Обрезание господне и житие василия великого — богослов

Святитель Василий Великий —один из трех Вселенских святителей, епископ Кесарии Каппадокийской. Память ему совершается 14 января (1января по старому стилю). 

Святитель Василий Великий. Жизнеописание

Святитель Василий Великий родился около 330 года в Кесарии Каппадокийской. Его родители были знатного происхождения, а также отличались ревностью христианской веры.

Его дедушка с бабушкой пострадали во время гонения императора Диоклетиана, а родной дядя был епископом, как и двое братьев — Григорий Нисский (ок. 335–394 гг.) и Петр Севастийский. Отец Василия был оратором и законоведом и желал, чтобы Василий пошел по его стопам.

Василий получил прекрасное образование в Кесарии и Константинополе, а затем обучался в Афинской академии. В ней он познакомился с Григорием Богословом (329–389 гг.).

По возвращении в Кесарию Василий занялся светскими делами, но благодаря влиянию его благочестивой сестры Макрины (324 (327 или 330)–380 гг.) Василий стал вести более аскетичную жизнь и в конце концов вместе с несколькими друзьями покинул город и поселился на семейных землях в Понте.

В 357 году Василий отправился в продолжительное путешествие по коптским монастырям, а в 360 году сопровождал каппадокийских епископов на синод в Константинополь. Незадолго до смерти кесарийского епископа Диания Василий был рукоположен во пресвитеры и стал советником епископа Евсевия, сменившего Диания после его смерти.

Строгая аскетичная жизнь Василия пришлась не по душе Евсевию, и Василий решил уйти в пустыню, где стал налаживать монашескую жизнь.

Приход к власти арианского императора Валента (328–378 гг.) и растущие притеснения христиан привели к тому, что Евсевий стал искать помощи деятельного и усердного Василия. В 365 году Василий возвратился в Кесарию и стал управлять епархией. Он написал три книги против арианской ереси, проповедуя «три ипостаси в единой сущности».

Несмотря на противодействие ряда епископов, после смерти Евсевия в 370 году Василий заступил на место митрополита Каппадокийского и принялся за искоренение арианства в Малой Азии. Труды Василия по искоренению арианства привели его к столкновению с Валентом. Во время путешествия императора по Каппадокии епископ категорически отказался признать правоту арианского учения.

В ответ Валент разделил Каппадокию на две провинции, что привело к сокращению канонической территории епископа Василия и подорвало его позиции в Церкви. Все же Василию удалось продвинуть на место епископов ключевых городов своих соратников Григория Нисского и Григория Богослова.

В это время началась борьба за патриарший престол в Антиохии, на котором Василий не хотел видеть никейца Павлина, опасаясь, что чрезмерное преувеличение единства Бога чревато ересью савеллианизма.

Император Валент погиб в битве при Адрианополе (378 г.). Здоровье епископа Василия было подорвано аскетическим образом жизни. Он умер в первый день нового 379 года.

 Святитель Василий оставил нам множество богословских трудов: девять бесед на Шестоднев, 16 бесед на разные псалмы, пять книг в защиту православного учения о Святой Троице; 24 беседы на различные богословские темы; семь аскетических трактатов; правила монашеские; устав подвижнический; две книги о Крещении; книгу о Святом Духе; несколько проповедей и 366 писем разным лицам.

Почитание святителя Василия Великого

Святитель Амфилохий, епископ Иконийский (ок. 340–394 гг.), в своем надгробном слове о святителе Василии сказал:

Он для христиан всегда был и будет учителем спасительнейшим.

За свои заслуги перед Церковью Христовой святитель Василий назван Великим и прославляется как «слава и красота Церкви», «светило и око вселенной», «учитель догматов». Святитель Василий Великий является небесным покровителем просветителя Русской Земли — святого равноапостольного великого князя Владимира, во святом  крещении Василия.

Князь Владимир почитал святителя Василия и в честь него возвел на Руси несколько храмов. Многие русские правители при крещении были наречены в честь Василия Великого, в частности, Владимир Мономах (в крещении Василий), Василий I, Василий II. Святитель Василий Великий наряду со святителем Николой Чудотворцем особенно почитается русским народом.

Частица мощей святителя Василия находится в Почаевской Лавре. Честная глава святителя хранится в Лавре святого Афанасия на Афоне, а его десница — в алтаре храма Воскресения Христова в Иерусалиме. Память святителя Василия Великого совершается 14 (1 января ст. ст.) января и 12 февраля (30 января — ст. ст.

) — в Соборе трех святителей.

Народные традиции в день святителя Василия Великого

Канун Васильева дня в народе назывался Васильевым вечером. У северо-западных славян он получил название «щедрого», «щедрухи», «богатого», потому что в этот вечер доставали из кладовых самое лучшее; в центральной и южной России — «Авсень», «Овсень», «Усень», «Таусень».

 Любимым святочным развлечением для молодежи были гадания, самыми верными и действительными они считались как раз под Новый год, в Васильев вечер. К этому дню были приурочены все виды гаданий, несмотря на то, что благочестивыми людьми это почитается за великий  грех.

Почти все способы гадания имеют одну цель — узнать, скоро ли, куда и за кого выдадут замуж (или на ком женят) и как сложится жизнь в чужой семье.

Святителя Василия Великого почитали за покровителя свиней, поэтому в народе этот праздник называли еще свиным. На праздник резали скот, кололи так называемых «кесаретских» поросят (по имени Василия Великого, архиепископа Кесарийского), чтобы стол был сытным, мясным и поговаривали: «Свинку да боровка для Васильева вечерка».

Одним из главных блюд являлась фаршированная свиная голова: «В Васильев день — свиную голову на стол!». «Не чиста животина свинья, — можно услышать в народе, — да нет у бога ничего нечистого: свинку-щетинку огонь палит, а Василий зимний освятит!».

Зажаренный кесаретский поросенок считается как бы общим достоянием: все желающие односельцы могут приходить и есть его, причем каждый из приходящих должен принести хоть немного денег, которые вручаются хозяину, а на другой день передаются в приходскую церковь и поступают в пользу причта.

Обычай требует, чтобы кесаретский поросенок непременно был жареный и подавался на стол в целом виде (неразрезанным), хотя бы по величине он походил на большую свинью. Перед едой старший в семье поднимает чашку с поросенком вверх до трех раз, приговаривая: «Чтобы свиночки поросились, овечки ягнились, коровушки телились».

Обрезание Господне и житие Василия Великого - БогословПо народному обычаю богатый стол в Васильев день обеспечит хозяину достаток на весь год

Также на стол обязательно подавали кутью. В отличие от кутьи на Рождественский сочельник («постной») и Крещенский («голодной») она была «богатой», в нее добавляли сливки, масло, миндаль, грецкие орехи.

Стол не уступал по своему ассортименту яств рождественскому застолью. Множество обычаев было связано в народном воображении с Васильевыми вечерами.

И теперь местами соблюдаются такие обычаи, как варка «Васильевой каши», засевание зерна или хождение по домам.

Обрезание Господне и житие Василия Великого - Богослов

После праздничного обеда бытовала традиция ходить к соседям и знакомым и просить друг у друга прощения. Особенно популярен Васильев день был у молодых людей. Они могли вновь посвататься, если ранее получили отказ. Детям в этот день нравилось рассыпать по избам зерна ярового хлеба: «засев» был своего рода обрядом.

Хозяйки потом собирали зерна и хранили их для посева. Садоводы также особо молились святителю Василию Великому, прося сохранить плодовые деревья от вредителей.

В некоторых местах бытовал обычай отряхивать в этот вечер деревья с присказкой: «Как отряхиваю я белпушист снег, так отряхнет червя-гада всякого по весне святой Василий!»

Праздник Обрезания Господня и память святителя Василия Великого

Обрезание Господне и житие Василия Великого - БогословОбрезание Господне.

Ежегодно в один и тот же день — 14 января нового стиля — православные христиане отмечают праздник Обрезания Господня, а также чтят память святителя Василия Великого, епископа Кесарии Каппадокийской, отца и учителя Церкви.

Праздник Обрезания Господня — двунадесятый? Почему о нем редко помнят даже сами православные?

Нет, день Обрезания Господня — праздник великий, но не входящий в двенадцать главнейших торжеств богослужебного года (это по месяцам: Крещение и Сретение Господне; Благовещение Пресвятой Богородицы; Вход Господень в Иерусалим; Вознесение Господне; Троица с Духовым Днем; Преображение Господне; Успение, а вскоре и Рождество Божией Матери; Воздвижение Креста; Введение во храм Пречистой Девы и Рождество Христово).

Как писал митрополит Вениамин (Федченков), «при великом свете праздника Рождества Господня и при грядущем Крещении, Богоявлении Троицы, — этот праздник Обрезания, утесненный между ними, теряется как звезда при двух солнцах.

Ему даже времени нет: 31 декабря отдается Рождество (здесь и далее — по юлианскому календарю); 2 января начинается уже предпразднство Крещения. А на Обрезание остается всего-навсего лишь один день: ни предпразднства, ни попразднства нет, только один день праздника.

А к этому добавьте еще память такого великого светильника Церкви как Василий Великий — торжество ему тоже ослабляет Обрезание».

С какого времени эти праздники отмечаются одновременно?

Память святителя Василия Великого, почившего 1 января (а по новому стилю 14 января) 379 года в Кесарии Каппадокийской, довольно рано стала праздноваться в один день с Обрезанием Господнем, что зафиксировано уже в Иерусалимском Лекционарии шестого века. В этом документе после указания богослужебных чтений на праздник Обрезания Господня написано: «Прочее все Василию».

В современном Типиконе Русской православной церкви под 1 января (старого стиля) стоит знак креста в полном круге как обозначение службы на великие праздники (в том числе двунадесятые). В этот день полагается всенощное бдение с малой вечерней и литией.

Отметим, что служба Василию Великому формально главнее для этого дня, чем служба на праздник Обрезания Господня — святителю отдано бо́льшее количество песнопений, величание после полиелея, Евангелие на утрене.

Вообще богослужение в этот день особое, редкое — Литургия Василия Великого, составленная святым и совершаемая в православных храмах только десять раз в году.
Сейчас в день Обрезания Господня нередко отмечают и «Старый Новый год», поскольку это 1 января по старому стилю.

Чем прославился святитель Василий Великий?

Прежде всего, святостью, верностью Христу до конца. Святителя повсюду преследовали обличаемые им еретики. Они угрожали святому разорением его и без того скудного имущества, изгнанием из родных земель, пытками и мучительной смертью. Однако врагам не удалось запугать епископа Церкви Божией, он сказал: «Смерть для меня благодеяние. Она скорее приведет меня к Богу, для Которого живу и тружусь».

Также святитель прославился глубоким знанием Священного Писания и вообще редкой ученостью, говорили, что «он так изучил все, как другой не изучает одного предмета, каждую науку он изучил до такого совершенства, как будто не учился ничему другому. Философ, филолог, оратор, юрист, естествовед, имевший глубокие познания в медицине, — это был как корабль, столь нагруженный ученостью, сколь сие вместительно для человеческой природы». Святитель составил чин Литургии, названный его именем.

Славен св. Василий и своими трудами на благо церковного мира и единства, он с пастырской заботой неизменно поддерживал христиан, утверждая их веру, призывая к мужеству и терпению в борьбе со сторонниками лжеучения Ария.

Читайте также:  Празднование рождества христова 2020 в тюльгане - богослов

Известны нестяжательность святого и его подвиги воздержания, он щедро жертвовал бедным, строил богадельни, странноприимные дома, лечебницы, основал несколько монастырей в Понтийской области и продумал для них устав.

Уже в возрасте сорока лет св. Василий называл себя в письмах стариком, его не крепкое с юности здоровье был подорвано аскетическими трудами.

Обрезание Господне и житие Василия Великого - БогословСвятитель Василий Великий

Один из самых известных святых отцов, входящий в число Великих Каппадокийцев, богослов и проповедник Василий Великий отошел ко Господу на пятидесятом году жизни, но успел оставить богатейший вклад в святоотеческую литературу, его сочинения (девять бесед на шестоднев; шестнадцать бесед на разные псалмы; пять книг в защиту православного учения о Св. Троице против Евномия; двадцать четыре беседы о разных предметах; семь аскетических трактатов; нравственные правила, в двух редакциях (пространной и краткой); устав подвижнический; две книги о крещении; книга о Духе Св.; ряд проповедей и несколько сотен писем к разным лицам) по сей день печатаются во всех христианских странах.

«Всех Господь обрезание терпит, и человеческая прегрешения яко благ обрезует», – вот смысл нынешнего церковного праздника. Обрезание было установлено Богом и заповедано чрез Авраама всему избранному народу еврейскому.

Оно было знаком вступления в Завет с Богом, печатью обещания быть в неизменном послушании Ему с дней детства, быть Ему верным до пролития крови; оно совершалось во образ отсечения страстей плотских, обрезания жестокосердия самого сердца, которое так гибельно было для Израиля и так часто заставляло его отступать от Бога своего.

  • И вот Господь наш, будучи безгрешным, Сам терпит обрезание, чтобы научить покоряться воле Божией требующих обрезания сердец, очищения от множества грехов, «закона Творец законная исполняет», чтобы Своим примером показать, как никто не может прийти к Богу помимо закона Господня.
  • Неужели Христовы мученики должны были запечатлевать кровию завет верности своей Христу, а мы имеем право торжествовать победу их лишь на пиру житейских наслаждений, мы, ради которых проливается кровь Христа и Его святых мучеников?
  • Не должны ли мы быть мучениками, если не кровью, то «произволением», как святитель Василий, который в ничто вменял изгнание, темницы, лишение имущества (если его у него можно вообразить), пытки, самую смерть?
  • Верность совести должны мы, братие, также проявлять до готовности пострадать «даже до крови», чтобы, подобно Василию, «неработен душевный соблюсти сан», то есть звание христианина соблюсти непорабощенным страстям мира до мученичества, а не так, чтобы отпадать от Христа при всяком натиске вражеских страстей на душу, как на войне презренные изменники сдаются врагу при малейшей опасности для их жизни.
  • Священномученик Фаддей (Успенский)

Что такое обрезание?

Ветхозаветное установление обрезания заключается в обрядовом отторжении крайней плоти детородного органа у всех младенцев мужского пола. В тот же день — восьмой по рождении — нарекается имя.

Иисус Христос — потомок Авраама по плоти — был в надлежащее время обрезан и назван именем, предвозвещенным Архангелом Гавриилом, когда он благовестил Пресвятой Деве Марии тайну воплощения и рождения от Нее Сына Божия (Лк. 1:31; 2:21).

Известно также выражение «обрезание сердца» (например, Фил.3:3; Кол.2:11), означающее отсечение страстей, глубокое покаяние и обращение к Богу.

Мы можем назвать день Обрезания днем Молитвы Иисусовой, и это будет истинный Новый год, если с призыванием имени Христа будет умирать в нас ветхое, будет усиливаться в нас новое.

Протоиерей Андрей Ткачев

Упомянуто ли в Священном Писании Обрезание Господне?

Да, нам об этом известно из Евангелия от Луки: «По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве» (Лк. 2: 21).

Понятно, что обрезание было ветхозаветным знаком Завета Бога с праведным Авраамом и его потомками, а какой в нем смысл для христиан?

Многие предписания Ветхого завета имели прообразовательный характер. Прообразом христианского Таинства Крещения было обрезание. Святитель Феофилакт Болгарский писал: «Дивное благодеяние, что вы во Христе получили обрезание.

Ибо не человеческая рука совершила это обрезание плоти, но Дух Святой: обрезывается не часть, но весь человек. Там чрез обрезание, чрез снятие покрова плоти, обнажалась часть тела; здесь же тело наше избавляется от греха, который мы совершаем плотью.

И таковое обрезание совершает не закон, а Христос в крещении, совлекая с нас ветхую жизнь, — жизнь греховную и вообще плотскую».

Празднование «еже по плоти обрезания Господа нашего Иисуса Христа» (так это торжество называется в богослужебных книгах) сыграло немаловажную роль в истории христианской церкви конца первого века нашей эры. Тогда среди верующих появилась одна из ранних ересей — докетизм (от греческого «докео» что значит «казаться»).

Последователи докетизма утверждали призрачность воплощения и вочеловечения Сына Божия, ставшего Сыном человеческим. По их мнению, Спаситель только казался реальным человеком, будучи духом. В полемике с еретиками св.

Епифаний Кипрский († 403) отмечал, что «Христос Бог, сошедший с неба и пребывавший в утробе Девы Марии обычное для чревоносимых младенцев время, был обрезан в восьмой день действительно, а не в призраке (плоти)».

Свидетельства о широком распространении чествования Обрезания Господня в Восточной Церкви восходят к четвертому веку, а дошедший до наших дней праздничный канон был написан в восьмом веке преподобным Стефаном Савваитом.

День Обрезания всегда приходится на Святки — период от Рождества до Крещения Господня — время радости, которую не смеет омрачать ни единый грех.

«Всех Господь обрезание терпит, и человеческая прегрешения, яко благ, обрезует, дает спасение днесь миру», — поется в праздничном кондаке.

Обрезание — не просто воспоминание некогда произошедшего с Богомладенцем события, это из века в век не ослабевающая память о том, какими путями совершается наше спасение.

Каждый церковный праздник (а тем более столь значимый, как Обрезание Господне) — это еще один повод помолиться о своих живых и усопших родных, подать записки для поминовения за Божественной литургией, прийти в храм.

С древности обрезание непременно совершается в кругу близких людей, собравшихся, чтобы разделить с родителями радость о новорожденном. А для христианин, получивших духовное обрезание в Крещении, церковь служит местом встречи с духовными родственниками и друзьями, прославляющими Иисуса Христа.

Обрезание Господне и память святителя Василия Великого

Обрезание Господне и житие Василия Великого - Богослов

14 января вспоминаются Обрезание Господне и память святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской. В Свято-Георгиевском храме совершены две Божественные литургии. Возглавил Богослужение настоятель храма, протоиерей Владимир Воскресенский.

После литургии отец Владимир отметил в своей проповеди особую важность вспоминаемых событий:

— Сегодня – удивительный день, он находится между двумя важными праздничными событиями – Рождеством Христовым, которое мы недавно праздновали, и Крещением Господним или Богоявлением (19 января).

И сегодня – соединение трех праздников: Недели перед Богоявлением, память святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской, и Обрезание Господне.

Можно сказать, что этот день подобен красивому букету: очень многое и яркое связано с вспоминаемыми событиями…

За Божественной литургией читалось три Евангелия, отец Владимир особо остановился на том, что посвящено Обрезанию Господню. Этот древний обычай совершался над всеми первенцами мужеского пола: тем самым младенец посвящался Богу.

Но зачем это было нужно Христу? Ведь Господь Сам – Бог, принявший человеческую плоть. Святые отцы напоминают, что Христос Сам говорил: «Я пришел не нарушить, а исполнить закон».

И если бы Он нарушил древний обычай, Его бы и слушать не стали, когда Он вышел на проповедь.

Господь был подобен нам во всём, кроме греха. Но некоторые утверждали, что Он имел только божественную природу (монофизиты), а иные еретики считали, что Его плоть была призрачной (дакеты).

Но это не так! Если бы не было человеческой плоти, не было бы и обрезания, и не капала бы кровь, когда Его бичевали, и не было бы гвоздей, пробивших Его руки, и смерти на кресте.

В Риме хранится лестница, по которой Он поднимался, и на ней до сих пор – кровь.

— Обрезание говорит о том, что Он – совершенный Бог и совершенный Человек, – подчеркивает отец Владимир. – Богословы говорят: для того и нужно было совершить обрезание, чтобы на самом себе, самим собой, прекратить этот древний обычай.

И действительно, Господь отменил его и даровал нам новое таинство – крещения, через которое мы посвящаемся Богу, входим в Церковь Христову, становимся ее членами.

Господь даровал нам познание Его, чтобы мы могли совершать духовную жизнь и приближаться к Богу…У людей много обычаев, часто нелепых и дремучих, но Господь призывает нас к более важному, к более совершенному – к жизни духовной, к спасению нашей души. Помоги нам в этом Господи, – заключил отец Владимир.

Конечно, высокий пример святой христианской жизни явил нам святитель Василий Великий, чья память сегодня почитается. Это один из Вселенских учителей IVвека.

Он обладал огромной ученостью, дружил с Григорием Богословом, вместе они подвизались в подвигах монашеского жития, но потом вернулись в мир, чтобы служить Богу и людям, вместе составили сборник «Добротолюбие», оба ревностно боролись с лжеучением Ария, за единство христианской Церкви.

Святитель Василий Великий прославился своей святостью, глубоким знанием Священного Писания и духовными трудами.

Он составил чин литургии, всеми силами утверждал православную веру и совершал дела милосердия, все средства тратил на бедных, создавал богадельни, странноприимные дома и лечебницы, устроил два монастыря: мужской и женский.

Ариане всю жизнь преследовали святителя Василия Великого, но не могли устрашить или поколебать его. Однако многие скорби, аскетические подвиги и труды рано подорвали его здоровье.

Он прожил всего 49 лет, но какая это была жизнь! Вот уже более полутора тысячелетий мы называем святителя Василия Великим – он стал спасительным духовным учителем для христиан, даровал нам высокий пример подлинно христианской, святой жизни. Интересно, что в семье святителя к лику святых были также причислены его мать Эмилия, сестра Макрина и брат Григорий.

У Бога все живы, и святые нас не оставляют без помощи. Вот и сегодня святитель Василий Великий – вместе с нами, в церквях совершается его литургия, ему возносятся почести и величание.

Радостно, что люди вновь с благоговением причастились Святых Христовых Тайн, чтобы быть с Богом, мысленно обращаясь за помощью к своим небесным покровителям – к Господу, Пресвятой Богородице, святителю Василию Великому и всем святым.

Материал подготовила Римма Галимханова

Читайте также:  Родительская суббота мясопустная в тюльгане - богослов
Еще статьи…

  • 23.08.21  Чтимый список иконы Божией Матери «Всецарица»

Праздник Обрезания Господня. День памяти святителя Василия Великого

14 января Православная Церковь отмечает праздник Обрезания Господня и День памяти святителя Василия Великого.

В великий праздник Обрезания Господня в монастыре совершалось всенощное бдение. Бдение и Божественную литургию совершил игумен Пимен (Хеладзе). На вечернем богослужении молился 41 человек, на Литургии — 43 человека, из которых 12 причастилось Святых Христовых Тайн.

ПРОПОВЕДЬ НА ПРАЗДНИК ОБРЕЗАНИЯ ГОСПОДНЯ

Обрезание Господне и житие Василия Великого - БогословСегодня, на восьмой день после Рождества, Святая Церковь воспоминает Обрезание по плоти Господа нашего Иисуса Христа. Возникает вопрос, почему мы празднуем совершение над Господом этого ветхозаветного законного обряда, который отошел, как тень?

Его необходимость Священное Писание обосновывает тем, что Христос пришел не нарушить ветхозаветный Закон, но исполнить его. У израильтян этот обряд был установлен для всех младенцев мужского пола в знак завета Бога с праотцом Авраамом и его потомками. Если бы Христос не принял обрезания, то никто бы не признал в Нем обетованного Мессию, потомка Авраамова.

По толкованию отцов Церкви, Бог-Сын принял обрезание, чтобы показать людям пример неукоснительного исполнения Божественных установлений и чтобы никто впоследствии не мог усомниться в том, что Он был истинным Человеком, а не носителем призрачной плоти, как учили некоторые еретики.

Богу было угодно, чтобы Пресвятая Богородица и обручник Ее, праведный Иосиф, исполнили все согласное ветхозаветному закону и Богомладенец на восьмой день был обрезан и получил имя, на сороковой — посвящен Богу, а с 12 лет стал ежегодно посещать Иерусалимский храм, как мы слышали в сегодняшнем евангелии.

Таким образом, по человечеству Он соблюдал букву закона, по Божеству же, воплотившись для спасения человеческого рода, Он преисполнил весь закон, так что для нас теперь все внешнее, обрядовое стало лишь средством для достижения внутренней цели.

В Новом Завете обряд обрезания уступил место таинству Крещения, прообразом которого он и являлся.

Праздник Обрезания Господня продолжается один день и в народе еще известен под именем Васильева дня, так как в этот день в 379 году скончался святитель Василий Великий, один из величайших учителей вселенской Церкви, являющий собою прекраснейший образец истинного “обрезания Христова”.

Святитель Василий родился в 330 года в городе Кесарии Каппадокийской в благочестивой христианской семье. Отец святителя был адвокатом и преподавателем риторики. В семье было десять детей, из которых пять причислены Церковью к лику святых. Василий получил прекрасное образование.

О нем говорили, что каждую науку он изучил до такого совершенства, как будто не учился ничему другому. Он был философом, филологом, оратором, юристом, естествоведом, имел глубокие познания в медицине.

По слову его современника и друга, святителя Григория Богослова “это был корабль, настолько груженный ученостью, насколько это возможно для человеческой природы”. Но ум его искал высшей Божественной мудрости, поэтому он отправился в Египет, Сирию и Палестину к великим пустынножителям.

Через год Василий раздал все, что у него было, нищим, а сам пошел в Иерусалим и там принял святое крещение во Иордане. По возвращении в Кесарию св. Василий поселился в пустынном месте, где подвизался в тяжелых трудах, посте и молитве. Сюда же он привлек своего друга — святителя Григория Богослова.

Вскоре вокруг них собрались иноки, образовался монастырь. Руководствуясь Священным Писанием, они написали уставы иноческой жизни, принятые впоследствии христианскими монастырями.

В 370 г. св. Василий был призван на высокое епископское служение и трудился во всяком деле до самозабвения: боролся против еретиков — ариан, проповедовал, заботился о нищих, благоустраивал монастыри.

За свою короткую жизнь святитель Василий написал много сочинений в объяснение Священного Писания и чин Литургии, переданный апостолами; составил сборник «Добротолюбие», множество молитв, канонических правил и правила для монашествующих. В своих творениях раскрыл догмат о Святом духе. Его называют «славой и красотой Церкви», «светилом и оком вселенной».

Святитель Василий Великий является небесным покровителем просветителя Русской Земли — святого князя Владимира, нареченного в Крещении Василием. Князь глубоко чтил Василия Великого и в честь его построил на Руси несколько храмов. Святой Василий наряду со святителем Николаем Чудотворцем, издревле пользовался особым почитанием в среде русского верующего народа.

За Божественной Литургией мы слышали сегодня отрывок из послания святаго апостола Павла в котором говорится: « Вы… обрезаны обрезанием нерукотворенным в совлечении греховнаго тела плоти, обрезанием Христовым».

Что это означает? По учению св.

отцов, это обрезание Христово заключается в отсечении от сердца всех страстей, — гнева, похоти, зависти, гордости, тщеславия, корыстолюбия, — всего того, что мешает нашему сердцу быть обителью Духа Святаго.

Действительно, мы спасаемся не делами закона, а благодатью, но благодать Божия не есть что-то принадлежащее нам по праву.

Это дар Божий и каждый из нас из опыта своей жизни знает, как трудно иногда бывает его сохранить.

И потому путь христианской жизни по существу есть путь болезненный и трудный, связанный с неизбежным утеснением себя, с отвержением, отсечением всего того, что мешает нам следовать за Христом.

Человек преисполнен всяких страстей, которые въелись в него, как раковая болезнь и лишь тяжелая операция может спасти человека. Так и грех необходимо как бы оперировать, обрезать, то есть отрезать от себя, вырезать его, чтобы человек остался здоровым.

Поэтому человек должен обрезать все эти греховные помыслы, желания и намерения в самом начале, ежедневно, ежеминутно следить за собой, не давать воли ни глазам, ни ушам, ни языку, никаким влечениям; не позволять себе никаких мечтаний, а все дурное отвергать от себя, отсекать, уничтожать с помощью призывания имени Господа Иисуса Христа.

И Господь помогает в этом, посылая помощь в виде невольной скорби. Не может человек, например, побороть чревоугодие, или пьянство, или блудодеяние — Господь посылает болезнь.

Гордится человек, тщеславится, — Господь унизит его пред всеми так, что он делается в глазах людей последним человеком.

Если человек — христианин привязан к земному и все свои силы, все свои желания все мечты направляет к тому, как бы приобрести правдою или неправдою, воровством, обманом — любыми средствами приобрести земное благополучие, то Господь возьмет и отымает, и все то, что он имеет. Так к нашим трудам в нашей собственной борьбе с грехом посылает Господь нам еще и невольные скорби, как помощь в этой борьбе. Из этой постоянной борьбы с грехом и невольных скорбей и складывается крест для каждого христианина.

Если христианин действительно понимает свое назначение и значение скорбей, то он безропотно понесет свой крест. А если он не понимает этого, то начинает роптать, начинает судить Самого Господа: за что мне Господь скорби посылает, болезни и тому подобное, разве я хуже других?

  • Так должны мы в течение своей земной жизни отвергаться себя, обрезать от себя всякий грех, нести без ропота, с благодарностью, крест, который возложил на нас Господь, умолять Его, чтобы Он помог нам провести жизнь по-христиански, по-христиански умереть и наследовать Царствие Небесное.
  • Иеродиакон Гавриил (Рожнов)
  • 14 января 2012 г.

Обрезание Господне: что это за праздник, 14 января, история, традиции

Что такое Обрезание Господне

Обрезание Господне – великий христианский праздник, установленный в память совершения священного ритуала обрезания над Богомладенцем Иисусом Христом. В Православии принадлежит к числу Господских праздников. То есть тех, которыми Церковь торжественно прославляет Христа, вспоминая значимые эпизоды Его земной жизни.

Икона Праздника Обрезания Господня

Принявшая юлианский календарь Русская Православная Церковь отмечает Обрезание Господне 14 января. Католическая и некоторые другие поместные православные Церкви следуют григорианскому календарю и потому отмечают этот праздник 1 января. Причина расхождения дат заключается в 13-дневной разнице между календарями (новым и старым стилями).

Обряды и заговоры на Обрезание Господне

Январь богат на православные праздники. Восьмой день после Рождества Христова – Обрезание Иисуса, начали праздновать в IV веке. Еще один праздник, который освещает эту дату – Васильев день.

Православные собираются в храмах на праздничном богослужении, молятся, потом посещают родственников, поздравляют всех, раздают милостыню с пожеланиями здоровья, мира и добра.

Обряды и заговоры в день 14 января имеют особое значение.

  1. Щедрование – известный обряд, молодежь в селах ходила в ночь перед праздником Обрезания по домам, пели песни, читали специальные стихотворения – щедровки. Хозяева должны были не отпустить гостей без угощения, раздавали конфеты и сладости в знак благодарности.
  2. Посевание – еще один древний обряд, который распространен в некоторых городах по сей день. Дети и взрослые наряжались и ходили по домам, посыпая у порога гречневую, пшеничную или любую другую крупу. Люди верили, что с этим в их дом придет достаток и благополучие.
  3. Заговоры, произнесенные в праздник Обрезания Господня, обладают удивительной силой. Один из самых сильных – заговор от порчи. 14 января следует приготовить три свечи, зажечь их, взять в левую руку, правую оставить свободной, чтобы креститься. Со свечами в руке необходимо обойти весь дом, читая слова заговора.

Обряд обрезания: история и значение

Что такое обрезание Господне? Процедура обрезания заключается в удалении крайней плоти у лиц мужского пола. С практической точки зрения обрезание обосновывают гигиеническими и эстетическими соображениями. Существует мнение, что процедура снижает риск заражения инфекционными заболеваниями.

В религиозных целях обрезание практиковалось многими древними культурами. В ветхозаветном иудаизме (в среде которого родился Христос) ритуал символизировал посвящение младенца Богу. Возникновение священного обряда напрямую связано с родоначальником еврейского народа – пророком Авраамом. Он жил на рубеже третьего и второго тысячелетий до нашей эры.

Согласно ветхозаветной книге Бытие, Всевышний заключил с бездетным праведником Авраамом завет (договор). Творец пообещал ему Своё благословение и обильное потомство, которое образует великий народ (Быт. 12:2).

Пророк и весь его род, в свою очередь, должны были хранить верность истинному Богу. Всевышний также повелел Своему избраннику установить обычай обрезания – символического отсечения греха от человека.

Ритуал стал видимым, внешним свидетельством завета, заключённого между человеком и Богом (Быт. 17:10-14).

Обрезание было одной из немногих Божественных заповедей, ниспосланных евреям до Моисеева Закона.

Для потомков Авраама оно стало символом верности Творцу, принадлежности к богоизбранному народу и обособленности от остального языческого мира. Кровь у евреев считалась священным носителем жизни.

В связи с этим, обряд обрезания приобретает дополнительное символическое значение. Проливая кровь из продолжающего род органа, человек словно приносит в дар Богу всю свою жизнь.

Читайте также:  Введение во храм пресвятой богородицы - богослов

Значение Обрезания Христа

Обрезание Господне – что это значит для христиан? В соответствии с Законом, Господь был обрезан на восьмой день по рождении. По традиции, тогда же Богомладенцу было дано имя Иисус, означающее «Спаситель» (Лк. 2:21). Архангел Гавриил сообщил это имя Деве Марии до рождения Христа, в день Благовещения.

Святая Церковь учит, что Иисус Христос был одновременно и Богом, и человеком. Приняв обрезание, Господь как человек и еврей исполнил древний священный закон Своего народа. Таким образом Христос явил нам пример неукоснительного исполнения Божественного предписания. Митрополит Вениамин (Федченков) объясняет:

«Тот лишь имеет право устанавливать новое, кто исполнил старое. Господь пришел установить Новый Закон, и Он необходимо должен был исполнить Ветхий. Обрезываясь человеческим обрезанием, Он брал на Себя грехи людей; и в Своей плоти показывал миру, что берется вместо их исполнить».

Проповедуя Своё учение, Господь подчёркивал, что пришёл «не нарушить закон пророков, а исполнить» (Лк. 2:21). Христианство не отмена, а развитие и дополнение Закона, открытие новых духовных вершин.

Если человек не исполняет базовые Божественные предписания, то он не будет способным достичь высот новозаветного учения. Конечно, сегодня это относится не ко всем ветхозаветным установкам. После Пришествия и Воскресения Христа обрезание и другие древние обряды утратили смысл.

Но, например, Моисеевы 10 заповедей остаются для христиан важнейшим морально-нравственным ориентиром.

Обрезание Господа стало веским свидетельством того, что Он был истинным человеком из такой же плоти, как мы все. В первые века христианства Церковь использовала этот аргумент в борьбе против ереси докетизма. Она отрицала Боговоплощение и рассматривала Христа как бестелесного духа, принявшего человеческий облик.

Святые Отцы видят в Обрезании Господнем великое смирение Бога, ставшего одним из нас. Святитель Димитрий Ростовский учит:

«В обрезании Владыка наш явил большее смирение, нежели в рождении Своём: в рождении Он принял образ человека… в обрезании же Он принял образ грешника, как грешник претерпевая боль, положенную за грех».

История:

Ритуал обрезания восходит к глубокой, ветхозаветной древности. В книге Бытие рассказывается, как однажды Бог таинственно явился праведному Аврааму и пообещал ему — тогда еще бездетному — что от него произойдет великий народ: Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя (Быт 12:2).

Когда же Аврааму исполнилось 99 лет, Бог вновь явился ему, чтобы закрепить с ним завет, сказав: Да будет у вас обрезан весь мужеский пол; обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами. Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий младенец мужеского пола (Быт 17:10–12).

В тот же день Авраам и все его домочадцы обрезались, как и повелел им Господь. А через год Сарра, его жена, родила праведнику долгожданного сына — Исаака. С тех пор иудеи, как потомки Авраама, обрезали новорожденных младенцев мужского пола на восьмой день в знак своей верности завету с Богом и своей отделенности от всего языческого мира.

Господь, вочеловечившись, пришел, как сам Он сказал, не нарушить закон, а исполнить его (Мф 5:17). Принятие же обрезания было необходимой частью исполнения этого закона. Без этого ритуала нельзя было стать частью израильского общества. «Тот, кто намерен жить по новым законам, — пишет митрополит Вениамин (Федченков), — тот сначала должен исполнить старые.

Это покажет, что он действительно “законопослушный” человек, а не своеволец. Тот лишь имеет право устанавливать новое, кто исполнил старое. Господь пришел установить Новый Закон, и Он необходимо должен был исполнить Ветхий. И вот Он с самого Своего рождения (обрезание — первое священнодействие после рождения) сразу же начинает исполнять закон.

Законодавец первый подчиняется закону».

Христос начинает исполнять, «воплощать» закон Моисея. И принятие обрезания стало первым шагом на этом пути.

На смену ветхозаветному обрезанию в христианстве пришло таинство Крещения. Фото Наталии Стеценко Кроме того, как пишут отцы Церкви, многие ветхозаветные ритуалы носили прообразовательный характер.

Это значит, что свое окончательное, завершенное значение они приобрели в откровении Нового Завета — в словах, поступках и домостроительстве Мессии, Иисуса Христа.

Так, обрезание в Церкви было упразднено и заменено таинством Крещения, о котором этот иудейский ритуал символически свидетельствовал.

На это в своем Послании к Колоссянам указывал апостол Павел. По слову апостола, плотское обрезание иудеев заменяется у христиан обрезанием духовным: В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым (Кол 2:11).

В Послании же к Римлянам апостол подчеркивает новый, христианский смысл обрезания как «обрезания сердца»: Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти; но тот Иудей, кто внутренне таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога (Рим 2:28–29).

Обрезание Господне: смысл праздника

Ветхозаветное обрезание являлось символическим прообразом заменившего его новозаветного Таинства Крещения. Апостольский Собор 49 года освободил христиан от совершения ритуала. В Евангелии Крещение во Христе именуется «нерукотворным обрезанием», отсекающим от нас грехи (Кол. 2:11) и делающим нас участниками Нового Завета.

Апостол Павел подчёркивал, что с приходом Христа главным стало внутреннее, духовное «обрезание сердца», а не наружное, физическое (Рим. 2:28-29). О превосходстве внутреннего над внешним говорили и ветхозаветные праведники: «Обрежьте себя для Господа, и снимите крайнюю плоть с сердца вашего» (Иер. 4:4). Протоиерей Вячеслав Резников отмечает:

«Совершив закон обрезания, Иисус Христос тем самым и упразднил этот закон. Теперь, как Он стал причастником нашей природы, так и нам надо быть причастниками Его жертвенной любви, Его чистоты, Его святости».

Итак, церковный праздник Обрезания Господнего призван напомнить православным христианам об отсечении греха от наших сердец, об исполнении Божественного Закона, а также о великом смирении Сына Божьего.

Почитание праздника Обрезания Господнего

Первые известные упоминания празднования Обрезания Христа относятся к 4 веку. В этот день в православных храмах проводятся праздничные богослужения. На великой Вечерне читаются строки из книги Бытие, в которых говорится об установлении обряда обрезания.

14 января также является датой памяти святителя Василия Великого, поэтому в РПЦ служится его Литургия. Церковь прибегает к ней всего 10 раз в году. Чаще всего служится Литургия Иоанна Златоуста. Богослужебное чинопоследование Василия Великого отличается, прежде всего, более пространными евхаристическими молитвами, которые являются сердцевиной Литургии.

Памятуя, что с Обрезанием связано дарование Спасителю имени, христиане в этот день особенно прибегают к Иисусовой молитве. Протоиерей Андрей Ткачёв призывает:

«Каждый христианин должен хотя бы понемножку, иногда читать молитву Иисусову. Обязательно в день Обрезания Господня. Это ещё и праздник Иисусовой молитвы, поскольку в этот день имя Спасителя открылось миру. Оно Божественное, святое, сильное».

В связи с наложением друг на друга двух церковных праздников, канун Обрезания в народе именуется Васильевым вечером. Также дата совпадает с празднованием Нового года по старому стилю.

В вечер перед Обрезанием было принято ходить друг к другу в гости с посеваниями и угощениями. С праздником связано множество народных примет.

Например, солнечное утро в этот день считалось предвестником обильного урожая фруктов и ягод.

Что это за праздник и в чем его смысл

В Древней Иудее обрезание мальчиков было обязательным. Так как Христос был сыном еврейской женщины, то ему также предстояла такая процедура.

В христианстве каждый обряд наполнен символическим смыслом, поэтому Обрезание Господне – это не только ритуал усмирения плоти, это доказательство того, что Христос был человеком.

Многочисленные еретики доказывали обратное, говорили о призрачности Спасителя, так что принятие Господом обрезания – доказательство того, что он принял роль грешника и так же как обычный человек, испытывал боль.

  Апостол Варфоломей. Православный календарь на 24 июня

В новых традициях прообразом обрезания стало таинство Крещения. Это напоминание верующим о том, что они – христиане, веруют в Бога, вступили с ним в Новый Завет.

По сути, торжество воспринимается как «обрезание сердца», где плотские намерения и пагубные страсти отсекаются рассудком.

Смысл праздника – стремление взять верх над собственными низменными инстинктами, пороками, страстями, а также покаяние и обращение к Богу.

В церковном календаре дата совпадает с днем памяти Василия Великого, отмечаемого, так же как и Обрезание Господне, 14 января.

Святитель из Кесарии – почитаемый в христианстве архиепископ, известный глубокими познаниями Священного Писания, мудростью и ученостью, многочисленными трудами.

Так как он при жизни много занимался благотворительностью, в его честь принято в эти дни раздавать милостыню, помогать нищим и убогим.

В переводе с греческого имя Василий означает «царский». По популярности в России имя стояло на втором месте после Ивана.

Вечер накануне Васильева дня и Обрезания Господня совпадает с празднованием Старого Нового года. Верующие на следующий день отмечают торжество молитвами, посещением храмов. Празднуют один день, предпразднства и попразднства отсутствуют. В целом дата на фоне Рождества и Крещения проходит незаметно, но обязательно чтится православными.

Молитвы в честь праздника Обрезание Господне

Стихира

Сходяй Спас к роду человеческому, прият пеленами повитие, не возгнушася плотскаго обрезания, осмодневен по Матери, безначальный по Отцу. Тому вернии возопиим: Ты еси Бог наш, помилуй нас.

Тропарь, глас 1

На Престо́ле огнезра́чнем/ в Вы́шних седя́й со Отце́м Безнача́льным и Боже́ственным Твои́м Ду́хом,/ благоволи́л еси́ роди́тися на земли́/ от Отрокови́цы Неискусому́жныя, Твоея́ Ма́тере, Иису́се,/ сего́ ра́ди и обре́зан был еси́, я́ко Челове́к осмодне́вный./ Сла́ва всеблаго́му Твоему́ сове́ту,/ сла́ва смотре́нию Твоему́,// сла́ва снизхожде́нию Твоему́, Еди́не Человеколю́бче.

Перевод: На Престоле огневидном восседающий на небесах со Отцом Безначальным и Божественным Твоим Духом благоволил Ты родиться на земле от Отроковицы, не познавшей мужа, Матери Твоей, Иисусе; потому как человек и был Ты в день восьмой обрезан. Слава всеблагому Твоему изволению, слава промыслу Твоему, слава снисшествию Твоему, единый Человеколюбец!

Кондак, глас 3

Всех Госпо́дь обре́зание терпи́т/ и челове́ческая прегреше́ния, я́ко Благ, обре́зует,/ дае́т спасе́ние днесь ми́ру./ Ра́дуется же в Вы́шних и Созда́телев иера́рх,// и светоно́сный, Боже́ственный таи́нник Христо́в Васи́лий.

Перевод: Всех Господь обрезание претерпевает и согрешения человеческие, как благой, отсекает, дает в сей день спасение миру; радуется же на небесах и иерарх Творца, и светоносный, Божественный служитель таинств Христовых Василий.

Праздник, о котором не все помнят…

Автор Сергей Нестеров

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *