Таинство покаяния, исповедь, подготовка в храме николая чудотворца — богослов

Таинство покаяния, исповедь, подготовка в храме Николая Чудотворца - БогословИерей Александр Квасов принимает исповедь у кающейся прихожанки храма Николая Чудотворца

Покаяние, также как и Таинство Евхаристии — это важнейшее условие для ведения правильного образа духовной и нравственной жизни православного христианина. Без настоящего покаяния нельзя достойно воспринимать Святое Причастие — Тело и Кровь Спасителя Мира Иисуса Христа.

Таинство Покаяния — это та возможность, которая даёт надежду на личное спасение и очищение от своих страстей и грехов. Но важно помнить, что обратить надежду в реальность может лишь Сам Бог по Своей большой любви и милости.

Не будем забывать, что традиция проведения Таинства Покаяния сохранена исключительно в Православии, потому что другие ветви Христианства её или исказили, или от неё отказались.

Следует отметить искренность покаяния — ведь только оно сделает Таинство очищающим и спасительным средством для верующего человека.

Таинство покаяния (исповедь)

Покаяние — это одно из обязательств жизни православного христианина. Но не все верующие правильно его понимают. Сначала нужно понять само определение.

Покаяние есть Таинство, в котором христианин при раскаянии в своих грехах и исповеди перед священником, получает через него от Бога прощение и разрешение грехов.

Отсюда понятно, что для того чтобы совершить Таинство нужно выполнить два условия:

  • раскаяться и исповедовать грехи;
  • получить прощение и разрешение их от батюшки, которому дана власть Богом прощать их.

Об первом условии можно прочитать в Первом послании Апостола Иоанна Богослова: если исповедуем грехи наши, то Бог, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши, и очистит нас от всякой неправды (1 Ин. 1,9). О втором условии говорится в Евангелии от Иоанна:

Приимите Духа Святого, сказал Господь Апостолам; кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся
(Ин. 20, 22-23).

Таинство покаяния, исповедь, подготовка в храме Николая Чудотворца - БогословИерей Сергий Оксаныч принимает исповедь у прихожанина храм Николая Чудотворца

Каждый христианин должен понимать, зачем нужно исповедоваться перед священником, рассказывая о своих грехах? Раскаиваться о своих поступках внутри себя перед Богом недостаточно потому, что Спаситель мира наделил властью прощать грехи не самого человека (при мысленном покаянии пред Богом), а Апостолов и их последователей — епископов и пресвитеров. Покаяние — необходимое условие, чтобы достичь Царства Божия. В Евангелии от Матфея в главе 4 стих 17 сказано:

Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.

Святые отцы Церкви дали много определений и толкований понятию «покаяние». Для Климента Александрийского оно исцеление. Для прп. Иоанна Лествичника, покаяние — это «сознательное очищение», «примирение с Богом», «добровольное претерпевание всех скорбей».

Симеон Новый Богослов дал такое толкование покаяния — «сознательная борьба с самим собой». Отсюда вывод: для покаяния нужно желание, произволение, воля самого человека, а не окружающей его «природы».

Для раскаяния своих грехов нужно скрытое расположение сердца.

Что такое грех?

Апостол Иоанн Богослов в первом послании (1 Ин. 3,4) определил:

Всякий, делающий грех, делает и беззаконие; и грех есть беззаконие.

Святые отцы толкуют это высказывание так: «Грех есть нарушение воли Божией, на которой держится мир, вся жизнь».

Если люди своими делами, мыслями, чувствами стремятся исполнять Волю Божию через любовь, поиск, творения своих рук — они приобщаются к задуманной Богом гармонии мироустройства: совершенству, благу, добру.

Благочестивая жизнь даёт мир душе, спокойствие совести, благополучие (не только внутреннее, но зачастую и внешнее), блаженство, бессмертие.

Те же люди, которые нарушают Божью волю, идут против мироустройства, которое определено Божьим порядком. В результате они разрушают, портят, извращают не только самих себя, но и окружающий мир. Грех — это рана, страдание, в первую очередь, самому грешнику. Вернёмся к другим прекрасным строкам Послания от Иоанна (1 Ин, 4:15, 16), которые свидетельствуют об истине, что Бог есть любовь:

Кто исповедует, что Иисус есть Сын Божий, в том пребывает Бог, и он в Боге. И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем.

Покаяние необходимо для примирения с Господом

Таинство покаяния, исповедь, подготовка в храме Николая Чудотворца - БогословСвященники отпускают грехи на праздничной службе Крещение Господне

Отсюда понятие греха заключается в отпадении от Бога с пребыванием в любви, что может привести не только к греховным помыслам, но и к совершению злодеяний. Грех — это преступление против голоса Бога в сердце христианина, который и есть его совесть. Сама суть природы греха связана со злоупотреблением.

Причем оно может стать страстью, когда человек одержим влечением к греху, как алкоголик, жаждущий спиртных напитков. Христианство призвано удерживать человека от греховных влечений, а мирская жизнь наоборот, поощряет, разжигает, именно, злоупотребление.

Страсть к деньгам, алчности, разврату, «красивой жизни» подогревается телевидением, газетами, другими средствами массовой информации. Вот различие между разумным и злостным употреблением: есть, но не объедаться; пить, но не напиваться; жениться, но не заниматься блудом.

Пища, вино, исполнение супружеских обязанностей не могут быть грехом, если они употребляются здраво и законно.

Как готовиться к исповеди

Приготовление к Таинству покаяния — это не только воспоминание своих грехов, но и достижения состояния сосредоточенности и молитвы. Именно при выполнении второго условия грехи для исповедника станут зримы и очевидны.

Важно кающимуся христианину прийти на исповедь не со списком грехов, а с покаянным чувством и сокрушенным сердцем. Прежде чем исповедоваться, нужно у всех, кого обидел, попросить прощения. И всех кто обидел тебя — простить. К исповеди следует готовиться заранее — за неделю или, минимум, за три дня до похода к священнику.

Период говения должен состоять из отказа от всех соблазнов, которые мешают внутренней сосредоточенности. Нужно воздерживаться от бранных слов, нехороших мыслей и поступков, обильной пищи, развлекательных программ. Главная составляющая подготовительной стадии — углублённая молитва, помогающая осознанию своих грехов и взывающая отвращение к ним.

Таинство покаяния начинается с чтения священником специальных молитв, в которых упоминаются самые значимые прегрешения, так любимые людьми, но приводящие к смерти души: гордыня, тщеславие, чревоугодие, блуд во всех его формах, сребролюбие, гнев, печаль, уныние. Покаяние должно быть кратким, ёмким, строго индивидуальным.

Не нужны житейские разговоры с оправданием своих поступков, осуждением близких, жалобах на трудную жизнь. Даже ссылка на преуменьшение грехов, их повседневность, мол «другие тоже так себя ведут», не может оправдать грешника. Важно понимать, что некоторые пристрастия несовместимы с духовной жизнью.

Сквернословие, злоупотребление вином, пивом, курением, наркотиками, блуд и прелюбодеяние — это тяжкие грехи, за которые ещё в ранней Церкви строго наказывали. Но нельзя впадать и в другую крайность — «привыкание к исповеди», когда за каждый проступок можно прийти к духовнику и покаяться. Это приведёт к тому, что кающийся перестанет бояться нанести оскорбление Богу своим грехом.

Таинство покаяния, структура

Упрощённо схема покаяния в грехах выглядит следующим образом: (1) Раскаяние — (2) Исповедь — (3) Разрешение — (4) Прощение. Рассмотрим каждый пункт подробнее. Греховные деяния совершаются словами, делами, помышлениями. Легче всего не совершать грехи делами, гораздо труднее словами и помыслами. Покаяние или уврачевание души — это работа над самим собой, чтобы:

  • вернуться в лоно Церкви от греховной жизни (фактически второе крещение);
  • регулярно очищать душу от греховной грязи и понуждать себя на свершение добрых дел (для воцерковленных людей).

Таинство покаяния требует от верующего испытание совести и осознанного осуждения греховных деяний. Во время исповеди человек должен раскаяться всем своим существом: телом, сердцем, устами. Поэтому он должен назвать свои грехи, причём искренне раскаяться в них, веря и надеясь на милость Божию. Разрешительную молитву читает священник, но простить грехи может только Бог.

И не факт, что после исповеди кающемуся грешнику будут прощены его грехи. Важно понимать, что Богу известно все про вашу жизнь, поэтому Его милость коснется только тех грехов, которые исповедник полностью исключит из своей дальнейшей жизни. 

По окончании исповедания грехов священник может наложить епитимью, которая должна помочь грешнику очиститься от порочных дел. Епитимья налагается в виде: молитвы, добрых дел (милостыни, помощи ближним и др.

), чтению акафистов, Псалтыри, дополнительных поклонов на каждый день с чтением молитвы Иисусовой, строго поста на определённый период и недопущения (если грешник упорно не хочет должным образом каяться) на некоторое время ко причастию.

Заключение

Таинство покаяние — это ключ к Царству Небесному. Оно в своей основе простое и сложное одновременно. Простота исповеди — это искреннее, идущее от самого сердца покаяние.

Христос готов простить абсолютно любого человека, но нужно быть честным как перед самим собой, так и перед Ним.

Сложность заключается в том, что не все люди готовы открыть свою душу, смирить свое смущение, гордыню, чтобы переступить порог храма Божьего.

Особенно тяжело даются шаги людям, которые только приобщаются к вере, религиозной жизни. Хочется им пожелать милости Божией, настойчивости, примерения со своей совестью. Нужно помнить, что Господь и так знает все про каждого человека. А вот за настоящую веру и искреннее покаяние простит все, и примет в Царство Небесное. Видео: Таинство покаяния. Исповедь и подготовка к ней

Читайте также:  Икона божией матери «споручница грешных» значение, молитва - богослов

Видео: Таинство покаяния. Исповедь и подготовка к ней

Исповедь

Таинство покаяния, исповедь, подготовка в храме Николая Чудотворца - Богослов

  • Об Исповеди
  • Покаяние есть Таинство, в котором христианин, при раскаянии в своих грехах и исповеди их перед священником, получает через него от Бога прощение и разрешение грехов.
  • Глава книга архимандрита Иоанна Крестьянкина “Опыт построяния исповеди”:

“А если на работе вдруг заходит разговор о вере в Бога, то несчастный малодушный человек готов в воздухе раствориться. Только бы даже по выражению его лица никто не догадался, что он христианин – и слова отречения от Христа уже висят на кончике его языка… Кайтесь Господу те, кто в нарисованном облике малодушного христианина узнает себя!… ” (читать далее)

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ ОБ ИСПОВЕДИ

ЧТО ТАКОЕ ИСПОВЕДЬ?

–  Исповедь – это великое Таинство примирения Бога и человека, явление любви Бога к человеку. На исповеди верующий в присутствии священника исповедует грехи и через него от Самого Господа Иисуса Христа получает прощение грехов.

ЗАЧЕМ НАДО ИСПОВЕДОВАТЬСЯ?

– Через Исповедь возвращается та чистота души, которая была утрачена из-за грехов. Этим Таинством восстанавливается состояние, полученное в Крещении. Грех – это грязь, а исповедь есть баня, омывающая душу от духовной грязи.

КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ К ПЕРВОЙ ИСПОВЕДИ?

– При подготовке к исповеди необходимо испытать свою со-весть, вспомнить грехи, совершенные делом, словом, чувствами и по-мышлением за все время после Крещения.

Человек должен все это про-думать и осознать в чем он согрешил против самого себя, против ближних, против Бога и Церкви и раскаяться. Самоосуждение – вот первое и главное, с чем надо приходить на Исповедь.

При необходимости можно записать грехи, чтобы не упустить чего-либо во время исповеди.

При подготовке к исповеди полезно почитать книги: «В помощь кающимся» святителя Игнатия Брянчанинова, «Накануне исповеди» священника Григория Дьяченко или «Опыт построения исповеди» архимандрита Иоанна (Крестьянкина), которые помогут осознать и увидеть грехи забытые и неосознаваемые. Но переписывать грехи из книг не надо, исповедь должна быть совершенно личная.

ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ ЖЕЛАЮЩИЙ ПРИСТУПИТЬ К ИСПОВЕДИ?

– К Исповеди должно приступать предварительно со всеми примирившись. На Исповеди надо говорить только о своих грехах, не оправдывать себя, не осуждать окружающих и просить у Господа про-щения за свои прегрешения.

Никогда не надо впадать в уныние от осо-знания тяжести своих грехов, ибо нет грехов не прощаемых, кроме не исповеданных, нераскаянных. Если по каким-либо причинам священник не имеет возможности выслушать подробно, то не надо этим смущаться. Важно осознавать себя виновным перед Богом, иметь в сердце сокрушение и самоукорение.

Но если какой-то грех лежит на совести камнем, то надо попросить священника, чтобы он выслушал подробно.

Исповедь – это не беседа. Если надо посоветоваться со священником, то следует попросить его уделить для этого другое время.

К Исповеди можно приступать в любое время и желательно как можно чаще. Обязательной является Исповедь перед Причастием.

КАК ПОБОРОТЬ СТЫД НА ИСПОВЕДИ?

–   Чувство стыда на Исповеди естественно, оно и дано Богом, чтобы удерживать человека от повторения греха. Преодолеть стыд по-может понимание, что Церковь – врачебница, а не судилище. Господь «не хочет смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был» (Иез. 33:11). «Жертва Богу дух сокрушенный, сердце сокрушенное и смиренное не унизит Бог» (Пс. 50:19).

На приеме у врача человек не стыдится рассказывать о своих телесных болезнях, так и на Исповеди не надо стыдиться открывать свои душевные недуги священнику. Нет другого способа уврачевать душу.

Но если все, же очень стыдно сказать на Исповеди о своих грехах, то можно написать их и отдать священнику.

ПОКАЯНИЕ И ИСПОВЕДЬ – ЭТО ОДНО И ТО ЖЕ?

–   Покаяние (в переводе с греческого «перемена ума») – это изменение образа жизни через изменение ума и образа мыслей: от осознания неправды – через покаяние – к перемене.

Поэтому истинное покаяние есть перерождение, внутренняя перестройка, обновление и возрождение жизни. Покаяние – это не единичный акт раскаяния, но постоянное, ежедневное делание.

Покаяние – это изъявление готовности к духовному труду, к соработничеству с Богом во имя обретения Рая.

Покаяние подразумевает в первую очередь внутреннюю переоценку самого себя, некий критический самоанализ, способность взглянуть на себя со стороны, осудить свои грехи, а себя предать правосудию и милости Божией.

Покаяние есть осознание своего греха, неправды собственной жизни, признание того, что в своих делах и помышлениях человек уклонился от нравственной нормы, которую Бог вложил в его природу.

Осознание этого – величайшая добродетель и одновременно залог изменения жизни к лучшему.

Святитель Феофан Затворник определяет покаяние четырьмя вещами: 1) осознанием своего греха пред Богом; 2) укорением себя в этом грехе с полным исповедованием своей вины, без перекладывания ответственности на бесов, других людей или на обстоятельства; 3) решимостью оставить грех, возненавидеть его, не возвращаться к нему, не давать ему места в себе; 4) молитвой к Богу о прощении греха, до умирения духа.

Исповедь есть исповедание своих грехов (устно или иногда письменно) при свидетеле священнике. Это часть Таинства Покаяния, во время которого кающийся человек через чтение священником особой молитвы и осенение знамением Креста получает разрешение (освобождение) от грехов и прощение от Самого Бога.

С КАКОГО ВОЗРАСТА НАДО ИСПОВЕДОВАТЬСЯ РЕБЕНКУ?

– Обычно дети исповедуются с 7 лет. Но желательно заранее готовить детей к первой исповеди. Начиная с 5-6 лет приводить их к священнику для доверительной беседы, чтобы у них обретался навык осознания своих проступков.

КОГДА БЫВАЕТ ИСПОВЕДЬ – ДО ИЛИ ПОСЛЕ СЛУЖБЫ?

–   Обычное время совершения исповеди – перед Литургией или во время нее, перед Причастием. Иногда исповедуют на вечернем богослужении, иногда (при большом количестве народа) назначают особое время. Узнать о времени исповеди желательно заранее.

ЧТО ТАКОЕ ГРЕХ, КАК ЕГО УНИЧТОЖИТЬ?

–   Грех есть нарушение заповедей Божиих, преступление против Божиего закона, совершенное вольно или невольно. Первоисточником греха является падший мир, человек – проводник греха.

Святые отцы различают следующие ступени вовлечения в грех: прилог (греховный помысел, желание); сочетание (принятие этого греховного помысла, задержка на нем внимания); пленение (порабощение этим греховным помыслом, согласие с ним); падение в грех (совершение на деле того, что было предложено греховным помыслом).

Борьба с грехом начинается с осознания себя грешником и же-лания противостоять греху и исправиться. Грех уничтожается покаянием при содействии благодати Святого Духа, которая преподается верующим в Таинствах Церкви.

КАКАЯ РАЗНИЦА МЕЖДУ ГРЕХОМ И СТРАСТЬЮ?

–   Страсть – это дурная привычка, навык, влечение к греховному действию, а грех – это само действие по страсти, удовлетворение ее в помыслах, словах и делах. Можно иметь страсти, но не действовать по ним, не совершать греховного действия. Противостоять своим страстям, бороться с ними – в этом и заключается одна из главных задач в жизни христианина.

КАКИЕ ГРЕХИ НАЗЫВАЮТСЯ СМЕРТНЫМИ?

  1. –   Существует перечень смертных грехов, тем не менее, можно утверждать, что смертным является любой грех, который полностью поработил волю человека.

  2. «Смертные грехи для христианина суть следующие: ересь, раскол, богохульство, отступничество, волшебство, отчаяние, самоубийство, любодеяние, прелюбодеяние, противоестественные блудные грехи, кровосмешение, пьянство, святотатство, человекоубийство, грабеж, воровство и всякая жестокая, бесчеловечная обида.

  3. Только один из этих грехов – самоубийство – не подлежит вра-чеванию покаянием, но каждый из них умерщвляет душу и делает ее неспособною для вечного блаженства, доколе она не очистит себя удо-влетворительным покаянием…

Впадший в смертный грех да не впадает в отчаяние! Да прибегает к врачевству покаяния, к которому призывается до последней минуты его жизни Спасителем, возвестившим во Святом Евангелии: «верующий в Меня, аще и умрет, оживет» (Ин. 11:25). Но бедственно пребывать в смертном грехе, бедственно – когда смертный грех обратится в навык!» (свт. Игнатий Брянчанинов).

НЕУЖЕЛИ ВСЕ ЛЮДИ ГРЕШНИКИ?

–   «Нет человека праведного на земле, который делал бы до-бро и не грешил бы» (Еккл. 7:20). Человеческая природа повреждена грехопадением первых людей, поэтому люди не могут прожить жизнь без греха. Один Бог без греха. Все люди много грешат перед Богом.

Но одни осознают себя грешниками и каются, а другие не видят за собой грехов. Апостол Иоанн Богослов пишет: «Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас.

Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1 Ин. 1:8-9).

Читайте также:  День святой троицы 15 и 16 июня праздновался в тюльгане - богослов

Осуждение, тщеславие, самооправдание, пустословие, неприязнь, насмешки, неуступчивость, лень, раздражительность, гнев – постоянные спутники человеческой жизни. На совести многих лежат и более тяжкие грехи: детоубийства (аборты), супружеские измены, обащение к колдунам и экстрасенсам, зависть, воровство, вражда, месть и многое другое»;

ПОЧЕМУ ГРЕХ АДАМА И ЕВЫ НАЗЫВАЕТСЯ ПЕРВОРОДНЫМ?

–   Грех называется первородным потому, что его совершили первые люди (прародители) – Адам (праотец) и Ева (праматерь) – от которых произошел первый человеческий род. Первородный грех явился началом для всех последующих людских грехов.

ПОЧЕМУ ВСЕ МНОГОЧИСЛЕННЫЕ ПОТОМКИ АДАМА И ЕВЫ ДОЛЖНЫ НЕСТИ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ИХ ГРЕХОПАДЕНИЕ?

–   Грехопадение первых людей повредило их духовную и телесную природу. Все люди как потомки Адама и Евы имеют ту же поврежденную природу, легко склоняемую к греху.

В святоотеческом понимании грех – болезнь души. А в литургической практике Православной Церкви такое понимание греха выражено в многочисленных молитвах.

При таком определении греха легко понять, почему потомки страдают из-за грехопадения прародителей. Сегодня всем известно, что целый ряд серьезных заболеваний передаются по наследству.

Никого не удивляет, что дети алкоголиков, например, могут иметь наследственную предрасположенность к алкоголизму, не говоря уже о целом букете сопутствующих заболеваний.

И если грех – это болезнь, он вполне может передаваться по наследству.

В Таинстве Крещения человеческая душа освобождается от первородного греха, так как Господь наш Иисус Христос Своей смер-тью на Кресте искупил грех Адама.

ЧТО НЕОБХОДИМО ДЛЯ ПРОЩЕНИЯ ГРЕХОВ?

–   Для прощения грехов от исповедующегося требуется примирение со всеми ближними, искреннее сокрушение о грехах и полное их исповедание, твердое намерение исправиться, вера в Господа Иисуса Христа и надежда на Его милосердие.

ВСЕ ЛИ ГРЕХИ БОГ ПРОЩАЕТ?

–   Нет греха непрощаемого, кроме того, в котором не каются. Милосердие Божие столь велико, что разбойник, покаявшись, первым вошел в Царствие Божие. Сколько бы грехов ни было и как бы велики они ни были, у Бога милосердия еще больше, потому что как Сам Он бесконечен, так и милость Его бесконечна.

КАК УЗНАТЬ, ПРОЩЕН ЛИ ГРЕХ?

–  Если священник прочитал разрешительную молитву, грех прощен. Но грехи имеют свойство оставлять после себя шрамы. Некоторые шрамы заживают быстро, а некоторые остаются на всю жизнь.

НАДО ЛИ НЕСКОЛЬКО РАЗ ИСПОВЕДОВАТЬ ОДИН И ТОТ ЖЕ ГРЕХ?

–  Если он вновь совершен или после его исповедования про-должает тяготить совесть, то надо повторно в нем исповедоваться. Если этот грех больше не повторялся, то о нем уже не надо говорить.

МОЖНО ЛИ НА ИСПОВЕДИ ГОВОРИТЬ НЕ ВСЕ ГРЕХИ?

–   Перед совершением Таинства Покаяния священник читает молитву следующего содержания: «Чадо, Христос невидимо стоит, принимая исповедь твою.

Не стыдись, не бойся и не скрывай что-либо от меня, но скажи все, чем согрешил, не смущаясь, и примешь оставление грехов от Господа нашего Иисуса Христа. Вот и икона Его перед нами: я же только свидетель, и все, что скажешь мне, засвидетельствую пред Ним.

Если же скроешь что-нибудь от меня, грех твой усугубится. Пойми же, что раз уж ты пришел в лечебницу, так не уйди же из нее неисцеленным!»

Если кто скрывает на Исповеди свои грехи из-за ложного стыда, или из-за гордости, или по маловерию, или просто по непониманию всей важности покаяния, то выходит от Исповеди не только не очищенным от грехов, но еще более обремененным ими. Жизнь земная кратковременна и человек может перейти в вечность, так и не успев полностью исповедоваться.

Исповеданный грех как бы становится вне души, выходит из нее – подобно тому, как вынутая из тела заноза становится вне тела и перестает ему вредить.

ПОЛЕЗНО ЛИ ЧАСТО ИСПОВЕДОВАТЬСЯ?

–  Через частое исповедание грех теряет свою силу. Частая Исповедь отвращает от греха, предохраняет от зла, утверждает в добре, поддерживает бдительность, удерживает от повторения грехов. А не исповеданные согрешения становятся привычными и перестают тяготить совесть.

ОБЯЗАТЕЛЬНО ЛИ КАЯТЬСЯ ПЕРЕД СВЯЩЕННИКОМ? ИМЕЕТ ЛИ ЗНАЧЕНИЕ, ПЕРЕД КАКИМ?

–  Таинство Покаяния совершается в присутствии священника. Это необходимое условие. Но священник – только свидетель, а истинным Тайносовершителем является Господь Бог. Священник — молитвенник, ходатай перед Господом и свидетель того, что богоустановленное Таинство Исповеди происходит законным образом.

Несложно перечислить свои грехи наедине с самим собой перед Всезнающим и Невидимым Богом. А вот открытие их в присутствии священника, требует немалого усилия по преодолению стыда, гордыни, признанию своей греховности, и это приводит к несравненно более глубокому и серьезному результату. В этом и состоит моральный аспект Исповеди.

Для действительно страдающего от язвы греха человека без-различно, через кого он исповедует этот томящий его грех – лишь бы как можно скорее исповедать его и получить облегчение. Самое важное в Исповеди – не личность принимающего ее священника, а состояние души кающегося, его искреннее покаяние, приводящее к осознанию греха, к сердечному сокрушению и отторжению содеянного проступка.

МОЖЕТ ЛИ СВЯЩЕННИК РАССКАЗАТЬ КОМУ-ЛИБО СОДЕРЖАНИЕ ИСПОВЕДИ?

–  Церковь обязывает священников хранить тайну Исповеди. За нарушение этого правила, священнослужитель может быть лишен сана.

НУЖЕН ЛИ ПОСТ ПЕРЕД ИСПОВЕДЬЮ?

–   При подготовке к Исповеди по церковному Уставу не требуется поста и специального молитвенного правила, необходимы вера и осознание своих грехов, желание от них освободиться.

Пост необходим, если после Исповеди есть намерение причаститься. О мере поста перед Причастием надо заранее посоветоваться со священником.

НАДО ЛИ ИСПОВЕДОВАТЬСЯ УТРОМ ПЕРЕД ПРИЧАСТИЕМ, ЕСЛИ ИСПОВЕДОВАЛИСЬ НАКАНУНЕ?

–   Если снова согрешили или вспомнили забытый грех, то надо еще раз исповедоваться, прежде чем приступить к Причащению. Но это не должно стать привычкой.

КАК БЫТЬ, ЕСЛИ ПОСЛЕ ИСПОВЕДИ, ПРЯМО ПЕРЕД ПРИЧАЩЕНИЕМ ВСПОМНИЛСЯ ГРЕХ, А ИСПОВЕДОВАТЬСЯ УЖЕ НЕТ ВОЗМОЖНОСТИ? НАДО ЛИ ОТЛОЖИТЬ ПРИЧАСТИЕ?

–   Об этом грехе следует сказать на Исповеди в ближайшее время.

Откладывать Причастие не надо, а с покаянным чувством и сознанием своего недостоинства подойти к Чаше.

ОБЯЗАТЕЛЬНО ЛИ ПОСЛЕ ИСПОВЕДИ ПРИЧАЩАТЬСЯ? МОЖНО ИСПОВЕДОВАТЬСЯ И УЙТИ?

–    Причащаться после исповеди необязательно. Можно иногда приходить в храм только для исповеди. Но для тех, кто хочет причаститься, исповедоваться. Для готовящихся же причаститься Святых Христовых Таин Исповедь накануне или в день Причащения – благочестивая традиция Церкви.

ЧТО ДЕЛАТЬ БОЛЬНЫМ ЛЮДЯМ, КОТОРЫЕ НЕ МОГУТ ПРИЙТИ В ЦЕРКОВЬ НА ИСПОВЕДЬ И ПРИЧАСТИЕ?

–    Их родственники могут прийти в храм и попросить священника об Исповеди и Причастии больного на дому.

ЧТО ТАКОЕ ЕПИТИМИЯ?

–  Епитимия (в переводе с греческого «наказание») – это духовное лекарство, средство помощи в борьбе с грехом, способ врачевания кающегося грешника, заключающийся в исполнении им дел благочестия, определенных его духовником.

Это может быть совершение поклонов, чтение молитв, канонов или акафистов, усиленный пост, паломничество к святому месту – в зависимости от сил и возможностей кающегося.

Епитимию надо выполнять неукоснительно, и отменить ее может только тот священник, который ее наложил.

Таинство Покаяния (Исповедь) — Храм Николая Чудотворца в Никулино

«Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и

очистит нас от всякой неправды» (1Ин.1:9).

Таинство покаяния, исповедь, подготовка в храме Николая Чудотворца - Богослов

И́споведь (Таинство покаяния) – Таинство Православной Церкви, в котором искренне исповедующий грехи свои при видимом изъявлении прощения от священника невидимо разрешается от грехов Самим Богом. Принимает исповедь священник.

Почему нужно исповедоваться в присутствии священника, а не просто попросить прощения у Бога? 

Грех – это грязь, а исповедь это баня, омывающая душу от этой грязи духовной. Грех – яд для души, а исповедь есть лечение отравленной души, очищение ее от яда греха. Баню принимать посреди улицы человек не будет, от отравления на ходу не излечится: для этого нужны соответствующие учреждения.

В данном случае таким богоустановленным учреждением является Святая Церковь.

Спросят: «Но почему нужно исповедоваться именно в присутствии священника, в обстановке именно церковного таинства? Разве Бог не видит моего сердца? Если я сделал плохо, согрешил, но вижу это, стыжусь этого, прошу у Бога прощения – разве этого недостаточно?» Но если к примеру человек упал в болото и, выбравшись на берег, стыдится того, что весь в грязи, – разве этого достаточно, чтобы стать чистым? Разве одним чувством отвращения он уже омылся? Чтобы смыть грязь, нужен внешний источник чистой воды, а чистая омывающая вода для души и есть благодать Божия, источник, откуда изливается вода, – Церковь Христова, процесс омовения – Таинство Исповеди.

Подобную же аналогию можно провести, если смотреть на грех как на болезнь. Тогда Церковь – это больница, а исповедь – лечение болезни.

Причем саму исповедь в этом примере можно рассматривать как операцию по удалению опухоли (греха), а последующее за ней причастие Святых Даров – Тела и Крови Христовых в Таинстве Евхаристии – как послеоперационную терапию по заживлению и восстановлению организма (души).

Читайте также:  Крещение господне или богоявление празднуется 19 января - богослов

Как легко нам бывает простить кающегося, как необходимо нам самим каяться перед теми, кого мы обидели!.. Но не тем ли нужнее наше покаяние перед Богом – Отцом Небесным? Такого моря грехов, как перед Ним, мы не имеем ни перед одним человеком.

Как же происходит Таинство Покаяния, как к нему готовиться и как приступать?

Чинопоследование исповеди: начало обычное, иерейские молитвы и обращение к кающимся «Се чадо, Христос невидимо стоит, приемля исповедание твое…», собственно исповедь. По окончании исповеди священник возлагает край епитрахили на голову кающемуся и читает разрешительную молитву. Кающийся целует Евангелие и крест, лежащие на аналое.

Исповедь в нашем храме принято совершать после вечернего богослужения или утром (только если служится Утреня перед литургией), поскольку миряне к причащению по традиции допускаются после исповеди.

Подготовка к исповеди не носит внешне формального характера. В отличие от другого великого Таинства Церкви – Святого Причастия, исповедь может совершаться всегда и везде (при наличии законного тайносовершителя – православного священника).

При подготовке к исповеди церковный устав не требует ни особого поста, ни особого молитвенного правила, а нужны только вера и покаяние.

То есть исповедующийся человек должен быть крещеным членом Православной Церкви, сознательно верующим (признающим все основы православного вероучения и признающим себя чадом Православной Церкви) и раскаивающимся в своих грехах.

Грехи нужно понимать и в широком смысле – как свойственные падшей человеческой природе страсти, и в более конкретном – как фактические случаи преступления заповедей Божиих.

Славянское слово «покаяние», означает не столько «извинение», сколько «изменение» – решимость не допускать в будущем совершения тех же грехов.

Таким образом, покаяние есть состояние бескомпромиссного самоосуждения за свои прошлые грехи и стремление впредь упорно бороться со страстями.

Итак, приготовиться к исповеди – это значит покаянным взглядом окинуть свою жизнь, проанализировать свои дела и мысли с точки зрения заповедей Божиих (при необходимости и записать для памяти), помолиться Господу о прощении грехов и даровании истинного покаяния. Как правило, за период после последней исповеди.

Но можно исповедать и прошлые грехи – или ранее по забывчивости или ложному стыду не исповеданные, или исповеданные без должного раскаяния, механически.

При этом нужно знать, что искренне исповеданные грехи всегда и необратимо прощаются Господом (грязь омывается, болезнь исцеляется, проклятие снимается), в этой непреложности – смысл Таинства.

Однако это не значит, что грех должен быть забыт, – нет, он остается в памяти для смирения и охранения от будущих падений; он может еще долго беспокоить душу, как может беспокоить человека зажившая рана, – уже не смертельная, но еще ощутимая. В этом случае исповедовать повторно грех можно (для умирения души), но не обязательно, так как он уже прощен.

И – пойти в храм Божий исповедаться.

Хотя, как уже говорилось, исповедоваться можно в любой обстановке, но общепринятой является исповедь в храме – перед богослужением или в специально назначенное священником время (в особых случаях, например, для исповеди больного на дому, нужно индивидуально договориться со священнослужителем).

Как правило, священник исповедует перед аналоем (Аналой – столик для церковных книг или икон с наклонной верхней поверхностью).

Пришедшие на исповедь становятся друг за другом перед аналоем, где исповедует священник, но на некотором расстоянии от аналоя, чтобы не мешать чужой исповеди; стоят тихо, слушая церковные молитвы, сокрушаясь в сердце о своих грехах. Когда настанет их очередь – подходят к исповеди.

Подойдя к аналою, склони голову, иногда священник покрывает главу кающегося епитрахилью (Епитрахиль – деталь облачения священника – вертикальная полоса ткани на груди), молится, спрашивает, как зовут исповедника и что он желает исповедать пред Богом.

Здесь кающийся должен исповедать, с одной стороны, общее осознание своей греховности, особо называя наиболее свойственные ему страсти и немощи (например: маловерие, сребролюбие, гневливость и т. п.

), а с другой стороны, назвать те конкретные грехи, которые он за собой видит, и особенно те, которые как камень лежат на его совести, например: аборты, оскорбления родителей или близких, воровство, блуд, привычка к мату и богохульству, несоблюдение заповедей Божиих и церковных установлений, и другие. 

  • Священник, выслушав исповедь, как свидетель и ходатай пред Богом, задает (если считает нужным) вопросы и говорит наставление, молится о прощении грехов кающегося грешника и, когда видит искреннее раскаяние и стремление к исправлению, читает «разрешительную» молитву.
  • Само Таинство прощения грехов совершается не в момент чтения «разрешительной» молитвы, а всей совокупностью чинопоследования исповеди, однако «разрешительная» молитва является как бы печатью, удостоверяющей совершение Таинства.
  • Итак – исповедь совершена, при искреннем раскаянии грех Богом прощен.
  • Прощеный грешник, перекрестясь, целует крест, Евангелие и берет у батюшки благословение.

Взять благословение – это попросить священника его иерейской властью ниспослать укрепляющую и освящающую благодать Святого Духа на себя и на свои дела. Для этого нужно сложить руки ладонями вверх (правую на левую) и склонить голову.

Священник крестит человека знаком священнического благословения и кладет свою ладонь на сложенные ладони благословляемого.

Следует приложиться устами к руке священника – не как к руке человеческой, но как к образу благословляющей десницы Подателя всех благ Господа.

Если он готовился к причастию, то спрашивает: «Благословите причаститься?» – и при положительном ответе идет готовиться к принятию Святых Христовых Тайн.  

Все ли грехи прощаются в Таинстве Покаяния, или только названные?

Митрополит Иларион Алфеев:

…если человек не утаивает грехи сознательно, если исповедь приносится им искренне, чистосердечно, с намерением исправиться, ему прощаются все грехи: и те, которые он назвал, и те, о которых забыл, и те, которые он сам в себе не замечает.

Однажды на лекции в Московской духовной семинарии я высказал эту мысль – о том, что грехи на исповеди или все прощаются, или все не прощаются, а третьего (то есть какого-то частичного, неполного прощения) не дано.

Один семинарист очень резко возразил мне, сказав, что он «поднимет творения всех Святых Отцов», чтобы доказать обратное, а именно, что прощаются только названные на исповеди грехи. Он полгода работал в библиотеке, а потом пришел ко мне и сказал: «Вы были правы: прощаются все грехи». 

   Но, как уже было сказано, условием полного прощения является чистосердечность и искренность исповеди, решимость исправиться и начать новую жизнь.

Если человек на исповеди утаивает грехи, или если вся его исповедь сводится к пустой формальности, или если он говорит лишь о грехах прочих людей, в таком случае таинство профанируется.

Иначе говоря, Таинство в таком случае вовсе не происходит, потому что не происходит в человеке та перемена ума, которая должна сопутствовать исповеди.

Как часто нужно исповедоваться?

Минимально — перед каждым Причастием, максимальное число исповедей не установлено и оставлено на усмотрение самого христианина.

При этом следует помнить, что покаяние – это желание переродиться, оно не начинается исповедью и не заканчивается ей, это дело всей жизни. Поэтому Таинство и называется Таинством Покаяния, а не «Таинством перечисления грехов».

 Покаяние в грехе состоит из трёх этапов: Покаяться в грехе, как только его совершил; вспомнить о нем на исходе дня и вновь попросить у Бога за него прощения; исповедать его и получить разрешение от грехов в Таинстве Исповеди.

Как увидеть свои грехи?

Сначала это не сложно, но при регулярном Причащении, а соответственно и исповеди это становится всё более затруднительно. Нужно просить об этом Бога, ведь видение своих грехов – дар Божий. Но нужно быть готовым к искушениям, если Господь исполнит нашу молитву. Одновременно полезно читать жития святых и изучать Заповеди Божии. 

Может ли священник не принять исповедь?

Апостольские Правила (52-е правило) «Если кто, епископ или пресвитер, обращающегося от греха не примет, да будет извержен из священного чина. Ибо [он] опечаливает Христа, сказавшего: радость бывает на небесах об одном кающемся грешнике (Лк.15:7)».

Отказать в исповеди можно, если её, по сути, нет. Если человек не раскаивается, не считает себя виноватым в своих грехах, не желает примиряться с ближними. Также не могут получить разрешение от грехов некрещёные и отлучённые от церковного общения.

Можно ли исповедоваться по телефону или письменно?

  1. В Православии нет традиции исповедовать грехи по телефону или через интернет, тем более, что это нарушает тайну исповеди. 
  2. Следует также иметь в виду, что больные могут пригласить священника домой или в лечебницу. 
  3. Те, же, кто уехал в дальние страны, не могут себя этим оправдывать, ведь отпадение от Святых Таинств Церкви — это их выбор и профанировать Таинство ради этого неуместно.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *