Преподобный александр свирский — богослов

Не одно поколение верующих людей замирает в благоговейном трепете перед мощами преподобного Александра Свирского, которые находятся в монастыре, основанном самим святым. Нетленность останков праведника поражает и заставляет задуматься о чуде.

Такие необъяснимые с точки зрения науки явления влекут человека к познанию непостижимого и всемогущего Бога.
Преподобный Александр Свирский - Богослов

Многим людям не дано знать своего предназначения на земле, но если с малых лет подчиниться воле Божьей, вскоре можно встать на тот путь, который начертан именно для тебя.

Повзрослев, Амос не принял уговоров родителей о женитьбе и при первой возможности, когда через их село проходили монахи Валаамского монастыря, ушел вместе с ними. Сама природа русского Севера располагала людей к уединению.

Скалистый, продуваемый всеми ветрами остров, на котором располагалась обитель, становился для добровольных отшельников приютом на долгие годы. Юный послушник поселился в одном из уединенных скитов, где прожил в трудах и молитвах семь лет.

В 1474 году Амос принял монашество с именем Александр. Именно в это время после долгих лет неведения родители узнали о его судьбе. Пример сына, который должен был стать утешением в старости, действительно сыграл огромную роль в их жизни. Мать и отец будущего святого также приняли иноческий постриг.

Став монахом, Александр поселился на одном из островов Валаамского архипелага, устроив свою келью прямо в скале. Весть о подвижнике быстро разнеслась по окрестным селам. Паломники, приезжающие в обитель, наведывались и к уединившемуся монаху Александру.

Удивительно, но когда молитвеннику было всего около 30 лет, люди обращались к нему за советом и помощью как к старцу.

Спустя почти 10 лет Александр, отягощенный славой среди людей в поисках покоя и уединения, покинул Валаам. Поселился он на берегу озера, впоследствии названного Святым. Еще будучи юношей, он останавливался на его берегах, когда шел из родной деревни в Валаамский монастырь.

Здесь в тонком сне он услышал голос, что на этом месте будет возведена обитель. Но со времени первых дней пребывания на озере до воплощения пророчества в жизнь ему пришлось прожить около десяти лет, испытывая холод, голод и болезни. Будущий святой построил себе маленькую келью, ел грибы, ягоды, орехи.

Особенно тяжело приходилось зимой, когда наступали жгучие холода, а запасы еды заканчивались. Однажды отшельник тяжело заболел и даже не мог встать с постели. Он лежал и молился Богу, уповая на Его волю.

Вскоре к обессилевшему монаху явился ангел, положил руку ему на голову, и больной наутро проснулся совершенно здоровым.

Преподобный Александр Свирский - Богослов

Однажды некий дворянин Андрей Завалишин, охотясь в густых лесах, вышел к келье монаха. Сначала отшельник был раздосадован появлением незнакомого человека, но все же принял его.

Разговорившись и поняв добрые намерения гостя, он рассказал ему о своей жизни. Именно этот рассказ послужил основой для жизнеописания святого.

Андрей все чаще стал приезжать к монаху, ставшему ему духовным наставником, а вскоре и сам принял монашество.

Несмотря на то, что отшельник просил не открывать его места пребывания, весть о его праведной жизни дошла до других людей. К старцу вновь потянулись люди. Не смея противиться воле Божьей, он принимал все новых послушников.

Удивительная история связана со строительством на этом месте церкви во имя Святой Живоначальной Троицы.

«Александр Свирский – единственный русский святой, который удостоился явления Бога в трех Лицах»

Александр Свирский – единственный русский святой, который удостоился явления Бога в трех Лицах. Случилось это в 1508 году. Предание пересказывает нам это событие. Пустынь ночью ярко осветилась, и в келью старца вошли Трое, Чьи Лики сияли ярче Солнца.

Святой пал перед Богом в поклоне до земли, Господь же поднял его за руку и повелел строить церковь: «Видишь ты, возлюбленный Мной человек, Говорящего с тобой Бога в Трех Лицах – поэтому и воздвигай церковь во имя Троицы Единосущной, Отца, Сына и Духа Святого».

Преподобный Александр Свирский - Богослов

Построенная Троицкая церковь дала основание новой обители. Со временем братия приняла решение, что настоятелем должен быть их духовный наставник монах Александр. Видя его недовольство таким решением, по смирению, они обратились к правящему архиерею Серапиону, епископу Новгородскому.

По его благословению старец был рукоположен в священный сан и назначен игуменом монастыря. Но с принятием высокой должности будущий святой не поменял своего скромного образа жизни. Он делал самую тяжелую работу, довольствовался старой поношенной одеждой, спал в своей келье на полу.

К концу жизни игумен решил воздвигнуть еще один храм – в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Когда был заложен фундамент церкви, старец был благословлен еще одним чудесным явлением.

В один из дней на камнях будущей церкви он и его келейник увидели Божию Матерь с Богомладенцем, восседающую на троне на алтарном месте.

Пресвятая Владычица обратилась к преподобному Александру, открыв ему многих будущих праведников, которые прославят его обитель, а также то, что и Она, и Ее Божественный Сын помогают игумену в его трудах.

Предвидя свою кончину, старец, опять же по своему смирению, просил братию после смерти связать его тело веревками и бросить в болото. Но монахи ослушались своего игумена и похоронили его у церкви обители во имя Преображения Господня. В апреле 1641 года были обретены нетленные останки святого.

На многие годы мощи преподобного Александра Свирского стали предметом почитания и свидетельством необъяснимого чуда для верующих людей.

После революционных событий 1917 года не только сама Церковь, но и предметы культа, в том числе и чудотворные иконы, и святые мощи, стали ненавистны новым властям как «пережитки прошлого».

Уже в октябре 1918 года в газетах появилось сообщение, что мощи Александра Свирского вскрыты. Было издано распоряжение отправить их для хранения в губернский музей. Но туда они так и не попали.

Сначала руководитель отдельного батальона войск ВЧК, ехавший реквизировать останки, не выполнил приказа и оставил мощи в монастыре, а затем и специально созданная комиссия не довезла их до музея, оставив под замком в больничной часовне городка Лодейное поле.

Долгие годы людей уверяли, что мощи святого – всего лишь кучка истлевших костей, что их нетленность – это обман. И даже ходила не подтвержденная информация о том, что останки Александра Свирского сожжены, дабы не давать повода для поклонения «темным крестьянам».

И только в наши дни история святыни стала известна. После многочисленных споров о ценности «экспоната» в 20-30-х годах прошлого столетия мощи попали в анатомический музей Военно-медицинской академии. Благодаря сотрудникам музея они пролежали нетронутыми несколько десятилетий.

В 1998 году мощи преподобного были обретены вторично.

Это, пожалуй, единственные останки, сохранившиеся в таком состоянии. Сохранился кожный покров, мышцы не мумифицировались, не высохли, тело приобрело некую иную материю, аналога которой нет в земной природе.

Известные антропологи, анатомы, хирурги, исследовавшие мощи преподобного Александра Свирского, пришли к выводу, что состояние их уникально и такая сохранность не поддается никаким объяснениям с точки зрения современной науки.

Преподобный Александр Свирский - Богослов Преподобный Александр Свирский - Богослов

Но не нужны какие-либо пояснения этого чуда тем, кто верит, что всё созданное Господом в этом мире имеет свой смысл и значение.

Преподобный Александр Свирский, всю свою жизнь умерщвлявший в душе гордыню, приобрел смирение, подобное ангельскому.

За это и был удостоен уже здесь, на земле, общения с Богом и Пресвятой Богородицей, а после кончины – особого знака: нетленных мощей, стерших грань между бытием и небытием.

Елена Александрина

pravoslavie.fm

Икона Александра Свирского: в чем помогает

Будущий святой родился в семье простых крестьян в середине XVI века. Родители Александра Свирского долго были бездетны и просили Бога о наследнике, поэтому назвали Амосом долгожданного сына, в честь одного из библейских пророков. С самого детства Амос проявлял интерес к молитвам и изучению богословия.

В двенадцать лет юноша заявил, что хочет посвятить свою жизнь служению Богу и принять монашеский постриг. Это весть очень огорчила его родителей: единственный сын лишил их счастья понянчить внуков. И вот, в двенадцать лет, наперекор престарелым отцу и матери, Амос принял монашеский постриг, получив православное имя Александр, и тайком отправился в Валаам.

Дороги до города юноше не знал, просто брел из отчего дома прочь. Но ангелы, явившиеся ему, указали юному Амосу дорогу.

Семь лет провел он в смиренном служении Богу. По истечению этого времени святому явился лик Троицы. До этого только Аврааму доводилось увидеть Бога во всех его трех лицах. Беседа Александра с Богом была о том, как собрать братию и о строительстве храма.

Много лет святой посвятил строительству и украшению храма, воздвигнутом на том месте, которое Троица указала ему. Речь идет о Троицком монастыре, красивейшем соборе на Руси.

На постройку этого храма были выделены колоссальные средства и силы, много людей: от обученных строителей до священнослужителей и простых верующих – трудились над постройкой храма, приносили пожертвования.

Преподобный Александр Свирский - Богослов

Икона и мощи святого

Дни памяти:

Первая икона лика была написана уже после смерти святого, в конце XIX века. Умер Александр в почтенном возрасте, преподобному было около 85 лет. Последние годы провел святой, проводя ночи на камне, тем самым отдавая дань уважения Пресвятой Богородице. С оригинальной иконы быстро были написаны копии, и также быстро они распространились по всей России.

Преподобный Александр Свирский - Богослов

Многие, увидевшие икону, утверждают, что старец смотрим им прямо в душу. На иконе святой с нимбом над головой и посохом в руке, как будто молится за души всех на этой земле.

Интересно то, что икона была написана с мощей преподобного Александра, они не только прекрасно сохранились спустя десятки лет, но и черты были не затронуты временем.

Когда открыли гроб Александра Свирского, мощи его стали источать миро, да так сильно, что иногда к ним слетаются пчелы.

Служители церкви заметили, что аромат миро и его количество напрямую зависит от числа прихожан, просто ли пришедших посмотреть на мощи или же просить о чём-то святого.

Читайте также:  Воскресная школа для детей - богослов

Чудодейственное масло, источаемое мощами, поднимает на ноги даже безнадежно больных, о чём есть немало свидетельств. Спустя века мощи святого не истлели, не пострадали от руки времени. Мощи Александра Свирского — настоящая реликвия всего православного мира.

В чем помогает икона александра свирского?

К иконе обращаются в самых разных случаях, считается, что она поможет во всех делах. Даже монахи и священнослужители зачастую обращаются к Александру Свирскому. Во времена душевных терзаний и смятения молитва святому укрепит веру и направит на путь истинный.

Помогает этот святой с выбором жизненных приоритетов, от которых зависят наши деяния

Обрести и укрепить веру в себя, найти своё предназначение – вот о чём просят святого.

Но не только для укрепления веры обращаются к иконе Александра Свирского. Бездетная пара просит святого о заветном первенце, семья с дочерьми – о желанном наследнике. Ответом на просьбы и мольбу пред иконой преподобного Александра Свирского будет перевязанный синей лентой сверток.

Поэтому просьбы о сыне прилетают святому со всех концом мира. Случаются и такие чудеса, что святой прячет дитя и от матери, чтобы сохранить его целым и невредимым. Так как родители святого не хотели отпускать сына, он дает утешение тем, чьи дети избрали путь служения Богу.

Молятся родители Александра Свирского с просьбами помочь их ребенку в учении, найти увлечение по душе и свой путь в жизни.

Просят верующие и о здоровье. По словам очевидцев, слепые становились зрячими рядом с иконой и мощами святого, больные раком излечивались, проходили недуги как физические, так и душевные. И при высоком давлении молятся святому, и в самых, казалось бы, безнадежных случаях люди находят единственное спасение в молитве святому.

Молитвы перед иконой

Преподобный Александр Свирский - Богослов

К святому нужно обращаться с честным и открытым сердцем, тогда он отведет дурные, греховные мысли, направит по истинному пути, поможет обрести внутренний покой, исцелит душевные раны. Не теряющие надежду на лучшее могут увидеть святого в сновидениях, как наставник он направит их на путь исцеления и веры.

В церкви икона Александра Свирского находится в северном иконостасе. Но всё это, конечно, копии с первой иконы. Оригинал находится в Свято-Троицком Александро-Свирском мужском монастыре, там же хранятся и мощи святого.

Тропарь, глас 4

От ю́ности, Богому́дре, жела́нием духо́вным в пусты́ню всели́вся,/ еди́наго Христа́ возжела́л еси́ усе́рдно стопа́м в след ходи́ти,/ те́мже и а́нгельстии чи́ни, зря́ще тя, удиви́шася,/ ка́ко, с пло́тию к неви́димым ко́знем подвиза́вся, прему́дре,/ победи́л еси́ полки́ страсте́й воздержа́нием/ и яви́лся еси́ равноа́нгелен на земли́,/ Алекса́ндре, преподо́бне,/ моли́ Христа́ Бо́га,// да спасе́т ду́ши на́ша.

Перевод: С самой юности, умудренный Богом, устремлением духовным ты поселился в пустыни, пожелав с усердием следовать только по стопам Христа, потому и ангельские чины, видя тебя, удивились, как ты во плоти боролся с коварством невидимых (бесов), победил полчища страстей воздержанием и явился на земле подобным ангелам, Александр преподобный, моли Христа Бога, да спасет наши души.

Кондак, глас 8

Я́ко многосве́тлая звезда́ днесь в страна́х росси́йских возсия́л еси́, о́тче,/ всели́вся в пусты́ню, Христо́вым стопа́м после́довати усе́рдно возжеле́л еси́/ и, Того́ свято́е и́го на ра́мо твое́ взем — честны́й крест,/ умертви́л еси́ труды́ по́двиг твои́х теле́сная взыгра́ния,/ те́мже вопие́м ти:/ спаси́ ста́до твое́, е́же собра́л еси́, му́дре, да зове́м ти:// ра́дуйся, преподо́бне Алекса́ндре, о́тче наш.

Перевод: Как преяркая звезда ныне в стране российской ты воссиял, отче, вселившись в пустынь, ты пожелал с усердием следовать по стопам Христовым и Его святое иго (Мф.

11:30), почитаемый крест, на плечи свои подняв, умертвил ты трудами подвигов твоих буйство плоти, потому молимся тебе: спаси стадо твое, которое ты собрал, мудрый, да взываем к тебе: «Радуйся, преподобный Александр, отче наш».

Величание

Ублажа́ем тя, преподо́бне о́тче Алекса́ндре, и чтим святу́ю па́мять твою́, наста́вниче мона́хов и собесе́дниче А́нгелов.

Молитва преподобному Александру Свирскому

О, свяще́нная главо́, А́нгеле земни́й и челове́че Небе́сный, преподо́бне и богоно́сне о́тче наш Алекса́ндре, изря́дный уго́дниче Пресвяты́я и Единосу́щныя Тро́ицы, явля́яй мно́гия ми́лости живу́щим во святе́й оби́тели твое́й и всем, с ве́рою и любо́вию притека́ющим к тебе́! Испроси́ нам вся благопотре́бная к житию́ сему́ вре́менному, и ну́жная к ве́чному спасе́нию на́шему. Посо́бствуй предста́тельством твои́м, уго́дниче Бо́жий, пред Го́сподем на враги́ ви́димыя и неви́димыя. Ве́рных рабо́в Его́, в ско́рби и печа́ли день и нощь вопию́щих к Нему́, многоболе́зненный вопль да услы́шит и да изведе́т от поги́бели живо́т наш. Да в ми́ре глубо́це пребу́дет свята́я Правосла́вная Це́рковь Христо́ва, и в благострое́нии зи́ждется Оте́чество на́ше, во вся́ком благоче́стии неруши́мо. Бу́ди всем нам, чудотво́рче святы́й, помо́щник ско́рый во вся́кой ско́рби и обстоя́нии. Наипа́че же в час кончи́ны на́шея яви́ся нам засту́пник благосе́рдый, да не пре́дани бу́дем на мыта́рствех возду́шных вла́сти зло́бнаго мироде́ржца, но да сподо́бимся непреткнове́ннаго восхо́да в Ца́рствие Небе́сное. Ей, о́тче, моли́твенниче наш при́сный! Не посрами́ упова́ния на́шего, не пре́зри смире́нная моле́ния на́ша, и предста́тельствуй за нас пред Престо́лом Живонача́льныя Тро́ицы, да сподо́бимся вку́пе с тобо́ю и со все́ми святы́ми мы, недосто́йнии, в селе́ниих ра́йских сла́вити вели́чие, благода́ть и ми́лость Еди́наго в Тро́ице Бо́га, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва преподобного Александра Свирского ко Господу Богу и Пресвятой Богородице

Бо́же, очи́сти мя́ гре́шнаго, и поми́луй мя́, и прости́ ми́, Го́споди Бо́же, Спа́се Ми́лостивый! Да́ждь ми́, Го́споди, христиа́нский коне́ц с Пречи́стым Те́лом и с Честно́ю Кро́вию, со слеза́ми и покая́нием. Изба́ви, Го́споди, му́ки ве́чныя, огня́ негаси́маго, и че́рвия неусыпа́ющаго, и смолы́ кипя́щия.

Ты́ созда́л мя́ еси́, Го́споди, Ты́ поми́луй, Го́споди, Твое́ е́смь созда́ние. Пречи́стая Госпоже́ Ми́лостивая, Цари́це Небе́сная, помоли́сь Го́споду Бо́гу и Спа́су на́шему Иису́су Христу́, Сы́ну Твоему́, за мене́, гре́шнаго раба́ Твоего́ (имяре́к).

Да́ждь ми́, Госпоже́, христиа́нский коне́ц с Пречи́стым Те́лом и Честно́ю Кро́вию и со слеза́ми и покая́нием. Изба́ви, Госпоже́, му́ки ве́чныя, огня́ негаси́маго, и че́рвия неусыпа́ющаго, и смолы́ кипя́щия.

Пречи́стая Госпоже́, Ми́лостивая Цари́це Небе́сная, Ты́ еси́ Моле́бница ко Го́споду Бо́гу и Спа́су на́шему Иису́су Христу́ за мене́, гре́шнаго и окая́ннаго раба́ Твоего́ (имяре́к), Ты́ еси́ Помо́щница, Ты́ Засту́пница от вся́каго зла́ и супоста́та, не забу́ди, Пречи́стая Госпоже́, ни́щаго Твоего́ до конца́.

Посе́м: Засту́пнице усе́рдная, Благоутро́бная Го́спода Ма́ти, к Тебе́ прибега́ю а́з окая́нный и па́че все́х челове́к гре́шнейший. Вонми́ гла́су моле́ния моего́ и во́пль мо́й и стена́ние услы́ши. Я́ко беззако́ния моя́ превзыдо́ша главу́ мою́ и а́з, я́коже кора́бль в пучи́не, погружа́юся в мо́ре грехо́в мои́х.

Но Ты́, Всеблага́я и Милосе́рдая Влады́чице, не пре́зри мене́, отча́яннаго и во гресе́х погиба́ющаго. Поми́луй мя́, ка́ющагося в злы́х де́лех мои́х, и обрати́ на пу́ть пра́вый заблу́ждшую окая́нную ду́шу мою́. На Тебе́, Влады́чице моя́ Богоро́дице, возлага́ю все́ упова́ние мое́. Ты́, Ма́ти Бо́жия, сохрани́ и соблюди́ мя́ под кро́вом Твои́м ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Та́же моли́тва по вся́ дни́:

Душе́, душе́ моя́, почто́ жа́луешися на Го́спода? Я́ко ле́ность твоя́ ве́чной му́це хода́тай е́сть. А́ще бы ве́дала да́р Бо́жий, пла́кала бы ся́ горячими слеза́ми, стеня́щи со воздыха́нием, скорбя́щим о вся́ком гресе́, о ма́лем и о вели́цем. Возопи́ к своему́ Влады́це, да не предвари́т тебе́ я́рость одержа́щаго всеси́льною руко́ю пра́ведною.

А́з же, гре́шный и лени́вый и льсти́вый язы́к име́яй, ка́ко помолю́ся Влады́це моему́, да изба́вит мя́ Госпо́дь от Стра́шнаго суда́? Всегда́ бо трепе́щу по́мыслов в се́рдце мое́м о Стра́шном суде́, да изба́вит мя́ от му́ки ве́чныя, и че́рвия неусыпа́ющаго, и тьмы́ кроме́шныя и от грозы́ несогреемыя.

Поми́луй мя́, гре́шнаго раба́ Твоего́ (имяре́к), я́ко Па́вла апо́стола, его́же любля́ше па́че все́х, и от на́с убо́гих, не отврати́ лица́ Твоего́ во о́н де́нь Стра́шный, его́же трепе́щет душа́ моя́ и соста́вы те́ла моего́ ужаса́ются. Го́споди, изба́ви мя́ стра́шнаго ча́са, да не отпаду́ от ми́лости Твоея́.

Но молю́ святы́я А́нгелы и Арха́нгелы, и проро́ки, и му́ченики, и вся́ святы́я, да мо́лят Бо́га за мою́ ду́шу. Ва́шего ра́ди моле́ния да возврати́т Влады́ка тре́бы Своя́ от мене́ гре́шнаго.

И Ты́, Пречи́стая Госпоже́ Де́во, иму́ще дерзнове́ние к Сы́ну о рабе́х Твои́х, не забу́ди трудо́в раба́ Твоего́ (имяре́к), Влады́ко Спа́се, от убо́гия души́ Тебе́ молю́ся, изба́ви мя́ от печа́ли грехо́в мои́х и введи́ в ра́дость безконе́чнаго жития́, иде́же прославля́ется всесвято́е и́мя Твое́, Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха, всегда́, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

(7

Жития святых: Преподобный Александр Свирский. — Радио ВЕРА

Преподобный Александр Свирский - Богослов

Рака с мощами Александра Свирского

Судьба этого человека удивительна. Основатель Свято-Троицкого монастыря – игумен Александр – еще при жизни почитался великим чудотворцем. Дважды за всю историю человечества открывалась Святая Троица людскому взору — первый раз ветхозаветному праведнику Аврааму у Мамврийского дуба, второй раз — на русской земле преподобному Александру Свирскому.

Родившийся 15 июня 1448 года в семье небогатых крестьян он с юных лет мечтал посвятить свою жизнь служению Богу. В девятнадцатилетнем возрасте, вопреки желанию родителей, юноша отправился на Валаам. В монастырь. По дороге, перейдя реку Свирь, на берегу Рощинского озера,  услышал он таинственный голос, известивший, что на этом месте создаст он обитель.

По преданию, Первое Обретение мощей преподобного Александра Свирского случилось в 1647-м году. Восстанавливая монастырь, опустошённый поляками во время смуты, монахи обнаружили склеп, в котором покоился старец. К их великому удивлению, тело святого было не тронуто временем. Казалось, он просто уснул, и вот-вот откроет глаза.

  • Таким увидели его и гонители веры…
  • …В декабре 1918-го года нетленные мощи Александра Свирского были вывезены из Свято-Троицкого монастыря и доставлены в Военно-Медицинскую Академию в Санкт-Петербурге. Вечером того же дня в кабинете начальника кафедры анатомии – профессора Тонко́ва – состоялся такой разговор… 
  • Коллега:     — Ну-с, Владимир Николаевич, показывайте, что это за «объект особой важности».
  • Тонков:      — Терпение, коллега.
Читайте также:  Петров пост календарь питания, что можно кушать - богослов

Коллега:     — Вы меня заинтриговали, голубчик. Умоляю, не томите!

Тонков:      — Хорошо. Что вы скажете об этом?!

Коллега:    — Ну, и что тут у нас?… Престарелый мужчина. На вид – лет восемьдесят. Судя по всему, смерть наступила… два, или три дня назад. Следов насилия не наблюдаю. Скорее всего, этот человек умер по естественным причинам. Это всё что вы хотели мне показать?

Тонков:      — Я всегда говорил, что вы – превосходный специалист… всё верно, кроме одного. Этот человек скончался… четыреста лет назад.

Коллега:     — ЧЕТЫРЕСТА ЛЕТ?!… Профессор, если бы я не знал, с кем говорю, я бы решил, что передо мной сумасшедший. Четыреста лет? Это не возможно!

Тонков:      — Не верите? Тогда потрудитесь прочесть.

Коллега:     — Что это?

Тонков:      — Газетная вырезка. Из сегодняшней «Правды».

Коллега:     — Ну, если вы настаиваете – пожалуйста! «Очередной поповский миф – развенчан. Так называемые «нетленные мощи» Александра Свирского на поверку оказались восковой куклой»… То есть, если я правильно понял…

Тонков:      — Именно. Мощи Александра Свирского – перед вами!

Коллега:     — Но позвольте! Какая же это кукла?! Это плоть! Это прекрасно сохранившаяся человеческая плоть!

…В тот вечер Владимир Николаевич Тонков принял опасное для себя решение. Во что бы то ни стало сохранить православную святыню. Для этого нужно было сделать так, чтобы о мощах преподобного Александра Свирского на время забыли. Так и случилось. После смерти профессора, её следы окончательно затерялись…

…В 1997-м году с благословения митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского – Владимира – были начаты поиски. Архивные документы и собранные по крупицам свидетельства привели исследователей на Набережную Фонтанки. В Военно-Медицинскую Академию имени Кирова. Здесь и произошло второе обретение мощей преподобного.

Многочисленные экспертизы не оставили никаких сомнений в подлинности святыни. После восьмидесяти лет забвения нетленные мощи преподобного Александра Свирского были возвращены в Свято-Троицкую обитель. Там они находятся и по сей день.

Преподобный Александр Свирский

Дни памяти: 17 апреля, 30 августа

Преподобный Александр Свирский - Богослов Преподобный Александр Свирский

Преподобный Александр Свирский родился 15 июня 1448 года, в день памяти пророка Амоса и при Крещении назван в честь его. Всю жизнь пребывая вдали от исторических событий, преподобный Александр, светоч монашества, в глубине лесов Русского Севера творил иную, духовную историю, удостоившись необычайных даров Святого Духа.

Родители его, Стефан и Васса (Василиса), были крестьяне приладожского села Мандеры, на берегу реки Ояти, притока реки Свири. У них было двое детей, которые уже выросли и жили отдельно от родителей.

Но Стефану и Вассе хотелось иметь еще одного сына. Они усердно молились и услышали голос свыше: «Радуйтесь, доброе супружество, вы родите сына, в рождении которого утешение Бог подаст Своим Церквам».

Амос рос особенным отроком. Он был всегда послушен и кроток, избегал игр, смеха и сквернословия, носил скудную одежду и так изнурял себя постом, что вызывал беспокойство матери. По исполнении совершеннолетия он однажды встретился с валаамскими монахами, пришедшими на Оять для покупки необходимых монастырю вещей и по другим хозяйственным нуждам.

Валаам к этому времени уже слыл монастырем высокого благочестия и строго подвижнической жизни. Разговорившись с ними, юноша заинтересовался их рассказом о скитской (по двое-трое вместе) и отшельнической жизни иноков. Зная, что родители хотели женить его, юноша в 19 лет тайно ушел на Валаам.

Под видом спутника ему явился Ангел Божий, указавший путь на остров.

Семь лет жил Амос в монастыре как послушник, ведя суровую жизнь. Дни проводил он в трудах, ночи — в бдении и молитве. Иногда обнаженный до пояса, весь покрытый комарами и мошками, молился в лесу до утреннего пения птиц.

В 1474 году Амос принял постриг с именем Александр. Через несколько лет родители случайно узнали от пришедших в Мандеру карелов, куда пропал их сын.

По примеру сына, родители вскоре также ушли в монастырь и приняли постриг с именами Сергий и Варвара.

После их смерти преподобный Александр, по благословению игумена монастыря, поселился на уединенном монастырском острове, где в расщелине скалы устроил келлию и продолжил свои духовные подвиги.

Далеко разнеслась слава его подвигов. Тогда преподобный в 1485 году удалился с Валаама и, по указанию свыше, избрал место в лесу на берегу прекрасного озера, которое стало впоследствии именоваться Святым.

Тут преподобный устроил себе хижину (Впоследствии на этом месте, у Святого озера, в 36 верстах от будущего города Олонца и в 6 верстах от реки Свири, преподобный Александр основал монастырь Живоначальной Троицы, а в 130 саженях от него, у озера Рощинского, устроил себе «отходную пустынь», на месте которой затем возник Александро-Свирский монастырь.

) и в одиночестве прожил семь лет, питаясь лишь тем, что собирал в лесу. В это время святой испытал лютые страдания от голода, стужи, болезней и диавольских искушений. Но Господь постоянно поддерживал духовные и телесные силы праведника.

Однажды, когда, страдая тягостными недугами, преподобный не только не мог встать с земли, но и приподнять голову, он лежал и пел псалмы. И вот ему предстал преславный муж. Положив руку на больное место, он ознаменовал святого крестным знамением и исцелил его.

В 1493 году на жилище преподобного, во время охоты на оленя, случайно набрел соседний владелец Андрей Завалишин. Пораженный видом праведника, Андрей поведал ему о свете, виденном ранее над этим местом, и умолил преподобного рассказать ему о своей жизни.

С тех пор Андрей стал часто посещать преподобного Александра и, наконец, по его наставлению, сам удалился на Валаам, где принял постриг с именем Адриана.

Впоследствии он основал Ондрусовский монастырь и прославился святой жизнью (память 26 августа и 17 мая; † 1549).

Андрей Завалишин не смог умолчать о подвижнике, несмотря на данное ему обещание. Широко разнеслась слава праведника, и к нему стали собираться иноки.

Тогда преподобный уединился от всей братии и устроил себе отходную пустынь в 130 саженях от общего жилища. Там ему встретилось множество искушений.

Бесы принимали звериный облик, свистели по-змеиному, понуждая преподобного бежать. Но молитва святого, словно огненный пламень, палила и разгоняла бесов.

В 1508 году, на 23-м году пребывания преподобного в заповеданном месте, ему было явление Живоначальной Троицы. Преподобный ночью молился в отходной пустыни. Вдруг воссиял сильный свет, и преподобный увидел вшедших к нему Трех Мужей, облаченных в светлые, белые одежды. Освященные Небесной славой, Они сияли чистотой, ярче солнца.

Каждый из них держал в Своей руке жезл. Преподобный пал в страхе, а, придя в себя, поклонился до земли. Подняв его за руку, Мужи сказали: «Уповай, блаженне, и не бойся». Преподобный получил повеление построить церковь и устроить обитель. Он снова пал на колени, взывая о своем недостоинстве, но Господь восставил его и повелел исполнить указанное.

Преподобный спросил, во имя кого должна быть церковь. Господь же сказал: «Возлюбленный, как видишь Говорящего с тобою в Трех Лицах, так и созижди церковь во Имя Отца и Сына и Святого Духа, Единосущной Троицы. Я оставляю тебе мир и мир Мой подам тебе».

И тотчас преподобный Александр увидел Господа с простертыми крылами, словно по земле ходящего, и Он стал невидим. В истории Русской Православной Церкви это Божественное нисхождение известно как единственное. После этого явления преподобный стал думать, где строить церковь. Однажды, во время молитвы к Богу, он услышал голос свыше.

Посмотрев в высоту, преподобный увидел Ангела Божия в мантии и куколе, подобно, как видел преподобный Пахомий Великий. Ангел, стоя в воздухе с простертыми крылами и воздетыми руками, произносил: «Един Свят, Един Господь Иисус Христос, в славу Бога Отца, аминь».

И потом обратился к преподобному: «Александр, на этом месте да созиждется церковь во Имя явльшегося тебе в Трех Лицах Господа, Отца и Сына и Святого Духа, Нераздельной Троицы». И, трижды перекрестив место, Ангел стал невидим.

В том же году была построена деревянная церковь Живоначальной Троицы (в 1526 году на ее месте воздвигнута каменная). Сразу же по построении церкви братия стала упрашивать преподобного принять священство. Он долго отказывался, считая себя недостойным.

Тогда братия стала молить святителя Серапиона, архиепископа Новгородского († 1516; память 16 марта), чтобы он убедил преподобного принять сан. В том же году преподобный ездил в Новгород и получил посвящение от святителя.

Вскоре затем братия умолила преподобного принять игуменство.

Став игуменом, преподобный сделался еще смиреннее, чем прежде. Одежда его была вся в заплатах, спал он на голом полу. Сам готовил пищу, месил тесто, пек хлеб. Однажды не хватило дров и эконом просил игумена послать из иноков тех, кто празден, за дровами.

«Я празден», — сказал преподобный и стал рубить дрова. В другой раз так же начал носить воду. А ночью, когда все спали, преподобный часто молол за других хлеб ручными жерновами.

Ночью же преподобный обходил келлии и, если слышал где суетные разговоры, легонько стучал в дверь и уходил, а утром наставлял братию, налагая епитимию на виновных.

Под конец жизни преподобный Александр задумал построить каменный храм Покрова Пресвятой Богородицы. Было заложено основание храма.

Однажды вечером, после совершения акафиста Пресвятой Богородице, преподобный сел отдохнуть в келлии и вдруг сказал келейнику Афанасию: «Чадо, трезвись и бодрствуй, потому что в этот час будет чудное и ужасное посещение». Послышался голос, подобный грому: «Се Господь грядет и Рождшая Его».

Преподобный поспешил в предсение келлии, и его осиял великий свет, распространившийся над всем монастырем ярче солнечных лучей. Посмотрев, преподобный увидел над основанием Покровской церкви седящую на алтарном месте, словно царица на престоле, Пречистую Богородицу.

Она держала Младенца-Христа на Своих руках, а множество ангельских чинов, блистающих неизреченной светлостью, предстояло Ей. Преподобный упал, не стерпев великого света. Богородица сказала: «Восстань, избранник Сына и Бога Моего! Ибо вот пришла посетить тебя, возлюбленный Мой, и посмотреть основание Моей церкви.

А за то, что молился об учениках и обители твоей, вот отныне всем она будет изобиловать; и не только при жизни твоей, но и по отшествии твоем неотступно буду от обители твоей, подавая неоскудно все потребное.

Смотри же и наблюдай тщательно, сколько иноков сошлось в твою паству, которые тобою должны быть наставлены на путь спасения о Имени Святой Троицы». Преподобный встал и увидел множество иноков. Матерь Божия снова сказала: «Возлюбленный Мой, если кто и один кирпич принесет на построение церкви Моей, во Имя Иисуса Христа, Сына и Бога Моего, не погубит мзды своей». И Она стала невидима.

Читайте также:  Введение во храм пресвятой богородицы (на литургии 4 декабря 2018) - богослов

Перед своей кончиной преподобный проявил удивительное смирение. Он призвал братию и повелел ей: «Свяжите тело мое грешное по ногам веревкой и отволочите его в болотную дебрь и, закопавши во мху, потопчите своими ногами».

Братия отвечала: «Нет, отче, не можем сотворить этого». Тогда преподобный указал не хоронить его тело в обители, но в отходной пустыни, у церкви Преображения Господня.

Прожив 85 лет, преподобный 30 августа 1533 года отошел ко Господу.

Дивными чудесами прославился преподобный Александр Свирский при жизни и по кончине. В 1545 году ученик и преемник преподобного, игумен Иродион, составил его житие. В 1547 году началось местное празднование памяти преподобного и была составлена служба ему.

В 1641 году, 17 апреля, при перестройке церкви Преображения, были обретены нетленные мощи преподобного Александра Свирского и ему установлено общецерковное празднование на две даты: день преставления — 30 августа и день прославления (обретение мощей) — 17 апреля. (О преподобном Александре Свирском: Архиепископ Питирим.

Церковь как претворение Тринитарного Домостроительства — «Журнал Московской Патриархии», 1975, N 1, с. 59. Вольгин А. Преподобный Александр Свирский. — «Журнал Московской Патриархии», 1978, N 8, с. 73-76).

Целый сонм учеников наставил и воспитал преподобный Александр Свирский, как и завещала ему Матерь Божия. Это — преподобные: Игнатий Островский (ХVI), Леонид Островский (ХVI), Корнилий Островский (ХVI), Дионисий Островский (ХVI), Афанасий Островский (ХVI), Феодор Островский (ХVI), Ферапонт Островский (ХVI).

Кроме этих святых, известны ученики и собеседники преподобного Александра Свирского, имеющие отдельные дни памятей: преподобный Афанасий Сяндемский (ХVI, память 18 января), преподобный Геннадий Важеозерский († 8 января 1516 года, память 9 февраля), преподобный Макарий Оредежский († 1532, память 9 августа), преподобный Адриан Ондрусовский († 26 августа 1549 года, память 17 мая), преподобный Никифор Важеозерский († 1557, память 9 февраля), преподобный Геннадий Костромской и Любимоградский († 1565, память 23 января). Все эти святые (кроме преподобного Геннадия Костромского) изображены на иконе преподобных отцов, в земле Карельской просиявших (из храма Духовной семинарии в городе Куопио, Финляндия). Празднество Собору святых, в земле Карельской просиявших, совершается Финляндской Православной Церковью в субботу между 31 октября и 6 ноября (См. об этом: В. Русак. Икона преподобных отцов, в земле Карельской просиявших. «Журнал Московской Патриархии», 1974, N 12, с. 16-21).

Александр Свирский

Святой Александр Свирский появился на свет 15 июня 1448 года и был назван Амосом — в честь ветхозаветного пророка, память которого празднуется в этот день.

Это указывает на богобоязненность и благочестивость его родителей, многих сведений о которых не сохранилось: имена их были Стефан и Василиса или Васса. Они были пожилыми крестьянами села Мандроги или Мандеры, что стоит неподалеку от впадения реки Ояти в Ладожское озеро.

Известно, что у святого Александра были двое взрослых братьев или сестер, живших отдельно, а родители просили у Бога младшего сына как утешение в старости.

Действительно, после долгих молитв рождение преподобного было предварено голосом Самого Бога, призвавшего добрых супругов радоваться о будущем рождении сына, который будет утешением не только им, но и Церкви Божией.

С рождения святой показал себя избранником Божиим: он не играл много с другими детьми, специально выбирал одежду попроще, постился, сильно ограничивая себя в пище, а главное, был добр ко всем и безгрешен. К моменту совершеннолетия родители задумали женить его, однако сам он уже определился со своим желание посвятить жизнь Богу в монашестве.

С проходящими мимо села иноками Валаамского Спасо-Преображенского монастыря (это также духовная жемчужина ладожских земель, древняя обитель подвижников, расположенная на одиноком острове посреди огромной Ладоги) он отправился сразу в один из Валаамских скитов, где иноки жили по двое-трое человек.

По преданию, одним из его проводников туда был Ангел Божий.

Будущий Александр Свирский — Амос — вел послушническую жизнь на скалах Валаама в течение семи лет.

Он выполнял все трудные поручения настоятеля обители, как и многие монахи сегодня: днем трудился, нося воду и чистя скотный двор, прислуживая в храме, а ночью старался подвизаться в молитве, не спать, чтобы умерщвлять свои греховные желания. Особенно тяжелы были ночные бдения в лесу на Валааме: карельские земли славятся мошкой и ее укусы — настоящее истязание.

В 1474 году появился на свет монах Александр — для мира умер Амос.

Божиим промыслом именно в это время родители его — а в свое время Амос ушел из дома тайно — узнали о его местонахождении и постриге и сами ушли в некие северные монастыри, приняв постриг с именем Сергий и Варвара.

Интересно, что здесь и во многих эпизодах житие святого Александра перекликается с житием преподобного Сергия Радонежского — Игумена Земли Русской, этот великий святой также много трудился и молился в глухих лесах, родители его также приняли монашеский постриг.

После пострига преподобный поселился на малом острове в Валаамском архипелаге, устроив келью прямо в расщелине горы. Здесь сегодня стоит прекрасный скит во имя преподобного Александра Свирского с высокой белой церковью. Уже об этих подвигах разнеслась слава не только по Валааму, но и по окрестным селам. К подвижнику стали приходить люди, паломники обители.

В 1485 году преподобный, убегая от славы и ища безмолвия, ушел с Валаама. Он избрал место в глухом лесу, на берегу небольшого озера, позже названного Святым, и поставил крохотную келью, где в одиночестве жил около десяти лет, питаясь травами, грибами и ягодами.

Он страдал от холода, нередкого в этих местах, голода, болезней и искушений бесовских, но молился ко Господу обо всех людях и возрастал духовно. Бог поддерживал его молитвенное горение. Известно о чудесном исцелении святого: однажды преподобный не мог подняться с кровати, более того — поднять голову и читать молитву.

Однако он лежал на постели и пел известные ему наизусть псалмы. Внезапно ему явился Ангел: он положил руку на голову подвижника, перекрестил его и избавил от болезни.

В 1493 году Бог явил святого людям: к его келье пришел дворянин Андрей Завалишин, охотившийся на оленя и видевший несколько раз свет над местом подвига преподобного. Александр Свирский хотел скрыться, но охотник упросил его рассказать о себе с обещанием никому не выдавать место молитвы отшельника. Этот рассказ стал основой начала жития преподобного.

Святой стал духовным наставником Андрея, который через некоторой время сам стал иноком Валаамской обители, постригшись в монахи с именем Адриана и со временем прославившись в лике преподобных. Этот в прошлом охотник стал основателем собственного Ондрусовского монастыря.

Будущий святой Андриан, возможно, согрешил, не сдержав данное подвижнику слово — но именно благодаря ему к преподобному Александру стали собираться иноки будущей обители.

Святой Александр должен был принять и наставлять приходящую к нему братию, желавшую строгой жизни и со временем по Божьему велению поставить церковь во имя Святой Живоначальной Троицы, основав одноименную обитель.

Сохранилась она и до сего дня в нескольких десятках километров от города Олонец.

Однако желание уединения преподобный реализовал в своей «отходной пустыни», на расстоянии около километра от основного монастыря у озера Рощинского.

Известно, что именно в «отходной пустыни», со временем превратившейся в названный именем преподобного Александро-Свирский монастырь, святого постигли и самые страшные искушения, и наибольшая благодать Божия. Вначале ему являлись бесы в облике страшных зверей и множества змей, которых никогда не было в тех местах. Крепкой верой и сильной молитвой святой изгонял чудовищ.

А в 1508 году святому Александру явился Господь. К тому времени прошло 23 года с момента поселения преподобного на Свири. Пустынь ночью ярко осветилась и в келью святого вошли Трое, Чьи Лики сияли ярче Солнца. Святой пал перед Богом в поклоне до земли, Господь же поднял его за руку.

Предание пересказывает нам Божии слова, обращенные к преподобному: крепко верить в Бога, надеясь на Его милость и не боясь; строить храм и монастырь.

Святой даже возражал Творцу, говоря о своем недостоинстве, но Господь Сам поднял его с колен и повелел строить церковь: «Видишь Ты, возлюбленный Мной человек, Говорящего с Тобой Бога в Трех Лицах — поэтому и воздвигай церковь во имя Троицы Единосущной, Отца, Сына и Духа Святого. Я оставляю тебя в мире и подаю тебе свою благодать (мир)».

После этих слов Ангелы распростерли крылья и поднялись на Небо, а святой стал думать, где же построить храм. Через некоторое время, поскольку святой не начал строительство, но продолжал размышлять о месте храма, молясь, ему вновь явился Ангел, на сей раз молящийся в монашеской одежде с поднятыми руками — он благословил место будущего храма.

Важно отметить, во-первых, что это явление Бога во Святой Троице — русскому святому — единственное в истории нашей Церкви. А во-вторых, эти явления и все житие преподобного Александра показывают нам, как смирение, постоянная надежда только на Бога, избегание людей и их славы возвеличивают человека, считающего себя самым недостойным.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *