О вере сотника — богослов

В Библии упоминается не только процесс казни и воскрешение Спасителя. Одним из сюжетов стал розыгрыш имущества Иисуса четверкой легионеров. Впоследствии его одежды обрели благодать и оказались в Кахетии (Грузии), а во время правления Романовых частица ризы Христа пришла в Россию.

Не менее интересна и история Лонгина Сотника, центуриона Понтия Пилата. Именно его рука направила копье, которое убило Иисуса. Позже легионер глубоко раскаялся в содеянном и принял христианство, как единственно верную религию.

О вере сотника - БогословФрагмент мозаики с изображением святого мученика Лонгина Сотника. Мозаика датируется одиннадцатым веком

Лонгин не только принял Христа, но и стал активно проповедовать веру среди язычников. В 53 году он был жестоко убит в городе Кесария Каппадокийская, по неподтвержденным источникам это родной город мученика.

 Описание поступка Лонгина в Евангелии

Новый Завет, в котором описываются события 33 года нашей эры, упоминается Лонгина Сотника только один раз. В Евангелии от Иоанна сцена прободения копьем груди Иисуса Христа раскрывается в следующем тексте:

Но так как [тогда] была пятница, то Иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу, — ибо та суббота была день великий, — просили Пилата, чтобы перебить у них голени и снять их. Итак пришли воины, и у первого перебили голени, и у другого, распятого с Ним.

Но, придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней, но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода. И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его; он знает, что говорит истину, дабы вы поверили. Ибо сие произошло, да сбудется Писание: кость Его да не сокрушится.

Также и в другом [месте] Писание говорит: воззрят на Того, Которого пронзили.

Интересен следующий факт, что имя Лонгина не упоминается ни в каком Евангелии и появляется в более поздних работах. Даже евангелист Марк, также упоминавший в своем труде о пронзании тела Спасителя копьем, сообщается только о безымянном сотнике, который после смерти Христа воскликнул:

«Истинно Человек Сей Был Сын Божий».

О вере сотника - БогословИкона святого Лонгина Сотника

 Житие Лонгина в Апокрифической литературе

Впервые имя сотника начинает упоминаться в Апокрифических писания. В частности, самым ранним трудом стала переведенная на латинский язык книга «Деяние Пилата», что являлась частью более монументального труда, — Евангелие от Никодима.

В ней упоминается, что имя солдата, который пронзил копьем боку Иисуса, — Лонгин. Причем находился легионер в статусе центуриона, по-современному, — «сотник». По этой причине его связали с аналогичным персонажем из Евангелий от Матфея, Луки и Марка.

Чуть более подробно о судьбе святого, написано в житие от Исихия. В нем мученик Лонгин Сотник, после того как поразил своим копьем Христа, глубоко раскаялся о своем поступке. Особенно это интересно на фоне того, что после смерти Сына Божьего от руки легионера, началось сильное землетрясение и солнечное затмение.

Это произвело на Лонгина сильнейшее впечатление, и он обратился в христианскую веру. Долгие годы он скитался по землям Ближнего Востока и проповедовал веру в Христа. Свою смерть он нашел в 58 году в якобы своем родном городе, — Кесария Каппадокийская.

О вере сотника - БогословМиниатюра из Евангелия Рабулы. Над головами легионеров написано имя Лонгин

Имеется и еще одно свидетельство об участии Лонгина в убийстве Спасителя. На миниатюре из Евангелия Рабулы, святой рукописи из Сирии датированной шестым веком, изображена сцена распятия Христа. Кроме Сына Божьего на картинке нарисованы солдаты, а сама иллюстрация подписана именем Лонгин. Однако есть мнение, что имя Сотника добавлено значительно позже.

Лонгин Сотник прозревает. Проповедь солдатам Пилата

Еще одним приданием, касающимся Лонгина, стали церковные рассказы об обретение святы веры. Считается, что мученик не только сторожил распятого Иисуса, но и находился в составе стражи, подле гроба убиенного Спасителя.

Лонгина и двух его товарищей по службе, считают свидетелями воскрешения Христа из мертвых. Таким образом легионеры обрели веру в христианство и когда их пытались заставить соврать про божественное чудо воскрешения, то они сопротивлялись всем силами.

О вере сотника - БогословСтража у Гроба Господня. Здесь воины сподобились видеть Пресветлое Христово Воскресение, когда Господь Своим чудным восстанием навел на стражу ужас (Мф.28:2,4)

Еще одно чудо произошло с Сотником прямо во время казни Сына Божьего. По легендам, Лонгин страдал катарактой и плохо видел. Однако, кровь, брызнувшая из ран Иисуса прямо в лицо Сотнику, попала ему в глаза и к солдату вернулось зрение. Поэтому святой мученик Лонгин покровительствует незрячим и помогает в исцелении глазных болезней.

После воскрешение Спасителя, Лонгин его товарищи, окончательно уверовали и пошли проповедовать христианство по всей земле. Сам мучение с двумя последователями пошел на родину, в Кесарию Каппадокийскую. Здесь они поселились в доме Сотника и продолжали нести свет истинной веры.

О вере сотника - БогословТогда Лонгин и два воина окончательно уверовали во Христа, и сделались проповедниками Воскресения Христова, – ибо они возвестили Пилату и архиереям обо всем происшедшем. (Мф.28:11-13)

Понтий Пилат, прознав про это, отправили в город солдат, с наказом убить отступников. Когда воины пришли в Кесарию их встретил сам Лонгин, но они его не узнали. Во время принятия пищи один из солдат рассказал о цели визита боевого отряда. Но Лонгин и его последователи не стали прятаться. Они сказали солдатам, что вот они перед ними.

Солдаты удивились подобной искренности и даже предложили тем сбежать. Но Лонгин и сподвижники сказали, что готовы принять мученическую смерть во имя Божие. Солдатам пришлось выполнить приказ прокуратора Пилата. Христиане были обезглавлены, тела погребли в Кесарии, а головы отправили Понтию в знак свидетельства.

Пилат приказал выкинуть головы мучников за пределами города. Их нашла в мусорной куче слепая женщина, которая прикоснувшись к ним прозрела. После чего она отправилась на родину святого и главы были погребены около тел.

О вере сотника - БогословКазнь святого Лонгина

Если отойти немного в сторону и посмотреть на этот миф другим взглядом, то можно вспомнить, что сцена убийства Христа описана в каноническом Новом завете только один раз. Поэтому ряд богословов высказал мнение, что придумка про копье Лонгина, — это более позднее сочинение.

Интересен и тот факт, что сам имя Лонгин переводиться с древнегреческого как — «Острие». Можно сделать вывод, что в Евангелие от Иоана было написано, — «острие копья пронзило тело Христа».

Почитание Лонгина Сотника: молитва,  статуя рук Бернини

Православные очень почитают мученика Лонгина и части молятся ему. Считается, что Сотник помогает исцелению от скверных глазных болезней. День памяти святого в православной традиции — 29 октября (16 по-старому стилю). Один из приделов Храма Гроба Господня посвящен в честь Лонгина.

Касаемо мощей Лонгина, то считается, что они хранятся в Риме в церкви Святого Августина. Не менее важная реликвия, наконечник копья Лонгина, сохранен в церкви Святого Петра, что в Ватикане. Там же имеется статуя сотника, выполненная мастером Бернини.

О вере сотника - БогословСтатуя святого Лонгина, скульптор Джованни Бернини, собор святого Петра, Рим

О чем просят святого лонгина

Молитва мученика Лонгину Сотнику:

О, святый мучениче Лонгине! Пилатом повелено тебе было с воинами стать на страже при Кресте Господа Иисуса. Ты же, недуговав очима и изцелев от капли крови Господа, капнувшей тебе в очи, обрел и духовное прозрение и, видя чудеса, при распятии Господа происходившие, и трус, и солнечное затмение, и мертвых из гробов воскресение, исповедал явно Иисуса Христа Сыном Божиим.

И с кустодиею у гроба Господня находясь, и Воскресение Христово в трепете зря, сребренники, даваемые синедрионом за сокрытие воскресения, ты отверг и, Христа проповедав, во главу усечен быв. И по усечении главы вдове некой, очима неугодовавшей, во сне явившись, и ей, обретшей честную главу твою, прозрение даровал еси.

Молим тя, святый мучениче Христов Лонгине, болящим очима яви скорую помощь твою и исцели их, дабы, освободившись от недуга своего, не захотели они видеть ничего, распаляющаго сластолюбие, но к созерцанию духовной красоты устремились, славя Бога. Аминь.

Молитва святому Лонгину Сотнику об исцелении глаз:

Святый мучениче Лонгине!

  • Призри с небеснаго чертога на требующих твоея помощи и не отвергни прошений наших, но, яко присный благодетель и ходатай наш, моли Христа Бога, да, человеколюбив и многомилостив сый, сохранит нас от всякаго лютаго обстояния: от труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменников и междоусобныя брани.
  • Да не осудит нас грешных по беззаконием нашим, и да не во зло обратим благая, даруемая нам от Всещедраго Бога, но во славу святаго имене Его и в прославление крепкаго твоего заступления.
  • Да молитвами твоими даст нам Господь мир помыслов, воздержание от пагубных страстей и от всякия скверны и да укрепит во всем мире Свою Едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь, юже стяжал есть честною Своею Кровию.
  • Молися прилежно, святий мучениче, да благословит Христос Бог державу, да утвердит во святей Своей Православней Церкви живый дух правыя веры и благочестия, да вси члены ея,
  • чистии от суемудрия и суеверия, духом и истиною покланяются Ему и усердно пекутся о соблюдении Его заповедей, да мы вси в мире и благочестии поживем в настоящем веце и достигнем блаженныя вечныя жизни на небеси, благодатию Господа нашего Иисуса Христа,

Ему же подобает всякая слава, честь и держава со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь, глас 4-й:

Мученик Твой, Господи, Лонгин, во страдании своем венец прият нетленный от Тебе, Бога нашего: имеяй бо крепость Твою, мучителей низложи, сокруши и демонов немощныя дерзости, Того молитвами спаси души наша.

Кондак, глас 4-й:

Весело возрадовася Церковь, в память днесь приснопамятнаго страдальца Лонгина, взывающи: Ты моя держава, Христе, и утверждение.

Величание:

Величаем тя, святый мучениче Василиске, и чтим честная страдания твоя, яже за Христа претерпел еси.

Вера сотника

Подробности Категория: Полезные материалы Опубликовано 29.03.2016

О вере сотника - Богослов«Когда же вошел Иисус в Капернаум, к Нему подошел сотник (военачальник, у которого в распоряжении сто воинов) и просил Его: Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает. Иисус говорит ему! Я приду и исцелю его». А сотник отвечает! «Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой… Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры… И сказал Иисус сотнику: иди, и как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час».

Вот как бывает! Сотник только попросил — и тут же слуга выздоровел, хотя он болел тяжело лежал в расслаблении, не мог даже встать. А мы часто молимся о болящих очень долго, и ничего не получается.

Господь нам дает образ, пример сотника; если мы будем ему подражать, та и наша молитва будет так же действенна.

Поэтому нужно очень внимательно в это Евангелие вчитаться, вслушаться, всмотреться, чтобы мы могли тоже свою молитву сделать такой же плодотворной.

Чем же этот сотник замечателен? Да очень многим. Во-первых, он просил не за себя, не за сына, дочку или внучка, не за воина даже, который был в его подчинении, а за денщика своего.

Это говорит о его великой любви, потому что редко какой начальник так любит своего подчиненного, что будет о нем заботиться, куда-то пойдет, станет хлопотать.

Вот первая добродетель: у него было очень милостивое сердце, способное на любовь к человеку, который намного ниже его по положению.

Дальше мы знаем, что сотник сказал: «Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой». Этот человек обладал великим смирением. Он мог просто послать пару воинов и приказать: вот этого приведите мне.

Сотник был оккупантом, главой гарнизона — в Москве глава гарнизона по меньшей мере генерал армии,— то есть в масштабе Капернаума он был большим начальником. Но вместо того, чтобы послать своих подчиненных за Иисусом, он сам идет к Нему и просит у Него. Мало того, что просит.

Когда Господь сказал: Я сейчас приду, исцелю твоего отрока (потому что видел, что этот человек милосердный и действительно сострадает больному), он ответил: я недостоин, чтобы Ты ко мне пришел. То есть сотник имел великое смирение, имея такую огромную власть. А власть страшно портит людей.

Читайте также:  Великая суббота страстной седмицы - богослов

Даже есть такая поговорка: хочешь узнать своего друга, сделай его себе начальником.

Мало кто из людей может выдержать бремя власти, потому что все остальные начинают перед ним спину гнуть, угодничать, подхалимничать.

И человек, если у него не хватает ума (а чаще всего обычно не хватает), начинает эти знаки внимания принимать на собственный счет, хотя люди смиряются перед властью, а не перед ним.

Потому что стоит ему умереть, как его забудут напрочь и вообще никогда не вспомнят, будут только смеяться. То есть кланяются-то перед его положением, а человек по своей глупости, неразумию, по своей греховности относит это к себе.

Но сотник этому искушению не поддался, он с великим смирением подошел — к кому? К какому-то странствующему проповеднику, которого любой мог обидеть, который и дома-то не имел постоянного, не имел где главу приклонить, был просто нищим. И он этому нищему говорит: я недостоин, чтобы Ты вошел в мой дом.

И дальше: «Я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает». То есть сотник показал, что подчиненные слушаются его беспрекословно — но здесь власть Божественная, и он свою власть складывает, он признает, что она ничто по сравнению с той, которую имеет Сын Божий.

То есть будучи человеком, имеющим огромные возможности, тем не менее он с глубочайшим смирением подошел к Спасителю.

«Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры». А в чем эта вера проявилась? Он сказал: скажи только слово, и исцелеет отрок мой. Он не говорил: надо обязательно что-то сделать, что-то обязательно «заказать», какие-то действия произвести.

Он имел такую сокрушительную веру, что не нуждался ни в каких доказательствах того, что Иисус — Сын Божий. Скажи только слово — и исцелеет. И Господь удивился, говорит: во всем Израиле Я не нашел такой веры. Хотя позже Господь еще раз столкнулся с таким же проявлением великой веры, которая была также сопряжена с великим смирением,— когда жена хананеянка просила за свою дочь.

Христос отказывался ее исцелить, но женщина своим смирением склонила Его.

То есть мы видим в сотнике самые главные христианские добродетели: веру, причем очень сильную; милосердие и любовь к человеку, ему не только чужому, но и который находится у него в подчинении; и огромное смирение. Поэтому выздоровел его отрок в тот же час. «Много бо может молитва праведнаго».

Он был праведен, этот сотник, и Господь его услышал сразу. И если Господь сразу не исполняет наши молитвы, это не потому, что Он нас не слышит. Господь слышит все, Он знает даже наши мысли. А почему же медлит? Потому что мы далеко не праведны. Господь любит праведники, а грешники милует.

Поэтому если мы (хотим заслужить у Бога милость, хотим склонить Его волю к нашей просьбе, то должны свою волю соединить с волей Божией. Сотник с верой, и любовью, и смирением подошел к Спасителю и попросил: исцели моего отрока.

И если бы Господь Иисус Христос ответил ему: ты знаешь, голубчик, Богу угодно, чтобы твой отрок болел, — то можно быть уверенным, что он отошел бы смиренно и сказал: ну что ж пусть будет воля Твоя. Но Богу было угодно, чтобы отрок исцелел.

Мы часто хотим получить от Бога того, другого и третьего — и не получаем не только потому, что в нашей молитве нет смирения и веры, но в нашей молитве часто нет и любви. В ней бывает в основном себялюбие, потому что мы обычно просим себе. И если даже молимся за кого-то, то это чаще всего не из сострадания к этому человеку, а потому, что его тяжелая участь досаждает нам, нам трудно терпеть.

Поэтому мы просим за него, чтобы получить облегчение себе. И Господь, видя это, наши скорби не прекращает. Он ждет, когда наша вера окрепнет, когда наше милосердие к ближнему нашему вырастет, когда наше смирение даст дорогу благодати Божией. И если мы хотим, чтобы Господь призрел на нас, и похвалил нас, и рад бы был нашим делам, мыслям и словам, нам нужно в этих трех добродетелях преуспевать.

Во-первых, в смирении. А смирение — это значит иметь всегда мирный, невозмутимый дух; считать себя хуже всех, недостойным того, что тебе дается.

Во-вторых, в вере. Надо несомненно и твердо веровать каждому слову, которое сказал Господь — не в какие-то магические действия или заклинания, а в то, что раз Господь сказал, то, значит, это истина. То есть нужно свою душу так повернуть к Евангелию, чтобы каждое слово действительно воспринималось нами как истина.

Так, на словах вроде бы мы веруем в Евангелие, а на деле нет, потому что творим такие дела, которые не только с Евангелием никак не сочетаются, они даже и с Кораном-то никак не сочетаются и вообще ни с каким вероучением.

Даже религиям, которые имеют массу заблуждений,— и тем мы не соответствуем, не говоря уж о высшей нравственности, которую принес на землю Господь Иисус Христос. Мы живем так, что если нам всю нашу жизнь показать, то мы ужаснемся, умрем от разрыва сердца. Мы просто привыкли к этому греху, живем в нем, и нам кажется, что мы хорошие.

Мы ослеплены собственным себялюбием, но когда видим такой же грех в другом, то возмущаемся: как же так? да как же он может? Хотя сами делаем не только то же самое, но и в тысячу раз хуже.

Ну и, конечно, нет у нас милосердия. Господь дал главную заповедь, без которой нельзя войти в Царствие Небесное, она, собственно, и открывает туда вход: возлюби ближнего. И не просто возлюби, а как самого себя; не желай ближнему того, чего не хочешь, чтобы сделали тебе. Как просто! Если не хочешь, чтобы тебя убили, — и ты никого не убивай.

Если не хочешь, чтобы тебя обидели, — и ты никого не обижай. А у нас получается, что мы себя всегда предпочитаем другому. Надо нам научиться входить в положение другого, воспринимать окружающих людей не как биологические объекты, которые мешают или помогают нам жить в данный момент, а подумать, что у них тоже есть чувства, заботы, какие-то скорби.

Надо научиться воспринимать другого человека именно как самого себя. Вот как этот сотник: болен слуга. Да пусть хоть помрет, какая разница? Другого возьму, подумаешь, слуга! На что он нужен? Только сапоги чистить, да одежду гладить, да пыль с френчика стирать. Ан, нет. Он его боль воспринял как свою. Болеет-то один, а сострадает другой. Но у нас так не получается.

И от того, что мы нарушаем эту заповедь, мы совершаем иногда чудовищные поступки — например, мать убивает свое дитя во чреве.

А хоть на секунду она бы представила: что, если ее разодрать на клочки щипцами и бросить в ведро — хорошо это, приятно? А потом прийти в храм и сказать: молитву дайте, а я завтра еще одного буду резать? Это происходит от того, что человек не чувствует чужую боль; он не понимает, что рядом живой человек, и не сострадает ему.

Кому нравится, когда на него орут, когда ему хамят? Никому, все обижаются, слезы на глазах. А когда сам орешь? Подумай о том, что перед тобой не просто предмет какой-то, а человек, у которого есть душа, ум, сердце; войди в его жизнь. Но это можно осуществить только тогда, когда есть к человеку любовь.

Если же ее нет, то получается один эгоизм, себялюбие. Господь говорил: «Да будут все едино», и молился об этом единстве. А оно может осуществиться лишь в любви. Без нее нельзя достичь Царствия Небесного, потому что туда можно войти только любя Бога.

Но если человек любит Бога, это значит, что он любит вообще все.

Вот представьте себе, что какой-то человек очень щедр. Тогда он дает всем, он уже не разделяет, потому что, если бы он для одного был щедр, а для другого нет, это уже не щедрость. Вот так и любовь. Это такое свойство, которое милует и любит все.

Поэтому Господь и сказал, что вторая заповедь подобна первой. Если человек научился любить Бога, то он не выбирает, он любит все: и дерево, и насекомое, и тем более человека, как высшее творение Божие. Любовь — это метод познания, потому что только любя ты можешь и узнать.

Вот кто-то любит, допустим, биологию — и он ее узнает. А другой говорит: ой, я математику не люблю. Значит, у него нет о математике никакого представления. Так и здесь.

Почему человек не любит Бога или почему не любит ближнего? Да потому, что он о Боге не имеет никакого представления, он и другого человека не чувствует.

Как же ты, человек, не ходишь в храм? Это удивительно. Литургия идет воскресная — а ты что-то там, в миру, ей предпочитаешь. Ну, бывают невозможные обстоятельства: человек сидит в тюрьме, или у него нет обеих ног, или еще какие-то страшные беды — схватили, ударили, заболел, температура сорок один.

Конечно, как тут поднимешься? Но не рваться всем сердцем в храм, когда есть служба? Это говорит о том, что человек совершенно не понимает, что здесь происходит; у него совершенно сердце холодное; он абсолютно не чувствует присутствие Бога в Божественной службе.

А раз он не чувствует Бога, как он может любить Его? Раз он не любит Бога, как может любить другого человека? А если нет любви — тогда возможен всякий грех, всякое безумие, любые страшные поступки, даже уму непостижимые.

Отчего это происходит? Оттого, что человек живет грехом, а не любовью к Богу. Поэтому, естественно, когда с ним нечто случится и он начинает молиться, пытается как-то увернуться от тяжелых обстоятельств — ничего не происходит. Он говорит: «Господи, помоги!» Молчание.

Он ничего не получает, потому что Господь знает: если ему сейчас помочь, освободить от того, что его мучает, дать то, о чем он просит, этот человек опять вернется к своим прежним делам.

Пусть уж лучше он поскорбит и, находясь в этой скорби, прося постоянно у Бога, толкаясь то в одни двери, то в другие, может быть, в этом толкании постепенно что-то поймет, в его сердце ниспадет хотя бы один луч благодати Божией.

То, что достигается трудно, больше и ценится. Мать любит больше то дитя, с которым она больше намучилась. Это естественно. И художник любит именно ту картину, которая ему не давалась и которую он писал очень долго.

Во что человек больше вкладывает труда, то ему дороже.

Именно поэтому Господь так устроил, что путь в Царствие Небесное такой трудный — чтобы мы ценили ту благодать, которую Господь нам дает, потому что это самая величайшая драгоценность.

И образ этого евангельского сотника должен быть запечатлен в нашем уме и сердце, нам нужно понять: если мы хотим что-то получить от Бога немедленно, то должны обладать, во-первых, крепкой верой в то, что Господь нас слышит. А если Он нам чего-то и не дает в данный момент, то, значит, так нам нужно.

Мы должны иметь величайшее смирение и просить у Бога именно со смирением.

Должны быть готовы принять то, что Господь даст, несмотря на наши просьбы, и ничего не требовать от Него, как это обычно у нас бывает: мы чуть не «с ножом к горлу», желаем во что бы то ни стало, а если нам не дается, впадаем в отчаяние.

И нужно обязательно стремиться к милосердию, свое сердце стараться умягчать. Вот, допустим, я человек жестокий, злой, грубый.

Как мне себя изменить? Только постоянным упражнением своего сердца, все время приучая себя к милости, все время стараясь делать добро людям всем, без разбора, независимо от того, как они ко мне относятся и кем приходятся — не только своим, а вообще всем.

Мы часто думаем: давать или не давать, хорошо это или нехорошо? Но если ты чувствуешь, что жаден, то лучше дай, потому что этим самым будешь упражнять свое сердце в милосердии. Вот ты сидишь в автобусе и очень устал. Вошел человек, и ты видишь, что он не так устал, как ты.

Читайте также:  Праздник петра и павла 2021 в храме николая чудотворца, тюльган - богослов

Но если хочешь приобрести милосердие, то все-таки встань ради него, потому что милосердие можно приобрести только таким путем: отказываясь, отрывая от себя ради другого.

Кто-то тебе постоянно досаждает своей грубостью, хамством, неразумием, властолюбием, раздражает своей суетливостью. Ты можешь ему выговорить, поставить на вид, можешь его заставить изменить поведение.

И этому человеку, может быть, будет полезно, если ты его возьмешь в какие-то рамки; но будет ли польза от этого самому тебе? не повредишь ли ты своей душе? Не лучше ли тебе потерпеть, смириться и подождать, пока он сам поймет? Тогда это окажется более прочно, потому что, пока ты его держишь, он будет держаться, но как только ослабишь, он вернется к прежнему. А если он поймет сам, это совсем другое. Можно человека заставить в церковь ходить, каждое утро ему звонить: ну что ж ты спишь, пойдем в храм, да там так хорошо… И так его всю жизнь понуждать. Но как только ты умрешь, понуждать никто не будет — он опять не будет ходить. Другое дело, когда он своими ножками раз пришел, два пришел, остался — и уже навсегда. Это гораздо прочнее, тут уже не надо ни тащить, ни заставлять.

Поэтому нужно всегда, в каждом поступке прежде всего стяжать для себя духовную пользу. Некоторые говорят: это же эгоизм, сам себя спасаешь! Да, именно себя, потому что только так ты можешь помочь другому.

И притом это есть высший подвиг, потому что спасать себя можно лишь одним способом: постоянно отказываться от своего ради другого. А это уже совсем не эгоизм, и те, кто упрекают христиан в эгоизме, так поступать не могут.

Наоборот, они много говорят о милосердии, о любви к ближнему, палец о палец не ударяя, а истинный христианин как раз постоянно и занимается только тем, что жертвует собой ради другого. К этому и надо стремиться.

И если мы действительно будем в этом преуспевать, тогда молитва наша будет действенной, Бог нас будет слышать, потому что мы будем в непосредственном общении с Ним в любви. Аминь.

Протоиерей Димитрий Смирнов,

Крестовоздвиженский храм, 5 июля 1987 года

О вере римского сотника

Толкования святых отцов на Евангелие от Матфея 8: 5-13 (зачало 25)

  1. Феофан Затворник
  2. Святитель Николай Сербский
  3. Митрополит Антоний Сурожский
  4. Святитель Лука Крымский (Войно-Ясенецкий)

Евангелие от Матфея 8: 5-13

5Когда же вошел Иисус в Капернаум, к Нему подошел сотник и просил Его:

6Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает.

  • 7Иисус говорит ему: Я приду и исцелю его.
  • 8Сотник же, отвечая, сказал: Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой;
  • 9ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает.
  • 10Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры.
  • 11Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном;
  • 12а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов.

13И сказал Иисус сотнику: иди, и, как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час.

  1. Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Какова вера сотника! Удивила Самого Господа. Сущность ее в том, что он исповедал Господа Богом всяческих, всемощным владыкою и повелителем всего сущего; потому-то и просил: только скажи слово, и исцелеет отрок мой. Верую, что все Тебе подвластно и все слушается мановения Твоего.

Такой же веры и от всех требовал Господь; такая же требуется и от нас.

В ком есть такая вера, тот ни в чем не имеет недостатка и что ни попросит, все получает. Так обетовал Сам Господь.

О, когда бы и нам попасть хоть на след такой веры! Но и она есть дар, и дара этого тоже надо просить и просить с верою. Будем же просить ее, по крайней мере, с чувством нужды в ней, просить постоянно, притрудно, помогая в то же время раскрытию ее в нас соответственными размышлениями, а более всего покорностью заповедям Божиим.

  1. Святитель Николай Сербский. Беседы. Неделя четвертая по Пятидесятнице. Евангелие о великой вере

К тому времени, когда Господь наш Иисус Христос пришел в мир с новым откровением, народ иудейский не только опустился в своей слепоте и незнании воли Божией до уровня народов языческих, но помраченностью духовного зрения и окамененностью сердца во многом стоял и ниже последних. Сегодняшнее Евангельское чтение показывает нам суждение о том Самого Спасителя. Оно описывает случай, открывший здравие больных и болезнь здоровых, веру язычников и неверие тех, кто хвастливо именовал себя избранными и правоверными.

И сей Евангельский отрывок написан ко вразумлению на все времена и для всех поколений, в том числе для нашего времени и для нашего поколения. Остро вразумление это, как херувимский меч, ясно, как солнце, и, как горный цветок, свежо и поразительно.

Пусть же устрашит оно нас своею остротою, просветит нас своею ясностью, и поразит нас в нашем нынешнем духовном небрежении и нерадении.

И еще – пусть особенно напомнит нам: мы, христиане, должны не забываться и не гордиться тем, что мы ходим в храм, молимся Богу и исповедаем Христа, дабы пред судом Божиим не оказалось, что находящиеся вне Церкви имеют больше искренней веры и больше добрых дел.

  1. Митрополит Антоний Сурожский: «Вера Римского сотника» (1967 г.)

В сегодняшнем Евангелии мы видим человека, который из сострадания к своему слуге приходит ко Христу, движимый любовью, движимый жалостью, и говорит Ему:

Слуга мой лежит в моем доме расслабленный, исцели его!.. Христос, в ответ на его веру, на его любовь, говорит ему: Я приду, Я исцелю его…

  1. И тут следуют несколько слов, которые, вероятно, никто из нас никогда Богу не говорил:
  2. «Я недостоин, чтобы Ты вошел под мой кров, но скажи только слово…» (Мф.8:8) и Твоего слова будет довольно, чтобы исцелел слуга мой…
  3. Как часто мы становимся на молитву и именно зовем Бога:
  4. Приди, непременно приди, непременно войди под сень моей души, войди в мою жизнь явственно, ясно, ощутимо!

В евангельском рассказе сотник мог бы сказать это без эгоизма, без себялюбия: он не просил Господа прийти к нему для того, чтобы ему самому стало легче, а ради другого.

Но его вера была крепкая, и он понимал, что приход Господень в дом – это уже рай, это уже – наставшая вечная жизнь и что этого он ожидать не может; он не был готов, и не был готов его раб.

То, о чем он просил, это чтобы в тех обстоятельствах земной жизни, в которых проходило страдание, скорбь и страх, Господь сказал Свое державное слово и восстановил покой и тишину, и радость.

Какая разница с нами: сотник понимал, что он все же еще находится как бы вне тайны Божиего Царства, вне этого чуда всеобъемлющей любви, уже покорившей его душу, уже все в нем победившей, уже покорившей его дом и превратившей его в рай, готовый принять Господа.

Нам нужно научиться от этого слова.

 Мы стоим перед Богом со своей нуждой, со своей тревогой, со своим страхом и болью: о чем мы должны молить? Можем ли мы молить о том, чтобы Господь снизошел к нам и дал нам опыт рая, когда у нас на душе рая нет, когда нет в нас условий райского жития, когда в нас разделенность, безверие, страх, отсутствие любви, неправда жизни? Сюда Бога призвать нужно только на помощь, но просить Бога, чтобы Своим приходом Он нас перенес в Небесное Царство такими, какие мы есть, – НЕЛЬЗЯ.

И поэтому мы так часто разочарованы в нашей молитве. Мы становимся перед Господом и просим Его: Каким я есть, без перемены, перенеси меня в рай, сделай, чтобы уже сейчас я пережил жизнь будущего века, свободную от всего того, чем греховно я живу!.. И вот ответ Священного Писания:

«Ничто нечистое не войдет в Царство Божие…» (Откр.21:27)

Такими, какие мы есть, ворваться в Царство, проникнуть силой или обманом мы не можем. О другом мы можем просить: Господи, я нахожусь в болезни – то есть, в сущности, в грехе – смерть надо мною веет, смерть внутренняя, разложение внутреннее веет надо мной, на меня грядет, и мне страшно, – и, однако, я остаюсь рабом тления, и нет во мне даже мужества сбросить эти оковы с себя.

 Скажи же только слово, пока еще не приходи, я не могу Тебя принять, у меня не хватит устойчивости Тебя любить неразделенным сердцем, у меня не хватит верности, чтобы после Твоего прихода не пригласить в тот же дом Твоих врагов – только скажи слово, животворящее слово! Скажи такое слово, от которого дрогнула бы душа и стала цельной, оздоровела.

 А встреча с Тобой, Господи, придет, когда Ты захочешь, позже…

В этом – вера, вера сильная, вера глубокая, которая основана на сознании вещей, какие они есть. Мы не можем такими, какие мы есть, войти в рай, мы не можем даже просить Господа войти в нашу жизнь и остаться в ней, потому что мы Его оставим и покинем.

Нам надо начать с чего-то меньшего и, однако, требующего сильной, мужественной, живой веры: Скажи слово, Господи, чтобы мне исцелеть! Когда я исцелею, когда я восстану с одра болезни и смерти, я потружусь Тебе служить верой и правдой, и придет время, когда Ты сможешь войти в мой дом хотя бы на мгновение, принести в него веяние рая вместо царящего сейчас там веяния смерти. Ты войдешь и будешь принят, как Друг верными друзьями, потому что к тому времени врагов Твоих не останется в этом доме: себялюбия, злобы, неспособности прощать, жадности…

И тогда, после того, как Ты пройдешь и вознесешься обратно в Свою славу, тоской и мечтой я буду жить и молиться, чтобы мне созреть к блаженному часу смерти; не обязательно телесной, не обязательно к тому времени, когда я телом умру и душой вырвусь на свободу, а той смерти, которая тождественна с любовью, той смерти, которая значит, что во мне больше ничего нет, что могло бы умереть, и я вышел на свободу, и умерло во мне все, что не может жить вечностью. И когда придет время той смерти на земле или на краю вечности и Неба, тогда дай мне, Господь, войти в чертог Твой!. Аминь.

  1. Святитель Лука Крымский (Войно-Ясенецкий): «И В ИЗРАИЛЕ НЕ НАШЕЛ Я ТАКОЙ ВЕРЫ» (1958 г.)

В Капернауме, где находился Господь наш Иисус Христос, к Нему робко подошел римский сотник и смиренно просил исцелить тяжело больного слугу его одним словесным повелением, ибо считал себя недостойным, чтобы Великий Чудотворец пришел в дом его.

Господь Иисус Христос был удивлен глубокой верой и смирением язычника, римского офицера, и сказал идущим за Ним:

«Истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры. Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. И сказал Иисус сотнику: иди, и, как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час» (Мф. 8, 10–13).

Знаем из истории Церкви, как сбылись эти, тяжелые для сынов царства, слова Господа Иисуса Христа. Знаем, какое множество язычников Греции, Италии, Испании, Галлии и Британии вошло в Церковь Христову с запада; знаем, что с востока обратили сердца свои к Господу Иисусу армяне и грузины и даже в далекие Индию и Китай достигли лучи света Христова.

Не забудем и о том, что и наша великая северная страна Российская уже давно вошла в состав Церкви Христовой. И до наших дней свет Христов продолжает распространяться далеко на юг, в лесные дебри Африки, и чернокожие негры становятся христианами.

  • С болью в сердцах наших помышляем о Богоизбранном народе Израильском, предназначенном к тому, чтобы стать сынами Царствия, но отвергшем своего Мессию и распявшем Его.
  • Как не скорбеть нам о них, если, по слову Христову, их ждет тьма кромешная и скрежет зубов!
  • Глубоко важно для нас вникнуть в пророческие слова Христовы о тех народах и отдельных людях, которые вошли и войдут в Церковь Его, и о тех, которые останутся вне ее.
  • Для этого прежде всего нам нужно утвердиться в сознании, что Господь Иисус Христос сошел с небес и воспринял плоть человеческую для спасения не одного только Богоизбранного народа Израильского, а всех людей земного мира.
Читайте также:  Неделя о блудном сыне - богослов

Посмотрим же, что составляло основу религий древнего мира и доныне составляет основу религий нехристианских. Религия темных язычников основывалась только на страхе пред неведомыми, сверхчеловеческими силами, управляющими грозными явлениями природы и тяжелыми событиями в жизни человеческой.

Религия культурных древних народов – Греции и Рима – поднялась гораздо выше страха древних язычников.

Она возникла на потребности разума познать или придумать неведомые высшие силы, руководящие миром материальным и миром духовным.

Так возникла греческая и римская мифология, так родились сонмы греческих и рим ских богов, которых культурные язычники представляли себе руководителями и повелителями высших материальных и духовных сил.

Это была только религия разума, но не высших стремлений сердца и духа.

Народ Израильский получил свыше Богооткровенную религию о Едином Истинном Боге.

Но эта высшая религия была достоянием только лучших людей народа Израильского, и только они жили по ее законам, а основная масса израильтян очень часто и легко оставляла свою веру в Единого Иегову, перенимала языческие религии соседних с ними народов и вместе с ними поклонялась ваалам и астартам и другим ложным богам.

Сказаниями об этих отступлениях от Богооткровенной религии полны ветхозаветные исторические книги Библии, в особенности книги Царств и Паралипоменон.

Именно эта столь близкая к язычеству часть израильтян и потомки их повинны в отвержении своего Мессии и Спасителя и распятии Его на кресте.

Конечно, их имел в виду Господь наш Иисус Христос, когда говорил, что сыны царства будут извержены во тьму внешнюю, где плач и скрежет зубов.

Что скажем об имеющей очень много последователей мухамеданской религии? Мусульмане поклоняются «единому истинному богу» – Аллаху – и хранением нравственности служат ему. Но нравственность, как понимают ее мусульмане, гораздо ниже всецелой, всю душу захватывающей любви к Богу и подобной ей любви к ближним. А такая высшая форма любви есть основной закон нашей христианской религии.

И во всех народах, во всем мире, среди людей разных религий есть много отдельных людей с чистыми, полными благочестия и любви сердцами. Таким был и сотник, просивший Господа Иисуса Христа заочно, одним словом исцелить его больного слугу.

  1. Таким был и другой римский сотник – Лонгин, руководивший распятием Господа Иисуса, но уверовавший в Него как Сына Божия, и ставший мучеником за проповедь о Нем.
  2. Таков был и третий римский сотник, Корнилий, о котором читаем в 10-й главе Деяний святых апостолов, как сам Бог чудесно повелел Апостолу Петру запечатлеть его веру и благочестие святым таинством крещения.
  3. Запомните же навсегда, дорогие мои, что Господь наш Иисус Христос требует от нас не только страха Божия и разумного познания Бога, но прежде всего и больше всего всецелой, ни с кем другим не разделяемой горячей любви к Нему, Его безначальному Отцу и Пресвятому Духу.
  4. Запомните, что истинная христианская религия есть религия чистых сердцем, стремящихся к высшей и совершенной правде; религия сердец, всецело посвященных Богу и жаждущих вечного общения с Ним, а не только религия страха, умствования и размышлений о Боге.

И будете тогда достойны высочайшего звания сынов Царствия! Аминь.

По материалам сайтов Православие.ру и Свято-Екатерининского кафедрального собора

Просмотрено (38) раз

Корнилий Сотник — христианин-оккупант

Религия » Религии России » Православие

26 сентября Православная церковь отмечает день памяти священномученика Корнилия Сотника. Жил этот святой в I веке нашей эры и был современником апостолов. До принятия христианства характер занятий Корнилия можно было бы в современных терминах обозначить так: «Капитан оккупационной римской армии, проходящий службу в Иудее, в городе Кесария».

Тем не менее, классическим «оккупантом» этот римский офицер не был.

Деяния Святых Апостолов, в которых ему посвящена целая 10-я глава, говорят о нем так: «благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу… одобряемый всем народом Иудейским».

А еще Корнилий, как тоже сказали бы сейчас, находился в духовных поисках. И, будучи язычником, он молился Богу, которого толком и не знал. Кроме, разве что, отрывочных сведений из иудейской религии, до Рождества Спасителя сохранявшей память о правильном богопочитании.

Некоторые авторы даже отождествляют его с сотником, который упоминается в Евангелии — тот имел такую сильную веру, что Христос смог исцелить его слугу без личной встречи с больным. Впрочем, это мнение разделяют не все богословы.

И вот однажды во время молитвы Корнилию явился ангел Божий и сказал: «Молитвы твои и милостыни твои пришли на память пред Богом. Итак пошли людей в Иоппию и призови Симона, называемого Петром. Он гостит у некоего Симона кожевника, которого дом находится при море; он скажет тебе слова, которыми спасешься ты и весь дом твой.»

Корнилий немедленно выполнил указание Господа — и послал своих друзей за апостолом Петром. Тот незадолго до этого пришел в состояние духовного восторга, экстаза — и видел следующее видение.

«Отверстое небо и сходящий к нему некоторый сосуд, как бы большое полотно, привязанное за четыре угла и опускаемое на землю; в нем находились всякие четвероногие земные, звери, пресмыкающиеся и птицы небесные.

И был глас к нему: встань, Петр, заколи и ешь. Но Петр сказал: нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого. Тогда в другой раз был глас к нему: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым.

Это было трижды; и сосуд опять поднялся на небо.»

Разумеется, речь шла не только о смене гастрономических предпочтений иудеев, поверивших во Христа.

Хотя и правда, данный отрывок, трактуемый буквально, стал и основанием для отказа христиан от скрупулезных предписаний Закона Моисеева о том, какая пища допустима (кошерна), а какая — нет.

Тем более, что еще при своей земной жизни Спаситель ясно и неоднократно говорил: «Не то оскверняет человека, что входит в него — а что выходит из его уст».

На самом деле, в видении апостола Петра речь шла о кардинальной смене миссионерской доктрины первой христианской общины.

Ведь несмотря на то, что Святой Дух, сошедший на апостолов в день Пятидесятницы, сообщил им знание всех земных языков для проповеди среди всех народов, доктрина эта мало чем отличалась от такового подхода среди ортодоксальных иудеев.

А те упивались сознанием своей принадлежности к «избранному народу» и крайне неохотно принимали в общение жаждущих Истины иноверцев. В большинстве случаев последние так и оставались «недоверующими» — их называли «прозелитами врат». А полноценными иудеями, «прозелитами правды», удавалось становиться единицам.

Соответственно, и проповедь веры во Христа в первые годы после Его Распятия тоже была направлена почти исключительно на иудеев. Именно прецедент с Корнилием стал поворотным пунктом изменения такой практики. Ведь нечистые животные в видении апостола Петра означали не потенциальную пищу, но язычников, подлежащих приобщению к Истине.

По толкованию Святых Отцов «находившиеся в сосуде различные нечистые животные, звери, гады и птицы обозначали собою язычников, которые по своим низким земным стремлениям были подобны четвероногим животным, взирая своим умственным оком только в землю, не зная помышлений о небесном и не умея искать выше земного.

По своей лютости они были звери, а по вредному для душ нечестию — ядовитые гады; по гордому высокомерию же они походили на высоко парящих птиц. Их было повелено заклать и есть — то есть острым мечом слова Божия умертвить древние языческие животные похоти и зверские нравы и соделать из очищенных крещением душ и тел их «жертву живую, святую, благоугодную Богу» (Рим.12:1).

Троекратное схождение сосуда обозначало троекратное погружение крещения. А когда голос с неба возвещал, что они очищены Богом, то сие означало, что Христос пролил Свою кровь, омывающую греховные скверны, не только за израильтян, но и за язычников.»

Придя в дом Корнилия, апостол Петр сказал ему еще одни замечательные слова: «Истинно познаю, что Бог нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему.» А далее произошло то, что даже среди перечня многих христианских чудес почитается единственным в своем роде.

Когда апостол стал излагать благодарным слушателям истины веры, он увидел, что на них сошел Святой Дух — до Крещения! Это было видно по тем же проявлениям, которые ощущали и сами апостолы в Пятидесятницу — говорению на многих языках, невероятной радости и счастью.

После этого даже самые большие сомневающиеся из числа пришедших с Петром христиан из иудеев не рискнули бы перечить принятию в свою общность новых членов. Поэтому Петр безотлагательно крестил Корнилия со всем его домом.

Кстати, вышеупомянутый эпизод с сошествием Духа Святого прежде Крещения иногда становится предметом спекуляций, типа: «Ну вот, можно пребывать в Благодати Божьей, и не будучи христианином».

Не возражая по сути против многообразия судеб Божьих и дискутабельного выражения «христиане без Христа», можно заметить, что данный пример для сторонников таковых мнений все же неудачен.

И наоборот, убедительно показывает — ищущим Бога всем сердцем, поступающим по Его заповедям и без осознанной веры Господь все равно подает возможность присоединения к Церкви Христовой. Что в конце концов произошло и с Корнилием вместе с его домашними.

Кесарийский сотник примечателен еще одним обстоятельством своей жизни. Прославлен он по чину священномученика, хотя чисто формально его за исповедание Христа не казнили. Правда — пытались.

После ухода с военной службы Корнилий стал верным учеником апостолов и был рукоположен ими в епископы греческого города Скепсии. Который, помимо прочего, являлся родиной небезызвестной философской школы скептиков — все подвергающих сомнению.

То есть, по определению относящихся к вере — любой — крайне отрицательно.

На тот момент градоначальником был некий князь Димитрий. После недолгих споров о вере он приказал Корнилию либо принести жертву языческим богам, либо быть казненным.

Святой притворно согласился, пришел с горожанами к храму Аполлона и Юпитера, помолился Богу — и языческое капище тут же было разрушено землетрясением.

Князь немедленно приказал связать епископа по рукам и ногам, подвесить в темнице — а на следующий день после пыток казнить.

Но тут выяснилось, что под обломками храма оказались погребены любимая жена и сын Димитрия — Еванфия и Димитриан. Узнав об этом, градоначальник пришел в отчаяние, порвав на себе одежды от горя.

Но оказалось, что его родичи живы — и исповедуют из-под завалов величие христианского Бога.

Тут же послали за Корнилием, который к тому времени был освобожден ангелом от уз, и тот, снова помолившись, вывел заживо погребенных из разрушеного храма.

Радости князя не было пределов, и он тут же искренне уверовал со своим домом во Христа. За ним постепенно последовали и другие горожане, несмотря на присущий им скепсис — побежденные проповедью, чудесами и искренней любовью своего пастыря, епископа Корнилия. Который, несмотря на понесенные страдания за веру, тихо отошел ко Господу в глубокой старости.

Впрочем, формальным придиркам в данном случае не место. Ведь само слово «мартирос», переводимое с греческого языка как «мученик», в буквальном переводе означает всего лишь «свидетель». Хотя, разумеется, самое сильное свидетельство приносится жертвой своей жизни за Христа.

Но, право, и готовность принести эту жертву, и сама жизнь на всем протяжении тоже может явиться самым убедительным примером христианского свидетельства.

Что в полной мере относится и к святому Корнилию Сотнику, вот уже почти 2 тысячи лет почитаемому Церковью в чине священномученика.

  • В чем причина колебаний апостола Фомы?
  • Если грач улетает — снег пойдёт
  • 12 июля — день поминовения святых первоверховных…
  • Куратор: Ольга Гуманова

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *