Неделя 6 по пасхе — богослов

  • НЕДЕЛЯ 6-Я ПО ПАСХЕ, О СЛЕПОМ
  • Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.
  • Дорогие братья и сестры!

После Пасхи все воскресные дни являются праздниками.

Православные христиане празднуют дары, принесенные на землю воплотившимся Господом, Который научил людей Заповедям блаженства, пострадал, взял на Себя грехи рода человеческого и вознесся на сороковой день после Своего Воскресения.

Через эти заслуги Иисуса Христа Дух Святой — третья ипостась Пресвятой Троицы — ниспослал нам великие блага, но в этой жизни это только крохи, а в будущей наступит полнота, т.е. Вечное блаженное Царство.

Неделя 6 по Пасхе - Богослов

Наша встреча с Творцом в Царстве Небесном зависит от того, как мы проведем отведенное здесь на земле время, что прообразует Великий пост.

От нас требуется покаянная жизнь, которую продемонстрировала преподобная Мария Египетская, приобретение благодати Духа Святаго, чему учит преп. Иоанн Лествичник, и молитва, которую стяжал свт.

Григорий Палама, архиепископ Фессалоникийский, чтобы вокруг головы появился нимб, показывающий Божественную благодать, которая подается людям за веру и богоугодную жизнь.

Нам тоже надо стремиться к доброделанию и нести подвиги по нашим силам, вот тогда мы воскреснем, как воскрес Четверодневный Лазарь, для встречи со Христом и для вкушения вечных благ. Сейчас Церковь Христова на земле только предвкушает блага, уготованные верующим в Него.

Первые два воскресенья после Пасхи были посвящены тому, как Господь уврачевал неверие Фомы, а затем женам-мироносицам, которые первые возвестили миру о Воскресшем Христе. Затем Господь призывал нас быть способными для делания добра через расслабленного.

Ведь, если бы мы вывернули все карманы наизнанку, отдали все нуждающимся, — это альтруизм, а не добро, потому что многие так поступают ради гордыни.

Самое главное добро, не столько дать воды вещественной, сколько дать воды, текущей в живот Вечный, а это значит наполнить человеческое сердце верой в Бога, источающей духовную воду — благодать Божию.

И вот, в это воскресенье мы совершали Богослужение, в честь праздника об исцелении слепорожденного. Господь уврачевал слепоту людей как физический недуг.

Сейчас, к нашему счастью, на земле небольшой процент слепых, но самая главная слепота, которой поражен почти весь род человеческий, — духовная: неверие и отсутствие христианского сознания.

Если человек неверующий и не знает Бога — это слепец! И если такие люди учат других каким-то житейским мудростям, а тем более если они еретики, сектанты или сатанисты — это еще страшнее.

Так вот, смысл сегодняшнего праздника, что Господь отверз очи неверующему роду человеческому в лице Вартимея, сына Тимеева из Иерусалима.

Господь знал, кому дать зрение, и этот слепой не подвел, как говорится, надежды Божией, ибо получил исцеление и прозрел не только телесными очами, которые ему даровал Господь, но и духовными, потому что исповедал Иисуса Христа Сыном Божиим, как и апостол Петр. Помните, когда Спаситель спрашивал Своих учеников: «Вы же кого Мя глаголете быти?» (Мф.

16, 15), апостол Петр отвечал: «Ты еси Христос, Сын Бога Живаго» (Мф. 16; 16). Вот что самое главное, от нас требуется исповедовать Христа Сыном Божиим, веровать в Него, исполнять святую волю Божию и жить по Евангелию.

Врачевание слепоты — это был один из последних аккордов мессианства Господа Бога нашего Иисуса Христа на земле.

Не столько страшна слепота телесная, сколько слепота духовная: когда человеку 70, аще 80 лет, а он не знает, для чего живет! А мы, православные христиане, должны знать и верить, что находимся здесь и идем по пути, ведущему в Царствие Божие, и наш компас — Евангелие, по которому мы должны ориентироваться, чтобы через веру прийти ко Христу. «И вопросиша Его ученицы Его, глаголюще: Равви! Кто согреши, сей ли, или родители его, яко слеп родися?» (Ин.9; 2). Посмотрите, какой вопрос Господу задают апостолы, ведь как мог согрешить человек прежде своего рождения, поэтому апостолы решили, что он родился слепым по грехам родителей. Но «отвеща Иисус: ни сей согреши, ни родители его, но да явятся дела Божия на нем» (Ин. 9; 3).

Тогда в Израиле, и у нас сейчас, все были склонны сложить вину на кого угодно, только не на себя. Есть такое предание в Библии: «Наводяй грехи отцев на чада, и на чада чад, до третияго и четвертаго рода» (Исх. 34; 7), т.е. накажу до четвертого колена.

Не Господь наказывает род человеческий до четвертого колена, до правнуков, а наказывает своих детей сам прадед, дед или отец, который пил водку, был блудником или грабителем, не исповедовал свои грехи, не веровал в Бога, и тем самым не научил своих потомков идти по стопам Христа Бога нашего. Если отец пьет, то и ребенок с ним. Сейчас 12-летние мальчики валяются под забором пьяные. Ну, куда уж больше! Когда раньше давали 100 граммов водки 20-летнему, он отпихивался, не хотел пить, то сейчас 10-12-летние дети страдают алкоголизмом, а семилетние с папой могут выпить ящик пива.

Так вот дети наказываются за грехи родителей, которые передают им по наследству через генный код свои страсти и пороки. Но это есть не наказание и не месть, а уврачевание от этих пороков, ибо ничто нечистое не войдет в Царствие Божие, поэтому дети должны исцеляться от этих пороков, каяться в них и молиться за своих сродников, тем самым, спасая их от вечных мучений.

Многие из здесь стоящих часто задаются вопросом: почему у меня не получается исцеление, не клеится дело, не ладится в жизни и т.п.

А это потому, что твои внуки и правнуки сейчас пьют и ходят по сатанинским стезям.

Этим самым они обличают и обвиняют тебя, что ты не научил их жить по воле Христа Бога, не привил с детства Православную веру и не сделал из них людей, т.е. христиан. Вот за это мы все и страдаем.

В Ветхом Завете было так, что за грехи прадедов наказывались правнуки, их правнуки тоже несли наказание, и так продолжалось безконечно, пока Христос не уврачевал людей от греха.

Конечно, до пришествия на землю Господа были праведники, которые ждали утехи Израиля, такие как праведный Симеон Богоприимец, пророчица Анна, праведные Иоаким и Анна, родители Пресвятой Богородицы и другие. Были считанные люди, ожидавшие Христа Бога, Который должен прийти на землю, воплотиться и пострадать за весь род человеческий.

Тогда на земле было, может быть, не шесть миллиардов народонаселения, как сейчас, а несколько сотен миллионов, которые не знали воли Божией, не подозревали о должном воплощении Сына Божия и были слепы отсутствием Божественного мышления и веры!

Неделя 6 по Пасхе - БогословА вот этот слепец Вартимей не подвел Иисуса Христа, оправдал милость Божию к себе — исцеление, дарование зрения; он исповедовал Его Сыном Божиим и не отрекся от Господа перед фарисеями, которые со злобой допрашивали его: «Мы вемы, яко Человек Сей грешен есть» (Ин. 9; 24). Вартимей же прозрел мысленными очами: «Аще не бы был Сей от Бога, не мог бы творити ничесоже» (Ин. 9; 33). Перед книжниками он говорил без боязни и вел себя мужественно, не как его родители, которые по своему малодушию чуть не отреклись от сына. Он не стал выкручиваться и говорить, что я исцелился и не знаю, кто это сотворил, наоборот, Вартимей вступил в спор с фарисеями и укорял их в неверии и безумии: «О сем бо дивно есть, яко вы не весте, откуду есть, и отверзе очи мои» (Ин. 9; 30). И когда исцеленного выгнали из храма, Господь спросил его: «Ты веруеши ли в Сына Божия? Отвеща он и рече: и Кто есть, Господи, да верую в Него. Рече же ему Иисус: и видел еси Его, и глаголяй с тобою Той есть. Он же рече: верую, Господи! И поклонися Ему» (Ин. 9; 35-38).

Не сказал: я Тебе не верю, и пошел восвояси, а поклонился Ему до земли, тем самым, оправдал милость Иисуса Христа, которую Он сотворил на Вартимее. Таким образом, этот слепорожденный показал на своем примере весь род человеческий, который Господь исцелил от отсутствия веры в Бога и богопознания.

Посмотрите, в чем архиереи-фарисеи упрекали Христа, они Его выгнали из синагоги как исповедника истины.

Почему же они не уверовали в Мессию? Потому что их чаяния души, весь настрой жизни был на материальное! Это они были первые марксисты-материалисты, хотевшие построить рай Божий на земле! Они ждали Христа, как царя земного: с мечом на белом коне, который бы пришел к ним и сказал: «Ну, братья фарисеи и саддукеи, пойдемте на Рим! Мы им головы посечем и сделаемся владыками мира». Вот к чему они стремились еще с тех давних времен и до сих пор, потому что жили только жаждой этой мирской жизни и не обращали свои взоры к Богу, не молились и не стремились к стяжанию благодати Духа Святаго, которая просвещает и наставляет на всякую истину. Вот эти первосвященники и книжники ослепли духовно, до прихода Христа на землю они совершенно исчерпали свой харизматический потенциал, т.е. духовные возможности для просвещения Израиля, богоизбранного народа, и тем более — для язычников. Они уже стали слепыми вождями, как явствует из сегодняшнего евангельского повествования, поэтому и не распознали Сына Божия.

Как Господь мудро все устроил: родился в Вифлееме, а явился из Назарета! Вот если бы Он родился в Вифлееме и вышел на проповедь из Вифлеема, какой ребус довелось бы разгадывать этим израильским вождям, и как тогда нужно было бы уврачевать их слепоту, да и их духовное состояние не открылось бы. А так, как Сын Божий Христос родился в Вифлееме, а как человек — был Назарянином.

Назарет скрыл Его Божество. Было все прикровенно и сокрыто для того, чтобы сами люди не глазами и знанием библейской истории, а своим сердцем и духом, очами веры узрели, что это Сын Божий, познали Бога по Его делам! Ибо сами простецы говорили: «От века несть слышано, яко кто отверзе очи слепу рождену» (Ин. 9; 32) и «Никогда человек не говорил так, как Сей Человек» (Ин. 7; 46).

Кажется, вот эти свидетельства должны открыть слепоту израильским вождям, но нет, этого было недостаточно, и они посылали арестовать Его. А Господь делал все, чтобы размягчить их окаменелые сердца и открыть их духовные очи: проповедовал, исцелял, был мучим и распят, воскрес и вознесся на виду у всего израильского народа — а воз и ныне там.

Вот что такое материализм, братья и сестры, вот что такое увлечение мамоной! Именно эта причина привела к духовной слепоте книжников и вождей израильского народа. Они поэтому и не могли понять, что суббота (в переводе с еврейского — «покой») есть отсутствие всякой заботы, т.е.

что тебе кушать, где жить, не выгонят ли тебя с работы и как ведут себя твои дети, — все это суета и забота. И чаще всего это забота о нашем теле, которое требует за собой постоянного ухода. Как апостол Павел пишет: «Никтоже бо когда свою плоть возненавиде, но питает и греет ю» (Еф. 5; 29).

Читайте также:  Родительская суббота мясопустная в тюльгане - богослов

А покой — это еще означает безстрастие, отсутствие гнева, злых помышлений, ненависти и презрения к ближним, (кроме заботы о приобретении насущного хлеба), покой от зла, от страстей и пороков. Жизнь по нашим страстям, превышение так называемых физиологических функций человека, генерирует, т.е.

творит зло, от которого страдаем мы сами и окружающие нас.

Покой — это совершенство. Можно привести такой банальный пример. В 50-х годах XX века в Киеве была международная выставка птицеводства.

Обыватели подходят к венгерскому павильону и спрашивают: «А что это у вас куры валяются ножками кверху, как дохлые?» А гид им переводит, что они уже ни в чем не нуждаются, у них наступил покой — рай в клетке.

Они получили концентраты, зерно, витамины, зелень и водичку, а теперь блаженствуют, чем не бройлеровский рай!?

Так вот и здесь суббота — это значит покой, беззаботность. Именно в субботу для будущей небесной субботы надо делать все, чтобы человек не заботился о земном и суетном, не думал о болезнях и болячках, не ахал и не охал. Это полное блаженное, беззаботное состояние души, а не то греховное, в каком мы сейчас находимся на земле.

Беды же нам причиняет наша злая воля или хотение: что хочу, то и ворочу, т.е. это, по сути, — мятеж, революция против Бога. Вот это несогласие и война, которую мы ведем против нашего Творца, доставляют нам хлопоты, несчастья и беды в этой жизни.

И кто удостоится Царства Божия и будет обитать там с ангелами и святыми, тот больше не увидит скорбей и болезней.

Фарисеи и саддукеи ликовали бы, что пришел такой Пророк, Который давал прозрение, исцелял от недугов, кормил, воскрешал, но это не было оценено по достоинству и не привело этих князей Израиля к вере и духовному прозрению.

Господь делал великие блага людям, ну куда уж больше: больных врачевал, прокаженных очищал, рожденного слепым сделал зрячим! Этот слепец рад был увидеть свет Божий и готов был уже после этого умереть, и этого ему было достаточно, ведь он 20 лет прожил от рождения слепым и ничего не видел.

Или тот больной, который 38 лет лежал возле Силоамской купели, и ждал милости от людей, чтобы они опустили его в святой источник. А получил он милость Божию, Сам Господь пришел на землю, чтобы исцелить его телесный недуг и избавить от вечной погибели.

Всех дел Божиих по спасению рода человеческого не перечесть, и Господь делал людей счастливыми, ведь здоровье — это наполовину счастье, а стопроцентное счастье, скажем так, — это и есть совершенное блаженство! Еще если добавить, что это будет в Царствии Божием с Самим Богом, то это есть полнота покоя и блаженства.

И вот посмотрите теперь, какое лукавство проявили родители Вартимея! Пусть уж какие прохожие или соседи, которые видели это чудо, не заступились за исцеленного и за Виновника исцеления, которое соделал Господь, но родители, самые близкие на земле люди, стали стыдиться своего чада.

Они должны были свидетельствовать за сына, прославить Бога и Иисуса Христа, Который сотворил такое чудо, заступиться за Него, сказать, что это был Пророк, это еще даже не оскорбительно для Бога, т.е. назвать все своими именами.

Так нет же! Они испугались фарисеев, поэтому спихнули все на сына: «Како же ныне видит, не вемы, или кто отверзе ему очи, мы не вемы; сам возраст имать, самого вопросите, сам о себе да глаголет» (Ин. 9; 21).

Они умыли руки, и все — в стороне от этого события, дабы не быть отлученными от синагоги. Но к тому времени от благодати, от синагоги уже остались рожки да ножки! Харизма уже исчерпалась. Почему Господь и сказал: «Се оставляется вам дом ваш пуст» (Мф. 23; 38). А без благодати синагога уже не дом Божий, она стала просто сборищем людей, обыкновенным гражданским зданием и не более того.

Но эти родители ни слова не сказали за своего сына! Тут бы ликовать, подпрыгивать от радости до небес, ведь сколько они скорбей имели за эту болезнь сына, позор лежал на семье, и таких людей считали грешниками.

Как страдали за безчадие праведная Анна, мать пророка Самуила, Захарий и Елисавета, родители Иоанна Предтечи, помните, как Иоакима изгнали из синагоги и не приняли от него жертву: раз у тебя нет детей, значит ты грешник.

А мы, дорогие братья и сестры, как ведем себя, как защищаем свое сокровище — Православную веру? По сей день веруем в кулак: смотрим по сторонам, нет ли посторонних, можно ли перекреститься, а где-нибудь в общественных местах, так Боже упаси, как бы чего не вышло, как у того премудрого пескаря!

Так вот, погоня за материализмом привела не только фарисеев, саддукеев и первосвященников Израиля, но и великий богоизбранный русский народ, Третий Рим, к такому плачевному состоянию! Нам было мало тех благ, какие были у нас сто лет назад, когда при царях были в обиходе золотые монеты, разводов никто не знал, люди были здоровые и сильные. Этого показалось мало, решили, что построят еще лучше. И построили то, что сегодня приходится перестраивать. Уклонились в материализм и копаются в нем, как курица в навозной куче. И вот теперь перебирают: этот президент плохой, давай другого изберем. И этот тоже ничего не даст, ведь жизнь и благосостояние народа зависят не от правителей, а от Бога. Это Он нам не дает земных временных благ, чтобы мы не надеялись на князей и на сынов человеческих, не служили бы маммоне и, тем самым, чтоб не погубили себя!

Не дает Господь нам ожидаемых земных благ, т.к. наша жизнь духовно не рентабельна, не спасительна. Господь не дает земного счастья, чтобы мы не впали в еще худшее греховное состояние. Можно сказать, что это наше благо, что Господь нам не дает благ.

Вот если бы мы их отталкивали от себя по своему смирению и богоугождению, тогда бы Господь, наоборот, засыпал бы нас ими. Он по Своей неизреченной любви хочет на небе, в райских обителях дать верующим в изобилии духовные блага.

А здесь можно и на сухариках прожить, потому что на земле мы временные жители, путешественники, ибо сказано в Евангелии от Матфея: «Ищите прежде Царствия Божия, и правды Его, и сия вся приложится вам» (Мф. 6; 33).

А мы, наоборот, умудрились переставить вторую часть сложного предложения вперед, т.е. ищем прежде то, что приложится, — материальные блага, а Царство Божие — как придется.

Итак, не будем слепотствовать, дорогие братья и сестры, — такой смысл сегодняшнего Евангельского сказания. Верою, молитвою и бдениями, всеми добрыми делами будем прозревать духовно, приобретать христианское сознание и мышление Божие. Аминь.

Проповедь в неделю 6-ю по Пасхе, о слепом

Христос Воскресе!

«Душевными очима ослеплен к Тебе, Христе, прихожду, яко слепый от рождения» — вот так Святая Церковь сегодня воспевает и прославляет Господа и напоминает нам о том, что есть слепота не только физическая, но и слепота духовная.

И в Священном Писании очень часто говорится о том, что у человека бывает такое состояние души, которое порождает духовную слепоту.

Это бывает тогда, когда человек поражен пороками и страстями, такими, как гордость, тщеславие, самомнение, гнев, памятозлобие, неприязнь и всякие другие пороки и грехи, которые подобно пелене закрывают духовные очи человеку, и он не может видеть ни своих недостатков, ни достоинств окружающих людей, поэтому он часто думает, что он лучше всех, а остальные – это грешники, которые не заслуживают никакого внимания и уважения.
И вот сегодня повествование из Евангелия от Иоанна напоминает нам о конкретных примерах того, как опасна духовная слепота. Евангелист говорит об исцелении слепорожденного. В связи с этим он поведал нам историю, как отнеслись окружающие люди к этому событию. Мы видим, что человек, который от рождения ничего не видит, стал не только зрячим, но и духовно просветился и признал в Господе не только своего освободителя от тяжкого недуга, но и прославил Его, как Сына Божия и поклонился Ему. А вот книжники и фарисей, которые досконально хотели узнать, как все произошло, до конца оказались неверующими: они не признали этого чуда, а, наоборот, обвинили Господа в том, что Он является человеком грешным, потому что, видите ли, не соблюдал правило субботнего покоя. Как же это произошло?

Евангелист Иоанн Богослов говорит нам о том, что Господь проходил мимо человека, который был слепым от рождения, вот он сидел и просил милостыню и никто не обращал на него внимания, но Господь и сопровождавшие Его ученики остановились здесь.

И ученики стали спрашивать у Господа: «Кто же согрешил: этот ли человек или его родители, что он родился слепым от рождения?», потому что это тяжкий недуг и люди всегда думают, что, если человек страдает от чего-то, то это следствие его грехов.

Это на самом деле так в большинстве случаев и бывает, обычно грехи являются порождением всех болезней и душевных и телесных, но в данном случае говорит Господь: «Ни этот человек не согрешил, ни его родители, а все было для того, чтобы на нем явилась слава Божия».

А слава Божия явилась в том, что Господь произвел незначительные на первый взгляд действия – он сотворил плюновение и брением из земли помазал очи этому человеку и сказал пойти ему в источник Силоам и там умыться. Этот человек так и поступил и сделал таким образом, как ему повелел Господь: умылся и сразу же прозрел и возвратился уже зрячим.

Читайте также:  Празднование рождества христова 2020 в тюльгане - богослов

И только тут уже заметили его окружающие люди. И начали думать и говорить: «тот ли это человек, который сидел и просил милостыню». Они, может быть и проходили мимо него и милостыню ему не подавали, поэтому и не распознали в нем этого человека, мимо которого они проходили.

Другие говорили: «Да нет – это не тот человек, который просил милостыню, похожий только на него», стали сомневаться в том, что было совершено чудо исцеления, избавления человека от слепоты. Повели этого человека к фарисеям, которые считались знающими Моисеев Закон и соблюдающими его очень тщательно, в том числе и Закон о покое субботнем.

Фарисеи стали интересоваться – действительно это тот человек и спрашивали его: «Как же ты выздоровел, как же ты избавился от слепоты?». Он сказал: «Человек по имени Иисус сделал брение из земли и помазал мне глаза и я пошел к источнику и исцелился». Снова и снова спрашивали фарисеи этого человека, сомневаясь в действительности чуда, потому что исцеление совершилось в субботу. Поэтому они говорят слепому, что тот человек, который тебя исцелил не праведник, а грешник, ибо не соблюдает закона о субботе.

Призвали фарисеи родителей его и стали вопрошать: «Это ли ваш сын? Действительно ли он родился слепым? Как он прозрел?», но родители, поскольку они боялись, что их отлучат от синагоги, а фарисеи уже сговорились, чтобы все, кто будет говорить о том, что Иисус есть Христос, т.е.

— Мессия, Помазанник Божий, который предсказан пророкам, отлучить от общения, не давать возможности приходить в синагогу, тем более в храм Иерусалимский Поэтому родители сказали: «Да – это наш сын, и что он родился слепым и это так, а вот как он избавился от слепоты, мы не знаем».

Поэтому фарисеи снова спрашивали исцеленного: «Как же ты все таки избавился от своей слепоты и что ты думаешь о том человек, который тебя исцелил?» «Я думаю, что это пророк.», но фарисеи сказали, что не может он пророком быть, потому что нарушает закон о субботе.

И снова и снова спрашивали, чтобы выяснить со всеми подробностями как это произошло. Но слепорожденный, который исцелен от слепоты, говорит: «Я уже многократно отвечал вам, а вы снова и снова спрашиваете, неужели вы хотите стать учениками Иисуса».

Они возмутились и сказали: «Ты весь во грехах родился и ты нас еще и поучаешь?» И поэтому изгнали его и не поверили тому, что на самом деле произошло.

Вот таким образом, дорогие братья и сестры, мы на этом ярком примере видим, что духовная слепота хуже и паче всякого греха и хуже всякой физической слепоты, потому что эти люди, несмотря на то, что они видели, что они слышали, они ничего не хотели ни видеть, ни слышать, ни признавать.

И мы знаем из Евангелия, что книжники и фарисеи порицали Господа не только, как в данном случае, называли Его грешником, но и, когда речь шла о чудесах, которые Он совершил. Они говорили, что эти чудеса совершаются силою князя бесовского веельзевула.

Вот до чего они додумались в своей духовной слепоте.

Поэтому, дорогие братья и сестры, нынешнее Евангелие, когда говорит нам об исцелении слепорожденного, поведал нам об этом великом чуде Господа, которое дотоле никто не видел и о котором никто не слышал. Данное повествование побуждает нас прославлять Господа за Его милосердие. В то же время указывает на пагубность духовной слепоты, которая явным образом проявилась в поведении фарисеев.

Здесь мы также видим, что и человек, который получил избавление от слепоты, когда Господь его нашел и сказал ему: «Признаешь ли ты Сына Божьего?», и, когда исцелившийся признал в Господе Сына Божьего, поклонился Ему – этим самым он засвидетельствовал, что он прозрел не только физически, но и духовно, а вот фарисеи так и остались в своей духовной слепоте. Поэтому Господь очень часто называл фарисеев «слепыми вождями слепых», имея ввиду, конечно же не физическую слепоту, а слепоту духовную, т.к. будучи духовно слепыми, фарисеи хотели быть учителями и наставниками тех, которые тоже духовно слепы, потому что доверяют этим лицемерным наставникам, которые, как будто заботятся о благочестии, о соблюдении самых мелочных предписаний Ветхозаветного Закона, а в то же время нарушают самую важную заповедь о любви к Богу и ближнему.

Вот, дорогие братья и сестры, та история Евангельская, которая поведала нам об очень важных предметах нашей веры и нашего благочестия.

Будем стремиться к тому, чтобы избавляться от тех причин, которые приводят к духовной слепоте, избегать грехов, пороков, гордости, кичливости, самомнения и всего прочего, что закрывало бы наши духовные очи, дабы мы не видели собственных грехов, а осуждали только окружающих нас людей, считая их более грешными, а себя более праведными.

  • Будем стремиться к тому, чтобы, имея открытые духовные очи, всегда ясно видеть свой прямой путь, который ведет ко спасению.
  • Аминь.
  • Протоиерей Василий Стойков
    25 мая 2014г.

Неделя 6-я по пасхе, о слепом | храм святителя григория богослова и мученицы зои

Во имя Отца, и Сына и Святого Духа!

Сегодня Святая Православная Церковь вспоминает установленным чтением из Святого Евангелия величайшее чудо — исцеление слепорожденного, совершенное Господом Иисусом Христом. Так как этого слепого от рождения почти все знали, то весть о его прозрении быстро распространилась свидетелями чуда, и народ, пораженный небывалым исцелением, пришел в волнение и движение.

Фарисеи, встревоженные этим движением, поспешили собраться для расследования события и обсуждения предстоявших им действий. По первому впечатлению после допроса исцеленного фарисеи сами смутились, и между ними начались споры и распри, но затем, не видя выхода из своего затруднения, они задумали обвинить исцеленного, говорившего, что он родился слепым, — в обмане.

Против Христа у них было только одно обвинение, что Он исцелил болящего в субботу, но они сами прекрасно чувствовали недостаточность такого повода пред потрясающим величием происшедшего чуда. Оставалась надежда только на родителей прозревшего, что они убоятся подтвердить показания сына под страхом быть отлученными от синагоги.

Но потребованные на допрос родители, хотя и предпочли отговориться незнанием, как совершилось исцеление, однако засвидетельствовали, что прозревший — их сын, и он родился слепым.

Тогда фарисеи снова вступили в спор с прозревшим и, не получая никаких данных к опровержению чуда, в конце концов потребовали с обычным лукавством, чтобы он за исцеление воздал хвалу одному Богу и отнюдь не прославлял Иисуса Христа, Который будто бы им известен как великий грешник.

Такое лицемерное и несправедливое решение до глубины души возмутило счастливого исцеленного, и он начал обличать заседавших пред ним народных учителей и законников в непоследовательности. «Грешник ли Он, не знаю, — сказал прозревший, — одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу».

Когда же они заявили ему, что «с Моисеем говорил Бог, а Сего не знаем, откуда Он», то прозревший ответил: «Это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи. Но знаем мы (то есть и вы тоже), что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает. От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному. Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего». Рассерженные фарисеи набросились на исцеленного и, объявив ему, что он «весь во грехах родился», выгнали вон (Ин. 9,16-34).

Отверженный этими учителями, а может быть, и многими другими последователями их, даже из близких и родных, — удалился, но радости его уже никто не мог отнять, он видел свет, видел мир Божий, сознавал свое возрождение! Не забыл его только Господь.

Услыхав решение фарисеев, Христос отыскал исцеленного, желая, чтобы он всенародно проявил свою веру и этим исповеданием укрепил и обратил на путь истины других, а сам заслужил спасение в жизнь вечную. «Веруешь ли ты в Сына Божия?» — спросил его Иисус Христос.

Исцеленный ответил столь знаменательно, что эти слова были впоследствии внесены в Святое Евангелие и сделались известными всему миру. Он засвидетельствовал ими, что прозрел чудом Божиим не только очами, но и сердцем.

Понимая и веруя сердцем, что его исцелил Иисус Христос, Который больше пророка, ибо никто из пророков таких чудес не творил, он только не мог уразуметь, что Иисус и есть Сын Божий, а потому ответил: «А кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него?» Тогда Христос сказал ему: «И видел ты Его, и Он говорит с тобою!» — «Верую, Господи!» — воскликнул прозревший и поклонился в ноги Сыну Божию (Ин. 9, 35-38).

Много сотворил Иисус, говорит святой апостол Иоанн, но если бы писать о том подробно, то и самому миру не вместить бы написанных книг (Ин. 21, 25), однако народ остался косным, а фарисеи только укреплялись в своей злобе. Они ждали знамений с небес в доказательство Божественности Учителя.

На этом требовании упорствовали положительно все. Иудеи, изучая Писания, знали, что явление Бога Моисею сопровождалось знамениями с неба — громом, молнией и землетрясением — и что Бог чудесно питал народ израильский в пустыне манною, которая ниспадала с неба.

Ни насыщение несколькими хлебами множества народа, ни исцеления слепых, расслабленных и недужных, ни изгнание бесов, ни даже воскресение мертвых не производили на людей, очерствевших в своих чувствах, того впечатления и потрясения, какое имели явления природы — гром, молния, землетрясения, подземный гул и скопление грозных туч на небе. Так, после насыщения семью хлебами четырех тысяч народа к Иисусу Христу подошли фарисеи и саддукеи и начали просить, чтобы Он показал им знамение с неба. Сын Божий ответил им: «…различать лице неба вы умеете, а знамений времен не можете? Род лукавый и прелюбодейный знамения ищет, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка!» И, оставив их, отошел (Мф. 16,1-4). Но в Святом Евангелии добавляется, что фарисеи просили Христа, «искушая Его».

Истинно так. Уже потому нельзя сомневаться в лукавстве фарисеев, что они действовали вопреки своим научным сведениям.

Если возможно допустить, что простой народ в своем неразвитии был склонен к требованию знамений с неба, хотя многие иудеи прекрасно знали Священное Писание и имели представление о чудесах, совершаемых волхвами, о силе падших духов в воздушном пространстве, то нельзя допустить невежество в фарисеях.

Они поддерживали народные заблуждения и просили у Христа знамений с неба не потому, что им были убедительны только явления природы и что Моисей говорил с Богом, а откуда Иисус — они не знали, но, чтобы на этих народных требованиях основывать свое недоверие и отсутствием знамений с неба объяснить свое непризнание Христа Мессией.

Читайте также:  Как правильно заполнять церковные записки о здравии и о упокоении - богослов

При своем развитии они не могли же не знать, что знамение с неба не всегда знамением от Бога бывает. Конечно, они не понимали в то время, что видимое есть воздушное пространство, что гром, молния и дождь происходят от влияния земной атмосферы, что солнце, луна и звезды находятся тоже в этом пространстве, а не в небе.

Но они достаточно знали о духах поднебесных, о том, как сатана низводил огонь, — то есть молнию с неба, — и уничтожил им овец и пастухов праведного Иова, как волхвы (Симон) силою дьявольскою делали чудеса, подымались на воздух, и люди ошибочно принимали дела падших духов за дела Божий.

Сами фарисеи неоднократно упрекали Иисуса Христа в том, что Он будто бы действует силою вельзевуловою, хотя от их зоркого наблюдения не могло скрыться, например, укрощение им бурь на море, так как они постоянно допрашивали народ и свидетелей чудес, а следовательно, были осведомлены и о знамениях, совершенных Христом.

Нет, их требования знамений, ради искушения, были злейшей насмешкой, издевательством, глумлением над Господом! Каждый из них придумывал, по своему плотскому мудрованию, новые и новые ухищрения. Стоя при Кресте Распятого Сына Божия, они требовали уже не небесного знамения, а чтобы Он сошел со Креста и тогда обещали в Него уверовать.

Знамения с неба не замедлили явиться, как только Христос испустил дух, — это уже были знамения от Бога: наступила необыкновенная тьма, разодралась церковная завеса, земля потряслась, камни расселись, гробы отверзлись, многие тела усопших святых воскресли, но на Голгофе, как говорится в Святом Евангелии, только один сотник, устрашенный землетрясением и всем бывшим, воскликнул: «Воистину Он был Сын Божий» (Мф. 27, 50-54). Фарисеи не поверили этим знамениям Божиим. Чтобы предупредить последователей Своих, Господь наш Иисус Христос открыл апостолам, что пред Его Вторым Пришествием восстанут лжехристы и лжепророки и будут совершать великие знамения и чудеса, в особенности антихрист. Следовательно, то, что было и есть, то усилится в будущем. Без сомнения, антихрист будет низводить на землю огонь, совершать пред людьми те знамения, которые требовали фарисеи от Христа в доказательство Его Божественности. И многие обманутся, и ученые прельстятся. Во все времена люди будут жаждать знамений с неба и не по своей темноте, а даже вопреки просвещению, своим научным знаниям, по примеру фарисеев вследствие своего маловерия, малого духовного развития, своеволия, своего плотского мудрования, порождающего ошибочность суждений и суеверие. Иудеи не удовлетворились знамением Ионы пророка, не восприняли знамений времен — рождение, смерть и воскресение Мессии, но прославят антихриста за его ложные знамения с неба. Почему так? Господь тогда же объяснил причину Своим ученикам: ибо род иудейский лукавый и прелюбодейный (Мф. 1б, 4), изменивший Богу, отверженный Отцем Небесным.

Поэтому не удивительно, что и в наше время повторяются заблуждения и существуют те же стремления. При современном упадке веры возможно сильное распространение суеверия. И жизнь, и наука давно указывают, что чем слабее в людях вера, тем сильнее овладевает их умами и сердцами суеверие, ложная вера, ибо человечество не может жить без всякой религии, при полном безверии.

Отвергая одну веру, они создают себе другую, свою. В наше время этому упадку религии и истинного знания особенно способствуют современные направления философии и естественных наук, которые приводят к отрицанию евангельских истин и всего чудесного. Под этими чудесами ими подразумеваются исключительно чудеса от Бога, но не знамения с неба.

Проповедуя силу материи и доказывая, что все Священное Писание с его духовною областию и сверхъестественностию вымышлено, они склоняются к преданию таинственности и могущественности известным силам природы, еще мало разработанным наукою, и, таким образом, развивают в своих последователях иную жажду, тоже к чудесам, но иного рода, к сношениям с неведомою силою, и вынуждают их ошибочно принимать падших духов за являющиеся им души умерших родных, друзей или знаменитых отечественных деятелей и представителей науки. Всякого рода духовные влияния они называют магнетизмом или гипнотизмом, а сношения с загробным миром — спиритизмом. Несомненно, немало есть людей, занимающихся в той или иной форме колдовством. Так, благодаря ложному просвещению, люди подменивают истину, веру и религию ложью, суемудрием и суеверием.

Возлюбленные! Не о нашем ли времени писал святой апостол Павел к Тимофею: «Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским, чрез лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей» (1 Тим. 4,1-2).

Отступников от веры христианской, от Церкви Православной уже множество! Сколько гибнет молодых жизней чрез лицемерие лжесловесников! Не те ли же насмешки, издевательства и глумления ныне повторяются над чудесами Христовыми как и во времена иудейские? Современные фарисеи еще ужаснее! После их просвещения, освящения и одухотворения в Таинствах Церкви Христовой они дошли не только до отрицания всего, но и хулы на Святого Духа, что им уже никогда не простится, по Слову Божию! Ветхозаветные фарисеи учили в синагогах, совращали свой народ в домах, но не имели современных нам могучих средств к распространению богохульства, обмана и своего глумления над всем святым в печати, газетах и литературе. Чей же род лукавее, прелюбодейнее, преступнее? Современные фарисеи решительно ничему не верят, даже в Создателя, на все приводят свои безумно научные доводы и в опровержение своих заблуждений дерзновенно требуют знамений с неба, вызывают на суд Бога Отца! Но знамения не дастся им, кроме знамения воскресения Сына Божия, Богочеловека!

Они не допускают возможности чудес Божиих! Неужели было мало свидетелей их? Иисус Христос творил чудеса открыто, в присутствии множества народа, совершенно определенно, осязательно и неопровержимо. Враги Христовы присутствовали, видели все.

Это же повторяется и ныне. Никогда фарисеи не отвергали Христовых чудес, как это делают современные неверы, по невозможности их опровергнуть, и только стремились противодействовать влиянию их на народ богохульством, клеветами и лукавством.

Они следуют примеру иудеев и требуют знамений с небес в удостоверение существования Бога! Но иудеи так никогда не богохульничали и не сомневались в Боге Промыслителе, но хотели, чтобы Иисус доказал Свою Божественность подобными знамениями.

Современным ли фарисеям не понимать, что Христос не нуждался в знамениях с неба, ибо действовал благостию, благоволением и милосердием Отца Небесного, имея высшие, благие и святые цели, и совершал знамения в самом человеке, внутри его, возрождая его к жизни вечной, даруя спасение? Христос явился не для показания Своей власти над природою, а над грехом, падшими духами и человеческими душами. Он действовал словом, непосредственно влияя на человеческое сердце и ум, и чудеса Сына Божия были величайшими благодеяниями. Знамения же с неба менее чудесны, ибо воспринимаются только телесными чувствами и не могут быть названы благодеяниями, так как их влияние и действия на людей кратковременны.

Они отвергают и те чудеса, которые совершались апостолами и их последователями! Но можно ли опровергнуть историю христианства, историю возрождения мира христианством, жизнеописания святых апостолов, мучеников, святых отцов, преподобных, оставивших нам свои рукописи, своих учеников, последователей, которые засвидетельствовали это все не только честию, но и жизнию, подражанием подвигам святых отцов Церкви? Вся история России соткана из чудесных событий, вымоленных верующим народом у Божией Матери, благословенных самоотверженными святителями и провозглашенных в пророческом духе дивными преподобными!

Нет чудес будто бы в наше время! Разве они могут не быть, когда существует Бог, а каждое действие Божие есть чудо! Среди верующих — чудеса непрестанные, ежедневные, ежечасные.

Но одни видят их, разумеют умом и ощущают сердцем, а другие — нет. Никодим видел чудеса Иисуса Христа, а другие фарисеи нет. Следовательно, для верующих есть чудеса Божий, а для неверующих нет.

Так сказано и Господом: «Все возможно верующему» (Мк. 9,23). Аминь.

Священномученик Серафим (Чичагов)

Неделя 6-я по Пасхе, память св. апостола Иоанна Богослова

В воскресный день 6-й седмицы по Пасхе, в Неделю о слепом в этом году празднуется память святого славного апостола и евангелиста Иоанна Богослова, «наперсника Христова». Этот ближайший ученик Господа Иисуса Христа получил прозвание апостола любви. Он больше, чем другие последователи Христовы, проповедовал возвышенное учение о христианской любви, а также сподобился стать тайнозрителем судеб Божиих, описанных в книге Откровения.

Накануне праздничного дня всенощное бдение в Великой церкви возглавил Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший Митрополит Онуфрий.

В сам воскресный день также в Успенском соборе, где один из приделов назван в честь святого апостола Иоанна Богослова, Божественную Литургию совершил Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий в сослужении Наместника Киево-Печерской Лавры митрополита Вышгородского и Чернобыльского Павла, ректора Киевских духовных школ митрополита Бориспольского и Броварского Антония, архиепископа Бучанского Пантелеимона, епископа Арзерумского Каиса (Антиохийская Православная Церковь), духовенства Печерской обители и афонского монастыря Ксенофонт во главе с игуменом Алексием.

Во время Литургии Митрополит Онуфрий совершил священническую и диаконскую хиротонии.

В связи с 80-й годовщиной начала массовых политических репрессий 1937–1938 годов на заупокойной ектенье возносились молитвы о безвинно погибших в эти трагические дни.

Также митрополит Павел зачитал Послание Предстоятеля Украинской Православной Церкви по случаю дня Памяти жертв политических репрессий, в котором напоминается, что «…абсурдными постановлениями и решениями были разрушены тысячи человеческих жизней, уничтожены сотни семей».

Необходимо «помнить и не повторять ошибок прошлого… не противостоять друг другу, а объединиться в совместной работе на благо и процветание нашей Родины. Каждый по своему призванию должен трудиться ради мира и благополучия наших соотечественников», — отмечено в обращении.

В завершение богослужения Наместник Лавры совершил молебен святому Иоанну Богослову о даровании любви.

«Только следуя тому завету любви к Богу и ближнему, который нам оставил Иоанн Богослов, мы сможем избежать ошибок прошлого и получить долгожданный мир, который даровал нам Господь», – подчеркнул в архипастырском слове митрополит Павел, поздравив всех с воскресным днем и праздником святого апостола Иоанна Богослова.

Фото Юрия Томанюка,Степана Казьмирука, видео Дмитрия Михно

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *