Иверская икона божией матери — история обретения, почитания — богослов

Празднование обретения образа Пресвятой Богородицы приходится на Вторник Светлой седмицы (переходящее празднование).

По древнему церковному преданию Иверский образ Божией Матери был написан святым апостолом Лукой в первом веке, еще при жизни Пресвятой Богородицы.

Долгое время он пребывал близ малазийской Никеи. Согласно греческому сказанию, во время царствования императора Феофила (829-842) образ хранился в домовой церкви одной благочестивой вдовы.

В то время большое распространение получила иконоборческая ересь.

Иверская икона Божией матери — история обретения, почитания - БогословИверская икона Божией матери — история обретения, почитания - БогословИверская икона Божией матери — история обретения, почитания - Богослов

Христиане, почитавшие иконы, подвергались жестоким гонениям, которые продолжались целый век (вплоть до 843 года, когда был созван Константинопольский собор, подтвердивший истинность иконопочитания). По приказу императора Феофила все иконы уничтожались и предавались поруганию.

Однажды, в дом женщины, которая благоговейно хранила у себя Иверский образ Божией Матери, ворвались воины — иконоборцы. Они хотели уничтожить древнюю икону. Вдова пообещала дать им деньги, если те не станут трогать святыню. Воины ушли. Опасаясь осквернения образа, ночью, в глубокой скорби, вдова отправилась к берегу моря.

Благословив иконой своего сына, женщина пустила ее с молитвой по волнам. Икона встала вертикально к воде, и ликом к берегу поплыла по морю. Обратившись к своему сыну, женщина сказала: «Ступай на Святую гору Афон, а я останусь здесь, я готова пострадать от рук воинов нечестивых за любовь мою к Божией Матери».

Через несколько лет сын этой благочестивой вдовы стал монахом на Святой горе Афон, недалеко от того места, где позже была основана Иверская обитель. Именно от этого монаха афонские иноки (инок – человек, принявший монашество) узнали об иконе Божией Матери, плывущей по волнам.

Более двухсот лет странствовал святой образ по морю, пока однажды не появился у берегов Иверского монастыря на Афоне.

Иверская икона Божией матери — история обретения, почитания - БогословИверская икона Божией матери — история обретения, почитания - БогословИверская икона Божией матери — история обретения, почитания - Богослов

Иверский монастырь, посвященный Успению Пресвятой Богородицы, был основан грузинскими монахами Иоанном, его сыном Евфимием и их близким родственником Иоанном-Торнике (в миру Торнике Эристави великий грузинский полководец, удостоенный византийского звания патрикия) Иверскими в 980-983 г.г. Большинство монахов этого монастыря было грузинами. Иверия — это древнее название Грузии, поэтому позже монастырь стали называть Иверским. Божия Матерь считается покровительницей Грузии. По преданию, ученики Христа (апостолы), чтобы распределить между собой места для проповеди евангелия решили вынуть жребий. Богородице досталась Иверия. Но Ангел, явившийся Божьей Матери, возвестил Ей, что Господь не хочет, чтобы Она покидала Иерусалим, и велел послать в Иверию апостола Андрея. После этого явления Пресвятая Богородица призвала к Себе Андрея и сказала ему: «Я буду хранительницей жизни людей Иверской страны и, воздевая о них руки к Сыну Моему, буду испрашивать им от Него помощи во всем».

Примечательно, что недалеко от Иверской обители, в 10 метрах от берега моря, находится чудотворный источник, который забил в тот самый момент, когда на Афонскую землю ступила Богородица. Это произошло в 48 году от рождества Христова. Место это называется Климентова Пристань.

Иверская икона Божией матери — история обретения, почитания - БогословИверская икона Божией матери — история обретения, почитания - БогословИверская икона Божией матери — история обретения, почитания - Богослов

Явление Иверской иконы Божией Матери на Афонской горе произошло приблизительно в 1004 году. Однажды братия (монахи, живущие в монастыре, обращаются друг к другу «брат») обнаружила в море горящий, огненный столп, спускающийся с небес.

В страхе, с молитвой иноки пробрались к берегу и увидели плывущий по волнам образ Богородицы. Монахи попытались приблизиться к иконе, но чем ближе они подплывали к святому образу, тем дальше Божия Матерь отдалялась от них. Тогда на Афоне жил благочестивый инок Гавриил Иверский.

Непрестанно он поучался в Слове Божием, творил Иисусову молитву и пребывал в строгом посте — вкушал лишь горные травы и пил простую воду. При своих великих телесных подвигах старец был кроток и смирен.

Пресвятая Богородица явилась старцу Гавриилу, и сказала ему, что Господь дарует монахам Ее икону, и что она берет обитель в свой покров, будет помощницей и заступницей им не только в этой жизни, но и в вечности. Царица небесная повелевает старцу Гавриилу взять в руки Ее образ и передать икону братии.

Святой Гавриил рассказал игумену монастыря Павлу о своем видении. С торжественными молебными песнопениями, крестным ходом, братия монастыря отправилась к берегу моря. Как только преподобный Гавриил ступил в воду, икона стала приближаться к нему, и он пошел по морским волнам, как по суше.

Святой образ оказался у него в руках. После Гавриил вышел из воды. Это случилось в первый вторник после праздника Пасхи. Теперь ежегодно в этот день во всех православных храмах служатся молебны в честь Иверской иконы Божией Матери.

После чудесного явления иконы иноки три дня подряд служили Божественную литургию в благодарность за Божию милость к ним. Образ Божьей Матери был помещен в главный собор в Иверском монастыре. Когда наступило утро, братия с изумлением обнаружила икону над воротами монастыря. Монахи вернули святыню в храм, но и в другой день повторилось тоже.

Иверская икона Божией матери — история обретения, почитания - Богослов

Снова Богородица явилась старцу Гавриилу и сказала ему, что не для того Она явилась в обитель, чтобы братия Ее охраняла. Она сама хочет быть их Заступницей и Покровительницей пред Господом. До той поры, пока икона Ее находится в стенах монастыря, обитель будет покрывать Божия милость.

После всего случившегося образ Божьей Матери стали называть «Портаитисса» (в переводе с греческого «Вратарница»). Позже перед вратами обители построили церковь, специально в честь Иверского образа Богородицы, и поместили икону туда.

По месту пребывания в Иверском монастыре икона и получила свое название.

Сейчас икона находится в специальном параклисе Панагии-Портатиссы (параклис — часовня), который был построен в XVII веке, на том самом месте, где старец Гавриил вышел из воды с образом в руках, рядом с чудотворным источником Божией Матери.

Молитвенная помощь Божией Матери

По молитвам к Божьей Матери перед Иверским образом случалось множество чудес. Исцелялись хромые, слепые, недужные. Царица Небесная (Богородица) не оставляла иноков в дни нехватки продовольствия и дивным образом помогала им.

Но известны случаи, когда Пресвятая Богородица вразумляла и обличала братию. Однажды привратник монастыря из страха нехватки продуктов потребовал плату у некого бедняка за обычно бесплатно раздаваемый хлеб и ночлег. У несчастного не было денег, и привратник отказал ему в трапезе и приюте.

Убитый горем, бедняк отправился в Кариес (столицу Афона). По дороге он встретил Женщину, которая пожалела его и вручила ему золотую монету. Нищий вернулся в обитель и отдал монету привратнику.

Один из монахов, заметив древность монеты, вспомнил, что именно этой монетой был украшен оклад (украшения, закрепленные поверх живописи иконы) Иверской иконы Богородицы. Встревоженные иноки, помня о том, что бедняк не входил в монастырь, попросили странника рассказать им о том, откуда у него эта монета.

Когда нищий рассказал монахам о таинственной Женщине, которая вручила ему монету, то иноки поняли, что этой женщиной была сама Царица Небесная. После этого случая, в знак Божьего вразумления, в монастыре испортились все продукты.

Раскаявшись в своем грехе, иноки, с той самой поры, больше никогда никому не отказывали в безвозмездном ночлеге и пище. И сегодня афонские монахи всегда радушно принимают паломников. Каждого человека посетившего монастырь, традиционно угощают лукумом, ракией и кофе.

Во время одного из разбойничьих нападений на обитель, один преступник в гневе пронзил икону копьем. Из пробитого места тотчас хлынула кровь, которая до сих пор видна на иконе, — на щеке Пресвятой Богородицы. Пораженный увиденным, разбойник раскаялся в своем поступке.

Он принял иноческий постриг (монашество) и стал вести подвижническую, христианскую жизнь. Монах отличался кротостью, простотой и достиг святости. В монашестве он получил имя Дамаскин, но его покаяние и смирение было настолько велико, что всю свою жизнь он просил братию называть себя Варваром.

В Иверском монастыре сохранилось его иконописное изображение.

В дни нашествия на Афон сарацин, предводитель морского флота Амир разорил и ограбил Иверский монастырь. Ночью его эскадру постигло Божье наказание — разразилась страшная буря, которая поглотила все корабли кроме корабля военачальника. Его настолько потрясло происшедшее, что он раскаялся, принял монашество и построил вокруг монастыря надежное укрепление.

Однажды в монастырь на праздник был приглашен прекрасный псалмопевец Нектарий Влах. Во время монастырской трапезы, певчие, завидовавшие его мастерству, отравили его.

Из последних сил, в отчаянии Нектарий с молитвой обратился к Пресвятой Богородице. Псалмопевец принял масла из лампады перед Ее иконой и полностью исцелился.

Пел он в этот день так хорошо, как никогда в жизни.

Незадолго до Первой мировой войны лицо Христа-младенца из кроткого стало грозным. Иноки заметили, что в периоды грядущих потрясений лампада с маслом, которая всегда находится перед образом, начинает раскачиваться без какого-либо внешнего воздействия. Так Божия Матерь предупреждает нас о бедствиях.

Иверский образ никогда не покидал Афонской земли. Сохранилось предание, о котором говорил святой Нил Мироточивый.

Согласно ему Иверская икона Божией Матери покинет Святую Гору незадолго до Второго Пришествия Христа, таким же чудесным образом, каким и явилась.

С чудотворной иконы только делались списки (копии), которые затем развозились в православные страны. Впервые в Россию копия Иверской иконы Божией Матери попала в 1648 году.

Сегодня на Афон стекается множество паломников, чтобы помолиться перед древним, святым образом. Божья Матерь слышит молитвы, обращенные к Ней, и помогает людям в их нуждах. По-прежнему случаются чудесные исцеления, о которых свидетельствуют верующие.

Иверская икона Божьей Матери — история обретения, почитания и чудес | Православиум

Рубрика: Иконы

Иверская икона Божьей Матери начинает свою историю с иконоборческого периода в Византийской империи (8-9 века). В то время на государственном уровне были приняты запреты на почитание икон как таковых.

До наших дней не сохранились древние рукописные сведения об обретении Иверской иконы. Есть несколько более поздних по написанию (16-17 век) «Сказаний об иконе». В них есть некоторые разногласия по дате появления иконы на Святой горе. Также нет единого мнения, откуда на шее Пресвятой Богородицы в данном иконописном типе появилась кровь. 

По одной из версий, в правление византийского императора Феофила (9 век) эта икона находилась в доме благочестивой вдовы близ города Никея (Турция).

Выполняя приказ императора-иконоборца по выявлению и уничтожению икон, к ней домой пришли воины. Но когда они пронзили этот образ копьем, в области шеи Пресвятой Девы Марии выступила кровь.

Вдова вымолила у воинов икону и ночью пустила по морю. Икона чудесным образом сама поплыла на запад.

Иверская икона Божией матери — история обретения, почитания - БогословИверская икона Божьей Матери

Через несколько лет афонские монахи увидели плывущую по морю икону в столпе света. Пресвятая Дева явилась монаху-отшельнику Гавриилу с повелением взять икону и отнести в Иверский монастырь. Братия монастыря вместе с преподобным Гавриилом пришли к берегу моря крестным ходом. Монах Гавриил пошел по воде как по суше, икона стала к нему приближаться.

В том месте, где Гавриил вышел с иконой на берег, сейчас стоит часовня с колодцем пресной воды. Это одно из чудес Афонской горы — часовня стоит на песке в нескольких метрах от моря, а колодец имеет пресную питьевую воду. Обретенную икону монахи поставили в алтаре соборного храма Иверского монастыря.

Читайте также:  Проповедь об излечении ииусом христом в субботу скорченной женщины - богослов

Однако икона дважды исчезала из него и появлялась над монастырскими воротами. Через преподобного Гавриила Пресвятая Богородица сообщила монахам, что не Ее нужно охранять, а Она будет охранять монастырь от врагов.

Тогда икона осталась над воротами монастыря, после чего получила свое второе название «Вратарница». 

По другой версии, ранение на иконописной шее Пресвятой Богородицы было получено от слуги арабского эмира во время грабительского нападения на монастырь. А сама икона вначале хранилась в грузинской обители Афо (в настоящее время здесь находится Иверский скит Иоанна Предтечи). И лишь после основания Иверского монастыря была перенесена туда.

Предание гласит, что Иверская икона Пресвятой Богородицы будет находится на Святой горе до Второго пришествия Иисуса Христа. Незадолго до этого она покинет монастырь, указывая монахам время, когда нужно будет оставить Афон.

Празднование в честь Иверской иконы Божией Матери установлено по новому стилю 25 февраля и 26 октября, а также во вторник Светлой седмицы (неделя после Пасхи).

Иконография образа

Иверская икона Божией Матери иконографически является вариантом написания «Одигитрии» (Путеводительницы). В русской иконографии такой тип написания получил названия «Милостивая».

Формат иконы вертикально вытянутый. Пресвятая Богородица изображена по пояс, держащей на левой руке Сына Божия. Ее правая рука находится в молитвенном жесте на уровне груди.

Голова Богоматери слегка наклонена в сторону Иисуса, Который смотрит на Пресвятую Богородицу.

Пальцы правой руки сложены в двуперстие для благословения, а левой рукой Он держит свернутый свиток (символ принесенной в мир благой вести), который опирается на колено. Для иконы характерны крупные черты лица Богоматери, большие миндалевидные глаза.

Существует живописная традиция изображать на иконе сюжеты обретения этого образа.

Иверская икона Божией Матери: чудотворные списки

Впервые список (копия) Иверской иконы Божией Матери появился на Руси в 1668 году в правление царя Алексея Михайловича. Икона была специально написана афонским иконописцем для Москвы.

Чтобы на новописанный список снизошла благодать от чудотворной Иверской иконы Пресвятой Богородицы, настоятель Иверского монастыря вместе со всей братией отслужили молебен и святой водой омыли чудотворный образ.

Воду собрали и отдали иконописцу, чтобы он при написании списка, добавлял ее в краски. 

После 1917 года местонахождение этого списка Иверской иконы Богоматери оставалось неизвестным. В 2012 году произошло второе обретение иконы. Сейчас она находится в Новодевичьем монастыре (Москва).

В 1995 году по просьбе патриарха Московского Алексия II с Афона прислали новый список Иверской иконы Пресвятой Богородицы. Сейчас эта копия занимает почетное место в Иверской часовне (Воскресенские ворота Московского Кремля).

Монреальский список

В 1981 году был написан список Иверской иконы Божией Матери, который впоследствии получил название «Монреальский». Его история связана с испанцем по происхождению Иосифом Муньос Кортес. В 1982 году он, оказавшись в келии в честь Рождества Христова (на Святой горе), пожелал купить его. Получив отказ, Иосиф горячо молился Пресвятой Богородице.

Когда он собирался продолжать свой паломнический путь, настоятель скита игумен Климент подарил ему этот образ со словами, что это желание Самой Матери Божией.

Посетив Иверский монастырь, Иосиф приложил подаренную ему икону к чудотворной святыне «Вратарнице». Иосиф вернулся к себе домой в Монреаль (Канада). Там через некоторое время Иверская икона Божией Матери стала мироточить.

Миро стало истекать преимущественно из рук Пресвятой Девы и Богомладенца. При этом с оборотной стороны икона оставалась сухой.

С осени 1983 года мироточивый образ был выставлен на всеобщее поклонение для православных. На протяжении 15 лет Иосиф был хранителем Иверской иконы, находясь постоянно с ней в разъездах по всему миру.

От чудотворного образа Пресвятой Богородицы происходило большое количество исцелений от телесных и душевных заболеваний. Некоторые бумажные репродукции с мироточивой иконы сами начинали мироточить.

В 1997 году при невыясненных обстоятельствах Иосиф был убит в Афинах, икона похищена. Местонахождение мироточивого образа остается неизвестным.

Иверская икона Божьей Матери: в каких нуждах молиться

Православная Церковь учит, что не существует «специализированных» икон Пресвятой Богородицы, которые помогают конкретно в тех или иных обстоятельства.

С верою притекающие к Иверской иконе Пресвятой Богородицы молятся о защите дома от злых людей и воров. Такие прошения творятся в воспоминание об особой опеке этого образа над Иверским монастырем.

Люди просят помощи о вразумлении грешников, а также о даровании телесного и душевного здравия.

Современные чудеса у Иверской иконы

В 1995 году, когда Монреальско-Иверская икона пребывала в Болгарии, зафиксировано много случаев оказания помощи верующим. Так, учительница Мария А. сообщила, что после поклонения этому образу и усердной молитвы Пресвятой Богородице ее неверующий муж обратился к Богу.

Больной Георгий Б., страдавший болезнью Бехтерева и пролежавший в постели несколько лет, после помазания миром от Иверской иконы Богоматери смог встать на ноги через три дня.

Иверская икона Божией Матери известна не только своей помощью обращающимся к ней с просьбами верующим. Также от неё исходят предостережения о грозных событиях мирового масштаба.

Молитва

О Пресвятая Госпоже Владычице Богородице! Приими недостойную молитву нашу, и сохрани нас от навета злых человек и от внезапныя смерти, и даруй нам прежде конца покаяние. На моление наше умилосердися и радость вместо печали даруй.

И избави нас, Госпоже, от всякия беды и напасти, скорби и болезни, и от всякаго зла.

И сподоби нас, грешных рабов Твоих, одесную стати во Втором Пришествии Сына Твоего, Христа Бога нашего, и наследники быти Царствия Небеснаго и жизни вечныя со всеми святыми в безконечныя веки веков. Аминь.

Надежда Дмитриева. Икона Божией Матери Иверская / Православие.Ru

Празднование 12/25 февраля, 13/26 октября и во вторник Светлой седмицы

…Все мы являемся свидетелями знаменательного события — Иверский образ Пресвятой Богородицы вновь обрел свое историческое место в самом центре первопрестольной Москвы, в воссозданной Иверской часовне у Воскресенских ворот.

С великим трепетом и благоговением наши предки именовали Русь Домом Божией Матери. И это не было горделивым превозношением.

В этих словах верующий русский народ выражал свою смиренную благодарность Царице неба и земли за Ея великие и богатые милости, свидетельствовал о них перед другими народами и выражал свою любовь к Той, Которая многократно приходила ему на помощь в трудные моменты…

Совершая ныне новое сретение Иверской иконы Божией Матери, мы твердо верим, что, как в былые времена, Пресвятая Богоматерь, Которая множество раз являла Свои предстательство и милосердие в бесчисленных Своих иконах, не оставит и впредь град наш, страну нашу Российскую и народ ее Своим Покровом.

Патриарх Алексий II

Иверская икона Божией Матери
    

По преданию Святой Горы Афон, образ Божией Матери, известный как Иверская икона, впервые явил свои чудеса в царствование греческого императора Феофила (IX век), во времена лютых иконоборческих гонений.

Достоверная же история этого образа восходит к XI веку, когда иноки афонской Иверской обители узрели на морской глади достигавший до неба огненный столп и, пораженные, повторяли лишь одно: «Господи, помилуй!» Изо всех соседних монастырей сошлись к морю иноки и по усердной молитве увидели, что стоит этот столп над иконой Богоматери.

Но чем ближе подходили братия к водам морским, тем далее уходила от них икона. Тогда собрались они в храм и со слезами молили Господа, чтобы дозволил Он им обрести новую святыню.

В то время подвизался в Иверской обители старец Гавриил, жизни строгой, нрава же детски простого.

Летом нес он подвиг молчания на вершине неприступной скалы, зимой сходил к братии; облаченный во власяницу, вкушавший лишь овощи с водою, походил он на земного ангела, как и подобает принявшим на себя ангельский чин.

Ему-то и явилась в сонном видении озаренная дивным небесным светом Владычица и повелела: «Скажи настоятелю с братией, что Я хочу дать им Свою икону, покров Свой и помощь; потом же ступай в море — иди с верою прямо по волнам, и тогда узнают все Мою любовь и благоволение к обители вашей».

Старец передал свой сон настоятелю, и наутро иноки с кадилами и лампадами отправились к берегу. Под молебное пение братии ступил Гавриил на воду и, поддерживаемый той верою, которая горами движет, чудесно прошел по волнам как по суше и принял в свои руки святую икону.

С ликованием встретили ее иноки на берегу, три дня и три ночи творя перед образом молебствия, а затем внесли в соборную церковь, где и поставили в алтаре.

На другой день монах, зажигавший лампады в храме, иконы на этом месте не нашел. Она висела над вратами обители. Образ внесли в храм, однако наутро повторилось то же самое.

И вновь было видение старцу Гавриилу, и повелела ему Владычица объявить братии: «Не хочу быть охраняемой вами, но хочу Сама быть Хранительницей вашей не только в земной, но и в небесной жизни. Испросила Я у Господа милость вам, и доколе будете видеть икону Мою в своей обители, дотоле благодать Сына Моего к вам не оскудеет».

В благодарной радости выстроили иноки во славу Пречистой храм над вратами своей обители и поставили в нем икону. Тут изначальный образ пребывает и поныне.

Эта икона именуется «Портаитисса» — то есть «Вратарница», или «Привратница»; по месту же явления в Иверской обители она называется Иверской.

Дивный символ, связанный с названием иконы, выражен в акафисте: «Радуйся, благая Вратарнице, двери райские верным отверзающая!»

Множество преданий связано с этой иконой. Однажды некий разбойник ударил ее мечом, и тогда из лика Богоматери исторглась кровь, доселе видимая на иконе. Разбойник покаялся и окончил свою жизнь среди братии Иверской обители, пребывая в подвиге строгого поста и молитвы.

Немало и иных чудес было явлено от Иверской иконы. И сейчас издали, с волн морских, взирают на стены монастырские русские паломники, ибо строго запрещает Устав Святой Горы ступать на ее землю праздным гостям, а нога женщины не касалась ее вот уже почти тысячу лет.

Веками отмаливали великие афонские старцы грехи нашего суетного и заблудшего мира. Потому, быть может, Господь еще и терпит нас, грешных и слабых, что доселе пребывает в нашем мире столь великие подвижники, своим молитвенным подвигом спасающие всех православных христиан.

Иверская часовня у стен Московского Кремля.
    

По великой любви народа русского к Иверскому образу еще в середине XVII столетия принесено было в Россию несколько чтимых списков с него, из коих наиболее прославились образ в Иверском Валдайском монастыре и образ в московской часовне у Воскресенских ворот Китай-города, написанный по просьбе Патриарха Московского к архимандриту афонскому Пахомию. И когда в 1648 году три инока-святогорца поднесли царю Алексею Михайловичу готовый образ, то приложили к нему и письменное повествование:

«Как есми приехал Пахомий в наш монастырь, собрав всю свою братию, 365 браток, сотворили есма великое молебное пение с вечера и до света и святили есма воду со святыми мощами; святою водою обливали чудотворную икону Пресвятыя Богородицы, Старую Портаитскую (Вратарную) и в великую лохань ту святую воду собрали; собрав, паки обливали новую доску, всю из кипариса, и опять собрали ту святую воду в лохань; и потом служили Божественную литургию с великою верою, и после святой литургии дали ту святую воду и святые мощи иконописцу… И та икона новописанная не рознится ничем от первой иконы ни длиною, ни шириною, ни ликом — слово в слово новая, аки старая».

Читайте также:  Обрезание господне и житие василия великого - богослов

Этот самый список, известный как московская Иверская икона, встречали 13 октября 1648 года у Воскресенских ворот царь с семейством, патриарх и великое множество народа православного.

Образ был помещен на воротах, которые с тех пор стали называть Иверскими.

Затем, в 1669 году, перенесли его в деревянную часовню, а с 1791 года чудотворная пребывала в каменной часовне с синим, словно небо, и усеянным золотыми звездами куполом и двумя золотыми фигурами апостолов при дверях.

Иверская прославилась множеством чудес и исцелений, каковые записывались в особую книгу. Нескончаемым потоком шли к ней москвичи и гости первопрестольной, дабы помолиться и получить благословение Пречистой на свои труды.

Цари и царицы благочестивые, въезжая в белокаменную, прежде Кремля заходили в Иверскую часовню. Как вспоминали старые москвичи, по ночам святую икону возили из дома в дом в закрытой карете, запряженной шестеркой лошадей, в сопровождении духовенства. Впереди скакал всадник с факелом.

Кучера на козлах сидели без шапок, а в сильный мороз обвязывали головы платками.

Бытописатель старомосковского благочестия Иван Сергеевич Шмелев вспоминал, как истово готовились в замоскворецких домах к такой встрече с чудотворной:

«Новым кажется мне наш двор — светлым, розовым от песку, веселым. Я рад, что Царице Небесной будет у нас приятно. Конечно, Она все знает: что у нас под шатерчиком помойка, и лужа та же, и мусор засыпали песочком; но все же и Ей приятно, что у нас стало чисто и красиво и что для Нее все это. И все так думают.

Видно передовую пару шестерки, покойной рысью, с выносным на левой… голубую широкую карету. Из дверцы глядит голова монаха. В глубине смутно золотится.

Под легкой, будто воздушной, сенью, из претворенного в воздух дерева, блистающая в огнях и солнце, словно в текучем золоте, в короне из алмазов и жемчугов, склоненная скорбно над Младенцем, Царица Небесная.

Вся Она — свет, и все изменилось с Нею и стало храмом. Народ стережет священную карету. На ее дверцах написаны царские короны, золотые. Старушки крестятся на Ее карету, на лошадей; кроткие у Ней лошадки, совсем святые».

В 1929 году Иверскую часовню закрыли, а в 1934-м и вовсе снесли вместе с Воскресенскими воротами, дабы тревожить в дни парадов ревом бронированных чудовищ величавый покой Кремля.

Пропала, думалось многим, и сама чудотворная.

Тот список, который замещал Иверскую, пока она навещала дома москвичей, оказался в замоскворецкой церкви Николы в Кузнецах, где поныне пребывает в киоте перед правым клиросом Сергиевского придела.

Сама же Иверская, как полагают благочестивые прихожане, была перенесена на клирос северного придела храма Воскресения в Сокольниках. Подлинность этого образа неоднократно подтверждалась православными московскими старожилами; что же до сомнений, то в них повинны еретики-обновленцы, устроившие позднее в этом храме свое капище и тем дерзнувшие было бросить тень и на чудотворную.

Однако все возвращается на круги своя.

4 ноября 1994 года Святейший Патриарх Алексий II после Божественной литургии в новосозданном Казанском соборе на Красной площади совершил и освящение закладного камня Иверской часовни.

Так промыслительно пересеклись судьбы двух чтимых всею Русью Богородичных икон, Иверской и Казанской, дивное умножение образов которых лишь прибавляло им благодатной силы.

В сентябре 1995 года Святейший Патриарх обратился к настоятелю афонского Иверона архимандриту Василию с просьбой о написании для всероссийской паствы нового списка с «общей нашей Заступницы Богоматери Вратарницы». При усердных молитвах братии Святой Горы в кратчайшие сроки таковой образ и был написан благочестивым священноиноком Лукой из афонского Ксенофонтова монастыря.

Восстановленная Иверская часовня у стен Московского Кремля
    

25 октября 1995 года, в канун празднования Иверской иконе, греческий самолет доставил новый список в Москву в сопровождении двенадцати насельников Святой Горы во главе с архимандритом Василием.

С радостью и благоговением встретили москвичи вновь обретенную святыню у входа в Богоявленский патриарший собор, под звон колоколов и пение тропаря внеся ее под своды храма для всеобщего поклонения.

Всю ночь перед Иверской непрерывно совершались молебны и читался акафист.

На следующий день, 26 октября (13-го по старому стилю), крестный ход с Иверской иконой прошел по Никольской улице в Казанский собор к началу Божественной литургии, которую возглавил Святейший Патриарх. А около часа дня святую икону пронесли через восстановленные в прежнем великолепии Воскресенские ворота к Иверской часовне, освященной патриархом в сослужении сонма иерархов и духовенства.

Этот знаменательный день положил начало неиссякаемому потоку православных христиан к чтимой иконе Заступницы и Хранительницы нашей не только в настоящей, но и в будущей вечной жизни.

Как говорил великий афонский подвижник, старец Паисий Святогорец, «есть еще люди Божии, люди молитвы, и Добрый Бог терпит нас и снова приведет все в порядок… Наилучшим образом устроит все Добрый Бог, но необходимо многое терпение и внимание… То, что происходит сейчас, продлится недолго.

Возьмет Бог метлу! В 1860 году на Святой Горе было много турецких войск, и поэтому на какое-то время в монастыре Иверон не осталось ни одного монаха. Отцы ушли… Только один монах приходил издалека возжигать лампады и подметать.

И внутри монастыря, и снаружи было полным-полно вооруженных турок, и этот бедняжка, подметая, говорил: “Матерь Божия! Что же это такое будет?” Однажды, с болью молясь Божией Матери, он видит приближающуюся к нему Жену, светящуюся и сияющую лицом. Это была Матерь Божия.

Берет Она из его руки метлу и говорит: “Не умеешь ты хорошо подметать, Я Сама подмету”. И начала подметать, а потом исчезла внутри алтаря.

Через три дня ушли все турки! Матерь Божия их выгнала… Бог в конце концов расставит все по своим местам, но каждый из нас даст ответ за то, что он сделал в эти трудные годы своей молитвой, добротой… Нынешней ситуации можно противостать только духовно, а не по-мирски».

Тропарь, глас 1

От святыя иконы Твоея, о Владычице Богородице, исцеления и цельбы подаются обильно, с верою и любовию приходящим к ней. Тако и мою немощь посети и душу мою помилуй, Благая, и тело исцели благодатию Твоею, Пречистая.

Молитва

О Пресвятая Дево, Мати Господа, Царице небесе и земли! Вонми многоболезненному воздыханию душ наших, призри с высоты святыя Твоея на нас, с верою и любовию покланяющихся пречистому образу Твоему.

Се бо, грехми погружаемии и скорбьми обуреваемии, взирающе на Твой образ, яко живей Ти сущей с нами, приносим смиренная моления наша.

Не имамы бо ни иныя помощи, ни инаго предстательства, ни утешения, токмо Тебе, о Мати всех скорбящих и обремененных! Помози нам, немощным, утоли скорбь нашу, настави на путь правый нас, заблуждающих, уврачуй и спаси безнадежных, даруй нам прочее время живота нашего в мире и тишине проводити, подаждь христианскую кончину и на Страшном Суде Сына Твоего явися нам, милосердая Заступница, да всегда поем, величаем и славим Тя, яко благую Заступницу рода христианскаго, со всеми угодившими Богу. Аминь.

Молитва, чтомая в часовне Иверской иконы Божией Матери, пред Ее образом на молебне

О Пресвятая Госпоже Владычице Богородице! Приими недостойную молитву нашу, и сохрани нас от навета злых человек и от внезапныя смерти, и даруй нам прежде конца покаяние. На моление наше умилосердися и радость вместо печали даруй.

И избави нас, Госпоже, от всякия беды и напасти, скорби и болезни, и от всякаго зла.

И сподоби нас, грешных рабов Твоих, одесную стати во Втором Пришествии Сына Твоего, Христа Бога нашего, и наследники быти Царствия Небеснаго и жизни вечныя со всеми святыми в безконечныя веки веков. Аминь.

Афонская Вратарница: Иверская икона Божией Матери

Акафист

Кондак 1

Взбранной Воеводе, Владычице нашей Богородице, похвальная пения приносим Ти раби Твои, яко пришествием честнаго образа Твоего стяжавшии щит крепкий, стену необоримую и стража неусыпна.

Ты же, яко имущая державу непобедимую, покрый и защити нас, Владычице, от всех врагов видимых и невидимых и избави от всякаго вреда, душевнаго и телеснаго, да зовем Ти: Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая.

Икос 1

Ангел предстатель послан бысть рещи Богородице, егда паде Ей жребий апостольскаго служения в земли Иверстей: «Не разлучайся Иерусалима, жребий же, Тебе падший, просветится в последния дни, Ты же имаши потрудитися в земли, юже Тебе Бог изволит».

Темже радуйся, Еюже Евангелие благовестится; радуйся, Еюже идольская прелесть упразднится. Радуйся, Еюже власть князя тьмы разрушится; радуйся, Еюже Царство Христово утвердится.

Радуйся, падших во тьму идолослужения к свету Евангелия воззвание; радуйся, от рабства диаволу в свободу славы чад Божиих приведение. Радуйся, готовая служительнице Сына Своего и Бога; радуйся, послушанием преслушание Евы исцеляющая.

Радуйся, высото добродетелей; радуйся, глубино смиренномудрия. Радуйся, Еюже невернии познают Творца; радуйся, Еюже вернии усыновляются Отцу.

  • Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая.
  • Кондак 2
  • Видящи Святая Дева дивное и новое о Себе промышление Божие, яко раба Господня, присно готовая творити волю Его, возопи: Аллилуиа.
  • Икос 2

Разум недоразумеваемый глагола ангельскаго разумен Тебе, Пречистая, творя Господь, управи шествие Твое к Горе Афонстей, идеже проповедася Тобою Евангелие, и тако явися жребий Твой. Мы же радостно вопием: Радуйся, освятившая Афон Своим пришествием; радуйся, низложившая тамо идолов. Радуйся, насадившая тамо веру истинную; радуйся, неверие отгнавшая.

Радуйся, в жребий Себе Гору сию избравшая; радуйся, благодать сему месту обещавшая. Радуйся, верным, живущим в ней, подательнице земных благ; радуйся, споручнице вечнаго их спасения. Радуйся, теплая ходатаице о живущих в жребии Твоем; радуйся, всех врагов их устрашение.

Радуйся, милость Сына Своего до скончания века месту сему обещавшая; радуйся, благодать Его неотступною быти предрекшая.

  1. Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая.
  2. Кондак 3
  3. Сила Вышняго заступлением Богоматере осени Святую Гору и удолия и дебри ея, яко село пространное показа всем, в иночестей жизни хотящим жати спасение, внегда пети сице: Аллилуиа.
  4. Икос 3

Имущи промышление о жребии Своем, людех Иверския земли, устроила еси в месте, идеже Сама к Афону пристала еси, обитель роду их, в тихое пристанище ищущим спасения, хотящи даровати ей в щит и ограждение икону Свою, да вси взывают: Радуйся, пославшая проповедницу Евангелия в землю Иверскую; радуйся, обратившая сию страну от прелести идольстей к свету Христову. Радуйся, Отрасли неувядаемыя розго, дивную лозу Нине даровавшая; радуйся, от нея произрастившая гроздие чудес и благия веры. Радуйся, сад духовный на Афоне насадившая; радуйся, струю от него просвещения духовнаго стране Иверстей источившая. Радуйся, Евфимия златословесная уста; радуйся, Торникия непобедимая крепосте. Радуйся, всех благочестивых укрепление; радуйся, иноков ограждение. Радуйся, тихое пристанище ищущих спасение; радуйся, вечный покой им уготовляющая.

Читайте также:  Неделя 6 по пасхе - богослов

Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая.

Кондак 4

Бурю внутрь имущи помышлений сумнительных, честная вдовица, яже в Никеи, смятеся, зрящи копием воина-иконоборца прободену святую и чтимую икону Богоматере и абие источившу кровь и, страхом обдержима, да не поругана будет святая икона, с молитвою слезоточащи вверже ю в море. Увидевши же ю прямо верху воды путь творящу и текущу к западу, возопи с веселием: Аллилуиа.

Икос 4

Видеша иноцы Святыя Горы явльшийся в мори яко пламень, яко столп огнен, егоже верх досязаше небеси, яко солнце сияющее, и в нощи притекоша к краю моря и, видевше святую икону Богоматере, по морю носимою силою свыше, возопиша Благодатней: Радуйся, Купино, Законоположником предзримая; радуйся, столпе огненный, наставляяй сущия во тьме. Радуйся, лествице, досязающая до Небес, еюже сниде Бог; радуйся, мосте, преводяй сущих от земли на Небо. Радуйся, заре таинственнаго дне; радуйся, Звездо, являющая Солнце. Радуйся, Свет Неизреченный родившая; радуйся, еже како ни единаго же научившая. Радуйся, облеченная в солнце, сияющая благодатию и славою всей вселенней; радуйся, молние, души просвещающая и верных смыслы озаряющая. Радуйся, светлосте, во тьме светящая; радуйся, яко многосветлое возсияваеши просвещение.

Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая.

Кондак 5

Боготечную икону Свою дати хотящи Иверстей обители, рекла еси, Богомати, преподобному Гавриилу: «Иди с ликом иноков к берегу моря, сниде в пучину и приими икону Мою». Он же, верою и любовию окриляемь, по воде, аки по суху, ходя, прият ю во объятия своя и, достиг сокровища, иным недостижимаго, в достояние иноков рода своего иверскаго, веселяся, пояше: Аллилуиа.

Икос 5

Видеша иноцы иверстии многажды икону Богоматере из храма верху врат монастырских на стену града незримою силою изнесенную, ужасахуся и стояху, зовуще к Ней таковая: Радуйся, святую икону дати нам изволившая; радуйся, покров ю быти нам обещавшая.

Радуйся, любовь Твою к обители нашей показавшая; радуйся, благое о ней промышление явившая. Радуйся, помощь наша в чуждей стране; радуйся, в странствии нашем утешение. Радуйся, Божие к нам благоволение; радуйся, наше к Богу дерзновение. Радуйся, слез наших избавление; радуйся, сирых нас защитнице.

Радуйся, ограждение наше; радуйся, едина радосте наша.

Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая.

Кондак 6

Проповедника творящи Гавриила воли Своея, рекла еси к нему, Владычице: «Не приидох хранима быти от вас, но да буду Аз хранительница ваша не токмо в настоящем, но и в будущем веце. Се даю вам знамение: дондеже зрите в монастыре икону Мою, не оскудеет вам благодать Сына Моего и милость, да вопиют Ему вси: Аллилуиа».

Икос 6

Возсия радость велия слышавшим Твоя, Богомати, обетования, и Тебе, Небесней Вратарнице, храм во вратех обители с веселием иноцы воздвигоша и возопиша тако: Радуйся, хранительнице наша в настоящем веце; радуйся, предстательнице наша в будущем. Радуйся, страху Божию нас научающая; радуйся, на путь добродетели наставляющая.

Радуйся, дерзновение наша и надеждо; радуйся, упование наше и покров. Радуйся, благоутробие Сына Своего к нам преклонившая; радуйся, благодать Его неоскудно пребывати с нами возвещающая. Радуйся, святую икону залогом милости давшая; радуйся, дар чудодействия ей даровавшая.

Радуйся, прилог всякаго зла от обители отражающая; радуйся, всему благому вход отверзающая.

Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая.

Кондак 7

Хотящу иногда злочестивому Амире обитель Иверскую разорити и стадо иноков, тамо собранное разсеяти, скоро позна крепкое обители заступление от Богоматере, увидев корабли своя в пучине моря погрязшия и ратники изгибшия. И пришед со смирением, сребро и злато в обитель даяше, молитвы прося. Иноцы же, видевше сия, возопиша к Богу: Аллилуиа.

Икос 7

Новыя и безчисленныя чудеса показа Богомати, в обители оскудение вина, муки и елеа восполняющи, бесныя исцеляющи, хромым хождение дарующи, слепым прозрение и всяк недуг врачующи, да, видяще чудеса сия, воспевают Тебе: Радуйся, взбранная Воеводо, враги побеждающая; радуйся, скорая на помощь призывающим Тя.

Радуйся, не презирающая моления нашего; радуйся, обещания Своего не отступающая. Радуйся, скорбь обители в радость претворяющая; радуйся, оскудение обители восполняющая. Радуйся, слепых прозрение; радуйся, хромых хождение. Радуйся, всех немощных целительнице; радуйся, всех скорбных утешительнице.

Радуйся, яко не престаеши промысляющи и спасающи нас; радуйся, яко от толиких бед избавляеши нас.

  • Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая.
  • Кондак 8
  • Странно покрываемую от иконы Богоматере обитель Иверскую слышав Патриарх Никон, вожделе и Российстей стране благодати Ея стяжати причастие; сего ради, создав обитель в честь славнаго образа, со тщанием испроси изображение чудотворнаго образа Богоматере, да, покровом Ея защищаеми, вопиют Богу: Аллилуиа.
  • Икос 8

Вся сущи в Вышних, но и нижних не отступающи, благоизволила еси, Богомати, якоже древле преподобному Антонию даровася благословение Горы Афонския на утверждение обители Печерския, даровати и новой обители в стране Российстей благодать Свою, еюже благословила еси Афон, в подобии честнаго образа Твоего. Темже взываем Ти: Радуйся, страны Российския покрове, ширший облака; радуйся, православныя веры в ней ограждение и утверждение. Радуйся, Православныя Церкве непоколебимый столпе; радуйся, ересей и расколов обличение. Радуйся, светлыми лучами чудотворных икон всю страну озаряющая; радуйся, дары исцелений и милостей от них источающая. Радуйся, врагов устрашение; радуйся, святителей веселие. Радуйся, иереев похвало; радуйся, иноков наставнице. Радуйся, всего рода нашего спасение; радуйся, верных утверждение.

  1. Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая.
  2. Кондак 9
  3. Всяко тщание имуще о написании честнаго образа милостивыя Вратарницы, сонм постников иверских молебная пения совершает, водою от чудныя иконы омывает дску, на нейже имать изобразитися честный образ, и преподобнаго Иамвлиха освящает, иже, подвизався в посте, молитве и бдении со всею братиею, списа вапы, святою водою и мощами освященными, честное изображение Богоматере, выну моляся и вопия Богу: Аллилуиа.
  4. Икос 9

Вития многовещанныя, яко рыбы безгласныя, видим о Тебе, Богородице: недоумеют бо, како по достоинству похвалити вся чудеса Твоя, явленная роду нашему от святыя Твоея иконы, еще бо на пути в Российскую страну сия чудодействоваше, благочестивому Мануилу повелевая выкуп дати неверным, возбраняющим шествие святыя иконы в страну Русскую, и сугубо ему послежде отдавши. Мы же, дивящеся, верно вопием Ти: Радуйся, источниче чудес неисчерпаемый; радуйся, всякия милости подательнице. Радуйся, всегда теплая о нас ходатаице к Богу; радуйся, промышления Его о нас сокровище. Радуйся, сущим в бедах прибежище; радуйся, скорбящих утешение. Радуйся, больных исцеление; радуйся, немощных укрепление. Радуйся, вдов заступление; радуйся, сиротствующих милосердая Мати. Радуйся, заблуждающих на путь истины обращение; радуйся, грешников к покаянию воззвание.

Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая.

Кондак 10

Спасти хотящи многия люди от бед и скорбей, источаеши, Богомати, неоскудный источник милости от Своея иконы роду нашему: се бо и в стольном граде Москве благая Вратарница являешися всем поклоняющимся Тебе, скорое вспоможение подавающи, и в новой обители Иверстей благодати струи от иконы Твоея испущаеши, и во иных градех, обителех и весех чтущим Тя полезное прошение исполняющи. Темже, прославляя Бога, давшаго нам благодать таковую, вопием Ему: Аллилуиа.

Икос 10

Стена еси иноческому чину, Богородице, и всем, к Тебе прибегающим, ибо Небесе и земли Творец, вселься в девственней утробе Твоей, научи всех чистоты и целомудрия ревнителей возглашати Тебе: Радуйся, девства сосуде избранный; радуйся, чистейший образе целомудрия.

Радуйся, чертоже безсеменнаго уневещения; радуйся, Невесто неневестная. Радуйся, Сеятеля чистоты рождшая; радуйся, верных Господеви сочетавшая. Радуйся, в буре искушений скорая помощнице; радуйся, прилоги врага отражающая. Радуйся, мглу душевредных страстей отгоняющая; радуйся, помыслы очищающая.

Радуйся, земныя сласти презирати научающая; радуйся, к горнему умы и сердца направляющая.

  • Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая.
  • Кондак 11
  • Пение всякое побеждается, спростретися тщащееся ко множеству многих щедрот Твоих; равночисленныя бо песка песни аще приносим Ти, Владычице наша Богородице, ничтоже совершаем достойно, яже подаваеши нам, о Тебе вопиющим: Аллилуиа.
  • Икос 11

Светоприемную свещу, сущим во тьме бед явльшуюся, зрим святую икону Богоматере; невещественный бо огнь благодати приемлющи, лучами чудес всех озаряет, научающи сице взывати Благословенней: Радуйся, во всяких нуждах скорое вспоможение; радуйся, в печалех быстрое услышание.

Радуйся, от огня, меча и нашествия иноплеменных нас избавляющая; радуйся, от глада и напрасныя смерти нас свобождающая. Радуйся, от язвы и всегубительства смертнаго нас соблюдающая; радуйся, бедствующим в пути, на суше и на водах внезапное вспоможение.

Радуйся, язв душевных и телесных врачевание; радуйся, оставленных врачми в Свои руце приемлющая. Радуйся, милосердая утешительнице всех скорбящих и обремененных; радуйся, не отвергающая всех презренных и отверженных.

Радуйся, самых отчаянных из рова погибели исхищающая; радуйся, и мене, обнаженнаго добрых дел, не оставляющая Своим покровом и заступлением.

  1. Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая.
  2. Кондак 12
  3. Благодати дати восхотев, долгов древних, всех долгов Решитель человеком, прииде Собою ко отшедшим Того благодати и, раздрав рукописание, дарова нам крепкое Богоблагодатное ходатайство, да вопием вси молитвами Ея: Аллилуиа.
  4. Икос 12

Поюще Твоя чудеса, являемая нам в жизни сей, хвалим Тя, Богородице, яко милости источник неисчерпаемый.

Но, припадающе к Тебе пред чудотворною иконою Твоею, молим Тя смиренно: буди нам покров и защищение и в день кончины нашея, и егда имамы предстати на суд страшному престолу Сына Твоего, да вопием Ти: Радуйся, во славе приседящая престолу Сына Твоего и тамо нас воспоминающая; радуйся, с Сыном Твоим и Богом вечно царствующая и о нас ходатайствующая. Радуйся, уповающим на Тя конец живота непостыден дарующая; радуйся, безболезненную и мирную кончину устрояющая. Радуйся, мытарств горьких избавление; радуйся, от власти князя воздушнаго освобождение. Радуйся, грехов наших непоминовение; радуйся, по Господе упование нам блаженныя жизни. Радуйся, уповающим на Тя одесную Сына Твоего стояние устрояющая; радуйся, блаженнаго гласа Онаго, Небеснаго Царствия наследие обещающаго, слышати сподобляющая. Радуйся, благая Мати, всех, чтущих Тя, жити с Собою вселяющая; радуйся, крепкая надеждо вечнаго спасения всем христианом.

Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая.

Кондак 13

О, Всепетая Мати, Пресвятая Госпоже Дево Богородице! Призри на нас, приносящих смиренно со слезами малыя сия молитвы пред пречистым Твоим образом и все упование и надежду возложивших на Тя, и избави нас всех бед и напастей в животе сем и будущия изми муки, да, спасаемии Тобою, вопием выну: Аллилуиа. Этот кондак читается трижды, затем 1-й икос «Ангел предстатель…» и 1-й кондак «Взбранной Воеводе…».

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *