Поклонение кресту — крестопоклонная неделя великого поста — богослов

В воскресенье третьей недели Великого Поста на всенощном бдении в центр храма выносится Животворящий Крест, которому всю неделю поклоняются верующие.

Почитая Крест, мы уже начинаем, таким образом, праздновать Воскресение, Пасху. И начинаем праздновать и наше воскресение, воскресение наших душ, и нашу встречу со Спасителем в Царствии Небесном.

Мы надеемся, и у подножия Креста ждем действительного нашего воскресения. Это – действительно жизнь, и это – не смерть. Крест нам явлен сейчас как надежда, как уверенность в Божьей любви, в Его победе, как уверенность в том, что мы так любимы, что все возможно, что мы можем надеяться на все.

Поклонение Кресту — крестопоклонная неделя Великого Поста - Богослов

Как путник, уставший от долгой дороги, отдыхает под раскидистым деревом, так и православные христиане, совершая духовное путешествие в Небесный Иерусалим – к Пасхе Господней, находят в середине пути «Древо крестное», чтобы под его сенью набраться сил для дальнейшего пути. Или как перед приходом царя, возвращающегося с победой, вначале шествуют его знамена и скипетры, так и Крест Господень предваряет Христову победу над смертью – Светлое Воскресение.

При сем поклонении поется песнь:

Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим.

Церковь выставляет, в середине Четыредесятницы, верующим Крест для того, чтобы напоминанием о страданиях смерти Господней воодушевить и укрепить постящихся к продолжению подвига поста. Поклонение Кресту продолжается и на четвертой неделе поста – до пятницы, и потому вся четвертая неделя называется крестопоклонною.

«Крест – хранитель всей вселенной, крест – красота церкви, крест – царей держава, крест – укрепление верующих, крест – ангелов слава и демонов язва». Так объясняет одно из церковных песнопений значение креста для всего мира. «Тростию креста, обмакнув ее в красные чернила Твоей крови, Ты, Господи, по-царски подписал нам прощение грехов» – говорится в одной из стихир праздника.

О поклонении кресту

… «Слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, – сила Божия» (1 Кор. 1, 18). Ибо духовный судит о всем, а душевный человек не принимает того, что от Духа Божия» (1 Кор. 2, 15, 14).

Ибо это есть безумие для тех, которые не принимают с верой и не помышляют о Благости и Всемогуществе Бога, но божественные дела исследуют посредством человеческих и естественных рассуждений, ибо все, что принадлежит Богу, выше естества и разума, и мысли.

И если кто-нибудь станет взвешивать: каким образом Бог вывел все из небытия в бытие и ради чего, и если бы он захотел постигнуть это посредством естественных рассуждений, то он не постигнет. Ибо это знание душевное и бесовское.

Если же кто, руководствуясь верой, примет во внимание, что божество – благое и всемогущее, и истинное и мудрое, и праведное, то он найдет все гладким и ровным и путь – прямым. Ибо вне веры спастись невозможно, потому что все, как человеческое, так и духовное, основано на вере.

Ибо без веры ни земледелец не разрезает борозды земли, ни купец на малом древе не вверяет своей души беснующейся бездне моря; не происходят ни браки, ни что-либо иное в жизни. Верою уразумеваем, что все приведено из небытия в бытие могуществом Божиим; верою правильно совершаем все дела как – божеские, так и человеческие. Вера, далее, есть нелюбопытствующее одобрение.

Поклонение Кресту — крестопоклонная неделя Великого Поста - Богослов

Всякое, конечно, деяние и чудотворение Христово – весьма велико и божественно, и удивительно, но удивительнее всего Честной Его Крест.

Ибо смерть ниспровергнута, прародительский грех уничтожен, ад ограблен, даровано Воскресение, дана нам сила презирать настоящее и даже саму смерть, возвращено первоначальное блаженство, открыты врата рая, наше естество село одесную Бога, мы сделались чадами Божиими и наследниками не через другое что, а через Крест Господа нашего Иисуса Христа.

Ибо все это устроено через Крест: «все мы, крестившиеся во имя Иисуса Христа, – говорит апостол, – в смерть Его крестились» (Гал. 3, 27). И далее: Христос есть Божия сила и Божия премудрость (1 Кор. 1, 24). Вот смерть Христа или Крест, одел нас в ипостасную Божию мудрость и Силу.

Сила же Божия есть слово крестное или потому, что через него открылось нам могущество Божие, то есть победа над смертью, или потому, что подобно тому как четыре конца Креста, соединяясь в центре, твердо держатся и высота , и глубина, и длина, и широта, то есть вся видимая и невидимая тварь.

Крест дан нам в качестве знамения на челе, как Израилю – обрезание. Ибо через него мы, верные, различаемся от неверных и узнаемся. Он – щит и оружие, и памятник победы над диаволом. Он – печать, для того, чтобы не коснулся нас Истребляющий, как говорит Писание (Исх.

12, 12, 29). Он – лежащих восстание, стоящих опора, немощных посох, пасомых жезл, возвращающихся руководство, преуспевающих путь к совершенству, души и тела спасение, отклонение от всяких зол, всяких благ виновник, греха истребление, росток воскресения, древо Жизни Вечной.

Итак, самому древу, драгоценному по истине и досточтимому, на котором Христос принес Самого Себя в жертву за нас, как освященному прикосновением и Святого Тела, и Святой Крови, естественно должно покланяться; подобным образом – и гвоздям, копью, одеждам и святым Его жилищам – яслям, вертепу, Голгофе, спасительному животворящему гробу, Сиону – главе Церквей, и подобному, как говорит Богоотец Давид: «Пойдем к жилищу Его, поклонимся подножию ног Его». А что он разумеет Крест, показывает то, что сказано: «Стань, Господи, на место покоя Твоего» (Пс. 131, 7-8). Ибо за Крестом следует Воскресение. Ибо если вожделенны дом и ложе, и одежда тех, которых мы любим, то насколько более – то, что принадлежит Богу и Спасителю, через посредство чего мы и спасены!

Поклоняемся же мы и образу Честного и Животворящего Креста, хотя бы он был сделан и из иного вещества; поклоняемся, почитая не вещество (да не будет!), но образ, как символ Христа.

Ибо Он, делая завещание Своим ученикам, говорил: «тогда явится знамение Сына Человеческого на небе» (Мф.24, 30), разумеется Крест. Поэтому и Ангел воскресения говорил женам: «Иисуса ищите Назарянина, распятого» (1 Кор. 1, 23). Хотя много христов и иисусов, но один – Распятый.

Он не сказал: «пронзенного копьем», но: «распятого». Поэтому должно поклоняться знамению Христа. Ибо где будет знамение, там будет и Сам Он.

Веществу же, из которого состоит образ Креста, хотя бы это было золото или драгоценные камни, после разрушения образа, если бы такое случилось, не должно поклоняться. Итак, всему тому, что посвящено Богу, мы поклоняемся, относя почтение к Нему Самому.

Поклонение Кресту — крестопоклонная неделя Великого Поста - Богослов

Древо жизни, насажденное Богом в раю, предызобразило этот Честной Крест. Ибо так как смерть вошла через посредство древа, то надлежало, чтобы через древо же были дарованы Жизнь и Воскресение.

Первый Иаков, поклонившись на конец Жезла Иосифа посредством образа обозначил Крест, и , благословив своих сыновей переменными руками (Быт. 48, 14), он весьма ясно начертал знамение Креста.

То же обозначили жезл Моисеев, крестообразно поразивший море и спасший Израиля, а фараона потопивший; руки, крестовидно простираемые и обращающие в бегство Амалика; горькая вода, услаждаемая древом, и скала, разрываемая и изливающая источники; жезл, приобретающий Аарону достоинство священноначалия; змий на древе, вознесенный в виде трофея, как будто бы он был умерщвлен, когда древо исцеляло тех, которые с верой смотрели на мертвого врага, подобно тому, как и Христос Плотию, не знавшей греха, был пригвожден за грех. Великий Моисей говорит: увидите, что жизнь ваша будет висеть на древе пред вами (Втор. 28, 66). Исаия: «всякий день простирал Я руки Мои к народу непокорному, ходившему путем недобрым, по своим помышлениям» (Ис. 65, 2). О, если бы мы, поклоняющиеся ему (то есть Кресту), получили удел во Христе, Который был распят!

Поучение на неделю Крестопоклонную

Господней милостью ныне, дорогие братья и сестры, сподобились мы дожить до третьей недели Великого поста, которая в церковной традиции названа «Неделей Крестопоклонной».

В этот день всем нам, уставшим и обессилившим путникам Четыредесятницы, Святая Церковь предлагает в изображении Честного и Животворящего Креста Господня найти свой духовный покой и утешение, силу и вдохновение для последующей правильной христианской жизни.

Мы прошли ровно половину пути к Пасхе: три недели нами уже пережито, а богослужение этого дня открывает уже четвертую седмицу Великого поста.

У православных христиан постоянно тем или иным образом прославляется Святой Крест. Например,  наверняка сейчас  стоит напомнить, что именно крестным знамением начинаем и оканчиваем мы каждую молитву. А оно, как известно, одновременно является знаком Пресвятой Троицы, и знаком св.Креста, как символа нашей веры.

В честь и ради прославления Животворящего Креста в нашем церковном календаре существует даже несколько особых праздников. Во-первых – это Великая пятница, богослужения которой напоминают нам о распятии ради нас на Голгофском Кресте Спасителя. Второй праздник – Воздвижение.

Исторически это праздник обретения (нахождения) христианами потерянного Креста из забытья, и новое воздвижение его перед целым миром.

Есть еще и третий особый праздник – «Происхождение Честных Древ», который был устроен в память о том, как в Константинополе небольшая часть Голгофского креста, после обнесения ее вокруг города, спасла всех его жителей от смертельной болезни и неминуемой гибели. И вот сегодня, священнослужители выносят из алтаря св.Крест убранный цветами, предлагая каждому из нас поклониться ему, отдать приличествующую ему любовь, почитание и поклонение.

Очень часто можно услышать укоры в адрес православных за то, что они поклоняются орудию убийства.

Как воспринимать такую критику? Действительно, до Голгофы каждое изображение креста было обычным,символом, одним из очень многих известных человечеству символов, по крайней мере не особо выдающимся на фоне всех остальных.

Читайте также:  О житии святителя николая чудотворца, архиепископа мир ликийских - богослов

В некоторых странах Востока, Римской империи, именно крест был орудием пытки и казни: на них распинали людей, достойных самых мучительных страданий.

Поклонение Кресту — крестопоклонная неделя Великого Поста - Богослов

Но не стоит забывать о том, что почитая святой Крест мы, в первую очередь, почитаем совершенный на нем искупительный подвиг Господа нашего Иисуса Христа. Ценность Креста не его “личной” уникальности самого по себе, не в материале, не в конкретном сорте дерева. Вся его ценность состоит в том, что именно Голгофский крест стал тем ключом, которым для нас были открыты двери в Царствие Небесное.

Если до Голгофы крест действительно был орудием казни и пыток, то после нее освященный Кровью Спасителя, он стал для каждого из нас драгоценным сокровищем и уверенностью в собственном спасении. Я хочу привести пример. Он не идеален, но в чем-то очень похож.

Когда мы с вами здоровы, у нас все во всем хорошо, мы не замечаем, как много на дорогах карет «скорой помощи». Многим кажется, что это к ним лично не имеет никакого отношения, что все плохое случается только с другими людьми.

И вот, стоит только самим оказаться в печальном, критическом состоянии, при котором они сами вынуждены обратиться к врачам, их жизненная философия в этом вопросе резко и принципиально меняется.

Мы больше не можем смотреть на автомобили скорой помощи так же, как прежде. К сожалению, только лично пережив страдания и болезни, мы делаемся способными воспринять чужую трагедию и почувствовать чужую боль. Впрочем, в наше время даже это многих из нас не делает лучше. Очень часто даже собственная боль не способна превратить наше сердце из каменного – в живое, любящее, чувствующее.

Ведь, по большому счету, все эти укоры в адрес православных имеют своими корнями не богословские, чисто теоретические поиски, а именно слабость души. Не почитают святой Крест только от гордости или безумия, что впрочем – почти всегда одно и то же. История Евангелии всегда вечна.

Точно так же как когда-то давно, в Великую пятницу, народ разделился на тех, что кричали: «Сойди с креста если ты Сын Божий, спаси себя и нас» (Лк.

23:39), и на тех, которые со смирением признавали собственные ошибки и тихо просили Распятого: помяни меня Господи, когда придешь во Царствие Твое (Лк.23:42).

Смысл Евангельского зачала, которое мы сегодня читаем (Мк.8:34-9:1), удивительно точно совпал с тем, что сегодня происходит в Украине, и кажется, рассказывает именно о нашем времени, о нашем северном соседе, и о наших с ним отношении.

Я недавно уже говорил о том, что Великий пост и оккупация нашей страны совпали далеко не случайно. Поскольку эта война не только борьба за некую территорию, но и за человеческие души, наверняка то, что сейчас с нами происходит, имеет, прежде всего, религиозное, богословское измерение.

Так, с одной стороны, Господь обращается к сердцу некоего человека, напоминая ему: «какая польза [ему], если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мк.8:36).

А с другой всячески подбадривает людей, которые хотят ему служить до последнего своего дня: «кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк.8:34).

Ближе к католической Пасхе на Филлипинах есть традиция нескольким десяткам людей повторять крестный путь Спасителя на Голгофу. Но, в отличие от подобного ритуала в Иерусалиме, или в других восточных городах, филиппинские католики кроме символического несения своих крестов, дают себя распять в буквальном смысле.

В прошлом году около двадцати людей выявили желание пережить очередное собственное распятие. Местный епископ хотя и считает такой ритуал аномальным, тем не менее, ничего сделать с ним не может. Люди действительно считают буквальное повторение крестного пусти Спасителя полезным для души.

Но давайте подумаем, действительно ли может настолько буквальное подражание Спасителю принести пользу?

Безусловно, когда Спаситель говорит о том, что каждому из нас надо брать свой крест, Он не имеет в ввиду буквальное подражания внешним обстоятельствам Его смерти. Нужно понимать, что человечество сколько бы не умирало, каким бы способом себя не убивало, спасти себя без Христа не может. Дело не в том, как Он умирал, а Кем Он был, чтобы Его смерть смогла спасти даже нас сегодня.

Если можно было бы спастись без Иисуса, всего лишь приняв смерть на кресте, то был бы спасен не только благоразумный разбойник, но и любой другой разбойник, убийца и злодей, который хулил Бога и смеялся над Ним. Были бы так же спасены люди, которые никогда Бога не знали, потому, что не хотели узнать.В то же время Церковь учить, что Царствие Божие – это состояние души человека.

Когда Христос говорит о «кресте», который должен взять каждый из нас, Он имеет в ввиду нашу правильную духовную жизнь, которая языком притчи напоминает узкий и тернистый путь (Лк.13:24, МФ.7:13-14).

Для того, чтобы пойти за Спасителем, прежде каждый из нас должен «отвергнутся» или «отречься» сам от себя. А вот для того, чтобы это сделать, нам следует, в первую очередь, отречься от собственных страстей и пороков, которые в действительности составляют нашу «вторую», т.е.

приобретенную натуру. Мы не были такими прежде, но каждый раз совершая грех, изменяемся сами и внутренне, и внешне. Если грешить много, то вскоре наши привычки начинают формировать характер, характер будет формировать нашу всю природу,  природа – судьбу, а судьба – Вечность.

«Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее». Как понять эти слова? Среди нескольких способов толкования этого текста, я бы хотел предложить вам следующий. Прежде всего, следует иметь в ввиду особенности древнего библейского языка. Слово «душа» очень часто была синонимом слова «жизнь».

Таким образом, Спаситель учил нас о том, что каждый, кто хочет сберечь свою жизнь пред лицом гонений и искушений, не сопротивляясь им, то потеряет свою душу, то есть погубит ее для вечности.

В то же время тот, кто будет готов отдать свою жизнь ради Христа и Евангелия, сбережет душу для Новой Жизни во Христе, и со Христом.

Продолжая свою речь дальше, Спаситель обращается к тем, которые в гонке за земными благами, забывают о собственной душе, считая ее менее значительной, чем самый огромный кошелек в мире: «Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?».

Обратите внимание, Спаситель здесь говорит даже не о смерти души, а только о некотором ее повреждении. Так вот, из этого текста следует, что даже частичное повреждение души не стоит того, чтобы менять ее на все богатства мира.

Понимаете? Вот самый точный курс обмена нашей души на деньги, с точки зрения Бога.

Я не призываю вас совсем не думать или забыть о деньгах. Особенно если вы человек семейный, и несете фактическую ответственность за все то, что происходит в вашем доме. Зато как священник, я всего лишь советую относиться к ним как можно спокойнее и ровнее.

Деньги не зло – это отличный инструмент для того, чтобы проявлять свою любовь к другим людям. Но деньги превращаются в абсолютное зло, если становятся основной человеческой ценностью.

Если ради них люди готовы убивать, грабить, нарушать возможные мирские и христианские законы, это говорит против них.

И дальше Спаситель спрашивает: «Какой выкуп даст человек за душу свою?». Если цена всего мира равна небольшому повреждению души то, безусловно, откупиться от ада никакими деньгами совсем невозможно!

Углубляясь в изучение Евангельского текста, сравнивая его с событиями этих дней, невольно начинаешь, или уже продолжаешь убеждаться, что бесчеловечная, то есть безбожная власть Кремля имеет своей главной ценностью свое внешнее величие.

Но как мы знаем, упадет не только Вавилон но и Рим. Все, что построено на другом основании чем Христос – вскоре разрушится. (Евр.11:10).

«Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж.» (Пс.127:1)

Вот поэтому, возлюбленные братья и сестры, не будем отчаиваться в своем непростом положении. Еще две тысячи лет тому нас подбадривало Священное Писание: «Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец» (Мк. 13:7; Лк. 21:9).

Удивительное дело, когда православные идут на православных танками! Удивительное дело, что брат готов убивать брата ради непонятных принципов и амбиций. Удивительное дело, что оккупант считает себя защитником и освободителем. Удивительное дело, что черное названо белым, белое – черным, при этом еще получило официальное подтверждение президента и думы России!

Читайте также:  Про богатство (после литургии 2 декабря 2018 года) - богослов

Но не бойтесь! Спаситель на нашей стороне. Он всегда с теми, кто прав. В свое время его так же били, а Он молчал в ответ. Над ним так же издевались, и даже забили до смерти по ложному приговору.

Он знает, что мы сейчас чувствуем не только как Всезнающий Бог, но и как человек, который однажды уже был на нашем месте. Вот поэтому Он дарит нам Свое Слово утешения.

Нынешним Евангельским зачалом Сам Бог говорит нам как поступать в этой ситуации! И этот Святой и Животворящий Крест – Живой символ Его любви к нам и Его вечного присутствия в нашей жизни. Эта неделя будет трудной для всех нас, особенно в политическом отношении.

Если все попытки нашего правительства сберечь целостность и независимость нашей страны окажутся тщетными, могут начаться военные действия. Но я уверяю вас, что мы не оставлены Богом.

В эту, возможно, самую сложную неделю истории Украины, святой Крест выносится в центр храма для почитания его всеми верными. Вот поэтому лично я спокоен. Я верю, что этот урок будет отлично усвоен нашим народом.

Я верю в то, что мы победим, потому что прав тот, не у кого больше танков, а тот, кто уповает на Бога.

Святой Крест перед глазами – символ нашей победы! Напомню еще, что до IX века включительно Христос изображался на Кресте не только живым, воскресшим, но и торжествующим, — и только в X веке появились изображения мёртвого Христа. Так вот сегодня на нашей стороне Христос живой, воскресший и торжествующий!

Кресту Твоему покланяемось, Владыко, и святое Воскресение твое славим! Господи прости нас, помоги нам, вразуми и дай силы победить всех врагов видимых и невидимых!

******************************************

Св. Крест остается для поклонения в течение недели до пятницы, когда он перед Литургией вносится обратно в алтарь. Поэтому третье воскресенье и четвертая седмица Великого поста называются «крестопоклонными». Начало традиции поклонения Кресту Господню было положено во времена первых христиан.

Версія 1.0

Знайшли помилку – виділіть фрагмент та натисніть Ctrl+Enter. Якщо хочете допомогти проекту – натисніть це посилання.

Неделя 3-я Великого поста. Крестопоклонная

Воскресенье Третьей Недели Великого поста именуется — КРЕСТОПОКЛОННОЙ НЕДЕЛЕЙ.

В церковной традиции словом «неделя» называется воскресенье, а неделя в нашем современном понимании — «седмица».

В cубботу вечером на всенощном бдении в центр храма торжественно выносится Животворящий Крест Господень для поклонения всех верующих. Это священнодействие является не только напоминанием о приближающейся Страстной седмицы, но и символом жизненного креста, который необходимо донести каждому христианину до своей личной Голгофы.уныния.

На Крест вознес Господь Свою плоть, чтобы показать плоть нашу возвышаемой и смерть низложенной.
свт. Иоанн Златоуст

В этот день все верующие поклоняются кресту Господню, на котором Он претерпел Свои страсти. Чествуя крест Спасителя, Церковь напоминает, что путь к спасению и воскресению для человека лежит только через крест, то есть борьбу с собственными искушениями и страстями, а также через скорби, исцеляющие и очищающие человеческую душу.

По установившейся традиции, крест выносится на середину храма накануне в субботу, на Всенощном бдении, после чего совершается поклонение ему верующих. Обратно он заносится только в последующую пятницу.

  • Среда Крестопоклонной седмицы еще называется Преполовением поста, так как именно в этот день Великий пост достигает своей середины.
  • Из синаксаря на Крестопоклонную (3-ю) седмицу Великого поста:
  • КРЕСТУ ВСЯ ЗЕМЛЯ ПОКЛОНЯЕТСЯ :

ИМЖЕ ПОЗНАЛА ТЕБЕ ПОКЛАНЯТИСЯ, СЛОВЕ…

  1. Крестопоклонная неделя,
  2. Звучит печальный перезвон.
  3. Псаломщик в северном пределе
  4. Читает утренний канон.
  5. На крест Господень отрок малый
  6. Глядит, на цыпочки пристав,
  • А миру падшему все мало
  • Безумных зрелищ и забав.
  • И снова спорят меч и злато,
  • Свои права диктует грех.
  • И только на Кресте Распятый
  • Страдает вновь — Один за всех.
  • Татьяна Егорова

Проповедь Архимандрита Иоанна Крестьянкина в неделю Крестопоклонную

Христос Спаситель наш «…грехи наши Сам вознес Телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды…» (1Петр.2,24).

Крест Христов стал знамением славы Самого Христа и оружием Его победы над грехом, проклятием, смертью и диаволом. И мы сегодня, предстоя Кресту Христову, ощущая на раменах тяжесть своих жизненных крестов, должны вглядеться внимательно в единственно спасительный Крест Христов, чтобы во Христе узнать правду жизни, чтобы понять ее светлый смысл.

И сегодня у Креста Господня – благовествуемое Святое Евангелие и с Креста Господня – вид Божественного Страдальца возвещают нам для спасения нашего всесвятое заповедание: «…аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свой, и по Мне грядет» (Мф.16,24).

Други наши, восклонимся от земли, воззрим на Крест Христов, перед нами – пример полного и истинного самоотвержения. Он, будучи Сыном Божиим, пришел в мир в рабием зраке , смирил Себя и был послушлив даже до смерти, и смерти крестной. Он отвергся самой жизни, чтобы спасти нас. Нас же зовет Господь Спаситель отвергнуться греха и смерти, которую грех вскармливает для нас.

Дело нашего спасения начинается с отвержения себя и своей греховности. Надо отвергнуться всего того, что составляет суть нашего падшего естества, и должно простираться до отвержения самой жизни, предания ее всецело воле Божией. Господи! Тебе все ведомо; сотвори со мной как изволишь.

  1. Блаженны дни Великого поста,
  2. Когда нас, поглощенных суетою,
  3. Приводит Бог к подножию Креста
  4. Своей любовью, кроткой и простою.
  5. И ты спеши прийти в Господень храм,
  6. Чтоб сердцем в милость Бога окунуться.
  7. Всё дышит Благодатью Божьей там.
  8. Пусть мир и свет души твоей коснутся.
  9. Поставь себя пред Божиим Лицом,
  10. В молитве призови Господне имя,
  • Откройся как дитя перед Отцом
  • И помыслами поделись своими.
  • Прислушайся к безмолвной тишине
  • И сохрани в душе её звучанье.
  • Побудь с Творцом своим наедине,
  • Прими душой молитву и молчанье.
  • И пусть благословит тебя Господь
  • В молитвы тихой сладкие мгновенья.
  • Пусть будут здравы дух, душа и плоть
  • Под сению Его благословенья.

Р.Б. Фотина

Без поста, без креста нет истинной веры.

Следование за христом и несении креста

  1. Настоятель храма Иконы Божией Матери Державная Иерей Николай Булгаков:
  2. Когда мы не злимся, не даем сдачи, не огрызаемся, не надуваемся, даже не думаем ничего в свою защиту, не осуждаем про себя никого, когда мы страдаем, терпим – пусть даже самое малое, — это очень много.

  3. Мы не оставляем своего креста.
  4. Мы живем.
  5. Каждый миг этого страданья – это как чистое золото души, как драгоценные крупицы святости — жизни христианской, евангельской, небесной – уже на земле.

Жаль, что мы помолчим-помолчим – а потом всё и выскажем.

Потерпим-потерпим, — а потом сорвемся.

  • Вроде не думаем, не осуждаем, изо всех сил стараемся во всем видеть хотя бы долю своей вины, — а потом опять накатывают старые и новые обиды, и жалко себя, и так очевидны немощи ближнего…
  • И – бросили терпеть, и не думать, не говорить, и все труды насмарку, все одним махом разрушено, креста уже нет.
  • Возгордился – и сошел со креста.
  • Осудил – и сошел со креста.
  • Бросил терпеть – и сошел со креста.
  • Можно очень долго терпеть, а потом сойти со креста мгновенно.
  • Дьявол, конечно, все время хочет сделать так, чтобы мы сошли со креста.

Так и Спасителю говорили: Сниди со Креста (Мф. 27, 40).

  1. Всё для этого делает: лишь бы только раздражились, осудили, ослабили, оставили пост, молитву, хранение ума, сердца, языка…
  2. Кайся – и снова бери крест.
  3. Другого пути нет.

Несение креста – как сама жизнь – может быть только постоянным. Поэтому апостол Павел заповедовал нам: Всегда радуйтеся. Непрестанно молитеся. О всем благодарите (1 Сол. 5, 16-18).

  • Крест можно нести только с Божией помощью.
  • Потому Батюшка Николай Гурьянов просил:
  • Господи, помилуй, Господи, прости, Помоги мне, Боже, крест мой донести.
  • Крест нужно донести до конца.

Претерпевый до конца, той спасен будет (Мф. 10, 22).

Верный в мале, и во мнозе верен есть (Лк. 16, 10).

  1. Жизнь протекает в мелочах вроде бы, но сам выбор – это главное в течении нашей жизни.
  2. Из этого выбора она вся и составляется – как из минут составляются годы и вся жизнь, это и определяет ее качество.
  3. Благой выбор – это путь жизни.
  4. Когда мы несем свой крест, мы действительно живем, мы идем путем Жизни Вечной.
  5. Крест – это путь на Небо.
  6. Крест – Животворящий.
  7. Быть верным своему кресту бывает очень трудно.
  8. Даже когда требуется малое наше страдание – например, промолчать на какую-то напраслину, на недоверие, на холодность, равнодушие, раздражение, или ответить спокойно, доброжелательно, – бывает трудно.
  9. Проглотить, потерпеть.
  10. Не физическое страдание – а всего лишь вот такое страдание души – оно может быть очень велико, даже если речь не идет о чем-то важном: какая-то обидная, может быть очень обидная (для нас) мелочь (если смотреть на нее со стороны).
  11. Это незлобие – это несение креста.

Но даже если и «клевета ядовитая» (по Лермонтову), даже если явная несправедливость: тебе, допустим, приписали какие-то низкие намерения, которых у тебя не было, у тебя были даже какие-то высокие соображения – и это можно стерпеть, понести как крест, как страдание, остаться яко нем не отверзаяй уст своих (Пс. 37, 14).

Смириться, сказать себе: а разве не было такого, что ты думал нечто дурное, а никто об этом и не догадался?

Да сколько угодно! Но эта несправедливость тебя устраивала?

  • Понеси и другую.
  • Разве не было такого, что ты когда-то думал, говорил о ком-то, воспринимал кого-то хуже, чем они есть?
  • Наверняка это было, теперь ты можешь почувствовать, каково им это было.

Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов (Гал. 6, 2).

  1. Даже предательство, любой чужой грех можно понести по-христиански, обратив на себя: вот какую боль причинял я, делая так, и еще хуже, ближнему.
  2. Ни один человек не относится к тебе хуже, чем ты есть, потому что ни один человек не заглядывал, не мерил твою бездну греховную – один Господь о ней знает.
  3. Какая же любовь Божия: знать это всё про нас, до дна – и все таки любить нас куда больше, чем мы любим друг друга, терпеть, прощать без конца…
  4. Страдать за нас!
  5. И прежде всего – страдать от нашей нелюбви: к Богу, друг к другу, от нашей безграничной неблагодарности.
  6. Крест – это правда, это мудрость.
  7. Грех, гордость – это принятие дьявольской лжи, это глупость.
  8. Крест – это то, что выше всех земных соображений, земной справедливости.
  9. Он поднимается и нас поднимает над землей.
  10. До него тянуться надо.
  11. Крест – это чудо, это неземное на земле, в самых простых обстоятельствах, в посте.
  12. Это небесные плоды земных усилий.

Страсти невозможно уговорить, убедить, ущипнуть – можно только плоть распять со страстьми и похотьми (Гал. 5, 24).

  • Страсть чревоугодия распинается постом.
  • Гордость – смирением, терпением.
  • Это мучительно для гордости.
  • Но иначе с ней не справиться.
  • Только несением креста.
  1. «Крест — хранитель всей вселенной,
  2. крест — красота церкви,
  3. крест — царей держава,
  4. крест — верующих утверждение,
  5. крест — ангелов слава и демонов язва».

Так объясняет одно из церковных песнопений значение креста для всего мира. «Тростию креста, обмакнув ее в красные чернила Твоей крови, Ты, Господи, по-царски подписал нам прощение грехов» — говорится в одной из стихир праздника.

Принять на себя крест

  • «Мы несем крест, а крест, в свою очередь, несет нас.
  • Кто не хочет нести крест, не будет носим крестом.
  • И в Царствие Небесном двери райские открываются ключом, а ключ этот — наш крест, с которым мы придем.
  • Если будет он на наших плечах, мы его снимаем и открываем царские врата, врата Царствия Небесного.
  • А если мы его все время скидываем и в конце концов через ропот на Бога и на промысел Божий, его скинули, тогда нечем будет открывать царские врата.
  • Поэтому надо сейчас, при жизни, научиться Бога благодарить за все и за вся, за горькое, за сладкое, за черное, как нам кажется, и за белое, за радостное и за скорбное, потому что мы не понимаем, какими путями Бог ведет нас в Царствие Небесное.
  • Почему у одной есть муж, а у другой нет?
  • Почему у одних есть дети, а у других нет?
  • Почему один в сорок лет инвалид первой группы, а другой до девяносто лет живет, просит у Бога смерти, а она не приходит.
  • Почему у нас сейчас такое состояние, а не иное?
  • Нам однажды старец Амвросий сказал: как бы ни тяжел был крест человека, но он вырастает на почве его собственного сердца.
  • Кто делал эти ошибки?
  • Ты.
  • Кто сеял зло?
  • Ты.
  • Что ты сейчас пожинаешь?
  • То, что посеял.
  • На кого надо роптать?
  • Только на самого себя.
  • Ни на жизнь, ни на судьбу, ни на маму, ни на папу, ни на учителей, ни на духовника – на самого себя.
  • Чтобы сказать истинно, всем сердцем, всей душой: достойное по делам моим приемлю.
  • Помяни меня, Господи, во царствие Твоем».
  • Игумен Мелхиседек «О крестоношении»:
  1. Взять смело крест и силой наполняться,
  2. Христову Славу духом прозревать.
  3. Предать всё Богу — скорби не бояться,
  4. Крест нас спасает – сердцем понимать.
  5. Крест — торжество, победа нашей веры,
  6. Премудрость Божья, зов другим служить.
  • Творить добро без устали, без меры,
  • Себя отвергнув, ближним дорожить
  • Путь со Крестом — путь восхожденья к свету.
  • С Крестом вольемся в вечность, в красоту,
  • С ним в благодать и милость мы одеты,
  • С великим трепетом поклонимся Кресту.
  • Алла Косьяненко

В этот день в храмах на службе читается евангелие от марка, глава 8, стихи 34-38  и глава 9  стих1

  1. 34 И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им:  кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною.
  2. 35 Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее.
  3. 36 Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?
  4. 37 Или какой выкуп даст человек за душу свою?
  5. 38 Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами.
  6. 1 И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе.
  7. Перейти к толкованию Евангелие от Марка, глава 8, стихи 34-38  и глава 9  стих1
  8. Интересные страницы
  9. Родительская вселенская суббота 4-й недели Великого поста

Неделя 4-я Великого поста. Преп. Иоанна Лествичника

Мариино стояние

Похвала Пресвятой Богородице

Неделя 3-я Великого поста. Крестопоклонная

Стихи:

Пусть вся земля и вся тварь Честному Кресту поклонится,
Коим она поклоненье Тебе узнала, Христе.

Поскольку сорокадневным постом и мы неким образом распинаемся, умерщвляемые страстями и ощущающие горечь от нерадения и падений, то и предлагается Честной Животворящий Крест, как освежающий и укрепляющий нас, приводящий на память страдания Господа нашего Иисуса Христа и утешающий (ибо если Бог наш ради нас распялся, то сколь много и нам подобает для Него трудиться?), облегчающий труды и скорби наши представлением Владычних скорбей, напоминанием и чаянием славы от Креста. Ибо как Спаситель наш, взойдя на него, чрез бесчестие и горечь прославился, так должно и нам поступать, чтобы прославиться, хотя бы и претерпели сперва некоторую тяготу. И еще: как проделавшие тяжкий и длинный путь и трудами изможденные, если найдут где тенистое дерево, то, усевшись ненадолго, отдыхают и, будто помолодев, остаток пути проходят – так и ныне, во время Поста, на трудном и тесном пути насажден святыми отцами посреди его Живоносный Крест, который доставляет облегчение и освежение, и нас, утомленных, на дальнейший труд легкими и подвижными устрояет. Или еще: как в пришествие царя следуют впереди его знамена и скипетры, а затем сам он является, радуясь и веселясь о победе, и тогда же веселятся подданные, – так и Господь наш Иисус Христос, намереваясь вскорости явить знамение победы[49] и по дне Воскресения со славою прийти, предпослал Себе скипетр Свой и царское знамя – Животворящий Крест, который делает нас готовыми в скором времени принять и восхвалить Самого Царя, славно торжествующего победу.

А посреди седмерицы[50] Святой Четыредесятницы предлагается это потому, что из-за сокрушения, огорчения и разленения, приключающихся в нас постом, Четыредесятница сия подобна бывает горькому источнику Мерры. И как божественный Моисей в средину источника того древо вложил, сделав его сладким (см.: Исх.

15,25), так и Бог, проведший нас чрез духовное Красное море прочь от фараона, древом Честного и Животворящего Креста горечь сорокадневного воздержания делает сладкой, утешая нас, как в пустыне пребывающих, доколе не возведет Воскресением Своим к духовному Иерусалиму.

Или еще: поскольку Крест и по имени, и на деле есть древо жизни, а древо сие насаждено было посреди Эдема, то соответственно сему и божественнейшие отцы посреди святой Четыредесятницы древо крестное насадили, напоминая посредством его и об Адамовом невоздержании, и об упразднении древа того древом нынешним, ибо мы, от него происходя, уже не умираем, но наполняемся жизнью.

Силою его, Христе Боже, и нас сохрани от поношений лукавого, и удостой поклониться Божественным страстям Твоим и живоносному Воскресению, когда благополучно пройдем сорокадневное поприще, и помилуй нас, ибо Ты один благ и человеколюбив.

[49] Букв.: «трофей», т.е. памятник из захваченного оружия, воздвигнутый победителями на месте обращения врага в бегство.

[50] Т.е. в середине цикла, образуемого семью седмицами (включая Страстную) Великого поста.

Просмотры (72)

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *