Преподобный серафим саровский, чудотворец (†1833) — богослов

Преподобный Серафим Саровский, чудотворец (†1833) - БогословПреподобный Серафим Саровский, чудотворец (†1833) - БогословПреподобный Серафим Саровский, чудотворец (†1833) - БогословПреподобный Серафим Саровский, чудотворец (†1833) - Богослов

Серафим Саровский – иеромонах в Саровском монастыре, основал Дивеевскую женскую обитель. Канонизирован Российской церковью в 1902-м по предложению царя Николая II

Если к имени Серафима Саровского применять художественные термины, то его можно назвать «золотое сечение» русской православной церкви, если использовать музыкальные значения, то он камертон Истины.

Но это все высокие материи, а многие верующие воспринимают его как родного, близкого и самого любимого покровителя Руси, заступника грешных душ.

Биография Преподобного Серафима Саровского – это доказательство того, что спасение подобно полноводной реке, которая может стремительно очистить берега, убрав весь хлам с души, то подобно исповеди, погрузить в мутную воду искушения, то напоминает сердечную молитву, исцеляющую душу.

Родился Прохор Мошнин(именно так при рождении звали великого старца) 19 июля 1754 (по некоторым данным 1759) года в Курске Белогородской губернии. Его родители – Исидор и Агафия, были достаточно обеспеченными людьми. К моменту рождения Прохора, родители уже растили старшего сына Алексея.

Преподобный Серафим Саровский, чудотворец (†1833) - БогословДетство Серафима Саровского

Исидор Мошнин был купцом и владельцем нескольких кирпичных заводов в Курске. Помимо этого он занимался строительством жилых домов и церквей. Он заложил фундамент храма Сергея Радонежского, однако достроить не успел – умер. На тот момент Прохор был трехлетним ребенком. Продолжателем его дела стала супруга Агафия.

Прохору с ранних лет нравилось все церковное, и он всегда навязывался с матерью, когда та посещала храм. Когда ему было 7, он умудрился залезть на колокольню в строящемся храме, и упасть с нее вниз. Несмотря на значительную высоту, мальчик совершенно не пострадал.

Немного позже он серьезно заболел. Однажды после пробуждения он сказал маме, что видел во сне деву Марию, которая пообещала вылечить его.

Рядом с их домом как раз проходило шествие, которое начиналось с иконы Знамения Пресвятой Богородицы. Мать не знала что делать, вынесла Прохора к шествующим. Ему разрешили прикоснуться к Богородице.

Мальчик выздоровел, и с того самого времени решил, что его жизнь принадлежит Богу.

В 17-летнем возрасте Мошнин стал паломником, и побывал в Киево-Печерской лавре. Он понял, что именно здесь примет монашеский постриг. Мама приняла выбор сына, она поняла, что у него действительно есть непостижимая связь со Всевышним. В 19-ть он начал подготовку к постригу в мужской монастырь Саровская пустынь.

В 1786-м Прохор стал монахом Серафимом. Сперва он был иеродиаконом, а после семи лет пребывания в монастыре стал иеромонахом.

Серафим был настоящим аскетом, впрочем, как и все, кто пошел по пути служения Богу. Местом его жительства стала лесная келья. До монастыря он добирался пешком, спокойно преодолевая пятикилометровый путь.

Зимой и летом он одевался в одну и ту же одежду, питался дарами леса, мало спал и строго постился. Он проводил много часов за чтением святого писания, много молился. Рядом с кельей он устроил себе огород и завел пасеку.

Преподобный Серафим Саровский, чудотворец (†1833) - БогословСтолпничество Серафима Саровского

Много лет он питался одной травой, которая называется сныть. Помимо этого он выполнял обряд столпничества, который предусматривает непрерывную молитву на камне на протяжении тысячи дней и ночей. Его стали называть преподобным, что подразумевает уподобиться Богу с помощью определенного образа жизни. Иногда приходящие к нему миряне заставали его за кормлением огромного медведя.

В его биографии был случай, когда разбойники собрались его ограбить. Они видели, что Серафим часто принимает обеспеченных гостей, и подумали, что он тоже богат. Пока он читал молитву, его начали бить. Иеромонах не сопротивлялся, хотя был молод и силен. К великому разочарованию преступников, келья Серафима была пустой.

Он остался в живых, но зато спина его так и осталась сгорбленной. Когда преступники были пойманы, Серафим их простил, и их отпустили.

Преподобный Серафим Саровский, чудотворец (†1833) - БогословОтшельничество Серафима Саровского

Начиная с 1807-го года, Саровский ограничил общение с людьми. Он отважился принять обет молчания. Спустя три года он снова появился в монастыре, но на протяжении пятнадцати лет пребывал в затворничестве.

Единственным утешением для него были молитвы. После этого Серафим снова начал прием людей, но теперь к нему потянулись не только миряне, но и монахи. Книга его жизни гласит, что он стал целителем и прорицателем.

Его посетил сам император Александр I.

Смерть настигла иеромонаха Серафима 2 января 1833 года, когда он читал коленопреклоненную молитву в своей келье. Ему шел 79 год.

Житие

Жизненный путь Серафима подробно описан иеромонахом Сергием, который начал работу через 4 года после его кончины. Сейчас это основной источник знаний о Серафиме, хотя он редактировался несколько раз.

В 1841-м житие Серафима было переписано митрополитом Филаретом. Это было вынужденной мерой – цензура того времени требовала соответствия определенным требованиям.

Следующее издание вышло в авторстве настоятеля Георгия. Он включил в описание жития детали о кормлении зверей, о том, как Серафиму явилась дева Мария.

Слава пришла к Серафиму при жизни. А вот канонизировали его 19 июля 1902 года, по настоянию Александры Федоровны, жены императора Николая II. Царская чета была убеждена, что именно молитвы Серафима помогли им родить наследника.

Ярым противником канонизации был Константин Победоносцев, который являлся представителем императора в Святейшем Синоде.

Он был твердо убежден, что царь не имеет права издавать указ в этом случае, потому, что такие вопросы должны решаться только Синодом.

Серафима Саровского и сейчас почитает весь православный мир. Часто в СМИ появляются публикации, которые свидетельствуют о чудесах исцеления от многих болезней людей, прикоснувшихся к его мощам.

Преподобный Серафим Саровский, чудотворец (†1833) - БогословПрижизненная икона Серафима Саровского написанная Серебряковым

В наши дни сохранилась икона с ликом преподобного иеромонаха. Она написана с портрета, созданного художником Серебряковым за 5 лет до смерти Серафима.
Существует и множество молитв, которые дошли до наших дней, и с которыми обращаются к преподобному за помощью.

Верующие считают, что Серафим может исцелить от недугов, принести в смятенную душу покой и умиротворение, гармонию и душевную стойкость. Иногда его просят наставить на истинный путь, девушки обращаются к нему с просьбой о достойном спутнике жизни.

Не обходят Серафима стороной и бизнесмены, которым он помогает в торговле и прочих делах.

Храмы Серафима Саровского расположены во многих городах России. Поклониться великому старцу могут жители Москвы, Казани, Санкт-Петербурга. Даже в некоторых селах есть приходы в его честь. Верующие продолжают чтить его память.

Пророчества

Некоторые источники, сохранившиеся до нашего времени утверждают, что преподобный сделал предсказание Александру I, касающееся рода Романовых. Он сказал, что род зародился и закончится в одном месте – доме Ипатьева. Это полностью подтвердилось — первый царь Михаил короновался в Ипатьевском монастыре, а в доме Ипатьева в Екатеринбурге нашли свою гибель все члены царской семьи.

Серафим каким-то непостижимым образом сумел предсказать восстание декабристов, Крымскую войну 1853 года, отмену крепостного права, российско-японскую войну, мировые войны, Великую Октябрьскую революцию. Великий старец считал, что через 600 лет случится пришествие антихриста.

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Житие прп. Серафима Саровского

Преподобный Серафим Саровский, чудотворец (†1833) - БогословПреподобный Серафим Саровский, великий подвижник Русской Церкви, родился 19 июля 1754 года. Родители преподобного, Исидор и Агафия Мошнины, были жителями Курска. Исидор Иванович брал подряды на строительство зданий, а в конце жизни начал постройку собора, но скончался до завершения работ. Младший сын Прохор остался на попечении матери, воспитавшей в сыне глубокую веру. После смерти мужа Агафия Фотиевна, продолжавшая постройку собора, взяла однажды туда с собой Прохора, который, оступившись, упал с колокольни вниз. Но Господь сохранил жизнь будущего светильника Церкви: испуганная мать, спустившись вниз, нашла сына невредимым.

Юный Прохор, обладая прекрасной памятью, вскоре выучился грамоте. Он с детства любил посещать церковные службы и читать своим сверстникам Священное Писание и жития святых, но больше всего любил молиться или читать Святое Евангелие в уединении.

Однажды Прохор тяжело заболел, жизнь его была в опасности. Во сне мальчик увидел Божию Матерь, обещавшую посетить и исцелить его.

Вскоре через двор усадьбы Мошниных прошел крестный ход с иконой Знамения Пресвятой Богородицы; мать вынесла Прохора на руках, и он приложился к святой иконе, после чего стал быстро поправляться.

Еще в юности у Прохора созрело решение всецело посвятить жизнь Богу и уйти в монастырь. Благочестивая мать не препятствовала этому и благословила его на иноческий путь медным крестом, который Преподобный всю жизнь носил на груди.

Прохор с паломниками отправился пешком из Курска в Киев на поклонение Печерским угодникам. Схимонах старец Досифей, которого посетил Прохор, благословил его идти в Саровскую пустынь и спасаться там. Вернувшись ненадолго в родительский дом, Прохор навсегда простился с матерью и родными.

20 ноября 1778 года он пришел в Саров, где настоятелем тогда был мудрый старец Пахомий. Он ласково принял юношу и назначил ему в духовники старца Иосифа.

Под его руководством Прохор проходил многие послушания в монастыре: был келейником старца, трудился в хлебне, просфорне и столярне, нес обязанности пономаря, и все исполнял с ревностью и усердием, служа как бы Самому Господу.

Постоянной работой он ограждал себя от скуки — этого, как позже он говорил, «опаснейшего искушения для новоначальных иноков, которое врачуется молитвой, воздержанием от празднословия, посильным рукоделием, чтением Слова Божия и терпением, потому что рождается оно от малодушия, беспечности и празднословия».

Пробыв восемь лет послушником в Саровской обители, Прохор принял иноческий постриг с именем Серафим, столь хорошо выражавшим его пламенную любовь ко Господу и стремление ревностно Ему служить. Через год Серафим был посвящен в сан иеродиакона. Горя духом, он ежедневно служил в храме, непрестанно совершая молитвы и после службы.

Господь сподобил преподобного благодатных видений во время церковных служб: неоднократно он видел святых Ангелов, сослужащих братии. Особенного благодатного видения Преподобный сподобился во время Божественной литургии в Великий Четверг, которую совершали настоятель отец Пахомий и старец Иосиф.

Когда после тропарей Преподобный произнес: «Господи, спаси благочестивыя», — и, стоя в царских вратах, навел орарь на молящихся с возгласом «и во веки веков», внезапно его осенил светлый луч. Подняв глаза, преподобный Серафим увидел Господа Иисуса Христа, идущего по воздуху от западных дверей храма, в окружении Небесных Бесплотных Сил.

Дойдя до амвона, Господь благословил всех молящихся и вступил в местный образ справа от Царских врат. Преподобный Серафим, в духовном восторге взирая на дивное явление, не мог ни слова проговорить, ни сойти с места. Его увели под руки в алтарь, где он простоял еще три часа, меняясь в лице от озарившей его великой благодати.

После видения Преподобный усилил подвиги: днем он трудился в обители, а ночи проводил в молитве в лесной пустынной келии.

В 1793 году преподобный Серафим был рукоположен в сан иеромонаха и продолжал служение в храме.

После смерти настоятеля, отца Пахомия, имея его предсмертное благословение на новый подвиг пустынножительство, Преподобный взял также благословение у нового настоятеля — отца Исаии — и ушел в пустынную келию в нескольких километрах от монастыря, в глухом лесу.

Здесь стал он предаваться уединенным молитвам, приходя в обитель лишь в субботу, перед всенощной и, возвращаясь к себе в келию после литургии, за которой причащался Святых Тайн.

Преподобный Серафим Саровский, чудотворец (†1833) - БогословПреподобный проводил жизнь в суровых подвигах. Свое келейное молитвенное правило он совершал по уставу древних пустынных обителей; со Святым Евангелием никогда не расставался, прочитывая в течение недели весь Новый Завет, читал также святоотеческие и богослужебные книги. Преподобный выучил наизусть много церковных песнопений и воспевал их в часы работы в лесу. Около келии он развел огород и устроил пчельник. Отец Серафим держал очень строгий пост, ел один раз в сутки, а в среду и пятницу совершенно воздерживался от пищи. Около трех лет отец Серафим питался только одной травой снитью, которая росла вокруг его келии. В первую неделю Святой Четыредесятницы он не принимал пищи до субботы, когда причащался Святых Таин. Святой старец в уединении настолько иногда погружался во внутреннюю сердечную молитву, что подолгу оставался неподвижным, ничего не слыша и не видя вокруг. Навещавшие его изредка пустынники схимонах Марк молчальник и иеродиакон Александр, застав святого в такой молитве, с благоговением тихо удалялись, чтобы не нарушать его созерцания.

Видя подвиги преподобного Серафима, враг рода человеческого вооружился против него и, желая принудить святого оставить безмолвие, решил устрашать его, но святой старец ограждал себя молитвой и силой Животворящего Креста.

Читайте также:  Праздничное всенощное бдение на сретение господне - богослов

Для отражения натиска врага преподобный Серафим усугубил труды, взяв на себя подвиг столпничества. Каждую ночь он вставал на огромный камень в лесу и молился с воздетыми руками, взывая: «Боже, милостив буди мне грешному».

Днем он молился в келии на камне, который принес из леса, сходя с него только для краткого отдыха и подкрепления тела скудной пищей. Так в сугубой молитве провел Преподобный 1000 дней и ночей.

Преподобный Серафим Саровский, чудотворец (†1833) - БогословПосрамленный диавол задумал умертвить преподобного Серафима и наслал грабителей. Подойдя к святому, работавшему на огороде, разбойники стали требовать от него деньги. У Преподобного в это время был в руках топор, он был физически силен и мог бы обороняться, но святой, опустив топор на землю, сказал: «Делайте, что вам надобно». Разбойники стали бить Преподобного, обухом проломили голову, сломали несколько ребер, потом, связав его, хотели бросить в реку, но сначала обыскали келию в поисках денег. Все сокрушив в келии и ничего не найдя в ней, кроме иконы и нескольких картофелин, они устыдились своего злодеяния и ушли. Преподобный Серафим, придя в сознание, дополз до келии и, жестоко страдая, пролежал всю ночь. Наутро с великим трудом он добрел до обители. Братия ужаснулись, увидев израненного подвижника. Восемь суток пролежал Преподобный, страдая от ран; к нему были вызваны врачи, удивившиеся тому, что отец Серафим после таких побоев остался жив. Но Преподобный не от врачей получил исцеление: Царица Небесная явилась ему в тонком сне с апостолами Петром и Иоанном. Коснувшись головы отца Серафима, Пресвятая Дева даровала ему исцеление.

Преподобный Серафим Саровский, чудотворец (†1833) - БогословПосле этого случая преподобному Серафиму пришлось провести около пяти месяцев в обители, а затем он опять ушел в пустынную келию. Оставшись навсегда согбенным, Преподобный ходил, опираясь на посох или топорик, однако своих обидчиков простил и просил не наказывать. После смерти настоятеля отца Исаии отец Серафим взял на себя подвиг молчальничества, совершенно отрекаясь от всех житейских помыслов для чистейшего предстояния Богу в непрестанной молитве. Если святому в лесу встречался человек, он падал ниц и не вставал, пока прохожий не удалялся. В таком безмолвии Старец провел около трех лет, перестав даже посещать обитель в воскресные дни.

Плодом молчания явилось для преподобного Серафима стяжание мира души и радости о Святом Духе. Великий подвижник так впоследствии говорил: «…радость моя, молю тебя, стяжи дух мирен, и тогда тысячи душ спасутся около тебя».

Новый настоятель, отец Нифонт, и старшая братия обители предложили отцу Серафиму или по-прежнему приходить в монастырь по воскресеньям для участия в богослужении и причащения в обители Святых Таин, или вернуться в обитель. Весной 1810 года Преподобный возвратился в обитель после 15 лет пребывания в пустыни.

Не прерывая молчания, он к этому подвигу прибавил еще и затвор и, никуда не выходя и никого у себя не принимая, непрестанно находился в молитве и Богомыслии. В затворе преподобный Серафим приобрел высокую душевную чистоту и сподобился от Бога особых благодатных даров прозорливости и чудотворения.

Тогда Господь поставил Своего избранника на служение людям в самом высшем монашеском подвиге — старчестве.

25 ноября 1825 года Матерь Божия вместе с празднуемыми в этот день двумя святителями явилась в сонном видении старцу и повелела ему выйти из затвора и принимать у себя немощные души человеческие, требующие наставления, утешения, руководства и исцеления. Благословившись у настоятеля на изменение образа жизни, Преподобный открыл двери своей келии для всех.

Старец видел сердца людей и как духовный врач исцелял душевные и телесные болезни молитвой к Богу и благодатным словом.

Приходившие к преподобному Серафиму чувствовали его великую любовь и с умилением слушали ласковые слова, с которыми он обращался к людям: «Радость моя, сокровище мое».

Старец стал посещать свою пустынную келию и родник, называемый Богословским, около которого ему выстроили маленькую келейку. Выходя из келии, старец всегда нес за плечами котомку с камнями. На вопрос, зачем он это делает, святой смиренно отвечал: «Томлю томящего меня».

В последний период земной жизни преподобный Серафим особенно заботился о своем любимом детище — Дивеевской женской обители. Еще в сане иеродиакона он сопровождал  настоятеля отца Пахомия к Дивеевской первоначальнице монахине Александре, и тогда отец Пахомий благословил Преподобного всегда заботиться о дивеевских сиротах.

Он был подлинным отцом для сестер, обращавшихся к нему во всех своих духовных и житейских затруднениях.

Заботы батюшки Серафима о Дивеевской обители разделяли его духовные чада — Михаил Васильевич Мантуров, исцеленный Преподобным от тяжкой болезни и по его совету принявший подвиг добровольной нищеты; Елена Васильевна Мантурова, одна из сестер Дивеевских, добровольно согласившаяся умереть из послушания Старцу за своего брата, который был еще нужен обители; Николай Александрович Мотовилов, также исцеленный Преподобным и ставший «служкой Серафимовым и Божией Матери». Н. А. Мотовилов записал поучение преподобного Серафима о цели христианской жизни.

В последние годы жизни преподобного Серафима один исцеленный им видел его стоявшим на воздухе во время молитвы. Святой строго запретил рассказывать об этом ранее его смерти. Все знали и чтили преподобного Серафима как великого подвижника и чудотворца.

Преподобный Серафим Саровский, чудотворец (†1833) - БогословЗа год и десять месяцев до своей кончины, в праздник Благовещения, преподобный Серафим сподобился двенадцатого явления Царицы Небесной в сопровождении Крестителя Господня Иоанна, апостола Иоанна Богослова и двенадцати дев — святых мучениц и преподобных. Пресвятая Дева долго беседовала с Преподобным и сказала: «Скоро, любимиче Мой, будешь с нами».

В последний год жизни преподобный Серафим стал заметно слабеть и говорил многим о своей близкой кончине. В это время его часто видели у гроба, стоявшего в сенях его келии.

Преподобный сам указал место, где следовало похоронить его, — близ алтаря Успенского собора.

1 января 1833 года преподобный Серафим в последний раз пришел в больничную Зосимо-Савватиевскую церковь к литургии и причастился Святых Тайн, после чего благословил братию и простился, сказав: «Спасайтесь, не унывайте, бодрствуйте, днесь нам венцы готовятся».

Второго января келейник Преподобного, отец Павел, в шестом часу утра вышел из своей келии, направляясь в церковь, и почувствовал запах гари, исходивший из келии отца Серафима; в келии святого всегда горели свечи, и он говорил: «Пока я жив, пожара не будет, а когда я умру, кончина моя откроется пожаром».

Когда двери открыли, оказалось, что Преподобный стоял на коленях перед иконой Божией Матери в молитвенном положении, но уже бездыханный. Его чистая душа во время молитвы была взята Ангелами и взлетела к Престолу Бога Вседержителя, верным рабом и служителем Которого преподобный Серафим был всю свою жизнь.

Просмотры (7)

Преподобный Серафим Саровский / Патриархия.ru

Преподобный Серафим Саровский, великий подвижник Русской Церкви, родился 19 июля 1759 года. Родители преподобного, Исидор и Агафия Мошнины, были жителями Курска.

Исидор был купцом и брал подряды на строительство зданий, а в конце жизни начал постройку собора в Курске, но скончался до завершения работ.

Младший сын Прохор остался на попечении матери, воспитавшей в сыне глубокую веру.

После смерти мужа Агафия Мошнина, продолжавшая постройку собора, взяла однажды туда с собой Прохора, который, оступившись, упал с колокольни вниз. Господь сохранил жизнь будущего светильника Церкви: испуганная мать, спустившись вниз, нашла сына невредимым.

Юный Прохор, обладая прекрасной памятью, вскоре выучился грамоте. Он с детства любил посещать церковные службы и читать своим сверстникам Священное Писание и Жития святых, но больше всего любил молиться или читать Святое Евангелие в уединении.

Как-то Прохор тяжело заболел, жизнь его была в опасности. Во сне мальчик увидел Божию Матерь, обещавшую посетить и исцелить его. Вскоре через двор усадьбы Мошниных прошел крестный ход с иконой Знамения Пресвятой Богородицы; мать вынесла Прохора на руках, и он приложился к святой иконе, после чего стал быстро поправляться.

Еще в юности у Прохора созрело решение всецело посвятить жизнь Богу и уйти в монастырь. Благочестивая мать не препятствовала этому и благословила его на иноческий путь распятием, которое преподобный всю жизнь носил на груди. Прохор с паломниками отправился пешком из Курска в Киев на поклонение Печерским угодникам.

Схимонах старец Досифей, которого посетил Прохор, благословил его идти в Саровскую пустынь и спасаться там. Вернувшись ненадолго в родительский дом, Прохор навсегда простился с матерью и родными. 20 ноября 1778 года он пришел в Саров, где настоятелем тогда был мудрый старец, отец Пахомий.

Он ласково принял юношу и назначил ему в духовники старца Иосифа. Под его руководством Прохор проходил многие послушания в монастыре: был келейником старца, трудился в хлебне, просфорне и столярне, нес обязанности пономаря, и всё исполнял с ревностью и усердием, служа как бы Самому Господу.

Постоянной работой он ограждал себя от скуки — этого, как позже он говорил, «опаснейшего искушения для новоначальных иноков, которое врачуется молитвой, воздержанием от празднословия, посильным рукоделием, чтением Слова Божия и терпением, потому что рождается оно от малодушия, беспечности и празднословия».

Уже в эти годы Прохор, по примеру других монахов, удалявшихся в лес для молитвы, испросил благословение старца в свободное время тоже уходить в лес, где в полном одиночестве творил Иисусову молитву.

Через два года послушник Прохор заболел водянкой, тело его распухло, он испытывал тяжкие страдания. Наставник, отец Иосиф, и другие старцы, любившие Прохора, ухаживали за ним. Болезнь длилась около трех лет, и ни разу никто не услышал от него слова ропота.

Старцы, опасаясь за жизнь больного, хотели вызвать к нему врача, однако Прохор просил этого не делать, сказав отцу Пахомию: «Я предал себя, отче святый, Истинному Врачу душ и телес — Господу нашему Иисусу Христу и Пречистой Его Матери…», и желал, чтобы его причастили Святых Таин.

Тогда же Прохору было видение: в несказанном свете явилась Матерь Божия в сопровождении святых апостолов Петра и Иоанна Богослова. Указав рукой на больного, Пресвятая Дева сказала Иоанну: «Сей — от рода нашего». Затем она коснулась жезлом бока больного, и тотчас жидкость, наполнявшая тело, стала вытекать через образовавшееся отверстие, и он быстро поправился.

Вскоре на месте явления Божией Матери была построена больничная церковь, один из приделов которой был освящен во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. Престол для придела преподобный Серафим соорудил своими руками из кипарисового дерева и всегда приобщался Святых Таин в этой церкви.

Пробыв восемь лет послушником в Саровской обители, Прохор принял иноческий постриг с именем Серафим, столь хорошо выражавшим его пламенную любовь ко Господу и стремление ревностно Ему служить. Через год Серафим был посвящен в сан иеродиакона.

Горя духом, он ежедневно служил в храме, непрестанно совершая молитвы и после службы. Господь сподобил преподобного благодатных видений во время церковных служб: неоднократно он видел святых Ангелов, сослужащих братии.

Особенного благодатного видения преподобный сподобился во время Божественной литургии в Великий Четверг, которую совершали настоятель отец Пахомий и старец Иосиф.

Когда после тропарей преподобный произнес «Господи, спаси благочестивыя» и, стоя в царских вратах, навел орарь на молящихся с возгласом «и во веки веков», внезапно его осенил светлый луч.

Подняв глаза, преподобный Серафим увидел Господа Иисуса Христа, идущего по воздуху от западных дверей храма, в окружении Небесных Бесплотных Сил. Дойдя до амвона, Господь благословил всех молящихся и вступил в местный образ справа от царских врат. Преподобный Серафим, в духовном восторге взирая на дивное явление, не мог ни слова проговорить, ни сойти с места. Его увели под руки в алтарь, где он простоял еще три часа, меняясь в лице от озарившей его великой благодати.

После видения преподобный усилил подвиги: днем он трудился в обители, а ночи проводил в молитве в лесной пустынной келлии. В 1793 году, в возрасте 39 лет, преподобный Серафим был рукоположен в сан иеромонаха и продолжал служение в храме.

После смерти настоятеля, отца Пахомия, преподобный Серафим, имея его предсмертное благословение на новый подвиг пустынножительство, взял также благословение у нового настоятеля — отца Исаии — и ушел в пустынную келлию в нескольких километрах от монастыря, в глухом лесу.

Здесь стал он предаваться уединенным молитвам, приходя в обитель лишь в субботу, перед всенощной и, возвращаясь к себе в келлию после литургии, за которой причащался Святых Таин.

Преподобный проводил жизнь в суровых подвигах. Свое келейное молитвенное правило он совершал по уставу древних пустынных обителей; со Святым Евангелием никогда не расставался, прочитывая в течение недели весь Новый Завет, читал также святоотеческие и Богослужебные книги.

Преподобный выучил наизусть много церковных песнопений и воспевал их в часы работы в лесу. Около келлии он развел огород и устроил пчельник. Сам себе добывая пропитание, преподобный держал очень строгий пост, ел один раз в сутки, а в среду и пятницу совершенно воздерживался от пищи.

Читайте также:  Икона божией матери «споручница грешных» значение, молитва - богослов

В первую неделю Святой Четыредесятницы он не принимал пищи до субботы, когда причащался Святых Таин. Святой старец в уединении настолько иногда погружался во внутреннюю сердечную молитву, что подолгу оставался неподвижным, ничего не слыша и не видя вокруг.

Навещавшие его изредка пустынники — схимонах Марк Молчальник и иеродиакон Александр, застав святого в такой молитве, с благоговением тихо удалялись, чтобы не нарушать его созерцания.

В летнюю жару преподобный собирал на болоте мох для удобрения огорода; комары нещадно жалили его, но он благодушно терпел это страдание, говоря: «Страсти истребляются страданием и скорбью, или произвольными, или посылаемыми Промыслом».

Около трех лет преподобный питался только одной травой снитью, которая росла вокруг его келлии. К нему все чаще стали приходить, кроме братии, миряне — за советом и благословением. Это нарушало его уединение.

Испросив благословение настоятеля, преподобный преградил к себе доступ женщинам, а затем и всем остальным, получив знамение, что Господь одобряет его мысль о полном безмолвии. По молитве преподобного, дорогу в его пустынную келлию преградили огромные сучья вековых сосен.

Теперь только птицы, слетавшиеся во множестве к преподобному, и дикие звери посещали его. Преподобный из рук кормил медведя хлебом, когда из монастыря приносили ему хлеб.

Видя подвиги преподобного Серафима, враг рода человеческого вооружился против него и, желая принудить святого оставить безмолвие, решил устрашать его, но преподобный ограждал себя молитвой и силой Животворящего Креста. Диавол навел на святого «мысленную брань» — упорное продолжительное искушение.

Для отражения натиска врага преподобный Серафим усугубил труды, взяв на себя подвиг столпничества. Каждую ночь он поднимался на огромный камень в лесу и молился с воздетыми руками, взывая: «Боже, милостив буди мне грешному». Днем же он молился в келлии, также на камне, который принес из леса, сходя с него только для краткого отдыха и подкрепления тела скудной пищей.

Так молился преподобный 1000 дней и ночей. Диавол, посрамленный преподобным, задумал умертвить его и наслал грабителей.

Подойдя к святому, работавшему на огороде, разбойники стали требовать от него деньги. У преподобного в это время был в руках топор, он был физически силен и мог бы обороняться, но не захотел этого делать, вспомнив слова Господа: «Взявшие меч мечом погибнут» (Мф. 26, 52). Святой, опустив топор на землю, сказал: «Делайте, что вам надобно». Разбойники стали бить преподобного, обухом проломили голову, сломали несколько ребер, потом, связав его, хотели бросить в реку, но сначала обыскали келлию в поисках денег. Все сокрушив в келлии и ничего не найдя в ней, кроме иконы и нескольких картофелин, они устыдились своего злодеяния и ушли. Преподобный, придя в сознание, дополз до келлии и, жестоко страдая, пролежал всю ночь.

Наутро с великим трудом он добрел до обители. Братия ужаснулись, увидев израненного подвижника.

Восемь суток пролежал преподобный, страдая от ран; к нему были вызваны врачи, удивившиеся тому, что Серафим после таких побоев остался жив.

Но преподобный не от врачей получил исцеление: Царица Небесная явилась ему в тонком сне с апостолами Петром и Иоанном. Коснувшись головы преподобного, Пресвятая Дева даровала ему исцеление.

После этого случая преподобному Серафиму пришлось провести около пяти месяцев в обители, а затем он опять ушел в пустынную келлию.

Оставшись навсегда согбенным, преподобный ходил, опираясь на посох или топорик, однако своих обидчиков простил и просил не наказывать.

После смерти настоятеля отца Исаии, бывшего с юности преподобного его другом, он взял на себя подвиг молчальничества, совершенно отрекаясь от всех житейских помыслов для чистейшего предстояния Богу в непрестанной молитве.

Если святому в лесу встречался человек, он падал ниц и не вставал, пока прохожий не удалялся. В таком безмолвии старец провел около трех лет, перестав даже посещать обитель в воскресные дни.

Плодом молчания явилось для преподобного Серафима стяжание мира души и радости о Святом Духе. Великий подвижник так впоследствии говорил одному из монахов монастыря: «…

радость моя, молю тебя, стяжи дух мирен, и тогда тысячи душ спасутся около тебя».

Новый настоятель, отец Нифонт, и старшая братия обители предложили отцу Серафиму или по-прежнему приходить в монастырь по воскресеньям для участия в богослужении и причащения в обители Святых Таин, или вернуться в обитель. Преподобный избрал последнее, так как ему стало трудно ходить из пустыни в монастырь. Весной 1810 года он возвратился в обитель после 15 лет пребывания в пустыни.

Не прерывая молчания, он к этому подвигу прибавил еще и затвор и, никуда не выходя и никого у себя не принимая, непрестанно находился в молитве и Богомыслии.

В затворе преподобный Серафим приобрел высокую душевную чистоту и сподобился от Бога особых благодатных даров — прозорливости и чудотворения.

Тогда Господь поставил Своего избранника на служение людям в самом высшем монашеском подвиге — старчестве.

25 ноября 1825 года Матерь Божия вместе с празднуемыми в этот день двумя святителями явилась в сонном видении старцу и повелела ему выйти из затвора и принимать у себя немощные души человеческие, требующие наставления, утешения, руководства и исцеления. Благословившись у настоятеля на изменение образа жизни, преподобный открыл двери своей келлии для всех.

Старец видел сердца людей, и он, как духовный врач, исцелял душевные и телесные болезни молитвой к Богу и благодатным словом.

Приходившие к преподобному Серафиму чувствовали его великую любовь и с умилением слушали ласковые слова, с которыми он обращался к людям: «радость моя, сокровище мое».

Старец стал посещать свою пустынную келлию и родник, называемый Богословским, около которого ему выстроили маленькую келлейку.

Выходя из келлии, старец всегда нес за плечами котомку с камнями. На вопрос, зачем он это делает, святой смиренно отвечал: «Томлю томящего меня».

В последний период земной жизни преподобный Серафим особенно заботился о своем любимом детище — Дивеевской женской обители. Еще в сане иеродиакона он сопровождал покойного настоятеля отца Пахомия в Дивеевскую общину к настоятельнице монахине Александре, великой подвижнице, и тогда отец Пахомий благословил преподобного всегда заботиться о «Дивеевских сиротах».

Он был подлинным отцом для сестер, обращавшихся к нему во всех своих духовных и житейских затруднениях.

Ученики и духовные друзья помогали святому окормлять Дивеевскую общину — Михаил Васильевич Мантуров, исцеленный преподобным от тяжкой болезни и по совету старца принявший на себя подвиг добровольной нищеты; Елена Васильевна Мантурова, одна из сестер Дивеевских, добровольно согласившаяся умереть из послушания старцу за своего брата, который был еще нужен в этой жизни; Николай Александрович Мотовилов, также исцеленный преподобным. Н. А. Мотовилов записал замечательное поучение преподобного Серафима о цели христианской жизни. В последние годы жизни преподобного Серафима один исцеленный им видел его стоявшим на воздухе во время молитвы. Святой строго запретил рассказывать об этом ранее его смерти.

Все знали и чтили преподобного Серафима как великого подвижника и чудотворца.

За год и десять месяцев до своей кончины, в праздник Благовещения, преподобный Серафим еще раз сподобился явления Царицы Небесной в сопровождении Крестителя Господня Иоанна, апостола Иоанна Богослова и двенадцати дев, святых мучениц и преподобных.

Пресвятая Дева долго беседовала с преподобным, поручая ему Дивеевских сестер. Закончив беседу, Она сказала ему: «Скоро, любимиче Мой, будешь с нами». При этом явлении, при дивном посещении Богоматери, присутствовала одна Дивеевская старица, по молитве за нее преподобного.

В последний год жизни преподобный Серафим стал заметно слабеть и говорил многим о близкой кончине. В это время его часто видели у гроба, стоявшего в сенях его келлии и приготовленного им для себя. Преподобный сам указал место, где следовало похоронить его, — близ алтаря Успенского собора.

1 января 1833 года преподобный Серафим в последний раз пришел в больничную Зосимо-Савватиевскую церковь к литургии и причастился Святых Таин, после чего благословил братию и простился, сказав: «Спасайтесь, не унывайте, бодрствуйте, днесь нам венцы готовятся».

Второго января келейник преподобного, отец Павел, в шестом часу утра вышел из своей келлии, направляясь в церковь, и почувствовал запах гари, исходивший из келлии преподобного; в келлии святого всегда горели свечи, и он говорил: «Пока я жив, пожара не будет, а когда я умру, кончина моя откроется пожаром».

Когда двери открыли, оказалось, что книги и другие вещи тлели, а сам преподобный стоял на коленях перед иконой Божией Матери в молитвенном положении, но уже бездыханный. Его чистая душа во время молитвы была взята Ангелами и взлетела к Престолу Бога Вседержителя, верным рабом и служителем Которого преподобный Серафим был всю жизнь.

Преподобный Серафим Саровский, чудотворец (†1833) - Богослов
Преп. Серафим Саровский. Монахиня Иулиания (Соколова). Икона. Сергиев Посад. 1955-80 годы. Покровский Академический храм. Троице-Сергиева Лавра.
Все святые в земле Российской просиявшие (фрагмент). Монахиня Иулиания (Соколова). Икона. Москва. Конец 1920 — начало 1930 годов. 65.3 Х 53. Из келейных икон свт. Афанасия Ковровского. Ризница Троице-Сергиевой Лавры.
Явление Богородицы прп. Серафиму. Монахиня Иулиания (Соколова). Икона. Сергиев Посад. 1957 год. Придел преп. Серафима Саровского Трапезного храма. Троице-Сергиева Лавра.
Преподобный Серафим Саровский, чудотворец (†1833) - Богослов Прп. Серафим. Инок Григорий (Круг). Икона. Франция. XX в. 45 х 37. Монжерон. Франция.
Преподобный Серафим Саровский, чудотворец (†1833) - Богослов Прп. Серафим. Архим. Зинон (Теодор). Икона. Псков. До 2006 года.
Прп. Серафим Саровский. Масюкова Н.В. (Иконописная школа). Сергиев Посад. 2005 г.
Прп. Серафим. Зданович А.В. (Иконописная школа). Фреска (не завершена). Святые врата Святогорской лавры. Украина. 2005 год.
Прп. Серафим. Нагнойный — Павлов И. (выпускник Иконописной школы 1998 г.). Икона (фрагмент). Сергиев Посад. Около 2006 года.
Преподобный Серафим Саровский, чудотворец (†1833) - Богослов Прп. Серафим с житием. П. Бусалаев, А. Масленников, С. Ливанский. Икона. Москва. 2006 г. Собрание Фонда во имя Серафима Саровского. Саров.
Преподобный Серафим Саровский, чудотворец (†1833) - Богослов Прп. Серафим. Портрет. Россия. XIX в.
Прп. Серафим. Портрет. Россия. XIX в.
Новый сводный иконописный подлинник, подготовленный Иконописной школой при Московской Духовной академии

Преподобный Серафим Саровский — Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь

Преподобный Серафим Саровский, великий подвижник Русской Церкви, родился 19 июля 1754 года. Родители преподобного, Исидор и Агафия Мошнины, были жителями Курска. Исидор Иванович брал подряды на строительство зданий, а в конце жизни начал постройку собор, но скончался до завершения работ.

Младший сын Прохор остался на попечении матери, воспитавшей в сыне глубокую веру. После смерти мужа Агафия Фотиевна, продолжавшая постройку собора, взяла однажды туда с собой Прохора, который, оступившись, упал с колокольни вниз.

Господь сохранил жизнь будущего светильника Церкви: испуганная мать, спустившись вниз, нашла сына невредимым.

Юный Прохор, обладая прекрасной памятью, вскоре выучился грамоте. Он с детства любил посещать церковные службы и читать своим сверстникам Священное Писание и жития святых, но больше всего любил молиться или читать Святое Евангелие в уединении.

Однажды Прохор тяжело заболел, жизнь его была в опасности. Во сне мальчик увидел Божию Матерь, обещавшую посетить и исцелить его.

Вскоре через двор усадьбы Мошниных прошел крестный ход с иконой Знамения Пресвятой Богородицы; мать вынесла Прохора на руках, и он приложился к святой иконе, после чего стал быстро поправляться.

Еще в юности у Прохора созрело решение всецело посвятить жизнь Богу и уйти в монастырь. Благочестивая мать не препятствовала этому и благословила его на иноческий путь медным крестом, который преподобный всю жизнь носил на груди.

Прохор с паломниками отправился пешком из Курска в Киев на поклонение Печерским угодникам. Схимонах старец Досифей, которого посетил Прохор, благословил его идти в Саровскую пустынь и спасаться там. Вернувшись ненадолго в родительский дом, Прохор навсегда простился с матерью и родными.

20 ноября 1778 года он пришел в Саров, где настоятелем тогда был мудрый старец Пахомий. Он ласково принял юношу и назначил ему в духовники старца Иосифа.

Читайте также:  Проповедь 4 декабря 2018 о празднике введение во храм пресвятой богородицы - богослов

Под его руководством Прохор проходил многие послушания в монастыре: был келейником старца, трудился в хлебни, просфорне и столярне, нес обязанности пономаря, и все исполнял с ревностью и усердием, служа как бы Самому Господу.

Постоянной работой он ограждал себя от скуки − этого, как позже он говорил, «опаснейшего искушения для новоначальных иноков, которое врачуется молитвой, воздержанием от празднословия, посильным рукоделием, чтением Слова Божия и терпением, потому что рождается оно от малодушия, беспечности и празднословия».

Пробыв восемь лет послушником в Саровской обители, Прохор принял иноческий постриг с именем Серафим, столь хорошо выражавшим его пламенную любовь ко Господу и стремление ревностно Ему служить. Через год Серафим был посвящен в сан иеродиакона. Горя духом, он ежедневно служил в храме, непрестанно совершая молитвы и после службы.

Господь сподобил преподобного благодатных видений во время церковных служб: неоднократно он видел святых Ангелов, сослужащих братии. Особенного благодатного видения отец Серафим сподобился во время Божественной литургии в Великий Четверг, которую совершали настоятель отец Пахомий и старец Иосиф.

Когда после тропарей преподобный произнес: «Господи, спаси благочестивыя»,−  и, стоя в царских вратах, навел орарь на молящихся с возгласом «и во веки веков», внезапно его осенил светлый луч. Подняв глаза, преподобный Серафим увидел Господа Иисуса Христа, идущего по воздуху от западных дверей храма, в окружении Небесных Бесплотных Сил.

Дойдя до амвона, Господь благословил всех молящихся и вступил в местный образ справа от царских врат. Преподобный Серафим, в духовном восторге взирая на дивное явление, не мог ни слова проговорить, ни сойти с места. Его увели под руки в алтарь, где он простоял еще три часа, меняясь в лице от озарившей его великой благодати.

После видения батюшка усилил подвиги: днем он трудился в обители, а ночи проводил в молитве в лесной пустынной келии.

В 1793 году отец Серафим был рукоположен в сан иеромонаха и продолжал служение в храме.

После смерти настоятеля, отца Пахомия, имея его предсмертное благословение на новый подвиг пустынножительство, преподобный взял также благословение у нового настоятеля − отца Исаии − и ушел в пустынную келию в нескольких километрах от монастыря, в глухом лесу.

Здесь стал он предаваться уединенным молитвам, приходя в обитель лишь в субботу, перед всенощной и, возвращаясь к себе в келию после литургии, за которой причащался Святых Тайн.

Преподобный Серафим проводил жизнь в суровых подвигах. Свое келейное молитвенное правило он совершал по уставу древних пустынных обителей; со Святым Евангелием никогда не расставался, прочитывая в течение недели весь Новый Завет, читал также святоотеческие и богослужебные книги.

Он выучил наизусть много церковных песнопений и воспевал их в часы работы в лесу. Около келии он развел огород и устроил пчельник. Отец Серафим держал очень строгий пост, ел один раз в сутки, а в среду и пятницу совершенно воздерживался от пищи. Около трех лет отец Серафим питался только одной травой снитью, которая росла вокруг его келии.

В первую неделю Святой Четыредесятницы он не принимал пищи до субботы, когда причащался Святых Тайн. Святой старец в уединении настолько иногда погружался во внутреннюю сердечную молитву, что подолгу оставался неподвижным, ничего не слыша и не видя вокруг.

Навещавшие его изредка пустынники схимонах Марк молчальник и иеродиакон Александр, застав святого в такой молитве, с благоговением тихо удалялись, чтобы не нарушать его созерцания.

Видя подвиги преподобного Серафима, враг рода человеческого вооружился против него и, желая принудить святого оставить безмолвие, решил устрашать его, но святой старец ограждал себя молитвой и силой Животворящего Креста. Для отражения натиска врага преподобный Серафим усугубил труды, взяв на себя подвиг столпничества.

Каждую ночь он вставал на огромный камень в лесу и молился с воздетыми руками, взывая: «Боже, милостив буди мне грешному». Днем он молился в келии на камне, который принес из леса, сходя с него только для краткого отдыха и подкрепления тела скудной пищей. Так в сугубой молитве провел преподобный старец 1000 дней и ночей.

Посрамленный диавол задумал умертвить святого и наслал грабителей. Подойдя к снему, работавшему на огороде, разбойники стали требовать деньги. У отца Серафима в это время был в руках топор, он был физически силен и мог бы обороняться, но святой, опустив топор на землю, сказал: «Делайте, что вам надобно».

Разбойники стали бить его, обухом проломили голову, сломали несколько ребер, потом, связав его, хотели бросить в реку, но сначала обыскали келию в поисках денег. Все сокрушив в келии и ничего не найдя в ней, кроме иконы и нескольких картофелин, они устыдились своего злодеяния и ушли.

Преподобный Серафим, придя в сознание, дополз до келии и, жестоко страдая, пролежал всю ночь. Наутро с великим трудом он добрел до обители. Братия ужаснулись, увидев израненного подвижника. К нему были вызваны врачи, удивившиеся тому, что отец Серафим после таких побоев остался жив.

Но батюшка не от врачей получил исцеление: Царица Небесная явилась ему в тонком сне с апостолами Петром и Иоанном и даровала ему исцеление.

После этого случая преподобному Серафиму пришлось провести около пяти месяцев в обители, а затем он опять ушел в пустынную келию. Оставшись навсегда согбенным, батюшка ходил, опираясь на посох или топорик, однако своих обидчиков простил и просил не наказывать.

После смерти настоятеля отца Исаии отец Серафим взял на себя подвиг молчальничества, совершенно отрекаясь от всех житейских помыслов для чистейшего предстояния Богу в непрестанной молитве. Если святому в лесу встречался человек, он падал ниц и не вставал, пока прохожий не удалялся.

В таком безмолвии старец провел около трех лет, перестав даже посещать обитель в воскресные дни. Плодом молчания явилось для стяжание мира души и радости о Святом Духе.

Великий подвижник так впоследствии говорил: «…радость моя, молю тебя, стяжи дух мирен, и тогда тысячи душ спасутся около тебя».

Новый настоятель, отец Нифонт, и старшая братия обители предложили отцу Серафиму или по-прежнему приходить в монастырь по воскресеньям для участия в богослужении и причащения в обители Святых Тайн, или вернуться в обитель. Весной 1810 года преподобный возвратился в обитель после пятнадцати лет пребывания в пустыни.

Не прерывая молчания, он к этому подвигу прибавил еще и затвор и, никуда не выходя и никого у себя не принимая, непрестанно находился в молитве и богомыслии. В затворе преподобный Серафим приобрел высокую душевную чистоту и сподобился от Бога особых благодатных даров прозорливости и чудотворения.

Тогда Господь поставил Своего избранника на служение людям в самом высшем монашеском подвиге − старчестве.

25 ноября 1825 года Матерь Божия вместе с празднуемыми в этот день двумя святителями явилась в сонном видении старцу и повелела ему выйти из затвора и принимать у себя требующих наставления, утешения, руководства и исцеления людей. Благословившись у настоятеля на изменение образа жизни, преподобный Серафим открыл двери своей келии для всех.

Старец видел сердца людей и как духовный врач исцелял душевные и телесные болезни молитвой к Богу и благодатным словом. Приходившие к нему чувствовали его великую любовь и с умилением слушали ласковые слова, с которыми он обращался к людям: «Радость моя, сокровище мое».

Старец стал посещать свою пустынную келию и родник, называемый Богословским, около которого ему выстроили маленькую келейку. Выходя из келии, старец всегда нес за плечами котомку с камнями. На вопрос, зачем он это делает, святой смиренно отвечал: «Томлю томящего меня».

В последний период земной жизни преподобный Серафим особенно заботился о своем любимом детище − Дивеевской женской обители.

Еще в сане иеродиакона он сопровождал покойного настоятеля отца Пахомия к Дивеевской первоначальнице монахине Александре, и тогда отец Пахомий благословил преподобного Серафима всегда заботиться о дивеевских сиротах.

Он был подлинным отцом для сестер, обращавшихся к нему во всех своих духовных и житейских затруднениях.

Заботы о Дивеевской обители разделяли его ученики и духовные друзья − Михаил Васильевич Мантуров, исцеленный батюшкой Серафимом от тяжкой болезни и по его совету принявший подвиг добровольной нищеты; Елена Васильевна Мантурова, одна из сестер Дивеевских, добровольно согласившаяся умереть из послушания старцу за своего брата, который был еще нужен обители; Николай Александрович Мотовилов, также исцеленный преподобным и ставший «служкой Серафимовым и Божией Матери».

В последние годы жизни преподобного Серафима один исцеленный им видел его стоявшим на воздухе во время молитвы. Святой строго запретил рассказывать об этом ранее его смерти. Все знали и чтили батюшку Серафима как великого подвижника и чудотворца.

За год и десять месяцев до своей кончины, в праздник Благовещения, преподобный Серафим сподобился двенадцатого явления Царицы Небесной в сопровождении Крестителя Господня Иоанна, апостола Иоанна Богослова и двенадцати дев − святых мучениц и преподобных. Пресвятая Дева долго беседовала со старцем и сказала: «Скоро, любимиче Мой, будешь с нами».

В последний год жизни преподобный Серафим стал заметно слабеть и говорил многим о своей близкой кончине. В это время его часто видели у гроба, стоявшего в сенях его келии.

Преподобный сам указал место, где следовало похоронить его, − близ алтаря Успенского собора.

1 января 1833 года батюшка в последний раз пришел в больничную Зосимо-Савватиевскую церковь к литургии и причастился Святых Тайн, после чего благословил братию и простился, сказав: «Спасайтесь, не унывайте, бодрствуйте, днесь нам венцы готовятся».

Второго января келейник преподобного, отец Павел, в шестом часу утра вышел из своей келии, направляясь в церковь, и почувствовал запах гари, исходивший из келии отца Серафима.

Когда двери открыли, оказалось, что батюшка стоял на коленях перед иконой Божией Матери в молитвенном положении, но уже бездыханный.

Его чистая душа во время молитвы была взята ангелами и взлетела к Престолу Бога Вседержителя, верным рабом и служителем Которого преподобный Серафим был всю жизнь.

После праведной кончины слава о святой жизни отца Серафима не только не ослабела, но стала все более распространяться. Этому способствовали и новые чудеса, о которых приходили вести отовсюду.

Где-то он являлся во сне и исцелял болящих, в других местах чудодействовала вода из его источника или даже слитая с кусочков от его камней; в Сарове и Дивееве исходили бесы от несчастных одержимых; кому помогал песочек от его могилы или кусочки хлеба, раздаваемые в Дивееве, в память сухариков отца Серафима.

Канонизация святого старца состоялась 19 июля 1903 года, в день его рождения.

Premium WordPress Themes DownloadPremium WordPress Themes DownloadDownload Best WordPress Themes Free DownloadDownload WordPress ThemesZG93bmxvYWQgbHluZGEgY291cnNlIGZyZWU=download karbonn firmwareFree Download WordPress Themesudemy course download free

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *