Обрезание господне — богослов

Обрезание Господне - Богослов Обрезание Господне. Сверху образ свт. Василия Великого, память которого празднуется 14 января (н.с.)

На восьмой день после Своего Рождества Господь наш Иисус Христос, по ветхозаветному закону, принял обрезание, установленное для всех младенцев мужского пола в знамение Завета Бога с праотцем Авраамом и его потомками (Быт.17,10-14; Лев.12,3). При совершении этого обряда Божественному Младенцу было дано Имя Иисус, возвещенное Архангелом Гавриилом еще в день Благовещения Пресвятой Деве Марии (Лк.1,31-33; Лк.2,21). По толкованию отцов Церкви, Господь, Творец закона, принял обрезание, являя пример, как людям следует неукоснительно исполнять Божественные установления. Господь принял обрезание для того, чтобы никто впоследствии не мог усомниться в том, что Он был истинным Человеком, а не носителем призрачной плоти, как учили некоторые еретики (докеты). В Новом Завете обряд обрезания уступил место таинству Крещения, прообразом которого он являлся (Кол.2,11-12). Свидетельства о праздновании Обрезания Господня в Восточной Церкви восходят к IV веку. Канон празднику написан преподобным Стефаном Савваитом. Вместе с обрезанием, воспринятым Господом как знамение Завета Бога с людьми, Он получил и Имя Иисус (Спаситель) как печать Своего служения делу спасения мира (Мф. 1, 21; Мк. 16, 17; Мк. 9, 38-39; Лк. 10, 17; Деян. 3, 6 Деян. 3, 16; Фил. 2, 9-10). Эти два события, совершившиеся в самом начале земной жизни Спасителя, напоминают христианам, что они вступили в Новый Завет с Богом и «обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым» (Кол. 2, 11). Само имя христианина свидетельствует о вступлении человека в Новый Завет с Богом.

Стихира празднику Обрезания Господня

Сходяй Спас к роду человеческому, прият пеленами повитие, не возгнушася плотскаго обрезания, осмодневен по Матери, безначальный по Отцу. Тому вернии возопиим: Ты еси Бог наш, помилуй нас.

Тропарь празднику Обрезания Господня, глас 1-й

На престоле огнезрачнем в вышних седяй со Отцем безначальным и Божественным Твоим Духом, благоволил еси родитися на земли от Отроковицы, неискусомужныя Твоя Матере, Иисусе; сего ради и обрезан был еси яко человек осмодневный. Слава всеблагому Твоему совету, слава смотрению Твоему, слава снизхождению Твоему, едине Человеколюбче.

  • Тропарь святителю Василию, глас 4-й
  • Во всю землю изыде вещание твое, яко приемшую слово твое, имже боголепно научил еси, естество сущих уяснил еси, человеческия обычаи украсил еси, царское священие, отче преподобне: моли Христа Бога спастися душам нашим.
  • Перевод: Проповедь твоя прошла по всей земле, как принявшей слово твое, которым ты богодостойно раскрыл истины веры, уяснил природу всего существующего, украсил человеческие обычаи; царское священство — отче преподобне, моли Христа Бога о спасении душ наших.
  • Уяснил природу всего существующего — в творениях Василия Великого, особенно в его «Шестодневе», есть много прекрасных описаний и объяснений явлений природы.
  • Украсил человеческие обычаи — украсил человеческие обычаи начертанием правил и установлением строгого монастырского жития, учреждением благотворительных заведений.

Царское священство — Василий — значит «царский». Святитель Василий Великий, после Афанасия Великого, стоял действительно во главе современного ему священства.

ТОЛКОВАНИЕ ПАРЕМИИ НА ОБРЕЗАНИЕ ГОСПОДНЯ

Книга Бытия (XVII, 1-2, 4-8, 3, 9-12, 14)

Аврам был девяноста девяти лет, и Господь явился Авраму и сказал ему: Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен; и поставлю завет Мой между Мною и тобою, и весьма, весьма размножу тебя.

Я — вот завет Мой с тобою: ты будешь отцом множества народов, и не будешь ты больше называться Аврамом, но будет тебе имя: Авраам, ибо Я сделаю тебя отцом множества народов; и весьма, весьма распложу тебя, и произведу от тебя народы, и цари произойдут от тебя; и поставлю завет Мой между Мною и тобою и между потомками твоими после тебя в роды их, завет вечный в том, что Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя; и дам тебе и потомкам твоим после тебя землю, по которой ты странствуешь, всю землю Ханаанскую, во владение вечное; и буду им Богом. И пал Аврам на лице свое. Бог продолжал говорить с ним и сказал: ты же соблюди завет Мой, ты и потомки твои после тебя в роды их. Сей есть завет Мой, который вы должны соблюдать между Мною и между вами и между потомками твоими после тебя [в роды их]: да будет у вас обрезан весь мужеский пол; обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами. Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий младенец мужеского пола. Необрезанный же мужеского пола, который не обрежет крайней плоти своей [в восьмой день], истребится душа та из народа своего, ибо он нарушил завет Мой.

Эта паремия напоминает о том, что явился Господь Авраму на сотом году жизни и сказал: «Я твой Бог, ходи предо Мной и будь непорочен». Ходить пред Богом — это жить постоянно с мыслью о том, что Бог видит тебя насквозь, знает и дела, и мысли, и все сердечные движения.

Быть непорочным — значит вести себя так, чтобы ничем не оскорбить Бога, не позволять себе забыть о той чести, которую дарует человеку близость Творца. С этого обращения Господа начинается завет Бога с человеком. Бог обещает Авраму многочисленное потомство, матерью которого будет Сара.

Тут же в именах этой супружеской четы удваивается по букве: Авраам и Сарра. Повеление называться так еще более подчеркивает благословение Божие, которое наследуют лишь потомки Авраама и Сарры (у Авраама были дети Агари, Хеттуры, но не им предстояло наследовать благословение).

От Авраама требуется верность Богу, и не только лично его, но и всего многочисленного потомства. Для сохранения в роды родов завета с Богом и как обещание исполнить повеленное избирается внешнее действие — обрезание. Оно призвано воспитать в поколениях стремление держаться единым народом, чтобы кланяться лишь Богу Авраама.

Как знамение завета оно включает и внутреннее освящение, без которого одно умножение численности избранного народа еще не означает сердечной преданности Богу и вере праотца Авраама. Потому и обличались «необрезанные сердца и уши» в книге Левит (Лев. XXVI, 41) и в Деяниях (Деян. VII, 51).

Правила предписывали совершать обрезание на восьмой день, когда новорожденный окрепнет. К тому же число 8 выражало полноту и совершенство. Откладывать на более позднее время совершение повеленного считалось выражением пренебрежения и небрежности, недопустимой там, где речь о повелении Божием.

Касалось это мальчиков, так как для продолжения рода достаточно освящения главы семьи, жена же с мужем составляла единое целое. Первоначально главное внимание было направлено на умножение численности народа, и потому в Ветхом Завете строго узаконено прежде всего единство крови и веры.

В дальнейшем, уже в Новом Завете, обрезание заменено крещением, действующим более глубоко и всесторонне. В Ветхом Завете еще неразвитое сознание ценности данного Богом поддерживалось страхом наказания (вплоть до внезапной смерти). Новый завет включает всех желающих чтить Бога, и потому крещение не ограничивается ничем внешним — только бы усвоить веру и учиться всей жизнью «ходить пред Богом».

В праздник Обрезания Господня читается эта паремия для того, чтобы явно было для всех, что Господь во всем подчинялся закону. Он ничем не хотел подчеркивать Свою свободу от всех постановлений, но вполне справедливо позже указывал, что пришел не нарушить закон, но исполнить.

Праздник Обре́зания Господня в 2021 году

Обрезание Господне - Богослов

Песнь 1

Ирмос: Грядите, людие, поим песнь Христу Богу, раздельшему море и наставльшему люди, яже изведе из работы египетския, яко прославися.

Припев: Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Осмерица дней, носящая образ будущаго, Твоею Христе просвещается и освящается вольною нищетою; в сей бо законно обрезался еси плотию. (Дважды.)

Слава: Обрезание приемлет осмодневное Христос Своего Рождества, и сего днесь сень спрятает, свет возсиявая новыя благодати.

И ныне: Тойже.

Песнь 3

Ирмос: Утверди нас в Тебе, Господи, древом умерщвлей грех и страх Твой всади в сердца нас, поющих Тя.

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Слово воплощшееся пресущественное, в престатие закона обрезася; начаток же Божественныя благодати, и жизни нетленныя нам подаде. (Дважды.)

Слава: Закона исполнитель, не яко сопротивен Богу сый Христос воплотивыйся показася, и сподобися волею обрезатися осмодневен.

И ныне: Тойже.

Господи, помилуй. (Трижды.) Слава, и ныне:

Седален, глас 4-й

Яко сый бездна человеколюбия, одеялся еси, Владыко, в зрак рабий, и плотию обрезался еси, даруя всем человеком великую Твою милость.

Песнь 4

Ирмос: Услышах, Господи, слух Твоего смотрения, и прославих Тя, Едине Человеколюбче.

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Обрезание преста, отнележе Христос волею обрезася, язык множество спасая благодатию. (Дважды.)

Слава: Будущаго непрестанную осмаго века жизнь изображает, в нюже Владыка обрезася плотию.

И ныне: Тойже.

Песнь 5

  • Ирмос: Света подателю, и веков Творче, Господи, во свете Твоих повелений настави нас; разве бо Тебе иного Бога не знаем.
  • Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.
  • Ты от Девы Матере несказанно прошед, Господи, и в человеческий ныне сподобился еси одеятися образ, яко младенец законно, закон исполнил еси. (Дважды )
  • Слава: Нощи уподобися, яко сень законную любящи Израиля, рождшая, из неяже облиставший свет мира Христос явися.
  • И ныне: Тойже.

Песнь 6

  1. Ирмос: Бездна мя многа греховная окружает, и вопию Ти, пророка подражаяй: от тли мя, Господи, возведи.
  2. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

  3. Прият конец закон, отнележе Христос младенствовав, исполнитель закона сый, обрезание восприят, и разреши законную клятву. (Дважды)
  4. Слава: Субботство, обрезание же шатания еврейскаго, явльшагося Христа мановением преста, и возсия благодати весна.

  5. И ныне: Тойже.

Господи, помилуй. (Трижды.) Слава, и ныне:

Кондак, глас 3-й

Всех Господь обрезание терпит, и человеческая прегрешения яко Благ обрезует, дает спасение днесь миру; радуется же в вышних и Создателев иерарх и светоносный Божественный таинник Христов Василий.

Песнь 7

Ирмос: Образу златому на поле Деире служиму, трие Твоя отроцы небрегоша безбожнаго веления, посреде же огня ввержени, орошаеми пояху: благословен еси, Боже отец наших.

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Светло и пресветло Рождество Христово, и будущаго обновления подписавшее таинство днесь: яко законным чином Спас обрезуется, не яко Бог, но яко человек, и закона исполнение. (Дважды.)

Слава: Закон исполняя закона Творец, плотию днесь волею обрезуется, обрезание содевая греховныя зимы, и звати даруя: благословен еси, Боже отец наших.

И ныне: Тойже.

Песнь 8

  • Ирмос: Неизреченною мудростию составльшаго всяческая Бога Слова, и от не сущих во еже быти приведшаго, благословите дела яко Господа, и превозносите во вся веки.
  • Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.
  • Во осмый день обрезуется яко младенец Владыка; Иисуса же приемлет именование, яко мира есть Спас и Господь. (Дважды)
  • Слава: Ко Христову Рождеству достойно осмый спряжеся, святителя всеславная память, юже почитающе верою, поем Господа и превозносим во веки.
  • И ныне: Тойже.

Песнь 9

  1. Ирмос: Яже прежде солнца светильника Бога возсиявшаго, плотски к нам пришедшаго из боку Девичу, неизреченно воплотившая, благословенная, Всечистая, Тя, Богородице, величаем.
  2. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

  3. Прешед пределы Христос человеческаго всего естества, преестественно из Девы раждается; и писание законное якоже повелевает, плотию обрезается, и исполнитель закона является.

    (Дважды)

Слава: Приидите Владыки славная Христова именования во святыни торжествуим: Иисус бо боголепно наречеся днесь. С симиже и память святителя величаем.

И ныне: Тойже.

«Всех Господь обрезание терпит и человеческая прегрешения, яко благ, обрезует….», — о празднике Обрезания Господня

Спаситель так свидетельствовал о Себе Сам: «Не думайте, что Я пришёл нарушить закон или пророков: не нарушить пришёл Я, но исполнить» (Мф. 5:17). На восьмой день от своего Рождества, он принял обрезание в Иерусалимском храме и был наречён именем «Иисус», чтобы впоследствии никто не мог сказать, что Его воплощение было призрачным.

Для светских жителей России 14 января (по новому стилю) — это Старый Новый год (после перехода страны на Григорианский календарь в первой четверти XX века, календарь сместился на 13 дней назад). А вот для людей воцерковлённых на этот день приходится целых две памятные даты — Обрезание Господне и память святителя Василия Великого.

Закон Моисеев и события Евангелия

В Ветхом Завете рассказывается история встречи Бога с благочестивым праотцем Авраамом. Праведник принял Господа, в образе трёх путников, у себя и всячески угождал Ему, за что и получил благословение для себя и своих потомков.

Господь заключил с Авраамом и его потомством Завет, согласно которому все младенцы мужского пола на восьмой день от своего рождения должны были подвергаться обрезанию крайней плоти в ознаменование принадлежности к народу Божьему (Быт.17,10-14; Лев.12,3).

Интересно, что прозелиты (обращённые из других народов) ветхозаветной веры также обрезывали крайнюю плоть в знак своей верности единому Богу. Даже во взрослом возрасте, когда сам обряд обрезания в первые дни причиняет человеку заметно больший дискомфорт.

  • Когда Соломон построил Иерусалимский храм, все священнодействия стали происходить в нём и евреи, на восьмой день от рождения, начали приносить мальчиков в Иерусалим для проведения этого обряда.
  • Обрезание Ветхого Завета было прообразом Таинства Крещения, через которое сегодня верующие становятся членами Церкви Христовой.
  • Священное Писание говорит нам о том, что на восьмой день после Рождества Христова, произошедшего в Вифлееме, праведный Иосиф Обручник и Пресвятая Богородица принесли Богомладенца в Иерусалимский храм и священник, по обычаю, произвёл над Ним обряд обрезания.

В это же время Искупителю было наречено имя. В соответствии с повелением ангела, явившегося ранее праведному Иосифу, мальчик получил имя «Иисус» (что в переводе значит «Спаситель»):  «По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать, дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве» (Лк. 2:21).

Напомним читателям, что ранее, когда Иосиф смутился беременностью Девы Марии, ангел Божий развеял его сомнения: «Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого; Родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасёт людей Своих от грехов их» (Мф. 1:20-21).

Установление и богословское значение торжества

Сам Господь принял установленное Им обрезание, чтобы дополнительно показать людям, насколько важно соблюдать заповеди Божии.

Также, по толкованию святых отцов, обрезание было призвано дополнительно показать верующим истинность Боговоплощения. Уже в первые века по Рождестве Христовом еретики докеты станут писать, что воплощение Бога было «призрачным», только «казалось» людям.

Так как настоящий истинный Бог не может всерьёз страдать, подобно несовершенным людям.

Обличая эту ересь, Учители Церкви говорили, что Спаситель предвидел возникновение этого лжеучения и обрезание стало дополнительным доказательством истинности Его физического воплощения в нашем мире.

В споре о необходимости для христиан соблюдать все ветхозаветные установления, апостол Павел справедливо указывал на то, что Спаситель Сам прошёл через обряд обрезания, но позднее установил для Церкви Таинство Крещения, чему показал пример при встрече с пророком Иоанном Крестителем на Иордане.

С установлением Спасителем новых Таинств, ветхозаветные законы были не отменены, но преобразованы в новые заповеди. Заповеди любви. Они обрели высший смысл по сравнению с ветхозаветными установлениями и, участвуя в Таинствах, ветхозаветные правила более не требуется исполнять.

По мысли апостола Павла о Крещении: «В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым» (Кол 2:11). С апостолом Павлом в 49 году согласились на Апостольском соборе все остальные ученики Спасителя. Поэтому в новозаветной Церкви практика обрезания и другие ветхозаветные правила вышли из употребления.

На востоке Римской империи Обрезание Господне начали отмечать с IV века по Рождестве Христовом. В Западной части Римской империи праздник распространился позднее — в VI-VII веках. В Поместных Православных Церквях это торжество относится к великим церковным праздникам.

Обрезание Господне - Богослов

Память святителя Василия Великого

Святитель Василий Великий один из наиболее почитаемых в мире православных святых. В IV веке он был архиепископом в Кесарии Каппадокийской.

Продолжая дело святителя Афанасия Великого, святитель Василий, вместе со святителями Григорием Богословом и Григорием Нисским, окончательно опровергли своими богословскими сочинениями арианскую ересь.

Перу святителя Василия принадлежит множество сочинений. Среди них не только богословские, но и посвящённые христианской нравственности, упорядочивающие деятельность монашества, истолковывающие Библию и т.п. Он же стал автором одной из Литургий. Сегодня Литургия Василия Великого в Русской Православной Церкви служится 10 раз в году.

«Великому Каппадокийцу» приписывается изобретение иконостаса. Он же стал автором идеи современных комплексных центров социальной помощи. В организованные им в Кесарии Каппадокийской «Василиды» вошли: школа для детей, странноприимные дома, столовые и больница.

Святитель был убеждённым сторонником киновии (монашеского общежития). Монашество, прежде несколько маргинализированное, по настоянию Василия Великого стало группироваться вокруг монастырей и, помимо духовного самосовершенствования, начало принимать на себя и заботу о ближних — в школах, госпиталях и странноприимных домах.

Во многих местностях, например на Украине, память святителя Василия Великого в народе почитается даже более, чем события Обрезания Господня. Даже в колядках торжество 14 января называется именно «Васильев день».

Традиции и особенности праздника

Вечером, накануне Обрезания Господня, совершается всенощное бдение с полиелеем и чтением паремии из книги Бытия. Канон празднику написан преподобным Стефаном Савваитом. По окончании богослужения положен особый отпуст: «Иже в осьмый день плотию обрезатися изволивый нашего ради спасения…».

В сам день торжества, 14 января, совершается Литургия Василия Великого с чтением двух евангельских зачал и пением величания святителю Василию. Иконы праздника нередко пишутся вместе с образом святителя Василия Великого.

Обрезание Господне попадает на период «святок» («святых дней») между двумя Двунадесятыми праздниками — Рождеством Христовым и Крещением Господним.

На Украине накануне Обрезания Господня было принято «щедровать» (калядовать): жители сёл и деревень ходили друг к другу в гости и пели щедривки и колядки. Колядовщиков было принято угощать разнообразными вкусными подарками — сладостями, колбасами, пирогами и т.п. Традиция святочного колядования красиво описана у Н. В. Гоголя в повести «Ночь перед Рождеством».

Андрей Сегеда

Вы можете поаплодировать автору (хоть 10 раз)6

Обрезание Господне: что принес в жертву Христос

Обрезание Господне - БогословОбрезание Господне. Миниатюра Минология Василия II. Константинополь. Конец X в.

На восьмой день после рождения над Младенцем-Христом был совершен иудейский обряд обрезания (Лк 2:21). Казалось бы, зачем отмечать совершенно проходное для нас событие? Ну да, была такая заповедь. Давайте еще вспоминать каждый встреченный Христом Суккот или каждый проведенный Им Йом-Киппур. Мало ли было в Ветхом Завете постановлений?

Отмечаем. Не в числе двунадесятых праздников, но отмечаем. Праздник Обрезания Господня прячется 14 января в «старом Новом годе», за его Сантой — не Клаусом, а Бэзилом, наверное — святителем Василием. Деликатно и ненавязчиво прячется, чтоб не портить нам Святки.

Почему портить? Вроде бы
торжественное считалось событие… Но давайте размышлять.

Заповедь обрезания символизировала принесение человека Богу. В буквальном смысле, Ему жертвовалась часть этого маленького человека. В буквальном опять же смысле — кровавая жертва.

Вообще, Ветхий Завет не мыслился без жертв разных типов — очистительных, искупительных и так далее. Новый Завет все жертвоприношения отменил.

Осталась Бескровная Жертва в алтаре,
которая есть воспоминание и повторение самой что ни на есть Кровной Жертвы
Спасителя. Так чего же тут-то вспоминать? Было — да
быльем поросло.

Как-то раз я услышала фразу: «В принципе, при наличии Нового Завета Ветхий как-то и не нужен». Мой внутренний богослов ужасно возмутился и заподозревал, что собеседник придерживается ереси Маркиона, отрицая Бога в Ветхом Завете.

Но собеседник, как оказалось, ничего такого в виду не имел, просто, утверждал он, учение и жертва Христа самодостаточны, а вся еврейская история – это просто почва, на которой происходили эти события. Мы же, читая «Войну и мир», не начинаем с первых Романовых, предков Кутузова и подробного описания строительства домов Болконских и Ростовых?

Ошибка собеседника была в том, что
Ветхий Завет — не почва. Ветхий Завет — фундамент.
Все описанное в Ветхом Завете предельно реально и реалистично. Никаких символов
и намеков: кровь — значит, кровь;
убить — значит, убить; поклоняться только в Храме — значит, только Храм и никаких там храмозаменителей в виде рощ и
камней.

Последней точкой этого материализма стала совершенно конкретная и реальная смерть Христа на Кресте. А дальше материальное соединилось с духовным, и мы уже поклоняемся Богу в духе и истине, не на той или иной горе и не принося в жертву ту или иную зверюшку.

Христос за нас умер. То есть мы как будто умерли, но не умерли, потому что нас заменил Христос. Мы только воскресли по-настоящему, потому что это Он сделал не вместо нас, а вместе с нами — чтобы мы воскресли вместе с Ним.

А что же обрезание? А очень просто.

Мы же народ Божий — значит, мы тоже Богу принадлежим, как весь Израиль. Значит, по идее, мы и от себя, и от своих детей должны кусочек жертвовать. Нет-нет, не человеческое жертвоприношение — эта капелька, ненужный кусочек плоти, просто символ. Но нам и это делать не надо, потому что капельку крови и ненужный кусочек плоти Христос тоже отдал за нас.

Это можно сравнить с генетическим кодом. В каждой капле Его крови и в каждой клетке Его тела — весь Христос, как в Чаше со Святыми Дарами. То есть — Он уже восьмидневным младенцем начинает приносить всего Себя за всех нас в жертву. По капельке, по кусочку. И это только первая капля…

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Обрезание Господне. Смысл праздника. Что вспоминается в этот день

14 января в России встречают старый новый год, и немногие вспоминают, что в этот же день Православная церковь отмечает праздник, называемый Обрезанием Господним. Чтобы понять, почему столь личное семейное событие получило широкую известность в христианском мире, нужно совершить краткий экскурс в историю.

Обрезание Господне. ИконаОбрезание Господне. Икона

Что произошло в этот день?

Традиции обрезания существуют у многих народов. У евреев обрезание младенцев – это символ союза между Богом и праотцом Авраамом, означающим, что будущий мужчина будет воспитан в традициях своей веры, станет выполнять законы, предписанные ему отеческой религией.

Обряд состоял не только в исполнении медицинских манипуляций по удалению крайней плоти, но и в наречении имени. Сын Марии был назван Иисусом неслучайно – именно так велел назвать новорождённого архангел Гавриил, который сообщил Деве весть о зачатии Ею Божественного Младенца, именно это имя сообщил ангел Иосифу Обручнику.

Символично, что обрезание произошло на восьмой день. Восемь – это символ совершенства. Кстати, в христианской церкви в восьмой день от рождения малыша по-прежнему традиционно считается днём имянаречения.

Д.Беллини. Обрезание ГосподнеД.Беллини. Обрезание Господне

Для чего это было нужно?

Обрезание было обязательным обрядом у иудеев, и никто из благочестивых евреев не мыслил о том, чтобы лишить ребёнка связи со своим народом.

В определённом смысле, этот поступок послужил примером того, как важно выполнять людям религиозные установления.

Кроме того, необрезанный мужчина не мог войти в избранный народ Израиля, а следовательно не мог быть посвящён Богу – никто из евреев не признал бы в нём долгожданного Мессию.

Ф.Герлин. Обрезание ГосподнеФ.Герлин. Обрезание Господне

Обрезание – прообраз Крещения

Большинство самых значительных событий Ветхого Завета несут в себе прообразовательное значение: нахождение пророка Ионы во чреве у кита символизировало Спасителя через три дня после распятия, исход евреев из Египетского плена – Пасха – стало знамением освобождения человечества от смерти, а причисление к Божьему народу через обрезание явилось прообразом Крещения.

Христианский праздник

Быстрое распространение христианства среди народов, окружавших Палестину, привело к тому, что уже в 49 году формальное еврейское обрезание было фактически отменено, но праздник был сохранён, прежде всего, для того, чтобы напомнить христианам, что Спаситель имел не только Божественную, но и человеческую природу.

Формально он был утверждён в 4 веке. Это было время становления христианского вероучения, время, когда «в горниле сомнений» выплавлялось золото христианской догматики. Одним из многочисленных измышлений был докетизм – учение о призрачности Христа. Его сторонники полагали, что и Сам Христос, и Его человеческий образ, а, следовательно, и Его страдания были только иллюзией.

Чтобы доказать сторонникам докетизма их заблуждение, в православный календарь был внесён праздник Обрезания Господня как напоминание о том, что Христос не зря называл себя Сыном Человеческим.

Обре́зание Госпо́дне

Приятно и полезно прославлять все то, что Спаситель наш Христос, как Богочеловек, совершил ради нас, поелику все сие исполнено чуда и изумления.

И как-же может быть иначе? Бог является среди людей и познается ими, всему подчиняется, как человек, исполняет заповеди закона и возвещает о сем исполнении, – дабы взамен дать и свой закон, исполненный благодати и истины.

Достойно удивления и то, о чем говорит настоящее слово, то есть обрезание Христа по плоти, по прошествии восьми дней после Его безсеменнoго рождения. И это событие исполнено чудес и должно быть прославлено.

Ибо как возможно не считать воличайшим и важнейшим чудом того, что Христос исполнил закон и притом для нашего спасения? Бог принимает имя. Безвестный, во всем подобный человеку, Он посредством имени ясно познается.

По нареченному Ему имени Он не только называется Сыном, подобно тому как Отец именуется Отцем вследствие того, что родил Сына, а Дух именуется Духом вследствие своего исхождения от Отца (поелику оные Три суть един Бог и в них едино Божество), но вместе с тем неложно назван и действительно есть Сын Девы; в сем отношении Он и может быть постижим для нас и является пред нами кротким. И я, как беглец, нашедши дверь спасения открытою, дерзновенно приступаю к Господу и Создателю.

Святый Лука так говорит о сем событии в своем евангелии:

«Егда исполнишася осмь дний, да обрежут Его, и нарекоша имя Ему Иисус, нареченное ангелом прежде даже не зачатся во чреве» (Лук. 2, 21)

Великий Лука изъясняет здесь нам великиe тайны. Поистине, его евангелие достойно Павла, который и сам похваляясь говорит о сем: «по благовествованию моему» (1Кор. 15, 1); (Рим. 14, 24). Что же желает сказать евангелист словами: «нареченное ангелом прежде даже не зачатся во чреве?» Это он сам изъясняет, разсказывая о явлении Деве Марии ангела, который говорит:

«Се зачнеши во чреве, и родиши сына, и наречеши имя ему Иисус. Сей будет велий и Сын Вышняго наречется» (Лук. 1, 31–32)

О том же говорит и святой Матфей, рассказывая о явлении ангела Господня во сне Иосифу (Матф. 1, 18–21), причем добавляет:

«Сие же все бысть, да сбудется реченное от Господа пророком (Исаиею), глаголющим: се, Дева во чреве приимет и родит Сына и нарекут имя ему Еммануил, еже есть сказаемо, с нами Бог» (Матф. 1, 22–23); Ис. 7, 14)

Ты замечаешь тождество речения евангелиста и пророка: «еже есть сказаемо, с нами Бог», то есть спасение народа, совместное пребывание Господа с рабами. А на языке ангельском Он наречен Иисусом, поелику все по Своему милосердию соделал для домостроительства нашего спасения.

Но, приступая к Рожденному, я боюсь и ужасаюсь по человеческому способу обхождения приблизиться к Тому, Кто явился в мир непостижимым образом. Я нахожусь в нерешительности и, как беглый раб, страшащийся своего господина, скрываюсь.

Но как мне освободиться от сего страха? Это укажет мне настоящий день, свидетельствующий о Том, Который принял человеческую природу и с нею имя. Имя это есть Иисус, что значит «спасение», как Эммануил означает «с нами Бог», то есть оно указывает на примирение и союз Бога с людьми, с того мгновения, как только Иисус назван Спасителем.

Об этом получили благовестие прежде всего пастыри. И они не поклонились бы Младенцу, еслибы не были ободрены к сему Его именем, после чего спокойно и отправились к Нему для поклонения.

Что же сказал им ангел? – «Не бойтеся» (Лук. 2, 10). Какой же страх объял их? – Вместе с явлением пред ними ангела, «слава Господня, – говорится, – осия их, и убояшася страхом велиим» (Лук. 2, 9).

Посему ободряя их, ангел убеждает их не бояться и наименованием Родившагося разрешает их страх. «Се бо, – говорит, – благовествую вам радость велию, яже будет всем людем: яко родися вам днесь Спас, Иже есть Христос Господь, во граде Давидове» (Лук. 2, 10–11).

Что говоришь ты, ангеле? Разве имя Иисус обладает столь великой силой?

– «Да, отвечает он: ибо Иисус означает «Спас, Иже есть Христос Господь», – Богочеловек, всемогущий и милосердый. Посему я и возвестил пастырям не бояться и, повелев Иосифу наименовать Младенца в восьмой день, тем самым соделал Его доступным для всех людей. Самым естеством Рожденнoго я побуждался именовать Его соответствующими наименованиями.

Подобно тому как Иосиф добровольно и без страха не последовал бы за Материю Младенца, если бы я не повелел ему сего, так я убедил и пастырей прибегнуть к Господу, как благодетелю и владыке, и возвестил дать Иисусу имя по обрезании, в восьмой день по рождении, дабы вы без страха решались притекать к Тому, Кто принял и человеческое естество.

Сознавая столь великое к вам снисхождение Родившагося, прославляйте благодать настоящeго дня».

Теперь изъясним, что означает, обрезание в восьмой день. Восьмой день есть исполнение недели и начало будущей. Неделя восполняет (жизнь) новорожденнoго дитяти, а восьмой день возводит его к совершенству и посредством имени присоединяет его к сонму совершенных.

Осмерица же есть начало перехода из одного возраста в другой, и дитя, достигшее семилетнeго возраста, посредством обучения наукам причисляется к сонму отроков. Осмерица изменяет все особенности детскoго возраста и укрепляет отрока и телом, и духом. Седмерица дает рост, а осмерица – совершенство.

Обрезание, в свою очередь, совершалось в восьмой день по рождении младенца и вместе с первым его наименованием. И не без основания.

Когда человеческий род во времена Фары, отца Авраама, стал прилепляться к идолам, то Творцу угодно было от времен Авраама особым знамением выделить свой народ до дней своего явления в мире, которое было необходимо для обновления человека. Обрезание отсекает излишек плоти и дает знамение будущей восмерицы (совершенства).

Но после явления в мир Христа и Его обрезания оно потеряло значение, и теперь возрождение совершается чрез Духа Святаго. Обрезание было установлено по причине идолопоклонства и для выделения народа Божия, и прекратилось также вследствие крайнeго развития идолослужения. Древнее служит символом для новoго. Христос есть восьмой от Адама законоположник.

Адам первый принял закон, Ной – второй, Авраам – третий, Моисей – четвертый, Давид – пятый (1Пар. 16, 2; 2Пар. 7, 6), Ездра, после плена Вавилонскoго вторично сообщивший народу закон и некоторые обычаи, был шестым законодателем, а Иоанн Креститель, проповедавший народу крещение покаяния и крестивший водою, был седьмым законоположником. Восьмой же – Иисус Христос. Об этом великом законодателе Моисей так говорит:

«Пророка от братии твоея, якоже мене, возставит тебе Господь Бог твой, того послушайте. И человек той, иже не послушает словес его, елика возглаголет пророк оный во имя мое, аз отмщу от него» (Втор. 18:15, 19)

То есть: будущий законодатель лишь один окажется в состоянии осуществить то, что узаконено Моисеем; Он чрез помазание будет исполнен обильнoго Духа и станет законополагать как Господь и Творец, и только – божественное и разумное, хотя и будет от братии нашей.

Пребывая во плоти и исполнив закон, Он, как Бог, соделается законодателем всего мира и не только иудеев, но и всех народов, помазывая и усовершая всех в Духе Святом и Своим именем призывая помазанников.

И Он обрежет плотские и греховные помыслы и воспламенит стремление к делам благим и подвигам Царства Небеснoго, как поистине «велика совета Ангел, Бог крепкий, Властелин, Князь Мира, Отец будущаго века» (Ис. 9, 6).

А если все сие прекрасно, станем радоваться празднеству и еще более раскрывать его торжественность, присоединяя к радости радость и прославляя одного из рабов Божиих, хотя «души праведних» и находятся, как говорит Премудрый, «в руце Божией» (Прем.3:1), поелику все они принадлежат Богу.

Однако одни из них ближе других, вследствие того, что безпорочно уподобились образу Божию, насколько это возможно для человека. Итак, кто сей прославляемый? Это – Василий, основание добродетелей, опора Каппадокийцев, преславная похвала всей вселенной, устроитель порядка и благоприличия церковнoго, благодаря коему утверждаются и ныне существующиe церкви (поместныe) верующих.

Хотя Церковь руководствуется и многими другими законоположениями, прежде и после установленными, однакоже она в равной степени пользуется и правилами святoго Василия, который достойно за сие и прославлялся еще современными ему богомудрыми мужами. Человече Божий, служителю верный, строителю Таин Божиих и муж желаний духовных! – так Писание называет мужей возвышенных и стоящих превыше видимoго.

А я назову тебя и богом Фараона и всей египетской и противной силы, столпом и утверждением Церкви, волею Господнею, светильником разумной жизни в мире, опорой веры и убежищем Духа. Но зачем мне перечислять все наименования, которыe утвердила за тобою добродетель? Скажу только: «наляцы, успевай и царствуй» (Псал.

44, 5) и паси нас; всякий, кто окажется под крыльями твоими, будет спокоен, и мы жаждем голоса твоего, божественная и священная главо, более, чем утомившиеся путники стремятся к источнику чистейшей воды. Назову тебя также девственником, нестяжательным, почти безплотным и безкровным, в своих писаниях стоящим после Слова Божественнoго, мудрым среди философов, вышемирным среди мирского.

Молчит далее древность, которую некоторые богословствующие мужи заключили в своих божественных писаниях. Возглашает новое время: сей – Василий – самый лучший писатель для нас и для тех, кто может в совершенстве изучить его творения, отличается языком и просвещает слух; он один больше всех писателей нравится серьезно занимающимся наукой, почему ему дают второе после апостолов место.

Если же великий Василий в нашем слове изображен таковым, что недалеко отстоит от святых по своей высокой жизни, то как еще мы станем ублажать тебя, отче Василие, – тебя, который остротою своего слова изобличает и изгоняет всякую ошибку, который, как пчела, пребывает благоразумно на пажити Боговдохновенных Писаний, с лугов коего собирает цветы пророческие и росу апостольскую? Ты непрерывно привитаешь в мире добродетелей, из коих приготовляешь божественный сот. Ты мудро созидаешь в Духе Святом мед непорочной веры, поучаешь пренебрегать деятельностью вредных ос и совершать полет на самое небо. Подобно Давиду, ты восклицаешь:

«Коль сладка гортани моему словеса Твоя», Господи (Псал. 118, 103)

Воспламеняемые любовию к тебе, Василие верный, мы имеем ныне великую радость, хотя и не от себя приносим эту похвалу (сие было бы дерзновенно), но собрали ее от любезнейших тебе похвалителей и приурочили к настоящему живоносному празднеству восьмидневнoго Обрезания.

Ибо в день Обрезания ты окончил жизнь, все время прослужив Богу и в течение восьми лет занимая престол своей святительской кафедры.

О сем говорит нам в вожделенном слове о тебе великий Григорий, напоенное коим богословие ярко сияет нам и свидетельствует и о тебе, как богослове, поелику вы оба одним вдохновлялись и одно созерцали. Казалось, что в обоих вас живет одна душа, но в двух телах.

Вместе с ним (свидетельствует о тебе) и Григорий Нисский, истолкователь божественнoго, почти равный тебе по славе, при родственной близости к тебе по естеству.

С ними и Ефрем, раскрывший сердцам верующих, при содействии божественнoго Духа, тайны божественнoго суда, открыто возвещает о тебе не знающим тебя и убежденно говорит, что ты был назначен для мудрствования о божественном и явился для блага Церкви Божией.

Отче Василие! Блаженствуя вместе с сими божественными провозвестниками в обителях патриархов, в таинственных святилищах апостолов и пророков, наслаждаясь блаженною жизнию вместе с венценосными мучениками, сонмами иноков, божественными иерархами и всеми праведниками, вспомни и о нас и возбуди к молитве всех твоих сообитателей, дабы умолить общeго нашего Владыку о спасении всех христиан. Помолись вместе с ними, чтобы Господь управил царя в правде и страхе Божии, дабы он в своих помышлениях имел сообщником Бога, вечнoго Царя, Коим он управляется с высоты, и дабы в благочестии руководил своими подданными, начальниками и военными правителями; помолись, чтобы Господь был союзником войска и остальной народ сохранил в единомыслии божественной веры и во взаимном мире, чтобы Он поставлял епископов мудрых в богопознании и способных добре управлять благоустроенною тобою и вверенною им Церковию.

Помолись, чтобы Господь соблюл иереев в благочестии, дабы они богоугодно жили и достойно воспевали хвалу Тому, Кто ныне тебя восхитил к Себе, увенчал и всему верному народу явил пастырем преславным.

Это Тот, Кто, будучи богатым, обнищал ради нас и явился во плоти, Кто, пребывая вместе с Отцем, родился в пещере и был повит в яслях, Кто был воспет ангелами и вызвал удивление в пастырях, Кто в настоящий восьмой день был обрезан и получил имя Иисус, Кто принес очистительную жертву, был исповедан Симеоном и Анною, получил дары от волхвов, бежал в Египет и «поколебал рукотворенная Египта», Кто, достигнув возраста совершенна, был крещен от раба и в воде скрыл грех мира, Кто явился в мир, был ненавидим иудеями, хотя и творил пред ними чудеса, был, наконец, предан, распят и потом погребен, дабы, пленивши ад, возвестить пребывающим во аде о своем воскресении. Через три дня Он и воскрес и указал нам, для достижения истиннoго покоя, иную осмерицу, ведущую к будущей осмерице совершеннoго освобождения от мира. Потом Он открыто являлся ученикам, в их присутствии был взят на небо, и вместе с Собою вознес туда и смиренную человеческую плоть. Но Он познается Единым Господом в двух естествах, спокланяем с Отцем и божественным Духом и имеет две воли и два действования.

Посему Он постижим для нас и непостижим, описуем и неописуем, изображается у нас образами и подобиями и в них Ему, чрез посредство плоти и духа, воздается нами поклонение.

Он изображается одинаково с богословствовавшими о Нем мужами и всеми святыми и равно со всеми святыми имеет (этим путем) общение с нами, поелику таким поклонением прославление возводится к первообразу, об этом поучаешь нас и ты, отче Василие, говоря: «почитание образа восходит к первообразу».

Имея такое правомыслие, станем избегать страха человеческoго, и тогда «острови» Церкви, понесшие лишения икон вследствие безчинства пагубных людей, достигнут оcвобождения от сего зла, как говорит пророк Исаия: «обновляйтеся… острови к Богу» (Ис.

41, 1), поелику Христу Богу нашему подобает честь, слава, поклонение, со всеблагим Отцем и всесвятым и животворящим Духом ныне и присно и в безконечные веки веков.

Аминь

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *