Божественная литургия: изъяснение, чинопоследование — богослов

Здесь можно купить и скачать «Протоиерей Уминский — Божественная Литургия: Объяснение смысла, значения, содержания» в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религия. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.

На Facebook
В Твиттере
В Instagram
В Одноклассниках
Мы Вконтакте

Божественная литургия: изъяснение, чинопоследование - Богослов

Описание и краткое содержание «Божественная Литургия: Объяснение смысла, значения, содержания» читать бесплатно онлайн.

Литургия является основой и центром всего, что совершается в Церкви. Вся православная богослужебная традиция готовит лишь к одному — к Евхаристии.

Но все ли происходящее на Литургии мы можем понять и пережить духовно? В этой книге известный священник, протоиерей Алексей Уминский рассказывает о смысле, значении Таинства Евхаристии и шаг за шагом разъясняет все действия, совершающиеся на службе Божественной Литургии.

Уминский Алексей, протоиерей. Божественная Литургия: Объяснение смысла, значения, содержания. — М.: Никея, 2012. — 160 с.

ISBN 978-5-91761-134-1

Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви

Литургия является основой и центром всего, что совершается в Церкви. Вся православная богослужебная традиция готовит лишь к одному – к Евхаристии.

Но все ли происходящее на Литургии мы можем понять и пережить духовно? В этой книге известный священник, протоиерей Алексей Уминский рассказывает о смысле, значении Таинства Евхаристии и шаг за шагом разъясняет все действия, совершающиеся на службе Божественной Литургии.

  • УДК 264-4
  • ББК 86.372
  • © Протоиерей Алексей Уминский, 2012
  • ISBN 978-5-91761-134-1 © Издательство «Никея», 2012

Литургия как центр жизни христианина

Все церковные праздники лишились бы смысла, если бы не существовало Пасхи.

Потому что, если бы Христос не воскрес, то все остальные евангельские события могли бы рассматриваться лишь в историческом контексте, и другой ценности, кроме нравственной и культурной, не представляли бы.

Мы говорим, что каждый христианский праздник принадлежит вечности, поскольку его духовно наполняет Пасха. Вечность присутствует в нашем времени, и мы становимся реальными соучастниками этого праздника.

То же самое можно сказать и о Литургии, возвышающейся над всеми иными богослужениями. Если бы не существовало Литургии, бессмысленно было бы вообще совершать какие-либо службы, потому что без Литургии отсутствует и Церковь как таковая.

Поэтому рассказ о Евхаристии (от греческого слова «ευχαριστία» — благодарение) пойдет параллельно с рассказом о Церкви, о том, что она собой представляет и как Церковь и Евхаристия связаны друг с другом.

* * *

Когда мы приступаем к святому крещению, во взрослом ли возрасте или в младенчестве, священник спрашивает у нас или у наших восприемников: «А веруешь ли ты Богу? Сочетался ли со Христом?» И мы отвечаем, что со Христом сочетались и веруем Ему, как Царю и Богу. Так мы присягаем служить Господу.

Сразу после нашего ответа читается Символ веры, перечисляется то, во что именно мы веруем. В частности, в Символе веры есть и такие слова: «Верую во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь».

Это необходимо осмыслить: наряду с верой в Бога мы исповедуем и свою веру в Церковь. Ни в одной другой религиозной системе, кроме христианства, нет такого понятия — «вера в Церковь».

По катехизису святителя Филарета Дроздова (1782/1783 — 1867), Церковь — это общество людей, объединенных единой верой и едиными обрядами. Впрочем, то же самое можно сказать о любом религиозном объединении, например, о мусульманском или иудаистском.

К такому обществу можно принадлежать и заниматься исполнением обрядов, исходя из постулатов веры, но веровать в само это общество невозможно. Ни одно из них не является тем, чем становится Церковь для христиан.

Так что же это такое — веровать в Церковь? Мы же не исповедуем обязанность посещать храм по воскресеньям и праздникам, не обещаем Богу держать пост, исповедоваться и причащаться.

Церковь для христиан — это не только место, где они общаются с Богом, потому что с Ним можно общаться и дома, и в метро, и в лесу — в любом месте и в любое время.

Веровать в Церковь — означает исповедовать, что она — есть Тело Христово, часть которой — мы с вами.

Апостол Павел так пишет об этом: «Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, — так и Христос. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело» (1 Кор. 12: 12–13) и добавляет: «И вы — тело Христово, а порознь — члены» (1 Кор. 12: 27).

Отсеченная часть тела самостоятельно жить не может. Когда говорят о живом организме, имеют в виду единое и неделимое тело, в котором соединяется человеческое и Божественное. Церковь — это таинственное собрание людей, где происходит единение Бога с человеком, где рождается единый богочеловеческий организм.

Мы приходим в Церковь для того, чтобы стать ее частью, стать ее существом, ее естеством. Церковь делает нас соприродными Христу, потому что мы являемся ее телом, а Он — ее Главой. При этом, как сказал новопрославленный сербский святой, величайший богослов Иустин Попович (1894–1978), сама Церковь — это Богочеловек Иисус Христос. Это мы со Христом.

В этом случае становится понятно, что просто присутствие человека в Церкви, просто исполнение каких-то внешних правил, просто знание определенных догматов явно недостаточно. Речь идет о жизненном пути, который православные называют верой.

Христос учит: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14: 6). То же самое можно сказать и о Церкви: Церковь — есть путь, Церковь — есть истина, Церковь — есть жизнь человека в вере, и в этом — смысл христианства.

Наконец, мы исповедуем не просто существование Бога; мы веруем не только в то, что Господь — Личность, сотворившая мир, в то, что существуют определенные отношения между Ним и человеком, в то, что есть некие правила, которые следует исполнять, ожидая посмертных воздаяний.

Все это характерно для любых религиозных воззрений, включая самые примитивные, и не является истинным смыслом христианской веры. Наше упование заключается в том, что человек спасается в вечной жизни, соединившись с Богом. Жизнь вечная и есть пребывание в Боге, соединение с Ним и обóжение человека, когда он сам становится богом.

Вот в чем состоит истинный смысл христианской веры, если не прибегать к сложным богословским определениям.

Церковь делает нас соприродными Богу.

Об этом апостол Петр писал: «Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию, которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества» (2 Пет. 1: 3–4).

Эти слова нередко остаются незамеченными нами, но они составляют суть всех апостольских посланий: нам надлежит стать участниками Божественной Природы. О том же, хотя и несколько иначе, говорил и преподобный Серафим Саровский: «Нам надо стяжать Дух Святой».

Смысл христианской жизни состоит в том, чтобы наполниться Духом Святым, сделаться единоприродным с Господом, соединиться с Ним. Если это происходит, наше пребывание на земле становится осмысленным, а жизнь — по-настоящему духовной.

Значение Церкви в том и состоит, что по-иному человек не способен достичь Бога. Потому-то Христос и основал на земле Свою Церковь, через которую человек получает благодать, богопознание и богоприобщенность.

Впрочем, необходимо оговориться, что для человека полное богопознание всегда будет оставаться невозможным, потому что Господь — абсолютен, бесконечен и вечен, а человек по своей природе тварен. Наше приобщение к Богу не касается Его Божественной сущности, к которой человек приобщиться не сможет никогда.

Речь идет о приобщении к Божественным энергиям, к Божественной природе. Бог стал человеком во всей Своей полноте, а человек становится Сыном Божиим по благодати. Именно благодать делает его богочеловеком.

Только в Церкви человек становится богочеловеком, потому что Господь дарует нам возможность приобщаться Своей Плоти и Своей Крови. Это дается нам великим таинством Церкви, нашей жизнью в ней, потому что Сам Христос сказал: «Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7: 37).

Евхаристия в раннехристианской Церкви

Цель наших бесед состоит в том, чтобы выяснить, насколько духовная жизнь христианина связана с Евхаристией.

Возможно ли жить духовной жизнью вне Евхаристии, или причащаясь время от времени? Чтобы ответить на эти вопросы, нам необходимо понять, чем была Евхаристия для раннехристианской Церкви, в каком состоянии пребывает наше богослужение сейчас и, наконец, разобраться, насколько каждый из нас понимает, что означает лично для него участие в Божественной Литургии.

Впервые Евхаристия была совершена на Тайной Вечере Спасителем перед Своими крестными муками. «Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое.

И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26: 26–2). Господь заповедовал апостолам, а, вместе с ними и всем нам: «Сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22: 19).

Средоточием каждой Литургии и является воспоминание о той самой Тайной Вечере, которую мы проживаем, мистическим образом входя в вечность и являясь реальными участниками этого события.

В книге Деяний святых апостолов мы встречаем описание Евхаристии. Богослужения первых времен христианства, на которых совершалось причащение, назывались по-разному, но наиболее часто встречались названия «Преломление хлеба» и «Евхаристия». И сейчас для обозначения Литургии нередко используется слово «Евхаристия», тем более что сердцевиной Литургии является именно Евхаристический канон.

Конец ознакомительного отрывка

ПОНРАВИЛАСЬ КНИГА?

Божественная литургия: изъяснение, чинопоследование - Богослов
Эта книга стоит меньше чем чашка кофе! УЗНАТЬ ЦЕНУ

Изъяснение Божественной Литургии

Божественная литургия: изъяснение, чинопоследование - Богослов

сообщить о нарушении

Текущая страница: 6 (всего у книги 6 страниц) [доступный отрывок для чтения: 1 страниц]

Помолившись о том, что потребно всем, священник молится и за себя, чтобы от Даров получить и себе освящение. Какое освящение? Отпущение грехов, ибо это первое действие сих Даров. Откуда это видно? Из слов Господа, которые Он изрек апостолам, показав на хлеб:

сие есть Тело Мое, за вы ломимое, во оставление грехов

, подобно как и на чашу. «Помяни, Господи, – говорит он, – и мое недостоинство, прости ми всякое согрешение вольное же и невольное, и да не моих ради грехов возбраниши благодати Святаго Духа от предлежащих Даров». Да подаст Святый Дух причащающимся сих Даров отпущение грехов.

Благодать сия, говорит он, да не возбранится ради моих грехов от святых Даров, ибо благодать двояким образом действует в честных Дарах: один способ её – так как они ею освящаются; другой – так как чрез них она освящает нас.

Первому способу действия благодати в Дарах никакие человеческие беззакония не могут препятствовать, но так как освящение их не есть дело добродетели человеческой, то и человеческие неправды нисколько не могут ему препятствовать. Но второй требует и нашего старания, а потому и встречает препятствие в нашем нерадении.

Ибо благодать освящает нас чрез Дары, если найдет нас способными к освящению; если же встретит нас неприготовленными, то и не принесет никакой пользы, и причинит бесчисленный вред.

Об этой благодати – будет ли то оставление только грехов или вместе с тем и другой дар, подаваемый людям, которые с чистой совестью вкушают эту священную вечерю, – священник молится, чтобы она не была возбранена от Даров, так как она может быть возбранена человеческой порочностью. Немного спустя он совершает эту молитву и вместе со всем народом.

Читайте также:  Благочестие — истинное почитание христа и соблюдение заповедей - богослов

Испросив всем единомыслие, дабы едиными усты и единем сердцем славить Бога, и тем, которые так расположены, возвестив милости великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, вслед за тем он действительно повелевает молить Бога о том, о чем сам молился, призвав в ходатайство всех святых, ибо это значит помянуть всех святых – призывать их, помолиться им.

И что же говорит? Помолимся Господу об освященных Дарех, не для того, чтобы они получили освящение, – потому и назвал их освященными, чтобы кто не подумал этого, – но чтобы они нам сообщили его, ибо это значат слова молитвы: яко да Человеколюбец Бог, приемь я, возниспослет нам благодать.

Помолимся, говорит, о Дарех, дабы они в нас стали действовать, дабы не были бессильны к сообщению этой благодати, подобно тому, как всесильное Тело Господа в то время, как Он обращался с людьми, в некоторых городах не могло совершать чудес по причине неверия их.

Когда же таким образом он возгласит это к народу, то затем и сам по себе тайно молится, умоляя Бога о людях, дабы они с чистой совестью причастились страшных Тайн и насладились этой священной трапезы в прощение согрешений, в общение Духа Святого, в наследие Царствия, не в суд или во осуждение.

Затем, испросив всем от Бога помощи и охранения, повелевает молиться о том, чтобы провести весь день совершенно, свято, мирно и безгрешно, имея хранителем Ангела мирна, верного наставника, – так как есть ангел лжи, которому не безопасно вверять себя.

Молимся же мы об Ангеле-хранителе не для того, чтобы он в то время нам дарован был, ибо Ангел дан каждому верующему с самого начала, но для того, чтобы он действовал и совершал свое дело, сохранял нас и наставлял на правый путь и не отступал от нас, негодуя на грехи наши.

Сверх того, священник заповедует просить оставления грехов и всего доброго и полезного душам нашим и мира миру, а притом и безопасности на будущее время, дабы в мире и покаянии провести остальное время жизни так, чтобы конец жизни был приличный христианам. Затем, испросив единения веры и причастия Святого Духа, повелевает предать Богу самих себя и друг друга и всю жизнь. А о том, что значит единение веры и причастие Святого Духа и для чего об этом здесь мы молимся, уже не раз и подробно сказано.

Происходящее в жертвеннике над принесенным хлебом – есть наглядное изображение Страстей Христовых и совершается в воспоминание (1 Кор.11:24-25) о том, как Он пострадал за нас и умер. И таким образом повествуется о смерти Господа (1 Кор.11:26) не только через то, что иереи говорят, но и через то, что они делают.

Таков был древний обычай практических наставлений и увещеваний. Когда одного из богоносных отцов спросили, чем является монах, то он отвечал, что «монах – это монашеская ряса, в которую тот одевается, проявляя надлежащее монаху смирение и послушание, а, переодевшись [в иную одежду], впадает в искушение».

Пророк же, желая открыть о [грядущем] еврейском пленении, связал себя (Ез. 3:25; 4:8), тоже сделал и Агав, показывая «узы Павла».

Чтение и пение

Поемое и читаемое перед Входом Честных Даров есть приготовление к принятию святыни причастия, и творится [в воспоминание] о Господе и Его домостроительстве. Книги Ветхого Завета пророчески предвозвещают Грядущего, а книги Нового Завета являют уже Воплощенного и рассказывают о Нем [2].

Вход с Евангелием

Вход с Евангелием происходит из-за необходимости, так как нужно вынести лежащее в сосудохранилище [3] Евангелие для чтения в храм, сопровождая дориношением, как и надлежит. Это символическое начало проповеди, которая из тайной становится явной для всех.

Вход с Честными Дарами

Подобным образом и вход с Честными Дарами совершается по необходимости, так как и они обычно лежат в сосудохранилище [4] и дориношение [5], и внесение [их в храм] с песнопениями и каждением, и светом [происходит], как и подобает Дарам Бога. Так вносят [Дары]. Дары, посвящаемые Богу императорами, увенчанные коронами, цари несут сами.

Припадем и помолимся об иерее, да помянет нас в приносимой жертве, как и надлежит. Ибо не существует иной молитвы иерея к Богу за нас, кроме той, которой он дарует [нам] столь добрые и твердые надежды во время [совершения] этой святой жертвы, безвозмездно очистившей все грехи и нечестие мира.

Если же иные припадают к честным Дарам словно к телу и крови Христовой, как на литургии преждеосвященных [Даров], и поклоняются [им], и приветствуют [их], то [эти люди] пребывают в заблуждении.

Только тогда, когда после пресуществления выносят Дары, должно поклоняться им словно телу и крови Христовым.

Покровение Даров

Дары, положенные на трапезу, покрываются и после освящения разделяются для причащения верных. [Эти Дары], согласно божественному Дионисию [6], символизируют Иисуса Христа, пришедшего из сокровенного и нераздельного в явное для [человеческого] восприятия, чтобы даровать нам Себя и Свое блаженство.

Молитва положения и поминовения святых

После положения честных Даров тотчас происходящее поминовение и называние некоторых святых мужей символизирует причастие к Христу поминаемых, согласно божественному Дионисию.

Умовение рук

Умовение иереем [рук] перед честными Дарами учит о том, что иерей должен очистить себя перед взором Божиим.

Положение омофора

Епископ, совершающий священнодействие, откладывает омофор. Таким образом, омофор является знаком начала [Евхаристии]. Если служит иерей, ничего подобного в начале [анафоры] не происходит. Когда же [архиерей] или совершает рукоположение, или причащает Святынь, тогда он снова надевает омофор как пастырь, творящий дело рукоположения и освящения.

Природа евхаристической жертвы

Поскольку иерей зовется приносителем жертвы, а честные Дары жертвой и приношением, зададимся вопросом, когда хлеб становится жертвой, до освящения или после.

Ведь если он становится жертвой до освящения, то это не есть жертвоприношение Агнца Божия, так как противоречит правильному представлению.

Если же после освящения, то иерей приносит в жертву уже тело, и, следовательно, Христос становится жертвой многократно, что расходится со словами

«тако и Христос единою принесеся, во еже вознести многих грехи»

(Евр. 9:28). Что можно сказать [по этому поводу]? Что хлеб становится жертвой ни до освящения, ни после, но во время него. Именно тогда хлеб становится самим телом Христовым.

Когда же тело Христово принесено и стало жертвой, тогда и Он Сам становится принесенным и жертвой. Именно это обозначает принести хлеб и соделать его жертвой – пресуществить его в тело Господа, принесенное в жертву.

Таким образом [каждый раз] осуществляется спасительная жертва Агнца Божия и тело Христово пребывает единократно принесенным.

Престол

Престол является истинной трапезой благодаря лежащим на ней Дарам, которые, по словам Христа,

есть брашно и пиво истинное

(ср. Ин. 6:55). Он представляет собой также и истинный жертвенник благодаря жертве, на нем совершаемой. Еще он становится жертвенником и через помазание всесвятым миром. Это миро приносит самого Христа, – толкует божественный Дионисий. – Иисус – наш жертвенник, благодаря которому мы получили приношение.

Теплота в момент причастия

Теплая вода, вода, бывшая причастной огню, является символом Святого Духа, подобного огню (Деян. 2:3-4) и названного водой (Ис. 44:3; Ин. 7:38-39).

Она вливается после совершения [таинства] и освящения Честных Даров, символизируя схождение на Церковь Святого Духа, Который тогда сошел после заклания, воскресения и исполнения домостроительства Христова, и Который всегда сходит после совершения [жертвы]. Ибо Утешитель приходит к достойно ей причащающимся.

Если есть сама жертва, ранее принесенная и ныне совершаемая, и посредник сам Христос, тогда и сам Дух, в которого веруют подобным образом, нисходит.

Эта теплая вода изливается на честные Дары не для того, чтобы символизировать схождение Святого Духа на честные Дары, так как они во время освящения приняли благодать, но чтобы явить образ, по которому Церковь стала причастна, и вновь, и вновь становится причастной Святому Духу.

Это происходит благодаря посредничеству Спасителя нашего Христа. Поэтому сначала вливается теплота в Святые Дары, а затем оттуда причащаются священнослужители и дают причащаться остальным, так как и Дух Святой прежде исполнил богоносную плоть самого Господа, а затем из нее словно из источника и вместе с нею излился на Церковь и всегда изливается. Об этом же свидетельствует божественный Иоанн:

и от исполнения его мы все прияхом

(Ин. 1:16).

Евхаристия и Церковь

И наконец, Церковь есть тело Христа, это пречистое равно-божественное тело, согласно апостолу [

(1 Кор. 12:27)], поэтому бывшее с Его пресвятым телом является примером происходящему и тому, что будет происходить в Церкви. И как Он Сам родился от Святого Духа рождением на земле, так и Церковь не от крове, ни от похоти плотския, ни от похоти мужеския, но от Бога родишася.

И подобно тому, как Он умер и воскрес (ср. 1 Фес. 1:14) во славе, так и Церковь воскреснет в своей славе в последние дни. Он вознесся и Церковь будет вознесена на облацех во сретение Его (ср. 1 Фес. 4:17).

Кто-то из богоносных отцов сказал, что необходимо проливать поты за Христа подвигом и молитвой, так как и Церковь утверждена кровью.

Поэтому в священнодействуемые хлеб и вино, ставшие после освящения истинными телом и кровью Христа и лежащие на престоле, иерей вливает теплую воду и приобщается сам, а затем преподносит остальным, что обозначает сошествие Святого Духа на Церковь, который стал совершением домостроительства Христова.

Это происходит каждый раз при совершении приносимой жертвы. И она [Церковь] есть посредница, и Он есть посредник, и сама жертва, явленная при Понтийском Пилате приносится сейчас. Поэтому иерей есть всегда Христос (Евр. 5:6; 7:17-21). И снисходящий [на Святые Дары] Дух Святой не иссякнет.

Символом Святого Духа является теплая вода, так как подобна огню, сошедшему на апостолов и зовется водою. В ней и то, и другое. Водой сошел огонь. И так символически обозначается образ причастия Святому Духу. Через плоть Спасителя мы причащаемся Святому Духу. И подобно тому, как мы не можем сказать, что приняли Святого Духа без посредничества Христа, так нельзя сказать, что эта вливаемая вода не причастна божественной Евхаристии.

Примечания

  • [1] В предлагаемом вниманию «Изъяснении» Кавасила описывает архиерейский чин литургии.
  • [2] В наше время на православной литургии читают Апостол и Евангелие тогда, как в XIV веке в Византии еще сохранялась раннехристианская практика трех чтений – из Ветхого Завета, Апостола и Евангелия, перемежавшихся пением псалмов и антифонов.
  • [3] В византийских храмах сосудохранилище, или ризница, находилось в отдельном здании, расположенном недалеко от храма.

[4] Проскомидия совершалась в сосудохранилище. Оттуда торжественная процессия с Дарами направлялась в храм, где приготовленные для таинства хлеб и вино поставлялись на престол.

Это шествие получило название Великого Входа.

[5] Дориношение (от греч. δορυφορέω «нести копья») – символическое изображение триумфа императора-победителя, вносимого в город на щитах. Во время Великого Входа ангелы незримо вносят на своих копьях «Царя всех» Христа.

[6] Псевдо-Дионисий Ареопагит – автор трактата «О церковной иерархии» (V век).

Одежда диакона имеет рукава, так как он служитель и ему необходимо иметь руки, хорошо приспособленные для дела.

[Одежда] же священника, именуемая фелонью – без рукавов, что обозначает непригодность иерея для человеческой деятельности и то, что он и в обыденной жизни пребывает как бы вне плоти и мира, и во время [совершения] своего служения, которое во всем зависит от одной только божественной длани и [в которое] он сам не привносит никакой человеческой инициативы.

Епитрахиль символизирует изливающуюся благодать священства, которая почивает на шее принявшего ярмо Христово; [епитрахиль] спускается по груди до ног, умягчая сердце и освящая все тело.

Читайте также:  Свечи симовлизируют молитву, раскаивание, добровольную жертву - богослов

Ее следует подвязывать поясом – попечением о добродетелях и наказанием телесных похотей и как бы растопить их, согласно заповеди божественного Павла, повелевающего Тимофею: не пренебрегай благодатию, тебе данной (1 Тим. 4:14).

Архиереям вместе с фелонью полагается и омофор, полагаемый на плечах. Он обозначает домостроительство и милость к находящимся «под их рукой». Его носят епископы, словно удерживая [им] подопечных, как матери носят на руках и на плечах детей, еще не умеющих ходить. Это же может и епископ по отношению к тем, кто находится в его попечении.

А поскольку [священник] является не только отцом и педагогом, но и судьей, знающим как наказывать духовно, нечто подобное мечу препоясывает его, т. н.

гонатион, который делается в виде ножей, и когда мы слышим [слова] «кинжал духа» (Еф. 6:17), то сказанное [становится] ясным.

Когда гонатион прикрепляют к поясу, то говорят: препоясал меч свой на бедро свое, Сильне (Пс. 45:4), ибо воистину силен имеющий в себе крепкого Бога.

Назад к карточке книги «Изъяснение Божественной Литургии»

Книга «Изъяснение Божественной Литургии»

Одной из крупнейших фигур христианского мира в 14 веке является праведный Николай Кавасила — замечательный представитель византийской традиции исихазма, выдающийся православный богослов и литургист. Самое значимое сочинение святого Николая посвящено церковным Таинствам, потому как, по его мнению, «именно Таинства составляют жизнь во Христе».

Получая жизнь, мы начинаем ее в Крещении; и движемся, продолжая жить в Таинстве Миропомазания; существуем, ибо содержанием нашей жизни является Евхаристия. Но что мы знаем об этом главном Таинстве?  На многие вопросы, которые касаются Святого Причащения, ответит книга святого Николая Кавасилы – «Изъяснение Божественной Литургии».

Она вышла в свет в Издательстве Сибирская Благозвонница и заняла свое место на нашей книжной полке. ***

В этой книге собраны сочинения известного в православном мире, и особенно в Греции, византийского святого XIV века Николая Кавасилы. Они посвящены толкованию Божественной Литургии, ее обрядов, а также священных одежд православных священников. Св. Николай, как последователь великого византийского исихаста свт.

Григория Паламы, несколько меняет направление исихастской мысли с исихазма монашеского  на исихазм для мирян, нисколько не меняя самого духа данного знаменитого православного движения.

Для этого он обращается к литургическому наследию христианской Церкви и рассматривает главный смысл Таинств Церкви и ее богослужения с точки зрения исихастской идеи о необходимости прижизненного соединения с Богом через Причастие нетварной Божественной благодати.

Святой Николай Кавасила родился около 1320 года в Фессалониках в аристократической семье. Представители его рода играли видную роль в церковной и политической жизни Византии, начиная с 11 столетия.

Мать Николая была сестрой трех архиереев, из которых наиболее известен Нил Кавасила, архиепископ Фессалоникийский, учитель будущего выдающегося богослова.  В 40-х годах 14 века Николай получил классическое образование в Константинополе.

Помимо грамматики, риторики и философии, он изучал и естественные науки, проявляя особый интерес к астрономии. Начиная с 1341 года, Кавасила активно участвовал в политической и религиозной жизни своей страны.

На протяжении многих лет он был другом и советником императора Иоанна Кантакузина, поддерживал его во время гражданской войны. Тогда, в августе 1345 года, и сам Николай с трудом спасся от смерти в дни страшной резни фессалоникийской знати зилотами.

Через 2 года Кантакузин поручил Кавасиле сопровождать новоизбранного архиепископа Фессалоникийского Григория Паламу на его кафедру. Но жители Солуни не приняли святителя Григория, и тогда оба они — Палама и  Кавасила — направились на Святую Гору Афон.

Император Иоанн характеризовал их как мужей, получивших высшую мудрость, равно и делами любомудрствующих и ведущих разумную безбрачную жизнь, т.е.

являющих собой род «мирского аскета», образованного и мудрого мужа, стремящегося сочетать христианский аскетизм с высоким литературным, научным и философским творчеством.

О жизни Кавасилы после 1353 года сохранились лишь некоторые отрывочные свидетельства. Известно, например, что в этом же году, когда пустовал патриарший престол Константинополя, архиерейский собор в числе трех кандидатов в патриархи выдвинул и мирянина Кавасилу.

Этот факт свидетельствует о выдающихся дарованиях и авторитете святого Николая, потому как предложения вступить на патриаршую кафедру миряне получали редко.

Еще известно, что в 1354 году он произносил хвалебную речь при вступлении на императорский престол Матфея Кантакузина, сына Иоанна. Спустя 9 лет св. Николай прибыл в Фессалоники на похороны своего дяди Нила, а позже и своего отца.

Вероятной датой его собственной кончины является 1397 или 98 год. Спустя почти 600 лет, в 1982 году он был канонизирован Греческой Православной Церковью. Память святого совершается 3 июля.

Стоит отметить, что даже краткий перечень сочинений святого Николая Кавасилы может показать его литературную многосторонность и плодовитость. Количество только его богословских трудов превышает полтора десятка. Но, к сожалению, широкому кругу русских читателей он известен в основном как автор сочинения «О жизни во Христе».

С этой книгой мы уже однажды знакомили наших читателей. В сравнении с этим произведением, труд, представленный сегодня также не менее значим.

Следуя устоявшейся традиции, автор объясняет Литургию как символическое воспроизведение жизни Христа, но при этом богослов существенно отличается от своих предшественников тем, что смысл Литургии для него выходит далеко за рамки символического.

Так, например, святой автор пишет о приготовлении к Литургии: «В священнодействии Святых Таин (честные) Дары прелагаются в Божественное Тело и Кровь.

Цель его — освящение верных, которые получают чрез (приобщение) Святых Даров оставление грехов, наследие Царства Небесного и тому подобное.

Пособием и приготовлением как по отношению к самому делу (преложения Святых Даров), так и в отношении к достижению цели (священнодействия) служат молитвы, псалмопения, чтения из священных книг, одним словом, все, что священно совершается и возглашается и пред освящением, и по освящении даров. Ибо, хотя Бог подает нам всякую святыню даром, и мы ничего не можем принести Ему, и (Его дары) суть в строжайшем смысле дары, однакож Он настоятельно требует от нас, чтобы мы были способны и принять святыню, и сохранить. Людям, не приготовленным к сему, Он и не подал бы освящения».

Объяснив смысл всего священнодействия в общих чертах, автор отмечает, что «далее надобно будет, по возможности, рассмотреть его с самого начала по частям: сначала предварительные молитвы, священные слова, священные песни и чтения. Потом — самое священнодействие, самую жертву.

Потом — освящение, которым при помощи этой жертвы освящаются души христиан, как живых, так и умерших; потом — следующие за тем песни и молитвы (возносимые от лица) народа и священника к Богу, что здесь будет иметь нужду в рассмотрении и объяснении.

Главнейшим же образом и постоянно, по словам святого Николая, (мы должны будем иметь в виду) домостроительство нашего Спасителя, изображаемое во всем священнодействии».

Разобрав первый вопрос, автор переходит к следующим. Вот некоторые из них: «Почему Честные Дары не с самого начала полагаются на престоле?» «Почему полагается не весь хлеб, но вырезается  особая часть?» «Для чего Господь повелел творить это в Его  воспоминание?» и другие вопросы.

Кроме того, святой Николай объясняет следующие моменты Святой Литургии: начальное славословие, антифоны, молитвы, читаемые во время богослужения и многое другое.

Изучая данный труд, читатель откроет для себя духовное измерение привычных чинопоследований и элементов богослужения, что позволит ему с новыми мыслями и чувствами еще более глубоко проникаться благодатной жизнью Православной Церкви как мистического Тела Христова.

*** Как говорится на порталах православных интернет-магазинов, «после прочтения этого фундаментального труда святого Николая Кавасилы, человек в полной мере сможет осознать все величие и важность не только в целом Божественной Литургии, но каждого ее элемента, каждой молитвы и фразы, каждого действа, которое совершает тот или иной священнослужитель в ходе службы. Также из данного сочинения читатели узнают о том символическом значении, которое имеют все священнические одежды. Книгу можно рассматривать как одну из самых важных и нужных для всей священнослужителей. Но также она будет очень полезна и для всех православных христиан, участвующих в величайшем Таинстве Причащения».

Александр Епископ: Изъяснение Божественной Литургии

Изъяснение Божественной Литургии

  • Миссионерский Листок # 08b
  • Издательство храма Покрова Пресвятой Богородицы
  • Copyright © 1999 and Published by Holy Protection Russian Orthodox Church
  • 2049 Аrgylе Аv, Lоs Аngеlеs, Cаlifоrniа, 90068, USА
  • Редактор: Епископ Александр (Милеант)
  • Божественная литургия является постоянным напоминанием великого подвига любви, совершенного для нас Спасителем нашим Иисусом Христом.

Скорбя от нестроений в своей жизни, человечество со всех концов мира взывало к своему Творцу, и люди, пребывавшие во тьме язычества, чувствовали, что порядок и стройность могут быть водворены в мире только Тем, Который повелел созданным Им мирам в стройном порядке двигаться во вселенной.

Отовсюду тоскующее человечество звало своего Творца. Воплями взывало оно к Виновнику своего бытия, и вопли эти яснее слышались в устах избранных и пророков.

Предчувствовали и знали они, что Создатель, скрывающийся в созданиях, предстанет Сам лично перед людьми и предстанет не иначе, как в образе создания Своего, созданного по Его образу и подобию. Вочеловечение Бога на земле представлялось всем по мере того, как очищалось понятие о божестве.

Но нигде так ясно не говорилось об этом, как у пророков богоизбранного народа, и самое чистое воплощение Его от чистой Девы предчувствовалось даже и язычниками, но нигде в такой ощутительной ясности, как у пророков.

Вопли исстрадавшегося человечества были услышаны. Бог явился в мир.

Среди людей явился Он в образе человека, как предсказывали пророки и как предчувствовали некоторые из язычников, но только не в таком виде, в каком представляли Его грубые понятия: не в славе и великолепии, а в нищете, убожестве и уничижении является в мир Создатель и Владыка неба и земли; не роскошные палаты, а убогий вертеп приемлет Царя царствующих и Господа господствующих. Не как каратель преступлений, не как судья, приходящий наказать одних и наградить других. Нет! Послышалось кроткое приветствие брата. Совершилось Его появление образом, только одному Богу свойственным, как прообразовали Его пророки, получившие откровение от Бога.

Литургия — самое важное богослужение, во время которого совершается Таинство Причащения, установленное Господом Иисусом Христом в Четверг, вечером, накануне крестных Его страданий.

Умыв ноги апостолам для показания им примера смирения, Господь, воздав хвалу Богу Отцу, взял хлеб, благословил его, преломил и дал апостолам, говоря: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое, яже за вы ломимое;» потом Он взял чашу с виноградным вином, также благословил ее и подал апостолам, говоря: «Пийти от нея вси: сия есть Кровь Моя Новаго Завета, яже за вы и за многия изливаемая во оставление грехов». Причастив их, Господь дал заповедь всегда совершать это Таинство: «Сие творите в Мое воспоминание» (Мф. 26:26-28); Лук. 22:19; 1 Кор. 11:24).

Согласно с этим завещанием Господа, св. Апостолы, вскоре после вознесения Его на небо, начали совершать таинство св. Причащения или Литургию в «День Господень» (т. е. по воскресениям). На Литургиях читалось Священное Писание, пелись псалмы и читались молитвы.

В первые века порядок и образ совершения Литургии передавался устно и все молитвы и священные песнопения заучивались на память, и затем стало появляться и письменное изложение апостольской Литургии. Первая записанная Литургия приписывается св. ап. Иакову, первому епископу Иерусалимской церкви.

С течением времени Литургия пополнялась новыми молитвами, песнопениями и священнодействиями, что вносило в разных церквах разнообразие в ее совершении. Сама собой появилась потребность объединить существовавшие чины Литургии, внести однообразие в их совершении.

Читайте также:  Проповедь в честь престольного праздника в храме николая чудотворца - богослов

Это было сделано в 4-ом веке, когда прекратились гонения на христиан и Церковь получила возможность приступить к благоустроению своей внутренней жизни. В это время св. Василий Великий записал и предложил к общему употреблению составленный им чин Литургии, а св. Иоанн Златоуст несколько сократил этот чин.

В основу этого чина была положена Литургия св. ап. Иакова, первого епископа Иерусалимского.

Литургия может быть совершаема во все дни года, кроме некоторых дней сырной недели, Четыредесятницы и Великого Пятка. В течение дня на одном престоле и одним священником она может быть совершена только однажды.

По примеру последней вечери Спасителя при апостолах Литургия начиналась обыкновенно вечером и продолжалась иногда за полночь (Деян. 20:7); но со времени указа имп. Траяна, запретившего ночные собрания всякого рода, христиане стали собираться для Литургии пред рассветом.

С четвертого века, равно как и в настоящее время, положено совершать Литургию днем не позднее полудня.

Читать дальше

Порядок и изъяснение Божественной Литургии

Первое место среди церковных служб занимает Литургия. Во время Литургии совершается Святейшее Таинство Причащения, установленное Господом нашим Иисусом Христом в четверг вечером, накануне крестных Страданий.

Умывши ноги Своим Ученикам для показания примера смирения, Господь взял хлеб, благословил его, преломил и дал Ученикам, говоря: «Приимите, ядите, сие есть Тело Мое», потом Он взял чашу с виноградным вином и, воздев хвалу Богу, подал Ученикам, говоря: «Пиите от нея вси сия бо есть Кровь Моя Нового Завета, яже за многия изливаемая во оставление грехов». (Мф. XXVI, 26–28).

Причастив Апостолов, Господь дал им заповедь всегда совершать это Таинство: «Сие творите в Мое воспоминание». (Луки XXII, 19; 1 Кор. XI, 24).

Апостолы действительно совершали Св. Причащение по заповеди и примеру Иисуса Христа и заповедывали совершать Таинство Св. Причащения в каждой вновь возникавшей христианской общине.

В первое время обряд и порядок совершения Литургии передавался устно, затем стало появляться и письменное изложение Литургии. Литургия мало-помалу стала обогащаться новыми молитвами, песнопениями и священными действиями.

Литургия всегда совершалась и будет совершаться до скончания века в Церкви Христовой, ибо через Св. Причащение мы входим в единение с Иисусом Христом и очищаемся от своих грехов. Самое слово Причащение или Причастие, то есть общение и участие, означает то, что благодаря этому Таинству мы входим в общение, во-первых, с Иисусом Христом и, во-вторых, друг с другом.

О первом общении говорится в словах Иисуса Христа: «Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь во Мне пребывает и Аз в нем» (Иоан. VI, 54–56); о втором — в словах Апостола Павла: «Един хлеб, едино тело есмы многи вси бо от единаго тела причащаемся» (1 Кор. X, 16, 17).

Разделение Литургии

Порядок Литургии такой: сперва приготовляется вещество для Таинства, потом верующие приготовляются к Таинству и, наконец, совершается самое Таинство и верующие причащаются.

Та часть Литургии, на которой приготовляется вещество для причащения называется «Проскомидией»; вторая часть, во время которой приготовляются верующие к Таинству — называется «Литургией оглашенных», третья часть — называется «Литургиею верных».

Первая часть Литургии Проскомидия или «Принесение»

Первая часть Литургии, на которой приготовляется вещество для Таинства, называется «принесением», потому что в назначенное время древние христиане приносили хлеб и вино для Евхаристии, оттого и самый хлеб называется «просфорой», то есть «приношением».

Веществом для Таинства служит хлеб и вино. Хлеб должен быть квасный (поднявшийся), чистый, пшеничный. Хлеб должен быть квасным, а не пресным, потому что Сам Господь Иисус Христос для совершения Таинства взял квасный хлеб. Пшеничный хлеб берется также по примеру Иисуса Христа и ещё потому, что Иисус Христос сравнивал Себя с зерном пшеничным (Иоан. XII, 24).

По внешнему виду хлеб (просфора) состоит:

  1. из двух частей, соединенных вместе в обозначение двух естеств Иисуса Христа — Божеского и человеческого.
  2. с обозначением креста в знак того, что сей хлеб назначен для священного употребления,
  3. с надписью на сторонах креста Христос-Победитель.

Вино должно быть виноградным и красным, потому что Сам Иисус Христос употребил на Тайной Вечери виноградное вино. В Проскомидии, при воспоминании страданий Спасителя, вино соединяется с водою, знаменуя, что во время Страданий Спасителя из прободенного ребра Его истекала кровь и вода.

Для Проскомидии употребляются пять хлебов или просфор, но собственно для Причащения употребляется одна (Агнец), как говорит Апостол: «Один хлеб, едино Тело есмы мнози: вси бо от единого хлеба причащаемся» (1 Кор. X, 17).

Общий очерк Проскомидии

После облачения (облачение священнослужителей пред Литургией совершается после чтения некоторых положенных молитв, пред Царскими вратами, что называется «совершением входнаго») во все священные одежды и произнесения начинательного «возгласа» для чтения псаломщиком часов, священник приступает к жертвеннику.

Совершив три земных поклона пред жертвенником с молитвой об очищении грехов, священник берет первую просфору и копием делает на ней трижды знамение креста, произнося: «В воспоминание Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа». Это значит: мы начинаем совершать Литургию по завету Иисуса Христа и в воспоминание о Нем. Затем с произнесением пророческих слов пророка Исаии, священник производит копием надрез по четырем сторонам средины просфоры.

Так выделяется кубическая часть просфоры и называется Агнцем. Изъятую из просфоры эту кубическую часть (называемую Агнцем) священник полагает на дискос, надрезывает с противоположной стороны печати крестообразно, произнося при этом слова: «Един воин копием ребра Его прободе и абие изыдя кровь и вода» (Иоан. 19, 34).

В соответствии с этими словами в чашу вливается вино, соединенное с водою. Совершив приготовление Св. Агнца, священник вынимает частицы из следующих просфор.

Из второй просфоры вынимается частица в честъ и память Преблагословенной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии и полагается по правую сторону Св. Агнца.

Из третьей просфоры вынимается 9 частиц в честь девяти чинов Святых Божиих и полагается по левую сторону Св. Агнца, по три частицы в ряд.

Из четвертой просфоры вынимаются частицы за живых. Вынутые о здравии частицы полагаются ниже Св. Агнца.

Из пятой просфоры вынимаются частицы за умерших и полагаются ниже частиц, вынутых за живых.

По изъятии частиц, священник благословляет кадило с фимиамом, кадит звездицу и полагает ее верху Св. Хлеба на дискосе. Затем, окадив фимиамом первый покровец, священник покрывает им Св. Хлеб с дискосом; окадив второй покровец, священник покрывает им Св.

потир (чашу); наконец, окадив большой покров, который называется «воздухом» (словом «воздух» большой покров называется, потому что, вея им на Литургии во время символа веры, священник колеблет воздух), священник покрывает им дискос и Св.

потир вместе, произнося при каждом покровении соответствующую молитву.

Затем священник кадит Св. жертвенник и читает молитву, в которой просит Господа принять дары в «пренебесный Свой жертвенник», помянуть тех, кто принес дары и за кого они принесены, а самих священнослужителей сохранить неосуждениями в священнодействии Божественных Тайн.

Во время Проскомидии читаются на клиросе 3-й, 6-й, а иногда и 9-й часы.

На третьем часе вспоминается бичевание и надругание над Иисусом Христом после суда у Пилата и, с другой стороны, сошествие Св. Духа на Апостолов, бывшее около 9-10 часов утра по нашему счету). Поэтому в псалмах (16, 24, 50) и молитвах слышится, с одной стороны, обращение от лица Невинного Страдальца, а с другой стороны, напоминание о Св. Духе.

На шестом часе (по нашему 12–1 ч.) вспоминаются добровольные страдания и распятие Иисуса Христа на Голгофе. Поэтому в псалмах (53, 54, 90) говорится о страданиях.

Вообще псалмы 6-го часа изображают покушение Иудеев на жизнь Господа и происки о том, чтобы умертвить Его, их насмешки и ругательства, землетрясение и мрак, покрывший тогда землю, и пр.

Последний, псалом, 90-й: «Живый в помощи Вышняго», указывает на помощь от Отца Сыну в Его скорби, и в словах: «На аспида и василиска наступивши» и пр. — на Его победу над адом.

На девятом часе (по нашему 3–4 ч.) вспоминается Крестная Смерть Иисуса Христа и изображается значение ее для нашего спасения.

В псалмах (83, 84 и 85) указывается «на спасение, совершенное через смерть Христа» на то, что «Он есть Бог живый, умер ради нас плотию, и был жертвою за нас и приобрел благоволение для земли, что Он возвратил из плена — наши души, и оживил нас своим воскресением, возвеселил людей Своих, изрек мир»; наконец, говорится, что в страданиях Иисуса Христа «милость и истина встретились, правда и мир облобызались» (Пс. 84).

  • Псалом 85 — «Преклони, Господи, ухо Твое: пророчески изображает, что Распятый и Умерший за нас свят, благ, кроток, многомилостив, истинен, что Он дал нам силу, крепость и сотворил знамение во благо.
  • В псалме 83 говорится про будущую веру язычников в Иисуса Христа, что «люди пойдут от силы в силу, явится Бог богов в Сионе».
  • Особенно же отчетливо о новозаветных событиях, воспоминаемых на часах, говорится в следующих тропарях, которые читаются и поются только в Великий пост.
  • Тропарь 1-го часа: Заутра услыши глас мой, Царю мой и Боже мой.
  • Услыши с утра голос мой, Царь мой и Бог мой.
  • Тропарь 3-го часа: Господи, иже пресвятаго Твоего Духа в третий час Апостолом Твоим ниспославый: Того, Благий, не отъими от нас, но обнови нас молящих Ти ся.

Ты, Господи, Который в третий час ниспослал Св. Духа на Апостолов, не отъими сего Духа и от нас, но обнови нас, молящихся Тебе.

  1. Тропарь 6-го часа: Иже в шестой день же и час на кресте пригвожден в рай дерзновенный Адамов грех, и согрешений наших рукописание раздери, Христе Боже, и спаси нас.
  2. Господи, Ты, Который в шестой день и в шестой час пригвоздил на кресте Адамов грех, дерзновенно совершенный им в раю, раздери запись и наших грехов, Христе Боже, и спаси нас.
  3. Тропарь 9-го часа: Иже в девятый час нас ради плотию смерть вкусивый, умертви плоти нашея мудрование, Христе Боже, и спаси нас.
  4. Господи, Христе Боже, вкусивый ради нас смерть Своею плотию в девятый час дня, умертви мудрование нашей плоти и спаси нас.

Схема часов

  1. Обычное начало
  2. Три псалма — на 1-м часе — 5, 89 и 100; на 3-м часе — 16, 24 и 50; на 6-м часе — 53, 54 и 90; на 9-м часе — 83, 84 и 85 пс.

  3. Слава и ныне аллилуиа
  4. Тропарь «часа», праздника или Святого, («Дневной» тропарь из Октоиха, а Святому — из «Минеи»)
  5. Богородичен
  6. Трисвятое, «Отче наш»
  7. Кондак праздника или Святого (Кондак дневной — из Октоиха, а Святого — из Минеи)
  8. «Господи помилуй» 40 раз.

    «Слава и ныне», «Честнейшую херувим»

  9. Молитва: «Иже на всякое время и на всякий час»
  10. Заключительная молитва к Господу Иисусу

Примечание: Тропарь и кондак из Октоиха только в воскресенье или в пост.

Схема Проскомидии

  1. Изъятие Св. Агнца из первой просфоры.
  2. Поставление Агнца на дискосе и наполнение чаши вином с водою.
  3. Изъятие частиц из прочих четырех просфор
  4. Поставление звездицы над дискосом.
  5. Покрытие св. дискоса и потира покровами.
  6. Каждение приготовленных Агнца и частиц.
  7. Чтение молитвы о принятии Св. Даров в отпуск.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *