Обретение главы иоанна крестителя — богослов

Обретение главы Иоанна Крестителя - Богослов

С Праздником обретения главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна!

7 июня Святая Церковь вспоминает третье обретение главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. В нынешнем году святая пятидесятница заканчивается также 7 июня, и в этот день празднуется День Святой Троицы. Служба Иоанну Предтече переносится на 4 июня.

Первое обретение главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Предтеча Господень получил страдальческую смерть от беззаконного Ирода. Ученики Иоанна Предтечи, узнав о его смерти, подкупили стражу Ирода, взяли из темницы тело пророка и погребли его в городе Севастии.

Но главу святого праведника Иродиада не отдала им, суеверно опасаясь, что если главу погребут вместе с телом, то Иоанн воскреснет и придет отомстить ей. Она закопала голову пророка в потаенном месте своего дворца.

Обретение главы Иоанна Крестителя - Богослов

Об этом проведала Иоанна, жена домоправителя Ирода Хузы. Она выкопала честную главу пророка, поместила её в глиняный сосуд и скрыла на горе Елеонской. Годы спустя этот участок земли купил благочестивый вельможа и решил поставить там церковь. Копая ров под фундамент, он обрел сосуд с главой святого пророка.

Второе обретение главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Много лет великая святыня преемственно хранилась благочестивыми христианами, пока не попала в руки арианину Евстафию, спрятавшему главу в пещере близ Емессы. В пещере вскоре поселились иноки и образовали монастырь.

Местный крестьянин, пахавший невдалеке поле, заметил, что из пещеры исходит огонь. Он рассказал об этом Емесскому епископу.

Тогда епископ вместе с архимандритом Маркеллом прибыли к пещере и вторично обрели честную главу святого пророка Иоанна Предтечи.

Обретение главы Иоанна Крестителя - Богослов

Вскоре после второго обретения честная глава Иоанна Предтечи была перенесена из Емессы в Константинополь. Здесь для неё был выстроен величественный храм.

Третье обретение главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Когда возникла ересь иконоборцев, некие благочестивые христиане, убегая из Константинополя, переполненного еретиками, тайно взяли с собой главу Иоанна Предтечи и принесли её в селение Команы. Здесь они снова скрыли святыню в землю, положив её в серебряный сосуд.

Когда иконопочитание было восстановлено и православная вера восторжествовала, Константинопольскому патриарху Игнатию во время ночной молитвы в видении было указано место, где сокрыта глава величайшего из пророков.

Первосвятитель сообщил об этом императору Михаилу и его матери праведной Феодоре, возобновительнице почитания икон.

Обретение главы Иоанна Крестителя - Богослов

Там, в Команах, честную главу Иоанна Предтечи обрели в третий раз и торжественно перенесли в Константинополь. Впоследствии часть главы находилась в Студийском Предтеченском монастыре, где её видел русский паломник Антоний в 1200 году.

Память ни одного святого не празднуется столь часто, как память Иоанна Предтечи. В церковном календаре мы насчитываем восемь дат.

Имя Иоанн (Иван) так слилось с нашим православным народом, что стало синонимом русского человека. Не перечислить великих русских людей, носивших это имя, здесь и святые угодники, цари и полководцы, ученые и писатели, композиторы и художники, певцы и актеры, простые труженики, крестьяне и рабочие.

Обретение главы Иоанна Крестителя - Богослов Обретение главы Иоанна Крестителя - Богослов

Первое и второе обретение главы Иоанна Предтечи

Обретение главы Иоанна Крестителя - Богослов

Третье обретение главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна отмечают 7 июня

В этот понедельник, 7 июня, православные христиане вспоминают об истории обретении главы Крестителя Иоанна, которого также называли Предтечей, Пророком и Крестителем.

Из церковной истории известно о трех обретениях главы святого Иоанна Предтечи. Первое совершилось в IV веке, второе – в V веке, а третье – в IX веке.

Эти события отмечены праздничными датами в святцах: 9 марта (24 февраля) – первое и второе обретение, а 7 июня (25 мая) – третье обретение.

Обретение главы Иоанна Крестителя - Богослов

Третье обретение честной главы Иоанна Крестителя было около 850 года. Во время волнений в Константинополе в связи с ссылкой святителя Иоанна Златоуста (память 13/26 ноября) глава святого Иоанна была унесена в город Емесу. Оттуда во время набегов сарацин она была перенесена (около 810-820 гг.) в Команы и там, в период иконоборческих гонений, была скрыта в земле.

Когда иконопочитание было восстановлено, Патриарху Игнатию (847-857) во время ночной молитвы было указано в видении место, где скрыта глава святого Иоанна Предтечи.

Первосвятитель сообщил об этом императору, который послал посольство в Команы, и там глава была в третий раз обретена, в указанном Патриархом месте, около 850 года.

Позже глава вновь была перенесена в Константинополь и здесь 25 мая положена в придворной церкви, часть святой главы находится на Афоне.

Сейчас честная глава Предтечи хранится в студийском Предтеченском монастыре.

О чем молиться и в чем помогает Святой образ?

Обретение главы Иоанна Крестителя - Богослов

В этот день обязательно надо читать молитвы святому, которые помогают в различных жизненных ситуациях. У него просят об:

  • избавлении от болезней и головных болей.
  • если растерялись на жизненном пути и ищут подсказок, как поступать дальше. Также он помогает выбраться из сложной ситуации.

Молясь Иоанну Крестителю, у многих людей возникает ощущение, будто они избавляются от большого груза на душе. По этой причине к святителю обращаются и по другим поводам:

  • просят об избавлении от пагубных привычек.
  • молят об радости здорового материнства.
  • молятся об укреплении в вере и наставлении на правильный путь.

В каждом из храмов имеются иконы Иоанна Святителя. По этой причине часто прихожане обращаются именно к нему. Считается, что икона Иоанна Предтечи помогает каждому человеку успешно справиться с любой работой, достойно выполнить свой долг.

Обретение главы Иоанна Предтечи – что нельзя делать

Строжайше запрещается в этот день начинать ремонт или браться за генеральную уборку. Иначе из дома уйдут удача и благополучие. Категорически нельзя сегодня выбирать одежду темных цветов. Нельзя ходить босиком по траве, иначе заболеешь.

  • Многие запреты в день третьего Обретения главы Иоанна Предтечи связаны с памятью казни святого, который был убит через усекновение головы.
  • Именно поэтому 7 июня не стоит брать в руки острые предметы, нельзя заниматься резьбой, работать с пилой и даже хлеб нужно не нарезать, а ломать на кусочки.
  • Нельзя подавать что-либо к столу на блюде – опять-таки отсылка к казни святого, когда его голову подали Саломее на блюде.

Также стоит воздержаться от развлечений. Для песен и танцев лучше выбрать другой день.

Нельзя употреблять в пищу помидоры, арбузы и другие круглые красные продукты, которые символизируют праздник.

Молитва Иоанну Предтече в день памяти 7 июня

Крестителю Христов, проповедниче покаяния, кающагося не презри мене, но, совокупляяся с вои Небесными, молися ко Владыце за мене, недостойнаго, унылаго, немощнаго и печальнаго, во многия беды впадшаго, утружденнаго бурными помыслы ума моего.

Аз бо есмь вертеп злых дел, отнюдь не имеяй конца греховному обычаю, пригвожден бо есть ум мой земным вещем.

Что сотворю, не вем, и к кому прибегну, да спасена будет душа моя, токмо к тебе, святый Иоанне, благодати тезоимените, яко тя пред Господем, по Богородице, вем больша быти рожденных всех: ты бо сподобился еси коснутися верху Царя Христа, вземлющаго грехи мира, Агнца Божия.

Его же моли за грешную мою душу, да поне отныне, в первыйнадесять час, понесу тяготу благую и прииму мзду с последними.

Ей, Крестителю Христов, честный Предтече, крайний пророче, первый во благодати мучениче, постников и пустынников наставниче, чистоты учителю и ближний друже Христов, тя молю, к тебе прибегаю, не отрини мене от твоего заступления, но возстави мя, падшагося многими грехи, обнови душу мою покаянием, яко вторым крещением, понеже обоего начальник еси, крещением омываяй грех, покаяние же проповедуяй во очищение когождо дел скверных; очисти убо мя, грехми оскверненнаго, и понуди внити, аможе ничто же скверно входит, в Царствие Небесное, Аминь.

7 июня — третье обретение честной главы святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна / Статьи / Патриархия.ru

6 июня 2007 г. 18:40

После усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, его тело было погребено учениками в самарийском городе Севастии, а честная глава сокрыта Иродиадой в бесчестном месте. Благочестивая Иоанна, жена царского домоправителя Хузы (Лк. 8, 3), тайно взяла святую главу, положила ее в сосуд и погребла на горе Елеонской — в одном из поместий Ирода.

Через много лет поместье это перешло во владение благочестивому вельможе Иннокентию, который стал строить там церковь. Когда копали ров для фундамента, был обретен сосуд с честной главой Иоанна Крестителя.

Иннокентий узнал о величии святыни по бывшим от нее благодатным знамениям. Так произошло Первое обретение главы.

Иннокентий хранил ее с величайшим благоговением, но перед своей смертью, боясь, как бы святыня не была поругана неверными, он снова скрыл ее в том самом месте, где обрел.

По его кончине церковь пришла в запустение и разрушилась.  

Второе обретение честной главы произошло в дни равноапостольного царя Константина Великого (+337, память 21 мая/3 июня), когда христианская вера стала процветать. Двум инокам, пришедшим в Иерусалим на поклонение святым местам, дважды явился сам святой Предтеча и открыл место нахождения своей честной главы. Иноки отрыли святыню и, положив ее в мешок из верблюжьей шерсти, пошли к себе домой.

По дороге они встретили незнакомого горшечника и дали ему нести драгоценную ношу. Не зная, что он несет, горшечник спокойно продолжал путь, но ему явился сам святой Предтеча и велел бежать от нерадивых и ленивых иноков вместе с тем, что было у него в руках. Горшечник скрылся от иноков и дома с почестью хранил честную главу. Перед смертью он запечатал ее в водоносный сосуд и передал сестре.

С тех пор честная глава была преемственно хранима благоговейными христианами, пока ее обладателем не стал священник Евстафий, зараженный арианской ересью. Он совратил множество недужных, исцелившихся от святой главы, приписывая благодать еретичеству. Когда его кощунство открылось, он был вынужден бежать.

Закопав святыню в пещере, близ Емессы, еретик рассчитывал впоследствии вернуться и снова овладеть ею для распространения лжеучения. Но Бог не допустил этого. В пещере поселились благочестивые иноки, а потом на этом месте возник монастырь. В 452 г.

архимандриту этой обители Маркеллу святой Иоанн Креститель в видении указал место сокрытия своей главы.

Читайте также:  Воскресная школа для детей - богослов

Третье обретение честной главы Иоанна Крестителя было около 850 года. Во время волнений в Константинополе в связи с ссылкой святителя Иоанна Златоуста (память 13/26 ноября) глава святого Иоанна была унесена в город Емесу.

Оттуда во время набегов сарацин она была перенесена (около 810-820 гг.) в Команы и там, в период иконоборческих гонений, была скрыта в земле.

Когда иконопочитание было восстановлено, Патриарху Игнатию (847-857) во время ночной молитвы было указано в видении место, где скрыта глава святого Иоанна Предтечи.

Первосвятитель сообщил об этом императору, который послал посольство в Команы, и там глава была в третий раз обретена, в указанном Патриархом месте, около 850 года. Позже глава вновь была перенесена в Константинополь и здесь 25 мая положена в придворной церкви, часть святой главы находится на Афоне.

Сейчас честная глава Предтечи хранится в студийском Предтеченском монастыре.

Неоднократно святой Иоанн являлся людям благочестивым, чтобы указать место погребения своей честной главы. Ясно, что воля Божия в том, чтобы мы почитали мощи святых угодников. Через них Господь ниспосылает людям Свои великие и богатые милости.

Сам Бог благоволит почтить и прославить мощи святых многими и разными чудесами и знамениями. Примеры этого мы встречаем и в Священном Писании, и в истории христианской Церкви. В Ветхом Завете описан случай, когда из-за набега врагов, покойника, которого несли хоронить, бросили в пещеру, где был похоронен пророк Елисей.

Как только мертвый коснулся костей пророка, так сразу ожил (4 Цар. 13, 20-21). В истории Церкви известно такое количество чудес, совершившихся от мощей святых угодников Божиих, что перечислить невозможно.

Обычно, даже само открытие мощей какого-либо святого всегда совершается по особенному откровению Божию и сопровождается чудесами и знамениями.

Второе основание для почитания мощей состоит в том, что, как сказал святой Иоанн Дамаскин, «мощи святых даруются нам от Владыки Христа, как спасительные источники, которые источают многоразличные благодеяния».

Все с верой притекающие к этим источникам, могут получить от них полезное для себя: больные — выздоровление, слепые — зрение, глухие — слух, немые — речь, несчастные — избавление от бед, счастливые — упрочение счастья, здоровые — защиту от болезней и т.д.

Мощи святых угодников благодетельны и для наших душ. С их помощью каждый верующий может найти защиту от искушений, утешение в скорбях, укрепление в добродетели и вообще все необходимое для спасения.

Поэтому будет вполне справедливым оказывать благоговейное чествование останкам тех святых людей, которые не только во время своей земной жизни были благодетелями человечества, но и после не перестают быть таковыми и постоянно изливают на нас различные милости Божии.

: Прор. Иоанн Предтеча. 1-е и 2-е обретение главы

Память его празднуется 24 февраля / 8 марта

После усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, тело его было погребено в г. Севастии, а честная глава сокрыта виновницей убийства, Иродиадой, в непотребном месте. Благочестивая Иоанна тайно взяла святую главу, положила в сосуд и погребла на Елонской горе в одном из поместий убийцы святого – Ирода.

 Через много лет вельможа Иннокентий, христианин, строил там церковь и сосуд с главой был впервые обретен. Боясь, что святыня может быть поругана, он перед смертью вновь скрыл ее. В дни равноапостольного царя Константина Великого сам Предтеча явился двум инокам и открыл место нахождения своей честной главы.

Когда иноки отрыли святыню и, положив в мешок, несли ее в Иерусалим, им по дороге встретился горшечник, которому они и вручили ношу. Иоанн Предтеча явился горшечнику и велел бежать от нерадивых и ленивых иноков с тем, что было у него в руках. Горшечник скрылся, а дома с честью хранил святую главу.

Перед смертью он запечатал ее в водоносный сосуд и передал сестре.

С тех пор глава Иоанна Предтечи благоговейно преемственно хранилась христианами, пока не перешла к священнику Евстафию, зараженному арианской ересью. Он совратил много недужных, приписывая исцеления еретичеству, а не заступничеству святого Иоанна Предтечи.

Когда его кощунство открылось, нечестивец бежал, а главу закопал в пещере близ Емессы, чтобы забрать святыню позже. Но Господь сделал так, что в пещере поселились благочестивые иноки и создали монастырь. В 452 г.

архимандриту Маркеллу святой Иоанн Креститель в видении указал место сокрытия своей главы. Это и было вторым обретением.

Позже глава Предтечи и Крестителя Господня Иоанна была перенесена в Константинополь.

ПРЕДТЕЧА

Земля как безжизненная пустыня,
Все человечество грех умертвил.
Бог присылает предтечу отныне —

Миловать душу ведь Бог не забыл.

В пустыне Иоанну был глагол Божий:
«Зови всех людей к покаянию
И от путей отвращай ты их ложных,
Призывая сердца к обновлению».

И фарисеи спросили Иоанна:
«Кто ты? Пророк? Христос или Илия?»
«Я — глас вопиющего в пустыне:
Исправьте путь Господу, — он сказал им.

Я крещу вас в воде, но Некто стоит
Среди вас. Но Его не знаете вы.
Он, идущий за мною, стал впереди,
Его не смею коснуться обуви».

То было в Вифаре, при Иордане.
И видит Иисуса идущего…
Знал Иоанн об этом свидании,
Узнал в Иисусе Грядущего!

«Вот Агнец Божий, Он грех мира берет, —
Всем указал на Иисуса перстом. —
Я вас в воде лишь крещу для того,
Чтобы Израилю явлен был Он!»

Глава Иоанна Предтечи: история трех обретений

Обретения Главы Иоанна Предтечи. Икона. Афон, Великая Лавра

Православные 7 июня (по новому стилю) празднуют третье обретение главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Афонская обитель Дохиар отмечает панигир.

После усекновения главы Предтечи, его ученики похоронили тело учителя в Севастии, а главу спрятала Иродиада в недостойном для погребения месте. Согласно Евангелие от Луки, благочестивая Иоанна, которая была женой царского домоправителя Хузы, тайно взяла главу святого, поместила ее в сосуд и погребла на Елеонской горе.

Спустя много лет поместьем овладел благочестивый вельможа по имени Иннокентий, который начал строить там храм. Когда стали копать ров для фундамента – нашли сосуд с главой Иоанна Крестителя. Так произошло первое обретение главы. Иннокентий бережно хранил святыню, а потом закопал ее там же, где и нашел, чтобы не допустить поругания над ней.

Монастырь Дохиар, который 7 июня отмечает панигир.

Второе обретение главы Иоанна Крестителя произошло во времена правления равноапостольного царя Константина Великого.

Тогда двум инокам, которые пришли на Святую Землю, дважды явился святой Иоанн Предтеча и сообщил, где сокрыта его глава. Ее обрели и положили в мешок из верблюжьей шерсти.

По дороге они встретили горшечника и доверили ему нести эту ношу. Ему также явился святой Предтеча и сказал уйти от иноков с тем, что было у него в руках.

Горшечник послушался и хранил главу у себя дома. Незадолго до смерти он поместил ее в сосуд и отдал сестре. Святыня хранилась у христиан, пока ее не завладел священник Евстафий, впавший в ересь арианства.

Больные исцелялись, а он приписывал эти чудеса арианству. Когда эту ложь и кощунство обнаружили, он сбежал. Святыню он закопал в пещере, недалеко от Емессы. Он хотел вновь вернуться и продолжить обманывать людей.

Но Господь не допустил этого.

В той пещере поселились иноки, а затем на этом месте возникла обитель. В 452 году настоятелю монастыря — архимандриту Маркеллу святой Иоанн Предтеча в видении открыл место, где хранилась его глава.

Во время, когда святитель Иоанн Златоуста был в ссылке, главу святого Иоанна перенесли в Емесу. Во времена набегов сарацин (около 810-820 гг.) — в Команы и там, в иконоборческий период святыню вновь закопали.

После Торжества Православия и возвращения иконопочитания, Патриарху Игнатию во время ночной молитвы открылось свыше, где скрыта глава святого Иоанна Предтечи.

Патриарх рассказал об этом императору, который отправил людей в Команы, и в третий раз обрели главу, в указанном Патриархом месте. Это произошло около 850 года.

Затем святыню вновь перенесли в Константинополь, в придворную церковь. Сейчас честная глава Иоанна Крестителя хранится в студийском Предтеченском монастыре, а часть — на Афоне, в обители Дохиар.

«Православное наследие Украины на Святой Горе Афон» — для «УНИАН-Религии».

Если вы заметили ошибку, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Первое и второе обретение главы Иоанна Предтечи

9 марта (24 февраля по с.ст.) Православная Церковь празднует первое и второе обретение Честной главы святого Иоанна Предтечи.

После усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, его тело было погребено учениками в самарийском городе Севастии, а честная глава сокрыта Иродиадой в бесчестном месте. Благочестивая Иоанна, жена царского домоправителя Хузы (Лк. 8, 3), тайно взяла святую главу, положила ее в сосуд и погребла на горе Елеонской — в одном из поместий Ирода.

Через много лет поместье это перешло во владение благочестивому вельможе Иннокентию, который стал строить там церковь. Когда копали ров для фундамента, был обретен сосуд с честной главой Иоанна Крестителя.

Иннокентий узнал о величии святыни по бывшим от нее благодатным знамениям. Так произошло Первое обретение главы.

Иннокентий хранил ее с величайшим благоговением, но перед своей смертью, боясь, как бы святыня не была поругана неверными, он снова скрыл ее в том самом месте, где обрел.

По его кончине церковь пришла в запустение и разрушилась.

Спустя много лет, в царствование равноапостольного царя Константина, его мать святая Елена возобновляла Иерусалимские святыни.

На Святую Землю стало стекаться множество паломников, в числе которых пришли поклониться честному Кресту и гробу Господню два инока с Востока. Им и доверил св. Иоанн Предтеча обрести свою честную главу.

Известно только, что это было открыто им во сне и что после обретения честной главы в указанном им месте они решили возвратиться назад.

Однако воля Божия была иной. По дороге им встретился бедный гончар из сирийского города Емессы, вынужденный из-за нищеты отправиться на поиски работы в соседнюю страну.

Читайте также:  Проповедь об излечении ииусом христом в субботу скорченной женщины - богослов

Иноки, найдя себе попутчика, по нерадению или по лености вверили ему нести мешок со святыней. А тот и нес себе, пока явившийся ему св. Иоанн Предтеча не повелел оставить нерадивых иноков и бежать от них вместе с вверенным ему самим Провидением мешком. Горшечник скрылся от иноков и дома с почестью хранил честную главу.

Он всю жизнь почитал святую главу Иоанна Предтечи, ежедневно кадил пред ней фимиамом, возжигал светильники, молился. Когда приблизилось время его кончины, он, по повелению самого Крестителя Христова, положил святую главу в сосуд для воды, а сосуд этот заключил в ковчег и, запечатав, передал своей сестре.

При этом он подробно рассказал ей, как он ради этой честной главы избавился от крайней бедности и стал богатым человеком. Он завещал своей сестре, чтобы она всегда благоговейно и честно хранила эту святую главу и никогда не открывала ковчега до тех пор, пока сам святой Иоанн не благоизволит на это.

Перед своей смертью она должна была передать это сокровище какому-либо богобоязненному и добродетельному человеку.

Господь, ради главы Иоанна Крестителя, благословил дом гончара всяким довольством. Гончар же всю свою жизнь прожил, помня чем и Кому обязан, не гордился и обильно раздавал милостыню, а незадолго до кончины передал честную главу своей сестре, заповедав передавать ее дальше богобоязненным и добродетельным христианам.

С тех пор честная глава была преемственно хранима христианами, пока ее обладателем не стал живший недалеко от Емессы священник Евстафий, зараженный арианством (христианской ересью IV – VI вв).

Приходившие к нему больные люди получали исцеление от чудесной благодати, исходившей от главы Иоанна Предтечи, которую он держал втайне.

Но Евстафий стал, подобно вору, приписывать себе и своей ереси эту благодать, стараясь скрыть от людей истинную причину чудесных исцелений, и через это многих совратил в свою ересь. Вскоре кощунство его было раскрыто, и Евстафий был изгнан из Емессы.

Закопав святыню в пещере близ Емессы, еретик рассчитывал впоследствии вернуться и снова овладеть ею для распространения лжеучения. Но Бог не допустил этого. В пещере поселились благочестивые иноки, а потом на этом месте возник монастырь.

Но никто не знал, что в этой пещере обретается честная глава Предтечи. Лишь только после долгого времени архимандрит этой Емесской обители Маркелл, муж исполненный добродетели, открыл ее, о чем он сам повествует так:

Благословен Бог Иисус Христос! Он сподобил меня, раба Своего Маркелла, узреть видение во время сна ночного. Сие было 18 февраля в средопостную седмицу святой и великой четыредесятницы. Я видел — все врата нашей обители открыты. Меня объял ужас, и я захотел выйти, чтобы закрыть ворота.

Но в сие время я увидел, как чрез ворота обители вливается река. Я удивился и подумал, откуда такая сильная вода. Размышляя о сем, я вдруг услышал голос многих чинов, которые с шумом шествовали по воде к нам с востока.

Все они — каждый на своем особом языке — возглашали: «Се является святой Иоанн, Креститель Христов».

С такими возгласами они вошли в монастырь. Я же, объятый страхом, уже забыл и думать о воде; оставив ворота, я вошел на верх лестницы.

Стоя на ней, я — казалось мне — видел два двора в обители: один был к западу, другой — к югу; посреди них стояла великая церковь. Каждый чин, входя на западный двор, направлялся к церкви; поклонившись здесь, он выходил чрез южную дверь.

Когда шествие чинов прекратилось, я снова услышал глас других, которые взывали: «Се святой великий Иоанн Креститель».

Саломея с головой Иоанна Крестителя

» Саломея» Лукас Кранах Старший ок. 1530

Взглянув, я увидел его в церкви. С ним было два мужа, которые стояли по сторонам его. В сие время чины стали подходить к святому Иоанну и принимать от него благословение. И я задумал приступить к Крестителю и получить от него благословение.

Со страхом и трепетом я последним вошел чрез особые двери, совершил земной поклон пред Крестителем и прикоснулся к его ногам.

Он же, повелев встать, с любовью обнял меня, касаясь моего лица, взял сосуд, наполненный медом, и подал его мне со словами: «Приими благословение!»

Сказав сие, он удалился. Когда я пошел было вслед за ним, я заметил огненный столп, предшествующий святому. В ужасе от такого видения я проснулся. Когда наступил следующий вечер, я повелел братии петь стихи псалмов, положенные в обычном правиле.

Во время сего пения, один брат по имени Исаакий, взглянув вверх, увидел чрез окно, что в пещерной церкви, где была скрыта честная глава святого Иоанна, горит огонь. Видя сие, он воскликнул: «Отче! посмотри, в святой пещере горит огонь».

— «Не бойся, брат, — сказал я ему, — но, ознаменовав себя крестным знамением, храни о сем молчание».

После этого прошло пять дней. Ночью на шестой день, когда я заснул, то некая рука трижды толкнула меня в правый бок и раздался голос: «Вот, я дарован вам; восстав, следуй за звездою, которая пойдет пред тобою, раскопай то место, куда она приведет тебя, и обрящешь меня».

С трепетом и страхом я восстал от сна, сел на своем одре и — вижу: пред дверями моей кельи сияет звезда. Ужаснулся я, но, сотворив крестное знамение, я вышел; звезда шла предо мною; следуя за ней, я вошел в пещеру; когда я дошел до места, где находилась честная глава Предтечи, звезда вдруг стала невидима.

Я упал на землю и воздал хвалу Господу. После долгой молитвы я возжег свечу, воскурил фимиам и начал копать, призывая имя Господне. Когда я копал, был слышен великий шум и стук, земля же была тверда, словно медь.

Долго я трудился; наконец я нашел кирпичи; отняв их я увидел каменную доску; с большим трудом я мог вынуть ее из ямы — и там-то нашел священный сосуд, где почивала честная глава Предтечи: радуясь, но в то же время и ужасаясь, я взял свечу и фимиам, дерзнул взять сосуд, поклонился и, закрыв его снова, вышел из пещеры.

В дверях меня встретил архимандрит Геннадий, пришедший в нашу обитель. Он ввел меня в пещеру и, сотворив молитву, начал рассказывать мне о своем видении.

«Я видел, — так начал он свой рассказ, — будто оба мы стоим на том самом месте, где находимся и теперь. Здесь было множество ячменного хлеба, который был чище и светлее солнца. В пещеру входило множество народа, который воспринимал из наших рук этот хлеб. Однако количество его не только не умалилось, но наоборот, все возрастало».

Саломея с головой Крестителя

«Саломея с головой Крестителя» Караваджо 1609

Сие поведал мне Геннадий. Тогда я уразумел, что сие видение было ему от Бога, и что оно обозначало неоскудеваемую благодать Крестителя Христова, которая изобильно будет подаваться всем на том месте. Посему и я рассказал ему о своем видении и показал бесценное сокровище, обретенное мною. Увидев сие, он возрадовался и мы стали совещаться, как нам лучше поступить.

Я посоветовал сначала о сем никому не говорить, даже главному пастырю церкви — Емесскому епископу Уратию, но прежде всего известить о сем блаженного старца Стефана, который, пребывая в Даромийском монастыре, подвизался постническим подвигом. Он же должен сообщить о сем и епископу, с которым был в большой дружбе.

Но, придя в Даромийский монастырь, мы не застали там Стефана, который отправился обозревать другие свои монастыри. Тогда мы послали за диаконом Кириаком, который занимал первое место в соборном храме того города. Пришедши к нам, Кириак приветствовал нас во Христе и рассказал нам о своем видении. Оно было во всем подобно тому, какое видел Геннадий. Тогда мы рассказали ему нашу тайну.

Оба они, Геннадий и Кириак, стали говорить, что о сем следует сказать епископу, но я стал дожидаться возвращения Стефана. Уже прошло 5 дней. На шестой — то была суббота — мы вместе все сидели и беседовали. Вдруг я упал на колена: какая-то болезнь внезапно поразила меня. Я даже не мог ни встать, ни двинуться. Мои спутники, дивясь такому случаю, стали молить за меня Господа.

Окончив молитву, они сказали мне: «Не говорили ли мы тебе, что надо было рассказать епископу о тайне?»

  • Я и сам сознал тогда, что нехорошо поступил, не рассказав епископу о такой тайне, о которой следовало поведать ради славы Божией; а между тем болезнь моя не проходила. Вечером, после совершения обычного молитвенного пения, ко мне пришли Геннадий и Кириак и сказали:
  • — Мы дали себе слово: рассказать о твоей тайне архиерею во время утрени до восхода солнца.
  • Я же отвечал им:
  • — Хорошо решение ваше; пусть будет так, как вы сказали.

В то самое время, как я согласился с ними, я почувствовал себя совершенно здоровым: болезнь моя прошла. На утро мы все вместе отправились в город и нашли епископа в то самое время, когда он выходил из церкви после утрени, и рассказали ему все об обретении честной главы Крестителя Христова Иоанна.

Епископ сильно возрадовался при таком известии. Однако он запретил нам пока рассказывать другим о сем и приказал нам возвратиться в нашу обитель. Утром же он и сам пришел туда с пресвитерами и диаконами. Совершив соборне божественную литургию, он приступил к тому месту, где находился сосуд с честною главою.

Читайте также:  Проповедь о царствии небесном - богослов

Когда диакон возгласил: «преклоним колена, Господу помолимся», все пали ниц. Епископ Ураний в сие время возносил молитву; окончив ее, он взял сосуд с честною главою и вынес его из земли.

Один из пресвитеров, бывших с епископом, по имени Малх не верил сему, говоря: «Откуда здесь могла появиться глава Предтечи?»

Говоря так, он дерзновенно положил руку свою на сосуд и прикоснулся до влас честной главы Крестителя. Вдруг за его неверие рука его иссохла и пристала к сосуду. Видя сие, все весьма ужаснулись. Епископ со всеми предстоящими стал прилежно возносить молитву Богу.

Тогда Малх едва с большим трудом мог отнять руку от сосуда, но сам остался больным. Ураний со всем церковным причтом взял священный сосуд с лежащим в нем сокровищем, перенес его в святую церковь и положил в алтаре в диаконнике.

Здесь сия святыня хранилась до тех пор, пока не был выстроен в Емесе в честь Предтечи Христова особый храм, благолепно украшенный.

Незадолго до перенесения святой главы в этот храм, Иоанн Креститель явился в видении не веровавшему пресвитеру Малху и повелел ему, при перенесении главы, рукой коснуться священного сосуда. Пресвитер, поступив так, получил исцеление». Этим оканчивается повествование блаженного Маркелла.

Это обретение стало праздноваться как второе. Спустя неделю епископом эмесским Уранием было открыто ее почитание, а 26 февраля того же года она была перенесена в Емессу в новосозданную церковь в честь св. Иоанна Предтечи. Все эти события сопровождались как исцелением больных, так и чудесным обличением неверия некоторых клириков.

Через некоторое время честная глава св. Иоанна была перенесена в Константинополь, где находилась вплоть до воцарения иконоборческой ереси. Благочестивые христиане, покидая Константинополь, тайно вынесли с собой главу Иоанна Предтечи и спрятали ее в Команах (близ Сухуми), городе, в котором некогда преставился свт. Иоанн Златоуст.

После утверждения православия на Константинопольском соборе (842) честную главу около 850 года возвратили в византийскую столицу. Церковь празднует это событие 25 мая (7 июня) как третье обретение главы святого Иоанна Крестителя.

Глава Предтечи, вторично перенесенная в Царьград, сначала была положена в царских палатах, а потом часть ее хранилась в Студийском Предтеченском монастыре. В этой обители верх главы видел паломник Антоний в 1200 году.

Другая часть главы была в Петре в монастыре Продром, крестоносцами она перенесена в Амьен во Франции, часть ее перенесена в Рим и находится в церкви папы Сильвестра.

Другие части находятся в Афонском монастыре Дионисия и Угровлахийском монастыре Калуи.

Неоднократно святой Иоанн являлся людям благочестивым, чтобы указать место погребения своей честной главы. Ясно, что воля Божия в том, чтобы мы почитали мощи святых угодников. Через них Господь ниспосылает людям Свои великие и богатые милости.

Сам Бог благоволит почтить и прославить мощи святых многими и разными чудесами и знамениями. Примеры этого мы встречаем и в Священном Писании, и в истории христианской Церкви. В Ветхом Завете описан случай, когда из-за набега врагов, покойника, которого несли хоронить, бросили в пещеру, где был похоронен пророк Елисей.

Как только мертвый коснулся костей пророка, так сразу ожил (4 Цар. 13, 20-21). В истории Церкви известно такое количество чудес, совершившихся от мощей святых угодников Божиих, что перечислить невозможно.

Обычно, даже само открытие мощей какого-либо святого всегда совершается по особенному откровению Божию и сопровождается чудесами и знамениями.

Второе основание для почитания мощей состоит в том, что, как сказал святой Иоанн Дамаскин, «мощи святых даруются нам от Владыки Христа, как спасительные источники, которые источают многоразличные благодеяния».

Обретение главы Иоанна Предтечи — это… Что такое Обретение главы Иоанна Предтечи?

Три обретения честной главы св. Иоанна Предтечи (икона XIV в., Великая Лавра на Афоне)

Обретение главы Иоанна Предтечи — православный праздник в честь наиболее почитаемой части мощей Иоанна Предтечи — его главы[1]. В традиции Православной церкви существуют предания о трёх обретениях главы Иоанна Крестителя, в честь каждого установлено отдельное празднование. Первое обретение произошло в IV веке, второе — в V веке, а третье — в IX веке. Отмечается 29 августа (11 сентября) .

В настоящее время церковная история священной реликвии остаётся неясной.

Исламская традиция считает местом хранения главы Иоанна Крестителя мечеть Омейядов в Дамаске, а католицизм помещает её в римскую церковь Сан-Сильвестро-ин-Капите.

Кроме того, упоминается о передней части черепа в соборе Амьена (Франция), привезённой из четвёртого крестового похода, о частях главы в турецкой Антиохии и в одном из монастырей Армении.

По народному календарю с «Иван-поста» мужик осень встречает, баба своё — бабье лето начинает. Начало Репных Дней. «Репный» праздник отмечается без песен, но обильной постной едой и угощением нищих, бедных странников. Если на Ивана Купалу собирают преимущественно травы, то на Ивана постного — лечебные коренья.

Усекновение главы Иоанна Крестителя

Основная статья: Иоанн Креститель

Иоанн Креститель (Иоанн Предтеча) — ближайший предшественник Иисуса Христа, предсказавший пришествие Мессии, жил в пустыне аскетом, затем проповедовал крещение покаяния для иудеев, крестил в водах Иордана Иисуса Христа, затем был обезглавлен из-за козней иудейской царевны Иродиады и её дочери Саломеи. Иродиада была женой Ирода Филиппа, но была отнята у него тетрархом Галилеи Иродом Антипой, за что Иоанн обличал последнего. Ирод Антипа заключил Иоанна в тюрьму, но казнить его не решался (Мф.14:3-5, Мк.6:17-20).

Дочь Иродиады Саломея (не названная в Евангелиях по имени) в день рождения Ирода Антипы «плясала и угодила Ироду и возлежавшим с ним». В награду за танец Ирод пообещал Саломее выполнить любую её просьбу.

Она по наущению своей матери, которая ненавидела Иоанна за обличение её брака, попросила голову Иоанна Крестителя и «Царь опечалился, но ради клятвы и возлежавших с ним не захотел отказать ей»  (Мк.6:26).

В темницу к Иоанну был отправлен оруженосец (спекулатор), который отсёк ему голову и, принеся её на блюде, отдал Саломее, а та «отдала её матери своей». Тело Иоанна было погребено его учениками, а о смерти сообщили Иисусу (Мф.14:6-12, Мк.6:21-29).

История обретений

Икона «Первое обретение главы Иоанна Предтечи»

Первое обретение главы Иоанна Предтечи

По преданию[2], Иродиада не позволила похоронить голову Иоанна вместе с его телом и спрятала её в своём дворце, откуда она была вынесена благочестивой служанкой (имя которой было Иоанна, жена Хузы, домоправителя Ирода)[3] и в глиняном кувшине захоронена на Елеонской горе.

Спустя годы вельможа Иннокентий решил построить на том месте церковь и при копании рва для фундамента, он обнаружил кувшин с реликвией, которая была опознана по исходившим от неё знаменьям.

После обретения главы, Иннокентий её бережно хранил, но перед смертью Иннокентий, опасаясь, что реликвия будет поругана, спрятал её в своей церкви, которая затем обветшала и разрушилась[4].

Второе обретение главы Иоанна Предтечи

Икона «Второе обретение главы Иоанна Предтечи»

В правление императора Константина Великого в Иерусалиме глава Иоанна Предтечи была найдена двумя монахами-паломниками, которые прибыли в город поклониться Гробу Господню. Одному из них явился Иоанн Креститель и указал место где находилась глава. Монахи взяли её с собой и положили реликвию в мешок из верблюжей шерсти, но, проявив леность, отдали нести реликвию встретившемуся им гончару из сирийского города Емессы. По преданию[2], явившийся святой повелел горшечнику оставить неблагочестивых монахов и принять на хранение святыню. Всю жизнь он бережно хранил реликвию, каждый день возжигал светильники и молился. Перед смертью гончар, по велению Иоанна Крестителя поместил главу в водоносный сосуд, запечатал и передал своей сестре. Он наказал сестре бережно хранить реликвию, а перед смертью передать её благочестивому христианину. Позднее реликвия оказалась у священника-арианина, который с помощью исцелений, исходивших от неё, поддерживал авторитет арианского вероучения. Когда его обман раскрылся, он спрятал главу в пещере около города Емессы. Позднее над пещерой возник монастырь и в 452 году явившийся, по преданию, архимандриту обители Иоанн указал на место сокрытия своей главы. Она была найдена и перенесена в Константинополь[4].

Третье обретение главы Иоанна Предтечи

Икона «Третье обретение главы Иоанна Предтечи»

Из Константинополя главу Иоанна Крестителя во время волнений, связанных со ссылкой Иоанна Златоуста, перенесли в город Емессу, а затем в начале IX века в Команы, где прятали в период иконоборческих гонений. После восстановления иконопочитания на Константинопольском соборе в 842 году, по преданию, патриарх Игнатий во время ночной молитвы получил указание о местонахождении реликвии. По приказанию императора Михаила III в Команы было направлено посольство, которое около 850 года обрело главу Иоанна Предтечи в указанном патриархом месте[5]. После этого глава была перенесена в Константинополь и была положена в придворной церкви[6]. Феодору Студиту приписывается Речь на обретение главы Иоанна Предтечи в которой описывается история её третьего обретения[1].

Празднование и храмостроительство

  • Православная церковь отмечает первое и второе обретение 8 марта (24 февраля по юлианскому календарю), а третье обретение отмечается 7 июня (25 мая).
  • Последование празднования 1-го и 2-го Обретения главы Иоанна Предтечи включает: отпустительный тропарь 4-го гласа, кондак 2-го гласа на подобен «Вышних ища» с икосом, канон 6-го гласа, 3 цикла стихир-подобнов и 4 самогласна, 4 седальна и светилен.
  • Последование празднования 3-го Обретения главы Иоанна Предтечи включает: отпустительный тропарь 4-го гласа, кондак плагального 6-го гласа на подобен «Еже о нас» с икосом, канон 8-го гласа, ирмос, 3 цикла стихир-подобнов, 4 самогласна, 4 седальна, 2 светильна.

В IV веке на Елеонской горе над местом первого обретения главы Иоанна Предтечи был построен мартирий[1]. Его оригинальная постройка не сохранилась. В 1910 году на месте мартирия возвели часовню обретения главы Иоанна Предтечи (принадлежит Елеонскому Вознесенскому монастырю). В ней сохранились фрагменты оригинальных мозаичных полов мартирия. Отдельной мозаикой выделено место где была обретена глава Иоанна Крестителя.

См. также

Примечания

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *