Великий покаянный канон андрея критского читают 11-14 марта 2021 — богослов

Сегодня, 15 марта 2021 года, начинается Великий пост. Первые дни в православных храмах исполняют канон Андрея Критского. В каждой строке человек обращается к собственной душе, раскаивается за прегрешения, тоскует по Господу, если отдалился от Него из-за грехопадения.

В каноне Андрея Критского 250 песен – тропари. В тексте упомянуты события из Ветхого завета, рассказано о грехах Адама и Евы, рождении Иисуса Христа, разлуке с Ним и тоске по Нему. Встать на истинный путь мирянам помогают молитвы и покаяние.

 Профессии, которые православная церковь считает «нечистыми»

Правила чтения канона Андрея Критского, когда его перечитывают

Великий покаянный канон Андрея Критского читают 11-14 марта 2021 - Богослов

Канон Андрея Критского читается на первой неделе Великого поста, первые четыре дня, называемые великой павечерницей. Это чтение частями, а полный текст перечитывают по окончанию поста в пятую неделю вечером в среду. В храмах, в которых проходят Литургии, также проводят службу «Мариино стояние».

При прочтении каждого стиха канона совершают троекратные поклоны. Таки образом, в целом их насчитывают 798. Канон дополняется тропарями Марии Египетской и св. Андрею Критскому.

Канон Андрея Критского читали христиане, когда происходили различные бедствия. Теперь же его цель – подготовка к воздержанию в Великий пост. В православных храмах призывают избегать греховных деяний, искренне каяться, чтобы духовно стать ближе к Богу. Помогают к этом молитвы, смирение и вера. Канон Андрея Критского – это библейские сюжеты.

Как читать канон Андрея Критского

Великий покаянный канон Андрея Критского читают 11-14 марта 2021 - Богослов

Канон Андрея Критского не обязательно читать исключительно в храме. Делать это можно даже дома. Необходимо вникать в стихи, стараться понять их суть, толковать. В сети можно найти их перевод на русский из церковного славянского языка.

Когда у верующих начинается Великий пост перед Пасхой в 2021 году

Не надо перечитывать сразу все 250 тропарей. В Церкви канон делят на 4 части, ведь неподготовленный человек попросту не выстоит покаянную службу.

Полный текст канона Андрея Критского по дням недели Великого поста

Великий покаянный канон Андрея Критского читают 11-14 марта 2021 - Богослов

Все тропари великого канона Андрея Критского заканчиваются словами:

«Помилуй мя, Боже, помилуй мя».

Это псаломский припев. Читая канон, православный человек раскаивается за свои грехи.

Полный текст канона Андрея Критского.

Лишь покаяние приведет к изменениям в человеческой душе, духовному росту, умеют судить собственные поступки и мысли. Молитвы помогают правильно держать пост.

Канон Великого поста называются именем Андрея Критского, поскольку считается, что именно он написал первоначальный вариант. При этом святой сделал это для собственной души, испытывая личные переживания, раскаиваясь. Затем иные авторы-христиане дополнили канон своими тропарями. Канон Андрея Критского – литургический образец высочайшего уровня.

 Мужской гороскоп на неделю с 15 по 21 марта 2021 года расскажет, кого ждёт успех на работе

Неподготовленным людям сложно поминать суть тропарей, смысл его фраз. Часто встречаются формулировки, которые могут быть восприняты неправильно. Вот их толкование:

  • «плакатися» — обращаться к Господу с покаянием;
  • «преступих» — прегрешение;
  • «изнурил» — истратил;
  • «ниже» — даже ни;
  • «умиления» — печали;
  • «неумытый» — неподкупный («мыто» — дань, подать);
  • «вопиющи» — взывать.

Великий канон Андрея Критского: от отчаяния к надежде — Троицкое благочиние г. Москвы

Великий покаянный канон Андрея Критского читают 11-14 марта 2021 - Богослов

Фото с сайта mitchj.info

В первый понедельник Великого поста (11 марта), на вечерней службе, в полной темноте, все священство храма со свечами в руках под тихое пение хора выходит из алтаря в центр. Так начинается чтение Великого канона Андрея Критского, которое продолжается в Церкви вот уже почти 1200 лет.

Великий канон Андрея Критского называют покаянным. Но нельзя научить тому, чего сам не умеешь. Великий канон — это плод покаяния, который принес Богу святой Андрей.

О событиях Священной истории св. Андрей говорит как о событиях своей жизни, и не находит в ней ни одного грешника, на которого сам не был бы похож.

Но человеку, который отваживается на покаяние — честную, без самооправдания, оценку себя — Господь дает возможность измениться. Этот путь — от отчаяния к надежде — и прославляет Великий канон.

Герои и образы канона

Великий покаянный канон Андрея Критского читают 11-14 марта 2021 - Богослов

Праотеческий чин из церкви Иоанна Златоуста в Коровниках, Ярославль, 1654 год. Фото с сайта skyscrapercity.com

Во время чтения Великого канона мы слышим множество имен, известных и не очень: Адам, Ева, Авель, Каин, Ламех, Хам, Давид, Соломон и т.д. Все это – реальные герои Священного писания, история жизни которых нам здесь приоткрывается. Но не это – главное.

  • «Ключ» к пониманию канона Андрея Критского в том, чтобы в библейских героях, в их падениях и подвигах увидеть свое падение и возможность восстания.
  • Святой Андрей рассказывает историю мира, отпавшего и возвращающегося к Богу, которая в то же время есть история души каждого из нас.
  • Потому что каждая душа проходит тем же путем испытаний, стоит перед тем же выбором.
  • Но как же увидеть в героях Библии – самого себя?

Вот мы читаем в самом начале Канона: «Вместо Евы чувственный мысленная ми бысть Ева, во плоти страстный помысл, показуяй сладкая и вкушаяй присно горькаго напоения». («Вместо чувственной Евы восстала во мне Ева мысленная — страстный помысел, обольщающий приятным, но при вкушении всегда напояющий горечью»). Что все это значит?

Пример Евы увлек Адама к греху. Так же каждого из нас влечет к греху мысленная ева – страстный, грешный помысел.

Пока страсть у человека не удовлетворена, он страдает, мучается. С удовлетворением страсти он надеется получить удовольствие, избавление от мучений. Это и обещает душе страстный помысел, толкая ее на грех, как когда-то толкнул он на грех нашу праматерь Еву.

Но как Ева обманулась в надежде получить блаженство от запретного плода, так обманывается в своих расчетах человек, мечтающий найти в грехе нескончаемую сладость.

Как читать канон

Фото с сайта skyscrapercity.com

Покаянный канон Андрея Критского читается Великим постом два раза: первый раз с понедельника по четверг первой недели Поста (11-14 марта) по частям, и второй раз, полностью, в четверг пятой седмицы Поста, на службе стояния Марии Египетской (11 апреля).

В понедельник, вторник, среду и четверг первой недели Поста читается по девять песен Канона. В конце шестой песни поется кондак: «Душе моя, душе моя, что спиши…» В это время полагается земной поклон.

На Великий канон удобнее приходить со своим текстом с параллельным русским переводом, чтобы следить за ходом чтения в храме, лучше понимая смысл. Можно заранее прочитать канон дома (с переводом). Во время службы чтения Канона в храме гасят свет, поэтому можно заранее купить свечу и зажигать ее во время чтения.

Совет: Если вы хотите понять смысл Покаянного канона и читать про библейских героев как про старых знакомых, без знания Священной истории не обойтись. Ее краткий, но полноценный вариант (с картинками) можно найти в книге прот. Серафима Слободского «Закон Божий».

Андрей Критский работал директором сиротского дома 20 лет

Св. Андрей Критский; современная фреска

Автора Великого покаянного канона, преподобного Андрея, архиепископа Критского (VII) до семи лет считали немым, — до этого возраста он не произнес ни слова. Когда же в семь лет святой Андрей впервые принял Причастие, немота прошла.

В четырнадцать лет святой Андрей поступает в монастырь и вскоре становится известен своей ученостью. Но богословие не мешает практическому милосердию: двадцать лет святой Андрей возглавляет Дом для сирот в Константинополе.

Здесь же он начинает заниматься церковной поэзией. Святого Андрея рукополагают в епископы и назначают на самую далекую кафедру империи — остров Крит.

Почти ссылка становится для епископа, монаха и поэта временем расцвета: на острове он строит не только храмы, но и дома для сирот и стариков, а также пишет каноны почти на все двунадесятые (самые главные) праздники и многие великопостные богослужения, в том числе и дивные песнопения Страстной седмицы.

Запись Великий канон Андрея Критского: от отчаяния к надежде впервые появилась Милосердие.ru.

Дата последнего изменения: 11.03.2019

Новый перевод Великого покаянного канона святого Андрея Критского. Часть I — понедельник первой седмицы Великого поста

ПЕСНЬ ПЕРВАЯ

Ирмос: Помощником и покровителем Он стал мне ради моего спасения; это мой Бог, и я прославлю Его, Бог отца моего, и я превознесу Его, ибо Он славно прославился.

Откуда начну я оплакивать деяния своей жалкой жизни? Какое начало положу, о Христос, нынешней скорбной песни? Но Ты, как милосердный, дай мне оставление прегрешений.

Иди сюда, несчастная душа, вместе с твоею плотью, исповедайся Творцу всего, воздержись, наконец, от прежнего безрассудства и принеси Богу покаянные слезы.

С первозданным Адамом посоревновавшись в преступлении, я увидел себя лишенным Бога и вечного Царства и наслаждения за мои грехи.

Увы, несчастная душа! Почто уподобилась ты первой Еве? Худо посмотрела ты и была жестоко уязвлена, прикоснулась ты к дереву и опрометчиво вкусила ненадлежащей пищи.

  • Вместо осязаемой Евы предстала мне Ева мысленная – во плоти страстный помысел, показывающий сладостное и всегда насыщающий меня ядовитой пищей.
  • Достойно из Эдема изгнан был Адам, как не сохранивший единственную Твою, Спаситель, заповедь; что же тогда будет со мной, постоянно отвергающим Твои животворные слова?
  • Троице: Сверхсущественная Троица, приемлющая поклонение как Единица, сними с меня тяжелое ярмо греха, и, как милосердная, дай мне слезы умиления.
  • Богородице: Богородица, Надежда и Защита воспевающих Тебя, сними с меня тяжелое ярмо греха, и, как Владычица чистая, прими меня, кающегося.
  • ПЕСНЬ ВТОРАЯ
  • Ирмос: Внимай, небо, и я буду говорить, и воспою Христа, от Девы плотью пришедшего.
  • Внимай, небо, и я буду говорить; земля, слушай глас, кающийся Богу и воспевающий Его.
  • Внимай мне, Боже, как милосердный, милостивым Твоим оком и прими мое горячее исповедание.
  • Согрешил я сильнее всех людей, один согрешил пред Тобою; но, о Спаситель, Ты пожалей, как Бог, творение Твое.
  • Изобразив моих страстей безобразие сластолюбивыми стремлениями, испортил я ума красоту.
  • Буря зла меня охватывает, но милосердным мановением Ты, как Петру, и мне руку помощи протяни.
  • Осквернил я плоти моей хитон и замарал, о Спаситель, то, что по образу и по подобию.
  • Омрачил я души красоту страстными наслаждениями и весь ум целиком в прах обратил.
  • Разорвал я первую свою одежду, что исткал мне Творец изначально, и потому лежу наг.
  • Облекся я в рваный хитон, что исткал мне змий своим советом, и вот – стыжусь.
  • Слезы Тебе, милосердный Христос, как блудница, и я предлагаю; смилуйся надо мною, Спаситель, по добросердечию Твоему.
  • Посмотрел я на красоту растения и прельстился умом, и потому лежу наг и стыжусь.
  • Строили мне козни все начальники страстей, продолжая против меня беззаконие свое.
  • Троице: Единого в трех Лицах, Тебя, Бога всех, воспеваю: Отца, и Сына, и Духа Святого.
  • Богородице: Пречистая Богородица Дева, единая всехвальная, моли усердно о том, чтобы нам спастись.
  • ПЕСНЬ ТРЕТЬЯ
  • Ирмос: На непоколебимой скале Твоих, о Христос, заповедей утверди Твою Церковь.
  • Огонь от Господа, о душа, дождем пролив, Господь когда-то сжег землю Содома.
  • В гору, как тот Лот, душа, убегай, и заблаговременно укрывайся в Сигоре.
  • Беги от пожара, душа, беги от сожжения Содома, беги от уничтожения в божественном пламени.
  • Согрешил пред Тобою один я, согрешил больше всех; о Христос Спаситель, не презри меня!
  • Ты Пастырь Добрый: отыщи меня, агнца, и не пренебреги мной, заблудившимся.
Читайте также:  Толкование воскресного евангелия. неделя 28-я по пятидесятнице - богослов

Ты сладкий Иисус, Ты Создатель мой! Тобою, Спаситель, я оправдаюсь.

Признаюсь Тебе Спаситель: согрешил я, согрешил пред Тобою, но отпусти мне грех, прости, как Милосердный.

Троице: О, Троица-Единица, Боже! Спаси нас от заблуждения, от искушений и от неблагоприятных обстоятельств.

Богородице: Радуйся, Бога вместившее чрево, радуйся, престол Господень, радуйся, Матерь Жизни нашей.

ПЕСНЬ ЧЕТВЕРТАЯ

Ирмос: Услышал пророк о пришествии Твоем, Господи, и убоялся, ибо предстояло Тебе родиться от Девы и явиться людям, и сказал он: «Услышал я слух о Тебе, и убоялся». Слава силе Твоей, Господи!

Дел Своих не презри, создание Свое не оставь, праведный Судия. Хоть я один и согрешил, как человек, более всякого человека, Человеколюбец, но Ты, как Господь всех, имеешь власть отпускать грехи.

  1. Приближается конец, о душа, приближается, а ты не задумываешься, не готовишься; время на исходе, восстань: близко при дверях Судия; как сон, как цветок, время жизни бежит, что мы всуе мятемся?
  2. Протрезвись, о душа моя, дела твои, что содеяла, взвесь, и приведи их пред очи твои, и слез твоих капли пролей, скажи откровенно Христу про дела и мысли и оправдайся.
  3. Нет в жизни греха, ни деяния, ни порока, в которых бы я, Спаситель, не погрешил, умом и словом, и произволением, и расположением, и умонастроением, и делом согрешив, как никто иной когда-либо.
  4. Поэтому и осужден, поэтому и обвинен был я, несчастный, своею совестью, мучительнее которой ничего нет в мире; Судия, Избавитель мой и Поручитель, пощади, избавь и спаси меня, раба Твоего.
  5. Лестница, которую видел в древности великий между патриархами, является, о душа моя, примером деятельного пути и гностического восхождения; так что, если желаешь проводить жизнь деятельную и гностическую, и созерцательную, обновись.
  6. Зной дневной терпел по бедности патриарх, и мороз ночной переносил, каждый день кражи совершая, пася, дерясь, рабски служа, чтобы с двумя женами сочетаться.
  7. Двух жен понимай как деятельность и гнозис в созерцании: Лия, как многодетная, это деятельность, Рахиль же, за которую пришлось много потрудиться, – гнозис, ибо без трудов ни деятельность, ни созерцание, о душа, не будут иметь успеха.

Троице: О Тебе, нераздельном по сущности и неслиянном в Лицах едином Троичном Божестве, я богословствую, как о равноцарственном и сопрестольном. Громко пою Тебе песнь великую, в небесах троекратно воспеваемую.

Богородице: И рождаешь Ты, и сохраняешь девственность, и в обоих случаях остаешься Девой по естеству. Рожденный дает природе новые законы, и чрево не рождающее рождает. Где того хочет Бог, там преодолевается природный порядок, ибо творит Он все, что хочет.

ПЕСНЬ ПЯТАЯ

Ирмос: Просыпаясь ночью до рассвета, молю Тебя, Человеколюбец, просвети и наставь меня повелениями Твоими, и научи меня, Спаситель, совершать волю Твою.

В ночи я проводил всегда жизнь свою, ибо мраком и глубокой мглой стала для меня ночь греха. Но сыном дня, Спаситель, покажи меня.

Рувиму подражая, несчастный, осуществил я беззаконное и преступное намерение по отношению к Всевышнему Богу, осквернив ложе свое, как тот отцовское.

Исповедаюсь Тебе, Христос Царь: согрешил я, согрешил, как согрешили прежде братья Иосифа, чистоты плод продавшие и целомудрия.

Родными праведная душа была связана, продан был в рабство кроткий, прообразуя Господа. Ты же, душа, сама целиком продалась порокам своим.

  • Иосифа праведному и целомудренному уму подражай, несчастная и жалкая душа, и не бесчинствуй в неразумных похотях, постоянно преступая закон.
  • Если и во рву обитал некогда Иосиф, Владыка Господи, то прообразуя погребение Твое и Воскресение; я же что Тебе и когда таковое принесу?
  • Троице: Тебя, Троица, славим, Единого Бога: Свят, свят, свят Ты – Отец, Сын и Дух – простая сущность, непрестанно поклоняемая Единица.
  • Богородице: Из Тебя, нетленная, незамужняя Матерь-дева, Бог, века сотворивший, в мой облекся состав и соединил с Собой человеческую природу.
  • ПЕСНЬ ШЕСТАЯ
  • Ирмос: Возопил я от всего сердца моего милосердному Богу, и Он услышал меня из глубочайшего ада и жизнь мою вывел из погибели.
  • Слезы, Спаситель, очей моих из глубины стенания я искренне приношу, в то время как сердце мое кричит: «Боже, я согрешил пред Тобою, будь милостив ко мне!»

Уклонилась ты, душа, от Господа своего, как Дафан и Авирон; но от всего сердца кричи: «Пощади!» – чтобы пропасть земная тебя не покрыла.

  1. Как телица рассвирепевшая, уподобилась ты, душа, Ефрему; но как серна из сетей, спаси жизнь свою, окрылив себя умом, деятельностью и созерцанием.
  2. Рука Моисея да уверит нас, душа, в том, что может Бог прокаженную жизнь убелять и очищать; и не отчаивайся насчет себя, хоть ты и прокаженная.
  3. Троице: «Я есмь несложная, нераздельная Троица, различающаяся по Лицам, и Я – Единица, соединенная по природе», – говорит Отец и Сын, и божественный Дух.
  4. Богородице: Твоя материнская утроба Бога нам родила, наш образ принявшего, но как Создателя всего моли Его, Богородица, да Твоими ходатайствами оправдаемся.

Кондак: Душа моя, душа моя, восстань, что ты спишь? Конец приближается, и ждет тебя смущение. Так что приди в себя, чтобы пощадил тебя Христос Бог, повсюду сущий и все наполняющий.

ПЕСНЬ СЕДЬМАЯ

Ирмос: Согрешили мы, беззаконничали, поступали неправедно перед лицом Твоим, и не соблюли, не сотворили того, что Ты заповедал нам. Но не предай нас окончательно в руки врага, Боже отцов наших!

  • Согрешил я, беззаконничал и отверг заповедь Твою, потому что был воспитан во грехах и еще сам добавил к своим язвам ран; но Ты, как милосердный, помилуй меня, Боже отцов наших!
  • Тайны сердца своего открыл я Тебе, Судии моему: заметь мое смирение, заметь и скорбь мою, обрати внимание на мой нынешний кризис и Сам меня помилуй, как милосердный, Боже отцов наших.
  • Саул некогда, потеряв ослиц отца своего, случайно нашел себе царство и был провозглашен; но смотри, душа, не забывайся, предпочитая свои скотские похоти Царству Христову.
  • Если Богоотец Давид некогда и согрешил двояко, быв ранен стрелой прелюбодейства и поражен копьем возмездия за убийство, то сама ты, душа моя, в мыслях больна такими похотями, что еще хуже дел.

Присоединил Давид некогда беззаконие к беззаконию, примешав к убийству прелюбодеяние, но тут же принес сугубое покаяние. А ты, душа, еще худшие дела соделала, не раскаявшись пред Богом.

Давид некогда составил песнь, в которой он наглядно обличает совершенное им деяние, взывая: «Помилуй меня, ибо согрешил я пред Тобою Единым, Богом всех. Сам очисти меня!»

Троице: О простая, нераздельная и единосущная Троица, Единая Природа! Как Светы и Свет, как Три Святых и Единое Святое воспевается Бог Троица. Но воспой, душа, прославь Жизнь и Жизни – Бога всех.

  1. Богородице: Воспеваем Тебя, благословляем Тебя, поклоняемся Тебе, Богородительница, ибо Ты породила одного из Нераздельной Троицы, Единого Сына и Бога, и Сама открыла нам, живущим на земле, Небеса.
  2. ПЕСНЬ ВОСЬМАЯ
  3. Ирмос: Воспевайте, всякое дыхание и вся тварь, Того, Кого небесные воинства славят, пред Кем трепещут Херувимы и Серафимы, благословляйте Его и превозносите во все века!
  4. Согрешившего помилуй, Спаситель, воздвигни мой ум ко обращению, прими меня, кающегося, сжалься над вопиющим: «Согрешил я пред Тобою одним, беззаконие соделал, помилуй меня!»

Взойдя некогда на колесницу добродетелей, словно на небеса, колесничий Илия возвысился надо всем земным. О его восхождении, о душа моя, размышляй.

Елисей некогда, приняв милоть Илии, получил сугубую благодать от Бога. Ты же, о душа моя, не приобщилась этой благодати из-за невоздержания.

Течение Иордана благодаря милоти Илии расступилось некогда перед Елисеем туда и сюда. Ты же, о душа моя, не приобщилась этой благодати из-за невоздержания.

Сонамитянка некогда с добрым расположением оказала гостеприимство праведнику, а ты, душа, не ввела в свой дом ни чужестранца, ни путника. За это ты будешь извержена вон из брачного чертога с рыданиями.

Ты нечистому нраву Гиезия всегда подражала, несчастная душа. Так хотя бы в старости отбрось его сребролюбие, избегай огня гееннского, отступив от своих злых дел.

Троице: О безначальный Отец, Сын собезначальный, Утешитель благой, Дух правый! О Слова Божия Родитель, Отца безначального Слово, Дух живой и созидающий! О Троица-Единица, помилуй меня!

Богородице: Словно из пурпура, Пречистая, мысленная багряница Эммануила – плоть – внутри чрева Твоего соткалась; поэтому мы Тебя, Богородицу, истинно почитаем.

Читайте также:  Притча про сеятеля - богослов

ПЕСНЬ ДЕВЯТАЯ

Ирмос: Неизъяснимо рождение от зачатия без семени; непорочна беременность безмужней Матери. Ибо рождение Бога обновляет законы природы. Потому во всех поколениях мы Тебя, как Богоневесту-Матерь, православно величаем.

Ум изранен, тело расслаблено, болен дух, слово ослабело, жизнь омертвела, конец при дверях. Поэтому, несчастная душа моя, что будешь делать, когда Судия придет испытать дела твои?

Моисеево происхождение мира привел я тебе, о душа, и все его канонические Писания, повествующие о праведных и неправедных, из которых ты, душа, подражала вторым, а не первым, согрешив против Бога.

Закон обессилел, не действует Евангелие, и все Писание у тебя в пренебрежении: пророки потеряли силу и всякое слово праведника. Язвы твои, о душа, умножились без исцеляющего тебя врача.

Из Нового Писания привожу тебе примеры, побуждающие тебя, душа, к сокрушению. Итак, праведным поревнуй, а от грешных отвращайся, и умилостивь Христа молитвою, постом и чистотой, и скромностью.

Христос вочеловечился, призвав к покаянию разбойников и блудниц. Душа, покайся: дверь Царства уже открыта, и прежде тебя входят в него фарисеи и мытари, и прелюбодеи кающиеся.

Христос вочеловечился, по плоти уподобившись мне, и добровольно исполнил все свойственное природе, кроме греха, тебе, душа, показывая пример и образ Своего снисхождения.

Христос волхвов спас, пастырей созвал, множество младенцев явил мучениками, прославил старца и престарелую вдову. Но их деяниям и жизни ты не подражала, о душа, так что горе тебе, когда будешь судима.

После сорока дней поста в пустыне Господь наконец взалкал, демонстрируя человеческую природу. Душа, не отчаивайся! Если атакует тебя враг, то молитвою и постом от ног твоих да отразится.

Троице: Отца прославим, Сына превознесем, божественному Духу с верой поклонимся, Троице нераздельной, Единице по сущности, как Свету и Светам, Жизни и Жизням, оживотворяющей и просвещающей весь мир.

Богородице: Град Твой сохраняй, Богородительница Пречистая, ибо Твоею силою верно царствуя, в Тебе находит он и укрепление, и с Твоею помощью побеждая, прогоняет всякое искушение, и обирает неприятелей, и управляет подданными.

Андрею: О досточтимый и всеблаженный отец Андрей, пастырь Крита! Не переставай молиться о воспевающих тебя, да избавимся мы, верно чтущие твою память, от всякого гнева и скорби, и гибели, и согрешений безмерных.

Перевод Романа Яшунского

Покаянный канон. День первый: светлая печаль на пути к вечной жизни

О первом дне Покаянного канона.

Наконец насупила святая Четыредесятница. Впереди нас ждет большой путь. Мы набираемся сил, терпения и желания хорошенько потрудиться, но люди мы ленивые, особенно в отношении духовной жизни, потому Церковь помогает нам скорее преодолеть раскачку и, наконец, начать делать что-то конкретное. Этим «конкретным» и является Великий покаянный канон свят. Андрея Критского.

К тексту канона мы еще вернемся, а сейчас мне хотелось бы сказать вот о чем. Пост – это всегда ограничения: продуктовые ли, в удовольствиях ли – но ограничения. Любые ограничения, особенно в духовной жизни, требуют немалых трудозатрат, а потому нам их несильно хочется на себя накладывать.

Всегда будет проще в одиночку перекопать гектар земли или разгрузить машину кирпича, чем хотя бы полчаса внимательно, неспешно и сосредоточено помолиться. Это признак нашей глубокой испорченности, а потому пост мы практически всегда воспринимаем в отрицательных категориях.

Правильно поймите меня: не в плохих, а именно в отрицательных, т.е. нельзя делать то, нельзя делать это.

Все постовые запреты и ограничения – лишь внешний, формальный слой, но есть в посте нечто более глубокое и важное, без чего правила действительно становятся лишь отвлеченной, безжизненной формальностью.

Этой важной неотъемлемой частью всего покаянного пути является, как писал отец Александр Шмеман, тихая, светлая печаль. Постепенно она разрастается и заполняет всю атмосферу поста.

Да, мы грешны, да, мы глубоко больны злом, но мы и становимся на борьбу со всеми нашим пороками ради радостной цели, ради восстановления утраченного общения с Богом, ради стяжания любви. А ведь именно цель во многом определяет наши внутренние мотивы, задает ритм духовной жизни.

Нам горько от того, что человечество утратило блаженство, разорвало связь со Своим Творцом, с Источником бессмертных благ.

Нам должно быть горько от того, что каждый из нас, своими собственными поступками только усугубляет и так немалую пропасть, разверзнувшуюся между Богом и человеком, но у нас есть возможность вернуться. Без покаяния, без пролития слез возвращение невозможно, но само по себе – оно лишь путь, пройдя который мы войдем в радость Отца Небесного (Мф. 25, 21).

Канон свят. Андрея Критского буквально пропитан горечью, однако есть в нем и та светлая печаль, без которой все постовые усилия утратили бы свое значение.

«Пресущественная Троица, Которой мы поклоняемся в одном Существе, сними с меня тяжкое бремя греховное и по Своему милосердию, даруй мне слезы умиления», – слышим мы в первой песни.

От чего могут пролиться слезу умиления? Не от того ли, что Бог, только на основании нашей искренней раскаянности, одним Своим мановением может снять весь тот груз зла, который мы постоянно таскаем с собой.

Великопостные богослужения довольно монотонны, они длиннее обычного. В будние дни мы привыкли отдыхать после трудового дня, но в посту, мы себе позволяем эту слабость намного реже.

Как бы ни устали, мы все равно идем в храм, пытаемся сосредоточиться на словах молитвы, кладем поклоны – и все ради того, чтоб в такой неспешности ощутить глубину происходящего, проникнуться печалью о собственной жизни, но печалью ведущей к Свету вечности.

«Воззри на меня Боже, Спаситель мой, милостивым Твоим оком и прими мою пламенную исповедь, – слышим мы слова свят. Андрея и чуть далее он продолжает – отобразив в себе безобразие моих страстей, сластолюбивыми стремлениями исказил я красоту ума».

С одной стороны мы видим указание на безобразные страсти, с другой – на искаженную красоту ума. Безобразие только и возможно когда есть Образ и исказить что-то можно только тогда, когда есть чему искажаться.

Покаяние – это восстановление, врачевство, возможность залечить раны даже без рубцов. Любое тяжкое увечье тела никогда не проходит бесследно, до конца жизни оно будет напоминать человеку о себе. Но с любящим Богом все иначе.

Тот урон, который человечество нанесло себе грехопадением и который продолжает наносить все новыми и новыми преступлениями не сравнится ни с какой болезнью и ни с какой травмой. Последствия его ужасны – это смерть. «Моисеева рука да убедит нас, душа, как Бог может убелить и очистить прокаженную жизнь», – говорит свят.

Андрей в шестой песни, отсылая нас к событиям, где кисть пророка побелела от проказы, когда он ее засунул за пазуху, и точно таким же действием тотчас исцелилась (Исх. 4, 6-7).

Здесь мы видим указание на чудодействие и всемогущество Божие, способные излечить всякого кающегося грешника, а потому, продолжает обращаться к душе творец канона: «Не отчаивайся сама за себя, хотя ты и поражена проказою». В седьмой песни свят. Андрей прибегает к примеру царя Давида.

Он подчеркивает, что тот совершил страшный двойной грех, к прелюбодеянию присоединив еще и убийство Урии, но вскоре принес искреннее раскаяние, видим свидетельством которого стал 50 псалом. А что мы? А мы, даже и понимая, что Господь всегда готов простить нас, не спешим плакать о своих преступлениях.

Но возможность на исправление пока сохраняется, надежда пока никуда не девается и придает нашей печали о грехах ту самую «светлость»: «Везомый на колеснице Илия, взойдя на колесницу добродетелей, некогда вознесся как бы на небеса, превыше всего земного; помышляй, душа моя, об его восходе», – как напоминание о вечной жизни звучит в восьмой песни канона.

Господь никого не насилует, тот, кто захочет, останется в смерти навечно, но для кающегося грешника Он приготовил лекарство «рассасывающее» любые «рубцы», как бы велики они не были: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2, 9).

В третьей песни свят. Андрей напоминает нам о трагической и страшной участи Содома. Это свидетельство справедливости и правосудия Божьего. Беззаконие целого города не осталось ненаказанным, праведный Господний гнев ждет каждого человека, упорствующего в своих страстях.

Но мы должны помнить, что Бог еще и милосердный. Это Его милосердие и дает нам надежду на исправление, заставляет хоть «наощупь» но все же двигаться в строну вечности и взывать: «Ты – Пастырь Добрый, отыщи меня – агнца, и не презирай меня, заблудившегося».

Видите, какая чудесная для нас новость! Не только мы ищем Бога, но и Он ищет нас.

Давайте снова, в очередной раз, вслушаемся в слова покаянного канона. Величие его, пожалуй, в том и заключается, что он не только наполнен глубокой скорбью о порочности нашей жизни, не только слезами покаяния, но и той светлой печалью, без которой невозможно возвращение к утраченной блаженной Божественной вечности.

Протоиерей Владимир Долгих

Канон Андрея Критского по дням недели Великого поста 2021 года, чем он помогает мирянам

Сегодня, 15 марта 2021 года, начинается Великий пост. Первые дни в православных храмах исполняют канон Андрея Критского. В каждой строке человек обращается к собственной душе, раскаивается за прегрешения, тоскует по Господу, если отдалился от Него из-за грехопадения.

В каноне Андрея Критского 250 песен – тропари. В тексте упомянуты события из Ветхого завета, рассказано о грехах Адама и Евы, рождении Иисуса Христа, разлуке с Ним и тоске по Нему. Встать на истинный путь мирянам помогают молитвы и покаяние.

Правила чтения канона Андрея Критского, когда его перечитывают

Канон Андрея Критского читается на первой неделе Великого поста, первые четыре дня, называемые великой павечерницей. Это чтение частями, а полный текст перечитывают по окончанию поста в пятую неделю вечером в среду. В храмах, в которых проходят Литургии, также проводят службу «Мариино стояние».

Читайте также:  О молитвах, используемых в богослужениях - богослов

При прочтении каждого стиха канона совершают троекратные поклоны. Таки образом, в целом их насчитывают 798. Канон дополняется тропарями Марии Египетской и св. Андрею Критскому.

  Как быстро вернуть мужа в семью с помощью молитвы

Канон Андрея Критского читали христиане, когда происходили различные бедствия.

Теперь же его цель – подготовка к воздержанию в Великий пост. В православных храмах призывают избегать греховных деяний, искренне каяться, чтобы духовно стать ближе к Богу.

Помогают к этом молитвы, смирение и вера. Канон Андрея Критского – это библейские сюжеты.

Песнь 1

Ирмос: Помо́щник и покрови́тель бысть мне во спасе́ние, Сей мой Бог, и просла́влю Его́, Бог отца́ мое­го́, и воз­не­су́ Его́: сла́вно бо просла́вися.

[Помощ­ник и Покро­ви­тель явил­ся мне ко спа­се­нию, Он Бог мой, и про­слав­лю Его, Бога отца мое­го, и пре­воз­не­су Его, ибо Он тор­же­ствен­но про­сла­вил­ся. – Пере­вод Н.И. Кед­ро­ва] (Исх.15:1–2)

При­пев: Поми́луй мя, Бо́же, поми́луй мя.

От ю́ности, Хри­сте́, за́поведи Твоя́ преступи́х, всестра́стно небреги́й, уны́нием преидо́х житие́. Те́мже зову́ Ти, Спа́се: поне́ на коне́ц спа­си́ мя.

[С юно­сти, Хри­сте, я пре­не­бре­гал Тво­и­ми запо­ве­дя­ми, всю жизнь про­вел в стра­стях, бес­печ­но­сти и нера­де­нии. Поэто­му и взы­ваю к Тебе, Спа­си­тель: хотя при кон­чине спа­си меня.]

  • Пове́ржена мя, Спа́се, пред вра­ты́ Твои́ми, поне́ на ста́рость не отри́ни мене́ во ад тща, но пре́жде кон­ца́, я́ко Человеколю́бец, даждь ми прегреше́ний оставле́ние.
  • [Повер­жен­но­го пред вра­та­ми Тво­и­ми, Спа­си­тель, хотя в ста­ро­сти, не низ­ринь меня в , как невоз­дер­жан­но­го, но преж­де кон­чи­ны, как Чело­ве­ко­лю­бец, даруй мне остав­ле­ние прегрешений.]
  • Бога́тство мое́, Спа́се, изнури́в в блу­де́, пуст есмь плодо́в благочести́вых, а́лчен же зову́: О́тче щедро́т, предвари́в Ты мя уще́дри.

[Рас­то­чив богат­ство мое в рас­пут­стве, Спа­си­тель, я чужд пло­дов бла­го­че­стия, но, чув­ствуя голод, взы­ваю: Отец Мило­серд­ный, поспе­ши и уми­ло­сер­дись надо мною.] (Лк.15:11–32)

В разбо́йники впады́й аз есмь, помышле́ньми мои́ми, весь от них уязви́хся ны́не, и испо́лнихся ран, но Сам ми предста́в, Хри­сте́ Спа́се, исцели́.

[По помыс­лам моим я чело­век, попав­ший­ся раз­бой­ни­кам; теперь я весь изра­нен ими, покрыт язва­ми, но Ты Сам, Хри­стос Спа­си­тель, при­ди и исце­ли меня.] (Лк.10:30)

Свяще́нник, мя предви́дев ми́мо и́де, и леви́т, ви́дя в лю́тых на́га пре­з­ре́, но из Мари́и возсия́вый Иису́се, Ты предста́в, уще́дри мя.

[Свя­щен­ник, заме­тив меня, про­шел мимо, и левит, видя меня в беде обна­жен­но­го, пре­зрел; но Ты, вос­си­яв­ший от Марии Иису­се, при­и­ди и уми­ло­сер­дись надо мною.] (Лк.10:31–32)

При­пев: Преподо́бная ма́ти Мари́е, моли́ Бо́га о нас.

  Какие молитвы читать за здравие и любовь мужа

  1. Ты ми даждь светоза́рную благода́ть от Боже́ственнаго свы́ше промышле́ния, избежа́ти страсте́й омраче́ния, и пе́ти усе́рдно, тво­е­го́, Мари́е, жития́, кра́сная исправле́ния.

  2. [Даруй мне, Мария, нис­по­слан­ную тебе свы­ше Боже­ствен­ным Про­мыс­лом све­то­зар­ную бла­го­дать – избе­жать мра­ка стра­стей и усерд­но вос­петь пре­крас­ные подви­ги тво­ей жизни.]
  3. Сла­ва, Тро­и­чен: Пресу́щная Тро́ице, во Еди́нице покланя́емая, воз­ми́ бре́мя от мене́ тя́жкое грехо́вное, и я́ко благоутро́бна даждь ми сле́зы умиле́ния.

  4. [Пре­су­ще­ствен­ная Тро­и­ца, Кото­рой мы покло­ня­ем­ся как Еди­но­му Суще­ству, сни­ми с меня тяже­лое бре­мя гре­хов­ное и, как Мило­серд­ная, даруй мне сле­зы уми­ле­ния.]
  5. И ныне, Бого­ро­ди­чен: Богоро́дице, Наде́жде и Предста́тельство Тебе́ пою́щих, воз­ми́ бре́мя от мене́ тя́жкое грехо́вное, и я́ко Влады́чица Чи́стая, ка́ющася при­и­ми́ мя.

  6. [Бого­ро­ди­це, Надеж­да и Помощь всем вос­пе­ва­ю­щих Тебя, сни­ми с меня тяже­лое бре­мя гре­хов­ное и, как Вла­ды­чи­ца Непо­роч­ная, при­ми меня кающегося.]

Песнь 4

  • Ирмос: Услы́ша проро́к прише́ствие Твое́, Го́споди, и убоя́ся, я́ко хо́щеши от Де́вы роди́тися и челове́ком яви́тися, и глаго́лаше: услы́шах слух Твой и убоя́хся, сла́ва си́ле Твое́й, Го́споди.
  • [Услы­шал про­рок о при­ше­ствии Тво­ем, Гос­по­ди, и устра­шил­ся, что Тебе угод­но родить­ся от Девы и явить­ся людям, и ска­зал: услы­шал я весть о Тебе и устра­шил­ся; сла­ва силе Тво­ей, Господи.]
  • Те́ло оскверни́ся, дух окаля́ся, весь острупи́хся, но я́ко врач, Хри­сте́, обоя́ покая́нием мои́м уврачу́й, омы́й, очи́сти, пока­жи́, Спа́се мой, па́че сне́га чисте́йша.
  • [Тело мое осквер­не­но, дух гря­зен, весь я покрыт стру­па­ми, но Ты, Хри­сте, как врач, увра­чуй и то и дру­гое моим пока­я­ни­ем, омой, очи­сти, яви меня чище сне­га, Спа­си­тель мой.]
  • Те́ло Твое́ и кровь Распина́емый о всех положи́л еси́, Сло́ве: те́ло у́бо, да мя обнови́ши; кровь, да омы́еши мя; дух же пре́дал еси́, да мя приведе́ши, Хри­сте́, Тво­е­му́ Роди́телю.
  • [Твое тело и Кровь, Сло­во, Ты при­нес в жерт­ву за всех при рас­пя­тии; Тело – что­бы вос­со­здать меня, Кровь – что­бы омыть меня, и Дух Ты, Хри­сте, пре­дал, что­бы при­ве­сти меня к Тво­е­му Отцу.]

Соде́лал еси́ спасе́ние посре­де́ зем­ли́, Ще́дре, да спасе́мся. Во́лею на Дре́ве распя́лся еси́. Еде́м затворе́нный отве́рзеся, го́рняя и до́льняя тварь, язы́цы вси спасе́ни покланя́ются Тебе́.

[Посре­ди зем­ли Ты устро­ил спа­се­ние, Мило­серд­ный, что­бы мы спас­лись; Ты доб­ро­воль­но рас­пял­ся на дре­ве; Едем затво­рен­ный открыл­ся; Тебе покло­ня­ют­ся небес­ные и зем­ные и все спа­сен­ные Тобою наро­ды.] (Пс.73:12)

Да бу́дет ми купе́ль, кровь из ребр Твои́х, вку́пе и питие́, источи́вшее во́ду оставле́ния, да обою́ду очища́юся, помазу́яся и пия́, я́ко пома́зание и питие́, Сло́ве, живото́чная Твоя́ словеса́.

  Молитвы о Апостоле Евангелисте Тайновидце Иоанне Богослове

[Да будет мне омо­ве­ни­ем Кровь из ребр Тво­их и вме­сте пити­ем, исто­чив­шая остав­ле­ние гре­хов, что­бы мне и тем и дру­гим очи­щать­ся, Сло­ве, пома­зу­ясь и напоя­ясь живо­твор­ны­ми Тво­и­ми сло­ва­ми, как мазью и пити­ем.] (Ин.19:34)

  1. Ча́шу Це́рковь стя­жа́, ре́бра Твоя́ живоно́сная, из ни́хже сугу́быя нам исто­чи́ то́ки, оставле́ния и ра́зума, во о́браз дре́вняго и но́ваго двои́х вку́пе заве́тов, Спа́се наш.
  2. [Цер­ковь при­об­ре­ла себе Чашу в живо­нос­ном реб­ре Тво­ем, из кото­ро­го про­ис­тек нам двой­ной поток остав­ле­ния гре­хов и разу­ме­ния, Спа­си­тель наш, в образ обо­их Заве­тов, Вет­хо­го и Нового.]
  3. Наг есмь черто́га, наг есмь и бра́ка, ку́пно и ве́чери, свети́льник уга­се́, я́ко безъеле́йный, черто́г заключи́ся мне спя́щу, ве́черя снеде́ся: аз же по руку́ и но́гу свя́зан, вон низве́ржен есмь.

[Я лишен брач­но­го чер­то­га, лишен и бра­ка, и вече­ри; све­тиль­ник, как без елея, погас; чер­тог закрыл­ся во вре­мя мое­го сна, вече­ря окон­че­на, а я, свя­зан­ный по рукам и ногам, извер­жен вон.] (Мф.25:1–13. Лк.12:35–37; 13:24–27; 14:7–24)

Сла­ва, Тро­и­чен: Неразде́льное существо́м, несли́тное Ли́цы, богосло́влю Тя, Тро́ическое Еди́но Боже­ство́, я́ко Единоца́рственное и Сопресто́льное, вопию́ Ти песнь вели́кую, в вы́шних трегу́бо песносло́вимую.

[Нераз­дель­ным по суще­ству, нес­ли­ян­ным в Лицах бого­слов­ски испо­ве­дую Тебя, Тро­ич­ное Еди­ное Боже­ство, Соцар­ствен­ное и Сопре­столь­ное; воз­гла­шаю Тебе вели­кую песнь, в небес­ных оби­те­лях трое­крат­но вос­пе­ва­е­мую.] (Ис.6:1–3)

И ныне, Бого­ро­ди­чен: И ражда́еши, и де́вствуеши, и пребыва́еши обою́ду естество́м Де́ва, Рожде́йся обновля́ет зако́ны есте­ства́, утро́ба же ражда́ет неражда́ющая. Бог иде́же хо́щет, побежда́ется есте­ства́ чин, твори́т бо, ели́ка хо́щет.

[И рож­да­ешь Ты, и оста­ешь­ся Девою, в обо­их слу­ча­ях сохра­няя по есте­ству дев­ство. Рож­ден­ный Тобою обнов­ля­ет зако­ны при­ро­ды, а дев­ствен­ное чре­во рож­да­ет; когда хочет Бог, то нару­ша­ет­ся поря­док при­ро­ды, ибо Он тво­рит, что хочет.]

Песнь 3

  • Ирмос: Утвер­ди́, Го́споди, на ка́мени за́поведей Твои́х подви́гшееся се́рдце мое́, я́ко Еди́н Свят еси́ и Госпо́дь.
  • [Утвер­ди, Гос­по­ди, на камне Тво­их запо­ве­дей поко­ле­бав­ше­е­ся серд­це мое, ибо Ты один Свят и Господь.]
  • Благослове́ния Си́мова не насле́довала еси́, душе́ окая́нная, ни простра́нное одержа́ние, я́коже Иа́фет име́ла еси́ на зем­ли́ оставле́ния.
  • [Симо­ва бла­го­сло­ве­ния не насле­до­ва­ла ты, несчаст­ная душа, и не полу­чи­ла, подоб­но Иафе­ту, обшир­но­го вла­де­ния на зем­ле – отпу­ще­ния грехов.]
  • От зем­ли́ Харра́н изы́ди от гре­ха́, душе́ моя́, гря­ди́ в зе́млю точа́щую присноживо́тное нетле́ние, е́же Авраа́м насле́дствова.

[Уда­лись, душа моя, от зем­ли Хар­ран – от гре­ха; иди в зем­лю, исто­ча­ю­щую веч­но живое нетле­ние, кото­рую насле­до­вал Авра­ам.] (Быт.12:1–7)

Авраа́ма слы́шала еси́, душе́ моя́, дре́вле оста́вльша зе́млю оте́чества, и бы́вша прише́льца, сего́ произволе́нию подража́й.

[Ты слы­ша­ла, душа моя, как в древ­но­сти Авра­ам оста­вил зем­лю оте­че­скую и сде­лал­ся стран­ни­ком; под­ра­жай его реши­мо­сти.] (Быт.12:1–7)

У ду́ба Мамври́йскаго учреди́в патриа́рх А́нгелы, насле́дствова по ста́рости обетова́ния лови́тву.

[Уго­стив Анге­лов под дубом Маврий­ским, пат­ри­арх на ста­ро­сти полу­чил, как добы­чу, обе­щан­ное.] (Быт.18:1)

Исаа́ка, окая́нная душе́ моя́, разуме́вши но́вую же́ртву, та́йно всесожже́нную Го́сподеви, подража́й его́ произволе́нию.

[Зная, бед­ная душа моя, как Иса­ак при­не­сен таин­ствен­но в новую жерт­ву все­со­жже­ния Гос­по­ду, под­ра­жай его реши­мо­сти.] (Быт.22:2)

Исма́ила слы́шала еси́, трезви́ся, душе́ моя́, изгна́на, я́ко рабы́нино отрожде́ние, виждь, да не ка́ко подо́бно что постра́ждеши ласкосе́рдствующи.

[Ты слы­ша­ла, душа моя, что Изма­ил был изгнан, как рож­ден­ный рабы­ней, бодр­ствуй, смот­ри, что­бы и тебе не потер­петь бы чего-либо подоб­но­го за сла­до­стра­стие.] (Быт.21:10–11)

  1. При­пев: Преподо́бная ма́ти Мари́е, моли́ Бо́га о нас.
  2. Содержи́мь есмь бу́рею, и треволне́нием согреше́ний, но сама́ мя, ма́ти, ны́не спа­си́, и к приста́нищу Боже́ственнаго покая́ния возведи́.
  3. [Окру­жен я, матерь, бурей и силь­ным вол­не­ни­ем согре­ше­ний, но ты сама ныне спа­си меня и при­ве­ди к при­ста­ни­щу Боже­ствен­но­го покаяния.]
  4. При­пев: Преподо́бная ма́ти Мари́е, моли́ Бо́га о нас.
  5. Ра́бское моле́ние и ны́не, преподо́бная, прине́сши ко благоутро́бней моли́твами твои́ми Богоро́дице, отве́рзи ми Боже́ственныя вхо́ды.
  6. [Усерд­ное моле­ние и ныне, пре­по­доб­ная, при­не­ся к уми­ло­стив­лен­ной тво­и­ми молит­ва­ми Бого­ро­ди­це, открой и для меня Боже­ствен­ные входы.]
  7. Сла­ва, Тро­и­чен: Тро́ице Про́стая, Несозда́нная, Безнача́льное Есте­ство́, в Тро́ице пева́емая Ипоста́сей, спа­си́ ны ве́рою покланя́ющияся держа́ве Твое́й.
  8. [Тро­и­ца Несо­став­ная, Несо­здан­ная, Суще­ство Без­на­чаль­ная, в тро­ич­но­сти Лиц вос­пе­ва­е­мая, спа­си нас, с верою покло­ня­ю­щих­ся силе Твоей.]
  9. И ныне, Бого­ро­ди­чен: От Отца́ безле́тна Сы́на, в ле́то Богороди́тельнице неискусому́жно роди­ла́ еси́, стра́нное чу́до, пребы́вши Де́ва доя́щи.
  10. [Ты, Бого­ро­ди­тель­ни­ца, не испы­тав­ши мужа, во вре­ме­ни роди­ла Сына от Отца вне вре­ме­ни и – див­ное чудо: питая моло­ком, пре­бы­ла Девою.]

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *