Христос и самарянка — богослов

Проповедь протоиерея Андрея Гупало 14.05

Основой Ветхого Завета можно назвать закон Моисея — участь человека в вечности зависит от того. какой жизнью он жил на земле, насколько правильно почитал Бога.

 Интересно, что формы ветхозаветного богослужения являются прообразами событий земной жизни Христа-Спасителя, о чем упоминали во время своей проповеди, указывая иудеям на конкретные цитаты из Ветхого завета, апостолы. 

Христос и самарянка - Богослов

Так раскрывается воспитующее, педагогическое значение Священного Писания. Новый завет дополнил Божественное откровение людям, дал возможность познания человеком новых истин о Боге и о себе самом. Это возможность переосмыслить и ответить на важнейшие вопросы веры: что значит «поклоняться Богу?» Как Ему служить и какое служение достойно?

Самаряне — народ, который возник на территории Северного, или Израильского царства, в результате смешения евреев и переселенцев. Они восприняли иудейскую Тору и Богослужение, но построили себе храм на горе Гаризим.

Это противоречило иудейским представлениям о том, что храм может быть только в Иерусалиме. К тому же, почитание истинного Бога у них сливалось с суевериями.

 Религиозный конфликт между иудеями и самарянами был настолько острым, что они даже не разговаривали между собой.

В Евангелии есть эпизод, когда Господь Иисус Христос встречает у колодца женщину-самарянку. И от обычной ситуации Он переходит к проповеди Евангелия, ибо видит в ее душе нечто…

Господь говорит той женщине: «Всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин. 4:13). Это — признак свободы духовного человека от материального мира.

Когда Христос велел женщине привести своего мужа, она не стала лукавить. Понятие «гражданский брак» многие бы сейчас оправдали. Но та самарянка говорит правду: «Я мужа не имею». То есть, она беспокоилась о своем состоянии своей души, чувствовала, что ее жизнь не угодна Богу. Хотела бы оставить свое сожительство, но ничего не могла сделать — не хватало сил духовных.

«Отцы наши поклонялись на этой горе, — спрашивает она далее, — а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме» — переходя к вопросу о том, где поклоняться Богу, чтобы это поклонение стало спасительным для нее?

«Истинные поклонники поклоняются в духе и истине» (Ин. 4:23) — отвечает Господь. Самарянка ищет внешнего выражения своей веры, а Богу нужно сердце человека, очищенное от страстей, любящее своего Творца и своего ближнего. Завет Христа оставляет внешнее обрядовое поклонение позади. Истина есть Христос, и только соединяясь со Христом в Таинствах, человек спасается.

Господь никогда не говорил никому о Себе явно, но здесь Он открывает ей, простой женщине, самарянке: «Мессия — это Я, Который говорю с тобой» (Ин. 4:26). Тем самым Господь показал, что всякий человек дорог для Него, и нет разницы, кто стремится к своему спасению. Самаряне поверили свидетельству этой женщины о Спасителе, хотя они не видели никаких чудес, которые совершил Христос.

В конечном итоге понимаешь, насколько часто ты удаляешься от Бога, когда пытаешься скрупулезно соблюсти какие-то правила. Когда богослужение, обряд, внешность становятся главными, а сердце остается в гордом превозношении — мы удаляемся от Бога. Помоги нам всем Господь, чтобы никакое греховное чувство не оскверняло духовный мир.

Подготовила Татьяна Колодяжная

все новости

Христос и самарянка: из истории иконографии евангельского сюжета

Запрос «самаритянка» перенаправляется сюда; см. также другие значения.Пьетро Перуджино . Христос и самарянка. 1506—1507. Институт искусств (Чикаго)

  • Му́ченица Фоти́на Самаря́нка
  • , такжеФоти́ния Самаряны́ня ,
  • Жена-самарянка

(греч. Φωτεινὴ ἡ Μεγαλομάρτυς ἡ Σαμαρείτιδα) — женщина-самаритянка, у которой Иисус Христос попросил воды из колодца Иакова и которая возвестила людям той местности (Самария-Сихарь) о его мессианском служении. История её встречи с Иисусом описана в Евангелии от Иоанна (4:4-26). В Православной церкви она почитается с именем Фотины (Фотинии).

Притча о воде живой[ | ]

Иисус рассказал женщине о себе в иносказательной форме как об источнике живой воды

, испив которую, человек становится освобожденным и готовым к новой жизни. Так же, как и в истории с Ниимом, притча построена в форме вопроса и ответа.

Иисус попросил у женщины воды, она смутилась, сказав, что «Иудеи с Самарянами не сообщаются ». Тогда Иисус сказал, что если бы она знала кто к ней обращается, то сама просила бы у него воды живой.

На вопрос о том, откуда у него вода, был дан следующий ответ:

  Икона Взыскание Погибших — значение, в чем помогает

Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную.

— Ин. 4:13-14

Далее женщина самарийская спрашивает у Иисуса, где же должно им поклоняться всевышнему Богу. Так как в библейской истории самаряне были потомками от смешения евреев и хананейских народов, иудеи не сообщались с этим народом, считая их полукровками.

Традиционно самаряне поклонялись единому Богу Яхве на горе Гризим, а иудеи в Иерусалимском Храме. Различия в местах поклонения и религиозных обрядах провели явное разделение между этими двумя родственными народами.

Но Иисус возвещает ей о наступлении нового времени:

Христос и Самарянка (греческая икона)

Поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев. Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе.

— Ин. 4:21-23

Женщина говорит, что ей известно что должен прийти «Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все

» и Иисус в ответ говорит — «Это Я, Который говорю с тобою ».

Клин православный

епископ Балашихинский Николай

Евангельские чтения периода Цветной Триоди с раннехристианских времен нашли отражение в иконографии – они встречаются и в росписи храмов, и в книжной миниатюре. В нашей заметке приводятся достаточно редко воспроизводимые памятники (фрески, мозаика, миниатюра) на тему Евангельского чтения Недели 5-й по Пасхе – о самаряныне (Ин. 4:5-42).

Рассказ апостола Иоанна Богослова о кажущейся поначалу случайной встрече Спасителя с женщиной – жительницей самарийского городка – начинается с точного указания места – близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу. Там был колодезь Иаковлев (Ин. 4:5-6).

Город Сихем (в евангельском тексте он называется Сихарь) некоторое время – после смерти Соломона и разделения царства Давидова на две части – считался столицей северного царства Израильского; через сорок лет столицу перенесли в Самарию; ко времени земной жизни Спасителя город пришел в упадок.

Ныне на этом месте находится Наблус (территория Палестинской автономии), а на горе Гаризим (это о ней говорила самарянка в Ин. 4:21) до сих пор компактно проживают остатки некогда многочисленного народа.

Сихем был также важным религиозным центром. Поблизости Авраам построил первый жертвенник, когда пришел в Ханаан: Прошел Аврам до места Сихема, до дубравы Море. В этой земле тогда [жили] Хананеи. И явился Господь Авраму и сказал: потомству твоему отдам Я землю сию. И создал [он] там жертвенник Господу (Быт. 12:6-7).

После Вавилонского пленения Самария была заселена народом, ведущим свою историю от библейских праотцев и сохранявшим Закон Моисеев, но в значительной степени находившимся под влиянием языческих обычаев. Иудеи самарян презирали и старались с ними не общаться; неприязнь эта была взаимной.

Именно поэтому с таким удивлением отвечала самарянка на просьбу утомленного долгим путем Христа: Как ты, Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются (Ин. 4:9). Именно этот момент запечатлен в самом древнем дошедшем до нас памятнике – фрагменте росписи христианской церкви, т. н.

«домовой», в древнем городе Дура-Европос, расположенном на востоке современной Сирии. Роспись датируется 232 г. и хранится в Художественном музее Йельского университета. Женщина наклонилась, чтобы зачерпнуть воды из колодца и, услышав вопрос Христа, изумленно оглядывается. Детали изображения сохранились плохо.

Роспись христианской «домовой церкви» в Дура-Европос. Вторая треть III в

Отметим, что в прошлом году профессор Фордемского университета (США) Майкл Пеппард высказал мнение, что эта фреска может быть древнейшим изображением Богородицы: в композиции, где фигура Спасителя якобы утрачена, Ему просто негде было бы поместиться и что на самом деле перед нами сцена Благовещения. С последним вряд ли можно согласиться, т.к. для Архангела Гавриила места там также недостаточно.

  Что означает найти икону на улице, какие приметы

Другое интересное изображение беседы Христа с самарянкой находится в северном нефе базилики Сант-Аполлинаре-Нуово в Равенне – это прекрасно сохранившаяся византийская мозаика VI в.

Утомленный Христос сидит на камне напротив колодца; самарянка набирает воду – достает с помощью ворота из колодца большое ведро; услышав слова Спасителя, она удивленно взглянула на Него; руки ее вздрогнули, и из ведра через край пролилась вода.

Мозаика VI в. Базилика Сант-Аполлинаре-Нуово, Равенна, Италия

Примерно так же композиционно решена и миниатюра Псалтири IX в. из монастыря Пантократор на Афоне. Интересная деталь: самарянка на афонской миниатюре пришла к колодцу с большой амфорой.

А на миниатюре из византийского Лекционария XI в. самарянка набирает воду прямо в амфору, к ручкам которой привязана веревка. Здесь изображение Христа (это инициал «Т») отделено от фигуры самарянки текстом. Рукопись находится в собрании музея Думбартон-Окс (Вашингтон).

Инициал из Лекционария. Византия, XI в. Вашингтон. Коллекция Думбартон-Окс

Миниатюра Феодоровской Псалтири (Константинополь, XI в.) из собрания Британской библиотеки в Лондоне столь же лаконична: самарянка достает воду из колодца небольшим ведром с помощью веревки, пропущенной через блок.

Миниатюра из Феодоровской Псалтири. Константинополь, XI в. Лондон. Британская библиотека

Миниатюра из Феодоровской Псалтири. Константинополь, XI в. Лондон. Британская библиотека

На афонской миниатюре (монастырь Дионисиат) из Евангелиария XI в. кувшин у самарянки небольшой; раструб колодца неширокий, и воду она достает с помощью длинной веревки; ворота у колодца нет.

В данной композиции иллюстрируется тот момент, когда пришли ученики Его, и удивились, что Он разговаривал с женщиною; однакож ни один не сказал: чего Ты требуешь? или: о чем говоришь с нею? (Ин. 4:27).

Из числа апостолов отметим Петра – он имеет вполне узнаваемую внешность и стоит за спиной Спасителя.

Миниатюра из Евангелиария XI в. Афон, Дионисиат

Фреска Псковского Спасо-Преображенского Мирожского монастыря (XII в.

) по составу изображенных лиц напоминает миниатюру из Дионисиата; здесь и Петр с его типичной внешностью, и недоуменно переглядывающиеся апостолы, и характерные жесты Спасителя и самарянки.

Читайте также:  Посвятить жизнь богу - богослов

Даже форма колодца в точности повторяет колодец из Дионисиата. Но одна деталь свидетельствует о том, что роспись делалась на русской земле: самарянка ходит по воду с широким ведром, а на Востоке в таких сосудах воду не носили.

Миниатюра из Четвероевангелия XIII в. из афонского Иверона с композицией, аналогичной предыдущим, дает пример типичного сосуда для переноски воды – это амфора. Новая деталь: за спиной у самарянки видны стены Сихема.

Миниатюра из Четвероевангелия XIII в. Афон, Иверон

Миниатюра из византийского Евангелиария XIII в., находящегося в музее Греческого института византийских и поствизантийских исследований в Венеции, построена по образцу инициала из Лекционария собрания Думбартон-Окс; она столь же лаконична и в деталях буквально копирует более древний прототип.

Армянская миниатюра из Евангелия, созданная в 1262 г.

мастером Торосом Рослином и находящаяся в Художественном музее Уолтере в Балтиморе, показывает кроме Спасителя и самарянки группу апостолов, вернувшихся из города с покупками: Петр на плече несет целый мешок снеди.

Самарянка беседует со Спасителем и продолжает при этом наполнять из небольшого кувшина объемистую амфору. На втором плане изображен город с высокой крепостной стеной.

  Читать молитву Адриану можно в различных жизненных ситуациях

Приведем пример творчества еще одного прославленного художника – Мануила Панселина. Это фреска XIV в. в церкви Успения Божией Матери в Протате на Афоне .

Мастерски проработанные детали, выразительная внешность Христа и Его собеседницы, мощная крепостная стена Сихема на заднем плане и, наконец, изящно написанный колодец в форме креста – видимое напоминание о том, что сказал самарянке Христос: Кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную (Ин. 4:14).

Фреска церкви Успения Божией Матери. Афон, Карея, Протат. XIV в.; мастер Мануил Панселин

Колодец в форме креста можно видеть и еще на одной фреске XIV в. – в Печской Патриархии в Косово. По сравнению с предыдущей композицией здесь добавлены апостолы.

Завершим наш обзор композициями из знаменитого Четвероевангелия болгарского царя Иоанна Александра, созданного в 1356 г. в Тырново; рукопись находится в Британской библиотеке в Лондоне.

Миниатюра изображает Встречу у колодца: Христос беседует с самарянкой, и в это время сзади подходят два апостола, которые в недоумении молча глядят друг на друга. С другой стороны композиции – символическое изображение Сихема. На следующей миниатюре изображен сюжет «Проповедь Христа самарянам».

Самарянка привела к колодцу жителей Сихема, которые, как это видно из их воздетых в молении рук, просят Спасителя прийти к ним в город: Когда пришли к Нему Самаряне, то просили Его побыть у них, и Он пробыл там два дня. И еще большее число уверовали по Его слову (Ин. 4:40).

В правой части миниатюры Христос направляется в город Сихем, И еще большее число уверовали по Его слову (Ин. 4:41).

Неделя о самаряныне приходится на дни попразднества Преполовения Пятидесятницы, и к воскресным песнопениям присоединяются песнопения этого праздника: жаждущую душу мою благочестия напой водами, просим мы Воскресшего Христа, Источника жизни нашей, как напоил Он этой водой бессмертия воспоминаемую в этот день самарянку.

Церковь призывает не забывать смиренную женщину, некогда пребывавшую в грехах, но по вере своей сподобившуюся улучить от Господа спасение: Верою пришедшая на кладезь самаряныня обильно была напоена премудрости водою – учением Христовым.

В иконографии праздника Недели о самаряныне усматривается глубокое осмысление встречи самарянки со Христом – души грешной, через смирение и покаяние познавшей Бога. Жизнь ее, по преданию Церкви, завершилась мученической кончиной. Вода Учения Христова стала для нее источником вечной жизни – своим мученическим подвигом она это засвидетельствовала.

Источник: www.mepar.ru

Список использованной литературы: Лазарев В.Н. История византийской живописи. Т. 1–2 . М., 1986. Попова О.С., Захарова А.В., Орецкая И.А. Византийская миниатюра второй половины Х – начала ХII века. М., 2012 . Сусленков В.Е. Дура-Европос.

Православная энциклопедия. Т. 16 . Mike Cummings. Yale Art Gallery painting might be oldest known image of the Virgin Mary. Yale News, February 12, 2020. The Treasures of the Mount Athos: Illuminated Manuscripts / Pelekanidis S .M .Athens, 1973–1979. V. 1–3.

В Неделю 5-ю по Пасхе, о самарянке Митрополит Иоанн (Венланд) Что означают слова тропаря праздника Преполовения Пятидесятницы: «Жаждущую душу мою благочестия напой водами»? О какой воде здесь говорится? И какую воду обещал дать самарянке Христос?

Источник воды, текущей в жизнь вечную Протоиерей Борис Балашов Для обычной воды совершенно невозможно, чтобы сама она могла сделаться источником воды. Обычная вода, вытекшая из родника, попадает в ручей, ручей — в реку, а река впадает в озеро, море или океан.

Но какая же вода может впадать в такой океан, который есть Жизнь Вечная? Вдумываясь в слова Спасителя, сказанные самарянке, мы начинаем понимать, что речь идет об утолении духовной жажды, причем навсегда.

Под живой водой толкователи Святого Евангелия понимают благодать Святого Духа или Евангельское учение Господа нашего Иисуса Христа

Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт «КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ». Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.

Традиция Восточной церкви[ | ]

В православной традиции женщина, которую Иисус встретил у колодца, носила имя Фотина (Светлана). Она стала христианкой и приняла мученическую смерть в Риме в 66 году. Вместе с ней пострадали её сыновья Иосия и Виктор, а также сёстры Анастасия, Параскева, Кириакия, Фото и Фотида. Одним из эпизодов её мучений было, что с неё содрали кожу и бросили в колодец.[1]

Её память совершается в греческой Православной церкви в 5-ю Неделю по Пасхе (Неделя о самаряныне) и 26 февраля (григорианский календарь)[2]; в Русской — 20 марта (2 апреля)[3].

В византийском обряде воспоминанию истории встречи Христа и самарянки посвящена пятая пасхальная неделя (воскресенье), в амвросианском — первое воскресенье Великого поста.

Неделя о самаряныне. Тропарь, кондак и канон

  1. Тропарь:
  2. Свётлую воскrніz пр0повэдь, t ѓнGла ўвёдэвше гDни ўчн7цы, и3 прaдэднее њсуждeніе tвeрг8шіи, ґпcтлwмъ хвaлzщесz гlаху, и3спровeржесz смeрть, востA хrт0съ бGъ, дaруzи ми1рови вeлію млcть.
  3. Кондак:

Вёрою пришeдши на и3ст0чникъ самарzнhни ви1дэ премu1дрости в0ду тебE хrтE, напи1вшисz њби1лнw. и3 цRьствіz вhшнzгw наслёдовавши вёчнw, приснослaвнаz.

Библиотека Русской веры Канон в неделю о самаряныне →

Читать онлайн

Изобразительное искусство[ | ]

Мученица Фотина Самарянка. Фрагмент иконы XIX века Сюжет беседы Христа с самарянкой является одним из самых распространенных изображений раннехристианского искусства.

[4] При его изображении буквально следуют евангельскому тексту, помещая у колодца фигуру женщины, достающей из него сосуд с водой, а с другой стороны колодца Иисуса Христа, беседующего с женщиной. К примерам наиболее ранних изображений этого сюжета относятся: фреска церковного дома в Дура-Европос (ок.

250 года, сохранилась только фигура самарянки), фрески катакомб Претекстата на Виа Латина (IV век), рельеф на пластине из слоновой кости на кафедре Максимиана (VI век).

С VI века происходит изменение в изображении композиции — Иисуса Христа начинают изображать сидящим возле колодца (например, мозаика равеннской церкви Сант-Аполлинаре Нуово, VI век). К XII—XIV векам в иконописи в сцене беседы Христа с самарянкой приобретает акцент на её учительном значении (например роспись новгородской церкви Феодора Стратилата на Ручью, 1380-е годы).

  Икона «Святая Иулия (Юлия) Анкирская (Коринфская)» на заказ

Ерминия Дионисия Фурноаграфиота (1730-е) даёт следующее указание по изображению данного сюжета[5]:

Христос сидит на камне. Позади Его стоят удивленные апостолы. Пред ними виден кладезь. У устья его стоит женщина. В левой руке она держит бадью, а правую простерла ко Христу, поставив пред собою водонос. Христос благословляет её.

Беседа Христа и самарянки. Картины

К сюжету беседы Христа и самарянки обращались многие живописцы, в частности, Пьетро Перуджино (1446-1524 гг.), Артсен, Питер (1505/06 – 1578 гг.), Рембрандт Харменс ван Рейн (1606-1669 гг.), Генрих Семирадский (1843-1902 гг.) и другие.

Христос и самарянка. Пьетро Перуджино, 1506-1507 гг. Институт искусств (Чикаго)

Христос и самарянка. Артсен, Питер. Ок. 1543–1545 гг. ГМИИ

Христос и самарянка. Рембрандт Харменс ван Рейн. 1659 г. Эрмитаж

Христос и самарянка. Генрих Семирадский. 1890 год. Львовская государственная картинная галерея

( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )Христос и самарянка - Богослов

Христос и самарянка

Пятое по счёту Воскресенье после Пасхи посвящено событию, на некоторые важные нюансы которого мы довольно мало обращаем внимание – беседе Христа и самарянки. Беседе, которая может нас научить очень многому.

Эта необыкновенная история приводится в четвёртой главе Евангелия от Иоанна.

Спаситель, отпустив учеников для приобретения пищи, у древнего колодца, вырытого ещё патриархом Иаковом, во время самого полуденного зноя встретился с самарянкой и попросил у неё пить.

Этим он вызвал её удивление, ведь, согласно традиции, иудеи не общались с самарянами – народом довольно близким по родству и религиозным убеждениям.

Здесь стоит обратить внимание на следующие моменты. Во-первых, важно то, что эта женщина пришла набрать воды в период, когда солнце припекает особенно сильно. Возможно, это говорит о том, что она была изгоем общества, ведь обычные люди, не страшащиеся встречи с соплеменниками, такую работу делали во время утренней или вечерней прохлады.

Жизнь её, как это видно из дальнейшего повествования, была довольно беспорядочна и этим наверняка вызывала неприязнь и порицание со стороны окружающих.

Во-вторых, заметим, что Господь начинает разговор с самарянкой, явно нарушая пусть и не Ветхозаветный Закон, но общепринятую традицию, дабы пожертвовав второстепенным (человеческой традицией), соблюсти главное – любовь к ближнему. В-третьих, Господь, спросив у самарянки пить, учит нас не пренебрегать приёмами риторики и педагогики, дабы затеять душеполезный разговор.

Далее между собеседниками затевается богословская беседа, которая обнаруживает, что душа этой в общем-то неправедной женщины жива – ведь её явно интересуют вопросы истины и спасения.

И вот, в определённый момент этого диалога Спаситель говорит ей о том, что он может дать воду, испив которую человек не возжаждет во век: «…а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин. 4:14).

Что же это за вода, которую Христос обещает дать самарянке и всем верующим в него? Согласно святоотеческому истолкованию – это благодать Божия, оживотворяющая и дающая нетленную радость тем, кто способен её воспринять. Испив этой «воды», святые и сами делаются её источниками, способными напоить многих страждущих.

Когда же удивлённая женщина просит у Спасителя этой воды, он просит её пойти и позвать её мужа: «Иисус говорит ей: пойди, позови мужа твоего и приди сюда. Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа. Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала».

Удивительный урок преподаёт нам Господь!

Читайте также:  Собор василия блаженного в москве на красной площади - богослов

Зная, что самарянка ведёт неправедный образ жизни, Он обращается к ней как к заведомо благочестивой и тем самым вызывает её покаяние. Сколь успешна была бы и наша проповедь, если бы мы усвоили этот добрый навык общения с людьми, живущими вне церковной ограды!

Далее происходит кульминация беседы: женщина, считая Господа пророком, задаёт ему главный вопрос про Мессию и получает уверение в том, что она сейчас и разговаривает с тем самым обетованным Мессией.

Самарянка, оставив сосуд для воды (позабыв про столь важное мирское попечение) «…пошла в город, и говорит людям: пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос?» (Ин. 4: 28-29).

И тут совершается ещё большее чудо: видя эту женщину с запятнанной, по меркам патриархального общества, репутацией и слушая её слова, многие жители обращаются ко Христу и «потому, когда пришли к Нему Самаряне, то просили Его побыть у них; и Он пробыл там два дня. И еще большее число уверовали по Его слову. А женщине той говорили: уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос» (Ин. 4:40-42).

Это тоже удивительный пример. Люди, населявшие данную местность, могли бы отмахнуться от своей односельчанки, зная, что она не беспорочна, но они не сделали этого и, потрудившись, обрели спасение.

Священник Димитрий Фетисов, газета «Логосъ»

Господь ищет и милует каждого грешника

Беседа Христа с самарянкой. Монастырь Карея, Афон, XIII в.

Иисус пробыл со Своими учениками в Иудее еще некоторое время. Многие тогда хотели послушать Его проповедь и стать Его учениками.

Но когда Иисус узнал, что это начинает вызывать волнение у иудейских фарисеев, Он решил оставить Иудею и вернуться в Галилею, где прошли Его детство и юность.

Прямой путь из Иудеи в Галилею лежал через Самарию — область, которую населяли потомки смешанных браков между израильтянами и язычниками. Самаряне признавали Пятикнижие Моисея как Священное Писание, но в их религии были и элементы язычества.

Главным предметом спора между самарянами и иудеями был вопрос о том, где поклоняться Богу: иудеи со времен Давида приносили жертвы в Иерусалиме, а самаряне поставили жертвенник на горе Гаризим. Между самарянами и иудеями существовала вражда, так что само слово самарянин считалось у иудеев бранным и презрительным.

В полдень Господь и ученики остановились у колодца близ самарянского селения Сихарь. Зной мешал продолжать путь, и ученики, оставив Учителя у колодца, пошли в селение купить еды. В это время к колодцу пришла самарянка. Иисус обратился к ней: «Дай мне пить».

Видя по одежде и речи, что перед ней иудей, она удивилась: «Как же ты, будучи иудей, просишь пить у меня, самарянки?» Иисус сказал ей в ответ: «Если бы ты знала дар Божий и Кто говорит с тобой, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую».

Женщина не поняла духовного смысла слов Иисуса и возразила: «Тебе и почерпнуть-то нечем, а колодец глубок.

Откуда же у Тебя живая вода?» Иисус сказал ей в ответ: «Всякий, кто пьет эту воду, захочет пить снова, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек, эта вода сделается для него источником, текущим в вечную жизнь».

Иисус говорил о даре Святого Духа, но женщина Его вновь не поняла: «Тогда дай же мне такой воды, чтобы я больше не хотела пить и мне не нужно было приходить сюда за водой». Иисус сказал ей: «Пойди, позови мужа твоего», на что самарянка ответила, что у нее нет мужа.

Господу не было нужды знать о человеке по рассказам, Он видел насквозь каждого человека и поэтому сказал: «Ты права, сказав, что у тебя нет мужа. Ведь у тебя было пять мужей, и тот, с кем ты сейчас живешь, не муж тебе». Женщина удивилась Ему: «Господин! Я вижу, что Ты пророк. Тогда скажи, где должно поклоняться Богу — на горе Гаризим, как говорят наши отцы, или в Иерусалимском храме, как учат иудеи?» Иисус ответил ей: «Поверь Мне, настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Богу в духе и истине везде, где бы они ни находились».

Фреска Живоносный Источник

В Пятикнижии Моисей говорил о Христе как о великом пророке и наставнике народа, поэтому самарянка спросила Иисуса: «Я знаю, что должен прийти Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все».

И тут Иисус открыл ей великую тайну: «Это Я, Который говорю с тобою». В это время вернулись ученики Его с пищей, а женщина, бросив водонос, побежала в селение, чтобы рассказать всем людям о своей удивительной встрече.

Между тем ученики предложили Господу еду, на что Он сказал им: «Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его. Возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве».

Господь пробыл в этом самарянском селении два дня, и за это время многие самаряне из Сихаря с охотой слушали Его и уверовали в Него. После этого Иисус и ученики продолжили свой путь в Галилею.

  Икона «Борис и Глеб на конях» — Псковская иконописная школа

Придя в город Кану, где Он некогда претворил воду в вино, Иисус совершил Свое второе чудо в Галилее.

К нему обратился придворный, у которого в Капернауме лежал при смерти больной сын. Услышав о том, что Иисус совершал в Иудее, он просил Его прийти и исцелить мальчика. «Иди, сын твой здоров», — сказал Иисус.

Поверив этому, придворный поспешил домой и узнал, что болезнь оставила ребенка именно в тот момент, когда он говорил с Иисусом.

Беседа Иисуса Христа с самарянкой

Приклоните ухо ваше и придите ко Мне; послушайте, и жива будет душа ваша… Книга пророка Исаии

Христос со Своими учениками возвращался из Иудеи в Галилею. Самый короткий путь лежал через Самарию. Но этой дорогой иудеи пользовались редко. Между ними и жителями Самарии уже несколько столетий существовала непримиримая вражда. Самаряне были потомками язычников, которые заселили эту землю после Вавилонского пленения народа израильского.

Со временем они усвоили себе Закон Моисеев и строго соблюдали его. Однако между иудеями и самарянами всегда велись ожесточённые споры о том, кто из них лучше понимает истинное существо религии. Самаряне построили себе храм на горе Гаризин. По их преданию, именно на этой горе остановился Ноев ковчег и приносили жертвы Богу патриархи Авраам, Исаак и Иаков.

Самаряне верили, что на вершине горы впервые должен появиться Мессия — Христос. Поэтому во время молитвы каждый самарянин обращался к горе Гаризин. Отправившись в путь через Самарию, Спаситель остановился у города Сихарь (по древнему названию — Сихем). Он направился к знаменитому колодцу Иакова у восточной подошвы горы Гаризин.

Этот колодец некогда выкопал великий в очах Божиих патриарх Иаков. Глубиной колодец был более пятнадцати саженей и питался подземными источниками, поэтому в нём всегда можно было найти воду. Утомлённый продолжительным путешествием по сильной жаре, Иисус сел у колодца отдохнуть. Время было полуденное, и ученики Его пошли в город купить пищи.

В это время к колодцу пришла женщина самарянка. Она принесла с собой кувшин с длинной верёвкой, намереваясь достать из колодца воды. Обычно женщины этого города ходили за водой вечером. Но самарянка пользовалась недоброй славой среди горожанок, поэтому, чтобы избежать встречи с ними, она пришла за водой в полдень.

Лишь только женщина зачерпнула воды из колодца, Иисус обратился к ней с просьбой дать Ему пить. По речи и одежде женщина сразу определила, что сидящий перед ней незнакомец — иудей, и удивилась: «Как Ты, будучи иудей, просишь пить у меня, самарянки? Ибо иудеи с самарянами не сообщаются».

Видя простодушие женщины, Спаситель обратил её мысль от простой воды, утоляющей телесную жажду, к живой воде благодати Святого Духа: «Если бы ты знала дар Божий, — сказал Он ей, — и Кто говорит тебе: дай Мне пить; то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую».

Но самарянка не поняла слов Спасителя и подумала, что Он говорит про обыкновенную ключевую воду, которая у жителей города называлась живой водой.

Женщина с удивлением спросила Христа: «Господин! Тебе и почерпнуть нечем, а колодец глубок; откуда же у Тебя вода живая? Ужели Ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодец, и сам из него пил, и дети его, и скот его?» Иисус сказал ей в ответ: «Всякий, кто пьёт эту воду, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам, тот не будет жаждать вовек.

Потому что вода, которую Я дам, сделается в нём источником воды, текущей в жизнь вечную». Желая разъяснить истинный смысл Своих слов, Господь велел женщине позвать её мужа. Самарянка смутилась и ответила, что у неё нет мужа. На это Христос заметил: «Правду ты сказала, что у тебя нет мужа.

Потому что у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала». Женщина, поняла теперь, что говорит не с обыкновенным человеком. «Господи, вижу, что ты пророк», — сказала она. И сразу же обратилась к Спасителю за разрешением давнего спора между самарянами и иудеями: чья вера правильней и чья служба угодней Богу.

«Отцы наши поклонялись на этой горе, — женщина указала на развалины разрушенного самарянского храма на горе Гаризин, — а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме». Спаситель разрешил её недоумение. В споре с самарянами у иудеев было больше правды, так как они сохранили истинную веру и правильное богослужение.

Но наступит время, когда иудейство перестанет быть единой истинной религией, и тогда «истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине». Ибо угодно Богу, когда люди поклоняются не одним только телом, наружными знаками и словами, а всем своим существом, всей душой истинно веруют в Бога, почитают Его своими добрыми делами и милосердием к ближним.

Читайте также:  Обрезание господне - богослов

Принимая Христа за пророка и осторожно относясь к Его новому учению, самарянка сказала: «Знаю, что придёт Мессия, то есть Христос; когда Он придёт, то возвестит нам всё». Женщина была одной из тех, кто ждал Мессию и Его спасения всей душой. Тогда Иисус Христос открылся ей: «Мессия — это Я, Который говорю с тобою». В это время вернулись из города ученики Спасителя. Они удивились тому, что их Учитель беседует с женщиной-самарянкой. Однако ни один из них не осмеливался спросить Христа, о чём Он говорил с ней. Слова Спасителя о поклонении Богу в Духе и Истине стали великим Божественным откровением, обращённым к человечеству на все времена. Ныне все возлюбившие Христа и исполняющие Его заповеди слышат Его Божественные слова: «Я есть Путь, и Истина, и Жизнь».

А нам бог открыл это духом своим; ибо дух все проницает, и глубины божии. первое послание к коринфянам святого апостола павла

Свет невечерний. Беседа Иисуса Христа с самарянкой

Проповедь архимандрита Саввы (Мажуко), насельника Свято-Никольского монастыря города Гомеля.

Можем ли мы представить себе христианина без Евангелия, без того, чтобы он не слушал и не читал священный текст? Когда я размышляю над страницами Евангелия (а мы ведь должны читать Священное Писание), когда я представляю себе других людей, читающих священный текст, меня невольно пронизывает какой-то необъяснимый трепет от того, что события, которые описывают Евангелия, происходили с живыми, конкретными людьми. Это были исторические личности. Мы даже не сомневаемся в их существовании. Апостол Петр и апостол Иоанн Богослов, Мария Магдалина – это люди, которые разговаривали с Господом! Апостол Павел, которого Господь назвал по имени, которому явился на пути в Дамаск, был ослеплен светом сияния Его Славы, и Господь разговаривал с ним! Каково это – пережить общение с Богом напрямую и остаться живым после этого, ведь Христос – это наш Бог, Автор этого мира, наш Творец; из Его рук вышли наши жизни, жизни наших близких, да и жизнь всего мира!

И вот мы с вами читаем такой банальный эпизод: сидит Христос у колодца и разговаривает с женщиной. Просто утомившийся Путник, Который в полдень сидит в тени колодца и видит женщину, идущую с ведром набрать воды.

Евангелист Иоанн Богослов описывает эту историю простыми, краткими словами; очень подробно он передает лишь содержание беседы Христа с самарянкой.

Это было настолько необычно для иудейского мира того времени, настолько странной и богословски содержательной была эта беседа, что в тексте Иоанна Богослова мы чувствуем постоянное изумление, которое автор не может скрыть.

Вот Христос сидит у колодца, ученики Его ушли в город. К Нему подходит женщина, и Христос обращается к ней: «Дай Мне воды пить».

Женщина с изумлением спрашивает: «Как Ты, будучи иудей, просишь меня, женщину самарянку?» Мы с вами думаем: «Ну что ж в этом такого особенного – Христос заговорил с женщиной?» Но, друзья мои, мы упускаем из вида естественный, античный расизм, который был свойственен каждому народу того времени.

Нам это непонятно: мы говорим, что все люди равны, вне зависимости от цвета кожи, пола, социального происхождения, образования, политических пристрастий, культурных вкусов.

Мы с вами воспитаны уже в христианской цивилизации, и терпимость и приветливость стали настолько естественными для нас, что мы не можем себе представить, что может быть как-то иначе.

А между тем еще Сократ, великий мудрец, который стоит у истоков нашей западноевропейской философии, говорил: «Я благодарю Бога за три вещи: за то, что я мужчина, а не женщина; свободный, а не раб; эллин, а не варвар». Для каждого дохристианского народа был характерен этот расизм; все по большому счету были фашистами и шовинистами.

Для иудеев общение с самарянами, людьми другой крови и какой-то странной синкретической, смешанной религии, было позором – они просто не разговаривали с ними. Тем более прикасаться, пить из одного сосуда! Вспомните толстовских казаков-старообрядцев (беспоповцев): чтобы напоить кружкой воды, например, русского офицера, они держали в доме специальную посуду, потому что нельзя было пить из одной посуды воду, принимать пищу, даже водку пить из тех же рюмок, из которых пили нечестивые русские никониане. Если такая посуда использовалась, это считалось осквернением, поэтому ее тут же выбрасывали.

Так вот, Христос совершает революцию на глазах у людей, которые были свидетелями этой беседы. Иоанн Богослов восхищается этим, он передает эту историю с восторгом и изумлением.

Христос беседует не просто с самарянкой (с кем иудею беседовать нельзя), он беседует еще и с женщиной, а это уж совсем никуда не годится! Как это Учитель разговаривает с женщиной? Женщина не способна и не должна учиться, она не может постигать богословские истины! Она едва ли способна даже к дружбе, этой высочайшей добродетели (так считали в то время, в том числе древнегреческие философы). Но и этого мало! Из разговора мы узнаем, что женщина, с которой говорит Христос, не просто самарянка, не просто женщина, а еще и нечестивая женщина. Даже по нашим меркам она хватила через край. Христос говорит ей: «Пойди, приведи своего мужа». Она ему отвечает: «Нет у меня мужа». И Господь говорит: «Правильно ты сказала, потому что ты имела пять мужей и тот, который теперь с тобой, не муж тебе». Даже для нашего времени шесть замужеств – это уж слишком, а для того времени это было признаком какого-то дикого нечестия: таких людей сторонились даже ближайшие родственники. И кстати, это объясняет, почему эта женщина пришла к колодцу в самое пекло, когда никто за водой не идет: она была одинокой; скорее всего, ее презирали и подруги, и близкие, и сограждане. А вот Христос не презирал! Именно этой женщине, недостойной вкупе, Господь открывает истину о Себе. Он говорит о том, что Бог есть Дух, а это откровение чрезвычайно высокое. Он говорит о том, что Христос, Мессия, Который должен прийти и спасти этот мир, есть Он – Тот, Который сидит рядом с нею у колодца, беседует с ней!

Кроме того, обратите внимание на момент, который меня просто восхищает в этой истории. С чего начинается разговор? Христос – Бог, Творец этого мира – просит женщину – блудницу, самарянку, то есть наполовину язычницу – дать Ему воды попить.

Просит! Он не обращается к ней: «Эй, грешница, иди сюда!» Или: «Женщина, подойди поближе!» Или: «Эй, ты, самарянка-еретица, слушай, что Я тебе скажу!» Нет! Вся беседа пронизана какой-то благоговейной нежностью по отношению к собеседнице. Христос ведь не всем открывался так ясно, так отчетливо, как в беседе с этой женщиной.

Он ее ни разу не укорил, не проклял, не позволил Себе порицание ее образа жизни, ничего этого нет! Он начинает разговор с просьбы.

Разве это не урок для нас, христиан? Так мы должны разговаривать с людьми: к каждому относиться с благоговейной нежностью, как Христос в беседе с самарянкой. Это для нас урок. Среди всех истин, которые содержатся в этой удивительной беседе, над которыми можно долго размышлять, предаваться настоящим богословским медитациям, это самый простой урок, который по силам понести каждому из нас.

Расшифровка: Наталья Коваль

Христос и самарянка

У колодца не было ни души, потому что женщины ходили за водой или рано утром, или поздно вечером, когда было прохладно. Но вдруг появилась какая-то самарянка, она шла за водой к колодцу.

Иисус Христос попросил у нее:

Самарянка была очень удивлена, что с ней заговорил иудей и еще больше удивлена тем, что Он попросил у нее воды. Она сказала:

– Как ты, иудей, просишь пить у меня, самарянки? Ведь иудеи с самарянами не общаются.

– Если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: «Дай Мне пить», то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую.

Спаситель говорил о Духе, которым, словно потоками вод, Бог во Христе хочет обновить всех людей, но самарянка подумала, что он говорит об обычной проточной воде источника (ее, в отличие от стоячей воды, в древности называли «живой»). Она решила подшутить над Ним и сказала:

– У тебя и черпака-то нет, чтобы достать воды из колодца и напиться. Откуда же у тебя живая вода? Ты разве больше, чем наш праотец Иаков, благодаря которому этот колодец появился?

– Всякий, пьющий воду эту, будет жаждать снова, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную.

Женщина-самарянка была потрясена до глубины души словами Иисуса Христа и сказала:

– Господи, вижу, что Ты пророк. Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме.

– Поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине.

Тогда женщина сказала Ему:

– Знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам всё.

Тогда женщина оставила свой кувшин и пошла в город. Она говорила всем людям:

– Пойдите, посмотрите на этого Человека! Не Он ли Христос?

Своим ученикам Иисус Христос сказал о людях, которые были готовы услышать Его весть:

– Возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве. Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут, ибо в этом случае справедливо изречение «Один сеет, а другой жнет». Я послал вас жать то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в труд их.

Тем временем все горожане пошли к Иисусу и многие уверовали в Него по слову этой женщины-самарянки. Они просили Его побыть у них. Иисус Христос пробыл там два дня, уча их о Царствии Божием. И все люди говорили женщине, с которой разговаривал до этого у колодца Иисус:

– Мы уже не по твоим речам веруем! Мы теперь сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *