О любви к распятому на кресте христу — богослов

О крестных страданиях иисуса христа

Просмотров: 7516     Комментариев: 1

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

О любви к распятому на Кресте Христу - БогословБратия и сестры! Учение Церкви, учение святых Отцов говорит нам об удивительном, превысшем всякого постижения соединении во Христе Божественного и человеческого естества. Будучи бесстрастным по Божеству, Господь наш Иисус Христос по человечеству Своему мог испытывать голод и усталость, горечь и боль, радость и сердечную тугу. Так, воистину будучи совершенным Богом, Он был воистину и совершенным Человеком. Поэтому мы не должны удивляться, читая в Евангелии о молитве Спасителя в Гефсиманском саду: И взял с Собою Петра, Иакова и Иоанна; и начал ужасаться и тосковать. И сказал им: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте. И, отойдя немного, пал на землю и молился, чтобы, если возможно, миновал Его час сей (Мк. 14, 33—35). Но воля человеческая во Христе во всем решительно была согласна с волей Божественной. И оттого, укрепившись, Он заканчивает сию молитву словами: Отче мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя (Мф. 26, 42). Слова эти решили судьбу человечества. Вскоре послышался шум, звон оружия. Отряд воинов, посланный первосвященниками, искал Иисуса. Иуда отделился от этой толпы, подошел к Спасителю и поцеловал Его: радуйся, Равви! — то есть: «Радуйся, Учитель!»

Как был мерзок для Господа этот поцелуй предателя! Поцелуй — знак любви — Иуда превратил в знак самого гнусного вероломства.

Но Господь не отвратил Своего лица от губ Иуды, а сказал ему: друг, для чего ты пришел? (Мф. 26, 50).Господь хотел еще пробудить совесть в падшем ученике.

Он называет его другом, то есть говорит: «Еще не поздно, ты еще можешь спастись, Я прощу тебя и вновь сделаю Своим другом и апостолом!»

Однако сердце Иуды было бесчувственно и холодно, точно серебро, которое он сжал в своей руке под одеждой.

Воины схватили Христа как преступника и ночью привели к первосвященнику Анне, бывшему первосвященнику, отстраненному римлянами, но, однако, пользовавшемуся большим влиянием в народе.

Первосвященник стал допрашивать Иисуса о Его учении, и Господь ответил, что Он говорил явно миру и тайно не говорил ничего. спроси слышавших, что Я говорил им; вот, они знают, что Я говорил (Ин. 18, 20—21),— сказал Спаситель.

Раб первосвященника с размаху ударил Христа в лицо, воскликнув: так отвечаешь Ты первосвященнику? (Ин. 18, 22). Ударил с такой силой, что Господь упал на землю, обливаясь кровью, и след этой руки, закованной в железную перчатку, остался темным пятном на Его лице.

Церковное предание говорит, что слуга, ударивший Спасителя, был тот расслабленный и несчастный больной, которого исцелил некогда Христос при Силоамской купели. Долгие годы он лежал, как живой труп, на одре, не в силах двинуться.

Господь исцелил его, как бы даровал вторую жизнь, сказав: Не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже (Ин. 5, 14). А человек этот тотчас пошел к первосвященникам и указал на Иисуса, донес, что Он совершает исцеления в субботу. Первосвященники оценили его усердие и взяли в свою храмовую стражу.

И теперь несчастный, исцеленный Господом, отплатил за благодеяние — ударом по лицу!

Как часто, братия и сестры, мы духовно повторяем то же самое, отвечая Богу такой же страшной и черной неблагодарностью!

Слово о вере. Семь слов Спасителя на Кресте

Проповедь протоиерея Александра Игнатова.

Когда мы заходим в храм или оказываемся в трудной жизненной ситуации и осеняем себя крестом, мы не всегда задумываемся о тех страшных крестных страданиях, которые пережил Господь наш Иисус Христос. Сегодня мы с вами поговорим о семи словах, сказанных Иисусом Христом с Креста.

Евангелие открывает нам удивительный образ нашего Спасителя. Евангелие говорит о Его неземной, но и человеческой красоте, а также о Его и человеческом, и Божественном величии. Эти свойства воплотил в Себе Христос, Который родился от Пречистой Девы Марии и Который уже в пеленах, в яслях  был прекрасен.

На него взирали не только люди, но и животные, которые пришли поклониться рожденному Младенцу.

Как прекрасен Он даже тогда, когда вместе с Богородицей был вынужден бежать в Египет! Как прекрасен Он, когда проповедует в Иерусалимском храме двенадцатилетним Отроком! Как чуден и величествен Его образ, когда Он проповедует народу у Галилейского моря! Когда Он дает людям заповеди блаженств, когда Он поучает различными притчами! Как прекрасен, дивен и величественен лик Христа Спасителя!

Но вот приближается час, ради которого и пришел в мир Христос Спаситель. Приближается час, когда Он искупит всех людей (и нас с вами) от греха, проклятия и смерти. Ради этого и пришел Христос в мир.

Это час, когда мы вспоминаем Его крестные страдания, когда Он попадает по предательству одного из Своих учеников в руки Пилата Понтийского, который умывает руки. Отсюда и появилось выражение: я умываю руки. (Как бы «я ни при чем, я невиновен в смерти этого Праведника».

) Пилат свидетельствует о том, что иудеи предали Его из зависти, они хотели казни невиновного Человека, и он умывает руки, говоря, что невиновен в Его смерти.

Христа бичуют. Нужно сказать, что римляне использовали плеть, из которой исходил не один, а три-четыре кожаных бича. На конце их привязывали стекло, кусок металла или кусок кости, чтобы раны, которые наносились человеку,  преданному бичеванию, были неизреченно тяжелы и болезненны. Одно слово «бичевание» во времена римского прокуратора наводило на людей страх и ужас.

Так как сорок ударов – это смерть, Его приговаривают к тридцати девяти.

А после этого еще заставляют нести Свой крест на Голгофу и распинают, забивая в руки и ноги гвозди и поднимая Его в этом истерзанном состоянии.

Но Он и тут не теряет Своего величия, взирает на мир и говорит нам Свое последнее завещание. Давайте внимательно вслушаемся, что говорит Христос последним завещанием всем живущим и Своим последователям.

Итак, первое, что с Креста сказал Христос: Отче! прости им, ибо не ведают, что творят. Христос мог поразить всю эту беснующуюся толпу, но Он пришел не для того, чтобы наказать людей, а чтобы спасти. Более того, Он подает пример и всем нам, как мы должны относиться к своим врагам, своим распинателям. Христос молится за Своих врагов и нам говорит: любите врагов ваших. Это неземное учение!

Многие другие конфессии были построены на чисто человеческом отношении к Богу, то есть если тебя обидел кто, воздай ему, если убийство, то убей: смерть за смерть. А вот Христос принес новое учение. Заповедь новую даю вам: да любите друг друга.

И любите врагов ваших! Человеческим умом, рассудком это сразу и понять невозможно. А  Христос нас этому учит личным примером: на кресте Он молит Отца Небесного о прощении всех тех, кто предал Его бичеванию, страшным страданиям и распятию на кресте.

Второе слово Он обращает к тому разбойнику, который был распят рядом с Ним. Мы знаем, что рядом со Христом были распяты еще двое. Один говорил: «Если Ты Бог, спаси Себя и нас».

А другой (Церковь называет его благоразумным разбойником) говорит тому: «Или ты Бога не знаешь? Мы с тобой за грехи свои достойное по делам нашим приемлем, а Он без единого греха за грехи всего мира страждет».

И этот благоразумный разбойник обращается ко Христу: «Господи, помяни меня, когда приидешь во Царствие Твое». К нему и обращает Христос второе слово: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю.

Христос принимает покаяние этого разбойника и тем самым говорит нам, что в рай, в вечное Царство Христа, в вечное Царство любви, ни для кого вход не закрыт, но эти двери открываются покаянием. Поэтому Великим постом мы поем: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче».

Сам я не могу открыть эти двери, «помоги мне отворить двери моего собственного сердца».

Эти слова Христа, сказанные разбойнику (ныне же будешь со Мною в раю) должны пробудить любого грешника, каждого из нас, потому что нет такого греха, какого не простил бы Бог, кроме нераскаянного.

Третье слово с Креста Христос обращает к Своей Матери: Жено! Се, сын Твой. Указывая взором на Иоанна Богослова, на Своего возлюбленного ученика. Почему Он говорит Богородице «жено»? Почему не называет Ее Матерью, когда говорит: «Вот Твой сын, который будет ухаживать за Тобой, он будет обеспечивать Твою безопасность.

Я  поручаю Тебя Своему возлюбленному ученику»? Потому что Он знает, что если  назовет Пресвятую Богородицу Матерью, то многие из иудеев скажут: «Это Его родственница, Ее нужно предать смерти». Вот почему Он как бы прикровенно обращается к Ней: «Жено, это Твой сын». А потом смотрит полным любви взглядом на Своего ученика Иоанна Богослова и говорит: се, Мати твоя.

Тем самым Он усыновляет всех нас Пресвятой Богородице.

Четвертое слово, сказанное Иисусом Христом с Креста: «Боже Мой! Боже Мой! Почему Ты Меня оставил?» Наверное, каждый из нас чувствовал это ощущение оставленности: «Господи, ну почему так тяжело? Почему Ты оставил меня? Почему ниоткуда нет помощи? Почему весь мир против меня?» Эти человеческие ощущения переживал Христос на кресте как Богочеловек, потому что Он был и Человеком, и Богом. Две природы соединились во Христе. И эту человеческую немощь, страдание, обращение к помощи свыше Христос возносит к небу и говорит: «Боже Мой! Почему Ты Меня оставил?»

Пятым словом, сказанным Христом, было слово: жажду. Мы с вами понимаем, какие страдания претерпел Христос, и никто не подал Ему стакана воды. Тот, Кто наполняет источники вод, Тот, Кто сотворил небо и землю, море и все, что в них, жаждал. Кто-то подумает, что Он захотел пить и попросил воды, а Он жаждал допить Свою чашу скорби до конца.

Это та чаша, о которой Он молился в Гефсиманском саду: «Господи, дай Мне донести эту чашу до конца!» Он молился там: да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты. Он говорил: «Если нужно ее испить до конца, Я готов. Я для этого и пришел, чтобы чашу скорби человеческой жизни испить до конца».

Читайте также:  Про богатство (после литургии 2 декабря 2018 года) - богослов

И Он жаждет испить до конца чашу человеческих скорбей.

Тут наступает момент, когда Бессмертный вступает в борьбу со смертью. Он поднимает Свою увенчанную тернием главу, направляет Свой Божественный взор к небу и громко возопиет: свершилось! Вот момент, когда свершилось искупление человеческого греха кровью Господа нашего Иисуса Христа, пролитою на кресте, когда Христос искупил нас от греха, проклятия и смерти.

Последнее (седьмое) слово, которое сказал Христос с Креста, было следующим. Он обращает Свой взор к Небесному Отцу и говорит: Отче! в руки Твои предаю дух Мой. Он опускает Свою главу и предает дух.

Это слова, которые каждый из нас должен написать в своем сердце. Давайте не забывать завещание Господа, прощать своих врагов, любить друг друга и помнить, что ради нас на кресте сделал Иисус Христос.

И каждый из нас, если не знал, пусть прочтет об этом в Евангелии и отныне помнит, ради чего пришел в мир Христос.

Прочитав  это Божественное откровение, Евангелие Господа нашего Иисуса Христа, мы не сможем пройти мимо удивительной фразы, которую говорит Христос: сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос (тот самый обещанный Мессия), Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его. Давайте будем жить во имя Господа нашего Иисуса Христа, Которому со Отцем и Духом да будет вечная слава! Аминь.

Записала Таисия Зыкова

Молитва Иисуса перед распятием

-* В цитатах из Нового Завета в ‘подвале’ выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой («Радостная Весть») *-

NB! С вечера 9 марта нет технической возможности обновлять сайт. Служба тех. поддержки хостинга, сначала обещавшая решить проблему, теперь говорит, что это вина провайдера. Провайдер пока не отвечает. Подробнее здесь:

www.webforum.ru/mes.php? >

другая моя рассылка: «Слово Божие день за днем»

Рассылка содержит тексты из Библии для ежедневного чтения.

План чтения основан на двух принципах: как правило последовательное чтение книг Нового Завета, с расчетом прочитать его за год; по воскресным дням и дням главных церковных праздников — чтения, ориентированные на календарь Русской Православной Церкви.

Еженедельно — чтения из Ветхого Завета. Время от времени — фрагменты из памятников раннехристианской литературы и произведений междузаветного периода. Обычно используются современные переводы Библии.

Моление Иисуса Христа в саду Гефсиманском и взятие Его под стражу. (Глава из «Закона Божия» протоиерея Серафима Слободского)

Войдя в сад Гефсиманский, Иисус Христос сказал ученикам Своим: «посидите здесь, пока Я помолюсь!» Сам же, взяв с Собой Петра, Иакова и Иоанна, вошел в глубь сада; и начал скорбеть и тосковать. Тогда говорит им: «душа Моя скорбит смертельно, побудьте здесь и бодрствуйте со Мною».

И, отойдя от них немного, Он, преклонив колена, пал на землю, молился и говорил: «Отец Мой! если возможно, да минует (пройдет мимо) Меня чаша сия (т.е. предстоящие страдания); впрочем пусть будет не как Я хочу, но как Ты». Помолившись так, Иисус Христос возвращается к трем ученикам и видит, что они спят.

Он говорит им: «так ли не могли вы один час бодрствовать со Мною? Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение». И отошедши молился, говоря те же слова.

Потом снова возвращается к ученикам, и опять находит их спящими; глаза их отяжелели, и они не знали, что Ему отвечать.

Иисус Христос отошел от них и молился в третий раз теми же словами. Явился Ему ангел с неба и укреплял Его.

Тоска же Его и душевные мучения были так велики и молитва — так усердна, что с лица Его падали на землю капли кровавого пота. Окончив молитву, Спаситель встал, подошел к спящим ученикам и сказал: «Вы все еще спите? Кончено.

Наступил час; и Сын Человеческий предается в руки грешников. Встаньте, пойдем; вот приблизился предавший Меня».

Читайте так же:  Икона молитва Отче наш

Сказав это, Иисус Христос, прикоснувшись к уху Малха, исцелил его, и добровольно предал Себя в руки Своих врагов.

В толпе слуг были также и начальники иудейские, Иисус Христос, обращаясь к ним, сказал: «как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями взять Меня; каждый день бывал Я в храме, сидел там с вами и учил, и вы тогда не брали Меня. Но теперь ваше время и власть тьмы».

Воины же, связав Спасителя, повели Его к первосвященникам. Тогда апостолы, оставив Спасителя, в страхе разбежались. Только двое из них, Иоанн и Петр, издали следовали за ним.

ПРИМЕЧАНИЕ: См. в Еванг.; от Матфея, гл. 26, 36-56; от Марка, гл. 14, 32-52; от Луки, гл. 22, 40-53; от Иоанна, гл. 18, 1-12.

Распятие и смерть Иисуса Христа. (Глава из «Закона Божия» протоиерея Серафима Слободского)

Казнь распятия на кресте была самой позорной, самой мучительной и самой жестокой. Такой смертью казнили в те времена только самых отъявленных злодеев: разбойников, убийц, мятежников и преступных рабов. Мучения распятого человека невозможно описать.

Кроме нестерпимых болей во всех частях тела и страданий, распятый испытывал страшную жажду и смертельную душевную тоску. Смерть была настолько медленная, что многие мучились на крестах по несколько дней.

Даже исполнители казни, — обыкновенно, люди жестокие, — не могли хладнокровно смотреть на страдания распятых. Они приготовляли питье, которым старались или утолить невыносимую жажду их, или же примесью разных веществ временно притупить сознание и облегчить муки.

По еврейскому закону, повешенный на древе считался проклятым. Начальники иудейские хотели навеки опозорить Иисуса Христа, присудивши Его к такой смерти. Когда привели Иисуса Христа на Голгофу, то воины подали Ему пить кислого вина, смешанного с горькими веществами, чтобы облегчить страдания.

Но Господь, попробовав, не захотел пить его. Он не хотел употреблять никакого средства для облегчения страданий. Эти страдания Он принял на Себя добровольно за грехи людей; потому и желал перенести их до конца.

Когда все было приготовлено, воины распяли Иисуса Христа. Это было около полудня, по-еврейски в 6-м часу дня. Когда же распинали Его, Он молился за Своих мучителей, говоря: «Отче! прости им, потому что они не знают, что делают».

Рядом с Иисусом Христом распяли двух злодеев (разбойников), одного по правую, а другого по левую сторону от Него. Так исполнилось предсказание пророка Исаии, который сказал: «и к злодеям причтен был» (Ис. 53, 12).

По приказанию Пилата, к кресту была прибита над головой Иисуса Христа надпись, означавшая вину Его. На ней было написано по-еврейски, по-гречески и по-римски: «Иисус Назорей Царь Иудейский», и многие ее читали. Такая надпись не нравилась врагам Христовым. Поэтому первосвященники пришли к Пилату и говорили: «не пиши: Царь Иудейский, но напиши, что Он говорил: я Царь Иудейский».

Но Пилат ответил: «что я написал, то написал».

Между тем воины, распявшие Иисуса Христа, взяли Его одежды и стали делить между собой. Верхнюю одежду они разорвали на четыре части, каждому воину по части. Хитон же (нижняя одежда) был не сшитый, а весь тканый с верху до низу.

Тогда они сказали друг другу: «не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, кому достанется». И бросив жребий, воины сидя, стерегли место казни.

Так, и здесь сбылось древнее пророчество царя Давида: «разделили ризы Мои между собою, и об одежде Моей бросали жребий» (Псал. 21, 19).

Враги не перестали оскорблять Иисуса Христа и на кресте. Они, проходя, злословили и, кивая головами, говорили: «Э! Разрушающий храм и в три дня созидающий! Спаси Себя Самого. Если Ты Сын Божий, сойди с креста».

Также первосвященники, книжники, старейшины и фарисеи, насмехаясь, говорили: «Других спасал, а Самого Себя не может спасти. Если Он Христос, Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, чтобы мы видели, и тогда уверуем в Него. Уповал на Бога; пусть теперь избавит Его Бог, если Он угоден Ему; ведь Он говорил: Я Божий Сын».

По их примеру и воины-язычники, которые сидели у крестов и стерегли распятых, издеваясь, говорили: «если Ты Царь Иудейский, спаси Себя Самого». Даже один из распятых разбойников, который был слева от Спасителя, злословил Его и говорил: «если Ты Христос, спаси Себя и нас».

Другой же разбойник, напротив, унимал его и говорил: «Или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же (т.е. на такие же муки и смерть)? Но мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал». Сказав это, он обратился к Иисусу Христу с молитвой: «помяни мя (вспомни обо мне), Господи, когда приидешь во Царствии Твоем!»

Милосердный Спаситель принял сердечное раскаяние этого грешника, показавшего такую дивную веру в Него, и ответил благоразумному разбойнику: «истинно говорю тебе, сегодня же будешь со Мною в раю».

При кресте Спасителя стояли Матерь Его, апостол Иоанн, Мария Магдалина и еще несколько женщин, почитавших Его. Невозможно описать скорбь Божией матери, видевшей нестерпимые мучения Сына Своего!

Иисус Христос, увидев Матерь Свою и Иоанна здесь стоящего, которого особенно любил, говорит Матери Своей: «Жено! вот, сын Твой». Потом говорит Иоанну: «вот, Матерь твоя». С этого времени Иоанн взял Матерь Божию к себе в дом и заботился о Ней до конца Ее жизни.

Между тем, во время страданий Спасителя на Голгофе произошло великое знамение. С того часа, как Спаситель был распят, т. е. с шестого часа (а по нашему счету с двенадцатого часа дня), солнце померкло и наступила тьма по всей земле, и продолжалась до самой смерти Спасителя.

Эта необычайная, всемирная тьма была отмечена языческими писателями-историками: римским астрономом Флегонтом, Фаллом и Юнием Африканом. Знаменитый философ из Афин, Дионисий Ареопагит, был в это время в Египте, в городе Гелиополе; наблюдая внезапную тьму, сказал: «или Творец страждет, или мир разрушается».

Впоследствии Дионисий Ареопагит принял христианство и был первым афинским епископом.

Читайте так же:  Анастасия узорешительница молитва

Около девятого часа Иисус Христос громко воскликнул: «Или, Или! лима савахфани!» то есть «Боже Мой, Боже мой! Для чего Ты Меня оставил?» Это были начальные слова из 21-го псалма царя Давида, в котором Давид ясно предсказал о страданиях на кресте Спасителя. Этими словами Господь в последний раз напоминал людям, что Он есть истинный Христос, Спаситель мира.

Читайте также:  Празднование иконы табынской божьей матери - богослов

Некоторые из стоявших на Голгофе, услышав эти слова, сказанные Господом, говорили: «вот, Илию зовет Он». А другие говорили: «посмотрим, придет ли Илия спасти Его». Господь же Иисус Христос, зная, что уже все совершилось, произнес: «Жажду». Тогда один из воинов побежал, взял губку, намочил ее уксусом, надел ее на трость и поднес к иссохшим губам Спасителя.

Вкусив уксуса, Спаситель сказал: «Совершилось», то есть исполнилось обетование Божие, совершено спасение человеческого рода. После этого Он громким голосом произнес: «Отче! в руки Твои предаю дух Мой». И, преклонив главу, предал дух, т. е. умер.

И вот, завеса в храме, закрывавшая святое святых, разодралась надвое, с верхнего края до нижнего, и земля потряслась, и камни расселись; и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли, и, вышедши из гробов по воскрешении Его вошли в Иерусалим и явились многим.

Сотник же (начальник воинов) и воины с ним, которые стерегли распятого Спасителя, видя землетрясение и все происходившее перед ними, испугались и говорили: «истинно, человек этот был Сын Божий». А народ, бывший при распятии и все видевший, в страхе стал расходиться, ударяя себя в грудь.

Наступил вечер пятницы. В этот вечер надлежало вкушать Пасху. Иудеям не хотелось оставлять на крестах тела распятых до субботы, потому что пасхальная суббота, считалась великим днем.

Поэтому они просили у Пилата позволения перебить голени распятым, чтобы они скорее умерли и можно было их снять с крестов. Пилат позволил. Воины пришли и перебили голени разбойникам. Когда они подошли к Иисусу Христу, то увидели, что Он уже умер, и потому не перебили у Него голеней.

Но один из воинов, чтобы не оставалось никакого сомнения в Его смерти, пронзил копьем Ему ребра, и из раны потекла кровь и вода.

ПРИМЕЧАНИЕ: См. в Евангелии: от Матф., гл. 27, 33-56; от Марка, гл. 15, 22-41; от Луки, гл. 23, 33-49; от Иоанна, гл. 19, 18-37.

  • Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и причастие Святого Духа да будет с вами!
  • Этот выпуск двойной, и для того, чтобы было удобней читать его частями, текст разделен чертой на 2 примерно равные части.
  • Этот выпуск двойной, и для того, чтобы было удобней читать его частями, текст разделен чертой на 2 примерно равные части.
  • > «СИЯ ЖЕ ЕСТЬ ЖИЗНЬ ВЕЧНАЯ — ДА ЗНАЮТ ТЕБЯ»

> Как и во всякой любви, знание любимого играет первостепенную роль и в наших отношениях с Богом, и особенно в молитве. Нужно знать, чтобы любить, знать лучше, чтобы любить больше.

> 40. Молиться перед распятием?

> Сударыня, прошу вас, не беспокойтесь. Ваше письмо меня ни в малой степени не шокировало.

Вы небезосновательно задаетесь вопросом, уместно ли приучать ваших маленьких детей молиться перед изображением Христа на кресте, не смутит ли изображение Распятого их души? Но вы совершенно правы, подвергая сомнению те мотивы, которые приводят многих нынешних христиан к удалению распятия из своих домов, что может показаться неуважением к страстям Господним — словно бы Воскресение не требовало в качестве предварительного условия перехода через смерть! Как они далеки от св. ап. Павла, возвещавшего Коринфянам: «Я рассудил быть у вас незнающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого» (1Кор 2.2).

> Вопрос, подобный вашему, христианская совесть ставит с большей или меньшей остротой на протяжении всех двадцати веков нашей эры. Тому свидетельством христианское искусство и особенно — история изображения Христа распятого: картины, статуи, кальварии, распятия:

> В первые шесть веков Христа на кресте изображали крайне редко. Изображение Доброго Пастыря служило для христиан той поры тем, чем служит для нас изображение Распятого. Но в дальнейшем изображение распятия стало ведущим мотивом в христианской иконографии. Распятия множились.

Они имеются теперь среди изваяний соборов, они проникают во все жилища и во все общественные помещения: больницы, школы : они возвышаются на перекрестках наших дорог. Увы! Их производство нередко есть коммерческое предприятие, и христианский мир наводнили распятия, лишенные художественного достоинства, лишенные души.

Изображения же Распятого подлинными художниками порой оказываются более чувственными, чем духовными, — я вспоминаю сейчас некоторые полотна Ренессанса.

> Даже художники, подлинно христианские, имеют на сей счет различные концепции, которые, несколько упрощая дело, можно свести к двум основным: концепции реалистической и концепции мистической. В зависимости от времени и места им приходилось исполнять неравную роль.

Видео (кликните для воспроизведения).

> Противоположная концепция представлена в распятиях, называемых «мистическими». Подход здесь совсем другой. Христос показан одетым, порой даже в длинной тунике; на голове Его венец, обыкновенно терновый, но иногда это венец царский. Его глаза широко раскрыты и выражают силу души и ясность.

Лицо окружено сиянием славы, порой оно отмечено безграничной жалостью к людям. Его руки распростерты горизонтально, Его тело держится прямо. Художники стремятся нам напомнить, что Распятый есть прежде всего Бог, Бог Живой. Победитель страдания и смерти, и что Его жертва — добровольная.

Подобные произведения не столько имеют в виду взволновать наши чувства, сколько стимулировать нашу веру в божественность Христа, в Его победу. Их цель — пробудить скорее нашу надежду, чем наше сострадание, убедить нас, что страдание есть только переход к воскресению.

Некоторые из них несколько даже бесчеловечны, но немало и таких, которые излучают волны милосердия, кротости, радостного мира. Их великая заслуга в том, что они не заслоняют самого основного, но помогают нам предощутить божественную тайну.

Читайте так же:  Молитва мученице марине

> Помогли вам эти несколько замечаний из истории искусства ответить на вопрос, который Вы себе задаете?

> Удаление распятий из наших церквей, из наших домов означало бы ужасающий религиозный упадок. Не забывайте же приучать ваших детей молиться перед распятием: оно есть «самая мудрая книга», как говорил св. Кюре из Арса. Но не менее верно и то, что вам нужно выбрать из различных распятий или изображений Христа на кресте наиболее подходящее.

Отстраняйте безжалостно те, которые грозят злоупотребить чувствительностью юных душ искать глубокую истину о жертве Иисуса Христа.

Более того, поскольку вашим детям нередко приходится видеть распятия, вульгарно исполненные или же безрелигиозно-реалистические, учите их смотреть на них глазами духа, глазами веры, которые прозревают тайну за ее несовершенным или обманчивым изображением.

> В этом случае распятие раскроется им в своем истинном значении: оно будет не апофеозом страданий, но знаком самой величайшей любви. Любви Отца, который так возлюбил человечество, что отдал людям Своего Сына.

> Любви Сына к Своему Отцу, любви Спасителя, ставшего Человеком, к человекам, Своим братьям: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин 15.13).

> Оно будет также знаком апофеоза радости, да, самой исключительной, огромной радости, ибо Христос сказал: «Более радости давать, нежели принимать».

Икона Распятие: история и значение образа Иисуса Христа, о чем просят и тексты молитв

В православии к догматам веры относятся изображения святых ликов и библейских/церковных историй. Иконопись является средством познания Бога, «богословием в зрительных образах».

Икона «Распятие Иисуса Христа» – это и иллюстрация евангелистской истории, и философское отражение православного вероучения.

Бог-Отец послал своего Сына в человеческом образе, чтобы Он передал людям Новый Завет и мучительной казнью искупил грехи потомков Адама и Евы.

Описание и сюжет иконы «Распятие Иисуса Христа»

В иконописи используется два варианта Распятия Спасителя. Оба сюжета основаны на фактах, изложенных в Евангелии. Различие заключается в акценте трагического события и композиционном построении.

В первом случае – это отображение исполнения воли Господа. Смерть Сына Божьего была предопределена до его рождения во имя спасения рода человеческого. Мучительная казнь – искупление грехов, возможность для благочестивых христиан попасть в Царствие Небесное и обрести вечную жизнь после Страшного Суда.

Через 3 дня, по предсказанию, Иисус воскреснет и покинет землю, воссоединившись с Богом-Отцом на троне в Царствии Небесном. На золотом фоне изображают семиконечный крест с распятым Иисусом Христом, Девой Марией и апостолом Иоанном. В основании креста видна раскрытая пещера с останками Адама.

Аллегорическое значение картины праха прародителя людей – кровь Иисуса смыла совершенный им первородный грех. На некоторых образах рядом с Пресвятой Богородицей изображены женщины (Мария Магдалина и Мария Клеопова), присутствовавшие, по преданию, на казни. Одна из них поддерживает Божью Матерь, другая собирает в чашу кровь Иисуса (чашу Грааля).

Второй вариант максимально соответствует евангельскому тексту. В центре иконы – крест с распятым Иисусом Христом. Справа и слева – кресты с распятыми разбойниками.

В верхней части иконы изображены ангелы со скорбными ликами и две скалы. У подножия креста верующие видят фигуры Матери Божьей, апостола Иоанна Богослова, трех римских легионеров.

Композиция может быть дополнена женщинами, поддерживающими Богоматерь, и фигурами людей.

Символика иконы – иллюстрация апостольских повествований о казни Учителя. Казнь Иисуса завершилась землетрясением, на что указывают скальные изображения. Темный общий фон соответствует времени суток, когда Христос умирал мучительной смертью. Динамике изображению придают уменьшенные размеры фигур стражников, разбойников, жесты Богородицы, ангелов.

Итальянская (католическая), византийская и русская традиции изображения казни Иисуса имеют отличия в деталях. На православных иконах каждая конечность прибита отдельным гвоздем. На католических образах ноги Спасителя скрещены и прибиты одним гвоздем.

На русских и греческих иконах голова Христа склонена немного вбок, ладони раскрыты, тело, как будто не имеет веса. Католические изображения более натуралистичны: тело Иисуса изображается провисшим на руках, голова лежит на груди.

Икона «Распятие Иисуса Христа» по своему значению соответствует «Символу веры». Не знавшие грамоты прихожане видели наглядную иллюстрацию Евангелия, благодаря чему понятнее был смысл богослужений во время Великого поста и в Пасху.

История появления

В раннехристианский период первоначально появилось деревянное распятие. Первые изображения казни Сына Божьего появились в IX веке, когда евангелистские тексты получили широкое распространение. Драматический сюжет из Евангелия стали отображать на иконах все христианские вероучения.

Значение и почитание в православии

Икона «Распятие Иисуса Христа» имеется в каждом православном храме. Она первая бросается в глаза при входе в церковь. Священный образ имеет глубокий смысл: сын человеческий, пройдя через смертную муку, возродился, как Сын Божий, дав людям надежду на вечную жизнь.

Читайте также:  Святой георгий победоносец, замученный 6 мая - богослов

В православии существуют особые даты почитания икон Иисуса Христа. Тропарь и литургия читаются в начале Успенского поста (14 августа), Преображения Господня (19 августа), в память о прибытии Нерукотворного Спаса в Константинополь (29 августа).

О чем просят перед образом

Образ распятого Христа оказывает глубокое впечатление на верующего человека. Перед иконой молятся, когда желают покаяться в грешных мыслях и деяниях. Есть особая, «Покаянная молитва», которую читают перед иконами с изображениями лика Спасителя.

Молитвенные обращения помогают укрепиться в православной вере, следовать христианским заповедям:

  • быть терпеливым;
  • милосердным;
  • отзывчивым к окружающим.

В утренние часы и перед сном следует читать молитву перед святым образом. В молитвенном обращении у Спасителя испрашивают защиты от недоброжелателей, излечения от болезни, духовных сил.

Тексты молитв перед иконой распятия Христа

Молитвенные обращения должны идти от сердца, освобожденного от зависти, злобы, ненависти.

Иисусу Распятому

Господи Иисусе Христе, Сыне Бога живаго, Творче неба и земли, Спасителю мира, се аз, недостойный и паче всех грешнейший, смиренно колена сердца моего пред славою величества Твоего преклонив, воспеваю крест и страдания Твоя, и благодарение Тебе, Царю всех и Богу, приношу, яко благоизволил еси вся труды и всякия беды, напасти и мучения, яко человек, понести, да всем нам во всяких печалях, нуждах и озлоблениих состраждущий Помощник и Спаситель будеши. Вем, всесильне Владыко, яко вся сия Тебе убо не быша потребна, но человеческаго ради спасения, да всех нас искупиши от лютыя работы вражия, Крест и страдания претерпел еси. Что убо воздам Тебе, человеколюбче, о всех, яже пострадал еси мене ради грешнаго; не вем, душа бо и тело, и вся благая от Тебе суть, и вся моя Твоя суть, и аз Твой есмь. Точию на безчисленное Твое, благоутробне Господи, милосердие надеяся, пою Твое неизреченное долготерпение, величаю неисповедимое истощание, славлю Твою безмерную милость, покланяюся пречистым Страстем Твоим и, вселюбезно лобызая язвы Твоя, вопию: помилуй мя грешнаго, и сотвори, да не безплоден будет во мне Крест Твой святый, да причащаяся зде с верою страданиям Твоим, сподоблюся видети и славу Царствия Твоего на небеси! Аминь.

Кресту Господню

Спаси, Господи, люди Твоя, и благослови достояние Твое, победы православным христианом насопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

Тропарь Иисусу Христу распятому

Глас 1-й Спа си, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы на сопротивныя даруя и Твое сохраняя Крестом Твоим  жительство.

Величание

Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтем Крест Твой Святый, имже нас спасл еси от работы вражия.

Игумен Силуан (Туманов): «О каком кресте говорил Христос до распятия?»

Очень много толкований существует того, что значит взять свой крест. Вы наверняка их часто слышите. Они не являются чем-то секретным и необычным. Это, в первую очередь, означает добросовестное несение своих жизненных послушаний.

Необязательно трудностей, но и крест радости тоже существует.

Легко вспоминать о Боге тогда, когда тебе плохо, когда ты болеешь, а вот вспомнить о Боге, когда тебе радостно и когда у тебя все хорошо… в таких ситуациях мы о Боге редко вспоминаем.

Существует множество шутливых сказаний и анекдотов на эту тему, которые я сейчас рассказывать не буду, но я думаю, вы их все прекрасно знаете.

И не раз слышали о том, как человек о чем-то просит у Бога, и вдруг оно сбывается, и он говорит: «Да-да, Господи, прости, я тебе что-то обещал, но Ты не обращай внимание, тут без Тебя уже все произошло».

И часто мы считаем, что все происходит само собой, поэтому нам не надо быть настолько благодарными богу, чтобы брать его крест и нести с собой.

Хотелось бы понять, что значит взять свой крест? Ведь мы понимаем, что Христос произносит эти слова задолго до распятия. О каком же кресте Он тогда говорит? Тут два наиболее правдоподобных объяснений, одно историческое, другое иное.

Историческое это то, что Христос тем самым мог напоминать своим слушателям о том, что совсем незадолго до Его проповеди было крупное восстание в Иудее, которое подавили римские войска, и в устрашении всем иудеям поставили кресты и распяли на них зачинщиков восстания, а жителей небольшого городка вообще продали в рабство. В общем, там была очень печальная история. Христос, таким образом, мог напоминать, что вот эти кресты могли быть устрашениями, нам надо вот также брать эти кресты на себя. Честно говоря, для меня эта версия кажется не очень убедительной, потому, что учитель иудеев не будет в пример приводить им римские обычаи, от оккупантов каких-то.

Вторая версия довольно интересная. Она редко встречается, совершенно случайно я ее сам для себя нашел и удивился. Это иудейская версия, которая до сих пор бытует в иудаизме.

Чем же она может быть для нас интересна? Во-первых, тем, что естественно, когда Христос говорил о кресте, Он подразумевал что-то Свое, еврейское. Что Он мог подразумевать? В самом начале Священного Писания повествуется о том, как Каин убил Авеля.

И вот сказано в Писании: «И сказал ему Господь: за то всякому, кто убьет Каина, отомститься всемеро. И сделал Господь Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его.»

Что это за знамение? Интересный вопрос, на который не так просто найти ответ. В другом месте Священного Писания в 38 главе книги Бытия, читается о Фамари, которая сблудила. «Прошло около трех месяцев, и сказали Иуде, говоря: Фамарь, невестка твоя, впала в блуд, и вот, она беременна от блуда. Иуда сказал: выведите ее, и пусть она будет сожжена».

Разные комментаторы пытаются ответить на вопрос, почему приговор Иуды столь жесток. Но некоторые комментаторы говорят, что на самом деле Иуда вовсе не собирался сжигать Фамарь. Он повелел сделать ей на лбу знак, которым долгие века и арабы и евреи помечали неверных жен, чтобы все сразу видели, что был у этой женщины нехороший проступок в ее жизни.

Что же это за клеймо?

Опять вопрос. Удивительно, что многие толкователи видят в этом клейме отголосок слова «Эмет». Эмет — это либо поставить знание, либо дословно это переводится как «печать Всевышнего». Эта печать, согласно древним толкованиям, имеет форму буквы «Т».

И вот если еврейская буква «Т» сейчас совершенно не похожа на крест, то в древнем алфавите, который использовался во времена Христа, буква «Т» полностью повторяла современные начертания креста.

И таким образом, мы видим, что с точки зрения Христа, жившего и воспитанного в иудейской традиции, поставить знак, значит начертать крест. Соответственно, крест был начертан, с точки зрения иудейских толкователей, и на лбу Каина, и на лбу Фамарь. Более того, этот знак ставится и в других ситуациях.

Этот же знак ставился миром при помазании ветхозаветных священников. Этот знак напоминает Исаака, который взял и понес дрова для жертвенника, точно так же как Христос понес Крест Свой.

Этот знак символизирует, что священник, помазанный таким крестом, умирает ради этого креста и проливает кровь свою, и я еще раз подчеркиваю, это все говорилось до распятия Христово, то есть это было живое сознание иудейского народа, и это все было впитано Господом с молоком Матери, и Он рассуждал в этих же категориях.

Интересно, что когда в книге пророка Иезекииля говорится: «пройди посреди города, посреди Иерусалима, и на челах людей скорбящих, воздыхающих о всех мерзостях, совершающихся среди него, сделай знак», буквально пишется: «начерти «Т»».

То есть вот эту букву «Т», еще раз напомню, в древнем алфавите она абсолютно повторяет форму креста нашего. «А тем сказал в слух мой: идите за ним по городу и поражайте;» тех, кто участвует в этих мерзостях, «но не троньте ни одного человека, на котором знак».

Таким образом, мы видим, что пророк Иезекииль повелевает начертить крест чернилами на лбу тех, кто не участвует в мерзостях Иерусалима, а кровью этот крест чертится тем, кого убивают, тех, кто участвовал в этих мерзостях. Мы видим, что этот знак становится очень многогранным символом.

Это и символ избранности Божией, это и символ гнева Божиего. Это и символ святости, это и символ порока.

Поэтому когда Христос говорит: «Возьми свой крест и иди за Мной», Он подчеркивает тем самым, что человек, в первую очередь, принимает Его благословение и Господь несет вместе с ним его жизненный крест, проходит вместе с ним его путь. Таким образом, мы понимаем, что Христос, говоря эти слова, имел в виду не римское орудие казни. Это было пророчество о том, что Он будет распят на кресте.

Но в сознании Его слушателей крест уже существовал как свое, глубинное предание. Как напоминание о жертве Исаака. Как напоминание о знаке, который еще вначале времен был положен для того, чтобы исправить этот мир, об этом отдельное толкование существует на первую книгу Бытия, но сейчас не будем углубляться.

Этот образ становится и орудием и благословением в том случае, если мы следуем за Христом. И этот образ становится для нас орудием, знаком гнева Божиего, если мы отказываемся следовать за Ним, приняв на себя знак Христа, приняв на себя имя христиан. И необходимо очень ответственно относится к своим словам и к своему жизненному пути.

Если мы выбрали следование за Христом, то мы приняли на себя крест Его, то есть знак помазания Его, то есть тот знак, который мы постоянно чертим на лбу.

Этот знак напоминает нам о крестной смерти Христа Спасителя, и этот знак напоминает нам о том, что Господь выбирает Себе людей от сотворения мира, и мы звенья той самой золотой цепи, которое избрано для спасения.

И, раз мы вошли в это число спасаемых, нам надо ответственно к этому относится, стараться не посрамить выбор Христов, стараться не обмануть Его надежд и добросовестно принять на себя это благословенное помазание. Не только напоминание о страшной смерти, но и напоминание о том, что мы благословлены Богом и призваны к вечной жизни в Царствии Небесном, аминь.

Вы можете поаплодировать автору (хоть 10 раз)14

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *