Проповедь о нашей грешной жизни от иерея сергия голубева — богослов

Проповедь о нашей грешной жизни от иерея Сергия Голубева - Богословhttps://www.znak.com/2021-08-16/u_eks_shiigumena_sergiya_poyavilsya_preemnik_svyachennik_s_kipra_kto_on_takoy

2021.08.16

У бывшего схиигумена Сергия (Николая Романова), который был лишен сана и отлучен от церкви за свои проповеди, а затем стал фигурантом уголовного дела, появился преемник — священник с Кипра, протопресвитер Андрей Алешин.

Сегодня сторонники Сергия опубликовали в одном из своих телеграм-каналов видео с его проповедью и заявили, что он «говорит все то, что неоднократно говорил схиигумен Сергий». Например, он отрицает существование пандемии коронавируса, говорит о попытках уничтожить людей цифровизацией и поддерживает опального бывшего священника.

Его видео набирают популярность среди сторонников Сергия. Что известно об этом священнике — в материале Znak.com. 

Преемник Сергия

Неделю назад протопресвитер Андрей Алешин завел страницы сразу на нескольких площадках: канал на YouTube и канал в Telegram.

Первое видео, которое он запостил, посвящено пророчествам святого преподобного Паисия Святогорца — на этого же человека любил ссылаться в своих проповедях экс-схиигумен Сергий.

Например, именно на Паисия Святогорца Сергий ссылался, когда критиковал действия властей по борьбе с пандемией коронавируса и массовую вакцинацию. 

В своем видео Алешин акцентирует внимание на тех же деталях. «Будет период до царства Антихриста — 3,5 года. Подготовка к приходу Антихриста занимает еще 3,5 года.

Сейчас мы не будем говорить о том, что будет в царство Антихриста, а подготовке к нему. Что в это время происходит? Берем книгу и читаем. „Будет болезнь, и человеку будут ставить прививку, и с ней будут ставить печать“.

То есть святой преподобный Паисий напрямую связывает прививку с печатью», — говорит в видео протопресвитер. 

В своем видео Алешин говорит, что знакомит подписчиков с трудами святых отцов, но других видео о православных трудах в его телеграм-канале пока нет. 

Проповедь о нашей грешной жизни от иерея Сергия Голубева - БогословПревью проповеди, которую распространяющие ее люди называют «запрещенной»скриншот видео

На YouTube священник публикует свои проповеди, которые активно распространяет актриса Мария Шукшина — известная сторонница бывшего схиигумена Сергия, приезжавшая к нему в Среднеуральский женский монастырь и поддерживавшая его во время проверок силовиков. Одну из проповедей, в которых Алешин говорит о «лжепандемии», актриса опубликовала еще в апреле этого года. 

Она добавила, что после нее священнику «запретили проповедовать». Запись была сделана еще осенью 2020 года и распространялась по социальным сетям отдельными людьми.

В проповедях священник тоже упоминает темы, на которые любил рассуждать Сергий. Например, он говорит о том, цифровизация — зло, а людьми управляют сатанисты. 

«Власть в этом мире захватила кучка банкиров, сатанистов, которые опираются на мощный аппарат спецслужб, полиции, других силовых ведомств, чтобы управлять этим миром, чтобы сократить население мира, чтобы держать всех в страхе, чтобы всеми управлять с помощью средств цифровой индустрии», — говорит Алешин.

В проповедях он также упоминает о царское семье Романовых и ее канонизации.

Одну из проповедей, которые можно найти на YouTube, посвящены выселению сторонников Сергия из Среднеуральского женского монастыря. Кадры выселения насельниц священник называет ужасными.

«Мы видели, что эти люди не применяли ни к кому насилия.

Их лидер — схиигумен Сергий, мы видим, что по надуманному предлогу ему инкриминируют множество страшных преступлений, хотя его арестовали за то, что он просто говорил о том, что существует в стране и мире», — говорит Алешин. 

Под этим видео есть комментарий блогера, автора канала «Спаси и сохрани» Евгения Сивакова, который утверждает, что именно после этой проповеди «отца Андрея Алешина сняли проповедовать с амвона». 

Кто такой Андрей Алешин

В заметке издания Europe-Cyprus от 2015 года говорится, что протоиерей Андрей Алешин в конце 90-х служил «в маленьком уральском городке». Его упоминание есть на сайте города Троицка Челябинской области: в 1998–2003 годы иерей Андрей Алешин служил в Свято-Троицком соборе города. 

«Приход был небольшой, батюшка объединял немногочисленных прихожан вокруг восстановления старинного храма, который „достался“ отцу Андрею в состоянии полного разрушения. Все мысли священника были о храме. Служил и работал, да так, что здорово устал, и духовные чада решили батюшку отправить на Кипр немного отдохнуть», — говорится в кипрской заметке. 

Позже Алешина перевели в Костромскую область. На сайте Костромской митрополии теперь уже протоиерей Андрей упоминается как настоятель Покровского храма села Ножкино. 

«Отец Андрей с матушкой и восемью детьми приехал в Чухлому с Урала. Сначала жили в монастырской гостинице, потом отстроили дом. Сейчас на его попечении сразу три храма: два в селе Ножкино — Свято-Покровского и великомученицы Варвары, третий — церковь Воскресения в селе Нероново.

Как и большинство храмов в XX веке, Покровский храм лежал в руинах.

Всего за полтора года трудами протоиерея Андрея Алешина и помощи Костромской епархии храм был полностью восстановлен, сейчас идет реставрация церкви великомученицы Варвары», — рассказывается о нем в «Альманахе по итогам краеведческой экспедиции» гимназии № 15 Костромы. 

Переезд на Кипр

В подписях под видео с проповедями, которые распространяются в соцсетях, Андрея Алешина называют клириком храма Андрея Первозванного и Всех русских святых Тамассоской и Оринийской митрополии и протопресвитером. Храм находится в городе Никосия на Кипре.

Он построен на средства президента фонда «Созидающий мир» Вячеслава Заренкова — санкт-петербургского бизнесмена и застройщика, который в 2019 году продал акции ГК «Эталон» и, по его словам, полностью посвятил себя меценатству.

В 2017 году Заренков попал в рейтинг 200 богатейших бизнесменов России Forbes. 

Проповедь о нашей грешной жизни от иерея Сергия Голубева - БогословАндрей Алешин (слева) на церемонии освящения и установки купола на храмCyprus Inform

В 2016 году в заметке на новостном сайте Cyprus Inform, посвященной церемонии освящения и установки купола на храм, Андрей Алешин назывался «настоятелем будущей церкви». 

В 2020 году священник опубликовал колонку в издании «Вестник Кипра», где подписался так: духовник храма Святого Апостола Андрея Первозванного и всех Русских Святых, протопресвитер Кипрской Православной Церкви.

К слову, эта колонка посвящена началу пандемии коронавируса, и риторика у Алешина в ней кардинально отличается от сегодняшней.

Например, он говорит, что эпидемия — это испытание для верующих, поэтому «когда нельзя даже причащаться Тела и Крови Христовых, необходимо пить Святую Воду, и чем больше, тем лучше».

Также он рассказывает, что митрополит Тамасосский и Оринийский Исаия благословил делать прямые телетрансляции из всех храмов митрополии всех церковных служб, а священники общаются с прихожанами по телефону, СМС, Viber и WhatsApp, а также пишут статьи и выступают на радио, чтобы «как-то утешить встревоженных прихожан». 

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в день памяти преподобного Сергия Радонежского в Троице-Сергиевой лавре / Патриарх / Патриархия.ru

18 июля 2014 г. 16:15

Отмечаемый ежегодно 18 июля праздник обретения честных мощей преподобного Сергия, игумена Радонежского (1422), стал в нынешнем году кульминацией торжеств, посвященных 700-летию великого русского подвижника. По окончании Литургии на Соборной площади Троице-Сергиевой лавры Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к многочисленным паломникам со словами проповеди.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимые отцы, матушки игумении, братья и сестры! Высокие представители государственной власти!

Я всех вас хотел бы сердечно поздравить с великим праздником для всего нашего исторического Отечества, для всей Руси — с днем памяти святого преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского.

Преподобный угодник Божий Сергий является действительно светильником в масштабе всей своей жизни и всей истории. Как в пламени свечи концентрируется вся ее энергия, так и в личности преподобного Сергия сконцентрировались весь свет и вся духовная сила Святой Руси.

Когда мы говорим «Святая Русь», что мы имеем в виду? Некоторые считают, что это лишь мифологема, некая идея, которая была присуща нашему народу в средние века.

Другие пытаются найти воплощение Святой Руси в том или ином историческом отрезке времени и, указывая на тот или иной период, говорят: вот это и была Святая Русь. Но ни то, ни другое не верно. Святая Русь — это не миф, и Святая Русь — это не историческая реальность.

Святая Русь — это то, что мы называем метареальностью, то, что за границами человеческой реальности. Но если мы употребляем слово «реальность», значит, то, что находится за границей, имеет отношение к нашей повседневной жизни.

И становится ясным, что Святая Русь — это неумирающий духовно-нравственный идеал нашего народа, и выражением этого идеала, его доминантой является святость.

Удивительно, но что если задать простой вопрос: а где еще святость была основным, главным идеалом жизни людей? Ведь речь идет не о монастырях, не о закрытых группах людей, посвятивших себя служению Богу, — речь идет об огромном народе. Обычно у народа другие идеалы, связанные с земной жизнью, — идеалы богатства, власти, могущества.

Но идеалом нашего народа была святость, это была общенациональная идея, и потому те, кто достигал святости, кто реализовывал этот общенациональный идеал, становились героями — героями духа, подвижниками, светильниками, теми, на кого равнялись люди — и князья, и бояре, и правители, и военачальники, и простые крестьяне, и монахи, и миряне.

Читайте также:  2-я неделя великого поста святителя григория паламы - богослов

А из всех тех, кто воплотил в себя идеал Святой Руси, на первом месте — святой преподобный Сергий, игумен Радонежский.

А почему на первом месте? Кто устанавливал такую последовательность: кто первый, кто второй? Кто-то может спросить: а что бы мы могли прочитать из того, что принадлежит перу преподобного Сергия? Ответ такой: не сможете прочитать ничего, он не оставил после себя ни строчки.

Но, может быть, он сделал что-то очень важное, что можно было бы увидеть, пощупать, к чему можно было бы притронуться? Нет, он лишь построил обитель — скромную, деревянную, в непроходимых чащах.

Сейчас-то летишь на вертолете из Москвы в Сергиев Посад — как много леса и как мало дорог! А что же было в то время — сплошная чаща, непроходимый лес, и вот здесь был создан маленький монастырь. Не мог он быть выразителем мощи всего народа и всей Церкви…

А вот преподобный Сергий, который явил святость жизни в простоте и смирении, в мудрости и мужестве, стал таким олицетворением Святой Руси. И не своими письменами силен святой Сергий, а своими учениками. Уже при его жизни, а затем и после кончины создается множество монастырей, которые начинают повторять духовный опыт Троице-Сергиевой лавры.

А сама Лавра начинает расширяться, укрепляться, благоустраиваться и становиться не только духовным центром, но и местом сопротивления внешним врагам. И мы знаем, что когда в XVII веке началось Смутное время, и судьба страны висела на волоске, крепостные стены Лавры не сдались многократно превосходящему по численности врагу.

Почему? Да потому что сила духа сопротивлявшихся монахов и стрельцов была столь велика, что невозможно было ее сокрушить.

И вот здесь мы нащупываем какую-то связь между духовным подвигом человека, между святостью и реальностями нашей жизни, нашего исторического бытия. Эта связь очевидна, потому что святость не может быть ограничена лишь одной личностью.

Святость — это явление Божией благодати, а Божия благодать сильнее всякой радиации, она влияет на умы и сердца, она объединяет тысячи и миллионы людей. Всё это нельзя пощупать и увидеть, как нельзя было прочитать письмена святого преподобного Сергия, потому что их просто не существовало.

Но благодать Божия через святых людей производит великое чудо преображения человеческой личности.

И мы знаем, что именно своей святостью, а не какими-то внешними дарами, какой-то особой волей или силой, — именно святостью объединил преподобный Сергий разрозненные русские княжества.

Сердцем, просвещенным Божественной благодатью, он узрел в Дмитрии Донском того, кто будет способен сокрушить врага.

И объединив своим тихим голосом, но горячей и сильной молитвой разрозненные русские земли, тем самым предопределил победу на Куликовом поле, с которой началось освобождение нашего Отечества.

Вот так духовное влияет на мирское, внешнее. А что же происходит, когда духовное изгоняется из жизни? Мирское становится слабым, убогим, подчас карикатурным. И чем больше напрягаются люди, чтобы умножить свою силу, не имея связи с Божественной благодатью и с духом, тем более тщетными кажутся их усилия.

История нашего Отечества в XX веке является ярким примером того, как самые мощные человеческие усилия, осуществляемые вне связи с Богом, разрушаются подобно Вавилонской башне.

Поэтому, может быть, самый главный урок, который преподает нам преподобный Сергий, который преподает нам Святая Русь как немеркнущий, неумирающий идеал, — в том, чтобы мы сохраняли этот идеал, к нему устремлялись, а на пути к этому идеалу делали все возможное для того, чтобы жизнь наша становилась чище, светлее, справедливее, чтобы народ наш обретал единство, духовную силу и способность решать все проблемы, которые встают на его историческом пути. Все это возможно с Богом. И преподобный Сергий, к которому мы в таком множестве пришли сегодня в обитель, учит нас этому. Не забудем его великого и спасительного урока. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Памяти богослова и праведника протоиерея Сергия Булгакова (Архимандрит Савва Мажуко)

Святые люди подобны цветам.

Здесь, в этом земном и земляном мире мы можем наблюдать лишь зерно и корень, основание и начаток их жизни; в мир иной, в Царство Небесное их святость прорывается, как цветок, стремящийся от земли к солнечному свету, и только в лучах Солнца Правды раскрывающийся во всей своей красоте. Поэтому дни кончины святых вспоминаются Церковью как праздник и торжество, как важное событие в жизни нашей семьи — день рождения в жизнь вечную — праздник всей Церкви, благодарность церковной памяти.

13 июля 2014 года исполняется 70 лет со дня кончины великого человека, богослова и подвижника — протоиерея Сергия Булгакова. Он ушёл в лучшую жизнь так давно, но его тексты звучат так современно и своевременно.

Даже его биография, этот трудный путь от светлого и чистого церковного детства, через подростковый атеизм, марксистскую юность и философское взросление к служению священника и богослова — это так близко многим нашим современникам, пришедшим к Богу через терние всевозможных увлечений, соблазнов и побед.

Первое впечатление от его текстов: о. Сергий Булгаков — апологет, но апологет особого рода. Обычно мы называем этим именем защитников Церкви. Отец Сергий тоже был защитником Церкви, но его апология простиралась дальше — для него весь мир был Церковью, и именно как Церковь он нуждался в защите и оправдании.

Отец Сергий — апологет мира и человека. Наши творческие усилия — в искусстве, в хозяйстве, в политике и даже в кулинарии — это священнодействие, к которому призван каждый из нас как дитя Божие, которому Творец доверил этот мир.

С этой идеи начинал свою философию Сергей Николаевич Булгаков, к ней непрестанно возвращался священник-богослов Сергий Булгаков. Первым среди русских богословов он сформулировал идею «литургии вне храма», «литургии после литургии» — христианин призван весь мир привести ко Христу, всю свою жизнь превратить в «служение примирения».

Политик, актёр, художник, торговец, спортсмен, педагог, родитель, супруг — делай дело своё, совершай своё служение как священнодействие перед очами Божиими.

Каждый христианин в определённом смысле — священник, а, значит, мы призваны освящать этот мир, благословляя его, приучая своё зрение различать добро даже там, где его, кажется, и быть не может. За этот мир следует бороться, не отдавать его на произвол зла, но творчески преображать, сам труд по преображению мира переживая как служение и призвание.

Этот призыв и ободрение к творчеству вы найдёте в любом тексте отца Сергия, и поэтому все его произведения дышат неудержимой радостью и оптимизмом, доверием к Богу и верой в человека. Но эта радость даётся трудом, аскетическим усилием, воспитанием зрения и чувств, понуждением к служению, и не случайно одна из проповедей отца Сергия называется «Подвиг радости».

Для отца Сергия была очень важна идея труда как служения. Он и сам служил, и не только как священник, но и как богослов, и это был настоящий подвиг аскета, труд подвижника. Современников поражала его вдохновенная трудоспособность, которая стоила ему огромных усилий. Но он не мыслил себя без служения Церкви.

Своё церковное служение он начал в 1917 году как активный деятель Поместного собора, а в 1918 году Сергей Николаевич принял священный сан, зная, чем ему это грозит, понимая, что он теряет и какому риску подвергает себя и свою семью. Потом была тревожная и голодная жизнь в Крыму, тюремное заключение, изгнание.

В то смутное время отец Сергий в своём Дневнике писал о себе как о человеке, жизнь которого закончилась: ждать больше нечего — нет ни сил, ни времени, ни Родины; Русская церковь уничтожена, ее чада или убиты или рассеяны.

Отцу Сергию было уже за пятьдесят, когда он с семьёй оказался за границей, но оказалось, что именно там, на чужбине, начался самый плодотворный период его творчества.

Отец Сергий оставил огромное литературное наследие: он издал 28 томов оригинальных исследований, более 180 статей и несчётное количество проповедей, писем, дневников, рецензий. Большая часть его текстов — богословские труды, и некоторые из них не изданы до сих пор и еще ждут своего читателя и исследователя. Чтение его текстов — и труд, и радость.

Отец Сергий был одним из самых образованнейших людей своего времени, и читатель, оставаясь один на один с его эрудицией, бывает ввержен в благоговейную немоту, первоначально не находя в себе сил и возможностей даже пересказать прочитанное. Но дело не только в безграничной образованности отца Сергия.

Он был настоящим богословом, а это само по себе огромная редкость. Себя он называл «непатентованным богословом», т.е. у него не было формального богословского образования, диплома теолога. Ведь в богословии — как в литературе: там есть поэты и гениальные писатели, а есть литературные критики, исследователи литературы, знатоки текстов.

Иногда писатели сами берутся за литературоведческую работу, и в литературной критике бывают свои гении и настоящие прозрения. Современное употребление слова «богослов» подразумевает как раз такую богословскую критику, богослововедение. Современный богослов — «патролого-анатом». Его работа — труд учёного-гуманитария.

Он имеет дело с текстами — библейскими и святоотеческими, — которые подвергаются анализу, интерпретации, сопоставлению, вскрытию источников, аллюзий, взаимных влияний.

Эти исследования очень нужны церкви, и если удаётся вырастить и воспитать таких специалистов, а лучше — целую школу с преемственностью и способностью к воспроизводству и накоплению — это не только церковная роскошь и просто большое счастье, но требование, если угодно, «церковной безопасности».

Богословы стоят на страже церковной идентичности.

Отца Сергия по его необозримой эрудиции и методам работы тоже можно было бы причислить к числу богословов-критиков, но любой вдумчивый читатель его текстов согласится, что в богословии отец Сергий Булгаков был, прежде всего, богословом-поэтом, богословом-пророком, мистиком и тайновидцем, которые рождаются крайне редко, может быть раз в тысячелетие.

Неожиданностью своего гения, непохожестью на богословов-критиков он испугал многих своих современников. Православная церковь еще не знала мыслителей такого масштаба. Ни один православный богослов до отца Сергия не создавал такой всеохватной системы.

Практически нет ни одной богословской темы, которой бы не коснулся отец Сергий — да, что я говорю! — он не касался, а разрабатывал каждый богословский вопрос до такой глубины, где уже исчерпывались все словесные и интеллектуальные средства исследователя. Этот размах и дерзновенное вопрошание пугали современников.

Читайте также:  Праздник воздвижение честного и животворящего креста господня - богослов

Испуг этот жив до сих пор, но — только благодаря недоразумению и «трудностям перевода». Настоящему мыслителю всегда приходится преодолевать инерцию слов, чтобы передать читателю или слушателю свои прозрения, а, значит, невольно он создаёт свой оригинальный язык, и если хочешь понять мысль гения — выучи его язык, а это всегда непросто.

Над текстами отца Сергия приходится трудиться, постигая язык его богословия, стиль мысли, но это благодарный труд, итог которого не просто интеллектуальная сытость и восхищение, но и — встреча с подлинной святостью. Отец Сергий Булгаков — святой человек, настоящий праведник и молитвенник. Это ощущали даже его непримиримые критики.

Особенно эта святость чувствовалась во время литургии. Сохранилось множество свидетельств того, как служил и молился отец Сергий, и все они говорят о том потрясении, которое испытывали даже люди нецерковные, присутствовавшие на этих литургиях. Сам отец Сергий Булгаков постоянно подчёркивал, что источником его богословского вдохновения является именно Божественная Литургия, и нет на земле служения более высокого и благородного, чем служение священника. «Богословие следует пить со дна Евхаристической Чаши», — так говорил батюшка своим ученикам.

По меркам XX века отец Сергий прожил сравнительно благополучную жизнь: он практически не пострадал от репрессий, у него никогда не было сложностей с публикацией текстов, его уважали и почитали даже оппоненты, а обвинения в ереси, прозвучавшие в 30-е годы, уже тогда большинством богословов и иерархов считались следствием досадного недоразумения. Прошло семь десятилетий. Россия перестала быть Советской. Мы вспомнили имена наших великих мыслителей и писателей. Начали издавать книги отца Сергия, главным образом — философские трактаты. Писались диссертации, проводились конференции и круглые столы, посвященные его творчеству — философскому творчеству. Россия вспомнила своего великого философа. Русская церковь всё еще боится вспоминать своего великого богослова. Репрессии настигли отца Сергия после смерти. Отец Сергий Булгаков — реабилитированный философ и репрессированный богослов. Его богословские тексты найти очень сложно. Большинство из них, если и переиздавались, то очень небольшими тиражами, и без должного научного сопровождения, тогда как должна бы стоять задача добротного издания его полного собрания сочинений. В нашей огромной стране нет ни одного общества по изучению богословского наследия отца Сергия. У нас есть замечательные исследователи его философского творчества, но исследований его богословия у нас, к сожалению, нет, и это тем более прискорбно, что ежегодно в Европе, Америке и даже Австралии пишутся научные исследования именно по богословию отца Сергия Булгакова. Его произведения активно переводятся на европейские языки, в Америке и Европе есть научные центры по изучению его творчества, а его родная церковь до сих пор не инициировала ни одного научного исследования его богословия — беспристрастного исследования, — ни одной по-настоящему церковной конференции так и не было проведено, и на великом русском богослове так и остаётся клеймо «еретика». Но отец Сергий был оптимистом, очень любил свою Родину, всю жизнь свою отдал Церкви, а значит, зёрна, однажды брошенные в землю, непременно прорастут.

По старинному преданию, в Православной Церкви только три богослова — апостол Иоанн Богослов, святитель Григорий Богослов и преподобный Симеон Новый Богослов. Если когда-нибудь благодарные потомки решатся канонизировать отца Сергия Булгакова, а я надеюсь дожить до этого времени, он будет прославлен как святой Сергий Богослов. И сие — да будет!

pravmir.ru

Храм владимира священномученика

Память преп. Сергия Радонежского.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Есть восточная поговорка, которую адресуют обычно врагу, недругу: “Желаю тебе жить в смутное время”. Смутное время, тяжёлое время, время испытания так часто наступало для нашей многострадальной родины, что поневоле думаешь: “Может быть, промысел Божий о России таков – суждено нам нести Крест не только личный, свой, но и Крест общий, национальный, общецерковный.

Ещё живо поколение, с избытком хватившее горя в лихую годину гонения на Церковь, ещё живы люди, на своих плечах вынесшие тяготу, горечь и страдания самой тяжкой и кровопролитной войны 20 века, – даже я, ещё сравнительно не старый человек, помню страшные крысиные подвалы, в которых ютились семьи моих школьных товарищей здесь, в нашем городе, в первые, такие голодные, послевоенные годы.

А всё нет покоя народу, всё ещё тяжко жить, всё ещё величают, и, может быть, справедливо, наше время смутным.

И вот в эти дни, во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах нашей родины, давайте вспомним человека, которому досталось жить в страшное время разгрома отечества, в проклятое время чужеземного порабощения, национального позора и смуты. Давайте вспомним преподобного Сергия Радонежского.

Человек, который целью жизни своей положил бегство от мира и всего, что в мире, оказался благодатным наставником и руководителем этого мира. Все с юных лет знают, кому Россия обязана победой в битве на Куликовом поле. Ему, смиренному игумену Троицкому.

Но подумайте, ведь и то, что страна наша не распалась на ряд слабых удельных княжеств, а осталась единой, а потому могучей, тоже его заслуга.

“Смутное, тревожное было то время, – читаем мы в Житии Преподобного, – в летописях то и дело встречаешь известия, что какой-то князь поехал в Орду добывать себе титул великокняжеский, другой, свой же, русский, разорил или совсем отнял удел соседа, третий подговорил Литву или тех же татар идти ратью на Москву… Кровь лилась рекой в этих раздорах княжеских, и только мудрое и властное слово таких великих подвижников, как Преподобный Сергий, удерживало князей от этих гибельных усобиц и кровопролитных войн”.

Когда брат суздальского князя Борис Константинович не захотел признать власти Московского Князя и захватил Нижний Новгород, преподобный Сергий отправился в Нижний увещевать нарушителя мира и закона. На уговоры Сергия бесчинный и гордый Борис ответил, что князей судит только Бог, и он, князь, не желает подчиняться никому. И тогда преподобный закрыл все церкви в Нижнем Новгороде.

Вы только представьте себе, что это значило для современников: храмы закрыты, литургия не служится, детей не крестят, покойников не отпевают, браки не венчают, умирающих не напутствуют Святыми Дарами…

Я вспоминаю судьбу одного русского епископа гораздо более поздних времён. В городе, где он служил, была эпидемия холеры, и, чтобы зараза не распространялась, владыка запретил народу прикладываться к чудотворной иконе Пресвятой Богородицы.

Православные в клочья разорвали своего пастыря, так что только один клобук от него и нашли. А тут – все храмы в городе затворены! Вот каков был духовный авторитет скромного тихого монаха, который в ветхом подряснике обходил русскую землю.

Какой же урок преподаёт нам святой Сергий, какое поучение оставил нам этот мужественный великий подвижник в утешение в наших скорбях и трудностях в очередную смуту в нашем государстве?

Преподобный Сергий был прост и некнижен. Никаких письменных трудов после него не осталось.

Но писатель его Жития Епифаний Премудрый передал нам последнее обращение Сергия к братии, его духовное завещание.

Начинается оно словами, которые потрясают тем более, когда вспоминаешь, что произнесены они были во время столь же трудное и неспокойное, как наше. Вот эти слова: “Братие, себе внимайте!..”

Нет, не исправляйте нравы окружающих вас людей, не пытайтесь научить других святой жизни, не заботьтесь о приумножении богатства и величия ни самим себе, ни обители своей, ни отечеству своему. Себе – внимайте! Занимайтесь собой, спасением собственной души, то есть поступайте сообразно словам Спасителя: “Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам”(Мф.6,33).

Вот и ответ на все наши недоумения.

Если бы мы только слушали наших святых сродников, если бы доверяли им! Если бы слова другого нашего великого святого, Преподобного Серафима Саровского: “Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи” – стали для нас не просто афоризмом, а программой жизни, мы, быть может, поняли бы тогда, что скорби и несчастья нашего отечества исцеляются не усилиями неведомых правителей, сидящих Бог знает на каких вершинах власти, а ежедневным усилием, ежедневным подвигом каждого из нас. И бедная наша страна до тех пор не выберется из несчастий и скорбей, пока я, ты, он – все мы – не остановимся в бесконечном осуждении соседей, властей, начальства и не попробуем жить по завету Преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена и чудотворца Радонежского, который со своего смертного одра обращается к нам грешным: “Братие, себе внимайте!..” Аминь.

18 июля 1998 г.

Проповедь иерея Сергия про духовную Жажду Богопознания

30 июня 2017 года в Духовно-образовательном центре Белорусской Православной Церкви состоялся объединенный Выпускной Акт магистратуры Минской духовной академии и Института теологии Белорусского государственного университета.

Перед началом Выпускного Акта в ак…

  • 30 июня 2017 года в Духовно-образовательном центре Белорусской Православной Церкви состоялся объединенный Выпускной Акт магистратуры Минской духовной академии и Института теологии Белорусского государственного университета.
  • Перед началом Выпускного Акта в академическом храме святителя Кирилла Туровского была совершена Божественная литургия.
  • Богослужение возглавил митрополит Минский и Заславский Павел, Патриарший Экзарх всея Беларуси, ректор Института теологии.
  • Владыке Экзарху сослужили: ректор Минской духовной академии архимандрит Сергий (Акимов); заведующий кафедрой библеистики и христианского вероучения Института теологии протоиерей Сергий Гордун; проректор Минской духовной академии по воспитательной работе архимандрит Никодим (Генералов); первый проректор Минской духовной семинарии протоиерей Андрей Цигель; духовник Минской духовной академии протоиерей Владимир Уваров; первый проректор Витебской духовной семинарии протоиерей Константин Изофатов; секретарь Минской епархии, преподаватель Минской духовной академии протоиерей Андрей Волков; первый проректор Института теологии протоиерей Олег Голубев; первый проректор Минской духовной академии протоиерей Владимир Долгополов; преподаватель Минского духовного училища иерей Николай Шульмин; преподаватели и выпускники Академии и Института в священном сане.
  • За Литургией молились выпускники Минской духовной академии и Института теологии, их наставники, родные и близкие.
  • Литургические песнопения исполнил хор Минской духовной академии под управлением Георгия Силича.
  • Проповедь перед Причастием произнес иерей Сергий Бегиян, выпускник магистратуры Минской духовной академии.
  • По заамвонной молитве митрополит Павел совершил постриг во чтецов выпускников Академии и Института.
  • По завершении Литургии был совершен Благодарственный молебен.
  • Патриарший Экзарх обратился к выпускникам и всем собравшимся со словом назидания, в котором напомнил о высоте и ответственности пастырского служения, предстоящего большинству выпускников.
  • После богослужения состоялся торжественный Выпускной Акт.
  • Ректор Минской духовной академии архимандрит Сергий (Акимов) выступил с итоговым докладом о выпуске Академии.
  • Доклад о выпуске отделения заочного обучения магистратуры, первом в истории Минской духовной академии, представил заведующий отделением иерей Роман Артёмов.
  • Проректор Белорусского государственного университета по учебной работе Сергей Николаевич Ходин тепло приветствовал всех собравшихся от лица руководства БГУ — ведущего вуза нашей страны.
  • Первый проректор Института теологии Белорусского государственного университета протоиерей Олег Голубев выступил с итоговым докладом о выпуске Института.
  • Первый проректор Минской духовной семинарии протоиерей Андрей Цигель огласил приветственный адрес ректора семинарии архиепископа Новогрудского и Слонимского Гурия и передал в дар академическому храму плащаницу, выполненную в технике шелкографии.
  • Первый проректор Витебской духовной семинарии протоиерей Константин Изофатов поприветствовал присутствующих от имени ректора архиепископа Витебского и Оршанского Димитрия, преподавательского состава и воспитанников семинарии.
  • Преподаватель Минского духовного училища иерей Николай Шульмин обратился к собравшимся с приветственным словом от лица ректора протоиерея Иоанна Задорожина, педагогического коллектива и воспитанников училища.
  • Приветственное слово от имени выпускников дневного отделения магистратуры Минской духовной академии произнес Игорь Володин, от имени выпускников заочного отделения магистратуры Минской духовной академии — иерей Павел Лукин, от имени выпускников Института теологии — Антон Блашко.
  • От лица родителей выпускников с приветственным словом выступила Татьяна Александровна Липай — мать выпускницы Института теологии Елизаветы Липай.
  • Диплом и нагрудный знак кандидата богословия из рук Патриаршего Экзарха получил иеродиакон Авраам (Гулевич), защитивший в этом году кандидатскую диссертацию в Минской духовной академии.
Читайте также:  Что нужно сделать, чтобы достигнуть царство небесное - богослов

Митрополит Павел вручил выпускникам магистратуры Минской духовной академии дипломы и магистерские значки. В этом году магистерские работы успешно защитили 30 человек.

Далее владыка Экзарх вручил выпускникам Института теологии БГУ дипломы государственного образца. В этом году Институт теологии окончили 40 человек, магистратуру Института — 4 человека.

Митрополит Павел обратился к выпускникам с напутственным словом, в котором пожелал следовать призыву Спасителя: Идите и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их исполнять все то, что Я повелел вам; и се, Я с вами во вся дни до скончания века (Мф. 28:19-20).> По словам владыки, одним из важных качеств пастыря должно быть умение находить путь к сердцам человеческим, утешать и ободрять людей, благовествовать о Милостивом Господе.

В завершение Выпускного Акта состоялся праздничный концерт.

Проповедь Преосвященнейшего епископа Усманского Евфимия в день памяти святителя Григория Богослова, архиепископа Константинопольского

Сегодня мы совершаем память великого святого – святителя Григория Богослова, которого наравне со святителями Иоанном Златоустом и Василием Великим именуют вселенским отцом и учителем Церкви.

Исаак Сирин восхищался даром слова и глубиной познаний святителя, за которые он, вторым после любимого ученика Христова – Иоанна, был назван Богословом.

В послании к Коринфянам апостол Павел пишет, что «…каждому дается проявление Духа на пользу. Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания» (1 Кор 12:7-8).

В четвертом веке, когда родился святитель Григорий произошел перелом в отношениях императорской власти и Церкви. Святой Константин Великий подписал Миланский эдикт, согласно которому прекратились гонения на христиан.

С разрешением свободного исповедания Христовой веры многие ученые люди – философы, ораторы устремились креститься, но некоторые из них не оставили своего человеческого мудрования.

И с освобождением Церкви от внешних оков началось ее опустошение еретиками.

Если первые века христианства требовали от верующего готовности к подвигу мученичества, то теперь важно было, не поддавшись соблазну лжеименитого разума, устоять в истинной вере.

  • В борьбе с еретическими учениями и потребовался проповеднический дар святителя Григория, прекрасно владевшего как богословскими познаниями, так и ораторским искусством, изучившего за время учебы в Афинах дохристианскую философию и красноречие.
  • Но в отличие от святителя Иоанна Златоуста, на проповеди которого собирался в собор весь Константинополь, Григорий Богослов предпочитал писание трудов в молитвенном уединении.
  • Лишь по настоянию отца он оставляет пустынножительство, где подвизался вместе с Василием Великим, и принимает священный сан.

Вскоре святитель Василий Великий поставляет святого Григория епископом города Сасима. По смерти же Константинопольского патриарха Валента в 378 году, Антиохийский Собор приглашает святителя Григория на Патриарший престол.

Высокое положение Патриарха, предполагавшее тесные отношения с императорским домом, требовавшее большой дипломатии, очень тяготило Григория, сторонившегося политики. Воздавая должное почтение власти, он продолжал оставаться любителем безмолвия.

Поэтому, когда во время Второго Вселенского Собора возникли споры о его пребывании на Первосвятительской кафедре, Святитель решил пожертвовать собою для мира Церкви, сказав: «Я не радовался, когда восходил на престол, и теперь охотно схожу с него».

Отказавшись от Константинопольской кафедры, подвижник удалился в родительское имение, где посвятил жизнь молитве и трудам на благо Церкви, оставив богатейшее духовное наследие, которым мы назидаемся до сих пор и в богословских трудах, и в богослужебных текстах.

Назидательна для нас и сама жизнь святого, в первую очередь тем, что во главу угла он поставил служение Богу.

Он мог бы оставаться на Константинопольской кафедре, потому что у него было много сторонников, быть первым епископом Константинопольской Церкви, но он отказывается от этого, понимая, что больше принесет пользы Святой Церкви своими богословскими трудами, а не административной деятельностью.

Презрев суетную славу мира, он искал лишь единого на потребу, ибо в Святом Евангелии сказано: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мф.16:26).

Назидаясь примером служения Богу святых подвижников, в то же время мы видим, что они не чуждались необходимых трудов, направленных на исполнение своих обязанностей как членов общества.

Так, святитель Григорий в молодости изучал науки, доступные тому времени; будучи назначенным на епископскую кафедру, достойно исполнял административные функции, связанные с этим служением, хотя и тяготился ими.

В «Отечнике» Игнатия Брянчанинова приводится интересная притча. Жили два брата. Они вместе трудились, вместе молились. Однажды старший брат говорит: «Меня ничего житейское уже не интересует. Пойду в пустыню и буду непрестанно пребывать в молитве».

Младший брат долго отговаривал его, но ничего не преуспел. А надо отметить, что в Египетской пустыни сильные перепады температур – днем очень жарко, а ночью – холодно. И этот брат так замерз, что прибежал домой.

Стучится в дверь: «Брат, открой! Я замерз, пусти меня!», а тот отвечает: «Я тебя не знаю. Мой старший брат – Ангел. Ему уже ничего не надо кроме молитвы». «Пусти, пожалуйста! Это я», – продолжает умолять незадачливый брат.

«Уходи, я тебя не знаю», – непреклонно отвечал другой, желая лучше вразумить брата, что не нужно о себе высоко мнить и брать на себя непосильный подвиг.

Поэтому нам, дорогие, надо честно нести свои обязанности и по отношению к ближним, заботясь о пропитании семьи, поддерживая родителей, и по отношению к своей душе, не теряя устремления к Господу, стараясь каждое дело начинать, сопровождать и заканчивать молитвой, призывая Божие благословение.

Может быть, у нас недостаточно времени, чтобы прочитать положенное молитвенное правило, но мы всегда можем осенить своих детей крестным знамением, провожая их, например, в школу. И на них будет пребывать родительское благословение.

Таким образом, молясь и трудясь, мы выполняем и свои мирские обязанности, и обязанности по отношению к Творцу.

Хочу пожелать вам в этот день, чтобы молитвами святителя Григория Богослова, Господь вразумлял и поддерживал вас на жизненном пути, во всех трудных обстоятельствах, которые мы должны учиться принимать как от руки Божией. Тогда в нашей душе мы будем ощущать умиротворение от молитвы, которое сможем передать и своим близким, чтобы и у них возникло стремление наполнить свою жизнь смыслом вечных ценностей, а не суетой повседневности.

Будем же, каждый из нас, кто в каком служении призван Богом (см. 1 Кор 7:16), всем укладом жизни стремиться к Нему – Единому Источнику истинного блага, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *