Храм святых бессребренников космы и дамиана с.троицкое — богослов

Церковь находится около пересечения Ленинградского шоссе с МКАДом, при въезде в Химки. До 1920 года она относилась к подмосковному селу Космодемьянское, поэтому ее полное название — храм святых бессребреников Косьмы и Дамиана в Космодемьянском (в Химках).

Объект культурного наследия регионального значения назван в честь свв. Косьмы и Дамиана Римских, которые были врачами. Они не брали денег за свои услуги, поэтому именуются бессребрениками. Чудотворцы мученически пострадали за веру в III веке.

История основания, строительства

В летописи XVI века упоминается о деревянной церкви в честь святых Косьмы и Дамиана на реке Химки (Хинки). Сама же церковь была построена не позднее 1490 года, когда римский посол Юрий Делатор прибыл в село у Кузьмы-Демьяны. Так оно получило название Космодемьянское. Хозяином был С. М. Чабаров. В 1585-1586 годах село числилось за Федором Годуновым.

В Смутное время церковь сожгли отряды Лжедмитрия II. При дьяке Башмакове в конце XVII века деревянную церковь вновь возвели. В начале XVIII века новый владелец села В. Н. Зотов начал стройку каменного храма «восьмерик на четверике» в стиле барокко. В 1730 году церковь освятил Сильвестр, митрополит Казанский и Свияжский.

Храм святых бессребренников Космы и Дамиана с.Троицкое - Богослов

В документах от 1775 года сохранилась запись: «Церковь каменная, священник Козьма Иванов».

После эпидемии чумы в селе осталось 4 двора. В 1811 году храм приписали к приходу церкви Знамения в Аксиньине. Во время Отечественной войны 1812 года здание опустошили французы.

В 1819 году новый владелец Космодемьянского капитан гвардии Д. П. Горихвостов обратился к владыке Лаврентию, епископу Дмитровскому за разрешением на восстановление и расширение здания церкви. Восьмерик разобрали. Вместо него построили 4 фронтона, ярус с широким круглым сводом и главкой на световом барабане.

С запада пристроили колокольню в 2 яруса. Освящалась новая церковь собором местного духовенства. Дмитрий Павлович заказал 7 колоколов. В 1897 году на средства благотворителей Гусевых Александра и Платона отлили сторожевой (примерно 280 кг) и большой (около 2 тонн) колокол.

Храм святых бессребренников Космы и Дамиана с.Троицкое - Богослов

В начале XIX века село обеднело. Появление железной дороги со станцией Химки способствовала развитию села. Во второй половине XIX века оно стало местом для летнего отдыха. Храм Косьмы и Дамиана в Химках уже не вмещал всех прихожан. Хозяева местных дач жертвовали приходу деньги. Многие благотворители отписывали часть своего имущества в завещании для церкви.

В память об умершем муже Еналееве А. Д. его жена устроила в храме зимний придел в честь св. кн. Александра Невского. Под приделом сделали фамильный склеп. Екатерина Еналеева перевезла в него прах Александра. Проект нового придела сделан архитектором А. А. Никифоровым. Перестройку санкционировало Императорское Археологическое общество. К 1889 году придел построили.

В иконостасе вдова разместила именные иконы своей семьи:

  • равноап. кн. Владимира;
  • равноап. кн. Ольги;
  • мч. Лидии;
  • вмч. Екатерины.

Около храма на средства вдовы построили сторожку и школу. Настоятелем более 30 лет до 1911 года был отец Григорий (Скворцов). После смерти батюшки настоятелем назначили его сына Николая.

Купцы Патрикеевы — последние владельцы села. В 1907 году архитектор Ф. О. Шехтель построил особняк в стиле модерн недалеко от церкви. В 1914 году в нем, названном в народе «Белые столбы», разместили госпиталь для раненых солдат. После войны В. И. Ленин распорядился устроить в здании санаторий «Химки». В настоящее время в «Белых столбах» находится действующая больница.

Храм святых бессребренников Космы и Дамиана с.Троицкое - Богослов

Богослужения продолжались до 1940 года. Настоятеля отца Сергия Владыченского, служившего в храме, сослали в Сибирь в 1931 году по приговору НКВД. Отец Сергий скончался в ссылке от болезни. Реабилитирован в 1991 году посмертно.

После присвоения Химкам статуса города решением Мосолбсовета церковь закрыли. После передачи здания местному клубу колокольню разобрали и надстроили этаж. Фамильный склеп Еналеевых переоборудовали в котельную. С 1940 года в здании находилась типография, впоследствии ПО «Росполиграфтехника».

Церковное здание вернули православному приходу в 1992 году. Помещение, освобожденное от оборудования типографии за 2 года, начали восстанавливать, отслужив литургию в зимнем приделе. К 2000 году восстановили колокольню и купили колокола. В 2002 году на куполах появились кресты. К 2005 году закончили внутреннюю роспись.

Осенью 2015 года Кирилл, Святейший Патриарх Московский и всея Руси торжественно освятил храм и совершил литургию.

Архитектор, внешняя отделка, архитектурный ансамбль

Храм Косьмы и Дамиана в Химках перестраивали много раз. Памятник архитектуры XVIII века построен из камня в стиле ампир. Нижний ярус с апсидой, верхний состоит из 4 фронтонов и круглого свода.

Храм святых бессребренников Космы и Дамиана с.Троицкое - Богослов

Световой барабан декорирован колончатым поясом с ионическими капителями. Мощен брусчаткой. Ступени храма и его «юбка» облицована скалой. Восстановлена колокольня.

Внутреннее убранство

Церковь украшена трех-ярусным резным деревянным иконостасом. Царские врата сделаны из дерева с ажурной резьбой. Деревянные киоты икон оформлены ажурной резьбой. Амвон застелен ковровыми дорожками.

Храм святых бессребренников Космы и Дамиана с.Троицкое - БогословХрам Косьмы и Дамиана в Химках внутри.

Храм расписан полностью. На окнах кованые решетки. Под подклетом нашли гроб А. Д. Еналеева. Фамильный склеп замуровали.

Святыни и мощи

В церкви пребывают чудотворные иконы с частицами мощей святых:

  • Косьмы и Дамиана Римских;
  • свт. Московских: Ионы, Алексея, Ермогена;
  • Оптинских старцев; Храм святых бессребренников Космы и Дамиана с.Троицкое - Богослов
  • кн. Александра Невского.

А также чудотворные образа «Казанская» и св. вмч. целителя Пантелеимона.

Духовенство, наставники

священники диаконы
Сергей Куликов (настоятель)

  • Владимир Новицкий
  • Владимир Матвеев
  • Георгий Михайлов
  • Владимир Хомицевич
Константин ШпетныйАлександр АкулинКонстантин Голов

Социальная работа, повседневная жизнь

Храм Косьмы и Дамиана в Химках находится рядом с пансионатом и больницей.

Православное сестричество, священники и добровольцы от прихода окормляют:

  • пансионат №1 для ветеранов труда;
  • мытищинский дом ребенка;
  • военный госпиталь имени А. А. Вишневского;
  • химкинскую больницу.

Сестры ухаживают за больными людьми, возят их на богослужения, сопровождают в паломнических поездках по монастырям и святым источникам. Каждый четверг врач-психиатр священник В. Новицкий принимает людей, страдающих алкогольной и наркотической зависимостью.

Храм святых бессребренников Космы и Дамиана с.Троицкое - Богослов

К Приходу приписаны несколько церквей:

  • «Живоносный источник» при пансионате ветеранов;
  • св. Георгия Победоносца при Военном госпитале №3;
  • Св. кн. Владимира на кладбище г. Химки;
  • свт. Луки, архиеп. Крымского при пансионате ветеранов.

С 2001 года по выходным дням парни и девушки общаются в Молодежном кружке. Функционирует воскресная школа, церковная лавка, библиотека, созданы православные группы в детском саду. Организована собственная социальная служба «Благое дело».

Воскресная школа

Воскресная школа функционирует с 1996 года. Ей заведует отец Владимир Матвеев (тел. 89067050974). Состоялось 5 выпусков по 35-40 человек.

Открыты секции:

  • танцы;
  • рукопашный бой;
  • борьба.

Храм святых бессребренников Космы и Дамиана с.Троицкое - Богослов

Запись ведется по телефону 89260291288 или при личном обращении к Дмитрию. Тренировки проходят по адресу г. Химки, улица Кольцевая, дом 8.

Престольные праздники

Перечень:

  • 14 июля — память св. бесср. Косьмы и Дамиана Римских;
  • 12 сентября — перенесение мощей св. кн. Александра Невского;
  • 6 декабря — память св. великого кн. Александра Невского.

Режим работы для посетителей

Богослужения:

День недели вторник среда четверг пятница суббота Воскре-сенье и праздники
Литургия в 8 утра в 8 утра в 8 утра в 8 утра 6.30 и 9.30 утра
Молебен свв. Косьме и Дамиану, свв. Царственным мученикам, св. кн. Александру Невскому (поочередно)после литургии о недужных в 19 часов Божией Матери «Неупи-ваемая Чаша»после литургии
Всенощное бдение в 17 часов в 17 часов в 17 часов вечерня и утреня 17 часов в 17 часов

Храм святых бессребренников Космы и Дамиана с.Троицкое - Богослов

Церковная лавка работает с 8.30 до 17.30 часов.

Интересные факты про храм

Перечень:

  • Строительство каменной церкви длилось 4 года (1726-1730 гг.);
  • Изначально здание было деревянным;
  • В храме бывали известные люди: епископ Арсений (Ждановский), Михаил Булгаков, старец Варнава, отец Иоанн Кронштадтский, архимандрит Серафим (Звездинский);
  • В 1909 году литургию отслужил епископ Трифон (Туркестанов), викарий Московской епархии;
  • Рядом с храмом находится известный санаторий «Химки» (сейчас в здании расположена больница), где дважды лечился В. И. Ленин;
  • С 1940 по 1992 год в здании располагалась типография.

Где находится, что в окрестностях, как добраться

Храм находится по адресу: город Москва, улица Правобережная, дом 6. Добраться можно на личном или общественном транспорте (тогда придется пройти пешком от остановки до церкви).

От станции метро Планерная От станции метро Речной вокзал От станции метро Сходненская Из Новых Химок Из Старых Химок
Автобус 173 остановка «Химкинская больница» автобусы: 173, 199, 851, 443, 342, 343, 345 остановка «Химкинская больница» автобус 199 остановка «Химкинская больница» Автобус 443 остановка «Кольцевая дорога» Автобус 345 остановка «Кольцевая дорога»

Недалеко от храма располагаются:

  • театр «Наш Дом»
  • усадьба «Белые столбы» (химкинская больница);
  • сквер имени М. Д. Рубцовой;
  • картинная галерея имени Горшина С. М;
  • музей МГУ;
  • церковь святых Кирилла и Мефодия;
  • ДК «Родина», Храм святых бессребренников Космы и Дамиана с.Троицкое - Богослов
  • Канал имени Москвы.

Режим работы

Храм закрывается в воскресенье после литургии. Понедельник — выходной. В остальные дни открыт с 8.00 до 19.00 часов.

Святыни

В храме пребывает несколько чудотворных образов с частицами мощей святых, в том числе целителей Косьмы и Дамиана, поэтому можно приобрести икону в церковной лавке и приложить к мощам святого на молитвенную память.

Читайте также:  Проповедь об излечении ииусом христом в субботу скорченной женщины - богослов

Территория храма в Химках — благодатное место, освященное молитвами святых людей. Рядом находится старое кладбище с барельефами и скульптурами XVIII-XIX веков, старинными памятниками.

Ночлег

Таблица:

Гостиницы Квартиры
«Концепт», «Меридиан», «Лига», «Country Park», «Шарли», «Корона Химки» «LuxMishel Sheremetevo», «na Moskovskoi», «Allinrent Химки», «Park Tolstoy»

Правила посещения:

  • Женщины входят в церковь с не накрашенными губами, с покрытой головой и в юбке ниже колен;
  • Мужчины, входя в церковь, снимают головной убор;
  • Фото- и видеосъемка разрешены только с благословения настоятеля;
  • Нельзя разговаривать и пользоваться мобильным телефоном во время совершения треб, таинств и богослужений;
  • На территории церкви курение запрещено.

Сувениры:

  • календари;
  • серебряные и золотые кольца цепочки, кресты;
  • иконы.
  1. По праздникам дети из воскресной школы при храме Косьмы и Дамиана в Химках проводят ярмарки с сувенирами собственного изготовления.
  2. Ольга Конопаткина (xelga2)
  3. Оформление статьи: Лозинский Олег

Видео о Храм Косьмы и Дамиана в Химках

14 июля монастырь Космы и Дамиана отметит свой престольный праздник:

Святые косма и дамиан (большая путаница в христианском мире)

Храм святых бессребренников Космы и Дамиана с.Троицкое - БогословСвятые Косма и Дамиан — братья, святые-бессребреники, врачеватели и чудотворцы, по церковной традиции предположительно жившие во второй половине III — начале IV вв.

Православная церковь почитает три пары святых, живших, как считается, в разное время и разных местах:

Косма и Дамиан Асийские ( 14 ноября)Косма и Дамиан Римские ( 14 июля)

Косма и Дамиан Аравийские ( 30 октября)

СЕГОДНЯ ЦЕРКОВЬ ПРАЗДНУЕТ АСИЙСКИХ СВЯТЫХ БРАТЬЕВКосма и Дамиан, родившиеся в Асии (часть Малой Азии). Время рождения и смерти точно не известно. Считается, что они жили не позднее IV века. Их отец, грек и язычник, умер когда они были ещё малыми детьми. Воспитанием братьев в христианской вере занималась мать — Феодотия. Позже дети были отданы на обучение врачебной науке. Считается, что Господь даровал им искусство исцелений, что привлекало к ним множество больных. С больных, которых лечили святые, они никогда не брали платы, соблюдая заповедь Иисуса Христа: «Даром получили, даром давайте» (Мф. 10, 8). Слава о Косме и Дамиане прошла по всей округе, и люди назвали их бессребрениками.По легенде, святых однажды позвали к тяжело больной женщине, лечить которую отказались все врачи из-за её безнадежного состояния. Палладия (так звали больную) в силу своей веры и по молитве братьев исцелилась. Исполненная благодарности к целителям и желая, чтобы они приняли от неё хоть какой-нибудь дар, Палладия пришла к Дамиану. Она принесла ему три яйца и сказала: «Прими этот малый дар во Имя Святой Живоначальной Троицы — Отца, Сына и Святого Духа». Услышав имя Троицы, бессребреник не посмел отказаться. Косма, узнав о случившемся, огорчился. Он подумал, что брат нарушил их строгий обет. Когда Косме пришло время умирать, он завещал, чтобы брата не хоронили рядом с ним. Через некоторое время умер и Дамиан. Люди не могли решить, где будет могила Дамиана. Но тут свершилось чудо: к людям пришёл верблюд, которого когда-то святые вылечили от бешенства, и проговорил человеческим голосом, чтобы, не сомневаясь, положили Дамиана рядом с Космой, потому что «не ради мзды принял Дамиан дар женщины, а ради Господа». Так мощи святых братьев были положены вместе в Феремане (Месопотамия).

Фереман — населённый пункт в Месопотамии, в верховьях р. Тигра в двух днях пути от Амида (турецкое название Диар-Бекира). Полностью разрушен и уничтожен в период турецкого завоевания. В городе первоначально находились мощи свв. Космы и Дамиана, до момента переноса их в Амид.

Храм святых бессребренников Космы и Дамиана с.Троицкое - БогословАмид — это современный город Диярбакыр. Неофициальная столица Турецкого Курдистана. Большинство населения города исповедует ислам суннитского толка. Также проживают мусульмане-алавиты (курды-заза), курды-езиды и христиане. До геноцида армян в городе насчитывалось 11 действующих армянских церквей, сегодня осталось только одно храмовое здание: Церковь Сурб Киракос . На её торжественном переосвящении 30 ноября 2012 г. присутствовал Католикос Великого Дома Киликии Арам I. Католикос призвал верующих к межконфессиональному миру и терпимости.По преданию и после смерти святые бессребреники совершили много чудес.Надо отметить, что Католическая Церковь признаёт только одну пару святых бессеребреников Косму и Дамиана Аравийских, которых православные празднуют 30 октября.Кроме того. Святых бессребреников Космы и Дамиана православная церковь почитает особыми службами ещё дважды в год — 14 ноября и 14 июля . В месяцесловах к именам бессребреников прилагаются слова: в ноябре — «иже от Асии», а в июле — «в Риме мучившихся». Это прибавление наводит на вопрос: одни ли и те же бессребреники воспоминаются церковью или разные?С древних летописных текстов известно, что святых Космы и Дамианов было три святых пары и даже иконы им писались по разному.Бессребреники от 14 ноября «брадами оба средни равны, в правых руках держат перья, а в левых сосудцы открыты, на ногах сапоги вохра. Преподобная Феодотия матерь их аки Евдокея».Бессребреники от 14 июля: «Косма млад, аки Димитрий Салунский… Дамиан млад, аки Георгий мученик, кудреват… в правых руках держат кресты, а в левых сосудцы».

Бессребреники от 30 октября «подобны по виду святым Флору и Лавру».

Таким образом, православная церковь полагает, что прославляемые в различные дни бессребреники Косма и Дамиан не одни и те же лица, а совершенно различные, и притом одни из них (14 ноября) скончались мирно, другие (14 июля и 30 октября) мученически. Церковные службы, составленные в их честь, за исключением некоторых песнопений, также совершенно разные. Служба сегодняшнего дня, 14 ноября , более торжественная.Их почитают покровителями скота. Молились святым Косме и Дамиану о прозрении разума к учению грамоте. Известно, что и греки почитали святых Косму и Дамиана помощниками в книжном учении. Приписали святым Косме и Дамиану покровительство над свадьбами. А так же кузнецы считали их своими покровителями и за проданные изделия оказывали в этот день жертву Церкви, кто-то давал денег на новые иконы, кто-то покупал много свеч.

Косма и Дамиан считаются покровителями врачей и хирургов и иногда помещаются на медицинских эмблемах. В Бразилии святые братья считаются покровителями детей и 27 сентября детям раздаются пакетики с конфетами, на которых изображены Косма и Дамиан. В городе Изерния (Италия) они почитались в рамках фаллического культа, призванного даровать плодородие и изобилие.

К сожалению, из-за трёх пар одинаковых имён святых в мире произошла настоящая путаница и уже трудно сказать , а где какие и чьи есть мощи. Ведь мощи Святых Космы и Дамиана имеются или имелись и в Риме, и в Константинополе, и в сирийском Кире, а головы святых имеются в Мадриде, Мюнхене и Бремене.

Косма и Дамиан также считаются покровителями города Эссена, где находятся их мощи в сокровищнице Эссенского католического собора. Они были перенесены епископом г. Хильдесхайма Альтфридом († 874), основателя первого монастыря в Эссене.

В жизнеописаниях и иконографии часто сталкиваешься с фактом смешения историй различных пар святых. Так, на фреске «Погребение Святых Космы и Дамиана» (Церковь Сан Марко. Флоренция. Италия.1438 — 1440 гг.) художника Фра Джованни Анджелико мы видим погребение 5 человек, что соответствует жизнеописанию Космы и Дамиана Аравийских, и в то же время — верблюда, который приходит на похороны святого Дамиана Асийского.

В России Косме и Дамиану всегда строили много храмов, храмы им есть в Москве и области (множество), Петербурге, Химках, Ярославле, Муроме, Новгороде, Набережных Челнах, Пскове, Калуге, Балаково, Екатеринбурге, Жуковском.

Храмы и монастыри святым имеются так же в Сербии, Румынии, Хорватии, Болгарии, Италии, Германии, Казахстане и других странах.

В Болгарии, Италии, Германии и России в честь святых названы города и населённые пункты, такие как: Козьмодемьянск, Санти Косма э Дамиано, Свети врач (нынешний Сандански).

Город Шмалленберг этих святых изображения имеет на своём гербе.

Храм святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке

Церковь Космы и Дамиана на Маросейке в Москве была возведена к 1793 году на средства семьи подполковника М.Р. Хлебникова. Автором проекта храма стал известный российский архитектор Матвей Казаков.

Внутреннюю отделку закончили лишь к 1803 году, а обновление храма провели спустя 80 лет — уже в 1893.

Интересно знать, что сами Хлебниковы жили в доме напротив, который отстроил другой известный архитектор – Василий Баженов.

Косма и Дамиан, на самом деле, врачи-бессеребреники, которые все долгие годы своей жизни лечили страждущих совершенно бесплатно. Скорее всего, храм в честь их имени отстроили в благодарность об исцелении кого-то из семьи меценатов.

Происхождение названия и его значение

Чудотворцы бессребреники, римские мученики, братья Косма и Дамиан, слыли родом из Ассии, жившие предположительно около IV века. С детства они воспитывались в праведности.

Позже обучились врачебному ремеслу и прославились, как хорошие врачи.

Получив дар от Бога исцелять болезни, братья помогали каждому, обратившемуся к ним, не беря за работу никакой платы, помогая во славу Божию и людям, и животным.

Даже после своей смерти святые прославились многими чудесными исцелениями прихожан. Широко почитали святых братьев и на Руси, как покровителей и хранителей семейной жизни, истинной святости. В честь их было построено довольно много храмов.

Храм Космы и Дамиана на Маросейке — один из таких. На протяжении трех тяжелых для церкви веков, из маленького прихода вырос красивейший храм, сохранивший свои святыни и традиции.

Читайте также:  Прощеное воскресенье и масленица 1 марта 2020 года в тюльгане - богослов

Месторасположение

В Китай-городе находится славный Храм святых бессребреников Косьмы и Дамиана, последователей веры Христовой.

Космодамианская церковь дала наименование одному из переулков, находящемуся вблизи, до семнадцатого века он назывался Шубиным.

Одна из версий относительно этого названия гласит, что именно на этом месте проживал знатный боярин, в честь которого получил название переулок: другие источники говорят, что здесь жили купцы, торговавшие мехами, шубами.

До этого времени, примерно в шестнадцатом–семнадцатом столетии, по преданиям, на месте современного Храма Косьмы и Дамиана на Китайгородском переулке проживали польские паны. Упоминание о них датируется еще 1508 годом.

Около панского двора существовала деревянная церковь, однако вскоре она сгорела, здесь была выстроена другая – каменная. Сейчас церковь на Маросейке ценится за то, что чудом ей удалось уцелеть в тяжелые времена 1930-х, когда царила «социалистическая реконструкция».

Как добраться

Старинная церковь находится по адресу: г. Москва, ул. Маросейка, 14/2, стр. 3. Это пересечение улиц Маросейки и пер. Старосадского. Удобнее всего сюда ехать на метро до станции «Китай-город». Путь от метро пешком займет всего 10 мин.

Прихожане и паломники отмечают редкую возможность найти в свечном ящике храма нательные иконы многих святых. Благодаря этому можно приобрести не только икону своего святого, но и выбрать подарок для родных и близких.

Космы и дамиана святых бессребреников мужской монастырь

(Симферопольской и Крымской епархии УПЦ), находится в г. Алушта, на территории Крымского гос. заповедника. Основан в 1853-1856 гг. как киновия Бахчисарайского скита (см. Бахчисарайский в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь) в верховьях р.

Альмы, рядом с целебным минеральным источником Савлух-Су, освященным во имя святых Космы и Дамиана и почитаемым как христианами, так и мусульманами. В 20-х гг. XIX в. на средства гр. С. Потоцкой здесь была построена небольшая купальня для паломников. Инициатором устроения при источнике К. и Д. м. стал архиеп.

Херсонский и Таврический свт. Иннокентий (Борисов), представивший в 1849 г. в Синод записку о создании «крымского Афона» — комплекса пещерных монастырей с центром в Бахчисарае, одной из составляющих которого должна была стать киновия близ Алушты. 4 мая 1850 г.

указом Синода благословлялось устройство бахчисарайского Успенского скита с неск. киновиями, в т. ч. и на источнике святых Космы и Дамиана.

В 1851 г. «попечителями» источника были назначены настоятель алуштинского храма вмч. Феодора Стратилата свящ. Димитрий Черняев и староста купец А. Коротенко. В кон. дек. того же года свящ. Димитрий освятил воду в источнике. 3 апр. 1853 г. указом Синода учреждалась киновия «без всякого пособия от казны» (ГА Автономной Респ. Крым. Ф. 118. Оп. 1. Д. 5837. Л. 1).

Но Крымская война 1853-1856 гг. прервала процесс становления мон-ря. Около родника был построен военный наблюдательный аванпост, а в ущелье по течению р. Альмы — временные укрепления. 1 июля 1855 г. в симферопольском Александро-Невском соборе архиеп. Херсонский Иннокентий призвал прихожан способствовать устроению обители.

Одним из главных жертвователей стал староста собора купец 1-й гильдии И. П. Санютин, исцелившийся от лихорадки и «нервного расстройства» после купания в источнике. В июле 1856 г. из бахчисарайского Успенского скита были командированы 1-й строитель киновии иером. Макарий (Пруцкий; 1822-1876) и мон. Игнатий для возведения на источнике церкви по проекту архиеп. Иннокентия. 5 сент.

1857 г. по благословению еп. Херсонского и Таврического Димитрия (Муретова) бахчисарайский архим. Николай освятил небольшой деревянный храм-часовню во имя святых Космы и Дамиана. 10 сент. 1857 г. иером. Макарий был возведен в сан игумена и назначен 1-м настоятелем строящейся обители. Его стараниями вместо храма-часовни была построена более вместительная холодная деревянная ц.

святых Космы и Дамиана с колокольней и ризницей (1869-1870). В храме был установлен 2-ярусный иконостас. На месте старой церкви близ источника была сооружена деревянная часовня. Активное участие в обустройстве К. и Д. м. принимал благочинный монастырей Таврической епархии архим. Евгений, по ходатайству которого 1 июля 1862 г. еп.

Таврический и Симферопольский Алексий (Ржаницын) перенес в храм К. и Д. м. частицы мощей святых Космы и Дамиана. Их вложили в храмовую икону обители.

Киновия находилась в труднодоступном ущелье, окруженном горами и лесом. Повседневная жизнь первых насельников была многотрудной. Все необходимые продукты и строительные материалы иноки закупали в Симферополе (за 45 верст) и доставляли по горным тропам в обитель на плечах. 19 марта 1851 г. Высочайшим повелением по ходатайству свт. Иннокентия для монастыря было отмежевано 4 дес.

земли из лесной казенной дачи рядом с источником, в 1872 г. царским указом — еще 19 дес. земли. Но «шиферная» почва вокруг киновии была непригодна для земледелия, огородничества, горные склоны покрыты густым лесом, поэтому невозможно было устроить пастбища. Братия ежегодно арендовала у правления гос. имуществом Таврической губ. сенокосные поляны, располагавшиеся в горах среди леса.

Монахи на руках переносили сено с этих полян в долины, а затем на повозках доставляли в монастырь. Краевед-путешественник Е. Л. Марков, посетивший мон-рь в кон. 60-х гг. XIX в.

, писал, что при обители было «невозможно возделывать даже огородные овощи, а зимой снега до такой степени заносят монастырек и подступы к нему, что иногда по нескольку недель он остается погребенный под сугробами». Настоятель иером.

Макарий помимо ежедневного служения литургии трудился при строительстве новых келий, рубил лес, пешком ходил за покупками в Симферополь и отдаленные селения, радушно общался с местным населением, с татарами, греками (Киреев. 1913. С. 20-21). Иером. Макарий был похоронен в притворе монастырской Преображенской ц. В 1880 г. на его могилу была положена мраморная плита.

30 нояб. 1876 г. указом еп. Таврического Гурия (Карпова) К. и Д. м. возглавил игум. Парфений (Калинин; † 19 февр. 1882), при к-ром в обители были построены деревянная зимняя ц. в честь Преображения Господня (освящена 14 сент.

1878), 2 братских корпуса (1876), дом для мастерской (1877). В мае 1879 г. по прошению вслед. болезни игум. Парфений был освобожден от занимаемой должности и перемещен в число братии Балаклавского во имя вмч.

Георгия Победоносца монастыря.

К 1891 г. в К. и Д. м. были построены настоятельский корпус с кладовой (1890), 3 братских корпуса, 2 гостиницы, трапезная с кухней, баня (1880), помещение для экипажей с конюшней и деревянная торговая лавка (1890). В 1891 г.

над источником вместо деревянной была возведена каменная часовня святых Космы и Дамиана. В центре часовни находился небольшой каменный резервуар, наполняя к-рый, вода стекала в обширный деревянный бассейн-купальню. Она разделялась на муж. и жен. половины. Ко дню празднования св.

бессребреников (1 июля) в К. и Д. м. прибывало множество богомольцев.

В 1879-1884 гг. мон-рь возглавлял иером. Василий (Раевский), в 1884-1888 гг.- иером. Иоанн (Азбуков), в 1888-1889 гг.- иером. Павел (Козловский), в 1889-1895 гг.- игум. Серапион (Лещенко), в 1895-1896 гг.- игум. Андрей (Балдинский), в 1896-1899 гг.- иером. Филадельф (Топорков). К 1877 г.

в мон-ре проживало 16 насельников, в 1882 г.- от 15 до 20, в 1883 г.- 9. Частая смена настоятелей, отсутствие единых уставных требований к братии привели к расстройству внутренней монашеской жизни, уменьшению численности братии и упадку хозяйства обители. В нач. 1899 г. мон-рь посетил еп.

Таврический Николай (Зиоров), решивший преобразовать его в женский.

16 июля 1899 г. по указу Синода киновия стала женским нештатным общежительным Космо-Дамиановским мон-рем Ялтинского у. Таврической губ. По указу Таврической духовной консистории от 23 июля 1899 г. иером. Филадельф был освобожден от должности и переведен в Корсунской иконы Божией Матери монастырь Таврической епархии; настоятельницей К. и Д.

м. была назначена бывш. казначея Топловского во имя прп. Параскевы жен. монастыря мон. Варсонофия (Акулова). Консистория предписала ей «выбрать» 25 сестер для перевода в обитель. 1 авг. 1899 г. братия в последний раз служила литургию в К. и Д. м., а затем была переведена в др. мон-ри Таврической епархии. 5 сент. того же года еп.

Николай прибыл в К. и Д. м. и во время литургии возвел мон. Варсонофию в сан игумении. Для служения в мон-ре были временно оставлены иером. Гурий и иеродиак. Досифей. Впосл. по просьбе игум. Варсонофии для совершения богослужений в обитель были назначены насельник Инкерманского во имя сщмч. Климента, папы Римского, мон-ря иером.

Читайте также:  Святые о тщеславии - богослов

Климент и иеродиак. Антоний.

Богослужения совершались ежедневно: с 16 ч. (зимой) или с 17 ч. (летом) служилась вечерня с утреней, с 20 ч.- правило, с 24 ч.- полунощница. Под праздничные дни совершалось всенощное бдение с 17 ч. (зимой) или с 17 ч. 30 м. (летом); литургия — с 8 или с 9 ч.

По вторникам перед литургией читался акафист бессребреникам Косме и Дамиану, а по субботам — Благовещению Пресв. Богородицы. Клирос составляли 20 насельниц, чистоту и порядок в храмах поддерживали 4 сестры. К кон. 1899 г. в К. и Д. м. проживали 50 насельниц, к 1905 г.- 80, к 1912 г.

— 8 мантийных монахинь, 33 рясофорные монахини и 69 послушниц. По указу Синода от 19 дек. 1900 г. в К. и Д. м. на перевоспитание ссылались несовершеннолетние девочки, нарушившие уголовный кодекс. Дети находились на довольствии мон-ря. Кроме того, в К. и Д. м.

на воспитание принимали беспризорных девочек-сирот, к-рыми занимались сестры обители.

Трудами монахинь хозяйство К. и Д. м. было приведено в порядок, сделан капитальный ремонт Преображенской ц., построены каменные подпорные стены (40 саж.), укрепившие террасу, на к-рой стояла монастырская церковь, возведены неск.

новых келий, 2 гостиницы на 20 номеров, просфорная, хлебопекарня, мастерские, прачечная, амбар с закромами и др. хозяйственные постройки. 12 февр. 1907 г. в Симферополе было открыто подворье К. и Д. м., Таврический и Симферопольский еп. Алексий (Молчанов) в сослужении духовенства освятил храм подворья в честь Благовещения Пресв.

Богородицы. В нач. ХХ в. монастырский Порываев хутор (пожертвован в 1878 севастопольским купцом Г. П. Порываем) близ с. Григорьевка Перекопского у. был преобразован в монастырское подворье с храмом во имя святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.

Для подворья сестры приобрели сельскохозяйственное оборудование, построили несколько келий, выкопали артезианский колодец. К 1908 г. обитель владела 227 дес. земли.

В 1913 г. была отреставрирована каменная часовня на источнике святых Космы и Дамиана. С 1899 г. по благословению еп. Николая сестры фиксировали множество исцелений, происходивших на источнике по молитвам к св. бессребреникам.

В 1873 г. К. и Д. м. посетил наследник престола вел. кн. Александр Александрович, в окт. 1880 г.- вел. кн. Александр Александрович с супругой цесаревной Марией Феодоровной. В 70-х гг. XIX в. указом имп.

Александра III рядом с обителью построили царский охотничий домик. С 1910 г. к домику прокладывали улучшенные грунтовые дороги со стороны Ялты и Алушты, шло создание «Заказника императорских охот». В окт. 1911 и в сент. 1913 г.

мон-рь посещал имп. Николай II.

После паломничества в К. и Д. м. живописец И. И. Шишкин написал картины «Крымский вид» и «У монастыря Козьмы и Дамиана». «…Монастырек симпатичный, оригинальный, кажется как будто на краю света. У меня даже явилось желание пойти в монастырь — это настоящий монастырь!» — писала 29 июня 1902 г. М. П. Чехова в письме брату А. П. Чехову.

В 1921 г., вскоре после установления в Крыму советской власти, подворье в с. Григорьевка было преобразовано в трудовую артель; в 1922 г. община монахинь К. и Д. м. стала трудовой артелью при Крымском гос. заповеднике. В мае 1922 г.

в обители и на 2 подворьях изъяли церковные ценности. По обвинению в сокрытии описи ценностей была арестована и вывезена в Симферополь настоятельница игум. Варсонофия (Акулова). С 1922 г. обязанности настоятельницы исполняла игум.

Мелитина (Карташёва).

12 дек. 1922 г. коллегия НКВД Крыма приняла решение закрыть Симферопольское Благовещенское подворье и выселить всех монахинь и священников. Заведующая подворьем Вирсавия (Полазникова) и духовник иером.

Николай (Апазов) были вынуждены покинуть Симферополь и переехали в обитель. В марте 1923 г. Благовещенский храм, использовавшийся неск. месяцев для нужд НКВД, был передан Симферопольскому горкоммунхозу. 27 окт. 1926 г.

коллегия НКВД Крыма приняла решение переоборудовать храм под жилье для работников НКВД.

30 июля 1923 г. Советом народных комиссаров РСФСР был издан декрет об организации «Крымского государственного заповедника и лесной биологической станции». Его территория включала местность монастыря. 5 окт. 1923 г. ЦИК Крымской АССР принял постановление о закрытии храмов К. и Д. м. и передаче территории обители под трудовую колонию. В дек. 1923 г.

в мон-рь перевели колонию инвалидов им. М. И. Калинина, находившуюся в ведении Народного комиссариата соцобеспечения. Но 3 янв. 1924 г. постановлением Крымского ЦИК территория обители перешла в ведение Крымского заповедника. Тем же постановлением было разрешено оставить артель монахинь на территории заповедника до 1 апр. 1924 г.

17 июня того же года администрация артели инвалидов, к-рую переселили из К. и Д. м. в Кизилташский во имя свт. Стефана Сурожского монастырь, пожаловалась на руководство заповедника, якобы оно «покрывает монахинь». В частности, в жалобе указывалось, что сестры нелегально устроили в бывш. просфорной престол, алтарь и совершали там молебны. 21 марта 1925 г.

уполномоченные трудовой артели монахини Евгения (Тищенко) и Вирсавия (Полазникова) в письме главе Крымского ЦИК просили продлить им аренду сада и гостиницы обители. 13 апр. сестрам ответили отказом, а Центральное админуправление НКВД Крыма потребовало выселить их за «вредную деятельность» по «разжиганию религиозных суеверий».

Однако за монашескую артель вступилась Главнаука Наркомпроса РСФСР, давшая 9 мая распоряжение Крымскому заповеднику о приостановке выселения. 2 февр. 1926 г. Комиссия по вопросам культов при Президиуме Крымского ЦИК приняла решение о роспуске сельскохозяйственной артели.

Но 30 марта того же года прокуратура Крыма вынесла постановление о необоснованности выселения монахинь ввиду отсутствия в деятельности артели уголовно наказуемых действий (ГА Автономной Респ. Крым. Ф. Р-663. Оп. 10. Д. 889. Л. 39-40).

Окончательное упразднение общины К. и Д. м., продолжавшей неофициально действовать под видом трудовой артели при новообразованном Крымском заповеднике, состоялось в 1927 г. В Космодамиановском храме разместили естественно-исторический музей, в Преображенской ц.

— клуб Крымского заповедника, в каменной часовне с купальней предполагалось устроить инкубаторий для разведения мальков форели. Во время Великой Отечественной войны были разрушены все постройки мон-ря, кроме каменной часовни, а также царский охотничий домик. Ок. 1942 г. Благовещенский храм бывш.

Симферопольского подворья был открыт как приходская церковь.

29 июля 1992 г. К. и Д. м. возрожден как мужской. 26 апр. 1994 г. был подписан документ о передаче Симферопольскому и Крымскому епархиальному управлению в безвозмездное пользование здания часовни с источником и земельного участка монастыря. 14 июня 1994 г. архиеп.

Симферопольский и Крымский Лазарь (Швец) отслужил в часовне праздничную литургию. К 2015 г. в помещениях, построенных на месте прежних монастырских, находятся зимний храм святых Космы и Дамиана и кельи. В 1995 г. открыто подворье в пос.

Партенит Алуштинского горсовета с 2-престольным храмом: в честь иконы Божией Матери «Всецарица» (верхний) и св. Иоанна Готского (нижний). С 1997 г. трудами братии обители открыт Александро-Невский храм при бывшей усадьбе Гагариных близ санатория «Утес» рядом с Алуштой. В 1999 г. в с.

Изобильном Алуштинского р-на было открыто подворье с храмом прп. Афанасия Печерского (в 2011 преобразовано в приход).

Главной святыней К. и Д. м. является икона святых Космы и Дамиана с частицей мощей. Наместник монастыря архим. Маркелл (Мисюра) утвержден в должности 23 дек. 2010 г. решением Синода УПЦ. В обители проживает неск. насельников.

Лит.: Марков Е. Л. Очерки Крыма: Картины крымской жизни, природы и истории. СПб., 1872. Симферополь, 1995; Руднев Г., прот. Космодамиановская киновия в Крыму. Симферополь, 1884; Гермоген (Добронравин), еп. Таврическая епархия. Псков, 1887. С. 488-495; Рождественский Ф. С. Св. бессребреники и чудотворцы Косьма и Дамиан и Космодамиановская киновия с целебным источником в Крыму. Од., 1898; Маркевич А. И. Неск. слов о деятельности в Тавриде Иннокентия [Борисова], архиеп. Херсонского и Таврического // Таврические ЕВ. 1901. № 1. С. 26-43; № 2. С. 95-111; Бесчинский А. Я. Путев. по Крыму. М., 1901; Москвич Г. Г. Иллюстр. практический путев. по Крыму. Од., 1902; Денисов. 1908. С. 797; Подворье Косьмо-Дамиановского мон-ря в Симферополе // Таврический церк.-обществ. вестн. 1908. № 14. С. 555-560; № 15. С. 602-609; Киреев П. Г. Косьмо-Дамиановский жен. мон-рь в Крыму: Кр. описание. Ялта, 1913; Катунин Ю. А. Из истории христианства в Крыму: Таврическая епархия (2-я пол. XIX — нач. XX вв.). Симферополь, 1995; он же. Мон-ри Крыма в XIX-XX вв. Симферополь, 2000; Тур В. Г. Крымские правосл. мон-ри XIX — нач. XX вв.: История, правовое положение. Симферополь, 1998; Ясельская Л. А. Космодамиановский мон-рь. Симферополь, 1999; она же. Космодамиановский муж. мон-рь // Правосл. мон-ри: Симферопольская и Крымская епархия УПЦ МП. Симферополь, 2007. С. 271-288; Савва (Тринитко), иером. Косьмо-Дамиановский мон-рь в Крыму: Ист. очерк. К., 2003. Алушта, 20122.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *