Праздник воздвижение честного и животворящего креста господня — богослов

Один из двунадесятых праздников, отмечаемых православными людьми в сентябре, называется Воздвижение Честного Креста Господня. Он празднуется в один и тот же день каждый год – 27 сентября. В этот день всегда бывает строгий пост, несмотря на то, что это – большой праздник, в память крестных страданий Господа Иисуса Христа. Какое событие лежит в основе праздника?

История появления праздника Воздвижения Креста

Святой царь Константин, который правил Римским государством в четвертом веке Нашей эры, был верующим человеком. Он задумал найти тот самый крест, на котором пострадал Христос. Для этого он попросил свою мать, святую Елену отправиться в Иерусалим с целью найти и привезти эту святыню.

В 326 году царица поехала в Святой город. Она нашла гору Голгофу, где был распят Христос. На этом месте стояли развалины языческого капища.

Елена велела раскопать это место, и были найдены три креста, гвозди и табличка, на которой была надпись вины Иисуса Христа: «Иисус Назорей Царь Иудейский».

Но какой именно из трех крестов был тот самый, на котором распялся Христос?

По одному из нескольких преданий, царица решила определить
это опытным путем. Неподалеку проходило погребальное шествие. Елена приказала
остановить его и прикладывать кресты по очереди к покойнику. При прикосновении
одного из крестов, умерший воскрес.

Так всем стало понятно, что именно на этом кресте и умер Христос. Все присутствующие исполнились великой радости. Но не всем был виден крест из-за многочисленной толпы. Тогда Патриарх Иерусалимский Макарий встал на возвышенном месте, стал поднимать его высоко, чтобы все увидели его. И весь народ стал восклицать: «Господи помилуй!».

Отсюда и пошел обычай отмечать этот день. Сначала праздник приходился на второй день по Пасхе. Но когда был освящен храм Воскресения Христова, то праздник Воздвижение Креста перенесли на этот день – 13 сентября по старому стилю.

В седьмом веке Персидский царь напал на Иерусалим и захватил
святыню. Четырнадцать лет Животворящий Крест находился в Персии, но в 628 году
после заключения мира между государствами Крест возвратился в Иерусалим.

О дальнейшее судьбе святыни существуют различные версии. По одной из них крест пропал во время крестового похода в тринадцатом веке, а по другой святыню раздробили на мелкие кусочки и отправили в разные страны.

Особенности богослужения

Праздник имеет один день предпразднества и семь попразднества.  Этот день совершается поклонение кресту, подобно тому, что проходит на третьей седмице Великого поста.

Совершаются три земных поклона под пение «Кресту Твоему поклоняемся Владыко». Все дни попразднества крест, украшенный цветами, лежит посередине храма на аналое.

К нему можно подойти и приложиться после трёх земных поклонов.

Праздник Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня - Богослов

Накануне служится всенощное бдение, во время которого крест
и выносится священнослужителями на середину храма (перед всенощной крест
переносят на престол с жертвенника). Происходит это во время пения Святый Боже
на Великом славословии.

В соборах совершается чин вознесения креста с участием архиерея.

В это время он берёт крест, поворачивается лицом к народу, осеняет предстоящих людей крестом, а затем совершает с ним земной поклон медленно, держа его над головой.

В это время крест поливается двумя священниками водой с благоуханным маслом. Затем поднимает крест высоко над головой. Хор в это время поет «Господи помилуй» сорок раз. Это повторяется пять раз.

Потом священнослужители поют «Кресту Твоему» трижды, хор повторяет тоже трижды. Совершается каждение креста с пением праздничного тропаря «Спаси Господи люди Твоя». Затем читаются две обычные ектении, великая и просительная и отпуст. Помазание освященным маслом прихожан в этот день совершается после выноса креста.

На всенощной служится лития с освещением хлебов и вина. После «Бог Господь» звучит трижды тропарь праздника.

После полиелея поется величание Кресту. Затем антифон
четвертого гласа. Катавасия поется «Крест начертав». «Честнейшую» после восьмой
песни не звучит, а вместо нее запевы праздника.

На литургии святого Иоанна Златоуста поются антифоны
праздника. Вместо «Достойно есть» звучит задостойник «Таин еси».

В этот день пост очень строгий, нельзя даже вкушать рыбу. В этот день также отмечается праздник в честь святого Иоанна Златоуста.

Проповедь Патриарха Кирилла в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня

«И Твое сохраняя Крестом Твоим жительство», — О празднике Воздвижения Креста Господня

«Любовь Отца – распинающая. Любовь Сына – распинаемая. Любовь Духа – торжествующая силою крестною. «Тако возлюби Бог мир!»», — пояснял величие крестной жертвы и Святого Креста, как главной христианской святыни святитель Филарет (Дроздов) в своём «Слове в Великий пяток».

Великий Московский митрополит XIX столетия в своей проповеди напомнил слушателям о том, сколь добровольным было страдание Богочеловека, который одним мановением перста своего мог разрушить замысел мучителей и избегнуть уз и страданий, но Сам захотел претерпеть мучения, поношение и смерть ради искупления человечества.

Спаситель окропил крест, позорнейшее и мучительнейшее из римских орудий казни, своей пречистой кровью, после чего этот символ страданий кардинально изменил своё значение.

Из знака уныния и гибели крест стал знамением вечной жизни и надежды на Царствие Небесное.

Из инструмента предельно позорного — эмблемой славы и чести, так что даже большинство сегодняшних наград имеют в основе символ креста.

  • Именно поэтому Церковь столь почитает орудия Страстей Христовых и, в особенности, Святой и Животворящий Крест Спасителя и особо чтит день, когда Святой Крест был после долгих веков забвения вновь обретён христианами.
  • История обретения Креста Господня
  • После разрушения Иерусалима, последовавшего за восстанием зилотов в первой половине II века, император Адриан приказал засыпать землей Голгофу, Гроб Господень и все найденные там реликвии, а на искусственном холме поставил капище языческой богини Венеры, святилище Афродиты и статую Юпитера, где собирались язычники для совершения жертвоприношений идолам.

В IV веке император Константин Великий, под влиянием матери – царицы Елены, обратился в христианство сам и сделал его государственной религией в Римской империи. В 326 году святая равноапостольная императрица Елена предприняла паломническую поездку в Святую Землю для поиска там утерянных христианских реликвий.

Здесь предания расходятся.

Более древнее из них гласит, что царица Елена и Иерусалимский епископ Макарий от ранних христиан знали, что орудия Страстей Христовых после казни Спасителя были сброшены в яму совсем рядом с Голгофой и распорядились перекопать всю гору. В одном месте им помешало языческое капище, которое было разрушено по приказанию царицы. В его-то руинах и были найдены три креста (Господа и обоих распятых с ним разбойников).

Чтобы определить, какой из крестов принадлежал Спасителю, их поочерёдно возложили на гроб умершего человека, которого родственники в это время несли мимо на кладбище. При возложении Святого Креста Господня на гроб, мёртвый воскрес. Именно поэтому Святой Крест именуют Животворящим.

По более поздней, но и более распространённой версии, которая читается в прологе в день Крестовоздвижения, старый еврей Иуда (не без принуждения) показал равноапостольной Елене место под капищем Афродиты, где по свидетельствам его предков были спрятаны святые реликвии, и царица нашла в мусорной яме Святой Крест Христов и большинство остальных орудий Страстей Господних — титло, гвозди, терновый венец и т.п.

Святыни с молитвой очистили от грязи, а находившаяся рядом недужная, припавшая ко Кресту со слезами, получила исцеление от тяжёлой болезни. Так поняли, что святыни истинны, а еврей Иуда крестился с именем Кириак (с греч. «Господний») и со временем даже стал Иерусалимским епископом.

Царицу сопровождали сотни верующих и после обретения Святого Креста началось благоговейное поклонение Кресту и целование его, но по многолюдности многие не могли приблизиться и даже видеть его. Тогда патриарх Иерусалимский Макарий показал обретенный Крест народу с высокого места, что послужило традиции воздвигать (поднимать) крест для поклонения в день праздника.

Святой Крест Христов святой царицей был разделён на несколько частей, чтобы как можно большее количество верующих смогло поклониться великой святыне.

Большая его часть была взята святой Еленой в Константинополь (по другим сведениям – в Рим, где хранилась при её дворце, а уже после оказались в Константинополе).

Вторая большая часть Креста, как и несколько других орудий Страстей Господних, осталась в Иерусалиме. Третью долю святыни отправили в Рим.

Несколько малых частиц святыни развезли по разным городам мира. Причём, как отмечают многие источники (например, святители Григорий Нисский и Иоанн Златоуст), мелкие частицы Святого Креста можно было встретить не только в городских храмах и отдалённых монастырях, но и в наперсных мощевиках многих христиан.

На канонической территории Русской Православной Церкви сегодня можно встретить частицы Святого Креста Господня сразу в нескольких городах. Такая великая святыня есть в Вознесенском кафедральном соборе города Новосибирска, Троице-Сергиевой лавре, Благовещенском соборе Московского кремля, Свято-Успенской Почаевской лавре и других храмах и обителях.

  1. Святая царица Елена недолго пробыла в Иерусалиме, но за это время на Голгофе, в Вифлееме, на Фаворе, в Гефсимании и других памятных местах, связанных с земной жизнью Господа Иисуса Христа успела воздвигнуть до 80-ти храмов.
  2. Установление торжества в Церкви
  3. Уже к концу IV столетия Иерусалимская Церковь особо торжественно отмечала три христианских праздника — Воскресение Христово, Рождество Христово и праздник Обновления базилики Мартириума и ротонды Воскресения (храмов, которые соорудили по указу царицы Елены на Голгофе и в других святых местах).
Читайте также:  О женах мироносицах - богослов

В это же время отмечали и праздник Крестовоздвижения, которое первоначально занимало второстепенное значение по отношению к празднику Обновления иерусалимских храмов. Согласно «Пасхальной хронике» VII столетия, священнодействие Воздвижения (греч. «staurofaneia» – «явление Креста» верующим) было впервые совершено в ходе торжеств при освящении иерусалимских церквей.

  • О существовании в это время местной традиции Воздвижения Креста свидетельствует в своих воспоминаниях и известная паломница IV века Этерия (Сильвия Аквитанка).
  • Начиная с VI столетия Воздвижение Креста постепенно становилось всё более значительным праздником, а праздник Обновления церквей уходил на второй план, пока к концу VII века Крестовоздвижение не приобрело современный статус Двунадесятого праздника и не распространилось в остальных Поместных Церквях.
  • Новое осмысление Крестовоздвижения произошло также и в связи с захватом Иерусалима персами в 614 году, в ходе которого были уничтожены многие храмы и святыни, а Святой Крест (та его часть, что хранилась в Иерусалиме) и Иерусалимский патриарх были захвачены персами и увезены с собой.

Отвоевать святыню и Предстоятеля удалось только через полтора десятка лет в правление византийского императора Ираклия. В 628 году Святой Крест торжественно вернулся в храм Воскресения Христова. С тех пор в день Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня вспоминают оба этих события — обретение Креста и его возвращение из плена язычников.

Традиции и особенности Крестовоздвижения

Воздвижение Креста Господня Церковь отмечает 14 сентября (27 сентября по новому стилю). У этого праздника есть один день предпразднства и семь дней попразднства.

Богослужения этого Двунадесятого праздника совершаются духовенством в облачениях фиолетового (пурпурного) цвета. В память крестных страданий Господа Иисуса Христа в день праздника Церковью предписан строгий пост.

Накануне праздника совершается всенощное бдение. На малой вечерне бдения совершается перенесение Креста с жертвенника на престол (в  приходских храмах Крест чаще сразу кладётся на престол до начала богослужения, а Евангелие ставится за антиминсом).

На утрене нет помазания, Евангелие читается в алтаре, а после чтения Евангелия всегда поётся «Воскресение Христово видевше», даже если празднование не выпадает на воскресный день.

Во время Великого славословия при пении Трисвятого священник в полном облачении совершает вынос креста на середину храма и кладёт его на аналой. Затем совершается троекратное пение тропаря «Кресту Твоему поклоняемся Владыко…», во время которого трижды совершаются земные поклоны.

Затем поются особые стихиры, во время которых священник совершает помазание елеем, а затем сугубая ектения, обычное окончание всенощного бдения и первый час. 

В каноне изображается сила Креста, открывшаяся в ветхозаветных прообразованиях креста (Моисей, поднявший руки крестообразно во время битвы и тем вымоливший победу; древо, усладившее воды Мерры и т. д.), и в новозаветных чудесах

На Литургии (вместо «Трисвятого» и без земных поклонов) вновь поётся тропарь «Кресту Твоему поклоняемся Владыко…». В Апостоле говорится (I кор., I, 18–24), что Крест и страдания Спасителя представляют из себя Божию силу и Божию Премудрость, а в Евангелии от Иоанна (XIX, 6–11, 13–20, 25–28, 30–35) содержится история страданий Богочеловека.

Крест лежит на аналое посреди храма до 21 сентября — дня отдания Воздвижения. На отдание в конце литургии поют тропарь и кондак Святому Кресту, а затем он уносится священником в алтарь через Царские врата.

На Руси в дни Крестовоздвижения было принято строить часовни и малые церкви, а также устанавливать поклонные кресты (по обету, при дорогах, на месте строящихся храмов и в благодарность за помощь Божию).

Интересные факты

По мнению ряда исследователей, праздник Обновления (и Крестовоздивижения) стал христианским аналогом ветхозаветного праздника Кущей, одного из 3 главных праздников ветхозаветного богослужения. Именно этим обусловлен выбор даты празднования — 14 сентября.

На иконах Крестовоздвижения почти всегда присутствует не только держащий Святой Крест на возвышении патриарх Макарий и святая царица Елена, но и святой император Константин Великий (несмотря на то, что в это время его не было в Святой Земле). Таким образом, сама возможность обретения величайшей святыни связывается Церковью с легализацией и поддержкой христианства святым императором.

В народе в этот день крестьяне рисовали кресты на дверях домов, клали маленькие деревянные крестики в ясли коровам и лошадям. Если не было крестика, его заменяли перекрещенные ветки рябины.

Андрей Сегеда

Вы можете поаплодировать автору (хоть 10 раз)27

Воздвижение Креста Господня: праздник 27 сентября, история и храмы

О Воздвижении Креста Господня ничего не говорится в Новом Завете. Об обретении святыни первые сведения появляются в конце IV, начале V веков. О событии, установлении празднества повествуют римские историки и христианские деятели этого периода. Крестовоздвижение неразрывно связано с Воскресением Христа, что нашло отражение в богослужениях этого праздника.

История возникновения праздника

Воздвижение Креста Господня – один из 12 важнейших христианских праздников. В этот день христиане обрели один из главных символов веры – Честной Животворящий Крест.

  Во II веке языческий римский император Андриан, яростный противник Христа и его учения, решил стереть из памяти людей воспоминания о Спасителе. Он приказал уничтожить место, где пострадал за людские грехи Иисус Христос.

Голгофу, место казни и гробницу он повелел засыпать землей и возвести здесь языческий храм. Идолопоклонники и жрецы совершали в нем жертвоприношения на протяжении столетий.

Через 300 лет римский император Константин прекратил гонения на христиан, принял учение Христа. Его мать, Елена, также стала христианкой. За свои заслуги перед Церковью Константин и Елена после кончины были приравнены к равноапостольскому чину.

Константин Великий перенес столицу Римской империи в Константинополь. В борьбе за власть ему 3 раза было видение Креста Господня, после чего его войско одерживало победы.

После этих явлений Константин решил найти артефакты, свидетельствующие о страданиях и месте захоронения Христа после казни. Его мать, царица Елена, отправилась в Иерусалим по просьбе сына. Вместе с иерусалимским патриархом Макарием она начала поиск. Долгое время не было никаких результатов. Пока однажды им не встретился старый еврей, указавший, где находилась Голгофа.

Елена приказала разрушить языческий храм и начать раскопки. Это были первые археологические изыскания, в результате которых были обнаружены Гроб Господень, три креста, гвозди и табличка с именем Иисуса. Царица не сомневалась, что орудие казни Христа обладает чудодейственной силой, является Животворящим.

Она повелела прислонять поочередно к каждому кресту больного человека. После касания одного из крестов больной стал здоров. Патриарх Макарий, воодушевленный примером царицы, прикоснулся этим крестом к умершему человеку. Свершилось чудо: мертвец воскрес.

Макарий поднял святыню, чтобы все присутствовавшие на раскопках увидели Животворящий Крест Господень. Люди стали благоговейно кланяться Кресту и повторять слова: «Господи, помилуй!». Обретение Животворящего Креста произошло в 326 году от Рождества Христова.

Название празднования уходит своими корнями в обычай поднимать крест над головой, чтобы присутствующие на службе верующие его увидели. Крест, на котором был распят Иисус Христос, «возвысился» над всем христианским миром, как символ веры.

Равноапостольная Елена возвела на Голгофе храм Гроба Господня, куда поместила священную реликвию. В Константинополь к сыну она привезла частицу святой реликвии.

Император повелел возвести храм в память о Воскресении Христа. День освящения храма Воскресения Христа – 13 сентября. 14 сентября было определено, как дата празднования Воздвижения Святого Креста.

Русская, сербская, иерусалимская, грузинская, польская православные церкви, неканонические греческие церкви отмечают Воздвижение 27 сентября. Католическая и остальные поместные православные церкви празднуют 14 сентября. Армянская Апостольская Церковь – в воскресенье, между 11 и 17 сентября.

Празднование Воздвижения Креста Господня связано с историей его похищения и возврата в Иерусалим. В начале VII века персидский царь разграбил Иерусалим и увез распятие Иисуса и патриарха Захария. Через 14 лет византийский император Ираклий разгромил персов и вернул реликвию и Захария в Иерусалим.

В торжественной обстановке Ираклий направился на Голгофу, чтобы вернуть священный раритет в храм, но не смог подняться на гору. Невидимая сила остановила его у подножия.

Захарий пояснил императору, что его ноша предназначена для страдания в пути и не следует совершать его в царском облачении. Ираклий надел рубище и беспрепятственно взошел на Голгофу в храм.

Крест Господень был в дальнейшем разделен на частицы и распределен между христианскими храмами.

Богослужение

В этот день соблюдается строгий пост, во время которого не принимают продукты животного происхождения. Облачения священнослужителей фиолетового цвета.

Служба ведется по Минее (книге, где утвержден порядок и тексты богослужений в зависимости от праздника).

Начинается празднование с малой вечери. Священник выносит Святой Крест и кладет его на блюдо, установленное на жертвенник, укрытый покрывалом. Священное дерево украшают венком из живых цветов.

Перед началом всенощной иерей и диакон подходят к жертвеннику и поют псалмы, указанные в Минее.

Во время пения священнослужитель берет блюдо со Святым Деревом и устанавливает себе на голову и направляется к престолу. Перед ним идет свеченосец со свечой и дьякон с кадилом.

Крест кладут на престол, перед ним зажигают свечу на подсвечнике. Во время бдения на утрене читают Евангелие, поют канон и стихиры.

Читайте также:  Проповедь памяти иоанна златоуста «о пастыре и овцах» - богослов

До начала Великого славословия священник облачается в праздничные одежды. Во время пения славословия предстоятель и диакон трижды обходят престол и совершают каждение. Заканчивается славословие пением Трисвятого, во время которого священник три раза кланяется до земли и поднимает блюдо с реликвией на голову.

Он выходит из алтаря до середины храма, кладет Крест на аналой. Рядом с ним идут свеченосец со свечой и дьякон с кадилом. Священнослужители три раза обходят аналой, совершая каждение. Заканчивается служба троекратным земным поклоном предстоятеля, хора, целованием Креста, помазанием елеем верующих и ектенией.

Крест лежит на аналое до 21 сентября. В этот день исполняется литургия, во время которой (после пения тропаря и кондака) Крест уносится в алтарь.

Чин Воздвижения Креста Господня

При архиерейском богослужении или с благословения архиерея совершается чин Воздвижения Креста. Для службы рекомендуется особый Крест, который используют только в празднование Воздвижения. Он должен быть большого размера, вырезанный из дерева или написанный на дереве.

Отличия богослужения чина Воздвижения Креста:

  1. В литургии Трисвятое заменяется на «Кресту твоему…», «Святое Воскресение…». Поклоны до земли не делают.
  2. После того, как Крест выносят из алтаря, священнослужители кланяются 3 раза.
  3. Иерей берет в руки Крест в венке из живых цветов и поворачивается лицом на восход солнца и поднимает Крест над головой. Дьякон стоит перед ним со свечой и произносит 5 раз «Помилуй нас, Боже…». При каждом возгласе предстоятель поднимает Крест над головой (совершает чин).
  4. Хор повторяет «Господи, помилуй» сто раз.
  5. Во время исполнения «Господи, помилуй» священник 3 раза осеняет Крестом восточную часть храма. Затем начинает медленно склонять голову. Голоса певчих начинают затихать. К началу 50-го повтора голова иерея наклонена почти до земли. Со второй половины повтора «Господи, помилуй» священник начинает выпрямляться, хоровое пение усиливается. К 97 повтору предстоятель стоит, выпрямившись, а певчие поют во весь голос. Иерей снова осеняет 3 раза Крестом восток.
  6. Во время бдения два священнослужителя поддерживают иерея под руки, а третий медленно и непрерывно льет из сосуда воду на Крест. Вода стекает в емкость, которую держит свеченосец. В воду добавляют ароматические вещества, за исключением духов и одеколонов. Воду по окончании службы разбирают молящиеся.
  7. Священник разворачивается на заход солнца. Перед ним встает дьякон, громогласно произнося ектению с просьбой о жизни и здравии патриарха РПЦ, всех православных верующих Русской Церкви. Предстоятель поднимает Крест над головой.
  8. Следующий разворот – на юг. Дьякон произносит ектению о мире и спокойствии в государстве российском. Предстоятель в это время совершает воздвижение.
  9. Четвертый раз Крест поднимается над головой, когда священник поворачивается на север. Дьякон возглашает просьбу о здоровье и спасении от грехов каждой христианской души.
  10. Иерей снова поворачивается на восток и совершает воздвижение таким же образом, как в первый раз. Дьякон возглашает просьбу о спасении, здоровье священнослужителей храма.

Хор исполняет кондаккре, во время которого предстоятель кладет Крест на аналой. Окончание службы по обычаю.

Иконография

Первые изображения описывали обретение Креста. Мозаики X-XI веков были посвящены равноапостольным Константину и Елене. Святые отображены в полный рост, стоя по сторонам Креста. Впоследствии сюжет усложнился, появилось несколько вариантов: Константин и Елена наблюдают, как из земли извлекают священную реликвию; отображено паломничество царицы в Иерусалим.

Русская иконография имеет свою традицию, сложившуюся после XV века. На иконе на фоне церкви изображается многолюдная сцена. В центре, поддерживаемый двумя дьяками, стоит патриарх, удерживая над головой Крест. По обе стороны от него стоят святые, певчие и верующие, пришедшие для поклонения святой реликвии.

На некоторых иконах имеются изображения чудесного исцеления и оживления во время обретения артефакта. После XVII века в иконографии появился сюжет, где присутствуют царь Алексей Михайлович, патриарх Никон, царица Евдокия.

Народные традиции и приметы в этот день

Утром 27 сентября в церквах заканчивается еженощное бдение. Верующим, не присутствовавшим на богослужении, следует пойти в храм, помолиться на литургии за здоровье родных и близких, купить 3 освященные свечки. Возвратившись домой, зажигают свечу и крестят углы в доме, читая вслух «Отче наш». Таким способом прогоняют нечистую силу, очищают жилище от негативной энергии.

Существует поверье, что если в этот день соблюсти пост, то Бог простит 7 грехов. Церковь запрещает употреблять в пищу мясо-молочные продукты, яйца. Другое поверье касается о дарении детям золотых или серебряных крестов, приобретенных в церкви. Считается, что такой крестик будет оберегом для ребенка всю жизнь, даже если он не будет его носить постоянно.

По народным приметам считалось, что на Воздвижение лето заканчивается. К этому времени корнеплоды должны быть убраны в хранилища, чтобы заморозки не погубили урожай. После Воздвижения в деревнях занимались заготовкой капусты (солением/квашением).

По другим наблюдениям было подмечено, что если 27 сентября:

  • перелетные птицы улетели – будет морозная и долгая зима;
  • пауки опутывают ветки сетями – ожидать теплую осень; мало паутины – ранние холода;
  • морозное утро – зима придет раньше обычного;
  • ясное и теплое начало дня – зимние холода наступят позднее.

В праздник нельзя было:

  • ссориться;
  • стирать;
  • шить;
  • мыть полы;
  • ходить в лес, в поля, к рекам и озерам.

Запрет на посещение леса объяснялся тем, что к зиме готовятся змеи. Ворота и двери закрывали плотно, чтобы змея не попала в дом.

В этот день не следует что-то планировать и делать, так как начинание будет неудачным.

Храмы

На месте обретения Честного Животворящего Креста святая Елена воздвигла храм в честь Воскресения Христа. Император Константин повелел построить в Константинополе величественный храм Воскресения Христа, где будет храниться частица Животворящего Креста, привезенного царицей Еленой.

Строительство длилось 10 лет, до 336 года. Первоапостольная Елена не дожила до его освящения, она скончалась в 327 году. На следующий день после освящения возведенного храма был установлен день празднования Воздвижения Честного и Животворящего Креста.

В Москве известны 6 храмов Воздвижения Креста Господня:

  • на Чистом Вражке;
  • в Алтуфьеве;
  • Митине;
  • Черкизове;
  • Московском Кремле;
  • Никольском монастыре.

Храм на Чистом Вражке – один из старейших в Москве. Свое летоисчисление он ведет от конца XVII века. Окончательная архитектурная композиция оформилась через 200 лет.

Храм освящался трижды:

  • В 1658 году;
  • 1813 (после французского нашествия и пожара);
  • 1993.

С 1931 по 1992 года в храме не совершались богослужения. Архитектурный комплекс был частично разрушен. После передачи храма РПЦ в 1992 году в нем проходили реставрационные работы, закончившиеся в 2000 году. В настоящее время храм действующий.

Первое упоминание о церкви в Алтуфьево относится к 1564 году. В 1760 году была перестроена. Находится на территории имения Алтуфьево. В 1812 году имение и церковь были разорены. После восстановления в церкви не прекращались богослужения, за исключением ноября-декабря 1941 года. В конце XX века была перестроена, что нарушило ее историческую ценность.

В Московском Кремле Крестовоздвиженская церковь была построена по велению царя Федора Алексеевича в 1681 году. Теремная церковь имеет небольшие размеры: 7х4 метра. После 1917 года церковь была закрыта, как и все остальные церкви на территории Большого Кремлевского дворца. В настоящее время является частью президентской резиденции.

Храм в Никольском монастыре был освящен в 1854 году. После революции и закрытия монастыря прекратил богослужения. Здание было перестроено, использовалось для жилья и производственных нужд. В 90-х годах возвращено РПЦ. До настоящего времени продолжаются восстановительные работы.

Старообрядческие храмы

В центре Москвы находится старообрядческая община (федосеевцев-беспоповцев). Основанная в 1801 году, она сохранила свои устои до настоящего времени. На ее территории в 1811 году был построен соборный храм Воздвижения Креста Господня. В отличие от обычных церквей, у него отсутствует алтарь.

В 20-е годы прошлого столетия часть ценных экспонатов была передана в Крестновоздвиженскую церковь в Кремле. Старообрядческие богослужения в храме не прекращались со дня открытия.

Воздвижение: история и традиции праздника

 360tv.ru360tv.ru

История Воздвижения

Полное название праздника — Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. Церковь 27 сентября отмечает обретение Креста. Оно произошло в IV веке в Иерусалиме.

По преданию, крест нашла мать императора Константина Великого — царица Елена. Она распорядилась начать раскопки. Они привели к пещере Гроба Господня, около которой находились три креста. На одном из них распяли Христа.

Прикоснувшись к нему, заболевшая женщина тут же исцелилась.

На Руси название праздника получило отражение в поговорках. День также называли Вдвиженьем или Сдвиженьем. Эти слова отражают перемену состояния или какое-то движение. «Пришло Сдвижение — кафтан с шубой сдвинулся», — говорили в народе. Это означало, что приближаются холода, а вот лето и осень остаются в прошлом.

Традиции 27 сентября

Главные праздничные мероприятия проходили 27 сентября в церквях. После возвращения из храма крестьяне принимались за свои обычные дела.

В этот день крестьяне постились. «Кто на Воздвиженье постится, тому семь грехов простится», — поучали взрослые детей. На Руси предпочитали есть капусту и блюда из нее. «Смекай, баба, про капусту — Воздвиженье пришло», — говорили люди. За три дня до праздника нужно было убрать кочаны с огорода. После этого женщины несколько недель заготавливали капусту на зиму.

Работы шла весело и быстро. Крестьянки собирались на капустных вечерках. Успевали не только заниматься заготовками, но и рассказывать друг другу байки и шутки. На Руси верили, что если девушка, собираясь на посиделки, семь раз прочтет особый заговор, то ее полюбит понравившийся ей парень.

Читайте также:  Толкование шестопсалмие почему выбраны именно эти псалмы - богослов

Что запрещалось делать на Воздвижение

В этот день, 27 сентября, нельзя было затевать ничего важного и нового. В противном случае все шло прахом. Также не советовали ходить в лес.

Предки верили, что в это время медведь устраивает себе берлогу, а леший осматривает свое царство. К зиме готовились и змеи. Они прятались под трухлявые пни и лежали там без движения.

Считалось, что если змея на Воздвижение ужалит кого-то, то потом не сможет спрятаться от мороза.

Погода на Воздвижение

В конце сентября уже приходили первые заморозки. Но они были не страшными. «Воздвиженские зазимки не беда, что-то скажет Покров-батюшка (праздник Покров отмечают 14 октября — прим. ред.)», — говорили в народе.

Верили, что если журавли неспешно, но высоко летят и при этом курлыкают, осень будет теплой. Также хорошей приметой считалось увидеть восходящую луну с красноватым обручем. Это значило, что погода будет сухой и ясной. А вот если несколько дней дует западный ветер — холода не за горами.

Воздвижение Животворящего Креста Господня: обычаи, традиции и молитвы

Один из главных церковных праздников, именуемый Воздвижением Креста Господня, имеет богатую историю и множество традиций, соблюдаемых в православном мире.

Ежегодно 27 сентября верующие отмечают великий праздник обретения Креста, на котором был распят Иисус. После длительных поисков святыня была передана церкви, и каждый христианин получил возможность прикоснуться к реликвии, исцелиться от недугов и вознести молитвы Высшим Силам.

Обычаи и традиции Воздвижения

В этот день все православные христиане отправляются в церковь на всенощное бдение, а по окончанию службы в утренние часы прикасаются к Кресту. Его священнослужители оставляют до 4 октября — дня отдания праздника Воздвижения.

В древние времена в день праздника было принято проводить крестный ход вокруг деревень и сел. Таким образом наши предки с помощью Высших Сил защищали свои семьи и жилища от всевозможных бед, болезней и неудач. Во время праздника с поля забирали последние снопы, чтобы получить в следующем году богатый урожай.

По обычаю в этот день были под запретом походы в лес. Считалось, что 27 сентября весь животный мир готовится к зиме, и потревожить его — значит, накликать на себя беды. Уважение к природе, в гармонии с которой жили наши предки, не позволяло в этот день заниматься сбором позднего урожая, заготовкой дров. Под запретом были и иные работы, которые могли бы потревожить покой земли.

Также на Воздвижение опасались разгула нечисти, которая устраивала «гульбища» перед приходом зимы. Ни один живой человек не должен был пересекать границу леса, чтобы не столкнуться с разбушевавшимися лесными духами. Такие встречи грозили не только плохим самочувствием, но и проблемами со здоровьем, а также порчей или сглазом.

Во время празднования не забывали о домашних хранителях очага и уюта. Так называемые овинники, духи дома, в этот день получали угощения. Считалось, что задобренный дух будет всю зиму охранять дом и скотину от негатива.

В праздник не скупились на подаяние нищим. Приготовленные постные угощения относили в церковь или раздавали нуждающимся с наилучшими пожеланиями. Такая щедрость всегда сторицей окупалась, и радушным хозяевам сопутствовала удача.

Церковный праздник предполагает скромность и воздержание, поэтому в этот день постятся, чтобы избежать бед со здоровьем.

Молодые люди в этот день засылали сватов к приглянувшимся девушкам, чтобы добиться их расположения, а старшее поколение отправлялось в церковь. Из нее домой приносили три свечи, которые расставляли по углам и читали молитвы.

На животных в праздничный день вешали амулеты и обереги, охраняющие от любого проявления зла.

Молитвы в праздник Воздвижения Креста Господня

«Господи Всемогущий! Спаси и сохрани всех живущих на земле, благослови на жизнь праведную да отпусти грехи наши вольные и невольные. Смиренно взываем к Твоей Божественной сути да уповаем на всепрощение. Аминь».

«Крест Честный, сохрани душу мою от негатива и происков дьявольских. Убереги разум мой от любого проявления злого. Не дай телу моему ослабнуть, духу позволь окрепнуть. Возносимые молитвы да услышит Господь наш, да поможет и в горести, и в радости сохранить веру истинную, непоколебимую, слезами Пречистой Девы Марии, да кровью Господней омытую. Аминь».

В день Крестовоздвижения стоит уделить время семье и провести его в мире и радости. В древние времена после богослужения семьи собирались за праздничным постным обедом, где продолжали возносить молитвы и благодарить Высшие Силы за пищу, кров и счастливую жизнь без лишений.

Воздвижение является одним из самых важных православных праздников. Он связан с событиями 4 века нашей …

Икона «Воздвижение Креста Господня» связана с обретением реликвии и одним из главных православных праздников. События, …

27 сентября по новому стилю отмечается церковный праздник Воздвижение Креста Господня. Праздник был установлен в память о нашедшемся Кресте, …

Сочельником называют канун Крещения, одного из самых главных праздников в православии. 18 января соблюдают обычаи, …

27 сентября, праздник "Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня" (постный день). Новости. Самопознание.ру

27 сентября (14 сентября) верующие православной Церкви отмечают день памяти Воздвижения Животворящего Креста Господня в день его обретения.

Праздник Воздвижения Животворящего Креста Господня установлен в память обретения и воздвижения Креста Христова. Это знаменательное событие произошло при императоре Константине Великом, который первым из римских императоров прекратил гонения на христиан.

Равноапостольный император Константин, содействием Божиим одержавший в трёх войнах победу над врагами, видел на небе Божие знамение — Крест с надписью «Сим победиши».

Горячо желая отыскать Крест, на котором был распят Иисус Христос, Константин направил в Иерусалим свою мать, благочестивую царицу Елену.

Хотя святая царица Елена к этому времени была уже в преклонных годах, она с воодушевлением взялась за исполнение поручения.

Римские императоры-язычники пытались полностью уничтожить в человечестве воспоминания о священных местах, где пострадал за людей и воскрес Иисус Христос.

Император Адриан приказал засыпать землей Голгофу и Гроб Господень и на искусственном холме поставить капище языческой богини Венеры и статую Юпитера.

На это место собирались язычники и совершали идольские жертвоприношения.

Разыскивая Животворящий Крест, царица Елена расспрашивала христиан и иудеев, но долгое время её поиски оставались безуспешными. Наконец, ей указали на одного старого еврея по имени Иуда, который сообщил, что Крест зарыт там, где стоит капище Венеры.

Капище разрушили и, совершив молитву, начали копать землю. Вскоре были обнаружены гроб Господень и неподалеку от него три креста, дощечка с надписью «Иисус Назорей, Царь Иудейский», сделанная по приказанию Пилата, и четыре гвоздя, пронзившие тело Господа.

Чтобы узнать, на котором из трёх крестов был распят Спаситель, Патриарх Макарий поочередно стал подносить кресты один за другим к тяжелобольной женщине.

От двух крестов не произошло никакого чуда; когда же возложили третий крест, то она тотчас исцелилась. Случилось, что в это время несли тело для погребения.

Тогда стали возлагать кресты на умершего; и когда возложили третий крест, покойный ожил. Увидев воскресшего, все убедились, что найден Животворящий Крест.

Христиане, в бесчисленном множестве пришедшие поклониться Святому Кресту, просили святителя Макария поднять, воздвигнуть Крест, чтобы все могли, хотя издали, благоговейно созерцать Его. Тогда Патриарх и другие духовные лица начали высоко поднимать Святой Крест, а народ, взывая: «Господи, помилуй», поклонялся Честному Древу.

Святая царица Елена ознаменовала места, связанные с земной жизнью Спасителя, основанием более 80-ти храмов, воздвигнутых в Вифлееме — месте Рождества Христова, на горе Елеонской, откуда Господь вознёсся на небо, в Гефсимании, где Спаситель молился перед Своими страданиями и где была погребена Божия Матерь после успения.

В Константинополь святая Елена привезла с собой часть Животворящего Древа и гвозди.

Равноапостольный император Константин повелел воздвигнуть в Иерусалиме величественный и обширный храм в честь Воскресения Христова, включавший в себя и Гроб Господень, и Голгофу. Храм строился около 10 лет.

Святая Елена не дожила до освящения храма — она скончалась в 327 году. Храм был освящён 13 сентября 335 года. На следующий день, 14 сентября, установлено было праздновать Воздвижения Честного и Животворящего Креста.

В этот день вспоминается ещё одно событие, связанное с Крестом Господним, — его возвращение из Персии после 14-летнего плена обратно в Иерусалим.

Персидский царь Хозрой II в войне против греков разбил греческое войско, разграбил Иерусалим и увёз в плен Животворящий Крест Господень и патриарха Захарию (609–633 гг. до н.э.). Крест пробыл в Персии 14 лет и лишь при императоре Ираклии (610–641 гг. до н.э.

), который с помощью Божией победил Хозроя и заключил мир с его сыном, христианам была возвращена их святыня — Крест Господень.

С великим торжеством Животворящий Крест был принесён в Иерусалим. Император Ираклий в царском венце и порфире понёс Крест Христов в храм Воскресения. Рядом с царём шёл Патриарх Захария. У ворот, которыми восходили на Голгофу, император внезапно остановился и не мог двинуться дальше.

Святой Патриарх объяснил царю, что ему преграждает путь Ангел Господень, ибо тот, кто нёс на Голгофу Крест для искупления мира от грехов, совершил свой Крестный путь в уничижённом виде.

Тогда Ираклий, сняв венец и порфиру, надел простую одежду и беспрепятственно внёс Крест Христов в храм.

В день Воздвижения христиане соблюдают строгий пост!

  • Христианство — это не то, когда люди только молятся на иконы, но при этом живут в порочном образе жизни, это не то, когда они осеняют себя крестами,не то, когда они боятся бесов и дьявола,
  • не то, когда они выпрашивают себе спасение от ада и прочего зла или пытаются вымолить себе разных земных благ… Читать дальше
«Вначале было слово,и слово было у Бога,и слово было — Бог!!!»Выдержка из моей новой книги «Кто мы? Для чего мы живём? Почему мы умираем?», в которой раскрывается новая суть энергетического строения человека, входящего в Новый Мир — Утро Сварога (Сатья Югу).Современная наука называет человека —… Читать дальше
Пасха — это время весьма значимое для всех нас, независимо от того, христиане мы или нет, благодаря истинному посланию, которое было раскрыто нам Христом.

Значение пасхального послания

Пасха непосредственно сталкивает нас с глубоким и всеобъемлющим смыслом, присущим таинству Голгофы — места, где Христос… Читать дальше

Занятный вопрос. И в то же время провокационный. Представьте, сколько народа, прочитав вопрос, схватятся за виртуальное оружие своих эмоций и повалит с разных сторон? А так и будет. Как всегда. Вопрос, подобный лакмусовой бумаге, определит, сколько пробуждающихся, сколько оставшихся в этом мире в спячке… Читать дальше

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *