О житии святителя николая чудотворца, архиепископа мир ликийских — богослов

Епископ Мирликийский причислен к лику святых за чудеса, которые происходили во время его жизни и после смерти. Годы жизни Николая Чудотворца наполнены верностью, служением Богу, людям особой любовью.

Великую помощь оказывали молитвы Святого тем, кто путешествовал, находился в море.

Особо помогал Святитель незаконно осужденным, обиженным и брошенным детям, о чем свидетельствует биография краткая Николая Чудотворца.

Детство будущего святителя

Римская провинция Ликия, а именно греческая колония Патара стала местом рождения особого мальчика. Это случилось в 270 году нашей эры.

Родители его были истинными христианами, их вера передалась сыну. Отец Николя, так назвали ребенка, был обеспеченным человеком и сумел дать сыну образование.

В некоторых источниках существует ошибочное мнение, что родителей будущего Чудотворца и Угодника Божьего звали Епифаний и Нонна.

Такие люди действительно жили в то время, но были они родителями другого святого, имя которого Николай Пинарский.

Родители дали сыну имя Николай, пророчествуя, что станет он победителем народов. По вере любящих сына людей Бог даровал мальчику особое помазание с самого рождения побеждать злобу века сего.

По преданиям святых во время преподношения перед Богом, при окунании в купель, младенец встал на ноги, самостоятельно простоял так несколько часов, с поднятыми для прославления Всевышнего руками.

Интересно. Также предания утверждают, что маленький мальчик прикладывался только к правой груди, предопределяя тем самым свое место около Господа. В дни, когда православные обычно не вкушают скоромную пищу, а это среда и пятница, маленький Николя требовал грудное молоко только после вечерней молитвы родителей.

В будущем Святой Угодник в эти дни будет строго придерживаться поста.О житии святителя Николая Чудотворца, архиепископа Мир Ликийских - БогословНиколай Чудотворец

Время познания Божественного Писания

Совсем мало времени понадобилось талантливому ученику из Ликии, чтобы познать глубокую мудрость Святого Писания.

Биография краткая Николая Чудотворца гласит, что в отроческие годы он не любил проводить время в пустых развлечениях с друзьями, все свое свободное от учебы времяпровождение он находился в храме.

Наполняясь благодатью Божию, ведомый Духом Святым, отрок совершенствовал свой разум и тело, чтобы соответствовать Храму, в котором живет Дух Святой (Первое Кор. 3:16).

Видя посвященность отрока Христу, его дядя, известный мирянам под именем Николая Патарского, доверил богобоязненному племяннику место чтеца. По смерти родителей будущий Святитель роздал все свое наследство бедным и полностью посвятил себя Богу.

Начало служения Господу

Служа под началом дяди, Николай был рукоположен в сан священника. Это было время после страшных христианских гонений.

Римский император Диоклетиан ввел закон, разрешающий уничтожать христиан по всей империи, который поддержал император Максимиан.

На протяжении многих лет (303-311) христиан убивали, бросали в печи, отдавали на растерзание зверям, пока перед смертью император Галерий повелел терпимо относиться к различным верованиям.

Его преемник Лициний, который правил до 324 года, позволил христианским общинам развиваться.

Будучи в паломнической поездке в Палестине, священник подошел к храму, но обнаружил его закрытым. Помолившись перед воротами, он был удивлен падением замков.

Во время пребывания в Палестине Чудотворец узнал, что ликийский народ умирал от голода, страшное бедствие накрыло страну.

Святой Угодник проводил часы в посте и молитве, прося Бога простить народ и спасти его от голодной смерти.

Молитва ко святому:

В далекой Италии в это время торговец, погрузил на корабли хлеб, чтобы отправиться в дальние страны, однако решение было изменено после ночного сна, во время которого Святитель приказал торговцу плыть в Ликию, оставив золотые.

Наутро итальянец обнаружил монеты в зажатой руке. Не осмелившись нарушить приказ Святого, он поплыл в Ликию, чем и спас многих людей от смерти.

Интересно. В Палестине из поколения в поколения передаются сведения о добрых делах, дарованных Богом по молитвам веры, совершенных Святым Угодником.

Поныне палестинцы-христиане приходят с просьбами и молитвами в церковь Святителя Николая Чудотворца, построенную в городе Бейт-Джала на месте разрушенного храма третьего столетия, в котором молился Угодник.

Велико было желание святителя остаться в уединении, но по Божьему повелению, но не в родные Патары, где его хорошо знали жители города, а в Миры. Здесь Священнослужитель жил, как нищий, довольствуясь самым малым как в жилье, так и пропитании.

К этому времени уже епископ Мирликийский проповедует в Мире. Ныне это турецкая провинция Анталия, город Демре.

О житии святителя Николая Чудотворца, архиепископа Мир Ликийских - БогословИкона Николая Чудотворца в городе Бейт-Джала

Получение сана архиепископа

История посвящения в сан архиепископа наполнена Божьим водительством.

В городе Миры после смерти архиепископа на собрании местных архиереев никак не могли сделать выбор нового помазанника Божьего.

Священнослужители Мирликийские проводили часы в молитвах, пока старейшему из епископов не приснился сон. Господь указал ему, что утреннее богослужение первым посетит муж, угодный Богу на престоле архиепископа, имя которому Николай.

Свой сон старейший передал остальным членам собрания. С великим волнением стояли священники вдоль притвора церкви, ожидая будущего архиепископа.

Как только святитель появился у входа в храм, его попросили назвать свое имя. Смиренно и тихо прозвучал ответ, что зовут его Николай, и он признает себя рабом владыки.

Радостная весть об избраннике в полночь разнеслась по городу, Николаю в ту же ночь были переданы все права архиепископа Мирликийского.

«Примите, братие, своего пастыря, которого помазал для вас Святой Дух и которому он поручил управление ваших душ. Не человеческий собор, а Суд Божий поставил его. Вот теперь мы имеем того, кого ждали, приняли и обрели, кого искали. Под его мудрым руководством мы смело можем надеяться предстать Господу в день Его славы и суда!»

Новый сан не стал причиной гордыни и превозношения святителя, эти чувства были ему чужды. Глава Мирликийской епархии принимает решение всецело служить людям, забыв о собственных нуждах.

Первый Вселенский Собор

В это время еще продолжались гонения на христиан. Чудотворец с паствой попадает в темницу. Видя постоянно молящегося священника, ощущая его поддержку, многие христиане выстояли, не отреклись от своей веры.

Ревностный христианин, Мирликийский епископ был нетерпим к язычеству. По его приказу был разрушен знаменитый храм богини Артемиды.

На Первом Вселенском Соборе (325 г.) решался вопрос о праздновании Пасхи, Символах веры, Божестве Христа.

Епископ Ария и несколько священников стали опровергать божественность Иисуса, за что, по словам некоторых историков, архиепископ Мирликийский дал пощечину еретику за откровенную ересь. Этот факт не нашел подтверждения в официальных сообщениях, но упоминается в некоторых документах присутствующих на Соборе епископов.

Добрые дела, совершенные Святым Угодником

По свидетельству историков, Николай Угодник всегда вставал на сторону оклеветанных людей, требовал справедливо относиться к осужденным.

Где бы ни появлялся Чудотворец, он всем оказывал помощь:

  • больных исцелял;
  • бесов изгонял;
  • дарил утешение;
  • голодных кормил;
  • нагих одевал;
  • восстанавливал справедливость.

Его добрые дела совершались с кротостью и смирением, в нем не было надменности и корыстолюбия. Всю славу и благодарности от людей Святой Угодник направлял к Богу.

Нет конца перечня добрых дел, сотворенных Святым Николаем Чудотворцем.

В исторических записях хранятся сведения о воскрешении мертвых, исцелении больных, освобождении пленников буквально из-под меча, многое другое.

О житии святителя Николая Чудотворца, архиепископа Мир Ликийских - БогословКовчег с частицей мощей святителя Николая Чудотворца в алтаре базилики святителя Николая Чудотворца в Бари

Тихий благословенный уход

Святитель Мирликийский дожил до глубокой старости, ведя аскетический образ жизни. Точной даты ухода Святого Угодника в мир иной не сохранилось. По историческим предпосылкам это случилось в период между 345 и 351 годами.

Церкви и храмы в честь Николая Угодника:

Первоначально он был похоронен в городе Миры, в котором Святитель начал свое служение.

Его мощи хранились в саркофаге, издавая удивительные благовония.

По воле, допущенной свыше, накануне 1087 года пред разграблением и затоплением храма Святого Николая водами грязной реки Мирос, основная часть его праха была перевезена в Италию, город Бари. В Мирах осталась небольшая часть мощей Святителя.

Базилика Святого Стефана и поныне хранит ковчег со святыми мощами. Тысячи паломник приезжают к месту покоя Святого Николая, чтобы получить благословения и ответы на молитвы.

Престольный праздник Николая Угодника празднуют 19 декабря. На западе его отмечают, как особое событие для детей, которые в этот день обязательно получают подарки, если хорошо себя вели в течение года. Непослушные дети могли найти под подушкой на праздничное утро и хворостину.

Посмотрите видео о Николае Угоднике

Краткое житие свт. Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца

О житии святителя Николая Чудотворца, архиепископа Мир Ликийских - БогословСвятитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, великий угодник Божий и Чудотворец, глубоко чтим всем христианским миром и особенно у нас в России: почти в каждом русском городе есть Никольский храм и в каждом селе — благодатные иконы святителя Николая.

Святитель был уроженцем города Патары Ликийской области (южное побережье Малоазийского полуострова). Родился он около 280 года в семье благородных и благочестивых христиан Феофана и Нонны.

Исполненный благодати Божией, новорожденный младенец без поддержки простоял в крещенской купели три часа, воздавая тем славу Пресвятой Троице. Ему было наречено имя Николай (греч.— «победитель народа»).

Еще будучи грудным младенцем, он начал поститься: принимал молоко матери по средам и пятницам только после совершения родителями вечерних молитв.

Благодать Святого Духа укрепляла душу будущего святителя: он уклонялся от детских забав, праздности, хранил целомудрие, любил чтение Священного Писания, часто посещал церковные службы.

Дядя его, епископ Патарский Николай, видя благочестие отрока, посоветовал ему посвятить свою жизнь служению Церкви и возвел его в церковную степень чтеца. Через несколько лет он посвятил святого Николая в сан пресвитера, поручив ему благовествование Слова Божия. Ревностным служением Богу молодой пресвитер был подобен мудрому старцу и снискал за то глубокую любовь паствы.

После смерти родителей святой Николай раздал нуждающимся унаследованное имение. Имея великое милосердие к бедным, он благотворил и тем, кто обращался к нему за помощью, и тем, кто из ложного стыда не просил о ней. При этом он старался благотворить тайно.

Одному разорившемуся человеку такой тайной помощью он помог выдать замуж своих дочерей, которые от отчаяния готовы были встать на преступный путь блуда.

Однажды, когда будущий святитель совершал паломничество во Иерусалим, разразилась сильная буря. По молитве святого море утихло, а корабельщик, который упал с высокой мачты на палубу, встал невредимым.

Со слезами молился святой Николай на Голгофе, где Господь наш Иисус Христос искупил грехи всех людей. Он поклонился и другим святыням в Иерусалиме. Двери единственной в то время церкви на Сионской горе сами отворились перед святым Николаем.

Он решил уйти в пустыню для безмолвных подвигов, но Господь во сне открыл Свою волю — совершать предназначенное ему служение на родине. На обратном пути корабельщики задумали обмануть святого Николая и направили корабль в другую сторону.

Но Господь не оставил Своего угодника: по молитве святого вдруг налетел сильный ветер и понес корабль в нужном направлении.

В Ликии угодник Божий, желая окончить свою жизнь в безвестности, вступил в братство обители, именуемой Святым Сионом.

Но Господь вновь возвестил ему в видении, что ожидает от него не подвигов безмолвия, а пастырского служения людям в миру.

Святой Николай, избегая человеческой славы, отправился не в Патары, где все его знали, а в Миры, главный город Ликийской области (ныне небольшое селение в Турции).

В то время в Мирах скончался архиепископ Иоанн, и епископы Ликии собрались для избрания нового архипастыря.

Их мнения по этому вопросу разделились, и потому решено было совершить совместную молитву, чтобы Господь Сам указал Своего избранника.

Молитва была услышана: старшему из них Господь открыл, что надо посвятить во епископа человека по имени Николай, который первым придет утром в храм. Так святой Николай, по воле Божией, стал первосвятителем Ликийской Церкви.

В новом служении укрепляло подвижника видение, в котором Господь Иисус Христос подавал ему Евангелие, а Пречистая Богоматерь возлагала на него омофор.

В сане епископа святитель Николай остался, как прежде, кротким, смиренным и милосердным, исполняя слово Евангелия: «…да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5, 16).

Одежды он носил простые, весь день проводил в трудах и только в конце дня вкушал постническую пищу. Для каждого человека — богатого и бедного, старого и юного, здорового и убогого — святитель Николай был неиссякаемым источником благодеяний. Оказывая помощь в житейских нуждах, он более всего заботился об исцелении греховных язв.

В период гонения на христиан, воздвигнутого императором Диоклитианом (284—305), когда пострадали священномученики Анфим Никомидийский (память 3 сентября), Автоном Италийский (память 12 сентября), Петр Александрийский (память 25 ноября) и другие, святитель Николай вместе со многими христианами был заключен в темницу. Он стойко переносил голод и жажду, ободрял узников, убеждал их не страшиться мук и до конца исповедовать свою святую веру. Святитель готовился к мученической смерти, но Господь сохранил Своего избранника для пользы Церкви.

Новый император Константин Великий (324—337) прекратил гонение на христиан и освободил исповедников, даровав Церкви свободу и мир.

Святитель Николай вернулся к своей пастве. Он продолжал мудро управлять ею, а также старался просветить светом христианства язычников, уничтожал капища, сокрушал идолов.

В те годы возникла ересь лжеучителя Ария, дерзнувшего отрицать единосущие Господа нашего Иисуса Христа со Безначальным Его Отцом. Для осуждения лжемудрствования в 325 году был созван в городе Никее I Вселенский Собор.

В числе более 300 участников Собора был и святитель Николай. Услышав богохульные речи Ария, святитель Николай, ревностный хранитель чистоты Православия, не стерпел такой дерзости и ударил еретика по щеке. За это отцы Собора сняли с него сан епископа и заключили под стражу.

В ту же ночь некоторым участникам Собора было такое же видение, которого сподобился ранее сам святитель Николай: Господь Иисус Христос вручал ему Евангелие, а Пресвятая Богородица возлагала на него омофор.

Тогда отцы поняли, что Господу было угодно дерзновение святителя Николая, и, воздав ему честь, возвратили знаки епископского сана.

Вернувшись в свою епархию, святитель Николай продолжал трудиться на благо Церкви: сеял слово истины, обличал еретиков, врачевал заблуждающихся. Святитель Христов прославился как избавитель от бед и заступник несправедливо обиженных. Некий корыстолюбивый градоначальник приговорил к смерти трех неповинных мужей.

Но когда меч был занесен над головами осужденных, на месте казни вдруг появился святитель Николай. Отстранив стражу, он остановил руку палача. Никто не посмел воспрепятствовать святителю. Градоначальник, которого святитель Николай грозно обличил, сознался в своем грехе и просил принять его покаяние.

При этом присутствовали императорские военачальники: Непотиан, Урс и Ерпилион. Их вскоре постигла подобная же участь: они были оклеветаны перед императором в измене и осуждены на казнь. В темнице они вспомнили о святителе Николае и со слезами молили его о помощи.

Скорый заступник в бедах, великий Чудотворец в ту же ночь во сне явился императору Константину и повелел отпустить невинно осужденных, что и было исполнено.

Милосердную помощь святителя Николая не раз испытывали на себе жители города Миры Ликийские. По молитвам святителя город был спасен от голода. Он явился во сне одному итальянскому купцу и попросил его привезти в Миры пшеницу, дав в задаток три золотые монеты. Проснувшись, купец обнаружил в своей руке монеты и поспешил исполнить просьбу святого.

Много раз святитель Николай спасал бедствующих на море, выводил страждущих из плена и заточения.

Святитель Николай мирно отошел ко Господу в глубокой старости (+ ок. 345—351).

В 1087 году было торжественное перенесение его мощей из Мир Ликийских в итальянский город Бари, где они почивают и доныне в мраморном саркофаге в крипте собора, возведенного в честь святителя в XII веке.

В 1953 году саркофаг этот был открыт. Тщательное исследование, произведенное учеными, позволило восстановить черты лица святителя Николая. Они совпадают с чертами его лика, изображаемого на русских иконах («Журнал Московской Патриархии», 1978, № 7, с. 59).

Нетленные мощи святителя Николая Чудотворца источают целебное миро, помогающее страждущим духовно и телесно.

29 июля Восточная Церковь издревле празднует рождество Святителя и Чудотворца Николая. Особое избранничество святого Николая, скорого помощника и преславного чудотворца, побудило верующих людей праздновать день его славного рождения наряду с рождеством Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

  • 6/19 декабря день успения святителя Николая Чудотворца.
  • 9/22 мая перенесение святых мощей святителя Николая Чудотворца из Мир Ликийских в город Бари.
  • akafist.ru
  • Просмотры (31)

Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, чудотворец

Молитва Святителю Николаю Чудотворцу

О всесвятый Николае, угодниче преизрядный Господень, теплый наш заступниче, и везде в скорбех скорый помощниче! Помози ми, грешному и унылому, в настоящем сем житии, умоли Господа Бога даровати ми оставление всех моих грехов, елико согреших от юности моея, во всем житии моем, делом, словом, помышлением и всеми моими чувствы; и во исходе души моея помози ми, окаянному, умоли Господа Бога, всея твари Содетеля, избавити мя воздушных мытарств и вечнаго мучения, да всегда прославляю Отца и Сына и Святаго Духа и твое милостивное предстательство, ныне и присно и во веки веков. Аминь. 

2

Молитва Святителю Николаю Чудотворцу, архиепископу Мир Ликийских

О всехвальный, великий чудотворче, святителю Христов, отче Николае! Молим тя, буди надежда всех христиан, верных защитель, алчущих кормитель, плачущих веселие, болящих врач, по морю плавающих управитель, убогих и сирых питатель и всем скорый помощник и покровитель, да мирное зде поживем житие и да сподобимся видети славу избранных Божиих на небеси, и с ними непрестанно воспевати единаго в Троице поколоняемого Бога во веки веков. Аминь.

3

Молитва Святителю Николаю Чудотворцу в честь семи сотворенных им чудес 

Всесвятой Николай Чудотворец, великий угодник Господень! Обрати на нас, грешных, светлый взор твой с Небес и услыши молитву нашу. Да не останутся без ответа мольбы наши твоим всесильным ходатайством к Господу и твоею великой верой. Святой Николай Чудотворец! Мы помним и чтим твою доброту, явленную некогда одному семейству.

Тогда ты тайно одарил отца приданым для трех его дочерей и спас их от недоброй участи. И золото земное, отданное тобой, чудесно воссияло золотом небесным в благодарной памяти наших сердец. Да будем причастны твоим благословением твоей святой доброте, и последуем твоему примеру как истинному исполнению заповеди Божией.

Всегда прославляем Отца и Сына и Святого Духа, и твое милостивое покровительство нам. Святой Николай Чудотворец! Мы помним и чтим силу твоей веры, явленную во время твоего паломничества в Иерусалим. Тогда ты в ответ на мольбы корабельщиков укротил бурю, предсказанную тобой, и спас многие души.

И стало это чудо свидетельством твоей великой веры в Иисуса Христа и памятью о Спасителе, прекратившем бурю на море Галилейском. Да будем причастны твоим благословением силе твоей веры, и последуем твоему примеру как истинному упованию на Господа. Веруем во Единого Бога Отца и Сына и Святого Духа, и твое милосердное заступничество за нас.

Святой Николай Чудотворец! Мы помним и чтим твою борьбу с демонами во время твоего служения епископом Мир Ликийских. Тогда ты, просвещая язычников, разрушил идольские требища и молитвой изгнал из них нечистых духов. И стало это чудо свидетельством о Царстве Божием, достигшем нас через святых.

Да будем причастны твоим благословением борьбе с силами зла, и да будем святы по твоему примеру. Благословен Бог наш, и благословенна воля Его в тебе, святый отче! Святой Николай Чудотворец! Мы помним и чтим твою мудрость, явленную на Соборе в Никее. Тогда ты верою постиг Божественность Иисуса Христа и отстоял учение Церкви о Триедином Боге.

И многие увидели тебя в видении рядом с Господом и Богородицей. Да будем причастны твоим вразумлением мудрости боговедения, и сохраним веру в чистоте и силе. Благословен Бог наш, и благословенна мудрость Его в тебе, святый отче! Святой Николай Чудотворец! Мы помним и чтим твою любовь, явленную некогда в Мирах Ликийских трем невинно осужденным на смерть.

Тогда ты чудесно остановил руку палача, обличил градоначальника и заставил его исповедать свое согрешение. И стало это чудо свидетельством милости Божией к нам. Да будем причастны твоей благодатью любви к людям, и пронесем любовь через всю жизнь.

Благословен Бог наш, и благословенна Его любовь в тебе, святый отче! Святой Николай Чудотворец! Мы помним и чтим твою чудесную помощь во время голода в Мирах Ликийских. Тогда ты явился во сне одному итальянскому купцу и, передав в залог три золотые монеты, повелел ему привезти в город пшеницы. И стало это чудо свидетельством помощи Божией людям. Да будем причастны твоей благодатью делу помощи страдающим, и сохраним готовность помогать на всю жизнь. Благословен Бог наш, и благословенна Его помощь через тебя, святый отче!

Святой Николай Чудотворец! Мы помним и чтим чудесные исцеления, дарованные через миро, источаемое твоими нетленными мощами в Баре. Тогда многие люди, пришедшие с верой к тебе, обрели избавление от телесных и душевных болезней.

И стало это чудо свидетельством дарованной тебе Богом великой благодати исцеления. Да будем причастны твоей благодатью целительству наших ближних, и придем им на помощь во время болезней.

Благословен Бог наш, и благословенна Его благодать в тебе, святый отче! Аминь.

4

Молитва Святителю Николаю

О всехвальный и всечестивый архиерею, великий Чудотворче, Святителю Христов, отче Николае, человече Божий и верный рабе, мужу желаний, сосуде избранный, крепкий столпе церковный, светильниче пресветлый, звезда осиявающая и освещающая всю вселенную: ты еси праведник, яко финик процветший, насажденный во дворах Господа своего, живый в Мирах, миром облагоухал еси, и миро приснотекущее благодати Божия источая. Твоим шествием пресвятый отче, море осветися, егда многочудная твоя мощи шествоваху во град Барский, от востока до запада хвалите имя Господне. О преизящный и предивный Чудотворче, скорый помощниче, теплый заступниче, пастырю предобрый, спасающий словесное стадо от всяких бед, тебе прославляем и тебе величаем, яко надежду всех христиан, источника чудес, защитителя верных, премудрого учителя, алчущих кормителя, плачущих веселие, нагих одеяние, больных врача, по морю плавающих управителя, пленников свободителя, вдов и сирот питателя и заступника, целомудрия хранителя, младенцев кроткого наказателя, старых укрепление, постников наставника, труждающихся упоение, нищих и убогих изобильное богатство. Услыши нас, молящихся тебе, и прибегающих под кров твой, яви предстательство твое о нас к Вышнему, и исходотайствуй твоими богоприятными молитвами, вся полезная ко спасению душ и телес наших: сохрани святую обитель сию (или храм сей), всякий град и весь, и всякую страну христианскую, и люди живущая от всякого озлобления помощию твоею: Вемы бо, вемы, яко много может молитва праведного поспешествуя во благое: тебе же праведнаго, по преблагословенной Деве Марии, предстателя ко Всемилостивому Богу имамы, и к твоему, преблагий отче, теплому ходатайству и заступлению смиренно притекаем: ты нас соблюди яко бодрый и добрый пастырь, от всяких врагов, губительства, труса, града, глада, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменников, и во всяких бедах и скорбях наших, подавай нам руку помощи, и отверзи двери милосердия Божия, понеже недостойна есмы зрети высоту небесную, от множества неправд наших, связаны узами греховными, и николи же воли Создателя нашего сотворимох ни сохранихом повелений его. Тем же преклоняем колена сокрушенна и смиренна сердца нашего к Зиждителю своему, и твоего отеческого заступления к Нему просим:

Помоги нам Угодниче Божий, да не погибнем со беззакониями нашими, избави нас от всякого зла, и от всякия вещи сопротивныя, управи ум наш и укрепи сердце наше в правой вере, в ней же твоим предстательством и ходатайством, ни ранами, ни прещением, ни мором, ни коим гневом мне даст ми пожити в веке сем, и избавит мя шуяго стояния, сподобит же деснаго со всеми святыми. Аминь. 

5

Молитва Святителю Николаю

О добрый наш пастырю и богомудрый наставниче, святителю Христов Николае! Услыши нас грешных, молящихся тебе и призывающих в помощь скорое предстательство твое; виждь нас немощных, отвсюду уловляемых, всякаго блага лишенных и умом от малодушия помраченных; потщися, угодниче Божий, не оставити нас в греховнем плену быти, да не будем в радость врагом нашим и не умрем в лукавых деяниих наших. Моли о нас недостойных Содетеля нашего и Владыку, ему же ты со безплотными лики предстоиши: милостива к нам сотвори Бога нашего в нынешнем житии и в будущем веце, да не воздаст нам по делом нашим и по нечистоте сердец наших, но по своей благости воздаст нам. На твое бо ходатайство уповающе, твоим предстательством хвалимся, твое заступление на помощь призываем, и ко пресвятому образу твоему припадающе, помощи просим: избави нас, угодниче Христов, от зол находящих на нас, и укроти волны страстей и бед возстающих на нас, да ради святых твоих молитв не обымет нас напасть и не погрязнем в пучине греховней и в тине страстей наших. Моли, святителю Христов Николае, Христа Бога нашего, да подаст нам мирное житие и оставление грехов, душам же нашим спасение и велию милость, ныне и присно и во веки веков.

6

Молитва Святителю Николаю

О великий заступниче, архиерею Божий, Николае преблаженне, иже подсолнечную осиявый чудесы, призывающим же тя скорый услышатель являйяся, ихже присно предваряеши и спасаеши, и избавляеши, и от бед всяческих изъимаеши, от Бога данною ти чудес и даров благодатию! Услыши мя недостойнаго, с верою тя призывающа и молебное тебе приносяща пение; тебе бо ходатая на умоление ко Христу предлагаю. О пресловущий в чудесех, святителем высото! яко имеяй дерзновение, скоро Владыце предстани, и преподобнии свои руце молебне к Нему простри о мне грешнем, и от Него щедроты благости подаждь ми, и приими мя в свое заступление, и от всех бед и зол мя избави, от нашествия врагов видимых и невидимых свобождая, и тех всех наветы и злохитрства погубляя, и борющих мя во всей жизни моей отражая; прегрешением же моим прощение испроси, и спасена мя Христу представи и Царствия Небеснаго сподоби улучити за множество того человеколюбия, емуже подобает всяка слава, честь и поклонение, со безначальным его Отцем, и с Пресвятым и Благим и Животворящим Духом, ныне и присно и во веки веков.

7

Молитва Святителю Николаю

О, всеблагий отче Николае, пастырю и учителю всех верою притекающих к твоему заступлению, и теплою молитвою тебя призывающих, скоро потщися, и избави Христово стадо от волков губящих е, сиречь от нашествия латинян лукавых, востающих на ны.

Огради и сохрани страну нашу, и всяку страну в Православии сущую, святыми твоими молитвами от мирскаго мятежа, меча, нашествия иноплеменников, от междуусобныя и кровопролитныя брани.

И якоже помиловал еси триех мужей в темнице седящих, и избавил еси их царева гнева и посечения мечнаго, тако помилуй и избави Великия, Малыя и Белыя Руси народ православный от пагубныя ереси латинския.

Яко да твоим ходатайством и помощию, Своим же милосердием и благодатию, Христос Бог, да воззрит милостивным оком Своим на люди в невежествии сущия, иже десницы ни шуйцы своея не познаша, паче же юныя, киим обольщения латинския глаголются во еже отвратити от веры православныя, да просветит разум людей Своих, да не соблазнятся же и не отпадут от веры отеческия, совесть, суетными мудрованьми и невежествиими усыпленную, да пробудит, волю обратит ко хранению святыя веры Православныя, да помянет убо веру и смирение отцев наших, живот свой за веру Православную положивших, приемлющи моления теплыя святых угодников Своих, в земли нашей просиявших, соблюдающих нас от прелести и ереси латинския, да сохранивши нас во святем Православии сподобит нас на страшнем Судищи Своем деснаго стояния со всеми святыми. Аминь.

I. Жил ли в действительности чудотворец Николай?

В обширном сонме христианских святых чудотворец Николай занимает особое положение. Это тот святой, которого уста богословов да народная молва поставили в один ряд с Иисусом Христом и богородицей.

Церковники восторженно писали о нем как о «крупном особо почитаемом народном святом». В честь него установлено два религиозных праздника: Никола вешний 9(22) мая и Никола зимний 6(19) декабря. Кроме того, в дореволюционные годы во многих селах праздновали храмовые и обетные праздники.

А чудотворных икон, церквей и приделов, посвященных божьему угоднику, было не счесть.

Как утверждают богословы, Николай Мирликийский родился во второй половине 200-х годов в ликийском городе Патарах (Малая Азия). Будучи великим праведником от своего рождения до смерти, он «на небе сделался любвеобильным ходатаем за всех нуждающихся в его благодатной помощи».

«Родители его Феофан и Нонна, — рассказывают «Жития святых», — были люди благочестивые, знатные и богатые. После его рождения матерь его Нонна тотчас же освободилась от болезни и с того времени до самой кончины осталась неплодною.

Этим сама природа как бы засвидетельствовала, что у жены сей не могло быть другого сына, подобного святому Николаю: он один долженствовал быть первым и последним.

Освященный еще в утробе матери боговдохновенною благостью, он явил себя благочестивым почитателем бога ранее, чем увидел свет, стал творить чудеса прежде, чем начал питаться молоком матери, и был постником прежде, чем привык вкушать пищу».

Дальше «Жития святых» повествуют о том, как он еще в купели при крещении три часа простоял на ногах, никем не поддерживаемый, воздавая сим честь пресвятой троице.

«В нем можно было узнать будущего чудотворца уже по тому, как он приникал к сосцам матери, ибо он питался молоком одной правой груди, знаменуя тем будущее стояние свое одесную господа вместе с праведниками».

Все это, по мнению церковников, должно было свидетельствовать о том, что родился чудотворец, «сосуд благодати божьей, победитель естества человеческого».

Воспитывали его в строгости и смирении перед, богом, в терпении, прощении обид, незлобивости, скромности и стыдливости, покорности и молчаливости.

С детства он очень любил читать Библию, писать и заучивать на память изречения, взятые из книг священного писания.

Он сторонился своих сверстников, не смотрел на женские лица, часто дни и ночи проводил в храме, любил слушать беседы благочестивых старцев. Такая богоугодная жизнь позволила ему быстро сделать церковную карьеру.

Получив после смерти родителей большое наследство, рассказывают дальше «Жития», Николай «раздает его нуждающимся, кормит нищих, одевает нагих, призирает сирот». Затем он отправился в Палестину приложиться к гробу господнему и к спасительному древу креста в храме воскресения.

Здесь, когда Николай «ночью хотел войти в святую церковь на молитву, замкнутые церковные двери отверзлись сами собою, открывая невозбранный вход тому, для кого были отперты и небесные ворота». После посещения храма Николай решил посвятить тебя монашеству и поселился в Сионской обители.

Однако бог внушил ему, что его удел не монастырь, а распространение христианской веры — словом и чудесами. Николай возвращается в Ликию, чтобы стать священнослужителем.

«Жития» подробно рассказывают о чудесах, совершенных Николаем во время путешествия. То угодник божий укрощает бурю на море и воскрешает разбившегося матроса, то исцеляет многих больных и бесноватых, то заставляет ветер дуть так, чтобы корабль пришел в Миры вопреки заговору корабельщиков.

А в Мирах, где в это время собрались церковные иерархи для избрания архиепископа, произошло новое чудо. Старейшему из священнослужителей было внушение от бога, что архиепископом Мир должен быть избран тот, кто первым войдет в церковь и чье имя Николай. Конечно, им оказался Николай из Патар.

Став архиепископом, Николай начал вести еще более добродетельную жизнь. Был он кроток, незлобив сердцем, смирен духом, чужд всякой надменности, одежду носил простую, пищи вкушал немного, употребляя ее один раз в сутки, вечером.

«Жития святых» с особым умилением повествуют о кротости и незлобивости чудотворца. Но милосердным и терпеливым он был не для всех.

На других страницах читаешь о том, как «архиерей бога вышнего», одушевленный ревностью божьей, прошел с огнем и мечом по храмам язычников, разоряя и обращая в прах идольские капища, возглавлял кровавую расправу над инаковерующими.

«Жития святых» свидетельствуют, что Николай жестоко и бессердечно поступал не только с язычниками и еретиками, но и с христианами.

Когда одна женщина из Дорогобужа вынуждена была работать в день Николы зимнего — бедность и нужда не оставляли ей времени на продолжительную молитву и праздники, — к ней в дом явился сам Николай. Ему подай молитву длинную и праздник со всеми почестями.

В гневе и ярости разметал он дом женщины, выбросил ее на улицу, покарав тяжелыми болезнями и нищенством. Так божий угодник являл свою «кротость» и «незлобивость».

В бытность архиепископом Мир, Николай прославился своими чудесами, за что и получил имя чудотворца. Умер Николай, утверждают церковники, в глубокой старости в Мирах, где и похоронили его 6(19) декабря в местном соборе. В честь этого события празднуют Николу зимнего.

Среди христианских святых Николай занял место «великого молитвенника и чудотворца». Его мощи якобы стали источать благовонное и целебное миро, от которого исцеляются хромые, слепые и глухие. Слава о чудотворце перешагнула границы Ликийской области, а собор с его мощами стал местом поклонения всех христиан.

Когда же турки захватили Миры, рассказывают дальше «Жития святых», угодник внушил духовным пастырям итальянского города Бари, чтобы они снарядили три корабля под видом купеческих и тайком перевезли его мощи из Мир в Италию. Итальянские купцы так и сделали.

Обманув монахов, охранявших мощи, они выкрали их вместе с благовонным миро, которого «было половина гроба». 9(22) мая 1087 года они благополучно прибыли в Бари, здесь в скором времени был сооружен храм святого Николая, где и поместили мощи угодника.

В ознаменование так называемого перенесения мощей празднуется Никола вешний.

«Жития» и другая многочисленная литература о Николае подробно рассказывают об устройстве барийского храма, о самой гробнице с мощами и о том, как на них можно посмотреть. Если верить католическим богословам, то святой лежит «в теле», как живой, а на рисунках благочестивых художников его мощи изображены так, словно он только спит.

Но из рассказов других мы узнаем, что перевозили его как солонину в бочке. И те и другие считают себя правыми.

Тем, кто сомневается, барийские церковники разрешают осмотр мощей, но для этого желающие должны вползти на животе под престол, где царит полумрак, и приложиться одним глазом к мраморной плите, в которой просверлено отверстие величиной с пятак.

Для чего все это сделано? Церковники отвечают: «Меры предосторожности, затрудняющие доступ к гробнице, приняты были еще в то время, когда похищение мощей считалось поступком дозволенным».

Да, такое время было, когда мощами святых торговали оптом и в розницу, когда не останавливались перед воровством этих реликвий. Теперь едва ли найдутся любители поживиться таким товаром: ведь спрос на него прошел.

Почему бы не показать величие мощей святого Николая?

Но в таком случае обнаружилась бы ложь в утверждениях, что святой лежит как живой и что «в малое отверстие видна часть костей, от которых каплями отделяется миро».

Не лучше ли для церкви все оставить под мраморной плитой? А кто при проверке не рассмотрит ничего, тому объяснят: «Не каждому дано видеть мощи святого Николая».

Один русский путешественник — Мордвинов, испробовав миро, заявил, что оно имеет «вкус и цвет чистой воды», об этом же говорит составитель «Жизнеописания святителя и чудотворца Николая»: «Рака источает из себя многоцелебное миро, или, по местному названию, манну — жидкость наподобие воды». А историки описывали миро как «маслянистую влагу» с душистым запахом. Но эта жидкость не из мощей, а из сосудов, наполненных самими церковниками. Вот это-то и надо тщательно скрывать от тех, «кому не дано видеть мощи святителя».

Церковники рассказывают о святом Николае как об исторической личности, как о человеке, который когда-то жил, что-то делал и, конечно, оставил следы своей деятельности.

Следы истории… Сколько их оставили люди труда на нашей прекрасной планете! Безвестные рабы Египта соорудили неповторимые громады пирамид, умельцы Эллады и Рима заставили говорить о любви камни и мрамор.

Искусные мастера Древнего мира, поэты, ученые оставили после себя такое наследие, которое продолжает пленять умы людей, познавших тайны атома и космоса.

Античное искусство покоряет нас юношеской любовью к жизни и неистребимой верой в человека.

А что осталось от так называемых святых мучеников, праведников и божьих угодников? Ничего, кроме скудных притч об их бесплодной жизни, если они в действительности жили, или набор библейских сказок, бессчетно повторяющих одни и те же священные вымыслы о бренности человеческого существования. Свидетельство тому — «благочестивая жизнь святителя Николая Мирликийского».

Если внимательно присмотреться к чудесам и деяниям этого святого, то становится ясно, что почти все подвиги во славу божью и совершенные им чудеса списаны с подвигов и чудес Иисуса Христа. Во многом перекликаются они с деяниями других святых и безусловно напоминают мифы о древнегреческих богах и героях, которые всегда рождались необычным образом и так же необычно проводили свою жизнь.

Скудость мысли и отсутствие воображения вынуждали составителей «Жития» Николая-чудотворца повторять то, что давно уже было в евангелиях и богословских книгах, а также в писаниях нехристианских религий.

Время рождения Николая, когда верные слуги божьи подвергались жестоким гонениям, напоминает время рождения Христа. «Жития» говорят, что мать божьего угодника Нонна родила легко и тотчас освободилась от боли.

А теперь сравним: Мария родила Иисуса бескровно и без болей, мать Будды родила его стоя, Мухаммед был рожден без болей, многие герои языческой древности появлялись на свет точно так же.

Церковники говорят, что Николай при крещении простоял в купели ровно три часа и никто его не поддерживал. В этом он тоже не оригинален. Будда тотчас же после рождения начал ходить и говорить, а Мухаммед сразу стал изрекать пророческие истины.

Иисус Христос, по утверждениям евангелистов, исцелял слепых, глухих, хромых и бесноватых; Николай-угодник занимался такого же рода врачеванием; сотни других святых совершали такие же чудеса.

Иисус воскресил Лазаря, Николай — разбившегося матроса; Христос ходил по морю, как по суше, Николай и в этом не отстал от спасителя. Когда стал тонуть подвыпивший патриарх и обратился с молитвой к Николаю, рассказывают «Жития», церковник увидел, что «тот идет по морю, как по сухому пути».

Сын божий превращал воду в вино; угодник божий тоже чудесным образом наполнил кувшин вином, когда вина негде было достать.

О чем это говорит? Конечно, о том, что богословы, долго не мудрствуя, наделяли своих святых одними и теми же качествами, приписывая им одни и те же чудеса. Причем в основу богословских вымыслов ложились содержания различных древних преданий и сказаний, когда отсутствие знаний о природе восполнялось фантазией первобытного человека.

«К житиям русских святых как к историческому источнику, — говорил видный русский историк Н. И. Костомаров, — следует относиться с большой осторожностью.

Все жития святых, а в том числе и русских, составлены по одному рецепту; для изображения чудес святого брались готовые образцы чудес Ветхого и Нового заветов.

Так, например, эпизод с пророком Ионой во время плавания корабля по морю является образчиком и для чудес святого Николая, мирликийского чудотворца, и для чудес Исидора Твердислава, ростовского святого.

То же влияние видно и в других житиях ростовских святых: Леонтия, Исайи, Авраамия, Петра, царевича Ордынского и пр. Ветхозаветные и новозаветные чудеса усваивались инородным былинным творчеством. Следы влияния сказаний о пророке Ионе мы можем наблюдать, например, в былине о Садко, госте новгородском».

Николая Мирликийского нельзя признать исторической личностью также потому, что о нем нет никаких исторических свидетельств, а, судя по той роли, которую он играл в общественной жизни в изложении «Житий святых», они должны быть.

Если верить церковникам, слава божьего угодника гремела в конце III и начале IV века, при жизни императора Константина. Историки всего мира располагают большим количеством достоверных сведений об общественной жизни, нравах и быте того периода.

Однако ни один автор ни одним словом не упоминает о том, что в это время жил и творил чудеса Николай Мирликийский.

Казалось бы, кому-кому, а церковному историку того времени Евсевию Кесарийскому, жившему в 260-340 годах, следовало бы сказать похвальное слово о святителе Николае. Евсевий подробно описывает церковную жизнь своей эпохи, но о Николае Мирликийском не говорит ничего. А ведь если бы божий угодник жил в действительности, то умолчать о нем было бы просто невозможно.

О Николае ничего не упоминает ни арианский историк Филосторгий, ни Сократ Схоластик, чья «Церковная история» охватывает 305-439 годы, ни Созомен, описавший события периода с 323 по 439 год, ни Феодорит, повествующий о жизни 323-428 годов, ни другие церковные историки IV-V веков.

Церковь всегда беспокоили эти уязвимые места в легенде о жизни Николая Мирликийского, и она старательно разыскивала в книгах древности хотя бы малейшее подтверждение действительного существования святого. Однако результаты были более чем скромные.

Ссылка богословов на то, что о спасении Николаем римских военачальников говорит Евстратий, пресвитер константинопольский, несостоятельна. Ведь Евстратий жил в VI веке, то есть много времени спустя после смерти святого Николая. А Андрей Критский, который писал о другом чуде святого, жил еще позже, в VIII веке.

В то время культ Николая-чудотворца уже сложился в христианстве, начали распространяться легенды о его чудесах.

Афанасий Александрийский, главный противник Ария на первом Вселенском соборе в Никее (325 г.) и видный историк арианского движения, ничего не пишет о Николае Мирликийском.

«Жития святых» с упоением рассказывают, как на первом Вселенском соборе верные последователи Иисуса Христа Николай Мирликийский и Афанасий Александрийский рука об руку выступили против ереси и как Николай в пылу спора ударил Ария по щеке.

Неужели церковный историк не упомянул бы в своих сочинениях о главном союзнике в борьбе с ересью, если бы такой союзник у Афанасия был в действительности? До наших дней сохранились списки участников Никейского собора, на который съехалось 318 человек. Но в них имени Николая Мирликийского не встречается. Более того, представителем от Ликийской церкви на соборе был другой человек.

В «Житиях святых» Николай везде именуется архиепископом города Миры и всей Ликийской области. Однако титул архиепископа в церковной иерархии появился лишь к концу IV века, то есть уже после мифической смерти божьего угодника.

Ко времени третьего Вселенского собора, в 431 году, например, титула архиепископа были удостоены главы только четырех епархий: Римской, Константинопольской, Антиохийской и Александрийской.

Миры же до VIII века были маленьким городком Ликии, и настоятель Мирликийской церкви, естественно, архиепископом быть не мог.

Составители жизнеописания святого Николая говорят, что он совершил паломничество в Иерусалим в начале первого десятилетия IV века. Но паломничества в Палестину начались лишь со времени провозглашения императором Константином христианства официальной религией, иначе говоря, после 313 года.

Иерусалимский же храм, врата которого якобы сами собой отверзлись перед Николаем, был освящен только 13 сентября 335 года, и рассказы святых отцов о поклонении кресту и «обретении спасительного креста господнего» появились лишь в конце IV века.

Выходит, за какой факт из жизни святого Николая ни возьмись, он находится в вопиющем противоречии с исторической действительностью.

Наконец, нужно напомнить еще одно событие из истории церкви.

В 1721 году католический епископ Фальконий в ватиканской библиотеке в одном из сборников обнаружил «Деяния святого Николая, епископа пинарского» (город Пинары находился тоже в Ликии), жившего в VI веке, при императоре Юстиниане.

Оказалось, что рассказы «Житий святых» о Николае Мирликийском буквально повторяют многие страницы из «Деяний» Николая Пинарского. Затем были обнаружены другие рукописи о Николае Пинарском, и христианским богословам пришлось признать, что такие противоречия есть в действительности.

Позже немецкий исследователь Г. Анрих в своем двухтомном труде «Святой Николай» (1916-1917 гг.) доказал, что «Жития» Николая-чудотворца списаны с «Деяний епископа пинарского», жившего в VI веке.

Оттуда взяты имена родителей, место рождения, подробности о детских годах святого, о паломничестве в Иерусалим и об избрании божьего угодника архиепископом. Чудеса, приписываемые Николаю Мирликийскому, явились вымыслом более позднего времени.

Все это дает нам полное основание утверждать, что Николай-угодник, выдаваемый церковниками за историческую личность, никогда не жил в действительности.

Естественно, может возникнуть вопрос: если Николая-чудотворца никогда не было, то как появилась легенда о святом и почему его культ так широко распространился среди христиан? На это опять-таки поможет ответить история с ее неопровержимыми доказательствами.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *