Толкование шестопсалмие почему выбраны именно эти псалмы — богослов

ЧТО ЧИТАЮТ НА ШЕСТОПСАЛМИИ? 
Шестопсалмие в его настоящем виде вошло в церковное богослужение не ранее VII-го века.

О нем говорится в уставах различных монастырей (например, Студийском), упоминается Иоанном Мосхом (автором “Луга духовного”) и Софронием, патриархом Иерусалимским в описании утрени VII века на Синае и в Палестине.

Кем было установлено Шестопсалмие, остается неизвестным, также неизвестно почему из 150 псалмов выбраны именно указанные. Однако, следуя православной традиции, можно утверждать, что выбор этот не случаен, он осуществлен Самим Духом Святым и несет в себе глубокий духовный смысл.

Толкование Шестопсалмие почему выбраны именно эти псалмы - Богослов

Шестопсалмие является важной частью Богослужение утрени и посвящено молитвенному воспоминанию основных новозаветных событий. Время шестопсалмия символически изображает состояние человечества, погруженного в духовную тьму перед приходом в мир Спасителя мира. Свечи погашены.

Горящие лампады напоминают мерцание звезд той Вифлеемской ночи, когда родился в вертепе Богомладенец. Поэтому шестпсалмие (греч. ексопсалмос) предваряется ангельским песнопением, которое слышали в ту ночь пастухи: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, во человецех благоволение» (Лк.

2, 14).

В состав шестпсалмия входят псалмы, равномерно взятые из всех частей Псалтири (3, 37, 62, 87, 102 и 142).

«Псалмы выбраны однородного содержания и тона, господствующего в Псалтири; именно все они изображают преследование праведника врагами и его твердую надежду на Бога, лишь растущую (Пс.3:8; 62:6) от увеличения преследований (пс.

3:2-3; 37:7-8; 87:4-5) и в конце достигающую ликующего успокоения в Боге (пс.102)» (М.Скабалланович. Толковый Типикон. Всенощная).

Шесть псалмов в их религиозно-нравственном освещении символизируют шесть последовательных ступеней духовной лествицы христианина. Как указывают некоторые толкователи, “Шестопсалмие как бы заменяет всю Псалтирь, которая прочитывалась в древности на бдении”.

Толкование Шестопсалмие почему выбраны именно эти псалмы - Богослов

В силу особой значимости шестопсалмия, оно читается всегда в центре храма. Устав предписывает его читать настоятелю. Во время чтения необходимо соблюдать благоговейную тишину.

Нельзя ходить или сидеть (кроме больных): «но паче внимати от псаломника глаголемым, руце имуще согбены к персем, главы же преклонены, и очи имуще долу, сердечныма очима зряще к востоком, молящеся о гресех наших, поминающе смерть и будущую муку и жизнь вечную» (Типикон. 49-я гл.).

В середине Шестопсалмия, во время начала чтения 4-го по счету, самого скорбного, наполненного смертной горечью псалма, священник выходит из алтаря и перед царскими вратами про себя продолжает читать 12 особых «утренних» молитв, которые он начал читать еще в алтаре, перед престолом.

Толкование Шестопсалмие почему выбраны именно эти псалмы - Богослов

В этот момент священник как бы символизирует Христа, Который услышал скорбь падшего человечества и не только сошел, но и до конца разделил его страдания, о которых говорится в читаемом в это время 87-м псалме.

В «утренних» молитвах, которые священник читает про себя, содержится моление о стоящих в храме христианах, просьба простить им их грехи, дать искреннюю веру в нелицемерную любовь, благословить все их дела и удостоить Царства Небесного.

Шестопсалмие занимает шесть-семь минут. В Церкви существует предание, что Страшный суд будет длиться ровно столько, сколько по времени читается Шестопсалмие. И мы, предстоя перед Богом во время чтения этих дивных псалмов, должны помышлять о Суде Божием над нашими душами.

ПОЧЕМУ ГАСЯТ СВЕЧИ ВО ВРЕМЯ ЧТЕНИЯ?

Практика тушения свечей и чтения в темноте связана с воспоминанием о ночи рождения Христа Спасителя в Вифлееме.

Существует также еще одно значение этой практики: в авторитетном дореволюционном справочнике «Новая скрижаль, или Объяснение о Церкви, о Литургии и о всех службах и утварях церковных» (Санкт-Петербург, 1908 г.

) архиепископ Нижегородский и Арзамасский Вениамин объясняет обычай тушить свечи во время Шестопсалмия так:

Толкование Шестопсалмие почему выбраны именно эти псалмы - Богослов

«Во время сего чтения, по уставу, свечи погашаются. Это бывает для того, дабы мы, не видя ничего глазами, слушали Шестопсалмие со вниманием и со страхом, и дабы всякий, стоя в темноте, мог от умиления вздохнуть и прослезиться.

Ибо ночью, если нет вблизи никакой зажженной свечи, то трудно видеть одному другого.

А потому в уставе и служебнике приложено: также глаголем шестопсалмие со всяким вниманием и страхом Божиим, яко Самому собеседующе Христу Богу нашему невидимо, и молящеся о гресех наших».

«Соответствующим образом устанавливается и церковная обстановка, перенося нас мысленно к торжественно тихой Вифлеемской ночи Рождества Христова. Свечи гасятся, светят только мерцающие, как звезды, лампады (почему в Типиконе сказано, что затем на «Бог Господь» подобает возжигать свечи, гл. 24-я).

Водворяется полнейшая тишина, изображающая ночь ветхозаветного, подзаконного пребывания людей, долженствующих быть просвещенными светом благодати Христовой.

Присутствующие с великим благоговением внимают чтению: «подобает со вниманием слушанию прилежати: покаяния бо псалмы исполнены суть, и умиления» (Типикон, гл. 9-я).

Подобное объяснение дает в «Богослужебных заметках» и протопресвитер Валерий Лукьянов: «Об исключительном значении Шестопсалмия свидетельствует церковный устав, предписывающий читать Шестопсалмие «со всяким вниманием и страхом Божиим, яко Самому Богу беседующе невидимо, и молящеся о гресех наших» (Служебник, Типикон, гл. 9-я).

О ПОКЛОНАХ ПРИ ЧТЕНИИ ШЕСТОПСАЛМИЯ

Толкование Шестопсалмие почему выбраны именно эти псалмы - Богослов

Шестопсалмие разделено на две части.

 После первых трех псалмов на «Аллилуия» полагается крестное знамение без поклона и только по окончании всего шестопсалмия при заключительном «Аллилуия» — три поклона.

В Часослове (последование Утрени) в середине Шестопсалмия указано: «Слава, и ныне; Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже. Трижды, без поклонов», т.е. можно креститься, но без поклонов.

2. В Оптиной пустыни существует традиция не накладывать на себя крестное знамение в середине Шестопсалмия. Преподобный Лев Оптинский писал по этому поводу: «Что вам согласно с истинными преданиями святых отцов заповедала М.

во время шестопсалмия не креститься, — сие советую вам хранить, и потому более сей завет должно наблюдать, что всецело согласен с советом божественных богодухновенных отцов наших; пусть кто как хочет, так и мудрствует, о сем и вас зазирает, таковый зазор, по неведению их, не важен, а заповедь — душеспасительна.

Если же кто вас спросит, почему вы не подражаете им, то благосклонно можете ответствовать, что сего истина требует: пусть посмотрит в Триоди Постной и в Уставе о сем, а более того заповедала всем старица».

Такую же практику рекомендовал прп. Паисий Святогорец:

— Геронда, а почему мы не садимся на шестопсалмии?

— Потому что оно символизирует Страшный Суд. Поэтому хорошо, если во время чтения шестопсалмия ум идет на час Страшного Суда. Шестопсалмие занимает шесть-семь минут. После первой статии мы даже не крестимся, потому что Христос придет сейчас не для того, чтобы распяться, но явится миру как Судия.

Толкование Шестопсалмие почему выбраны именно эти псалмы - Богослов

Будучи богодухновенным творением, Шестопсалмие готовит нас к встрече со Христом, и эта ключевая мысль пронизывает все его содержание, включая и символику богослужения.

Псалмопевец Давид и исторические события, отраженные в псалмах, прообразуют Христа Спасителя и события Его земной жизни. Мессианская тема, звучащая в Шестопсалмии, – это сжатое описание крестных страданий Спасителя, Его смерти и воскресения.

Шестопсалмие говорит о Церкви Христовой, о спасительных таинствах, установленных Христом.

В духовно-нравственном понимании Шестопсалмие представляет собой краткое изложение основ христианской аскетики: оно показывает путь ко Христу, духовные законы, которым следует в своем движении к Господу душа христианина, олицетворяющая собою всю Церковь Христову. Во время чтения Шестопсалмия душа каждого молящегося проходит этот путь и в радостном ожидании спасения раскрывается навстречу Грядущему Спасителю, о Котором торжественно возвещает Церковь: “Бог Господь и явися нам, благословен Грядый во имя Господне!”

 Шестопсалмие (3, 37, 62, 87, 102, 142)

«Шестопсалмие надо читать не как кафизмы, а как молитвы. Значение шестопсалмия очень велико: это молитва сына к Богу Отцу» .

преподобный Нектарий Оптинский.

Перед восходом Солнца

Просмотров: 3124     Комментариев: 0

Толкование Шестопсалмие почему выбраны именно эти псалмы - Богослов— Как известно, всенощное бдение в целом символизирует историю творения и явление в мир Спасителя. В какой момент читается шестопсалмие и почему?

— Шестопсалмие — это начало утрени, а утреню изначально служили именно ранним утром, после ночного бдения. В давние века христианские подвижники за ночь вычитывали всю Псалтирь. Шестопсалмие, читаемое в храмах сегодня,?— то, что, по немощи нашей, осталось от этой традиции.

Почему шестопсалмие читается именно в этот момент? Первая часть всенощного бдения, вечерня — это символическое изображение ветхозаветной истории, а утреня символизирует Новый Завет, Пришествие в мир Спасителя. Шестопсалмие — это переход к Новому Завету.

Оно отражает несчастное, греховное состояние падшего человечества, узнавшего уже о рождении Богомладенца (вот почему шестопсалмие предваряется ангельским славословием Ему: Слава в вышних Богу, и на земле мир (Лк. 2, 14)), но не услышавшего еще евангельской вести во всей ее полноте.

Оно призвано вернуть нас с небес на землю: от радости празднику, которым проникнута вечерня, к реальной картине нашего недостоинства. К радости мы вернемся чуть позже — во время полиелея.

— Почему из 150 псалмов, употребляемых за бого­служением, выбраны именно эти? Случайно ли то, что они связываются в единый сюжет? Мы видим человека бесконечно страдающего, угнетенного как собственными грехами, так и внешними бедствиями, однако же не теряющего единственной надежды — на Бога: Мнози восстают на мя, мнози, глаголют души моей: несть спасения ему в Бозе его. Ты же, Господи, Заступник мой еси (Пс. 3, 2–3). Упование человека (точнее, царя Давида, потому что эти псалмы непосредственно связываются с событиями его жизни) подвергается тяжелейшим испытаниям: Несть исцеления в плоти моей от лица гнева Твоего, несть мира в костех моих от лица грех моих (Пс. 37, 4). Но в 102-м псалме происходит подлинное воскресение духа, преодоление скорби и отчаяния. Человек открывает для себя милость Божию, он полон благодарности: Благослови, душе моя, Господа, и вся внутренняя моя, имя святое Его (Пс. 102, 1). А в последнем, 142-м, человек окончательно обретает ориентир и почву под ногами: скажи мне, Господи, путь, воньже пойду Научи мя творити волю Твою, яко Ты еси Бог мой. Дух Твой благий наставит мя на землю праву (Пс. 142, 8, 10). Можно ли сказать, что шестопсалмие — это отражение духовного пути человека?

Читайте также:  Об исцелении 10 прокаженных - богослов

— Здесь нет какого-то общего, единого объяснения, есть разные толкования. Во-первых, обратим внимание на то, что шестопсалмие, как говорит Типикон,?— это беседа души с Богом. Человек обозревает свою жизнь, просит Господа простить его грехи, избавить его от бедственного положения.

Для человека очевидна связь между его бедами и его собственными грехами, и он, страдая, обращает к Богу свой молитвенный покаянный вопль. Вполне возможно, что при формировании шестопсалмия произошел отбор псалмов, отвечающих именно этой мысли.

Кроме того, заметим, что шестопсалмие — это именно утреннее богослужение, изначально оно читалось затемно, до восхода солнца. Потому и подобраны псалмы, в которых упоминается это время суток. Человек просыпается с мыслью о Боге: Боже, Боже мой, к тебе утренюю, возжада Тебе душа моя (Пс. 62, 2).

А то, что в шестопсалмие входят псалмы из разных кафизм, от первой до предпоследней, напоминает нам о традиции древних подвижников, прочитывавших за ночь всю Псалтирь.

— Шестопсалмие читается при погашенных свечах не только ведь потому, что когда­то его читали затемно, перед восходом солнца? Почему от прихожан в этот момент требуется особенно строгое и благоговейное поведение?

— Коль скоро шестопсалмие — это беседа души с Богом, необходимо, чтобы все силы человека были устремлены к этой беседе. Человек погружается в полутьму, чтобы ничто не развлекало его зрения, чтобы он мог полностью погрузиться в себя.

Именно с этим связано дисциплинарное требование Типикона: во время чтения шестопсалмия запрещаются всякие передвижения по храму, даже поклоны и осенение себя крестным знамением. Ни одно внешнее движение, ни один посторонний звук не должны отвлекать. Все умственные силы должны быть направлены на слушание и понимание молитвословий. Так требовалось исстари; в старопечатной (т.?е.

изданной еще до исправления богослужебных книг Патриархом Никоном) Псалтири было даже такое примечание: если человек болен, простужен и не может сдержать кашля или чихания, он на время шестопсалмия должен выйти в притвор храма. Также там говорится, что опоздавший не должен входить в церковь до окончания чтения шестопсалмия.

А тем, кто стоит в храме, руки предписывалось держать «при персех», то есть так же, как мы скрещиваем их на груди, подходя ко Причастию, когда нас тоже не должно ничто отвлекать, никакое лишнее движение.

— Мне приходилось читать, что шестопсалмие напоминает нам о Страшном Суде и что именно поэтому в это время не положено осенять себя крестом: Спаситель придет уже не распинаться, а судить мир, и креститься тогда будет уже поздно.

— Да, именно о таком понимании этого молитвословия на Афоне свидетельствует Паисий Святогорец. Тексты Священного Писания, в том числе и псалмы, составляющие Псалтирь, по своему содержанию многогранны.

В каждом из них не один смысл, а много, и при определенном подходе и такой смысл в шестопсалмии тоже можно уловить. Это лучше принять как частное богословское мнение.

Но все же следует помнить: входящие в шестопсалмие священные песни родились задолго до того, как сформировалось четкое представление о втором Пришествии Мессии и о Страшном Суде. Поэтому правильнее здесь говорить лишь об аналогиях со Страшным Судом, но не о прямой связи.

Ведь когда человек предстанет перед Богом, он должен будет дать отчет о своей жизни. А в шесто­псалмии, как уже сказано, человек созерцает свою жизнь, сокрушается о грехах и падениях и уповает на милость Отца.

— Для чего священник, первоначально находившийся в алтаре, после трех прочитанных псалмов выходит и становится лицом к закрытым Царским вратам?

— По завершении чтецом первой части священник выходит и становится лицом к закрытым Царским вратам, чтобы прочитать двенадцать тайных утренних молитв.

Если определить их содержание сжато, то это просто утренняя молитва любого христианина.

И священник в эти минуты молится как наш представитель, он за всех нас произносит эти молитвы перед Царскими вратами во время чтения второй части шестопсалмия.

— А почему шестопсалмие читается, а не поется? Или его могут когда-то и петь тоже?

— В древности это молитвословие пелось. Но пелось особым распевом, речитативом, который соответствовал содержанию псалмов. Причем пели его все.

Был основной голос, ведущий — того человека, который заменял сегодняшнего чтеца и стоял, как и чтец, в центре храма. А остальные как бы шли за ним, ориентируясь на его пение. Но это было лишь на заре христианства.

В эпоху создания Типикона, в Средние века от этого уже отказались. Возможно, отказ связан с особой строгостью и аскетичностью этих минут утренней службы.

Фото Ивана Привалова

Газета «Православная вера» № 23 (499)

Шестопсалмие. Его содержание, особенности и духовный смысл

№4 (145) / 8 февраля ‘01

Проповедь

В этой теме:

Проповедь

О вере и спасении

(Окончание. Начало в № 24 за 2000 год, № 2, 3)

По замечанию святителя Иоанна Златоуста, псалмопевец “не желает здесь ничего чувственного, но ищет пути, ведущего к Богу, и сам от себя полагает к тому начало: яко к Тебе взях душу мою, то есть к Тебе стремлюсь, к Тебе обращаю взоры (ст. 8) ; таким людям особенно Бог указывает путь”.

Умение всего себя предавать в волю Божию вселяет в человека уверенность в счастливом исходе: Дух Твой Благий наставит мя на землю праву (ст. 10).

Конец псалма звучит бодро: псалмопевец исповедует себя рабом Божиим и не сомневается, что Бог изведет от печали душу его, освободит ее от нападающих врагов.

Итак, шесть рассмотренных псалмов в их религиозно-нравственном освещении предстают перед нами как шесть последовательных ступеней духовной лествицы христианина. Состояние души псалмопевца — это не просто “смена настроений”, которая “говорит о неустойчивости человеческого сознания, склонного к надломам, соблазнам и падениям”.

Это путь сильной своею верою и мужественной души-христианки в ее восхождении к Богу.

Шестопсалмие показывает нам, как искренне верующая и обращенная ко Христу душа проходит тяжкий путь искушений, духовно возрастает, укрепляется, преодолевает, с помощью Божией, бесовские нападения и достигает благодатного состояния истинной свободы — свободы жить по воле Божией.

МЕССИАНСКАЯ ТЕМА В ШЕСТОПСАЛМИИ

Хотя рассматриваемые нами псалмы не входят в число традиционно признанных “мессианскими”, каждый из них содержит пророчества о Мессии. Эти отдельные пророческие стихи, вкрапленные в ткань Шестопсалмия, образуют его мессианскую тему, раскрыть которую можно только святоотеческим ключом.

Псалом 3

По мнению блаженного Августина, этот псалом предвозвещает о Воскресении Христовом. Слова: аз уснух и спах, востах яко Господь заступит мя (ст. 6) святой отец толкует следующим образом: под сном он понимает смерть, а под пробуждением — Воскресение Спасителя.

А вот что пишет преподобный Максим Грек, толкуя в мессианском смысле 4, 7–9 стихи псалма. Не убоюся от тем людей, окрест нападающих на мя (ст.

7) — “это я (то есть псалмопевец) сказал от лица воплотившегося Бога Слова, Господа моего, на Которого восстали не один и не два царя, как на меня Саул и Авессалом, но все по всей вселенной цари, князи и вельможи всех народов и взбесившийся против Него народ иудейский”.

И далее: “и опять, молясь Отцу и Богу Своему, говорит: воскресни. Господи, спаси Мя, Боже Мой (ст. 8).

И хорошо назвал зубами грешников неистовых гонителей благочестия, служителей скверным бесам… Но Бог и Отец сокрушил эти пагубные их зубы, а верующих во Христа Бога благочестивых людей возвысил и прославил; поэтому и говорится; Ты же, Господи, заступник Мой еси, слава Моя и возносяй главу мою; Господне есть спасение и на людях Твоих благословение Твое (ст. 4, 9)”. Из этих слов ясно, что преподобный видел в восстании Авессалома прообраз гонений на Христа Спасителя и Церковь Его.

В таком же духе толкуют этот псалом и другие святые отцы, понимая, однако, стихи 8 и 9 как вопль ветхозаветного праведника ко Христу, Которого пророческими очами видел псалмопевец. В заключительных стихах псалма (ст. 9) многие святые отцы видят прямое указание на Крест Господень, который несет спасение миру и благословение христианам.

Псалом 37

Страдания псалмопевца Давида, описанные в этом псалме, изображают страдания Самого Господа нашего Иисуса Христа, Который принял на Себя грехи и немощи всего человечества (Ис. 53, 4–5).

Подобно тому, как царь Давид знал о готовящемся против него заговоре, страдал физически и нравственно, так и Спаситель, зная и о предательстве Иуды, и об отступлении учеников, и о предстоящих Ему крестных муках, испытывал тягчайшие страдания.

Слова о “грехах”, о “беззакониях”, о “безумии” страждущего надо понимать, по толкованию святых отцов, как взятые Им на Себя грехи и беззакония всего мира (ст. 4–6, 19). Господи, пред Тобою все желание Мое и воздыхание Мое от Тебя не утаися (ст.

10) — эти слова святитель Афанасий Александрийский соотносит со словами Спасителя, сказанными Им на Тайной Вечери ученикам: “Очень желал Я есть с вами сию Пасху прежде Моего страдания” (Лк. 22, 15).

Стих 11 — сердце мое смятеся, остави Мя сила Моя и свет очию Моею и той несть со Мною — святые отцы толкуют как пророческое слово Христа об Его учениках, которые, хотя и были ему верными, как свет очей Его, однако же бежали во время Его крестных страданий (Мф. 26, 56). Во время суда синедриона и у Понтия Пилата Он молчал и не оправдывался (ср. Мф. 26, 27, 14 и Пс. 37, 15). Он добровольно пошел на крестные муки (ст. 18), во время которых молился Отцу Своему: не остави Мене, Господи Боже Мой, не отступи от Мене, вонми в помощь Мою, Господи спасения Моего! — так похожи эти слова на произнесенные Им в предсмертный час известные слова 21-го псалма.

Псалом имеет надписание: в воспоминание о субботе, то есть о дне покоя, о священном дне, которым так дорожили евреи (Исх. 20, 8–10; 35, 2). К этому дню Иисус Христос совершил Свою спасительную жертву о всем мире, и пречистое Его тело упокоилось во гробе (Мф. 27, 57–66; Лк. 23, 56).

Читайте также:  Проповедь памяти иоанна златоуста «о пастыре и овцах» - богослов

Псалом 62

Этот псалом в пророческом своем значении относится к созданной Спасителем Церкви.

Так по толкованию святителей Кирилла и Афанасия Александрийских, “жизнь”, то есть ветхозаветный образ жительства, — ничто по сравнению с “милостию Божией”, то есть спасением во Христе, открывшемся всем, к Нему прибегающим (ст. 4).

В словах: яко от тука и масти да исполнится душа моя и устнама радости восхвалят Тя уста моя (ст. 6) св. отцы видят указание на спасительное Таинство Тела и Крови Христовых. “Десницею Отчей”, по свт.

Афанасию Александрийскому, пророк называет Христа Спасителя, принимающего всех, обращающихся к Нему (ст. 9). Таковые, по словам свт. Кирилла Александрийского, “вводятся десницею Его, то есть Христом”. Это царственный народ, христиане, которые сподобятся Царствия Небесного, а потому справедливо именуются “царями” (ст. 12).

Псалом 87

По объяснению св. отцов (Афанасий Александрийский, Евсевий Кесарийский), этот псалом пророчествует о смерти Христа и о сошествии Его во ад (ст. 4–7). При таком толковании становится понятным надписание: о Маелефе, то есть о ликовании (духовном), как бы противоречащее скорбному содержанию псалма.

По сошествии душой во ад Спаситель освободил томившихся там праведников, которые и ликовствуют совместно с ангелами. Приняв за нас добровольную смерть — в мертвых свободь (ст. 5), Он снял проклятие (“ярость” Божию) с рода человеческого, остановил “волны”, накатившегося на него “гнева” Божия (ст.

8, 17).

В этом псалме говорится и о скорби Спасителя о Своем народе, не принявшем Его (ст. 10, 19), и об учениках, оставивших Его во время мучений (ст. 9, 19). Весь псалом, понимаемый в мессианском смысле, — это молитва Христа к Своему Отцу.

Псалом 102

Относительно этого псалма святитель Афанасий Александрийский пишет; “Народ новый из язычников сим псалмом поучается песнословить Бога, великого благодетеля. Благодеяния же сии суть изглаждение греха и слава Воскресения”.

Это псалом о новозаветной Церкви, о тех духовных дарах, которые принес Спаситель человечеству: “очищение от беззаконий” (то есть отпущение грехов в таинстве покаяния), “исцеление от недугов” (ст. 3), “избавление от истления”, то есть от власти диавола и страстей и дарование Своим чадам “милости и щедрот” (ст.

4) и исполнение их “благих желаний” (ст. 5). Спаситель, поправ Своею смертию смерть, открыл людям путь ко спасению, возможность обновления души (ст. 5) в таинстве крещения. Как пишет блаженный Феодорит, “и сие обновление во святом крещении даровал нам также Владыка и, отсекши ветхость греха, из состарившихся соделал юными (см.

Ис. 40, 31)”. Тема милосердия Божия к грешному человечеству красной нитью проходит через весь псалом (ст. 4, 6, 8, 11, 13, 17).

Святые отцы видят в этом псалме и указание на будущее воскресение мертвых и дарование человеку нового нетленного тела (ст. 3–5). В сравнении души человека с парящим орлом, который “открыто может смотреть на свет солнца”, святитель Евсевий видит указание на “будущую жизнь в ее крайнем свете”.

И далее он же пишет: “А этот орел есть Христос, Который после Своего вознесения воссел на Небеси на Престол одесную Отца, и Царство Его всеми обладает” (ст. 19). Мессианская тема псалма вводит нас в Новый Завет.

Посему этот псалом поется в праздничные дни на Литургии (входит в состав изобразительных антифонов).

Псалом 142

По толкованию святителя Афанасия Александрийского, этот псалом открывается молитвой пророка, который “от лица всего человечества, гонимого и притесняемого преобладающим сатаной, умоляет Бога Отца освободить его пришествием Единородного”. Пророк напоминает древние обетование о Мессии (ст.

5), “молится, чтобы наступило утреннее Воскресение Христово, Которым мы помилованы” (ст. 8). Утро — время Воскресения Спасителя, указавшего нам путь, по которому должен идти каждый христианин (ст. 8). Этот “путь”, по словам свт.

Афанасия, — Евангельское учение, но этим словом также именуется и Сам Христос (Ин. 14, 6).

В псалме прикровенно показаны гонения на Христа, Его страсти, крестная смерть, положение во гроб (ст. 3). “Смятение сердца” (ст.

4), по словам святителя Иоанна Златоуста, “означает крайне великую скорбь”, о которой говорит сам Спаситель (Ин. 12, 27; Мк. 14, 33–34), а ст.

7 — исчезе дух Мой, не отврати Лица Твоего от Мене — святые отцы толкуют как “глас Христов к Богу Отцу во время страсти” (ср. Пс. 21, 2–3).

Псалом обрамляется темой правды и истины Божией (ст. 1, 11). Помимо своего прямого значения, это — имена Сына Божия; а милость Божия, в мессианском понимании, — это “пречистые страсти Христовы”. В 142-м псалме содержится и учение о Святом Духе.

Святитель Василий Великий, объясняя 10 стих псалма, подчеркивает, что благодать Духа Святого — “не приобретенная, а находящаяся в самой природе Его”. А “земля правая” (ст. 10), в которую входит праведник по благодати Духа Святого, есть Царствие Небесное.

Таким образом, этот псалом в прикровенной форме говорит о Святой Троице.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вернемся к вопросу, поставленному в начале нашей работы: чем определяется набор псалмов, входящих в Шестопсалмие? Если искать формально-логическое объяснение, то ответ может быть таким: это именно та последовательность псалмов, которая, обладая признаками, указанными в “Толковом типиконе”, наилучшим образом вписывается в состав Утрени.

Молитвенный настрой, содержание псалмов, их взаимосвязанность, стилистическая однородность и внутренняя динамичность — все это замечательно передает состояние перехода от Вечерни к Утрени, от времени ветхозаветного к новозаветному.

Но почему именно эти псалмы, а не другие? Ведь вышеприведенным требованиям удовлетворяют многие псалмы, так что, перебирая по Псалтири варианты “шестопсалмий”, мы получили бы не одно, а множество решений. Ответ может быть только один: автор Шестопсалмия был ведом Духом Святым.

Будучи богодухновенным творением, Шестопсалмие включает в себя много больше, чем то, что может охватить человеческий ум. Оно готовит нас к встрече со Христом. Эта ключевая мысль Шестопсалмия пронизывает все его содержание, включая и символику богослужения. В Шестопсалмии все не случайно.

Псалмопевец Давид и исторические события, отраженные в псалмах, прообразуют Христа Спасителя и события Его земной жизни. Мессианская тема, звучащая в Шестопсалмии, — это сжатое описание крестных страданий Спасителя, Его смерти и воскресения. Шестопсалмие говорит о Церкви Христовой, о спасительных таинствах, установленных Христом.

В своем духовно-нравственном понимании Шестопсалмие представляет собой краткое изложение основ христианской аскетики: оно показывает путь ко Христу. Закономерности, проявляющиеся в композиции Шестопсалмия, суть духовные законы, которым следует в своем движении ко Христу душа христианская, олицетворяющая собою всю Церковь Христову.

Во время чтения Шестопсалмия душа каждого молящегося проходит этот путь и в радостном ожидании спасения раскрывается навстречу Грядущему Спасителю, о Котором торжественно возвещает Церковь: “Бог Господь и явися нам, благословен Грядый во имя Господне!”

Н. П. БОРИСОВА

Шестопсалмие: антракт перед полиелеем или важнейшая часть утрени

28 октября Православная Церковь чтит память святителя Афанасия (Сахарова), исповедника, епископа Ковровского. У святителя Афанасия есть небольшая статья «О шестопсалмии», на основании которой мы и попробуем рассмотреть смысл и значение всем нам вроде бы знакомой части богослужения.

Я написал «вроде бы знакомой» по той причине, что знакомство это часто номинальное.

Большинство православных христиан, в отличие, например, от стихир или ексапостилария, узнают шестопсалмие в ходе службы: все четко знают, что в это время гасят свечи, некоторые знают номера читаемых псалмов.

Кое-кто еще скажет, что по преданию время чтения шестопсалмия равняется времени совершения Страшного Суда над человеческой душой (об этом ниже). Но, пожалуй, на этом все. Смысл псалмов большинству молящегося народа непонятен и зачем они вообще стоят вначале утрени, также неясно.

Шестопсалмие превратилось для нас в некий «пролог», «передышку» в ожидании полиелея.

Собственно говоря, в этих рассуждениях я не одинок, ведь и святитель Афанасий пишет, что в его время некоторые христиане воспринимали шестопсалмие незаслуживающей внимания частью утрени, а некоторые и вовсе относились к нему как некому антракту между «концертными» частями всенощного бдения.

Люди даже позволяли себе выйти из храма, так сказать, «на перекур» до начала полиелея. Естественно, что ревностного святителя не могло не задевать указанное положение богослужебной дисциплины, в результате чего, наверное, и появилась его статья, упомянутая нами выше.

Сегодня мы не позволяем себе покидать храм во время чтения шестопсалмия, где-то, даже на интуитивном уровне, мы понимаем, что происходит нечто важное. Но, что именно? Этот вопрос остается открытым.

Когда форма важна

Мы привыкли, что в приходских храмах шестопсалмие, как правило, читает пономарь или чтец – т.е. лицо без священного сана. Устав же предписывает совершение этого чтения настоятелю или кому-то из старших клириков. В монастырях шестопсалмие полагается читать настоятелю или священнику старшему по хиротонии.

Шестопсалмие нельзя читать тихо, невнятно, скороговоркой, так как все это способствует лишь одному – потере смысла. В храме гасят свечи и выключают свет как раз для того, чтоб молящихся ничего не отвлекало от внимательного слушания псалмов.

Схематичность и наполненность

Псалмы берутся со всех частей Псалтири, а именно: 3, 37, 62, 87, 102, 142 – это указывает на древнюю монашескую традицию прочитывать всю Псалтирь за ночь целиком.

Связь между ними не только схематичная, но и смысловая.

Каждый из перечисленных псалмов наполнен воплем о богооставленности в результате действия греха, наполнен покаянием и болью, поиском защиты у Всевышнего, но также и надеждой на Его милосердие и всемогущество.

Давайте теперь зададим себе вопрос: кто из нас проникался подобными чувствами во время чтения шестопсалмия? А если этого нет, то получается оно проходит не только мимо нашего сердца, но и просто мимо наших ушей.

«Егда глаголется шестопсалмие…»

Вслед за святителем Афанасием, обратимся к Типикону. В девятой главе которого мы увидим такие предписания: «Егда глаголется шестопсалмие, тогда подобает со вниманием слушанию прилежати: покаяния бо псалмы исполнены суть и умиления. Глаголем же сия псалмы со благоговением и со страхом Божиим, яко Самому Богу невидимо беседующе, и моляшеся о гресех наших».

Вот и в 37-м псалме царь Давид просит Бога в гневе не наказывать его, так как нет в нем «целого места в плоти» и «мира в костях» (Пс. 37, 4), – и в другом месте мы также слышим покаянный вопль, видим то самое чувство богооставленности: «Ты положил меня в ров преисподний, во мрак, в бездну. Отяготела на мне ярость Твоя, и всеми волнами Твоими Ты поразил меня» (Пс.

87, 7-8).

Сорок девятая глава Типикона говорит нам, что шестопсалмие – это невидимая беседа с Богом. Опять же, кто из нас во время его чтения реально беседует с Богом? Беседует не просто своими словами молитвы, а именно словами псалмов.

 Я не раз сталкивался (да и сам раньше так делал) с тем, что люди, не понимая священных текстов на богослужении, попросту пытаются молиться хотя бы Иисусовой молитвой.

Это хороший, осознанный позыв души, стремление не отвлекаться на посторонние, праздные мысли, но вместе с тем и некая изоляция, дистанцирование от храмового богослужения.

Читайте также:  Молитвенное правило серафима саровского для мирян - богослов

Шестопсалмие = Страшный суд?

В указанной главе Типикона предписывается сложить руки на груди, преклонить главу, глаза опустить в пол и «сердечныма очима» молиться «о гресех наших, поминаюше смерть и будущую муку, и жизнь вечную».

Скорее всего, именно на основании этих слов и возникло поверие, что время чтения шестопсалмия равняется времени Страшного Суда, хотя, мы все, конечно же, понимаем, что это не так.

Ничего подобного ни в Священном Писании, ни в Священном Предании мы не обнаружим.

С другой же стороны, шестопсалмие все-таки наталкивает на размышления о грядущем пришествии Спасителя. Особая значимость этой части утрени подчеркивается еще и тем указанием Типикона, что во время его чтения запрещается кашлять и плевать. Т.е. речь идет о том, чтобы больные люди в это время покидали храм, дабы проявлением своего недуга не отвлекать остальных молящихся.

Существует мнение, что шестопсалмие, помимо уже сказанного, символизирует также состояние человечества до вочеловечения и воплощения Сына Божия, т.е. человечества находящегося во мраке греха. Но эта мысль довольно поздняя и никак не соотносится ни с историей формирования шестопсалмия, ни со смыслом читаемых псалмов.

История формирования

Как я уже сказал, изначально существовала древняя подвижническая традиция прочитывать всю Псалтирь за ночь. Известно, что под влиянием этой традиции некоторые монастыри стали вводить пение по 75, 60, 50, 30, 20 и 18 псалмов. Постепенно это число сократилось до 12, а затем разделилось на две шестерицы, в итоге, осталась одна шестерица.

Такие западные уставы как Венедиктов, а вслед за ним и традиция Армянской церкви, оставили лишь 4 псалма (3, 62, 102 и 142). Таким образом, мы видим, что шестопсалмие изначально не несло никакого дополнительного символизма, корме того смысла, который изначально содержался в самих псалмах.

Моление, преисполненное веры и надежды

О покаянных мотивах шестопсалмия я уже сказал, осталось поговорить о той невероятной надежде и уповании на Бога, которыми пронизана данная часть богослужения.

Очень хотелось бы подчеркнуть, что надежда эта связана не только с упованием на милосердие Божие в прощении грехов, но и с верой в то, что во время земных испытаний Господь никогда не оставит своего верного раба. Третий псалом царь Давид написал во время своего бегства от собственного сына Авессалома.

Казалось бы, положение его весьма незавидно, совершенно непонятно, что ждет его впереди, но он при этом восклицает: «Но Ты, Господи, щит предо мною, слава моя, и Ты возносишь голову мою. Гласом моим взываю к Господу, и Он слышит меня со святой горы Своей. Ложусь я, сплю и встаю, ибо Господь защищает меня.

Не убоюсь тем народа, которые со всех сторон ополчились на меня» (Пс. 3, 4-7).

Шестьдесят второй псалом был составлен во время, опять же, бегства Давида от преследования Саулом.

И здесь мы видим невероятные по красоте и смысловой насыщенности слова: «Я вспоминаю о Тебе на постели моей, размышляю о Тебе в ночные стражи, ибо Ты помощь моя, и в тени крыл Твоих я возрадуюсь; к Тебе прилепилась душа моя; десница Твоя поддерживает меня. А те, которые ищут погибели душе моей, сойдут в преисподнюю земли; сразят их силою меча; достанутся они в добычу лисицам» (Пс. 62, 7-11).

*   *   *

Здесь приведены лишь некоторые русскоязычные выдержки из шестопсалмия для того, чтобы, хотя бы отчасти, продемонстрировать те смыслы, которые большинство из нас, к сожалению, теряет или вообще не видит. 

Я приглашаю всех к осознанному, вдумчивому и молитвенному погружению в удивительное по своему содержанию шестопсалмие. Не стоит лениться брать словари, переводы и толкования указанных псалмов, ведь тогда эта небольшая часть утрени оживет и в умах, и в сердцах наших.

Шестопсалмие когда читается в храме

Георгий Петрович Федотов давно думал о переводе православного богослужения на русский язык.

Этой теме посвящена его статья в № 57 «Пути», под заглавием «Славянский или русский язык в богослужении», в которой, после тщательного взвешивания pro и contra он решительно высказался в пользу русского. Г. П.

не раз пытался переводить литургические песнопения, в частности он работал над переводом; «Херувимской».

Новый русский перевод Псалмов представлялся ему особенно насущным; в двадцатые годы, в России, когда к церковному чтению были привлечены миряне, синодальный перевод поражал привыкший к славянским звукам слух своей неблагозвучностью, а часто и искажением смысла.

Но для осуществления этого трудного и ответственного дела, долго у него не хватало досуга. И то, и другое было, наконец, дано ему во время длительного пребывания на острове Олероне в трагическое лето 1940 г.

Вернувшись в Париж в начале октября с готовым переводом, Г. П. успел до окончательного своего отъезда прочесть его в кругу сотрудников Православного Дела и воспользоваться кое какими критическими замечаниями К.В. Мочульского.

Перевод сделан со славянского языка, с некоторыми исправлениями по греческому и еврейскому текстам. Он не имеет претензии на научность и рассматривался автором как попытка заменить синодальный текст в частной и литургической молитве.

Е. Федотова.

Извлекаем из полного перевода Псалмов Г.П. Федотова, долженствующего в скором времени выйти отдельной книгой, шесть Псалмов, читаемых на утрени и составляющих так называемое Шестопсалмие.

Так начинается чтение Шестопсалмия.

Чтец читает Шестопсалмие

6 псалмов прочитывают по окончании вечерни и в начале утрени. Шестопсалмие становится связующим звеном этих частей службы. После возгласа «Слава в вышних…» чтец дважды произносит

Предлагаем ознакомиться:  Гадание на кофейной гуще толкование якорь

В этот же момент из алтаря к царским вратам выходит священник и тихо произносит 12 «утренних» молитв на освящение каждого часа дня. Затем читаются 87, 102 и 142 псалмы, после чего чтение Шестопсалмия завершается очередной «Славой».

Электрические светильники выключаются, свечи во время чтения гасятся, двери церкви закрываются. Пространство храма освещается лишь лампадами, чтец держит в руках свечку. Во время Шестопасалмия молящимся предписывается строгая дисциплина: необходимо сосредоточиться на словах текстов, ровно встать на своем месте, приклонить голову, и тем более – воздержаться от перемещений без необходимости.

Ексапсалмы читаются на каждой службе, исключая богослужения Пасхальной недели.

Священник читает Псалтырь

Из каких псалмов состоит Шестопсалмие и почему?

Первые упоминания о Шестопсалмии относятся к VII веку. В то время Ексапсалмы были включены, например, в Студийский устав. Авторство установления молитв Шестопсалмия и принцип выбора всего 6 псалмов из 150 остается загадкой. Исследователи отмечают, что псалмы выбраны из Псалытри равномерно и как бы представляют всю Книгу хваления в «сжатом» виде.

Все 6 гимнов написаны именно царем Давидом, и относятся к его жизни. Псалмы 3, 37, 87 и 142 имеют просительный характер избавления от врагов (в том числе и бесов), а 62 и 102 − благодарственный. В каждом псалме говорится о ночи и утре, что также могло повлиять на их включение в Шестопсалмие.

Все эти 6 псалмов имеют схожую природу, дух, настрой, динамику повествования и равномерность своего «изъятия» из Псалтыри.

В Православной Церкви нет случайных элементов, тем более в богослужении. Все, что мы видим в храме на службе – в разное время создавалось людьми через откровения от Бога.

Символизм Шестопсалмия

В богослужении Церкви заключено все православное богословие. Суточный круг служб начинается с вечерни. Она символизирует «вечер» (окончание) сотворения Богом мира и одновременно «темную ночь» человечества после грехопадения.

Предлагаем ознакомиться:  Как читать заговор на любовь парня на ночь

Утреня олицетворяет вемя пришествия в мир Иисуса Христа. Свечи погашены, так как Господь явился в Вифлееме глубокой ночью. Чтец на середине храма – «представитель» всего человечества, обращающегося к Богу.

Малое славословие «Слава в вышних…» напоминает о возвещении ангелами Вифлеемским пастухам о рождении Спасителя. Радуясь этому событию, чтец продолжает словами из 50-го псалма: «Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу твою». В 6 псалмах отражается покаяние, надежда и радость людей, ведь в мир пришел Мессия, Который освободит людей от уз греха и смерти.

Священник, выходящий из алтаря в середине чтения Шестопсалмия, символизирует Христа.

Спаситель еще не начал общественного служения и не открыл Себя перед человечеством, но уже начал молиться о людях перед Отцом Небесным. А свою проповедь Иисус начал словами о покаянии.

Псалмы, произносимые чтецом во мраке, призваны усилить и чувство желания перемены образа мыслей как необходимого условия соединения с Богом, то есть спасения души.

В дни Великого поста присутствие в храме при чтении Ексапсалмов особо полезно для души, стремящейся к покаянию. Дни Великого Поста — это время покаяния и молитвы, молитвы не только о себе, но и о своих родных и близких. Особой формой молитвы за великопостным богослужением является постовая записка. Такие записки священники будут читать в алтаре на протяжении всего Великого поста.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *