О беспечности прихожан в великий пост — богослов

О беспечности прихожан в Великий пост - Богослов

Мир Вам, дорогие посетители православного островка “Семья и Вера”!

Предлагаем прочесть советы пастырей Церкви о том, как нужно правильно соблюдать духовный пост. Святые отцы говорят, что духовный пост важнее – чем телесный пост.

О беспечности прихожан в Великий пост - Богослов

Святитель Тихон Задонский

Есть пост телесный, есть пост и душевный. Телесный пост есть, когда тело постится от пищи и пития; душевный пост есть, когда душа воздерживается от злых помыслов, дел и слов.

Многие постятся телом, но не постятся душой; многие воздерживаются от пищи и пития, но не воздерживаются от злых помыслов, дел и слов; и какая им от того польза? Многие воздерживаются от вина, мяса, рыбы, но языком своим людей, подобных себе, кусают, и какая им от этого польза?

Если хочешь, христианин, чтобы тебе пост полезен был, то, постясь телесно, постись и душевно. Как налагаешь пост телу своему, наложи пост также и злям приходям твоим.

Да постится ум твой от суетных помышлений; да постится память от злопамятства; да постится воля твоя от злого хотения; да постятся очи твои от злого видения, – отврати очи твои, еже не видети суеты.

Уклонися от зла и сотвори благо.

Сей есть христианский пост, какого Бог от нас требует! Покайся и, воздерживая себя от всякого злого слова, дела, помышления, поучайся всякой добродетели, и будешь всегда перед Богом поститься.

О беспечности прихожан в Великий пост - Богослов

Священник Александр Ельчанинов

Время поста это время собенно важное для духовной жизни, это «время благоприятное, это день спасения». 2 Кор. 6, 2

Совершенно очевидно, что подвиг покаяния и молитвы в посте должен сопровождаться мыслями о своей греховности и, конечно, воздержанием от всяких развлечений – хождения в театры, кино и гости, легкого чтения, веселой музыки, смотрения телевизора и т.п. Если все это влечет сердце христианина, то пусть он сделает некоторое усилие, чтобы оторвать от него свое сердце, хотя бы во дни поста.

Пост – период духовного усилия. Если мы не можем отдать Богу всю свою жизнь, то посвятим Ему безраздельно хотя бы период постов – усилим молитву, умножим милосердие, укротим страсти, примиримся с врагами.

О беспечности прихожан в Великий пост - Богослов

Святитель Иннокентий Херсонский

Освятите пост! Но разве пост сам по себе не свят? Он может не быть святым из-за нашей нечистоты. Посмотрите на постящихся: один презирает всех, кто не постится. Другой в жару ревности не по разуму постится до того, что становится не способным к труду. Третий постится телом, но не думает о пощении духовном.

Пост должен быть понят только как средство к ослаблению плотских страстей. Гордятся ли больные множеством употребляемых ими лекарств? И как употребляются лекарства? – Постепенно. Святые подвижники постились долгое время, постепенно приучая себя к посту.

Какие занятия приличны посту? – Молитва, исследование своей жизни и совести; размышления о жизни, учении, страданиях и смерти за нас Спасителя; примирение с ближними, чтение Слова Божия и душеспасительных книг, беседы с благочестивыми людьми. Надо иметь в виду главную цель поста: покаяние, исповедь и причащение Святых Тайн.

Для многих при пощении может открыться необходимость в совете опытных людей – духовников. Не пренебрегайте этим важным средством, потрудитесь найти для себя благоразумного руководителя.

О беспечности прихожан в Великий пост - Богослов

  • О пути нашего спасения
  • О беспечности прихожан в Великий пост - Богослов
  • О беспечности прихожан в Великий пост - Богослов

Великий пост. Традиции Великого поста у староверов

О беспечности прихожан в Великий пост - Богослов

Великий пост — совершенно особенное время в жизни для каждого православного христианина. Дни Великого поста, в отличие от иных многодневных постов, называют «святыми», т.е. «святой четверодесятницей», потому что именно здесь мы вспоминаем крестные страдания и Светлое Воскресение Самого Господа нашего Исуса Христа. Сорокадневное воздержание в пищи и питии установлено по образу поста Христа Спасителя. Мы, как христиане, обязаны подражать Ему, сколько у нас есть для этого сил и возможности.

Великий пост в 2021 году: 15 марта — 1 мая

Святую четверодесятницу называют нашей «духовной десятиной», которую от всего лета приносим мы в жертву духовным подвигам, для очищения и просветления своего внутреннего человека.

Ибо как тело наше, одежда и жилище постоянно требуют ухода и гигиены, обязательной уборки и омовения, так и душа имеет подобные сему потребности.

Поэтому всю нечистоту, которую приобретаем мы в различных необходимых житейских заботах и попечениях, должно своевременно омывать постом и молитвой, а также искренним церковным покаянием, без которого невозможно оставление грехов и внутреннее примирение с Богом.

Ведоможе да есть, яко от десятин есть сия великая четверодесятница, всему лету. Седмь бо седмиц кроме субот и недель, бывает тридесять и пять дней.

И прочее прилагаем посту, святей и велицей суботе, и половину светотворныя и светлыя нощи, бывают тридесять и шесть и половину дни еже есть десятое трема стом и шестидесятим и пяти днем године. Понеже от лености присно поститися, и злых праздновати не хотящим, яко некую жатву душам ту апостоли и божественнии отцы предаша.

Яко да елико убо чрез все лето, безместная содеяхом, ныне сокрушаеми, и потом смиряеми отрясем. Яже и хранити должни есмы опаснейше (Триодь постная, синоксарь в неделю Сыропустную).

Что едят в Великий пост. Календарь питания

Сегодня в старообрядческих согласиях действует Богослужебный устав Иерусалимского монастыря — один из самых строгих уставов, который стал использоваться на Руси в XV–XVI веках.

Согласно этому уставу в великий Пост христианам необходимо воздерживаться даже от растительного масла кроме суббот, воскресных дней и дней празднуемых святых, когда по уставу разрешается пища с растительным маслом.

(О других пищевых Уставах читайте в статье «Пищевые ограничения Великого поста»).

О беспечности прихожан в Великий пост - Богослов

Рыбы же во весь Великий пост не дозволяется вкушать, кроме праздников Благовещения Пресвятой Богородицы и Входа Господня во Иеросалим.

При этом если Благовещение Пресвятой Богородицы приходится на Страстной седмице, то рыбы не разрешается. В субботу Лазареву разрешается рыбная икра.

Подробные уставные указания о трапезе на каждый день имеются в старообрядческом церковном календаре. (Этот же устав действует и у российских новообрядцев — прим. ред.).

Первая и последняя неделя Великого поста

На первой и последней седмицах Великого поста принято поститься особенно строго. Богослужебный церковный Устав в великопостное время также имеет свои исключительные особенности.

В домашней молитве повседневная малая павечерница заменяется великой. И на павечернице, и на полунощнице читается молитва Ефрема Сирина с земными поклонами.

Прочие поклоны всю седмицу, кроме субботних и воскресных дней, также земные.

Богослужение Великого поста

Великопостное богослужение имеет целью пробудить в верующих чувство молитвенного сокрушения и раскаяния во грехах. Церковное богослужение в дни Великого поста значительно более продолжительное за счет земных поклонов и дополнительного чтения кафизм.

Уменьшаются всякая пышность и торжественность, священнослужители облачаются в темные, траурные ризы, Царские врата открываются реже, освещение ослабляется. Литургия по будням не служится, великопостная утреня вместе с полунощницей занимают по времени не менее пяти-шести часов.

В содержании богослужения господствуют покаянные воспоминания и покаянные молитвы. Вечером на первой седмице читается Великий покаянный канон Андрея Критского, который замечателен тем, что является самым объемным из всех существующих канонов и состоит из 266 тропарей.

Этот канон раскрывает нам библейскую историю Ветхого и Нового Завета, рассказывает как о грешниках, так и о праведниках, через страх Божий и покаяние удостоившихся райского блаженства.

В пятницу первой седмицы после заамвонной молитвы совершается молебен с освящением колива (кутьи) в память о чуде святого великомученика Феодора Тирона.

Он явился во сне Константинопольскому архиепископу Евдоксию с предупреждением о злокозненном намерении царя Юлиана-отступника, пожелавшего насмеяться над христианами и повелевшего окропить идоложертвенною кровью все съестные припасы на рынках Константинополя.

По совету святого великомученика христиане отказались от покупок на торге и довольствовались в этот день коливом, т.е. вареным зерном из прежних своих запасов.

О беспечности прихожан в Великий пост - БогословСвятые воины Феодор Стратилат и Феодор Тирон. Мастер Мануил Панселин

Недели Великого поста

Первое воскресенье Великого поста называется неделей торжества Православия. Оно посвящено воспоминанию торжества восстановления иконопочитания, гонимого иконоборцами.

О беспечности прихожан в Великий пост - БогословИкона «Торжество Православия». Византия, Константинополь, 14 в.

Во второе воскресенье Великого поста совершается служба явлению Феодоровской иконы Пресвятой Богородицы по уставу московского Успенского собора Кремля.

Третья неделя Великого поста — крестопоклонная. Чин поклонения Кресту Господню на утрени по тому же уставу, что и на Воздвижение и в первый день Успенского поста. Вспоминая крестные страдания, которые претерпел Господь ради нашего спасения, мы должны сами укрепляться духом и со смирением и терпением продолжать свой постнический подвиг.

В четвертое воскресенье Великого поста прославляется преподобный Иоанн Лествичник, который оставил нам одно из самых замечательных святоотеческих поучений — книгу «Лествица». В ней показан путь постепенного внутреннего восхождения к совершенству, а также предупреждается об опасности падения при потере духовного внимания на этом узком и тернистом пути.

О беспечности прихожан в Великий пост - БогословПреподобный Иоанн Лествичник

В четверток на утрени пятой недели Великого поста — особого рода служба, которая называется «Марьино стояние».

В этот день полностью читается весь великий канон Андрея Критского с земными поклонами, общее число которых по Триоди — 798.

Читается также житие преподобной Марьи Египетской, удивительным образом показывающее, как из самой бездны падения можно достигнуть равноангельской чистоты.

Следующая воскресная служба посвящается памяти преподобной Марии. Далее — Вербное воскресенье и Страстная седмица, которая считается уже отдельно от прочих дней Великого поста и последовательно говорит нам о крестных страданиях и Воскресении Спасителя.

Духовное значение Великого поста

Безусловно, постное время надо посвящать и для особенно усердного прилежания к церковным богослужениям, чтобы понять всю глубину духовных его песнопений, составленных святыми и богопросвещенными отцами Церкви.

Сия же богодухновенная и душеправительная книга, трудолюбное снискание, и богомудрое собрание, преподобных и богоносных отец, Феодора и Иосифа, и Феофана исповедника, и Андрея архиепископа Критскаго, и прочих святых и духоносных отец, еже есть Триодь Постная имянуема (Послесловие к Триоди Постной).

Читайте также:  Житие святителя филарета (после вечернего богослужения 1 декабря 2018) - богослов

Если уголь зажечь один, он скоро потухнет. А если их зажечь много, то в них горение будет друг от друга. Точно так же и на молитве, в общем собрании одна душа воспламеняется от другой.

Не пренебрегай, — говорит св. Ефрем Сирин, — церковною службою даже и в будничные дни, если имеешь к тому возможность, а тем более в дни праздничные.

Как дождь взращивает семя, так церковная служба укрепляет души к добродетели. Что холоднее камня? Но если мы будем ударять камень о камень, то посыплются искры.

Тем более, когда души наши соединяются в молитве, она будет сильна и пламенна.

О воздержании в Великий пост. Советы врачей

Относительно порядка воздержания на Великий пост существуют различные мнения. Людей непривычных здесь может смущать продолжительность времени и скудость рациона, как и любое новое дело поначалу вызывает недоверие от своей неизвестности.

Советская атеистическая пропаганда искусственно нагнетала страхи, внушая, что ограниченный рацион нарушает здоровую жизнедеятельность организма и может приводить к весьма негативным последствиям.

Однако как факты, полученные при помощи современных научных исследований, так и церковная история говорят об обратном, указывая на конкретное благоприятное воздействие разумного постного рациона во всех отношениях. Пример тому мы находим и в Ветхом завете, где говорится о пророке Данииле и его сподвижниках.

«Навуходоносор, царь вавилонский, завоевавший Иудейское царство, приказал набрать отроков из знатных иудейских семейств. Их воспитывали при царском дворе и учили различным наукам, а пищу давали с царского стола. В числе избранных отроков были пророк Даниил и его друзья: Анания, Азария и Мисаил.

Они не хотели есть царской пищи, чтобы не съесть чего-либо запрещенного законом Моисеевым, и просили воспитателя давать им только овощи и воду. Воспитатель не соглашался, так как боялся, что они похудеют и царь накажет его. Тогда Даниил упросил воспитателя позволить им, хотя десять дней питаться овощами.

И когда прошло десять дней, то оказалось, что Даниил и его друзья не только не похудели, а даже стали здоровее и красивее своих товарищей. После этого их не принуждали больше есть царскую пищу. За такое строгое соблюдение закона, Бог наградил этих отроков хорошими способностями. Они оказались умнее других и получили высокие должности при дворе царском.

А Даниилу Бог, кроме того, дал еще умение объяснять сны и предсказывать будущее, т.е. пророчествовать» («Закон Божий для старообрядческих школ»).

Вот что говорят современные врачи о посте:

…Что касается нестрогого вегетарианства, при котором употребляются молоко и яйца, то выводы ученых настолько однозначны, что вопрос о пользе или вреде подобного питания уже давно снят.

Выводы, например, Американской диетологической ассоциации звучат так: «Правильно спланированная вегетарианская диета является здоровой, адекватной с точки зрения поступления в организм нужных питательных веществ и имеет множество преимуществ, так как позволяет предупредить и лечить определенные болезни». Среди этих болезней — сердечно-сосудистые, такие, как атеросклероз, артериальная гипертония, ишемическая болезнь сердца и сосудистые заболевания мозга, ожирение, диабет, мочекаменная болезнь, а также, вполне вероятно (происходит накопление научных фактов в данном направлении), — болезнь Паркинсона и ревматоидный артрит.

Кстати, православный верующий, соблюдающий церковные установления о питании, включая ограничения в среды и пятницы, а также четыре календарных поста — Великий, Петровский, Успенский и Рождественский — достаточно легко может быть отнесен к группе нестрогих вегетарианцев.

Что, таким образом, делает православный календарь практически идеальным как с точки зрения медицинской профилактики, так и для лечения массы заболеваний.

Особенно это будет так с учетом принятого в Православной Церкви неодобрения злоупотребления пищей, как в плане количества, так и качества (переедание или чревоугодие, лакомство или гортанобесие являются грехами), отрицательного отношения к злоупотреблению алкоголем и предпочтения употребления вина в случае отсутствия полного воздержания от употребления спиртного (Андрей Эльдарович Цориев, кандидат медицинских наук, ассистент кафедры лучевой диагностики Уральской государственной медицинской академии. Современный врач современному человеку о посте. «Православный вестник» № 1 (99), февраль, 2011 г.).

О беспечности прихожан в Великий пост - Богослов

Здесь следует пояснить, что для православного христианина пост — это, конечно, ни в коем случае не диета, он имеет, прежде всего, духовное значение.

Разумный и умеренный пост святые отцы называют основанием для всех добродетелей, ибо тот, кто не может удержать чрева, не сможет бороться и с прочими своими душепагубными пристрастиями.

 Пост — это не изнурение, но воздержание, время покаяния и сугубой молитвы, милостыни и прочих богоугодных дел.

О беспечности прихожан в Великий пост - БогословВеликий пост — время духовных подвигов

Для того, кто имеет здесь многолетнюю привычку, постное время не представляется чем-то особенно трудным и печальным, начинающим же можно посоветовать не скорбеть, но поверить и проверить свои силы, с надеждою на помощь Божию. Ибо награда дается по трудам, и светлая пасхальная радость, которая нас ожидает по окончании постного поприща, более свойственна достойно в нем подвизавшимся.

Приспе время, духовных подвиг начало, яже на бесы победа, всеоружное воздержание, ангельское благолепие, еже к Богу дерзновение. Сим бо Моисей бысть Зиждителю собеседник, и глас невидимо ушима слыша. Господи, того ради сподоби и нас, поклонитися страстем Твоим, и Святому Воскресению, яко Человеколюбец (Стихера из Триоди Постной).

Святые отцы о посте

Кто постится по тщеславию или считая, что он совершает добродетель, тот постится неразумно и потому начинает после укорять брата своего, считая себя кем-то значительным. А кто разумно постится, тот не думает, что он разумно совершает доброе дело, и не хочет, чтобы его хвалили как постника.

Преподобный авва Дорофей

Соблюдай пост: прежде всего воздерживайся от всякого дурного слова и злой похоти и очисти сердце твое от всех сует века сего. Если соблюдешь это, пост будет праведный.

Пастырь Ерма

Пост есть пища для души, и как телесная пища утучняет тело, так и пост укрепляет душу, сообщает ей легкий полет, делает ее способной подниматься на высоту и помышлять о горнем и поставляет выше удовольствий и приятностей настоящей жизни.

Святитель Иоанн Златоуст

Толстое чрево не родит тонкого смысла.

Святитель Иоанн Златоуст

Не одни уста должны поститься — нет, пусть постятся и око, и слух, и руки, и все наше тело.

Святитель Иоанн Златоуст

Пост — мать смиренномудрия, источник всякой мудрости; пост — матерь всех благ, учитель целомудрия и всякой добродетели.

Святитель Иоанн Златоуст

Молитвы совершаются со вниманием особенно во время поста, потому что тогда душа бывает легче, ничем не отягощается и не подавляется гибельным бременем удовольствий.

Святитель Иоанн Златоуст

Если ты приступил к посту по желанию, то не будь мрачен, но радуйся: он очищает твою душу от яда.

Святитель Иоанн Златоуст

  • Сколько бы ни приходило праздников, мудрый человек не тот, кто веселится до забвения смысла празднуемых событий, а тот, кто после окончания праздников продолжает держать в себе не только эту радость, но также и воздержание, продолжает пост не только на устах, но во всех своих чувствах, в словах.
  • Святитель Иоанн Златоуст

Да постится не одно только тело, не одно только чрево. Пусть постятся твои глаза, пусть постится твой язык. Пусть постятся твои уши, пусть постится твое сердце, пусть постятся твои руки и ноги.

Глаза пусть не смотрят на неподобающее, уши пусть не слышат клеветы и осуждения. Язык пусть не произносит лжи, осуждения и неправды.

Руки пусть не берут то, чего не клали, а ноги да не идут на совет нечестивых.

  1. Святитель Иоанн Златоуст
  2. Кто постится, тот с добрым духом молится.
  3. Святитель Иоанн Златоуст
  4. Честь поста составляет не воздержание от пищи, но удаление от грехов; кто ограничивает пост только воздержанием от пищи, тот более всего бесчестит его.
  5. Святитель Иоанн Златоуст

Постящемуся надлежит быть спокойным, тихим, кротким, смиренным, презирающим славу настоящей жизни. Как презрел он душу свою, так должен презреть и суетную славу, и взирать только на Того, Кто испытует сердца и утробы, с великим усердием творить молитвы и исповедания пред Богом и, сколько возможно, помогать себе милостыней.

  • Святитель Иоанн Златоуст
  • Закон постничества такой: в Боге умом и сердцем пребывать с отрешением от всего, всякое себе угодие отсекая, не в телесном только, но и в духовном, творя все во славу Божию и благо ближних, неся охотно и с любовию труды и лишения постнические, в пище, сне, отдыхах, в утешениях взаимообщения.
  • Святитель Феофан Затворник

Течем путем жизни среди ветошей, кои и под ногами, и по бокам, и спереди, и сзади, и сверху, и снизу, и изнутри, и извне охватывают нас и теснят, и очень трудно или и невозможно, чтобы какая из них не прилипла и не осталась на нас и в нас, как нельзя идущему по большой дороге не запылиться.

Вот милостивый Господь и устроил нам пост, который есть, с одной стороны, смотр, или осмотр, где какие есть пылинки-ветоши, с другой — баня для омытия всего ветхого, невзрачного, грязноватого, чтобы, прошедши то и другое, мы являлись новенькими, чистенькими и Богу, и людям приятными, как деревцо в весну, вновь покрывшееся листьями и цветами.

Святитель Феофан Затворник

Помоги вам, Господи, провесть пост во спасение, поговеть и причаститься Святых Христовых Таин достодолжно. И собою займитесь, и дела приведите в порядок, и миром Божиим насладитесь — благодатию Господа Спасителя нашего, когда приискреннее сподобитесь принять Его в себя.

  1. Святитель Феофан Затворник
  2. Пост — не есть досыта, а немножко голодною себя оставлять, чтоб ни мысль, ни сердце не были отягчены.
  3. Святитель Феофан Затворник
Читайте также:  Обрезание господне: что это за праздник и зачем обрезают мужчин - богослов

Есть пост телесный, есть пост и душевный. Телесный пост есть, когда чрево постится от пищи и пития; душевный пост есть, когда душа воздерживается от злых помыслов, дел и слов. Добрый постник есть, кто от всякого удаляется зла. Аще убо хощеши, христианине, чтоб тебе пост полезен был, то, постяся телесно, постися и душевно, и постися всегда.

Святитель Тихон Задонский

Многие постятся телом, но не постятся душой. Многие соблюдают пост в пище и питии, но не постятся от злых помыслов, дел и слов. Какая им от этого польза?

Святитель Тихон Задонский

Пост, возбуждая к молитве, как-то особенно ненавистен врагу: приходят ко мне на совет или на исповедь — между прочим, советую соблюдать святые посты. Со всем соглашаются, а как дело коснется поста: не хочу, не могу и прочее, и прочее… Вот как враг ненавидит святой пост: возбуждает против поста, не хочется ему, чтобы соблюдались святые посты.

Преподобный Варсонофий Оптинский

Справедлива пословица: «Чем больше ешь, тем больше хочется». Если мы только утолим голод и жажду и займемся делом или станем молиться, нас еда не будет отрывать от нашего занятия. Это я сам на себе испытал. Если же мы угождаем плоти, то ее потребности растут неимоверно быстро, так что подавляют всякое духовное движение души.

Преподобный Варсонофий Оптинский

Первый шаг к любви — воздержание. Оно же приводит и к помощи Божией. А помощь Божия тогда сделается для тебя необходимой, когда ты станешь на воздержание от чего бы то ни было. Тут ты увидишь, что твоих собственных сил слишком мало, что тебе необходима помощь Божия, и станешь просить ее всем существом своим. Так приобретается истинная молитва.

  • Преподобная Арсения (Себрякова)
  • Молитва — бессильна, если не основана на посте, и пост — бесплоден, если на нем не создана молитва.
  • Святитель Игнатий (Брянчанинов)
  • Очищенный постом — смирен духом, целомудрен, скромен, молчалив, тонок по чувствам сердечным и мыслям, легок по телу, способен к духовным подвигам и умозрениям, способен к приятию Божественной благодати.
  • Святитель Игнатий (Брянчанинов)
  • Кушать надо столько, чтобы после вкушения хотелось молиться, чтобы дух всегда горел и ненасытно стремился к Богу день и ночь.
  • Преподобный Силуан Афонский

Во время поста чувствуешь себя простым творением и имеешь чистый ум, спокойное расположение духа стать на молитву; это желание возникает от пламенной любви человека ко Творцу. Пост — прекрасное средство для этого подвига.

Преподобный Паисий Святогорец

Сегодня люди следуют мирской логике: «Не надо детишкам поститься, чтобы не заболели, всего у них должно быть в достатке, нужно оберегать их от трудностей».

Так и живут, бедолаги, требуя всё время котлет, но с этого им никакого толка. Когда человек радуется, что не ест ради любви Христовой, тогда он по-настоящему питается.

Если он ради любви Христовой предпочитает невкусное вкусному, тогда через невкусное наслаждается Христом.

Преподобный Паисий Святогорец

Желудок от постов не портится. Однако если человек расстраивается, то ему надо есть. Потому что когда человек расстраивается, его желудок постоянно вырабатывает желудочный сок, который должен вырабатываться только для переваривания пищи. Сок разъедает стенки желудка, и он начинает болеть. Человек должен есть в соответствии с тем состоянием, в котором находится.

  1. Преподобный Паисий Святогорец
  2. Пост хорошо показывает или обнаруживает все немощи нашей души, все ее слабости, недостатки, грехи и страсти, как начинающая очищаться мутная, стоячая вода обнаруживает, какие водятся в ней гады или какого качества сор.
  3. Святой праведный Иоанн Кронштадтский

Питаясь пространно, делаешься плотским человеком, духа не имущим, или плотью бездушною; а постясь, привлекаешь к себе Духа Святого и делаешься духовным. Возьми хлопчатую бумагу, не смоченную водою, она легка и, в малом количестве, носится в воздухе, но смочи ее водою, она сделается тяжелою и тотчас падает на пол. Так и с душою. О, как надо беречь душу постом!

  • Святой праведный Иоанн Кронштадтский
  • Помоги мне, Господи, радостно поститься и радостно уповать, Радость из радостей и праздников Праздник, грядущий ко мне с улыбкой солнечной.
  • Святитель Николай Сербский

Всегда сытое тело обычно показывает всегда голодную душу. Кто постится, тот душу угощает. Чем более человек постится, тем более он уменьшает попечения о своем теле и увеличивает радость своей души.

  1. Святитель Николай Сербский
  2. Кто хочет возвратиться опять в Рай, возвращается не иначе, как постом.
  3. Преподобный Иоанн Лествичник

Для преодоления всех без исключения страстей необходимо учиться воздержанию. Без телесного же поста этого достичь невозможно. Как в школе учеников постепенно ведут от низших знаний к высшим, от азбуки до высшей математики, так и воздержание надо начинать с азбуки, с обуздания своего чрева.

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)

Каждая мать с раннего возраста должна приучать своих детей к посту, как это было в старое время, когда весь народ наш соблюдал посты. Не забывайте о посте, но крепко-крепко, как маленький ребенок держится за подол матери, держитесь всех уставов Церкви.

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)

Пост есть тщательное наблюдение, чтобы ничто не повредило нашей душе. Пост есть наблюдение за своими мыслями, охранение своего взора от вредных зрелищ, своего слуха от душевредящих разговоров, своего языка от скверных и пустых слов, своих уст от неподобающей пищи.

  • Святитель Иоанн Шанхайский
  • Жизнь наша не была бы такой скорбной и исполненной уныния, если бы пост был главным правителем нашей жизни.
  • Святитель Василий Великий
  • Прежде всего, братия, нам нужно смиренномудрие, чтобы быть готовыми на каждое слово, которое слышим, сказать «прости».
  • Авва Исаия

Видишь ли, что делает пост, — болезни врачует, бесов изгоняет, лукавые мысли удаляет, сердце делает чистым. Если бы кто даже одержим был нечистым духом, да будет ему известно, что сей род, по слову Господа, изгоняется только молитвой и постом.

Преподобный Афанасий Великий

Посты непременно надо соблюдать в среду и в пятницу и весь Великий пост. Непременно поститесь!

  1. Преподобный Анатолий Оптинский
  2. При посте и воздержании и плоть не так бунтует, и сон не так одолевает, и пустых мыслей в голову меньше лезет, и охотнее духовные книги читаются и более понимаются.
  3. Преподобный Амвросий Оптинский

04.06.2018

15 главных ошибок поста

Сайт Горловской и Славянской епархии

В середине Великого поста оглянемся назад и удостоверимся, на верном ли мы пути. Не сбились ли с дороги, чересчур много уделяя внимания внешнему и чересчур мало — своей душе? Мы собрали самые популярные заблуждения о посте, которые мешают его правильно проводить, и постарались их опровергнуть.

1. Устав о посте нужно соблюдать со всей строгостью, включая сухоядение

Устав был написан в V веке в обители прп. Саввы Освященного на Синае, для монахов, постившихся строго и практически не покидавших стен монастыря. Поэтому некоторые моменты устава о посте у нас вызывают недоумение.

Например, в нём упоминаются финики и другие экзотические для наших широт фрукты, оливковое масло и прочие продукты, которые у нас достать не так просто.

Церковь приняла этот устав и начала им пользоваться, несмотря на то, что предписания о продуктах, благословляемых в пост, не подходят для наших широт.

Второй момент — устав писался для монашествующих. Он не создавался для мирян, которые ведут активный образ жизни, каждый день ездят на работу, тяжело трудятся и живут в нашем холодном климате, где расход калорий намного больше, чем в субтропиках. Поэтому поститься так, как предписывает Типикон, очень и очень трудно.

Лично моё мнение: самое главное — исключить на время поста мясные продукты, а в отношении всего остального брать благословение у своего священника. Господь не ждёт от нас, чтобы мы падали в голодные обмороки или, выйдя на работу, не могли выполнить свои прямые обязанности. Он ждёт от нас очищения души.

2. Под запретом кофе и чай

Неверно считать кофе и чай скоромными продуктами. Это наши национальные напитки. В моей семье есть особый ритуал — мы утром все вместе встречаемся за чаепитием, если я не служу в этот день литургию, общаемся за чашкой чая.

3. В период поста нужно тщательно изучать все этикетки продуктов в супермаркетах

Люди часто выискивают скоромные продукты на упаковке, боясь покупать тот или иной товар. Я считаю, что это фарисейство. Пост — время для того, чтобы уделить больше времени молитве, попросить прощения у тех, кого мы обидели, самому простить обиды.

Смирить свою гордыню, свой язык. Такой пост угоден Богу. Если человек не смиряется, редко приходит в храм, не задумывается о своей душе, но при этом активно читает, что написано на этикетках, это уже не пост, а диета.

Ограничения в пище — средство, но не цель.

4. Если съели что-нибудь скоромное, пост не будет засчитан

В одном патерике приводится такая история. Два монаха в Великий пост съели скоромное. Потом они в слезах пришли к игумену и покаялись. Игумен каждому из них назначил епитимью: три дня совершать молитву.

По прошествии этого времени первый монах возвратился радостным: «Отче, я молился и понял, что Господь меня простил». Второй же был весь в слезах: «Всё это время я оплакивал свой грех». Тогда братия спросила у игумена, кто из монахов прав.

Игумен ответил: «Правы оба».

Читайте также:  Светлая пасхальная седмица правила - богослов

Пост — это не спортивный забег или марафон, в котором, если ты не пришёл к финишу первым, то проиграл. Это, прежде всего, духовная работа над собой. Если мы видим, в чём нам нужно исправляться, значит, наш пост уже проходит не зря. Поэтому говорить о том, что если я съел скоромное, мой последующий пост неугоден Богу, неправильно.

5. Готовить вкусную пищу нельзя

Пост подразумевает, что мы смиряем свои страсти. Мы смиряем чрево — на время поста отказываемся от лакомства. Если мы не можем сделать этого, о каком душевном смирении может идти речь? Однако пост — это не цель. Это средство, чтобы смирить себя.

Если вы привыкли есть конфеты, зефир или мороженое, на время поста можно отказаться от них ради смирения. Это будет хорошее духовное упражнение. Но готовить всё без соли, невкусно — уже перебор. Есть сплошную печёную картошку без соли я бы не советовал. Мы не монахи. Мы живём в семьях.

Смысл поста не в том, чтобы сделать свою жизнь не выносимой, когда ты садишься за стол и есть это не можешь.

6. Главное в пост — уделять внимание еде

Православные христиане часто превращают пост в некое подобие диеты.

Кто-то рассуждает о том, что он сбрасывает калории или «чистит» свой организм… Перед началом Великого поста я говорю своим прихожанам, что это время духовного испытания. Еда — только одно из средств.

Есть ещё молитва, чтение великого покаянного канона преподобного Андрея Критского, особые постовые богослужения, участие в Таинствах, более пристальный взгляд внутрь себя, борьба со своими грехами и пороками.

Пищевые ограничения — лишь духовное упражнение. Если мы не можем ограничить своё тело, о каком сдерживании души может идти речь? Но большинство людей пренебрегает этими духовными моментами поста. Они забывают о молитве, о любви и прощении. Все их мысли и разговоры только о том, что они едят и что пьют. Это очень грустно.

Если мы внимательно читаем слова святителя Иоанна Златоуста о посте, то заметим там предписание сэкономленные за время поста деньги раздать нищим. Но у наших людей питание в пост выходит намного дороже, чем в непостные дни. Получается, мы настолько извратили понятие поста, что для нас самое главное — это стол. Но пост — совсем о другом.

7. В Великий пост обязательно пособороваться

Неверно считать, что собороваться в пост — обязательно. Эта традиция недавняя. Она появилась в Греческой Православной Церкви в XV веке — там таинство Елеосвящения как бы отождествлялось с таинством Покаяния.

К нему прибегали в особенности тяжкие грешники после прохождения епитимии в конце поста. На Руси общие соборования известны с XVI века, но совершать их повсеместно именно в Великий пост начали только в конце XX века.

Необходимости непременно участвовать в общем соборовании нет. Тем более, в связи с эпидемией мы решили соблюдать карантин, чтобы не искушать людей, и временно не проводить общие соборования.

8. Нужно одеваться в чёрное

Пост — это прежде всего, скромность во всём, воздержание. Если мы привыкли носить яркую, броскую одежду, желательно её сменить на более скромную. Пост — не время для показа мод и вечеринок. Но сказать, что надо одеваться во всё чёрное, траурное, было бы неправильно. Просто не нужно смущать окружающих своими нарядами. Смиряться нужно и в одежде в том числе.

9. Нельзя краситься и стричься

Любой человек, особенно женщина, должен за собой следить. В пост христианки стараются быть более скромными, без броского макияжа и маникюра, экстравагантных причёсок.

Ходить в парикмахерскую, краситься в пост можно, но во всём должна быть мера. Ярко накрашенная женщина в броской одежде во время постового богослужения выглядит несуразно.

Меру, на какую длину подстригать волосы, как краситься в пост, какие надевать украшения, а какие нет, каждая женщина должна установить для себя сама.

10. Грех — слушать музыку, читать светскую литературу, смотреть художественные фильмы

В пост мы стараемся не отвлекаться на всё внешнее.

Если я стоял на каноне преподобного Андрея Критского, молился, думал о том, в чём хочу покаяться перед Богом, а потом пришёл домой и включил какой-нибудь развлекательный концерт, то откуда у меня возьмётся постовое настроение? В пост христиане стараются отказаться от телевизора, различных развлекательных программ, чтобы не нарушать своего душевного равновесия, но не потому что это плохо, или, наоборот, хорошо.

Что касается новостей, познавательных программ, я хочу всегда знать, что происходит в мире и у нас. Сейчас идёт война, к ней добавилась эпидемия. Каждый день издаются новые законы и распоряжения. Поэтому без новостей, оставаясь в современном обществе, прожить нельзя.

Можно отказаться от современной музыки, фильмов. Очень много фильмов, где бушуют страсти, течёт кровь, звучат непристойные шутки, много негатива. После такого фильма христианин будет ощущать себя в разбитом состоянии.

Смотреть такое кино неполезно не только в пост, но и в остальное время. Однако есть фильмы добрые, спокойные, которые вызывают только положительные эмоции, пробуждают чувство любви, сострадания.

Отчего бы не посмотреть вместе с семьёй такой фильм в вечер выходного дня?

То же можно говорить о музыке, литературе. Многие не могут прожить без музыки. Отчего бы в пост не послушать классику, современные симфонические концерты? Эта музыка не вызывает в душе негатива. Многие классические произведения создавались на церковную тематику, они способны настроить слушателя на молитвенный лад.

Читать духовную литературу в пост — это прекрасно, но не грех прочесть и что-то из русской классики, например. Классические художественные произведения — не развлекательное чтение. В них заложен глубокий смысл.

11. Запрещено смеяться, шутить и веселиться

Можно ли в пост шутить? Мы стараемся ограничить себя в душевных порывах, чтобы не впасть в грех.

Но можно ли прожить свой день и не улыбнуться? Я всегда вспоминаю слова Христа: «Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.

А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6:16-18).

Я противник такого поста, когда человек ходит с мрачным видом и не реагирует на шутки или улыбку. Он свой пост всем показывает. Безусловно, не надо травить анекдоты или весёлые байки, но улыбнуться на чью-то шутку или сказать свою, но только добрую, — никакого греха здесь нет.

12. Зачатые в пост дети будут страдать

Неверно считать, что на детей, зачатых в пост, действует какое-то проклятие. Каждый ребёнок — чадо Божие, благословлённое Им. Вообще считать, что на ком-то может находиться проклятие, которое будет портить ему жизнь, значит лишать человека его свободной воли и возможности выбора, расписаться за Бога и стать судьёй вместо Него.

Тема супружеских отношений в пост поднималась неоднократно у святых отцов.

Что делать, если жена верующая, а муж нет, или наоборот? Не будет ли так, что своим излишним воздержанием жена сама подтолкнёт мужа к греху прелюбодеяния? Моё мнение, как священника, — каждая семья должна выбрать для себя ту меру телесного поста, которую она может нести. Супружеские отношения освящены Самим Богом, поэтому они — дело сугубо внутрисемейное.

13. Дети и пожилые люди не должны поститься

Бывает разная мера поста. Мои дети дома постятся. Они не видят включённого телевизора, развлекательных шоу. В школе они едят всё, что там предлагают, если проголодаются.

В каждой православной семье можно установить свою меру, в которой будет поститься ребёнок, если он захочет, — безусловно, без вреда для его здоровья.

Когда я вижу ребёнка, который просвечивается насквозь, недокормлен, а его родители с упоением рассказывают, как он постится, мне становится его жалко. Это не пост, а пытка для ребёнка. И у меня большие сомнения, что когда он вырастет, он будет поститься.

14. От воздержания в пище исчезают страсти

В Великий пост каждый вступает с особым покаянным настроением, старается исправить свою жизнь. Но сказать, что страсти исчезают при этом, нельзя. Зачастую они даже больше обостряются. Мы отказываемся от привычного уклада жизни, и появляется больше искушений: хочется всего, в чём мы себя ограничиваем. В сердце и в душе происходит духовная борьба.

15. В пост нужно воздерживаться от греха, а в остальное время можно расслабиться и не следить за этим

Пост — концентрация наших духовных сил. Мы полностью концентрируемся на мыслях, поступках. Вне поста мы живём обычной жизнью, но в пост стараемся по максимуму проводить время с духовной пользой: меньше грешить, чаще прибегать к таинствам Исповеди и Святого Причащения. Но это не значит, что духовную борьбу нужно заканчивать вместе с постом.

Говорить о том, что затем мы должны расслабиться, а все совершённые грехи «замолить» следующим постом, неправильно. Наоборот, после поста мы восходим на новую духовную ступень, становимся лучше, чем были, чище, ближе к Богу.

Если мы из поста ничего для себя не вынесли, не смогли избавиться ни от одной страсти или вредной привычки, ни у кого не попросили прощения и сами никого не простили, значит, мы постились зря. Пост должен дать духовный результат.

Протоиерей Николай Марковский

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *