Великая суббота перед пасхой — богослов

Песнопения Великой Субботы

Великая Суббота — это последний день перед Пасхой. Для верующих Великая Суббота — и скорбный, и радостный день: Христос еще лежит во гробе, еще не настало Воскресение, но уже все наполнено предпасхальной радостью. В день Великой Субботы Церковь воспоминает телесное погребение Иисуса Христа и сошествие Его во ад.

В день Великой Субботы Иосиф из Аримафеи, член синедриона, пришедши к Пилату, стал просить у него тело Иисуса для погребения. По обычаю римлян, тела распятых оставались на крестах и становились добычей птиц, но с разрешения начальства можно было предавать их погребению.

Иосиф купил плащаницу — длинное и ценное полотно. Тело Христа сняли с Креста, умастили его благовониями, обвили плащаницей и положили в новой погребальной пещере в саду Иосифа.

Фарисеи знали слова Христа о Его воскресении, и опасаясь, что Апостолы похитят Тело Христа и скажут народу, что Он воскрес, выпросили у Пилата стражу, приставили к гробу в Великую Субботу и гроб запечатали. Такими действиями они усилили доказательства Христова Воскресения.

По традиции Православной Церкви день Великой Субботы начинается с вечера – чином утрени: посреди храма, на возвышении, украшенная цветами, находится икона Христа, лежащего во гробе – святая Плащаница.

Песнопения утреннего канона Великой Субботы славят Христа, Своею смертью победившего смерть.

 Великая Суббота – толкования, проповеди, песнопения (+аудио)
Великая суббота перед Пасхой - Богослов

После малого повечерия Великой Субботы с чтением канона о распятии Господнем и на плач Пресвятой Богородицы – во время службы утрени Великой Субботы совершается Крестный ход с пением погребального «Святый Боже…»: Святая Плащаница обносится вокруг храма. Именно на этой службе в первый раз говорится, что эта суббота — самый «благословенный седьмой день», когда-либо бывший. Это день, когда Христос почивает от трудов Своих по восстановлению мира.

Великая Суббота — это день, когда Слово Божие, «через Которое все начало быть», лежит во гробе как мертвый Человек, но в то же время спасая мир и отверзая гробницы. Утром в субботу служится вечерня с литургией св.

Василия Великого – одна из самых красивых служб года. Часть Литургии – вход с Евангелием, Великий вход – совершается в центре храма перед Плащаницей.

На службе читаются 15 паремий – отрывков из Ветхого Завета, содержащих пророчества о Воскресении Христовом.

В Великую Субботу происходит одно из главных чудес Православной Церкви: схождение Благодатного огня. Это чудо происходит каждый год накануне православной Пасхи в Иерусалимском храме Воскресения.

По окончании Литургии Великой Субботы поется пасхальный тропарь: близится начало праздника Пасхи. Благословляются хлебы и вино, а в большинстве храмов происходит освящение куличей, пасох и яиц.

В двенадцатом часу ночи совершается полунощница, на которой поется канон Великой Субботы. В конце полунощницы священнослужители переносят Плащаницу с середины храма в алтарь Царскими Вратами и кладут ее на Престол, где она остается до праздника Вознесения Господня, в память сорокадневного пребывания Иисуса Христа на земле по Воскресении Его из мертвых.

Литургия Великой Субботы. Митрополит Антоний Сурожский:

Бывает, что после долгой, мучительной болезни умирает человек; и гроб его стоит в церкви, и, взирая на него, мы проникаемся таким чувством покоя и радости: прошли мучительные дни, прошло страдание, прошел предсмертный ужас, прошло постепенное удаление от ближних, когда час за часом человек чувствует, что он уходит и что остаются за ним на земле любимые.

А в смерти Христовой прошло и еще самое страшное – то мгновение Богооставленности, которое заставило Его в ужасе воскликнуть: Боже Мой, Боже Мой, зачем Ты Меня оставил?..

Бывает, стоим мы у постели только что умершего человека, и в комнате чувствуется, будто воцарился уже не земной мир – мир вечный, тот мир, о котором Христос сказал, что Он оставляет Свой мир, такой мир, какого земля не дает…

И так мы стоим у гроба Господня.

Прошли страшные страстные дни и часы; плотью, которой страдал Христос, Он теперь почил; душою, сияющей славой Божества, Он сошел во ад и тьму его рассеял, и положил конец той страшной богооставленности, которую смерть представляла собой до Его сошествия в ее недра. Действительно, мы находимся в тишине преблагословенной субботы, когда Господь почил от трудов Своих.

И вся Вселенная в трепете: ад погиб; мертвый – ни един во гробе; отделенность, безнадежная отделенность от Бога побеждена тем, что Сам Бог пришел в место последнего отлучения. Ангелы поклоняются Богу, восторжествовавшему над всем, что земля создала страшного: над грехом, над злом, над смертью, над разлукой с Богом…

И вот мы трепетно будем ждать того мгновения, когда сегодня ночью и до нас дойдет эта победоносная весть, когда мы услышим на земле то, что в преисподней гремело, то, что в небеса пожаром поднялось, услышим это мы и увидим сияние Воскресшего Христа…

Великая суббота перед Пасхой - Богослов

Вот почему так тиха литургия этой Великой Субботы и почему, еще до того как мы воспоем, в свою очередь, «Христос воскресе», мы читаем Евангелие о Воскресении Христовом. Он одержал Свою победу, все сделано: остается только нам лицезреть чудо и вместе со всей тварью войти в это торжество, в эту радость, в это преображение мира… Слава Богу!

Слава Богу за Крест; слава Богу за смерть Христа, за Богооставленность Его; слава Богу за то, что смерть уже не конец, а только сон, успение… Слава Богу за то, что нет больше преград ни между людьми, ни между нами и Богом! Его Крестом, Его любовью, Его смертью, сошествием во ад и Воскресением и Вознесением, которого мы будем ждать с такой надеждой и радостью, и даром Святого Духа, Который живет и дышит в Церкви, все совершено – остается нам только принять то, что дано, и жить тем, что нам от Бога даровано! Аминь.

Вы прочитали материал Великая Суббота. Последний день перед Пасхой.

Читать также о Великой Субботе:

Видео о Великой Субботе:

Великая Суббота. Страстная седмица день за днем

Приблизительное время чтения: 5 мин.

Страстная неделя — шесть самых важных дней в году в жизни христианина. Каждый день — особая службы и особый смысл. О богослужениях и темах, которые Церковь предлагает нам для осмысления и поклонения, в цикле «Страстная седмица: день за днем».

Великая Суббота

Богослужение Великой субботы

Утром: Часы. Изобразительны. Вечерня. Литургия свт. Василия Великого

Днем между богослужениями: освящение куличей, яиц и пасох

Вечером перед началом ночного Пасхального богослужения: Чтение апостольских деяний

Богословие Великой субботы

Еще кругом ночная мгла.Еще так рано в мире,Что звездам в небе нет числа,И каждая, как день, светла,И если бы земля могла,Она бы Пасху проспала

Под чтение Псалтыри.

Роман Бориса Пастернака «Доктор Живаго», опубликованный в 1957 году за границей, принятый там на ура и в первые же два года переведенный на 24 языка, в Советском Союзе имел хождение в списках и нелегальных копиях, впервые он был опубликован для российского читателя только в 1988 году, в перестройку.

Из-за этого романа Пастернак подвергся жестокой травле советской общественности и властей. А многие российские деятели культуры, науки, политического андерграунда, пережившие то время, 60-е и 70-е годы, эпоху хрущевского самодурства и брежневского застоя, вспоминают: к христианству нас привел Пастернак.

Стихи, написанные им от имени главного героя, Юрия Живаго, и присоединенные к роману, для многих людей в атмосфере свинцового атеистического давления стали окном в православную духовность …

Одно из замечательных стихотворений этого цикла — «На Страстной», оно хорошо знакомо тысячам читателей, в наши дни вошло в школьные хрестоматии и антологии христианской лирики.

И со Страстного четверга Вплоть до Страстной субботы Вода буравит берега И вьет водовороты. И лес раздет и непокрыт, И на Страстях Христовых, Как строй молящихся, стоит

Толпой стволов сосновых.

К какому именно дню Страстной недели относится стихотворение, читателю, хорошо разбирающемуся в православном богослужении, его реалиях и особенностях, нелегко определить точно.

В нем есть приметы и седмиц Великого поста, когда за богослужением, кафизма за кафизмой, неоднократно прочитывается вся Псалтырь, и Великого Пятка — крестный погребальный ход с Плащаницей совершается именно в пятницу, да и та же Псалтырь, особенно 17-я кафизма 118 псалма, традиционно читается при погребении…

Что ж, «На Страстной» — поэтическое произведение, а не отрывок из Типикона, изучать по нему богослужебный устав было бы нелепо. Тем не менее основная тональность стихотворения — это тональность Великой Субботы.

Печального, тихого и прекрасного дня, когда Господь наш Иисус Христос телом Своим — во гробе, душою же — в глубинах ада, когда жива наша боль от голгофских потрясений Пятницы, но немыслимая, небесная надежда на Воскресение, на утро нового невечернего дня Христова, уже светит нам сквозь печаль и тишину.

Этой тональностью стихотворение Пастернака напоминает нам библейские строки пророка Исаии: «Кричат мне с Сеира: сторож, сколько ночи? сторож, сколько ночи? Сторож отвечает: приближается утро, но еще ночь» (Ис 21:11—12).

Напоминает и то положение , которое занимает ныне, во времени и земной истории, Церковь воинствующая, Церковь земная, положение, о котором напоминал апостол Павел и которое должен осознавать всякий, считающий себя христианином: «уже» и «еще не», Царство Божие уже пришло к нам в силе, Воскресение уже дано нам — но мы все еще в процессе его достижения и чаяния, все еще сражаемся с грехом и смертью за свою свободу и вечную жизнь во Христе, потому с таким упованием и возглашаем: «Маранафа» — «Ей, гряди, Господи Иисусе!»

Службы Великой Субботы сохранили ряд характерных черт раннехристианского Богослужения. Они имеют ряд литургических особенностей: Великая Суббота — канун Светлого Воскресения, в богослужении Великой Субботы прослеживаются как траурные, так и праздничные воскресные черты.

По обычаю важнейших постных дней Литургия совершается после вечерни (как в Великий Четверг и навечерия Рождества Христова и Богоявления).

По традиции в течение многих веков именно в этот день совершалось крещение оглашенных , в связи с чем в богослужении присутствуют многочисленные ветхозаветные чтения: 15 паремий, 15 отрывков из книг Ветхого Завета, от книги Бытия до пророчеств Даниила, читаемых на вечерне, говорят о страстях, смерти и воскресении Спасителя, сына Божия, и грядущей славе Церкви Новозаветной. А на Литургии вместо Херувимской поется древний гимн Иерусалимской церкви: «Да молчит всякая плоть человеча и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет: Царь бо царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным. Предходят же Сему лицы Ангельстии со всяким Началом и Властию, многоочитии Херувими и шестокрилатии Серафими, лица закрывающе и вопиюще песнь: аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа».

Читайте также:  Великая пятница страстной седмицы страшный день в истории людей - богослов

Великая суббота перед Пасхой - Богослов СПбДА/Flickr

О том, что после распятия и смерти Христос душою Своею сошел во ад, в Новом Завете почти ничего не сказано, кроме слов Самого Христа ученикам: Как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи (Мф 12:40), и некоторых упоминаний в посланиях апостольских , например: Потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал (1 Пет 3:19—20). Однако представление о том, что Господь в день субботний, сойдя душою во ад, проповедовал там весть о Царстве Божием и вывел души праведников на свободу, в рай, где до того пребывали только взятые живыми на небо пророки Илия и Енох, а также благоразумный разбойник, на кресте исповедавший Христа, является одной из основ православного учения. Это представление служит каноническим иконописным сюжетом Воскресения: валяются сорванные с петель створки адских врат, и Христос, в особом миндалевидном нимбе (мандорле), выводит Адама, Еву и других праведников из адских глубин. Наиболее полно сошествие во ад описано в апокрифическом «Евангелии от Никодима» (III век). В России на его основе старообрядцами был составлен апокрифический сборник «Страсти Христовы». В этом сборнике в отдельной главе «О воскресении Христове и о сошествии его во ад«рассказывается, что «Исус Христос сниде во ад, диявола гоня» и приводится рассказ с описанием битвы у ворот ада (сам ад символически описывается как некое одушевленное существо, соратник сатаны). Дьявол оказывается пойманным Христом, который «сведе и в преисподняя земли, во юдоль плачевную, и связа его узами железными и нерешимыми, и посла его во огонь неугасимый и червь неусыпающий».

Великая Суббота — день, исполненный тишины и покоя. И ветер в этот день утихает, молчит небо, молчит земля… Но для нас это день, исполненный не только печали, но и надежды, и ожидания.

Повисают в воздухе капли святой воды, священник проходит, освящая куличи, яйца, пасхальную снедь. Вот уже и вечер, в храме начинают читать Деяния Апостолов…

И совсем скоро мы запоем: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земле сподоби чистым сердцем Тебе славити».

Но в полночь смолкнут тварь и плоть,
Заслышав слух весенний,
Что только-только распогодь,
Смерть можно будет побороть
Усильем Воскресенья.

Страстная седмица. Великая суббота

“Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертне, но адову разрушил еси силу, и воскресл еси яко победитель, Христе Боже…”

Последование Часов Святой Пасхи

Великая суббота перед Пасхой - Богослов Просмотров публикации 903

Великая Суббота — последний день перед Пасхой. Он соединяет Страстную пятницу — крестные страдания и смерть Спасителя — со Светлым Христовым Воскресением. Для верующих это и скорбный, и радостный день: Христос ещё лежит во гробе, ещё не наступило Воскресение, но уже всё наполнено предпасхальной радостью.

По учению Церкви, в этот день Господь душой сходит в ад и низвергает власть смерти над человечеством. Одновременно Он входит в рай с благоразумным разбойником, который был распят по правую сторону от Спасителя, и, как Сын Божий, восседает на Божественном Престоле с Богом Отцом и Святым Духом.

По свидетельству Священного Писания, после Распятия и смерти Христа Иосиф из Аримафеи, член Синедриона, пришёл к Пилату и стал просить у него тело Иисуса для погребения. По обычаю римлян, тела распятых оставались на крестах и становились добычей птиц, но с разрешения начальства их можно было предать погребению.

Иосиф купил плащаницу — длинное полотно, в котором обыкновенно погребали иудеев. Тело Христа сняли с Креста, умастили благовониями, обвили плащаницей и положили в новой погребальной пещере, принадлежавшей Иосифу.

Фарисеи, знавшие пророчество Христа о Его Воскресении, опасались похищения тела и приставили ко гробу стражу. Это обстоятельство стало непреложным доказательством истинности Христова Воскресения.

Во время богослужения Великой Субботы, на утрени, совершается Крестный ход с пением погребального «Святый Боже…». Святая плащаница обносится вокруг храма. Сын Божий, через Которого «всё начало быть», лежит во гробе, как мёртвый человек, в то же время спасая мир и отверзая гробницы.

Утром в субботу служится вечерня с Литургией святителя Василия Великого — одна из самых глубоких по содержанию служб года. На богослужении читаются пятнадцать паремий — отрывков из книг Ветхого Завета, — содержащих пророчества о Воскресении Христовом. По окончании Литургии освящаются куличи, пасхи и яйца.

Поздним вечером того же дня совершается Полунощница, на которой поётся канон Великой Субботы. В конце Полунощницы священнослужители переносят плащаницу с середины храма через Царские врата в алтарь и кладут её на Престол. Она остаётся здесь до праздника Вознесения Господня — в память о сорокадневном пребывании Иисуса Христа на земле по Воскресении Его из мёртвых.

В Великую Субботу происходит одно из главных чудес Православной Церкви: схождение Благодатного огня на Гроб Господень. Это чудо совершается ежегодно в Иерусалиме накануне Пасхи Христовой. Самое раннее упоминание о схождении Святого огня относится к четвёртому веку.

Торжественное богослужение накануне схождения Благодатного огня начинается с раннего утра и имеет определённое чинопоследование.

Кувуклию — небольшую мраморную часовню, сооруженную над Гробом Господнем, — осматривают и опечатывают. В храм вбегает православная арабская молодёжь, чьё присутствие является обязательным элементом Пасхальных торжеств.

Молодые люди, сидя на плечах друг у друга и громко восклицая «нет веры, кроме веры православной, Христос — истинный Бог», просят Господа даровать верующим Благодатный огонь.

Несомненно, Спаситель приемлет и такую, по-детски несдержанную, наивную, но искреннюю молитву.

В полдень от Иерусалимской Патриархии, расположенной неподалёку от храма Гроба Господня, начинается Крестный ход, который завершается перед входом в Кувуклию. Внутрь часовни вносят большую лампаду, в которой должен возгореться главный огонь, и тридцать три свечи — по числу лет земной жизни Спасителя.

В Кувуклию входит Иерусалимский Патриарх в одном подряснике — в знак того, что он не проносит с собой каких-либо предметов, способных зажечь огонь. Вход в часовню опечатывают. Наступает напряжённая тишина: верующие ждут чуда появления Благодатного огня. Как правило, ожидание длится от нескольких минут до нескольких часов.

И вот чудо совершилось! Огонь моментально разносится по всему храму. Благодатный огонь обладает необъяснимым свойством – первое время, около 10 минут он совершенно не жжет. Можно видеть, как верующие буквально умываются этим огнем, водят им по лицу, по рукам, черпают пригоршнями, и он не наносит никакого вреда. Он не опаляет даже волосы.

Христиане из разных стран переносят Благодатный огонь на родину. В Россию его доставляют самолётом и привозят в храм Христа Спасителя, а из Москвы огонь разносится по храмам и монастырям страны.

Тайна Великой Субботы — это тайна Воскресения не только Господа Иисуса Христа, но и всего человечества. День Великой Субботы — образ ожидания всеобщего воскресения мёртвых и жизни будущего века.

“Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог, в раи же с разбойником, и на престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй, Неописанный.”

Последование часов Святой Пасхи

Вы можете поаплодировать автору (хоть 10 раз)2

Великая Суббота

В Ве­ли­кую Суб­бо­ту Пра­во­слав­ная Цер­ковь вос­по­ми­на­ет те­лес­ное по­гре­бе­ние Иису­са Хри­ста и со­ше­ствие Его в ад. Си­нак­сарь в Ве­ли­кую Суб­бо­ту на­чи­на­ет­ся сти­ха­ми:

Всуе хра­ни­ши гроб ку­сто­дие:Не бо со­дер­жит ра­ка са­мо­жи­во­тия.

Сняв с кре­ста и об­вив пе­ле­на­ми с бла­го­во­ни­я­ми, по обы­чаю иуде­ев, Иосиф и Ни­ко­дим по­ло­жи­ли Пре­чи­стое те­ло Гос­по­да в но­вом ка­мен­ном гро­бу в са­ду Иоси­фо­вом, на­хо­див­шем­ся неда­ле­ко от Гол­го­фы. К две­рям гро­ба при­ва­ли­ли боль­шой ка­мень. При по­гре­бе­нии Иису­са Хри­ста на­хо­ди­лись Ма­рия Маг­да­ли­на и Ма­рия, мать Иа­ко­ва и Иоси­е­ва.

Пер­во­свя­щен­ни­ки и фа­ри­сеи зна­ли, что Иисус Хри­стос пред­ре­кал о сво­ем вос­кре­се­нии, но не ве­ря это­му пред­ска­за­нию и опа­са­ясь, чтобы апо­сто­лы не по­хи­ти­ли те­ла Иису­са Хри­ста и не ска­за­ли на­ро­ду: вос­крес из мерт­вых, – в Суб­бо­ту вы­про­си­ли у Пи­ла­та во­ен­ную стра­жу, при­ста­ви­ли ко гро­бу и са­мый гроб за­пе­ча­та­ли (Мф.27:57-66; Ин.19:39-42) и тем до­ста­ви­ли ис­тине но­вое под­твер­жде­ние.

«Хри­стос по­ло­жен был в но­вом гро­бе, в ко­то­ром ни­кто преж­де не был по­ло­жен, чтобы Вос­кре­се­ние не мог­ло быть при­пи­са­но ко­му-ни­будь дру­го­му, вме­сте с Ним ле­жа­ще­му; чтобы уче­ни­ки, по бли­зо­сти это­го ме­ста, лег­ко мог­ли прий­ти и быть зри­те­ля­ми слу­чив­ше­го­ся и чтобы сви­де­те­ля­ми по­гре­бе­ния бы­ли не толь­ко они, но и вра­ги. То, что по­ло­же­ны бы­ли пе­ча­ти на гро­бе и при­став­ле­на стра­жа из во­и­нов, это, дей­стви­тель­но, с их сто­ро­ны бы­ло сви­де­тель­ством по­гре­бе­ния, так как Хри­стос хо­тел, чтобы и по­гре­бе­ние Его бы­ло не ме­нее до­сто­вер­но, чем Вос­кре­се­ние. По­то­му-то и уче­ни­ки рев­ност­но ста­ра­ют­ся до­ка­зать, что Он дей­стви­тель­но умер. Вос­кре­се­ние Его име­ло быть под­твер­жда­е­мо всем по­сле­ду­ю­щим вре­ме­нем; меж­ду тем, ес­ли бы смерть Его в то вре­мя бы­ла скры­та и не сде­ла­лась со­вер­шен­но из­вест­ною, то это мог­ло бы по­вре­дить сло­ву о вос­кре­се­нии».

Все дни пре­вос­хо­дит св. Че­ты­ре­де­сят­ни­ца, но боль­ше Че­ты­ре­де­сят­ни­цы свя­тая и Ве­ли­кая сед­ми­ца (Страст­ная) и боль­ше са­мой сед­ми­цы Страст­ной есть Ве­ли­кая и свя­тая Суб­бо­та.

Ибо как в пер­вом ми­ро­тво­ре­нии Бог, со­здав все тва­ри и в ше­стой день окон­ча­тель­но со­тво­рив че­ло­ве­ка, в седь­мой день по­чил от всех дел сво­их и освя­тил его, на­име­но­вав суб­бо­тою, т.е.

по­ко­ем: так и в де­ла­нии ум­но­го тво­ре­ния, со­вер­шив все (де­ло ис­куп­ле­ния), и в ше­стой день – Пя­ток, па­ки вос­со­здав­ши ис­тлев­ше­го гре­хом че­ло­ве­ка и об­но­вив его жи­во­нос­ным кре­стом и смер­тью, в на­сто­я­щий седь­мой день Гос­подь успо­ко­ил­ся, уснув жи­во­то­есте­ствен­ным и спа­си­тель­ным сном.

Бог Сло­во пло­тью снис­хо­дит во гроб, снис­хо­дит же и в ад (1Пет.3:19-20) с есте­ствен­ной и бо­же­ствен­ной ду­шой, чрез смерть от­де­лив­ше­ю­ся от те­ла и пре­дан­ною им в ру­ки От­ца, Ко­то­ро­му Он при­нес и кровь Свою, сде­лав­шу­ю­ся на­шим из­бав­ле­ни­ем.

Но ду­ша Гос­под­ня во аде не бы­ла удер­жа­на, по­доб­но ду­шам свя­тых, ибо она не под­ле­жа­ла пра­ро­ди­тель­ской клят­ве.

Все­лил­ся Гос­подь наш Иисус Хри­стос во гро­бе те­лес­но и с Бо­же­ством, со­еди­нив­шим­ся с пло­тью: но в то же вре­мя Он был и в раю с раз­бой­ни­ком, и, как преж­де ска­за­но, в аду с об­на­жен­ной сво­ей ду­шой, пре­есте­ствен­но же был как Бог неопи­сан­ный, неогра­ни­чен­ный: «ни­что же бо Бо­же­ству во гро­бе страж­ду­щу, яко же ни­же на кре­сте».

Читайте также:  Толкование воскресного евангелия. неделя 28-я по пятидесятнице - богослов

Ис­пы­та­ло Гос­подне те­ло и тле­ние, т.е. раз­ре­ше­ние ду­ши от те­ла, но не раз­ру­ше­ние пло­ти и чле­нов и со­вер­шен­ную пор­чу их. Свя­тое те­ло Гос­подне Иосиф, сняв с дре­ва, по­гре­ба­ет в но­вом гро­бу и в вер­то­гра­де, над вхо­дом гро­ба по­ла­га­ет весь­ма ве­ли­кий ка­мень. От­се­ле ад со­дро­га­ет­ся и изум­ля­ет­ся, ощу­тив мо­гу­ще­ствен­ней­шую си­лу; и в ско­ром вре­ме­ни он, непра­вед­но по­гло­тив­ший, из­ры­га­ет и Хри­ста, – твер­дей­ший и кра­е­уголь­ный ка­мень, – и тех, ко­то­рых за­клю­чал во чре­ве сво­ем, как снедь и на­сла­жде­ние для се­бя. «Раз­ре­ше­ния в сти­хии, из ко­то­рых со­став­ле­но, и ис­чез­но­ве­ния не по­тер­пе­ло те­ло Гос­по­да», – го­во­рит свя­той Иоанн Да­мас­кин.

Про­то­и­е­рей Г. С. Де­боль­скийДни Бо­го­слу­же­ния Пра­во­слав­ной Церк­виВе­ли­кая Суб­бо­та

Последнюю субботу перед Пасхой называют "тихой"

Религия » Религии России » Православие

На календаре — последняя суббота перед Пасхой. Ее зовут «тихой» ввиду обычая верующих в этот день поменьше говорить, храня благоговейную тишину после свершившегося в Великую Пятницу страшного таинства — Распятия Христа. Но более распространенное ее название — Великая. Именно сегодня Христос, по преданию, сошел во ад, чтобы проповедовать и умершим.

Впрочем, и «тишина» вовсе не означает безделья. Кроме участия в богослужениях, православные готовятся к будущему Празднику Праздников — убирают по дому, заканчивают готовить праздничный стол и так далее.

Что ж, и сам Христос относился к соблюдению предписанного ветхозаветным законом строгого субботнего покоя весьма прохладно. Собственно, как раз Его слова о том, что «и в субботы можно делать добро», например, те же исцеления, вызывали особенную ярость иудейских законников и фарисеев.

Неудивительно, что и в день, последовавший за его Распятием в пятницу, Господь не наслаждался заслуженным покоем избавления от крестных мук, но продолжал выполнение своей миссии по спасению падшего человечества.

Но уже не на Земле, а в аду, куда Он сошел после смерти, подобно всем мертвецам до Него.

Вот только на этот раз аду не повезло — мертвец ему попался необычный. Он был абсолютно без греха — в отличие от содержащихся в адских узах даже ветхозаветных праведников. И потому смерть, после изгнания Адама из рая, ставшая возмездием и следствием греха, не смогла удержать Христа в своих страшных объятиях — и была побеждена Воскресением из мертвых.

Кто-то может подумать, а зачем Христу было вообще, умерев, сходить в ад, если его там ничего не держало? Исчерпывающего ответа на этот вопрос не знает никто, кроме Бога. Потому богословы и говорят о «тайне Великой Субботы».

И самая большая ее загадка состоит в том, как Бог, единственный источник жизни, света и любви, мог оказаться в месте, в котором всего этого, после разрыва человека с Богом, не было по определению, но царила смерть, мрак и мучения.

Однако Господь смог преодолеть все преграды, которые воздвиг между собой и Ним человек своей греховной волей. Первый раз это была преграда между небесами и падшим земным миром, для преодоления которой Христос принял человеческую природу, родившись от Пречистой Девы. А вторую, еще большую преграду — между жизнью и смертью, Он преодолел как раз в Великую Субботу.

Туринская плащаница, пятое Евангелие

Для этого Ему пришлось максимально умалить свою Божественную природу — святые отцы называют это греческим термином «кенозис», «самоуничижение». А еще «божественной хитростью».

В том смысле, что враг рода человеческого, дьявол, всерьез думал, что может убить своего противника, за время земного служения много раз разрушавшим его темную власть.

Умирающий, жалкий, оскорбленный Христос добровольно стал как бы «наживкой» — благодаря которой Сатана «проглотил крючок», попытавшись захватить страдальца в свою прежде безраздельную «вотчину» — ад и смерть.

Но как только это произошло, Князя Тьмы ожидало очень большое разочарование — тот, кто умер, как самый обычный человек (как те же распятые рядом с ним разбойники), внутри себя нес источник такого Света — что вся адская тьма мгновенно и навсегда рассеялась.

Как поется в тропаре Великой Субботы, регулярно повторяемом в течение года на воскресных богослужениях второго гласа: «Егда снизшел еси к смерти, Животе Безсмертный, тогда ад умертвил еси блистанием Божества: егда же и умершия от преисподних воскресил еси, вся силы небесныя взываху: Жизнодавче, Христе Боже наш, слава Тебе.

Новый Завет достаточно скупо сообщает о том, что происходило в этот момент. В Евангелиях, например, об этом нет ни одного слова.

Но уже в апостольских Посланиях неоднократно повторяется упоминание о том, как Иисус «сходил в преисподние места земли», «находящимся в темнице духам проповедовал».

А еще есть замечательное Евангелие от Никодима, тайного ученика Спасителя, о котором пишет апостол и евангелист Иоанн.

И хотя оно не включено Церковью в список канонических книг — но и не считается еретическим, как некоторые другие апокрифы. В нем особенно подробно излагаются обстоятельства суда над Христом — и события после Его Крестной смерти. Пожалуй, нигде они не изложены с такой потрясающей торжественностью. Уточним — в этом повествовании Ад наделяется личностными чертами.

Ученые назначили Тайную вечерю на среду

«Пришел главный царь смерти, диавол, и сказал Аду: «Приготовься принять Иисуса, который славится (как) Сын Божий, но он — человек, боящийся смерти, ибо сказал: «Душа Моя скорбит смертельно».

И Он мне много противится, и много зла творит.

Ибо сделал я людей слепыми и хромыми, горбатыми и уродливыми, глухими и страждущими, а Он их словом исцеляет; и даже тех, кого я мертвыми к тебе послал, Он от тебя живыми вывел».

И отвечал Ад главному Сатане: «Владыка столь могучий — как может быть человеком, боящимся смерти? Покорны мне все власти земные и все те, кого привел ты своею властью.

Если ты могуч — как может этот человек, Иисус, боящийся смерти, власти твоей противиться? Если столь силен Он в человеческом естестве, то говорю тебе: воистину всемогущ Он в естестве Божественном, и никто не может противиться власти Его.

Поэтому говорю тебе, что пленить Он хочет тебя, и горе тебе будет на вечные времена».

И отвечал Аду глава нечистой силы: «Что размышляешь и боишься принять Иисуса? Противник Он мой и твой.

Я подверг Его искушению, и старейшин еврейских заставил клеветать и гневаться на Него, заострил копье, чтобы Его пронзить, желчь и уксус смешал, чтобы дать пить Ему, и древо приготовил для распятия Его, и гвозди, чтобы пробить руки Его и ноги. И приблизилась смерть к Нему, чтобы привел я Его к тебе, покорного тебе и мне».

Страстная среда: предательство веры

Ад, отвечая, сказал: «Тот ли Он, кто мертвых у меня отнял? Это те, кого я пленил, когда жили они на земле, и их у меня мертвыми отбирает силой Божией и к Богу Отцу Своему молитвой приводит.

Ибо Он — Бог всемогущий и делает все, что хочет.

Тот ли это Иисус, который словом Своим мертвых вывел от меня? Может быть, это Тот, кто Лазаря смердящего, огнившего за четыре дня, которого я мертвым держал, властию Своею заставил встать живым?»

И Аду диавол сказал: «Истинно, это тот Иисус».

Услышав это, Ад сказал ему: «Заклинаю тебя силами твоими и моими — не приводи Его ко мне. Ибо еще тогда, когда услышал я заповедь слов Его, сотрясся я, пораженный ужасом, и все служители мои пришли в смятение. Ибо никто не мог Лазаря удержать, но, встрепенувшись как орел, со всей быстротою и скоростью вскочив, прочь устремился он от нас.

И сама земля, державшая мертвое тело Лазаря, тотчас отпустила его живым. Вот и теперь я знаю, что человек, который может сделать такое, — это Бог сильный и обладающий властью, и в человеческом естестве — Спаситель Он людского рода.

И если приведешь Его ко мне, то всех, которые здесь заключены в безнадежной темнице, связаны грехами уз неразрешимых, — разрешит Он их и в жизнь Божественного естества Своего приведет».

Страстной вторник: сребролюбие или дар любящих?

Когда же говорили междусобою Сатана и главный мучитель, раздался голос, грому подобный, и множества духов клич: «Возьмите врата царей ваших и воздвигните врата вечные, и войдет Царь славы!».

Услышав это, сказал Ад главному Сатане: «Исчезни от меня! Прочь иди от мест моих! Ибо если ты — могучий противник, борись с Царем славы. Что тебе стоит справиться с Ним?» И изгнал Ад Сатану от мест своих. И сказал мучителям, своим нечестивым помощникам: «Заприте страшные врата медные, и железные затворы забейте, и сопротивляйтесь сильно, чтобы не увели нас схваченными в плен».

…Увидев это, Ад и служители его бесчестные задрожали в собственных царствах своих, познав столь великого Света сияние… И так все полчища диавольские ужаснулись, пораженные боязнью и страхом, и в один голос возопили: «Откуда Ты, столь крепкий чистый человек и столь сияющий силою, что не можем смотреть на Тебя?

Читайте также:  Празднование иконы табынской божьей матери - богослов

От появления смерти в мире за весь век земной, который доныне был неизменно подвластен нам, за всю нашу жизнь никогда нам не было послано среди мертвых человека такого, не было послано в ад такого дара.

Кто же Ты, столь бесстрашно вступивший в наши пределы? И не только это совершил, но и мучений наших не боишься, и, кроме того, всех у нас хочешь отнять.

Наверное, Ты и есть тот Иисус, Сын Божий, о котором старейший наш диавол поведал, что благодаря Своей смерти крестной все человечество Ты властию Своею выведешь от нас?»

Страстной понедельник: проклятие смоковницы

И тотчас Царь славы, крепкий Господь силою Своей попрал смерть, и схватив диавола, связал его, предал его муке вечной и увлек земного нашего отца Адама, и пророков, и всех святых, сущих в аду, в Свое пресветлое сияние…»

По большому счету, большинство святоотеческих творений о пребывании Христа в аду в той или иной мере перекликаются с вышеизложенным отрывком.

Мнения богословов различаются разве что в том — кого именно и сколько всего было выведено из адских обителей человеческих душ. «Пессимисты» говорят о чуть ли не единицах — «оптимисты» называют гораздо большее число.

Вплоть до упоминающегося в одном из церковных песнопений, повествующем о том, что «ад опустел».

Впрочем, как пишет в своих творениях великий учитель православия Иоанн Златоуст, акцентируя внимания на теме сокрушенных адских врат — отныне «стража сделалась немощной. Где нет ни двери, ни засова, там, даже если кто и войдет, не удерживается. Итак, когда Христос сокрушит, кто другой сможет исправить?»

 Вербное воскресение: пять дней до казни

Увы, ад существует и до сих пор. Только изменился его смысл — из ада богооставленности он превратился в ад добровольного удаления от Бога и Его любви нераскаянных грешников и злых духов.

Для которых эта любовь — горше адских мук.

В каком-то смысле можно сказать, что со времени Великой Субботы ада как места уже не существует — каждый «адский обитатель» носит «индивидуальный ад» с собой как состояние души.

Но даже в эти помраченные грехом души Господь может входить вновь и вновь — по молитвам Церкви и любящих родных усопших.

Вновь и вновь, за каждой поминальной службой и просто молитвой повторяется непостижимая тайна Великой Субботы. Для воззвания из адских уз всех умерших в прошлом, настоящем и будущем.

Всех тех, ради спасения которых Христос распялся на Кресте — и воскрес на третий день, «смертью смерть поправ — и сущим во гробех живот даровав»…

Куратор: Ольга Гуманова

Что особенного в Великой Субботе?

Великая Суббота – день особенный. Кто-то скажет, что в православном календаре такой фразой можно обозначить многие дни, но в этот раз нет, это особенный день среди всех особенных дней.

Буквально считанные часы назад мы слушали двенадцать Страстных Евангелий, мы стояли в храме с замиранием сердца и, не смотря на затекшую спину и «гудящие» ноги, не смели расслабиться, потому что за нас терпел страшные муки Христос.

Но вот все окончилось, эмоциональная истощенность дает о себе знать и постепенно в душе вызревает предожидание величайшего Чуда в истории – победы над смертью. Именно это, так сказать, «среднее» положение Субботы для меня сделало ее одним из любимейших дней в году, главным содержанием которого стало предвкушение Праздника.

Однако в этот раз у меня появились мысли немного иного характера, но обо всем по порядку.

Наверное, каждого, кто присутствовал на богослужении Великой Субботы, одолевало чувство тихой радости. Это не та «бурная» радость Пасхальной ночи, а только лишь легкое ее отражение. Не будет, пожалуй, преувеличением, если мы скажем, что эта радость достигает нас из глубин ада.

Мы пока еще живем на земле, проходим свой земной путь, ведущий нас либо к вечной жизни, либо к вечным мукам. Т.е. и рай, и ад в какой-то мере еще удалены от нас, ведь нас там просто пока еще нет. Но в Великую Субботу, из наводящего ужас на всякого человека ада, вдруг исходит радость.

Думаю, что все уже догадались, что так происходит по той причине, что в этот день в ад, Своей человеческой душой, соединенной с Божеством, спускается Христос. После Крестных Страданий и Смерти, сошествие в ад было первым обнаружением всемогущества Спасителя.

На земле Богородицу, апостолов и жен-мироносиц одолевает скорбь, но за пределами нашего материально-чувственного бытия Христос уже действует как Царь, что нашло свое отражение в словах свт.

Мелитона Сардийского, говорящего как бы от лица Спасителя: «Кто противоречащий Мне? Я, – говорит Христос, – Я разрушивший смерть и победивший врага, и поправший ад, и связавший сильного, и восхитивший человека на высоты небес. Я, – говорит, – Христос».

Наша радость Великой Субботы усиливается еще и тем, что для душ праведников в аду уже настала Пасха самым явственным образом – они освобождаются от уз ада: «В сей день отразил Он жало смерти, – пишет свт. Григорий Богослов, – сокрушил мрачные затворы унылого ада, даровал свободу душам».

Высказывания подобного рода можно найти у многих святых отцов, но практически все они оставляют надежду, что Господь вывел из ада не только ветхозаветных праведников, но и праведников других народов, живших по закону совести и бывших способных, по слову свт. Иринея Лионского, бояться и любить Бога.

Кроме того, древняя святоотеческая мысль указывает нам, что Христос проповедовал в аду, а потому у каждой души там была возможность откликнуться на эту проповедь.

А теперь, во всем этом Царственном великолепии, представьте положение диавола. Его владения разносятся в клочья, он теряет приобретенные многолетним трудом человеческие души и ничего не может поделать.

Он, будучи творением, захотел стать богом и теперь, как никогда видит поражение всех своих замыслов и ухищрений. Но это еще не все, бессилия диавола отражено также в мысли, что не только Христос, но и апостолы после своей смерти спускались в ад для проповеди Евангелия язычникам.

Подобного рода рассуждения можно встретить в таких раннехристианских сочинениях как «Пастырь» Ерма и «Строматы» Климента Александрийского.

Все, о чем было сказано, имеет важнейшее значение в деле спасения человека, но при этом мы должны помнить, что смерть, хотя и мучается, но пока еще не исторгла Спасителя из своих объятий. Его, соединенное с Божеством, Тело лежит в гробу. Вспомните роман «Идиот» Ф. М.

Достоевского и диалог князя Мышкина с Рогожиным, где они обсуждали картину «Мертвый Христос в гробу» Ганса Гольбейна. В нескольких фразах Федор Михайлович выразил свое впечатление от лицезрения этого полотна в Базеле в 1867 году.

Рогожин говорит, что любит смотреть на картину, тогда как Мышкин, вскрикивая, говорит: «Да от этой картины у иного еще вера может пропасть!». И действительно, никто так реалистично не изобразил мертвое Тело Христа, как это сделал Гольбейн.

Почему от этого полотна может пропасть вера? Такой вопрос задаст тот, кто его не видел.

«Credo quia absurdum» (Верую, ибо абсурдно), – эта знаменитая фраза Фомы Аквинского как нельзя лучше подходит к данному разговору.

В гробу лежит изувеченное Тело Человека на лице Которого отпечаталась невыразимая мука от перенесенных невероятных физических и душевных страданий. Кажется, что это поражение, что зло восторжествовало, что Бог проиграл, а потому никакой надежды у человечества не осталось.

Именно поэтому, Рогожин, представляющий в романе образ антихриста, так любит смотреть на картину Гольбейна. Но мы, христиане, не смотря ни на что, продолжаем верить, что это наш Бог, что в конечном итоге диавол все равно потерпит поражение. Как здесь не вспомнить слова прп.

Паисия Святогорца, как-то сказавшего, что он сошел бы с ума от несправедливости этого мира, если бы не знал, что последнее слово будет за Богом.

Не смотря на Христово Воскресение мир продолжает лежать во зле, люди продолжают грешить и совершать страшные по своим масштабам преступления, смерть продолжает забирать человеческие тела. Прот.

Георгий Чистяков – известный священник, прослуживший в онкобольнице и сам умерший от рака – в одной из своих заметок как-то указал, что мы люди Великой Субботы, потому что мы живем в условиях поражения добра перед злом.

Отец Георгий, отпевавший по пять детей в неделю, наверное, как никто другой часто задумывался на эту тему, но также он, как искренне верующий христианин, понимал, что это торжество зла временное, как временным было и пребывание Христа в гробу. Спаситель прошел через страшные страдания, потому что через страдания проходит каждый человек.

Теперь в своих страданиях мы не одни. Он страдает с нами, а мы страдаем с Ним. Потому, отец Георгий отмечает, что никогда так живо, так отчетливо не ощущал присутствие Христа рядом, как во время молитвы возле очередного гроба с мертвым человеческим телом.

О двух сторонах Великой Субботы мне и хотелось сказать. Это день победы смерти, торжества зла, но этот день временный, а потому он обязательно закончится и наступит Воскресение.

Тем более за всей его трагичностью, мы слышим отзвуки поражения ада, диавола, слышим и радостное ликование выводимых из преисподней душ и чаем окончательного торжества Жизни.

Не зря ведь апостол Иоанн «Апокалипсис» заканчивает словами: «Ей, гряди, Господи Иисусе!» (Откр. 22, 20).

Протоиерей Владимир Долгих

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *