Праздничное всенощное бдение на сретение господне — богослов

Праздничное Всенощное бдение на Сретение Господне - Богослов14 февраля, в канун праздника Сретения Господня в Свято-Троицком кафедральном соборе было совершено Всенощное бдение.

Праздничное вечернее богослужение совершил ключарь собора иерей Николай Генсицкий в сослужении духовенства собора.

Во время вечернего богослужения в храме молились 112 человек.

По ветхозаветному обычаю всех первенцев мужского пола посвящали Богу. Богородица и праведный Иосиф также принесли Младенца Христа в Иерусалимский храм. В это время при храме жил праведный Симеон.
Работая над переводом Священного Писания с еврейского языка на греческий, он усомнился в словах из Книги пророка Исайи о том, что Спаситель родится от Девы, и хотел исправить текст.

Тогда ему явился Ангел и сообщил, что Симеон не умрет до тех пор, пока не увидит своими глазами исполнения пророчества. И вот Симеон, которому к моменту встречи со Спасителем исполнилось уже 300 лет, произнес: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка, по слову Твоему с миром». В храме была также 84-летняя вдовица Анна пророчица, которая постом и молитвой служила Богу день и ночь.

Она также прославила Спасителя.

Фотографии Ивана Привалова

Праздничное Всенощное бдение на Сретение Господне - Богослов Праздничное Всенощное бдение на Сретение Господне - Богослов Праздничное Всенощное бдение на Сретение Господне - Богослов Праздничное Всенощное бдение на Сретение Господне - Богослов Праздничное Всенощное бдение на Сретение Господне - Богослов Праздничное Всенощное бдение на Сретение Господне - Богослов Праздничное Всенощное бдение на Сретение Господне - Богослов Праздничное Всенощное бдение на Сретение Господне - Богослов Праздничное Всенощное бдение на Сретение Господне - Богослов

Богослужение на Сретение Господне. Аудиозапись

Праздничное Всенощное бдение на Сретение Господне - Богослов

Здравствуйте, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

15 февраля Святая Церковь совершает празднование двунадесятого праздника Сретения Господа нашего Иисуса Христа!

14 февраля, в канун праздника, совершается праздничное Всенощное бдение (Вечерня и Утреня), а в сам праздник (15 февраля) – Божественная Литургия.

По возможности нужно посетить храм в сей великий праздник, но если по причине болезни, работы или отдаленности храма Вы не можете посетить церковь, предлагаем Вам послушать аудиозапись Всенощного бдения и Литургии, записанную в Московской Сретенском монастыре в сопровождении знаменитого хора Сретенского монастыря.

Ниже мы прилагаем избранные песнопения, поемые в праздник Сретение Господа нашего Иисуса Христа на Великой вечерне и Утрене.

Праздничное Всенощное бдение на Сретение Господне - Богослов

НА ВЕЛИЦЕЙ ВЕЧЕРНИ

Стихиры на Господи, воззвах:

Глаголи, Симеоне, / Кого нося на руку в церкви радуешися? / Кому зовеши и вопиеши: / ныне свободихся, видех бо Спаса моего? / Сей есть от Девы рождейся, / Сей есть от Бога Бог Слово, / воплотивыйся нас ради и спасый человека, / Тому поклонимся.

[Перевод с церковнославянского языка на русский]

Поведай, Симеон, / Кого Ты в Храме носишь во объятиях и радуешься? / К Кому ты восклицаешь и взываешь: / “Ныне я освободился, ибо увидел Спасителя моего!”. / – “Он – от Девы рожденный, / Он – от Бога Бог Слово, / воплотившийся нас ради и спасший человека!” / Ему поклонимся!

Приими, Симеоне, / Егоже под мраком Моисей законополагающа провиде в Синаи, / Младенца бывша, закону повинующася. / Сей есть законом глаголавый, / Сей есть во пророцех реченный, / воплотивыйся нас ради и спасый человека, / Тому поклонимся.

[Перевод с церковнославянского языка на русский]

Прими на руки, Симеон, Законодателя, / Которого прозревал Моисей во мраке на Синае, / ставшего Младенцем и повинующегося Закону. / Он – через Закон говоривший, / Он – пророками возвещенный, / воплотившийся нас ради и спасший человека. / Ему поклонимся!

Приидем и мы, песньми Божественными Христа усрящем / и приимем Его, / Егоже спасение Симеон виде. / Сей есть, Егоже Давид провозвести, / Сей есть во пророцех глаголавый, / воплотивыйся нас ради и законом вещавый, / Тому поклонимся.

[Перевод с церковнославянского языка на русский]

Давайте и мы песнопениями боговдохновенными / встретим Христа и примем Того, / чье спасение Симеон увидел. / Это о Нем Давид возвещает, / это Он – говоривший через пророков, / воплотившийся нас ради и через Закон вещавший. / Ему поклонимся!

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Да отверзется дверь Небесная днесь: / Безначальное бо Слово Отчее, / начало приим под леты, / не отступль Своего Божества, / от Девы яко Младенец четыредесятодневен / Материю вольне приносится в церковь законную, / и Сего на руки приемлет старец, / отпусти, зовый, раба, Владыко, / ибо очи мои видеста спасение Твое. / Пришедый в мир спасти род человечь, / Господи, слава Тебе.

[Перевод с церковнославянского языка на русский]

Да отверзаются в сей день небесные врата, / ибо Безначальное Слово Отчее, / принявшее во времени начало / не утратив Своего Божества, / Девой-Матерью как Младенец сорокадневный / добровольно приносится в Храм подзаконный, / и Его в объятия принимает старец, / “Отпусти”, – взывая, как раб Владыке – / “ибо видели очи мои спасение Твое!” / Пришедший в мир спасти род человеческий, / Господи, слава Тебе!

Тропарь праздника

Радуйся, Благодатная Богородице Дево, / из Тебе бо возсия Солнце Правды – Христос, Бог наш, / просвещаяй сущия во тьме. / Веселися и ты, старче праведный, / приемый во объятия Свободителя душ наших, / дарующаго нам воскресение.

[Перевод с церковнославянского языка на русский]

Радуйся, благодатная Богородица Дева, / ибо из Тебя воссияло Солнце правды, Христос Бог наш, / просвещающий находящихся во тьме. / Веселись и ты, старец праведный, / принявший во объятия Освободителя душ наших, / дарующего нам воскресение.

Праздничное Всенощное бдение на Сретение Господне - Богослов

НА УТРЕНИ

Стихиры на хвалитех:

Закон, иже в писании, / исполняя, Человеколюбец / в церковь ныне приносится, / и Сего приемлет старыми руками Симеон старец, / ныне отпущаеши мя, вопия, / ко оному блаженству: / видех бо Тя днесь, плотию мертвенною обложеннаго, / животом господствующа / и смертию владычествующа.

Свет во откровение языков / явился еси, Господи, / на облаце седя легце, / Солнце Правды, / закона сеновное исполняя / и начало изъявляя новыя благодати. / Тем, Тя видев, Симеон взываше: / из истления мя разреши, / яко видех Тя днесь.

Недр Родителя не отлучься Божеством, / воплощься, якоже изволил еси, / объятиями держим Приснодевы, / на руки подался еси Богоприимца Симеона, / рукою Твоею держай всяческая; / темже ныне отпущаеши мя, / радостно взываше, / в мире раба Твоего, / яко видех Тя, Владыко.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

На руках старческих во днешний день, / яко на колеснице Херувимстей, / восклонитися благоизволивый, Христе Боже, / и нас, поющих Тя, / страстей мучительства призываемый избави / и спаси, яко Человеколюбец.

Кондак праздника

Утробу Девичу освятивый Рождеством Твоим / и руце Симеоне благословивый, / якоже подобаше, предварив, / и ныне спасл еси нас, Христе Боже, / но умири во бранех жительство / и укрепи люди, ихже возлюбил еси, Едине Человеколюбче.

Праздничное Всенощное бдение на Сретение Господне - Богослов

  • Проповедь на Сретение Господне
  • Рубрика праздника Сретения Господня
  • Праздничное Всенощное бдение на Сретение Господне - Богослов

Всенощное бдение в канун праздника Сретения Господня15 Февраль 2013

Праздничное Всенощное бдение на Сретение Господне - Богослов

Сретение Господне. Икона кисти прп.Андрея Рублёва

15 февраля Святая Церковь празднует Сретение Господне. Накануне Всенощное бдение возглавил настоятель Смоленского храма протоиерей Николай Шумских.

  • Фоторепортаж пресс-службы Смоленского храма

Сретение в переводе со старославянского — «встреча». В этот день произошла встреча Бога и человечества. А в переносном смысле — встретились два Завета, и Старый окончательно уступил место Новому…

Всё произошло на сороковой день после Рождества Христова. По иудейским законам женщина после родов сорок дней не могла появляться в Храме.

Но если она родила первенца, и этот первенец — мальчик, то на сороковой день родители обязаны были принести его в Иерусалимский Храм для обряда посвящения Богу. Родители должны были принести в жертву Богу, кто побогаче — ягнёнка, бедные — голубиных птенцов.

Богоматерь и её муж Иосиф, хотя и происходили из рода царя Давида, не были богатыми. Поэтому они принесли в Иерусалимский Храм двух голубиных птенцов.

Иисус, как и положено младенцам, мирно спал на руках Своей Мамы. Но проснулся, когда к Святому семейству подошёл старик, взял Его на руки и сказал странную и непонятную фразу: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (Лк.2:29-32).

Этого старика звали Симеон. Поскольку он взял («принял») Иисуса на руки, теперь мы зовём его Симеоном Богоприимцем.

Это был праведный человек, учёный, которому, по преданию, египетский царь Птолемей поручил перевести Священное Писание (состоявшее на тот момент только из Ветхого Завета) с еврейского на греческий язык.

И вот, когда святой Симеон взялся за перевод книги пророка Исайи, он «споткнулся» на одном слове. «Се Дева во чреве приимет и родит Сына», — говорилось в книге.

Симеон подумал, что это явная описка, что дева не может родить сына, и собрался исправить это слово на слово «Жена», то есть — женщина. Но в этот момент ангел, который был рядом с Симеоном, так же как и с каждым из нас, сказал ему, что не надо ничего исправлять, в книге всё написано правильно, более того — Симеон не умрёт, пока не убедится в этом лично.

Святой Симеон прожил долгую жизнь и в тот день, который мы теперь называем Сретением, оказался в Иерусалимском Храме и понял всё.

Он убедился, что на землю пришёл Спаситель, которого родила именно Дева; и теперь можно спокойно умереть.

Вот почему Симеон и сказал те слова: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко…» Эти слова стали началом одной из первых молитв, которая называется «Песнь Симеона Богоприимца».

По преданию, святой Симеон прожил более 300 лет. Завершение земных дней святого стало символом завершения эпохи Ветхого Завета. «В лице Симеона весь Ветхий Завет, неискуплённое человечество, с миром отходит в вечность, уступая место христианству…» — писал епископ Феофан Затворник.

Богородица и Иосиф с самого рождения Христа получали знаки и свидетельства о том, что в семье родился не просто мальчик — и от пастухов, которые пришли поклониться Христу в пещере под Вифлеемом, и от волхвов, которые принесли Ему дары. Тем не менее «…дивились сказанному о Нём» (Лк.2,33).

Читайте также:  Празднование иконы табынской божьей матери - богослов

А Симеон сказал, обратившись к Богородице и показав на Младенца: «Вот, из-за Него будут спорить в народе: одни спасутся, а другие погибнут. А Тебе Самой оружие пройдёт душу» (Лк.2:34-35).

Праздничное Всенощное бдение на Сретение Господне - Богослов

Анна-пророчица тоже узнала в Младенце Спасителя, подошла и поклонилась Ему, а потом понесла радостную весть о долгожданном пришествии Мессии жителям Иерусалима.

К ней прислушались немногие: нелегко поверить, что буквально рядом с тобой, на соседней улице — родившийся сорок дней назад Сын Божий, Который улыбается миру, пускает пузыри и сучит ножками.

Со слов Анны-пророчицы, сказанных жителям Иерусалима, и началась благая весть о том, что пришёл Спаситель человечества. Неслучайно этот праздник — Сретение Господне — стал отмечаться христианами одним из первых.

В некотором смысле Сретение — праздник, который всегда с нами. Ведь встреча каждого из нас с Богом происходит каждую минуту, даже тогда, когда мы этого можем не замечать…

Пасха ру

Сретение Господне: история праздника, содержание гимнографии и особенности богослужения

Празднование Сретения Господня установлено Святой Церковью 2/15 февраля по той причине, что этот день является сороковым днем от Рождества Христова.
Праздничное Всенощное бдение на Сретение Господне - Богослов

История праздника

Изначально праздник Сретения возник в церкви Иерусалима и появился в её богослужебном календаре в IV веке. Из Иерусалимской Церкви празднование этого события Евангельской истории распространилось в IV веке по всему Востоку, а в V веке – на Западе.

Древнейшим историческим свидетельством о празднике является отчёт о паломничестве в Святую Землю Эгерии, датируемый IV веком: «Сороковой день от Эпифании (древнее название праздников Рождества и Крещения Господня, которые праздновались в один день) празднуется здесь с большою честью.

В этот день бывает процессия в Анастасис (Храм Гроба Господня), и все шествуют, и всё совершается по порядку с величайшим торжеством, как бы в Пасху.

Проповедуют все пресвитеры, и потом епископ, толкуя всегда о том месте Евангелия, где в сороковой день Иосиф и Мария принесли Господа в Храм, и узрели Его Симеон и Анна пророчица».

Особую известность и торжественность богослужения этот праздник приобрел после того, как в 543 году, при императоре Юстиниане, в этот день жители Константинополя и его окрестностей были избавлены от моровой язвы, а Антиохия – от землетрясения. В память этого события и поныне в некоторых греческих монастырях совершается перед литургией крестный ход.

Славянское слово «Сретение» переводится на современный русский язык как «встреча». Сретение — это встреча человечества в лице старца Симеона с Богом. Кроме того, Сретение символизирует собой встречу Ветхого и Нового Заветов. Святитель Феофан Затворник писал: «В лице Симеона весь Ветхий Завет, неискупленное человечество, с миром отходит в вечность, уступая место христианству».

Гимнография

На иконе праздника мы видим Младенца Спасителя, сидящего на руках Своей Пресвятой Матери, и Богоприимца Симеона, принимающего на руки свои Спасителя и являющего собою как бы ветхий мир, исполняющийся Божеством.

Матерь Божия предстает пред взирающим на икону как бы вышедшая на крестный путь — отдание Сына Своего на спасение мира.

И вся икона в своём построении выражает двойственную природу праздника: радость Сретения и Страстную скорбь – то, что заключено в словах Симеона Богоприимца, пророческий смысл слов старца: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий» (Лк. 2:34).

Эти слова полны эсхатологического смысла, относящегося ко всему служению Спасителя, исполнены прозрения конца времён и чаяния грядущего Суда и Будущего Века. Данные слова легли в основу иконографии образа Богородицы «Умягчение злых сердец».

Особенности богослужения

Песнопения праздника, которые мы слышим на Всенощном бдении, составлены святыми Константинопольскими патриархами Германом и Анатолием, святым Андреем, архиепископом Критским, святым Космой Маиумским, преподобным Иоанном Дамаскиным и Андреем Пирром.

Эти авторы, на основе Евангельской истории Сретения Господня, раскрывают догматическое учение о Божественной высоте Богомладенца Христа и величии Богоматери.

В составленных ими стихирах объяснены причины посещения храма Богородицей с Богомладенцем в сороковой день (в частности, очищение Пречистой Девы-Матери по введенному тогда законом обычаю) и, по сравнению с Евангелием, подробнее изложены пророческие слова праведного Симеона Богоприимца о Кресте Христовом.

Авторы песнопений влагают в уста Пресвятой Богородицы обращение к праведному Симеону перед его восприятием Богомладенца на руки. Стихиры праздника изображают также изумление бесплотных Ангелов при созерцании Богомладенца на руках Богоматери и старца Симеона.

По словам святого Андрея, архиепископа Критского, два голубиных птенца, принесенные Божией Матерью в храм в качестве жертвы Богу, символизировали будущее возглавление Спасителем новозаветной Церкви из иудеев и язычников.
Св.

патриарх Герман, представляя Симеона Богоприимца, носящим Господа Иисуса Христа, не может удержаться от восклицания и говорит в одной стихире: «Симеон! Скажи, Кого ты в Церкви носишь на руках? К Кому простираешь обращение? Это — Бог Слово, воплотившийся ради нас».

И как было не изумляться патриарху- песнопевцу, когда ужасались этого зрелища сами Ангелы, видя Бога Слова во плоти сидящим и восклоняющимся на старческих руках, как на престоле и херувимской колеснице.
Между тем, праведный Симеон, держа Господа в объятиях, вдохновенно произнес следующие бессмертные слова: «Владыка! Ныне Ты с миром отпускаешь меня к тому блаженству (за гробом).

Мои глаза увидели тайну, сокрытую от веков и явившуюся в конце дней. Я увидел в Тебе Свет, рассеивающий омрачение неверующих народов и дающий славу новоизбранному Израилю. Узрев моего Спасителя, я ныне освобождаюсь от уз земной жизни». Теперь, Господи, отпусти Твоего раба от союза с этой плотью к бесконечной, нестареющей жизни, ибо я видел Тебя — Жизнь всех».

«Отпусти меня возвестить Адаму, что я в образе младенца видел Тебя, непременного превечного Бога и Спасителя… Я пойду принести благую весть находящимся во аде Адаму и Еве о том, что Бог, Избавитель земного рода, придет до ада. Он подаст прощение всем пленным и прозрение слепым». «Христе! Ты даровал мне радость Твоего спасения. Приими Твоего служителя, утружденного старостью».

Безмолвно выслушивалась всеми в храме приведенная речь старца-праведника. Никто не находил слов к тому, чтобы прервать поток мыслей этого святого, прощающегося с земной жизнью. Только Богомладенец как бы вещал всем при общем молчании: «Не старец Меня держит, но Я держу его (в жизни на земле), так как он у Меня просит отпуска из нее».

Интересной особенностью богослужения праздника является чин освящения свеч, который, согласно церковному Уставу, положено совершать по окончании праздничной Литургии. Этот обряд совершается в воспоминание того, что Пресвятая Богородица принесла в Иерусалимский храм жертву – двух голубиных птенцов.

Так и свечи, которые мы возжигаем в храмах, – это знаки нашей добровольной жертвы Богу и храму Его, выражение нашей готовности к послушанию Богу (мягкость воска), наше стремление к обожению, превращению в новую тварь (горение свечи). В советский период, к сожалению, этот трогательный и глубоко символичный обряд постепенно пропал из богослужебной практики Русской православной Церкви, в наше время он активно возрождается.
Будем же в этот светлый праздник следовать совету святителя Феофана Затворника: «В Сретении Господа окружают, с одной стороны, праведность, чающая спасение не в себе, – Симеон, и строгая в посте и молитвах жизнь, оживляемая верою, – Анна; с другой – чистота существенная, всесторонняя и непоколебимая – Дева Богоматерь, и смиренная, молчаливая покорность и преданность воле Божией – Иосиф Обручник. Перенеси все эти духовные настроения в сердце свое и встретишь Господа не приносимого, а Самого грядущего к тебе, воспримешь Его в объятия сердца, и воспоешь песнь, которая пройдет небеса и возвеселит всех ангелов и святых».

Диакон Сергий Шилов (преподаватель Николо-Угрешской Православной Духовной Семинарии, руководитель Духовно-просветительских курсов «Сокровенный мир Православия»)

Сретение Господне (40 дней от Рождества Христова)

  • Основные православные праздники
    Годичный круг в Православии начинается не 1 января, как в «светском» мире, а 1 сентября.                                                      
  • Сретение Господне
  • Празднуется: 15 февраля

Этот Праздник установлен в память о дне, когда Богородица и Иосиф принесли в первый раз в храм младенца Иисуса — на 40-й день после Его рождения. (Это было исполнение закона Моисеева, согласно которому родители приносили в храм своих первых сыновей — для посвящения Богу).

Слово «Сретение» значит «встреча». Это был день не только принесения Иисуса во храм, но и встречи — там, в храме, — старца Симеона с Господом. Благочестивый старец дожил к тому моменту почти до 300 лет.

За 200 с лишним лет до этого до этого он работал над переводом Библии и усомнился в правильности текста в книге пророка Исаии — в том месте, где говорилось, что Спаситель будет рожден от Девы.

Симеон подумал тогда, что это описка и на самом деле в виду имелось слово «молодая женщина», и в своем переводе хотел учесть это, но ангел Господень остановил старца и уверил, что тот не умрет, пока своими глазами не увидит сбывшееся пророчество пророка Исаии. Так оно и стало.

Историко-литургическая заметка о празднике Сретения

Наиболее древними сведениями о торжестве Сретения Господня можно считать упоминания римской паломницы Этерии (IV в.). Она свидетельствует, что в практике Иерусалиской Церкви было особое выделение 40-го дня после Богоявления, отмечаемого на Востоке 6 января по ст. ст.

Этот день не имел ещё привычного для нас сегодня именования и не был вполне самостоятельным, являясь как бы отданием общего праздника Богоявления. На этот день были предусмотрены особые процессии со светильниками, как бы во исполнение Евангельских слов, что Христос пришел как «Свет во откровение языков».

Читайте также:  Неделя о мытаре и фарисее — этап подготовки к великому посту - богослов

В практике Константинополя праздник с названием «Сретение» прочно обрел свое место и стал активно распространяться в VIв. Он имеет наименование, знаменующее собой встречу младенца Христа с Симеоном и Анной, как представителями ветхозаветного народа Божия, чающего избавления Израиля (на следующий день после Сретения Церковь воспоминает отдельно Симеона и Анну).

Но бытовало и другое название праздника – «Очищение Марии», подчеркивающее собой идею ветхозаветного очищения Матери после родов. Согласно типикону, Сретение закрепилось как праздник Богородичный, но с элементами Господского.

Во времена имп. Юстиниана в Византии произошли не менее двух сильных землетрясений, к тому же на Константинополь обрушилась сильнейшая моровая язва. Прекращение всех этих бедствий связали с молебствиями на праздник Сретения, как Очищения в 542г.

Результатом этого стало предписание о совершении молебных шествий в день праздника, наподобие процессий со светильниками в практике Иерусалимской Церкви, в воспоминание «избавления Антиохийской и Константинопольской Церкви от бедствий, коих зло простиралось и на прочия Церкви страны». К концу VI в., папа Григорий Двоеслов (+604) подхватил традицию процессий в день Сретения и учредил её в Риме. В уставах русских монастырей также сохранялись ремарки о совершении молебствий (литаний) вне монастыря в день праздника Сретения между богослужениями Утрени и Литургии.

Особенности богослужения в праздник Сретения Господня

Праздник Сретения по своим особенностям богослужения причислен к двунадесятым, но не Господским, а Богородичным праздникам. Поэтому, если он случится в Неделю (воскресенье), то служба воскресная не отменяется, а поется вместе со службой праздника, как в Богородичные праздники (см. Типикон, 2 февраля).

Праздник Сретения и называется иногда праздником Сретения Пресвятой Богородицы, а в Западной Церкви называет¬ся “Очищение Марии”, Пресвятой Девы.

По своему построению служба праздника такая же, как во все Богородичные праздники, но с тем отличием, что, подобно службе Господского праздника, во время литургии на малом вхо¬де произносится входной стих и после него поются тропарь и кондак праздника. В конце же всенощного бдения и литургии бывает особый отпуст праздника (см. Служебник).

Этот отпуст отменяется и заменяется воскресным, если праздник случится в воскресенье.
На всенощном бдении читаются три паремии: первая (Исх. 12,51; 13,1-3; 10-16; Лев. 12 гл.) – об избрании еврейских первенцев на служение Богу и о древнем законе очищения; вто¬рая (ис., 6 гл.) – о духовном очищении от грехов посредством прикосновения горящего угля к устам пророка; третья (Ис.

10, 1-21) – о видении пророком Исаией Египта, куда “придет Гос¬подь, и сотрясутся рукотворенная Египетская от лица Его, и ведом будет Господь египтяном”, что вскоре после Сретения Господне действительно и исполнилось, когда Он с Марией, Ма¬терью Своей, и Иосифом удалился от Ирода в Египет.
На благословении хлебов, на “Бог Господь” и в конце ут¬рени, тропарь праздника (гл.

1-й): “Радуйся, Благодатная Богородице Дево…”. На полиелее величание праздника: “Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтим Пречистую Матерь Твою, Еюже по закону ныне принеслся еси в храм Госпо¬день”.
Прокимен: “Помяну имя Твое…”, Евангелие от Луки, зач. 8. На “Слава”: “Молитвами Богородицы…”, “И ныне”: то же, “По¬милуй мя, Боже”…
Канон праздника “Сушу глубородительную землю”, творение св.

Космы Маиумского. Ирмосы по дважды, тропари – на 12. Катавасия – праздника. Припев к праздничному канону поется: “Пресвятая Богородице, спаси нас”. По 3-й песни – седален, по 6-й песни – кондаки икос.
Кондак: “Утробу Девичу освятивый рождеством Твоим…”. На 9-й песни “Честнейшую” не поем, но поем припевы праздни¬ка (их всего 14).

После первых двух припевов поется ирмос: “В законе сени и писаний…”; после каждых следующих четы¬рех – читается тропарь песни. В заключение на катавасию поются первый припев и ирмос, которые являются Задостойником на литургии (до отдания). Припев: “Богородице Дево, упование Христианом, покрый, соблюби и спаси на Тя уповающих”. Ирмос: “В законе сени и писаний…”.

На литургии – входный стих: “Сказа Господь спасение Свое, пред языки откры правду Свою”. Прокимен: “Величит душа Моя…”. Апостол о Евр., зач. 316. Евангелие от Луки, зач. 7. Причастен: “Чашу спасения прииму…”.
Богослужение Сретения, кроме совпадения с воскрес¬ным днем, может иметь еще свои особенности, в зависимости от совпадения с днями подготовительных недель Великого поста.

Это происходит по той причине, что начало Постной Триоди (Не¬деля мытаря и фарисея), в зависимости от дня празднования Пасхи, бывает между II января и 15 февраля и праздник Сретения (2 февраля) иногда празднуется уже во время пения Пост¬ной Триоди. В таком случае праздничная служба соединяется в эти воскресные дни с Постной Триодью.

“Покаяния отверзи…” во все воскресные дни в таком случае не поется, но вместо “Покаяния…” следует петь: “Молитвами Богородицы…”, “И ныне” – то же и “Помилуй мя. Боже…”. А псалом 136, “На ре¬ках Вавилонских…”, следует петь в Недели – блудного, мясо¬пустную и сыропустную .

Зри: Во все седмичные дни служба праздника поется по Минее и только в субботу сыропустную соединяется с песнопениями Триоди; в среду же и пяток сыропустные в конце вечерни, ут¬рени и на часах бывает по 3 великих поклона с молитвой св. Ефрема Сирина, на 6-м часе и на вечерни – паремия.

Примечание: Если случится праздник Сретения в сыропустную седмицу, то стихиры Триоди поются на малой ве¬черни; а если малая вечерня не совершается, то на великой вечерни праздника поется стихира са-могласная Триоди из стиховных стихир на “Слава” и на утрени на хвалитех – тоже на “Слава”.

Зри: Если праздник Сретения случится в мясопустную субботу, то служба умерших переносится на предыдущую субботу или на четверг мясопустной седмицы.
Зри: Если Сретение приходится на Сырную неделю (воскре¬сенье), т.е. в канун Великого поста, то не имеет попразднства и отдания.

Зри: Если праздник случится в понедельник первой седмицы Великого поста (позже не бывает), то служба праздника пере¬носится на Неделю (воскресенье) сыропустную (см. Марковы главы в Типиконе), т.е.

служится 1 февраля по старому стилю
Зри: Праздник Сретения, как правило, имеет один день предпразднства и семь дней попразднства, а всего праздно¬вания 9 дней, если число дней не сократится из-за Великого поста, близко к которому он может случится. Тогда Сретение празднуется столько дней, сколько остается до начала поста.

Зри: Предпразднство обычно бывает 1 февраля, но если оно случится в мясопустную субботу, то служба его переносится на мясопустную пятницу.
Зри: Попразднство имеет обычно 7 дней, отдание 9 февра¬ля, но иногда день отдания смещается ближе к празднику. Как правило, отдание не бывает в субботу и Неделю (воскре¬сенье) мясопустные, в среду и пятницу сыропустные, в этом случае оно переносится на другой день; поэтому, если празд¬ник случится на седмице Недель блудного сына, мясопустной и сыропустной – попразднство (с днем отдания) бывает менее 7 дней.
Зри: В воскресенье же сыропустное полагается праздновать отдание только в том случае, когда праздник Сретения случит¬ся на Сыропустной седмице близко к Сыропустному воскресенью, а именно – в четверг, пятницу или субботу.
Зри: Если праздник Сретения случится:
1) в Неделю блудного сына, понедельник или вторник мясопустной седмицы, то отдание бывает в пятницу той же мясопустной седмицы;
2) в Неделю мясопустную или в понедельник сырной сед¬мицы, то отдание празднуется в сырный четверг;
3) во вторник или среду сырной седмицы – отдание в сырную субботу;
4) в четверг, пятницу или субботу сырной седмицы, то отдание празднуется в Сыропустную неделю;
5) в Сыропустную неделю, то празднуется один день и попразднства но имеет.

Второй день праздника – 3 февраля – Церковь посвящает памяти участников события – святых праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы (служба шестеричная).

Протоиерей Михаил Егоров. Сретение Господне

Праздник Сретения Господня совершается в Православной Церкви 2 февраля по старому стилю (15 февраля по новому) по чину великих двунадесятых праздников. Как правило, он имеет один день предпразднства, семь дней попразднства и отдание.

Библейский контекст праздника

Событие Сретения Господня отражено во второй главе Евангелия от Луки. Согласно закону Моисея, Богомладенец был принесен Своими святыми родителями в Иерусалимский храм, чтобы совершить перед Богом очистительную и благодарственную жертвы: две горлицы или двух птенцов голубиных (Лк. 2:24).

Хотя Пресвятая Дева и не нуждалась в очищении, поскольку родила Христа неискусомужно, Она, по глубочайшему смирению, подчинилась предписанию закона. Само обстоятельство принесения Богомладенца в храм, с богословской точки зрения, ясно свидетельствует об истинности человеческой природы Христа.

В храм одновременно пришел и благочестивый старец Симеон, получивший откровение, что не увидит смерти до тех пор, пока не встретит Спасителя, рожденного от Девы. О Симеоне Богоприимце имеются скудные данные Евангелия, а также легенда, родившаяся в эпоху Средневековья Х-ХI вв.

Она существует в двух вариантах; оба они сходятся в том, что Симеон принадлежал к числу переводчиков, приглашенных в Александрию (столицу Эллинистического мира) Птоломеем Филадельфом (282–246 гг.) для перевода текста Ветхого Завета на греческий язык.

Далее версии расходятся:

  1. Во время перевода Симеон решил стереть слово «Дева», но был остановлен Ангелом, возвестившем, что он (Симеон) не увидит смерти, пока не удостоверится в истинности написанных пророком слов.
  2. Усомнился и бросил перстень в реку с мыслью о том, что если найдет его, то тем самым получит удостоверение в истинности слов пророчества.

Возвратившись в Иерусалим, он жил три с половиной столетия, будучи символом Ветхозаветного иудейского народа, ожидавшего Мессию. Впервые этот сюжет упоминается у Георгия Кедрина (ХI/XII в.) и у Евтихия Александрийского (Х в.).

Взяв на руки Богомладенца, праведный Симеон, благословляя Бога, произнес великие слова, которые Святая Церковь ежедневно вспоминает за вечерним богослужением, а также в ряду благодарственных молитв по Святом Причащении: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром; яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языком, и славу людей Твоих Израиля». Праведному Симеону также принадлежит пророчество о Спасителе, сказанное Пресвятой Деве Марии: …се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий… (Лк. 2:34).

Читайте также:  Поклонение кресту — крестопоклонная неделя великого поста - богослов

Еще одним участником этой великой встречи была 84-летняя пророчица Анна, вдовица, дочь Фануилова, служившая при храме.

Эта удивительная встреча со старцем Симеоном и пророчицой Анной подчеркивает, что принесенный в Храм первенец есть не просто Человек, но тысячелетиями ожидаемый Мессия, принесший «свет во откровение языков» (так в молитве).

Святые Симеон и Анна — последние праведники уходящего Ветхого Завета, встретили в Иерусалимском храме, которому скоро предстояло быть разрушенным, воплощенного Творца Вселенной, принесшего в мир Новый Завет с Богом.

Событие Сретения Господня является ключевым в истории всего домостроительства Божия. Тот, Кто прежде дал закон Моисею, Сам добровольно подчиняется требованию этого закона.

Здесь мы видим еще одну иллюстрацию слов Христа о том, что Он пришел не нарушить закон, но исполнить (Мф. 5:17).

Праздник Сретения Господня символически завершает начатый в событии Богоявления контекст, раскрывающий православное учение об истинности Божественной и человеческой природ Спасителя в единой ипостаси Богочеловека.

История праздника

Первое упоминание о традиции празднования Сретения Господня на Православном Востоке мы находим в памятнике IV столетия, принадлежащем перу западной паломницы Этерии — «Peregrinatio ad Loca Sancta» («Паломничество ко святым местам»). По другим сведениям, имя автора этого памятника — Сильвия Аквитанка.

Она не дает празднику существующее ныне традиционное его название, а именует просто «Сороковым днем от Богоявления». Ценность этого памятника заключается в том, что он дает достаточно подробное описание традиции празднования Сретения в Иерусалимской Церкви: «Сороковой день от Эпифании (quadragesimae de epiphania) празднуется здесь с большою честью.

В этот день бывает процессия в Анастасис, и все шествуют, и всё совершается по порядку с величайшим торжеством, как бы в Пасху.

Проповедуют все пресвитеры, и потом епископ, толкуя всегда о том месте Евангелия, где в сороковой день Иосиф и Мария принесли Господа в Храм, и узрели Его Симеон и Анна пророчица, дочь Фануила, и о словах их, которые они сказали, узрев Господа, и о приношении, которое принесли родители. И после этого, отправив все по обычному порядку, совершают Литургию, и затем бывает отпуст» (Itinerarium Aetheriae, 26).

Надо сказать, что такое наименование праздника, «Сороковой день по Богоявлении», — традиционно встречается в богослужебном календаре Иерусалимской Церкви IV–V столетий.

По завершении христологических споров на IV Вселенском Соборе, утвердившем единство Божественной и человеческой природ Христа, праздник Сретения Господня приобрел свое обычное название и пополнил ряд самостоятельных Господских праздников годового цикла.

В армянском Лекционарии V в. мы находим зафиксированной богослужебно-уставную практику совершения праздника. Вероятнее всего, в первые века Сретение Господне скорее рассматривалось в качестве отдания Богоявления, нежели как самостоятельный праздник. В VI столетии традиция совершения праздника закрепилась уже по всей Византийской Империи.

В традиции Иерусалимской Церкви до VII в. можно встретить употребление двух вариантов названия праздника: «Праздник Очищения» и «Встреча Господа». Первый вариант названия наиболее часто встречается в средневековых латинских источниках; второй вариант более свойственен византийской богослужебной традиции.

В общецерковное употребление на Востоке праздник вводит император Юстиниан Великий. В церковном предании имеются указания на то, что праздник вводится в благодарность Богу за прекращение чумы и землетрясений в 542 г., однако эта версия не находит должного исторического подтверждения.

В Римской Церкви, в апологетических целях, празднование вводит папа Геласий (492–496 гг.) для уничтожения праздника Луперкалий, посвященного богу Фебрусу (Плутону). В праздник Святой Марии папа установил процессии с горящими свечами.

Чин освящения свеч на Сретение Господне, изложенный в Требнике, отчасти, возможно символически, может являться отголоском той традиции. Позже на Западе праздник получил наименование — «Очищение Блаженной Девы Марии». В настоящее время, после богослужебных реформ 1970 г.

празднику дали другое наименование — «Встреча Господа».

По своему смыслу и содержанию праздник Сретения всегда относился к числу Господских праздников. Однако, в некоторых версиях Иерусалимских и Русских богослужебных Уставов, праздник Сретения Господня упоминается в числе Богородичных праздников.

При попадании на воскресный день воскресная служба не отменяется, тогда как любой Господский двунадесятый праздник при совпадении дней празднования заменяет собой воскресное богослужение.

Более того, в случае, если Сретение приходится на первый день Святой Четыредесятницы, Устав предписывает переносить его празднование на день раньше, в то время как Господские праздники никогда не переносятся. Получается, что праздник Сретения Господня, вопреки прямому указанию Священного Писания, может совершаться не на 40-й день, а на 39-й.

Таким образом, несмотря на то что по своим богослужебным особенностям праздник более относится к числу Богородичных, вызывает вопрос недвусмысленность его названия — Сретение Господне, тем более что он является завершением всего Рождественского цикла. Такая противоречивость литургического статуса приводит к тому, что иногда праздник Сретения искусственно называют Господско-Богородичным.

Особенности богослужения

По особенностям богослужения, как было сказано выше, праздник Сретения Господня причислен к двунадесятым, но не Господским, а Богородичным праздникам. Поэтому, если он случится в Неделю (воскресенье), то служба воскресная не отменяется, а поется вместе со службой праздника, как в Богородичные праздники.

По своему построению служба праздника такая же, как во все Богородичные праздники, но с тем отличием, что, подобно службе Господского праздника, во время Литургии на малом входе произносится входной стих. В конце всенощного бдения и Литургии бывает особый отпуст праздника.

Он отменяется и заменяется воскресным, если праздник случится в воскресенье.

На всенощном бдении читаются три паремии:

  • 1-я (книга Исхода, главы 12 и 13) — об избрании еврейских первенцев на служение Богу и о древнем законе очищения;
  • 2-я (книга пророка Исайи, глава 6) — о духовном очищении от грехов посредством прикосновения горящего угля к устам пророка;
  • 3-я (книга пророка Исайи, глава 19) — о видении пророком Египта, куда «придет Господь, и сотрясутся рукотворенная Египетская от лица Его, и ведом будет Господь египтяном», что вскоре после Сретения Господня действительно и исполнилось, когда Младенец с Марией, Матерью Своей, и Иосифом удалился от Ирода в Египет.

На благословении хлебов, на «Бог Господь» и в конце утрени — тропарь праздника, гл.

 1-й: «Радуйся, Благодатная Богородице Дево, из Тебе бо возсия Солнце Правды, Христос Бог наш, просвещаяй сущия во тьме: веселися и ты, старче праведный, приемый во объятия Свободителя душ наших, дарующаго нам воскресение».

На полиелее — величание праздника: «Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтим Пречистую Матерь Твою, Еюже по закону ныне принеслся еси в храм Господень».

Прокимен: «Помяну имя Твое…». Евангелие от Луки, зач. 8. На «Слава»: «Молитвами Богородицы…»; На «И ныне»: то же.

Канон праздника «Сушу глубородительную землю», творение св. Космы Маиумского. Ирмосы по дважды, тропари на 12. Катавасия — праздника. Припев к праздничному канону: «Слава тебе Боже наш…» По 3-й песни — седален, по 6-й песни — кондак и икос.

Кондак: «Утробу Девичу освятивый рождеством Твоим и руце Симеоне благословивый, якоже подобаше, предварив, и ныне спасл еси нас, Христе Боже: но умири во бранех жительство, Едине Человеколюбче». На 9-й песни вместо «Честнейшую» — припевы праздника (всего 14).

После первых двух припевов поется ирмос: «В законе сени и писаний…» После каждых следующих четырех — читается тропарь песни. В заключение на катавасию поются первый припев и ирмос, которые являются Задостойником на Литургии (до отдания). Припев: «Богородице Дево, упование Христианом, покрый, соблюди и спаси на Тя уповающих».

Ирмос: «В законе сени и писаний образ видим, вернии: всяк мужеский пол ложесна разверзая, свят Богу. Тем перворожденное Слово Отца Безначальна, Сына первородящася Материю неискусомужно, величаем»».

На Литургии — входный стих: «Сказа Господь спасение Свое, пред языки откры правду Свою». Прокимен: «Величит душа Моя…» Апостол: Евр., зач. 316. Евангелие от Луки, зач. 7. Причастен: «Чашу спасения прииму…»

Иконография праздника

Центральным сюжетом всех иконографических изображений праздника является передача Богородицей Младенца Христа на руки праведному Симеону. За спиной Богоматери обыкновенно изображается праведный Иосиф Обручник, держащий в руках голубей для жертвы Богу. За спиной Симеона часто изображается пророчица Анна.

Поскольку основной богословской нагрузкой праздника является встреча Ветхого и Нового Заветов, то Пресвятая Богородица с праведным Иосифом чаще всего изображаются слева, но при этом обращены направо, а праведный Симеон и Анна — справа в движении налево. Таким образом, все их устремления сходятся на Богомладенце, которого Богородица передает на руки Симеону.

Пророчица Анна часто изображается со свитком в руке.

Экзегеза праздника

Наибольшее количество гомилий на тему Сретения Господня принадлежит святителям Кириллу Иерусалимскому, Мефодию Патарскому, Григорию Неокесарийскому, Амфилохию Иконийскому и Софронию Иерусалимскому.

Вот пример изъяснения смысла праздника святителем Кириллом Иерусалимским: «Да радуется Адам, чрез Симеона ко Христу говорящий: „Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром“ (Лк.

2:29); ныне разрешаешь меня от вечных уз; ныне разрешаешь меня от тления; ныне разрешаешь меня от смерти; ныне разрешаешь меня от печали, о Сыне мой и Боже! Сего во храме Симеон, взяв на руки и чудную смотрения тайну всем языкам и иудеям благовествуя, играет и радуется; и светлым и ясным гласом о Нем взывая, говорит: Сей есть Сый, и прежде Сый, и Отцу соприсносущный: Единородный, Единопрестольный, Единославный, Единосильный, Равномощный, Всесильный, Безначальный, Несозданный, Неизменный, Неописанный, Невидимый, Неизреченный, Непостижимый, Неосязаемый, Недомыслимый, Неограниченный».

Для апостольского чтения в праздник Сретения Господня избран отрывок из послания святого апостола Павла к Евреям. Центральная фигура апостольского чтения — личность Мелхиседека. Основной целью такой отсылки к далекому участнику ветхозаветных событий является желание показать миссию Христа в качестве посредника между Богом и людьми.

Дело в том, что ветхозаветная традиция предполагала всего три вида такого посредничества: ангелов, пророка Моисея и священство по чину Аарона из колена Левия. Из этого апостольского чтения ясно следует, что Христос несравненно превосходит и ангелов, и Моисея, и все законное священство.

Выше Ангелов, ибо кому когда из Ангелов сказал Бог: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя? И еще: Я буду Ему Отцем, и Он будет Мне Сыном? (Евр. 1:5). Выше Моисея, поскольку последний — только служитель в доме Божием, а Христос — как Сын в доме Его; дом же Его — мы (Евр. 3:6).

Выше всего законного священства по чину Аарона, поскольку Христос провозглашен от Бога Первосвященником навек по чину Мелхиседека (Евр. 6:20).

В Ветхозаветной традиции для очищения греха существовала сложная система жертвоприношений через священников. Но никакие усилия священства и никакие жертвы не могли восстановить прежде разрушенные отношения между Богом и людьми. Человечество подошло к необходимости принципиально иной Жертвы, и в ином священстве.

Христос, как Первосвященник, своей Жертвой упраздняет это разделение и дает начало новому священству по чину Мелхиседека. Как некогда Мелхиседек благословил Авраама, так и в событии Сретения Господня Младенец Христос благословляет руки Симеона, олицетворяющего собой все ветхозаветное священство.

Таким образом, законное ветхозаветное священство уступает место Вечному Первосвященнику, «свободителю душ наших, дарующего нам Воскресение». Кроме того, эта великая Встреча в Иерусалимском храме становится исполнением древних мессианских чаяний.

Для верующих иудеев Он — Слава, а для пребывающих во тьме идолопоклонничества язычников — Свет.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *