Исцеление скорченной женщины — богослов

Исцеление скорченной женщины - Богослов

… Событие, сегодня поведанное Евангелием, ужасно. Господь, по произнесении поучения народу, запечатлел поучение исцелением женщины, томившейся под бременем тяжкого и долговременного недуга. Непонявшие слова могли понять чудо; неузнавшие Бога от Его словес живота вечнаго, как узнал святой Пётр, могли узнать, по крайней мере, богоугодного человека по совершившемуся знамению, как узнал Никодим или как узнал исцеленный слепец. Зрелище было самое жалостное, назидательное, поразительное. Падший ангел, которому человечество подчинилось и приобщилось падением, связал некоторую женщину странным, утомительным в высшей степени недугом. Женщина скорчилась, и в таком согбенном положении пребыла восемнадцать лет, не имея возможности выпрямить членов, дать им какой-либо отдых от принужденного, неестественного положения. Господь сказал этой женщине: жено, отпущена еси от недуга твоего. И возложи на ню руце, и простреся и славляше Бога (Лк. 13:12-13).

В то время как женщина, так легко стряхнувшая с себя тяготевшее на ней бремя, в восторге прославляла Бога; в то время, как собрание народа предавалось ощущениям справедливой радости при очевидном действии Божественной благодати, ясно открывшейся избавлением страдалицы от угнетавшего и истомившего ее бедствия; в это время старейшина сонмища пришел в негодование.

Он не видит чуда! он не видит исцеления! он не видит Искупителя и Спасителя человеков! он не видит действующего Святого Духа! он даже не видит богоугодного человека: мысленное око его извращено какой-то непонятною и непостижимою адскою силою! Он увидел в действии Бога преступление Божия Закона.

Придирчиво он нашел труд и работу в беструдном исцелении болящей и направил в самообольщении своем против этого исцеления заповедь Божию, повелевавшую заниматься трудами и работами в шесть дней недели, воспрещавшую занятие ими в день субботный.

Сущность дела состояла в том, что старейшина собора был фарисей, по крайней мере, по душевному своему настроению, и, увидев, по его мнению, человека, служителя Божия, подкрепляющего свое сильное слово чудом, воспалился завистию. Причиною зависти были гордость и тщеславие: старейшина хотел первенствовать во мнении народном своею земною правдою.

Первенство это беструдно получает явившаяся Небесная Правда; старейшина, чтоб сохранить свое неправильное первенство, восстает против Небесной Правды, старается унизить, оклеветать ее; чтоб прикрыть гнусность своего поведения личиною справедливости, представляется ревнителем закона.

Сердцеведец Господь обличил фарисея. Он назвал поведение его лицемерством. Лицемерство, стараясь удовлетворить своим страстям, всецело работая греху, желает сохранить пред очами людей личину добродетели. В числе наших страстей весьма значительное место занимает тщеславие, ищущее насладиться похвалою человеческою.

Оно не заботится, справедлива ли, или несправедлива эта похвала, правильны ли, или неправильны пути к получению ее: получение похвалы, каким бы то ни было средством — вот вся цель тщеславного лицемера. Бог забыт им: лицемер не способен ни к вере, ни к Богопознанию.

Како вы можете веровати, говорил Господь иудеям, которых значительная и главнейшая часть заражена была фарисейством, славу друг от друга приемлюще, и славы, яже от единаго Бога, не ищете? (Ин. 5:44).

Доказал опытом неспособность лицемера к вере во Христа, к принятию Искупителя старшина сонмища иудейского, упоминаемый сегодня во Евангелии. Эта тщеславная душа, жаждавшая похвал и человеческого почитания, сознавшая себя достойной их, не могла стерпеть, что невольные похвалы и удивления человеков привлечены были совершившимся пред всеми чудом. Эта душа воскипела завистию.

Отвергнуть чуда было невозможно: она стремится унизить его, уничижить его, возведя на Божие чудо обвинение в нарушении Божия Закона. Лицемер с решительностию вступает в богоборство, с решительностию приступает к хуле на Святого Духа, и произносит ее. Если совершивший чудо был благодатный человек, то фарисей уничижил и похулил благодать Духа.

Если же совершивший чудо был Богочеловек, то фарисей вступает в явное противление Богу. Истинного чуда невозможно совершить человеку самим собою: оно совершается благоволением и действием всесвятого Бога, и потому быть противным воле Божией и Закону Божию никак не может.

Обвинение и уничижение Божия знамения фарисеем служит только обнаружением его умственного омрачения и сердечного ожесточения, произведенных греховною жизнию.

Дерзкий, страшный поступок фарисея, осмелившегося порицать действие Спасителя в самом присутствии Спасителя, заслуживает особенное внимание наше, должен быть оплакан горячими и неутешными слезами. Он должен быть оплакан такими слезами, потому что он возник из общего всем нам падения и отвержения нашего.

На него нам должно обратить особенное внимание, чтоб, взвесив всю тяжесть его и убоявшись его, как точно страшного и тягостнейшего, избежать его.

И ныне Христос действует! и ныне Дух Святой совершает спасительные знамения в христианских Таинствах! И ныне Бог имеет хулителей, противников, врагов Своих между человеками.

Всякий род греховной жизни заключает в себе сопротивление и противодействие Богу; всякий род греховной жизни есть нарушение Закона Божия, есть отриновение воли Божией. Всяк творяй грех, сказал Апостол, и беззаконие творит: и грех есть беззаконие (1 Ин. 3:4). Лицемерство есть тот род греховности, который особенно противодействует познанию Христа и христианству.

Начало обращения ко Христу заключается в познании своей греховности, своего падения: от такого взгляда на себя человек признает нужду в Искупителе и приступает ко Христу посредством смирения, веры и покаяния.

Но лицемер, недугуя не довольно приметными для человеков страстями, — тщеславием, гордынею, сребролюбием, завистию, лукавством, злобою, прикрывая их лицемерством и притворством, не способен, как не способен сатана, к признанию себя грешником.

И добродетели и страсти делаются от навыка как бы природными: так и лицемерство от навыка к нему делается как бы естественным качеством. Обладаемый им уже не видит в лицемерстве душепагубнейшего порока, — дела лицемерства совершает как бы дела правды. Душа лицемера поражена слепотою, почему и Господь назвал фарисеев безумными и слепыми (Мф. 23).

Лицемер есть тот злосчастный, по мнению своему, праведник, который отвергнут Богом: не приидох бо, сказал Спаситель, призвати праведники, но грешники на покаяние (Мф. 9:13).

Здесь праведниками названы фарисеи не потому, чтоб они были точно праведники, но потому, что сами признавали себя такими, с мелочною точностию исполняя обрядовые постановления Закона Божия и попирая его сущность, которая заключается в направлении ума, сердца, — всего существа человеческого по воле Божией.

Господь даровал человекам, для примирения их с Богом, добродетель — покаяние: как могли принять этот духовный дар те, которые были вполне довольны собою и ожидали в обещанном Мессии по преимуществу завоевателя, долженствовавшего обильными плотскими воздаяниями увенчать их плотскую, нелепую, исполненную гордыни и злобы праведность? В омрачении и ожесточении своем фарисеи даже хвалились неспособностию к познанию и принятию Искупителя: еда кто от князь верова в Он, или от фарисей, говорили они (Ин. 7:48). На эту неспособность их к истинному Богопознанию указал и Господь: аминь глаголю вам, сказал Он им, яко мытари и любодейцы варяют вы в Царствии Божии (Мф. 21:31). Явный грешник, грешник, впавший в смертные грехи, грешник, привлекший к себе презрение и омерзение человеков, способнее к покаянию того мнимого праведника, который по наружному поведению неукоризнен, но в тайне души своей удовлетворен собою. Фарисейство есть страшный недуг духа человеческого, подобный тому недугу, которым недугует падший ангел, которым этот ангел хранит для себя, как бы сокровище, падение свое. Внемлите себе, заповедал Господь ученикам Своим, от кваса фарисейска, еже есть лицемерие (Лк. 12:1). Лицемерие названо закваскою, потому что оно, вкравшись в душу, проникает во все мысли, во все чувствования, во все дела человека, делается его характером, как бы душою его.

Желающий предохранить себя от лицемерия должен, во-первых, по завещанию Господа, все добрые дела совершать втайне (Мф. 6); потом должен отречься от осуждения ближнего. Осуждение ближнего — признак лицемерства, по всесвятому указанию Евангелия (Мф. 7:5).

Чтоб не осуждать ближнего, должно отказаться от суждения о ближнем: потому-то в евангельской заповеди, воспрещающей осуждение ближнего, предварительно воспрещено суждение о нем. Не судите, и не судят вам: и не осуждайте, да не осуждени будете (Лк. 6:37).

Сперва человеки позволяют себе суждение о делах ближнего, а потом невольно впадают в осуждение. Не посеем семени — и не возрастут плевелы; воспретим себе ненужное суждение о ближних — и не будет осуждения. Спросят здесь: какая связь между осуждением ближнего и лицемерством? Эта связь очевидна.

Осуждающий и уничижающий ближнего невольно выставляет себя праведником, может быть, не произнося этого словом и даже не понимая этого. Мы все грешники: всякое выставление себя праведником, и прямое и косвенное, есть лицемерство.

Когда мы сходимся для дружеской беседы, часто, если не всегда, большая часть этой беседы заключается в пересудах о ближнем, в насмешках над ним, в оклеветании, уничижении, очернении его.

Льются острые слова рекой; смех и хохот раздаются, как знаки одобрения: в это несчастное время самозабвения и самообольщения души наши приобщаются свойствам демонским и напитываются ядом лицемерства.

Святое Евангелие и здесь преследует грех, ища нашего спасения: всяко слово праздное, угрожает Оно нам, еже аще рекут человецы, воздадят о нем слово в день судный: от словес бо своих оправдишися, и от словес своих осудишися (Мф. 12:36-37).

Будем, братия, вглядываться в начала грехов, будем охранять себя от начал греховных и избегнем греховного развития. Семена греховные, как, например, празднословие, по видимому ничтожны: неприметно засевается ими нива душевная. Но когда эти семена дадут ростки, в особенности, когда ростки усилятся и возмужают, тогда грех обымает всего человека, и уничтожение греха делается крайне затруднительным.

«Кто возбраняет устам своим пересуды, — сказал некоторый великий святой Отец, — тот хранит сердце свое от страстей. Кто хранит сердце свое от страстей, тот ежечасно зрит Господа. Кто зрение ума своего сосредоточивает внутри самого себя, тот зрит в себе духовную зарю»[1].

Что же мы увидим, братия, в нашей душевной клети, когда осветит ее Божественный свет? — Мы увидим бесчисленное множество наших согрешений. То падение нашего родоначальника, о котором поведает нам Священное Писание, мы увидим и осяжем в самих себе; мы увидим и осяжем в себе необходимость Искупителя.

Познав Искупителя в Господе нашем Иисусе Христе, мы исповедаем Его; познав и исповедав, мы узрим Его и поклонимся Ему тем поклонением, которое приличествует и подобает Богу, Творцу и Спасителю нашему. Аминь.

  • Святитель Игнатий Брянчанинов
    Из книги «Аскетическая проповедь»
  • Сайт «Ветрово»

Неделя 27-я по Пятидесятнице. Толкование Воскресного Евангелия. Исцеление женщины, 18 лет скорченной

Исцеление скорченной женщины - БогословЛк, 71 зач., 13, 10—17

В одной из синагог учил Иисус в субботу. Там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться. Иисус, увидев ее, подозвал и сказал ей: женщина! ты освобождаешься от недуга твоего.

И возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога.  При этом начальник синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, сказал народу: есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходите исцеляться, а не в день субботний.

Господь сказал ему в ответ: лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить? сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний? И когда говорил Он это, все противившиеся Ему стыдились; и весь народ радовался о всех славных делах Его.

Слово Божие напоминает нам о необходимости молитвы. Христос в день субботний по обычаю Своему вошел помолиться в синагогу. Хотя Он молится в пустыне, в уединенных местах, но вместе с верующими людьми Он приходит и в церковь.

Не потому что имеет в этом нужду, а чтобы показать нам, как мы должны поступать. Каждый воскресный и праздничный день мы должны обязательно быть в храме.

Эта заповедь — наряду с самыми главными древними, ставящими предел распада жизни человеческой, — такая же, как «не убивай», «не воруй», «не блуди».

Об этом сегодняшнее Евангелие. Господь исцеляет женщину от тяжкой болезни. Она была одержима духом немощи, была связана сатаною, согнута к земле в течение восемнадцати лет. Она с трудом передвигалась. И все-таки пришла в храм Божий. Как приходилось удивляться этому раньше, когда в храме были в основном бабушки.

Немощные, дряхлые, действительно еле ходят, но ни одной службы не пропускают! И утром, и вечером — потому что душа влечется туда, где Господь, где открывается истинная жизнь. И никакая немощь не является для них преградой.

Тем более должно быть стыдно нам, когда Бог не отнял еще у нас здоровье, грубо нарушать одну из основных Его заповедей — пропускать праздничные и воскресные богослужения.

Господь совершает чудо над этой женщиной ради ее верности заповеди Божией. Хотя она уже ни на что не надеется, она готова до смерти нести иго своей немощи. Но ей важно придти туда, где возвещается слово Господне, где дается самое главное для человека. В одно мгновение эта женщина исцеляется, выпрямляется и возносит хвалу Богу.

Читайте также:  Икона святой троицы, спасителя, божией матери, святых в храме - богослов

А состояние ее действительно было ужасное. Согнутая к земле, она ходила почти на четвереньках. Издалека можно было подумать, что это движется какое-то животное. Таково духовное состояние человека после его отпадения от Бога.

Не может он выпрямиться, поднять лицо к небу, увидеть лицо другого человека. Только то, что внизу, питает и вдохновляет его. Вся радость его в том, что дает земля. А то, что выше, жизнь вечная, небесная радость, — это недостижимо для него.

Как животное стал человек, согнут в три погибели, хотя физически иногда может поднимать голову свою очень высоко.

Святитель Николай (Велимирович), сербский святой, недавно прославленный Церковью, говорит, что, глядя на это чудо, мы можем понять нелепость учения материалистов, рассуждающих о том, что человек произошел от обезьяны: ходил тысячелетиями на четвереньках и потом постепенно выпрямился. В одно мгновение Господь выпрямляет человека, согнутого к земле. И в одно мгновение Он создает человека таким, каким он и должен быть, чтобы участвовать в жизни, созданной для него Господом.

Все видят, как эта женщина выпрямляется и возносит хвалу Господу. И мы видим кроме явления света явление мрака.

Как помрачается начальник синагоги, блюститель Божия Закона! Боясь обличить Самого Христа (потому что не находит он для этого внутренних сил), он обращается к народу: «Есть шесть дней, в которые можно исцелять, а седьмой — день покоя, день субботний; и никто не может нарушать его».

Смотрите, что происходит. Свет чуда ослепляет этого учителя веры, и он хочет закрыть его и от других людей. Кому не ясно, что здесь действует Сам Бог. Но начальник синагоги хочет превратить Божие чудо в обыкновенное, ничего не значащее событие. Внешнее соблюдение правил для него дороже всего на свете, и он готов запретить Самому Богу совершать в субботу дела милосердия.

Женщина уже не надеялась ни на что. Но Господь Сам ее позвал. И Сам, прежде чем она обратилась к Нему, совершил это чудо. Если не подойдет к нам Господь, мы погибнем в наших грехах. «Истинно говорю вам, — говорит Он Сам, — если вы не узнаете, что это Я — что Моя благодать, Моя сила, Моя любовь действует в этих знамениях и чудесах, — вы погибнете в грехах ваших».

Благочестие и любовь — это одно и то же явление. Смысл благочестия заключается в любви, в сострадании к другому человеку.

Господь говорит: если у кого из вас есть скот какой-нибудь, ослик или вол, неужели в день субботний вы не отвяжете его, чтобы отвести на водопой? Каждый человек это делает, дико было бы и жестоко по отношению к животному не напоить его.

Неужели эту дщерь Авраамову, которую связал сатана и мучает уже в течение восемнадцати лет, нельзя освободить от страдания! Не для того ли существует покой субботы? Тайна милосердия Божия, жизнь вечная — вот что такое этот «покой». И только через сострадание, через подлинное благочестие мы можем войти в него.

Господь обличает грех лицемерия. Из всех грехов это самый отвратительный. Мы помним, с каким гневом Господь многократно повторяет: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры». Он никому из простых людей не говорит этих слов: «горе вам» — только фарисеям.

Потому что «внешняя видимость при внутренней пустоте» явится «тайной беззакония» в Церкви. «Слушайте слово Господне, — предупреждает пророк Исаия. — Ваших собраний праздничных не могу терпеть — они беззаконие. Праздники ваши ненавидит душа Моя — они бремя для Меня, Мне тяжело нести их.

И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои. Ваши руки полны крови. Омойтесь, очиститесь, перестаньте делать зло, научитесь делать добро. Ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову» (Ис. 1, 14—18). И тогда явится милость Господня, и совершится чудо.

Бог есть огонь, говорит преподобный Серафим, не обряды, не пост и молитва, не добрые дела, а огонь, сокрытый в них. Не присутствие наше внешнее на празднике, а присутствие праздника в нас.

Тайна чуда заключается, говорит святой праведный Иоанн Кронштадтский, в нелицемерной искренней молитве. Когда его спрашивали: «За что Господь Вам дает такой удивительный дар?», он отвечал: «Это милость Божия.

Я же стараюсь только всегда искренне, от всего сердца молиться и не допускать ни капли фальши в отношениях с Богом и с людьми».

Где прямота этих отношений, там свет Христов, там раскрывается чудо любви Божией, там выпрямляются согнутые грехом к земле души.

Женщина, приняв дар исцеления, благодарит Господа. И весь народ изумляется тому, что Господь совершил. Человек, милостью Божией получивший исцеление, не может не благодарить Бога.

Это естественно для него. И это есть признак его исцеления, потому что никто не способен приносить хвалу Господу, пока не исцелится его больная душа.

Благодать Христова может выпрямить все, что грех искривил в нашей жизни.

Евангелие. Исцеление скорченной женщины (от Луки, гл. 13, ст. 10–17)

Ныне читано было евангельское повествование об исцелении Спасителем скорченной женщины, восемнадцать лет страдавшей этим недугом. Исцеление совершено словом и возложением на скорченную рук Иисуса Христа (Лк. 13, 10-17).

Читая это повествование об исцелении Спасителем сляченной, или скорченной, женщины, я припоминаю, братья мои, покаянную молитву Манассии, царя иудейского, в которой он, исповедуясь Богу в беззакониях своих, уподобляет эти беззакония узам железным, которые так сильно скорчили его, что он не может поднять вверх головы своей: Слячен есмь многими узами железными, во еже не возвести главы моея (2 Пар., молитва Манассии). И в самом деле, скорченная женщина, упоминаемая в ныне чтенном Евангелии, изображает все сляченное грехом человечество, означает нас с вами, братья мои. Спаситель, исцеливший женщину от скорченности, есть и наш Спаситель, разрешающий нас ежедневно от уз греховных. Ах, кто из нас не испытал, не испытывает ежедневно, что грехи наши и враг рода человеческого скорчивают души наши, если и не тела наши, не дают душе свободно взирать к горнему ее отечеству, но с силой клонят ее к земле, прилепляют и даже как бы пригвождают ее к земным благам и наслаждениям!

Итак, скорченная женщина, исцеленная Спасителем, означает душу нашу, скорченную грехом и диаволом.

И что было бы с нашей душой, если бы Иисус Христос не пришел на землю спасти род человеческий от насильства диавола и страстей; что было бы, если бы Он не спасал нас постоянно, разрешая узы греховные? Все мы были бы подобны этой скорченной женщине, слячены были бы многими узами железными и, подобно животным, пресмыкались бы по земле, смотрели бы только в землю и не воззрели бы к Отечеству Небесному и не имели бы горних, небесных помыслов, желаний и стремлений, а утопали бы лишь в земных, суетных заботах и делах.

Да что я говорю? Нет ли и теперь между христианами, духа Христова не имеющими, людей с помыслами и стремлениями, речами и делами только земными? Есть, да еще как много! Кто же это? Все бредящие и хлопочущие о земном счастии, о множестве денег, о модных одеждах, о великолепном убранстве временного жилища, о разнообразной и красивой посуде, о званых обедах, вечерах, пирах, о картежной игре, о танцах, о театре, о разных удовольствиях и суетном времяпрепровождении. Не видите ли, что все эти и подобные люди похожи на эту скорченную, о которой говорится в Евангелии, в том отношении, что они не взирают на небо, смотрят только в землю, подобно животным, как будто они не по образу Божию, как будто земля – их всегдашнее отечество, как будто они и не слышали о Небесном Отечестве, как будто не званы в него Евангелием, Церковью, Иисусом Христом и апостолами, как будто бы они для того и созданы, чтобы наряжаться, убивать время в суетных речах, в играх, в смехе или в снискании богатства?

Но эти скорченные скорчены по своей воле, по прихоти, по страсти – значит, сами виновны и неизвинительны в своей скорченности, а упоминаемая в Евангелии женщина скорчена была телесно, хотя, быть может, и за душевный грех – значит, заслуживала сожаления за свою немощь.

Эта не могла сама освободиться от скорченности, выпрямиться и смотреть прямо на небо, а наши скорченные или – лучше сказать – все мы сами можем по благодати Божией освободиться от кривизны страстей и похотей, стать прямо на стезю Христовых заповедей и зреть горé; оставить дольные, земные пристрастия и возлюбить всем сердцем Господа Бога, создавшего нас по образу Своему и по подобию, и ближнего, особенно душу его, якоже себе, и горний град Иерусалим.

Братья мои! Для чего Господь Бог создал нас со станом прямым, с головой, поднятой горé, а не наклоненными долу, к земле, как животные? Да взираем непрестанно на небо, как созданные для неба, да стремимся к небу. Естественное ли это положение тела человеческого, когда оно скорчено и наклонено к земле и не может стоять прямо? Нет, болезненное, неестественное. Поймите же, к чему это сказано.

Далее, в этом повествовании евангельском обращает на себя наше внимание лицемерие старейшины собора, негодовавшего на Господа за то, что Он в субботу исцелил скорченную женщину, как будто в субботу грешно делать добрые дела или дела житейской несудимости, не терпящие отлагательства, например – напоить лошадь, вола, осла и прочее. Лицемерный старейшина синагоги не считал грехом завидовать божественному Чудотворцу, чудесам Его и получившей благодеяние женщине, а делать добро в субботу считал грехом.

Так и ныне многие христиане считают грехом что-нибудь сделать в праздник, например, какую-нибудь нужную работу, а не считают грехом завидовать ближнему, враждовать, мстить или напиваться допьяна, петь непристойные песни, проводить время в рассеянности, в игре корыстной, в чтении пустых книг, в празднословии, смехотворстве, сквернословии! Или считают грехом съесть, даже по немощи телесной, в постный день что-либо скоромное и без зазрения совести презирают или осуждают ближнего, например, знакомых, обижают или обманывают, обвешивают, обмеривают, предаются плотской нечистоте.

О лицемерие, лицемерие! О непонимание духа Христа, духа веры христианской! Не внутренней ли чистоты, не кротости ли и смирения требует от нас прежде всего Господь Бог наш? Не внутренние ли скляницы и блюда надо очистить, чтобы внешнее было чисто? Не в помощь ли внутренней добродетели дается наружный пост? Зачем же мы извращаем божественный порядок? О, возненавидим лицемерие и очистим себе от всякия скверны плоти и духа, творяще святыню в страсе Божии (2 Кор. 7, 1). Аминь.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский

______________

Источник: Портал «Православие.ру». http://www.pravoslavie.ru/put/1546.htm

Версия для печати: Исцеление скорченной.doc

Исцеление скорченной женщины (Лука 13:10-17)

Исцеление скорченной женщины

(Лука 13:10-17).

Во время пребывания Своего в Галилее, Господь, уча в одной из синагог, совершил чудо исцеления женщины, которая 18 лет была скорчена и не могла выпрямиться. Начальник синагоги вознегодовал на то, что исцеление было совершено в субботу, когда, по закону, ничего нельзя было делать, и высказал это негодование вслух, обращаясь к народу.

Господь назвал его за это лицемером, как Он обыкновенно называл фарисеев, указав этим, что его негодование вызвано не мнимым нарушением субботнего покоя, а просто завистью к Господу-Исцелителю. При этом Господь пояснил, что в субботу не запрещается творить добрые дела, если допустимы даже необходимые дела житейские, как, напр., забота о домашнем скоте.

«Эту же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз этих в день субботний?», то есть именно в субботу уместно творить благодеяния людям, нуждающимся в помощи.

«Дочь Авраамову», то есть исцеленная была природная иудеянка, и начальник синагоги, на котором лежала обязанность заботиться о благосостоянии своих пасомых, должен был бы радоваться такому благодеянию Христа Спасителя, а он негодует.

«Связал сатана» — эти слова толкуются неодинаково: одни полагают, что болезнь этой женщины происходила от действия духа нечистого, которому Господь попустил скорчить эту женщину, как попустил, напр., наслать проказу на праведного Иова; другие полагают, что болезнь этой женщины была результатом ее порочной жизни. Св.

Григорий Двоеслов считает, что как неплодная смоковница, так и скорченная женщина, — суть два образа одной и той же испорченности человеческого рода.

Выслушав Господа, противившиеся Ему стыдились, так как, конечно, не могли не сознавать справедливости Его слов, а весь остальной народ, люди простые, радовался о всех славных делах, бывающих от Него.

Исцеление согбенной женщины. Неделя 27–я по Пятидесятнице
Женщина, которая в течение восемнадцати лет не могла распрямиться, была исцелена божественной силой Господа Спасителя. Этот случай, рассказанный евангелистом Лукой, напоминает нам о чудесном исцелении,

Неделя 24-я по Пятидесятнице. Исцеление кровоточивой женщины и воскрешение дочери Иаира

Неделя 24-я по Пятидесятнице. Исцеление кровоточивой женщины и воскрешение дочери Иаира
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.Сегодняшнее евангельское чтение нам повествует о двух чудесах Господних: об исцелении женщины, которой никакие человеческие силы, никакое

Читайте также:  О несении креста и следовании за христом - богослов

Неделя 24-я по Пятидесятнице. Исцеление кровоточивой женщины и воскрешение дочери Иаира

Неделя 24-я по Пятидесятнице. Исцеление кровоточивой женщины и воскрешение дочери Иаира
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.Я хочу обратить ваше внимание на две или три черты сегодняшней притчи. Нам сказано, что некий человек шел из Иерусалима в Иерихон. В Ветхом Завете

Неделя 27-я по Пятидесятнице. Исцеление согбенной женщины

Неделя 27-я по Пятидесятнице. Исцеление согбенной женщины
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.Исцеление Спасителем Христом в субботний день женщины, которая восемнадцать лет была согнута болезнью – один из многих примеров подобных исцелений именно в день субботний, то есть

XIV Исцеление женщины, страдавшей кровотечением, и воскрешение дочери Иаира. Отправление двенадцати апостолов на проповедь. Мученическая кончина Иоанна Предтечи

XIV
Исцеление женщины, страдавшей кровотечением, и воскрешение дочери Иаира. Отправление двенадцати апостолов на проповедь. Мученическая кончина Иоанна Предтечи
По возвращении из Переи Спаситель опять начал учить и совершать дела милосердия в городах и селениях Галилеи,

ГЛАВА 9. Исцеление сына царедворца. Чудесный улов рыбы. Исцеление бесноватого. Исцеление тещи Симона-Петра. Иисус в Назарете. Исцеление расслабленного. Призвание мытаря Матфея

ГЛАВА 9. Исцеление сына царедворца. Чудесный улов рыбы. Исцеление бесноватого. Исцеление тещи Симона-Петра. Иисус в Назарете. Исцеление расслабленного. Призвание мытаря Матфея
Галилеяне были на празднике пасхи и видели, как Иисус очистил храм от скота и торгующих им; они

ГЛАВА 15. Ответы книжнику и двум ученикам. Укрощение бури. Исцеление бесноватых в стране Гадаринской. Исцеление страдавшей кровотечением. Воскрешение дочери Иаира. Исцеление двух слепых и немого бесноватого. Воскрешение сына вдовы Наинской

ГЛАВА 15. Ответы книжнику и двум ученикам. Укрощение бури. Исцеление бесноватых в стране Гадаринской. Исцеление страдавшей кровотечением. Воскрешение дочери Иаира. Исцеление двух слепых и немого бесноватого. Воскрешение сына вдовы Наинской
Ответы книжнику и двум

Исцеление страдающего водянкой (Лука 14:1-6)

Исцеление страдающего водянкой (Лука 14:1-6).
Когда Господь был в субботу в доме одного из «начальников фарисейских», то есть по-видимому, у какого-нибудь иудейского начальника, принадлежавшего к фарисейской секте, или у какого-нибудь выдающегося фарисея, перед Ним предстал

Исцеление женщины в субботу

Исцеление женщины в субботу
10 В субботу Иса учил в одном из молитвенных домов. 11 Там была женщина, скорченная духом болезни. Она не могла выпрямиться вот уже восемнадцать лет. 12 Увидев её, Иса вызвал её вперёд и сказал:— Женщина! Ты свободна от своей болезни!13 Он возложил на

Исцеление скорченной в субботу Лк. 13, 10–21

Исцеление скорченной в субботу
Лк. 13, 10–21
Чудо исцеления больной женщины, совершенное господом в синагоге в субботний день, показало еще раз, как сильны были предрассудки иудеев, слепо державшихся так называемых преданий старец (Мк. 7, 3). Фарисейская закваска (Мф. 16, 6)

Исцеление больной женщины и воскрешение дочери Иаира

Исцеление больной женщины и воскрешение дочери Иаира
21 Как только Иисус снова переправился лодкой на другой берег, большая толпа собралась вокруг Него. Когда Он был еще у моря, 22 пришел туда один из старейшин синагоги по имени Иаир и, увидев Иисуса, пал к ногам Его, 23 и стал

Воскрешение дочери Иаира и исцеление больной женщины

Воскрешение дочери Иаира и исцеление больной женщины
40 Когда Иисус вернулся на другой берег, там Его встретила большая толпа: все ожидали Его. 41 И пришел к Нему человек по имени Иаир, старейшина синагоги, и, пав к ногам Иисуса, просил Его прийти к нему в дом, 42 потому что

Глава V. Исцеление гадаринского бесноватого, в котором был легион бесов (1.—20). Исцеление кровоточивой женщины и воскрешение дочери Иаира (21 — 43)

Глава V. Исцеление гадаринского бесноватого, в котором был легион бесов (1.—20). Исцеление кровоточивой женщины и воскрешение дочери Иаира (21 — 43) 1
Новейшие исследователи текста согласно читают здесь не «в страну Гадаринскую», a «в страну Гергесинскую». Это название

Исцеление скорченной женщины (Лука 13:10-17).
Во время пребывания Своего в Галилее, Господь, уча в одной из синагог, совершил чудо исцеления женщины, которая 18 лет была скорчена и не могла выпрямиться. Начальник синагоги вознегодовал на то, что исцеление было совершено в

Исцеление страдающего водянкой (Лука 14:1-6)

Исцеление страдающего водянкой (Лука 14:1-6).
Когда Господь был в субботу в доме одного из «начальников фарисейских», то есть по-видимому, у какого-нибудь иудейского начальника, принадлежавшего к фарисейской секте, или у какого-нибудь выдающегося фарисея, перед Ним предстал

Глава 368: О том, что было сказано относительно сырого чеснока, лука и лука-порея

Глава 368:
О том, что было сказано относительно сырого чеснока, лука и лука-порея.
459 (854). Сообщается, что Джабир бин ‘Абдуллах, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
«Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Пусть отведавший (плодов) этого растения (он

Толкования Священного Писания. Толкования на Лк. 13:10

    • Блж. Феофилакт Болгарский

Ст. 10-17 В одной из синагог учил Он в субботу. Там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи; она была скорчена и не могла выпрямиться.

Иисус, увидев ее, подозвал и сказал ей: женщина! ты освобождаешься от недуга твоего. И возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога.

При этом начальник синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, сказал народу: есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходите исцеляться, а не в день субботний.

Господь сказал ему в ответ: лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить? сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний? И когда говорил Он это, все противившиеся Ему стыдились; и весь народ радовался о всех славных делах Его

Недуг этот с упоминаемой женщиной случился по насилию диавольскому, как и Господь говорит: «которую связал сатана вот уже восемнадцать лет». Быть может, сатана мучил ее потому, что она оставлена была Богом за какие-нибудь преступления, Ибо он, когда попущается ему свыше от Бога, причиняет всевозможные неприятности телам людей (Иов. 2, 6-7).

Он и в начале был виновником того, что мы лишились нетления, в котором были созданы (Прем. 2, 23), и что мы соединены теперь с телом болезненным и способным к недугам. Ибо мы это разумеем под кожаными ризами (Быт. 3, 21).

Господь самым богоприличным и полновластным повелением прогоняет болезнь этой женщины и возлагает на нее руки, чтобы мы познали, что силу и действие Слова носила эта святая плоть. Ибо она была собственная Его плоть, а не другого кого, существующего отдельно от Него и собственнолично, как представляется нечестивому Несторию.

Такова благость Господа, и так Он помиловал создание Свое! А сатана, сначала связавший женщину, в досаде на ее освобождение, так как он еще более зла желал причинить ей, связывает завистью начальника синагоги и его устами хулит чудо.

Так он везде противится добру! Сей негодует на то, что исцеление совершено в субботу, но Господь обличает его прекрасным примером неразумных животных. Поэтому не только он, но и все прочие, противившиеся Иисусу, стыдились при таких словах Его.

Ибо очень неразумно было возбранять исцеление человека в субботу потому, что будто бы в субботу предписано хранить бездействие. Итак, противившиеся Иисусу стыдились этих слов Его, а народ радовался о делах Его. Тогда как те не радовались о делах, но растаивали завистью при чудесах Христовых, народ, получая пользу от знамений, пользуясь исцелениями, радовался.

— Понимай, пожалуй, чудеса эти и относительно внутреннего человека. Ибо душа бывает скорчена, когда она склоняется к заботам только о житейском и не помышляет ни о чем небесном или божественном. Почему и говорится, что она болит восемнадцать лет.

Ибо кто погрешает в соблюдении заповедей Закона Божия, которых «десять», и слаб в уповании на «восьмой» век, о том говорится, что он скорчен восемнадцать лет. Ужели не скорчен тот, кто, будучи привязан к земле и постоянно согрешая, нарушает заповеди и не принимает будущего века? Но Господь исцеляет такую душу в субботу и в синагоге. Ибо когда кто соберет в себе помыслы исповедания (ибо Иуда означает исповедание) и будет хранить (субботу), то есть бездействие во зле, тогда Иисус исцеляет его не словом только, говоря ему: освобожден ты от недуга своего, но и возложением рук.

Толкование на Евангелие от Луки.

Ст. 10-17 В одной из синагог учил Он в субботу. Там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться. Иисус, увидев ее, подозвал и сказал ей: женщина! ты освобождаешься от недуга твоего.

И возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога.

При этом начальник синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, сказал народу: есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходите исцеляться, а не в день субботний.

Господь сказал ему в ответ: лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить? сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний? И когда говорил Он это, все противившиеся Ему стыдились; и весь народ радовался о всех славных делах Его

Об исцелении Христом скорченной женщины в субботу говорит только евангелист Лука. В синагоге в субботу Господь исцелил скорченную женщину, – хотя косвенно, в своем обращении к народу, – и начальник синагоги поставил Ему это действие в вину, так как Христос нарушил субботний покой.

Тогда Христос обличил лицемерного ревнителя закона и подобных ему, указав на то, что и по субботам иудеи водят поить свой скот, нарушая таким действием предписанный им покой.

Это обличение заставило устыдиться противников Христа, а народ стал выражать радость по поводу совершаемых Христом чудес.

«Духа немощи» (стих 11), т. е. беса, который ослаблял ее мускулы (см. стих 16).

«Ты освобождаешься» (стих 12) – точнее: «ты освобождена» (ἀπολέλυσαι), наступающее событие представлено в этом выражении как уже совершившееся.

«Начальник синагоги» (стих 14; см. Мф.4:23).

«Негодуя, что Иисус исцелил в субботу» (стих 14; см. Мк.3:2).

«Сказал народу» (стих 14). Прямо обратиться ко Христу он боялся ввиду того, что народ очевидно стоял на стороне Христа (ср. стих 17).

«Лицемер» (стих 15) – по более точному чтению: «лицемеры». Так называет Господь начальника синагоги и других представителей духовной власти, стоявших на стороне этого начальника (Евфимий Зигабен) за то, что они под видом соблюдения в точности закона о субботе хотели посрамить Христа.

«Не ведет ли…» (стих 15). Согласно Талмуду, животных поить разрешалось и в субботу.

«Сию же дочь Авраамову…» (стих 16). Господь делает заключение высказанной в 15-м стихе мысли. Если для животных нарушается строгость закона о субботе, то уже для женщины, происшедшей от великого Авраама, можно нарушить субботу – освободить эту страдалицу от болезни, которую навел на нее сатана (сатана представляется связавшим ее посредством какого-то из своих служителей – бесов).

«О всех славных делах» (стих 17) – пропущено: бывающих или совершающихся (τοῖς γενομένοις). Этим дела Христовы обозначены как продолжающиеся.

Толковая Библия.

Исцеление кровоточивой женщины — Иисус Христос. Жизнь и учение: Книга 3. Чудеса Иисуса / Глава 3. Исцеления

История исцеления женщины, страдавшей кровотечением, приводится у трех евангелистов-синоптиков и во всех трех случаях вправлена в другую историю — воскрешения дочери Иаира.

Рассказ начинается с того, что к Иисусу подходит один из начальников синагоги и говорит о том, что его дочь находится при смерти. Иисус с учениками отправляется вместе с ним; за Иисусом идет толпа, которая теснит Его (Мф. 9:18–19; Мк. 5:21–24; Лк.

8:41–42). В этой обстановке и происходит чудо. У Матфея оно описано кратко:

И вот, женщина, двенадцать лет страдавшая кровотечением, подойдя сзади, прикоснулась к краю одежды Его, ибо она говорила сама в себе: если только прикоснусь к одежде Его, выздоровею. Иисус же, обратившись и увидев ее, сказал: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя. Женщина с того часа стала здорова (Мф. 9:20–22).

 Версия Марка дает нам более полную, детализированную и эмоционально насыщенную картину  происходившего:

Одна женщина, которая страдала кровотечением двенадцать лет,  много потерпела от  многих врачей, истощила всё, что было у ней, и не получила никакой пользы, но пришла еще в худшее состояние, — услышав об Иисусе, подошла сзади в народе и прикоснулась к одежде Его, ибо говорила: если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровею. И тотчас иссяк у ней источник крови, и она ощутила в  теле, что исцелена от болезни. В то же время Иисус, почувствовав Сам в Себе, что вышла из Него сила, обратился в народе и сказал: кто прикоснулся к Моей одежде? Ученики сказали Ему: Ты видишь, что народ теснит Тебя, и говоришь: кто прикоснулся ко Мне? Но Он смотрел вокруг, чтобы видеть ту, которая сделала это. Женщина в страхе и трепете, зная, что с нею произошло, подошла, пала пред Ним и сказала Ему всю истину. Он же сказал ей: дщерь! вера твоя спасла тебя; иди в мире и будь здорова от болезни твоей (Мк. 5:25–34). 

Лука в своей версии довольно близок к Марку, однако опускает некоторые детали (Лк. 8:43–48). Кроме того, у Луки вопрос Иисусу задает Петр, а не ученики. Слова о том, что Иисус почувствовал силу, которая вышла из Него, у Луки превращаются в ответ Иисуса на вопрос Петра: Прикоснулся ко Мне некто, ибо Я чувствовал силу, исшедшую из Меня. 

Во всех случаях, о которых мы упоминали в предыдущих главах, исцеление происходило по воле Иисуса. В одних эпизодах к Нему подходили с просьбой, и чудо становилось ответом на просьбу, в других Он Сам находил человека и исцелял его. Чудо могло произойти благодаря прикосновению или слову Иисуса, могло произойти на расстоянии.

В истории с кровоточивой женщиной мы единственный раз в Евангелиях встречаем случай, когда исцеление происходит как бы против воли Иисуса, само собой, вследствие присущей Ему силы.

Он чувствует, что сила изошла из Него, и пытается среди толпы людей, теснивших Его (и следовательно, прикасавшихся к Нему), найти того, чье прикосновение стало причиной чуда.

Несмотря на упоминание о многочисленных врачах, на которых женщина издержала все свое состояние, мы ничего не знаем о причинах ее болезни. Некоторые древние толкователи намекали на то, что причиной болезни могли быть какие-то грехи1Иларий Пиктавийский называет женщину «одетой в запятнанную одежду и оскверненной пятнами внутреннего недуга». См.: Иларий Пиктавийский.

Комментарий на Евангелие от Матфея 9, 6 (SC 254, 210). Рус. пер.: Библейские комментарии отцов Церкви. Новый Завет. Т. 1а. С. 231.. Некоторые современные комментаторы уточняют, что непрекращающееся кровотечение могло быть следствием сделанного когда-то аборта2Шаргунов Александр, прот. Евангелие дня. Т. 1. С. 310..

Хотя аборт не упоминается в законе Моисеевом, в отличие от греческой литературы3Об аборте упоминают: с сочувствием Платон (Государство. V, 461c. С. 237) и Аристотель (Политика. VII, 14, 10. С. 624), с негодованием — Овидий (Любовные элегии. II, 14. С. 38).

, из этого нельзя делать вывод о том, что древний Израиль не знал такого явления: раввинистическая литература более позднего периода o нем упоминает4См., напр.

: «Когда женщина трудно рожает, то плод разрезают во чреве ее и вынимают членами, ибо ее жизнь имеет преимущество перед его жизнью; когда же вышла бо́льшая часть его, то до него не касаются, ибо не оттесняют одной души перед другой» (т.е. в этом случае обе жизни имеют равную ценность) (Мишна и Тосефта. Т. 6. С. 223).. В то же время ни в одном из Евангелий нет никакого намека на виновность женщины в болезни, от которой она страдала.

Вне зависимости от виновности или невиновности женщины, в иудейской среде того времени кровотечение воспринималось как признак нечистоты5Евангелисты ничего не говорят о характере кровотечения у женщины, однако подразумевается, что оно было менструальным. См., в частности: Wilkinson Duran N. The Power of Disorder. P. 90–91..

Законы, касающиеся женской нечистоты, подробно изложены в Ветхом Завете (Лев. 12:1–8). Они относятся к послеродовому периоду и связаны прежде всего с тем, что в этот период у женщины через кровотечение происходит удаление остатков мертвых тканей, образовавшихся в процессе рождения ребенка.

В еврейской культуре представление о женской нечистоте распространялось на все виды кровотечения:

Если женщина имеет истечение крови, текущей из тела ее, то она должна сидеть семь дней во время очищения своего, и всякий, кто прикоснется к ней, нечист будет до вечера; и все, на чем она ляжет в продолжение очищения своего, нечисто; и всё, на чем сядет, нечисто; и всякий, кто прикоснется к постели ее, должен вымыть одежды свои и омыться водою и нечист будет до вечера; и всякий, кто прикоснется к какой-нибудь вещи, на которой она сидела, должен вымыть одежды свои и омыться водою, и нечист будет до вечера; и если кто прикоснется к чему-нибудь на постели или на той вещи, на которой она сидела, нечист будет до вечера; если переспит с нею муж, то нечистота ее будет на нем; он нечист будет семь дней, и всякая постель, на которой он ляжет, будет нечиста (Лев. 15:19–24).

Закон Моисеев касается и тех случаев, когда у женщины течет кровь многие дни не во время очищения ее или когда она имеет истечение долее обыкновенного: это как раз та ситуация, в которой находилась женщина, прикоснувшаяся к Иисусу.

По закону, постель или вещь, на которой она сидела, является нечистой, и всякий, кто прикоснется к ним, будет нечист (Лев. 15:25–27).

Строгое соблюдение данных предписаний предполагало, что женщина должна была в течение двенадцати лет жить в более или менее полной изоляции, так как даже муж или близкие родственники не могли прикасаться ни к ней, ни к чему-либо из того, к чему она прикасалась.

Разумеется, и ей было запрещено прикасаться к кому бы то ни было, чтобы не стать причиной осквернения для него6Последующая иудейская традиция пошла по пути дальнейшей детализации правил, касающихся женской нечистоты: если в книге Левит им посвящена половина главы, то в трактате Маймонида (1138–1204) «Мишне Тора» они занимают около 75 страниц. См.: Моше бен Маймон (Маймонид). Мишне Тора. Книга Святость. С. 44–120..

Прикоснувшись к одежде Иисуса, она дерзко нарушила предписания закона. И когда Иисус начал глазами разыскивать ее, она должна была сильно испугаться, что и произошло: она подошла к Нему в страхе и трепете.

Однако страх и трепет — это не только эмоциональные состояния, происходящие от чувства стыда. Этими же двумя терминами Библия обозначает религиозное чувство, сопровождающее человека при встрече с Богом.

Эмоциональное состояние женщины могло быть связано как с тем, что ее деяние неожиданно открылось, так и с сознанием только что произошедшего чуда и глубоким религиозным переживанием.

Событие могло бы остаться незамеченным, если бы Иисус не остановился. То излияние силы, которое произошло, для обоих — Иисуса и женщины — было связано с опытом, который Марк передает при помощи двух однокоренных глаголов. Женщина ἔγνω τῷ σώματι — буквально: узнала телом, что исцелилась от недуга.

А Иисус начал искать женщину, ἐπιγνοὺς ἐν ἑαυτῷ — «узнав в Себе», или «узнав внутри Себя», что из Него изошла сила. Оба глагола происходят от термина γνῶσις («знание») и указывают в данном контексте на такой тип знания, который не относится к области рационального мышления.

В обоих случаях речь идет о внутренних ощущениях: именно на уровне этих ощущений состоялось общение между женщиной и Иисусом.

Тот факт, что сила вышла из Иисуса как будто бы без  Его воли, вызывает в научной литературе комментарии разного рода, в том числе скептические и иронические. Один теолог-рационалист XIX века, рассматривая данный эпизод, сравнил целебную силу Иисуса с действием «электрических флюидов, перетекающих из одного тела в другое»7Штраус Д. Ф. Жизнь Иисуса. С. 366..

Между тем исхождение силы из Иисуса не следует понимать как некую непроизвольную и неконтролируемую эманацию энергии. К Иисусу, Которого теснила толпа, несомненно, прикасались и другие люди, и с ними ничего не происходило.

Однако женщина подошла к Нему с искренней верой, надеждой или даже уверенностью в том, что чудо произойдет: Если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровею (Мк. 5:28).

В ответ на эту веру сила Божия излилась на нее, и свершилось чудо: «произошел некий таинственный перенос животворной силы от Богочеловека в больную женщину»8Иустин (Попович), прп. Толкование на Евангелие от Матфея. С. 253..

Как и в других случаях, Бог действует совместно с человеком: синергия двух сил — исцеляющей силы Божией и силы твердой веры человека — совершает чудо.

Говоря об этой синергии, автор IV века Ефрем Сирин использует такую поэтическую метафору: «Женщина дала взаймы Христу веру, а Христос в уплату займа возвратил ей здоровье»9Ефрем Сирин. Толкование на Четвероевангелие.

7, 2 (Commentaire de l’Évangile. P. 88). Рус. пер.: С. 101..

Сила, которой обладал Иисус, имела иную природу, чем, например, у ветхозаветного героя Самсона, у которого источником силы были волосы (Суд. 4:17–20). Эта сила не зависела от какого бы то ни было внешнего фактора: она, как мы говорили, исходила из Божественного естества Иисуса, нерасторжимо соединенного с Его человеческим естеством.

Почему Иисус решил разыскать женщину и сделать публичным то, что она хотела сохранить в тайне? Вряд ли Его целью было продемонстрировать чудо другим: Он явно хотел увидеть ее. В некоторых случаях, как мы уже говорили, исцеление совершалось в два этапа.

Здесь до момента, когда Иисус увидел женщину, произошел лишь один этап: женщина почувствовала, что исцелилась от долгой и тяжелой физической болезни.

Но Иисус хотел, чтобы состоялся и второй акт: получив исцеление от болезни тела, она должна была от Него получить также и полное избавление от того духовно-нравственного состояния, в котором она пребывала на протяжении двенадцати лет.

По словам Ефрема Сирина, «если бы [женщина], исцелившись от мучительной болезни, удалилась тайно, то кроме того, что чудо осталось бы скрытым от множества, также и сама [женщина,] исцеленная телесно, [по-прежнему] была бы больной духовно.

Ибо хотя по причине исцеления верила, что [Христос] есть [муж] праведный, однако, если бы дело осталось Ему неизвестным10Буквально по сирийскому тексту: «…из-за того, что Он не почувствовал  [случившегося]…», она усомнилась бы в том, что Он — Бог»11Ефрем Сирин. Толкование на Четвероевангелие. 7, 6 (Commentaire de l’Évangile. P. 90). Рус. пер.: С. 103..

Сам способ, которым она решила получить исцеление, указывает на ее тяжелое психологическое и моральное состояние. Она украдкой прикасается к Иисусу, надеясь остаться незамеченной. Но Он не хотел, чтобы она ушла от Него с ощущением, что незаконно украла исцеление.

Он хотел, чтобы вместе с болезнью она избавилась и от того чувства стыда и собственной нечистоты, которое тяготило ее в течение всего времени болезни. Как говорит Иоанн Златоуст, «Он освобождает ее от страха, чтобы она, угрызаемая совестью, как похитительница дара, не проводила жизнь в мучении»12Иоанн Златоуст.

Толкование на святого Матфея-евангелиста. 31, 1 (PG 57, 371). Рус. пер.: Т. 7. Кн. 1. С. 341..

В Евангелии от Марка женщина в страхе и трепете подходит к Иисусу, падает ниц и говорит Ему всю истину. Иисус отвечает ей: Дщерь! вера твоя спасла тебя; иди в мире и будь здорова от болезни твоей (Мк. 5:33–34).

У Луки женщина, видя, что она не утаилась, с трепетом подошла и, пав пред Ним, объявила Ему перед всем народом, по какой причине прикоснулась к Нему и как тотчас исцелилась. Ответ Иисуса у Луки почти идентичен версии Марка: Дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя; иди с миром (Лк. 8:47–48).

Слова вера твоя спасла тебя Он неоднократно обращал к исцеленным, а вот выражение иди с миром мы встречаем в Евангелии еще лишь один раз: когда Иисус обращается к грешнице, помазавшей Его ноги и отершей своими волосами (Лк. 7:50).

В обоих случаях эти слова указывают на тот эффект, который происходит от встречи с Иисусом: в человеке восстанавливается внутренний мир, гармония духовных и душевных сил.

Женщина-грешница омывала ноги Иисуса слезами: мы можем только догадываться, в каких грехах она раскаивалась и как велико было ее внутреннее смятение. Кровоточивая женщина тоже была в смятении и страхе, когда подходила к Иисусу, хотя причина этих чувств была иная.

Иисус возвращает ей тот духовный мир, которым, возможно, она обладала, пока ее не постигла болезнь. Весьма вероятно, впрочем, что Он дарует ей такой внутренний мир, какого она никогда не имела.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *