О женах мироносицах — богослов

О женах мироносицах - Богослов       
        Святитель Лука Войно-Ясенецкий: О женах-мироносицах
       
        Чем заслужили они такую честь, почему прославляет их Церковь Святая? Потому что сияют они для всех вас, женщин, святым и недосягаемым по высоте примером того, чем должны быть все женщины.
       
        Честью великой чтит Святая Церковь святых мироносиц за их несказанную любовь ко Христу, ибо всецело предали они сердца свои Господу Иисусу.
       

        Чтит их за то, что они всем, чем могли, служили Ему: служили имением своим, служили женскими заботами, они удовлетворяли все Его бытовые нужды. И подали всем вам, женщинам, пример того, как должны вы всем сердцем любить Господа Иисуса и служить Ему.

А чем будете служить? Служить будете не Ему лично, как служили святые мироносицы, ибо нет Его теперь с нами, а служить Ему будете в лице меньших братьев Его, всех несчастных, нищих, обездоленных, угнетенных, всех нуждающихся в милосердии вашем.

Итак, святых жен-мироносиц воздвиг Христос пред вами, христианами, как великий пример для подражания.

Всем нам, христианам, заповедал Христос быть совершенными, как совершен Отец наш Небесный. О как это безмерно трудно — быть совершенными, как Отец Небесный!

Но не так трудно, а гораздо более доступно вам, женщинам, быть совершенными, как были совершенны святые мироносицы.

Подражайте им, стремитесь достигнуть той чистоты сердца, той любви беззаветной ко Христу, которой пылали сердца их.

Подражайте им, и прежде всего Марии Магдалине, заслужившей наименование равноапостольной усердной проповедью своею; и всем мироносицам, в не меньшей мере, чем сами апостолы, творившим дело апостольское.

Святая Мария Магдалина была самой ревностной проповедницей Евангелия Христова. Ее сердце пылало такой безмерной отвагой в этом великом деле, что не побоялась она в день Пасхи предстать пред лицом самого императора римского Тиверия; она поднесла ему красное яичко и приветствовала: «Христос воскресе!».

Она проповедовала императору о Христе, и ее проповедь была так сильна, что он уверовал во Христа. Проповедями вы блистать не можете, но проповедовать о Христе жизнью своей и хотя бы слабыми словами своими вы все можете. Подражайте же все святым женам-мироносицам.

Прежние годы в этот день я превозносил сердце женское и указывал на великие достоинства его по сравнению с сердцем мужчины. Этого, конечно, я не отрицаю и ныне: и теперь скажу, что блаженны вы все, потому что вы женщины.

Гордитесь званием женщины, гордитесь тем, что родились не мужчинами, а женщинами, ибо Господь дал вам сердце гораздо лучшее, чем сердце мужское, сердце восприимчивое ко всему святому, сердце мягкое, как воск, чувствующее правду Христову.

Не умом холодным живете вы, как мужчины, живете вы чувством сердца, ибо сердце человеческое, наряду с умом, есть орган познания. И познание сердцем выше, чем познание умом.

Итак, благословен Бог, даровавший вам добрые и мягкие, чувствительные к добру сердца.

Но все ли женщины таковы? О нет, о нет! Далеко не все, ибо сердца женские бывают так же противоположны, как северный и южный полюсы: наряду с добрыми женщинами, имеющими мягкие сердца, есть много злых женщин. И надо вам знать, что злая женщина несравненно хуже злого мужчины. Поверьте, что это так, ибо если женщина идет по пути зла, то уходит гораздо дальше, чем мужчина, пошедший по этому пути.

Был великий мудрец в древности глубокой — Иисус сын Сирахов, и так сказал он о злых женщинах: «Можно перенести … всякую злость, только не злость женскую». И еще: «Движущееся туда и сюда воловье ярмо — злая жена; берущий ее — то же, что хватающий скорпиона» (Сир. 25, 15; 26, 9).

Истинна, глубоко истинна эта аттестация. Именно, именно так: злость женская невыносима, и злость женщины неизмеримо хуже злости мужчины.

Другой великий мудрец древности царь Соломон Премудрый в своих притчах так сказал: «Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни»: или благодатные, или благоухающие, — или зловонные, или отвратительные.

Все источники жизни из сердца, потому и надо более всего хранимого хранить сердце свое, чтобы было оно чисто, чтобы истекали из него источники благоухающие, источники благословенные.

«Отвергни от себя лживость уст, и лукавство языка удали от себя» (Притч. 4, 23–24).

Видите, я уже перестал хвалить и превозносить сердца женские, я начал их обличать. Зачем это? Не из дерзости, конечно, а из любви к вам, из желания помочь вам исправить ваши сердца.

Ибо прежде чем стать достойными подражательницами святых мироносиц, вы должны покаяться, вы должны очистить сердца ваши, вы должны исторгнуть из них все то, чего и следа не было в сердцах святых мироносиц — все злое.

В житии преподобной Елизаветы, бывшей настоятельницей женского монастыря, читаем мы, что она всегда глубоко изучала свое собственное сердце, наблюдала и изучала сердца сестер своих.

И к чему же она пришла, что слышим мы от нее? Слышим, что женщинам более всего свойственны грехи лживости, лукавства, притворства и злоязычия. И это верно, и это глубоко верно.

Лживость — это самый распространенный среди женщин порок. Есть женщины несчастные, в особенности среди молодых, которые с раннего детства привыкли всегда лгать. А родители беспечные не наказывали, не исправляли их, и лживость стала неисправимой привычкой таких несчастных женщин.

Они лгут непрестанно, лгут без всякой надобности, сочиняя небывалые истории из своей жизни, лгут, будто все это было, будто все это пережили они. Они до такой степени лживы, что сами начинают верить в ложь, которую источает их язык.

Как быть таким несчастным? Как исправить себя? Прежде всего надо им понять как ужасна лживость, какой это тяжелый порок, и запомнить страшные слова пророка Малахии: «Проклят лживый!».

Надо запомнить и слова псалмопевца Давида: «Блажен человек …, в чьем духе нет лукавства» (Пс. 31, 2). А лукавство есть форма лжи. К этому блаженству надо стремиться.

А в другом псалме читаем: «Господи! избави душу мою от уст лживых, от языка лукавого» (Пс. 119, 2).

Так тяжело было псалмопевцу Давиду переносить лживость, что молился он, чтобы Господь избавил его от уст лживых, которые мучили и терзали его святое сердце.

Пусть каждая лживая женщина устрашится тех слов, которые слышал от Самого Бога в великом Откровении на острове Патмосе святой апостол Иоанн Богослов. Вот что он слышал от Бога: «…любодеев, и чародеев, и идолослужителей, и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою» (Откр. 21, 8).

Вот если такая несчастная, вконец изолгавшаяся женщина, всегда источающая ложь из уст своих, ужаснется этих слов проклятия пророка Малахии, если ужаснется участи в озере, горящем огнем и серой, то что ей делать, как исправиться?

Дам ей совет. Если не наказывали тебя беспечные родные, то опомнись теперь, позаботься сама об исправлении, попроси, чтобы высекли тебя до крови, а если не поможет, чтобы еще повторили. И когда высекут, тогда опомнишься, тогда будешь прикусывать свой лживый язык. Тогда к страху прибавится спасительный стыд.

Что скажу тем женщинам, которые не всегда лгут, как эти несчастные, которые так, как и все мы, как и все мужчины, лгут иногда?

Им скажу: ложь есть тяжкий грех. Если поймаешь себя на лжи, устыдись и покайся во лжи, которую допустила. Кайся долго, сколько подскажет тебе собственное сердце, кайся с молитвой Иисусовой на устах и земными поклонами.

Делай земной поклон и говори: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя лживую».

И простит Господь, и отвратит от лжи. Ложь имеет много различных форм. Притворство, которое так свойственно многим женщинам, есть одна из форм лжи.

Видел я женщин, которые так искусно притворялись, что будучи на самом деле мерзкими и зловонными, умели надеть личину святости, умели притвориться благочестивыми. Их тяжко накажет Господь.

Довольно будет говорить о лжи и ее разновидностях.

Впрочем, не совсем довольно: есть еще форма лжи — фальшь. А очень многие женщины любят фальшь, любят украшать себя дорогими нарядами, различными украшениями.

И о них так говорит апостол Петр: «…жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие.

Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек, в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом» (1 Петр. 3, 1–4).

О, какие это святые слова!

О как надо помнить вам, что чистым, богобоязненным житием, кротостью духа, без всяких украшений, без раскрашивания лица можно изменить сердца мужей ваших, подвигнуть их на путь христианской жизни.

О как это верно! О как это истинно!

А потому как же маловажно подкрашивание губ, подведение бровей — это фальшь, фальшь, фальшь!

А фальшь это ложь, а ложь омерзительна.

Да не фальшивит же никто из вас. Да будете все чисты.

  • Да будет украшением всех вас сокровенный сердца человек.
  • Ну вот, огорчил я вас, обличая… Простите мне, простите!
  • Я и сам грешен, а вас обличаю…

Но что же делать! Господь меня поставил на такой пост, что должен я руководить вас по пути спасения, должен и огорчать вас, а не только хвалить.

  1. А пока скажу вам: да будете все вы, мои любимые, искренно любимые, благочестивые, — да будете так чисты, как были чисты святые жены-мироносицы.
  2. Да будут для вас идеалом женского совершенства жены-мироносицы.
  3. Да вселится в сердца ваши глубокая, глубокая любовь к Господу Иисусу!
  4. Да стремитесь всем, чем можете, служить Ему, как служили жены-мироносицы — а служить будете любовью к людям, милосердием своим к ним.

Сколько было Жен-Мироносиц и как их звали?

Отвечает иерей Андрей Чиженко.

Число Жен-Мироносиц точно не определено. В Священной истории Нового Завета указано семь имен. Но их было гораздо больше.

Об этом пишет святой апостол и евангелист Лука: «После сего Он проходил по городам и селениям, проповедуя и благовествуя Царствие Божие, и с Ним двенадцать, и некоторые женщины, которых Он исцелил от злых духов и болезней: Мария, называемая Магдалиною, из которой вышли семь бесов, и Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова, и Сусанна, и многие другие, которые служили Ему имением своим» (Лк. 8:1–3). Также известные из Священного Писания сестры воскресшего Лазаря Марфа и Мария, Саломия – мать святых апостолов Зеведеевых Иакова и Иоанна и Мария Клеопова – мать апостолов Иакова Алфеева и евангелиста Матфея.

Следует обратить ваше внимание, дорогие братья и сестры, на два следующих момента. В толкованиях Священной истории Нового Завета наблюдаются различные трактовки происхождения имен как самих апостолов, так и Жен-Мироносиц.

В сущности, это не столь важно. Наоборот, подобные разночтения говорят нам о том, что Евангельская история – реальна, а не списана под копирку и подогнана потом под общий шаблон. Жизнь не умещается в шаблон.

И Евангелие, как источник этой жизни, тоже.

С уверенностью можно сказать, что многие и апостолы, и Жены-Мироносицы, и сам Господь наш Иисус Христос (по социальному своему статусу, как мнимый Сын святого праведного Иосифа Обручника) были родственниками.

По крайней мере, пять из Мироносиц были из Галилеи, а две – Марфа и Мария – из Иудеи, точнее из пригорода Иерусалима селения Вифании. Многие из них были богаты и служили Христу и апостолам в их благовестии своими материальными средствами.

Об этом говорит апостол и евангелист Лука в вышеупомянутом отрывке Священного Писания: «Служили Ему имением своим».

Читайте также:  Праздничное всенощное бдение на сретение господне - богослов

Рассмотрим кратко общепринятые в Церкви жития семи Жен-Мироносиц, известных истории.

Святая Мария Магдалина происходила из галилейского города Магдала, расположенного на берегу Генисаретского озера. Церковное Предание указывает на то, что она вела грешную жизнь до знакомства со Спасителем. Это падение привело к тому, что в ней поселилось семь бесов, которые изгнал Господь наш Иисус Христос. Мария покаялась и пошла вслед за Сыном Божиим, верно служа Ему и святым апостолам.

Очевидно, что силой своей веры и преданностью Христу она выделялась среди прочих жен мироносиц, потому что о ней часто повествует Евангелие. Она нередко упоминается при крестных страданиях Господа и среди жен, несущих миро, чтобы помазать Тело Христово. А святой апостол и евангелист Иоанн Богослов посвятил Магдалине половину двадцатой главы Евангелия, написанной с ее слов.

Именно она является первой благовестницей Воскресения Христова. Мария приходит к апостолам и говорит им эти великие и священные слова: «Христос Воскресе!» После Вознесения Господня она находится в Сионской горнице во время Сошествия Святого Духа, потом проповедует Евангелие в Малой Азии и Италии. Предание повествует, что Мария Магдалина принесла императору Тиверию (14–37 гг.

) красное яйцо как символ Воскресения Христова.

В старости она переселяется в малоазийский город Эфес, где живет рядом с Иоанном Богословом, записавшим с ее слов первую половину 20-й главы своего Евангелия. Святая, много потрудившаяся в деле благовестия Христова и получившая за то звание равноапостольной, мирно отошла ко Господу в Ефесе, где была погребена.

Святая Мироносица Иоанна – богатая женщина, жена чиновника высокого ранга Иродова домоправителя Хузы. По преданию, она пошла за Христом, когда Спаситель исцелил ее сына (см. Ин. 4:46–54).

Святая Мироносица Саломия – по Церковному Преданию, была дочерью святого праведного Иосифа Обручника, супругой Зеведея и матерью «сынов грома» – апостолов Иакова и Иоанна.

Святая Жена-Мироносица Мария Клеопова (Иосиева), Иаковлева, Иосиева – жена Клеопы (Алфея), являвшегося младшим братом Иосифа Обручника. По преданию, именно Марию Клеопову называют матерью апостолов Иакова Алфеева и евангелиста Матфея.

Святая Мироносица Сусанна. Упоминается в перечислении Жен-Мироносиц  в вышеуказанном отрывке апостола и евангелиста Луки. О житии практически ничего не известно.Святые Жены-Мироносицы Марфа и Мария были родными сестрами.

Святой Лазарь Четверодневный являлся им братом. Упоминаются несколько раз в Евангелии: Лукой – (10:38–42), Иоанном – (гл. 11-я «Воскрешение Лазаря).

Считается, что именно Мария вылила на главу Иисуса фунт нардового чистого драгоценного мира, приготовив Тело Христа к погребению (Ин. 12).

О прочих же Женах-Мироносицах практически ничего не известно.

Следует указать, что вообще само миро было драгоценным маслом, очень дорогим, стоившим целое состояние. Эти женщины отдали Христу все. Они не убоялись ни римских воинов, ни мести иудеев, ни ареста, ни смерти, ни людской молвы. Их всепоглощающая любовь поражает.

И мне кажется, что в том, что неизвестно точное число учеников Спасителя и количество и имена жен-мироносиц, есть некий символизм. Их число приближается в веках к нам – современным ученикам Христовым и современным Женам-Мироносицам.

Церковь Божия наполняется, и евангельская история повторяется в каждом из нас – как в ученике Христовом или враге Его, как в Жене-Мироносице или в Иродиаде и Саломее, дочери ее, ненавидевших Бога лютой ненавистью. За нами решение, какую сторону принять.

А Иисус как для первых христиан, так и для нас один и тот же!

Иерей Андрей Чиженко

Жены-мироносицы: кто это, как их звали и почему они вошли в историю

22 апреля этого года в православном календаре — День святых жен-мироносиц. Эти слова — «жены-мироносицы» — слышали наверняка все, но почему эти женщины навсегда запечатлели свои имена в памяти верующих, что именно совершили и сколько их было, знают немногие.

http://www.sgprihod.ru

А это интересная история. День жен-мироносиц отмечается на третьей неделе после Пасхи. Как следует из названия этого памятного дня, посвящен он женщинам, и на Руси, кстати, почитался как праздник женщин.

Память о тех, кто следовал за Спасителем, при его жизни возложив на себя заботы о нем, а по окончании первого дня после погребения пришел к месту Гроба Господня, чтобы умастить его тело благовониями, что было иудейской традицией, и получил весть о воскрешении Господа, почитается уже много веков.  

Удивительно, но евангелисты называют их по-разному. Тем не менее, сопоставление их текстов и детали предания, рассказывающего об этом событии, позволяют все же назвать семь имен, которыми, скорее всего, и обладали эти удивительные женщины. 

Икона «Жены-мироносицы у Гроба Господня»Икона «Жены-мироносицы у Гроба Господня»

Итак, первое – их было семь: Мария Магдалина, Мария Клеопова, Саломия, Иоанна, Марфа, Мария и Сусанна. Точнее сказать – их было намного больше, но лишь семь имен сохранились и называются в священных книгах.

 Евангелист Лука пишет, например, что с Христом ходили двенадцать апостолов, и «некоторые женщины, которых Он исцелил от злых духов и болезней: Мария, называемая Магдалиною, из которой вышли семь бесов, и Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова, и Сусанна, и многие другие, которые служили Ему имением своим».

 «Если посмотреть на икону «Жены-мироносицы», то на ней вы увидите семь прекрасных женщин, стоящих рядом. А теперь давайте узнаем историю каждой из них – ведь это того стоит.  

Кстати, интересная деталь, не всем известная. Многие апостолы, а также Жены-мироносицы, и Иисус – мнимый сын святого праведного Иосифа Обручника, – были родственниками. Но обо всем по порядку. 

Итак, пять Мироносиц были из Галилеи, а Марфа и Мария – из Иудии, точнее из Вифании, пригорода Иерусалима. Многие из этих женщин были довольно богаты – это тоже отмечает Лука, подчеркивая, обратите внимание, в самом конце: «Служили Ему имением своим». Ну а теперь – некоторые известные подробности. 

Мария Магдалина

Про жен-мироносиц сохранилось не так много сведений, о Марии Магдалине их больше всего. Известно, что она родилась в Галилее, в городе Магдала. До встречи с Господом она вела грешную жизнь. Иисус изгнал из нее семь бесов, и Мария пошла за ним и за апостолами, чтобы быть в услужении.

Кстати, Марию Магдалину иногда путают с Марией Египетской («Стояние Марии Египетской»), но это разные женщины. Мария уверовала в Христа и была ему предана невероятно. Иоанн Богослов посвятил ей половину ХХ главы Евангелия, записав ее со слов Марии.

 Она была той женщиной, что первая понесла людям благую весть о его Воскресении – от нее пошли в мир слова «Христос Воскресе!» Сообщая эту весть императору, Мария принесла ему в дар яйцо.

Император заметил, что воскресение столь же невозможно, как и то, что это яйцо покраснеет, и яйцо мигом стало красным – отсюда и пошла традиция красить на Пасху яйца. 

Мария доживала свой век в Эфесе (Ефесе) – там Иоанн Богослов и записал то, что она ему рассказывала, поскольку они жили рядом.

За то, что делала раскаявшаяся и исцеленная Мария Магдалина, за ее верность Христу и веру она получила звание равноапостольной.

Кстати, Мария активно «пропагандировала» учение Христа, хотя женщинам и было запрещено проповедовать. Умерла Мария все в том же Эфесе, где и была похоронена.  

Иоанна 

Выйдя замуж за Хузу, домоправителя Ирода, Иоанна, как сказали бы сейчас, «вошла в элиту» общества: она была богата, известна и уважаема. За Христом она пошла после того, как он исцелил ее сына.

 Мальчик был при смерти; все средства уже испробовали – оставалось одно: идти к Иисусу, слава о котором распространялась по земле.

Но Иисус не спешил во дворец – туда, где был казнен его Предтеча, Иоанн… Хуза однако умолил его исцелить сына, и Христос сделал это, предварительно сказав – вы не уверуете, если не увидите знамений и чудес… И мальчик поправился, пока Хуза шел домой… 

Однако над домом его нависли тучи. Стало известно, к кому они с женой обращались за помощью. А не Иоанна ли, часто и внимательно слушавшая Иоанна Предтечу, похоронила тайком его честную главу – не позволив устроить поругания? Но ведь тем самым она нарушила указ царицы Иродиады – выбросить голову Крестителя на свалку после поругания…  

Но Иоанна не дожидалась «развязки» и выяснения отношений с Иродом.. Она ушла за Христом, благодаря его за исцеление сына.

Те немногие драгоценности, что еще вчера богатая Иоанна взяла с собой, были проданы ею, чтобы накормить тех, кто был рядом с Христом.

Мать Иисуса тоже приняла ее, как и все, ласково, и жалела Иоанну, поскольку той пришлось оставить сына. Но совсем скоро им вместе придется оплакивать другую потерю – мученически умершего Христа…  

Саломия  

Дочь святого праведного Иосифа Обручника. Она вышла замуж за Зеведея и родила двух сыновей – ставших апостолами Иакова и Иоанна.  

Сусанна 

Несмотря на то, что имя этой женщины выделено и упоминается евангелистом Лукой, о ее житии не известно почти ничего.  

Мария Иаковлева 

В отношении женщины, которая именуется в Евангелии как Мария Иаковлева, существует мнение, что она была младшей дочерью Иосифа Обручника.

Из Священного Предания известно также о том, что находясь с Богородицей в самых лучших отношениях, она была на протяжении долгих лет Ее ближайшей подругой.

 Иаковлевой она именуется в честь своего сына апостола Иакова ― ближайшего ученика и сподвижника Христа. 

Марфа и Мария 

Родные сестры Марфа и Мария очень любили своего брата – Лазаря, которого Христос называл своим другом. Христос, часто бывавший в их доме, много говорил с ними, отлично их знал. Смерть Лазаря Христос оплакивал, однако знал, что на этот раз точка в земном его пути еще не поставлена.

Он воскресил Лазаря через четыре дня после его смерти, после чего Лазаря начали называть Четверодневным. Христос часто бывал у них в доме, и сестры почитали и любили его. Считается, что именно Мария вылила на главу Иисуса драгоценное миро, приготовив Тело Христа к погребению.

 Из дальнейшей судьбы этих женщин известно только, что они последовали за братом, воскрешенным Лазарем, на Кипр, где он был епископом.  

Богородица – одна их жен-мироносиц? 

Пресвятая Богородица формально не входит в число мироносиц, но некоторые исследователи предполагают, что под именами Марии Иаковлевой и «другой Марии» подразумевается именно мать Иисуса Христа. Основанием для этого может служить такой факт: после смерти Иосифа Обручника Мария взяла на себя попечение о его детях от первого брака и вполне законно считалась матерью его сына Иакова. 

Антон Гердо, «Вечерняя Москва»Антон Гердо, «Вечерняя Москва»

Что они сделали 

В ночь Воскpесения Хpистова жены-мироносицы шли ко Гробу Господню, чтобы умастить его тело драгоценным миро. Но они волновались – кто отвалит камень от гроба?  Но камень отвалился от входа землетрясением, а появившийся перед мироносицами Ангел сказал, что Христос воскрес и явится им.  

Народные традиции 

На Руси День Жен-мироносиц отмечали с большой нежностью: он был, этот праздник, как… православное 8 Марта!  

В Черноземье этот день назывался Маргоскиной неделей. Главным блюдом на столе становилась яичница: надо понимать, одно из самых простых «блюд».   

А в некоторых областях в этот день женины собирались вместе и устраивали что-то вроде «девичников». После ужина, который женщины готовили сообща, устраивались танцы.

Народные гуляния тоже были бурными, соблюдался и обряд кумовства: женщина снимала с себя крестик, вешала на веточку дерева, затем туда подходила другая женщина, крестилась, целовала крестик и обменивала его на свой.

 Обменявшиеся крестиками целовались троекратно и теперь считались кумами (до Духова дня). После этого женщины пели песни, жарили яичницу, пили квас – такими были угощения в этот день.

Читайте также:  Толкование воскресного евангелия. неделя 28-я по пятидесятнице - богослов

ПРОПОВЕДЬ МИТРОПОЛИТА КАЛУЖСКОГО И БОРОВСКОГО КЛИМЕНТА

Что я могу?

Вспоминание евангельских Мироносиц всякий раз подспудно пробуждает вопрос: как же получилось, что слабые жены не испугались, шли за Христом, даже когда Его покинули все апостолы, кроме одного, самого юного? Может быть, женская натура более склонна к верности, преданности, чем мужская? В чем состоит призвание женщины? (далее…)

  • ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
  • Какой иконе о чем молиться
  • Радоница: как правильно провести этот день и чего нельзя делать ни в коем случае
  • Иверская икона Божьей матери: чудо, помогающее в самые трудные периоды жизни
  • Светлая седмица: все, что нужно знать о первой неделе после Пасхи
  • Страстная седмица: что делать, чего не делать и как прожить эту неделю правильно
  • Похвала Богородицы: зачем идти в храм в этот день
  • Стояние Марии Египетской. Кому и в какой ситуации поможет уникальная служба
  • Прикоснуться к чуду: святыни московских храмов
  • Лекарство Великого поста. Что такое соборование и зачем здоровым людям нужно это таинство
  • Десять фактов о Матроне Московской

«Суть Великой Субботы»: памяти жен-мироносиц

Паломничество зарождавшейся Церкви, бытие которой замерло из-за смерти Учителя.

Паломничество тех, кто еще не знает о Воскресении Господа Иисуса; кто должен, в соответствии с библейской традицией, приносить умершему ароматы и миро на протяжении трех дней после смерти, но при этом верит, неким преддверием веры верит, что «История Одного Живущего» – по названию великого труда Эдварда Схиллебекса (1914-2009) – не завершена. Община паломников верит в то, что тело Господа (ни на одном из языков не называемое «трупом», но всегда «телом»), как и всякое живое человеческое тело, нуждается в том, чтобы после смерти ему была оказана особая честь.

Статическая теология постхалкидонского времени в восточной традиции максимально усложнила подлинное, живое, непосредственное, теологическое понимание того, что же происходило в те, на самом деле, немногие часы, отделявшие смертный покой Иудейского Царя от Его Воскресения. Память святых Жен-Мироносиц – это и часть богословия Великой Субботы. Особой, новой теологии, получившей свое развитие в XX веке.

Чтобы понять суть Великой Субботы, нужно очень хорошо знать Священное Писание. Нужно знать учение Церкви, разбираться в систематическом богословии, то есть в том, что прежде именовалось догматикой, и разбираться в современности.

Библейское слово говорит нам о том, что Господь Иисус воскрес в третий день. Вера в воскресение в третий день исповедуется в древних символах веры. Но третий день после кончины – это время, когда всякая человеческая надежда уже исчезла, и ее более нет; это день, когда умерший действительно, окончательно и бесповоротно мертв. То есть не спит, не находится в забытьи, но подлинно умер.

Господь Иисус воскрес в третий день. Для понимания сути этого утверждения необходимо обратиться к вере Церкви. Мы знаем, что в Господе Иисусе Бог вошел в историю. Проповедуя в течение трех лет, Господь Иисус исцелял, благотворил, прощал, очищал, воскрешал.

Он был оклеветан врагами, приведен на Крест, был распят и убит. Подлинный человек, Он обладал полноценными эмоциями и переживаниями. Он верил и постоянно молился. Зная библейские тексты, Господь Иисус ведал и то, что, согласно библейским пророчествам о Мессии, Его ожидало страдание.

Неправда врагов обрушилась на Его безгрешную главу. Вверяя Себя Небесному Отцу, Господь Иисус уповал на то, что Бог не оставит Им Посланного. Верил, что Богу подвластна жизнь и даже смерть. По свидетельству Евангелия, Господь Иисус говорил о Своем Воскресении ученикам и апостолам.

Говорил совсем немного и в самые ключевые моменты Своего служения: после мессианского исповедания Петра и Преображения.

Для нас очень важно правильно понимать, чем Воскресение было для Господа Иисуса. Оно ни в коем случае не было героическим, автоматическим событием, которое должно было во что бы то ни стало произойти. Воскресение не было и случайностью, как если бы Господь Иисус просто ожил, вне всякой библейской причинности и взаимосвязи…

Если бы жизнь Господа Иисуса закончилась на Кресте, то это было бы величайшей победой сил зла в истории. Оклеветанный, распятый и убитый Мессия был бы величайшим поражением Бога и Его Завета. Поэтому Бог и Отец приготовил Свой собственный и, что очень важно, неожиданный, парадоксальный, неподотчетный, анархический и одновременно суверенный ответ.

Ответ Бога был спешащим ответом. Потому что, вопреки библейскому слову, Он не стал дожидаться третьего дня, трех дней и трех ночей, о которых сказано в Писании, но воздвиг Господа Иисуса вскоре. Восставил Его не как представление или убеждение, идею или даже веру, но телесно.

Воскресение – не возвращение, а потому телесность Господа Иисуса обрела все те совершенства, каковыми обладает божественная природа. Господь Иисус мог проходить через закрытые двери, мог являться, когда Сам этого желал.

Его явления по Воскресении были свидетельством величия того спешащего божественного ответа, каковым было воздвижение Мессии из мертвых. Небесный Отец облек Своего Мессию зримой божественной славой.

Это часть богословия Воскресения.

Богословию Воскресения предшествует богословие Великой Субботы.

Суббота после дня Распятия Господа в Великую Пятницу является днем, когда воскресение и Пасха Господня еще не наступили, Господь Иисус еще не преодолел ту границу между жизнью и смертью, которая для библейского человека была загадкой и тайной, а для нас является абсолютной, непреодолимой, научно показуемой, медицинской данностью. Беспристрастная анонимность этой данности делает понимание Воскресения чрезвычайно сложным.

Мы живем в мире, в котором желают и стремятся контролировать всё. Мы живем в мире, который пронизан идеей прогресса, но руки которого по локоть в крови. Ведь история человечества не знала более кровавого века, чем прошедший двадцатый.

Не было столько убитых, замученных, потерянных, не было столько искалеченных человеческих жизней… Двадцатый век породил и особенный тип богословия – богословие после Освенцима и после Гулага. Он же породил и богословие Смерти Бога.

Когда реальность, бытие мира и человечества истолковывались в перспективе того непреодолимого количества зла, которое было только что изобретено человеком.

По сути своей сокрытой теологической тектоники, богословие Смерти Бога было попыткой прочтения бытия мира в свете Великой Субботы. «Бог умер! Мы убили Его! Он учил нас говорить правду, и эту правду о Его смерти мы возвещаем вам», – восклицал пророк смерти Бога Фридрих Ницше (1844-1900).

Парадоксально, но из реальности смерти Бога на Кресте проистекает как догматика Церкви, так и полное упразднение всякой догматики и веры в секулярной мысли. Раскрывается и то ключевое отличие, что существует между христианским верующим мировоззрением, и мировоззрением вне веры во Христа.

Церковь верует и исповедует, что Господь Иисус был распят и умер на Кресте. Господь почил сном Великой Субботы. «Смерть Твою, Господи, возвещаем и воскресение Твое исповедуем», – говорится в древних литургиях Церкви.

Секулярность, даже верующая религиозная христианская секулярность – здесь достаточно вспомнить теологический манифест Джанни Ваттимо Credo di Credere (1996) – вслед за Ницше постулирует смерть Бога на Кресте и, в странном герменевтическом кульбите игнорируя Воскресение, останавливается на Великой Субботе.

Таким образом, Великая Суббота предстает как матрица самоупразднения Бога и первоисточник секуляризации.

Церковь говорит о том, что смертный покой Господа был недолгим.

Согласно свидетельству Послания апостола Петра и текстам древних символов веры, смертный покой Господа в Великую Субботу не был самоупразднением, но временем Его домостроительной, то есть экономической, деятельной неутомимости.

«Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал» (1 Петр. 3:18-19).

Наконец, богословие Великой Субботы есть провозвестие свободы. Не философской свободы – как способности выбирать между добром и злом, но библейской и новозаветной свободы во Христе, понимаемой как способность любить и совершать только добро.

Другой пророк безоговорочной секулярности, отец всех неверующих Жан-Поль Сартр (1905-1980) в 1943 году провозгласил, что «ад – это другие»[1]. Ведь человек, по мысли Сартра, есть абсолютная самоутверждающаяся свобода.

Но таких (других по отношению друг ко другу) свобод так же много, как много людей…

Уснув сном Великой Субботы, Господь Иисус свободным сошел во ад. Так, свобода бесконечного следования только добру Господа Иисуса – этого единственного исторического Само-Откровения Бога – вышла навстречу небытию, упраздняя таким образом вечную само-изоляцию человека, которая когда-то началась в Раю и в своем трагическом самоутверждении за счет других более не могла остановиться.

Согласно апостольскому Символу веры, Иисус «был распят, умер и погребен, сошел в ад, и третий день воскрес из мертвых». Из Евангелия мы узнаем, что первыми свидетелями Воскресении стали Мироносицы, то есть те, чье свидетельство в древнем мире очень мало значило, так как они были женщинами.

Через свободное избрание Богом малых, ничего не значащих, но способных верить богословие Великой Субботы объединяет неделю Жен-Мироносиц с предыдущим пасхальным воскресением апостола Фомы. «Господь мой и Бог мой» (Ин.

20:28) – это самое радикальное во всем тексте Евангелий исповедание веры в суть Господа Иисуса община услышала из уст того, кому Сам Воскресший только что сказал: «Не будь неверующим» (Ин. 20:27)[2].

[1] Ср.Рим. 4:11: «Авраам – отец всех верующих».

[2] Ben Witherington III, What Have They Done with Jesus, Harper One, 2007, 44.

О жёнах-мироносицах

Празднуя Пасху, мы созерцаем сегодня целый сонм учениц Христовых – жён-мироносиц. Заметим, что любое собрание учеников, большое или малое, являет собой тайну Церкви, то есть единство Господа с Его чадами, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди  них (Мф. 18, 20).

В церковном календаре есть такие дни, когда мы прославляем собор угодников Божиих, и в этом соборе всегда по-особому чувствуется присутствие Духа Святого. Посмотришь на икону Севастийских мучеников и понимаешь, что это единство душ, соединённых решимостью страдать за Христа, являет особую силу, почему этот праздник так любим нашим народом. Или собор Оптинских старцев.

Когда подходишь к их иконе, ощущаешь, насколько мощным является духовный союз старцев Льва, Макария, Амвросия, Нектария, Варсонофия.

Действительно, полнота даров Святого Духа там, где соединены в любви ученики Христовы. Вот недавно, в Вербное воскресенье, мы вспоминали младенцев, в невинных, чистых душах которых звучала вышеестественная хвала Спасителю.

И сегодня нашему духовному взору предстоит сонм учениц Спасителя, которые избегали всякого внимания, однако были очень существенной частью общины Христовой.

А ныне в свете вечности они делятся с нами своими совершенствами. И все мы испытываем приподнятое состояние духа, потому что в Церкви Бог благословляет и небесное, и земное колена, малых с великими.

А в теле, если один член радуется, то и всё тело сорадуется.

Я хотел бы в своём небольшом размышлении, переводя взор от одной ученицы Христовой к другой, уподобить их союз мироносиц замечательному соцветию, если хотите, розарию, где каждый цветок обладает особым тонким и неповторимым ароматом.

Особенность сегодняшнего дня состоит в том, что мы верою вдыхаем эти ароматы, а святые мироносицы с великой готовностью делятся с нами тем, что каждая из них имеет в особенности. Все же вместе они являют благоухание о Христе Спасителе.

И у нас есть уникальная возможность проникнуться этими тончайшими ароматами, усвоить их своей душе, как пчела может, летая над Божиим лугом, не с одного только цветка, а с трёх или с пяти собирать нектар.

Читайте также:  Крещенский сочельник празднуется 18 января, традиции и обряды - богослов

Святой Исаак Сирин добродетели Христовы сравнивает не с земными чувствами, а с тончайшими испарениями сердца, облагодатствованного Духом.

Он пишет, что громче слов звучит сердце, напоённое Христовыми ароматами, и проповедь Евангелия совершается посредством этого таинственного благоухания.

Преподобный Исаак Сирин говорит о том, что простец, человек смиренный и кроткий, любящий Господа, самим своим внешним видом благовествует куда более убедительно, чем затверженная проповедь.

И сегодня, в день, когда святые мироносицы незримо снисходят на землю, а мы, участвуя в Божественной литургии, восходим на небо, вспомним прежде всего Марфу и Марию, сестёр Лазаря, у которого они были, очевидно, в послушании, ибо он заменял им отца. Марфа и Мария, на мой взгляд, представляют собой такую же двоицу, как Пётр и Иоанн.

Они знаменуют собой ум и чувства, просвещённые благодатью. Иоанну Богослову были свойственны дальнозоркость, проницательность, чистая мысль, он – духовный орёл, а святой Пётр отличался горячностью, стремительностью, динамикой, решимостью пойти по волнам к Воскресшему Господу. Вот и Марфа и Мария указывают на равновесие ума и сердца.

Об этом подробно говорит святой Димитрий Ростовский в маленькой книжице «Алфавит духовный». Из этой книги мы узнаём, что сердце христианина бывает бодро, весело и радостно только тогда, когда во взаимоотношениях с внешним миром оно опережается умом.

Ум, по святителю, это некий разведывательный отряд, это некая летучая конница, которая идёт впереди артиллерии.

Ум дан нам для того, чтобы мы, пользуясь его быстродвижностью, размышляли о том, что′ нам предлежит сделать, каковы обстоятельства, в которых мы исполняем послушания – в широком смысле слова, где слабые и сильные наши стороны, откуда ждать засады, где можно просить помощь.

Ум – это своего рода локатор, по святителю Дмитрию Ростовскому, и если мы умом опережаем наши слова и дела, то Господь действием Святого Духа направляет наш ум, корректирует его и как бы прокладывает маршрут, говоря современным языком. И чувствам весело следовать за умом, когда составлен план, есть некая стратегия, тактика, и чувства укладываются в русло, в линию нашего следования.

Об уме святой Димитрий Ростовский говорит так же хорошо, как святитель Никодим Святогорец, который в своей книге «Невидимая брань» пишет, что ум подобен усикам глубоководного животного. Эти усики обладают особыми свойствами: они  ощупывают предметы, отвращаясь от опасных, и выбирают лакомую пищу.

Так и умом мы должны как бы ощупывать предложенное нам предприятие, предмет, человека, с которым мы вступаем в общение. Ум при содействии Божией благодати содействует нам, показывает, где кроется опасность, а где ровная дорожка, как выстраивать отношения с тем или иным человеком.

Например, вы знаете душевные качества вашего собеседника, знаете, где может подстерегать вас огорчение, и учитываете это. Так поступает мудрый человек. А чувства идут вслед за умом.

У христиан в отношении к ближним должны быть  благорасположенность, такт, стремление помочь, понять, принять, пожалеть; если речь идёт о каком-то послушании – то тут нужно подключать энергию, целеустремлённость, терпение, выдержку, искорку, которая называется усердием, желанием всё сделать во славу Божию, а не кое-как.

Святитель Димитрий Ростовский говорит, что душа, когда Бог утверждает её в мудрости, дальнозоркости, уже гораздо меньше претыкается, ошибается, соответственно, меньше смущается, огорчается и пребывает в весёлом, радостном состоянии духа.

Заметим, что Мария, сестра Марфы, весьма схожа с Богородицей, Которая слагала слова Спасителя в сокровищнице Своего сердца. Между прочим, вполне достойно среди жен-мироносиц чествовать Деву Марию, Которая не гнушалась их обществом, но руководила ученицами Христовыми.

Она тоже была на Гробе, Ей первой (ещё прежде Марии Магдалины) явился Её Божественный Сын. Отец Иоанн Кронштадтский в одном из своих дневников говорит о том, что слово Господа нужно доводить до ума и сердца и скрывать в сокровищнице души.

Святитель Феофан, зная особенности монашеского быта с общим недосугом, а иногда и с физической невозможностью помолиться как следует, почитать, что хочется, рекомендует запавшее в сердце евангельское слово, услышанное в церкви или прочитанное, запомнить и содержать его в памяти, им питаться и таким образом получать житомерие, как сказано в одной из притч Спасителя, питая свою душу питием и яствами слова Божия.

Святая Мария Магдалина – это самая пылкая ученица Христова, которая не знала страха, ей было чуждо малодушие, опасения, она в этом смысле тоже схожа с апостолом Петром. Ей, видимо, было свойственно то, что отец Иоанн (Крестьянкин) называет семью горячностями духа.

Говорят, что мы начинаем томиться душой, когда душа становится холодной, вялой, равнодушной к самым важным предметам нашей жизни. И всё искусство жизни во Христе заключается в том, чтобы возгревать в душе этот огонёк. Ничего не может быть печальнее, чем инок, который похож на размагниченный магнит или на подмоченную соль.

Поэтому святой Димитрий Ростовский, повторяя учение древних отцов, убеждает молиться понемногу, но почаще.

Однако устав предполагает совершение суточного круга богослужения.  Это та благодатная атмосфера, которая заквашивает нашу жизнь. Но прослушать каноны или последование утрени – это ещё не значит помолиться, это всего лишь питательная среда.

Вычитывать или выслушивать всё необходимое – это весьма похвально, но сердце при этом не должно молчать или находиться по изнеможению «на стране далече». Святые Отцы называют такую механическую молитву недозревшим плодом, выкинутым из недр души.

Современные греческие духовные писатели пишут, что молитва непременно должна касаться нашего сердца, она должна быть в какой-то мере болезненной – то есть мы должны чувствовать свои несовершенства, ощущать свою нечистоту.

Высшая степень болезненности – это «когда чужая боль становится твоей», когда ты, как старец Паисий, молишься  «с любовью о современном человеке».

Очень важно, чтобы внимание к словам молитвы  соединялось с сердечной тишиной, когда мы не дозволяем сторонним чувствам восходить на сердце.

В этом смысле я думаю, что современному монашеству нельзя не обратить внимание на мысли святителя Феофана Затворника, который, будучи образчиком монашеской жизни, всё время настаивает не на объёме молитвословий, а на качестве молитвы.

Обращаясь и к мирским особам, и к монашествующим, он призывает к свободе духа и говорит: когда читаете молитвы, всегда обращайте внимание на сердце; когда читаете Евангелие, прочитывайте его умом и сердцем. А если сердце отзовётся и слово молитвы западёт в душу – не смущайтесь, остановитесь, прислушайтесь к себе и вознесите своё прошение ко Господу. Это очень интересные рекомендации.

Важен результат – к чему мы придём через пять, десять, пятнадцать лет. У кого-то может быть какая-то, не дай Бог,  консервация души, знаете, как бывает: сердце ребёнка перестаёт биться под сердцем у матери, и младенец умирает. А бывает, душа оживает, входит в незнакомую ей дотоле область, когда она обращается действительно к Всевышнему как к Отцу.

Как сказано, не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом, и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши во Христе Иисусе (Флп. 4, 6-7).

Из жизнеописания одного из Оптинских старцев мне помнится, как после трудового дня на службе, после приёма посетителей, оптинский духовник приходил к себе в келью, садился и долго-долго сидел. Келейники знали, что он не просто сидит, но изливает свою душу Господу.

Мы недавно вспоминали митрополита Иосифа (Чернова), который пройдя лагерь, стяжал сокровище – живую душу; читая трёхканонник, он часто останавливался и молился за шторкой,   очень неспешно читая Покаянный канон Иисусу Христу. Потом откладывал канон, иногда у него появлялись слёзы, но он их, конечно, скрывал. Это какое-то одушевлённое чтение, где целью является не количество, а качество молитвы.

Безусловно, было бы наивно от нас ожидать подобного. Но, стоя в храме, слушая Полунощницу, часы, мы находимся внутри самих себя, в сокровенном мире своих мыслей и чувств, и у каждого – своя таинственная жизнь, своё предстояние Господу. От Марии Магдалины хотелось бы заимствовать её горячность, которая созидается через искреннее «Раввуни!» – то есть детское обращение к Спасителю.

Скажем ещё несколько слов о горячности духа. Она заключается и в динамике в отношении к людям. Каждый имеет какие-то потребности и, находясь в довольно тесном общении друг с другом, мы можем и должны культивировать в себе светлые качества.

Пусть это будет незаметно, тайно, пусть на уровне импульса или слова, или взгляда, но гораздо лучше менять негатив на позитив. Брать на себя много не нужно, но на психологическом уровне, конечно, легче быть на позитиве, с тем чтобы оздоравливать внутренний мир ближнего сочувственным взглядом, улыбкой, добрым словом.

Думается, что это актуально не только для семейной жизни, где культивировать любовь просто необходимо, чтобы всё не пошло под откос, но и для иночествующих.

Вспомним с вами и Иоанну, жену Хузы, домоправителя Ирода. Ей, конечно, была дана огромная власть, у неё был высокий статус, большой достаток. Иоанна стала тайной ученицей Христа. А это значит, что в ней не победил вещизм, прагматизм.

Наблюдая за жизнью, иногда поражаешься (это больше в мирской обстановке заметно), насколько дух русской женщины бывает овеществлён и заземлён. Некоторые даже говорят, что женщина в России гораздо быстрее разрушается, чем мужчина, если в ней нет огонька веры.

Мужчины более инертны, грубы. А женщины, если у них нет духовного стимула, если они не знают, что такое внутренний человек, если они не обращаются ко Христу, достаточно быстро деградируют, ограничивая свои интересы только миром внешних вещей.

Умение не порабощать свой бессмертный дух миром зримых предметов – это, конечно, высота.

Имя Иоанна значит «благодать». Конечно, хорошо иметь холодность к земному, но ещё лучше видеть в земном небесное.

И если поначалу люди, полюбившие Господа, стремятся вытолкнуть из своего сердца всё земное, вещественное, всё, что относится к культуре, к душевному, то человек, приобретший Христа, начинает и в малом, и в большом видеть присутствие Божией благодати, будучи внутренне чужд земному, он видит некую тайну, которая является отблеском небесного.

Об этом написано в книге Никодима Святогорца «Невидимая брань», где одна глава посвящена тому, как ум должен заранее ощупывать всё земное, не должен сразу его отталкивать и не должен ни к чему пристращаться, но должен провести «исследование», чтобы потом дать сердцу сигнал: прильнуть к этому предмету или отойти от него.

В другой главе старец Никодим учит, созерцая всё земное, восходить умом к высшему. Обоняешь благоухание розы, а сам помышляешь о том, что мы суть благоухание во Христе Иисусе, Господе нашем. Чувствуешь вкус пищи и помышляешь о том, коль сладка гортани моему словеса Твоя (Пс. 118, 103).

И мне хочется порадоваться за вас, дорогие друзья, что вы избрали путь отшельнический, ваши сердца внемлют Богу, и это о вас сказал Михаил Юрьевич Лермонтов: «…Ночь темна. Пустыня внемлет Богу, И звезда с звездою говорит…»

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *