Посвятить жизнь богу — богослов

Архимандрит Мелхиседек (Артюхин) Посвятить жизнь Богу - Богослов Даже среди христиан нет одинакового отношения к монашеству. Перед монашеским образом жизни преклоняются и не могут понять его, одни считают его верхом христианской жизни, другие – ненужной крайностью. В беседе с настоятелем московского подворья Оптиной Пустыни архимандритом Мелхиседеком (Артюхиным) мы касаемся лишь вершины этого айсберга: говорим о вызывающем наибольшее непонимание, но самом главном, монашеском обете — послушания. Также говорим о том, можно ли ошибиться, уйдя из мира, об «эгоизме» монахов и родительском благословении на иноческий путь. И, конечно, о том, как и почему люди избирают узкий путь монашества.   

В монахи – из благодарности Богу

— Отец Мелхиседек, одно из самых распространенных предубеждений о монашестве: в монастырь уходят те, кому не удалось реализовать себя в обычной жизни. Сколько в этом правды?

— Когда меня спрашивают люди светские, особенно молодежь: «Как Вы пришли к монашеству?», и я им рассказываю следующую шутку: «У меня была несчастная любовь, я шел по улице, на меня свалился кирпич, а в больницу приехали монахи из Троице-Сергиевой Лавры, тайным образом меня вывезли и в бессознательном состоянии постригли в монахи. Когда я очнулся, то понял, что это вроде бы неплохо».

Я отшучиваюсь, потому что все-таки для светского сознания это невместимо. Отсюда, из этой невместимости, и возникают мифы о несчастной жизни, о том, что люди не нашли себе применения.

Знаете, есть очень мудрое выражение: слабый ищет виноватых, сильный ищет Бога. Монахами становятся по любви к Богу или из-за того, что человек ищет особого образа покаянной жизни. И понять монашескую жизнь может только тот, кто ее вкусил и кто ее ведет.

Как понять, что такое море, когда ты ни разу его не видел? Или как объяснить австралийскому аборигену, каково на вкус мороженое, если он его не ел никогда? Поэтому Писание говорит: «Вкусите и видите, яко благ Господь». Чтобы увидеть, понять — надо вкусить.

— По каким причинам Вы ушли в монастырь?

— Я принял монашеский постриг в 24 года, движимый следующей мыслью: посвятить себя Богу от всецелой благодарности Ему.

Будучи воспитан в неверующей семье, я впервые столкнулся с Евангелием в 17 лет. И оно перевернуло мою жизнь. Тогда я про себя подумал: «Я ведь шел абсолютно не в том направлении — не к Богу.

Если бы не произошло встречи с человеком, который дал мне Евангелие, то моя жизнь текла бы в обыкновенной мирской логике: учеба, потом работа, семья (а с моим-то характером неизвестно, что бы осталось от нее). Я бы не узнал самого главного!..».

Вот тогда впервые и возникла мысль о посвящении себя Богу: если Он меня реально спас от большой беды, то моя жизнь не может теперь течь обычным чередом, как у всех людей. Она каким-то образом должна быть посвящена Ему, чтобы отблагодарить за спасение.

— Вам не казалось, что Богу может посвятить себя и мирской человек?

— Я искал абсолютной посвященности жизни Богу. Верующему человеку вполне можно было бы «найти себе применение» в миру, женившись и пойдя священническим путем, например. Большинство людей выбирает средний путь — путь хорошей христианской жизни, что совсем не плохо. А у меня был максималистский подход: мне хотелось не распыляться, а целиком посвятить себя Ему. А где всецелая отдача себя Богу, когда сама твоя жизнь посвящена Творцу? В монашестве.

Православные монахи. Загорск, 1958 год. К.Капа   

— Зачастую решение принимается импульсивно, особенно в молодом возрасте. Молодости свойственен максимализм. Не может тут вкрасться ошибка?

— Мысль хорошая. Но я и сейчас, в 53 года, о своем юношеском решении не пожалел. Потому что в моем случае это был осознанный, глубоко продуманный шаг. Мое желание монашеской жизни осуществилось спустя семь лет: в 17, уже через несколько месяцев после того, как пришел к вере, я принял такое решение.

И постепенно начал этот путь осуществлять, в течение этих лет много раз проверяя себя. Учился, работал, затем служил в армии и уже там готовился к монашеской жизни. Затем поступил в семинарию, где передо мной был пример отцов Троице-Сергиевой Лавры и моих сверстников, которые писали прошение и принимали постриг.

Я мог это примерять на себя.

А когда люди мне вдруг говорят: «Я пойду в монастырь и стану монахом!», я отвечаю: «No!». К тому, что человек любит, он готовится заранее. Тот, кто хочет быть профессиональным военным, в солдатики начинает играть еще в детстве. Если его намерение серьезно, то он еще школьником будет ходить в добровольное спортивно-армейское отделение — были раньше такие военизированные кружки по подготовке юношества, где прыгали с парашютами, гоняли на мотоциклах.

— Какой была Ваша подготовка к монашеству?

— У меня монастырь начался на кухне. Я спрашивал: «А какой у монахов образ жизни? Что такое монашеское правило?» Образ жизни — один, совершенно конкретный: это жизнь максимально по Евангелию, которое для монашествующего — абсолютный ориентир.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал: «Монашество есть не что иное, как обязательство с точностью исполнять Евангельские заповеди». Монах Евангелие хочет исполнить жизнью своей.

И монахом он обязан быть не только в храме, но и везде, в любой обстановке — «в многолюдстве или в глубочайшей пустыне», как говорил тот же святитель Игнатий.

Бог хочет, чтоб его дети не только между собой разговаривали, но разговаривали и с Ним. А наилучшая возможность общения с Богом — в монастыре, где нет всецелого, многотрудного попечения о жизни.

— Разве попечение Вас не коснулось?

— Оно меня потом накрыло: через два года после принятия монашества.

В 1987 году я принял постриг, 29 ноября, а через год, в 1988 году (как раз когда я закончил семинарию) патриарх Пимен решил направить в Оптину пустынь «десантную группу»: в нее вошел наместник Оптиной, архимандрит Евлогий, два иеромонаха (один из них — я), два дьякона и четыре семинариста. Спустя три месяца я был назначен экономом Оптиной пустыни. И все. Моя уединенная жизнь кончилась, я стал «прорабом и строителем» на всю жизнь. Страшно не любя это…

Оптина пустынь. Введенский собор до восстановления

О послушании

— Вы, будучи монахом, не могли этому воспротивиться?

— Дело в том, что это была жизненная необходимость. Хоть мне и не нравилось это дело, но я рассуждал так: а кто иначе будет этим заниматься? Из нас четверых кто-то должен! Есть чувство хотения и есть чувство долга, и не всегда они совпадают. Поэтому послушание — оно может делаться по любви к делу, а может делаться по чувству долга.

  • — Послушание — значит ли беспрекословное и бездумное исполнение?
  • — Я категорически против этого: я собратьям всегда говорю, что мы дело должны делать по любви, и сам стараюсь так поступать.
  • — Что значит в этом случае «по любви»?

— Это значит из любви к своей семье, к своей братии, а не к этому делу. Не как рабы и не как наемники. Монастырь – большая семья. Ты можешь любить или не любить свое дело, но пойми, что оно необходимо для семьи, а значит его надо исполнить наилучшим образом. Употребив для этого свою волю и свои мозги.

Например, у нас летом около храма сажали туи. Вот задание тебе: посади тую. Посадил. А ты колышек к ней прибил и обвязал ее, чтоб ее ветром не наклонило? Ты ее от солнца накрыл в тридцатиградусную жару? Да, никто тебе подробных инструкций не дал, но надо было самому подумать и сделать так, как для себя. Как апостол Павел говорит: «Все, что делаете, делайте от души, как для Бога».

Храм святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Ясеневе — московское подворье Оптиной пустыни  

Монах — эгоист?

— Многим монашествующие представляются мрачными людьми, строгими, неприветливыми. Ясно, что это стереотип и упрощение, но оно имеет свои корни?

— Самые жизнерадостные, самые смешные люди — это монахи.

Люди этого не видят, потому что они монахов наблюдают только при исполнении служебных обязанностей. Большей частью нам видна «парадная» монастырская жизнь. На параде же как? Все, как оловянные солдатики, серьезные, маршируют в ногу. Но в жизни-то они могут быть совершенно другими. Так и здесь. Мы не видим более тесного человеческого общения.

— Зачастую монахов обвиняют в эгоизме: у мирян есть обязанности по отношению к семье, к государству, они участвуют в общественной жизни, что-то созидают. А монастырь, говоря упрощенно — закрытая система, где каждый занят только собой…

— Надо понимать, что представление о монастыре как сборище лентяев, которые отдыхают под видом духовной жизни и ни о ком не заботятся — это иллюзия.

Люди в мирской жизни столько не трудятся, сколько трудятся эти монахи! Скажем, Ватопед — монастырь на Афоне, откуда в Россию был принесен Пояс Пресвятой Богородицы — ежедневно принимает 500 паломников.

Для них надо закупить продукты, привезти, приготовить, накормить всех и после этого помыть посуду, а еще перестирать постельное белье — в основном, паломники на одну ночь остаются. И еще успевать бывать на всех богослужениях. Даже скиты без гостей не бывают.

Нет такого монаха, который в монастыре ничего не делает ни для братства, ни для паломников.

Спрашивается: эгоизм тут или не эгоизм?

— Святитель Григорий Богослов говорит, что монах — это тот, кто живет для Бога, и притом для Него одного. Не получается ли тут противоречия?

— Я когда-то задал похожий вопрос отцу Иоанну (Крестьянкину): как совместить многообразные послушания, повседневные заботы и молитву? Он на это сказал: «Наша жизнь должна быть похожа на торт «Наполеон»: тесто, крем, тесто, крем, а сверху пудра.

Если будет одно тесто, то есть одни дела, попечения — невкусный торт получится. Если будет один крем (одна молитва) — слишком приторный. Крем и тесто должны перемежаться, тогда будет хорошо». Я спросил, что такое пудра. Отец Иоанн говорит: «А пудра — это смирение».

Без него ничего на пользу не пойдет.

Редкое призвание?

— Можно сказать, что монашество — редкое призвание, и самому искать его не нужно?

— И желание монашества, и исполнение этого желания — оно от Бога. Сама мысль об этом — от Бога. Спрашивается, что же от человека? Согласие. Волевое желание это свое хотение исполнить.

Например, ты захотела мороженого, у тебя есть деньги, и ты знаешь, где его купить. А идет Великий пост… Есть желание, есть возможность, но ты этого не делаешь — не даешь своего согласия.

Чувство любви к монашеству вкладывает Бог. А до воплощения не всякий доходит. Поэтому я уверен, что не мы выбираем этот путь. По крайней мере, по себе я могу так судить. Когда я согласился с мыслью о монашестве, с желанием стать монахом, у меня словно «зеленый свет» включился во всем. И я в этом вижу призыв Божий.

— Это призыв можно спутать с чем-то? С собственными мечтами, с эмоциями, с неофитским восторгом?

— Нет. Когда человек сомневается, значит, он не так сильно любит Бога, чтобы посвятить себя Ему. И монашеская жизнь для него будет, как мы ее называем, «на полусогнутых».

Читайте также:  Светлая пасхальная седмица правила - богослов

А когда желание монашества непреодолимо, ты будешь к нему стремиться, несмотря на то, что все обстоятельства будут против.

Почему говорится в Евангелии: «Враги человеку домашние его» (см. Мф. 10:34-38)? Это говорится в том числе о желающих монашеской жизни. Ни одна мать, ни один отец с легкостью не благословляют своих детей на этот путь.

Зачем далеко ходить? Родители преподобного Сергия Радонежского сказали ему: «Сначала доходи нас и только потом делайся монахом». И он этот долг сыновний исполнил. Даже они не согласились при жизни расстаться со своим сыном.

Мало того, будущего преподобного Феодосия Киево-Печерского мать избивала и насильно возвращала из монастыря. Вот он свою мать не послушался и посвятил жизнь Богу.

— Как все по-разному. Значит, дело не в отречении от родителей, как представляется, и, тем более, не в нелюбви к ним…

— Дело не в этом. Дело в приоритетах. Когда человек решился посвятить свою жизнь Богу, то Бог стал на первом месте. Это не значит, что родители — на последнем. Они стали на втором, а второе — это тоже очень большое место!

— Нужно ли человеку благословение родителей, чтобы идти в монастырь?

— Желательно. Но не обязательно.

У оптинских старцев, к примеру, такое наставление есть: на женитьбу, замужество и монашество ты должен получить благословение родителей. Кроме того, как говорили святые отцы, «сеющий с благословением, с благословением и пожнет».

Я семь лет к монашеству шел. И последним препятствием на моем пути было отсутствие благословения моей неверующей мамы на поступление в монастырь. Духовник сказал: без этого нельзя.

Я говорю: «Но мама ведь не верующая. Она же в принципе не может дать такого благословения!».

И она действительно мне говорила: «Все, что угодно, только не это! Можешь поступать в семинарию, но только не делайся монахом».

Но однажды она приезжает в Лавру, где я учился уже в семинарии, какая-то грустная, и разговор у нас не клеится. Я спрашиваю:

— Что случилось? — Ничего.

— Ты какая-то не такая.

Как посвятить свою жизнь Богу и возможно ли это

Супруги могут посвятить себя друг другу, родители могут посвятить свою жизнь воспитанию детей, а как может христианин посвятить свою жизнь Богу? Каждый день и каждую минуту. Возможно ли это и что значит истинное посвящение — читайте мнения ниже. 

Юрий Ильченко, основатель и старший пастор «Церкви Иисуса Христа» (Хабаровск, Россия)

Кого ищет Бог? Он ищет тех, чье сердце вполне преданно Ему. Люди, которые не посвящены Богу, когда просят у Него что-то и не получают ответа, становятся разочарованными. Причина – не настоящая посвященность Богу.

  Бог поддерживает тех, чье сердце преданно Ему, кто посвящен полностью. Посвящение – это когда ты отдал свое сердце, свою жизнь Богу, она не твоя. Ты не принадлежишь себе, не строишь своих планов, а говоришь: «Господь, Твои планы – это мои планы».

Ты отдал Ему свою волю и говоришь: «Не моя воля, но Твоя воля да будет».

Поэтому странно слышать не только от верующих, но и от служителей, которые думают не о том, что для них воля Божья, а о том, где и как лучше живется.

Такое впечатление, как будто они не с Богом, не в Боге, а живут где-то сами и еще Господь с ними.  Такого не может быть. Посвящение – это нужно себя полностью отдать Богу. Людей, которые отдали себя полностью Богу, Бог поддерживает их.

Почему? А потому, что они дали Ему право, и теперь Бог их Хозяин, Бог их Господин.

Орен Лев Ари, пастор общины «Царь Великой Славы» в Иерусалиме (Израиль)

Никита Струве, литературовед переводчик, директор парижского издательства YMCA-Press

Кто говорит, что он посвящает или хочет посвятить всю свою жизнь Богу и человеку, чаще всего самообольщается.

Отчасти это могут сказать монахи или давшие вопреки своей природе обет целибата, поскольку они отказываются от существенной части личной жизни, тоже заповеданной Богом, но и у них бывают самообольщения и жестокие соблазны, например, власти и самослужения.

Примеры некоторых святых показывают, что полная самоотдача, посвящение себя Богу и человеку возможны в исключительных случаях. Отдавать себя Богу — это жить в любви к ближнему, как к самому себе, в любви к миру, Богом созданному, в духе истины и правды, до готовности пострадать за правду.

Идолы — это нечто конечное, возведенное в абсолют. А главное, что нам всем доступно, хотя и дается с трудом, это — смирение, оно уже есть само по себе служение Богу и человеку, и, как таковое, не подвластно идолопоклонству.

Алексей Коломийцев, учитель и пастор церкви «Слово благодати» (США)

Посвящение Богу является еще одним важнейшим принципом жизни и развития как каждого христианина индивидуально, так и всей церкви. Оно определяет степень отдачи себя Богу и Его делу. Самым большим препятствием на пути к признанию Бога и служению Ему является человеческое «Я».

Даже когда человек становится христианином, дьявол пытается лишить его настоящей жизни во Христе, убеждая его в том, что христианство не означает полного отказа от себя, что можно быть посвященным Богу частично, продолжая в основном жить для себя.

В результате, большинство людей, называющих себя верующими, не знают истинной жизни полного посвящения и отдачи себя Богу.

Андрей Хонконен, старший пастор церкви «Сила Перемен» (Финляндия)

Павел Адельгейм, протоиерей и церковный публицист (Россия)

На вопрос «как посвятить жизнь служению Богу?» замечательно отвечает библейское выражение «ходить перед Богом». Это заповедь, данная в книге Бытия «Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен» (Быт 17:1).

Та же книга Бытия свидетельствует, что заповедь эта исполнима и называет людей, которые её исполнили: «Енох ходил пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его» (Быт 5:24). «Ной был человек праведный и непорочный в роде своём. Ной ходил пред Богом» (Быт 6:9).

«Ты сделал рабу Твоему Давиду, отцу моему, великую милость за то, что он ходил пред Тобою в истине и правде» (3 Цар 3:6). Посвятить свою жизнь Богу означает всегда осознавать себя в Его присутствии.

Достигаем этого, всегда помня и повторяя Его имя. «Непрестанно молитесь», — призывает апостол.

Ещё сложнее не потерять, что приобрёл, и достигается непрекращающимся подвигом трезвения. Христос даёт эту заповедь и многократно повторяет в Евангелии. Он выразил заповедь одним словом: «бодрствуйте!».

В другом месте: «трезвитесь»! Подлинное следует отличать от всякой подмены, и это бывает просто для тех, кто бережёт принятое откровение.

Подмена возникает там, где ты её ищешь, даже если не хочешь в этом признаться самому себе.

Николай Судаков, пастор евангельской церкви «Новая Жизнь» (Первоуральск, Россия)

Маргарита Шилкина, декан факультета религиоведения Свято-Филаретовского православно-христианского института

Богу можно отдать только всю свою жизнь, ибо она вся Его изначально. Если мы что-то оставляем «для себя», то мы это теряем навсегда, т.к. вне Бога жизни просто нет.

Служить целожизненно — это значит все, что Господь подарил нам, вернуть Ему обратно с благодарностью и прибытком, как приращение талантов: любовь, жизнь, друзей, братство и общину, образование, семью и детей, работу, наше здоровье, способности и духовные дары — чтобы ничего из этого не стало вдруг дороже Самого Бога и Христа, не затмило любви к Нему, не отделилось от Него и не было присвоено нами как «свое».

Джерри Бриджес, христианский писатель и мыслитель современности (США)

Кто не убоится Тебя, Господи, и не прославит имени Твоего? ибо Ты един свят. Все народы придут и поклонятся пред Тобою, ибо открылись суды Твои — Откровение 15:4.

Енох ходил перед Богом, и Енох угодил Богу. Его хождение перед Богом говорит о взаимоотношениях с Богом, или о его посвящении Богу; его жизнь, угодная Богу, говорит о его поступках как о результате этих взаимоотношений.

Невозможно выработать христианский образ поведения, если не делать этого на основе посвящения себя Богу. Благочестие — это, прежде всего, развитие близких взаимоотношений с Богом и только потом, на этом основании, вырабатывается и развивается жизнь, угодная Богу.

Наше понятие о Боге и наши взаимоотношения с Ним определяют наше поведение.

Посвятить жизнь Богу - Богослов

Посвящение Богу состоит из трех неотъемлемых элементов: страха Божия, любви к Богу и жажды Бога. Это можно изобразить в виде треугольника, углы которого представлены этими тремя элементами.

Страх Божий и любовь к Богу находятся у основания треугольника, а жажда Бога — на его вершине. Исследуя в отдельности эти элементы, мы увидим, что страх Божий и любовь к Богу являются фундаментом истинного посвящения, а жажда Бога — это наивысшее проявление этого посвящения.

INVICTORY теперь на Youtube, Instagram и Telegram!

Хотите получать самые интересные материалы прямо на свои любимые платформы? Мы готовим для вас обзоры новых фильмов, интересные подкасты, срочные новости и полезные советы от служителей на популярных платформах. Многие материалы выходят только на них, не попадая даже на сайт! Подписывайтесь и получайте самую интересную информацию первыми!

Богу нужна наша посвященность

Посвятить жизнь Богу - Богослов

Ефесянам 5:1–7.

Когда нашего Господа спросили, какая самая важная заповедь в законе, Он, не задумываясь, сказал о личной приверженности: «Возлюби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим и всей душой твоей, и всем разумением твоим» (Мф. 22:37).

Христос подметил, что, когда человек демонстрирует всепоглощающее  благоговение перед Богом и преданно служит ближнему, тогда следование другим учениям Писаний становится естественным результатом такой приверженности (Мф. 22:40).

Чарльз Суиндолл приводит в своей книге письмо, отправленное девушке её женихом и иллюстрирующее высокую степень приверженности, идеологической установке.

Этот юноша был «обращён» в коммунистическую идеологию и так был предан своей партии, что написал девушке, что разрывает с ней отношения, дабы целиком посвятить себя новому делу.

Прочувствуйте эту высокую степень приверженности в словах молодого человека:

«Среди нас, коммунистов, множество убитых. В нас стреляют, нас вешают, высмеивают, выгоняют с работы и всячески стараются осложнить нам жизнь. Много наших убивают или бросают в тюрьмы. Мы живём в настоящей нищете. Мы отдаём партии каждую заработанную копейку, оставляя себе ровно столько, чтобы не умереть с голоду.

У нас, коммунистов, нет времени и денег на частое посещение кино и концертов, на отбивные на косточке, благоустроенные дома и новые машины. Нас называют фанатиками. Мы и есть фанатики. Наша жизнь подчинена одной великой, всепоглощающей идее — борьбе за коммунизм во всём мире. У нас есть жизненная философия, которую нельзя купить ни за какие деньги.

У нас есть дело, за которое надо сражаться, определённая цель в жизни.

Мы подчиняем своё мелочное «я» великому движению человечества; и если кажется, что наша жизнь тяжела, а наше «я» страдает оттого, что вынуждено подчиняться партии, то мы в достаточной мере компенсируем это той мыслью, что каждый из нас вносит свою малую лепту во что-то новое, истинное и лучшее для человечества.

Единственное, что для меня исключительно важно, — это дело коммунизма. Это моя жизнь, моя работа, моя религия, моё увлечение, моя возлюбленная, моя жена… моя пища. Я работаю над ним весь день, а ночью мечтаю о нём.

С течением времени его власть надо мной не только не ослабевает, но даже усиливается, и потому я не могу продолжать дружбу… или даже разговор без того, чтобы не связать это с той силой, которая двигает и направляет мою жизнь.

Читайте также:  Благовещение пресвятой богородицы - богослов

Я оцениваю людей, взгляды, идеи и поступки по тому, как они влияют на дело коммунизма, и по их отношению к нему. Я уже сидел в тюрьме за свои идеалы, и если понадобится, готов пойти на расстрел».

Такую преданность называют одержимостью или фанатизмом! Далеко не всегда такие мысли и слова были искренними или долгими. Но не в этом дело. Окружающим и жизнь христианина тоже может показаться одержимостью. На всё в своей жизни он смотрит сквозь призму своей приверженности.

В своём христианском образе жизни он находит огромное удовлетворение. Эта одержимая преданность не должна быть крайностью, которая навязывает жизнь без выбора. Но она должна быть основой, на которой принимаются те или иные решения в жизни.

Именно посвящение Господу побуждает христианина по-особому жить, действовать и любить!

Писания приводят многочисленные примеры такой неодолимой преданности. Вдова, положившая две последние лепты, иллюстрирует, до какой степени она была предана Богу (Мк. 12:42–44). Епафродита всегда будут помнить за его самозабвенную помощь братьям (Фил. 2:25–30).

В Ветхом Завете есть рассказ о Еффее гефянине, который так выразил свою преданность царю Давиду: «Жив Господь, и да живёт господин мой царь. Где бы ни был господин мой, царь: в жизни ли, в смерти ли — там будет и раб твой» (2 Цар. 15:21).

А можно ли забыть преданность Халева? Этот благочестивый человек известен и в наши дни благодаря Господней похвале, в которой Он назвал его «раб Мой Халев».

За что Халев был так отмечен? Ответ находится в словах самого Бога: «За то, что в нём был иной дух и он совершенно повиновался Мне» (Чис. 14:24).

Поскольку теперь вы христианин, то вы преданы Богу! Вы живёте в святости, посвятив себя Ему. Вы живёте совершенно иначе, чем до того, как решили уверовать и исполнить Божьи повеления. Преданная жизнь благословляется духовными богатствами!

Еф. 5:1–7 объясняет, что такое посвящение христианина. Рассказав, чем образ жизни человека во Христе отличается от жизни мирских людей (4:17–32), Павел тут же говорит: «Поэтому…», показывая этим, что разный образ жизни является следствием разной приверженности. Христиане привержены Божьим, а не мирским стандартам.

Они «почита[ют] себя мёртвыми для греха» и мира, «живыми же для Бога» (Рим. 6:11). Внимательно прочтите это место Писания, и вы увидите, что посвящение христиан направлена на Бога, а не на мир. Человек всегда привержен чему-либо в жизни. Некоторые посвящают себя политике, финансовым задачам или гуманитарным проектам.

Вы же, будучи христианином, должны демонстрировать посвящение служению Богу!

Наше посвящение любви (5:1)

Говоря «дети возлюбленные», Павел имел в виду членов тела Христова — тех, которые услышали евангелие и ответили послушанием (Ин. 14:15). Только потому, что Бог любит мир, Его дети могут любить Его и друг друга (1 Ин. 4:19).

Обращённый понимает, что Божья любовь сильнее любви родителей к своему ребёнку. Осознав, как сильно Бог любит его, он естественным образом отвечает Ему взаимностью.

Эта любовь предлагает безопасность и удовлетворение страждущим в этом мире! Теперь и вы, придя к пониманию того, как сильно любит вас Бог, выражаете любовь к Богу (Гал. 2:20).

Изучаемый нами отрывок показывает, как посвящение любви способствует росту христиан и направляет его. В Славянском Евангельском Обществе этот стих звучит так: «…Будьте подражателями Богу, как дети возлюбленные». Это ближе к греческому тексту. Христиане хотят «быть», как Бог.

В греческом тексте глагол «быть» передаёт постепенное развитие. Христианин становится подражателем Бога. Его страстное желание походить на Бога не ослабевает. Это происходит не в одночасье; такое развитие требует времени. Став христианином, вы положили начало этому процессу.

Чтобы достичь цели, вам нужно неустанно идти к ней!

Христиане — «подражатели» Богу. Термином «подражатели» переведено греческое слово миметес, от которого происходят знакомые нам слова «мимический», «мимикрия». Его смысл — «своим поведением копировать кого-то или что-то». Христианин может «копировать» Бога, следуя Его примеру или исполняя Его заповеди.

Маленькие дети часто копируют поведение своих родителей. Нередко говорят, например, что сын — точная копия своего отца, а дочь — своей матери. Так же и христиане должны копировать своего небесного Отца. Со временем мы должны уподобиться Ему.

Те, кто только вступает на христианский путь, должны радоваться тому, что они начали процесс превращения в подражателей Богу!

Христиане известны как Божьи «дети возлюбленные». Христианин так же предан небесному Отцу, как ребёнок — отцу земному.

Ребёнок относится к своему отцу с огромным уважением и любовью и особенно гордится тем, что он [она] — «сын [дочь] (такого-то)».

Эта гордость усиливается, когда ребёнок начинает понимать, что отец его очень сильно любит! Теперь вы, новообращённый христианин, имеете такие же отношения с вашим небесным Отцом. Какое счастье быть уверенным, что вы — Божье возлюбленное чадо!

Христиане привержены Богу. Эта посвящение выражается не в педантичном исполнении всевозможных правил и установлений. Следование строгой духовной дисциплине или подсчёт, сколько раз за день вы молились, не способствует укреплению такой преданности.

Не гарантирует эту преданность и записывание всех грехов, которые вы исповедали.

Поддерживать свою посвящение вы должны, сосредоточив все свои помыслы на Боге и Его возлюбленном Сыне, который «возлюбил нас и предал Себя за нас», как сказано в следующем стихе.

Наше посвящение служению Богу (5:2)

Любовь к Богу вызывает у вас желание служить Ему (Ин. 14:15). Вы делаете добрые дела из желания прославить вашего небесного Отца. Так поступать — значит «жить в любви», или, как сказано в Славянском Евангельском Обществе, «ходить в любви».

Всё в вашей жизни выражает вашу любовь к Богу! Павел пояснил такое служение на примере Иисуса Христа: «Живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас». Это образец для христиан. Служите не просто потому, что кто-то ещё это тоже делает или из чувства вины, если вы не служите.

Творите добрые дела, потому что вы любите Бога и хотите угодить небесному Отцу.

Вы получите удовольствие от служения Богу! Вы будете служить со рвением и радостью. Кроме того, вы получите огромное удовлетворение от того, что служите, как Христос. Эти благословения явятся результатом вашей исключительной приверженности Господу.

В 5:2 Павел называет две особенности преданного служения Христа. Христос предал Себя в приношение. Слово «приношение», иными словами «дар», говорит о духе преданности. Этот термин в Ветхом Завете употребляется для описания внутреннего состояния приступающих к Богу в поклонении (см. Лев. 1:2; см Современный Перевод).

Поклонявшийся должен был приступать к Богу со смирением и согласием с Господними уставами. У него был дух абсолютной покорности Богу. Дар приносился Богу как выражение любви, благодарности и преданности. Каждое приношение было во славу Бога. Христос также принёс Себя в жертву.

Слово «жертва» означает поступок, практическую демонстрацию приверженности. Бог установил жертвоприношения и благословлял тех, кто исполнял предписанные правила, касающиеся жертвоприношений. Павел описывает это же самое действие во Христе, который «предал Себя», потому что «возлюбил нас».

Христианин должен поступать так же, «как и Христос», а послушание благословляется!

Делая добрые дела, вы приносите себя в «жертву». В Божьих глазах такое ваше служение — благословенное «приношение». Ваша жертва не имеет ограничений, ибо, как Христос, вы привержены любви! Почему христианин должен не просто заниматься церковными делами, но всецело отдаваться им? Потому что он так же привержен служению, как и Христос!

Что такое посвящение нравственности в мыслях и делах.

Любовь и служение христиан имеют своим результатом высоконравственное, добропорядочное поведение. Для обращённого всё становится новым (см. 2 Кор. 5:17). Эта «обновлённая жизнь» (Рим. 6:4) видна в повседневных делах церкви.

Став членом Божьей семьи, вы будете жить в соответствии с замыслом вашего небесного Отца для вашей жизни. Христианский образ жизни не всегда спокойный и удобный. Однако вы теперь подражатель Богу и поэтому должны дать себе слово жить так, как того хочет Бог, ваш Отец.

В стихах 3–7 Павел называет некоторые конкретные моменты, что значит вести себя добропорядочно.

Добропорядочность проявляется в делах (ст. 3). Вы отошли от дел мира (1 Пет. 1:22). Будучи чадом Божьим, вы не должны участвовать в некоторых мероприятиях (2 Пет. 3:14). Христиане не должны практиковать некоторых дел и стремиться к некоторым целям (1 Тим. 5:22).

Очистившийся кровью Христа не должен принимать решения, которые ведут к предумышленному греху. Даже будучи христианами, мы несовершенны и продолжаем грешить, но это несравнимо с погрязшими в мирских делах настолько, что они даже не задумываются о грехе.

Перемена поведения после обращения подчёркивается фразой в повелительном наклонении «не должны даже упоминаться у вас». Ещё больший акцент заметен в языке оригинала.

На самом деле Библия велит: «Не допускайте даже однократного упоминания этого!» Настолько немыслимо, чтобы христиане посещали некоторые места, что должно быть стыдно и неловко даже говорить об их посещении! (См. Рим. 6:21). Почему здесь на этом поставлен такой акцент? Потому что некоторые места провоцируют поведение, которое не «прилично святым».

Добропорядочность обуславливается образом мыслей (ст. 4). Поступки являются производным от состояния души. Настрой христианина — демонстрировать чистоту. Господь сказал, что «от избытка сердца говорят уста» (Мф. 12:34–37). Павел напоминает эфесянам эту истину. Представитель Христа должен следить за своей речью.

В ней не должно быть «сквернословия» (непристойных, вульгарных слов) и «пустословия» (бессмысленных слов, употребляемых бездумно, без учёта их воздействия на слушающих). Язык христианина резко отличается от речи окружающих: он выражает чистоту и «благодарение».

Новообращённый христианин должен учиться обуздывать свой язык! Это трудно, но вполне возможно!

Добропорядочность вознаграждается (ст. 5). Христианин должен быть исполнен решимости жить добропорядочно, потому что Бог заверяет, что пошлёт великие благословения тем, кто живёт так. Кто не кается и не оставляет свои греховные дела, поймут, что они обречены, но будет слишком поздно.

Если человек не становится чадом Божьим и не перестаёт постоянно грешить, он «не имеет наследия в Царстве Христа и Бога»! Вас как человека, обратившегося к Христу, этот стих должен воодушевлять. Вы стараетесь повиноваться Богу. Вы начинаете подражать Богу.

Вы имеете Божье милостивое прощение, когда согрешаете, и Его твёрдое заверение в небесном наследии (Евр. 6:18, 19).

Нравственность поддерживается личными связями и отношениями (ст. 6, 7). Если мы хотим жить достойно, то нам надо общаться с добропорядочными людьми! Став христианином, вы должны были отвернуться от греховных дел, которые вам, возможно, нравились. Сатана будет постоянно соблазнять вас вернуться к прежним занятиям, которые мы оставили.

Некоторые самые сильные попытки увести вас обратно в мир сатана будет осуществлять через людей из вашего прошлого (см. 1 Кор. 15:33). Если какие-то прошлые связи станут препятствовать вашей приверженности Христу, нужно разорвать их (см. Мф. 10:34–39). Ваша посвящение Христу должна быть такой сильной, что вы сможете удалиться от тех, кто отвергает Бога (2 Кор.

6:17, 18; 1 Ин. 2:15–17).

Итак, Христианин должен быть привержен Богу во всех аспектах жизни. Такая посвященность начинается с понимания великой любви Бога и демонстрируется, когда человек охотно жертвует собой в качестве «приношения» Богу (Рим. 12:1, 2). Самозабвенная посвящение Богу побуждает христианина добропорядочно жить, добропорядочно говорить и выбирать себе добропорядочных друзей.

Читайте также:  Крещение господне - богослов

Посвящение Богу — трудная задача, потому что сатана делает всё возможное, чтобы соблазнить христиан принимать решения, участвовать в мероприятиях и выбирать компании, которые могут ослабить их посвящение Богу. Царь Амасия иллюстрирует трагедию такого компромисса.

Библия говорит: «И делал он угодное в очах Господних, впрочем, не так, как отец его Давид» (4 Цар. 14:3). В результате такой половинчатой приверженности царь попал в беду и бросил тень на Божью славу (4 Цар. 14:12–14).

Чтобы угодить Богу, приложите все усилия к тому, чтобы ваша посвящение Ему была в точности такой, как заповедано в Еф. 5:1–7!

Что значит посвятить всю свою жизнь служению Богу?

Протоиерей Павел Адельгейм: На вопрос «как посвятить жизнь служению Богу?» замечательно отвечает библейское выражение «ходить перед Богом». Это заповедь, данная в книге Бытия «Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен» (Быт 17:1).

Та же книга Бытия свидетельствует, что заповедь эта исполнима и называет людей, которые её исполнили: «Енох ходил пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его» (Быт 5:24). «Ной был человек праведный и непорочный в роде своём. Ной ходил пред Богом» (Быт 6:9).

«Ты сделал рабу Твоему Давиду, отцу моему, великую милость за то, что он ходил пред Тобою в истине и правде» (3 Цар 3:6). Посвятить свою жизнь Богу означает всегда осознавать себя в Его присутствии.

Достигаем этого, всегда помня и повторяя Его имя. «Непрестанно молитесь», — призывает апостол.

Ещё сложнее не потерять, что приобрёл, и достигается непрекращающимся подвигом трезвения. Христос даёт эту заповедь и многократно повторяет в Евангелии. Он выразил заповедь одним словом: «бодрствуйте!».

В другом месте: «трезвитесь»! Подлинное следует отличать от всякой подмены, и это бывает просто для тех, кто бережёт принятое откровение.

Подмена возникает там, где ты её ищешь, даже если не хочешь в этом признаться самому себе.

Профессор Н.А. Струве: Кто говорит, что он посвящает или хочет посвятить всю свою жизнь Богу и человеку, чаще всего самообольщается.

Отчасти это могут сказать монахи или давшие вопреки своей природе обет целибата, поскольку они отказываются от существенной части личной жизни, тоже заповеданной Богом, но и у них бывают самообольщения и жестокие соблазны, например, власти и самослужения.

Примеры некоторых святых показывают, что полная самоотдача, посвящение себя Богу и человеку возможны в исключительных случаях. Отдавать себя Богу – это жить в любви к ближнему, как к самому себе, в любви к миру, Богом созданному, в духе истины и правды, до готовности пострадать за правду.

Идолы – это нечто конечное, возведенное в абсолют. А главное, что нам всем доступно, хотя и дается с трудом, это – смирение, оно уже есть само по себе служение Богу и человеку, и, как таковое, не подвластно идолопоклонству.

Профессор Жорж Нива: Трудно мне ответить на такой вопрос. Я любуюсь некоторыми личностями святых или мирян, которые отдали всю свою жизнь служению ближнему и тем же – Богу. Таких людей мы знаем – многих по истории и нескольких в нашем окружении. Есть известные, как д-р Швейцер, мать Тереза, Франциск Ассизский, есть анонимы.

Трудно мне судить об отшельниках или монахах типа католических картезианцев (их основной монастырь недалеко от места, где я живу, в Альпах), которые целиком отдают себя Богу. Одна моя тетка была такой: она принадлежала женскому ордену «клариссинок». Мои многочисленные разговоры с ней – важнейшая веха в моей жизни.

Она для меня живой и верный пример возможности полной отдачи себя Богу. Она мне завещала свой дневник, и это текст мистический. Святая Клара, учредительница ордена Клариссинок, была сестрой Франциска Ассизского. Лучше всего я понимаю францисканцев, которые не заботятся о завтрашнем дне и, в принципе, живут «как птицы небесные».

Ведь Иисус был бродягой и не велел Своим ученикам заботиться о завтрашнем дне. (А нам-то, простым людям, – наоборот…)

Однако мне кажется, что хорошо управляемая жизнь мирская, будь это с экономической, сексуальной, семейной точки зрения, не менее – служение Богу. И что любование красотой сотворенного мира также есть служение Богу (люблю «Цветочки» Франциска Ассизского), тем более, что ныне эта красота в большой опасности.

Найти в сложной и духовно опустошенной современной жизни свой путь служения трудно и очень увлекательно для сердца.

Я уважаю Блеза Паскаля, почитаю его, но считаю его пример не образцовым: после своего обращения он полностью бросил физику и математику и стал как бы светским анахоретом.

А ведь нас, обычных верующих, интересует именно, как связать математику с верой, профессию и ремесло со служением Богу, семейную жизнь с любовью к ближнему.

Надо добавить, что я вполне допускаю, что в нашей жизни могут чередоваться периоды работы, влюбленности, отдачи себя семье с периодами как бы «монашескими». То есть неполного и как будто более полного служения Богу.

Имею в виду не столько паломничества, сколько целые годы, отданные служению ближнему – чередование нормальной жизни и длительных отпусков, «sabbaticals», как говорят американцы, полностью отданных Богу. Но с возвращением к «нормальной жизни».

У меня в моей жизни такое, увы, не получалось, но я любуюсь молодыми людьми, которые на год-два покидают всё и лечат людей в далёкой стране или в бедных кварталах своего города. Этим они нам лучше всего показывают, что и в нашем духовно бедном мире человек еще может служить Богу.

И мне кажется, что, порой даже не сознавая этого, они воздвигают настоящую Церковь. «Личность – это видение Бога», пишет Леон Блуа в своём дневнике. Если вдуматься, это и пугает, и обнадёживает…

Профессор Александр Копировский, ученый секретарь СФИ: В советское время часто цитировалось высказывание писателя Н. Островского, автора культового романа «Как закалялась сталь»: «Жизнь дается человеку только один раз, и прожить ее надо так, чтобы …

умирая, мог сказать: вся жизнь, все силы отданы самому прекрасному на земле – борьбе за освобождение человечества». Напыщенность этой фразы мгновенно стала объектом иронии – по контрасту с грубой реальностью, которая сразу душила прекрасные порывы.

Но есть в ней и трезвое зерно: понять, что значит отдать всю жизнь служению, можно только пред самым ее концом. В этом смысле вопрос, на который мне нужно ответить, повисает в воздухе. Поэтому могу сказать немногое и предположительно. Видимо, вначале нужно, по слову премудрого Сираха, как следует «приготовить душу свою к искушению» (Сир 2:1).

А значит – перестать думать, что целожизненное служение Богу возможно только «духовным профессионалам» или, того хуже — великим святым. Великое служение – да, для великих людей (я таких видел), но просто служить Богу (и служить всегда) призван каждый верующий в Него человек.

И главное здесь, мне кажется, не пытаться начать некий процесс подготовки, чтобы потом, получив «диплом», идти служить, как после института – работать на производстве. Начало служения – в серьезном и, одновременно, радостном отношении к тому, что встречает любого человека сразу после оглашения.

Храм, молитва, причастие, самостоятельное и совместное с братьями и сестрами чтение Писания и писаний, общение всегда с надеждой сказать хоть маленькое благое слово. Все это – без самоутверждения, без попыток непременно придумать что-нибудь «этакое». Служение, и именно на всю жизнь, начинается, как правило,  незаметно…

Владимир Якунцев, сопредседатель Миссионерско-катехизаторского общества: Бог до ревности любит дух, живущий в нас.

Поэтому Господь отдает нам всего Себя, поэтому и мы призываемся к этому. Если получается с нашей стороны по-другому, то это всегда лукавство.

А прийти к общению и единству с Ним можно только через жажду этого общения и единства. Собственно такая жажда и есть вера.

Кирилл Мозгов, руководитель издательства Преображенского братства: То, что возможно отдать служению Богу всю жизнь, мы видим на примере самых разных людей – от апостолов до наших современников. Что это значит и как к этому прийти? Услышать обращенный к тебе призыв Божий и ответить на него.

Не у всех это бывает так ярко, как у пророка Исайи, ап. Павла или Н.Н.Неплюева. Но каждый может сделать этот шаг, потому что Господь обращается к каждому человеку. Н.А. Бердяев писал, что подлинная свобода – это не момент выбора, подлинная свобода рождается только тогда, когда выбор уже сделан.

А служение Богу может быть только в свободе.

Людмила Комисарова, руководитель Богословского колледжа при СФИ: Если служить Богу, то всей своей жизнью, потому что жизнь у человека одна. Человек, который пытается прожить несколько жизней, или болен, или глуп. В нормальном случае человек знает цель своей жизни и всегда исходит из этого. Для верующего человека цель жизни в служении Богу.

К служению Богу прийти чаще всего трудно, потому что нужно самого себя и всю свою жизнь Богу отдать. Страшно на это решиться, но если решился, больше никуда идти не нужно, начинается путь служения Богу.

Елена-Милена Королёва, доброволец 1-го московского хосписа: Это значит умереть для греха, потому что если ты для греха не умер, то он обязательно тебя настигнет в той или иной форме и через десять, и через двадцать лет жизни в Церкви и в общине.

Если ты не сжег хоть один мост, то рано или поздно ты убежишь по нему на другую сторону, и тебе будет казаться, что можно совместить служение Богу и устраивание своей личной судьбы. И эта раздвоенность в конце концов лишит тебя всего и приведет в такую безблагодатную ситуацию, из которой любой выход будет с минусом.

Только умерев для греха, можно прийти к целожизненному служению, иначе не получится.

Маргарита Шилкина, декан факультета религиоведения СФИ: Богу можно отдать только всю свою жизнь, ибо она вся Его изначально. Если мы что-то оставляем «для себя», то мы это теряем навсегда, т.к. вне Бога жизни просто нет.

Служить целожизненно – это значит все, что Господь подарил нам, вернуть Ему обратно с благодарностью и прибытком, как приращение талантов: любовь, жизнь, друзей, братство и общину, образование, семью и детей, работу, наше здоровье, способности и духовные дары – чтобы ничего из этого не стало вдруг дороже Самого Бога и Христа, не затмило любви к Нему, не отделилось от Него и не было присвоено нами как «свое».

И история Церкви, и ее жизнь сегодня показывают, что это действительно возможно. И удивительно, что это возможно и собственно в церковном служении, и в науке, и в поэзии, и в преподавании, и даже в тяжелой болезни, приковывающей к постели.

Помня о величии служения святых всей церковной истории, хочется благодарить Бога за те встречи, которые были и есть в моей жизни сегодня: с владыкой Михаилом (Мудьюгиным), отцом Виталием Боровым, Сергеем Сергеевичем Аверинцевым, Никитой Алексеевичем Струве, Аллой Даниловной Василевской и, конечно, с отцом Георгием Кочетковым, родившим меня и многих-многих из нас во Христе.

Их жизнь убедительно свидетельствует о том, что и в наше время можно всю свою жизнь прожить как целостное служение Богу и Церкви.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *