Похвала богородице — богослов

Похвала Богородице - БогословВладимирская икона Пресвятой Богородицы Владимирского собора Задонского Рождество-Богородицкого мужского монастыря

Православная Церковь содержит о Богородице то, что Священное Предание и Священное Писание сообщили о Ней, и ежедневно прославляет Её в своих храмах, прося у Неё помощи и защиты.

Зная, что Ей приятны лишь те восхваления, которые соответствуют Её действительной славе, святые отцы и песнописцы у Неё Самой и у Её Сына молили вразумить их, как воспевать Её: «Огради помышления моя, Христе мой, ибо Чистую Матерь Твою воспети дерзаю» (Икос Успения).

«Церковь учит, что Христос истинно родился от Марии Приснодевы» (св. Епифаний Кипрский. Истинное слово о вере). «Необходимо нам исповедовать, что Святая Приснодевственная Мария действительно есть Богородица, чтобы не впасть в злохуление.

Ибо отрицающие, что Святая Дева действительно есть Богородица не суть уже верные, но ученики фарисеев и саддукеев» (Преп. Ефрем Сирин. Монаху Иоанну).

Похвала Богородице - Богослов

 Икона Благовещения Пресвятой Богородицы

Из Предания известно, что Мария была дочь престарелых Иоакима и Анны, причём, Иоаким происходил из царственного рода Давида, а Анна — из священнического рода. Несмотря на такое знатное происхождение, они были бедны.

Однако не это печалило этих праведных людей, а то, что они не имели детей и не могли надеяться, что их потомок увидит Мессию.

И вот, когда однажды, презираемые евреями за своё неплодие, они оба в горести души возносили Богу молитвы, Иоаким на горе, где уединился после того, как священник не захотел принести его жертвы в храме, а Анна у себя в саду, оплакивая своё бесплодство, тогда явился им Ангел, и сообщил, что они родят дочь. Обрадованные, они обещали посвятить своё дитя Богу.

Похвала Богородице - Богослов

Икона «Зачатие праведной Анны»

Через 9 месяцев родилась у них дочь, названная Мариею, с раннего детства проявившая наилучшие душевные качества.

Когда Ей исполнилось три года, родители, исполняя обещание, торжественно отвели в иерусалимский храм малую Марию, Которая сама взошла по высоким ступенькам, а встретившим Её Первосвященником, по откровению Божию, введена была в самое Святое Святых, совводя с Собой почивавшую на ней благодать Божию в дотоле безблагодатный храм (Кондак Введения. Это был вновь построенный храм, в который слава Божия не сходила, как в Скинию или Соломонов).

Похвала Богородице - Богослов

Икона «Введение во храм Пресвятой Богородицы»

Она поселилась в существовавших при храме помещениях для дев, но так много времени проводила в молитве во Святом Святых, что, можно сказать, жила в нём (Стихиры Введения, на «Господи воззвах» 2-я и на «Славу и ныне»).

Украшенная всеми добродетелями, Она явила пример необычайно чистой жизни. Всем покорная и послушная, Она никого не оскорбила, никому не сказала грубого слова, ко всем была приветлива, даже не допускала скверной мысли. (Сокращенно из св.

Амвросия Медиоланского. О Приснодевстве Девы Марии).

Похвала Богородице - Богослов

Михаил Нестеров. Фрагмент иконы Благовещения Пресвятой Богородицы

«Несмотря на праведность и непорочность жизни, которую проводила Богородица, грех и вечная смерть проявляли в Ней своё присутствие.

Они не могли не проявляться: таково точное и верное учение Православной Церкви о Богоматери по отношению к первородному греху и смерти» (Епископ Игнатий Брянчанинов. Изложение учения Православной Церкви о Божией Матери). «Чуждая греховного падения» (св.

Амвросий Медиоланский. Толкование Пс. 118). Она не была чужда греховных искушений. «Ведь один Бог без греха» (св. Амвросий Медиоланский.

Там же), а человек всегда будет иметь в себе, что нужно ещё исправить и усовершенствовать, чтобы выполнить Божию заповедь: «Святи будите, яко Аз свят есмь, Господь Бог ваш» (Лев. 19:2). Чем чище кто и совершеннее, тем больше он замечает свои несовершенства и тем недостойнее себя считает.

Дева Мария, всю Себя отдавшая Богу, хотя и отражала от Себя всякое поползновение ко греху, сильнее других ощущала слабость человеческой природы и пламенно желала прихода Спасителя. Она в смирении почитала Себя недостойной быть и служанкой имеющей Его родить Девы.

Чтобы ничто не отвлекало Её от молитвы и внимания к Себе, Мария дала Богу обет безбрачия, дабы всю Свою жизнь угождать лишь Ему. Обрученная старцу Иосифу, когда Её годы не позволяли Ей больше оставаться при храме, Она поселилась в его доме в Назарете.

Здесь удостоилась Дева прихода Архангела Гавриила, благовестившего Ей о рождении от Неё Всевышнего. «Радуйся, благодатная: Господь с Тобою. Благословенна Ты в женах… Дух Святый найдет на Тя и сила Вышнего осенит Тя; темже и раждаемое Свято наречется Сын Божий» (Лк.

1:28—35).

Похвала Богородице - Богослов

 Михаил Нестеров. Благовещение Пресвятой Богородицы

Смиренно и покорно приняла Мария ангельское благовестие. «Тогда же Слово, как Ему Самому известно, низошло и, как Само изволило, подвиглось, вошло в Марию и вселилось в Ней» (Преп. Ефрем Сирин. Похвальная песнь Божией Матери). «Как молния озаряет сокровенное, так и Христос очищает сокровенное естества.

Он очистил и Деву, и потом родился, чтобы показать, что, где Христос, там проявляется чистота во всей силе. Очистил Деву, предуготовив Духом Святым, и потом утроба, став чистою, зачинает Его. Очистил Деву при Её непорочности, почему и родившись оставил Девою.

Не говорю, что Мария стала бессмертною, но что, осияваемая благодатию, Она не возмущалась греховными пожеланиями» (Преп. Ефрем Сирин. Слово на еретиков, 41). «Вселился в Неё свет, омыл Её ум, чистыми соделал Её помыслы, уцеломудрил попечения Её, освятил девство Её» (Преп. Ефрем Сирин. Мария и Ева).

«Чистую по человеческим понятиям сделал благодатно-чистой» (Епископ Игнатий Брянчанинов. Изложение учения Православной Церкви о Божией Матери).

Похвала Богородице - Богослов

Икона Рождества Христова

Мария не сказала никому про явление Ангела, но Ангел сам объявил Иосифу о чудесном зачатии Мариею от Духа Святого (Мф. 1:18—25), а по рождении Христовом со множеством воинства небесного благовестил пастырям. Пастыри, придя поклониться Новорожденному, сказали, что слышали о Нём.

Прежде молча претерпевшая подозрение, Мария теперь молча слушала и «слагала в сердце Своем» слова о величии Своего Сына (Лк. 2:8—19). Слышала Она через 40 дней хвалебную молитву Симеона и предсказание об оружии, которое пройдет чрез Её душу.

После видела, как Иисус преуспевал в премудрости, слышала Его в 12 лет поучающим в храме и все «соблюдала… в сердце Своем» (Лк. 2:21—51).

Похвала Богородице - Богослов

Отрок Иисус поучает в храме. Икона

Хотя и благодатная, Она ещё не вполне разумела, в чём будет состоять служение и величие Её Сына. Еврейские понятия о Мессии были Ей ещё близки, а естественные чувства заставляли Её заботиться о Нём, охраняя Его от чрезмерных, как могло казаться, трудов и опасностей.

Поэтому невольно Она вначале становилась на пути Своего Сына, что и вызвало Его указание о превосходстве родства духовного над телесным (Мф. 12:46—49). «Имел Он попечение и о чести Матери, но гораздо более об Её душевном спасении и о благе людей, для чего и плотию облекся» (Иоанн Златоуст. Толкование на Евангелие от Иоанна, беседа 12).

Мария уразумела это и, «слышавши речь Божию, сохранила её» (Лк. 11:27—28).

Похвала Богородице - Богослов

Распятие Христа. Икона

Как ни один человек, Она возымела те же чувствования, что и Христос (Флп. 2:5), безропотно перенеся материнскую скорбь, когда видела Своего Сына гонимым и страдающим.

Обрадованная в день Воскресения, Она в день Пятидесятницы облеклась силою свыше (Лк. 24:49). Сошедший на Неё Дух Святый «Её научил всему» (Ин. 14:26), и «наставил на всяку истину» (Ин. 16:13).

Просвещённая, Она ещё ревностнее стала трудиться творить слышанное Ею от Её Сына и Искупителя, чтобы взойти к Нему и быть с Ним.

Похвала Богородице - Богослов

Похвала Пресвятой Богородицы

От Апостольских времен и до наших дней все истинно любящие Христа воздают почтение Той, Которая родила Его, воспитывала и оберегала в дни детства. Если Ее избрал Бог Отец, сошел на Нее Дух Святый, Бог Сын вселился в Нее, повиновался Ей в дни детства, заботился о ней, страждущи на Кресте, то не должен ли Ей кланяться всякий, исповедующий Святую Троицу?

Еще в дни Её земной жизни друзья Христовы, Апостолы, проявили большую заботливость и преданность по отношению к Матери Господа, в особенности евангелист Иоанн Богослов, который, исполняя волю Её Божественного Сына, взял к себе и заботился о Ней, как о Матери, с того времени, как Господь со креста изрек ему: «Се мати Твоя» (Ин. 19:27).

Божия Матерь и Иоанн Богослов

Евангелист Лука написал несколько Её изображений, одни вместе с Предвечным Младенцем, другие без Него. Когда он принес и показал их Пресвятой Деве, Она одобрила их и сказала: «Благодать Сына Моего будет с ними», и повторила некогда в доме Елисаветы воспетую Ею песнь: «Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе, Спасе Моем» (Лк. 1:46)

Владимирская икона Божией Матери, написанная апостолом Лукой

Впрочем, Дева Мария уклонялась во время своей земной жизни от славы, принадлежащей Ей, как Матери Господа. Она предпочитала проводить жизнь в тишине и подготовляться к переходу в вечную жизнь.

До последнего дня Своей земной жизни Она заботилась о том, чтобы оказаться достойной Царства Сына Своего, и перед смертию молилась, чтобы Он избавил Её душу от злобных духов, встречающих людские души по пути к небу и стремящихся захватить их, чтобы отвести к себе в ад.

Господь исполнил молитву Своей Матери и в час кончины Её Сам пришел с неба со множеством Ангелов принять Её душу.

  • Успение Пресвятой Богородицы
  • Так как Божия Матерь молилась ещё о том, чтобы могла проститься с апостолами, то Господь собрал к Её кончине и всех апостолов, кроме Фомы, невидимой силой донесённых в тот день в Иерусалим со всех концов вселенной, где они проповедовали, и они присутствовали при Её блаженном переходе в вечную жизнь.

Со священными песнопениями предали апостолы погребению Её Пречистое тело, а на третий день открыли гроб, чтобы ещё раз поклониться останкам Божией Матери, вместе с прибывшим тогда в Иерусалим апостолом Фомой.

Но они не нашли в гробе тела и в недоумении вернулись к себе, а во время трапезы им явилась на воздухе Сама Богоматерь, сияющая небесным светом и поведала, что Сын Её прославил и тело Её, и Она, воскрешённая, предстоит Его Престолу.

При сём обещала Она быть с ними всегда.

Апостолы с великой радостью приветствовали Богородицу и стали Её почитать не только как Мать их возлюбленного Учителя и Господа, но и как свою небесную помощницу, покровительницу христиан и заступницу за весь род людской перед Праведным Судией. И всюду, где проповедовалось Евангелие Христово, прославляться стала и Его Пречистая Матерь.

Читайте также:  Икона святой троицы, спасителя, божией матери, святых в храме - богослов

Конец земной жизни Пресвятой Богородицы быть началом Её величия.

«Преукрашенная Божественною славою» (Ирмос канона Успения), Она стоит, будет стоять и в день Страшного Суда и в будущем веке, одесную Престола Сына Своего, царствует с Ним и имеет дерзновение к Нему, как Его Мать по плоти и как единонравная по духу, как волю Божию сотворившая и других научившая (Мф. 5:19). Любвеобильная и милосердная, Она любовь к Сыну и Богу Своему проявляет в любви к человеческому роду, предстательствует за него пред Милостивым и, обходя землю, помогает людям.

Радость всех скорбящих. Икона

Исспытавшая все тяжести земной жизни, Заступница рода христианского видит каждую слезу, слышит каждое стенание и мольбу, обращённую к Ней. Особенно Ей близки те, которые трудятся в борьбе со страстями и ревнуют о богоугодной жизни.

Но и в житейских попечениях Она незаменимая помощница.

«Всех скорбящих Радосте, и обидимых Заступнице, и алчущих Питательнице, странных Утешение, обуреваемых Пристанище, больных Посещение, немощных Покров и Заступнице, Жезл старости, Мати Бога Вышняго, Ты еси Пречистая» (Стихира Одигитрии).

«Надежда, и предстательство, и прибежище христиан», в «молитвах неусыпающая Богородица» (Кондак Успения), «спасающая мир непрестанною Своею молитвою» (Богородичен 3-го гласа), «день и ночь молится о нас и скиптры Царствия Её молитвами утверждаются» (Повседневная полунощница).

Похвала Пресвятой Богородицы

Нет ума и слов выразить величие Той, Которая родилась в грешном человеческом роде, а стала Честнейшая Херувим и славнейшая Серафим. «Неизреченных Божиих и Божественных тайн зря в Деве благодать являемую и исполняемую явственно, радуюся и образ разумети недоумеюся, странный и неизреченный, како избранная Чистая едина явися паче всея твари видимыя и разумеваемыя.

Темже восхвалити хотя Сию, ужасаюся зело, умом же и словом, обаче дерзая, проповедаю и величаю: Сия есть селение небесное» (Икос Введения во храм).

«Недоумеет всяк язык благохвалити по достоянию, изумевает же ум и премирный пети Тя, Богородице, обаче, Благая сущи, веру приими, ибо любовь веси Божественную нашу: Ты бо христиан еси Предстательница, Тя величаем» (Ирмос 9-й песни Богоявления).

Святитель Иоанн (Максимович)

Похвала Пресвятой Богородицы

Служба субботы пятой седмицы Великого поста носит название «Похвала Пресвятой Богородицы».

Это удивительно теплый, добрый и радостный праздник, словно первая весть о грядущей Пасхе, о конце Великого поста и начале торжества Воскресения Христова. В этот день Церковь «восписует похвальное пение» Владычице, в память троекратного избавления царствующего града Константинополя от нападения врагов всесильным Ее заступлением (авары — в 626, персы — в 677, арабы — в 717 годах).

Похвала Богородице - Богослов

Поводом к установлению праздника послужило случившееся нападение на Константинополь неприятельского флота. Когда точно это произошло, сказать затруднительно. Историки расходятся во мнениях, указывая различные даты периода с VI по IX век. Положение православных греков на тот момент было отчаянное.

Чувствуя слабость сил своих, греки обратились с молитвой к Богу и Заступнице усердной за род христианский – Божией Матери. Был совершен крестный ход вокруг города, а когда процессия подошла к морю, патриарх погрузил в воду ризу Божией Матери.

Море, дотоле тихое и спокойное, вдруг сильно заволновалось, поднялась страшная буря и потопила корабли врагов.

Похвала Богородице - Богослов

Чудесное спасение Константинополя при помощи Ризы Богоматери

Тогда во всю эту ночь благодарный народ, пребывавший во Влахернском храме, возгласил Защитнице града победную, всенощную и неседальную (акафист — греч. букв.

неседальный) песнь: «Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице». С тех пор постановили ежегодно в этот день, т.е.

в субботу 5-й седмицы Великого поста совершать особенно торжественное богослужение в честь Пречистой Девы.

Во Влахернском храме хранилась чудотворная Влахернская икона Божией Матери, написанная святым евангелистом Лукой, и предметы, связанные с её земной жизнью — риза и пояс. Император Константин Великий, основатель Константинополя, посвятил его Божией Матери. Он почитал Пресвятую Деву покровительницею своею и своей новой столицы, воздвигнув в Ее честь множество храмов.

Сначала праздник акафиста совершался в Константинополе во Влахернском храме, но позднее праздник был внесен в типиконы (уставы) монастырей святого Саввы Студийского и потом в церковные богослужебные книги, и с того времени сделался общим для всей Восточной Церкви.

Это самый древний Акафист Богородице и он единственный предназначен церковным уставом к богослужению.

Акафист написан в половине VII века, по мнению многих, дьяконом великой Константинопольской церкви Георгием Писидийским, и послужил образцом для всех последующих акафистов, написанных в честь Господа, Пресвятой Девы, святых и церковных праздников.

Впоследствии Иосиф Студит написал канон в субботу акафиста, а другие прибавили к сему благодарственные молитвы в воспоминание того же всесильного воеводства Божией Матери.

Свое название «Акафист» получил от того, что в ту ночь люди стоя воспевали песнь Матери Бога-Слова; и в то время как на других (службах) по уставу можно сидеть, в настоящий праздник Богоматери мы все слушаем (похвалу) стоя.

Акафист состоит из 24 гимнов, или песней: 12 кондаков и 12 икосов, расположенных сообразно 24 буквам греческой азбуки. Каждая песнь начинается соответствующею ей по счету буквою, каждый кондак оканчивается псаломским «Аллилуия», каждый икос — приветствием архангела «Радуйся…».

Основной темой акафиста является Благовещение Пресвятой Богородицы и Воплощение Сына Божия. Считается, что Суббота Акафиста являлась своего рода предпразднством Благовещения Пресвятой Богородицы.

Существует другое его название — «Акафист Благовещения»,хотя позднее Благовещению будет написан еще один.

Напраздничной утрене весь акафист прочитывается в четыре приема, каждый раз по 3 икоса и 3 кондака. Каждое чтение начинается и заключается пением кондака Взбранной Воеводе. На каждое чтение священнослужители выходят через царские врата на середину храма в облачениях голубого цвета. Существует приходская традиция читать акафист поочередно перед чтимыми богородичными иконами храма.

Похвала Богородице - Богослов

Икона Похвала Пресвятой Богородицы (Киевская)

На тему Акафиста написаны иконы «Похвала Богородице», главной темой которых является прославление Девы Марии, ставшей, согласно ветхозаветным пророчествам, матерью воплотившегося Бога.

В основу иконографии положены слова песни канона пророкам, составленного в VIII веке константинопольским патриархом Германом: «Свыше пророцы тя предвозвестиша, Отроковице: стамну, жезл, скрижаль, кивот, свещник, трапезу, гору несекомую, златую кадильницу и скинию, дверь непроходимую, палату, и лествицу, и престол Царев». На основе этой песни на иконах изображают следующих ветхозаветных пророков, держащих в руках определённые предметы: Иакова с лестницей, Моисея с Неопалимой Купиной, Валаама со звездой, Гедеона с руном, Иезекииля с вратами, Иеремию со скрижалью, Исаию с клещами и углём, Иессея и Аарона с процветшими жезлами, Давида и Соломона с макетами Иерусалимского Храма, Даниила и Аввакума с горами.

  • Древнейшей иконой Похвалы Богоматери в России является икона «Похвала Богоматери с Акафистом» из московского Успенского собора, созданная греческим мастером во второй половине XIV века.
  • Похвала Богородице - Богослов
  • Икона «Похвала Богоматери с Акафистом», XIV век

В день Похвалы в похвальскую субботу Святой князь Александр Невский одержал победу над немецкими рыцарями на льду Чудского озера. Об этом сообщается в летописях, в том году 5 апреля — совпало с днем субботы Похвалы Божией Матери.

В честь Похвалы Божией Матери построены «Похвальские церкви».

Похвала Богородице - Богослов

Храм Христа Спасителя и церковь Похвалы Пресвятой Богородицы (1912-1915гг.)

В Богоявленском кафедральном соборе г. Москвы стало благочестивой традицией ежегодно на Похвалу Божией Матери выносить для поклонения чудотворную икону Божией Матери «Умиление», ту самую перед которой молился в своей келье батюшка Серафим.

Последний российский император, страстотерпец Николай II, глубоко чтивший преподобного Серафима, пожертвовал на чудотворный образ Божией Матери золотой оклад, украшенный драгоценными камнями, работы знаменитого ювелира Фаберже.

В годы гонения на Церковь она была сохранена верующими, а ныненаходится в Патриаршей ризнице.

Какое же значение имеет в духовной жизни православного христианина Похвала Божией Матери?

Благочестивые христиане проводят время поста в молитвенных подвигах воздержания и борьбы с своими страстями и похотями, с искушениями дьявола. Нетрудно в столь продолжительное время пасть духом, изнемочь телом. И вот Святая Церковь, желая поддержать своих верных чад, напоминает им о чудной помощи и предстательстве за нас грешных Божией Матери.

Песнопения Субботы Акафиста

Похвала Богородице - Богослов

Тропарь, глас 8: Повеленное тайно прием в разуме, в крове Иосифове тщанием предста безплотный, глаголя Неискусобрачней: Приклонивый схождением небеса, вмещается неизменно весь в Тя. Егоже и видя в ложеснах Твоих приемша рабий зрак, ужасаюся звати Тебе: радуйся Невесто Неневестная.

Перевод: Уразумев таинственный смысл повеления Божия, поспешно явился бесплотный [Архангел] в доме Иосифа и сказал Непознавшей брака: «Приклонивший [Своим] сошествием небеса, не изменяясь, весь вмещается в Тебя. И видя Его в Твоих недрах принявшим вид раба, я в изумлении восклицаю: радуйся, Дева, в брак не вступившая»!

Кондак, глас 8: Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои Богородице: но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: Радуйся Невесто Неневестная.

Перевод: Тебе, высшей Военачальнице, избавившись от бед, мы, недостойные рабы Твои, Богородица, воспеваем победную и благодарственную песнь. Ты же, как имеющая силу непобедимую, освобождай нас от всяких бед, чтобы мы взывали к Тебе радуйся (древнее приветствие, нынешнее «здравствуй»), Невеста, в брак не вступившая!

Похвала Пресвятой Богородицы

Наш Пост близок к завершению, и сегодня Церковь приносит похвалу Пресвятой Богородице.

Похвала Богородице - Богослов

Похвала Богоматери

Святой Великий пост — есть средоточие нашей жизни, осмысление всех Божественных тайн, всех тайн нашего спасения, к которым мы приобщаемся через Божию Матерь.

Церковь приносит Божией Матери похвалу от Архангела Гавриила, который говорит Ей: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, благословенна Ты в женах».

Она приносит Пресвятой Богородице похвалу святой праведной Елизаветы — матери большего из всех рожденных женами, которая так же называет Её Блаженной и Благословенной. Святая Церковь, включая всех нас, приносит сегодня похвалу Пречистой Божией Матери.

Данное празднование установлено в IX веке в Византии в благодарность Божией Матери за Ее неоднократное спасение столицы империи Константинополя (Царьграда) от захватчиков.

За Божественной литургией, когда совершается пресуществление Святых Даров мы поем : «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь, ангельский собор и человеческий род, освященный Храме и Раю словесный». Это происходит в тот самый момент, когда в Церкви среди нас является благодатное присутствие Самого Христа Его Пречистым Телом и Кровию.

Господь вновь и вновь приходит к каждому в Таинстве святой Евхаристии. Причащаясь Пречистого Тела и Крови Его, мы соединяемся с Ним навеки.

Святой Симеон Новый Богослов, великий афонский подвижник XI века, однажды после причащения святого Тела и Животворящей Крови, возвратившись в свою убогую келью, пережил радость и ощутил по-настоящему Господа, приходящего к человеку в Таинстве святого Причащения.

«Удивляюсь и трепещу, — говорит Симеон Новый Богослов, — созерцая свое немощное тело. Мои немощные руки стали в этот момент руками Христовыми; мое немощное тело стало частью тела Христова; меня пронизало Божество, я сочленился и приобщился Христу, я исполнился радостью Духа Святого». Это счастье дано каждому верующему человеку.

Читайте также:  Житие евфимия великого - богослов

Им живет Святая Церковь, проповедующая Христа распятого и воскресшего, вечно торжествующего.

Похвала Богородице - Богослов

Похвала Пресвятой Богородицы

После возгласа священника: Изрядно о Пресвятей, Пречистей и Преблагословенней, Славней Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии… — совершается чтение замечательной молитвы, которая читается священнослужителем тайно (т. е. не вслух), в алтаре пред уже освященными Святыми Дарами, стоящими на престоле.

Этот возглас Божией Матери произносится в присутствии Самого Христа — Его Пречистого Тела и Животворящей Крови. В последующей молитве священник молится о всех скорбящих и обремененных, о всех болящих, находящихся в нуждах, работах, заточении, о всех, пребывающих в грехах и немощах.

И это обращение не случайно, потому что в лице Матери Божией мы имеем благодатную Заступницу и Молитвенницу за каждого человека в отдельности и за весь род людской.

А как любили молиться Ей наши предки, не в пример нам, духовно ленивым и находящимся в постоянной дремоте! Они постоянно обращались к Матери Божией и на опыте своей жизни знали, что их молитва не будет тщетна, а будет услышана, и Матерь Божия покроет их Своим омофором и защитит от всех напастей, встречающихся на жизненном пути.

Когда поётся эта песнь хвалы Божией Матери, священник молится о всей Церкви протяженносложенной молитвой.

Эта молитва о всех, в скорбях и нуждах сущих; о всех, в темницах, в болезнях и в горьких работах страждущих; о всех, кто страждет от нечистых духов, кто погибает в грехах. Эта молитва — о всех людях, имена которых невозможно вспомнить.

Но всех их знает Господь, и все они в памяти Пречистой Божией Матери, которая молится за каждого человека, и все люди приносят Ей от лица Церкви и в лице Церкви хвалу.

Похвала Богородице - Богослов

Похвала Богоматери

«Се бо отныне ублажат Мя вси роди», — говорит Божия Матерь, и это пророчество исполняется так, что уже две тысячи лет весь род человеческий немолчно, каждый день приносит похвалу Богородице в песне, которая звучит за Утренею: «Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим». И нам является нечто необычное в том, что открывает Церковь о человеке, о Божией Матери, о Ее необыкновенной близости к Богу.

Один из самых величайших людей — пророк Исаия говорит: «Горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами… — и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа» (Ис. 6, 5). Когда к человеку приближается Бог, мы можем только с трепетом говорить об этом устами ветхозаветного пророка, и мы говорим, что погибаем, приближаясь к Богу своими нечистыми устами.

А Божия Матерь в смирении и одновременно в непоколебимой уверенности исповедует, что в роды родов все человечество будет приносить Ей похвалу, ублажать Ее, и в этих словах звучит какая-то особенная, исключительная радость победы, которая будет дана всем.

Мы знаем, что в нашей Церкви есть святые, и тех, которые совершают дела истинной любви, Господь всегда ублажает. Но так, чтобы в роды родов, чтобы все человечество, всегда и непрестанно!

И не просто за один великий подвиг прошлого, который имеет решающее для всех людей значение, но и за то, что Ее любовь и дела Ее любви непрестанно возрастают, — такого человеческий род, кроме Божией Матери, не знает.

Из новых и новых сердец исторгается хвала и благодарность Божией Матери, воистину спасающей всех нас.

И эти непостижимые слова о том, что все роды человеческие приносят Ей хвалу и ублажают Ее, говорят, с одной стороны, о том, как может быть измерено смирение Божией Матери — самое главное качество человека.

Ибо похвала Пресвятой Богородицы открывается глубиной Ее смирения: «Яко призре на смирение рабы Своея, се бо отныне ублажат мя вси роди». Об этом Господь Сам говорит:  «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» (Мф. 11.29).

Похвала Богородице - Богослов

Похвала Богоматери

Только одному единственному просит научиться нас Господь — смирению и кротости, и ничему другому, потому что это есть совершенство человека. И тот, кто смиряет себя, будет возвышен.

Мы можем видеть тайну смирения Божией Матери через возвышение и ублажение Ее всем родом человеческим до скончания века и в бесконечной, благословенной вечности.

С другой стороны, мы можем видеть в таинственных словах похвалы Божией Матери нашу духовную связь с этой тайной оттого, что Ее ублажат «вси роди».

Это относится и к нам. Эта духовная связь и наше вступление в радость Господню дается каждому из нас заступничеством Божией Матери. Для того, чтобы приносить хвалу Божией Матери, нужно понимать, о чем идет речь.

Должен хотя бы чуть-чуть блеснуть свет, и эта тайна приоткроется, как говорит об этом в беседе с Мотовиловым преподобный Серафим Саровский, которому Божия Матерь являлась в течение его земной жизни двенадцать раз. После того, как лицо его просияло ярче полуденного солнца на зимней русской поляне, он сказал Мотовилову: «Не убойтесь, ваше боголюбие, потому что и вы сами находитесь в таком же свете».

Человек никогда не может увидеть святость другого, если он сам не причастен этой святости, потому что это дается только тем же самым Духом Святым, той же благодатью. И потому ублажать Божию Матерь, приносить Ей хвалу для нас значит таинственно вступать в Ее славу, в Ее вечное блаженство.

Вступать, конечно, еще в той самой малой степени, на какую мы только способны сейчас, но всегда с сознанием, что всем нам даруется спасение Её славою. Её смирением. Её чистотою. Её послушанием. Её заступничеством.

Похвалу Божией Матери мы можем привести только мерою нашего смирения, нашего послушания, нашей чистоты, которые свидетельствуют о том, что благодаря Ей мы причастны Богу.

Пресвятая Богородица, помогай нам! Пресвятая Богородица, спаси нас! 

Песни Акафиста Пречистой Деве исполнены радости и надежды, веселия и благоговения. Сладко петь их, сладко слушать, с сердечным ликованием величая и прославляя Заступницу Усердную рода христианского!

Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим!

Радуйся, Ростка неувядаемого ветвь;
Радуйся, Плода бессмертного удел.
Радуйся, возделывающая Земледельца человеколюбивого;
Радуйся, Насадителя жизни нашей рождающая.
Радуйся, нива, растящая сострадания богатые плоды;
Радуйся, трапеза, носящая обилие умилостивления.

Радуйся, ибо Ты лугу роскошному расцвести даешь;
Радуйся, ибо Ты пристанище для душ готовишь.
Радуйся, ходатайства приятный фимиам;
Радуйся, всего мира искупление.
Радуйся, Божие к смертным благоволение;
Радуйся, смертных перед Богом дерзновение.

Радуйся, Невеста, брака не познавшая!

  • Тропарь в день Похвалы Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста)
  • Дево Безневестная / и Мати Всечистая, /
    приемши от Архангела благовещение, /
    со тщанием востекла еси в Горняя, /
    и целовавши южику Твою, всечестную Елисавет, /
    Материю Господа от сия наречена была еси, /
    и возвеличила возвеличившаго Тя Господа:/
  • Благословенна Ты в женах, / и благословен Плод чрева Твоего.
  • Хвала Богоматери
  • Тайна тайн непостижимая,
    Глубь глубин необозримая,
    Высота невосходимая,
    Радость радости земной,
    Торжество непобедимое.
    Ангельски дориносимая
    Над родимою землей
  • Купина Неопалимая.

Херувимов всех Честнейшая,
Без сравнения Славнейшая,
Огнезрачных Серафим,
Очистилище чистейшее.
Госпожа Всенепорочная
Без истленья Бога родшая,
Незакатная звезда.
Радуйся, о Благодатная,
Ты молитвы влага росная

  1. Живоносная вода.
  2. Ангелами охраняемый,
    Цвет земли неувядаемый,
    Персть сияньем растворенная,
    Глина девством прокаленная —
    Плоть рожденная сиять,
    Тварь до Бога вознесенная,
    Диском солнца облаченная
    На серпе луны взнесенная,
  3. Приснодевственная Мать.

Ты покров природы тварной,
Свет во мраке, пламень зарный
Путеводного столба!
В грозный час, когда над нами
Над забытыми гробами
Протрубит труба,
В час великий, в час возмездья,
В горький час, когда созвездья
С неба упадут,
И земля между мирами,
Извергаясь пламенами
Предстанет на Суд,
В час, когда вся плоть проснется,
Чрево смерти содрогнется
(Солнце мраком обернется)
И как книга развернется
Небо надвое,
И разверзнется пучина,
И раздастся голос Сына:
– «О, племя упрямое!
Я стучал – вы не открыли,
Жаждал – вы не напоили,
Я алкал – не накормили,

  • Я был наг – вы не одели…»
  • И тогда ответишь Ты:
    – «Я одела, Я кормила,
    Чресла Богу растворила,
    Плотью нищий дух покрыла,
    Солнце мира приютила,
  • В чреве темноты…»
  • В час последний в тьме кромешной
    Над своей землею грешной
    Ты расстелишь плат:
    Надо всеми, кто ошую,
    Кто во славе одесную,
    Агнцу предстоят.
    Чтоб не сгинул ни единый
    Ком пронзенной духом глины,
    Без изъятья, – навсегда,
    И удержишь руку Сына
    От последнего проклятья
  • Безвозвратного Суда.
  • Максимилиан Волошин, 1919

В чём помогает икона «похвала пресвятой богородицы»

Икона, которая называется «Похвала Пресвятой Богородицы», является символом спасения всех христиан. Это чудотворная икона, которая должна быть в каждом православном доме.

Эта икона относится к разряду праздничных, так как изначально она была посвящена одноименному празднику, установленному примерно в конце 7 века. На данный момент в православии этот праздник отмечается на пятой седмице Великого поста.

Похвала Богородице - Богослов

История иконы

Икона «Похвала Богоматери» была написала примерно в то же самое время, когда и был установлен праздник в честь спасения Константинополя от врагов. Стоит отметить, что икона была написана в честь неоднократного спасения.

Конечно, сначала это был праздник чисто Константинопольский, однако позднее, он стал воистину мировым. Это не двунадесятый праздник, поэтому празднование его проходит скромно. Сама икона, которая была посвящена великому спасению, стала довольно известной. По сей день люди довольно часто используют ее для защиты своего жилища от беды и недобрых людей.

Описание иконы «Похвала Пресвятой Богородицы»

На этой иконе, вариантов исполнения которой, кстати, немало, изображены:

  • Иаков, держащий лестницу, ведущую в рай;
  • Моисей с неопалимой купиной;
  • Исаия с клещами и углями, которые олицетворяют великое очищение от греха;
  • Иессей и Аарон, Давид и Соломон с уменьшенным храмом в Иерусалиме;
  • Аввакум и Даниил;
  • Иеремия со скрижалями, Иезекииль, Гедеон и Валаам со звездой.

В чем помогает икона

Помогает икона практически во всех аспектах, необходимых верующему человеку. Она оберегает дом от пожаров и воров, хранит людей от болезней. Икону используют как молитвенную, как защитную, а иногда даже возят с собой во время путешествий.

Читайте также:  Праздник петра и павла 2021 в храме николая чудотворца, тюльган - богослов

«Похвала Пресвятой Богородицы» — это символ веры, поэтому перед ней можно читать молитву «Символ веры». Она как нельзя лучше подходит для выражения благодарности Богу и всем святым, а также Деве Марии, нашей заступнице.

Молитвы перед иконой помогают людям находить в себе силы для движения вперед, для сохранения веры.

Молитва перед иконой «Похвала Пресвятой Богородицы»

Перед иконой можно читать любые молитвы, а также молитву, посвященную ей самой:

Пресвятая Дева Мария, Богородица и Заступница всех чад Божьих. Освети нашу жизнь светом своим и помоги нам, грешным, найти свой путь в этой жизни. Моли Бога о нас вместе со всеми святыми. Прости нам прегрешения наши, яко же и мы учимся прощать тех, кто обидел нас словом или делом. Накрой нас покровом своим и дай нам сил принять то, что мы не в силах понять. Аминь.

Дата празднования иконы

День празднования Похвалы Богородицы и почитания одноименной иконы — суббота пятой седмицы Великого поста. В этот день на акафистной неделе принято читать молитвы и посещать храм. Эти семь дней нужно прожить в особом смирении и спокойствии.

Читайте молитвы дома и во храме во время Великого поста. Эта икона может стать отличным подарком семье, людям, которые вам дороги и за которых вы переживаете. «Похвала Богоматери» — это один из древнейших образов, которые и составляют православное и христианское духовное наследие. Чтите историю и подвиги людей, которые сделали нашу веру такой, какой она является сейчас.

Источник

Канон Похвале Пресвятой Богородицы

Празднуем  в  Субботу  Пятыя  Седмицы  Великаго  Поста

Сохранить в Word
Сохранить в PDF

Тропарь,  глас  8-й

Повеле́нное  та́йно  прие́м  в  ра́зуме,  в  кро́ве  Ио́сифове  тща́нием  предста́  безпло́тный,  глаго́ля  Неискусобра́чней:  приклони́вый  схожде́нием  Небеса́,  вмеща́ется  неизме́нно  весь  в  Тя.  Его́же  и  ви́дя  в  ложесна́х  Твои́х  прие́мша  ра́бий  зрак,  ужаса́юся  зва́ти  Тебе́:  ра́дуйся  Неве́сто  Неневе́стная.

Канон,  глас  4-й

Песнь  1

  • Ирмос:  Отве́рзу  уста́  моя,  и  напо́лнятся  Ду́ха,  и  сло́во  отры́гну  Цари́це  Ма́тери,  и  явлю́ся  све́тло  торжеству́я,  и  воспою́  ра́дуяся  Тоя́  чудеса́.
  • Припев:  Пресвята́я  Богоро́дице,  спаси́  нас.
  • Христо́ву  кни́гу  одушевле́нную,  запечатле́нную  Тя  Ду́хом,  вели́кий  Арха́нгел,  Чи́стая,  зря  возглаша́ше  Ти:  ра́дуйся,  ра́дости  прия́телище,  Е́юже  прама́терняя  кля́тва  разреши́тся.
  • Пресвята́я  Богоро́дице,  спаси́  нас.
  • Ада́мово  исправле́ние,  ра́дуйся,  Де́во  Богоневе́сто,  а́дово  умерщвле́ние;  ра́дуйся,  Всенепоро́чная,  Пала́то  всех  Царя́;  ра́дуйся,  Престо́ле  о́гненный  Вседержи́теля.
  • Слава:  Цве́те  неувяда́емый,  ра́дуйся,  Еди́на  прозя́бшая  Я́блоко  Благово́нное;  ра́дуйся,  ро́ждшая  благоуха́ние  Еди́наго  Царя́;  ра́дуйся  Неискусобра́чная,  ми́рови  спасе́ние.
  • И  ныне:  Чистоты́  сокро́вище,  ра́дуйся,  Е́юже  от  паде́ния  на́шего  воста́хом;  ра́дуйся,  сладкоуха́нный  кри́не,  Влады́чице,  ве́рных  благоуха́яй,  кади́ло  благово́нное  и  ми́ро  многоце́нное.

Песнь  3

  1. Ирмос:  Твоя́  песносло́вцы,  Богоро́дице,  живы́й  и  незави́стный  исто́чниче,  лик  себе́  совоку́пльшия,  духо́вно  утверд́и:  в  Боже́ственней  Твое́й  сла́ве  венце́в  сла́вы  сподо́би.
  2. Пресвята́я  Богоро́дице,  спаси́  нас.

  3. Клас  прозя́бшая  Боже́ственный,  я́ко  ни́ва  неора́нная  я́ве,  ра́дуйся,  одушевле́нная  Трапе́зо,  Хлеб  живо́тный  вме́щшая;  ра́дуйся,  живо́тныя  воды́  Исто́чниче  неистоща́емый,  Влады́чице.
  4. Пресвята́я  Богоро́дице,  спаси́  нас.

Ю́нице  Юнца́  ро́ждшая  непоро́чнаго,  ра́дуйся  ве́рным;  ра́дуйся.

  А́гнице,  ро́ждшая  Бо́жияго  А́гнца,  взе́млющаго  ми́ра  всего́  прегреше́ния;  ра́дуйся  те́плое  очисти́лище.

Слава:  У́тро  светле́йшее,  ра́дуйся,  Еди́на  со́лнца  нося́щая  Христа́  све́та  жили́ще;  ра́дуйся,  тьму  разруши́вшая,  и  мра́чныя  бе́сы  отню́д  отгна́вшая.

И  ныне:  Ра́дуйся,  две́ре  Еди́на,  Е́юже  Сло́во  про́йде  Еди́но,  вереи́  и  врата́  а́дова,  Влады́чице,  Рождество́м  Твои́м  сокруши́вшая;  ра́дуйся  Боже́ственный  вхо́де  спаса́емых,  Богоневе́сто.

Господи,  помилуй.  (Трижды.)

Седален,  глас  1-й

Вели́кий  во́ин  невеще́ственных  А́нгелов,  во  град  Назаре́т  предста́в,  Царя́  возвеща́ет  Твоего́,  Чи́стая,  и  веко́в  Го́спода:  ра́дуйся,  глаго́ля  Тебе́,  благослове́нная  Мари́е,  непостижи́мая  и  несказа́нная  Глубино́,  челове́ков  воззва́ние.

Слава,  и  ныне:  То́йже.

Песнь  4

  • Ирмос:  Седя́й  в  сла́ве,  на  престо́ле  Божества́,  во  о́блаце  ле́гце  прии́де  Иису́с  Пребоже́ственный,  нетле́нною  дла́нию,  и  спасе́  зову́щия:  сла́ва,  Христе́,  си́ле  Твое́й.
  • Пресвята́я  Богоро́дице,  спаси́  нас.
  • Во  гла́сех  пе́ний,  Де́во,  Тебе́  вопие́м,  Всепе́тая:  ра́дуйся,  ту́чная  Горо́  и  усыре́нная  Ду́хом;  ра́дуйся  Све́щниче,  и  Ста́мно  ма́нну  нося́щая,  услажда́ющая  всех  благочести́вых  чу́вства.
  • Пресвята́я  Богоро́дице,  спаси́  нас.
  • Очисти́лище  ми́ру,  ра́дуйся,  Пречи́стая  Влады́чице;  ра́дуйся  Ле́ствице,  от  земли́  всех  возвы́сившая  благода́тию;  ра́дуйся  Мо́сте,  вои́стинну  преводя́й  всех  от  сме́рти  к  животу́  пою́щих  Тя.
  • Пресвята́я  Богоро́дице,  спаси́  нас.
  • Небе́с  превы́шшая,  ра́дуйся,  земли́  основа́ние  в  Твои́х  ложесна́х,  Пречи́стая,  нетру́дно  носи́вшая;  ра́дуйся  Червлени́це,  багряни́цу  Божестве́нную  омочи́вшая  от  крове́й  Твои́х  Царе́ви  си́лам.
  • Слава:  Законода́вца  ро́ждшая  и́стиннаго,  ра́дуйся  Влады́чице,  беззако́ния  всех  ту́не  очища́ющаго;  недове́домая  Глубино́,  Высото́  неизрече́нная,  браконеиску́сная,  Е́юже  мы  обожи́хомся.
  • И  ныне:  Тя,  испле́тшую  ми́рови  нерукоплете́нный  вене́ц,  песносло́вим,  ра́дуйся,  Тебе́  Де́во  зову́ще:  храни́лище  всех  и  огражде́ние,  и  утвержде́ние,  и  свяще́нное  прибе́жище.

Песнь  5

  1. Ирмос:  Ужасо́шася  вся́ческая  о  Боже́ственней  сла́ве  Твое́й:  Ты  бо,  Неискусобра́чная  Де́во,  име́ла  еси́  во  утро́бе  над  все́ми  Бо́га  и  родила́  еси́  безле́тнаго  Сы́на,  всем  воспева́ющим  Тя  мир  подава́ющая.
  2. Пресвята́я  Богоро́дице,  спаси́  нас.

  3. Путь  ро́ждшая  жи́зни,  ра́дуйся,  Пренепоро́чная,  от  пото́па  грехо́внаго  мир  спа́сшая;  ра́дуйся,  Богоневе́сто,  слы́шание  и  глаго́лание  стра́шное;  ра́дуйся  пребыва́ние  Влады́ки  тва́ри.
  4. Пресвята́я  Богоро́дице,  спаси́  нас.

  5. Кре́пость  и  утвержде́ние  челове́ков,  ра́дуйся,  Пречи́стая,  ме́сто  освяще́ния  сла́вы,  умерщвле́ние  а́дово,  Черто́же  всесве́тлый;  ра́дуйся  А́нгелов  Ра́досте;  ра́дуйся  по́моще  ве́рно  моля́щихся  Тебе́.
  6. Пресвята́я  Богоро́дице,  спаси́  нас.

  7. Огнеобра́зная  Колесни́це  Сло́ва,  ра́дуйся,  Влады́чице,  одушевле́нный  Раю́,  дре́во  посреде́  иму́щи  жи́зни  Го́спода,  Его́же  сла́дость  оживотворя́ет  ве́рою  причаща́ющихся,  и  тли  подклони́вшихся.

  8. Слава:  Укрепля́еми  си́лою  Твое́ю,  ве́рно  вопие́м  Ти:  ра́дуйся,  Гра́де  всех  Царя́,  пресла́вная  и  достослы́шанная  о  Не́йже  глаго́лана  бы́ша  я́ве,  Горо́  несеко́мая:  ра́дуйся,  Глубино́  неизмери́мая.
  9. И  ныне:  Простра́нное  селе́ние  сло́ва,  ра́дуйся,  Пречи́стая,  сосу́де,  Боже́ственный  би́сер  произве́дшая;  ра́дуйся  всечу́дное  всех  к  Бо́гу  примире́ние,  блажа́щих  Тя  Богоро́дице  всегда́.

Песнь  6

  • Ирмос:  Боже́ственное  сие́  и  всечестно́е  соверша́юще  пра́зднество,  богому́дрии,  Богома́тере,  прииди́те,  рука́ми  воспле́щим,  от  Нея́  ро́ждшагося  Бо́га  сла́вим.
  • Пресвята́я  Богоро́дице,  спаси́  нас.
  • Черто́же  Сло́ва  Нескве́рный,  вина́  всех  обоже́ния,  ра́дуйся,  Пречи́стая,  проро́ков  оглаше́ние;  ра́дуйся,  апо́столов  удобре́ние.
  • Пресвята́я  Богоро́дице,  спаси́  нас.
  • От  Тебе́  роса́  ука́ну,  пла́мень  многобо́жия  угаси́вшая;  тем  вопие́м  Ти:  ра́дуйся,  Руно́  одушевле́нное,  е́же  Гедео́н,  Де́во,  предви́де.
  • Слава:  Се  Тебе́,  Де́во,  ра́дуйся,  зове́м:  приста́нище  нам  бу́ди  вла́ющимся,  и  оти́шие  в  пучи́не  скорбе́й  и  собла́знов  всех  бори́теля.
  • И  ныне:  Ра́дости  вина́,  облагодати́  наш  по́мысл,  е́же  зва́ти  Тебе́:  ра́дуйся,  неопали́мая  Купино́,  О́блаче  всесве́тлый,  ве́рныя  непреста́нно  осеня́ющий.

Господи,  помилуй.  (Трижды.)  Слава,  и  ныне:

Кондак,  глас  8-й

Взбра́нной  воево́де  победи́тельная,  яко  изба́вльшеся  от  злых,  благода́рственная  воспису́ем  Ти  раби́  Твои́,  Богоро́дице,  но  я́ко  иму́щая  держа́ву  непобеди́мую,  от  вся́ких  нас  бед  свободи́,  да  зове́м  Ти:  ра́дуйся,  Неве́сто  Неневе́стная.

Икос

А́нгел  предста́тель  с  небесе́  по́слан  бысть  рещи́  Богоро́дице:  ра́дуйся!  И  со  безпло́тным  гла́сом,  воплоща́ема  Тя  зря,  Го́споди,  ужаса́шеся,  и  стоя́ше,  зовы́й  к  Ней  такова́я:  ра́дуйся,  Е́юже  ра́дость  возсия́ет;  ра́дуйся,  Е́юже  кля́тва  исче́знет.  Ра́дуйся,  па́дшаго  Ада́ма  воззва́ние;  ра́дуйся,  слез  Е́виных  избавле́ние.

  Ра́дуйся,  высото́  неудобовосходи́мая  челове́ческими  помы́слы;  ра́дуйся,  глубино́  неудобозри́мая  и  А́нгельскима  очи́ма.  Ра́дуйся,  яко  еси́  Царе́во  седа́лище;  ра́дуйся,  я́ко  носи́ши  Нося́щаго  вся.  Ра́дуйся,  звездо́,  явля́ющая  со́лнце;  ра́дуйся,  утро́бо  Боже́ственнаго  воплоще́ния.  Ра́дуйся,  Е́юже  обновля́ется  тварь;  ра́дуйся,  Е́юже  покланя́емся  Творцу́.

  Ра́дуйся,  Неве́сто  Неневе́стная.

Песнь  7

  1. Ирмос:  Не  послужи́ша  тва́ри  богому́дрии  па́че  Созда́вшаго,  но  о́гненное  преще́ние  му́жески  попра́вше,  ра́довахуся  пою́ще:  препе́тый  отце́в  Госпо́дь  и  Бог  благослове́н  еси́.
  2. Пресвята́я  Богоро́дице,  спаси́  нас.

  3. Воспева́ем  Тя  вопию́ще:  ра́дуйся,  Колесни́це  Со́лнца  у́мнаго,  Лозо́  и́стинная,  Грозд  зре́лый  возде́лавшая,  вино́  источа́ющий,  ду́ши  веселя́щее  ве́рою  Тя  сла́вящих.
  4. Пресвята́я  Богоро́дице,  спаси́  нас.

  5. Врача́  всех  челове́к  ро́ждшая,  ра́дуйся  Богоневе́сто,  Же́зле  та́йный,  Цвет  неувяда́емый  процве́тший,  ра́дуйся  Влады́чице,  Е́юже  ра́дости  наполня́емся,  и  жизнь  насле́дствуем.
  6. Пресвята́я  Богоро́дице,  спаси́  нас.

  7. Вити́йствующий  не  мо́жет  язы́к,  Влады́чице,  песносло́вити  Тя,  па́че  бо  Серафи́мов  возвы́силася  еси́,  ро́ждши  Царя́  Христа́;  Его́же  моли́  гра́ду  сему́  изба́витися  от  мно́гих  искуше́ний.

  8. Слава:  Хва́лят  Тя  блажа́ще  концы́,  и  любо́вию  зову́т  Тебе́:  ра́дуйся  Сви́тче,  в  не́мже  персто́м  написа́ся  О́тчее  Сло́во,  Чи́стая;  Его́же  моли́,  в  кни́ги  живо́тныя,  рабо́м  Твои́м  написа́тися  Богоро́дице.
  9. И  ныне:  Мо́лим  раби́  Твои́,  и  приклоня́ем  коле́но  се́рдца  на́шего:  приклони́  ух́о  Твое́,  Чи́стая,  и  спаси́  скорбьми́  погружа́емыя  при́сно,  и  соблюди́  от  вся́каго  вра́жия  плене́ния  Твой  град  Богоро́дице.

Песнь  8

  • Ирмос:  О́троки  благочести́выя  в  пещи́  Рождество́  Богоро́дино  спасло́  есть;  тогда́  у́бо  образу́емое,  ны́не  же  де́йствуемое,  вселе́нную  всю  воздвиза́ет  пе́ти  Тебе́:  Го́спода  по́йте  дела́  и  превозноси́те  Его́  во  вся  ве́ки.
  • Пресвята́я  Богоро́дице,  спаси́  нас.
  • Ложесны́  Сло́во  прияла́  еси́,  вся  нося́щаго  носи́ла  еси́,  млеко́м  пита́ла  еси́,  ма́нием  пита́ющаго  вселе́нную  всю,  Чи́стая,  Ему́же  пое́м:  Го́спода  по́йте  дела́  и  превозноси́те  во  вся  ве́ки.
  • Пресвята́я  Богоро́дице,  спаси́  нас.
  • Моисе́й  уразуме́  в  купине́  вели́кое  та́инство  рождества́  Твоего́,  о́троцы  же  прообрази́ша  сие́  я́вственнее  посреде́  огня́  стоя́ще,  и  не  опаля́еми,  нетле́нная  свята́я  Де́во;  тем  Тя  почита́ем  во  вся  ве́ки.
  • Пресвята́я  Богоро́дице,  спаси́  нас.
  • Пре́жде  пре́лестию  обнажи́вшийся,  в  ри́зу  нетле́ния  облеко́хомся  Рождество́м  Твои́м,  и  седя́щии  во  тьме  прегреше́ний,  Свет  ви́дехом,  Све́та  жили́ще,  Отрокови́це;  тем  Тя  пое́м  во  вся  ве́ки.
  • Слава:  Ме́ртвии  Тобо́ю  оживля́ются,  Жизнь  бо  Ипоста́сную  родила́  еси́,  неми́и  пре́жде,  благоглаго́ливи  быва́ют,  прокаже́ннии  очища́ются,  неду́зи  отгоня́ются,  духо́в  возду́шных  мно́жества  побежда́ются,  Де́во,  челове́ков  спасе́ние.
  • И  ныне:  Ми́ру  ро́ждшая  Спасе́ние,  И́мже  от  земли́  на  высоту́  взя́та  бы́хом,  ра́дуйся,  Всеблагослове́нная,  Покро́ве  и  Держа́во,  Стено́  и  Утвержде́ние  пою́щим,  Чи́стая:  Го́спода  по́йте  дела́  и  превозноси́те  во  вся  ве́ки.

Песнь  9

  1. Ирмос:  Всяк  земноро́дный  да  взыгра́ется,  Ду́хом  просвеща́емь,  да  торжеству́ет  же  безпло́тных  умо́в  естество́,  почита́ющее  свяще́нное  торжество́  Богома́тере,  и  да  вопие́т:  ра́дуйся,  Всеблаже́нная  Богоро́дице,  Чи́стая  Присноде́во.
  2. Пресвята́я  Богоро́дице,  спаси́  нас.

  3. Да  Тебе́  ве́рнии,  ра́дуйся  зове́м,  Тобо́ю  ра́дости  прича́стницы  бы́вше  присносу́щныя,  изба́ви  нас  напа́стей,  ва́рварскаго  плене́ния,  и  вся́кия  ины́я  ра́ны,  за  мно́жество,  Отрокови́це,  прегреше́ний,  находя́щия  челове́ком  согреша́ющим.
  4. Пресвята́я  Богоро́дице,  спаси́  нас.

  5. Яви́лася  еси́  просвеще́ние  на́ше  и  утвержде́ние;  те́мже  вопие́м  Ти:  ра́дуйся  Звездо́  незаходи́мая,  вводя́щая  в  мир  вели́кое  Со́лнце;  ра́дуйся,  Еде́м  отве́рзшая  заключе́нный,  Чи́стая;  ра́дуйся,  Сосу́де,  ми́ро  неистощи́мое  на  Тя  излия́нное  прие́мший.
  6. Пресвята́я  Богоро́дице,  спаси́  нас.

  7. Ста́нем  благогове́йно  в  дому́  Бо́га  на́шего,  и  возопии́м:  ра́дуйся,  ми́ру  Влады́чице;  ра́дуйся  Мари́е,  Госпоже́  всех  нас;  ра́дуйся,  Еди́на  Непоро́чная  в  жена́х  и  до́брая;  ра́дуйся,  Сто́лпе  о́гненный,  вводя́щий  в  вы́шнюю  жизнь  челове́чество.

  8. Слава:  Голуби́це,  Ми́лостиваго  ро́ждшая,  ра́дуйся  Присноде́во;  преподо́бных  всех,  ра́дуйся  Похвало́,  страда́льцев  венча́ние;  ра́дуйся  всех  пра́ведных  Боже́ственное  удобре́ние,  и  нам  ве́рным  спасе́ние.

  9. И  ныне:  Пощади́,  Бо́же,  насле́дие  Твое́,  грехи́  на́ша  вся  презре́в  ны́не,  на  сие́  име́я  моля́щую  Тя,  на  земли́  безсе́менно  Тебе́  ро́ждшую,  вели́кия  ра́ди  ми́лости  восхоте́вшаго  вообрази́тися,  Христе́,  в  челове́чество.

 

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *