О несении креста и следовании за христом — богослов

О несении креста и следовании за Христом - Богослов

Догматическое учение Церкви имеет самую тесную связь со всем нравственным строем христианской жизни, оно дает ей верное направление. Любое отступление от догматических истин приводит к неправильному пониманию нравственного долга христианина. Вера требует «жизни по вере».

Спаситель определил нравственный долг человека кратко в двух заповедях Закона: заповеди о любви к Богу – всем сердцем, всей душой, всей мыслью, всем разумением, – и заповедь о любви к ближнему как к самому себе. Но при этом Спаситель научил, что подлинное исполнение этих заповедей невозможно без самоотречения в той или другой степени, жертвенности: оно требует подвига.

Где же верующий найдет силы для подвига? Он получит их через общение со Христом, через любовь ко Христу, побуждающую следовать за Ним. Это следование в подвиге Христос назвал «игом Его». Возьмите иго Мое на себя…

иго бо Мое благо и бремя Мое легко есть. Он назвал его также крестом. Еще задолго до дня Своего распятия на кресте Господь учил: Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною (Матф.

 16:24).

«Кто не берет креста своего и следует за Мной, тот не достоин Меня» (Матф.10:38).

Православный путь христианина это – путь креста и подвига. Иными словами говоря, это путь терпения, перенесения скорбей, преследований за имя Христово и опасностью от врагов Христа, пренебрежения благами мира ради Христа, борьбы со своими страстями и похотями.

Такой путь следования Христу прошли Его апостолы. «Я сораспялся Христу», пишет ап. Павел. «Я не желаю хвалиться, только Крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира» (Гал. 2:19; 6:14). Следуя путем Христовым, апостолы закончили свой подвиг жизни мученической смертью.

К подвигу, в меру своих сил, призываются все верующие: Те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями (Гал. 5:24). Нравственная жизнь не обходится без внутренней борьбы, без воздержания.

«Ибо многие, – пишет апостол, – о которых я часто говорил вам, а теперь даже со слезами говорю, поступают как враги Креста Христова: их бог – чрево, и слава их – в сраме, они мыслят о земном» (Филип.

 3:18–19).

Вся история Церкви строилась на подвигах: сначала на страданиях мучеников первохристианства, на жертвенных трудах столпов Церкви – святителей, а потом на личных аскетических подвигах, на достижениях духа в борьбе с плотью пустынников и других подвижников, – «земных ангелах и небесных человеков» и «праведных», живших в миру и не осквернившихся от мира. И так доныне украшается христианство исповедниками и мучениками за веру во Христа. И святая Церковь поддерживает в верующих этот долг самоограничения и духовного очищения наставлениями и примерами из Евангелия и всего Священного Писания, примерами святых, предписаниями церковного устава, бдениями, постами и призывами к покаянию.

Таков жребий не только отдельного христианина, но и самой Церкви в ее совокупности: «Быть гонимыми за крест Христов», как это представлено в видениях апостола Иоанна Богослова в Апокалипсисе.

Церковь же многие периоды своей истории переносит совершенно открытые скорби: преследования и мученическую смерть лучших ее служителей, – что один современный священнослужитель и церковный писатель назвал «жатвами Божиими», – а в другие периоды, даже в периоды видимого благоденствия, переносит скорби от внутренних врагов, от недостойного образа жизни членов ее, в частности, людей, назначенных к служению ей.

Так определяется догмат о Кресте,

Крест есть путь христианина и Церкви.

Но при этом он есть и сила Церкви. Мысленными очами взирая «на Начальника веры и Совершителя Иисуса,» христианин черпает духовные силы в сознании, что за крестной смертью Господа последовало воскресение, что Крестом «побежден мир», что если с Господом умираем, то с Ним и царствовать будем и в явлении Его славы возрадуемся и восторжествуем (1Пет. 4:13).

Крест есть, наконец, знамя Церкви. От того дня, когда Спаситель нес на Своих раменах крест на Голгофу и был распят на вещественном кресте, Крест стал видимым знаком и знамением христианства, Церкви, каждого верующего во Христа.

Не все, принадлежащие к «широкому христианству,» имеют такое понимание Евангелия. Некоторые большие христианские общества отвергают Крест, как видимое знамя, считая, что он, как был так и остался орудием поругания. Предостерегал от такого «соблазна о кресте» ап. Павел (Гал.

 5:11), чтобы «не упразднить Креста Христова,» ибо «слово о Кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, сила Божия есть» (1Кор. 1:17–18). Он увещевал не стыдиться Креста как бы знамени поругания: – «выйдем к Нему (Господу) за стан, нося Его поругание», — наставлял он (Евр. 13:13–14).

Ибо поругание на кресте привело к воскресению во славе, и Крест явился орудием спасения и путем к славе.

Имея всегда перед собой образ Креста, совершая на себе знамение Креста, христианин, во первых, приводит себе на память, что он призван следовать стопам Христовым, перенося во имя Христово скорби и лишения за свою веру; во вторых, он укрепляется силой Креста Христова на брань со злом в самом себе и в мире; и в третьих, исповедует, что он ждет явления славы Христовой, второго пришествия Господа, которое само будет предварено явлением на небе знамения Сына Человеческого, согласно божественным словам Самого Господа (Матф. 24:30): этим знамением, по единодушному разумению отцов Церкви, будет величественное явление на небе Креста.

 Протопресвитер Михаил Помазанский

О несении креста и следовании за Христом - Богослов

О несении креста и ценности души

Седмица 8-я по Пятидесятнице

Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною, ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее; какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою? ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его. Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем.

Мф. 16:24-28

Читаемый сегодня фрагмент Евангелия от Матфея содержит в себе призыв к самоотвержению и следованию за Иисусом. Этот призыв вписывается в предсказание Иисуса о Своем страдании, смерти, воскресении и о Своем втором пришествии.

У всех трех синоптиков этот эпизод (Мф. 16:21–26; Мк. 8:31–37; Лк. 9:22–25) предшествует Преображению и следует за рассказом о беседе Иисуса с учениками в Кесарии Филипповой, когда Петр исповедал Его Сыном Божиим (Мф. 16:13–20; Мк.

8:27–30; Лк. 9:18–21). Рассказ завершается словами Иисуса: «Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем» (Мф. 16:28; Мк. 9:1; Лк. 9:27).

Тот факт, что все три Евангелиста выстраивают события в той же последовательности, свидетельствует о том, что они усматривали связь между всеми событиями этой цепи: исповеданием Иисуса Сыном Божиим, предсказанием Иисуса о Своей смерти и Преображением.

При этом слова о славе и о Царствии, относящиеся ко второму пришествию, бросают отсвет и на следующую сразу же за ними историю Преображения, так что само это событие, в свою очередь, может восприниматься как прообраз той славы Иисуса, которая в полной мере будет явлена в Его втором пришествии.

Центральное место в сегодняшнем евангельском чтении занимает поучение о ценности человеческой души.  Житейская мудрость на протяжении веков трудилась над выработкой принципов, по которым те или иные объекты, способности или явления могут быть конвертированы в деньги.

Еще в древние времена люди научились переводить в деньги пищу, бытовые предметы, скот, землю, недвижимость, друг друга (через продажу рабов), собственный труд.

Каждое новое поколение придумывало новые способы зарабатывания денег, совершенствовало ранее созданные финансовые механизмы и создавало новые.

Иисус Христос учил людей иному искусству — конвертации земных благ в то богатство, которое не остается на земле, но имеет бытие в вечной жизни. Именно в эту жизнь Он призывал людей инвестировать свои средства, имущество, таланты и способности.

Он напоминал им о том, что в их жизни есть ценности, которые невозможно ни купить, ни продать, и ущерб которым ничем не может быть восполнен.

К числу таких ценностей относится душа: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?» (Мф. 16:26).

Узнать больше вы можете в книге митрополита Волоколамского Илариона «Иисус Христос. Жизнь и учение», размещенной в свободном доступе на нашем портале, а также в книгах серии «Читайте Евангелие».Также Евангелие дня с митрополитом Иларионом доступно в специально созданном Телеграм-канале.

«Возьми крест свой, и следуй за Мною.» (Мф. 16, 24) — Мировоззрение — медиаплатформа МирТесен

«Возьми крест свой, и следуй за Мною.» (Мф. 16, 24)

Господь сказал ученикам своим: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за мною» (Мф. 16, 24)

Что означает фраза «нести крест свой»? Почему нужно отвергнуться себя перед тем, как начать нести свой крест, и какой смысл заключается в повелении Господнем «следуй за мною»?

Многие люди находятся в заблуждении по поводу несения своего креста по жизни. Кто-то скажет: мой крест – это муж алкоголик, с которым я мучаюсь всю жизнь. Другой считает крестом своим мучавшую его физическую болезнь, а кто-то — вечную нехватку денег, постоянные долги, заботу о престарелом больном родителе.

Если во всем этом нет отвержения себя и следования за Христом, то несение такого креста бессмысленно и не приводит человека ко спасению его души.

Здесь царит ропот, жалость к самому себе, недовольство жизнью, претензии к Богу, типа такого: «за что меня Бог наказывает?» Здесь проявляется, в основном, ветхая натура не преображенного светом Христовым человека.

Крест человека является продолжением креста Христова, на котором Спаситель все уже совершил для нашего с вами спасения. Он заплатил Своей жизнью за наши грехи. Он понес наши болезни и немощи на Себе, забрал все наши проклятия. Он обнищал ради нас, чтобы мы обогатились Его нищетою.

Личный крест является инструментом для достижения царства небесного, универсальным орудием умерщвления ветхой греховной природы человека, унаследованной от Адама, и облачением в новые одежды небесного человека, во всем подобного Христу. Без этого никто не сможет достичь царства небесного.

Основные этапы достижения царства небесного.

Отвергнуться себя

Что это значит? Человек по натуре эгоцентричен, т.е. свое «я» ставит на первое место. К примеру: «я специалист в области юриспруденции». Другими словами: «я окончил юридический факультет, обладаю знаниями и опытом в этой области. Это мое достижение в жизни. Я неплохо зарабатываю, обеспечиваю свою семью, у меня надежные связи.

Не делаю никому зла. Бог доволен мною…» Видно из этого, что человек гордится собой, считает, что он своими силами достиг своего положения, и он достоин уважения со стороны других людей. Знакомая картина, не правда ли? И это нормально с человеческой точки зрения, но это не приводит человека в царство небесное.

Почему? Да потому, что человек остался прежним со своей Адамовой природой, грешной и обреченной на уничтожение. Он не отверг себя, свое «Я». Да и не в состоянии совершить это своими человеческими усилиями, сколько не применял бы усилий к этому. Человеку надобно родиться свыше посредством веры в искупительную жертву Христа.

Для этого необходимо умереть для своего «я», чтобы воскреснуть для новой жизни во Христе. Здесь нужен крест, т.е. распятие всех своих амбиций, гордости, человеческих желаний, помыслов. Необходимо полностью отрешиться от своего накопленного опыта, знаний, природных дарований, но все подчинить Христу, поставив Христа на первое место.

Другими словами, свергнуть идола, самого себя. Это процесс всей жизни.

  • Взять крест свой.
  • Что это значит?

Это значит — со смиренным сердцем принять в свою жизнь все преходящие испытания, скорби, болезни, удачи и неудачи, взлеты и падения, принять, как ниспосланное Богом для совершения дела спасения души человеческой. Принять без ропота и сомнения, с верою, что Бог делает все во благо человеку.

  1. Крест свой – это полное послушание Слову Божьему, Его святым заповедям, послушанию, даже до смерти, при необходимости.
  2. Крест свой – это готовность умереть за ближнего своего.
  3. Крест свой – это сделаться слугой для других людей, делая это как для Господа.
  4. Крест свой – это молитвенное бдение, постоянное смирение плоти в угоду духу, благочестивая жизнь в обществе.
  5. Несение креста своего без полного отречения от себя (отвержения) не имеет смысла, так как одно с другим неразрывно и взаимосвязано.
  6. На своем кресте в течение всей жизни мы распинаем свою плоть со страстями и похотями, чтобы умертвить тело греха и дать место новому человеку во Христе Иисусе.
Читайте также:  Икона святой троицы, спасителя, божией матери, святых в храме - богослов

Наглядная иллюстрация. Зерно, брошенное в землю должно умереть, чтобы принести плод. Если оно не умрет, то плода не будет. Зерно – это то, что мы сеем – свою греховную, тленную натуру, чтобы умерев для греха, возродиться в новом человеке, подобном Христу.

Еще пример: метаморфоза превращения гусеницы в прекрасное новое творение – бабочку. Гусеница – образ нашей ветхой природы. Бабочка – прообраз нашего духовного нетленного человека во Христе.

Нести свой крест – это определенный труд, производимый человеком по вере в Иисуса Христа. Любой труд всегда предопределяет конкретные усилия по достижению результатов, тем паче – несение креста своего требует принесения себя на жертвенный алтарь для Бога, потому что «царство небесное силою берется, и применяющий усилие восхищает его». (Матф.11:12)

Следуй за мною

Что значит фраза «следуй за мною»?

Совершенно бесполезно нести крест свой без следования за Христом. Попробую прокомментировать свою мысль.

Есть немало так называемых подвижников, которые думают, что честно несут свой крест, но фактически они только обманывают самих себя.

Многие занимаются самосовершенствованием, чтобы улучшить свой характер, привести себя в смиренное состояние духа, искоренить в себе дурные привычки, истязают себя несением определенных служений в поместной церкви, тем самым пытаясь заслужить у Бога одобрение добрыми делами. Это есть глубочайшее заблуждение и тупиковый путь.

Богу не нужны наши дела, совершаемые нами в целях задобрить Его и заслужить спасение. Это дела самоправедности, а не веры. Человек как бы говорит Богу: «вот я много тружусь для Тебя, делаю добро людям, постоянно работаю над своим характером, запиши, Господи, мне в актив это…» В глубине души такой человек надеется, что угождает Богу.

Фактически, он пытается собственными усилиями достичь царства небесного, игнорируя тот факт, что Сын Божий претерпел за него на кресте и все уже совершил для его спасения.

Не требуется больше человеку зарабатывать свое спасение, ему надо просто верить в искупительную жертву Христа и позволить Христу быть главным во всей его жизни, а дела, лишь следствие посвящения Христу. Такой человек все еще руководствуется своим «я», он еще не до конца умер для своей плоти. Он все еще в суете. Все его дела — есть лишь скрытое тщеславие и самообольщение.

Следовать за Христом – значит жить по закону Христа, действовать в соответствии с требованиями Христа, служить в церкви в соответствии с повелением Святого Духа, данного каждому верующему. Следование за Христом – это полная капитуляция своего «я» и предоставление всех своих органов чувств, помышлений и самого тела в послушание Христу.

Вспомните двух разбойников, распятых вместе со Христом. Оба они приняли свой крест, но не оба последовали за Христом.

Один из них, вися на кресте, поносил и хулил Сына Божьего, а другой, увещевая приятеля, покаялся, уверовав в Сына Божьего.

Из Библии видно, что второй разбойник получил обещание Спасителя: «И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю.» (От Луки 23:43) Он просто уверовал и последовал за Христом.

Следование за Христом – это полное отречение от воли своей. Это полное повиновение Богу.

Крест кажется нелегким до тех пор, пока пребывает крестом своим. Когда же личный крест преобразится в крест Христов, то становится легким. «Иго Мое благо, и бремя Мое легко есть, сказал Господь» (Мф.11, 30).

Крест свой изменяется в крест Христов в следующих случаях:

1. Ученик Христа проносит его с полным осознанием греховности себя, нуждающейся в искоренении.

2. Несет его с благодарностью и славословием Христа.

  • В итоге ученик получает великое утешение, которое делается источником непостижимой радости и мира, благодатно наполняющих его дух, разум, чувства и само тело.
  • Терпеливое несение своего креста есть истинное покаяние.
  • Благодаря Кресту Христову ученик возносится от земли, помышляя о горнем, сердцем и умом пребывая на небе и созерцая красоту царства Божия.

Спасибо Господу за Его Отцовскую неизреченную любовь и долготерпение ко всем чадам Своим. Аминь.

Источник   http://chydesa777.ru/vozmi-krest-svoy-i-sleduy-za-mnoyu/

Крестом исцелимся и спасемся

  • «Благословен тот день и час,
  • Когда Господь наш воплотился,
  • Когда на землю Он явился,
  • Чтоб возвести на Небо нас».
  • Борис Пастернак

Многие из нас   в своей жизни используют, и даже чересчур, православное понятие о жизненном кресте. «это мой крест», «нет креста не по силам», «с креста не сходят, с него снимают», а  на любую жизненную трудность, мало-мальские скорби или неприятности заявляют «таков крест».

  1.  Но так ли уж просто на самом деле определить, где он, мой крест?
  2. О несении   креста
  3. Крест Христов, который каждый православный христианин, получает при крещении, и носит всю жизнь, является символом нашего спасения, символом исповедания веры.

Священное Писание утверждает, что крест дан нам в качестве знамения на челе, как Израилю — обрезание. Ибо через него мы, верные, различаемся от неверных и узнаемся. Он — щит и оружие, и памятник победы над диаволом. Он — печать, для того чтобы не коснулся нас Истребляющий (Исх. 12, 12, 29).

По воле Божией мы родились и живём в Православной христианской вере.

Наша вера не обещает никому ни внешних почестей, ни славы, ни богатства. Она на всех и каждого в самой купели Крещения надевает крест.  

Наш нательный крест каждый день напоминает нам, что дорога к нашему воскресению лежит только через крест.

«Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8, 34).

В этих словах Спасителя крест предстает как заповедь человеку, как нравственный указатель каждому, кто желает следовать за своим Господом.

Патриарх Кирилл говорит «Крест дается нам именно для того, чтобы мы искупляли свои грехи и очищались от них.

Ни одна епитимья, ни одно церковное наказание не исправляют человека так, как несомый им крест, ни ропот, ни слабость, ни сомнение, ни озлобление не должны сопутствовать нам в несении наших жизненных испытаний, но благодарность Богу за все, что Он посылает нам.

И мы должны испрашивать у Него помощь в том, чтобы несение креста, Им ниспосланного, даровало нам победу над стесняющими нас жизненными обстоятельствами, победу над своей греховностью, победу, открывающую дверь жизни вечной»

  • У каждого из нас Свой крест
  • Святитель Игнатий Брянчанинов писал: «Скорбное положение во время земной жизни есть установление Самого Господа для истинных рабов и слуг Господа. Установления этого, как установления Господня, невозможно отклонить никаким средством человеческим, никакою предусмотрительностью, никакою осторожностью»
  • Для каждого человека на земле существует свой путь, уготованный Богом, по которому Творец желает привести нас к конечной цели бытия – спасению и жизни вечной.
  • И каждый человек на своем жизненном пути должен понести именно свой крест.
  • Конечно же Крестов множество, но только личный врачует мои язвы, только он будет во спасение, и только его человек должен понести с Божией помощью.
  • И здесь важно не ошибиться, не взять крест по своему произволу, тому произволу, который в первую очередь и должен быть распят на кресте самоотвержения.
  • Самовольный подвиг — это «самодельный крест», и несение такого креста всегда оканчивается падением.

А что же значит свой крест? Это значит идти по жизни по своему пути, начертанному для каждого Промыслом Божиим, и на этом пути понести именно те скорби, что попустит Господь.

Не должен человек искать больших скорбей и подвигов, чем те, что есть на его жизненном пути. И вместе с тем, не следует искать освобождения и от тех скорбей и трудов, что посланы в жизни.

Естественно, что разнообразны в жизни и скорби и искушения, которые посылает нам Господь для нашего врачевания, различны у людей телесные силы и здоровье, разнообразны и наши греховные немощи.

И вот поэтому то у каждого человека — крест свой.

Нет среди нас одинаковых. Каждый из нас– неповторимая и единственная особенность. Поэтому, нельзя дать «правило» одно на всех.

  1. Господь толпы не принимает, а о каждом печется индивидуально.
  2. Отвергнись себя и возьми крест свой
  3. Подлинная цена истинного христианства, первый шаг на пути следования за Христом это отвержение себя
  4. Буквально это означает отказ от права обладания чем-либо, отказ даже от самой мысли, что я сам себе принадлежу

Блаж. Феофилакт Болгарский говорит, что под этими словами необходимо понимать полное презрение к своему телу, чтобы его «не щадили», невзирая даже на упреки со стороны окружающих людей.  Отвержение себя предполагает и отказ от своих личностных взглядов, представлений, которые противны Евангелию.

Человек ничего и никого не вправе ставить на первый план в своей жизни вместо Христа

К сожалению, в реальной жизни мы часто видим, что многие, очень многие приступают ко Христу, но последовать за Ним решаются единицы. Нам страшны скорби, страшен крестный путь, страшно самоотвержение. Современному человеку нужен комфорт, покой, вечная жизнь на земле.

Грехопадение настолько повредило разум людей, что временная жизнь кажется им дороже вечной.

Подобно тяжелоболящему умалишенному, болезнь которого явственна для всех окружающих, но не для него самого, падший человек не видит глубины своего греховного расстройства, а потому и не чувствует должным образом необходимости во Враче и в лекарстве – в своем кресте.

  • Господь непрестанно направляет нас к тому, чтобы мы более всего обогащались не земными благами, а небесными, а их то мы и сможем взять за пределы этой жизни.
  • Каждый человек может принимать волю Божию в своей жизни и следовать согласно с ней, а может отвергать ее, следуя своей собственной воле.
  • Принимающий волю Божию в своей жизни «берет свой крест», а отвергающий – «отвергает свой крест».

Любой отказ ради Христа от чего-то такого, от чего предпочел бы не отказываться, это тоже —  крест. И в то же время — радость.

Скорби в жизни каждого человека неизбежны -так устроен наш мир. Об этом Господь говорит: «В мире будете иметь скорбь» (Ин. 16: 33). И апостол Павел учил, что «многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян. 14: 22).

Земная жизнь — подготовка к жизни вечной. Невозможно сформироваться для вечности без опыта скорби и страданий. Многие же христиане надеются приблизиться к Богу через внешние перемены. Отец Иоанн (Крестьянкин) называл это поиском самодельного креста. И искусственное стремление к страданиям —  тоже самодельный крест. Что-что, а страдания сами нас найдут.

Христос призывает к Себе всех: и очень сильных, и не очень сильных, и совсем слабых. Но когда человек обретает веру во Христа, то она (вера) удивительным образом умножает его внутренние силы.

Понятия «отвергнись себя» и «возьми крест» в Евангелии неразрывно связаны

Отвергнуться себя — значит понять, что не все, что во мне, — это я, что перед мной альтернатива: посвятить жизнь тому, чтобы во мне восторжествовал Сам Христос или остаться с тем, что я представляю из себя сейчас.

Читайте также:  Архангел гавриил – посланник божий. в честь него 2 праздника в году - богослов

Или отвергнуться себя такого, какой я есть, — порочного, самолюбивого, страстного — или отвергнуться Христа. .

Отвергнуться себя означает способность и желание научиться видеть не только себя со своими скорбями и радостями, со своими переживаниями, трудностями и успехами, но и других людей, у которых тоже есть и свои проблемы, и свои трудности, и свои радости. Научиться жить не только своей жизнью, но и их жизнью

Взять крест — это значит великодушно переносить насмешки, поношения, гонения, скорби, которыми греховный мир не поскупится одарить послушника Христова.

В каком-то смысле верующий, это всегда «белая ворона». Т.к. он откликается на просьбы, он помогает окружающим, не имея личной выгоды, в общем он не от мира сего. Он живет для других, он несет свой крест.

Взяв крест христианин трудится для блага ближних, борется с пороком и нечестием, переносит мужественно искушения и беды. Он готов из любви к правде и истине нести крест и, если нужно, идти на крест.

Отречься от себя значит отказаться от своих страстей – и прежде всего себялюбия, то есть любви к своей плоти, к своим страстям, слабостям, немощам.

Взять свой крест — значит терпеливо нести тяжелые труды лишения, скорби, невзгоды, несчастья. Все то, что пошлет Господь: всякого рода неудобства, тяготы и печали, приходящие и извне, и изнутри на пути добросовестного исполнения заповедей Господних в жизни по Его предписаниям и требованиям.

Это путь, который привёл апостола Павла к утверждению «Уже не я живу, но живёт во мне Христос» (Гал 2, 20).

Взять крест — значит принять выпавшие обстоятельства жизни, вытерпеть и превозмочь посланные испытания, не пасть под их тяжестью. Это требует безусловно проявления и крепости духа, и терпения, и мужества, и способности преодолевать трудности, но особенно — смирения. Не ожесточиться, не замкнуться, а принять всё выпавшее по христиански со смирением.

Взять крест — это добровольно и усердно подчиниться лишениям и подвигам, которыми обуздывается плоть. Живя во плоти, мы должны научиться жить для духа.

Задача то в том и состоит, чтобы возненавидеть эгоизм, возненавидеть все суетное, закрывающее путь Бога и тянущее к земным пристрастиям.

Епископ Феофан Затворник пишет «Одному из хотевших идти за Господом Он сказал: «Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову (Мф. 8, 20); а другому, хотевшему прежде похоронить отца, сказал: оставь мертвого, его похоронят другие, а ты иди за Мной» (Мф. 8, 21-22).

Это значит, что тот, кто хочет идти за Господом, не должен ожидать от этого следования на земле никакого утешения, а одних лишений, нужд и скорбей, и что житейские заботы, даже самые законные, несовместимы с этим следованием.

Надо отречься от всего решительно, чтобы уже ничто не привязывало к земле; затем обречь себя на всесторонние страдания, или крест; и, снарядившись таким образом, идти за Господом. Такова прямая воля Господня! Но кому дана эта заповедь — только апостолам или и всем христианам? Рассуди всякий сам.

Отвергнуть себя и взять крест — всем ли сказано? Потом — возлюбить Господа больше отца и матери, братьев и сестер, жены и детей — всем ли сказано? Вывод ясен. Как же быть? Однажды и апостолы предлагали такой вопрос Господу, и Он ответил им: «невозможное человекам возможно Богу» (Лк. 18, 27).

Господь всегда с нами

Говоря о кресте, Господь призывает быть верными Ему, идти за Ним даже в страданиях.

Это не значит, что к страданиям надо стремиться.  Господь Сам подает нам пример правильного отношения к ним: «И, отойдя немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39).

И мы по Его примеру за каждой Литургией молимся: «О избавитися нам от всякия скорби, гнева и нужды…» Но при этом в молитве Оптинских старцев, мы читаем: «Какие бы я ни получал известия в течение дня, научи меня принять их со спокойной душою и твердым убеждением, что на все Твоя святая воля».

Этим мы просим Господа дать нам силы принять свою скорбь как крест. Принять с верой и смирением и достойно понести.

Христианство утверждает, что один человек может быть сильнее всех. И именно в этом утверждении благая весть о Христе.

Всякий раз, когда мы сгибаемся под тяжестью жизненного креста, мы должны помнить о том, что Господь Иисус Христос тоже нес Свой крест. Причем мы несем свой крест, потому что нам органически необходимо через страдание, через переносимые тяжести избавляться от грехов, избавляться от страстей, исправляться.

Сам же Господь не должен был нести крест, Ему не за что было страдать, кроме наших грехов.

Нередко человек сам является причиной своей трудной жизни, постигающих его неудач и несчастий.

Человек совершает ошибки, выбирает ложные мнимые цели, становится жертвой собственного легкомыслия, неопытности или корыстных намерений, вступает в конфликты с ближними, переживает и страдает от своей неосмотрительности и тому подобное… Известно изречение, что человек — враг самому себе, и ничто не является большим врагом для него, чем он сам.

Любая человеческая скорбь усиливается ещё более нашим неправильным отношением к ней. Если скорбь поддерживать, если жить с ней вместе, то есть огорчаться, печалиться, то она (скорбь) только усиливается, усугубляется.

Есть ситуации, когда кажется, что человеческих земных возможностей и сил просто не хватает, и здесь единственное и самое правильное решение обратиться к Богу с молитвою. Ведь действительно на всё Божья воля.

  1. Евангелие и история Церкви определенно свидетельствуют, что Божий крест, не может оказаться непосильным, не может быть погибельным для человека, что каждому из нас непременно дается от Господа достаточный запас внутренних сил для вынесения и преодоления страданий, чтобы нам достойно и праведно пронести жизненный крест
  2. Спаситель ясно указывает нам путь в скорбных обстоятельствах жизни: «отвергнись себя», забудь о себе именно в самый тяжкий момент твоего переживания и уповай на Господа «… да будет воля Твоя, но не моя».
  3. Вглядываясь в жизнь, можно убедиться, что внутренняя ориентация на самоотверженность, жертвенность оказывается спасительной и в условиях переживаемого человеком страдания.
  4. Мы часто ропщем, не выдерживая тяжести жизненных трудностей, но Господь Сам знает, что нам по силам и что мы можем понести, что нам будет полезно в данное время

Когда мы «берем свой крест», исполняя волю Божию, то на этом пути Господь никогда не оставляет нас без духовных утешений, ибо Христос учил: «Иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф. 11: 30).

Когда мы проходим через жизненные испытания, надо всегда помнить, что и Господь прошел последние дни Своей жизни через отвержение собственным народом, поругание, приняв крестную смерть и муки на кресте. Он Сам нес Свой крест на Голгофу и был распят на нем. И каждый, кто любит Христа, верен Ему, должен быть к этому готов

Бог нас будет спрашивать не о том, сколько мы поклонов сделали и сколько молитв прочитали, а научились ли мы любить? Сумели ли преодолеть эгоизм ради другого человека? И как результат, есть ли реальный плод нашего внутреннего труда?

Не надо думать, что «несение креста» относится к отдельным жизненным обстоятельствам, к отдельным пусть даже очень важным решениям. Реально «несение креста» продолжается всю жизнь, в каждом дне, и не прерывается до самой кончины.

Да и сама наша греховная плоть сама по себе уже является для нас крестом.

Нам самим ведь приходится делать выбор между добром и злом, между земным и небесным, между правдой и ложью — между волей Божией и волей собственной.

Как говорит Апостол: «Имея пропитание и одежду, будем довольны тем» (1 Тим. 6, 8)..

Здесь, на земле каждый идет своим путем, и на этом пути неизбежны и трудности, и скорби. Но каждый из нас, христиан, призван исполнять те заповеди, которые дает нам Христос в Евангелии. Он говорит: «Ищите же прежде Царствия Божия и правды Его, и остальное все приложится вам» (Мф. 6, 33) – все, что необходимо человеку, живущему на земле.

Неся «свой крест», в каких бы обстоятельствах мы ни находились, мы можем надеяться на исполнение в нашей жизни слов апостола Павла: «Если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем; если терпим, то с Ним и царствовать будем» (2 Тим. 2: 11–12)

Архим. Иоанн (Крестьянкин) Письма www.pravoslavie.ru

Патр. Кирилл Достойное несение креста — это путь ко спасению www.pravoslavie.ru

Жизненный самообман … www.blagobor.by

Свт. Игнатий Брянчанинов, Приношение современному монашеству.  Изд-во им. святителя Игнатия Ставропольского, 2001.

Преп. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры.  Кн. 4, гл. II, www.vehi.net/damaskin/.

Прот. Игорь Гагарин Нескучный Сад www.pravmir.ru/chto-znachit-nesti-krest/

Ношение жизненного креста. apologet.spb.ru-

Нести свой крест www.blagobor.by

О несении креста и следовании за Христом …www.pravoslavie.ru-

                           Александр А. Соколовский

Золотые зёрна мудрости » Библиотека soteria.ru

«И кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня» (Мф. 10:38).

«Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною» (Мф. 16:24).

«Иисус, взглянув на него, полюбил его и сказал ему: одного тебе недостает: пойди, все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною, взяв крест.

Он же, смутившись от сего слова, отошел с печалью, потому что у него было большое имение. И посмотрев вокруг, Иисус говорит ученикам Своим: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие!» (Мк.

10:21-23).

«Возьми крест свой и следуй за Мной». «Взять крест свой» — значит нужно идти путем веры и добродетели.

Крест нам нужен уже потому, что он помогает нам видеть руку Божию.

Несение креста, как ничто другое, уподобляет нас Иисусу Христу.

У каждого чада Божия свой крест, совершенно отличный от всех остальных крестов. Поэтому как нельзя обмениваться лекарствами, так нельзя поменяться и крестом.

«Кто хочет идти за Мною… возьми крест свой и следуй за Мною» (Мк. 8:34). Каждый из нас на пути к вечным радостям должен понести крест свой до конца. Из чего слагается этот крест? Он слагается из нашей пожизненной борьбы со грехами, страстями и пороками. Жизненный крест каждого из нас — это те болезни, страдания, какие мы неизбежно должны претерпеть в нашей жизни.

  • Крест сораспятия свидетельствует об уровне нашего уподобления и верности Иисусу Христу.
  • Отсутствие в жизни христианина креста является показательным признаком «плотского» христианина, у которого Бог не на первом месте; и может быть даже признаком невозрожденности.
  • Нужно взять свой крест по примеру Христа, он же суть: постигающие нас скорби, лишения, унижения, страдания.
  • Возьми крест свой!

Крест есть орудие казни, взять крест — значит полюбить все то, что умерщвляет в нас наше самолюбие, злую волю, чувственность к страсти.

Поэтому крест есть бедность, бесчестие, лишения, болезни, слабости, вздорный сосед, потеря близких.

Необходимо взять крест добровольно; с усердием нести крест свой, уготованный именно тебе, хотя многие предпочли бы принять не данный Богом крест, а другой — из иных, избранных ими, скорбей и лишений.

  1. Чем больше отталкиваешь свой крест, тем он становится тяжелее.
  2. Крест и различные скорби суть знамя христианское, под которым христиане воинствуют Царю своему, на кресте распятом (Тихон Задонский).
  3. У распятого со Христом нет движений по своей воле, а все по воле Божией; его руки и ноги также недвижимы на зло и неправду.
  4. Как Христос через Голгофу вошел в Свою вечную божественную славу, так и каждый из нас через свою голгофу (неизбежные в жизни земные страдания) идет к своей вечной славе.
Читайте также:  Храм святых бессребренников космы и дамиана с.троицкое - богослов

Школа креста — самая лучшая школа. Воспитание крестной школы делает: безумных — умными, а умных — мудрыми; гордых — смиренными, а смиренных — смиренномудрыми; худых — добрыми, а добрых — лучшими; слабых — сильными, а сильных — непобедимыми.

«О благой крест, давно желанный, страстно любимый, неослабно искомый и теперь-то приготовленный для желающей души! Я прихожу к тебе спокойный и радостный; и ты с торжеством прими меня!» — так взывал апостол Андрей и в ужасах крестной смерти прославлял свое блаженство.

Мы должны почитать для себя за великое счастье, если сподобимся что-либо претерпеть за Господа. Нет большей славы, как разделить бесчестие с Иисусом.

На пути духовного служения стоит крест, и христианин должен дать свое согласие быть распятым на нем.

Крест следования и несения креста — свидетельствует о степени нашего самоотречения, покорности и подчинения во всех случаях жизни только воле Божией.

Путь христианина — путь любви. Эта истина всем знакома; но о том, что путь любви означает: путь креста, путь тесного следования за Христом, — об этом мало кто знает.

Брат мой, чем тяжелее крест твой, тем сильнее стучи в небесные ворота.

Не гонись за шумом быстрого успеха, не меняй на лавр сурового креста (С.Я. Надсон).

Единственным, что Иисус Христос счел нужным показать после воскресения, были Его раны. Его ученики на пути в Еммаус не узнали ни Его, ни Его послания.

Только когда Он преломил хлеб и они увидели Его раны, открылись их глаза. Когда Он после воскресения стоял среди Своих смущенных учеников в верхней горнице, Он показал им Свои раны и Свои пронзенные ребра.

Раны служат доказательством подлинного духовного водительства.

Каждое обстоятельство — великое или малое, печальное или радостное — есть поучение и наставление с неба.

Ношение креста есть упразднение всякого греха; от этого рождается любовь, без которой невозможно ношение креста (епископ Игнатий).

Взять крест свой — значит с покорностью и смирением подчиниться тем временным скорбям и бездействиям, которые благоугодно божественному Промыслу попустить нам в очищение наших согрешений. Тогда крест служит для человека лестницею от земли к Небу (епископ Игнатий).

  • Взять крест свой — значит добровольно и с усердием подчиниться лишениям и подвигам, которыми обуздываются бессловесные стремления нашей плоти (епископ Игнатий).
  • Нести крест — значит быть готовым к опасностям и ежедневной смерти и все делать так, как если бы мы уже не надеялись, что наша жизнь не угаснет до настоящего вечера (Иоанн Златоуст).
  • У каждого из нас есть свой крест; он слагается из всего, что беспокоит и тяготит наш дух, что терзает сердце на правом пути к Господу во все дни нашей жизни.

Первый конец этого креста составляют немощи нашего естества и дурное направление сил его, как то: недалекость ума и незрелость соображений, отсутствие энергии в воле и неподвижность ее на дела долга, вялость чувств и падкость их на недолжное, особенно же исчадия нашей самости — полчище страстей и всякого рода похоти плоти. Пробудившийся дух видит все это в себе, тяготится им и несет это на себе, как преступник, которому в наказание привязали на плечи тлеющий труп. Это крест падшего естества.

Второй конец нашего креста составляют все труды и неприятности житейские.

Мы ищем довольства, добрых отношений со всеми и благоприятного течения наших дел; но во всех этих сторонах нашей жизни почти поминутно происходит расстройство скорбное, а иногда и бедственное.

Желая избавиться от неприятностей, мы боремся с препятствиями и тянем жизнь свою похоже на то, как будто кто идет среди терна и шиповника: то и дело — зацепки и царапины. Это крест житейский.

Третий род креста слагается из трудов по исполнению обязанностей.

Каждый из нас обложен своими обязанностями; каждая обязанность имеет свой круг занятий; каждое дело требует труда и терпения, чтобы довести его от начала до конца в том духе, порядке и полноте, какие составляют его существо, с преодолением всех неизбежных неприятностей.

Стало быть, всякое обязательное для нас дело есть ноша, а все они, в совокупности, составляют нелегкое иго долга, которое мы несем и должны нести до гроба. Это крест служения Господу, обществу и нашим ближним.

Нет никого на свете, кто не был бы обложен этими крестами или своим трехсоставным крестом. Но одни несут этот крест во спасение, другие на пагубу себе. Господь, возлагая на нас крест, хочет, чтобы мы творили спасение свое.

Если же кто, пытаясь сбросить с себя этот крест, уязвляется насмерть, то виноват сам неразумием своим и невниманием к попечительным указаниям спасающей нас благодати Божией.

Господь хочет, чтобы, борясь с собою, мы приобретали опытность в различении добра и зла и очищались; чтобы, терпеливо неся тяготу житейскую, смирением преклоняли Бога на милость; чтобы, исполняя свой долг с преодолением всех трудностей, достойно стяжали венец правды! Таким образом, когда, входя в эти благие намерения Божий, мы держим себя именно в таких отношениях к своему кресту, мы несем его спасительно. В противном же случае крест наш не во спасение нам, а в пагубу (Феофан Затворник).

«Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой и следуй за Мною» (Мк. 8:34). За Господом, принесшим Крест Свой на Голгофу, нельзя идти без креста, и все идущие за Ним непременно идут с крестом.

Что же такое этот крест? Всякого рода неудобства, тяготы и скорби, налегающие извне и изнутри на пути добросовестного исполнения заповедей Господних в жизни по духу Его предписаний и требований. Такой крест так сросся с христианином, что где христианин, там и этот крест, а где нет этого креста, там нет и христианина.

Всесторонняя льготность и жизнь в утехах не к лицу истинному христианину. Задача его — очистить себя и исправить.

Он, как больной, которому нужны то прижигания, то отрезания, а как это может быть без боли? Он хочет вырваться из плена сильного врага, а как это может быть без борьбы и ран? Радуйся же, чувствуя на себе крест, ибо это знак, что ты идешь вслед Господа, путем спасения, в рай. Потерпи немного. Вот-вот конец и венец! (Феофан Затворник)

Мы должны понять, что Господь не принуждает нас к ношению Его креста, то есть к претерпеванию того страдания, какое Он принял ради нас. Он не говорит: «если кто хочет идти за Мною, возьми крест Мой», но: «возьми каждый крест свой» (Мф. 16:24). Ибо Господь знает, что мы не сможем нести крест Его; свои же кресты по силе нашей и с Его помощью нести можем.

Каждый человек несет свой крест, какое-нибудь свое бедствие: или греховные вожделения собственного естества и борения плоти против духа, или искушения врага невидимого, или гонения, оскорбления, обиды, злословие и осуждение врага видимого, или лишение возлюбленного друга, детей и имений, или что-либо иное скорбное, или телесные недуги и какие-либо страдания. Все это — наши кресты, и когда человек ради любви Божией терпеливо несет их, то он приобщается к страданию Господню, бывает сообразен Кресту Его (Димитрий Ростовский).

  1. С крестом мы способны исповедовать и славословить Бога, в благополучии мы способны к отвержению Его (епископ Игнатий).
  2. Ученик Христов тогда несет правильно крест свой, когда признает, что именно ниспосланные ему скорби, а не другие, необходимы для его образования во Христе и спасении (епископ Игнатий).
  3. Последование Христу не может состояться без принятия креста и признания в нем новозаветной правды и оправдания Божия (епископ Игнатий).

Крест — знак избрания Божия, печать Христова. Этой печатью Христос запечатлевает Своих (епископ Игнатий).

  • Смирение возвело Господа на крест, и учеников Христовых смирение возводит на крест, который есть святое терпение, непостижимое для плотских умов (епископ Игнатий).
  • Сознанием своей греховности, благодарением Богу, покорностью воле Божией сделаем крест свой — орудие казни и знамя бесчестия — орудием победы и знаменем славы, подобно кресту Господню (епископ Игнатий).
  • Крест — терпение в Господе всех огорчений и напастей, которые будут попущены Промыслом Божиим (епископ Игнатий).

После преступления Адамова закрыт был рай роду человеческому, и никто в течение пяти тысяч пятисот с лишком лет не мог открыть его. Все, даже святые Божий, по окончании сей временной жизни шли не в рай, а в преисподнюю, как засвидетельствовал это Иаков, сетуя о сыне своем Иосифе: «С печалью сойду к сыну моему в преисподнюю» (Быт. 37:35). Кто же потом отверз дверь райскую?

Христос, новый Адам. Каким ключом? Крестом, ибо крест есть ключ к замку райскому, как говорит Иоанн Златоуст: «Крест есть ключ рая, крест Христов отверз рай». Посмотрим, как вошел в рай разбойник.

Не страданием ли крестным? Ибо хотя распят был и за злые дела свои, но сердцем начал сострадать Христу, говоря: «Достойное по делам нашим приняли; а Он ничего худого не сделал» (Лк. 23.41). И он тотчас услышал от Господа: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк.

23:43) и в тот час же пошел с креста в рай.

Рассуждая об этом, Златоуст говорит: «Ничто не посредствует между крестом и раем: крест — и тотчас же за ним рай», то есть посредине между крестом страдания христианского и раем нет никаких преград, препятствий и неудобств, ибо не преграждены они ни великой стеной, ни высокими непроходимыми горами, ни глубокими рвами, ни быстротекущими реками, но тут же при кресте и рай. Мы не сомневаемся, что претерпевающий что-либо во имя любви Божией с благодарностью стоит уже при дверях райских: крест — и тотчас рай. Итак, то, что сделал крест Христов, получил и крест разбойника: страдание Христово отверзло рай, а страдание разбойника привело его в рай. Действие обоих велико и преславно (Димитрий Ростовский).

  1. Отречение от себя состоит в совершенном забвении прошедшего и отказе от своих желаний (Иоанн Златоуст).
  2. Желай, чтобы дела твои устраивались не как тебе представляется, но как угодно Богу (Нил Синайский).
  3. Взирать на крест — значит всю свою жизнь сделать как бы мертвой и распятой для мира, пребывать неподвижным на всякий грех (Григорий Нисский).
  4. Вне креста нет живого познания Христа (епископ Игнатий).

Раздаянием имения предваряется взятие креста. При сохранении имения невозможно принятие и ношение креста (епископ Игнатий).

Суетен и бесплоден крест свой, как бы он ни был тяжел, если через последование Христу он не преобразится в крест Христов (епископ Игнатий).

Крест свой делается для ученика Христова крестом Христовым, потому что истинный ученик Христов почитает исполнение заповедей Христовых единственной целью своей жизни. Эти все святые заповеди становятся для него крестом, на котором он постоянно распинает своего ветхого человека со страстями и похотями (епископ Игнатий).

Ропот и негодование при скорбях и напастях есть отречение от креста (епископ Игнатий).

«Враги креста Христова» (Флп. 3:18) те, кто противится кресту Христову. Как? Крест Христов учит идти тесным путем — они идут просторным. Крест учит смиряться — они гордятся. Крест учит отсекать свои прихоти — они совершают.

Крест учит терпеть — они гневаются и злобствуют. Крест учит распинать плоть со страстями и похотями (Гал. 5:24) — они мудрствуют по плоти. Крест учит умирать для греха, а жить для Бога — они живут для себя и греха.

Крест учит Небесного искать — они мудрствуют о земном (Тихон Задонский).

Не ищи совершенства христианского в добродетелях человеческих — тут нет его; оно таинственно хранится в кресте Христовом (епископ Игнатий).

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *