Преподобная мария египетская, как пример для подражания — богослов

Кем она была? Великой грешницей, блудницей, ненасытной в грехе, жила в Александрии, славившейся роскошью и пороками.

Благодать Божия и заступничество Матери Божией обратили ее к покаянию, и покаяние ее превзошло по силе своей и ее грехи, и представление о возможном для человеческой природы.

47 лет Преподобная провела в пустыне, из них в течение 17 лет (ровно столько, сколько она грешила) она вела жестокую борьбу с обуревавшими ее страстями, пока не очистила ее Благодать Божия, пока не отмыла и не высветлила ее душу до состояния ангельского.

Преподобная Мария Египетская, как пример для подражания - Богослов

В старину считали, что Мария Египетская на загробном суде будет судить всех блудниц. Говорили, что по молитве родителей, она может спасти от блудного жития и непотребства свернувших с истинного пути сына или дочь. День Марии Египетской крестьяне проводили в строгом воздержании.

Каждый год в Великий Пост Православная Церковь вспоминает подвиг Марии Египетской, ее удивительное житие (чтение жития совершается в среду вечером ).

В четверг пятой седмицы на утрени читается покаянный канон Андрея Критского. Он содержит обращение именно к ней, преподобной Марии. «Мариино стояние» — зовется такая служба.

Стояние в покаянии. Стояние в вере. Стояние в борьбе с грехом.

***

Святая Мария Египетская была раскаявшейся блудницей, жившей в V веке. В 12 лет ушла от родителей из египетской деревни в Александрию, где 17 лет жила как блудница, сходясь со своими любовниками как за плату, так и добровольно.

Заметив толпу паломников, направляющихся в Иерусалим на праздник воздвижения креста, она с нечистыми намерениями присоединяется к ним, платит своим телом корабельщикам за провоз, а затем продолжает блуд и в самом Иерусалиме.

В Иерусалиме Мария попыталась войти в храм Гроба Господня, но какая-то невидимая сила «трижды и четырежды» удерживала и не впускала её. Осознав своё падение, она начала молиться перед иконой Богородицы, находившейся в притворе храма. После этого она смогла войти в храм и поклониться Животворящему Кресту. Вразумлённая таким наказанием, она даёт обет впредь жить в чистоте.

Попросив деву Марию и впредь вести её, Mария Eгипетская слышит чей-то голос: «Перейди Иордан и обретёшь блаженный покой», — и принимает его как поданный ей знак. Она покупает на милостыню три хлеба и с ними идёт в заиорданскую пустыню.

Первые 17 лет её преследуют влекущие воспоминания о прежней жизни, о вине и разгульных песнях: «Когда я принималась за пищу, я мечтала о мясе и вине, какие ела в Египте; мне хотелось выпить любимого мною вина. Будучи в миру, много пила я вина, а здесь не имела и воды; я изнывала от жажды и страшно мучилась.

Иногда у меня являлось очень смущавшее меня желание петь блудные песни, к которым я привыкла. Тогда я проливала слёзы, била себя в грудь и вспоминала обеты, данные мною при удалении в пустыню.»

Затем все соблазны внезапно отступают, и для отшельницы наступает «великая тишина». Между тем сношенный гиматий распадается; Mарию мучат летний жар и зимний холод, от которых ей нечем прикрыть своё нагое тело.

Она кормится жёсткими травами пустыни, а позднее, по-видимому, вообще перестаёт нуждаться в пище. В полном уединении, не имея книг и притом не владея грамотой, она приобретает чудесное знание священных текстов.

В течение 47 лет она не встречает ни единого человека. Единственным человеком, который увидел Марию после её ухода в пустыню, стал иеромонах Зосима. Он, следуя уставу Иорданского монастыря, удалился на время Великого поста в пустыню для поста и молитвы. Там он и встретил Марию, которой отдал половину своего гиматия (верхняя одежда), чтобы прикрыть наготу.

Преподобная Мария Египетская, как пример для подражания - Богослов

Он оказался свидетелем чудес и увидел, как во время молитвы она поднялась в воздух и повисла в невесомости примерно на полметра от земли. Исполненный благоговения Зосима попросил Марию рассказать ему о своей жизни. Рассказав ему всё, Мария попросила Зосиму через год вернуться со святыми дарами и причастить её, однако сказала не переходить Иордан, а ждать её на другом берегу.

Преподобная Мария Египетская, как пример для подражания - Богослов

Через год, как и сказала Мария, Зосима в Великий четверг, взяв Святые Дары пошёл на берег Иордана.

Там он увидел идущую по другому берегу Марию и думал, как она сможет перейти реку не имея лодки, но Мария на его глазах перешла реку по воде, как по суше, подошла к изумлённому Зосиме и причастилась из его рук.

Мария попросила Зосиму через год прийти на первое место их встречи и потом опять перешла по воде через Иордан и удалилась в пустыню.

Преподобная Мария Египетская, как пример для подражания - Богослов

Мария Египетская с житием (в центре погребение святой аввой Зосимой)

Придя в пустыню еще через год в надежде видеть святую, он уже не застал ее в живых. Зосима нашёл её тело и рядом надпись: «Погреби, авва Зосима, на этом месте тело смиренной Марии, отдай прах праху. Моли Бога за меня, скончавшуюся в месяце, по-египетски Фармуфий, по-римски апреле, в первый день, в ночь спасительных Страстей Христовых, по причащении Божественных Тайн».

Не зная, как вырыть могилу, он увидел льва, вышедшего из пустыни, который своими когтями вырыл яму для погребения тела праведницы. Случилось это в 522 году. Вернувшись в монастырь, Зосима рассказал другим монахам о подвижнице, многие годы жившей в пустыне. Это предание передавалось в устной форме до тех пор, пока не было записано в VII веке Софронием Иерусалимским.

  • Христианское вероучение рассматривает пример Марии Египетской как образец совершенного покаяния.
  • Марии Египетской посвящено множество храмов, в храме Гроба Господня в Иерусалиме имеется часовня в честь святой Марии Египетской, построенная на месте её обращения.
  • Ковчег с частицей мощей преподобной Марии Египетской находится в Сретенском монастыре в Москве.

Преподобная Мария Египетская, как пример для подражания - Богослов

Тропарь, глас 8-й:
В тебе, мати, известно спасеся еже по образу: приимши бо крест, последовала еси Христу, и деющи учила еси презирати убо плоть, преходит бо, прилежати же о души, вещи безсмертней. Темже и со aнгелы срадуется, преподобная Марие, дух твой.

Кондак, глас 4-й:

Греха мглы избежавши, покаяния светом озаривши твое сердце, славная, пришла еси ко Христу, Сего всенепорочную и святую Матерь, молитвенницу милостивную принесла еси. Отонудуже и прегрешений обрела еси оставление, и со ангелы присно срадуешися.

Молитва:

Услыши недостойную молитву нас, грешных, избави нас, преподобная мати, от страстей, воюющих на души наша, от всякия печали и находящия напасти, от внезапныя смерти и от всякого зла, в час же разлучения души и тела отжени, святая угодница, всякую лукавую мысль и лукавые бесы, яко да приимет души наша с миром в место светло Христос Господь Бог наш, яко от него очищение грехов, и Той есть спасение душ наших, Емуже подобает всякая слава, честь; и поклонение со Отцем и Святым Духом во веки веков. Аминь.

Икона Марии Египетской: в чем помогает

После распространения христианства после преобразования Римской империи появилось немалое количество святых подвижников, которые проявили собственную преданности и великую веру. Одной из таких подвижниц стала святая Мария Египетская, которой теперь есть во многих церквях и пользуется большим почтением.

Дни памяти:

  • 5 апреля (переходящая) – 5-я Неделя Великого поста;
  • 14 апреля – День преставления.

История святой Марии

Мария родилась в Египте в пятом веке новой эры. До двенадцати лет пребывала в доме своих родителей, после чего отбыла в Александрию, которая на тот период представляла собой развитый культурный и экономический центр. Там, где процветание и роскошь, практически всегда присутствует блудная страсть и другие грехи.

Поэтому Мария поддалась распущенности и стала предаваться телесным утехам. На протяжении многих лет она позволяла себе любые страсти и много блудила. Для нее именно телесное удовольствие было главным смыслом и высшим блаженством.

Как свидетельствуют жития, Мария на протяжении около 17 лет непрестанно и ежедневно потакала собственным страстям, в частности предавалась блуду. Она не собирала деньги, просто наслаждалась телесными удовольствиями.

Преподобная Мария Египетская, как пример для подражания - Богослов

По достижению 29 лет Мария отправилась на корабле на праздник Воздвижения Креста Господня, который отмечали в Иерусалиме. Именно данное событие стало основополагающим в биографии этой святой и именно благодаря этому женщина смогла принять истинную веру. При этом изначально она ехала на праздник для того чтобы и там блудить, но увидела, как люди идут в храм.

Преображение святой Марии

Мария присоединилась к остальным, но почему-то не могла войти в храм Гроба Господня. Сначала казалось будто мешает толпа и трудно протиснуться сквозь существенное количество других людей, но потом ситуация стала очевидной. Как бесноватым трудно войти в храм, Марии невозможно было оказаться там, нечто свыше удерживало блудницу.

Женщина ощутила всю тяжесть накопившись грехов и взмолилась пред Богородицей, икона которой располагалась в притворе перед самим храмом. Только после этого она смогла войти в сам храм и поклониться. Вышедши, Мария снова обратилась к иконе в притворе и услышала наставления о том, чтобы идти за Иордан.

Преподобная Мария Египетская, как пример для подражания - Богослов

Так погибает блудница и рождается святая. Первые 17 лет (по числу лет проведенных в блуде) святая терпела тяжелые мучения и лишения, боролась со страстями.

После этого 30 лет святая продолжала свое подвижничество в пустыне, проявляя различные чудеса веры: воспаряла над землей, когда молилась; ходила по воде Иордана; могла подчинять диких зверей пустыни, к примеру, лев был с ней ласков и даже вырыл для святой яму, облобызав перед этим ноги, когда Мария почила.

В чем помогает святая?

Преподобная Мария Египетская, как пример для подражания - БогословКаждый христианский подвижник ведет людей к истинной вере и помогает укрепиться на собственном пути к Всевышнему. Тем не менее, каждый святой имеет, скажем так, свое более специализированное ведомство. Именно в такой специализированной области и следует просить помощи.

Таким образом, если задаться вопросом, в чем помогает икона Марии Египетской, то ответ становится очевидным. Наиболее действенной является молитва к этой святой, когда следует отвергнуть блудную страсть. Подобная помощь весьма актуальна в наши дни, когда разврат буквально пронизывает общество.

Если коснуться значения иконы Марии Египетской, то святая также может дать поддержку, когда просто следует избавиться от различных страстей и перевести свое вниманию к вечному и возвышенному

Подвиг Марии вдохновляет других людей, а ее икона пользуется почтением и у монахов, и у мирских людей. Как говорят верующие, эта святая может помочь усмирить страсти и дать вдохновение для крепкой веры.

Читайте также:  Неделя 4-я по пасхе о расслабленном - богослов

Варианты икон

Для того чтобы помолиться может использоваться простая икона преподобной Марии Египетской, где она изображается на однотонном фоне с нимбом.

Помимо этого, распространены три варианта писания святой:

  • образ в житии – сама святая стоит в центре, а по периметру в клеймах изображаются основные этапы жития (указанные ранее, чудеса в пустыне причастие и упокоение);
  • икона святой Марии, где она пребывает в молитве Христу или Богородице;
  • причащение и встреча со старцем Зосимой.

Старец Зосима был практически единственным человеком, с которым виделась святая. Именно он в начале подвижничества дал ей часть своей одежды прикрыть наготу и именно он принес причастие, когда Мария стала святой. Для того чтобы принять причастие, подвижница перешла по Иордану как по земле.

Молитвы перед иконой преподобной Марии Египетской

Тропарь, глас 8

В тебе́, ма́ти, изве́стно спасе́ся, е́же по о́бразу,/ прии́мши бо крест, после́довала еси́ Христу́/ и, де́ющи учи́ла еси́ презира́ти у́бо плоть, прехо́дит бо,/ прилежа́ти же о души́ ве́щи безсме́ртней.// Те́мже и со А́нгелы сра́дуется, преподо́бная Мари́е, дух твой.

Перевод: В тебе, о мать, достоверно спаслось то, что в нас по образу [Божию]: ибо, приняв крест, ты пошла за Христом и делами своими учила презирать плоть, ибо она прейдет, усердствовать же о душе, вещи бессмертной. Потому и радуется вместе с ангелами, Преподобная Мария, дух твой.

Кондак, глас 3

Блуда́ми пе́рвее преиспо́лнена вся́ческими,/ Христо́ва неве́ста днесь покая́нием яви́ся,/ а́нгельское жи́тельство подража́ющи,/ де́мона креста́ ору́жием погубля́ет.// Сего́ ра́ди Ца́рствия неве́ста яви́лася еси́, Мари́е пресла́вная.

Перевод: Будучи сначала объята всяческим блудом, сейчас ты явилась невестой Христовой через покаяние, подражая ангельской жизни и уничтожая демонов оружием креста. Поэтому ты стала невестой Царствия Небесного, Мария преславная.

Ин кондак, глас 4

Греха́ мглы избежа́вши,/ покая́ния све́том озари́вши твое́ се́рдце, сла́вная,/ пришла́ еси́ ко Христу́,/ Сего́ Всенепоро́чную и святу́ю Ма́терь/ Моли́твенницу ми́лостивную принесла́ еси́./ Отону́дуже и прегреше́ний обрела́ еси́ оставле́ние,// и со А́нгелы при́сно сра́дуешися.

Перевод: Избежав мглы греха, озарив светом покаяния свое сердце, достойная славы, пришла ты ко Христу, Его же Всенепорочную и святую Матерь сделала своей милостивой Молитвенницей. Потому и получила прощение прегрешений и всегда радуешься вместе с Ангелами.

Величание

Ублажа́ем тя, преподо́бная ма́ти Мари́е, и чтим святу́ю па́мять твою́, наста́внице мона́хов и собесе́днице А́нгелов.

Молитва первая

О, вели́кая Христо́ва уго́днице, преподо́бная Мари́е! На Небеси́ Престо́лу Бо́жию предстоя́щи, на земли́ же ду́хом любве́ с на́ми пребыва́ющи, име́ющи дерзнове́ние ко Го́споду, моли́ спасти́ рабы́ Его́, к тебе́ с любо́вию притека́ющия.

Испроси́ нам у Великоми́лостиваго Влады́ки и Го́спода ве́ры непоро́чное соблюде́ние, градо́в и ве́сей на́ших утвержде́ние, от гла́да и па́губы избавле́ние, скорбя́щим – утеше́ние, неду́гующим – исцеле́ние, па́дшим – возста́ние, заблу́ждщим – укрепле́ние, в дела́х благи́х преспе́яние и благослове́ние, сирота́м и вдови́цам – заступле́ние и отше́дшим от сего́ жития́ – ве́чное упокое́ние, всем же нам в де́нь стра́шнаго Суда́ одесну́ю страны́ о́бщники бы́ти и блаже́нный глас Судии́ ми́ра услы́шати: прииди́те, благослове́ннии Отца́ Моего́, насле́дуйте угото́ванное вам Ца́рствие от сложе́ния ми́ра, и та́мо пребыва́ния во ве́ки получи́ти. Ами́нь.

Молитва вторая

Свята́я и вели́кая уго́днице Христо́ва Мари́е, Ангелы удиви́вшая безприме́рным по́двигом свои́м! Мо́лим тя, блаже́нная, предстоя́ ны́не у Престо́ла Всесвяты́я Тро́ицы, умоли́ Го́спода, обре́тшая ве́лие дерзнове́ние пред Ним, да сподо́бит Он и нас подо́бно тебе́, пока́ятися в тмочи́сленных согреше́ниях на́ших, и да прости́т нас, и да наказа́в ны зде по Своему́ человеколю́бию, не погуби́т и нас в бу́дущем ве́це. Моли́, свята́я Мари́е, Пресвяту́ю твою́ Спору́чницу, укрепи́вшую тя в по́двизе твое́м тя́жцем, да укрепи́т о́на́ и нас, Всесвята́я, всеси́льною по́мощью Свое́ю, на сем земно́м терни́стом пути́, и я́ко ты, облобыза́в с ве́рою и любо́вию Всечестны́й Крест Христо́в, восприя́ла еси́ благода́ть Его́ Всеси́льную в борьбе́ со диа́волом, ми́ром и пло́тию и до́блестию разруши́ла еси́ вся ко́зни сатаны́, та́ко да сподо́бимся и мы по́мощию Животворя́щаго Дре́ва Креста́ Госпо́дня разруши́ти вся прегра́ды греха́ к достиже́нию го́рняго Ца́рствия, и удосто́ившись ве́чныя жи́зни, вку́пе с тобо́ю вы́ну воспева́ти Пресвяту́ю Тро́ицу во Еди́нем существе́, Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва третья

О, вели́кая Христо́ва уго́дница, преподо́бная ма́ти Мари́е! Услы́ши недосто́йную моли́тву нас, гре́шных (имена), изба́ви нас, преподо́бная ма́ти, от страсте́й, воюю́щих на ду́ши на́ша, от вся́кия печа́ли и находя́щия напа́сти, от внеза́пныя сме́рти и от вся́кого зла, в час же разлуче́ния души́ и те́ла отжени́, свята́я уго́дница, вся́кую лука́вую мы́сль и лука́вые бе́сы, я́ко да прии́мет ду́ши на́ша с ми́ром в ме́сто све́тло Христо́с, Госпо́дь Бог наш, я́ко от Него́ очище́ние грехо́в, и Той е́сть спасе́ние душ на́ших, Ему́же подоба́ет вся́кая сла́ва, че́сть и поклоне́ние со Отце́м и Святы́м Ду́хом, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

(2

Мария Египетская

Преподобная Мария Египетская (V век)

Дни памяти: 1 апреля/ 14 апреля, в Неделю 5-ю Великого поста.

Преподобная Мария Египетская — одна из самых великих святых за всю историю христианства. Не много подвижников удостоены особой чести семидневного поминовения в покаянное время Великого поста перед Пасхой. И среди них только одна женщина — преподобная Мария.

Необычна ее жизнь, необычен и путь ее обращения к Богу, исключителен ее духовный подвиг и его плоды. Ее житие на Руси было одним из любимых домашних чтений, а во время Великого поста оно еще и целиком прочитывалось в Церкви.

С чем это связано? Судьба Марии Египетской — один из самых глубоких примеров покаяния и одновременно напоминание о неиссякаемой любви Бога к человеку.

Преподобная Мария Египетская, как пример для подражания - Богослов

Родилась святая в V веке в провинции Египта. Будучи еще двенадцати лет, Мария сбежала из дому и отправилась в столицу Александрию, с совершенно осознанным желанием нечистой, разгульной жизни.
В молодости будущая пустынница была очень красива, привлекала многих мужчин и очень полюбила разврат и блуд.

«Более семнадцати лет невозбранно предавалась я греху и совершала все безвозмездно. Я не брала денег не потому, что была богата. Я жила в нищете и зарабатывала пряжей», — расскажет о своем греховном прошлом сама преподобная.

Переломный момент, положивший конец этой безобразной жизни и начало новому житию, произошел в Иерусалиме. В те дни множество верующих отправлялись из Александрии в Святой Град, на поклонение Честному Кресту Господню. Среди них оказалась и Мария. Однако, ее мысли в те дни были весьма далеки от благочестия. Всю дорогу до Иерусалима, она провела, соблазняя паломников.

Сойдя на берег, Мария увидела, как толпа народа двинулась к храму Гроба Господня, и пошла вместе с ними, но не смогла войти в святое место. Какая-то невидимая сила отталкивала ее от ворот. Мария пыталась войти снова и снова, но вход для нее был закрыт.

Тогда и произошел полный переворот в душе великой грешницы. Мария в один момент осознала свою вину перед Богом, раскаялась и оставила прошлую жизнь. Над воротами был образ Богоматери с младенцем.

К Ней будущая преподобная и обратилась со слезами и горячей молитвой. Мария просила Пресвятую деву позволить ей поклониться святыне, обещала изменить свою жизнь навсегда.

После этой молитвы, вход открылся, и раскаявшаяся грешница смогла войти в храм без препятствий.

С этого дня начался ее путь к святости. Если прежде она всей душой отдавалась греху, то теперь безоглядно устремилась к покаянию. Исповедавшись и причастившись, Мария, не откладывая, направилась в пустыню за Иордан.

Когда она шла туда, пошатываясь, с заплаканным лицом, какой-то человек подал ей милостыню — три монеты, на которые Мария купила три хлеба. Ими она, чудесным образом, питалась долгие годы.

Всего святая провела в пустыне 47 лет.

Первые 17 лет преподобной матери пришлось напряженно бороться со страстями и искушениями. Ровно столько же времени, сколько прежде она жила во власти греха.

Как рассказывала Мария, незадолго до своей кончины, все эти годы ее навязчиво преследовали мысли о прошлых пороках. Когда она ела, вспоминала роскошные трапезы. Когда пила воду, хотела вина.

То и дело в ее душе, против воли, пробуждались прежние нечистые страсти.

Но Мария не сдавалась. Каждый раз, когда приходило искушение, она начинала молиться Богу, и, сколько бы искушение не длилось, в конце концов, молитва побеждала, и в душе преподобной наступал мир.

Так святая подвижница провела 17 лет из 47, выдержав бессчетное множество тяжелейших искушений и ни разу им не поддавшись.

Наконец, в награду за эти подвиги, Бог послал ей полное бесстрастие и явную святость еще при жизни.

Преподобная Мария Египетская, как пример для подражания - Богослов

Свидетелем ее святости стал старец Зосима, единственный человек, которого Мария встретила за полвека своего отшельничества.

Со встречей этих двух святых, связано еще одно чудо. Как повествует житие, однажды, иеромонах Зосима молился у себя в келье и подумал о том, не является ли он самым лучшим иноком своего времени.

Ответ на это дал ему ангел.

Внезапно появившись перед монахом, небесный воин велел ему идти в обитель на берегу Иордана и обещал, что там Зосима встретит подвижников, которые намного превосходят его строгостью жизни.

В этом палестинском монастыре иноки действительно жили по очень строгому уставу. Ежегодно, во время Великого поста, они отправлялись в пустыню, почти не взяв с собой пищи, и подвизались там несколько недель, каждый поодиночке. Благодаря этой традиции, священник Зосима и познакомился с преподобной матерью Марией, а после ее смерти, открыл людям историю этой великой подвижницы.

Встреча их произошла в самой глубине пустыни за Иорданом. Зосима шел уже почти три недели по безлюдной, выжженной солнцем земле, и неожиданно во время молитвы, заметил чью-то тень. Обернувшись, он увидел кого-то со странным внешним видом.

Тело этого человека исхудало до костей и почернело на солнце, что свидетельствовало о многих годах, проведенных им в пустыне.
Зосима сразу догадался, что это какой-то неведомый подвижник и захотел попросить у него благословение.

Заметив монаха, отшельница бросилась бежать и издалека крикнула старцу, что она женщина, и просит Зосиму дать ей какой-нибудь плащ. Причем, к удивлению инока, женщина назвала его по имени.

Еще больше старец удивился позднее, когда попросил пустынницу помолиться, и увидел, как она поднялась над землей и во время молитвы парила в воздухе.

Читайте также:  Казанская икона божией матери — история праздника - богослов

Из разговора с преподобной, Зосима узнал всю историю ее покаяния и духовного преображения. Кроме явного чудотворства святой, его поразило, что, рассказывая о своей жизни, она много цитировала Библию.

Притом что, как выяснилось, никогда ее не читала, а «Слово Божие всетворческое» дало ей это знание.

Когда они расставались, подвижница попросила старца через год, в Страстной Четверг, прийти к реке Иордан и причастить ее Святых Христовых Таин. Зосима обещал.

В день их следующей встречи, старец стал свидетелем нового чуда преподобной. Когда он ждал ее на берегу со Святыми Дарами в руках, он увидел, как Мария вышла из пустыни, приблизилась к реке и, перекрестившись, пошла по воде.

Таким образом, она и оказалась на другом берегу, рядом с Зосимой.
Вместе они помолились. Мария причастилась, а после, попросила инока прийти еще на одну встречу с ней. В будущий Великий Пост.

В то самое место, где они увиделись впервые.

Когда через год Зосима пришел в назначенное место, он увидел Марию, лежащую на песке бездыханной. Ее мощи были нетленными. Возле головы преподобной, он прочел надпись, где была просьба похоронить ее здесь же, в песке.

В надписи указывалась и дата смерти подвижницы.
Это был тот самый день, когда она причастилась, из чего старец заключил, что после их прошлой встречи, Мария мгновенно перенеслась вглубь пустыни, на расстояние пути, который Зосима проделал за три недели.

И здесь она мирно отошла ко Господу.

Как оказалось, преображенный святостью человек способен повелевать материей и пространством. Эта та самая сила веры, о которой говорится в Евангелии. Похоронив преподобную, Зосима вернулся в монастырь и рассказал братии историю великой подвижницы.

Около двухсот лет, ее житие передавалось устно среди насельников обители. Наконец, в седьмом веке оно было записано преподобным Софронием Иерусалимским, известным агиографом, богословом и песнописцем.

Преподобная Мария Египетская, как пример для подражания - Богослов

Православная Церковь очень почитает преподобную Марию Египетскую, так как в ней во всей полноте явилась преображающая сила покаяния.

Кроме дня ее кончины 1 (14) апреля, памяти этой святой посвящена целая (пятая) неделя Великого поста.

Перед иконой преподобной Марии Египетской молятся об избавлении от дурных страстей и пагубных привычек: к примеру, просят помощи в избавлении от наркомании, пьянства. К ней обращаются с покаянием за совершенный аборт.

Женщины молятся Марии Египетской, прося святую помощь с правильным выбором в жизни, сохранить целомудрие, даровать скромность и христианскую мудрость.Кроме того, молятся Марии Египетской о защите от дурного сглаза и порчи.

Также ее просят даровать силы, чтобы уменьшить последствия своего дурного поступка.

При этом священники особо отмечают: только начав на деле исправлять свои ошибки и заглаживать свою вину или нанесенную обиду, человек может получить у этой святой помощь в получении прощения.

Молитва Преподобной Марии Египетской:
Услыши недостойную молитву нас, грешных (имена), избави нас, преподобная мати, от страстей, воюющих на души наша, от всякия печали и находящия напасти, от внезапныя смерти и от всякого зла, в час же разлучения души и тела отжени, святая угодница, всякую лукавую мысль и лукавые бесы, яко да приимет души наша с миром в место светло Христос Господь Бог наш, яко от него очищение грехов, и Той есть спасение душ наших, Емуже подобает всякая слава, честь; и поклонение со Отцем и Святым Духом во веки веков. Аминь.

Загадка Марии Египетской

Это, наверное, самый отталкивающий образ во всей православной иконографии. Прочие святые, даже строгие подвижники, обычно сияют с образов бессмертной, неотмирной красотой. Но она – нет. Ее всегда изображают чахлой, сморщенной старухой, которой нечем прикрыться, кроме чужой хламиды.

Ее кожа иссушена солнцем и ветрами, а волосы свалялись в нечто бесформенное. Ее лицо выражает усталость от жизни. Сложно представить, что в юности она была щедра на телесную любовь, хотя именно об этом говорить ее житие, так знакомое православным людям.

Ее память совершается в пятое воскресенье Великого поста, а само житие звучит в храмах вместе с каноном св. Андрея Критского на утрене в среду шестой недели. Быть может, это просто эмоциональная реакция на образ глубокого покаяния.

Или так современный человек вроде меня откликается на ее историю, в которой вопросов больше, чем ответов.

Автором «Жития преподобной матери нашей Марии Египетской» называют святителя Софрония, Иерусалимского патриарха с 634 по 638 год. Как считается, его текст основан на устном предании, к тому моменту бытовавшем среди палестинских монахов уже около столетия. Источником самой этой истории был преподобный Зосима – он единственный видел Марию после того, как она удалилась в пустыню.

Согласно «Житию», Мария родилась в Александрии Египетской в VI веке. Совсем юной она оставила семью и стала жить то подрабатывая ткачеством, а то и просто на подачки. Но деньги не были для нее главной ценностью – ею был секс. Мария дарила себя всякому желающему, а таковых, по ее собственному признанию, было немало.

Однако через семнадцать лет подобной жизни с Марией приключилось событие, о котором она так ярко поведала Зосиме. Как-то раз женщина увидала паломников, собиравшихся морем отплыть в Иерусалим на праздник Воздвижения Святого Креста. Мария решила, что небольшое путешествие сможет развлечь ее, и поднялась на корабль, расплатившись с командой своим телом.

Позже с горькой усмешкой рассказывала она о том, как ей удалось устроить на корабле с паломниками небольшую оргию.

Преподобная Мария Египетская, как пример для подражания - Богослов

Мария и Зосима

И вот наконец Иерусалим. Мария в толпе паломников следовала в храм, где шло богослужение, но вновь и вновь ей не удавалось попасть внутрь.

И когда ей вдруг открылось, что невозможность войти в церковь есть не что иное, как итог ее прежней жизни, Мария ощутила самое глубокое раскаяние. В слезах обратилась она к Богородице, и эта молитва не осталась без ответа.

Она вошла в храм, припала ко кресту, и немедля отправилась по другую сторону реки Иордан. Там, скитаясь по пустыне наедине с собой, ей предстояло провести остаток своих дней.

Прошло более сорока лет, прежде чем Мария случайно повстречала старца Зосиму, который, по обычаю своей обители, проводил Великий пост, также удалившись в пустыню.

Она рассказала ему о своей жизни – примерно то, о чем говорилось чуть выше, хотя и в больших подробностях. Мария попросила Зосиму причастить ее в следующем году, в тот же день и в том же месте, где они беседовали.

Так он и поступил ровно через год, никому не рассказывая о странной встрече.

Прошел еще один год. Вернувшись на то место, где он дважды видел Марию, на этот раз Зосима обнаружил лишь ее бездыханное тело. Она умерла вскоре после того, как причастилась.

Перед кончиной Мария написала на песке несколько слов, раскрыв наконец свое имя, которого старец дотоле не знал. Неожиданно из пустыни появился лев, чтобы помочь Зосиме похоронить женщину.

По преданию, это было в 522 году.

Этот рассказ получил большую известность в Церкви и стал классикой христианской агиографии. Часто его считали образом истинного покаяния, и не без оснований.

Слова «Жития» действуют как лекарство от жалости к себе, от нашей привычки аккуратно выделять для покаяния определенные дни своей жизни, когда нам поудобней. Каждый год «Житие» отправляет нас в нокаут, но, встав на ноги, мы лучше понимаем, куда нам идти.

То, что я могу слышать рассказ о жизни Марии, наполняет меня благодарностью. Но «Житие» ставит и вопросы – много непростых вопросов.

Первая проблема – дух полового неравноправия, которым веет от рассказа. То, что сорок с лишним лет в пустыне – это вполне достойное наказание для нецеломудренной женщины, подается как что-то само собой разумеющееся.

Ничего подобного не стали бы требовать от мужчины, пережившего сопоставимое количество половых приключений – разве что попоститься несколько недель перед поставлением во епископы.

Разумно предположить, что история Марии, которую целый век пересказывали монахи, успела окраситься в оттенки, характерные для той эпохи, равно как и для позднейших времен, когда априори считалось, что женщина по природе уступает мужчине в нравственном, и в умственном отношении, имея особую склонность к половой распущенности. Мария воплощала в себе ночной кошмар несчастных монахов, живое доказательство того, до каких глубин падения доходит женщина, если дать ей волю.

Далее следует еще один вопрос. Предположение, что женщина той эпохи могла жить независимо, звучит довольно странно. Сложно представить, чтобы в Египте VI века Мария могла не просто обеспечивать себя, но иметь достаточно свободного времени, чтобы предаваться свободной любви – а Мария, по ее собственному признанию, делала это регулярно.

При этом женщина в беседе с Зосимой подчеркивала, что она никогда не спала с мужчинами ради денег – только ради удовольствия. Это просто невероятно. Я уверен, что 99,9% женщин за всю историю, исключая последние несколько десятков лет, если и имели нескольких половых партнеров, то исключительно по экономической необходимости.

Практически невозможно представить, чтобы в эпоху Марии Египетской женщина действительно жила бы той жизнью, какая описана в «Житии», даже если бы ее и правда влекло к такому. Но давайте на минуту допустим, что Мария и вправду была предшественницей женской сексуальной свободы конца ХХ века.

Даже в этом случае лично мне сложно поверить, что можно, как в том признается Мария, семнадцать лет подряд спать с кем попало, да еще и получать от этого удовольствие. Сегодня секс без обязательств не влечет ни проблем, ни осуждения.

Тем не менее люди, избравшие подобный образ жизни, однажды выгорают и начинают искать избавления в религии или в чём-то еще, по мере того, как всё это осознается как зависимость или возраст начинает брать свое. Марии на момент ее внезапного раскаяния должно могло быть немногим за тридцать – средний возраст для тех мест и той эпохи.

Учитывая, что до последнего времени заболевания, передающиеся половым путем, обычно означали смертный приговор, рассказ о греховной жизни Марии предстает в высшей степени невероятным.

Так можно ли утверждать, что «Житие» – это просто благочестивая сказка и изрядным градусом женоненавистничества? В принципе, такая оценка не помешала бы извлечь из этой истории нужные уроки. И всё-таки я верю, что за образом Марии из «Жития» стоит подлинная, живая женщина.

Читайте также:  Неделя о страшном суде (мясопустная) 23 февраля 2020 года - богослов

Может, я выдаю желаемое за действительное, как бы в благодарность за то, что «Житие» каждый год помогает мне очистить сердце от всего наносного. Но возможно и иначе. Тот век знал немало суровых пустынножителей, и полная нагота в холод и зной укладывалась в их представления об аскезе.

Но есть в «Житии» и еще нечто, ради чего можно потерпеть сентиментальность и другие непростые стороны текста. Речь о том, как Мария описывает, как ее коснулось покаяние в момент, когда она осознала, что не может переступить порог храма.

Как говорится в том переводе «Жития», который есть у меня, «кротко коснулось сердечных очей моих слово спасения, показавшее мне, что нечистота дел моих заграждает мне вход»1.

«Кротко». Это слово доносится до нас через века. Там не было ангела с пылающим мечем. Небеса не отверзлись. Не очевидно даже, что именно не пускало Марию в храм – может, дело было лишь в толчее. Но именно тогда она очнулась. И не важно, что не удерживало ее на пороге церкви – неведомая сила или просто толпа народа.

Перед лицом ее пробуждения границы между чудом и обыденностью стираются. И хотя Мария действительно жалела о том, как она жила прежде, я не думаю, что в пустыне она потратила годы на самобичевание. Предаваться покаянию можно так же страстно, как и греху – так, как если бы это были две стороны одной медали.

Если бы единственной причиной ее бегства от мира было бы желание смягчить гнев оскорбленного Бога, я не думаю, что ее сил хватило бы так надолго.

Напротив, Бог, который выше всех оскорблений, выше самого именования Его «Богом», о котором даже нельзя сказать «Он есть» в том же смысле, в котором мы обычно используем слово «быть», Бог, который за несколько веков до того явился во Христе и стал близок, как никто, всему в этом мире – этот самый Бог открылся Марии.

В откровении этой исключительной близости, когда всё становится иным, не переставая быть прежним, Мария и осознала, что прежний путь вел ее в никуда. Когда такое случается, ты знаешь это наверняка. Не нужно ничего доказывать, оправдываться, слушать, что же скажут другие.

Никакой духовный авторитет не в силах здесь что-то уточнить или изменить.

Если с человеком случается подобный коренной переворот, для него это проходит естественно. Такую перемену сознания и сердца и называют покаянием.

Тут есть место и сожалению о делах прошлого, уводивших прочь от Бога и ближних, однако болезненную сторону сожаления о былом радикально перевешивает чувство благодарности за то, что ты наконец-то видишь, что же именно пошло не так.

Ни грандиозное, ни сверхъестественное не тождественно чуду коренной перемены сердца. И когда Мария описывает пережитое словом «кротко», я чувствую, что через полтора тысячелетия меня достиг и коснулся подлинно женский опыт.

Опыт, подобный пережитому Марией, требует от человека радикальной реакции. Ее бегство в пустыню – знак того, насколько новая жизнь отличается от прежней. Но в ее обстоятельствах бегство могло носить просто практический характер – ведь с такой репутацией, как у Марии, на понимание в монашеской общине рассчитывать было бы сложно.

Из истории хорошо известно, каково было отношение к «падшим женщинам». Итак, монахиней Марии не быть. Куда же тогда? Вернуться в Александрию, снова ткать и попрошайничать, а в свободное время рассказывать своим бывшим, что теперь всё иначе? Плохая идея, по-моему. Начать жизнь в качестве благочестивой и уважаемой матроны у Марии, одинокой женщины с известной репутацией, так же вряд ли бы вышло.

Ей было банально некуда идти. Вполне можно предположить, что уход в пустыню для Марии – это не геройство, а просто единственное, что ей теперь оставалось. Жизнь в пустыне безумно трудна. Мне кажется, что Мария даже преуменьшала все ужасы, что ей пришлось там пережить, как она преуменьшала масштаб оргии, учиненной ею на корабле по пути в Иерусалим.

И всё же новая жизнь была в чём-то милосерднее к ней, чем ее прошлое в качестве доступного источника удовольствия.

Из истории Марии порой кажется, что сама Богородица приняла ее как дочь, и отвела ее в пустыню. Пресвятая Дева говорит Марии: «Если перейдешь Иордан, найдешь славное упокоение».

Богородица не имеет в виду: «Если перейдешь Иордан, у тебя будут годы, чтобы мучать себя прошлыми грехами, которых у тебя больше, чем у кого бы то ни было». Она говорит: «Ты найдешь славное упокоение». Эти слова не ложны.

Я не могу представить, чтобы Пресвятая Дева не исполнила обещанного.

Для нас есть опасность усмотреть в Марии Египетской собственный образ, доведенный до крайности. Опасность начать копировать то ошеломляющее ощущение греховности, которое пережила она – и ужаснуться.

Я убежден, что от подобного искушения надо бежать так же, как от сентиментальности, которую тоже часто путают с покаянием. В опыте осознания ложности того пути, по которому мы дотоле шли, между Марией и любым из нас нет особой разницы.

Равным образом нет особых отличий между грехами блудницы и грехами почтенной александрийской матроны, хотя смотрятся их грехи по-разному. Перед лицом настоящего покаяния идея меряться степенью греховности выглядит смехотворной.

Тот, кто пережил опыт милости Божией, направляющей на верный путь, поймет это и просто улыбнется. Когда приходит радость, подробности прошлых бед уже не важны.

Но вернемся к драме «Жития». Если за образом Марии действительно стоит живая женщина, и если это образ не был до конца искажен женоненавистниками, то вполне возможно, что Мария просто сгущала краски, рассказывая о своей жизни до ухода в пустыню.

Я допускаю, что Мария намеренно рассказала о себе Зосиме таким образом, чтобы не предстать несчастной жертвой – ведь в этом случае история потеряла бы свой главный смысл. Я не говорю, что она не была жертвой – она была ею в той же мере, как и большинство тех, кто позволил использовать себя как сексуальный объект.

Но мне кажется, Мария специально пытается привлечь внимание Зосимы (и наше с вами) к тому, что действительно важно.

Она – жертва, но переворот сознания был пережит ею именно как жертвой, и положение жертвы не смогло этому помешать. Переворот произошел посреди мира лжи, и мир лжи сам собою не исчез.

Однако насилие и несправедливость, которые суть неотъемлемые составляющие этого мира, как бы ужасны они не были, оказались бессильны остановить пробуждение Марии к новой жизни.

Не стоит думать, что спасение человека в этом мире – это полная свобода от иллюзий и порождаемых ими несправедливостей и страданий. Это вовсе не так.

Христос родился в обществе, где царило политическое угнетение, и ничего не сделал, чтобы это угнетение прекратилось – хотя этого-то от него все и ждали. Его спасение не было тождественно независимости Израиля.

Апостол Павел, самоотверженно свидетельствовавший об истине, ничего не предпринял против порабощения человека человеком, что было нормой в тогдашнем обществе. Может показаться, что он даже всё это оправдывал, равно как и апостол Петр.

Мария Египетская тоже жила в эпоху, когда угнетение женщин было настолько вплетено в культуру, что никто попросту не видел в этом проблемы и не предлагал никаких альтернатив. Сама Мария, для которой всё это стало причиной немалых страданий, тоже, вероятно, не предполагала какого-либо выхода из ситуации.

Но случилось так – и это будет случаться вновь и вновь – что система угнетения оказалась не в силах помешать истине встречи человека со Христом. Ничто не смогло стать между Марией и этой встречей. Ничто не отняло у нее радости от осознания истинного пути.

Подчеркну: я глубоко убежден, что в жизни нет моментов, когда не нужно бороться с несправедливостью и угнетением. В Библии этом есть масса подтверждений, которые чаще всего просто не хотят видеть. И, конечно, если мы видим страдание человека, живущего рядом с нами, нам не нужды никакие библейские цитаты, чтобы начать действовать.

Если в сердце человека рождается покаяние, его усилия в борьбе с несправедливостью становятся более, а не менее, важны. Более того, эти усилия обретают новую перспективу. Ложь, порождающая угнетение, слабеет и тает, но не уходит совсем. Переворот в сознании не ждет, когда все проблемы исчезнут.

Мария пережила свой опыт посреди мира, по большей части погруженного в ложь, и эта ложь не рассеялась. Не стоит ждать, что с кем-то будет иначе.

Мария признает очевидный факт: годы в одиночестве пустыни были трудны. Но ведь вернись она обратно, жизнь бывшей блудницы без семьи и корней была бы не легче. В чём я уверен, так это в том, что Мария воспринимала все невзгоды через призму своего покаяния. Она обрела «славное упокоение», которое ей обещала Богородица, посреди всех тягот – и тяготы не смогли этому помешать.

Мне кажется, наши богослужебные тексты создают неверный образ Марии Египетской. В тропаре говорится, что она «учила… презирати убо плоть, преходит бо». Но она этому не учила.

Научиться видеть суть предмета не значить отвергнуть сам предмет. Такое видение не отменяет того, на что мы смотрим, но, напротив, обостряет наше восприятие.

И я думаю, что после своего покаяния она понимала и ценила «плоть» куда выше, нежели в то время, когда она делила постель со всеми подряд.

Также мне кажется неправильным, что на наших иконах, изображающих Марию, фокус направлен не на высшую реальность, которую должна передавать иконография, а на буквальную передачу картинки. Образ Марии должен сиять небесной красотой и тихой радостью. Марию из Александрии снова не так поняли. Но она не в обиде. С ней такое уже много раз бывало.

Впервые опубликовано в журнале «TheWheel» (Spring 2015).

Перевод Василия Чернова.

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *