Благовещение пресвятой богородицы — богослов

  1. 7 апреля православные в России отмечают Благовещение Пресвятой Богородицы.  Это один из двенадцати главных православных праздников. Из года в год, в отличие, например, от Пасхи или Троицы, его дата не меняется.

    Именно с Благовещения начинается история земного воплощения Спасителя, поэтому он особенный для христиан. Согласно Евангелию, Марии явился архангел Гавриил и сообщил о рождении у нее Сына Божьего, который воплотится ради спасения всего человечества от греха.

    Об истории этого праздника, его обычаях и традициях, что можно есть и что нельзя делать в этот день, читайте в материале «Призыва».

    Благовещение Пресвятой Богородицы - Богослов

    vvedenie.msk.ru

  2. До 14 лет Пресвятая Дева воспитывалась в храме, а затем должна была оставить храм, как достигшая совершеннолетия, и либо возвращаться к родителям, либо выйти замуж.

    Священники хотели выдать ее замуж, но Мария объявила им о своем обещании Богу остаться навсегда Девою.

    Тогда священники обручили ее с дальним родственником, 80-летним старцем Иосифом, чтобы он заботился о ней и охранял ее девство.

    Спустя четыре месяца после обручения к Марии Архангел Гавриил и возвестил ей, что она обрела величайшую благодать у Бога — быть Материю Сына Божия. Дева в недоумении спросила Ангела, как может родиться сын у той, которая не знает мужа. И тогда Архангел открыл ей истину: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим».

    Благовещение Пресвятой Богородицы - Богослов

    «Благовещение» Леонардо да Винчи. ru.artsviewer.com

    Несмотря на значимость события для христиан, праздник появился в церковном календаре не сразу. Лишь в III веке нашей эры о нем вскользь упоминают видные богословы того времени. Причем в одних церквах Благовещение праздновали за две-три недели до Рождества Христова.

    Другие же ориентировались на весну – за девять месяцев до дня рождения Спасителя. Только в VI веке дата окончательно закрепилась за 25 марта. Именно в этот день Благовещение отмечают католики, протестанты и некоторые поместные православные церкви.

    А в РПЦ проводят торжества по его случаю на две недели позже, так у нас пользуются юлианским календарем, а на Западе – григорианским. Разница между ними составляет 13 дней.

  3. В Благовещение в храмах проходит всенощное бдение, которое начинается с Великого повечерия, и читается литургия св. Иоанна Златоуста.

    Во время богослужения всем пришедшим в этот день в храм рассказывается о сути праздника и явлении ангела к Марии.

    По церковному обычаю, службы в Благовещение духовенство совершает в облачениях голубого «богородичного» цвета. Он символизирует высшую чистоту и непорочность.

    По окончании литургии священники и прихожане поют тропарь и кондак праздника, а затем выходят на паперть выпустить в небо белых голубей. Они символизируют Святого Духа, благую весть архангела Гавриила, а также свободу, данную всем людям через воплощение Спасителя. Кстати, церковные праздничные каноны, которые и теперь исполняются на Благовещение, были составлены еще в VIII веке.

    Благовещение Пресвятой Богородицы - Богослов

    eparh33.ru

    По традиции богословов, в день Благовещения каждый верующий должен отложить все мирские дела ради молитвы и присутствия в храме. Кроме того, в этот праздник не совершаются заупокойные моления, службы и не проводятся венчания.

  4. Выпускать птиц на свободу во время празднования Благовещения – давняя народная традиция. Хотя помимо нее в старину существовало множество других обычаев.

    Например, в деревнях в этот день облачались в лучшие одежды: надо было достойно встретить весну. А чтобы она была теплой, ее «закликивали» — пели особые песни.

    Праздник Благовещенья издревле на Руси ассоциировался с наступлением весны. Оттого его считали одним из самых радостных.

    На Благовещение не рекомендовалось надевать новую одежду — носиться не будет, быстро порвется. Чтобы было здоровье, нужно в этот день умыться талой водой. Если в Благовещение от утра до полуночи назвать мужа сорок раз «милый», весь год муж будет любить и холить. И если загадать во время этого праздника желание, оно обязательно сбудется.

    Благовещение Пресвятой Богородицы - Богослов

    kainsk.prihod.ru

  5. Обычно праздник выпадает на довольно строгий Великий пост. Однако церковный устав предусматривает послабления по случаю значимой даты. Верующим дозволяется употреблять в пищу рыбу, растительное масло. Можно и вино, но в умеренном количестве.

    Однако эти правила действуют не всегда. Если Благовещение выпадает на Страстную пятницу или Страстной четверг, то пост строже: нельзя вкушать рыбные продукты и елей (масло). На вино же запрет не действует. Бывает и так, что праздник совпадает с Пасхой либо приходится на Светлую седмицу. В таком случае ограничений в еде нет.

    Благовещение Пресвятой Богородицы - Богослов

    sanovnik.at

  6. На Благовещение, как в большой церковный праздник, под запретом была работа, в том числе по дому и огороду. Вообще праздник считался женским — Богородица на Руси всегда воспринималась как главная бабья заступница перед Богом. Женщинам из уважения к Богоматери в этот день запрещалось стирать, готовить пищу и даже не рекомендовалось умываться.

    Также в Благовещение нельзя  шить, вязать, вышивать, заплетать косы, стричься, красить волосы, расчесываться.

    Это примета связана с поверьем, согласно которому люди издавна считают, что жизнь человека является нитью, которой может управлять сам Господь или ангелы-хранители.

    В день, когда открываются небеса, легко перепутать жизненные нити, изменить судьбы семьи и близких людей. «Птица гнезда не вьет, девица косы не плетет», — поговорка именно про Благовещение.

    Благовещение Пресвятой Богородицы - Богослов

    classpic.ru

    Не стоит давать в этот день кому-то взаймы и вообще отдавать что-то из дома, считалось, что это отзовется потерями и в будущем. Считалось, что тот, кто в Благовещение отдавал из дома, тратил на чужих семейный покой и мир.

  7. Благовещение в народе еще называли «полупасхой», ведь оно, согласно преданию, влияло на погоду в праздник Христова Воскресения. Народная примета гласит: «Какое Благовещение, такова и Светлая неделя».

    • — Если на Благовещение ударил заморозок, тепло не наступит еще 40 дней, а летом будет богатый урожай овса, огурцов, груздей.
    • — Солнечная погода — к скорому наступлению весны.
    • — На Благовещение началась гроза — к теплому лету, обилию орехов в лесу.
    • — Утром опустился туман, выпал иней или поднялся ветер — к сильному половодью, плохому урожаю зерновых.

    — Если к Благовещению снег не растаял на крышах, холодная погода продержится еще месяц. Сохранившийся на земле снежный покров — к плохому урожаю пшеницы.

    1. — Ясная погода на Благовещение предвещает богатый урожай и теплое лето.
    2. — Если в этот день еще лежит снег — хороших всходов не жди.
    3. — Дождь сулил хорошую рыбалку и грибную осень.

    Благовещение Пресвятой Богородицы - Богослов

    ds1.b-uki.obr55.ru

Благовещение пресвятой богородицы — древо

Статья из энциклопедии «Древо»: drevo-info.ru

Благовещение Пресвятой Богородицы - Богослов
Благовещение Пресвятой Богородицы. Мозаика ок. 1040. Алтарные столпы Киевского Софийского собора

Благове́щение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии (греч. Εὐαγγελισμὸς τῆς ῾Υπεραγίας Δεσποίνης ἡμῶν Θεοτόκου καὶ ̓Αειπαρθένου Μαρίας; лат. Annuntiatio beatae Mariae Virginis — Благовещение благословенной Девы Марии), двунадесятый церковный праздник, посвященный воспоминанию явления Деве Марии архангела Гавриила, возвестившего ей о будущем рождении от Нее Спасителя

Празднуется 25 марта

Согласно Евангелию (Лк 1, 26-38), в шестой месяц после зачатия прав. Елисаветой св. Иоанна Предтечи архангел Гавриил был послан от Бога в гогод Назарет к Пресвятой Деве Марии с радостной вестью о том, что от Нее родится Спаситель мира.

Войдя к Ней, Гавриил сказал: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами». Мария смутилась от ангельского приветствия и размышляла о его значении, Гавриил же продолжил: «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога. И вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус.

Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего… и Царству Его не будет конца».

Мария в недоумении спросила, как исполнение этого обещания совместимо с соблюдением избранного Ею девственного образа жизни: «Как будет это, когда Я мужа не знаю?» Ангел ответил Ей, что воплощение Сына Божия будет совершено чудесным действием Св.

Духа: «Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, ибо у Бога не останется бессильным никакое слово». Тогда Мария со смирением сказала: «Cе, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему». И отошел от Нее ангел.

Согласно апокрифам II в.

— «Протоевангелию Иакова» и «Книге о рождестве блаженнейшей Марии и детстве Спасителя» («Евангелие псевдо-Матфея»),- Пресвятая Дева услышала архангельское благовестие сначала у колодца или источника, куда Она пошла за водой, а затем в доме, где Она, согласно выпавшему Ей жребию, пряла завесу или ковер для иерусалимского храма. Согласно первому из указанных источников, эти эпизоды непосредственно следовали друг за другом, согласно второму — между ними прошло 3 дня [1]. Апокрифическое предание нашло свое отражение в иконографии праздника [2].

В истории праздник Благовещения воспринимался и как Господский, и как Богородичный праздник. Феодор Продром (XII в.) в четверостишии называет 12 главных праздников, среди которых, за исключением Благовещения, Богородичные отсутствуют.

Гроттаферратский Типикон (XIII в.) упоминает Благовещение среди 14 Господских праздников [3]. С XIV в.

, с включением в список двунадесятых праздников сначала Успения, а затем и прочих Богородичных праздников, Благовещение становится одним из них [4].

В отличие от Православной Церкви, где Благовещение считается одним из важнейших праздников, в Римо-католической церкви это второстепенный праздник [5].

Установление праздника

Благовещение Пресвятой Богородицы - Богослов
Благовещение, икона работы св. Андрея Рублева, 1405 г.

Изображения Благовещения присутствуют уже среди росписей катакомб второй половины II — первой половины III века; в Равенне (после 400) и в Риме, среди мозаик триумфальной арки церкви Санта-Мария Маджоре (432-440), исполненных при папе Сиксте III (432-440) [6], тем не менее можно с большой степенью вероятности утверждать, что установление особого праздника Благовещения произошло не ранее IV в.

Открытие св. равноап.

Еленой в начале IV века святых мест земной жизни Иисуса Христа и начатое ею строительство храмов на этих местах (в частности, в Назарете, там, где, по преданию, Пресвятой Деве явился арх.

Гавриил, была построена базилика [7]) вызвали рост интереса к событию Рождества Христова и тайне Воплощения; возможно, с этим связано и установление Благовещения как отдельного праздника.

В начале VIII века арм. автор Григор Аршаруни писал, что праздник Благовещения был установлен свт. Кириллом I, патриархом Иерусалимским [8], т. е. в третьей четверти IV века. В древнейших арм. Лекционариях, отражающих литургическую практику Иерусалима V в.

, самостоятельного празднования Благовещения еще нет, но воспоминанию этого события посвящен 4-й день богоявленских торжеств (т. е. 9 января [9]). Древние груз. рукописные Лекционарии, отражающие литургическую практику Иерусалима VII в.

, уже содержат под 25 марта особый праздник Благовещения [10].

Поскольку сведения о константинопольском богослужении V-VI вв. немногочисленны, ничего определенного о праздновании Благовещения в этот период в Константинополе утверждать нельзя, но в VI в. прп. Роман Сладкопевец написал кондак на Благовещение [11]; к концу VII в.

— это уже один из самых почитаемых здесь праздников: правило 52 Трулльского собора (691-692) запрещает совершение полной литургии в период Великого поста, за исключением суббот, воскресений и праздника Благовещения, это правило восходит к правилу 49 Лаодикийского собора (ок. 343), разрешающему совершать полную литургию Великим постом только по субботам и воскресеньям.

Читайте также:  Христос накормил 5000 человек 5 хлебами и 2 рыбами - богослов

Но, хотя 49-е правило Лаодикийского собора не упоминает Благовещения, это не упраздняет вовсе возможности совершения благовещенской службы; скорее, можно сделать вывод, что первоначально праздник в те годы, когда он попадал на будние дни поста, мог переноситься на субботу или воскресенье.

Перенесение памятей почитаемых святых в седмичные дни поста на субботу или воскресенье широко практиковалось на Востоке, и структура православного великопостного цикла во многом обязана этому обычаю. И. А.

Карабинов предположил, что до Трулльского Собора днем, на который переносилось Благовещение, была суббота Акафиста и что Акафист Пресвятой Богородице в первоначальном виде был сочинен для праздника Благовещения [12]. Все византийские памятники VIII и последующих веков называют Благовещение среди важнейших праздников; его богослужение неизменно совершается 25 марта.

Благовещение Пресвятой Богородицы - Богослов
Благовещение. Мозаика церкви Санта-Мария-Мадджоре. 1295 г.

Под именами церковных писателей III-V вв. (святых Григория Чудотворца [13], Афанасия Великого [14], Григория Нисского [15], Иоанна Златоуста [16], Прокла Константинопольского [17], Василия Селевкийского [18]) сохранился целый ряд праздничных слов на Благовещение, но их подлинность сомнительна — так, по свидетельству еп. Авраама Ефесского (между 530 и 553), до него не было написано ни одной проповеди, посвященной Благовещению [19], — и обычно их датируют более поздним временем [20]. Сохранились также подлинные беседы на Благовещение свт. Софрония Иерусалимского (VII в. [21]), свт. Германа I Константинопольского (VIII в. [22]), прп. Иоанна Дамаскина (VIII в. [23]) и многих других более поздних св. отцов и церковных писателей.

На Западе сведения о празднике Благовещения восходят примерно к тому же времени, что и на Востоке. Из сочинений западных отцов Церкви и писателей известны слова на Благовещения, приписываемые лат. авторам V в. (блж. Августину [24], святым Петру Хрисологу [25] и Льву I Великому [26]) и последующих веков.

Однозначно о литургическом почитании дня Благовещения говорится в Liber Pontificalis времен папы Сергия I (687-701), где Благовещение входит в число трех праздников, посвященных Божией Матери, когда в Риме совершалась торжественная процессия [27]. Календарь Полемия Сильвия, еп. г.

Седун (435-455), предназначавшийся как для светского, так и для церковного употребления, а потому содержащий наряду с христианскими и языческие памяти, упоминает 25 марта еще не как день Благовещения, а как день Крестной смерти Спасителя [28]. В первой редакции Геласия Сакраментария (VII в.) Благовещение не указано, но уже в Сакраментарии Григория Великого (3-я четв. VII в.

) оно находится под 25 марта (то же — и в т. н. Геласиевом Сакраментарии VIII в.); во всех более поздних памятниках римской традиции в этот день праздновалось Благовещение.

Благовещение Пресвятой Богородицы - Богослов
Благовещение Пресвятой Богородицы. Фреска в Благовещенском храме в Назарете

В неримских западных обрядах празднование Благовещения могло переноситься на период адвента. Толедский Собор 656 в первом правиле предписывает петь службу Благовещению 18 декабря (при этом 25 марта остается датой Благовещения), объясняя это невозможностью устраивать праздник во время Великого поста [29]. Вероятно, Собор не просто ввел эту дату, но перенял ее из некой традиции, уже установленной в отдельных местах — напр., в аквилейском и амвросианском обрядах Благовещение также праздновалось в декабре в одно из воскресений [30].

Название праздника

Название праздника Благовещения в древности не было устойчивым, совр. εὐαγγελισμός засвидетельствовано лишь с VII в. В сочинениях древних авторов встречаются названия: греч.

ἡμέρα ἀσπασμοῦ (день приветствия), ἀγγελισμός (возвещение), ἡμέρα или ορτὴ τοῦ εὐαγγελισμοῦ (день/праздник Благовещения), χαριτισμός (от χαῖρε, κεχαριτομένη — от «радуйся, Благодатная», Лк 1, 28); лат.

annuntiatio angeli ad beatam Mariam Virginem (Благовещение ангела ко блаженной Деве Марии), Mariae salutatio (приветствие Марии), annuntiatio sanctae Mariae de conceptione (Благовещение св. Марии о зачатии), annuntiatio Christi (Благовещение Христа), initium redemptionis (начало искупления), conceptio Christi (зачатие Христа), festum incarnationis (праздник Воплощения) [31].

Молитвословия

Тропарь, глас 4

Дне́сь спасе́ния на́шего глави́зна,/ и е́же от ве́ка та́инства явле́ние,/ Сы́н Бо́жий, Сы́н Д'евы быва́ет,/ и Гаврии́л благода́ть благовеству́ет,/ те́мже и мы́ с ни́м Богоро́дице возопии́м:/ ра́дуйся, Благода́тная,// Госпо́дь с Тобо́ю. Ныне начало нашего спасения и обнаружение тайны, которая предуставлена была прежде всех веков: Сын Божий — Сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует. Поэтому и мы с ним Богородице воскликнем: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!

Кондак, глас 8

Взбра́нной Воево́де победи́тельная,/ я́ко избав'льшеся от злы́х, благода́рственная/ воспису́ем Ти́ раби́ Твои́, Богоро́дице,/ но я́ко иму́щая держа́ву непобеди́мую,/ от вся́ких на́с бе́д свободи́, да зове́м Ти́:// ра́дуйся, Неве́сто Неневе́стная. Тебе, высшей Военачальнице, избавившись от бед, мы, недостойные рабы Твои, Богородица, воспеваем победную и благодарственную песнь. Ты же, как имеющая силу непобедимую, освобождай нас от всяких бед, чтобы мы взывали к Тебе: радуйся, Невеста, в брак не вступившая!

Величание

Арха́нгельский гла́с вопие́м Ти́, Чи́стая:/ Ра́дуйся, Благода́тная,// Госпо́дь с Тобо́ю. Словами Архангела взываем Тебе, Чистая: Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!

Литература

  • Martene E. De antiquis ecclesiae ritibus. Antw., 1737. Vol. 3. P. 588;
  • Хойнацкий А., свящ. Праздник Благовещения Божией Матери в Римско-католической Церкви // ПО. 1873. № 6. С. 1001-1011;
  • Виноградов Н. Канон на Благовещение Пресв. Богородицы как образец церковно-богослужебной поэзии. М., 1888;
  • Дебольский Г. С., прот. Дни богослужения Православной Церкви. СПб., 1901. М., 1996р. Т. 1. С. 121-128;
  • Kellner H. Heortologie oder das Kirchenjahr und die Heiligenfeste in ihrer geschichtlichen Entwicklung. Freiburg i. Br., 1901. S. 196;
  • Conybeare F. C. Rituale Armenorum, being the Administration of the Sacraments and the Breviary Rites of the Armenian Church. Oxf., 1905;
  • Cabrol F. Annonciation (Fête de l') // DACL. Vol. 1. T. 2. Col. 2241-2255;
  • Петровский А. Благовещение // ПБЭ. Т. 2. С. 619-622;
  • Кекелидзе К., прот. Иерусалимский Канонарь VII века (груз. версия). Тифлис, 1912;
  • Скабалланович М. Рождество Христово. К., 1915. М., 1995р. (Христ. праздники; 4);
  • он же. Успение Пресв. Богородицы. К., 1916. М., 1995р. (Христ. праздники; 6);
  • Вениамин (Милов), еп. Чтения по литургическому богословию. К., 19992;
  • Мирковић Л. Хеортологиjа или историjски развитак и богослужење празника православне источне цркве. Београд, 1961. С. 44-46;
  • Θουντούλης ̓Ι. Εὐαγγελισμὸς τῆς Θεοτόκου // ΘΗΕ. Τ. 5. Σ. 980-982;
  • Μπεκατῶρος Γ. Γ. Εὐαγγελισμὸς τῆς Θεοτόκου: Τάξις λατρείας // Ibid. Σ. 982-983;
  • Οἰκονομίδης Δ. Β. Εὐαγγελισμὸς τῆς Θεοτόκου: Λαογραφία // Ibid. Σ. 983-985;
  • Grosdidier de Matons J. Romanos le Mélode: Hymnes. P., 1965. T. 2. P. 20-40. (SC; 110);
  • Древнейший Иадгари / Изд., исслед. и коммент. Е. П. Метревели, Ц. А. Чанкиевой и Л. М. Хевсуриани. Тбилиси, 1980;
  • Арган Дж. К. История итальянского искусства: Пер. с итал. М., 1990. Т. 1;
  • Corrado M. Annunciazione: storia, eucologia, theologia, liturgica. R., 1991;
  • Новозаветные апокрифы. СПб., 2001;
  • Каждан А. П. История визант. литературы: 650-850 гг. СПб., 2002.

Использованные материалы

[1]  Новозаветные апокрифы. С. 20, 42

[2]  Кондаков. Иконография Богоматери. Т. 1. С. 197; Т. 2. С. 374

[3]  Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 907

[4]  Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 401

[5]  Хойнацкий. С. 1002

[6]  Кондаков. Т. 1. С. 26-27; Петровский. С. 619-622; Арган. С. 94

[7]  Cabrol. Col. 2245-2246

[8]  Conybeare. P. 509

[9]  Conybeare. P. 517

[10]  Кекелидзе. С. 55-56; Tarchnishvili. Grand Lectionnaire. T. 1. [Pars. 1.] P. 43-45 (лат. пер.: [Pars. 2.] P. 40-41)

[11]  SC. 110. P. 13-41

[12]  Карабинов. С. 31 сл.; см. также: Fletcher R. A. Three early byzantine hymns and their place in the liturgy of the Church of Constantinople // BZ. 1958. T. 51. S. 53-65

[13]  PG. 10. Col. 1145-1169

[14]  PG. 28. Col. 917-940

[15]  Montagna D. La lode alla Theotokos nei testi greci dei secoli IV-VII // Marianum: Ephemerides Mariologiae. R., 1962. Vol. 24. P. 536-539

[16]  PG. 50. Col. 791-796; 60. Col. 755-760; 62. Col. 763-770

[17]  PG. 65. Col. 679

[18]  PG. 85. Col. 425-452

[19]  BZ. 1913-1914. T. 22. P. 49-54

[20]  Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 115-116

[21]  PG. 87γ. Col. 3217-3288

[22]  PG. 98. Col. 321-328

[23]  PG. 96. Col. 648-661

[24]  3 проповеди: PL. 39. Col. 2103-2110

[25]  5 проповедей: PL. 52. Col. 575-588

[26]  PL. 56. Col. 1140-1144

[27]  LP. T. 1. P. 372, 376, 381

[28]  Kellner. S. 196

[29]  Mansi. T. 11. P. 33-34

[30]  Kellner. S. 147

[31]  Cabrol. Col. 2242

Благовещение Пресвятой Богородицы

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Евангелие — это благая весть, благая весть о спасении, о Новом Завете между Богом и человеком. Благая весть о радости вечной жизни, утерянной Адамом в раю. Радость, которую дарует нам Бог во Христе, Сыне Божьем, ставшим Сыном Человеческим.

Благовещение Пресвятой Богородицы - Богослов

Сегодня мы празднуем день, когда эта благая весть, эта радость была принесена архангелом Пречистой Деве. «Днесь спасения нашего главизна», начало Нового завета Бога и рода человеческого. Непостижима тайна творения мира.

По любви Своей, по преизбытку благости Своей Господь призывает из небытия в бытие весь видимый и невидимый мир. Поэтому слово Божие называет Его Поэтом, Творца неба и земли. И все мироздание это великая поэма, написанная творческим словом.

Весь мир и самое малое создание Божие несет на себе печать Его творческой мудрости и совершенства.

Но самое великое, таинственное и непостижимое, самое совершенное Его творение — это человек. Человек, запечатленный образом Божиим, поставлен на грани двух миров, соединяя их в себе.

Человек призван был уподобиться Творцу, стать богом по благодати, привести к полноте божественной жизни все мироздание. Только возрастая в любви и восходя к Богу от силы в силу, человек мог исполнить свое предназначение.

Но Адам пал, не устояв в верности и любви Своему Творцу, и поверив лживости и клевете дьявола, в гордости своей захотел стать, как Бог, приступив заповедь своего Творца и, отпав от источника жизни и бессмертия, умер духовной смертью.

Нам трудно, даже невозможно представить себе всю грандиозность совершившегося грехопадения, этой катастрофы. Помрачился образ Божий, вписанный в мир. И в этом страшном своем падении человек увлек с собой все мироздание в тление и смерть.

Проклята за тебя земля (Быт. 3, 17). Эти слова были сказаны Богом Адаму, и мир лишился благодати Божьей, и вместе с грехом страдания, тление и смерть вошли в мир. И по слову апостола Павла: вся тварь совокупно стенает и мучается доныне (Рим. 8, 22) в надежде, что будет освобождена от рабства и тления.

Сразу же после падения в раю Богом было дано обетование о спасении: семя жены сотрет главу змея. И вместе с Адамом и Евой весь падший и смертный род человеческий, все, кто веровал и жил верой в Бога, ждали избавления, томились и тосковали с великой надеждой, что Сам Бог спасет мир от тления и смерти и дарует снова радость вечной жизни.

Шли годы, столетия, тысячелетия, и человечество ожидало спасения. Пророки Ветхого Завета провозвещали о грядущем Христе, Спасителе мира. И народ Божий ждал исполнения этого обетования. И вот открывается великая тайна — Сам Бог, Сын Божий, нисходит в мир и становится человеком.

И в тайне воплощения слова Бога, тайне более великой, чем творение мира, творения мира из небытия, Бог становится человеком, чтобы человек снова получил дар вечной жизни и стал причастником божественного естества.

Сегодня мы празднуем этот великий день — Благовещения Пречистой Деве, день воплощения Сына Божия. Почему раньше не совершилось это таинство? Непостижимы пути промысла Божия. Всемогущий Бог не может спасти человека без его воли, без свободного согласия самого человека.

И во всем человеческом роде от Адама в народе Божьем только одна Она, Мария, Пречистая и Преблагословенная Дева, только одна Она могла стать той живой лествицей, по которой Бог сошел на землю, принять, как неопалимая купина, нестерпимый для грешных огонь Божества и стать Матерью Бога, стать той чистой девственной землей, из которой мог быть создан новый Адам — Христос, Спаситель мира. Никто и никогда не любил Бога больше Девы Марии. И в этой любви Она превзошла и ангельский мир. И по любви Своей Она дала Богу обет девства. Мера святости, мера любви это всегда и мера смирения. Пречистая знала пророчество Исайи о Деве, Которая станет Матерью Христа-Мессии. Но давая обет этот, Мария никогда не допускала и мысли, что Она может стать этой благословенной девой. Самое большое, чего Она желала, это быть служанкой этой избранной Богом девы. Это святое смирение вместе с пламенной верой и любовью сделали Марию способной принять в Себя Самого Бога, принять во всей полноте Еого Божества.

Читайте также:  Воздвижение креста животворящего - богослов

Предание нам говорит, что архангел Гавриил явился в Назарет к Пречистой, когда Она читала пророчество Исайи: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут Ему имя Еммануил, что значит: с нами Бог».

И со словами: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою», — архангел обратился к Деве и открыл Ей, что Она, Мария, призвана стать Матерью Сына Божия. И от Нее, от Ее воли зависело принять или не принять эту благую весть. И от Нее в этот момент, от Ее согласия зависело спасение всего мира.

Вот то, что поражает здесь — это два смирения: смирение Бога и Девы. Бог Всемогущий и Творец смиренно ждет согласия Пречистой Девы, чтобы войти в Нее и стать Сыном Человеческим, Ее Сыном, восприняв от Нее наше естество.

И в этот день, в этот час решалась судьба всего человечества, всего мироздания, потерявшего благодать по вине человека. И с полнотой веры и смирения Пречистая приняла благую весть архангела.

И здесь мы видим, говорит святитель Филарет Московский, два благовестия — от неба и от земли. «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою. Благословенна Ты в женах», — это благовестие от неба о призвании Марии стать Матерью Сына Божия, Спасителя мира.

И в совершенном смирении в полной преданности воле Божьей Мария с радостью дает Свое согласие: «Се раба Господня; да будет Мне по глаголу твоему». Эти слова Пречистой — это благовестие от земли.

В Ней, в Марии, совершилось все то, чего ожидал Бог от падшего человечества: се, раба Господня. И с этими словами Господь Духом Святым входит в Нее, чтобы обновить и спасти мир, чтобы отпавший от Бога человек снова мог стать причастником божественного естества.

Эти два благовестия соединяются в один светозарный поток радости. И Бог через Деву уже вступает с человечеством в Новый Завет.

Свет уже пришел в мир, помраченный грехом. Он таинственно светится в Пречистой Деве, ставшей по человечеству Матерью Света. В Ней, Марии, нетленная неизреченная радость, утраченная Адамом и Евой. Радость пребывания с Богом в Его свете, в Его любви снова приходит в мир. «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою».

Через Марию Господь с нами навеки и навсегда. Благовещением совершается величайшее чудо, говорит святитель Филарет. Если творческое слово Бога «да будет» приводило из небытия в бытие весь тварный мир, то слова Девы «да будет Мне по глаголу твоему» низводят в мир Самого Творца мироздания.

Радость Благовещения уже готовит и предваряет радость Воскресения. Благовещение это заря Пасхи, это радость о примирении человека с Богом, о возвращении благодати земле.

И она, эта радость, как весенний свет разливается в этот день, когда совершилось великое таинство воплощения Слова: «Днесь спасения нашего главизна и еже от века таинства явление». Ныне, днесь, открывается нам великое таинство спасающей нас любви Божьей.

И благоговея перед ней и благодаря Господа, мы должны помнить, что не только Богу, но и Ей, Марии, Матери Бога,подвигу Ее веры, Ее смирения, Ее любви спасен отпавший от Бога мир. Слава Тебе, Пречистая и Преблагословенная. Ты Матерь Света, и Тобою Бог-Свет пришел в мир. И уже никакая тьма не сможет затмить Его.

Праздник Благовещения почти всегда бывает в дни Великого поста. И в этом глубокий смысл. Постом мы готовимся к Пасхе страстей и Пасхе Воскресения. Радостью Благовещения Бог входит в мир. Но Он рождается для того, чтобы взять на Себя наши грехи, как агнец Божий умереть на Кресте и смертью Своею разрушить власть смерти и тления и даровать нам вечную жизнь.

Сегодня мы празднуем Благовещение на Крестопоклонной седмице. Это не случайно. Это тоже имеет глубокий смысл. Нас еще ожидают скорби и испытания, но «да не смущается сердце ваше, не устрашает», — говорит Господь. «В терпении вашем стяжите душа ваша». Будем помнить, что идет борьба за вечность, за судьбу России, за чистоту православия и всего православного мира.

А достоинство наше, оно безмерно велико. По слову Григория Богослова человек — созданный бог через Христовы страдания, идущие к нетленной славе. А тайна благовещения еще прежде Пасхи несет нам такую радость, такой свет, который не могут омрачить никакие скорби и никакая тьма греха. Ею, Пречистой и Преблагословенной Матерью Господь с нами.

Благовествуй земля радость велию, пойти небеса Божию славу.

Впереди еще две недели поста и Страстная седмица. Молитва Матери Божьей да дарует нам всем Господь покаяние, чтобы мы принесли плоды покаяния. Чтобы очистившись, мы смогли поклониться Страстям Христовым и войти в радость святой Пасхи. Аминь.

Архимандрит Ипатий (Хвостенко)

7 апреля 2016 г.

О празднике благовещения пресвятой богородицы

Благовещение Пресвятой Богородицы - Богослов7 апреля Святая Православная Церковь молитвенно чтит великий и радостный праздник Благовещения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Благовещение означает «благая» или «добрая» весть. Праздник Благовещения совершается в воспоминание явления Пресвятой Деве Марии архангела Гавриила и возвещения им тайны воплощения от Нее Иисуса Христа — Сына Божьего и Спасителя мира.

Событие Благовещения
По достижении совершеннолетия, согласно обычаю, имевшему силу закона, Пресвятая Дева Мария, оставила храм Иерусалимский и вручена была престарелому плотнику Иосифу — Обручнику, или хранителю Ее девства. Иосиф происходил из одного с Ней колена и взял Ее к себе, чтобы под видом супружества быть Ее защитником. Живя в Галилейском городе Назарете, в доме Иосифа, Пресвятая Дева большую часть времени проводила в уединении и безмолвии, занималась богомыслием и молитвою, чтением Священного Писания и рукоделием.
События Благовещения описаны единственным евангелистом — апостолом Лукой.
Согласно Евангелию (Лк. 1:26-38), в 6-й месяц после зачатия праведной Елисаветой святого Иоанна Предтечи архангел Гавриил был послан от Бога в город Назарет к Пресвятой Деве Марии с радостной вестью о том, что от Нее родится Спаситель мира. Войдя к Ней, Гавриил сказал: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами». Мария смутилась от ангельского приветствия и размышляла о его значении, Гавриил же продолжил: «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога. И вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего… и Царству Его не будет конца», то есть архангел возвестил теми же словами, в каких предсказал об этом событии задолго до него пророк Исаия (Ис. 7:14). По мнению ряда богословов, слова архангела Гавриила — «Радуйся, Благодатная» — стали первой «благой» вестью для человечества после его грехопадения. Свт. Феофилакт Болгарский (XI–XII вв.) в толковании на Евангелие от Луки пишет: «Поскольку Господь сказал Еве: „В болезни будешь рождать детей» (Быт. 3:16), теперь эту болезнь разрешает та радость, какую приносит Деве Ангел, говоря: радуйся, Благодатная! Поскольку Ева была проклята, Мария теперь слышит: благословенна Ты».
Мария в недоумении (по мнению свт. Григория Неокесарийского (III в.), опасаясь нарушения её девства) спросила, как исполнение этого обещания совместимо с соблюдением избранного Ею девственного образа жизни: «Как будет это, когда Я мужа не знаю?» (Лк. 1:34) Ангел ответил Ей, что воплощение Сына Божия будет совершено чудесным действием Святого Духа: «Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, ибо у Бога не останется бессильным никакое слово» (Лк. 1:35-37). Тогда Мария, увидев в словах ангела волю Божью, со смирением сказала: «Cе, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк. 1:38).
Прав. Николай Кавасила (XIV в.) так комментирует эти слова: «Воплощение было не только делом Отца, Его Силы и Его Духа, но также делом воли и веры Пресвятой Девы. Без согласия Непорочной, без содействия Её веры этот план остался бы неосуществленным так же, как и без действия Самих трех Лиц Божественной Троицы. Лишь после того, как Бог наставил и убедил Святую Деву, Он принимает Её в Матери и заимствует у Неё плоть, которую Она Ему с радостью предоставляет. Как Он воплотился добровольно, так же было Ему угодно, чтобы и Его Матерь родила Его свободно и по Своей доброй воле».
Своей покорностью и согласием, по мнению свт. Афанасия Великого (IV в.), Мария выразила своё исповедание веры. Он сравнивает её со скрижалью, «…на которой Писец пишет, что угодно Ему. Господь всяческих да пишет и творит, что хощет». У Господа не остается бессильным никакое слово, и Мария вскоре родила Младенца Иисуса (Лк. 1:26-35).
Косвенно о событии Благовещения упоминает ап. Павел: «Когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего Единородного, Который родился от жены» (Гал. 4:4).
Царь Соломон, получивший от Бога весь свет премудрости для исследования тайн природы, после того как обозрел все, что есть на небе и на земле, – прошедшее, настоящее и будущее, – решил, что в мире, под солнцем, нет ничего нового. Но в Благовещении благодатной Деве Марии Бог сотворил совершенно новое дело, какого никогда не было в прошедшие века и никогда не будет в грядущие.

Этого дня человечество ожидало более пяти тысяч лет. В божественных и пророческих книгах говорилось о пришествии в мир Спасителя. И долгожданный час наступил.

Определение даты и история установления праздника
Название праздника — Благовещение — передает главный смысл связанного с ним события: возвещение Деве Марии благой вести о зачатии и о рождении Ею Богомладенца Христа. Этот праздник относится к двунадесятым непереходящим праздникам и отмечается каждый год в один и тот же апрельский день.

Датой Благовещения как на Западе, так и на Востоке считается 25 марта (по старому стилю, по новому – 7 апреля). Эта дата отстоит ровно на 9 месяцев от 25 декабря (по старому стилю), которое с IV в. считается днем Рождества Христова.
Впервые дата 25 марта появляется в сочинениях западных авторов III века — Тертуллиана и сщмч.

Ипполита Римского как день распятия Иисуса Христа по римскому календарю. Данное обстоятельство легло в основу александрийской и позднейших византийских хронологических систем, отождествляющих дату Благовещения и Пасхи.
Установление данного праздника в Константинополе относят приблизительно к середине VI в.

как следствие процесса «историзации» евангельских празднований в литургическом календаре, однако определённости в этом вопросе нет. Так, у свт. Григория Неокесарийского есть «Беседа на Благовещение Пресвятой Богородицы» и свт. Иоанн Златоуст (IV-V вв.

) в своих трудах называет Благовещение «первым праздником» и «корнем праздников»; можно предположить, что празднование Благовещения Церковь уже совершала в это время. О праздновании Благовещения свидетельствует постройка в Назарете, на месте, где, как считается, случилось Благовещение, равноапостольной императрицей Еленой в начале IV в.

Базилики Благовещения. При этом в начале VIII в. армянский автор Григор Аршаруни писал, что праздник был установлен святителем Кириллом I, епископом Иерусалимским, в середине IV в. Однако епископ Ефесский Авраам (между 530 и 553 годами) свидетельствует, что до него не было написано ни одной проповеди, посвящённой Благовещению.

Древние грузинские рукописные Лекционарии, отражающие литургическую практику Иерусалима VII в., уже содержат под 25 марта особый праздник Благовещения. В VII в. Благовещение стало праздноваться в Риме и Испании; Галлия приняла его лишь в VIII в.
В VI в. прп. Роман Сладкопевец написал кондак (в раннем понимании термина) Благовещения. К концу VII в.

— это уже один из самых почитаемых в Константинополе праздников. Гимнография праздника была дополнена в VIII в. творениями прп. Иоанна Дамаскина (VIII в.) и Феофана, митрополита Никейского (XIV в.), составившего канон праздника в форме диалога между Девой Марией и архангелом Гавриилом.

Все византийские памятники VIII и последующих веков называют Благовещение среди важнейших праздников; его богослужение неизменно совершается 25 марта.
Сохранились беседы на Благовещение свт. Софрония Иерусалимского (VII в.), свт. Германа Константинопольского (VIII в.), прп. Иоанна Дамаскина и многих других более поздних святых отцов и церковных писателей.

На Западе сведения о празднике Благовещения восходят примерно к тому же времени, что и на Востоке. Из сочинений западных отцов Церкви и писателей известны слова на Благовещение, приписываемые латинским авторам V в. (блж. Августину Иппонскому, святым Петру Хрисологу и Льву I Великому) и последующих веков.

Читайте также:  Неделя 6 по пасхе - богослов

День Благовещения нередко считался днем начала церковного или даже гражданского года как на Востоке, так и на Западе. Убеждение о совпадении исторической даты Воскресения Христова с 25 марта привело к тому, что этот день получил название «Кириопасхи» (Господственной). Сейчас Кириопасхой называют случающееся раз в несколько лет совпадение праздников Пасхи и Благовещения.

Событие Благовещения в святоотеческой традиции
«Благовещение», как было обозначено выше, означает благую, радостную, добрую весть. По сути, это то же, что и «Евангелие», ведь данное слово переводится с греческого как «благая весть».

Праздник Благовещения посвящен воспоминанию о том дне, когда, как гласит Священное Писание, Деве Марии явился архангел Гавриил и возвестил о грядущем рождении Иисуса Христа — Сына Божьего, который возьмет на Себя грехи всего мира.

В греческих сборниках святоотеческих слов на разные праздники, предназначенных для богослужебного употребления (патристических Лекционариях) для Благовещения обычно приводятся 1 или 2 чтения: первое начинается словами «Снова радость благовестия» (известно под именами святителей Иоанна Златоуста (IV-V вв.) и свт.

Григория Неокесарийского, и второе — слово свт. Андрея Критского (VII-VIII вв.) «Есть сегодня радость всех». Кроме того, встречаются рукописи, содержащие и другие святоотеческие чтения, например, свт. Григория Неокесарийского, свт. Прокла Константинопольского (V в.), проповеди, приписываемые свт. Афанасию Великому и свт. Иоанну Златоусту.

Слова на Благовещение писали и более поздние авторы, например: свт. Софроний Иерусалимский; свт. Герман, Патриарх Константинопольский, чья проповедь «На Благовещение» содержит 2 диалога Пресвятой Девы Марии с архангелом и с праведным Иосифом Обручником; прп. Феодор Студит (VIII-IXвв.); свт. Григорий Палама (XIV в.); св. прав.

Николай Кавасила (XIV в.); свт. Московский Филарет (Дроздов) (XIX в.) (он сравнивает слова Марии «да будет Мне по глаголу твоему» со словами Творца «да будет» (Быт 1:3), так что «слово твари низводит в мир Творца») и многие другие.

Существенный элемент святоотеческих творений, посвященных событию Благовещения — его догматический аспект. Во всех словах на Благовещение подчеркивается, что основное событие Благовещения — свершаемое воплощение Сына Божия; прп. Феодор Студит даже называет Благовещения не Богородичным, а Господским праздником.

Из-за тесной связи между Благовещением, Боговоплощением и Рождеством Христовым, некоторые проповеди вполне могли быть написаны не для чтения на Благовещения, а для праздника Рождества Христова (например, слово свт. Прокла Константинопольского или проповедь свт. Льва Великого).

Святые отцы часто подчеркивают роль Пресвятой Девы в Благовещении и Ее нравственную высоту; эта сторона события ярко выражена в словах свт. Григория Паламы и св. Николая Кавасилы. Некоторые из слов, надписанных именем свт. Иоанна Златоуста, так же как и слово свт. Германа Константинопольского и кондак прп.

Романа Сладкопевца, построены в форме диалога, причем в диалогах участвуют не только Пресвятая Дева и архангел, но и праведный Иосиф Обручник. Говоря о величайшем значении Благовещения в истории, отцы Церкви не ограничиваются догматическим истолкованием евангельского повествования — нередко они (например, прп.

Феодор Студит) делают из него практические нравственные выводы.

Иконография праздника
Изображения, трактуемые как «Благовещение», встречаются уже в росписях катакомб (Присциллы, 2-я пол. II — 1-я пол. III вв., Петра и Марцеллина, 2-я пол. III — 1-я пол. IV вв.). Как Благовещение, интерпретируется сцена, где юноша, рука которого протянута вперед, стоя перед сидящей в кресле женщиной, обращается к ней с речью.

Сюжетный контекст позволяет видеть в этой сцене Благовещение, поскольку сходные изображения бескрылых ангелов известны во фресках катакомб по композициям «Явление ангела Товии», «Явление ангела Валааму», «Явление Троицы Аврааму». Следующей по времени является композиция Благовещения на рельефе саркофага в Равенне (после 400 г.

), где ангел представлен с большими крыльями, с посохом в левой руке, а сидящая Богоматерь — с веретеном и пряжей, опускающейся в корзину у Ее ног.
Схема, сложившаяся в раннехристианский период, не претерпела существенных изменений в византийском, балканском и древнерусском искусстве и варьируется на иконах, в миниатюрах и монументальных росписях IX-XII вв. Во 2-й пол. XII в.

в композиции преобладают динамичные экспрессивные черты. Движение архангела становится стремительным, взгляд Богородицы, обращенный к нему, испытующим. Композиция дополняется символическими деталями. На иконе кон. XII в. из монастыря вмц. Екатерины на Синае на первом плане изображена река с множеством птиц и рыб — символ рая.

За троном Богоматери, на золотой кровле высокой палаты, где находится гнездо с птицами, изображен сад за оградой с деревьями, цветами и птицами — «Вертоград заключенный» — символический образ рая и Богородицы (Песн. 4:12). Золотой престол Богородицы, украшенный драгоценными камнями и жемчугом, и высящееся за ним здание с отдернутой завесой напоминают трон царя Соломона (3 Цар.

10:18) — также символ Богородицы.
Стремление наглядно проиллюстрировать догмат о Воплощении наиболее полно выражено в русской иконе «Благовещение Устюжское» (XII в.). В небесном сегменте изображен Иисус Христос, сидящий на огненных херувимах, от Его благословляющей десницы исходит луч к Богоматери.

Младенец в препоясании написан теми же тонами, что и мафорий (верхняя одежда; длинное женское покрывало, спускающееся с головы до пят). Правая рука Богоматери с пурпурной нитью поднята к груди, в опущенной левой руке Она держит моток пряжи, нить проходит параллельно фигурке Младенца, как бы придерживаемой у плеча правой рукой Богородицы. На синайской иконе кон. XII в.

также рядом с Младенцем, параллельно фигурке, изображена нить, которая буквально иллюстрирует мысль об исткании «умной багряницы Еммануилевой» — плоти Христовой «от чистых и девственных кровей» Богородицы.

Исключительное значение праздника Благовещения, который святители Иоанн Златоуст и Афанасий Александрийский называют первым в ряду других, отразилось в расположении этого сюжета в храмовых росписях в алтарной или предалтарной зоне. Такое расположение наглядно свидетельствует о том, что через Воплощение на земле Спасителя, Сына Божия, для человеческого рода открываются небеса.

В X-XI вв. Богоматерь изображается стоящей перед престолом (кафоликон монастыря Ватопед на Афоне; Софийский собор в Киеве).
В XII в. Богоматерь обычно изображается сидящей на престоле на фоне палат, с пряжей в руках, полуобернувшись к архангелу (собор Рождества Богородицы Антониева монастыря в Новгороде (1125 г.)). В росписи новгородской церкви вмч.

Феодора Стратилата на Ручью (кон. XIV в.) перед сидящей на престоле Богоматерью изображен ярко пылающий светильник — один из символов Богородицы, свидетельствующий о принятии Ею Божественного огня.
В соответствии с тем, что Воплощение Спасителя отверзает человечеству райские двери, изображение Благовещения помещается на царских вратах иконостаса.

Сцена Благовещения нередко сочетается с изображением царей Давида и Соломона в верхних частях царских врат: створка врат из церкви Больницы Богородицы в Охриде (Македония) с архангелом Гавриилом и царем Соломоном (2-я пол. XIV в.); врата из с. Бара (Болгария, кон. XVI в., музей Преображенского монастыря).

На Руси формируется иной тип царских врат, где Благовещение помещается в навершии створок, а на основном полотне дверей изображаются либо свтт. Василий Великий и Иоанн Златоуст, имена которых носят 2 византийские Литургии, либо 4 евангелиста.
Почитание праздника Благовещения выразилось также в посвящении многочисленных храмов и монастырей. Один из древнейших храмов на Руси — церковь Благовещения на Городище в Новгороде (XII в.). В честь Благовещения нередко освящали и надвратные церкви (Церковь на Золотых воротах в Киеве (XI в.)).

Примечательно, что и в Калужской митрополии множество храмов освящены в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, например: собор в г. Боровске (XVIII-XIX вв.), собор в г. Мещовске (XIX в.), храмы в г. Козельске (XIX в.), г. Мещовске (XVII в.

), с. Курилово Жуковского района (XVIII в.), а также ныне недействующие, но посвященные Празднику: с. Хохлово Мещовского района (XVIII в.), д. Заборовка Перемышльского района (нач. XX в.), д. Андреевское Ферзиковского района (XVIII в.) и другие.

Почему на Благовещение запускают белых голубей?
Белый голубь с древних времен олицетворяет мир и добрые известия.

Кроме того, голубь является символом благодатного действия Святого Духа, а белоснежные крылья – одновременно символом чистоты самой Девы Марии.

В дореволюционной России существовал обычай, особенно в Москве, в День Благовещения, как в день возвещения свободы всему миру, выпускать из клеток птиц на волю. Заниматься же каким-либо, даже лёгким, трудом в этот день считалось грехом.

В постсоветской истории Русской Православной Церкви этот обычай был возрожден в 90-е годы XX в., и сегодня во многих храмах после Литургии в небо выпускают белых голубей.

(210)

Благовещение Пресвятой Богородицы — Храм Благовещения Пресвятой Богородицы в Тайнинском

«Послан раб бестелесный к Деве нескверной. Послан непричастный греху к Непорочной. Послан светильник предвозвестить Солнце Правды. Послан утренний свет быть предтечею Света дня». — Так говорит святитель Григорий Богослов о Благовещении Пресвятой Богородицы.

Архангел Гавриил явился Пресвятой Деве и сообщил Ей, что Она зачнет во чреве от Духа Святого и родит Сына Божия.

Это событие Церковь называет главизною нашего спасения, в тропаре говорится: «Днесь спасения нашего главизна, и еже от века таинства явление…» Начало, глава, началоположение нашего спасения.

Господь Сын Божий является в этот мир, рождается, воплощается от Пресвятой Девы — начало начал нашего спасения. Благовещение Пресвятой Богородицы — это начало евангельского благовестия, то, чего род человеческий ждал, чаял, сам того не понимая, — спасения, явления в мир Сына Божия.

Сегодня Архангел Господень благовествует чистой и непорочной Деве Марии.

Благовещение символизирует начало нашего спасения. Поэтому Церковь Божия изображает эту икону на царских вратах, которые есть вход в Царство Небесное.

Вот такое событие собрало здесь нас с вами. Смирение, чистота, покорность воле Божией: вот условие для соединения с Богом. И именно эти добродетели явила в полной мере Пречистая Дева.

Она принесла от всего человечества как дар, как ответ Богу, Свою чистоту, непорочность, девственность и покорность воле Божией. И это для всех нас тоже обязательное условие для соединения с Богом, для встречи с Богом: смирение, покорность воле Божией.

Многие из нас в своей жизни получали свое особое благовещение – благую весть.

Это могли быть простые какие-то мирские, житейские радости, дела… Господь нам посылал эти утешения. Рождение детей или счастливый конец какой-то неприятной истории в нашей жизни, какое-то достижение — это тоже небольшое, маленькое благовещение, благая весть, радостная весть, укрепляющая нас и ободряющая.

Но самое большое Благовестие — Благовещение — в нашей жизни, в жизни всего человечества — это приход в мир Сына Божиего, это Благовестие спасения, Благовестие Царствия Небесного, Благовестие вечной жизни и вечной любви в единении с Богом.

Выше и прекраснее этой Благой вести нет ничего в этом мире, и она застилает все, превосходит любое счастье, радость, потому что нет больше той радости, чем радоваться с Богом в Царствии Небесном в любви и единении со всеми святыми и с Божией Матерью.

Аминь.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *