствуйте». Но притча как раз и адресована церкви. Да и кто за её
пределами знает такие библейские слова: «Светильник Господень — дух

человека» (Пр. Сол. 20:27)?

«Ты возжигаешь светильник мой, Господи» (Пс. 176129)..

Только рождённые свыше. Дух человека, как светильник, погас при гре-
хопадении Адама. Таким, погасшим, он и передаётся из поколения в по-
коление. Но когда Дух Господень прикасается к нему и возжигает его —-
это момент возрождения. Масло символизирует Духа Святого. И в этом
Христианство единомышленно. Стоит Духу Святому оставить человека —

светильник его духовной жизни гаснет.

Но если так, то как можно говорить о продающих и покупающих? Ры-
ночная терминология звучит как-то кощунственно, если речь идёт о Духе
Святом. И поневоле вспоминается Симон-волхв, который предлагал Апо-
столам деньги за возможность иметь Духа Святого и давать его другим.

Приговор был жестоким: «Серебро твоё да будет в погибель с тобою»
СД. Ап.

8:20) Почему же Иисус не обошёлся в притче без слов «купите
у продающих», ведь Он мог предвидеть нашу, озадаченность? Но Он знал,
что говорил, чтобы мы учились думать, не убегали от всяких почему?

Зачем?

Господь нигде в Писании не осуждал нормальную торговлю. Её прин-
цип: нужно что-то отдать, чтобы что-то получить. Не обязательно деньги.
И этот принцип действует в видимом и не видимом мирах. А как без него
можно понять и объяснить некоторые стихи Библии? «Купи истину
и не продавай разум» (Пр. 23:23). Путь к истине всегда труден и требует

  1. издержек: «Грызть гранит» духовной науки.
  2. Отдавать этому силы и время.
  3. Жертвовать порою отдыхом и сном.
  4. Это и умственное напряжение и усталость.
  5. И многие молитвы.
  6. Это и многое другое будет платой за познанную Истину. И ещё; «Со-
    ветую купить у Меня золото огнём очищенное (высшей пробы), чтобы

тебе обогатиться и белую одежду, чтобы одеться» (Откр. 3:18).

Драгоценные крупицы опыта, чистого знания и праведность во что-то
обходятся человеку. За это приходится чем-то платить: проходить огонь
искушений и испытаний, «сквозь строй», где опускаются на твои плечи
удары по самолюбию и себялюбию. Это и посты, и бдения. В итоге мы

становимся духовно зажиточнее и чище душой.

Если хотим быть всегда в хорошем настроении, плодоносными, и име-
ющими успех, то 1 Псалом расскажет нам, что следует отдать за это. Если
хотим духовно расти — не нужно жалеть времени для Священного писа-
ния (1 Пет. 2:2). А если хотим, чтобы нас любил Сам Бог, то услышим о не-
обходимости усилий: «Достигайте любви» (I Кор. 14:1), «Кто любит Меня,

тот возлюблен будет Отцом Моим. (Иоан. 14:21)

Но вернёмся к притче. Что же нужно отдать нам, чтобы Дух Святой
наполнял нас?

«Покайтесь, да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа
для прощения грехов — и получите дар Святого Духа» (Д. Ап. 2:38). Это

первый шаг.

«Получить обещанного Духа верою» (Гал. 3:14).

«Даст Духа Святого просящим у Него» (Лук. 11:13).

«Дух Святой, Которого Бог дал повинующимся Ему» (Д. Ап. 5:32).

«Не мерою даёт Бог Духа» (Иоанн. 3:34).

«Исполняйтесь Духом» (Еф. 5:18—20).

  • «В нашей жизни самое прекрасное не ценою денег покупается». Затем
    требуется верное отношение к Небесному Гостю, который через угашение,
    оскорбление и хулу может оставить человека, и светильник его духа по-
  • гаснет. А скоро раздастся крик:
  • «Вот жених идет, выходите навстречу Ему!»

5. Притча о десяти девах, Евангельские притчи — прот. Виктор Потапов

Притча о десяти девах, ожидающих прихода жениха и вышедших навстречу ему, встречается только у евангелиста Матфея. Некоторые детали, впрочем, находят себе параллели и у ап. Луки (Лк. 13: 25).

«Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху. Из них пять было мудрых и пять неразумных. Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собой масла. Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих.

И как жених замедлил, то задремали все и уснули. Но в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему. Тогда встали все девы те и поправили светильники свои. Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут.

А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе. Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились; после приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! отвори нам.

Он же сказал им в ответ: истинно, говорю вам: не знаю вас. Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который придет Сын Человеческий» (Мф. 25: 1–13).

Притча о мудрых и неразумных девах, символизирующих души человеческие, показывает, что и верующие в Сына Божия Господа Иисуса Христа и надеющиеся войти в Царство Небесное, несмотря на веру их, будут подвергнуты последнему испытанию на Страшном Суде и тогда приняты в Царство Небесное или отвергнуты навсегда.

Свое второе пришествие Христос изобразил здесь под хорошо известным евреям образом пришествия жениха в дом невесты во время ритуала бракосочетания.

По древнему восточному обычаю, после сговора жених отправляется в сопровождении родных и друзей в дом невесты, которая ждет его в лучшем наряде, окруженная подругами.

Свадебное торжество происходило обычно ночью, поэтому подруги невесты встречали жениха с горящими светильниками, и так как время прибытия жениха не бывало точно известно, ожидающие запасались маслом на случай, если оно в светильниках выгорит.

Невеста с закрытым густой вуалью лицом, жених и все участники торжества с пением и музыкой отправлялись в дом жениха. Двери затворялись, подписывался брачный договор, произносились «благословения» в честь жениха и невесты, невеста открывала свое лицо, и начиналось брачное пиршество, продолжавшееся семь дней, если выходила замуж девица, или три дня, если выходила вдова.

Брачный пир символизирует в этой притче Царство Небесное, где верующие будут соединены с Господом в блаженной вечной жизни. Ожидание жениха означает всю земную жизнь человека, цель которой состоит в приготовлении себя к встрече с Господом. Затворенные двери брачного чертога, не допустившие опоздавших к жениху, означают смерть человеческую, после которой нет уже покаяния и исправления.

По объяснению святителя Иоанна Златоуста, Христос вывел входящих в Царство Небесное верующих под образом дев, превознося этим девство – не только целомудрие телесное, но, главным образом, духовное, истинное исповедание христианской веры и жизни по вере в противоположность ереси, богоборчеству и небрежению в отношении спасения своей души. «Светильником, – говорит Златоуст, – Христос называет здесь дар девства, чистоту святости, а елеем – человеколюбие, милосердие, помощь бедным». Елей в Священном Писании обыкновенно служит образом Святого Духа, и в этой притче горящий елей означает духовное горение верующих, облагодатствованных Святым Духом Божиим, сообщающим им Свои богатые дары: веру, любовь, милосердие и прочие, выражающиеся в христианской жизни верующих,в частности, в любви и помощи ближним.

Ясно и убедительно объясняет притчу о десяти девах великий праведник преп. Серафим Саровский. Основная мысль преп. Серафима заключается в понимании цели христианской жизни как «стяжания благодати Всесвятого Духа», которую он выразил в замечательной беседе с купцом Н. Мотовиловым.

«В притче о мудрых и юродивых девах, – говорит преп. Серафим своему собеседнику, – когда у юродивых не достало елея, сказано: «шедше купите на торжище». Но, когда они купили, двери в чертог брачный уже были затворены, и они не могли войти в него.

Некоторые говорят, что недостаток елея у юродивых дев знаменует недостаток у них пожизненных добрых дел. Такое разумение не вполне правильное.

Какой же у них недостаток в добрых делах, когда они, хоть юродивые, но все же девами называются? Ведь, девство – наивысшая добродетель, как состояние равноангельское и могло бы служить заменой само по себе всех прочих добродетелей…

Читайте также:  Колокольный звон в тюльгане — это ритмическая исцеляющая музыка - богослов

Я, убогий Серафим, думаю, что у них именно благодати Всесвятого Духа Божия недоставало. Творя добродетель, девы эти по духовному своему неразумию полагали, что в том и дело лишь христианское, чтобы одни добродетели делать.

Сделаем мы, де, добродетели и тем, де, и дело Божие сотворили, а до того, получена ли была ими благодать Духа Божия, достигли ли они ее, им и дела не было. Про такие-то образы жизни, опирающиеся лишь на одно творение добродетелей, без тщательного испытания, приносят ли они и сколько именно приносят благодати Духа Божия, и говорится в отеческих книгах: «Иной есть путь, кажущийся благим в начале, но концы его – во дно адово».

Не всякое «доброе дело», по учению преп. Серафима, имеет духовную ценность, но ценны только те «добрые дела», которые совершаются во имя Христа.

На самом деле, легко себе представить (и это часто бывает), что добрые дела совершают люди неверующие.

Но про них апостол Павел сказал: «Если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» (1Кор. 13: 3).

Далее, чтобы разъяснить свою мысль об истинном добре, преп.

Серафим говорит: «Антоний Великий в письмах своих к монахам говорит про таких дев: «Многие монахи и девы не имеют никакого понятия о различиях в волях, действующих в человеке, и не ведают, что в нас действуют три воли: первая – воля Божия, всесовершенная и всеспасительная; вторая – собственная своя, человеческая, т.е., если не пагубная, то и не спасительная, а третья воля, вражеская, вполне пагубная. И вот эта-то, третья, вражеская воля и научает человека или не делать никаких добродетелей, или делать их из тщеславия, или для одного добра, а не ради Христа».

Вторая – собственная наша воля, научает нас делать все в услаждение нашим похотям, а то и, как враг, научает творить добро ради добра, не обращая внимания на благодать, им приобретаемую.

Первая же – воля Божия и всеспасительная – в том только и состоит, чтобы делать добро единственно лишь для стяжания Духа Святого, как сокровища вечного, неоскудеваемого и ничем вполне и достойно оцениться немогущего.

Оно-то, это стяжание Духа Святого, собственно и называется тем елеем, которого недоставало у юродивых дев… За то они и названы юродивыми, что забыли о необходимом плоде добродетели, о благодати Духа Святого, без которого и спасения никому нет и быть не может, ибо «Святым Духом всяка душа живится»…

Вот это-то и есть тот елей в светильниках у мудрых дев, который мог светло и продолжительно гореть, и девы те с этими горящими светильниками могли дождаться и Жениха, пришедшего в полунощи, и войти с Ним в чертог радости.

Юродивые же, видевшие, что угасают их светильники, хотя и пошли на торжище, да купят елея, но не успели возвратиться вовремя, ибо двери уже затворены».

Из притчи о десяти девах совершенно ясно следует, что оправданием человека как на частном суде (по смерти), так и на всеобщем Страшном Суде, послужит только его земная жизнь в Боге, по заветам Христа и потому созвучная Небесному Царству.

Все же «формальные» христиане, живущие вне контакта с Богом и нерадеющие о своем спасении, готовят себе участь отверженных. «Никто не восходит на небо, живя прохладно», – учит преп. Исаак Сирин. Ни формальная вера без жизни по заповедам Христа (Лк. 6: 46; Иак. 1: 22; Рим.

 2: 13), ни пророчества именем Христа или многие чудеса, творимые Его Именем, как видно из слов Спасителя (Мф. 7: 21–23), недостаточны для наследования Царства Небесного. «Кто духа Христова не имеет, тот и не Его», – говорит ап.Павел (Рим.

 8: 9), и таким естественно будет услышать слова Сына Божия: «Истинно говорю вам, не знаю вас» (Мф. 25: 12).

Притча «Десять дев»

Что из себя представляет притча о десяти девах? На первый взгляд – да что здесь особенного?! Это же не какие-то там пророчества Даниила или Откровение с их загадочными зверями, цифрами. Здесь, казалось бы, все весьма прозрачно.

Но не тут-то было! Оказывается, есть нюансы в х разных толкователей на эту притчу, которые и между собой не согласуются и противоречат контексту самой притчи. Вся эта не состыковка побудила меня обратить особое внимание на эту притчу.

Вы скажете: «Ну, вот нашелся еще один комментатор, а почему именно его толкование правильное»? Нет, нет, я не претендую на то, чтобы называть этот комментарий моим. Пусть это толкование будет народным.

Я веду мысль по Библейскому пути, нанизываю логическую цепочку, а вы, народ, читающий, мыслящий и правильно анализирующий, приходите сами к выводу. Согласны? Тогда начали.

Начнем с самых первых слов этой притчи:

1 Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху (Матф:1:25).

Дело в том, что самое первое слово «тогда» — это когда? В момент Второго Пришествия Христа? В общем-то это так, но основные события разворачиваются накануне Его Пришествия, а не в сам момент Пришествия; и главная идея опирается на то, что еще до Пришествия следует запастись «маслом».

На древнегреческом это слово «тогда» звучит: «тОтэ». Каково его значение? Да, одно из значений этого слова: «в то время, тогда». А вот еще одно значение: «тогда, в таком (этом) случае».

И в том и в другом варианте присутствует слово «тогда», но в одном из вариантов характерен оттенок того, что это произойдет в какое-то то (далекое) время. В другом — слово «тогда» имеет смысл «в таком случае». На каком значении остановились бы вы?

Давайте посмотрим контекст. А полный контекст – это 24 и 25 главы Матфея.

В 24 главе начинается речь Христа, а в 25 она заканчивается. До 24 и после 25 глав – мысль совершенно иная. В 24 главе Христос отвечает на вопросы учеников. Зацепка этой мысли началась со слов:

1 Когда Иисус, выйдя из храма, стал уходить, ученики остановили Его, чтобы показать Ему храмовые строения.2 Он же сказал им: «Вы видите все это? Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне, все будет разрушено».

3 Когда Иисус сидел на Масличной горе, подошли к Нему ученики. Пользуясь моментом, что посторонних рядом нет, они спросили: «Скажи нам, когда это произойдет? И какое знамение предвозвестит пришествие Твое, и когда наступит окончание века?» (Матф. 24:1-3).

И дальше в 24 главе Он рисует картину событий, предшествующих Его возвращению. Хотя в этой главе и затрагивается элемент самого Пришествия, но основная мысль — приготовление к этому дню и коварные замыслы дьявола, которые будут проявляться в период между двумя Его Пришествиями и особенно накануне самого Второго Пришествия.

И вот в 25 главе Иисус начинает некое резюме словами: «Тогда, в таком (этом) случае». Нарисовав картину того, что произойдет перед Пришествием, Он дает рецепт, что же делать в таком случае, если будут такие страшные события, такие обольстительные искушения и обман сатаны? Здесь же присутствует и элемент предостережения.

Этому Он посвятил две притчи, о которых мы читаем в 25 главе: «Притча о десяти девах» и «Притча о талантах».

Хотя обе притчи подводят нас непосредственно ко Второму Пришествию Христа и к тому, что будет с неверными, но главная идея этих притч – направить внимание людей на то, что к этому событию надо быть всегда готовыми; некую неготовность Он представил в образе беспечных дев и нерадивого раба.

Вы согласны с тем, что «тогда» — это «в таком случае», как отклик на события, описанные в 24 главе, а не конкретная какая-то историческая точка во времени. Ждали Второе Пришествие Христа еще первые апостолы. Или это не так? Ап.

Павел писал: «Потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем» (1Фесс. 4:17). Это прекрасная мысль: Христа ждали от Его вознесения и до сегодняшнего дня, и готовность номер один должна была быть у ожидающих во все времена на высшем уровне.

Хорошо, а что же означает само Царство Небесное, о котором здесь говорится? Цитирую еще раз текст: «Тогда (в таком случае) царство Небесное будет подобно десяти девам». Давайте начнем с того, что из себя представляет «Царство небесное», а потом поговорим и о девах.

Заметьте, что о Царстве Небесном говорится, что оно «подобно девам» и оно существует, в таком случае, уже и тогда, когда они вышли встречать жениха. Это Царство продолжалось и тогда, когда они спали.

Давайте разберем этот нюанс:Это выражение, «царство Небесное», употребленное Матфеем, встречается более 30 раз в Новом Завете, вместо более употребительного выражения «царство Божье», которое сам Матфей употребляет пять раз, и оно используется и другими авторами Нового Завета.

Подмена слова «Божье» словом «Небесное» соответствует обычаю Иудеев дней Христа избегать произношения имени Божья. Подобным же образом они говорили «имя Неба» вместо «имя Божье», вместо «страх Божий» — «страх Небесный», «слава Небесная» вместо «слава Божья». «Царство Небесное» или «царство Божье» было темой проповеди Иисуса.

Он учил молиться: «Да наступит Царство Твое» (Матф.6:10). Многие из Своих притчей Он начинал словами «Царство Небесное подобно [или уподоблено]» (см. Матф. 13:24, 31, 33, 44, 45, 47). Его Евангелие было благой вестью о Царствии (гл. 4:23); и т. д. Его ученики были «детьми Царствия» (гл. 13:38). Отец благоволил дать им Царство (Лук.

12:32), которое они имели унаследовать (Матф. 25:34). В этой жизни христианин должен сделать это Царство главным предметом своей привязанности и великой целью жизни (гл. 6:33). Когда Он послал двенадцать, то повелел им «проповедовать Царствие Божье». Иоанн провозгласил приближение Царства Божья (Матф. 3:2). Иисус также объявил, что царство «близко при дверях» (гл.

4:17), и повелел Своим ученикам, посылая их на проповедь, нести эту же весть (гл. 10:7).«Царство Небесное» было создано при первом пришествии Христа, ратифицировано оно было на Голгофе. Иисус Сам был Царем, и верующие в Него становились его гражданами. Территорией царства были сердца и жизни граждан. Очевидно, что весть, приносимая Иисусом, относилась к царству благодати.

Но как Сам Иисус пояснил, царство благодати является приготовлением для царства славы. Относительно последнего ученики вопрошали в день вознесения: «Не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?» (Деян. 1:6-7). Царство благодати было близко во дни Христа (Матф. 3:2; 4:17; 10:7), царство же славы относилось к будущему (гл. 24:33).

Только тогда, когда придет Сын человеческий «во славе Своей, и все святые Ангелы с Ним», то «сядет на престоле славы Своей» (гл. 25:31).Царство благодати и царство славы тесно связаны, это как бы две фазы одного и того же. Мы сейчас живем в царстве благодати и имеем вид на жительство в царстве славы, когда же царство славы настанет, мы станем его гражданами.

Вот теперь самый щепетильный, на мой взгляд, вопрос: «Кто же эти девы»? Сколько разных взглядов на то, кем они являются. Одни говорят, что это АСД. Другие – что это те пионеры адвентизма, которые ожидали Христа в 1844 году, третьи – что это 144000. Я тогда ставлю вопрос: «А кто же является Его невестой»? Снова каждый скажет, что это мы. Ну, тогда получается, что мы – это и невеста Христа, и пять разумных дев, и всё мы и мы. Кто-то говорит, что это те, кто крещен Духом Святым и говорит на иных языках. Иоанн Златоуст в девственницах видит буквальных девственниц и девственников, и светильники – это дар девства. Но вот одни, оставаясь девственниками, имели еще добрые дела, а другие добрых дел не имели. И под сном он видит смерть, а под пробуждением – воскресение мертвых http://bible.optina.ru/new:mf:25:01

Читайте также:  История храма в репьевке - богослов

Иларий Пиктавийский пишет:

«Ибо в пяти мудрых и пяти неразумных девах утверждается полное разделение между верующими и неверными»

http://bible.optina.ru/new:mf:25:01 Я мог бы привести еще немало примеров, как древние христианские мыслители трактовали эту притчу на основании своего богословского мировоззрения. Я не буду их все перечислять. Но на самом-то деле, о чем здесь притча? Я предлагаю не выпячивать здесь кого-то и не тыкать пальцем тоже на кого-то, а просто сказать, что девы из притчи олицетворяют всех христиан, которые ожидали и ожидают Пришествие Христа. Если народ согласен, то да будет так.Не менее щепетильным оказался вопрос и о масле в светильниках, да и о значении самого светильника. Что нам далеко ходить к Златоусту, к Лопухину, у нас достаточно своих богословов высшей богословской категории, от комментариев которых, ну, как бы мягко выразиться, стыдновато. Давайте прежде всего посмотрим на принцип толкования притч. Притча чем-то схожа с басней, но в чем-то они совершенно разные. Их разность заключается в том, что в басне роль играют животные и птицы, но олицетворяют они людей; и еще в каждой басне есть в конце резюмирующая мораль. А в притче берется реальная или вымышленная история, и здесь, в отличие от басни, морали нет, она не выявлена, ее надо найти самому, хотя некоторые притчи Христос «разжевал» во всех деталях, но многое еще оставалось до конца непонятным. И еще один принцип толкования притчи: не стремитесь всем деталям притчи дать определенное значение, в каждой притче заложена какая-то концепция, и ее надо уловить и перевести ее в реальную жизнь, и вот тогда вырисуется: «Мораль сей притчи такова…».Еще одна особенность не только притч, но и любого Библейского иносказания: не следует искать одного шаблонного значения на все случаи. Например, в одном случае Христос представлен образно, как «Агнец» — (Ягненок, Барашек), в другом случае – Он же представлен в образе Льва. Светильники в одном случае могут иметь одно значение, а в другом – другое. А как в отношении масла, в данном случае, того масла, которое девы заливали в свои светильники? Если взять симфонию и выбрать все слова о масле, то мы, естественно столкнемся с Духом Святым. Ну, в общих чертах, это так, но вот формулировку здесь надо подбирать правильно и не торопиться высмеивать тех, кто берет аналогию масла с Духом Святым. Чтобы у нас в голове не заклинило от этой формулировки, я предлагаю ни в коем случае не смешивать символ с его значением. В примере с маслом: не масло – это Дух Святой; и не Дух Святой – это масло, а правильной формулировкой будет словосочетание: масло является символом Духа Святого. Один видный богослов, ну, очень уж эмоционально раскритиковал этот образ, он заявил примерно так: «Мы что, Дух Святой литрами будем измерять»? А другой богослов смачно растолковывал, что Дух Святой – это не что, а Кто; и как можно не чего, а Кого иметь больше или меньше? Я считаю, что это наивысший богословский примитивизм. Это самое элементарное неумение лавировать в лабиринте богословского символизма.

Я приведу самый простой пример словосочетания из обычной нашей жизни. Без зазрения совести мы говорим: «Солнце село», «солнце встало», «солнце закатилось». Это правильно или нет? Народ, ваше мнение. С астрономической точки зрения это полный абсурд, и здесь можно до конца отпустить вожди критики и очень смачно, и эмоционально пустить по ветру критики эти выражения.

Ну, разве это не так? Неужели солнце встает? Разве оно садится? Куда на стул, поправив свое платье? Или оно катится, катится, словно мяч на футбольном поле, и вдруг оно закатилось в чьи-то ворота, и у нас наступила ночь. Абсурд, но это с астрономической точки зрения.

А вот с точки нормы литературного языка — это совершенно правильные обороты речи, мы к ним привыкли и применяем их в повседневной речи. И дело даже не в том, что раньше считали, что солнце вращается вокруг земли, оно все равно не садилось, не вставало, не заходило, не закатывалось.

Ну, давайте призывать народ говорить каждый вечер и каждое утро примерно так: «Земля настолько провернулась на своей оси, что уже не стало видно солнца», или наоборот: «Посмотри, как земля уже достаточно много провернулась на своей оси, что уже видно солнце».

А вы попробуйте так заявить, да еще в интернете на весь мир, и что о вас скажут? Да то же самое, что и о тех, кто со своей докторо-богословской высоты на весь мир заявили: «Неужели Дух Святой мы литрами будем измерять»? Или «Дух Святой, Который является не чем, а Кем, как мы можем разложить по частям, и как кто-то имеет Его больше, а кто-то – меньше»? А вы знаете, народ аплодирует в х таким толкованиям и их толкователям. Мне жаль и подобного богослова, и уши слушателей. Да, солнце село, солнце встало, да, Дух Святой изливается, и в малой, и в большей мере. Или я что-то не так сказал? Нет, нет, это не я, так говорит Священное Писание. Приведу некоторые примеры:

«И будет после того, изолью от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения» (Иоиль 2:28).

«И не буду уже скрывать от них лица Моего, потому что Я изолью дух Мой на дом Израилев, говорит Господь Бог» (Иез. 39:29).

Эти выражения образные и соизвольте и понимать их также образно. А чтобы понимать язык образов и уметь эти образы в голове трансформировать в реальность, надо что? А я процитирую текст Писания:

18 Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть (Откр 3:18).

Кстати, это тоже символ и не только. Подобно тому, как Закон Божий Христос разложил на две основные части: любовь к Богу и любовь к ближнему (Лук. 10:27). Так и Иоанн в вести к Лаодикийской церкви дал ответ в трех компонентах на вопрос, что такое «получить Духа Святого в полной мере». Нужно купить золото, и притом, не тогда, когда жених уже придет, тогда уже поздно будет его покупать. Необходимо одеться в белую одежду, чтобы тебя не выгнали с брачного пира (Матф.22:12); а чтобы понимать небесное, которое дано нам также в символах, что надо? Народ, я вас не слышу. Да, правильно, нужно глазной мазью помазать глаза. И тогда мы притчу, в данном случае, о десяти девах, не будем раскладывать на детали: что означает девственность дев, а почему жених пошел в дом невесты, а кто такая невеста, а почему жених задержался в доме невесты, а кого означает свита, которая его сопровождала? Мы уловим в притче основную концепцию: НАДО ВСЕГДА БЫТЬ ГОТОВЫМИ К ПРИШЕСТВИЮ ХРИСТА. Аминь? Народ, не слышу ваши голоса. Вы согласны? Тогда воистину Аминь.

Притча о десяти девах: Мт 25:1-13

Господь объясняет Своим ученикам, что такое Царствие Небесное притчами. Один из таких рассказов – притча о десяти девах.

Текст притчи

Толкование

В притче Господь сравнивает Царствие Небесное с брачным пиром. Это пир, на который могут зайти далеко не все верующие. Многие привыкли думать то, что если человек верит в Бога, если он знает все церковные правила, то есть воцерковлен, живет в ожидании Христа и делает добрые дела, да еще и никого не осуждает, это является гарантией для его спасения.

Но в притче Господь говорит совсем не так, как мы считаем. Люди неверующие, те, которые не живут в ожидании женщина, то есть те, которые не живут в ожидании Пришествия Господня, находятся за границами этой притчи. Их в этом рассказе нет. Он о тех, кто верит во Христа.

Девы, которые вошли на брачный пир – это верующие. Те, которые были брошены во тьму внешнюю, тоже верующие и ожидающие пришествия Мессии.

  • «Девы» – это церковь, человеческие души.
  • «Жених» – это Спаситель наш Господь Иисус Христос.
  • «Горящий светильник» – это вера или молитва.
  • «Масло» – это благодать Святого Духа, подающаяся нам через служение ближнему.
  • «Продающие» – это наши ближние.

В этой притче мы не случайно видим цифру 5. Пять дев умных и пять дев неразумных. Что означает эта цифра? Об этом мы можем только догадываться. Но это единая с одной стороны и противопоставляемая с другой пятерка встречается в Священном Писании достаточно часто.

Это и длина крыльев херувимов в иерусалимском храме, и пять шестов из дерева ситтим, пять столбов и пять подножий, пять шекелей (сумма выкупа за первенца), пять светильников, сделанных царем Соломоном, пять козлов, пять агнцев (которые являются частью мирной жертвы Господу), пять ран Христа, пять перемен одежд Вениамина, данных ему Иаковом, пять братьев из десяти, которых представил Иосифу фараон и так далее.

Неразумных и мудрых отличает друг от друга не просто наличие или отсутствие масла, а то что одни думали и готовились к долгой ночи ожидания Спасителя, а другие просто имели веру в своем сердце. Эта приятная вера помогает жить, не задумываясь о том, что в действительности вера – это угождение Богу. Ведь веру, не угождающую Богу, имеют даже бесы, но она не спасает их.

То, что они девы, это указывает на их чистоту. Они думают, что Господь будет проявляться в жизни тогда, когда им это надо. Но разумные говорят: «Предстану перед Тобой Господи и буду ожидать».

Одни говорят сами себе: «Все еще успеется: жить, исправляться, заботиться о домашних, смотреть в глаза своей жене, ходить в храм. Пока будем просто молиться».

А другие говорят: «Что я буду делать завтра, если сегодня я умру? Что я оставлю после себя здесь и что я возьму в вечность?».

Масло закончится и двери закроются. Это произойдет до того, как ты успеешь понять, что случилось.

Надеешься на тех, у кого есть масло в сосудах, а сам довольствуешься лишь тлеющим светильником? Надеешься, что за тебя молятся в 12 монастырях Афона? Что ты пожертвовал в храм колокол и больше непрестольное Евангелие? Что у тебя есть три знакомых батюшки? Что однажды ты сидел на Пасху вместе с архиереем? Разве эта надежда спасет нас?

Христос говорит: «Будешь просить, но никто не поможет». Прицепом нельзя войти в Царство Божие. Двери в ковчег закрылись прежде, чем начался потоп. Еще на Земле светило солнце и пели птички, и масло в светильниках еще не иссякло, но врата уже закрылись.

«Вы думаете, что знаете меня? Но я вас, не знаю. Вы не проливали слез перед моим образом, не искали меня в Священном Писании, в молитвах, вы не разделяли со мной трапезу, вы берегли свои силы и оберегали свой покой. Вы не отдавали себя, не растрачивали себя. Я вас не знаю», — говорит Христос.

В этой притче скрыта еще одна глубокая мысль – два народа, ожидающих прихода Мессии. Сегодня один народ – это принявший Духа Святого в день Пятидесятницы, а другой народ, который говорил: «Вы обмануты! Вы напились сладкого вина!».

Видео по теме

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *