Великий вторник страстной седмицы в проповедях — богослов

Великий вторник страстной седмицы в проповедях - Богослов

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

В день Великого вторника святая Церковь вспоминает Евангельскую притчу “О десяти девах”, сказанную Иисусом Христом в последний день Своего поучения в Иерусалимском храме.

Приближалось время страданий Спасителя. Господь об этом знал и дух Его томился.

Святейший Патриарх Кирилл произнес в Великий вторник проповедь, где затронул обе обозначенные нами темы:

Великий вторник страстной седмицы в проповедях - Богослов

Дорогие братья и сестры!

Хотел бы всех вас приветствовать и поздравить с Великим Вторником — днем, когда мы вспоминаем особо сильные, вдохновенные слова Спасителя, которые Он произнес накануне Своих страданий. Он, конечно, знал и говорил апостолам, что Ему надлежит умереть.

Как ведет себя человек накануне смерти, если он точно знает, что умрет? Наверное, все второстепенное уходит в сторону; мысли и слова — только о самом главном.

Хотя все, что говорил Спаситель, было главным для жизни людей, но слова, которые Он произнес накануне Своих страданий, — самые главные из главных. Он говорил о том, что жизненно необходимо знать каждому человеку.

И вторник Страстной седмицы посвящается воспоминанию о тех евангельских повествованиях, о тех словах, о тех притчах Спасителя, которые связаны с концом человеческой жизни и с концом человеческой истории.

Святой Василий Великий, размышляя на тему конца света, говорил, что конец света, по всей вероятности, не будет скоро. Но это не имеет никакого значения для верующего человека, потому что его собственный конец может наступить в любой момент его жизни.

И потому слова Спасителя, связанные с концом человеческой истории, мы должны воспринимать не только в эсхатологической, может быть, отдаленной перспективе. Эти слова мы должны примерить к самим себе, потому что конец мира для каждого из нас — не за горами.

Что означают пять, десять, пятнадцать, двадцать, тридцать, сорок или пятьдесят лет? Люди, которые уже прожили это время, могут свидетельствовать, что оно пронеслось мгновенно. Жизнь человека скоротечна, и потому в каждый момент своей жизни мы как бы стоим на пороге вечности, на пороге второго пришествия для нас лично, потому что мы предстанем пред Богом после нашей смерти.

Вот почему и Евангельские повествования сегодняшнего дня (Мф. 22:15-23:39, Мф. 24:36-26:2), связанные с кончиной мира, одновременно ориентируют мысль человека на его собственную кончину и говорят о действительно самом важном — о том, что явится «пропуском» для человека в жизнь вечную, в Царство Небесное.

Среди сегодняшних повествований хотелось бы остановиться на притче о десяти девах. Во-первых, больше всего святоотеческих толкований, связанных с сегодняшним днем, касаются этой притчи, что совершенно неслучайно.

Размышляя о том, что мне сегодня сказать вам, я стал перелистывать святоотеческие творения, связанные с Евангелием сегодняшнего дня, и обратил внимание на удивительные слова Василия Великого. Иногда очень важные детали евангельского повествования как-то проходят мимо нас.

Но святой Василий Великий, сказав о значении для каждого из нас собственной смерти как конца света, ориентирует наши мысли на самое главное.

Великий вторник страстной седмицы в проповедях - Богослов

И, продолжая эти размышления, святитель Иоанн Златоуст говорит, что одной добродетели недостаточно.

А если применить его слова к нашей современной жизни, — а поскольку мы с вами совершили сегодня службу в стенах обители, — к монашеской жизни, то становится ясно, что абсолютно недостаточно одной добродетели отречения от мира.

И не только условного отречения от мира, при наличии современных всепроникающих средств информации, но даже полного отречения от мира недостаточно для спасения, как была недостаточна для спасения немудрых дев плотская чистота.

Необходимы добрые дела. Поэтому ни священный сан, ни монашеский постриг автоматически нас не спасают, даже если мы живем по всем правилам иноческой жизни, полностью себя отдавая служению Господу, не имея ничего личного, стараясь всеми силами сохранять себя в целомудрии и в чистоте. Даже этого недостаточно для спасения — нужен елей в светильнике, нужны добрые дела.

Вот почему сегодня Церковь, обращаясь к монашествующим, к монастырям, так настаивает на том, чтобы монашеские общины были лидерами в совершении добрых дел. Чтобы ни один монашествующий не прикрывался своим клобуком или мантией, думая, что их достаточно для спасения. Недостаточно, ибо по слову Иоанна Златоуста, одной добродетелью человек спастись не может.

Притча о десяти девах прямо адресуется, в первую очередь, к монашествующим.

И, уразумев эту притчу через замечательное ее толкование святителем Иоанном Златоустом, будем стараться всеми силами совершать добрые дела, о которых сегодня сказано в Евангелии: «Ибо Я алкал, и вы накормили Меня. Жаждал, и вы напоили Меня. Был странником, и вы приняли Меня.

Был наг, и вы одели Меня. Болен был, и вы посетили Меня. В темнице был, и вы пришли ко Мне».

Давайте эти заключительные слова сегодняшнего Евангелия примем на свой счет и спросим, часто ли мы кормим голодных? Часто ли мы помогаем человеку в крайней нужде? Часто ли мы одеваем людей, посещаем их в скорбях, протягиваем руку помощи? Более того: часто ли мы о них думаем? И если этого не происходит, то, как не спасло неразумных дев их целомудрие, так и монашествующих не спасут монашеские одежды и данные ими обеты.

Мы призываемся к интенсивной духовной жизни, в центре которой — совершение реальных добрых дел. Не таких, которые сегодня любят совершать люди, громогласно о них говоря, а тех дел, которые Господь призвал нас совершать втайне (см. Мф. 6:3). Именно такой елей и способен поддерживать огонь в светильниках нашей духовной жизни.

Всех вас еще раз поздравляю с Великим Вторником.

Великий вторник страстной седмицы в проповедях - Богослов

  • Настал Великий Вторник
  • Великий вторник страстной седмицы в проповедях - Богослов
  • Великий вторник страстной седмицы в проповедях - Богослов
  • Великий вторник страстной седмицы в проповедях - Богослов

​О Великом вторнике Страстной седмицы

Великий вторник страстной седмицы в проповедях - Богослов Распечатать

public domain

Сегодня христиане вспоминают день, когда Иисус Христос в Иерусалимском храме рассказал ученикам о Своем втором пришествии и поведал притчи о десяти девах и о талантах.

На утрени Великого вторника Церковь вспоминает события, описанные у евангелиста Матфея в 22-й и 23-й главах. Содержание службы заимствовано из притч о десяти девах, о талантах и из продолжения повествования о втором пришествии Христовом.

Ночь на вторник Иисус Христос также провел в Вифании, а утром опять пришел во храм Иерусалимский и много учил во храме и вне храма. Первосвященники и старейшины, слыша притчи Его и понимая, что Его обличения относятся к ним, хотели схватить Его. Но напасть на Него открыто они боялись: народ почитал Иисуса за пророка.

Изгнание торгующих из Храма и притча о злых виноградарях разозлили представителей иудейской религиозно-политической элиты, фарисеев и саддукеев. Чтобы подорвать авторитет Христа, они подошли к Нему с хитрыми, как им казалось, вопросами-ловушками. 

Первый вопрос звучал так: позволительно ли давать подать кесарю, то есть римскому императору? Если бы Христос ответил положительно, то это дало бы фарисеям повод подорвать Его авторитет в глазах народа.

Во времена Христа в еврейском народе Мессия представлялся как идеальный земной царь, который добьется для евреев независимости и процветания.

Человек, одобривший выплату дани римскому императору, терял в глазах народа мессианское достоинство. 

Если бы Христос ответил отрицательно, Его можно было бы обвинить перед римскими властями в сепаратизме. Ответ Господа поразил вопрошающих и заставил их замолчать. Иисус Христос разделил религию и политику, служение государству и служение Богу, призвав отдавать «кесарю кесарево, а Божие Богу».

Следующий вопрос Христу задали саддукеи. Они отрицали воскресение мертвых и поэтому смоделировали абсурдную семейную ситуацию.

В еврейской семейной практике действовал закон левирата: в случае смерти мужа вдова, если брак был бездетен, обязана была выйти замуж за ближайшего родственника своего мужа, чаще всего брата.

Рожденный от этого брака первенец считался ребенком умершего первого мужа. 

Великий вторник страстной седмицы в проповедях - Богослов

Саддукеи изложили ситуацию, когда у женщины по закону левирата было семь мужей, и спросила Христа, чьей женой она будет после воскресения? Подобная ситуация в принципе была невозможна, поскольку суеверные евреи не стали бы жениться на женщине, у которой уже умерло двое мужей. 

Христос указал саддукеям, что после воскресения из мертвых старые формы взаимоотношений между людьми отомрут. Жизнь людей будет подобна жизни ангелов, которые не знают дружбы и семейных уз.

Третьим вопрос Христу адресовал законник. Законниками в Иудее назывались люди, которые специализировались на изучении и толковании Закона Моисеева. Он спросил Христа о наибольшей заповеди в Законе.

Возможно, этим вопросом законник пытался втянуть Иисуса в богословский спор.

Однако Господь указал на двуединую заповедь о любви к Богу и ближнему, из которой проистекают все остальные заповеди Моисея и наставления пророков.

После этого Христос обратился к начальникам еврейского народа с обличительной речью. Он указывал на то, что, соблюдая внешнюю, во многом показную религиозность, вожди иудейского народа предали забвению фундаментальные основы религиозной жизни — искреннюю веру и милосердие к ближнему. 

Спаситель закончил речь грозными словами, обращенными ко всем жителям Иерусалима, а в их лице — и все иудеям: «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст». 

Иисус знает, что Иерусалим отвергнет своего Мессию и за это подвергнется разорению и опустошению. Пророчество Христа исполнится в 70-м году по Р. Х., когда при подавлении иудейского восстания римлянами город будет полностью разрушен.

Вечером Христос с учениками сидели на склоне Елеонской горы. Апостолы спросили Христа о признаках Его второго пришествия и кончины мира.

Читайте также:  Праздник крещения господня 2021 в тюльгане - богослов

Они были убеждены, что конец мира настанет после разрушения Иерусалима. Господь не дал ученикам прямого ответа на их вопрос. Свои наставления Христос облек в форму притчи.

Он рассказал ученикам четыре притчи: о верном рабе, о десяти девах, о талантах, об овцах и козлищах.

Все притчи объединены общей темой: призывом христиан жить добродетельной жизнью, чтобы они в любой момент были готовы дать ответ Богу о прожитой жизни, как верный и благоразумный раб, которого не застало врасплох неожиданное возвращение его господина. 

Великий вторник страстной седмицы в проповедях - Богослов

В притче об овцах и козлищах Господь дает христианам высочайший мотив для совершения добрых дел — угождение Самому Богу. Тот, кто творит добро, тем самым помогает не только ближнему, но и делает угодное Богу. Для служения Господу и ближнему каждый человек получает от Творца какой-нибудь дар — талант, и задача человека — раскрыть его и использовать для служения в этом мире. 

Притча о талантах повествует о правителе, который, уезжая, раздает своим слугам таланты (древняя мера веса; — Rublev.com) серебра. Слуги пускают серебро в ход и вернувшемуся хозяину возвращают его имущество с прибылью.

Но один слуга, которому достался лишь один талант серебра, закапывает его в землю и правителю возвращает только его, объясняя это тем, что понимал, что хозяин у него все равно все отнимет.

Правитель щедро одарит первых слуг, а последнего жестоко наказывает за нерадение.

Однако совершение добродетелей не является самоцелью христианской жизни. Об этом говорит притча о десяти девах. 

В притче описывается принятый во времена земной жизни Господа Иисуса Христа ритуал, связанный с бракосочетанием. Подруги невесты ожидали ночью прихода жениха. Жених входил, за закрытыми дверями подписывался брачный договор и начинался брачный пир. Те, кто опаздывали встретить жениха, на пир не допускались.

Десять подруг невесты ждут жениха, пятеро засыпают, и у них заканчивается масло в светильниках. В это время должен прийти жених. Они просят других поделиться. Те отказываются, чтобы не остаться самим без масла. Девы с погасшими светильниками убегают, чтобы купить масло, но тем временем двери брачного чертога закрываются, и «неразумные девы» уже не могут туда попасть.

Преподобный Серафим Саровский так пояснял смысл этой притчи: «Некоторые говорят, что недостаток елея у юродивых дев знаменует недостаток у них пожизненных добрых дел. Такое разумение не вполне правильное. Какой же у них недостаток в добрых делах? Ведь девство — наивысшая добродетель, как состояние равноангельское, и могло бы служить заменой, само по себе, всех прочих добродетелей…

Я, убогий Серафим, думаю, что у них именно благодати Всесвятого Духа Божия не доставало. Творя добродетель, девы эти, по духовному своему неразумию, полагали, что в том и дело лишь христианское, чтобы одни добродетели делать. Сделаем мы, де, добродетели и тем, де, и дело Божие сотворили, а до того, получена ли была ими благодать Духа Божия, достигли ли они ее, им и дела не было».

  • Содержание притчи о десяти девах легло в основу тропаря, который исполняется на богослужении в первые три дня Страстной седмицы, — «Се, Жених грядет в полунощи».
  • Во вторник Страстной седмицы совершается Литургия Преждеосвященных Даров.
  • Вечером в Великий вторник последний раз совершается великопостное великое повечерие.
  • Тропарь, глас 8-й:

Се, Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща: недостоин же паки, егоже обрящет унывающа. Блюди убо, душе моя, не сном отяготися, да не смерти предана будеши и Царствия вне затворишися, но воспряни зовущи: Свят, Свят, Свят еси, Боже, Богородицею помилуй нас.

Кондак, глас 2-й:

Час, душе, конца помысливши и посечения смоковницы убоявшися, данный тебе талант трудолюбно делай, окаянная, бодрствующи и зовущи: да не пребудем вне чертога Христова.

Великий Вторник / Православие.Ru

Бодрствуйте, потому что не знаете ни дня ни часа, в который приидет Сын Человеческий. Мф.25, 13

Великий вторник страстной седмицы в проповедях - Богослов Великий Вторник. Притча о десяти девах. Современная греческая фреска     

Ночь на вторник Иисус Христос также провел в Вифании, и во вторник утром опять пришел во храм Иерусалимский и много учил во храме и вне храма (Мф. 24, 1).

Первосвященники и старейшины, слыша притчи Его и понимая, что Он о них говорит, старались схватить Его и убить. Но напасть на Него открыто боялись народа, который почитал Его за пророка (Мф.

21, 46), был в восхищении от учения Его (Мк. 11, 18), слушал Его с услаждением (Мк. 12, 37).

Из Евангельских наставлений, произнесенных Иисусом Христом во вторник, Церковь избрала для назидания верующих в этот день преимущественно притчу о десяти девах, как особенно приличную для времени Великой Седмицы, в которую нам наиболее должно бодрствовать и молиться. Притчею о десяти девах Церковь внушает всегдашнюю готовность к встрече Небесного Жениха целомудрием, милостынею и неотлагательным совершением прочих благих деяний, изображаемых под именем елея, приготовленного мудрыми девами.

Протоиерей Г.С. Дебольский, «Дни богослужения Православной Церкви», т.2

Песнопения из службы во вторник Страстной седмицы Великого Поста

Душевною леностию воздремався, не стяжах, Женише Христе, горяща светильника, иже от добродетелей, и девам уподобихся буим, во время делания глумляся; утробы щедрот Твоих не затвори мне, Владыко, но оттряс мой омраченный сон, возстави, Милостиве, и с мудрыми введи девами в чертог Твой, идеже глас чистый празднующих, и вопиющих непрестанно: Господи, слава Тебе!

«Усыпленный душевною леностию, я не приобрел, Христе-Жених, горящего светильника, который составляют добродетели, и уподобился неразумным девам в своей бессмысленной жизненной деятельности, Владыка! Не закрой для меня любвеобильного сердца Твоего, но, отогнав мой беспросыпный сон, восставь и введи меня с мудрыми девами в Свой чертог, где радостный голос празднующих и взывающих непрестанно: Господи, слава Тебе!»

Стихира

Евангелие от Матфея

Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху. Из них пять было мудрых и пять неразумных. Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла. Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих.

И как жених замедлил, то задремали все и уснули. Но в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему. Тогда встали все девы те и поправили светильники свои. Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут.

А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продавцу и купите себе.

Когда же пошли они прикупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились. После приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! Отвори нам. Он же сказал в ответ: истинно говорю вам, не знаю вас. Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий.

Мф. 25, 1-13

Бодрствуйте!

Дорогие братия и сестры, приближаясь к дням Своих страданий, Господь был особенно близок и откровенен со Своими учениками. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего (Ин. 15, 15), – говорил Спаситель Апостолам.

Теперь он уже не прекровенно, но с особенной ясностью возвещал им о том, что Ему надобно пострадать, чтобы таким образом приготовить их к Своим страданиям: Вы знаете, что через два дня будет Пасха, и Сын Человеческий предан будет на распятие (Мф. 26, 2).

Видя скорбь, охватившую Апостолов, Он утешает учеников обещанием, что не оставит их.

Но вместе с тем Господь не скрывает и того, что и их, и всех вообще христиан ожидает такая же участь, как и Его – их Божественного Учителя: Помните слово, которое Я сказал вам: Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше. Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир (Ин. 15, 20, 18 и 19).

И снова, видя их скорбными, Господь утешает их: В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир. И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, и Сам Я буду с вами до скончания века. Мир оставляю вам, мир Мой даю вам… Да не смущается сердце ваше и да не устрашается (ср.: Ин. 16, 33; 14, 16; ср.: Мф. 28, 20; Ин. 14, 27).

Господь просит своих учеников, чтобы они пребывали в Нем и исполняли Его заповеди, ибо без Него они не могут творить ничего: Пребудьте во Мне, и Я в вас.

Как ветвь не может приносить плода сама собою если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Если пребудете во мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам.

Я иду приготовить место вам. И … прииду опять (Ин. 15, 4, 7; 14, 2, 3).

Господь утешает их, открывая, что за скорбями последует радость, что им уготована награда в Будущем Царстве.

И поскольку учеников Его интересовал вопрос, каким будет Пришествие Господа на землю, то Спаситель возвещает им ту Божественную истину, что в скончание мира Он придет со славою великою судить живых и мертвых и всех веровавших в Него искренно и с покаянием до конца жизни своей пребывших сподобит Царствия Своего, а неверовавших или отвергшихся, без покаяния до конца жизни пребывших, осудит на муку вечную.

Когда это будет? (Мф. 24, 3) – спрашивали ученики. Но Господь отвечал им, что о дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один (Мф. 24, 36).

Таким образом, Священное Писание сохраняет в глубокой тайне и не открывает нам определенно времени Второго пришествия для того, чтобы мы всегда соблюдали себя в чистоте и непорочности и готовы были встретить Господа во всякое время.

Поэтому-то Господь и предостерегает учеников: Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет.

Но как было во дни Ноя, так будет и во дни Сына Человеческого: ели, пили, женились, выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и пришел потоп и погубил всех.

Так будет и в тот день, когда Сын Человеческий явится. Итак, бодрствуйте (Мф. 24, 42; ср.: Лк. 17, 26 и 27, 30; Мф. 25, 13).

В наше время более, чем когда-либо, нужно помнить это предостережение, ибо теперь особенно много дремлющих и спящих.

Душевный сон – это не телесный сон, укрепляющий организм, а напротив, сон нездоровый, болезненная спячка, в которой люди гоняются за суетой и думают, что они живут действительной жизнью, забывая о душе, о Боге и о Будущей Вечной Жизни.

Для того, чтобы глубже напечатлеть в нас чувство опасности, необходимости бодрствования и пробудить нашу совесть от духовной дремоты, Господь рассказал притчу о десяти девах, которую мы слышали в сегодняшнем Евангельском чтении.

Эта притча научает нас тому, чтобы, приняв веру, мы сопровождали ее добрыми делами, которыми только и может поддерживаться наша духовная жизнь. Неразумные девы, вышедшие навстречу Жениху, не приготовили для своих светильников елея добрых дел.

Мудрые же вместе со светильниками запаслись и добрыми делами, чтобы достойно встретить Жениха.

Так и наша жизнь должна вся быть приготовлением к встрече с Господом, а для этого на всем протяжении ее должны мы непрестанно заботиться о приобретении и сохранении живой веры и горячей любви к Богу, Источнику любви, и к ближним.

Заботы века сего затмевают самую существенную заботу и цель нашей жизни – озарение светом Христовым, ее спасение и уготовление к Вечному Царству. Будем трезвиться, чтобы войти в Небесный чертог с мудрыми девами и сподобиться от Господа вечных благ. Аминь.

Архимандрит Кирилл (Павлов)

Великий вторник страстной недели 2020: службы и проповеди

https://sputnik-georgia.ru/20190422/Velikiy-vtornik-strastnoy-nedeli-2019-sluzhby-i-propovedi-245017713.html

Великий вторник страстной недели 2020: службы и проповеди

Великий вторник страстной недели 2020: службы и проповеди

Великий вторник Страстной недели – один из самых главных и содержащих глубокий духовный смысл дней богослужебного года 22.04.2019, Sputnik Грузия

  • 2019-04-22T19:02+0400
  • 2019-04-22T19:02+0400
  • 2020-03-31T13:03+0400

/html/head/meta[@name='og:title']/@content

/html/head/meta[@name='og:description']/@content

https://cdn1.img.sputnik-georgia.com/img/23983/55/239835576_0:79:3071:1815_1920x0_80_0_0_41b5def0a370089d35ad390bfd673f19.jpg

Sputnik Грузия

  1. media@sputniknews.com
  2. +74956456601
  3. MIA „Rosiya Segodnya“

2019

Sputnik Грузия

  • media@sputniknews.com
  • +74956456601
  • MIA „Rosiya Segodnya“

Новости

ru_GE

Sputnik Грузия

  1. media@sputniknews.com
  2. +74956456601
  3. MIA „Rosiya Segodnya“

https://cdn1.img.sputnik-georgia.com/img/23983/55/239835576_0:0:3071:1931_1920x0_80_0_0_c4804f426b39998bf191205ed46b28bd.jpg

Sputnik Грузия

  • media@sputniknews.com
  • +74956456601
  • MIA „Rosiya Segodnya“

Sputnik Грузия

  1. media@sputniknews.com
  2. +74956456601
  3. MIA „Rosiya Segodnya“

справки , религия , календарь религиозных праздников

19:02 22.04.2019 (обновлено: 13:03 31.03.2020)

Великий вторник Страстной недели – один из самых главных и содержащих глубокий духовный смысл дней богослужебного года

В Великий вторник в церквях вспоминают проповеди Иисуса Христа – в частности, последнюю проповедь Спасителя в Иерусалимском храме, о притчах, рассказанных ученикам, о десяти девах и талантах, а также о Своем втором пришествии.

Sputnik Грузия рассказывает о последней проповеди Спасителя и службах, которые проводятся в Великий вторник Страстной недели.

Службы и проповеди

В Великий вторник общая схема служб такая же, как и в Страстной понедельник — содержание службы заимствовано из притчи о десяти девах, о талантах и из продолжения повествования о втором пришествии Спасителя.

На утренней службе в Великий вторник Страстной недели в церквях поют тропарь «Се Жених Грядет» и совершают предпоследнюю в этом году Литургию Преждеосвященных Даров.

  • Во время службы Часов — они проводятся в Великий вторник трижды в день, читается Евангелие – тексты посвящены последней проповеди Спасителя перед народом в Иерусалимском храме, где тема обличения фарисеев и книжников занимает главное место.
  • Христос, обличая фарисеев и книжников в лицемерии и корыстолюбии, говорил людям о губительности лицемерия и лжи правителей, считавших себя Богами.
  • В Великий вторник фарисеи, чтобы искусить Иисуса, задают ему провокационный вопрос, нужно ли иудеям платить кесарю подать или нет.
  • Попросив принести римскую монету с изображением кесаря, Иисус велел отдать кесарево кесарю, а Божье Богу, так как никто не в силах воздействовать на Божью власть.
  • Последняя проповедь Иисуса в Великий вторник Страстной недели переполнила чашу зависти к Спасителю и утвердила ненавидящих Иисуса в решении Его уничтожить.

В проповеди Великого вторника есть притча о десяти девах — именно к ней отсылает тропарь «Се Жених Грядет». Согласно сказанию, десять подруг невесты ждут жениха. Пять из них заранее приготовили к встрече масло для светильников, а у остальных оно заканчивается.

Великий вторник страстной седмицы в проповедях - Богослов

Девушки убегают, чтобы купить масло, но тем временем двери брачного чертога закрываются, и они туда попасть уже не могут.

Второе сказание Великого вторника Страстной недели повествует о правителе, который, уезжая, раздает по таланту серебра своим слугам. Слуги пускают серебро в ход и вернувшемуся хозяину возвращают его имущество с прибылью.

Один из слуг, закопав деньги в землю, возвращает хозяину только один талант, объясняя тем, что понимал, что правитель все у него отнимет. Хозяин, щедро одарив первых слуг, нерадивого жестоко наказывает.

Обе притчи касаются темы Второго Пришествия Христова и предупреждают христиан об огромной ответственности за каждый жизненный поступок.

Размышления о десяти девах, талантах и Судном дне разворачиваются в полной силе на вечерней службе Великого вторника Страстной недели.

Иисус Своими пророчествами в Великий вторник призывал к духовной бодрости и укреплению внутренней нравственности Своих учеников и через них всех людей. Так как второе пришествие Христа, смерть человека и Страшный суд могут произойти в любой момент.

Материал подготовлен на основе открытых источников

Великий Вторник Страстной седмицы Великого поста 3 апреля 2018 года

Великий вторник страстной седмицы в проповедях - Богослов

Служба в церкви заимствована из Евангельских притч о десяти девах, благоразумном и неверном рабах. Во время службы в Великий Вторник священники призывают свою паству к духовному самосовершенствованию, укреплению веры, направлению всех душевных и физических сил на благие дела и благотворительность.

О проповеди иисуса христа в иерусалимском храме в страстной вторник

Утром в Великий Вторник  Иисус Христос вошел в Иерусалимский храм и стал проповедовать последний раз перед своими соплеменниками иудеями. В проповеди своей Христос обличал в двуличии, лицемерии и корыстолюбии первосвященников – фарисеев и книжников. Христос в Страстной Вторник указывал простым иудеям на греховность их бытия, порицании заветов Божьих иудейскими вождями.

Фарисеев и книжников в проповеди в Великий Вторник он сравнивал с детьми гадюк, которые, согласно древним верованиям, якобы прогрызали чрево своих родителей дабы появиться на свет, со слепыми царями и крашенными горбами. Христос этими сравнениями показывал насколько губительно и ужасно проповедовать искреннюю любовь к Богу, а на деле, используя маску лицемерия, считать себя Богами. Именно такими были фарисеи.

Фарисеи и книжники испытывали зависть к Христу после того, как Спаситель воскресил чудесным образом своего ближайшего друга Лазаря. Иудеи поверили Иисусу и уверовали в него.  Фарисеи и книжники приняли решение умертвить Христа и искали подходящий для этого случай. Именно таким случаем стала проповедь Христа в Иерусалимском храме в Великий Вторник.

Итак, Христос открыто порицает стремление фарисеев и книжников к богатству и славе, хотя фарисеи считают себя ревностными хранителями ветхозаветных законов.

В ответ на справедливые упреки Христа в Великий Вторник, фарисеи начинают льстить Спасителю и задают провокационный вопрос о том, нужно ли платить иудеям подать кесарю или нет. Провокация заключалась в самом ответе.

Если ответ да, то Христа можно было представить предателем своих соплеменников и пособником римлян, если ответ нет, тогда представить его как бунтаря против действующей власти кесаря. Тогда Христос попросил принести ему римскую монету и изображением кесаря и повелел отдать кесарю кесарево, а Богу Божье.

Тем самым Христос своей мудростью победил очередной порок фарисеев – лукавство. Глубина мудрости ответа заключалась в том, что земная власть только от человека, но никто не вправе и не в силах воздействовать на Божью власть, будь то кесарь или иной властитель.

Проповедь свою в Великий Вторник Христос заканчивает с горечью и сожалением, что все его старания не принесли пользы, ибо люди сами не верят в своего Спасения. Иисус безмерно скорбит об этом, предрекая скорое падение Иерусалима, но по-прежнему любит каждого человека несмотря на их грешность бытия.

Выйдя из храма, Спаситель обратился к апостолам, что вскоре храм будет разрушен. Так и вышло. В 70 году римский император Тит завоевал Иерусалим и стер с лица земли Иерусалим. Потому среди остальных дней Страстной недели Великий Вторник столь примечателен — Христос в этот день указал людям должный путь.

Также Спаситель предсказал судьбу всего мира и свое Второе пришествие. Своими пророчествами в Великий Вторник Христос призывал апостолов и через них всех людей к духовной бодрости, укреплению внутренней нравственности, ибо Второе пришествие Спасителя, смерть человека и Страшный суд могут произойти в любой момент.

Притчи о неверном и благоразумном рабах и десяти девах

Во время служб в Великий Вторник вспоминается еще одна часть проповеди Иисуса Христа, в которой он использовал притчи о десяти девах, а также о благоразумном и неверном рабах.

Десять дев ожидали прибытия жениха. Благоразумные пять дев заранее приготовили к встрече масло для светильников. Остальные девы понадеялись, что ждать долго жениха не придется и брать с собой ничего не стали.

Жених опоздал на встречу с невестами. Девы уснули, светильники у неблагоразумных дев погасли. В полночь пришел к ним жених, девы стали искать во тьме масло, чтобы зажечь светильники. Когда масло было найдено, девы опоздали.

Жених ушел.

Во второй притче в Страстной Вторник Христос поведал иудеям как один господин, покидая свой дом, оставил на хозяйстве двух рабов. Один раб благоразумно управлял делами своего хозяина, другой, напротив, вел себя неподобающе и избивал себе подобных.  Хозяин неожиданно вернулся.

Благоразумный раб стал управляющим, а второй раб был предан смерти.

Суть обеих притч сводится к тому, что люди должны быть готовы достойно предстать перед Господом, укреплять свою веру, свершать благие дела, ибо потом будет поздно что-либо изменить, и к этому призывают священнослужители в своих молитвах, возносимых в Великий Вторник.

Традиции на Великий Вторник

На Руси по утру православные верующие принимались за изготовление соченного молока. Для этого в ступке толкли льняные и конопляные семечки с добавлением воды. Соченным молоком поили домашний скот для профилактики заболеваний.

Им же окропляли свое жилище, дабы уберечься от нечистой силы, сглаза и болезни. К приготовлению соченного молока в Великий Вторник допускались только женщины, ибо считалось, что иначе молоко утратит свои чудесные свойства.

Примечали, если скотина не пила соченное молоко, то от такой живности проку не ждали. Считали, что такая скотина либо больна либо сглажена.

Автор статьи: «Великий Вторник Страстной седмицы Великого поста 3 апреля 2018 года» Лулул

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в Великий Вторник после Литургии в Высоко-Петровском ставропигиальном монастыре / Патриарх / Патриархия.ru

23 апреля 2019 г. 17:01

23 апреля 2019 года, во вторник Страстной седмицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию Преждеосвященных Даров в храме преподобного Сергия Радонежского Высоко-Петровского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с проповедью.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Вторник Страстной седмицы посвящен воспоминанию о словах Господа и Спасителя, которые приоткрывают нам тайну кончины века и Страшного Суда (Мф. 24:36-26:2). О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец. Из этих слов мы узнаем, что конец истории не зависит от человеческой воли, от политических, военных или культурных факторов, но пребывает в руках Божиих.

Однако в этих словах есть и другой смысл, который чаще всего остается вне нашего внимания. Мы забываем, что для каждого из нас конец мира никак не связан с эсхатологией, но может наступить в любой момент.

Это наша земная кончина, человеческая смерть, и о дне том и часе никто из нас не знает.

И если конец человеческой истории связывается в сознании людей с каким-то неопределенно далеким будущим, то личный конец света может реально наступить в любой день и в любой час.

Мысль о смерти не должна терзать психику человека. Мы должны просто понять, что смерть, как и рождение, есть очень важное событие в нашей вечной жизни. Смерть означает переход в иное бытие, для нас еще неведомое, то самое, с которым Господь связывает все Свои самые важные обетования, в том числе те, о которых мы слышали сегодня в евангельском чтении.

Каждый человек находится под влиянием многих и многих обстоятельств. Разным влияниям подвергаются наш разум, наша воля, наши чувства. Разные обстоятельства влияют на выбор наших решений, и вырваться из этих внешних обстоятельств не дано никому.

Даже подвижники, затворники, которые уходили от мира именно для того, чтобы освободить себя от влияния внешних обстоятельств, не могли в полной мере от них избавиться, за исключением, может быть, величайших из них, в числе которых преподобная Мария Египетская, память которой мы всегда так торжественно прославляем в дни Святого и Великого поста.

Если нам и не дано стать выше внешних обстоятельств и обрести победу над ними, мы тем не менее должны помнить: наши мысли, чувства, поступки, запечатлевающиеся в нашем сознании и нашей памяти, и есть все то, что формирует облик нашей бессмертной души. Все это будет принесено Господу на суд, и не только в конце истории, но и когда мы предстанем пред лицом Божиим по окончании нашего земного бытия.

Поэтому слова Спасителя о конце истории мы не должны относить лишь к неопределенно далекому будущему, но сознавать: у каждого свой конец истории, своя собственная кончина. И применять эти слова прежде всего к самим себе, задумываясь о том, что же мы принесем Господу на личный суд, который последует после нашей кончины.

Евангелие повествует нам об очень простых вещах. Господь говорит, чтО для Него самое важное в деятельности человека, чтО должно стать высшим приоритетом и для нас, хотя чаще всего таковым не является.

Накормил ли голодного, напоил ли жаждущего, принял ли странника, посетил ли больного, побывал ли у того, кто в заключении? Какие простые слова, какие удивительно простые требования! Но именно в контексте этой простоты формируется духовное состояние человека, по которому будет определяться на личном суде после смерти и на Страшном суде наша участь в вечности.

Великий пост открывает для нас много возможностей не только задуматься о самом главном, отталкиваясь от замечательных текстов Священного Писания и богослужебных последований, но и изменить свою жизнь.

Мы призываемся к молитве, воздержанию, добрым делам, которые Господь повелевает нам творить, чтобы обрести вечное спасение.

Богослужебные тексты Великого поста с особой ясностью открывают нам эти замечательные и спасительные истины, и нам лишь остается воспринять их и, укрепляясь молитвой, предавая себя в руки Божии, стремиться исполнить всё, чему мы научены нашим Господом и Спасителем ради нашего спасения. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *