Благочестие — истинное почитание христа и соблюдение заповедей — богослов

Православный христианин по мере своего духовного роста понимает, что должен обладать многими христианскими качествами. Это и смирение, и милосердие, и забота о ближнем, и незлобие.

Конечно, воспитать в себе такие высокие качества, порой, бывает очень трудно, но без них невозможно жить полноценной духовной жизнью. И в списке характеристик православного человека, несомненно, всегда попадается такое слово, как благочестие.

Что же это такое? Какой он благочестивый человек?

Понятие благочестия

Происходит данное понятие из греческого языка, и уже из самого названия становится понятно, что речь идет о благой чести. В общем понимании можно сказать, что это постоянное, уверенное следование Заповедям Божиим и Церковным канонам. Благочестивый человек хорошо знает свою веру и старается выполнять все ее предписания для своего же блага на земле и после смерти.

Благочестие — истинное почитание Христа и соблюдение заповедей - БогословБлагочестие – добродетель, к которой стремится каждый православный христианин

Упоминание об этой благодетели мы видим и в Священном Писании, у апостола Петра. Он выстраивает такую цепочку духовного роста, где каждая следующая добродетель рождается из предыдущей: вера — добродетель — разумение — терпение — благочестие. Отсюда мы видим, что благочестие не только стоит на одной линии с важнейшими характеристиками христианского мировоззрения, но даже венчает их.

О других православных понятиях:

Внутренняя суть и смысл этого качества заключается в желании и стремлении следовать за Господом, исполняя Его Промысел о каждом человеке. А для этого у нас есть инструменты — это, прежде всего, Заповеди. Для их лучшего понимания и внедрения в жизнь мы имеем наследие от святых отцов, опыт Церкви. Получается, что благочестивый человек тот, кто идет по пути воцерковления и познания Бога.

Интересно! Эта добродетель имеет и внешнее проявление через манеру общения, облик человека, его речь, мимику и жесты. Благочестивый человек приятен, спокоен, сосредоточен, выглядит не вызывающе. Такие люди часто располагают к себе.

Венцом благочестия можно назвать состояние святости.

Святость — это то состояние, к которому призван каждый человек. Христос, придя на землю и отдав свою жизнь за каждого из нас, даровал любому человеку спастись и стать святым. Конечно, святыми все не становятся, но у нас есть этот ориентир перед глазами, как пример правильно прожитой жизни.

И благочестие в этом аспекте — путь достижения святости.

Реальное и формальное благочестие

Любая добродетель может быть настоящей, а может быть мнимой. К сожалению, лжи, лицемерия, обмана и предательств в мире очень много.

Это все негативные качества, которые часто присущи людям, внешне вполне благочестивым. Очень трудно было бы обманывать, если бы внешность или поведение обманщика сразу бы его выдавали.

Но нет, чаще всего лжецы — внешне просто идеальные люди, про которых и подумать сложно что-либо плохое.

Точно так же и с благочестием: даже в Церкви многие понимают его как исполнение внешних, формальных правил и норм.

Принято считать, что благочестивая христианка всегда ходит в длинной юбке и платке, не пользуется косметикой, не красит ногти, а только постится, молится, и стоит на богослужениях.

Конечно же, такой образ очень далек от реальной картины мира и совершенно не учитывает процессов, происходящих у человека в душе.

Благочестие — истинное почитание Христа и соблюдение заповедей - БогословБлагочестие как истинное почитание Бога выражается в праведной жизни человека

Если мы вспомним Священное Писание, то поймем, что Господь очень резко осудил внешнее наносное благочестие. Им в совершенстве овладели книжники и фарисеи, и нет в Библии более осуждаемых Христом грешников, нежели они.

Прекрасный пример внешнего благочестия мы видим в притче о мытаре и фарисее: фарисей гордился тем, что он и постится, и в храм ходит, и жертвует долю своего дохода — казалось бы, святой жизни человек! Но при этом он жестоко осудил несчастного мытаря, который боялся и глаза поднять в храме от осознания собственной греховности и ничтожности перед Богом.

Еще один библейский пример — жены Марфа и Мария, историю которых можно слышать в евангельском чтении на любом Богородичном богослужении в храме.

Придя в их дом, Господь начал проповедовать, и реакция женщин была очень разная: Марфа хлопотала по хозяйству, желая устроить достойный прием почетному гостю, а Мария забросила все бытовые дела и только лишь внимала Господу.

И Христос сказал Марфе — Зачем ты печешься о суетном? А Мария выбрала праведный путь.

На этом примере хорошо видно, что такое внутреннее и внешнее благочестие.

Когда все наши мысли сосредоточены только лишь на форме, на том, чтобы мы выглядели как православные христиане или просто как хорошие, достойные люди — это пустой формализм, осуждаемый Христом.

Истина же кроется всегда внутри, в сути. И все же взаимосвязь сути и формы существует, но в нормальной иерархии духовных ценностей она имеет последовательность от внутреннего к внешнему.

Важно! Наполняя свою душу Христом, человек постепенно и внешне меняется. Только тогда его поведение, облик и правильные слова имеют смысл, когда они идут от избытка любви в душе. Когда же мы видим одну только форму, не наполненную сутью — это только раздражает.

В повседневной жизни это может выражаться в таких странных перекосах поведения некоторых людей, когда, к примеру, придя из храма домой, человек начинает скандалить с ближними.

Или когда внешне очень набожный человек ведет себя так, что с ним совершенно невозможно общаться и находиться рядом: такой человек постоянно поучает, уличает другого в грехах, при этом сам выглядит исключительным праведником.

О Божьих заповедях:

Если бы мы могли заглянуть в души таких людей, мы бы не увидели там ничего, кроме злобы, зависти и ненависти к ближним. Поэтому перед тем, как надевать на себя маску христианского благочестия, надо хорошо подумать и задать себе вопрос: «А что при этом у меня внутри? А достоин ли я на самом деле такого облика?»

Почему форма заменяет суть

Почему же происходит так, что человек, который старается идти к Богу, ходит в храм, ставит свечи, выполняет молитвенное правило и совершает еще множество различных действий, превращается только лишь в пустую оболочку, не имеющую сути?

Дело в том, что внешнее и материальное намного проще понять и применять в жизни. Так, надеть длинную юбку и платок гораздо легче, чем не осуждать, не злословить, не завидовать. Вот и происходит подмена понятий там, где человек выбирает идти по более простому пути. Между тем в нашей Церкви нет строго догмата о внешности.

Благочестие — истинное почитание Христа и соблюдение заповедей - БогословВнешнее благочестие в одежде должно ограничиваться вопросами приличия и вкуса

Очень часто можно встретить рассуждения о том, как неблагочестиво женщинам носить брюки. Действительно, в Библии сказано, что неприлично женщинам носить мужскую одежду, а мужчинам — женскую. Но разве там идет речь о брюках? Да и мужская одежда тех времен — длинные широкополые туники. Так почему тогда от современных мужчин не требуется ходить в чем-либо подобном?

Конечно, православный христианин не должен выглядеть пошло, вызывающе, вульгарно. Одеваясь в храм, необходимо думать и о том, чтобы своим видом не отвлекать других людей, не соблазнять их. Соблюдения этих правил уже будет вполне достаточно, чтобы внешне выглядеть благочестиво.

Но выглядеть благочестивым человеком и быть таковым — все же, разные вещи. Чтобы, помимо формы, благодетель обретала еще и суть, нужно много работать над собственной душой. Необходимо бороться с завистью, ленью, осуждением ближних.

Благочестие и смирение: в чем разница?

Безусловно, эти важнейшие добродетели идут рука об руку. Невозможно быть благочестивым, не имея смирения, и наоборот. Можно сказать, что православное благочестие — это более общее понятие, включающее в себя многие добродетели.

Смирение очень важно для духовной жизни православного человека. На практике оно проявляется тогда, когда, например, у нас есть возможность и повод отомстить человеку, и даже обидели нас действительно несправедливо, но мы этого не делаем. Не мстим, не множим зло вокруг нас. И не делаем это не потому, что боимся или не хотим создавать себе лишних хлопот, а из-за христианской любви к ближнему.

Благочестие — истинное почитание Христа и соблюдение заповедей - БогословИисус Христос обладал удивительным смирением и кротостью

Быть смиренным означает «жить с миром». С миром в душе, на устах и в мыслях. Человек, сумевший стяжать в своей душе великую благодать смирения, обязательно станет благочестивым. В храме на богослужениях мы слышим такие слова: » да тихое и безмолвное житие проживем во всяком благочестии и чистоте». Это эталон христианской жизни — спокойное, мирное течение.

Парадоксально, но современный человек сам лишает себя такой благословенной жизни.

Сверхсильное стремление к комфорту, постоянная погоня за деньгами и престижем, желание обогащения, престижа и прочее — когда эти стремления затмевают все и становятся центром и целью жизни, тогда человек забывает о Боге.

А забыв о Нем, неизменно начинает страдать. Но свое страдание пытается утешить невозвращением к Господу, а достижением еще больших суетных мирских целей.

Как стать благочестивым человеком

Можно ли воспитать в себе благочестие, или это качество врожденное? Конечно, определенные наклонности у каждого человека свои. Кто-то действительно рождается с большими духовными дарами, а кто-то с меньшими. Но это совершенно не означает, что добродетели нельзя стяжать. Природные данные — это лишь повод понимать, куда стоит больше прикладывать своих усилий.

О грехах:

Благочестие можно в себе воспитать благодаря вниманию к своей внутренней духовной жизни. Человек, который искренне пытается отыскать свой путь к Богу, будет постепенно открывать для себя разные добродетели. Чтобы возвышаться в своей духовной жизни, нужно:

  • регулярно ходить в храм, воцерковляться, вести церковную жизнь;
  • приступать к Церковным Таинствам: исповеди, причастию и др.;
  • молиться, исполнять регулярное молитвенное правило;
  • читать Священное Писание, творения святых отцов.

Конечно, нужно понимать, что все эти действия ни в коем случае не могут быть механическими и машинальными. Нет никакого смысла молиться, если слова не вызывают никакого сердечного отклика. Простое вычитывание священных текстов не приносит никакой духовной пользы и не приведет к благочестивой жизни.

Самое главное в вопросе благочестия для православного христианина — сделать его настоящим, внутренним, а не показным. Никакое ношение длинных юбок и платков для женщин или бороды для мужчин не принесет плода, если при этом в сердце правит злоба, зависть и ложь. Проверить себя в этом не так сложно: достаточно задуматься, как мы общаемся и реагируем на наших ближних.

Благочестие — истинное почитание Христа и соблюдение заповедей - БогословБлагочестие проявляется в христианском самообладании, внимании и терпении

Поистине благочестивый человек никогда не бывает зачинщиком скандалов, он не начинает ссор и конфликтов. Такой человек не навязывает свое мнение, уважает взгляды и мнение других, даже если они отличаются от его собственного. Можно сказать, что христианское благочестие внешне выражается в воспитанности, вежливости и принятии других людей, хотя внутреннее наполнение намного более глубоко.

Напротив, благочестивый человек, даже попав в сложную или конфликтную ситуацию, всегда будет стараться как можно мягче из нее выйти. А если мы замечаем за собой, что, надев внешнюю благообразную маску, мы начинаем срываться на ближних, не уважаем чужого мнения и свободы выбора человека, а только лишь поучаем — до истинного благочестия нам очень далеко.

Чтобы не быть фарисеями, которых так обличал Христос, нам нужно все внимание и внутренние силы направлять не на окружающих нас людей, а на самих себя. Удивительно, но, исправляя себя и свою жизнь, человек начинает все меньше и меньше видеть недостатки других.

Внимание! Этот духовный закон работает всегда: сосредотачиваясь на своих грехах и недостатках, нам просто не хватает внимания замечать их в других. Это важнейшее и полезнейшее качество, помогающее встать на путь христианской жизни.

Но пока человек довольствуется только лишь внешней благообразной маской, за которой скрывает свои внутренние духовные неурядицы, да еще считает себя вправе поучать других — ни о каком истинном благочестии не может идти речь. Такие люди неизменно чувствуются: с ними неприятно общаться, не хочется делиться, рядом дискомфортно.

При этом внешне человек может выглядеть как образ и подобие святости. Но это не есть христианское благочестие, а только лишь фарисейская маска, обличаемая Христом.

Что значит быть благочестивым?

Сокровищница духовной мудрости. Благочестие

Благочестие

…Благочестие не есть название одной какой-либо добродетели, но наименование всех заповедей, от слова благочествовать, т. е. хорошо служить (сщмч. Петр Дамаскин, 73, 16).

***

Убогий, не имеющий сил вредить, не ставится в числе деятельно благочестивых. Но кто может причинить вред и не употребляет силы своей на зло, а щадит уничиженных, по благочестию пред Богом, тот бывает причастником воздаяний благих и по смерти (прп. Антоний Великий, 85, 87).

***

Благочестивая душа знает Бога всяческих, ибо быть благочестивым есть не что иное, как исполнять волю  Божию, а это и значит знать Бога… (прп. Антоний Великий, 85, 90).

***

…Как искусства, так и уразумение благочестия усовершаются чрез постепенные приращения, то вводимым в познание ничем не должно пренебрегать. А кто проходит без внимания первые начатки, как нечто маловажное, тот никогда не достигнет мудрости совершенных (свт. Василий Великий, 7, 198).

***

Когда любовь к благочестию поселится в душе, тогда все виды браней для нее смешны и все терзающие ее за любимый предмет более услаждают, нежели поражают (свт. Василий Великий, 8, 236).

***

…Чем для живущих в страстях наслаждение вожделенно, в том образующимся в благочестии необходимо воздержание (свт. Василий Великий, 9, 115).

Читайте также:  Благовещение пресвятой богородицы - богослов

***

…Невозможно подвести под одно правило всех находящихся в училище благочестия (свт. Василий Великий, 9, 119).

***

…Выказывайте благочестие менее словом, а более делом, и обнаруживайте любовь свою к Богу более  соблюдением заповедей Его, нежели удивлением к Законодателю… (свт. Григорий Богослов, 12, 14).

***

Благочестие состоит не в маловажных вещах и в любомудрии, не в угрюмости, но в твердости души и чистоте ума и в искренней наклонности к добру (свт. Григорий Богослов, 13, 278).

***

Не столько дождь, падающий на семена, помогает им прозябать и возрастать, сколько дождь слезный возращает и приводит в зрелость семя благочестия… (свт. Иоанн Златоуст, 46, 59).

***

…Ни пол, ни слабость телесная, ни возраст и ничто другое подобное не может препятствовать шествующим по пути благочестия, если мужественная готовность, бодрое настроение духа и горячее и пламенное чувство страха Божия вкоренены в душах наших (свт. Иоанн Златоуст, 46, 633).

***

За благочестивых людей сражаются: ангельское войско, сонм пророков, сила апостолов, предстательство мучеников (свт. Иоанн Златоуст, 50, 710).

***

Живущие благочестиво бывают непрестанно гонимы, если не от людей, то от демонов, а это есть тягчайшее гонение (свт. Иоанн Златоуст, 53, 230).

***

Благочестивый не хочет казаться благочестивым и не принимает на себя такого вида, хотя бы ему грозило подвергнуться из-за этого презрению; а обманщик, у которого обман составляет ремесло, представляется весьма благочестивым, так что его трудно распознать. От этого бывает, что тот, кто делает добро людям по-видимому неблагочестивым, попадает на благочестивых, а кто ищет почитаемых благочестивыми, часто попадает на неблагочестивых (свт. Иоанн Златоуст, 55, 231).

***

Как благовонное миро не удерживает благоухания в себе самом, но разливает его далеко и, растворяя им воздух, услаждает чувства близстоящих, так точно благородные и досточтимые мужи не могут скрыть своих доблестей в себе самих, но чрез распространяющуюся о них славу многим приносят пользу, делая их лучшими (свт. Иоанн Златоуст, 55, 483).

***

…Упражнение в благочестии приносит плод и в будущей жизни: и здесь и там доставляет утешение (свт. Иоанн Златоуст, 55, 700).

***

…Спасительная Кровь есть училище для всей вселенной: ничто нас так не наставляет в благочестии, как Кровь Владычня, говорящая истиною как бы языком (свт. Иоанн Златоуст, 55, 910).

***

…Если же случится что-нибудь, наносящее вред благочестию, то, хотя бы пришлось претерпеть тысячи смертей, ни от чего не будем уклоняться (свт. Иоанн Златоуст, 56, 846).

***

Подобно свиньям, попирающим ногами жемчуг, благочестие для грешников омерзительно (свт. Иоанн Златоуст, 56, 1189).

***

Принадлежность звезды — свет, что около ее, а благочестивого и богобоязненного принадлежность — нищета и смирение (прп. Исихий Иерусалимский, 86, 183).

***

Слово есть нечто божественное, но божественнее добродетель и всего божественнее благочестие. Посему, кто украшен словом, делом и верою, тот непревосходим, славен и достоин высочайшего блаженства; а кто скуден в чем-либо из этого, тот в такой степени низок, в какой требует сего мера недостающего (прп. Исидор Пелусиот, 62, 169).

***

Как искусный музыкант, если нет у него лиры, не выкажет своего искусства, так и благочестие, не выказываемое посредством дел, как посредством орудий, представляется мертвым и недейственным не только по суду мирских  ученых, но и по словам Божественных Писаний, ибо сказано: вера без дел мертва есть (Иак. 2, 26) (прп. Исидор Пелусиот, 63, 238).

***

Скорбь по Богу есть неотъемлемая принадлежность благочестия, ибо истинная любовь испытывается противностями (прп. Марк Подвижник, 85, 526).

***

Есть три вида благочестия: первый, чтобы не согрешить, второй — согрешивши, переносить приключающиеся скорби, третий же вид состоит в том, чтобы, если не переносим скорбей, плакать о недостатке терпения.

Ибо неисправленное здесь приличными средствами примирения (с Богом) по необходимости навлекает на нас тамошний суд.

Разве только Бог, увидев нас плачущих и смирившихся, как Сам Он ведает, всесильною Своею благодатию изгладит грехи наши (прп. Марк Подвижник, 85, 526).

  • ***
  • Соделаем себя сообразными с правилами благочестия, чтоб уклонившись в страсти, не отпасть от упования (авва Фалассий, 87, 338).
  • ***

Вводимому на путь благочестия не должно руководствоваться одною благостью к исполнению заповедей, но и памятованием о строгости судов Божественной правды почаще быть возбуждаемому на подвиги, чтоб как любовью вожделевать Божественное, так страхом воздерживаться от худого (прп. Максим Исповедник, 87, 248).

***

Благочестие настоящее состоит не в том только, чтобы не делать зла, но чтобы и не помышлять о нем (прп. Симеон Новый Богослов, 75, 562).

***

…«В церкви стояла, как кочерга, дома — как деревяшка!» А наружно все же были вы самой благочестивой. Вот это и есть кислое благочестие (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 80, 12).

Проповедь о силе благочестия — её источнике, направлении и величине — Киевская Церковь "Голгофа"

Понравилось? Поделись информацией с друзьями в соцсетях. Кликни:

Цель: Убедить церковь, что благочестие не в слове, а в силе. 

Мимикрия    

       В 1848г. английский учитель Генри Бейтс отправился в Бразилию, где изучал мир насекомых бассейна реки Амазонка.

А в 1961г. в Англии в Линнеевском обществе натуралистов им был прочитан доклад об обнаруженной удивительной особенности некоторых насекомых. Тогда впервые и прозвучало это слово.

       Мимикрия (подражание, маскирование, англ. mimicry) — выражение, введенное в зоологию первоначально для обозначения некоторых особенных случаев чрезвычайного внешнего сходства между различными видами животных, принадлежащих к различным родам и даже семействам и отрядам.

       Есть несколько видов мимикрии, но нам сегодня интересен именно тот, первый открытый людьми вид мимикрии, на который наткнулся Бейтс в верховьях Амазонки (мимикрия животных, похожих на других животных).

  •        Вот это и есть мимикрия в природе – выдавать себя за того, кем ты на самом деле не являешься, за кого-то значительного, серьёзного.
  •        Ну, а мы сегодня поговорим о мимикрии в христианстве.
  •        Читаем общеизвестное место Писания.

2Тим.3:1-5 «Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие.

Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся.

Таковых удаляйся».    

       К сожалению, все эти страшные эпитеты относятся не к миру. Всё послание к Тимофею говорит о людях в церкви и наставляет Тимофея, как противостоять тем проблемам, которые возникают в церкви. И именно в церкви были, есть и вероятно будут (пока вся это чехарда не закончится) люди, которые пытаются выглядеть благочестивыми по разным причинам. По каким? Мы узнаем чуть позже…

  1.        Итак, вид благочестия и его сила… Что такое благочестие, какой оно имеет вид и в чём его сила?
  2. Как выглядит благочестие?
  3.        Из словарей Даля, Библейских словарей я попробовал собрать воедино определение благочестия.

       Благочестие – это истинное почитание Бога, принятие Божиих истин и исполнение заповедей на деле, почтительный страх перед Богом. Значение противоположное благочестию – нечестие.

       Подтверждение того, что благочестие и нечестие, человек благочестивы и нечестивый противоположны, мы можем увидеть из…

Прит.3:33 «Проклятие Господне на доме нечестивого, а жилище благочестивых Он благословляет».

       Мы знаем, что благословение и проклятие — противоположные действия Бога в ответ на поведение человека.

        Фактически понятие благочестия эквивалентно понятию праведности – т.е. правильного веденья (знания), но старославянское слово ведать – имеет значение шире, чем просто знать. Ведать это и знать, и управлять в соответствии со знаниями (вспомним слово заведовать) и это тоже сходиться со значением слова благочестие – исполнение на деле Божьих законов.

       А то, что благочестие и праведность одно и то же можно увидеть из:

Ис.57:1 «Праведник умирает, и никто не принимает этого к сердцу; и мужи благочестивые восхищаются от земли, и никто не помыслит, что праведник восхищается от зла».

     Видите? Благочестивый и праведный – одно и то же. Запомним это.

       Прекрасно, со смыслом благочестия мы разобрались. А теперь попробуем понять, в чём сила благочестия?

  • Сила благочестия — направление, величина, точка приложения
  •        Что такое сила вообще? Небольшой экскурс в зоологию у нас был, теперь немного физики:
  •        Сила – это мера механического действия:
  • на материальную точку или тело;
  • оказываемого со стороны других тел или полей;
  • вызывающего изменение скоростей точек тела или его деформацию;
  • происходящего при непосредственном контакте или посредством создаваемых телами полей.

       Сила — физическая векторная величина, которая в каждый момент времени характеризуется:

  • численным значением;
  • направлением в пространстве; и
  • точкой приложения.
  1.        А теперь обобщим всё это на человеческом языке:
  2. Сила – это имеющая направление, точку приложения и величину действие одного предмета на другой.
  3.        Так как же благочестием мы можем на что-то воздействовать (если только оно действительно имеет силу?)
  4.        Прочтём ещё раз, что такое благочестие: исполнение на деле Божьих законов.

Толкование на 1 Иоанна 5:3 — толкование отцов церкви

сравнение ссылки стронг комментарии

Толкование на 1 Иоанна 5:3 / 1Ин 5:3

1-е послание Иоанна 5 стих 3 — синодальный текст:

Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его; и заповеди Его не тяжки.

сия бо есть любы Божия, да заповеди Его соблюдаем: и заповеди Его тяжки не суть

Любить Бога — значит жить согласно Его заповедям. Без помощи Божией это не только сложно, но и вообще невозможно. Но Бог человеку, который подвизается в соблюдении заповедей Его, дает необходимые силы для этой цели.

И Он дает их по мере подвига, каким кто подвизается.

Чем больше человек упражняется в соблюдении заповедей Божьих, тем более дает Бог ему высоких и благодатных сил, чтобы он не ослаб в борьбе, но с легкостью и во всей полноте соблюдал Его заповеди.

Так было всегда, так происходит и сегодня с величайшими подвижниками и пустынниками. Один Бог совершает в них свои заповеди.

Особенно на них исполняется слово святого Апостола Павла: Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению (Флп. 2:13).

Любовь всегда созидает в душе благодарное расположение, и по этой причине любящий всегда с радостью исполняет желание любимого, часто и ценой величайших жертв.

Заповеди Господа Иисуса Христа для человека, который Его любит, не сложны. И любит Христа тот, кто истинно верит в Него как Бога и Господа. И человеколюбивый Бог и Господь Иисус Христос дает всегда щедро человеку, который Ему верит, Свои Божественные силы, которые помогают ему легко исполнять Его Божественные заповеди.

Читайте также:  Преподобный александр свирский - богослов

Источник: Толкование на 1-ое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова.

Августин (354−430)

ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его; и заповеди Его нетяжки

В каких двух заповедях [закон]? Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки (Мф 22:37−40). Вот о каких двух заповедях речь идет во всем этом послании. Итак, сохраняйте любовь — и будьте спокойны. Чего тебе бояться, как бы кому-нибудь не сделать зла? Кто же делает зло тому, кого любит? Люби — и ты не сможешь не делать добра.

Источник: Трактат на 1-е послание Иоанна.

Феофилакт Болгарский (~1078−~1107)

Ст. 3−4 ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его. И заповеди Его нетяжки. Ибо всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша

Связь такая: любовь состоит в том, чтобы мы соблюдали заповеди Его, потому что всякий, рожденный от Бога, побеждает мир. Поскольку полным доказательством любви к Богу апостол указал соблюдение заповедей, а некоторым думалось, что заповеди Божии тяжелы, то и говорит: и заповеди Его не тяжки.

Ибо что тяжелого в деле любви к брату? Что, например, тяжелого в том, чтобы посетить узника в темнице? Ибо повелевается не выпустить из темницы, что было бы трудно, а только посетить. И больного повелевается не освободить от болезни, а только посетить.

И голодному не повелевает предложить стол из многих блюд, или нагому подать одежду, приготовленную из драгоценной материи, но доставить крайне нужное, чего ищет голодный и нагой. Сказав это, указывает и другое побуждение к любви. Какое? Победу.

Говорит, что, чрез любовь к брату соделывая себя детьми Божиими, вы имеете уже и воздаяние за это доброе качество, — победу над миром; ибо рожденный от Бога побеждает мир.

Потом объясняет, в чем состоит победа и чрез что она совершается; тем и другим называет веру, то есть веру в Бога, которая, родившись от Бога, победила и прогнала всякое неверие, и ни иудей, ни эллин, ни еретик не силен против нее. А как вера побеждает не одна, сама по себе, а вместе с имеющим ее, то прибавляет: и кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий? Кто же сей Иисус? Иисус Христос, пришедший водой и кровию.

Источник: Толкование на 1-ое послание святого апостола Иоанна.

Андрей Монах

ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его; и заповеди Его нетяжки

Субстанцией и, так сказать, необходимой материей любви к Богу он называет хранение Божьих заповедей, которые возводят к Богу, действующему сообразно им. Посему они не тяжки и не трудно переносимы. Если же кто-нибудь, приступив к ним недолжным образом, назовет их тяжкими, то пусть обвиняет свою немощь.

Источник: Фрагменты.

Михаил (Лузин) (1830−1887)

ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его. И заповеди Его нетяжки

Указывая, таким образом, на любовь человека к Богу, свидетельствуемую любовию к ближним, апостол делает, как бы мимоходом, очень важное замечание, что заповеди Божии и Христовы нетяжки.

Это не значит, что без труда и терпения можно исполнять их; нет, нужен усиленный труд, настойчивость и терпение в исполнении заповедей закона, ибо Царствие Божие нудится, и только употребляющие усилие восхищают оное (Мф. 11:12), нужно входить в Царство Божие тесным и скорбным путем (Мф. 7:14).

Но апостол прибавляет это уверение для успокоения труждающихся в исполнении заповедей, что они дети Божии и, как таковые, не творят греха (1 Ин. 3:9). В этом смысле и Господь Сам говорил, что иго Его благо и бремя Его заповедей легко (Мф. 11:30).

Заповеди Его нетяжки в том смысле, что все они заключаются в одной заповеди — люби Бога и брата, что для исполнения их верующему даруется, как сыну Божию, благодать Духа Святого, укрепляющая его и помогающая ему нести бремя этих заповедей, что его в этом деле окрыляет вера, а при вере все возможно верующему; если же он по немощи преступает требования заповедей, то кровь Христа, Ходатая за мир, очищает его от всякого греха (1 Ин. 1:7; 1 Ин. 2:1, 2). Заповеди Его нетяжки. Ибо что тяжелого в деле любви к брату? Что, например, тяжелого в том, чтобы посетить узника в темнице? Ибо повелевается не выпустить из темницы, что было бы трудно, а только посетить. И больного повелевается не освободить от болезни, а только посетить.

И голодному не повелевает предложить стол из многих блюд или нагому подать одежду, приготовленную из драгоценной материи, но доставить крайне нужное, чего ищет голодный и наготующий» (Феофилакт).

Источник: Толковый Апостол.

Виссарион (Нечаев) (1822−1905)

Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его; и заповеди Его нетяжки

Истинная любовь к Богу не есть одно мимолетное чувство и не ограничивается словами; она требует дел и состоит в соблюдении заповедей Его, между которыми главное место занимает любовь к Богу и ближним.

Для человека естественного, не возрожденного, тяжки заповеди Господни, ибо исполнение их требует самоотвержения, отречения от своей воли, от самоугодия, требует борьбы с греховными искушениями, беспрекословного послушания воле Божией. Но для возрожденного заповеди Господа тяжки не суть.

Почему? Ответ в следующем стихе: Яко всяк, рожденный от Бога, побеждает мир: и сия есть победа, победившая мир, вера наша.

Источник: Толкование на паримии из новозаветных книг

Евсевий (Орлинский) (1806−1883)

Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его; и заповеди Его нетяжки

Это потому, говорит Богослов, что существенное свойство любви к Богу в том и состоит, чтобы исполнять заповеди Божии; или иначе сказать: это потому, что любовь к Богу необходимо требует исполнения заповедей Божиих, как существенного своего выражения. Иисус Христос учит: Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня (Ин. 14:21). Нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих (Ин. 14:24). Кто не любит Бога, тот не исполняет заповедей Божиих.

И заповеди Его нетяжки. Это говорит Богослов в побуждение к соблюдению заповедей Божиих.

Как часто уклоняются от следования Иисусу Христу только потому, что думают, будто исполнение заповедей Христовых тяжело и не по их силам! Но Сам Господь, призывая к следованию за Собою, говорит: Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко (Мф. 11:28−30).

Источник: Беседы на первое Соборное Послание святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

Истинное поклонение при новом завете

Поклонение иудеев идолам и использование языческих обычаев в поклонении были неугодны Богу. Библейский Бог — Бог ревнитель (Исх. 20:3-5) и единственный истинный Бог. Только Ему нужно поклоняться и только так, как определил Он .

Перефразируя Втор. 6:13 и 10:20, Иисус сказал: «Господу, Богу твоему, поклоняйся и Ему одному служи» (Мф. 4:10). Все другие боги исключаются. Поклонники должны поклоняться только Богу и делать лишь то, что Он велит. Моисей предупреждал:

«Не последуйте иным богам, богам тех народов, которые будут вокруг вас; ибо Господь, Бог твой, Который среди тебя, есть Бог ревнитель; чтобы не воспламенился гнев Господа, Бога твоего, на тебя, и не истребил Он тебя с лица земли» (Втор. 6:14, 15).

ГРАНИЦЫ ПОКЛОНЕНИЯ

Бог открыл через Моисея, что израильский народ должен соблюдать «все постановления Его и заповеди Его» (Втор. 6:2). Это означает, что они должны были исполнять всё и не менее того, что заповедал Бог. Они должны были не выбирать на своё усмотрение то, что им понравится, а соблюдать каждую заповедь, открытую в Божьем законе.

Кроме того, Израиль должен был соблюдать только то, что заповедал Бог. «Смотрите, поступайте так, как повелел вам Господь, Бог ваш; не уклоняйтесь ни направо, ни налево» (Втор. 5:32).

Слово «так» здесь подразумевает «только так». Они должны были соблюдать только то, что повелел Бог. Эта весть повторялась множество раз Израилю и предназначалась также для израильских царей (Втор. 17:20; 28:14; Иис. Н.

1:7; 23:6; Прит. 4:27).

Им запрещалось прибавлять к Божьим заповедям или убавлять от них. «Не прибавляйте к тому, что Я заповедую вам, и не убавляйте от того; соблюдайте заповеди Господа, Бога вашего, которые Я вам заповедую» (Втор. 4:2; см. также 12:32; Прит. 30:6).

Бог четко запретил людям как прибавлять к Его заповедям, так и убавлять от них. Это нужно было для того, чтобы гарантировать соблюдение Его заповедей (Втор. 4:2).

Любые прибавления к заповеданному Богом были людскими предпочтениями, а не Божьими заповедями. Всякий, кто соблюдал прибавления, не повиновался Богу.

Всякий, кто убавлял от Божьих заповедей, не соблюдал Божьих требований в полном объеме и потому не повиновался Богу.

Тех, кто вступил в новый завет, Иисус учил тем же принципам. Он сказал, что Его последователи должны учить становящихся Его учениками «соблюдать всё, что Я заповедал вам» (Мф. 28:20). Он сказал, что никто не должен прилагать к книге Откровение или отнимать от неё (Отк.

22:18, 19). Некоторые заявляют, что это относится только к Откровению.

В контексте так оно и есть, но разве Бог эту книгу ставит выше других книг Библии? Неужели прибавлять к книге Откровение или отнимать от неё нельзя, а прибавлять к другим Писаниям или отнимать от них можно?

Говоря о «благовестии», которое должно включать христианские принципы (1 Тим. 1:9-11), Павел пишет, что благовествующим иное «да будет анафема» (Гал. 1:8, 9).

Иоанн, касаясь этого вопроса, утверждает: «Всякий, преступающий учение Христа и не пребывающий в нём, не имеет Бога; пребывающий в учении Христа имеет и Отца и Сына» (2 Ин. 9). Иисус заявлял, что поклоняющиеся Богу должны поклоняться Ему «в духе и истине» (Ин. 4:24).

Бог установил границы, и те, кто ищет спасения, должны оставаться в этих границах (Евр. 5:9). То же относится и к тем, кто хочет поклоняться Ему правильно.

Кто вводит в поклонение порядки, о которых Бог ничего не сказал, намекают на то, что Бог открыл не всё, что мы должны использовать в поклонении. Такая позиция отрицает полноту Божьего откровения.

ПОКЛОНЕНИЕ В ИСТИНЕ

Поклонение при новом завете должно происходить в соответствии с истиной, которую открыл Иисус. Самарянка, встретившая Иисуса у колодца Иакова, спросила Его о месте поклонения. Самаряне поклонялись на горе Гаризим, а иудеи — в Иерусалиме.

Иисус сказал, что правильно поклоняться в Иерусалиме. В связи с иудейской практикой богослужения о поклонении самарян Он сказал: «Вы не знаете, чему поклоняетесь, а мы знаем, чему поклоняемся, ибо спасение от иудеев» (Ин. 4:22).

Если истинные поклонники будут поклоняться «в духе и истине» (Ин. 4:23, 24), то скоро произойдут перемены. Поклонение должно быть в духе и истине. Никакие варианты не допустимы. Смысл сказанного ясен: самаряне не были истинными поклонниками.

Читайте также:  Архангел гавриил – посланник божий. в честь него 2 праздника в году - богослов

Они верили в того же Бога, что и иудеи, но поклонялись не в том месте.

Как определить истину? Истина была открыта через Иисуса (Ин. 1:14, 17). Постоянно пребывая в учении Иисуса, мы можем «познать истину» (Ин. 8:32). Поскольку слова Иисуса от Бога (Ин. 7:16; 12:49, 50; 14:24; 17:8), то они суть истина (Ин. 17:17). Те, кто от истины, слушают голос Иисуса (Ин. 18:37), потому что «истина в Иисусе» (Еф. 4:21).

Теперь мы видим, что Иисус принес истину, и истина в Нем; эта истина — в Божьем Слове. Кроме того, вся истина открыта через Духа. Поэтому всё, что мы делаем во время поклонения, ограничено рамками истины, в которой наставлял Иисус. Поклонение больше не увязано с учением Моисеева закона . Мы можем знать истину, если будем пребывать в словах Иисуса.

Не в соответствии с Моисеевым законом

Новозаветное поклонение не основывается на Моисеевом законе . Моисей передал закон; Иисус же принёс благодать и истину (Ин. 1:17). Эта истина относится и к христианскому поклонению. Даже если истина пришла не через Моисея, его учение не было ложным. Моисей передал точное представление, тень истины, которую принёс Иисус.

«Закон [имеет] тень будущих благ, а не самый образ вещей» (Евр. 10:1). Требования закона служили «образу и тени небесного» (Евр. 8:5). По этой причине христиане не должны своё поклонение основывать на том, чему учил и что практиковал Ветхий Завет.

Если бы христианское поклонение основывалось на старом законе, тогда сегодня требовалось бы поклоняться, принося в жертву животных.

Жертва Иисуса наполнила содержанием тень кровавых жертвоприношений для прощения грехов. Библия говорит, что закон был исполнен и упразднён (Еф. 2:14, 15). А потому упразднены и формы поклонения при Моисеевом законе — включая жертвоприношения.

Живущие по новому завету будут судимы учением Иисуса (Ин. 12:48). Учение Иисуса не будет судить тех, кто жил при Моисеевом законе. Основанием их суда будет ветхий закон: «Те, которые под законом согрешили, по закону осудятся» (Рим. 2:12).

Для тех, кто жил при Моисеевом законе, критерий суда будет иным, нежели для тех, кто не под этим законом. Ветхий закон будет судить только тех, кто жил под ним. Он не будет судить тех, кто жил до его получения, всех язычников в период его действия (Рим. 2:14) и всех тех, кто жил и живёт после его упразднения (Евр. 10:9).

Последователи Иисуса должны обращаться к Нему за повелениями о поклонении. Требования Моисеева закона к поклонению неприемлемы для христиан. Основанием их суда будет не закон, а слова Иисуса (Ин. 12:48).

Закон содержал физические тени духовных реалий новозаветного поклонения. По новому завету поклонение должно быть в духе и истине. Вместо кровавых жертв христиане должны приносить Богу «духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом» (1 Пет. 2:5).

Мы должны служить «в обновлении духа, а не по ветхой букве» (Рим. 7:6; см. 2:29; 2 Кор. 3:6; Фил. 3:3). «Итак, будем через Него непрестанно приносить Богу жертву хвалы, то есть плод уст, прославляющих имя Его» (Евр. 13:15).

Не в соответствии с совестью

Используя те или иные способы поклонения, не заповеданные Иисусом, многие люди оправдывают себя тем, что так было многие годы. Они считают, что если их совесть не беспокоит их, то ничего неправильного в их поклонении нет.

Слово «совесть», образованное с помощью предлога «со» (с) от существительного «весть» (ведать, знать), эквивалентно греческому синейдесис, что значит «с вестью», «со знанием». Совесть, являющаяся нашей личной «судебной системой», зависит от нашего знания.

Если у человека добрая совесть, она одобряет его, когда он делает то, что считает правильным, и побуждает его делать выводы, основанные на вроде бы правильной информации.

Если же у него недобрая совесть, то он не станет переживать, даже если делает что-то заведомо неправильное или извращает факты, чтобы потворствовать своим предубеждениям.

Павел думал, что ему нужно убивать христиан. Закон учил, что израильтян, поклоняющихся какому бы то ни было иному божеству, кроме Бога, должно предавать смерти (Исх. 22:20; Втор. 17:2-5). Павел убивал поклонников Иисуса с доброй совестью (Деян. 23:1; 24:16), так как думал (Деян. 26:9), что они поклоняются иному богу.

Наша совесть не будет тревожить нас, если мы думаем, что поступаем правильно, даже если мы не повинуемся Богу.

Если наши мысли направляются Божьим Словом и мы исполняем то, что оно говорит, то результатом будет спокойная совесть. Совесть может тревожить нас, если мы делаем правильные вещи, а думаем, что поступаем неправильно.

Недобрая совесть не станет докучать человеку, который живет вразрез с тем, что заведомо правильно.

Вместо того чтобы о правильности того или иного обряда судить с помощью совести, в качестве стандарта мы должны использовать Божье Слово (см. 1 Ин. 4:1, 6).

Не в соответствии с людскими традициями

Традиция, или предание (греч. парадосис), — это учение или практика, передающиеся из поколения в поколение. Следующие три теста помогут определить, хорошая это традиция или плохая: (1) каков её источник; (2) прибавляет она что-то к Божьему учению или отнимает; (3) относится ли эта практика к той области, где Бог сделал выбор.

Знать источник традиции очень важно. Если она от Бога, мы должны принять её. Если она от людей, мы можем принять её лишь в том случае, если она ничего не прибавляет в области, где Бог уже сделал выбор.

Иисус говорил книжникам и фарисеям о человеческих заповедях и традициях (преданиях):

«Зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего?» (Мф. 15:3).»«Но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим». Ибо вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого… Вы отменяете заповедь Божию, чтобы соблюсти своё предание… устраняя слово Божие преданием вашим, которое вы установили; и делаете многое, тому подобное» (Мк. 7:7-13).

Павел писал: «Смотрите, братья, чтобы кто не увлёк вас философией и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу» (Кол. 2:8). В письме он просил Тита сказать старейшинам, чтобы они не внимали «иудейским басням и постановлениям людей, отвращающихся от истины» (Тит. 1:14).

Цель христиан — следовать за Иисусом . Мы должны избегать людских обычаев, которых нет в Божьем учении.

Добрые традиции — это обычаи, которые пришли от Иисуса через апостолов и новозаветных пророков (Еф. 2:20; 3:5). Такие предания мы должны соблюдать (1 Кор. 11:1; 2 Фес. 2:15; 3:6).

Человеческие традиции неправильны, если они вступают в противоречие с Божьим выбором. Если Бог не указал Своего предпочтения, то о таком предании нельзя сказать ничего ни хорошего, ни плохого. Мы можем их исполнять на своё усмотрение. Хорошим примером является крещение. В крещении мы «погребаемся» (Рим. 6:4; Кол. 2:12).

Если при этом мы погружаемся в воду, то делаем именно то, что избрал Бог. Окроплять — значит прибавлять человеческое предание, которое неприемлемо, потому что Бог избрал иное. Один традиционный способ погребения человека — погружать его в воду спиной.

Как традиция, это приемлемо, но крещение так же будет правильным, если человек погружается в воду вперед, боком или как-то иначе.

Очень важно знать источник того или иного предания. Если оно от Бога, тогда обычай правильный. Соблюдать традицию неправильно, если она грубо вторгается в любую область, в которой Бог сделал Свой выбор.

ПОКЛОНЕНИЕ В ДУХЕ

Поклонение должно быть правильным не только по форме, но и по духу. Бог не только видит и слышит движение и мелодию уст, но и слушает музыку сердца.

Внешние движения и жесты ни на мгновение не будут поклонением, если они не идут от души человека. Поклонение «должно» быть в истине, но оно также «должно» быть в духе (Ин. 4:23, 24).

Даже если формы поклонения будут включать только то, что заповедал Бог, они будут бесполезны, если будут лишены духа.

Если бы Бог хотел только красивых звуков, то в месте собрания можно было бы исполнять только профессиональную музыку, молитвы и проповеди. Если бы Бог не был заинтересован в том, чтобы Ему поклонялись в духе, то члены общины могли бы оставаться дома и слушать церковные богослужения в записи, сделанной профессиональными исполнителями.

Бог хочет наших внешних выражений; но ещё больше Он желает участия в этом сердца.

Павел писал, что христиане должны поклоняться, «назидая самих себя псалмами, и славословиями, и песнопениями духовными, славя и воспевая в сердцах ваших Господу» (Еф. 5:19).

Наши действия могут быть угодны лишь в том случае, если мы тянемся к Богу из самых глубин наших сердец, а иначе все наши попытки тщетны и бесполезны.

Мы можем показать свою любовь к Иисусу, повиновавшись Его заповедям (Ин. 14:15, 21-23). Он велел апостолам наставлять учеников соблюдать все, что Он заповедал (Мф. 28:20).

Что это значит для нас — соблюдать всё, что Он заповедал? (1) Мы будем делать всё, что Он заповедал, не исключая ни одного повеления. (2) Мы не будем делать больше того, что Он заповедал.

Всякое прибавление к тому, что Он заповедал, уже не есть то, что Он заповедал. (3) Мы не будем делать меньше того, что Он заповедал. Если мы делаем меньше, значит мы не соблюдаем всего, что Он заповедал. (4) Мы не будем изменять то, что Он заповедал.

Если мы будем изменять, значит мы не будем исполнять то, что Он заповедал.

Апостолы исполнили повеление Иисуса учить Его последователей соблюдать всё, что Он заповедал. Лука писал о первых христианах: «И они постоянно пребывали в учении апостолов» (Деян. 2:42). Руководство для церковного поклонения дано в учении апостолов. Павел учил христиан «не мудрствовать сверх того, что написано» (1 Кор. 4:6).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Истинное поклонение должно осуществляться в установленных Богом рамках. Он хочет, чтобы Ему поклонялись в духе и истине. Мы не должны прибавлять к тому или отнимать от того, что Он заповедал, но должны ограничиваться простой красотой того поклонения, какое Он установил. Мы должны поклоняться, чтобы славить Бога, а не для того, чтобы производить впечатление на людей.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *