Пассия служба страстям христовым в храме николая чудотворца — богослов

Пассия служба страстям Христовым в храме Николая Чудотворца - Богослов При­хо­жан­ка. Ска­жи­те, в ка­кой день и во сколь­ко у вас бу­дет слу­жить­ся пас­сия?

Пре­сви­тер. В на­шем хра­ме пас­сии не со­вер­ша­ют­ся.

При­хо­жан­ка. Как?! Со­всем?

Пресвитер.

А почему они должны совершаться?

Прихожанка. Но ведь Великий пост идет.

Пресвитер.

Да, я знаю.

Прихожанка. А разве пассии не должны совершаться Великим постом?

Пресвитер.

Они вообще не должны совершаться в нашем богослужении, тем более Великим постом.

 Прихожанка. Вот это новость! А почему?

Пресвитер.

Потому что нет указаний на ее существование в Уставе Православной Церкви.

Прихожанка. А откуда же эта служба появилась?

Пресвитер.

Чинопоследование этого «богослужения» составил в середине XVII века Киевский митрополит Петр (Могила).

Прихожанка. А кто это? Вы уже не раз его имя упоминали и в не очень выгодном свете.

Пресвитер.

Это автор «Исповедания православной веры», составленного по латинским книгам и схемам[1], а также знаменитого и очень популярного у нас Большого Требника (Евхологиона), в котором отдельные чины и последования сопровождаются пояснительными статьями, взятыми из римского «Ритуала» папы Павла V-го. Из одного этого уже видно, что он достаточно свободно обращался с латинскими книгами, и, что всего печальней для нас, «то, что он находил в них, он и принимал за православие, как древнее предание»[2].

Прихожанка. Значит, и пассия – это латинский обряд?

Пресвитер.

Несомненно. В этом можно убедиться, узнав не только о его происхождении, но и из самого духа, который он в себе заключает.

Прихожанка. А мы можем это сделать сейчас?

Пресвитер.

Давайте попробуем. Как вы знаете, пассии совершаются 4 раза в год: во второе, третье, четвертое и пятое воскресенья Великого поста, хотя существует практика совершения их в другие дни недели: среду или пятницу. В переводе с латинского passio означает страсть, страдание. И как ясно из самого названия, на этих службах вспоминаются спасительные страдания Господа Иисуса Христа. За каждой пассией прочитываются повествования об этом по очереди из каждого Евангелия. Поются песнопения из богослужения Великой пятницы.

А в самом конце произносится проповедь с поучением об Искуплении.

Прихожанка. А акафист?

Пресвитер.

Позже ко всему перечисленному добавили еще и пение акафиста Страстям Господним. Но в раннем чине его не было. Первоначально пассии были распространены только в южных областях России, и лишь к XX веку их стали совершать в нашей Церкви повсеместно.

Прихожанка. То есть до XX века у нас пассии не совершались?

Пресвитер.

Представьте себе. И никто из известных мне святых на эту тему даже не рассуждал, если не считать св. Афанасия, ограничившегося высказыванием, что заимствованные от латинян пассии не вполне соответствуют духу православного Церковного Устава[3].

Прихожанка. А что в них плохого? Ведь служение пассий помогает нам достичь конечной цели Великого поста – сораспятия со Христом – и лучше подготовиться к празднику Пасхи!

Пресвитер.

Это Вы сами придумали или кто-то подсказал?

Прихожанка. Это я усвоила из проповедей на пассии.

Пресвитер.

Я так и думал. Но боюсь, что Вы и те, кто Вам это говорил, глубоко заблуждаетесь.

Прихожанка. Поясните.

Пресвитер.

Во-первых, давайте поговорим о сораспятии. Насколько я понимаю, употребляя этот термин, Вы имеете в виду некое чувство к страдающему Христу. Правильно?

Прихожанка. Не некое, а конкретное чувство сострадания. Вся обстановка на пассии располагает к тому, чтобы живо поскорбеть о человеческой неправде и об ужасных мучениях Христа. Этим мне пассии и нравятся.

Пресвитер.

А Вас не настораживает тот факт, что сораспинаться со Христом, сопереживая Его крестную муку, есть едва ли не самое существенное в западной аскетической практике подражания Христу и что основной «добродетелью» католических святых является «компассио», т.е. сомучение со Христом, выражаемое поглощением Его внешним страдальческим видом, вплоть до стигматизации?

Прихожанка. А что такое стигматизация?

Пресвитер.

Стигматизация – это как бы овеществленное сострадание Христу. Стигматы в буквальном переводе с греческого языка означают укол, клеймо. Стигматами называют постоянно кровоточащие язвы, являющиеся на теле подвижников в местах крестных страданий Иисуса Христа, т.е. на голове, груди, ладонях и ступнях. Эти раны, как считают специалисты, появляются тогда, когда сознательная жизнь целиком поглощается каким-нибудь ярким образом, сопровождаемым мощным мысленным внушением, стремящимся перенести страдания воображаемого образа в физические ощущения тела[4]. По утверждению св.

Игнатия Брянчанинова, старания западных подвижников и сводятся в основном к тому, чтобы «оживить чувства, кровь и воображение»[5]. Особенно любят они это делать при воспоминании о земных страданиях Христа.

Первый стигматик, Франциск Ассизский[6], по свидетельству жизнеописателей, «опьяненный любовью и состраданием ко Христу, иногда поднимал кусок дерева с земли и, взяв его в левую руку, правою водил по нему на манер смычка по скрипке, припевая французскую песнь о Господе Иисусе Христе», которая оканчивалась слезами жалости о страданиях Христа и усиленными вздохами[7]. Он же первый и стал утверждать, что степень святости определяется степенью страданий при виде распятого Христа[8].

Прихожанка. Я этого не знала, хотя что-то отдаленное об этом и слышала.

Пресвитер.

К той же цели стремится и автор фильма «Страсти Христовы».

Прихожанка. А что, этот фильм плохой?

Пресвитер.

Вопрос некорректный, потому что понятия «плохой» или «хороший» есть понятия относительные. Помните шутку: что русскому хорошо, то немцу смерть. Что полезно одному, другому может оказаться неполезным. В каких-то случаях и яд может оказаться полезным… Но то, что фильм этот сделан в лучших традициях католической духовности, нет никаких сомнений.

Прихожанка. Ну, не знаю, мне фильм понравился, и не мне одной…

Пресвитер.

А Вам не показалось, что он чрезмерно натурален, местами жесток к зрителю?

Прихожанка. Да, я согласна, что для имеющих, например, слабую нервную систему этот фильм может оказаться пагубным. Но в целом же фильм потрясающий!

Пресвитер.

Вот Вы и ответили на свой вопрос. Этот фильм – потрясающий нервную систему. Но причем здесь духовная жизнь? На этот счет, мне помнится, есть интересное письмо св. Игнатия. Сейчас поищу… А вот оно. Смотрите, здесь и характеристика обсуждаемого нами фильма и рекомендация отношения к нему: «Не читай (в нашем случае, не смотри) никаких инославных сочинителей: у них Дух Святый заменен кровию необузданною, пламенною; они могут завлечь в пропасть – и завлекают туда многих.

Упоминаемое тобою “действие”, произведенное в тебе чтением Писания (просмотром фильма) – какое впечатление имели на Иоанна Богослова и Мироносиц отдаленные звуки молотов, ударявших в гвозди при распятии Спасителя (как ужасно больно было Спасителю в это время и какие нечеловеческие муки Он вынес ради нас), было “кровяное”. Пойми: потрясены были нервы.

Таковые действия отвергаются в духовном подвиге, называются “прелестными”, т.е. происходящими от самообольщения и приводящими к нему, потому что они не от благодати Божией, а собственное состояние человеческое, свойственное естеству нашему падшему, до которого дойдено напряжением воображения и чувствительности»[9].

Хорошо ли это? По его словам, очень нехорошо, ибо создает почву к самообольщению. Чтобы этого не случилось, «должно держать себя в состоянии ровности, тишины, спокойствия, нищеты духа, удаляясь тщательно от всех состояний, производимых разгорячением крови и нерв»[10].

Прихожанка. А что же тогда имеет в виду св. ап. Павел, когда говорит: «Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос»? (Гал.2:19-20)

Пресвитер. Совсем не то, что имеют в виду католики и им сочувствующие.

Сораспинаться Христу надо не желанием вжиться в Его состояние и ощутить мысленно или чувственно то, что ощущал Он при Своем распятии, а умерщвлением страстей.

В сораспятии Христу ветхий наш человек распинается с Ним в купели крещения, освобождаясь от грехов (Рим.6:3-7), так что человек перестает делать неугодное Богу.

Прихожанка. Спасибо за разъяснение.

«Благодатный Огонь»
26 марта 2021

Страсти по пассии. Акафист в Пост?

Акафист проще и для написания, и для восприятия, поскольку не требует предварительного знакомства со священно-богослужебными текстами.

 начало статьи — «Страсти по пассии. Ч.1»

  • «Радуйся, яко ты еси Матерь краеугольного камени,
  • держащего весь мир своею дланию»
  • (из отклоненного цензурой)[1]

Второй большой камень преткновения в огород пассии как службы «неправильной» и «неправославной» — это акафист. Расплодившийся необычайно в XIX — XX вв. Вообще и Страстям Христовым в частности.

Современный исследователь отмечает[2] необычайную популярность акафистов в России — как среди мирян, так и среди духовенства; количество их уже приблизилось к 600.

Акафист проще и для написания, и для восприятия, поскольку не требует предварительного знакомства со священно-богослужебными текстами, и потому вытесняет традиционные церковнобогослужебные жанры. В общем и целом, акафист — вещь проблематичная, с какой стороны (научной ли, практической) не посмотри.

Кольми паче — ох, простите! — а уж тем более акафист униатский по происхождению, хоть и свт. Иннокентием Херсонским переписанный! Опять же неуставной. Действительно, устав знает только один акафист. Великий.

Акафист ко Пресвятой Богородице, поющийся по практике нашей Церкви на утрене субботы 5-ой седмицы Великого поста (т.е. в реальности в пт. вечером), за что она, эта суббота, и называется Субботой Акафиста.Пассия служба страстям Христовым в храме Николая Чудотворца - Богослов

Изначально акафист (по-греч. hýmnos akáthistos) был Акафистом, поскольку являлся именем собственным только этого красивейшего византийского духовного песнопения. Позднее, уже на исходе византийской эпохи, во 2 пол. XIV в., развился жанр церковного гимна в подражание Акафисту Пресв.

Богородице, следующего его формальной модели, — жанр акафиста. Со 2 пол. XIV — нач. XV вв. акафисты получили распространение и на Руси[3]: сначала переводные — собственно, Акафист Пресв. Богородице (вопрос об авторстве которого не решен однозначно); архистратигу Михаилу, Иоанну Предтече, свт.

Николаю Чудотворцу, а также канон похвальный Пресв. Богородице с акафистом патриарха Исидора I Бухираса; потом оригинальные, древнейшие из которых, по-видимому, — «Акафист Иисусу Сладчайшему» и «Радости» Иоанну Предтече, написанные Франциском Скориной и изданные им в Вильне в 1522 г.

Образцом Скорине служили те же греческие акафисты патриарха Исидора. На сегодняшний день акафисты старше XVI в. неизвестны.

Списки акафистов Скорины сразу же получили широкое распространение, а его «Малая подорожная книжица», в которую помимо упомянутых вошли и другие акафисты, послужила основой для рукописных и печатных южнорусских акафистников XVI — XVIII вв.

Акафисты старше XVIII в. немногочисленны и плохо изучены. Наибольшее число русских акафистов к. XVII — н. XVIII вв., исследованных к настоящему времени, посвящено прп. Сергию Радонежскому. Старейший из них («Взбранный воеводо, Сергие, и бесом победителю») написан в сер. XVII в. кн. С.И. Шаховским и сохранился только в списке (того же времени).

Читайте также:  Проповедь о расслабленном - богослов

Прототип, или, точнее сказать, источник, разбираемого нами акафиста Страстям Христовым, в рукописном виде встречается в рукописях XVII в. (напр. в Сборнике Московской Синодальной библиотеки); издан в «Треакафистном молитвослове» 1691 г. Лаврентием Крщоновичем[4].

Между прочим, с утверждением о том, что не монашеское это дело — акафисты читать, трудно согласиться: в XIV — XVI вв. акафисты были включены именно в монашеское молитвенное правило, о чем свидетельствуют славянские рукописи и старопечатные книги того времени. Со 2 пол. XV в. появляются сборники, в которых акафисты образуют седмичный цикл. Свт.

Игнатий (Брянчанинов) в наставлении о вечерней молитве в обителях, в которую он включает чтение акафистов, пишет: «Надо помнить, что сущность молитвенного подвига заключается не в количестве прочитанных молитвословий, а в том, чтоб прочитанное было прочитано со вниманием, при сочувствии сердца, и оставило в душу глубокое и сильное впечатление…

На первоначальных очень полезно действует чтение акафистов Сладчайшему Иисусу и Божией Матери»[5].

Расцвет акафистного творчества в России приходится на 40-е гг. XIX — 10-е гг. XX вв. Импульсом к созданию акафистов стала деятельность как раз таки архп. Иннокентия Херсонского (Борисова), который переработал наш акафист Страстям Христовым.

И это не единственный униатский акафист, который подвергся его тщательной чистке и переделке: акафист Покрову Пресв. Богородицы, Гробу Господню и Воскресению Христову, Св. Троице, архистратигу Михаилу — акафисты, введенные святителем в широкое употребление. Будучи в 1843-48 гг. епископом Харьковским, преосв.

Иннокентий установил использовать их в местных храмах, так как «действие сих акафистов на народ было чрезвычайно сильное и благородное»[6].

Конечно, авторитет иерарха Церкви, даже причисленного к лику святых, не может быть безусловным и окончательным аргументом при обсуждении богослужебных, и тем более эстетических и стилистических достоинств акафиста, необходимости его общественного, некелейного (а по своему изначальному предназначению акафисты, исключая Великий, — элемент келейного правила) использования. Тем более, если ему можно противопоставить не менее авторитетное суждение, скажем, свт. Филарета, мтрп. Московского (Дроздова). Вадыка Филарет писал: «Акафист Страстям Господним доставил мне добрые минуты. Но разрешить употребление его на общем правиле сомневаюсь… Вообще мне кажется не излишняя осторожность, чтобы при общих молитвах употреблять только то, что благословено и принято Церковью, а не вводить нового, хотя и доброго, по частному изволению, которое может отворить дорогу к нововведениям сомнительным». В письме самому архиеп. Иннокентию по поводу акафиста Живоносному Гробу и Воскресению Христову мтрп. Филарет высказал и свое отношение к акафистам вообще: «…можно решаться на составление новых церковных молитвословий, по требованию особенных обстоятельств и по указанию Провидения Божия, напр., в честь новопрославленного Богом святого; но… не так удобно, по произволу, вновь решиться на составление акафиста священному предмету, пред которым вселенская Церковь от своего начала… не благоговела не судив потребным составлять акафист… в наше не очень богатое усердием к протяженной молитве время от ревности пастырской требуется не произвольное умножение протяженных молитвословий, но поддержание точного, без опущений и невнимательной поспешности, исполнения издревле преданных общих молитвословий православной Церкви»[7].

Однако во избежание кривотолков о «неправославности», униатском духе акафиста Страстям Христовым и вообще старых, еще в дореволюционную эпоху изданных акафистов, нужно подчеркнуть, что в синодальный период все выходящие в печати акафисты, как и вообще все церковные тексты, подвергались жесткой и тщательной цензуре — такая функция была возложена на Св. Синод от момента его создания. В 1799 г. Синод создает специальное учреждение для цензуры духовных книг — цензурную комиссию при Московском Донском монастыре; а по проекту Устава духовных академий 1814 г., при последних были учреждены и исправно действовали духовно-цензурные комитеты, состоящие из 3 членов из профессорско-преподавательской академической среды. Акафисты подвергались цензурированию не только на предмет догматического соответствия, но и поэтической качественности и чистоты языка и стиля. Интереснейший материал о всех изданных в России акафистах, с подробным разбором каждого в отдельности, а также структуры, содержания и языка русского акафиста в общем, в том числе, и критерии принятия/отклонения акафистов можно найти в книге А. Попова «Православные русские акафисты, изданные с благословения Святейшего Синода. История их происхождения и цензуры, особенности содержания и построения» (Казань, 1903 г.).

[1] Попов А. Православные русские акафисты… с. 616

[2] Ф.Б. Людоговский. Откуда берутся акафисты? // Встреча, №1 (22), 2006 г. С. 16-17.

[3] В рукописях акафисты появляются с XII в., в печати — с 1491 г.

[4] Цит. по: Попов А. Православные русские акафисты… с. 65

[5] Цит. по: Попов А. Православные русские акафисты… с. 469

[6] Цит. по: Православная энциклопедия, статья «Акафист», с. 379

[7] Цит. по: Попов А. Православные русские акафисты… с. 162-163

Третья пассия

  • Третья пассия
  • Лука 22 глава
  • 1 Приближался праздник опресноков, называемый Пасхою,
  • 2 и искали первосвященники и книжники, как бы погубить Его, потому что боялись народа.
  • 3 Вошёл же сатана в Иуду, прозванного Искариотом, одного из числа двенадцати,
  • 4 и он пошёл, и говорил с первосвященниками и начальниками, как Его предать им.
  • 5 Они обрадовались и согласились дать ему денег;
  • 6 и он обещал, и искал удобного времени, чтобы предать Его им не при народе.
  • 7 Настал же день опресноков, в который надлежало заколать пасхального [агнца],
  • 8 и послал [Иисус] Петра и Иоанна, сказав: пойдите, приготовьте нам есть пасху.
  • 9 Они же сказали Ему: где велишь нам приготовить?
  • 10 Он сказал им: вот, при входе вашем в город, встретится с вами человек, несущий кувшин воды; последуйте за ним в дом, в который войдёт он,
  • 11 и скажите хозяину дома: Учитель говорит тебе: где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими?
  • 12 И он покажет вам горницу большую устланную; там приготовьте.
  • 13 Они пошли, и нашли, как сказал им, и приготовили пасху.
  • 14 И когда настал час, Он возлёг, и двенадцать Апостолов с Ним,
  • 15 и сказал им: очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания,
  • 16 ибо сказываю вам, что уже не буду есть её, пока она не совершится в Царствии Божием.
  • 17 И, взяв чашу и благодарив, сказал: приимите её и разделите между собою,
  • 18 ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придёт Царствие Божие.
  • 19 И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Моё, которое за вас предаётся; сие творите в Моё воспоминание.
  • 20 Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша [есть] Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается.
  • 21 И вот, рука предающего Меня со Мною за столом;
  • 22 впрочем, Сын Человеческий идёт по предназначению, но горе тому человеку, которым Он предаётся.
  • 23 И они начали спрашивать друг друга, кто бы из них был, который это сделает.
  • 24 Был же и спор между ними, кто из них должен почитаться большим.
  • 25 Он же сказал им: цари господствуют над народами, и владеющие ими благодетелями называются,
  • 26 а вы не так: но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий – как служащий.

27 Ибо кто больше: возлежащий, или служащий? не возлежащий ли? А Я посреди вас, как служащий.

  1. 28 Но вы пребыли со Мною в напастях Моих,
  2. 29 и Я завещаваю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство,
  3. 30 да ядите и пиете за трапезою Моей в Царстве Моём, и сядете на престолах судить двенадцать колен Израилевых.

31 И сказал Господь: Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу,

32 но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих.

33 Он отвечал Ему: Господи! с Тобою я готов и в темницу и на смерть идти.

34 Но Он сказал: говорю тебе, Пётр, не пропоёт петух сегодня, как ты трижды отречёшься, что не знаешь Меня.

35 И сказал им: когда Я посылал вас без мешка и без сумы и без обуви, имели ли вы в чём недостаток? Они отвечали: ни в чём.

36 Тогда Он сказал им: но теперь, кто имеет мешок, тот возьми его, также и суму; а у кого нет, продай одежду свою и купи меч;

37 ибо сказываю вам, что должно исполниться на Мне и сему написанному: и к злодеям причтён. Ибо то, что о Мне, приходит к концу.

38 Они сказали: Господи! вот, здесь два меча. Он сказал им: довольно.

  • 39 И, выйдя, пошёл по обыкновению на гору Елеонскую, за Ним последовали и ученики Его.
  • 40 Придя же на место, сказал им: молитесь, чтобы не впасть в искушение.
  • 41 И Сам отошёл от них на вержение камня, и, преклонив колени, молился,

42 говоря: Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет.

  1. 43 Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его.
  2. 44 И, находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю.
  3. 45 Встав от молитвы, Он пришёл к ученикам, и нашёл их спящими от печали

46 и сказал им: что вы спите? встаньте и молитесь, чтобы не впасть в искушение.

47 Когда Он ещё говорил это, появился народ, а впереди его шёл один из двенадцати, называемый Иуда, и он подошёл к Иисусу, чтобы поцеловать Его. Ибо он такой им дал знак: Кого я поцелую, Тот и есть.

48 Иисус же сказал ему: Иуда! целованием ли предаёшь Сына Человеческого?

49 Бывшие же с Ним, видя, к чему идёт дело, сказали Ему: Господи! не ударить ли нам мечом?

50 И один из них ударил раба первосвященникова, и отсёк ему правое ухо.

51 Тогда Иисус сказал: оставьте, довольно. И, коснувшись уха его, исцелил его.

52 Первосвященникам же и начальникам храма и старейшинам, собравшимся против Него, сказал Иисус: как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями, чтобы взять Меня?

53 Каждый день бывал Я с вами в храме, и вы не поднимали на Меня рук, но теперь ваше время и власть тьмы.

54 Взяв Его, повели и привели в дом первосвященника. Пётр же следовал издали.

  • 55 Когда они развели огонь среди двора и сели вместе, сел и Пётр между ними.
  • 56 Одна служанка, увидев его сидящего у огня и всмотревшись в него, сказала: и этот был с Ним.
  • 57 Но он отрёкся от Него, сказав женщине: я не знаю Его.
Читайте также:  О вселенской родительской субботе - богослов

58 Вскоре потом другой, увидев его, сказал: и ты из них. Но Пётр сказал этому человеку: нет!

59 Прошло с час времени, ещё некто настоятельно говорил: точно и этот был с Ним, ибо он Галилеянин.

60 Но Пётр сказал тому человеку: не знаю, что ты говоришь. И тотчас, когда ещё говорил он, запел петух.

  1. 61 Тогда Господь, обратившись, взглянул на Петра, и Пётр вспомнил слово Господа, как Он сказал ему: прежде нежели пропоёт петух, отречёшься от Меня трижды.
  2. 62 И, выйдя вон, горько заплакал.
  3. 63 Люди, державшие Иисуса, ругались над Ним и били Его;
  4. 64 и, закрыв Его, ударяли Его по лицу и спрашивали Его: прореки, кто ударил Тебя?
  5. 65 И много иных хулений произносили против Него.
  6. 66 И как настал день, собрались старейшины народа, первосвященники и книжники, и ввели Его в свой синедрион

67 и сказали: Ты ли Христос? скажи нам. Он сказал им: если скажу вам, вы не поверите;

68 если же и спрошу вас, не будете отвечать Мне и не отпустите [Меня];

69 отныне Сын Человеческий воссядет одесную силы Божией.

70 И сказали все: итак, Ты Сын Божий? Он отвечал им: вы говорите, что Я.

71 Они же сказали: какое ещё нужно нам свидетельство? ибо мы сами слышали из уст Его.

  • Лука 23 глава
  • 1 И поднялось всё множество их, и повели Его к Пилату,
  • 2 и начали обвинять Его, говоря: мы нашли, что Он развращает народ наш и запрещает давать подать кесарю, называя Себя Христом Царём.

3 Пилат спросил Его: Ты Царь Иудейский? Он сказал ему в ответ: ты говоришь.

  1. 4 Пилат сказал первосвященникам и народу: я не нахожу никакой вины в этом человеке.
  2. 5 Но они настаивали, говоря, что Он возмущает народ, уча по всей Иудее, начиная от Галилеи до сего места.
  3. 6 Пилат, услышав о Галилее, спросил: разве Он Галилеянин?
  4. 7 И, узнав, что Он из области Иродовой, послал Его к Ироду, который в эти дни был также в Иерусалиме.
  5. 8 Ирод, увидев Иисуса, очень обрадовался, ибо давно желал видеть Его, потому что много слышал о Нём, и надеялся увидеть от Него какое-нибудь чудо,
  6. 9 и предлагал Ему многие вопросы, но Он ничего не отвечал ему.
  7. 10 Первосвященники же и книжники стояли и усильно обвиняли Его.
  8. 11 Но Ирод со своими воинами, уничижив Его и насмеявшись над Ним, одел Его в светлую одежду и отослал обратно к Пилату.
  9. 12 И сделались в тот день Пилат и Ирод друзьями между собою, ибо прежде были во вражде друг с другом.
  10. 13 Пилат же, созвав первосвященников и начальников и народ,
  11. 14 сказал им: вы привели ко мне человека сего, как развращающего народ; и вот, я при вас исследовал и не нашёл человека сего виновным ни в чём том, в чём вы обвиняете Его;
  12. 15 и Ирод также, ибо я посылал Его к нему; и ничего не найдено в Нём достойного смерти;
  13. 16 итак, наказав Его, отпущу.
  14. 17 А ему и нужно было для праздника отпустить им одного [узника].

18 Но весь народ стал кричать: смерть Ему! а отпусти нам Варавву.

  • 19 Варавва был посажен в темницу за произведённое в городе возмущение и убийство.
  • 20 Пилат снова возвысил голос, желая отпустить Иисуса.
  • 21 Но они кричали: распни, распни Его!

22 Он в третий раз сказал им: какое же зло сделал Он? я ничего достойного смерти не нашёл в Нём; итак, наказав Его, отпущу.

  1. 23 Но они продолжали с великим криком требовать, чтобы Он был распят; и превозмог крик их и первосвященников.
  2. 24 И Пилат решил быть по прошению их,
  3. 25 и отпустил им посаженного за возмущение и убийство в темницу, которого они просили; а Иисуса предал в их волю.
  4. 26 И когда повели Его, то, захватив некоего Симона Киринеянина, шедшего с поля, возложили на него крест, чтобы нёс за Иисусом.
  5. 27 И шло за Ним великое множество народа и женщин, которые плакали и рыдали о Нём.
  6. 28 Иисус же, обратившись к ним, сказал: дщери Иерусалимские! не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших,
  7. 29 ибо приходят дни, в которые скажут: блаженны неплодные, и утробы неродившие, и сосцы непитавшие!

30 тогда начнут говорить горам: падите на нас! и холмам: покройте нас!

  • 31 Ибо если с зеленеющим деревом это делают, то с сухим что будет?
  • 32 Вели с Ним на смерть и двух злодеев.
  • 33 И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону.

34 Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают. И делили одежды Его, бросая жребий.

35 И стоял народ и смотрел. Насмехались же вместе с ними и начальники, говоря: других спасал; пусть спасёт Себя Самого, если Он Христос, избранный Божий.

  1. 36 Также и воины ругались над Ним, подходя и поднося Ему уксус
  2. 37 и говоря: если Ты Царь Иудейский, спаси Себя Самого.
  3. 38 И была над Ним надпись, написанная словами греческими, римскими и еврейскими: Сей есть Царь Иудейский.
  4. 39 Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас.
  5. 40 Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осуждён на то же?
  6. 41 и мы [осуждены] справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал.
  7. 42 И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твоё!
  8. 43 И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю.
  9. 44 Было же около шестого часа дня, и сделалась тьма по всей земле до часа девятого:
  10. 45 и померкло солнце, и завеса в храме раздралась по средине.

46 Иисус, возгласив громким голосом, сказал: Отче! в руки Твои предаю дух Мой. И, сие сказав, испустил дух.

  • 47 Сотник же, видев происходившее, прославил Бога и сказал: истинно человек этот был праведник.
  • 48 И весь народ, сшедшийся на сие зрелище, видя происходившее, возвращался, бия себя в грудь.
  • 49 Все же, знавшие Его, и женщины, следовавшие за Ним из Галилеи, стояли вдали и смотрели на это.
  • 50 Тогда некто, именем Иосиф, член совета, человек добрый и правдивый,
  • 51 не участвовавший в совете и в деле их; из Аримафеи, города Иудейского, ожидавший также Царствия Божия,
  • 52 пришёл к Пилату и просил тела Иисусова;
  • 53 и, сняв его, обвил плащаницею и положил его в гробе, высеченном [в скале], где ещё никто не был положен.
  • 54 День тот был пятница, и наступала суббота.
  • 55 Последовали также и женщины, пришедшие с Иисусом из Галилеи, и смотрели гроб, и как полагалось тело Его;
  • 56 возвратившись же, приготовили благовония и масти; и в субботу остались в покое по заповеди.

Что такое пассия страстям Христовым в Великий пост в православии, ход службы, Евангелия читаемые на пассиях, сколько времени идет

Дословно слово «пассия» переводится как скорбь и страдание. В обиходе его употребляют в значении «влюблённость» и «неразделённая любовь». В церкви оно имеет иное значение и вовсе не связано с любовными страданиями Христа.

Пассией называется особое богослужение во время Великого поста, в котором все молитвы посвящаются страданиям и крестной смерти Иисуса. С церковно-славянского языка слово «пассия» переводится как «страсть».

Пассию служат только в конце зимы и весной, в зависимости от времени наступления Великого поста. В это время все службы священники проводят траурные даже в воскресенье.

Чёрные одежды, в которые они наряжаются, символизируют траур, время страданий.

  Писали ли Святые отцы о смерти до грехопадения?

Примите во внимание: пассии служатся только в воскресные дни вечером.

Что такое пассия в великий пост

Великий пост – особое время для каждого христианина. Это самый длительный пост в году, посвященный страданиям Иисуса Христа и его Воскрешению.

Это самый строгий пост, в который нельзя есть даже рыбу. Он считается самым тяжёлым, и не только потому, что весной не хватает витаминов и ярких красок. Просто Великий пост – это время богослужений, посвящённых страданиям Христа.

Точное время начала его не зафиксировано. Каждый год Великий пост начинается по-разному. Есть мнение, что он зависит от лунного цикла. Поэтому каждый год он начинается в разное время – сразу после Масленицы, отмечаемой в феврале, а иногда и в марте.

Обычно воскресенье считается праздничным днём, посвящённым Иисусу Христу. Если в иудаизме выходным считалась суббота, то христиане сделали праздничным днём воскресение, но значение этого дня меняется в пост. В это время воскресенье становится напоминанием о страданиях Христа, поэтому вечером служится пассия.

Всего за пост каждое воскресенье служится 4 пассии. Но так как в некоторых храмах отмечается в первое воскресенье праздник Торжество Православия, пассия в первое воскресенье служится не всегда. Но за пост прочитывается 4 пассии в честь 4 Евангелий, затем в следующее воскресенье празднуется Вербное Воскресенье, а за ним следует Пасха.

Стоит отметить: в некоторых храмах последняя пассия читается не в воскресенье, а в пятницу.

Есть мнение, что пассия – поздняя служба, заимствованная у католиков, но это не правда. Торжественный и пафосный характер католической службы не имеет никакого отношения к православной.

Именно по этой причине в начале появления пассии (15 век) это вызвало много споров и чуть ли не раскол в православии, но сегодня пассия считается общепринятым богослужением, не вызывающим никаких сомнений в своей правильности.

Православная пассия, в отличии от католического богослужения – более строгая и скромная, в ней каждый христианин внутренне переживает все страдания Христа, сочувствует Ему, а не выставляет свои эмоции напоказ.

Читайте также:  Как следует поститься со 02 по 06 января 2020 года? - богослов

Следует учесть: эта служба очень строгая, поэтому не стоит на пассию приходить в храм в яркой, вызывающей или праздничной одежде, так как это противоречит строгому и скорбному характеру службы. Нежелательны яркие духи и вызывающий макияж.

Пассия как элемент богослужения Русской Православной Церкви

Доку­мент принят на засе­да­нии Свя­щен­ного Синода 30 мая 2019 года (журнал № 53).

Особые посто­вые службы, посвя­щен­ные почи­та­нию Стра­да­ний Гос­пода Иисуса Христа и назы­ва­е­мые пас­си­ями, полу­чили широ­кое рас­про­стра­не­ние в Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви.

Вместе с тем, после­до­ва­ние пассии не опи­сано в совре­мен­ном Типи­коне, в связи с чем встре­ча­ются мно­го­чис­лен­ные раз­ли­ча­ю­щи­еся прак­тики ее совер­ше­ния.

В насто­я­щем доку­менте сфор­му­ли­ро­ваны реко­мен­да­ции, каса­ю­щи­еся прак­тики совер­ше­ния пассии, и даны ука­за­ния, направ­лен­ные на при­ве­де­ние к еди­но­об­ра­зию после­до­ва­ния этого бого­слу­же­ния.

Совер­ше­ние пассий было впер­вые одоб­рено Собо­ром Киев­ской мит­ро­по­лии, состо­яв­шимся в 1629 году под пред­се­да­тель­ством мит­ро­по­лита Киев­ского и Галиц­кого Иова (Борец­кого), защит­ника Пра­во­сла­вия в борьбе с унией. В 1702 году чин пассии впер­вые был напе­ча­тан в Киево-Печер­ской лавре.

Согласно этому чино­по­сле­до­ва­нию, пассия совер­ша­лась в составе пове­че­рия. В этом пер­во­на­чаль­ном вари­анте пассия состо­яла из Еван­гель­ского чтения о Стра­да­ниях Спа­си­теля, пения стихир Страст­ного пятка и Страст­ной суб­боты, а также про­по­веди.

Прак­тика совер­ше­ния пассий на пове­че­рии до сих пор сохра­ня­ется в пре­де­лах Укра­ин­ской Пра­во­слав­ной Церкви.

В сере­дине XIX века свя­ти­тель Инно­кен­тий Хер­сон­ский соста­вил службу с ака­фи­стом Боже­ствен­ным Стра­стям Хри­сто­вым.

Она пред­на­зна­ча­лась как для част­ного молит­вен­ного упо­треб­ле­ния, так и для совер­ше­ния в храмах по образцу чино­по­сле­до­ва­ния бого­слу­же­ния с ака­фи­стом, при­ня­того в Киево-Печер­ской лавре.

Ака­фист в редак­ции свя­ти­теля Инно­кен­тия неод­но­кратно в тече­ние XIX–XX веков изда­вался Сино­даль­ными типо­гра­фи­ями. С начала XX века ака­фист Боже­ствен­ным Стра­стям Хри­сто­вым стал вклю­чаться и в чино­по­сле­до­ва­ние пассии.

В годы гоне­ний пассии полу­чили более широ­кое рас­про­стра­не­ние, при этом сохра­ня­лось раз­но­об­ра­зие обы­чаев их совер­ше­ния. В част­но­сти, в прак­тике мос­ков­ских и петер­бурж­ских при­хо­дов уста­но­вился обычай совер­шать пассию на вечер­нем бого­слу­же­нии в вос­крес­ные дни Вели­кого Поста, сего­дня наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ный в Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви.

Этот обычай дает воз­мож­ность при­хо­жа­нам, нахо­дя­щимся в будние дни на работе, духовно участ­во­вать в собы­тиях Стра­стей, напи­ты­ваться Еван­гель­скими сло­вами. Многие выда­ю­щи­еся про­по­вед­ники исполь­зо­вали Еван­гель­ские чтения пассий как повод обра­титься к при­шед­шим в храм со словом нази­да­ния.

Хотя тема Стра­стей звучит в еже­днев­ном посто­вом бого­слу­же­нии — в уми­ли­тель­ных пока­ян­ных сти­хи­рах, в тро­па­рях вели­ко­пост­ных часов, в вет­хо­за­вет­ных про­ро­че­ствах, совер­ше­ние пассии на при­хо­дах в вос­крес­ные дни поз­во­ляет погру­зиться в пере­жи­ва­ние Стра­да­ний Хри­сто­вых и тем веру­ю­щим, кото­рые не имеют воз­мож­но­сти посе­щать все­днев­ные службы.

По числу Еван­ге­ли­стов обычно в при­ход­ской и мона­стыр­ской прак­тике совер­ша­ются четыре пассии, что дает воз­мож­ность моля­щимся пол­но­стью услы­шать на пас­сиях биб­лей­ское повест­во­ва­ние о нашем Искуп­ле­нии. Вели­кую пользу для себя полу­чает чело­век, если со вни­ма­нием слу­шает Еван­гель­ское слово. И бла­го­ве­стие нашего спа­се­ния спо­собно пере­вер­нуть чело­ве­че­скую душу, обра­тив чело­века к пока­я­нию.

  • Поэтому пас­ты­рям над­ле­жит сопро­вож­дать слу­же­ние пассий про­по­ве­дью, рас­кры­ва­ю­щей смысл свя­щен­ней­ших стра­ниц Еван­ге­лия и акту­а­ли­зи­ру­ю­щей мис­си­о­нер­ский потен­циал этих бого­слу­же­ний.
  • Епар­хи­аль­ным Прео­свя­щен­ным над­ле­жит иметь попе­че­ние об уста­нов­ле­нии еди­но­об­ра­зия в порядке слу­же­нии пассии в тех при­хо­дах и мона­сты­рях, где сло­жился обычай их слу­же­ния, руко­вод­ству­ясь одной из ниже­сле­ду­ющх схем, однако совер­ше­ние пассий не сле­дует счи­тать обя­за­тель­ным.
  • При­ло­же­ние (воз­мож­ные схемы совер­ше­ния пассии)
  • I. Совер­ше­ние пассии с ака­фи­стом
  • В вос­кре­се­нье вече­ром на сере­дине храма постав­ля­ются Рас­пя­тие и аналой под Еван­ге­лие.

На вечерне, при пении сти­хиры «Тебе́, оде́ющагося…» на «И ны́не…» в конце сти­хов­ных стихир, духо­вен­ство цар­скими вра­тами исхо­дит к аналою перед Рас­пя­тием. Пред­сто­я­тель несет Еван­ге­лие. Совер­ша­ется полное каж­де­ние храма.

По окон­ча­нии сти­хиры и каж­де­ния поется или чита­ется ака­фист Боже­ствен­ным Стра­стям Хри­сто­вым.

По окон­ча­нии ака­фи­ста воз­гла­ша­ется про­ки­мен «Раздели́ша ри́зы Моя́ себе́…», после кото­рого чита­ется Еван­ге­лие, пред­ва­ря­е­мое воз­гла­ше­нием «И о сподо́битися нам…». Перед чте­нием Еван­ге­лия хор поет: «Сла́ва Страсте́м Твои́м, Го́споди».

  • на 1‑й пассии чита­ется Еван­ге­лие от Матфея, зачала 107–114 (или только 110–114);
  • на 2‑й пассии чита­ется Еван­ге­лие от Марка, зачала 63–69 (или только 66–69);
  • на 3‑й пассии чита­ется Еван­ге­лие от Луки, зачала 108–111 (или только 110–111);
  • на 4‑й пассии чита­ется Еван­ге­лие от Иоанна, зачала 58–62 (или только 60–62).

После чтения Еван­ге­лия хор поет: «Сла́ва долготерпе́нию Твоему́, Го́споди» и анти­фон «Днесь ви́сит на дре́ве…».

После пения анти­фона про­из­но­сится сугу­бая екте­ния и молитва ко Гос­поду Иисусу рас­пя­тому из ака­фи­ста.

Хор поет сти­хиру «Прииди́те, ублажи́м Ио́сифа приснопа́мятнаго…». Духо­вен­ство покло­ня­ется Кресту и уходит в алтарь.

  1. Затем чита­ется «Ны́не отпуща́еши…» и совер­ша­ется обыч­ное окон­ча­ние посто­вой вечерни вос­крес­ного вечера.
  2. После пения анти­фона «Днесь ви́сит на дре́ве…» или по отпу­сте вечерни про­из­но­сится про­по­ведь о стра­да­ниях Спа­си­теля.
  3. II. Совер­ше­ние пассии без ака­фи­ста

В пят­ницу вече­ром на вели­ком пове­че­рии, после «Сла́ва в вы́шних Бо́гу…», хор поет сти­хиру «Тебе́ оде́ющагося…». Во время пения сти­хиры духо­вен­ство цар­скими вра­тами исхо­дит к аналою перед Рас­пя­тием. Пред­сто­я­тель выно­сит Еван­ге­лие. Совер­ша­ется полное каж­де­ние храма.

По окон­ча­нии сти­хиры и каж­де­ния воз­гла­ша­ется «И о сподо́битися нам…», после чего чита­ется Еван­ге­лие. Перед чте­нием Еван­ге­лия хор поет: «Сла́ва Страсте́м Твои́м, Го́споди!»

  • на 1‑й пассии чита­ется Еван­ге­лие от Матфея, зачала 107–114 (или только 110–114);
  • на 2‑й пассии чита­ется Еван­ге­лие от Марка, зачала 63–69 (или только 66–69);
  • на 3‑й пассии чита­ется Еван­ге­лие от Луки, зачала 108–111 (или только 110–111);
  • на 4‑й пассии чита­ется Еван­ге­лие от Иоанна, зачала 58–62 (или только 60–62).

После чтения Еван­ге­лия хор поет: «Сла́ва долготерпе́нию Твоему́, Го́споди».

Про­из­но­сится про­по­ведь о стра­да­ниях Спа­си­теля.

Хор поет сти­хиру «Прииди́те, ублажи́м Ио́сифа приснопа́мятнаго…». Духо­вен­ство покло­ня­ется Кресту и уходит в алтарь.

Далее сле­дуют Три­свя­тое, «Го́споди сил…» и обыч­ное окон­ча­ние пове­че­рия.

Офи­ци­аль­ный сайт Мос­ков­ского Пат­ри­ар­хата

Пассия ход службы

Во время пассии главным моментом становится чтение Евангелия. Всего их 4. Это служба очень строгая и в некоторых храмах принято в течение всей пассии стоять с зажжёнными свечами. В это время звучат скорбные песнопения, а затем читается Евангелие.

Во время службы в середине храма стоит Распятие, к которому все подходят после службы и целуют.

Основные молитвы пассии посвящены страданиям Христа. Во время службы читаются и богослужения Пятницы – дня окончания земной жизни Христа. Все молитвы посвящены страданиям Христа и Голгофе, событиям, которые связаны с последними днями земной жизни Иисуса.

Евангелия читаемые на пассиях

Во пассии читается 4 Евангелия. На первой пассии читается Евангелие от Матфея – 26 и 27 главы, посвящённые страданиям Христа и окончанию его земной жизни. В них описано предательство Иуды, страдания Христа и всё, что происходило потом.

Во время следующей пассии в храме читают 14 и 15 главы Евангелия от Марка.

23 и 22 главы Евангелия от Луки принято читать на 3 Пассии и во время последней пассии, которая происходит в пятницу или в воскресенье, читается 18 и 19 главы Евангелия от Иоанна.

LiveInternetLiveInternet

Пассия — (лат. «страдание») — особое богослужебное последование, совершаемое Великим постом в воскресные дни вечером, на котором читаются тексты Евангелия, повествующие о страданиях Христа.

Эта самая поздняя по времени возникновения православная служба была составлена в середине XVII века митрополитом Киевским Петром (Могилой) (1596 – 1647 гг.), создателем многих литургических форм. Смыслом Пассии является сопереживание со Христом последних дней Его земной жизни и, в особенности, Его Крестной Смерти.

Последование пассии бывает 4 раза в год (по числу евангелистов): во второе, третье, четвертое и пятое воскресенья (или пятницы) Великого Поста, по вечерам.

За каждой пассией прочитываются евангельские повествования о страданиях Христа: на первой — 26 и 27 главы от Матфея, на второй — 14 и 15 от Марка, на третьей — 22 и 23 от Луки, на четвертой — 18 и 19 от Иоанна.

По традиции во время чтения Евангелия молящиеся стоят с зажженными свечами в руках.

В конце службы все верующие с благоговением подходят поклониться перед Распятием, Крестом Христовым, который на пассии выносится на середину храма.

Кроме того, на пассии мы слышим некоторые трогательные песнопения из богослужения Великой Пятницы — дня телесной смерти Господа.

Так, исполняется стихира «Приидите, ублажим Иосифа приснопамятного», которую поют во время целования Плащаницы Христовой; перед чтением Евангелия звучит прокимен «Разделиша ризы Моя себе, и о одежди Моей меташа жребий…» Эти и другие молитвы возносят нас на Голгофу, вновь и вновь напоминая о конечной цели Поста — сораспятии со Христом.

На Пассии непременно произносится проповедь с поучением об Искуплении.

Ранний чин этой службы не предусматривал каких-либо частей, но народное благочестие добавило к Евангелию и проповеди еще и акафист — Кресту Христову или Страстям Господним, которые обычно поются не только певчими, но и всеми богомольцами.

Не удивительно, что пассию так любят русские православные христиане. Пассии производят глубокое впечатление на верующих. Своим внутренним содержанием они доставляют молящимся высокое духовное утешение и назидание.

Правда, в некоторых кругах бытует мнение, что Пассия — порождение католицизма. В ней усматривают подобие католических месс Баха для Страстной недели («Страсти по Матфею», «Страсти по Иоанну»). Это мнение неосновательно.

Западная традиция исполнения Пассии была, скорее, похожа на театрализованное представление, во время которого несколько священников (иногда одетых в соответствующие костюмы) по ролям читали отрывки из Страстного евангельского цикла. Чтение перемежалось музыкой и пением.

Позднее это нововведение подхватили протестанты.

Напротив, митрополит Петр составлял последование в противовес пышным католическим богослужениям, из-за которых многие приверженцы внешнего благолепия принимали унию. Дух пассии совершенно православный: случайное сходство с католическими службами по форме растворено глубочайшим духовно-нравственным содержанием. Т.е.

мнение о том, что Пассия является чисто католическим богослужением, перенесенным на почву русского Православия, глубоко ошибочно и неверно. В чинопоследовании этой службы нет ни одного католического песнопения или текста, противоречащего православной догматике.

Все песнопения взяты из Постной Триоди, из богослужения Великой Пятницы.

Долгое время эта служба совершалась только в юго-западных епархиях, но с конца XIX в. интерес к ней возрастает, она появляется и в центральных русских епархиях. К концу XX в. Пассия широко распространилась, и, несмотря на то, что она не предписана Уставом к обязательному исполнению, на сегодняшний день совершается уже почти повсеместно.

https://religiya.temaretik.com/856367923932170341/o…=daily&utm_content=nextbtn

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *