Об исцелении 10 прокаженных — богослов

Сочиненія архіеп. Аверкія (Таушева)

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).
РУКОВОДСТВО КЪ ИЗУЧЕНІЮ СВЯЩЕННАГО ПИСАНІЯ НОВАГО ЗАВѢТА.
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ЧЕТВЕРОЕВАНГЕЛІЕ.

(Изданіе 1-е. Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго, 1954).

ПОСЛѢДОВАТЕЛЬНЫЙ ОБЗОРЪ СОДЕРЖАНІЯ ВСЕГО ЧЕТВЕРОЕВАНГЕЛІЯ СЪ ИЗЪЯСНЕНІЕМЪ ВАЖНѢЙШИХЪ МѢСТЪ.
ЧАСТЬ ВТОРАЯ. ОБЩЕСТВЕННОЕ СЛУЖЕНІЕ ГОСПОДА ІИСУСА ХРИСТА.
Б. ПЕРВАЯ ПАСХА ОБЩЕСТВЕННАГО СЛУЖЕНІЯ ГОСПОДА ІИСУСА ХРИСТА. 13. ИСЦѢЛЕНІЕ ПРОКАЖЕННАГО.
(Марк. 1:40-45 и Лук. 5: 12-16).

Об исцелении 10 прокаженных - БогословОб исцелении 10 прокаженных - Богослов

Объ исцѣленіи прокаженнаго повѣствуетъ также Евангелистъ Матѳей въ 8: 1-4, но такіе авторитетные толкователи, какъ Еп. Ѳеофанъ, находятъ, что это особое чудо, совершенное Господомъ значительно позже, именно послѣ нагорной проповѣди, въ то время, какъ св. Лука говоритъ, что это было въ городѣ.

Изъ всѣхъ болѣзней на востокѣ, о которыхъ упоминается въ Библіи, проказа — самая отвратительная и страшная болѣзнь. Обнаруживается она на тѣлѣ пятнами, подобными пятнамъ лишайнымъ, сначала на лицѣ, около носа и глазъ, а потомъ постепенно распространяется по всему тѣлу — все тѣло покрывается струпьями.

Лицо при этомъ распухаетъ, носъ высыхаетъ и заостряется, обоняніе пропадаетъ, глаза дѣлаются слезоточивыми, тускнѣютъ, голосъ сипнетъ, волосы выпадаютъ, кожа дѣлается бугроватой, растрескивается, образуются злокачественныя язвы, издающія смрадъ, изъ обезображеннаго распухшаго рта течетъ зловонная слюна, составы рукъ и ногъ нѣмѣютъ, все тѣло дряхлѣетъ, затѣмъ отпадаютъ ногти, пальцы, отдѣльные суставы, пока не наступитъ, наконецъ, смерть, прекращающая муки страдальца. Прокаженные отъ рожденія, впрочемъ, иногда по 30-40 и даже 50 лѣтъ влачатъ свою бѣдственную жизнь. Моисей въ кн. Левитъ гл. 13 далъ подробныя наставленія относительно больныхъ проказой. Священникъ долженъ былъ изслѣдовать болѣзнь, и въ избѣжаніе заразы больные удалялись изъ человѣческаго общежитія.

Прокаженный, видимо, съ глубокой вѣрой, смѣло нарушаетъ законъ, запрещающій ему подходить къ здоровымъ, чувствуя, что здѣсь находится Самъ Господь закона. Просьба его объ исцѣленіи полна глубокаго смиренія, столь же, какъ и вѣры въ чудодѣйственную силу Господа.

Исцѣляя, Господь коснулся его, показывая этимъ, что Онъ не связанъ закономъ, запрещающимъ прикосновеніе къ прокаженному, что для Чистаго нѣтъ ничего нечистаго и выражая этимъ жестомъ чувство глубокаго состраданія несчастному. Сказанное Имъ: «Хощу, очистися!» указываетъ на Его Божественную власть.

Онъ велитъ исцѣленному пойти показаться священнику, во исполненіе требованія закона Моисеева, и никому не разглашать о совершившемся чудѣ.

Главную причину того, что Господь запрещалъ разглашать о совершенныхъ Имъ чудесахъ, можно видѣть въ смиреніи, по которому Сынъ Божій, умаливъ Себя и принявъ образъ раба для нашего спасенія, не хотѣлъ идти на землѣ путемъ славы (см. Іоан.

5: 41), тѣмъ болѣе, что эта слава Его, какъ чудотворца, могла способствовать усиленію въ народѣ недолжныхъ мечтательныхъ представленій о царствѣ Мессіи, съ которыми Господь боролся. Господь повелѣваетъ исцѣ/с. 100/ленному показаться священнику «во свидѣтельство имъ» въ томъ смыслѣ, что священникъ долженъ былъ по закону засвидѣтельствовать фактъ исцѣленія отъ проказы, а также и то, что Господь не разрушаетъ закона, но исполняетъ его.

Назадъ // Къ оглавленію раздѣла // Впередъ

Протоиерей Димитрий Смирнов. Об исцелении десяти прокаженных

Об исцелении 10 прокаженных - Богослов

Идя в Иерусалим, проходил между Самариею и Галилеею. И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали и громким голосом говорили: Иисус Наставник! Помилуй нас. Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились (Лк. 17:11-14). Ситуация, кроме мгновенного исцеления, тривиальная. В те времена проказа никаким образом не лечилась, те, кто заболел этой заразной болезнью, изгонялись из селений, городов, и всегда находились далеко от людей, на расстоянии брошенного камня. Если кто из прокажённых подходил поближе, камни летели в этого человека, напоминая ему о том, что он прокажённый и может быть заразным для здоровых людей. Прокажённые отбегали и питались тем, что им люди по милосердию своему из еды оставляли. Они жили кучками, часто дрались из-за еды, ещё не были просвещены светом Евангелия, врачей не было в те времена, кроме шарлатанов. Сейчас, кроме шарлатанов, есть врачи, поэтому надежда на помощь есть, а тогда никакой надежды не было. И, как всегда, самым честным сословием было священство. И такой был порядок, что если кто-то из прокажённых по какой-то причине вдруг оказывался исцеленным, то он приходил к священнику, священник на некотором расстоянии его осматривал (тот раздевался донага), и если видел, что следов проказы нет, он выдавал ему справку, что этот человек здоров. И с этого момента он мог жить среди людей. Сначала где-то на окраине, но потом, если рецидивов не было, он никого не заразил, то уже на полном основании со всеми.

Господь им говорит: пойдите, покажитесь священникам (Лк. 17, 14), чтобы им получить от священников справку. Опять же, практически единственное грамотное сословие, как и в России до ХVII века, только духовенство. Даже дворяне совсем не все владели грамотой, больше для жизни требовалось владеть копьём, мечом, щитом, ну и конечно, лошадью – это было важнее для жизни и для её обеспечения.

И вот эти все десять человек очистились. Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога (Лк. 17:15) – ну, уже привык громко говорить, потому что, чтобы его услышали, необходимо было докричаться до людей. И пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин (Лк. 17:16) – это подчёркивается.

Нам уже в ХХI веке какая разница, кто ты: татарин или удмурт? А в те времена это было важно, гораздо больше, чем сейчас. Почему? А потому, что каждый народ исповедует какую-то свою веру. Так вот, вера самарян была такова, что иудеи с ними вообще не общались. И единственное, что объединяло этого прокажённого самарянина с другими людьми, которые находились с ним в общении, это проказа.

Очень символичное такое состояние. Я однажды тоже его наблюдал, находясь в больнице рядом с очень тяжёлыми больными разных национальностей, разной степени телесных потерь, разных объёмов страданий, которые они претерпели, разного цвета кожи – от самого чёрного, как антрацит, до самого белого, когда и брови, и ресницы абсолютно белые. Совершенно разные люди.

И что их объединяло? Их объединяла только болезнь. Я наблюдал, как они прекрасно друг к другу относятся, всем делятся. Многие в больницу приезжают уже и третий, и четвёртый раз, пребывают там по полгода. Я был самый лёгкий – ходячий, а это вообще редкость там была. Но я обратил внимание, как общее несчастье, страдание само по себе делает людей христианами. Это не только я заметил.

Ещё в древности святые отцы, особенно в монастырях, на вопрос: «Как живёшь?» зачастую отвечали: «Слава Богу, болею». Это говорит о том, что Господь не забыл человека, а заботится о его спасении, потому что то, что начинает понимать человек, который тяжело и долго страдает, он получает даром. Он об этом не молился, он об этом книги не читал, он не старался ездить узнавать.

Тот путь, который здоровый человек может проходить десятилетиями, больной проходит за период своей болезни. И мы видим, что очень многие люди, о которых рассказывает Евангелие, благодаря своей болезни стали учениками Христовыми. Всем от начала до конца, и даже общением со Христом, они обязаны болезни, в частности эти прокажённые.

Это страшная болезнь, когда человек заживо гниёт и постепенно погибает, от него целые куски отваливаются. Просто невыносимые страдания. Не говоря уж о том, что человеку трудно жить таким изгоем. С одной стороны, он понимает, что люди не хотят быть прокажёнными, поэтому кидают в него камни, а с другой стороны встаёт у каждого вопрос – у каждого больного – «за что мне это?».

Вопрос, конечно, совершенно нелепый, потому что это не «за что», а «почему». Вот на вопрос «почему» ответ очень простой: потому что Господь хочет тебя спасти. Для тебя бегать, прыгать, ездить на велосипеде – это важно, а для Бога это неважно. Чемпион мира ты по велосипеду или по лыжам, или просто грибник – это не играет для Бога никакой роли.

Для Бога важно только одно – в каком состоянии твоя душа? А когда ты болен, ты и более добр к другим больным, тебе прям само это даётся, потому что ты лучше понимаешь. Я вот с тех пор, как там полежал – недолго полежал, два месяца – очень многое понял, мне это в жизни до сих пор пригождается.

И то малое, что я испытал, мне дало возможность лучше понимать больных, потому что, когда ты здоров, это понимание всегда даётся труднее. Недаром поётся а антифоне: От юности моея мнози борют мя страсти. Когда человек молод, здоров, он нахален, горделив, у него всякие суждения, а если ему по морде дать хорошо, он уже кроткий такой становится, «дяденька, прости», совершенно другой человек.

А всего-то что? По морде дали. А уж когда заболел, ещё серьёзней. Ну какая гордыня, если ты уже больной человек, и причём очень серьёзно: надежд на полное исцеление вообще нет, а есть только возможность несколько улучшить твою жизнь. И за это спасибо, люди готовы годами лежать в больнице, чтобы каким-то образом на сколько-то процентов улучшить возможность своего бытия.

И вот эти прокажённые больные общались и с самарянами, и с язычниками, для них это уже было неважно. И поэтому по милости Божией евангелист подчёркивает это: один из них был самарянин.

А каждый правоверный иудей обходил Самарию, когда шёл на праздник Пасхи или Пятидесятницы, а некоторые приходили на Пасху и оставались до Пятидесятницы, а заодно какой-нибудь свой гешефтик делали небольшой. Делали многокилометровый крюк, чтоб только не встретиться с самарянином. Это была духовная проказа.

А Господь этим пренебрёг, потому что Он увидел, что они достаточно настрадались, и Он не стал вот этого исцелять, а эти пусть ещё поболеют. Господь Сам избирает, кому выздоравливать, а кому от такой же болезни помирать. Он Сам лучше знает, кому жить, кому ещё болеть, а кому уже умирать. Он этим управляет по одному Ему известным законам.

Но мы знаем из опыта церковного, что Он всегда благословляет человеку либо болезнь, либо смерть исходя из состояния его души. И забирает душу человека тогда, когда тот наибольшим образом готов к спасению этой своей бессмертной души, которую дал ему Бог.

Все прокажённые, понятно, обрадовались, увидев, что они здоровы, все побежали за справками к священникам, те стали выдавать им эти справки. И после всего этого вернулся только один самарянин, может быть, из особенного чувства благодарности.

Потому что кроме того, что он был прокажённым, он ещё был самарянин и от иудеев испытывал всё время презрение к его двойной прокажённости: и духовной, и телесной. Он пал ниц и благодарил Бога, он понял, что это исцеление не от человека, а от Бога. Он пал ниц – это говорит о том, что он во Христе признал Бога.

Он кланялся не Человеку Иисусу Христу, а Божеству, Которое было во Христе нераздельно, неразлучно, неслиянно и неизменно. Во Христе. Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? Где же девять? Как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника? И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя (Лк. 17:17-19).

Не исцеление тебя спасло, а то, что ты уверовал, что тебя исцелил Бог, и ты поклонился Мне как Богу. Спасение в том, что человек кланяется Иисусу Христу как Богу. В этом спасение.

Вот такой очень для нас поучительный эпизод евангельской истории, который рассказывает и показывает нам, что для Бога важно. Самое главное – это вера в Иисуса Христа как Бога. И чем для человека является болезнь, особенно тяжёлая? Всякое страдание приближает человека к Иисусу Христу, Который Сам страдалец.

Тот Бог, в Которого веруют христиане — это Бог, Который страдал Сам, что для иудеев есть соблазн, а для еллинов безумие (см. 1 Кор. 1:23). Ну как это Бог может страдать? Им невдомёк главное: Бог есть любовь (1 Ин. 4:16). А высшее проявление любви – в сострадании.

Человек, который не знает со-страдания, когда он чужую боль переживает как свою, а в отдельных случаях даже больше, не может ещё пока быть христианином.

А такие внешние вещи как национальность или не совсем правильное представление о вере – это уже дело десятое, этому всему можно научить, для этого существуют книги, для этого существуют учителя, для этого существуют школы, где можно научить истинной апостольской христианской вере. А вот сердце человека – тому научить нельзя, человек должен сам научиться.

Читайте также:  День святой троицы 15 и 16 июня праздновался в тюльгане - богослов

И, конечно, Господь этому всегда способствует через страдания. Потому что нельзя научиться со-страданию, если ты никогда не страдал, это исключено. Поэтому тот человек, который уклоняется от страданий или, допустим, своих детей всячески старается во что бы то ни стало от страданий уберечь, должен понимать, что он сам оберегается и своих детей уберегает от спасения.

Вот тут есть такая антиномия. И нам нужно обязательно хорошо это понимать, потому что не бывает истинного благочестия без страдания. Если мы возьмём жизнь любого святого, начиная с основоположника Церкви Господа Иисуса Христа и Его Пречистой Матери, всех апостолов, они все были страдальцами, многие из них сидели в тюрьмах, и всегда невинно. Вот уж кто бы мог сказать: «Да за что это мне?!».

Да не «за что», а «почему». Если представить, что алмаз живой, то, чтобы превратить его в бриллиант, ему нужно очень много пострадать, потому что необработанный алмаз – это такой серый камешек, правда, очень твёрдый. А чтобы он засиял всеми цветами, которые есть в солнце, отражая своими гранями, нужно его обрабатывать, а если он живой, то ему больно.

Вот так и человек: чтобы войти в Царствие Божие, чтоб отражать Божественный свет, нужно из серого камешка стать бриллиантом, но так как люди живые, это довольно болезненно, и никакого другого пути нет. Поэтому Господь сказал своим ученикам: В мiре скорбны будете (Ин. 16:33).

Сколько людей в Израиле в то время жили неплохо, всё у них было спокойно, благополучно, вполне терпимо, не болели, умерли в достаточной старости, в окружении родственников, деток, внуков-правнуков, всё хорошо. Что мы о них знаем? Ничего. А вот о десяти прокажённых мы знаем. Почему? Их страдания сделали их достойными упоминания в Священном Писании, и везде, где будет проповедано слово Божие, будут говорить и о десяти прокажённых. Потому что это важно. А такая безмятежная сытость – это совсем не важно, это больше для животных в зоопарке. Поэтому нам Господь очень важные для нашего спасения истины открывает через этот отрывок, который больше похож даже на притчу, настолько он ярок.

20 декабря 2015
Мультимедийный блог протоиерея Димитрия Смирнова

Неделя 28-я по Пятидесятнице. Толкование Воскресного Евангелия. Исцеление десяти прокаженных

Лк, 85 зач., 17, 12—19

И когда входил Иисус в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас. Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились.

Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога, и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин.

Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять? как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника? И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя.

Сегодняшнее Евангелие говорит нам о тайне благодарения. Десять прокаженных исцелились. И один из них возвращается воздать славу Богу и принести Ему благодарение. Почему же не все возвратились ко Христу, благодаря Бога за это чудо? Почему не девять из десяти? Где остальные?

Разве не тысячи людей получают исцеление каждый день — а в храме за молитвой стоят только несколько десятков. Разве не для всех дает Бог солнечный свет — а только несколько сот приходят с благодарением. Разве любовь и земной успех, и богатство, и мудрость, и веселье, и друзей, и детей имеют не многие? Где они? Один только из десяти благодарит Бога за все.

Это общая духовная проказа — неблагодарность Богу и людям. И, очевидно, эта болезнь является причиной всех внешних бедствий, в том числе смерти.

Но, может быть, эта общая беда может объединить всех? Между прочим, мы ничего не знаем о десяти прокаженных, а Евангелие говорит нам, что один из них был самарянин.

Мы помним, что самаряне, по убеждению иудеев, были людьми, которым невозможно спастись, — отверженные, которых иудеи старались всячески избегать. И оттого что один из десяти, как подчеркивает Евангелие, был самарянин, остальные девять, по всей вероятности, были иудеи.

Преграда, которая отделяла иудеев от этого презренного самарянина, исчезла, потому что их всех поразила общая беда. Не имеет уже значения, кто какой национальности, кто какое положение занимает в обществе, если все приговорены к смерти. Страшная болезнь соединила всех прокаженных вместе.

Промысл Божий так ведет человечество, так ведет наш народ, чтобы, посещая его бедствиями, всех соединить в одно. Так, чтобы все стали вместе, и из общей своей беды возвысили свой голос ко Господу: «Иисусе Наставниче, помилуй нас!» Однако этот единый вопль о помиловании может родиться из единой веры в Того, Кто имеет власть исцелять от любой смертельной язвы.

С медицинской точки зрения положение десяти прокаженных было абсолютно безнадежным. Только чудесное вмешательство могло исцелить их и возвратить к общению со здоровыми людьми. Не было никого на свете, кто мог бы дать им хоть какую-то надежду.

Всякий, кто испытал страх смерти, ужас абсолютной изоляции, отчаяния, оставленности всеми людьми, знает, что крик о милости может исходить порой из слепой надежды: кто-то где-то непонятно почему и каким образом скажет одно чудесное слово, и внезапно откроется просвет в беспросветном бесконечном человеческом горе. Десять прокаженных повернулись ко Христу, их вопль был услышан.

Господь сказал им пойти и показаться священникам. И они поверили слову Христову. Но исцеление произошло только тогда, когда они были на пути к храму. Когда они шли, они очистились, говорит Евангелие.

О, если бы наш народ осознал сегодня, что все существующие человеческие средства для его спасения уже исчерпаны, и уже буквально, как нищий, встал бы перед Христом Богом, прося Его только о милости! Если бы, преодолевая диавольский мрак неверия и отчаяния, все потекли бы в храмы Божии показаться священникам, тогда уже по дороге совершилось бы чудо: все бы изменилось на нашей земле, как непрестанно говорит об этом преподобный Силуан Афонский.

Но чудо не помогло бы, если бы девять из десяти приняли исцеление подобно Евангельским прокаженным — как нечто должное, с мыслью о том, что в конце концов рано или поздно Бог, если Он существует, должен был дать им избавление. Разве они справедливо страдали? Они не заслужили этого страдания.

Если существует в мире высшая справедливость, это исцеление должно было произойти. И вот оно произошло. Они счастливы, что получили просимое. Но им и в голову не приходит принести хвалу Подателю этого блага. Только один, отверженный самарянин, остановился в изумлении перед чудесным, исцеляющим, спасающим Богом, и устремился воздать хвалу Ему.

Девять из десяти обрели исцеление и утратили Исцелителя.

Кажется, Он послужил им для достижения их земных целей, а теперь зачем Он им нужен? Благо нам, если мы сегодня, дойдя до последней черты, уповаем только на чудо Божие.

Но горе нам, если мы ищем только исцеление от наших внешних скорбей, избавление только от той беды, в которой мы оказались, а не ищем единственное чудо — Самого Христа, без Которого жизнь одинаково нечудесна — одинаково тусклая, на глазах загнивающая. Не имеет значения в благополучии мы или в несчастье.

Много чудес дает нам Господь и Сам, и через бесчисленных святых Своих. И особенно в последние времена столько чудес было дано нашей Церкви, в особенности через Царственных мучеников, через всех новых мучеников и исповедников Российских.

И в каждом чуде милость Бога Живого, Того, Кто рождается ради нас, облекается в нашу плоть, берет на Себя тяжесть нашей вины и греха, всей обезображенной нашей жизни, и возносит на Свой Крест, чтобы дать нам не временное облегчение от наших страданий, а новую жизнь Своего Воскресения.

Бог ищет нашего благодарения Ему не потому, что Он в этом нуждается, а потому что в этом нуждаемся мы, потому что через благодарение мы можем подлинно приобщиться Ему и всему, что есть у Него.

Может быть, мы больше всего нуждаемся сегодня в том, чтобы научиться в ответ на крестную Христову любовь славить Бога за все, и прежде всего за великие скорби и болезни, которыми Он ныне нас посещает, потому что благодаря им мы не в состоянии остановиться ни на чем земном.

И благодаря им мы лучше начинаем понимать, что просто не существует другого адекватного ответа на милость Божию, кроме принесения нас себя Ему в благодарении.

  • Протоиерей Александр Шаргунов
  • Источник: pravoslavie.ru

В неделю 29-ю по пятидесятнице. об исцелении десяти прокаженных

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие братия и сестры, ныне нашему вниманию предложено весьма назидательное евангельское повествование о чудесном исцелении Господом нашим Иисусом Христом десяти прокаженных. Евангелист Лука повествует, что Господь, направляясь в Иерусалим, проходил между Самариею и Галилеею.

 И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас. Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились.

Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога, и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин.

Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять? как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника? И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя (Лк. 17, 12-19).

Дорогие братия и сестры, настоящее Евангелие говорит нам об обязанности христиан благодарить Бога за все неизреченные Его к нам щедроты.

О неблагодарных Господь сказал: Как они не возвратились воздать славу Богу? Благодарность — это чувство, вложенное в нас Богом, подвигаясь которым мы выражаем благодарение, признательность лицу, сделавшему нам какое-либо доброе дело.

Неблагодарность и пред человеками есть самый грубый и нестерпимый порок, а неблагодарность пред Богом есть уже тяжкое, противоестественное преступление. Сама природа влечет наше сердце к благодарению своего благодетеля. Ведь и бессловесные животные, и дикие звери выражают, как могут, свою благодарность благодеющему им человеку.

Если же сама природа наша влечет нас выражать благодарность человеку, оказавшему нам то или иное благодеяние, то во сколько раз больше должны мы благодарить Бога, от Которого всё получаем! Всё, что дают нам люди, дают они не свое, но Божие даяние, ибо всяк дар совершен и даяние исходят от Отца светов (см.: Иак. 1, 17). И что человеческие милости по сравнению с милостями Божиими?

Милости Божии бесконечны, а человеческие — ничтожны. Господь — наш Творец и Создатель, от Него мы получили самое бытие и жизнь свою. Он сотворил наше тело. Он вдохнул в нас бессмертную душу, животворящую наше тело.

Он даровал нам разум, которым мы отличаемся от неразумных животных. Он даровал нам свободную волю, которая делает нас самовластными в наших действиях.

Он даровал нам сердце, способное наслаждаться дарами благости Божией и испытывать в жизни счастье, радость и блаженство.

Господь Бог есть Промыслитель и Хранитель наш. Он повелевает сиять над нами солнцу, которое согревает, освещает и увеселяет нас. Он благотворит нам, посылая с небеси дождь, дая и времена плодоносна, исполняя пищею и веселием сердца наша (ср.: Деян. 14, 17).

Он заповедал земле взращивать многоразличные плоды, которыми питается и укрепляется наше тело, и заставляет служить нам многоразличные роды животных. И горы, и моря, и реки, птицы, рыбы, земля, воздух — все служит по Божию определению к нашей пользе и наслаждению.

Его Божественная присносущная сила поддерживает нас и хранит нашу жизнь среди всего враждебного нам в мире. Им мы живем и движемся (Деян. 17, 28).

Не видеть всех этих благодеяний Божиих — значит не сознавать самого бытия своего, не чувствовать собственной своей жизни, сделаться совершенно камнем бесчувственным и безжизненным человеком.

Но этого мало, любвеобильный Отец Небесный тако возлюби мир, яко и Сына Своего Единороднаго дал есть, да всяк веруяй в Онь не погибнет, но имать живот вечный (Ин. 3, 16).

Единородный Сын Божий так возлюбил нас, что воспринял на Себя грехи рода человеческого, воплотился и вочеловечился для спасения нашего, претерпел нас ради уничижения, оплевания, заушения, биения, крестные страдания и позорную смерть, будучи распят со злодеями, пролил за нас Кровь Свою и положил Душу Свою.

Единосущный Отцу и Сыну Дух Святый так возлюбил нас, что, не гнушаясь нечистотой нашей, нисходит на нас, оживляет нас, мертвых прегрешениями, освящает нас, оскверненных и непотребных.

Читайте также:  Проповедь о нашей грешной жизни от иерея сергия голубева - богослов

Сколько раз отвечали мы на любовь Божию грехами нашими, неправдами нашими, беззакониями нашими, однако Господь не только не погубляет, но милует и щадит нас, не лишает даров Своей благости, долготерпеливо ожидая нашего обращения и покаяния, не хотя да кто погибнет, но все в покаяние да приидут (см.: 2 Пет. 3, 9).

Если после этой бесконечной благости и милосердия Божия я остаюсь неблагодарным пред непостижимой любовью Божией, вменяю ни во что пролитую за меня Кровь Сына Божия, оставляю в небрежении неоценимую благодать Духа Божия, то чего же достоин я, как не конечного отвержения от лица Божия и вечного осуждения и мучения?

Поэтому все наше существо, вся наша жизнь, наша природа, наше счастье в настоящем и будущем веке требуют, чтобы мы не оставались бесчувственными к благодеяниям Божиим, не были неблагодарны пред Его благостью и милосердием, не оскорбляли Его правды и святости своим нечувствием и неблагодарностью.

Что же мы воздадим Господеви о всех, яже воздаде нам (ср.: Пс. 115, 3)? За бесконечную Его к нам любовь не иным чем можем мы воздать Ему, как искренней, вседушевной любовью к Нему.

Другого ничего от нас и не требует Господь наш: Возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею мыслию твоею: сия есть первая и большая заповедь (Мф. 22, 37-38).

Итак, искренне благодарен Господу за все неисчислимые и неизреченные благодеяния Его тот, кто любит Его всем сердцем своим, кто не предает сердца своего во власть плотских страстей, кто готов все плотское, земное принести в жертву ради славы имени Божия, за веру и благочестие христианское, за честь Евангелия и Креста Христова, не пощадить и собственной жизни за возлюбившего нас Господа. Ибо кто отлучит нас от любви Божией, — говорит святой апостол Павел: — скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас (Рим. 8, 35, 37).

Помня неизменно благодеяния Божии, мы должны всегда и за все прославлять Его святое имя, и эта наша благодарность Господу должна выражаться в возношении к Нему молитвы благодарения, молитвы искренней, сердечной и чистой.

И на благодарного человека Господь взирает с благоволением и любовью, исполняет его благие прошения и ниспосылает ему новые милости.

Неблагодарность же наша свидетельствует о черствости и грубости нашего сердца, о непамятовании и непонимании нами благодеяний Божиих, о недовольстве своим положением и о других пороках нашей души.

И мы, грешные, какому человеку больше милости оказываем: тому ли, кто ценит наше добро и благодарит за него, или тому, кто к благодеяниям нашим относится пренебрежительно? Конечно, к первому. Вот и Господь неблагодарных людей лишает Своих милостей.

Итак, дорогие братия и сестры, не будем забывать всегда благодарить Господа за Его великие милости и благодеяния нам, грешным, в особенности же милости духовные — за прощение и очищение наших грехов и беззаконий, за все дары благодати Божией, за надежду спасения, данную нам Иисусом Христом Господом нашим. Будем благодарить и за самые невзгоды и напасти житейские, за самые страдания и печали, ибо и они суть милость нам от Господа, Который, по неложному слову Своему, многими скорбями нашими ведет нас в Царствие Божие (см.: Деян. 14, 22). Аминь.

Оглавление

Неделя 34-я по Пятидесятнице (об исцелении десяти прокаженных)

Десять прокаженных

(Евангелие от Луки, 85 зачало, глава XVII, стихи 12-19)

И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас.  Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились.

Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога, и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин.

Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять? как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника? И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя.

Я хочу обратить ваше внимание на три черты сегодняшнего евангельского чтения. Первая – это то, как прокаженные подошли ко Христу; они стали, как говорит Евангелие, вдали; они знали, что они оскверненные, они знали, что прикосновение к ним опасно, и даже ради того, чтобы получить исцеление, они не дерзнули других подвергнуть опасности осквернения и заразы.

В области молитвы очень редко мы так сознаем свое духовное состояние, что согласны остановиться в каком-то отдалении от Господа.

Мы знаем, что в Царство Небесное ничто нечистое не войдет, и однако, как только в нас рождается нужда, тоска, сознание нашей неизбывной нужды в Боге, мы сразу дерзаем подойти и думаем, что имеем право на вход, право подойти к Богу, право быть пропущенными всеми другими, потому что нам что-то нужно.

А на самом деле это показывает, насколько мало мы сознаем, как страшно подойти к совершенной чистоте, будучи самому в нечистоте… Как страшно и трепетно должны бы мы приближаться! Как часто, когда Господь делает шаг к нам, мы должны бы, подобно Петру, Ему сказать: Не подходи, Господи, я человек нечистый… Подумаем об этом.

Второе: прокаженные потому могли подойти ко Христу, что они верили не только в Его мощь, в Его власть, но и в Его любовь.

Они верили, что Он захочет им помочь и что только Он может это сделать… И это вопрос, который перед каждым из нас стоит, когда мы становимся на молитву: верим ли мы на самом деле, всерьез, что Бог нам хочет добра? Верим ли мы в любовь Божию или же подходим к Нему, зная, что Он может, и думая: А может быть, Он не захочет?.. И в этом сказывается наше глубинное к Нему недоверие, потому что во все внешнее мы верим, а в любовь не верим – ни в человеческую, ни в Божию. И поэтому то, что кажется нам верой, когда мы к Богу бросаемся, расталкивая иногда других, в надежде: вот, я к Нему прикоснусь, вот, я у Него вытребую – эта вера разбивается о более глубинное недоверие, которое не дает нам ни встать поодаль, ни быть уверенным в том, что любви у Бога и на нас хватит…

И последнее – благодарность. Десять прокаженных были очищены – только один вернулся ко Христу, благодаря Бога. Девять других, очистившись, вмешались в человеческую толпу, а ко Христу не вернулись.

Вернулся только один, притом самарянин, то есть человек чужой, внешний, даже с религиозной точки зрения, ибо между ним и Богом, межу ним и Христом не было ничего общего.

Он знал, что по своему положению прокаженного, по своему отчуждению от веры, которую исповедует Сам Христос, он ни на что не имеет права, и поэтому, получив исцеление, он вернулся к Нему: потому что никакие права, никакой общественный строй не соединял его с Господом и не отделял его от Него. И Христос подчеркивает, что он поступил правильно.

Действительно, мы часто думаем, что плод молитвы в том, чтобы получить просимое; это не так: просимое, то, что мы получаем, нам нужно только в момент, когда мы получаем, но через час мы уже исчерпали свою нужду, и нам нужно уже что-то иное.

На основании, которое было положено Божией милостью, мы можем начать строить другое.

Получение просимого – это мгновение; а единственное, что пребывает, что составляет между нами и Богом, Который к нам милостив, или людьми, которые к нам добры, единственное, что составляет нечто окончательное, окончательно пребывающую связь – это благодарность.

Когда получение добра, милости, любви воплотилось в нас благодарностью, то между нами и тем, кто дал, навсегда остается связь. Мы уже от него неотделимы. И это – самый богатый плод молитвы, чтобы между тем, кто дал, и тем, кто получил, на веки веков осталась связь любви, благодарности и взаимной радости.

Вот, поучимся в этом коротком евангельском чтении всему, что оно может дать, ибо то, что оно нам может дать – насущно для нашей внутренней жизни. Аминь.

Евангелие. Исцеление десяти прокаженных (от Луки, гл. 17, ст. 12–19)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Братия и сестры! Сегодня вы слышали Евангельское повествование об исцелении Иисусом Христом десяти прокаженных (Лк. 17, 12–19).

Проказа – это заболевание, которое преимущественно распространено в южных странах. У человека на лице и на теле появляются пятна, тело теряет чувствительность, гниет, лицо распухает. У человека выпадают волосы и зубы, изо рта непрестанно сочится зловонная слюна. Плоть отпадает, обнажая кости.

Иногда у человека вытекают глаза, он слепнет, у него отмирают пальцы рук, и он не может даже донести до рта пищу. Прокаженный превращается в живой труп. Прежде прокаженных изгоняли из городов и сел. Они жили в лесу, в землянках, им изредка клали пищу в условное место. Гонимые голодом, они бродили около больших городов, чтобы люди сжалились и бросили им что-нибудь поесть.

Их гнали, как диких зверей. Родные оплакивали прокаженного больше, чем мертвеца.

Когда прокаженный умирал где-нибудь в лесу или при дороге, то даже хищные птицы не клевали его труп, зараженный смертоносным ядом, и звери обходили его. Другие прокаженные должны были закопать тело или сжечь его.

После так называемых крестовых походов эта болезнь проникла в Европу и вызвала там большой ужас. Прокаженные обязаны были носить на лице белый как саван капюшон с прорезями только для глаз, чтобы своим видом не пугать людей.

На других висел колокольчик, и зловещий звон его предупреждал людей, чтобы они отходили с дороги. Между тем, братия и сестры, прокаженные забывали, кто они: иудеи, самаритяне, арабы или греки. Изгнанные своими соплеменниками, они стали как бы одним народом.

Со своими законами, спаянные одной бедой, часто прокаженные испытывали сильную привязанность и самую нежную любовь друг ко другу. У них, потерявших все земное, как бы открывалось сердце для истинной дружбы.

Они делились друг с другом последним куском хлеба, ели из одного блюда, грелись у одного костра. Несчастье уравняло их, как уравнивала мертвых общая могила.

Когда Господь наш Иисус Христос, идя в Иерусалим, входил в некоторое селение, Его встретили десять прокаженных. Они начали призывать Господа, просить Его о милости: Иисус Наставник! помилуй нас (Лк. 17, 13) – то есть исцели нас!

Безсильна была человеческая помощь, эти несчастные были обречены на мучительную смерть, их состояние – хуже, чем рабов, которые трудятся на каменоломнях и рудниках, или преступников, до конца жизни заключенных в темницах. Для них как бы уже не было возврата к жизни, однако эти прокаженные, видимо, слышали о Иисусе – Великом Пророке и Чудотворце, и потому кричали: Иисус Наставник! помилуй нас.

Проказа разъедает горло и уста, и поэтому вместо крика из их уст исходил только лишь хриплый шепот: Иисус Наставник! помилуй нас.

Господь, остановившись, сказал: пойдите, покажитесь священникам (Лк. 17, 14). Они поверили, что будут исцелены, и направились по дороге в Иерусалим, в храм, где священники должны были засвидетельствовать их исцеление. И вот еще на пути они почувствовали силу благодати Божией, которая влилась в них, исцелила их.

Ребенок не знает часа своего рождения, а эти несчастные как бы пережили свое второе рождение. Их страшные раны зарубцевались.

Кожа, похожая на чешую, спала; показалась новая – чистая и белая, как у ребенка, и вот уже они явственно представляли, как возвращаются к семьям, как встречают их слезами радости, как они обнимают своих детей, сидят в кругу друзей и рассказывают о великом чуде. Они уже видели перед своими глазами огни отчего дома и стены Иерусалима; только Одного они забыли: Того, Кто исцелил их!

Исцеленные милостью Божией, они забыли о Самом Боге и с каждой минутой удалялись от Христа. Девять из них были иудеи, один – самарянин.

Иудеи уже с детства знали о том, что Спаситель должен придти на землю: об этом их учили в синагогах, об этом они слышали проповеди в храмах. Чудо должно было воочию убедить их в том, что Спаситель мира перед ними.

Однако они продолжали идти своим путем. Называвшие себя чадами Авраама желали не Бога, а даров Божиих, не Небесного Отца, а Его наследства.

Читайте также:  Об излечении слепого - богослов

Вернулся только один самарянин, пал в ноги Иисусу, благодаря и хваля Бога, прославляя Его как Мессию. Господь сказал: не десять ли очистились? где же девять? как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника? (Лк. 17, 17–18).

Этот вопрос предназначался для Его учеников, апостолов, чтобы они, сами будучи иудеями, поняли, что пришел Спаситель мира для всех людей, для всех народов, для всех наций. Сейчас эти народы мира представлял один самарянин, лежавший у ног Христа.

Господь сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя (Лк. 17, 19). Какая вера? Верили и другие прокаженные, что они исцелятся: в несчастьи они верили, а в благополучии они забыли Бога, как часто это случается и с нами.

Святой Исаак Сирин говорит: «Я знаю людей, которые остались твердыми в несчастьи, но не знаю никого, кто бы не изменился в счастьи и благополучии».

Братия и сестры! Вера самарянина в Христа как в Мессию и Спасителя мира – это вера в то, что Тот, Кто исцелил его тело, может исцелить его душу; Тот, Кто возвратил его снова к своему народу, может открыть ему врата рая; Тот, Кто даровал ему очищение от проказы, дарует ему и прощение грехов, и вечную жизнь.

Вот так называемый буквальный исторический смысл этого повествования, но есть еще и другой – нравственный смысл. Мы должны непрестанно и за все благодарить Бога.

Некоторые из нас скажут: «За что мне благодарить Бога?» Благодари Бога за то, что Он сотворил нас, сотворил небо и землю, создал нас людьми, единственными существами на земле, украшенными образом и подобием Божиим.

Благодари за то, что Господь дал тебе веру; благодари за то, что ты принадлежишь к Православной Церкви; благодари за то, что Господь не оставил тебя погибнуть в грехах твоих, но Сын Божий сошел на землю, распялся за тебя; что Господь прощает тебе грехи твои и питает тебя Телом и Кровью Своими; что Господь исполняет твои молитвы; что сколько сверстников твоих уже лежит в могиле, а ты живешь, и каждый твой день может быть днем твоего спасения.

Есть еще мистический смысл. Прокаженные кричали: Иисус Наставник! помоги нам. Иссякла у них уже давно надежда на человека, однако не исчезла надежда на Бога.

И мы тоже прокаженные грехами для ангелов. Наши души в очах Ангелов так же ужасны и отвратительны, как тела прокаженных. Но мы знаем своего Спасителя и потому в сердце своем должны непрестанно говорить: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного, исцели меня, спаси меня!»

Братия и сестры! Хотелось бы нам молиться от чистого сердца, а наше сердце источает гной, как смрадные уста прокаженных. Но Господь услышал их шепот. Он слышит и тайный голос нашего сердца!

Еще здесь есть экклезиологический смысл. Господь говорит: Пойдите, покажитесь священникам. Господь дал Церкви великие таинства, которые могут очистить, возродить духовно, оживотворить человека. Это Таинства Елеосвящения, Покаяния и Причащения.

В этом Евангельском повествовании есть и символический смысл: прокаженные – это человечество после грехопадения, люди, отвергнутые от их старших братьев – ангелов, люди, обреченные на смерть и ад. Но Господь распялся на кресте, чтобы исцелить человечество, а большинство, подобно девяти прокаженным, проявляют равнодушие и холодность к Голгофской жертве Спасителя.

Братия и сестры! Мы должны благодарить Бога за все, благодарить даже за испытания и страдания, которые Он посылает нам.

Один подвижник сказал: «Неискренен в любви тот, кто не благодарит Бога в скорби, как и в радости». А другой ответил: «Неискренен тот, кто не принимает скорбь как радость и удары как благословение».

Любимой молитвой св. Иоанна Златоуста были слова: «Слава Богу за все!»

Братия и сестры! Гордое сердце не может благодарить Бога, гордое сердце всегда озлоблено, оно постоянно в смятении, оно всегда недовольно.

Достаточно иногда гордому услышать какое-нибудь слово, даже достаточно неприветливого взгляда, чтобы сердце его наполнилось ненавистью. Сердце гордого не знает духовной радости – высшего счастья.

Лишь смиренным открываются тайны Божии и тайны Божественной любви, только смиренный может благодарить Бога за все.

  • Аминь.
  • Архимандрит Рафаил (Карелин)
  • _______________

Источник: Архимандрит Рафаил (Карелин). Путь христианина. Проповеди. – http://lib.eparhia-saratov.ru/books/16r/rafail/christianway/35.html

Версия для печати: Неделя 29 по Пятидесятнице.doc

Воскресная проповедь в 27-ю неделю по Пятидесятнице. История о исцелении десяти прокаженных

«И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас. Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились.

 Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога, и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин.

 Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять? как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника? И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя». (Лк., 85 зач., XVII, 12–19.)

Сегодняшнее Евангельское чтение очень многогранно. Евангелист Лука повествует о том, что ученики попросили Спасителя умножить их веру. В ответ на это Христос объясняет ученикам: даже если предположить, что мы с вами исполним все заповеди, что для человека,  в принципе невозможно, мы не должны превозносить себя перед другими, а должны понимать, что просто исполнили то, к чему призваны. 

Когда продолжается шествие Господа мимо Галилеи и Самарии в Иерусалим, в одном из селений ко Христу издалека начинает обращаться группа людей, пораженных проказой и они взывают ко Спасителю, крича: «Иисус Наставник! Помилуй нас». (Ср. Лк., 85 зач., XVII, 13) 

О проказе мы с вами, к счастью, знаем мало, потому что живем на севере. Это страшная болезнь, присутствующая в странах с жарким климатом, когда человек по сути заживо сгнивает и отпадывают его части тела, конечности. В иудейской традиции, для того, чтобы можно было приступить к общественной молитве, необходимо было собраться десяти мужчинам.

Может быть по этому принципу и сбились в кучку эти бедные прокаженные. Понятно, что с точки зрения Моисеева закона, прокаженные не могли ни участвовать в богослужении, ни жить в обществе, потому что болезнь была очень заразная и эти люди были изгоями общества.

Поэтому издалека они обращаются ко Христу и взывают к Нему, как к наставнику, то есть они еще не видят в Нем Бога, а обращаются к Нему просто, как к одному из пророков. 

Христос говорит им: «Пойдите, покажитесь священникам». (Лк., 85 зач., XVII, 14). И прокаженные люди являют нам пример веры, они не начинают спрашивать какие будут гарантии, зачем им идти к священникам, ведь они же еще болеют. Они просто с верой направляются к священникам и по пути исцеляются.

Мы с вами прекрасно знаем, что в Ветхом завете, для того, чтобы засвидетельствовать исцеление от болезни бывшие больные люди должны были показаться священникам и только после того, как священник констатировал факт исцеления им можно было возвращаться к обществу.

Таким образом, в стране, находящейся в  жарком климатическом поясе, удавалось избегать эпидемий. 

Давайте представим себе: что происходит с человеком, который долгое время болеет?

Мы с вами часто на своем примере и на примере наших близких знаем, что когда нам плохо — мы все просим Бога помочь, только Господь дарует нам исцеление или решение какой-либо проблемы. Мы, зачастую, тут же забываем Бога, но все-равно, может быть хоть какое-то мгновение в нашей душе открывается благодарность к Богу, но затем не каждый из нас благодарит Господа. 

В данном случае разные толкователи думают по-разному, считают, что девять иудеев просто пошли благодарить Бога Отца, приносить жертвы в Иерусалимский храм, а Самарянину, поскольку он был иноплеменником, дорога в храм была закрыта, говоря нашим языком, он был сектантом, но тем не менее именно данный иноплеменник и являет пример настоящей веры во Христа, как в Бога. Те девять прокаженных просто исцелились для того, чтобы дожить остаток своих дней исцеленными и затем умереть. А один из десяти увидел во Христе не просто пророка и наставника, а Бога, пришедшего во плоти на Землю. Самарянин вернулся, пал, поклонился Ему и Христос говорит: «Встань, иди; вера твоя спасла тебя». (Лк., 85 зач., XVII, 14)

Мы с вами знаем, что  объективно все от Адама, до последнего роившегося человека перед страшным судом, все спасены кровью Господа нашего Иисуса Христа.

Но субъективно, каждый из нас принимает решение нужно ему это или нет, идти ли ему к Богу или не идти. И данный самарянин, видимо, сделал правильный выбор и решил полностью изменить свою жизнь и быть со Христом.

Поэтому это Евангелие о благодарности и неблагодарности. 

На каждом Благодарственном молебне мы с вами слышим эти слова, однако самое страшное, когда люди неблагодарны: к Богу, друг к другу. Очень много людей совершенно не задумываются о том, как Бог о нас заботится.

Господь дарует каждому из нас жизнь, просто так, как дар, Господь каждого из нас призывает к блаженству — редчайшему счастью, но, к сожалению, не всем нам это интересно.

Кому-то помогают люди, детям помогают их родители и очень часто, дети ведут себя совершенно неблагодарно по отношению к своим родителям, которые бессонными ночами сидели у колыбели ребенка, затем воспитывали его.

С наступлением подросткового возраста, дети начинают хамить, считают, что они центр мироздания и зачастую, только уже к зрелому возрасту начинают осознавать и понимать кто же для них родители. Очень часто, подчиненные не понимают как о них заботится начальство или наоборот не заботится.

То есть, везде мы встречаем пример благодарности и неблагодарности, но духовный закон гласит о следующем: человек неблагодарный никогда не сможет быть блаженным и счастливым. Тот человек, которому все не так — это человек несчастный, а тот, кто может благодарить, действительно, готов и к принятию благодати Божьей. Благодарить можно словом, делом, помышлением и всегда нужно об этом помнить, потому что самое страшное — быть неблагодарным. 

Христос пострадал за нас, Он пришел в этот мир, был изгнанником и человеком, который нес, в основном, только тяготы нашей жизни. Господь принял на Себя все наши с вами грехи, последствие нашего грехопадения, а мы за это все время неблагодарны Ему, мы все время ропщем.

На исповеди очень часто приходится слышать просто констатацию факта того, что с пожилыми людьми, будь то родители или бабушки, дедушки невозможно общаться, всем они недовольны, все вокруг плохо, правительство плохое, климат плохой, все вокруг нехорошие и только они одни бедные-несчастные — самые лучшие.

И об этом нужно задуматься, потому что святые отцы говорят нам, что мы рождены в мир и живем здесь, будучи странниками и все дело в том, с какой стороны креста мы находимся или мы подобно благоразумному разбойнику понимаем, что все скорби, которые случаются в этом мире по нашим грехам и преодолевая разные небольшие проблемы, мы, обращаясь к Богу благодарим Его и радуемся тому, что Господь здесь, в этой временной жизни благословляет нас разными испытаниями, чтобы мы хоть как-то могли загладить наши грехи. В этом случае, мы идем ко спасению, ко Христу. Но, к сожалению, очень часто мы и большая часть человечества, стоит по другую сторону креста, вместе с распинателями, с неразумным разбойником, понижая Христа, крича и топая ногами на Бога, воспринимая болезнь не как средство ко спасению, а как что-то нежелательное для нас.

Такие люди, к сожалению, будучи неблагодарными и недовольными всем, ничему не радуются и уже здесь, в этой жизни, они начинают стяжать ад и смерть лишь переводит их в то состояние, которое они всю жизнь обретали и к чему они стремились.

А Христос, уже после исцеления прокаженных говорит: «Царствие Божие внутри вас есть», поэтому если мы будем стяжать дух мирен и пытаться исполнять заповеди Божии, если мы будем благодарны Богу за то, что Он дал нам все необходимое для спасения, то в этом случае, мы будем блаженными и счастливыми людьми и дай Бог нам к этому стремиться! 

  • Аминь.
  • Иерей Димитрий Бажанов
  • Храм святителя Луки Крымского
  • Пожертвовать Мы «ВКонтакте» Церковная лавка

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *