Проповедь о расслабленном — богослов

Христос Воскресе! Воистину Воскресе! Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодня в этот воскресный день, день по Пасхе, мы с вами, дорогие отцы, братья и сестры, слышали Евангельское повествование евангелиста Иоанна о расслабленном.

Некий человек, который был в расслаблении тридцать восемь лет, пребывал возле Овчей купели — той купели, где омывались овцы перед жертвенным приношением в Иерусалимском ветхозаветном храме.

И вот, Ангел Господень по временам возмущал воды этой купели таким чудесным образом, что каждый, кто влезал после возмущения воды в эту воду, исцелялся от любого недуга, каким он был болен (Ин. 5, 4).

И, зная чудесное свойство этого места, очень много больных находилось возле этой купели в пяти ходах крытых. Каждый ждал, что он сможет получить это исцеление.

Этот человек находился там много и много лет, показывая нам великое долготерпение в силу того, что тридцать восемь лет, это сложно даже представить, что человек непрестанно пребывал в этой тяжкой болезни.

Проповедь о расслабленном - Богослов

Господь человеколюбивый и многомилостивый, приходит на Овчую купель, зная долготерпение этого человека, избирает именно его, спрашивая: «Хочешь ли быть ты здоров?» (Ин. 5, 6). Вопрос, казалось бы, совершенно очевидный, кто не хочет быть здоровым из тех, кто тяжко болеет.

Но ответ этого расслабленного показывает, что он не озлобился, не ожесточился, не возроптал, говоря, «что Ты задаешь глупые вопросы, неужели не понятно, что хочу быть здоров» или прочие безумные глаголы, которые так легко срываются с уст тяжело болящих людей — тяжело больных, но плохо терпящих свою болезнь.

Но этот страдалец смирился настолько, что из его уст не слышно ни слова ропота, ни капли возмущения, ни каких-то обид или упреков в чей-то адрес, но он лишь кротко говорит: «Я не имею человека, потому что когда прихожу, а по сути, приползаю к этой купели, то уже другой влезает прежде меня» (Ин. 5, 7).

И он, очевидно с такой энергией своих последних сил, совершая это движение в сторону купели, остается ни с чем, с огромным трудом добираясь вновь до своего одра, на котором он расслабленный лежал.

Удивительно, что находясь рядом с ветхозаветным храмом, посреди столицы Иудеи, куда на праздник стекались тысячи и тысячи евреев со всех концов земли, справедливо хвалясь своей истинной верой, величаясь истинным Богопочитанием, слушая слова священников о милосердии и добре, о покаянии и правде, совершенно никто из них не смог стать «человеком», чтобы явиться человеком для этого расслабленного — ни священники, ни левиты, ни просто приходящие в этот храм поклониться Богу.

И Господь становится Человеком, чтобы стать единственным Человеком в этой вселенной, кто по-настоящему может носить это имя. Как не случайно сказал пророческий Пилат: «Вот Человек» (Ин.

 19, 5), изводя Его на суд первосвященников еврейского народа, словно прообразуя, что Он единственный Человек среди вас, по сути нелюдей, которые этого истинного Бога, истинного Человека готовы разодрать, распять, уничтожить, потому что Он обличает Своей праведностью вашу неправду.

И вот здесь это обличение уже начинается, почему и так ненавидел Его еврейский сонм — первосвященники и старейшины иудейские. Он становится единым истинным Человеком и приходит, видя смирение и кротость этого больного, измученного болезнью человека. Приходит, чтобы дать ему исцеление даром, дать тому, кто Его еще не знал как истинного Бога.

Этот случай показывает и нам, как мы должны быть чутки, милосердны и снисходительны к немощам наших ближних, чтобы и мы научились быть людьми.

Не только, как эти ветхозаветные иудеи, приходя в храм для удовлетворения своих религиозных потребностей и нужд, но чтобы здесь, прикоснувшись к Божественному, соединившись с Богом, воспламенившись от Него Божественной любовью, выйти с этим милосердным сердцем и сострадательной любовью к ближнему и поучаствовать в жизни того или иного человека, который так ожидает нашей помощи.

Ведь даже великие отшельники-исихасты не были безразличны к этому миру, как некоторые по неразумию своему считают. Удалившись от мира, они в сердце своем вмещали весь мир, вмещали боль, скорбь, болезни и страдания всего человечества, проливая за сего «Адама» горькие слезы.

Как и было явлено Пресвятой Богородицей иеросхимонаху Парфению Киевскому затворнику и молитвеннику о том, что такое схима. Матерь Божия сказала ему: «Схимник — это молитвенник за весь мир».

Так и мы должны стараться и в молитве принимать своих ближних, и в деятельном участии по отношению к ним.

Но этот расслабленный — есть пример и для нас с вами, потому что каждый из нас имеет это расслабление греховное. Каждый из нас страдает недугом своей души и тридцать восемь и более лет — кто сколько имеет от рождения своего.

Все мы имеем это наследие Адама в своей душе и вольно или невольно это должны осознавать.

Через эту немощь свою, через это греховное расслабление, подобно этому древнему расслабленному, приходя в смирении своей души, не мня о себе нечто, не ропща ни на кого, не пытаясь свалить какую-то вину на кого-то, но обвиняя только самих себя, в себе ища причины своих недугов и душевных, и телесных.

И только наше покаяние может даровать нам возможность исцеления от этого греховного расслабления, потому что Господь, видя смирение нашей души, осознание своей нищеты, осознание своей греховности и желание справиться с этим, готов даровать нам здравие, лишь бы мы не грешили вновь. Как Он и сказал этому исцеленному расслабленному после истязания его первосвященниками словесного о том, «кто тебе сказал взять одр и ходить в субботу?» Он пришел в храм и именно там Господь ему сказал: «Вот, ты здоров; смотри, больше не греши» (Ин. 5, 14).

Так и мы с вами имеем надежду услышать этот Божественный глас, если мы будем подлинно каяться, если покаяние станет не сухим вздохом наших душ, ни каким-то перечислением, перечнем соделанных нами грехов, но прежде всего состоянием нашей души, когда человек, осознавая разлучение своей души с Богом, ее обезображенность, опустошенность, горько проливает об этом слезы, желая исцелиться, и осознавая, что никто не способен омыть эту скверну греха, кроме милостивого Бога.

Покаяние даруется нам как возможность исправления нашей жизни, готовность, стремление и решимость оставить грех и начать новую жизнь. И Господь, ожидающий покаяние грешника, принимает каждого из нас, собственно как мы знаем из притчи о блудном сыне, выбегая навстречу нам, желая предварить лишь наше малое даже желание, Своим Божественным милосердием и человеколюбием.

Поэтому не должно нам ни унывать, ни отчаиваться в наших грехах, но не должно и пребывать в беспечности и нерадении о своем расслаблении, которое никогда не оставит нас, если мы не выйдем навстречу Богу. Ни на словах лишь, но на деле, подлинно исправляя свою жизнь.

Подлинно сообразуя ее словом Евангельским, чтобы слово о милосердии стало не отвлеченными рассказами о каких-то великих подвижниках или Божественных благодеяниях, которые нас и умиляют, быть может, и услаждают, и даже поражают, но которые мы никак не можем применить к самим себе, чтобы попытаться помочь, пожалеть, сострадать хотя бы кому-то не только словом, но и своим делом. И слово доброе тоже имеет великую цену. И уметь кого-то утешить — это не малый дар. Но слова чтобы наши были исполнены настоящего соболезнования, сострадания и любви, а не слова лишь друг с другом, где-то отвлеченно о том, как было бы хорошо и неплохо творить добрые дела.

Господь кроткий и милостивый, человеколюбивый и щедрый, пришедший в этот мир явить Свою непостижимую любовь к человеку и, исцеливши расслабленного в Овчей купели, да подаст и нам эту кротость, человеколюбие и сострадание к ближнему, и раскалит наши сердца кроткой любовью к Себе  и от Него, воззженным сердцем, любовью к людям. И только тогда мы сможем стать и подлинными последователями Христа, христианами, и настоящими людьми, чтобы и о нас мог кто-то сказать: «Я имею человека». Аминь. Спаси вас всех Господь.

Иеромонах Назарий (Рыпин)

7 мая 2017 г.

Проповедь прот. Георгия Климова в Неделю четвертую по Пасхе, о расслабленном — Троицкое благочиние г. Москвы

Проповедь о расслабленном - БогословХристос воскресе!

В сегодняшний воскресный день Святая Церковь предлагает нашему вниманию евангельское зачало об исцелении расслабленного, который тридцать восемь лет лежал в расслаблении, в параличе возле так называемой Овчей купели в Иерусалиме (Ин. 5: 2-15). Лежал человек и не терял надежды, что когда-то будет исцелен.

Правда, Священное Писание говорит нам о том, что получить это исцеление было крайне сложно, поскольку только один раз в год сходил ангел на эту Овчую купель, возмущал воду, и тот, кто первый из тех, кто лежал близ этой купели, погружался в эту воду, доползал, добегал (каким образом двигался, мы не знаем), но, кто первый достигал этой купели, тот и получал исцеление. Один! А все остальные оставались ни с чем.

И вот тридцать восемь лет человек, лежавший при Овчей купели, хорошо всем известный, возможно, о котором многие думали: ну что он, на что он надеется? — лежал и не терял надежды.

И пришел Господь со своими учениками, и подошел к этому человеку расслабленному — не в тот момент, когда должен был сходить ангел, а совсем в другой! — и обратился к этому человеку со словами: «Хочешь ли ты целым быти?» — т.е. быть здоровым.

На это человек ответил: «Да, хочу, Господи, но не имею человека, который бы взял меня и отнес в эту купель и первым погрузил меня в тот момент, когда ангел воду возмутил».

Но на это Христос ответил: «Встань возьми постель твою и иди в дом твой». И человек этот встал и оказался здоровым и полностью исцеленным.

Святитель Иоанн Златоуст спрашивает в своем толковании, почему Господь подходит именно к этому человеку. И отвечает: для того чтобы обнаружить его терпение. Потому что терпение расслабленного воистину является подвигом мужества и подвигом веры.

Потому что и неверность прошедшего времени, которое он видел и которое он переживал, и, конечно, неверность будущего (кто мог гарантировать, что он когда-то успеет первым войти в эту купель?!) должны были его в первую очередь, первым отвлечь от этой купели, поставить крест на ней, [заставить] остаться ни с чем, вернуться домой и лежать, сложив руки, умирать.

Но он не сдался. Он остался верным вере в милосердие Божие, что рано или поздно это произойдет. И Господь, действительно, пришел и исцелил.

Но обнаруживает Христос его терпение не для того, чтобы показать его этому человеку. Понятно, нет. Для каждого из нас это есть величайший пример того истинного терпения, упования, веры, надежды на Бога, которую должен иметь человек.

Мы говорим о человеке, который находился в Ветхом Завете, когда не было спасительной, искупительной, помогающей человеку благодати для спасения. Он не имел этого дара благодатного, который имеем мы, но получил просимое в силу своего терпения, в силу своей веры.

Так ли ведем мы себя, когда общаемся к Богу? Так ли мы уповаем на Него и верим — не то что тридцать восемь лет, не то что тридцать восемь месяцев, не то что тридцать восемь дней — и тридцать восемь минут, бывает, нам кажутся таким огромным сроком, который должен нас почему-то убедить, что не слышит нас Господь, отворачивается от нас. И, значит, что-то не так. Или у нас и в нашей жизни, а, может быть, и что-то где-то вообще не так, как мы часто думаем.

Но Господь обнаруживает терпение этого человека для того, чтобы засвидетельствовать каждому из нас, что, если мы верим и доверяем Господу, то в независимости от того, сколько мы времени ждем, мы получаем величайший дар от Бога благодаря тому, что находимся в общении с Ним. Что может быть дороже, чем богообщение?

Вообще, богообщение на языке Святых Отцов и есть спасение: человек, вступивший в общение с Богом, спасся. Конечно, по существу своему, по естеству, но начаток этого общения начинается именно здесь, на земле.

И если бы все было хорошо в жизни у человека, все было бы здорово, как мы говорим: комфорт, уют, ближние, окружающие нас, нас понимают, слушают, исполняют наши просьбы, нас кругом все любят, — то нужен ли был бы нам Господь, и вспомнили бы мы о Нем? Конечно, бы не вспомнили.

Святоотеческая мудрость говорит нам, что Бог — помощник человеку в скорбех его (см. псалом 45:2).

И вот милосердый Господь посещает часто свое создание именно таким своим замедлением в исполнении наших прошений не потому, что Он этого не может, и не потому, что Он этого не хочет, и, самое главное, не потому, что мы недостойны этого, — нет! А потому что знает, что как только будет исполнено просимое, мы сразу оставим Господа, отойдем на страну далече, утешимся полученным и будем жить так, как нам хочется жить, а не так, как нужно жить и как хочется Христу.

И вот в этом смысле исцеление расслабленного, чудо, является очень символичным.

Сегодняшнее главнейшее песнопение, пожалуй, этого воскресного дня начинается со слов: «Душу мою Господи, во гресех всяческих, и безместными деянми люте разслаблену» (кондак Недели четвёртой по Пасхе, о расслабленном). Вот, пожалуй, и ответ на вопрос, почему мы не чувствуем Бога, почему мы не нуждаемся в Христе, почему мы являемся такими бесчувственными к дарам благодати.

Не потому, что Бог скрывается от нас, а потому, что те безместные деяния, то есть не имеющие места в нашей жизни быть на самом деле, но постоянно присутствующие, и грехи всяческие (не сказано, что смертные грехи, не сказано, что страшные грехи, а всяческие грехи) — вот что отяжеляет нашу душу, ложится на нее камнем, делает ее бесчувственной, а значит, и расслабленной.

Что значит в духовном смысле «расслабленная душа»? Это значит, что человек или душа абсолютно не чувствуют Божественной любви. Им абсолютно все равно, любит их Господь или не любит. Но в любви душа всяческая нуждается. И, не чувствуя любви Божественной, человек пытается эту любовь возместить чем-то другим или кем-то другим.

Читайте также:  История иконы казанской божьей матери - богослов

И в силу того, что это уже происходит в жизни человека незаконно, не по Божественным законам, человек паки и паки, снова и снова погружает свою душу в страсти и грехи. Он делает ее действительно расслабленной. Как человек расслабленный не в состоянии двигаться, не в состоянии делать движения, часто не в состоянии сказать даже чего-то, точно так же и расслабленная душа.

Она не в состоянии сделать шаг навстречу Господу.

Такой душе говорят: молись! Она умом понимает, что надо молиться и молиться есть дело богообщения и беседа с Богом. Но, встав на молитву, человек не чувствует ничего. Ему говорят: пойди поисповедуйся и причастись. Он это делает, но тоже ничего не чувствует. И говорит человек: не слышит Бог меня, не нужен я Ему.

Но на самом-то деле речь идет о другом. Эта полная неотзывчивость человеческой души, ума, сердца на то, что совершает с нами в Церкви Господь, есть еще и еще раз лишнее свидетельство того, что расслабление полное наступило в нашей жизни. И тогда остается человеку искать какой-то способ исцеления.

Да, многие из нас это понимают, но, подобно расслабленному, лежат в расслаблении и ждут, что придет со стороны какой-то дядя или какая-то тетя, заплатит за нас, возьмет нас, поможет нам каким-то образом погрузиться в эту купель, где возмущается вода. Из внешних источников изольет на нас токи обильные благодати.

И станем мы живыми и здоровыми и способными благоугождать Богу.

И Господь часто спрашивает нас: «Хочешь ли ты быть целым, здоровым?» (см.: Ин. 5:6) Т. е. нормальным, любящим своего Бога созданием.

Мы говорим: да, но нет у нас человека такого, нет у нас такого храма, нет у нас такого священника, старцы перевелись, говорим мы, кто нам поможет стать такими? А Господь говорит просто: «Если хочешь [здрав] быть, встань, возьми постель твою, выбрось ее вообще и иди вслед за Мной» (см.: Ин. 5:8).

Все зависит исключительно от твоего личного расположения. Если ты хочешь, никто не вправе помешать тебе это сделать. Никто не в состоянии помешать тебе стать истинным христианином, любящим своего Бога созданием. Все заключается исключительно в твоем волеизъявлении, в твоем расположении духа, в твоей вере, в твоем уповании, в твоем мужестве и в твоей ревности.

И сегодняшний текст Священного Писания, удивительный отрывок, каждого из нас призывает, он просто кричит каждому из нас об этом: хватит находиться в этом духовном расслаблении! Станем истинными чадами Христовыми, прославим нашего Господа не только в храмах в эти пасхальные дни, а всею своею жизнью засвидетельствуем, что и мы в состоянии поверить Его животворящему слову, встать и пойти вслед на Ним.

Аминь.

Храм Живоначальной Троицы на Пятницком кладбище,

Проповедь об исцелении расслабленного

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодня Святая Церковь за Божественной Литургией предложила нашему вниманию евангельское повествование, свидетельствующее о совершении чуда над расслабленным человеком.

Господь Иисус Христос, «войдя в лодку, переправился обратно и прибыл в Свой город. И вот, принесли к Нему расслабленного, положенного на постели» (Мф. 9,1). Человек этот был столь болен, что был совершенно беспомощным и не способным к самостоятельному передвижению. А поэтому его, как пишет евангелист Марк, «несли четверо» (Мк. 2, 3).

читать целиком

Господь, взирая на веру тех, кто принес этого расслабленного человека, сказал уже самому больному: «дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои». (Мф. 9,2); «встань, возьми постель твою, и иди в дом твой». (Мф .9,6). Расслабленный, который до этого момента не мог двинуть ни одним членом своего тела, встал и пошел. Все, находящиеся здесь люди, прославили величие Божие.

Из всего, что предлагает за богослужением Святая Церковь, нам необходимо извлекать полезные и назидательные уроки. Какие уроки мы можем извлечь из сегодняшнего Евангелия? Мне хотелось бы обратить внимание на настойчивость друзей расслабленного.

Они понимали, что непросто будет пробиться ко Христу. Посмотрите, какую находчивость, целеустремленность проявляют эти люди. Вот так и мы должны целеустремленно стремиться к цели, которая стоит перед каждым из нас.

У многих может возникнуть вопрос: «А какая цель стоит передо мной и что я должен достичь в этой жизни?»

Я думаю, все вы знаете завет, с которым обращается к нам Господь и Спаситель наш Иисус Христос: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам». (Мф. 6,33).

Вот наша цель, вот на что мы должны употреблять все усилия своей земной жизни. Мы должны искать Бога, и, найдя Его, постараться, чтобы Он вселился в наше сердце. При этом мы должны помнить, что только в чистое сердце может войти Господь.

Поэтому нам необходимо прилагать все усилия для того, чтобы сердце наше было чисто.

Обратим внимание на слова Спасителя, сказанные сразу после совершения чуда исцеления: «чадо! прощаются тебе грехи твои». (Мф.9:2). В Евангелии не говорится, какими грехами был грешен этот расслабленный, да это и не важно для нас.

Для нас важно, что болезнь этого человека была следствием его греховности, и поэтому он так тяжко страдал. И мы часто страдаем телесно и духовно, не понимая, от чего с нами это происходит. Мы начинаем роптать на Бога и даже гневаться на Него. А причина болезни, может быть, коренится в том грехе, в котором мы пребываем.

Для того чтобы избавиться, исцелиться от болезни необходимо избавиться от скверны греха.

Конечно, все мы безгранично грешны перед Господом, потому что согрешаем ежедневно. Наверное, нет такого дня и даже часа, когда бы мы ни согрешали. И не только какими-то конкретными делами, но и словами и мыслями, которые коренятся в нашем сердце.

Так что же нам делать? Кто-то скажет: «А я уже прилагал усилия, чтобы избавиться от воюющего против меня греха, но ничего у меня не получилось. Вроде бы прихожу на исповедь, каюсь перед Богом, прошу у Него прощения, но анализирую свою жизнь и понимаю, что вновь продолжаю грешить».

И так, братья и сестры, продолжается от исповеди к исповеди. И, казалось бы, ничего не меняется в нашей жизни.

Почему так происходит? Оказывается, что недостаточно видеть свой грех, это лишь только начало нашего покаяния. Увидеть грех это еще не значит исправиться, еще не значит вырвать корень греха из своего сердца. А чтобы это произошло, необходим труд. Чего мы не хотим, братья и сестры, так это трудиться над своим совершенствованием.

Нам все кажется, что Бог должен все сделать за нас. Ты, Господи, хочешь нашего спасения, значит, сделай так, чтобы я был спасен. Хотя Бог и всесилен, но Он не может спасти нас без нашего соучастия в нашем спасении, то есть без того труда, который каждый из нас должен совершить в своей жизни.

А поэтому будем трудиться и трудиться очень серьезно.

Все мы, братья и сестры, в какой-то степени тоже расслабленные. При всем этом мы должны ясно понимать: если мы не будем трудиться, если мы не будем верить в Бога так, как верили эти четыре человека, то мы не сможем получить исцеление, как от телесного, так и от душевного расслабления.

Дай Бог, чтобы и в нас была такая же крепкая и непоколебимая вера. Да, трудно достигать своего спасения. Никто еще с легкостью не взошел в Царство Божие. Господь предупреждает нас: «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его». (Мф. 11,12).

Неслучайно святые называются трудниками или подвижниками, которые постоянно трудились, созидая спасение своей души.

Будем очень серьезно трудиться для того, чтобы звание христианина соответствовало нашей жизни. Будем не по наименованию, а по сути своей жизни достойными детьми нашего Небесного Отца. Аминь.

 Протоиерей Валерий Захаров, 2011г.

Проповедь в Неделю о расслабленном

В сегодняшнем Евангелии повествуется о том, как Исус Христос исцелил расслабленного у Овчей купели. Это чудо было совершено во время праздника Пасхи в Иерусалиме, когда в этот город собиралось множество народа со всей Иудеи.

В Иерусалиме была Овчая купель, которая находилась рядом с храмом и называлась так, потому что в ней омывали овец, приносимых в жертву. Эта купель имела название Вифезда, что значит «дом милосердия».

При купели было устроено пять галерей — притворов, в которых, как сказано в Евангелии, лежало множество больных, слепых, хромых, сухих. Вода Овчей купели имела чудодейственную силу — Ангел Господень один раз в год сходил в купель, возмущал воду, и первый окунувшийся в эту воду выздоравливал от любого недуга.

Здесь находился расслабленный, недвижимый по причине своей болезни, которая продолжалась уже тридцать восемь лет. Этот больной не мог сам приблизиться к купели, но много лет надеялся, что сила Божия поможет ему, что Бог его не оставит.

Милосердный Господь, видя лежащего, «разумев, яко многа лета уже имяше недуг, глаголя ему: хощеши ли цел быти?» Вопрос Спасителя: «Хочешь ли выздороветь?» — был последним испытанием, которым Он хотел показать долготерпение и кротость расслабленного.

В ответе больного страдальца: «Да, Господи, человека не имею, который по возмущении воды помог бы окунуться мне в купель» — мы не слышим жалоб и ропота, упреков и досады, весьма естественных у больных.

Ответ его заключает терпение и кротость, в нем нет ни тени ропота на жестокость и безсердечие окружающих.

Да, за эти годы не нашлось ни одного человека, который помог бы ему опуститься в исцеляющие воды купели, но Христос, оценив меру терпения этого человека, в величии Своего всемогущества одним словом исцеляет расслабленного. Слова Христа: «Восстани, возьми одр твой и ходи» — имели исцеляющую силу.

Тотчас по всемогущему Его Слову расслабленный почувствовал себя здоровым и сильным и, взяв свою постель, пошел.

Врач душ Христос говорит этому человеку, встретив его в Церкви: «Се здрав бысть, к тому не согрешай, да не горше ти что будет!» Следовательно, причина его болезни и расслабления заключалась в содеянном грехе.

По нашему внутреннему духовному состоянию, расслабленный — это почти каждый из нас. Воля наша повреждена грехом. Души наши расслабленны недугом греха, и потому, как и этот расслабленный, мы нуждаемся в исцелении и благодатной помощи Божией.

Как евангельский расслабленный, мы порой безсильны волею в борьбе с грехом, безчувственны сердцем, не можем собрать силы, чтобы в молитве обратиться к Богу. Мы знаем, что Господь нам уготовал Царство Небесное и вечное блаженство, но в стремлении туда бываем одержимы какой-то духовной расслабленностью.

Грехи нас одолевают, в борьбе с ними бывают и падения, но едва встаем, как снова падаем, от этого может прийти отчаяние и мысль о том, что победить грех невозможно.

Читайте также:  Как следует поститься со 02 по 06 января 2020 года? - богослов

Но Господь убеждает нас, исцелив расслабленного, что, если мы чувствуем в себе грех, если боремся с ним, значит мы еще духовно живы! Господь видит наши усилия победить грех, даже если при этом мы не достигаем скорых результатов.

Он видит наши слабые попытки борьбы с грехом, видит, что мы подчас не имеем человека, который помог бы нам своим добрым примером и мудрым советом. Господь, видя и наше желание исцелиться, приходит и говорит: «Встань и ходи!»

Греховное повреждение души нашей более опасно, чем всевозможные телесные болезни. Господь постоянно ставит в тесную зависимость болезнь и грех. Грех — причина болезни души.

И, исцеляя болезнь, Господь, прежде всего изымает из души больного грех. «Прощаются тебе грехи твои», — говорит Господь расслабленному в Капернауме.

«Смотри, не греши, чтобы не заболеть еще хуже», — говорит Он расслабленному при Овчей купели.

Апостол Павел говорит определенно: «Оброк греха — смерть». И в другом месте разъясняет, что люди растлили душу свою, запачкали ее грязью, как свою одежду, недостойно, «не рассуждая себе», касаются Чаши Святаго Причастия, и от этого среди них «много недужных и спят довольни», то есть многие умирают (1 Кор. 11, 30).

Учение о связи греха с болезнью раскрыто с первых страниц Библии. Следствием греха Адама стали болезнь и смерть. Еве была определена Богом как наказание за грех преступления заповеди Божией — болезнь чадорождения.

Грех — это яд, который действует болезненно на тело наше, иногда медленно, иногда быстро, но всегда разрушительно. Об этом свидетельствует Слово Божие. «Многи раны грешному» (Пс. 37), «несть мира в костех моих от лица грех моих» (Пс.

37), «мужие крови и льсти не преполовят дней своих» (Пс. 54). От последствий греха и дети иногда рождаются со склонностью ко греху родительскому, а иногда — прямо с болезнями родителей. «Как ты забыл закон Бога твоего, так Я забуду детей твоих» (Осия 4, 6), — вещает пророк.

Страшные слова говорит Господь согрешающим родителям: «Я Господь Бог твой, Бог ревнитель, за вину отцов наказывающий детей до третьего и четвертого рода» (Втор. 5, 9).

Но будем помнить, что Господь долготерпелив и многомилостив и по Его слову «род праведных благословится и семя их наследит землю» (Ис. 3, 2).

Епископ Михаил Семенов в проповеди «Болезнь и грех» пишет: «Источник тела у нас духовный. Все физические болезни происходят от повреждения этого творящего начала. Пока оно здорово, все физические порчи мгновенно заделываются, все заразы парализуются. Душа здоровая предостерегает и защищает свое тело.

Но стоит ей поколебаться в своей связи с Богом, устать, омрачиться, ослабнуть — тотчас, как в плохо защищенную крепость, врываются разрушительные силы.

Мы можем убедиться, что сознательное изменение своего душевного состояния могло бы избавить многих от таких болезней, перед которыми бессильны мирские врачи».

Господь свидетельствует в Евангелии — где Он и живое касание к Нему через молитву и веру, там нет болезни, там хромые ходят, слепые видят, прокаженные очищаются. «Прощаются тебе грехи», — говорит Господь расслабленному. Этими словами Он показал, что необходимым условием исцеления тела является возвращение к своему источнику — к жизни с Богом.

Но мало еще изгнать бесов греха из души, то есть покаянием обличить грех. Бесы вернутся, говорит Господь, если храмина души, в которой они жили, остается только подметенной, но не занятой.

То есть мало для победы над грехом только разрыва с ним, нужно еще постоянно работать, чтобы заселить душу благими чувствами и делами, сообщить ей стремление жить по заповедям Божиим, возрастать в духе, творить дела добра и любви к Богу и ближним, которые бы вытеснили из души себялюбие и привязанность ко греху, не давали бы места для возвращения бесов, то есть греховных настроений. Господь исцелил расслабленного, потому что тот осудил и победил живший в нем грех. И вот этот «одр» — исцеленное тело — расслабленный устремляет в храм, где встречается с Господом. Вспомним, как исцеленная от недуга горячки теща апостола Петра поднялась и стала служить Господу. Служил Господу и исцеленный Эней в городе Лиде, и добродетельная женщина по имени Тавифа из Иоппии, которая стала служить Господу и людям своим рукоделием и многою милостынею по ее воскрешении, как об этом повествуется в Апостоле, читаемом сегодня за божественной литургией.

Господь посылает нам порой болезнь как средство, через которое душа очищается и созревает для того, чтобы увидеть Христа как Спасителя и Бога. Когда апостолы спрашивали Учителя, за что страдает слепорожденный, за свой грех или грех родителей, Он им сказал: «Чтобы явились на нем дела Божии» (Ин. 9, 3), чтобы исцеленный прославил Христа, исцелившего его.

Епископ Михаил Семенов пишет: «В болезни раковина родит жемчужину. Болезнь, точно гроза для души, очищает воздух, создает особую мягкость и чуткость духа и помогает узреть Царство Божие.

Итак, нужно бороться с недугом, источник которого в грехе и от которого многие «спят довольни», и бороться нужно исцелением от грехов, и тогда сама болезнь тела будет зовом к оздоровлению духа и очищающей душу баней».

Христос дарует нам возможность исцеления. Вифезда постоянно жива в Церкви. В ней, не как в Овчей купели, не только раз в году ангел подает исцеление одному человеку, который первым войдет в купель. В Церкви каждый день мы можем входить в целительные воды, и на всех хватит силы Животворящего Источника. И все-таки мы видим, что много недужных и «спят довольни».

Отчего же сегодня исцеляются не многие? Есть слепые, хромые, прокаженные душой, которые не очищаются. Причина в том, что мы в большей части не осознаем своей болезни и потому не желаем исцеления, хотя совесть наша открывает греховные недуги и зовет к исцелению. Но мы порой закрываем наши уши, чтобы не слышать голоса Божия, не стремимся быть исцеленными.

Господь говорит: «Ибо огрубело сердце людей сих, и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, не уразумеют сердцем и да не обратятся, чтобы Я исцелил их» (Мф. 13, 15). Грешники, не желающие исправления, как бы говорят: «Господи, уйди от нас, подожди, не исцеляй. Дай нам пожить в болезни греха нашего, потому что грех нам сладок».

Сладок подобно тому, как свинье приятна грязь. Они отвергают помощь Спасителя, потому что Его исцеление заставит их изменить жизнь, нарушить греховный навык, который им привычен и мил, как свиное стадо жителям гергесинским. Мы часто отворачиваемся от Исцелителя, не осознаем своей болезни, говоря: «Мы не хуже других» или «Все так живут».

И вот — нет исцеления, не касается недужных рука Господня, и оттого «многие из вас немощны и больны и немало умирают» (1 Кор. 11, 30).

А кроме того, оскудела взаимопомощь людей. Многие расслабленные грехом могут сказать: «Человека не имам», — потому что не находят тех, кто бы помог исцелиться, сказав животворное слово, поддержал бы в немощи, призвал к покаянию.

Сколько рядом людей, сознающих, что они больны духом неверия и отчаяния, желающих исцелиться, но нет рядом человека, который бы подал им руку помощи, привел к животворящим водам покаяния и исцеления. Где те друзья расслабленного, которые готовы для исцеления друга «разобрать крышу», чтобы принести его, больного духом и телом, к стопам Господа.

Сколько вокруг нас людей, парализованных волей, сердцем, душой, которым мы могли бы помочь ожить, встать, пойти — а нам лень, некогда в нашей забывчивости и косности, нам есть дело только до самих себя.

Как много теперь расслабленных, усталых душой, которые потеряли спасительный путь и любовь. А Вифезда рядом — это Храм, где живая вода молитвы, Слово Божие, возможность покаяния.

Святитель Иоанн Златоуст советует христианам в дни праздников перед литургией поджидать ленивых христиан у дверей их домов, чтобы возбудить в них «голод и жажду» слышания слова Божия, помешать идти на зрелища вместо храма. Это и есть забота о душе ближнего, оживляющая живой водой Слова Божия мертвые души.

Ныне оскудели сострадание, жалость и милосердие. В одном доме живут иногда сотни людей, но соседи равнодушны друг к другу и не хотят знать, что делается за стеной. А там, может быть, человек мучается в тоске, унынии и одиночестве.

А ведь первые общины христиан жили христианской любовью, единой душой и сердцем, «друг друга тяготы носили», чем привлекали к себе других.

Поставим перед собой вопросы — что же нам делать, чтобы исцелились вокруг нас люди, чтобы загорелись их души любовью ко Господу, чтобы люди вокруг нас услышали благую весть о воскресшем и животворящем Спасителе? В чем наша немощь? Чем парализована наша душа? Как нам отделаться от этого паралича, от этого греховного оцепенения?

Братие и сестры! Соберем все свои духовные силы, чтобы с помощью Христа в купели Его заветов, в покаянии, с помощью любящих нас благочестивых людей ожить, утверждаясь в вере, поучаясь на всякий день словом Божиим, стараясь исполнять Его заповеди: чаще молиться и посещать храм, прибегая ко Христу Спасителю с усердием и просьбой о помощи, исповедуя Ему свою немощь и в тоже время горячее желание духовного исцеления. И милосердный Господь обязательно подаст нам руку помощи и Божественною силою воздвигнет нас, как некогда расслабленного, из глубины греховной немощи, исцелит и спасет души наши.

Проповедь на неделю 4-ю по Пасхе, о расслабленном | Мультиблог протоиерея Димитрия Смирнова Мультиблог протоиерея Димитрия Смирнова

Сегодня мы читали Евангелие от Иоанна, отрывок из 5-й главы читается всегда на водосвятие, поэтому он всем довольно известен.

Там повествуется о том, как Господь на праздник пришёл в Иерусалим, и в Иерусалиме у Овечьих ворот была купальня, называлась по-еврейски Вифезда, что значит «Дом милосердия».

Такое название получила, потому что там время от времени Ангел Господень сходил на воду, она начинала волноваться, те болящие люди, которые у купели ждали этого чуда, бросались в воду, выходили исцелёнными.

Вот такая проявлялась милость Божия к больному человечеству, потому что никакая народна медицина не могла вылечить человека, и заключалась она только в том, чтобы ресурсы человека мобилизовать. И, конечно, много людей было болящих, и продолжительность жизни была весьма невысокая. Хотя, конечно, отдельные люди доживали и до очень преклонного возраста.

И вот, лежало великое множество больных: и слепых, и хромых, и иссохших, ожидающих движения воды. И среди этих болящих был человек, находящийся в болезни тридцать восемь лет (Ин. 5, 5). Почему евангелист Иоанн сообщает нам эту цифру? Ну, во-первых, это действительно та реалия, с которой он столкнулся, в этом есть дополнительное свидетельство истинности того, что произошло.

Но ещё говорит об одной вещи. Сегодня у меня один человек спросил: «А вот я терплю, сдерживаюсь. Вырастет ли от этого во мне в конечном итоге смирение?». Я сказал, нет. Потому что чтобы вырастить смирение через терпение, нужно долготерпение. Поэтому евангелист Иоанн подчёркивает: он лежал и болел 38 лет.

Читайте также:  О житии святителя николая чудотворца, архиепископа мир ликийских - богослов

И только после этого произошло то, что Господь, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему более чем странные слова: хочешь ли быть здоров? (Ин. 5, 6). И он Его не облаял, не назвал Его сумасшедшим…

Это всё равно что прийти в больницу, выбрать, к какому врачу очередь побольше и спросить у самого последнего из этой очереди: «Хочешь ли ты быть здоровым?»… Потому что это как-то очевидно. Но этот странный больной отвечает: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня (Ин. 5, 7).

Видимо, еле-еле мог ползти. А Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи (Ин. 5, 8). А зачем «встань», «бери постель», «ходи»? Без этого нельзя как-то исцелить? Ну конечно, можно. И в этом тоже есть огромный смысл. В первом случае Господь проверял, а достиг ли он смирения, задав ему совершенно очевидный, самый очевидный вопрос, на который, понятно всем, есть ответ.

И он кротко, спокойно Ему объяснил без возмущения, без раздражения, что вот, так и так мои дела. А второе – это Господь испытал его веру. Вот он сейчас поверит, что Он может встать, взять постель и с ней идти? И он поверил. Поверил, и случилось чудо.

Было же это в день субботний (Ин. 5, 9). Почему же Господь именно в день субботний назначил ему то, что было для иудеев неприемлемо? А Христос, наоборот, проверяет, сумеет ли этот человек пойти против общественного мнения, какова его вера. И он смог: взял свою постель и стал ходить, демонстрируя, что он выздоровел.

Посему Иудеи говорили исцеленному: сегодня суббота; не должно тебе брать постели. Он отвечал им: Кто меня исцелил, Тот мне сказал: «возьми постель твою и ходи». Его спросили: кто Тот Человек, Который сказал тебе: «возьми постель твою и ходи»? (Ин. 5, 10-12). То есть он целый день ходил с этим ложем, с этой раскладушкой.

Исцеленный же не знал, кто Он, ибо Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте. Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже. Человек сей пошел и объявил Иудеям, что исцеливший его есть Иисус. И стали Иудеи гнать Иисуса и искали убить Его за то, что Он делал такие дела в субботу (Ин. 5, 13-16).

То есть разное у всех было отношение, но мало было тех, кто порадовался, что человек 38 лет болел и выздоровел. Так происходит чаще всего в силу отсутствия любви, а в то время трудно было в Иерусалиме найти христиан, Он, собственно, один и был, ходил, исцелял, а вождей израилевых это только раздражало.

Но Он не мог не исцелять, потому что Он как Бог был очень милосерд к людям, ради спасения которых Он и сошёл на землю. Спасения, кстати, и от фарисейства, потому что это опаснейшая зараза, когда человек какие-то инструкции ставит выше любви к ближнему.

Ведь Господь назначил субботу и почитание субботы, для того чтобы, почитая хотя бы раз в седмицу Бога, люди обращали свои взоры к Священному Писанию, на жизнь пророков и не забывали о том, что первая и высшая заповедь – это любовь к Богу и к ближнему. Вот была цель субботы, а не в том, чтобы не помочь больному, совсем не для этого.

Но человеческий ум так устроен, что вместо того, чтобы увидит суть, всегда скользит по поверхности и извращает эту суть. Самый простой пример, я его много раз приводил: практически любой ученик любой школы – хоть в Новой Зеландии, хоть в Португалии – хочет получить оценку.

Поэтому он ради оценки готов даже списать, взять шпаргалку, всё списать, получить оценку от учителя и быть очень довольным, хотя это просто сущий обман, и никаких знаний всё равно нет. Кроме чистописания, ничего человек не достигает. Но по всему миру школьники всех наций и вероисповеданий этим занимаются. Почему? Потому что они стремятся к оценкам, чтобы их похвалили.

А взрослые люди хотят другого совсем: они хотят не чтобы у них были оценки, а чтобы в голове что-то осталось. Для этого и существует школа, чтобы человека чему-то научить, а не чтобы у него в дипломе стояли все пятёрки, цена которым ровно ноль. Можно даже и медаль получить, но эта медаль только будет способствовать тщеславию, но не знаниям. Но почему же люди, маленькие ещё пока, склоняются именно к этому, к халтуре, к обману? И вместо того, чтобы что-то получить в голову себе, они получают только тщеславие в своё собственное сердце и укрепляются в жульничестве.

Так же и фарисейство: это сплошное жульничество, потому что искажает замысел Божий. Бог дал субботу, чтобы люди не забывали о любви к Богу и о любви к ближнему. Потому что если человек говорит, что он любит Бога, а брата своего ненавидит, – это Сам Бог сказал – этот человек ложь есть.

Потому что как же ты можешь любит Бога, Которого не видишь, и брата своего ненавидеть, которого ты видишь? (см. 1 Ин. 4, 20). Это значит, что твоя любовь – это всего лишь Малый театр, причём не столичный, а какой-нибудь периферийный. То есть обыкновенное очковтирательство.

И вот, против этого Господь и был, поэтому всегда старался исцелить именно в субботу, чтобы напомнить своим соплеменникам, потому что Он к Своему народу пришёл, которому обещал прийти, чтобы спасти. Спасти в частности от фарисейства. И Он учеников Своих учил: берегитесь закваски фарисейской (Лк.

12, 1), вот этого формального подхода к исполнению Закона Божьего, потому что формальное отношение перевирает всё. Человек вместо благочестивого становится хулителем благочестия истинного, сердечного. Поэтому Господь говорил о том, чтобы человеку не быть, как накрашенному гробу (см. Мф. 23, 27).

Снаружи-то вроде благочестивый, выступает за Закон Божий, а внутри? А внутри абсолютно равнодушен: 38 лежит лет или 27, пусть лежит, а вот в субботу – нет, хоть сдохни. Ничего не шевелится в сердце, человек абсолютно мёртвый и безжалостный, то есть он уже умер. Для Бога он умер. Почему? А потому что Сам Бог милосерд.

А как прийти к милосердию? Некоторые люди спрашивают, а как достичь любви. Только по ступеням. Сначала научиться терпеть. Наступили на ногу или плевали в урну, ветер подул, получилось прямо тебе ровно в физиономию. Достал платочек, а если нет платочка, рукавом, вытер физиономию, и стерпел. Это значит, человек научился терпению.

А долготерпение – это когда каждый день одно и то же или подряд несколько раз. Очень многие люди на исповеди иногда до восьми раз говорят одно и то же. А бывает, кругами. Всё сказал, потом соскальзывает, как игла на виниловой пластинке, и опять сначала.

Вжик! Вжик! Потом все удивляются: как это Вы научились терпению? Посиди лет 30 на стульчике, научишься. Всё очень просто. За 20 лет не научишься, это совершенно невозможно. Звонят на радиостанцию «Радонеж»: «Здравствуйте!» – «Здравствуйте!» – «Я хочу задать вопрос. Можно задать вопрос?».

Спрашивается, ты куда звонишь? На музыкальную радиостанцию, чтобы себе какую-нибудь песню, похоронный марш заказать? Раз ты звонишь на станцию, где специальная передача, посвящённая тому, чтоб люди задавали вопросы, зачем вот этот разгон делать? Один, второй, третий – одно и то же, а время идёт, а время эфира вообще страшно дорого.

Но человек не может, его в школе не научили говорить, ему обязательно нужен какой-то подъезд. Но ещё отец Павел Флоренский заметил, что самые прекрасные вещи, которые постоянно повторяются, надоедают, их уже невозможно слушать, когда человек этим приелся. Попробуй, бери маленького человека, сладкоежку, покорми его неделю халвой.

После этого 40 лет к ней не притронется. Вот в чём дело. Начинай ребёнка всё время тискать, целовать, он возненавидит поцелуи и объятия. А зачем же люди это делают? Ради собственного сладострастия. Они к ребёнку относятся, как к коту, хочется потискать его. То есть относятся, как к плюшевому мишке, забывая, что это божественная личность.

Потому что люди, к сожалению, думают только о себе и о собственных удовольствиях. Например: а мне не дают видеть моих внуков. Давай исследуем, а почему? Зовёшь невестку, оказывается, когда бы ни приехала к внукам, кончается это безобразнейшим скандалом.

Ну понятно, от такой бабушки нужно, как от бабы Яги, подальше, и вообще уехать и адрес не сказать. Но она хочет видеть внуков. Господи, помилуй! Да пойди в детский дом, набери себе внуков, да воспитывай. Тебе дадут, сейчас эта процедура стала легче. Бабушки все молодые, ещё и до пенсии многим бабушкам лет пять-восемь.

И вот, Христос хочет научить человека любви. И всё Евангелие свидетельствует только об этом. И Он не только учил, но и показывал эти дела любви. Но опять же, у Овчей купели, и сам этот болящий свидетельствует о том, было много больных. А почему Он исцелил только его? Потому что его душа была к этому готова.

Чем? Тремя вещами. Первое: он пришёл в своё состояние расслабления через какой-то грех, и болезнь его понудила этот грех оставить. Он не мог уже так грешить, как грешил, пока был здоров. Господь ему об этом напомнил, сказал: «Смотри, больше не греши, а то будет что и похуже». Второе: он приобрёл долготерпение и смирение.

И третье: он приобрёл веру в Того, Кто может его исцелить. То есть та болезнь, которую Господь попустил этому человеку, за 38 лет его вылечила. Вылечила от чего? От духовного заболевания. А это для Бога гораздо важней.

Ну зачем теперь человеку болезнь, если она была нужна для того, чтобы человека чему-то научить, и человек уже научился?

Сегодня в храм пришла одна женщина, она своё детство провела в Освенциме, но по милости Божией осталась жива. И говорит: «Батюшка, я счастливая, я вообще ничем не болею, и всё у меня хорошо».

Но глядя на неё никогда не скажешь, что она ничем не болеет, она и сгорбленная и еле ходит, и видно уже, что диагнозов там с полсотни наберётся, но внутреннее состояние духа таково, что у неё совершенно нет никакого ропота на Бога. Вот как бывает. Человек вроде и старый очень…Представляете, Освенцим освободили в 1945 году.

Можете себе представить, сколько ей лет? Очень много, под 90. И она говорит: «У меня ничего не болит, слава Богу, я хорошо себя чувствую». Вот чудеса-то! И всё время непрестанно, когда мне удаётся с ней общаться, она всё время только Бога благодарит и за то, что Он её спас, и за все этапы её жизни.

Жизнь тяжелейшая, ни с кем из нас не сравнится, и тем не менее, человек рад, доволен жизнью, не ропщет, и ничего у неё не болит. Вот через такие тяжёлые испытания человек очень часто достигает настоящего христианского устроения. Вот и всем вам того желаю, ну и себе в первую очередь.

Свернуть

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *