Как бороться с унынием и безверием — богослов

Как бороться с унынием и безверием - БогословНе радуйся ради меня, неприятельница моя! Хотя я упал, но встану; хотя я во мраке, но Господь — свет для меня. Гнев Господень я буду нести, потому что согрешил пред Ним, доколе Он не решит дела моего и не совершит суда надо мною; тогда Он выведет меня на свет, и я увижу правду его. (Мих. 7,8 9).

  • Дай боли волю — уморит.
  • Век живи — век надейся.
  • Тот не унывает, кто на Бога уповает.

Русские пословицы

  1. Бесовское коварство и дело — внушать нам отчаяние после того, как они вовлекут нас в грех, чтобы отчаянием погубить нас окончательно.
  2. Авва Стратигий
  3. Крепость желающих стяжать добродетели заключается в следующем: если они падут, то не должны предаваться малодушию, но должны восставать и снова подвизаться.
  4. Преподобный Исаия Отшельник
  5. Уныние есть расслабление души, изнеможение ума, оболгатель Бога, будто Он немилосерд и нечеловеколюбив.
  6. Свяжем теперь и этого мучителя памятию о наших согрешениях; станем бить его рукоделием, повлечем его размышлением о будущих благах.
  7. Преподобный Иоанн Лествичник
  8. Человек, имеющий смерть пред очами, постоянно побеждает уныние.
  9. Неизвестный старец, из «Отечника»
  10. Предлагаю совет против уныния: терпение, псалмопение и молитва.
  11. Преподобный Макарий Оптинский
  12. Когда найдет хандра, не забудь укорять себя: вспомни, сколько ты виновата пред Господом и пред собою, и сознай, что ты недостойна ничего лучшего, — и тотчас почувствуешь облегчение.
  13. Начало радости — быть довольным своим положением.

«Всегда радуйтесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия». ( Фес. 5,16,18).

Слова апостольские ясно показывают, что полезнее нам всегда радоваться, а не унывать при встречающихся неудачах; радоваться же можем только тогда, когда будем благодарить Бога за то, что случающимися неудачами смиряет нас и как бы невольно заставляет нас прибегать к Нему и со смирением просить Его помощи и заступления. И когда так будем поступать, тогда и на нас будет исполняться псаломское слово святого Давида: «Вспомнил я Бога и возвеселился». (Пс. 76,4).

Преподобный Амвросий Оптинский

Не говорите: «Не могу». Это слово не христианское. Христианское слово: «Все могу». Но не сам по себе, а в укрепляющем нас Господе, как уверяет апостол (см. Флп. 4, 13).

  • Святитель Феофан, затворник Вышенский (1815-1894)
  • Когда настанет страшная брань от духа уныния, тогда надобно крепко оградить себя и против духа неблагодарности, опасаясь, чтобы не впасть в хуление: ибо враг во время уныния сим оружием, то есть оружием хулы и неблагодарности, силится сразить душу.
  • Тяжкое состояние духа не долго бывает; вскоре следует за ним изменение непременное, посещение милости Божией и утешение.
  • Преподобный Нил Сорский
  • Земные развлечения только заглушают скорбь, не истребляют ее: они умолкли — и снова скорбь, отдохнувшая и как бы укрепленная отдохновением, начинает действовать с большею силою.
  • При особенном действии рассеянности, печали, уныния, лености очень полезно совершать молитву Иисусову, душа мало-помалу возбуждается от тяжкого нравственного сна, в которой обычно ввергают ее печаль и уныние.

Боритесь против помыслов и ощущений печали краткими словами: «Господи! Буди воля Твоя! Благословен и свят Бог во всех делах Своих!»

Произносите эти слова умом, а когда вы одни, произносите несколько вслух; произносите не торопясь, с большим вниманием и благоговением; повторяйте эти краткие слова до тех пор, пока не затихнут помыслы и ощущения печали.

Когда они снова подымутся, и вы снова употребляйте против них то же самое оружие. Опытом узнайте силу этого оружия, по наружности своей, с первого взгляда, столь незначительного.

А из состояния борьбы невозможно иначе выйти в состояние спокойствия, как победою.

https://www.youtube.com/watch?v=7sQQvm30tYI

Первое — слова: «Слава Богу за все».

Второе — слова: «Господи! Предаюсь Твоей святой воле! Буди со мной воля Твоя».

Третье — слова: «Господи! Благодарю Тебя за все, что Тебе благоугодно послать на меня».

  1. Четвертое — слова: «Достойно по делам моим приемлю; помяни мя, Господи, во Царствии Твоем».
  2. Эти краткие слова, заимствованные, как видите, из Писания, употреблялись преподобными иноками с превосходным успехом против помыслов печали.
  3. Святитель Игнатий (Брянчанинов)

Когда тебя будет бороть уныние, тоска, то понуждай себя мысленно говорить: «Слава Тебе, Боже, слава Тебе, Боже! Достойное по делам моим приемлю. Благодарю Тебя, Господи…» Говори эти слова десятки, сотни раз; говори убежденно, от всего сердца — и через некоторое время почувствуешь облегчение на сердце, мир и спокойствие, твердость и терпение.

  • Игумен Никон (Воробьев)
  • Ты все думаешь: вот пришли скорби, вот несчастья, которых нет ни у кого, вот обстоятельства, из которых нет выхода, — а это Бог с любовью посмотрел на тебя, это Бог приближается к тебе.
  • Святой праведный Алексей Мечев

Извольте держать в мысли, что это вам Господь дорогу в Царствие Свое пролагает, или даже более — берет за руку и ведет. Потому не упирайтесь ногами и не кричите, а благодушно и с благодарностью переносите скорби.

Святитель Феофан, 

Затворник Вышенский

Скорбь есть не что иное, как переживание нашего сердца, когда что-либо случается против нашего желания, нашей воли. Чтобы скорбь не давила мучительно, надо отказаться от своей воли и смириться пред Богом во всех отношениях. Бог желает нашего спасения и строит его непостижимо для нас. Предайся же воле Божией — и обретешь мир скорбной душе своей и сердцу.

Преподобный Никон Оптинский

Благодарение Богу за все! Это слово наносит смертельную рану диаволу и во всякой беде доставляет говорящему сильнейшее средство к ободрению и утешению. Не переставайте же никогда его произносить, особенно в скорбях, и научайте тому других.

  1. В искушениях надобно поститься.
  2. Святитель Иоанн Златоуст
  3. Бог не допускает, чтобы души, надеющиеся на него и чающие Его, настолько подвергались искушениям и скорбям, что это было бы выше их сил.

Лукавый не сколько хочет испытывает душу, а сколько отпущено ему от Бога, только бы душа мужественно крепилась, в надежде и с верой ожидала Его помощи и заступничества. И невозможно ей быть оставленной, но чем упорнее она борется, с верой и надеждой прибегая ко Господу, чем с меньшим сомнением ожидает Его помощи и избавления, тем скорее избавляет ее Господь от всех обступивших ее бедствий.

Преподобный Макарий Великий

Каждую душу ставит Господь в такое положение, окружает такой обстановкой, которая наиболее способствует ее преуспеянию. Это и есть внешняя обитель, исполняет душу покой мира и радование — внутренняя обитель, которую готовит Господь любящим и ищущим Его.

Скорби и радости тесно соединены друг с другом, так что радость несет скорбь, а скорбь — радость. Вам это кажется странным, но вспомните слова Спасителя: «Женщина, когда рождает терпит скорбь, потому что пришел час ее, когда же родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир». (Ин. 16,21).

  •                                                                                                          Преподобный Варсонофий Оптинский
  • Но если на скорби, нам ниспосланные, мы будем смотреть только как на несчастье и повод для ропота, то мы последуем уже не Спасителю, а нераскаянному разбойнику, и крест скорбей наших не только не отгонит от нас врага, но еще и привлечет его к нам как к верной добыче.
  • Неся же крест свой, последуя Господу, мы вскоре убедимся, что это царственное оружие защищает нас от искушений диавола, помогает побеждать множество опасных врагов — наши страсти — и ограждает от многого дурного, что совершили бы мы, если бы не несли его.
  • Архимандрит Кирилл (Павлов)
  • Священномученик Иларион (Троцкий)

Чем дальше от страстей, тем больше радости в сердце. Чистота сердца неразрывно связана с веселием. Блаженство в истине христианской не есть внешняя награда, но внутреннее следствие самой добродетели.Архиеп. Верейский

Из книги «Душевный лекарь. Святые Отцы — мирянам»

Москва 2006г                                                                                                                                        .

Грех уныния — причины, признаки, борьба | Православиум

Рубрика: Добродетели и грехи, Молитва, Основы веры

Уныние это расслабление как тела, так и души. Этот грех заставляет человека опустить руки, потерять всякое желание что-либо делать, утратить надежду.

Преподобный Амвросий Оптинский описывает это так: «Уныние значит ту же лень, только хуже. От уныния и телом ослабеешь, и духом. Не хочется ни работать, ни молиться; в церковь ходишь с небрежением; и весь человек ослабевает» (“Симфония по творениям преподобного Амвросия, старца Оптинского”, часть 2).

Как бороться с унынием и безверием - БогословДепрессия — современное обозначение уныния

Нередко уныние называют “полуденным бесом”, проводя параллель с 90 псалмом (Пс. 90:7) из-за того, что уныние чаще всего настигает людей в полдень. По наблюдениям старцев, в это время монахов, которые просыпаются очень рано, посещает сонливость и суетные мысли.

Почему уныние считается смертным грехом? Дело в том, что оно действует в связке с гордостью.

Унывающий человек обычно перекладывает ответственность за неудачи с себя на других людей, обстоятельства, судьбу. Пытается назначить виноватым в неприятностях кого угодно, но не себя.

Это — одно из проявлений гордости. Из-за этого уныние представляет большую опасность даже для самых ревностных христиан.

Даже среди неверующих людей уныние считается весьма опасным недугом. Распространённое в наши дни явление — депрессия — является его светским обозначением и прямым проявлением. Для лечения депрессии используют помощь психологов и различные препараты. Христиане тоже борются с проявлениями уныния. Только вместо психологов — священники и духовники, а вместо лекарств — молитва и труд.

Проявления уныния

Уныние это один из видов неверия. Человек разочаровывается в Боге, начинает отчаиваться.

«Тоска, по свидетельству Марка Подвижника, есть крест духовный, посылаемый нам к очищению прежде бывших согрешений.

Тоска происходит и от других причин: от оскорбленного самолюбия или от того, что делается не по нашему; также и от тщеславия, когда человек видит, что равные ему пользуются большими преимуществами; от стеснительных обстоятельств, которыми испытуется вера наша в Промысл Божий и надежда на Его милосердие и всесильную помощь. А верою и надеждою мы часто бываем скудны, от того и томимся», — так описывает причины появления уныния преподобный Амвросий Оптинский (Полное собрание сочинений преподобного Амвросия Оптинского).

Читайте также:  Проповедь о царствии небесном - богослов

 Уныние, как и любой смертный грех, многогранно. Оно может подступить к человеку с любой стороны. Чаще всего именно уныние становится первой страстью на пути духовного взросления.

Оно отвлекает от молитвы, посылает суетные мысли, заставляет сомневаться даже в Том, кто незыблем и вечен — в Боге. Особенно сильно уныние действует в одиночестве. Одинокий человек куда легче поддаётся скуке, унынию и отчаянию.

Именно поэтому начинающим инокам  советуют проживать в общежитии. Молитвенный подвиг в одиночестве — это удел опытных монахов.

  • Проявления уныния в духовной жизни разделяют на три категории:
  • — охлаждение к молитве, сомнения в её действенности;
  • — леность, полное нежелание вести духовную борьбу со своими страстями и недостатками;
  • — стремление заниматься чем угодно — даже совершать внешние добрые дела, но не совершенствоваться в своей внутренней жизни.

Маловерие — симптом уныния

Одним из опаснейших проявлений уныния считается охлаждение к Господу. Человек забывает всё то добро, что Он сделал ему, забывает всю помощь, которую получил. Мы начинаем роптать или сомневаться в вере. Это ведёт к неизбежной гибели души, к потере Бога.

Тем не менее, через искушения, подобные унынию, необходимо пройти православному христианину. Они позволяют человеку преодолеть свои слабости, увидеть свои пороки и начать борьбу с ними.

“Подобные потрясения потребны для человека-христианина, носящего земляное тело, с которым связана его бессмертная душа.

Без таких потрясений христианин не только не может приносить духовных плодов, но может погибнуть от возношения, что и случилось с падшими ангелами.

Итак, лучше будем смиряться при наших немощах и неисправности нашей, прося помилования от Господа единым Его милосердием”, — так пишет о неизбежности искушения унынием Амвросий Оптинский (“Симфония по творениям преподобных оптинских старцев”, Т. II).

Последствия уныния

Как и за любой совершённый грех, за потакание любой страсти, за уныние человек наказывает себя сам. Он становится вялым и слабым, не способным сосредоточиться и сконцентрироваться как в молитве, так и в повседневных или рабочих делах.

Унывающий человек своими руками разрушает достигнутое и в мирской, и в духовной жизни.

Не исправляются недочёты в работе, портятся отношения в семье, забрасываются полезные привычки, появляются пропуски в ежедневной молитве, посещения церкви становятся всё реже и реже.

Самое страшное наказание, которое может навлечь на себя унывающий человек, это потеря Бога в душе. Своим унынием человек не просто теряет Господа, он отталкивает Его, заполняя сердце саможалением, отчаянием, ропотом и неверием.

Как бороться с унынием

Бороться с унынием помогает воля человека, его способность заставлять себя делать то, чего не хочется. И главное условие в этой борьбе — постоянство.

Необходимо постоянно заставлять себя придерживаться привычного распорядка дня, нагружать себя работой. При этом не отдаляться от друзей и родственников, не зацикливаться на предмете уныния.

Одним из лучших решений в этой ситуации является изматывающий физический труд. 

Другое оружие, которым нужно бороться с любым грехом и в особенности с унынием, это молитва. Молясь, мы и разумом, и душой устремляемся к Богу, Единственному, кто может помочь нам победить грех.

“Говорят: нет охоты, так не молись — лукавое мудрование плотское; не стань только молиться, так и совсем отстанешь от молитвы; плоть того и хочет. Царствие Небесное нудится (Мф. 11:12), без самопринуждения к добру не спасёшься.” — пишет в своём дневнике святой Иоанн Кронштадский (“Моя жизнь во Христе”, Т. 1, запись 601).

Действительно, если уныние побеждает тебя, отвлекает от молитвы, мешает сосредоточиться, то бросить молитву — значит поддаться греху. Молитва приводит душу в сосредоточенное состояние и помогает победить страсть.

В состоянии уныния следует читать 26, 36, 39, 53, 101 псалмы. Также полезны молитвы об избавлении от уныния святого Иоанна Кронштадтского или святого Дмитрия Ростовского.

Молитва об избавлении от уныния святого Иоанна Кронштадтского

Господь – уничтожение уныния моего и оживление дерзновения моего. Все для меня Господь.

О, воистину Сый Владыко, слава Тебе! Слава Тебе, Животе Отче, Животе Сыне, Животе Душе Святый – Простое Существо – Боже, присно нас избавляющий от душевной смерти, страстями душе нашей причиняемой.

Слава Тебе, Триипостасный Владыко, яко от одного призывания имени Твоего просвещаеши мрачное лицо души и тела нашего и дарствуеши миром Твоим, превосходящим всякое земное и чувственное благо и всякое разумение.

Молитва из творения святого Дмитрия Ростовского

Боже, Отче Господа нашего Иисуса Христа, Отец щедрот и Бог всякаго утешения, утешающий нас во всякой скорби нашей! Утеши каждаго скорбящаго, опечаленнаго, отчаявающагося, обуреваемаго духом уныния.

Ведь каждый человек создан руками Твоими, умудрен премудростию, возвеличен десницей Твоею, прославлен благостию Твоею… Но вот посещены мы ныне Отеческим Твоим наказанием, кратковременными скорбями! – Ты сострадательно наказываешь тех, кого любишь, и милуешь щедро и призираешь на их слезы! Итак, наказав, помилуй и утоли печаль нашу; преложи скорбь на веселие и радостию раствори печаль нашу; удиви на нас милость Твою, дивный в советах Владыко, Непостижимый в судьбах Господи, и благословенный в делах Твоих во веки, аминь.

Борьба с унынием, леностью и чревоугодием: тринадцатая и четырнадцатая ступени «Лествицы»

Уныние – это сожаление о том, что всё происходит не так, как бы нам хотелось.

Чаще всего за драматическими обстоятельствами, в которые попадают люди, стоит уныние. Проблема в том, что некоторые считают, что от них в данном случае ничего не зависит, все симптомы (апатия, тревога, страхи, утрата способности чувствовать радость от жизни, негативизм мышления, «замёрзшие мысли», тоска, острое ощущение неспособности достичь желаемого и т. д.

) имеют не внутреннее, а внешнее происхождение. Мало того, как и в случае со всеми другими страстями, люди поначалу услаждаются унынием, оправдывают его, считают защитным механизмом, любят себя в этом состоянии, хвалятся им, выставляют напоказ.

И только потом, когда последствия становятся мучительными, а уныние превращается в хроническое заболевание, они ужасаются и пытаются выйти из него.

Преподобный Иоанн относит уныние к третьему разряду пороков. Эта страсть очень тесно связана с необузданностью чрева и происходящей от нее леностью и нечистотой телесной. Также причиной уныния и лености может быть многоглаголание.

«Уныние происходит иногда от наслаждения, а иногда оттого, что в человеке нет страха Божия… Уныние часто бывает одной из отраслей, одним из первых исчадий многословия…».

Поэтому подвиг против этих пороков преподобный поставил после подвига против многоглаголания.

Обратите внимание, что Лествичник практически уравнивает уныние и леность. В самом деле, уныние не только не позволяет человеку делать доброе, но, по выражению древних, есть мать всех пороков. Потому он говорит: «Уныние для инока есть его смерть».

Этот недуг не менее смертоносен и для всякого христианина (см. 2 Сол. 3:6–12).

«Уныние есть расслабление души и изнеможение ума, пренебрежение христианским подвигом, ненависть к обету, ублажитель мирских людей, клеветник на Бога – будто Он немилосерден и нечеловеколюбив; в псалмопении оно слабо, в молитве немощно, в телесном же служении крепко, как железо, в рукоделии не лениво, в послушании – лицемерно… Каждая из прочих страстей упраздняется одной какою-нибудь противоположной ей добродетелью, уныние же для христианина – всепоражающая смерть…».

Больше всего уныние боится молитвы.

Движимый страстью уныния христианин может предпринимать (любые) добрые дела, лишь бы не молиться: «Уныние подущает к странноприимству; увещевает подавать милостыню от рукоделья; усердно побуждает посещать больных; напоминает о Том, Который сказал: болен… бех, и приидосте ко Мне (Мф. 25:36); увещевает посещать скорбящих и малодушествующих; и, будучи само малодушно, внушает утешать малодушных».

  • Когда унылый человек все-таки понуждает себя стать на молитву, то «лукавый дух напоминает о нужных делах и употребляет всякое ухищрение, чтобы только отвлечь от собеседования с Господом, как обротью, каким-либо благовидным предлогом».
  • Иногда уныние может маскироваться под физическое недомогание, которое исчезает во время трапезы и снова появляется во время молитвы: «Бес уныния производит трехчасовое дрожание, боль в голове, жар, боль в животе; когда же настанет девятый час, дает немного возникнуть; а когда уже и трапеза предложена, понуждает соскочить с одра; но потом, в час молитвы, снова отягощает тело; стоящих на молитве он погружает в сон и в безвременных зеваниях похищает стихи из уст».
  • Средства против уныния:

1) Молитва и нелицемерное послушание. «Муж послушливый не знает уныния, чрез чувственные дела исправляя мысленные и духовные (делания)», – утверждает преподобный Иоанн.

2) Жизнь и дружеское общение с другими людьми: «Общежитие противно унынию, а мужу, пребывающему в безмолвии, оно всегдашний сожитель, прежде смерти оно от него не отступит и до кончины его на всякий день будет бороть его.

Увидев келию отшельника, (уныние) улыбается и, приблизившись к нему, вселяется подле него». Но Господь тех, кто находится в одиночестве и мужественно претерпевает уныние, сугубо награждает: «Во время уныния обнаруживаются подвижники; и ничто столько венцов не доставляет иноку, как уныние».

Побеждающие эту страсть во всем будут искусны, свидетельствует прп. Иоанн.

3) Воспоминание наших грехопадений («Плачущий о себе не знает уныния»), память смертная и воображение будущих уготованных нам благ; и частные – трудолюбие, рукоделие и молитва: «Свяжем же теперь и этого мучителя памятью о наших согрешениях, станем бить его рукоделием, повлечем его размышлением о будущих благах и умертвим его мечом молитвы с надеждой на Господа…». Святитель Иоанн Златоуст видит самое надежное средство против уныния в добрых мыслях: «Кто питается благими надеждами, того ничто не может повергнуть в уныние». Примерно так же рассуждает об этой страсти преподобный Исаак Сирин: «Уныние рождается от парения ума, а парение ума – от праздности, суетных чтений и бесед или от пресыщения чрева».

4) Решительная победа над унынием может быть одержана только победою над недугом чревообъедения, от которого этот порок происходит и которым поддерживается, по мысли прп. Иоанна.

Интересно, что в отличие от других отцов Церкви Лествичник ничего не говорит о печали, которая может предварять страсть уныния и чаще всего связана с какой-то потерей или неоправданными ожиданиями.

Читайте также:  Православный формализм как дорога к фарисейству - богослов

Как уже отмечено вначале, на языке медицины печаль и уныние называются депрессией. Так называемый нервно-психический фактор, который врачи видят в этимологии почти всех заболеваний, наиболее связан с депрессией.

По-видимому, в древности правильный устрой и ритм монастырской жизни не давал повода инокам печалиться о каких-то потерях или неоправданных ожиданиях, в отличие от мирских людей.

Иноки, отрекшиеся от мирских забот и привязанностей, могли подвергаться лишь радостотворной печали, о которой пишет святой апостол Павел: «Печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть» (2 Кор 7:10).

Четырнадцатая ступень: борьба с чревоугодием

«Чревоугодие есть притворство чрева, потому что оно и будучи насыщено вопиет: ‟Мало!”, будучи наполнено и расседаясь от излишества, взывает: ‟Алчу”. Чревоугодие есть изобретатель приправ, источник сластей.

Упразднил ли ты одну жилу его, оно проистекает другой. Заградил ли ты и сию, – иною прорывается и одолевает тебя.

Чревоугодие есть прельщение очей; вмещаем в меру, а оно подстрекает нас поглотить все разом», – рассуждает преподобный Иоанн.

Причиной чревоугодия, кроме многоглаголания, уныния и лени, о которых шла речь выше, является привычка, связанная с нашим естеством: «Почто вы, мне повинные, бьете меня досаждениями? И как вы покушаетесь освободиться от меня, когда я естеством связана с вами. Дверь, которою я вхожу, есть свойство снедей, а причина моей ненасытности – привычка; основание же моей страсти – долговременный навык, бесчувствие души и забвение смерти».

Чревообъедение – ужасный и унизительный порок в человеке, так как делает его малоспособным к любым занятиям, а более всего к занятиям благочестивым. Оно расслабляет и подавляет дух, делая из человека животного: «Кто ласкает льва, тот часто укрощает его, а кто угождает телу, тот усиливает его свирепость».

Даже церковные праздники чревоугодник воспринимает лишь как удобное время для угождения своему чреву: «Жид радуется о своей субботе и о празднике, и монах-чревоугодник веселится о субботе и о воскресном дне; во время поста считает, сколько осталось до Пасхи, и за много дней до нее приготовляет снеди. Раб чрева рассчитывает, какими снедями почтить праздник; а раб Божий помышляет, какими бы дарованиями ему обогатиться… Время веселия и утешения пищей для совершенного есть отложение всякого попечения, для подвижника – время борьбы, а для страстного – праздник праздников и торжество торжеств».

Кто болеет этой страстью, тот ищет любой предлог, чтобы разрешить свое воздержание от пищи: «Когда пришел странник, чревоугодник весь движется на любовь, подстрекаемый чревонеистовством, и думает, что случай сделать брату утешение есть разрешение и для него.

Пришествие других считает он за предлог, разрешающий пить вино, и под видом того, чтобы скрыть добродетель, делается рабом страсти».

Юным преподобный не советует пить вина, даже если это благословляют ему священники, ибо за этим гостеприимством может скрываться злая страсть: «Видал я престарелых священников, поруганных бесами, которые юным, не находившимся под их руководством, благословением разрешали на вино и прочее на пиршествах.

Если они имеют доброе о Господе свидетельство, то можем с их позволения немного разрешить; если же они нерадивы, то нам не должно в этом случае обращать внимание на их благословение, а особенно, когда мы еще боремся с огнем плотской похоти».

Чревоугоднику неизвестно умиление, так как пресыщение чрева иссушает слезные источники; неизвестны и непонятны высшие стремления духа к Богу, так как для невоздержного бог – чрево: «Насыщение чрева иссушает источники слез; а чрево, иссушенное воздержанием, рождает слезные воды».

Чревоугодие является причиной многих других страстей: «Начальник бесов есть падший денница, а глава страстей есть объедение… Первородный сын мой есть блуд, а второе после него исчадие – ожесточение сердца. Третье же – сонливость. Море злых помыслов, волны скверн, глубина неведомых и неизреченных нечистот от меня происходят.

Дщери мои суть леность, многословие, дерзость, смехотворство, кощунство, прекословие, жестоковыйность, непослушание, бесчувственность, пленение ума, самохвальство, наглость, любовь к миру, за которою следует оскверненная молитва, парение помыслов и нечаянные и внезапные злоключения; а за ними следует отчаяние – самая лютая из всех страстей».

Невозможно победить похоть плоти тому, кто предается чревоугодию: «Кто служит своему чреву и между тем хочет победить дух блуда, тот подобен угашающему пожар маслом… По пресыщении нашем сей нечистый дух отходит и посылает на нас духа блудного; он возвещает ему, в каком состоянии мы остались, и говорит: ‟Иди, возмути такого-то: чрево его пресыщено, и потому ты немного будешь трудиться”. Сей, пришедши, улыбается и, связав нам руки и ноги сном, уже все, что хочет, делает с нами, оскверняя душу мерзкими мечтаниями и тело истечениями».

Одержимому страстью чревоугодия неизвестна чистая молитва, так как помысл невоздержного часто оскверняется нечистыми представлениями: «Ум постника молится трезвенно; а ум невоздержанного исполнен нечистых мечтаний».  «Насыщение есть мать блуда, а утеснение чрева – виновник чистоты».

«Будь господин над своим чревом, прежде нежели оно тобою возобладает, и тогда будешь принужден со стыдом воздерживаться. Впадшие в ров беззаконий, о которых я не хочу говорить, понимают, что я сказал; целомудренные же опытом сего не познали…

Будем внимательны, и мы увидим, что объедение есть единственная причина потоплений, с нами случающихся». «Если бывает разжжение плоти, то должно укрощать ее воздержанием во всякое время и на всяком месте.

Когда же она утихнет (чего, впрочем, не надеюсь дождаться прежде смерти), тогда можем скрывать пред другими свое воздержание».

О тесной связи между чревоугодием, духовным расслаблением и блудной страстью рассуждает также преподобный Нил Мироточивый: «Многоядение не подкрепляет, но расслабляет; потому теперь мы и не можем так поститься, как древние отцы. Теперь люди берегут себя, как бы не простудиться и не повредить тела своего тленного, но чем больше берегут тело, тем больше оно истлевает.

Да, берегут, но как берегут? Бережение их в прожорстве, чтобы обкармливать себя различными трапезными снедями и напитывать ими тело свое тленное. Но тленное тело их, вместо того чтобы откармливаться этими разными кушаньями, еще больше от них истлевает….

Обильная пища обращается у него в мужеское семя… Но кто ест с воздержанием, у того никогда не накопляется семени, не растлевается целомудрие. Не беднеет он кровию своею; бывает всегда телом светел и чист, всегда поэтому преизбыточествует кровию, т. е. не расходует ее даром, и никогда не грязнит души своей, т. е. блудными грехами.

Неумеренным ядением и питием человек помрачает сердце свое и погубляет сердечную силу. Итак, сердечная сила человека погубляется обжорством, душа же этим самым удаляет благодать Всесвятого Духа, ибо человек, изливая семя свое, делается блудником, прелюбодействует, рукоблудничает, занимается малакийным свалением или лишь мысленною малакиею, т. е. услаждаясь блудными мыслями.

От сего растления гибнет кровь в человеке, а страсть такую силу приобретает в нем, что ни горы, ни холмы не остановят ее, ни леса, ни чащи не воспрепятствуют. Но человек несчастный этого не замечает… Особенно же губительно прожорство и непощение для монаха, ибо этим прожорством он губит себя и спасение свое, сам того не замечая. Некоторые говорят: мы не можем поститься.

По какой причине не в силах ты поститься? Знаешь ли, почему? Потому что не имеешь благодати Всесвятого Духа; ради этого и не в силах. Итак, понудь себя к посту, чтобы приобрести благодать Всесвятого Духа.Когда человек ест многоразличные яства, тело услаждается, но благодать отстраняется от него и сердце человека обмирает.

Не может тогда человек поститься, ропщет, когда наступает постный день или Великая Четыредесятница. Чего ропщешь, несчастный человек? Постись и воздерживайся, если хочешь, чтобы в помощь пощению твоему пришла благодать Всесвятого Духа».

К разновидностям страсти чревоугодия (плотоугодия) можно отнести курение и пьянство.

Доктор медицинских наук, священник из Санкт-Петербурга Георгий Григорьев утверждает, что среди двухсот самых страшных наркотиков мира третью позицию занимает алкоголь, а шестую – курение.

По медицинской статистике, среди всех пьющих в зависимость не попадают лишь порядка 5%. В мире 3/4 людей не употребляют спиртные напитки: мусульмане, жители Китая, Индии. Пьют в основном люди с белым цветом кожи, а таких остается менее 20% в мире.

Наиболее действенные средства против недуга чревоугодия, на которые указывает преподобный Иоанн:

1) Память смертная. «Сидя за столом, исполненным снедей, представляй пред мысленными очами твоими смерть и суд, ибо и таким образом едва возможешь хоть немного укротить страсть объядения. Когда пьешь, всегда вспоминай оцет и желчь Владыки твоего и таким образом или пребудешь в пределах воздержания, или, по крайней мере, восстенав, смиришь свой помысл.

2) Пост. «Не обманывайся, ты не можешь ни освободиться от мысленного фараона, ни узреть горней Пасхи, если не будешь всегда вкушать горького зелия и опресноков.

Горькое зелие есть понуждение и терпение поста, а опресноки – ненадмевающееся мудрование.

Да соединится с дыханием твоим сие слово псалмопевца: Аз же, внегда бесы стужаху ми, облачахся во вретище и смирях постом душу мою, и молитва моя в недро души моей возвратится (Пс. 34:13)».

Преподобный пишет, что хотя пост и насилует наше естество, но затем дает здоровье телу и наслаждение многими добродетелями: «Пост есть насилие естества, отвержение всего, что услаждает вкус, погашение телесного разжжения, истребление лукавых помышлений, освобождение от скверных сновидений, чистота молитвы, светило души, хранение ума, истребление сердечной бесчувственности, дверь умиления, воздыхание смиренное, радостное сокрушение, удержание многословия, причина безмолвия, страж послушания, облегчение сна, здравие тела, виновник бесстрастия, разрешение грехов, врата рая и небесное наслаждение».

Однако нельзя резко ограничивать себя в пище, ибо это может привести к различным болезням и унынию. «Это, – говорит преподобный Иоанн, – то же самое, как если бы кто-нибудь сказал, чтобы ребенок одним шагом взошел на самый верх лестницы».

Он советует тем, кто ранее ел вкусно и разнообразно, благоразумный выбор рода и постепенное ограничение количества вкушаемой пищи: «Если душа желает различных снедей, то она ищет свойственного естеству своему; и потому противу хитрого нашего чрева должно и нам употребить благоразумную осторожность; и когда нет сильной плотской брани и не предстоит случая к падению, то отсечем прежде всего утучняющую пищу, потом разжигающую, а после и услаждающую. Если можно, давай чреву твоему пищу достаточную и удобоваримую, чтобы насыщением отделываться от его ненасытной алчности и чрез скорое переваривание пищи избавиться от разжжения, как от бича».

Лествичник различает разные степени воздержания: «Одно воздержание прилично неповинным, а другое – повинным и кающимся.

Для первых движения похоти в теле бывают зна́ком к восприятию особенного воздержания; а последние пребывают в нем даже до смерти и до самой кончины не дают своему телу утешения, но борются с ним без примирения.

Читайте также:  Житие святителя филарета (после вечернего богослужения 1 декабря 2018) - богослов

Первые хотят сохранять всегда благоустройство ума, а последние душевным сетованием и истаяванием умилостивляют Бога».

3) Труды телесные. Телесное бездействие не располагает к обильному принятию пищи, более того, даже небольшое количество пищи не может перевариваться как должно, в результате чего человек становится тучным и расслабленным. Физический же труд производит обратное действие.

4) В борьбе с пьянством, кроме медикаментозного лечения, особенно важна молитвенная и моральная помощь ближних, а от курения преподобные старцы Оптинские советовали избавляться с помощью генеральной исповеди за всю свою жизнь.

Архимандрит Маркелл (Павук), духовник Киевских духовных школ 

Уныние

Уныние есть глубинное недовольство собой, судьбой, окружающим миром. Это неверие в будущее и неверие в себя, это постоянная агрессия по отношению к любви.

Если человек внутренне устремляется к Богу как к главному счастью, он тогда не зависит от окружающего мира и не соединяется с ним.

Когда человек утрачивает веру в Бога и устремление к Нему, он начинает стремиться к этому миру и начинает с ним срастаться. И тогда включается механизм спасения: мир вокруг начинает разрушаться.

Если человек не видит в происходящем Божественную волю, если он сросся с миром, – он этого разрушения не приемлет, ему больно, и он начинает впадать в уныние.

Если человек не может принять такого спасения, то он начинает унывать еще больше и все дальше уходить от Бога. Человек теряет цель. Цель дает силы; при разрушении ложных целей человек теряет энергию и подсознательно не хочет жить. Энергетический контур человека начинает затухать.

Человек не будет унывать только в одном случае: если его цель – единение с Богом. Бог вечен, потерять эту цель невозможно, – следовательно, в любых условиях человек будет выживать. Внутренне верующий человек унывать не может по определению.

Если человек чувствует, что Божественное живет в нем, то Божественная воля – это, в том числе, и его собственная воля. Если же это понимание утрачивается, то человеческая воля начинает конкурировать с Божественной и уныние тем больше, чем больше это расхождение.

Уныние есть нежелание принести жертву Богу, утратить настоящее ради вечного. Это неприятие потери, которая была в прошлом, есть в настоящем и произойдет в будущем.

Уныние и корысть происходят из одного корня: человек хотел получить что-то от судьбы и от будущего, но его мечты и надежды рухнули. Он уже не любит ни свое будущее, ни свою судьбу. И чем больше человек зависит от судьбы и от будущего, чем больше мечтает получать, тем сильнее его зависимость и тем сильнее будет уныние.

 Уныние – самая опасная эмоция для человека, т.к. для самих себя мы открыты. В случае обиды от других мы видим того, кто нас обидел, поэтому снять обиду на другого – задача более простая, чем отследить вялотекущий процесс накопления агрессии к себе. Недовольство собой и своей судьбой – это попытка уничтожить свою судьбу. Наше тело и наше сознание – это часть нашей судьбы.

Долгое, сильное уныние проходит в подсознание и превращается в мощную программу самоуничтожения. Уныние, недовольство собой и судьбой часто приводят к онкологии. Причем склонны к онкологии, в первую очередь, люди духовные, – потому что у них самоедство, сожаление о прошлом, постоянная критика недостатков окружающих, неприятие мира гораздо сильнее, чем у других.

Уныние  это один из самых опасных моментов еще и потому, что это есть отказ от своего будущего на самом тонком плане. Если человек заранее недоволен будущим, – в будущее этого человека не пустят.

Если мы не верим в себя в будущем, мы разрушаем структуру нашего «я», наше временнόе тело в будущем. Поэтому уныние – это самоубийство на тонком плане. Причем в таком случае человек разрушает не только себя, но и своих потомков.

Особенно опасно уныние для женщин, – у женщин такая программа в первую очередь «бьет» по детям и внукам.

Когда ребенок формируется (до зачатия и во время беременности), эмоции матери выстраивают его будущее мировоззрение и характер. Если у нее присутствует уныние, нелюбовь к себе и своей судьбе, в ребенке эта программа усилится.

Чем сильнее женщина пытается убить свою любовь, тем меньше шансов у ее ребенка пройти любую болевую ситуацию.

И тогда, для того чтобы выжить в настоящем, повзрослевший человек разрушает свое будущее, – он может стать гомосексуалистом или преступником.

Мать в молодости не хотела жить, когда были неприятности по судьбе, а сын в настоящее время сидит в тюрьме: у него не должно быть благополучной судьбы, и тюрьма спасает ему жизнь.

В христианстве существует категорический запрет на уныние: «стучите, и вам отворят», «верьте, и гора сойдет с места». Ученые, в свою очередь, выяснили, что уныние уводит человека от состояния гармонии, вызывая в коре головного мозга электрические импульсы, близкие к эпилептическому припадку.

Часто уныние появляется, казалось бы, без видимых причин. Причина здесь чаще всего одна: это реакция на «чистку». Душа должна периодически очищаться: когда на подходе дети или внуки, когда нужно готовиться к следующей жизни, когда приходит Божественная энергия.

Сейчас начинается процесс очищения душ в планетарном масштабе. Очищение происходит как дестабилизация или временная потеря базовых человеческих ценностей. На подсознательное унижение высших чувств человек реагирует так же, как он делал это раньше при унижении на внешнем уровне.

Включаются ненависть, ревность, обида, уныние. Получается, что у большинства людей очищение души, вместо импульса к любви и к Богу, вызовет подсознательный протест, ненависть и программу самоуничтожения. Значит, спасение души для многих обернется несчастьями, болезнями и смертью тела.

Человек, который привык видеть присутствие Бога во всем, примет любую ситуацию, сохраняя любовь и не занимаясь поиском виноватых.

Такой человек может по инерции пройти очищение души, даже не подозревая об этом.

Если человек понимает, что главный его враг – несовершенство и неумение любить, тогда любая ситуация, вместо того чтобы вызывать у него обиду, ненависть и уныние, будет подталкивать его к Богу.

 Как бороться с унынием? Если возникло уныние, нужно принимать все, что произошло и может произойти, благодарить Бога за помощь нашей душе, сохранять любовь.

Нужно радоваться каждой секунде жизни, отдавать энергию. Любая ситуация дана свыше. А поскольку она дана свыше, – значит, она для нас, а не против нас. Если у нас есть любовь, мы выживем.

Нужно сказать себе: наверху уже все решено, нельзя брать на себя слишком много.

Один из механизмов борьбы с унынием  меньше думать. Самые примитивные наши чувства мудрее наших самых умных мыслей. В наших чувствах – опыт миллиардов лет и в прошлом и в будущем.

Нужно на уровне сознания включать оптимизм. Если мы чего-то хотим, то, значит, на тонком плане это уже исполнилось. Наши глубинные желания приходят к нам из будущего. Это значит, что они могут реально осуществиться. Поэтому, если я чего-то хочу и верю в это, то, следовательно, это можно реализовать, этого можно добиться.

 Часто состояние апатии, отсутствие желаний, потерю интереса к жизни человек воспринимает как катастрофу. Он впадает в уныние, депрессию или совершает самоубийство – и ошибается.

То, что он считал несчастьем, на самом деле было просто отстранением от жизни. Именно в этом состоянии происходит забор новой энергии. В таком состоянии надо радоваться и молиться.

Когда чувства накалены и интерес к жизни максимальный, вспомнить о Боге труднее.

Для восточного человека охлаждение интереса к жизни – это счастье и новые возможности для познания мира. Для западного – это трагедия и потеря смысла жизни.

Есть еще одна закономерность. Допустим, в прошлой жизни в определенном возрасте у человека начались неприятности и несчастья. Они длились два-три года, и все это время он постоянно источал негативные эмоции, унывал. Еще через пять лет он начал тяжело болеть, а затем умер.

И вдруг в этой жизни в том же возрасте, несмотря на отсутствие неприятностей, у человека ухудшается внутреннее состояние, неизвестно откуда появляется уныние. И несмотря на то, что у него сейчас правильное мировоззрение и он начинает работать над собой, полностью справиться с ситуацией ему не удается.

Это может длиться два-три года. Если человек махнет на все рукой и перестанет работать, то он повторит свою судьбу в прошлой жизни. Если же не будет сдаваться, то проведет пару мучительных лет, но через пять лет болезни и смерти уже не будет.

Часто энергетически человек не вытягивает какое-то дело, и это также вызывает уныние. Любую задачу нужно делить на части так, чтобы решать ее было комфортно. Работать нужно для Бога – т.е. до тех пор, пока в душе есть легкость и чувство полета. Нами свыше управляют через энергетику, и если нет энергии на какое-то дело, то, возможно, делать его не нужно.

Пройдет некоторое время, и чувства презрения, превосходства, отчуждение от другого, уныние будут вызывать у людей физическую боль. Подумав плохо о другом человеке или об окружающем мире, можно будет умереть. Это будет залогом нашей трансформации. Все мы станем другими, и к этому надо готовиться.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *